Иррациональный страх. Можно ли вылечить гомофобию? Как противостоять фобиям и освободиться от них Какие страхи относятся к иррациональным

„Гордость делает человека уязвимым
ровно в той степени, в какой он одержим ею.
Задеть ее одинаково легко у снаружи, и изнутри"
Карен Хорни

Подробно о ГОРДЫНЕ И ТЩЕСЛАВИИ мы говорим в разделе о самоценности человека. Там мы разбираем пути и механизмы развития гордыни, стараясь понять, почему она занимает такое важное место в жизни немалого числа (если не сказать - всех) людей. Здесь же мы остановимся на тревожных состояниях, связанных с опасением фрустрации гордости.

Одна из причин такой фрустрации – неудача, которая преследует человека в следовании требованиям его гордыни, которые могут охватывать все аспекты жизни человека, оказавшихся важными для торжества гордыни. Эти так называемые внутренние предписания „НАДО и НЕЛьЗЯ “) превращают человека в своего раба, заставляя из кожи вон лезть, чтобы соответствовать своему собственному ИДЕАЛУ . Точнее – торжеству своего ИДЕАЛЬНОГО Я .

Это торжество может касаться и аспекта, который гордец считаем своим особым нравственным совершенством, но которое является все же ни чем иным, как ИСКУССТВЕННОЙ МОРАЛЬЮ И ИЗВРАЩЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ .

„Внутренние предписания („НАДО и НЕЛЬЗЯ“), в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа самого себя, имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство : их цель – заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым, - пишет Карен Хорни, - поэтому многие реакции уныния, раздражения или страха наступают у пациента не в ответ на то, что он обнаружил у себя неприятную проблему, а в ответ на чувство, что он не в силах разделаться с ней немедленно “.

Реакции фрустрации гордыни очень мощные, поскольку гордец вкладывает массу энергии в то, чтобы удовлетворить требования своего ИДЕАЛЬНОГО Я , компульсивно ведущие человека к воображаемой и вожделенной СЛАВЕ . Карен Хорни подчеркивает, что в реакциях фрустрации гордыни "присутствует подспудный страх, но преобладает гнев и даже ярость“. Об этих чувствах мы поговорим в главе, посвященной ЧУВСТВАМ ПРИ ТРЕВОГЕ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ .

Здесь же мы рассмотрим страхи, возникающие в результате тревожных ожиданий пугающих человека последствий фрустрации его гордыни. Каждый из этих страхов возникает в связи с „угрозой“ гордыне в той или иной сфере человеческой психики, где эта гордость имеет место и где человек опасается потерять ее воодушевляющее и маскирующее правду о нем самом влияние.

В первую очередь, человек опасается потерять то, что прикрывает и от его сознания, и от глаз других свое столь им ненавидимое ПОДЛИННОЕ Я . Он боится потерять выстроенные его гордыней маски и фасады, которые он в ослеплении принимает за свою подлинную сущность и стремится к тому, чтобы и другие в это верили. Рассмотрим ниже важнейшие иррациональные страхи, свойственные человеку с уязвленной гордыней.

Подчеркну еще раз, что это именно иррациональные страхи (точнее было бы назвать их опасениями) свойственные тревоге. У этих страхов нет реального объекта (что бывает у нормального СТРАХА), у них есть лишь гипертрофированное опасение потери того или иного аспекта гордыни или раскрытие того, что человек так тщательно скрывает от других и от себя.

СТРАХ КРАХА ИДЕИ ВСЕМОГУЩЕСТВА

Это страх, думаю, является основным, поскольку основу гордыни составляет именно ощущение того, что человек не имеет никаких препятствий для достижения целей, которые ставит перед человеком его ИДЕАЛЬНОЕ Я . Мало того, идея всемогущество может касаться и самих способов достижения этих целей. Все происходит как бы по мановению волшебной палочки, без риска и приложения особых усилий. Здесь сказывается влияние МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ . Человек принимает при этом желаемое за действительное, то, что нужно изменить – за уже измененное. В своем сознании человек уже как бы совершил то, что он увидел в своих фантазиях – ведь он уже увидел себя как героя некоего ОБРАЗА БУДУЩЕГО , в котором уже достигнуты его вожделенные цели.

Можно утверждать, что практически всегда в подсознании человека сидит опасение, что его всемогущество – не более, чем захватывающая ФАНТАЗИЯ . Такое СОМНЕНИЕ человека в основах своей ИДЕНТИЧНОСТИ , частью которых становится гордыня, может переживаться очень мучительно. Поэтому всякие подобные мысли человек гонит от себя – и его подсознание принимает все, что ВЫТЕСНЕНО из сознания.

Когда же реальность вносит свои коррективы в представление человека о своем всемогуществе, когда оказывается, что ему не удается быть таким, делать то и добиваться того, что и как он хочет, тогда врываются переживания, связанные с крахом иллюзий о себе, как о чем-то особенном, не таком как все. Оказывается на поверку, что человек-то самый обычный – и слетает с него шелуха напыщенности и самомнения, и становятся всем видно его истинное лицо.

Для многих гордецов такой „удар СУДЬБЫ “ оборачивается катастрофой, обидой на весь свет за его НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . И лишь немногие способны использовать это отрезвление для того, чтобы стать САМИМ СОБОЙ , чтобы жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ – жизнью своего ПОДЛИННОГО Я .

Гордец считает себя не только вправе, но и абсолютно уверен в своей неограниченной способности контролировать других людей и все, что с ним проис ходит. С другой стороны, он уверен в том, что и его ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ находится под его полным КОНТРОЛЕМ . Здесь можно говорить о связе рассматриваемого вида вторичной тревоги с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ .

“Только с величайшей неохотой признает он в себе какие-то бессознательные силы, то есть силы, не подчиняющиеся контролю сознания, пишет Карен Хорни, - Это мука для него – признать, что в нем существуют конфликт или проблема, которые он не может разрешить (то есть справиться с ними) немедленно… Как только можно долго он держится за иллюзию, что может сам устанавливать для себя законы и выполнять их. Собственная беспомощность перед чем-то внутри себя ему ненавистна так же, если не больше, как беспомощность перед внешними обстоятельствами“.

Еще одной из причин такого страха Карен Хорни считает чувство общей неуверенности относительно своих прав, которое нередко испытывает гордец: „внутренний мир, где он чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав“. Чувство, что у него нет никаких прав может быть внешним выражением его страданий и средоточием жалоб, поскольку он не уверен в иррациональных требованиях своей гордыни. А требования эти, как отмечает Хорни, „откровенно фантастичны, все они пропитаны ожиданием ЧУДА; требования являются необходимым и неизбежным средством воплощения ИДЕАЛЬНОГО Я в действительность“.

СТРАХ “РАЗОБЛАЧЕНИЯ” И САМООБВИНЕНИЯ

Гордыня, как мы знаем, есть самообман и обман окружающих. Конечно, это, в основном, не ЛОЖЬ намеренная. Человек попросту подменяет свое ПОДЛИННОЕ Я масками и фасадами ИДЕАЛЬНОГО Я. Все, что не соответствует требованиям гордыни, ВЫТЕСНЯЕТСЯ . Но содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО прорываются в сознание, не оставляя человека в покое. Правда о нем самом, как ее ни скрывай, рано или поздно заставит его задуматься о несоответствии его ОЖИДАНИЙ от себя самого реальному положению дел, о расхождении его мнения о том, что он из себя представляет, и его подлинной сущности.

Правда о себе подлинном - это крах иллюзии о собственном всемогуществе. Поэтому г ордец всегда в глубине души опасается того, что его маски будут сорваны, что он не в состоянии будет поддерживать свои фасады в надлежащем качестве. И в результате всем (в том числе и ему самому) станет ясно, что весь его блеск был лишь пусканием пыли в глаза, и всем станет видна его подлинная сущность.

Страх разоблачения совершенно нормален при совершении каких-либо деяний, не принятых с точки зрения окружения или совести. Иррациональный же страх разоблачения возникает при несоответствии реальных (с точки зрения человека) его свойств тем свойствам, которые он старается развивать в себе в угоду своему ИДЕАЛЬНОМУ Я .

Некоторые гордецы, утверждает Карен Хорни, особенно подвержены страху разоблачения. В таком человеке „постоянно живет тайный страх, что он просто мошенник“:

„Даже если он добился успеха или почета честным трудом, он по-прежнему будет считать, что достиг их, введя других в заблуждение. Это делает его чрезвычайно чувствительным к критике и неудачам, даже к одной лишь возможности неудачи или того, что критика вскроет его "мошенничество"…“.

Нередко гордец будет стараться разглядеть в себе изъяны, движимый желанием вовремя их устранить. Однако, будучи склонным к чрезмерному самонаблюдению, такой человек, как отмечает Карен Хорни, „чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается“. То есть страх разоблачения толкает человека, считает Хорни, на самокопания и самообвинения:

„Самообвинения в мошенничестве и обмане (страх, который возникает у него в ответ на самообвинения – страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь).

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения).

Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Эти внешние факторы не должны быть неподконтрольными. Следовательно, все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.

Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными (тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм). Самое важное в этом виде самообвинений то, что они часто относятся к борьбе против проявлений ПОДЛИННОГО Я “.

Именно в силу такой склонности к самообвинениям гордецы (то есть люди, пренебрегающие интересами своего ПОДЛИННОГО Я , оказываются, нередко, жертвами МАНИПУЛЯТОРОВ , играющих на разжигании в них ЧУВСТВА ВИНЫ .

Хорни отмечает, что, благодаря механизму ПРОЕКЦИИ , склонность к самокопанию и самообвинения выносятся вовне. При этом человеку кажется, что именно другие люди постоянно пытаются уличить его в обмане. „В результате он уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы, - пишет Хорни, - Это чувство может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ “.

Хорни указывает на тщетность самообвинений, на их всего лишь обличающий характер. Гордец, обвиняющий себя в духе ненависти к себе, волей-неволей стремится „обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что мы научимся чему-нибудь на ошибках“.

СТРАХ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

Гордыня человека нередко „питается“ убеждением в том, что окружающие не могут без него обойтись. Эта востребованность придает ему ощущение силы и влиятельности, поднимая его самооценку и душевное самочувствие. Человек впадает в зависимость от подпитывающего его гордыню ощущения своей востребованности.

Отсюда понятны опасения человека, что он (таким, как он сам себя представляет) окажется невостребованным другими людьми. И его гордыня, страшащаяся краха, подталкивает его на все новые и новые уловки, чтобы сохранить статус кво или даже завоевать еще более прочные позиции в его отношениях с другими людьми.

СТРАХ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Гордыня, как и здоровое самолюбие, требует высокой оценки человека как со стороны окружающих, так и его САМООЦЕНКИ . Ценимый другими и самим собой, гордец чувствует себя на коне. Он жаждет похвал и делает все для того, чтобы их получать (см. ТЩЕСЛАВИЕ КАК ЛОЖНАЯ САМООЦЕНКА).

Однако где-то в подсознании гордеца всегда сидит опасение, что он, такой замечательный, не будет оценен, как он считает, “по заслугам”, будет недооценен или даже даже обесценен. Это может случиться, если сияющие черты его гордыни окажутся на поверку блеклой подделкой, а через прорехи масок и фасадов станет видна его весьма неприглядная истинная сущность.

Речь может идти о любой черте характера, о любом свойстве, о любой внешней или внутренней „СУБСТАНЦИИ “, которую человек считает своей ЦЕННОСТЬЮ и хочет, чтобы она была высоко оценена и другими. В случае гордыни мы имеем дело с гипертрофированием тех или иных черт и свойств, которые ИДЕАЛЬНОЕ Я человека считает его важнейшим достоянием. По сути, речь идет о личине, которая прикрывает так ненавидимое им его ПОДЛИННОЕ Я . Человек опасается, что спадение с него этой личины и обнажение его подлинной сущости заставят не только окружающих изменить в негативную сторону мнение о нем, но и он сам, перестав себя ценить, станет себя презирать.

Процесс самообесценивания может достигать гигантских размеров, считает Карен Хорни: „Даже люди, имеющие подлинные интеллектуальные достижения, иногда чувствуют, что лучше настаивать на своей глупости, чем открыто признавать свои стремления, потому что им любой ценой надо избежать опасности быть осмеянными; с тихим отчаянием они принимают собственный приговор, отвергая свидетельства и уверения в противоположном“. Человек как бы думает, что лучше самому себя обесценить, упиться самоуничижением, посмеяться над собой – чем пережить то же самое со стороны других людей.

СТРАХ НЕНАВИСТИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ

Если человек ввергнут задетой гордыней в пропасть презрения к себе, то, чтобы оградить себя от мучительных и жестоких самобичеваний, его ненависть к себе выносится вовне: с помощью защитного механизма ПРОЕКЦИИ агрессивные тенденции приписываются другим людям. Таким образом, опасность как бы угрожает человеку со стороны. Это может вызвать подозрительность, приступы тревоги и страха перед окружающими.

СТРАХ ПЕРЕД УСИЛИЯМИ

Некоторым гордецам свойственна убежденность в том, что они могут превосходить всех, не прилагая к этому каких бы то ни было усилий. „Причина глубоко спрятанного страха перед постоянными усилиями состоит в том, что они угрожают разрушить иллюзию неограниченной силы и власти“, - отмечает Карен Хорни. То есть необходимость прилагать усилия является для таких людей чем-то „постыдным“, показывающим и им, и окружающим, что о всемогуществе, которое есть предмет его гордости, нет и речи.

Гордецу может быть свойственно, по словам Хорни; „глубочайшее отвращение к любым усилиям“:

„Бессознательное требование его гордыни таково, что одного только намерения должно быть достаточно для достижения, для устройства на работу, для того, чтобы стать счастливым или преодолеть трудности. Он имеет право получить все это без всяких затрат энергии. Иногда это означает, что реальную работу должны выполнить другие. Если этого не происходит, у него есть причина быть недовольным. Часто случается, что он устает от одной перспективы "лишней" работы“.

Человек снимает с себя тем самым ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выход из неприятных ситуаций, за улучшение своего положения. "Это другие виноваты в моих бедах – они и должны все исправить. А то что же это будет за исправление, если я сам буду все делать?", - так, по мнению Хорни думает гордец.

СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ

Одним из внутренних требований гордыни может быть требование быть обожаемым другими людьми. Гордец может считать, что другие обязаны быть ему рады и принимать его всегда с распростертыми объятиями, что ему “положено” расположение со стороны других. Однако сознание (пусть и подавляемое гордыней) говорит человеку, что такие требования и ожидания нереалистичны. В этом - причина тревожных ожиданий отказа.

Столкновение с реальной ситуацией отказа может обернуться вспышками ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ с проявлением соответствующих эмоций и применением характерных для этой тревоги защит.

СТРАХ НЕОДОБРЕНИЯ

Если САМООЦЕНКА человека зависит от внешних оценок и обратной связи со значимыми (а то и даже незначимыми) другими, то следует ожидать значительных колебаний настроения в зависимости от этой внешней оценки – от ВООДУШЕВЛЕНИЯ похвалой (в какой бы форме она не осуществлялась) до ОТЧАЯНИЯ в случае даже справедливой и дружеской критики. Кроме того, на негативную обратную связь гордец склонен реагировать презрением в отношении того, кто его негативно оценивает.

Человек может опасаться неодобрения со стороны других как его самого, так и отдельных его свойств и черт, его поведения, его поступков, а также стиля и методов их осуществления. Этот страх проявляется непереносимостью упреков и критики.

СТРАХ НЕДОСТАТОЧНООЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЩИ

Гордецы ставят свои интеллектуальные способности вообще очень высоко. Они полагают себя умнее и хитрее других людей. При этом они могут считать свою хитрость, находчивость, способность к обману одними из своих самых важных качеств.

Однако на деле и в этой области часто не все так, как гордец себе представляет. Так он может считать себя способным без усилий И глубоких раздумий находить правильное решение. Такая “непреодолимая потребность казаться всемогущим может повредить способности к обучению“, утверждает Карен Хорни. Также вследствие такой веры в свое превосходство и в легкость осуществления интеллектуальных процессов нарушается и способность принимать правильные, взвешенные решения.

Гордецы, как мы знаем, склонны к тому, чтобы игнорировать реалии, неприятные им свойства их ПОДЛИННОГО Я . Это негативно влияет на интеллектуальную деятельность в целом „Общая тенденция затемнять личные вопросы может затемнить и ясность мышления: как люди, ослепившие себя по отношению к своим внутренним конфликтам, они могут не обращать внимания и на другие виды противоречий, - пишет Хорни. Работа интеллекта ставится на службу игнорирования ПРАВДЫ , а, по сути на службу ЛЖИ .

Далее, гордецы, по словам Хорни, "бывают слишком зачарованы славой, которой им надо добиться, чтобы в достаточной мере интересоваться работой, которую они выполняют“. Это касается и качества, и интенсивности интеллектуальной работы, и усилий, которых эта работа требует.

АГРЕССИВНОСТЬ (в отношение себя и других людей), свойственная людям с уязвленной гордостью , также может препятствовать критическому мышлению, затмевая ясность ума.

Одним словом, у гордеца имеется немало оснований быть недовольным своим умом, являющимся нередко предметом его гордости. Вследствие этого гордец может сильно страдать от самоукоров или от тяжких разочарований по поводу неэффективности (неважно, реальной или просто им предполагаемой) своего разума.

Однако вера в превосходство разума остается одной из важнейших внутренних защитников гордеца. Отсюда понятно его стремление постоянно укреплять всеми возможными и невозможными способами свою опору на интеллект, что является одной из важных ЗАЩИТ ОТ ТРЕВОГИ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ.

СТРАХ НЕОБХОДИМОСТИ ОТКАЗА ОТ ЖЕЛАНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ГОРДЫНИ

По словам Карен Хорни, гордецу трудно дается „признание ограниченности времени, сил, денег, знание о своих реальных желаниях и умение отказаться от менее важных ради более важных“. Это происходит оттого, что, с одной стороны, такой человек уверен в неограниченности своих возможностей, вплоть до веры в свое всемогущество (МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ , в частности, как часть системы МАНИАКАЛьНОЙ ЗАЩИТЫ), с другой, его желания происходят не из его подлинных ПОТРЕБНОСТЕЙ, а являются результатом компульсивных требований его гордыни (НАДО).

Следствием этого является невозможность ранжировать желания по значимости: для него все они одинаково важны, поэтому ни от одного из них он не может ни отказаться, ни поверить в невозможность исполнения того или иного желания (или всех сразу). Это становится причиной глубокой фрустрации человека, которая усугубляется еще и тем, что он в глубине души своей осознает или чувствует, что его всемогущество – лишь фикция, самообман и обман других.

Одним важным следствием этого является, по словам Карен Хорни, „чувство общей неуверенности относительно своих прав“: внутренний мир, где гордец чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, „что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав; чувство, что у него нет никаких прав, может быть в таком случае внешним выражением его страданий и может стать сосредоточием его жалоб, в то время как он не уверен в своих иррациональных требованиях“.

Важно отметить, что гордец часто вообще не может различать свои желания И требования своей гордыни, которые толкают его на компульсивные действия, совершаемые им как бы помимо своей ВОЛИ. Человека это требования как бы тащат по жизни.

Всеобъемлющая функция требований гордыни, по мнению Карен Хорни, – „увековечить иллюзии гордеца о себе и переложить ответственность на внешние факторы: он возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу:

„Требования гордыни не доказывают его превосходство достижениями или успехом: они обеспечивают ему необходимые доказательства и алиби. И пусть даже он опять и опять видит, что другие не принимают его требований, что закон писан и для него, что он не стоит выше обычных неприятностей и неудач – все это не доказывает отсутствия у него неограниченных возможностей. Это доказывает лишь то, что с ним все еще творится НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . Но если только он будет защищать свои требования, в один прекрасный день они будут выполнены.

Несправедливо, что у него вообще есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. Он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать“.

СТРАХ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ „ПОСТЫДНЫЕ“ ЧУВСТВА

Гордец старается (точнее, ему НАДО) сохранять хорошую мину при любой игре. Поэтому он не должен и виду подавать, что у него случилась неудача или драма, или трагедия. Для этого он не должен дать другим людям увидеть его чувства, показывающие, что он переживает или стыдится. Ведь показать другим, что ему плохо – это значит собственноручно расписаться в несостоятельности потуг собственной гордыни. “Страдание он считает позором, который нужно скрывать“, пишет Карен Хорни.

Гордец, уверенный в своем идеальном совершенстве и абсолютной правоте, может даже при ударах по своей гордыне не выказывать чувства стыда, которого он ужасно стыдится. „Чувство собственной правоты перекрывает путь чувству СТЫДА“, пишет Хорни.

Если человек горд своей неуязвимостью, то эта гордость запрещает ему признавать у себя чувство обиды. Такой гордец, согласно Карен Хорни, находится перед дилеммой: „он до абсурда уязвим, но его гордость не позволяет ему быть уязвимым вообще. Божество может в принципе разгневаться на несовершенства смертных, но он должен быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это. Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность“.

Фобия это сильный, неконтролируемый, иррациональный страх, возникающий при взаимодействии с объектом фобии или при возникновении определенных обстоятельств, которые человек не в состоянии контролировать и воспринимать объективно.

Состояние страха при наличии фобического расстройства носит патологический характер, не поддается контролю и логическому объяснению. Интенсивное чувство страха присутствует перманентно или проявляется в связи со множеством стрессоров, раздражителей или событий. При фобии чаще всего страхи являются мнимыми – то есть, зависят от индивидуального, необъективного восприятия человеком той или иной ситуации, объекта.

Что такое фобия?

Термин фобия пришел в психологию из греческого языка. «Рhobos» означает в переводе «ужас». В психологии и психиатрии данный термин имеет несколько официальных трактовок. Выделяя самые авторитетные из них, можно обозначить основные симптоматические проявления тревожно-фобического расстройства:

  • Страх носит необъективный и патологический характер.
  • Объект страха четко определен.
  • Тревожно-фобическое расстройство протекает интенсивно, прогрессируя с течением времени.
  • Индивид оценивает свою боязнь критически, отрицает ее, стыдится или не признает наличия патологии.

Все мы так или иначе испытываем страхи, тревогу и даже приступы панической атаки. Однако, далеко не всегда они трансформируются в заболевания. Ведь психика человека устроена таким образом, что на любой стресс реагируют механизмы психологической, эмоциональной защиты. Благодаря эффекту «забывания» мы довольно быстро избавляемся от последствий любых негативных эмоций и стрессов. В случае же с фобией защитный механизм мозга не срабатывает, или же срабатывает некорректно. Страх, который невозможно объяснить логически, неподдающийся сознательному управлению, и принято считать фобией.

Распространенные фобии: многие ли из нас ими страдают?

Согласно исследованиям американских специалистов, распространение фобий во всем мире колеблется от 2 до 9%. По данным российских ученых Карварского и Полякова, тревожными расстройствами страдают от 15 до 44% пациентов, обращающихся за психологической помощью. По статистике, большинство людей, страдающих различными фобиями и боязнями, входят в возрастную категорию от 25 до 45 лет.

Как страхи и фобии связаны с другими психическими заболеваниями?

Фобическое расстройство – типичный спутник множества других психических патологий. Зачастую фобия обязательно сопровождает какой-либо вид невроза. По результатам исследований Карандашевой, только такая патология, как истерия, может сопровождаться более чем 14-ю тревожными расстройствами. В свою очередь, неврозы и навязчивые состояния сопровождаются списком из 13ти фобий, неврастеники же одновременно могут быть подвержены 4-м видам фобий. В психологии фобии и боязни уже по традиции рассматриваются в контексте невротических и навязчивых состояний. В соответствии с результатами работ Ганнушкина, фобии характерны для пациентов с различными видами шизофрении и астенических расстройств.

Как проявляется фобия?

Индивид с патологической тревожностью оказывается под постоянным влиянием своей боязни. Почти никогда он не испытывает умиротворенности и душевной гармонии. У него возникает ощущение, что он перманентно пребывает на грани нервного срыва. Панические атаки , отчаяние, безысходность и растерянность – вот постоянные спутники человека, страдающего фобиями.

Описание человека, страдающего фобией

Индивид, страдающий фобическим расстройством, начинает избегать объекты своего страха, сознательно уклоняется от любых ситуаций, в которых возможно столкновение со стрессором. Также человек, подверженный тревожности, с трудом справляется с выполнением профессиональной деятельности. Ведь постоянная тревожность и ее симптомы, как психологические, так и соматические, значительно снижают эффективность мозговой деятельности. Становится затруднительной выполнение интеллектуальной работы, снижена внимательность и работоспособность. Личность, страдающая каким-либо видом социальной фобии, помимо всего вышеперечисленного, постоянно тревожится о том, как ее оценивают коллеги, что думают о ней окружающие, какое впечатление на них она производит.

Склонность индивида к избеганию стрессоров, к уходу от пугающих ситуаций значительно снижает качество его жизни во всех сферах. Он до минимума сокращает общение с окружающими, отказывается от новой, неизвестной деятельности, от знакомства с новыми людьми. Это, в свою очередь, затормаживает его развитие как личности, ставит крест на карьерном росте и реализации в профессиональной деятельности. Сокращая общение с другими, человек лишает себя и досуга, посещения интересных и многолюдных мероприятий. В зависимости от объекта фобии ухудшается качество тех или иных аспектов его жизни.

Как отличить фобию от обычного страха?

Согласно тезису, выдвинутому А. Свядощем, нормальное, естественное чувство страха в отличие от фобической тревожности, никак не связано с определенными стрессорами или обстоятельствами, с отношением человека к ним. Природный страх проявляется на короткое время и в ситуации или перед объектом, которые действительно угрожают жизни, здоровью, нормальному психологическому состоянию человека. Он прекращается практически сразу после устранения объективного стрессора, не оставляя после себя длительных переживаний и соматических нарушений.
Фобическая тревожность может быть однообъектной и многообъектной, но смысловая нагрузка эмоциональных переживаний, ситуационные обстоятельства и объект фобии – всегда одни и те же. Естественная же боязнь, в отличие от патологической тревожности, всегда изменчива, имеет под собой ряд веских причин, проявляется по отношению к реально существующим факторам (а не мнимым, как бывает в случае с фобиями).
Так, например, человек пугается змеи, которая хочет напасть на него, и отпрыгивает в сторону или замирает на месте. Когда опасность минует, он может переживать еще несколько дней. Но затем его страхи его больше не беспокоят, и в следующий раз при встрече со змеей он будет осторожен, но не будет испытывать тревожности и напряжения. Офидиофобия же (боязнь змей) проявляется на постоянной основе. Паника наступает при встрече с любой змеей (даже с беззащитной и неядовитой), при просмотре видеозаписей и фото с изображениями этих животных.

Теория изучения фобии

Фобические расстройства сравнительно недавно были отнесены к самостоятельному виду психических патологий. Ранее они рассматривались в контексте невроза навязчивых состояний. Уже в работах врача Ф.Платера в 1617 году встречаются первые научные описания тревожно-фобического расстройства. А в 1858 году русский медик И.Балинский дает новое, самостоятельное определение патологической тревожности, выделяя ее в самостоятельный класс психических отклонений. Он определяет фобию как психоэмоциональное состояние, для которого характерны боязнь, тревога, отрицательные эмоции навязчивого характера, которыми невозможно управлять, которые неподвластны контролю сознания и посещают индивида против его желания. Психиатры и психологи отмечают, что многие больные критически оценивают свои страхи, осознают их необъективность. Но избавиться от фобии своими силами не могут.

В современной же психологии и психиатрии принято классифицировать синдромы навязчивых состояний как фобические (основанные на тревожности), компульсивные (основанные на поведенческих проявлениях) и обсессивные (основанные на эмоциях и мыслях).

Более углубленные исследования фобий как отдельного класса заболеваний начинаются в 1871 году, после публикации трудов немецкого ученого Отто Вестфаля. При описании клинического случая тревожного расстройства он упоминает о том, что страх возникает у пациента против его желания, не поддается сознательному управлению. При этом, он не влияет на другие функции нервной системы, сохраняется ясность мышления, интеллект, ясное сознание вне сферы влияния стрессора.

На данный момент фобия это относительно несложное тревожное расстройство и успешно с помощью .

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Каждый из нас, несомненно, когда-либо испытывал страх. Чаще всего это вполне естественное чувство, ведь так проявляется стремление живого организма к самосохранению. Однако нередко люди боятся не каких-то конкретных вещей, которые они наблюдают или хотя бы могут себе представить. Бывает боязнь того, о чём испытывающий её не имеет ясного представления, тем более – не видел этого лично; либо это боязнь обычных предметов и явлений, но причину её боящийся объяснить не может.

Понятие «иррациональный страх» определяется по-разному:

  • во-первых, так называют – психические расстройства, характеризующиеся неадекватной реакцией на восприятие простых предметов;
  • во-вторых, так называют боязнь непознанного, неизвестного, «сверхъестественного», присущую, казалось бы, психически здоровым людям.

На самом деле, однако, высокая религиозность, суеверия, уверенность в существовании «высших сил», судьбы и рока присущи лишь тем, кто имеет какие-либо расстройства психического или психологического плана:

  • шизофрению.

Расстройства эти не столь заметны или выразительны, как «стандартные» умственные или душевные заболевания, и отчасти это продиктовано политическими факторами: власть имущим выгодно, когда народ в своей массе состоит из неинициативных, недееспособных и запуганных индивидов, умеренно образованных и боящихся всего, что они не в силах понять. Поэтому зачастую страдающие серьёзными психическими расстройствами люди объявляются «нормальными», религия и суеверия считаются «основой национальной культуры», а связанные с ними неадекватные страхи – стандартом поведения.

Так что с этой точки зрения боязнь пауков и исповедуемый верующими «страх божий» — различные проявления одного и того же заболевания.

Жестокий эксперимент

Как же зарождаются иррациональные страхи? Известен эксперимент, в котором участвовал девятимесячный малыш. Эксперимент позже окрестили жестоким и бесчеловечным, однако он наглядно продемонстрировал, в чём причина неадекватного поведения взрослых людей.

Ребёнку показывали различные предметы, похожие друг на друга внешне и приятные на вид и на ощупь:

  • бороду Санта Клауса,
  • кусок ваты,
  • белую ручную крысу.

С крысой ему даже дали поиграть. Она малышу она очень понравилась, он к ней привязался. После этого за спиной ребёнка громко ударяли по металлическому предмету, как только он прикасался к крысе. Он пугался резкого звука и начинал плакать. В конце концов, он стал бояться крысу – один её вид вызывал у него ассоциации с неприятным звуком; но те же ассоциации у него возникали, когда он видел любой белый и пушистый предмет – в частности, те же куски ваты и бороду Санта Клауса, которые ему до этого нравились.

Известно, что выработанная фобия сохранилась у него и позже, когда он стал взрослым человеком. Сторонние наблюдатели не в силах понять, почему у этого человека кусок обычной ваты или белая борода вызывают такую неадекватную реакцию; да и сам испытуемый может не отдавать себе отчёта в этом – страх закрепился на подсознательном уровне.

Похожая сцена описана в знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир!». Выводящиеся искусственно из пробирок дети с самого начала делятся учёными на несколько каст, различающихся умственными показателями, и предназначаются для определённого вида работы. И полугодовалые дети, которым суждено стать «кретинами» и выполнять самую чёрную работу, с помощью такого приёма отучались от книг. В будущем у «кретинов» закреплялось устойчивое отвращение к книгам, чтению и учёбе вообще.

Хаксли, как известно, был внуком выдающегося учёного-биолога, занимавшегося, в частности, изучением условных рефлексов у животных; и братом двух других биологов. Так что подобные эксперименты (только не над людьми) писатель, по-видимому, наблюдал лично.

О чём свидетельствуют эксперимент над ребёнком и Роман Хаксли?

Описанный эксперимент показал, что в основе иррациональных страхов лежит жизненный опыт, пережитый больным очень давно, чаще всего в раннем детстве. Именно в таком возрасте ребёнок впервые пробует познавать окружающий мир и выявлять в нём закономерности; и очень часто его мозг ошибается – случайное стечение обстоятельств, никак между собой не связанных, он воспринимает как устойчивую закономерность.

Первые впечатления детства формируют психику человека на всю оставшуюся жизнь, закладывая в подсознание те или иные «программы». Поведение человека становится автоматическим, при этом конкретные образы стираются из памяти. Именно поэтому страдающий клаустрофобией индивид часто не может объяснить, почему он боится замкнутых помещений, — лишь подсознание «помнит», как его в раннем детстве родители или старшие братья заперли в тёмной комнате.

Разумеется, есть люди, у которых «раннее детство» длится гораздо дольше, поэтому иррациональные страхи у них могут появиться в любой момент. В экстремальных ситуациях (например, при аварии) они могут возникнуть практически у любого из нас.

Формированию первых впечатлений, в том числе и негативных, в наше время способствуют средства массовой информации, особенно телевидение. С их помощью осуществляется массовое «программирование» населения. В мозг маленькому ребёнку (а иногда и взрослому человеку) можно преднамеренно «заложить» любую фобию и таким образом запрограммировать его поведение в будущем.

Как избавиться от иррациональных страхов?

Может осуществляться разными путями. Самый распространённый метод – систематическая десенсибилизация. Он состоит в том, что больного постепенно «сближают» с объектом его страха, используя при этом приёмы и . К примеру, если человек боится кошек, то его постепенно сближают с ними:

  • сначала показывают изображения кошек,
  • потом видео,
  • затем предлагают понаблюдать за ними из окна,
  • подносят кошку непосредственно к нему,
  • дают прикоснуться к ней.

Согласно , при таком подходе условный рефлекс, которым является фобия, постепенно угасает. Более быстрый и радикальный метод – имплозивная терапия, но такую методику можно использовать не всегда. Согласно ей, боящемуся кошек человеку сразу подносят животное и оставляют наедине с ним, невзирая на протесты и крики.

Испытывающий иррациональные страхи пациент способен вылечить себя сам, если попытается ситуацию: имеют ли его эмоции какое-то отношение к реальной действительности? Не живёт ли он в своём внутреннем мире, оторванном от того, что происходит вокруг на самом деле? Бурная фантазия, уход в воображаемый мир – одна из причин развития иррациональных страхов, следовательно, хорошим способом исцеления является «опускание с небес на землю».

Родители должны с самого начала следить за психическим развитием своих детей. Раздражительные стимулы необходимо свести к минимуму, любой намёк на появление фобии должен сразу устраняться: ребёнка следует убедить, что бояться ему нечего. Нужно также следить за тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит, какие книги читает, в какие игры играет. Но не следует запрещать ему что-то, принцип состоит в том же: надо объяснить ребёнку, что фильм – это всего лишь картинка, монстров и призраков не существует – и так далее.

«Если б я был на краю пропасти и кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести эти прикосновения», - признавался Сальвадор Дали. Хичкока передергивало от одного вида яиц, а Стивен Кинг до сих пор засыпает с включенным светом и пишет романы, никогда не останавливаясь на страницах, кратных 13. «Теории и практики» объясняют, как устроены иррациональные страхи, от чего зависит «выбор» объекта и как новые технологии помогут справиться с проблемой.

Термин «фобия» произошел от греческого «phobos»- «страх»,«ужас», однако далеко не любой страх можно назвать фобией. Это понятие обозначает устойчивую, иррациональную и неконтролируемую боязнь, заставляющую человека плохо себя чувствовать в определенных ситуациях и всячески стараться их избегать. В отличие от обычного страха - эмоции, помогающей нам адаптироваться к окружающему миру (он позволяет оценивать обстановку и избегать реальных опасностей), фобия, напротив, приводит к дезадаптации и чувству беспомощности.

«Руки он мыл по малейшему поводу и каждый раз вытирал их свежим полотенцем. Рукопожатий категорически не терпел. Странную брезгливость испытывал к жемчугу; если на обеде присутствовали дамы в жемчугах, он не мог есть. Вообще гладкие круглые поверхности внушали ему отвращение; чтобы привыкнуть к бильярдным шарам, ему потребовалось немало времени…». Так описывает странности Николы Теслы его биограф Джон О"Нейл в книге «Электрический Прометей». Иррациональный страх может быть совершенно абсурдным - как в случае с жемчугом, в других же случаях в его основе лежит какая-то логика, но реакции индивида на раздражитель патологически повышены. Одно дело - просто бояться заболеть, а другое - из-за этого страха протирать салфеткой каждый предмет и избегать прикосновений. При фобии тревога настолько сильна, что столкновение с нежелательным предметом/ситуацией сопровождается психосоматическими реакциями - человек бледнеет или краснеет, у него возникает одышка, тошнота, учащенное сердцебиение, его бросает в холодный пот и т. д. Обычно уже само ожидание фобической ситуации вызывает преждевременную тревогу - а в тяжелых случаях беспокойство может возникнуть за несколько часов до реального контакта с источником (в случае аэрофобии, например - за полдня до посадки на рейс в аэропорту). Это усугубляет ситуацию, а порой и мешает врачам поставить правильный диагноз - такое растянутое во времени проявление фобии можно принять за генерализованное тревожное расстройство.

Осознание того, что страх иррационален или гипертрофирован, не решает проблему - обладатель фобии ничего не может с собой поделать и продолжает избегать источника тревоги. И если от мышей или пауков можно изолироваться без большого ущерба для повседневной жизни, то, например, аблутофобия (ненормальная боязнь мытья - от влажной уборки в доме до теплой ванны) или антофобия (боязнь цветов) могут вызвать большие сложности. В тех случаях, когда фобия серьезно мешает человеку жить, можно говорить о психическом расстройстве.

Не выходи из комнаты

По Международной классификации болезней фобические расстройства делятся на три основные категории:

Специфические (изолированные) - сюда входят фобии, четко ограниченные конкретными объектами и ситуациями. В число популярных специфических фобий входят, например, боязнь животных определенного вида (грызунов, насекомых, рептилий, собак и т.д.), высоты, темноты, грома, полета на самолете, закрытого пространства, вида крови или медицинского вмешательства. Встречаются и гораздо более нетипичные варианты: например, людей, страдающих от трипофобии - страха перед скоплениями отверстий - передергивает при виде сот или плодов лотоса, а обладатели омфалофобии боятся как вида чужих пупков, так и прикосновения к своему собственному.

Cоциофобия - боязнь пристального внимания со стороны других людей, ведущая к избеганию различных социальных ситуаций - от телефонных звонков малознакомым абонентам до домашних вечеринок или выступлений на публике. Серьезные социальные фобии связаны с боязнью критики и заниженной самооценкой - с большей вероятностью они развиваются у тех, кого родители в детстве сравнивали с «хорошими» ровесниками не в их пользу, либо у тех, кто в детстве был жертвой нападок и насмешек со стороны сверстников.

Отдельно выделяется агорафобия , суть которой проще всего описать знаменитой цитатой Иосифа Бродского - «не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Ее обычно считают страхом открытых пространств - в противоположность клаустрофобии - но в первую очередь, это боязнь выйти из дома или покинуть другую небольшую зону комфорта (например, комнату). Этот диагноз также может включать страх толпы и общественных заведений, боязнь путешествовать в одиночку, а также нежелание находиться в месте, которое трудно быстро покинуть, не привлекая к себе внимание (например, кресло в парикмахерской). Беспокойство может быть вызвано как страхом опозориться на людях, так и просто невозможностью контролировать окружающую среду, а боязнь того, что приступ паники будет замечен окружающими, еще больше усугубляет фобию. В отличие от социофобии, которая чаще всего развивается в подростковом возрасте, агорафобия, как правило, проявляется у уже взрослых индивидов, в возрасте 20-40 лет.

Как мы «выбираем», чего бояться

Что же происходит с нашим организмом, когда мы сталкиваемся с источником тревоги? Считается, что за чувство страха и инстинкт самосохранения отвечает миндалевидное тело - область мозга, расположенная внутри височной доли (по одной миндалине в каждом полушарии). Оно связано в том числе и с возникновением и закреплением в памяти ассоциаций между источником страха и ощущением опасности. При повторном столкновении с «опасным» объектом, миндалевидное тело запускает секрецию гормонов, приводящих тело в состояние готовности - бежать, драться или, наоборот, затаиться перед лицом опасности. Субъективно это состояние воспринимается как неприятное: происходит выброс адреналина, сердце бьется быстро, повышается кровяное давление, выступает пот, но на самом деле в состоянии паники организму ничего не грозит.

Но почему один человек до смерти боится бабочек, а другой не выносит вида жевательной резинки? Выбираем ли мы собственные страхи? Хотя к единому объяснению ученые еще не пришли, существует несколько гипотез о причинах возникновения фобий.

Во-первых, появление иррациональных страхов можно объяснить моделью Павлова - когда негативный стимул сочетается с нейтральным, у человека закрепляется отрицательная реакция и на нейтральный стимул. Самый яркий пример - опыт Джона Уотсона, основоположника бихевиористского направления в психологии. Уотсон интересовался детскими эмоциями и, в частности, формированием реакций страха. Он захотел узнать, как у ребенка возникает страх перед объектами, которые до этого казались безопасными.

Для этого, он запустил, мягко говоря, неоднозначный эксперимент, героем которого стал 9-месячный мальчик Альберт, примечательный тем, что он совершенно не боялся белых крыс. Во время исследования малышу с течение двух месяцев показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и прочие объекты белого цвета. Еще через два месяца Альберта посадили посреди комнаты и дали поиграть с былой крысой. Через некоторое время после начала игры Уотсон начал бить железным молотком по металлической пластине за спиной у ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. Спустя какое-то время напуганный малыш начал избегать контакта с животным. Через неделю опыт повторили - в этот раз по пластине ударили пять раз, просто запуская крысу в колыбель, что вызвало у ребенка слезы. Еще через пять дней выяснилось, что Альберт боится не только крыс, но и белых кроликов, ваты и Санта Клауса. Так Уотсон сделал вывод о том, что реакции страха могут переноситься с настоящей причины на сопутствующий стимул, а у ребенка на всю жизнь осталась странная фобия.

Кроме того, страх может приобретаться во время наблюдения за окружающими. Таким образом, например, можно «унаследовать» страх перед собаками у кого-то из близких родственников, делая выводы из его поведения на прогулке (ближайшие родственники людей с фобиями почти в три раза чаще страдают от фобий, чем те, у кого нет таких родных - но если общая склонность к тревожности частично имеет генетическое происхождение, сам «выбор» фобии скорее зависит от примера окружающих, чем от наследственности). А иногда достаточно и живописных историй, услышанных в раннем детстве - поэтому не стоит рассказывать детям страшилки об опасных бактериях, агрессивных животных или чудищах, вылезающих из темноты. Фобии могут возникнуть и в результате очень ярких стрессовых переживаний - например, человек, который один раз случайно чуть не попал под поезд, может с тех пор всю жизнь бояться поездов.

А с точки зрения психоанализа, повышенная тревожность, и, в том числе, фобические расстройства вызваны столкновением человека с какими-то запретными желаниями, которые он не хочет или не может принять. Желание начинает восприниматься как опасность, причем не внутренняя, а внешняя - поскольку индивид включает своеобразную психологическую защиту, не желая признавать, что источник страха на самом деле - в нем самом. Что интересно, у основоположника психоанализа Фрейда тоже была странная фобия - он боялся папоротника. До причины этого страха профессор так и не докопался.

Бензодиазепины и релаксация

Одним из самых эффективных способов лечения фобий считается когнитивно-поведенческая терапия , направленная на борьбу с сознательными и неосознанными негативными убеждениями и установками, приводящими к повышенной тревожности, неврозам, паническим атакам и другим расстройствам. По время приема психотерапевт не только разбирается в причинах иррационального страха, но и разрабатывает систему упражнений по борьбе с новыми приступами.

Кроме того, психотерапия часто сочетается с приемом медикаментов. Для лечения фобического расстройства обычно используются три группы лекарств - бета-блокаторы, бензодиазепины и антидепрессанты - селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Бета-блокаторы препятствуют стимулирующему эффекту адреналина и снимают психосоматические симптомы. СИОЗС регулируют уровень серотонина - нейромедиатора, влияющего на настроение и в том числе на чувство безопасности. А бензодиазепины оказывают седативное и анксиолитическое (противотревожное) воздействие.

Для того, чтобы справляться с иррациональными страхами, также полезно овладеть техниками релаксации. В некоторых случаях помогает и прием «лестница страха», основанный на осторожных и постепенных контактах с источником фобии. Например, если вы боитесь собак, то стоит начать с просмотра фото и видео про собак, потом перейти к наблюдению за собаками на улице издалека, и, наконец, начать осторожно приближаться к животным. В любом случае, не стоит заниматься самолечением - лучше проконсультироваться у психотерапевта.

6 приложений, избавляющих от страхов

Помимо психотерапии и приема лекарств справиться с фобиями помогают технологии. T&P составили список приложений, цель которых - облегчить состояния тревоги и панического страха и предотвратить их в будущем.

SOAR работают с 1982 года - сейчас это ведущие эксперты в области аэрофобии, использующие в практике когнитивные поведенческие техники. Автор приложения - Том Бунн, пилот и лицензированный терапевт. SOAR охватывает абсолютно все вопросы: от клаустрофобии до поведения в экстремальных ситуациях. Фактически смысл его работы - в ликвидации безграмотности. Тревогу могут победить знания об устройстве самолета, механике его работы, о системе безопасности и о том, как она предупреждает ошибки пилота, о турбулентности и том, представляет ли она какую-то угрозу. Другие приложения, которые, возможно, помогут вам меньше выпить за время перелета, - VALK и Take off Mode, сделанное по инициативе японских All Nippon Airways.

Эндрю Джонсон - врач, специалист по клинической гипнотерапии, вида психотерапии, направленной на изменения в подсознании пациента путем гипноза. Beat Social Phobia - это аудио-гид, помогающий справиться с тревогой, вызванной социофобией, и контролировать уровень стресса. Вы можете обращаться к приложению по необходимости либо, если ваш ежедневный график не предполагает времени на рефлексию, еще и включить напоминания: приложение предложит вам глубоко вдохнуть и подумать о хорошем. Контент Beat Social Phobia поделен на четыре секции: введение, расслабление, всплеск социофобии и пробуждение. Это упражнения на снятие ощущения тяжести в теле, избавление паранойи по поводу того, что о вас думают окружающие, повышение осознанности, уверенности в себе и так далее.

Приложение помогает избавиться от страхов, связанных с животным миром, первый выпуск посвящен его наиболее пугающим представителям - паукам. По статистике арахнофобия свойственна 6% населения планеты, в числе известных страдальцев - Иоганн Шиллер, Рональд Рейган и Джонни Депп. Механизм работы Phobia Free направлен на постепенную десенсибилизацию . Терапия происходит в формате интерактивного повествования, в ходе которого от розовой мультяшной паучихи Itsy дело доходит до вполне реалистичных тарантулов, ползающих по рабочему или кухонному столу, то есть совсем рядом. В конце последней сессии в качестве экзамена приложение предложит вам найти и сфотографировать на свой смартфон живого паука, желательно побольше и помохнатее. Phobia Free одобрено Национальной службой здравоохранения Великобритании.

Похожие публикации