Предсмертный хрип умирающей империи. Предсмертный хрип умирающей империи (2 фото)

«Соратники! Слуги ! Солдаты холодной тьмы! Повинуйтесь зову Кел ‘Тузада!»

Здравствуйте, уважаемые читатели сайт! Сегодня будет продолжен цикл статей о вольном режиме, основы которого . Статья будет полезна новичкам, желающим попробовать свои силы в этом формате, и более опытным игрокам, почти забывшим, что крики мертвых придавали кому-то слишком много сил.

Предсмертный хрип – достаточно сильная механика и в стандартном формате, а уж в вольном режиме – это настоящая мощь! Поскольку в вольном формате доступно самое первое приключение Hearthstone, Проклятие Наксрамаса , во многом строившееся вокруг механики Предсмертного хрипа, в вашем распоряжении оказываются наилучшие существа в игре с такой способностью. Здесь открывается поле для создания устрашающих колод на предсмертных хрипах, и именно они будут исследованы в настоящей статье.

Основы Некромантии

Предсмертный хрип – одно из первоначальных ключевых слов в Hearthstone, которое означает эффект, срабатывающий после смерти существа. Если бы пришлось отсортировать все существующие ключевые слова в игре по степени их значимости, то можно не сомневаться в том, что предсмертный хрип окажется на вершине этого списка. Так чем же сильна эта механика? Она встречается почти исключительно на существах и ставит вашего противника в неудобное положение. Обычно оппонент стремится очистить стол от ваших существ, но в данном случае ему не хочется этого делать. Именно поэтому предсмертные хрипы сильны: вы извлекаете выгоду, активируя это свойство, а соперник наказывается за убийство таких существ. По сути противник оказывается в безвыходной ситуации.

Что касается силы карт с предсмертными хрипами, то, опять же, самые лучшие из подобных существ появились в Проклятии Наксрамаса . Этого можно ожидать, поскольку приключение стало самым первым и активно задействовало тематику предсмертных хрипов. На данном этапе Blizzard все еще слабо представляет, как правильно балансировать карты с предсмертными хрипами, чтобы они не оказались чересчур сильны. Ключевое слово было использовано всего на нескольких картах классического набора, и Проклятие Наксрамаса послужило своеобразным полигоном для обкатки дальнейшего использования этой механики. Все это вылилось в приснопамятную мету имени Могильщика. Затем вышло дополнение Гоблины и гномы , включающее различных существ с предсмертными хрипами, но лишь одно из них выделялось на общем фоне, да так, что остается ключевой картой в почти любой колоде вольного формата и поныне. Речь, разумеется, идет о Пилотируемом крошшере. После Гоблинов и гоблинов разработчики стали выпускать все меньше и меньше существ с предсмертными хрипами. Ну а в Пробуждении древних богов появился Н’Зот, задавший важнейший ориентир для всех будущих существ с предсмертным хрипом. Именно на этой стадии мы пребываем на текущий момент.

Десятка лучших существ вольного формата с предсмертным хрипом

Что же, о силе самой механике сказано уже достаточно. Пора составить хит-парад лучших карт вольного режима, так или иначе ее задействующих. Все упомянутые существа нейтральные.

Номер 10: Вкусный зомби

Многие новички даже не подозревают о существовании этой карты. До выхода Проклятия Наксрамаса в игре сложилась – вы не поверите! – крайне агрессивная мета, и нужна была хоть какая-нибудь карта, способная замедлить стремительность поединков. Вкусный зомби стал именно таким существом. Он мог разменяться с любым первым и почти любым вторым дропом в игре, тем самым сдерживая натиск агрессии первых два хода. Для того времени карта была невероятно сильна и долгое время находила место в различных колодах вольного режима, пока первые дропы не стали сильны настолько, что Вкусный зомби уже не мог им противостоять. Сегодня в этой нише у нас есть Мастерица микстур.

Номер 9: Безумный ученый

Безумный ученый грозился нам всем показать, и ему действительно удавалось показывать очень многое с выхода Проклятия Наксрамаса до самого Пробуждения древних богов . Безумный ученый незаменим в вольных колодах Фриз Мага и Охотников за счет своей способности разыграть случайный секрет из колоды после смерти. Поскольку он не может вытащить секрет, который уже выставлен, задача подготовки Ледяной глыбы становится элементарной. Вероятно, именно эта карта привела к спешному ослаблению Лука Орлиного рога всего через неделю после выхода Проклятия Наксрамаса . Единственная причина, по которой карта оказалась всего лишь на 9 строчке нашего рейтинга – использование только 2 классами из 9.

Номер 8: Нерубское яйцо

Устрашающее Нерубское яйцо потрепало нервы многим игрокам, пытавшимся обыграть его в своих поединках с Зоолоками и Друидами на яйцах. Нерубское яйцо стало первым в яичной тематике и до сих пор остается сильнейшим в этом ряду. Поначалу оно не выглядело таким уж грозным, но затем игроки обнаружили, что существует уйма способов временно дать ему атаку и разменять о существо противника, получая в придачу существо 4/4. В итоге яйцо получило широкое распространение в колодах с множеством мелких существ, особенно в Зоолоке. В последнее время Нерубское яйцо пришлось ко двору в соответствующей колоде Друида, где оно получает либо возможность атаковать за счет усиления +1/+1, либо провокацию, тем самым вынуждая соперника расколоть яйцо.

Номер 7: Владыка Смерти

Владыка Смерти был идейным вдохновителем нынешней Грязной крысы. Карта также подоспела для игроков в Проклятии Наксрамаса в качестве одного из ответов агро колодам. Существо быстро обустроилось в колодах Контроль Воина и разных колодах Жреца, задействующих карты с предсмертным хрипом, поскольку идеально справлялась с задачей выстоять в ранней игре. Призыв какого-нибудь небольшого существа после смерти не был чем-то опасным для них. Владыка Смерти сегодня используется во всех колодах с Рено Джексоном наряду со схожим провокатором, Грязной крысой, поскольку добавляет колоде способность выжить и лишить противника ключевой карты. Контроль Воины тоже включают Владыку Смерти в свой обширный защитный арсенал.

Номер 6: Одержимый ползун

Одержимый ползун может и не лучший второй дроп во всей игре, но однозначно входит в число кандидатов на это звание. С самого момента своего появления карта встречалась в ладдере на каждом шагу. Ее включала любая колода Охотника, любая вариация Зоолока, любая мидрейндж колода… Разве что комбо и контрольные колоды не добавляли в сборку по две копии Одержимого ползуна. Даже сегодня в вольном формате трудно найти колоду Охотника, Чернокнижника или Паладина без этой карты, если только речь не идет о колодах с Рено Джексоном или любителях сунуться в вольный режим своей колодой из стандартного формата.

Номер 5: Пилотируемый крошшер

Ну что же, вы добрались до территории «чрезвычайно сильных существ», и никто не сможет поприветствовать на ней лучше Пилотируемого крошшера. Карта является лучшим обычным существом с предсмертным хрипом во всей игре и включалась почти в каждую колоду – настолько она хороша. Если Пилотируемого крошшера нет в вашей сборке, то это либо очень специфичная колода, не допускающая отклонений, либо вы просто делаете что-то не так. Единственная причина, по которой карта оказалась лишь на 5 месте нашего хит-парада – это последующее появление в игре новых слабых вторых дропов, вроде Бойца из Дарнаса и Историка Гнева Пустоты, которые составили компанию Вестнику рока в числе нежелательных «пилотов» крошшера. Зато с его вождением отлично справляется Грязная крыса!

Номер 4: Изрыгатель слизи

Эта позиция достается лучшему провокатору во всей игре, Изрыгателю слизи. Существо очень цепкое и по сути представляет собой два провокатора в одном. Что и говорить, Изрыгатель слизи стал эталонным провокатором с самого выпуска Проклятия Наксрамаса . Если сопернику с агро колодой приходится тратить две или больше атаки своих существ, чтобы разобраться с провокатором, то тот явно не зря ест свой хлеб. Карта незаменима в любой колоде (если она не комбо), и если вы раздумываете над тем, какую же карту скрафтить для вольного режима, то Изрыгатель слизи приходит на ум первым.

Номер 3: Сильвана Ветрокрылая

Сильвана Ветрокрылая переводится из стандартного формата, и ее можно смело включать в данный рейтинг. Данная легендарная карта не просто сильна – сообщество признавало ее сильнейшим легендарным существом в игре, хотя здесь можно спорить до бесконечности. Так или иначе Сильвана действительно в состоянии в одиночку разрушить все планы противника на игру, заставляя его размениваться существами или судорожно искать подходящий ответ.

Номер 2: Доктор Бум

Хотя Доктор Бум сам по себе не является существом с предсмертным хрипом, он вписывается в оговоренные в начале критерии за счет двух взрыв-ботов с этим ключевым словом. Раз уж мы подстраиваем правила под включение в рейтинг Доктора Бума, то чем же он лучше предыдущей карты? Данная легендарная карта не просто лучший седьмой дроп в игре, но и еще кандидат на звание самого сильного существа в целом. Если Сильвана Ветрокрылая заставляет противника обыгрывать ее, то Доктор Бум может окончательно закрепить победу за вырвавшимся вперед игроком или отвоевать стол для отстающего игрока своими взрыв-ботами, наносящими 1-4 единицы урона персонажам противника.

Номер 1: Н’Зот

Что же в этом хит-параде делает , ведь его можно играть и в стандартном формате? Это так, но в полной красе древний бог раскрывается только здесь, а через год ротация дополнений окончательно переселит его в вольный формат. не только сильнейшая карта, связанная с предсмертными хрипами, но и потенциально лучшее легендарное существо в Hearthstone. Множество колод на предсмертных хрипах построены вокруг этой карты целиком, но и в прочих контрольных архетипах она стоит включения хотя бы ради воскрешения 3-4 сильных существ. Ко всему прочему Н’Зот является «картой вечной ценности», то есть будет актуальна в вольном режиме всегда. С каждым новым существом, наделенным предсмертным хрипом, Н’Зот становится только сильнее. Одного этого факта достаточно, чтобы древний бог возглавил данный рейтинг.

Колоды на предсмертных хрипах

А теперь самая ожидаемый раздел статьи, в котором будет представлено три примера вольных колод на предсмертных хрипах. Не все они одинаково хорошо могли выдержать натиск пиратов, но с ослаблением Мелкого буканьера игра этими колодами станет куда безопаснее. В плане противодействия агрессии надежнее всего выглядят Жрец на предсмертных хрипах и Рено Жрец.

Колода Н’Зот Жреца


Н’Зот Жрец
уже был освещен в предыдущей статье цикла, но поскольку невозможно обойти стороной самую мощную колоду на предсмертных хрипах, придется повторить все еще раз для тех читателей, что пропустили это описание в прошлый раз.

Данная колода придерживается предельно очевидной стратегии: вы пытаетесь задавить противника существами с предсмертными хрипами, а если он и отобьется, то затем на стол выставляется Н’Зот и в 9 случаях из 10 партия тут же завершится вашей победой.

С самого момента появления в игре Жрец на предсмертных хрипах стал одной из самых могущественных колод Вольного формата. Если ваш противник не играет ярко выраженной агро колодой, то зачистка таких «балансных» карт, как Пилотируемый Крошшер и потребует траты слишком большого количества ресурсов. К моменту, когда оппонент сможет разобраться с этим воинством, должен подоспеть и принести победу.

Для выживания на ранней стадии игры используется Владыка Смерти, затем могут пригодиться две массовые зачистки: Кольцо света и Световая бомба. Мариэль Чистосердечная также помогает дожить до розыгрыша .

Вы можете попробовать Рено Жреца с драконами и существами с предсмертными хрипами. В таком случае оставьте по одной копии указанных здесь карт и добавьте драконов в качестве второго условия победы.

Колода Рено Жреца


Колода Н’Зот охотника


Следующая колода более казуальна и не так нацелена на результат, как колоды Жреца. Тем не менее, можно показывать хорошие результаты и на этой интересной колоде. Идея заключается в том, чтобы выжать максимум из сильных классовых существ Охотника с предсмертными хрипами.

Другой вариант подобной колоды можно было встретить на заре стандартного формата, но на тот момент он явно не выдерживал конкуренции с другими колодами Охотника. Но вы то ведь в вольном формате, где существа с предсмертными хрипами и не думали переживать спад! Так как же играется эта колода?


Нужно стараться насколько это возможно придерживаться кривой маны. Единственный проседающий момент в этом плане – первые дропы. Но приходится чем-то жертвовать ради включения более мощных карт. Колода насыщена множеством цепких существ вроде Одержимого ползуна, Пилотируемого крошшера, Изрыгателя слизи и Высокогрива саванны, за счет которых обеспечивается удержание стола. Безумный ученый извлекает из колоды секреты и поддерживает прочность Лука Орлиного рога, а вот Псарь всего один, ввиду меньшего в сравнении с другими колодами Охотника количества зверей. Хотя Рагнарос не является существом с предсмертным хрипом, он однозначно является лучшим восьмым дропом из возможных. же своим выходом на поле венчает партию.

Помните, что древний бог может призвать не больше 6 погибших существ, поэтому по возможности не стоит растягиваться по столу на предшествующем ходу.

Если подобный стиль игры кажется пресным и вы готовы пожертвовать эффективностью ради забавных ситуаций, возможно одно интересное включение в сборку.

Речь идет о двух копиях карты Притвориться мертвым. Ее эффект очень интересный, хотя его очень трудно применить больше чем на 2 цели, поскольку противник не дремлет и старается подчищать ваших существ. Извлечь много выгоды из этой карты непросто, но всегда стоит держать ее в уме, поскольку Blizzard непременно забудет про Притвориться мертвым и выпустит какое-нибудь существо, совершенно несбалансированное в сочетании с ней – это лишь вопрос времени.

Колода Н’Зот разбойника


Последней колодой, рассматриваемой в данной статье, станет Разбойник на предсмертных хрипах. Если вы застали стандартный формат в момент его появления, то наверняка вспомните попытки играть такой колодой. В вольном формате архетип функционирует схожим образом, но здесь он подкреплен сильнейшими существами с предсмертными хрипами. Как и для других колод с предсмертными хрипами целью этой сборки является победа после розыгрыша

Вы можете заметить присутствие в колоде двух копий Шага сквозь тень. Объясняется это попыткой выжать максимум из древнего бога – мало что может сравниться по эффективности с выставлением и немедленным возвращением его в руку. Противник вынужден разбираться с призванным столом, понимая что на следующий ход история повторится вновь. Многие предпочтут сдаться, чем искать выход из этой безнадежной ситуации, не говоря уже о том, что у вас наготове может быть припасена и вторая копия Шага сквозь тень. Если вы чувствуете, что двух копий слишком много, можно попробовать добавить Бранна Бронзоборода ради восстановления 16 единиц здоровья Древним исцелятором.

Еще одной картой, отсутствие которой бросается в глаза, является Ископаемый ящер. Существо неплохое и вы можете попробовать включить его в сборку, но не оставляет ощущение, что данной карте чего-то не хватает, чтобы раскрыться во всей красе. Может быть динозавры из Ун’Горо Кратера и станут этим недостающим звеном в цепи эволюции.

Будущее предсмертных хрипов

Что год грядущий нам готовит?

Выход Экспедиции в Ун’Горо не за кратерами и даже по тем крохам информации, , видно, что разработчики не собираются забрасывать механику предсмертных хрипов. Ключевое слово задействовано в одном из вариантов адаптации, а классовая легендарная карта Мага, Пирос, хоть и не впечатляет своими характеристиками, все же просто требует поэкспериментировать с ней и . Но это
отходит на второй план после знакомства с анонсированной картой задачи Жреца. Пробуждение творцов, награждающее игрока Хранителем Амара после призыва 7 существ с предсмертными хрипами, может и будет слишком медленным для стандартного формата, но для вольного оно может сделать и так не слишком-то обделенного Жреца на предсмертных хрипах настоящим монстром. Впрочем, пока слишком рано впадать в спекуляции. С уверенностью можно сказать одно: разработчики не собираются отказываться от этого ключевого слова, но вряд ли выпустят какую-то сверхсильную отдельную карту пока Н’Зот все еще в стандартном формате. Нельзя сказать, чтобы в Blizzard совершенно наплевательски относились к балансу в вольном режиме, но очевидно, что ситуация в стандарте беспокоит их куда больше.



На этом статья подошла к концу. Надеемся, что она помогла разобраться с основными кандидатами для вложения магической пыли и вдохновит вас на собственные эксперименты с колодами на предсмертных хрипах. Удачи в вольном формате!

Перевёл pafnutiy , отредактировала blaze , оформил burnquist

Восьмиконечный крест состоит из вертикальной составляющей и трех перекладин. Две верхние прямые, а нижняя - косая.

Есть версия, которая говорит о том, что верхняя часть перекладины православного креста обращена на север, а нижняя – на юг. К слову, именно так и устанавливают крест сегодня.

Почему нижняя перекладина креста косая, вряд ли смогут объяснить даже богословы. Ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Существует множество версий, каждая из которых отражает определенную идею и подтверждается зачастую убедительными доводами. Но, к сожалению, точных доказательств ни одной версии на сегодняшний момент нет.

Версии, основанные на библейских легендах

Варианты того, почему же все-таки нижняя перекладина креста косая, разнообразны. Бытовая версия объясняет сей факт тем, что Иисус оступился на подножии, поэтому оно перекосилось.

Также имеет место вариант, что верхняя часть нижней перекладины православного креста указывает на путь в Рай, а нижняя в Ад.
Также часто встречается версия о том, что после пришествия Иисуса Христа на Земле было нарушено равновесие добра и зла, все люди ранее грешные начали свой путь к свету, и именно это нарушенное равновесие и показывает перекосившаяся перекладина.

Версии бытовые

Более всего правдоподобно выглядит версия о том, что нижняя перекладина – это символическое изображение такой специальной перекладины для стоп человека, который подвергался распятию. Раньше такая форма казни была распространена. Человека подвергали распятию, но при полном отсутствии опоры вполне вероятно, что под тяжестью собственного веса человек просто падал с креста, так как под его весом руки и ноги, прибитые к кресту, просто разрывались. Вот как раз с целью поддержания человека в висячем положении, дабы продлить его мучения, и была придумана такая подставка, которая и отразилась символически на православном восьмиконечном кресте. В среднем, как указано в некоторых источниках, время до наступления смерти при таком виде казни составляло примерно 24-30 часов.

Также существует в литературе вариант, что нижняя перекладина только условно обозначена, как косая. На самом же деле это лишь схематическое изображение объемной фигуры в двухмерной плоскости. А на самом деле поверхность перекладины была все-таки ровной.

В какую же все-таки версию из предложенных верить, похоже, что каждому выбирать самому, потому что по прошествии стольких лет истина вряд ли будет кому-то открыта.

Источники:

  • Установлен второй Поклонный крест

Процесс весьма индивидуален. Но, несмотря на это, как и у процесса рождения, у него есть свои механизмы и симптомы, по которым можно безошибочно предсказать приближение смерти.

Апатия

Что происходит с умирающим человеком. Как он меняется и . Какие признаки точно могут сообщить, что человек умирает. Умирающий становится сонливым. Он практически все время спит, периоды бодрствования все более сокращаются, энергия постепенно угасает. Наступает апатия, человек теряет интерес к жизни и окружающему миру.

«Предсмертный хрип»

У него сбивается дыхание. Нарушается его ритм, быстрое и прерывистое сменяется полными остановками. Ближе к концу появляются «предсмертные хрипы». Дыхание становится шумным, поскольку в легких накапливается жидкость, а ослабленный организм не выводит ее наружу.

Ухудшение аппетита

Ухудшается аппетит. Функции мочевыделительной системы и ЖКТ нарушаются. Происходит задержка стула из-за процесса констипации (запор) в кишечнике и темнеет моча из-за повышения ее концентрации в результате нарушения фильтрационной функции почек. Умирающий отказывается от еды и питья, поскольку его метаболизм замедляется, и он не нуждается в том количестве еды и жидкости, в котором нуждался раньше. К тому же способность глотать снижается.

Температура тела

Температура тела тоже изменяется. Это связано с нарушением деятельности участка мозга, который отвечает за регуляцию температуры тела. Причем умирающий может испытывать жар, то есть температура слишком высокая, сменяющийся похолоданием конечностей и температурой значительно ниже нормы.

Галлюцинации

Происходят изменения слуха и зрения. Человек может не видеть и не слышать того, что происходит вокруг – ухудшение зрение и потемнение в глазах особенно частое явление , но начинает замечать то, чего не видят окружающие. Появляются галлюцинации зрительные или слуховые. Оживление, галлюцинации и бессознательное состояние, которое сменяет оживление – симптомы так называемой «белой горячки», которая часто сопровождает процесс умирания.

Пятнистое поражение кожи

Кожные покровы умирающего бледнеют и покрываются желтовато-синеватыми пятнами. Особенно сильные изменения претерпевают лицо и конечности. Изменения цвета кожи лица, рук и ног называют пятнистым поражением, и они практически безошибочно указывают на приближение последних часов жизни человека.

Психоэмоциональные изменения

Часто перед смертью человек «уходит в себя», замыкается на своих ощущениях и перестает реагировать на происходящее. Также возможно состояние болезненного возбуждения, при котором умирающий все время стремится куда-то «идти». Он также может вести разговоры с давно умершими людьми или переосмысливать свою жизнь, вспоминая детально все события и заново переживая их.

Итак, в прошлый раз я пообещал вам, что расскажу, что же происходило в с предсмертными хрипами во времена Большого Турнира и после него. Поехали!

Великий турнир и Лига экспериментов

Большой турнир окончательно укрепил позицию Метелицы относительно Предсмертного хрипа : делать медленных, но полезных существ (прямо как в оригинальном ), и при этом ни одно из них не оказывало решающего воздействия на доску при смерти - весь профит был связан с колодой.

Большая часть карт дополнения была такой же размеренной (особенно использующие механику Воодушевления ), и именно потому они не привнесли ничего принципиально нового в мету, если не считать Паладина на секретах.

Всеми любимая Лига исследователей не была богата на новых мощных существах с Предсмертным хрипом - по большей части там были слегка измененные существа из Наксрамаса. И поскольку такие карты, как Ископаемый ящер , Анубисат-часовой , или Шляпа исследователя не смогли достойно себя показать на поле боя, окончательно доказывая несостоятельность агрессивного Предсмертного хрипа : либо он абсолютно неиграбелен, либо из-за него неиграбельно все остальное.

Новое начало

Хотя проснувшиеся древние боги и состояли в “особых отношениях” с Предсмертным хрипом (судя по всему старина Н’Зот очень его любил), сами карты с этой механикой подтверждают предыдущие выводы: они либо имеют базовые статы (Зараженный волк , Сумеречный призыватель и т.п.), либо взаимодействуют с колодой (Изменчивая тень и Грязный барахольщик ). При этом, большинство карт так и остались лежать никому не нужными, кроме одной, которая надолго обеспечила себе место в зоо-колоде - Одержимый крестьянин - карта, достойная присутствия в Наксрамасе. Но она, слава Броду, была исключительной картой Гул’Дана.

Вечеринка в Каражане была совсем плоха по части Предсмертных хрипов : всего 4 карты. Руническое яйцо и Канавный скрытень были, конечно, интересными, но слабыми, Острая вилка была достаточно острой только для Арены, а Бабушка , которая очень напоминала еще одного Ползуна , и которая была классовой картой Охотника, не сыграла именно из-за слабостей самого Охотника.

В Злачном городе Прибамбасске Предсмертный хрип уступил место у руля новому разделению на 3 клана - только Айя Черная Лапа , Мастерица микстур и Млечноокий были достаточно хороши, чтобы существовать в эру Глазастика . Ну и к тому же в них просматривается уже сформировавшийся баланс взаимодействия с колодой.

Этому балансу подчинена Экспедиция в Ун’Горо : Кристаллический оракул , Маленький раптор , Пирос… Те немногие карты, которые еще напоминают нам о славных временах Наксрамаса (Нестабильный элементаль, Похититель яиц, Диномант и т.п.), были очень качественно выверены, и скорее всего именно поэтому ими мало кто играет.

Если посмотреть на уже открытые карты нового дополнения, то становится понятно, что большая часть новых карт все так же взаимодействует с колодой (Замороженный чемпион, Гробокопательница ). Оставшиеся же получили достаточное ограничение, например - Труповозка , которую нужно очень долго баффать, чтобы она достала что-нибудь хорошее.

Судя по всему, Метелица окончательно осознала ошибки Наксрамаса, поэтому ожидать новых Могильщиков и Нерубских яиц не стоит. Чего стоит ожидать, так это еще более интересных взаимодействий с этой механикой, а также замедления общей меты, ведь Предсмертный хрип спешки не любит.

А на этой бодрой ноте я предлагаю закончить. Возможно, мы вернемся к этой теме, как только будет известно больше карт нового дополнения. А пока все. Удачной игры.

В переводе на обычный русский санкции США означают, что Россия должна умереть. Полностью. Сдав все занимаемые позиции и безропотно уступив все, что США захотят себе забрать

Александр Запольскис

США новый санкционный список по России. 210 имен: 114 российских политиков и 96 бизнесменов. В том числе: Дмитрий Медведев, Игорь Шувалов, Виталий Мутко, Алишер Усманов, Роман Абрамович, Сулейман Керимов, Антон Вайно, Алексей Громов, Дмитрий Песков, Владислав Сурков. Кроме того, в список включены Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин, Игорь Сечин, Алексей Миллер, Сергей Нарышкин, Геннадий Тимченко, Александр Бортников, Петр Авен, Владимир Потанин, Герман Греф, Андрей Костин.

Определяющими в этом являются ровно три момента:

Первое - авторы не скрывают его полную безосновательность и очевидную тенденциозность. Вместе с публикацией перечня фамилий лиц, против которых США намерены объявить санкции, в документе прямо говорится, что дальше американские власти намерены уточнить, а действительно ли эти лица связаны с властью, на что-то влияют и вообще виновны хоть в чем-нибудь предосудительном? То есть включили их лишь потому, что "морда мне твоя не нравится".

Второе - обещали санкции сразу ввести, но вместо выстрела пока раздался только свисток. В принятом решении говорится, что против заявленных фигурантов санкции введены быть могут, но пока они не объявлены и будут ли объявлены в будущем - не знают сами авторы. Видимо даже очень горячие головы в американском истеблишменте понимают возможный масштаб последствий. Америка конечно страна великая, могучая и над всем миром доминирующая, но получить с ноги по фаберже это больно. А русские последние несколько лет свою способность отвешивать "с ноги" успешно демонстрировали уже неоднократно. Но геополитическая обстановка складывается так, что хотя бы угрожать американцы все равно должны. Не смотря на риски. Иными словами, это не они управляют процессом, это процесс их тащит, вынуждая лишь реагировать на перемены.

1. Прекратить крупные оборонные сделки под угрозой применения санкций.
2. Прекратить летать рядом с американскими самолетами.
3. Прекратить попытки вмешиваться в свободные и демократические выборы.
4. Прекратить конфликт на Донбассе
5. Прекратить химические атаки в Сирии.
6. Прекратить воспринимать политику Вашингтона как угрозу суверенитету России.

В переводе на обычный русский, российское государство должно просто умереть. Полностью. Сдав все занимаемые позиции и безропотно уступив все, что США захотят себе забрать. Сейчас или в будущем. Самым идеальным вариантом был бы распад РФ на отдельные мелкие "независимые" государства. Чем их больше и они мельче - тем лучше.

Полагаю, уже нет нужды специально объяснять, что фактически это объявление войны. Пока - холодной. Достижение какой-либо дружбы с США уже невозможно в принципе. А так как львиная доля мира, в котором мы существуем, вот уже примерно пол века - западная, то нас в ближайшем будущем ожидает усиление давления на Россию по всем "общечеловеческим, культурным и гуманитарным" направлениям на манер истории с Олимпийскими играми в Южной Корее. К этому надо морально готовиться и уже сейчас прорабатывать контрмеры.

Западная, в первую очередь американская, психология в основном образная и строго черно-белая. Упрощенно она выглядит так. Они хорошие потому, что с ними Бог, который по определению хороший и везде и во всем прав. Значит каждый, кто против Америки автоматически и против Бога. А против Него, как известно, только дьявол, который есть воплощение абсолютного зла. Следовательно, война со Злом есть безусловно правое и обязательное дело. Даже подвиг. Дело за малым, что бы оправдать агрессию против кого угодно, необходимо противника в глазах общества демонизировать. "Они" "плохие" потому что творят зло и живут не по правде, совести и чести. Когда подобные убеждения укореняются в населении и публичной массовой позиции общества, остается противника немного расчеловечить с упором на жалость к несчастным жертвам, вина за которые естественно лежит на "плохих". Четвертый и пятый пункт списка как раз про это.

Везде и всегда в конце этой цепочки действий стоит открытая война. Начать ее сейчас не позволяют фактор ядерного оружия и неспособность Запада в целом (тем более США в одиночку) вести успешные глобальные наступательные боевые действия. При всех новейших разработках в оружии, превосходстве в авианосцах и передовых технологиях, не говоря уже про размер кучи подконтрольных денег, Америка, тем не менее, вести Большую войну не в состоянии. Тем более не желают снова в окопы и под тотальные бомбардировки европейские члены НАТО.

Бой военных барабанов у поляков и прибалтов не в счет. Никто из них не собирается воевать самостоятельно или хотя бы тянуть эту ношу на равных в составе коалиции. По их представлениями их дело только бить в барабан и призывать к войне, а воевать и умирать должны другие: немцы, французы, британцы, американцы, на худой конец, итальянцы, с бельгийцами и греками. Турки тоже подойдут. Поляки должны лишь получить сладкие плоды победы и торжественно пройти парадным маршем по столице поверженного Зла.

В Вашингтоне все это понимают неплохо. Но понимать и принимать - далеко не одно и то же. Инерция мышления и мировосприятия. Они там еще с 1914 года считают себя центром Мира и пупом Земли, первыми после Бога, который даровал им право этим миром управлять. Их желание - закон. Их взгляд - морально-этическая норма. Так они жили целый век и надо признать за это время достигли огромных успехов, из лоскутного мигрантского одеяла став ведущей нацией мира. Они слишком привыкли воспринимать себя только так и никак иначе. От того, даже понимая свою неспособность войну выиграть, они, тем не менее, просто не могут поступать иначе. Это как своего рода психологический комплекс. Чтобы считать себя воплощением добра, неизбежно надо найти, кого назначить воплощением абсолютно зла, чтобы на него списать все издержки. В том числе негативные последствия собственных поступков.

И таким крайним уже окончательно публично назначены мы. Пример зимней Олимпиады показывает, что речь идет не о только одном злом Путине, как Темном властелине поработившем несчастный народ. И не о российском государстве, власть в котором захватила небольшая кучка откровенных злыдней. Речь идет о полном уничтожении именно нас, как народа, как носителя другой культуры, других ценностей, другого мировосприятия. Мы не имеем права на жизнь. Даже просто по соседству. Потому что мы мешаем им. Примерно также, как первым переселенцам мешали американские индейцы. Против нас можно все то же самое.

Разница лишь в том, что в отличие от индейцев, мы способны пнуть в ответ. А значит эту сдерживающую способность нам следует расширять и наращивать. И в обязательном порядке проводить ревизию медийного пространства.

Кто-то может попытаться заявить, мол, нам то какая разница, что о нас станут думать "эти идиоты". Но расчеловечивание требуется не для нас, оно направлено исключительно на внутреннее потребление. Чтобы ИХ общество "согласилось на войну" и выразило готовность нести ее тяжесть. Ядерная война? Так ведь предотвратить ее может ПРО, верно? А ПРО это только дополнительные издержки, на которые должна пойти нация, верно? Ну, вот, значит можно понизить уровень социальных стандартов чтобы "все для фронта, все для победы". Потери? Да, какие-то потери будут, но ведь войн без потерь не бывает. Главное, чтобы жертвы считались понесенными во благое дело, а что может быть более благим чем победа над Великим Злом?

Именно поэтому в ближайшие 3 - 5 лет нас будут пытаться активно расчеловечивать. В фильмах, в компьютерных играх, в спорте, в культуре, в бизнесе, в политике, везде. Не потому, что они хорошие, а мы плохие. Просто личное благополучие США, как нации, как государства, зиждется на потреблении богатств, любыми способами отнимаемых у покоренных стран и народов. Мир, который бы было можно открывать и колонизировать, кончился. А в любой книжке по маркетингу говорится, что в этом случае конкуренция переходит в фазу захвата ресурсов у существующих игроков, после их уничтожения.

Иначе им не выжить. Потому что таковы законы войны.

Мы все однажды умрем. Мы будем называть смерть разными именами: рак, диабет, сердечная недостаточность, инсульт.

Сначала откажет один орган потерпит, затем другой. Или, может быть, все сразу. Мы станем все похожими друг на друга.

У умирающего человек наблюдаются симптомы смерти. Они не зависят от диагноза. Проявления болезни за недели и дни перед смертью варьируются в каждом индивидуальном случае, но за несколько часов до конца жизни симптомы смерти в подавляющем большинстве случаев схожи.

Предсмертный хрип

Были подозрения, что пациент не выживет. Сгусток крови надвигался через сосуды к задней части мозга, блокируя поток крови к области, которая отвечает за восприимчивость.

Предсмертный хрип начался, когда дыхательная трубка была удалена и продолжался до тех пор, пока пациент не умер. Это был журчащий, потрескивающий звук, похожий на выдувание воздуха через соломку на дно кружки с водой. Среднее время между наступлением предсмертных хрипов до самой смерти составляет 16 часов. Для этого пациента было 6 часов.

Предсмертный хрип является симптомом расстройства функции проглатывания. Обычно, язык поднимается к верхней части рта и проталкивает слюну, жидкость или пищу в пищевод. Надгортанник, выдвигается вперед, чтобы защитить дыхательные пути от попадания в него проглоченного вещества.

У умирающего процесс глотания становится какофонией слабых и ошибочных движений. Иногда язык проталкивает слюну назад, прежде чем надгортанник успевает закрыть дыхательные пути. В других случаях язык вообще не проталкивает, и слюна стекает по дыхательным путям в легкие. Предсмертный хрип - это попытка легких дышать через слой слюны.

Несмотря на тревожность издаваемого звука, маловероятно, что предсмертный хрип болезнен. Наличие хрипа не коррелирует с признаками респираторного дистресса.

Как часто бывает в медицине, процесс лечения идет на основе интуиции врача. Чтобы уменьшить интенсивность издаваемых хрипов, умирающему дают лекарства, которые уменьшают производство слюны. Иногда удается заглушить предсмертные звуки. Более того, проходит инстинктивная озабоченность шумом, который, вероятно, звучит хуже, чем чувствует умирающий.

Кислородное голодание

Пациентка была мужественной женщиной 80 лет, которая курила в течение семи десятилетий. Сигареты превратили губчатую структуру ее легких в пластиковые пакеты. Произошел коллапс легкого, когда она выдохнула. Воздух попал в ловушку.

Кислородное голодание - чувство затрудненности дыхания - является одним из наиболее распространенных симптомов приближающегося конца жизни.

Лечение? Опиаты, обычно морфины.

Люди иногда спрашивают, почему лечение кислородного голодания - это лекарство, которое может подавлять дыхание.

Ответ зависит от определения того, почему кислородное голодание вызывает дискомфорт.

Некоторые ученые считают, что это связано связан с несоответствием между дыханием, которое необходимо для мозга, и способностью легких его обеспечить. Опиаты настраивают потребность мозга в кислороде на уровень, который может обеспечить организм.

Другие считают, что морфин влияет на способность дышать. Поскольку кислородное голодание активируют части мозга, отвечающие за боль, опиаты могут просто заглушить сигналы боли головного мозга.

В какой-то момент пациентка бросила курить и планировала вернуться домой и снова жить. Но через несколько дней она умерла в хосписе.

Терминальная стадия

Мой дед закричал за два дня до своей смерти. «Открой эту дверь и отпусти меня! Прямо сейчас! Откройте эту дверь!» Это был крик потерянного ребенка.

Мы готовились к его отсутствию. Но не к возбужденному бреду. Не к ярости.

Известный поэт писал, что «умирать - это искусство, как и все остальное». Для врачей-хосписов терминальная стадия - это восстание пациента. Это трудно наблюдать.

Вместо мирного предсмертного состояния умирающий вскрикивает и пытается встать с постели. Его мышцы дрожат, могут возникать спазмы. Тело выглядит измождённым.

Существуют физические причины для подобного возбуждения, такие как одышка, боль и нарушения обмена веществ. Есть лекарства, которые подавляют это.

Люди, которые наблюдали за терминальной стадией, считают, что это реакция умирающего человека на близость смерти. Мы кричим, когда появляемся на свет, и иногда мы делаем то же самое, покидая его.

Похожие публикации