Эмоциональная усталость

СЭВ - синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания - это психологическая реакция человека на долгосрочное эмоциональное переутомление, проявляющееся в потере интереса к жизни. Такая реакция может «созревать» месяцами и даже годами. Американский психолог Херберт Фрюденбергер в 1974 г. дал определение СЭВ (по английски «burnout») как проблемы, «рожденной обществом и временем, в котором мы живем, постоянной борьбой за то, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом. Это состояние не проходит, если его игнорировать».

СЭВ может наступить практически у любого человека, и развивается он по следующему сценарию (хотя человек не всегда проходит все ступени):

Стремление самоутвердиться;

Решение работать больше;

Пренебрежение своими потребностями;

Непонимание конфликта (человек не понимает корня проблемы своего плохого самочувствия);

Изменение ценностей (теряет друзей, семью, оставляет любимые занятия и т. д.);

Отрицание нависших проблем (цинизм, агрессия и разочарование становятся очевидными);

Социальная изоляция (при этом появляется почва для алкоголизма, наркомании и т. п.);

Заметные изменения в поведении;

Внутренняя пустота;

Депрессия;

СЭВ (мысли о самоубийстве, полное умственное и физическое истощение).

Причины возникновения СЭВ:

Причиной возникновения СЭВ является стресс , вызванный обычно слишком насыщенной жизнью: большим количеством встреч, заседаний, проектов, нереальными сроками выполнения обязательств, второстепенными и ненужными делами, отвлекающими от основной работы, а также многими другими факторами, влияющими на жизнь человека в нашем перенасыщенном информацией и технологиями мире. Стресс сам по себе обычно не вызывает больших проблем, но в отношении длительных и многочисленных стрессов каждый из нас имеет свои пределы устойчивости, и когда мы переходим их, то оказываемся на грани переутомления.

Как бороться с СЭВ или предупредить его:

1. Проанализируйте свои мотивы в жизни. Обычно учителя, врачи, менеджеры и представители других профессий, часто и много общающиеся с людьми (пациентами, учащимися, клиентами и т. д., которые не всегда ведут себя «хорошо»), вынуждены вести себя учтиво и вежливо по долгу службы, не испытывая настоящей любви к людям. Со временем стимул (зарплата, карьера и др.) «любить» людей ослабевает или исчезает, и человек дает волю своим настоящим чувствам. Если такое отношение не меняется, человек вынужден менять работу, надеясь, что когда-то он окажется в таком месте, где «любить» других нужно будет не так часто или попадутся такие люди, которых любить будет легко. Как же научиться по-настоящему любить людей?

2. Упростите свою жизнь. Телевидение, интернет, мобильные телефоны и другие средства массовой информации помогают нам в работе, но одновременно через них поступает масса бесполезной для нас информации. Это отвлекает нас от наших прямых обязанностей, занимает время и ум, и, в конечном счете, создается впечатление, что мы сильно перегружены.

3. Выделяйте время для отдыха. Отдавайте предпочтение полезному физическому труду, при котором разум отдыхает: работе в саду или огороде, разведению цветов, ремеслам, прогулкам в парке или лесу и т.п. Отдых на лоне природы оказывает восстанавливающее действие. Избегайте длительного просмотра телепередач или интернет-серфинга.

4. Придерживайтесь здоровых привычек в питании. Употребляйте в основном растительную пищу, избегайте стимуляторов: кофе, чая, алкоголя и острых специй. Важно ежедневно употреблять 6-8 стаканов воды.

5. Вырабатывайте привычки регулярности в жизни в отношении режима сна и употребления пищи.

6. Не ограничивайте себя во сне. В среднем человеку необходимо спать 7-8 часов в сутки.

7. Отдыхайте хотя бы один раз в неделю. Человеку необходимо время для восстановлении духа, души и тела.

8. Не давайте обещаний, которые вы не сможете сдержать. Перегружая себя, мы становимся раздражительными и агрессивными, потому что чувствуем давление невыполненных обязательств. Реально оценивайте свои силы

В процессе выполнения работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде чувства усталости.

Утомление - снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выражающееся в количественном и качественном ухудшении его результатов.

В настоящее время наиболее популярной является теория утомления, согласно которой утомление в первую очередь возникает в центральной нервной системе. При длительном возбуждении определенных участков нервной системы наступает перевозбуждение и торможение условных рефлексов. Торможение является мерой предупреждения функционального истощения клеток, что позволяет клеткам не реагировать на поступающие импульсы.

Чрезвычайно высока биологическая роль утомления . Оно выполняет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или напряженной работе. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

В развитии утомления различают преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Это так называемое компенсированное утомление. Работоспособность в этом случае обеспечивается значительными энергозатратами. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Так, если человек занят любимым, важным для него делом, он может работать достаточно долго, не чувствуя усталости, хотя налицо признаки утомления.

Дальнейшее выполнение работы вызывает развитие некомпенсированного , явного утомления, главным признаком которого является снижение работоспособности. Проявляется утомление субъективным чувством усталости. Фаза декомпенсированного утомления характеризуется снижением общего уровня активности ЦНС (уменьшением скорости зрительно- и слухомоторной реакции, падением уровня внимания), рассогласованием активности различных областей коры большого мозга. Отмечается падение сократительной способности работающих мышц, дискоординация движений, замедление их темпа.

Необходимо так дозировать деятельность человека, чтобы возникающее в ее результате утомление исчезало за время отдыха. Если этого не происходит, то симптомы утомления накапливаются, что приводит к переутомлению.

Переутомление – это длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения и требующее для своего устранения длительного отдыха. Таким образом, переутомление – это патологическое состояние, которое не исчезает после обычного отдыха и требует специального лечения. Существует понятие синдром хронической усталости . Проведенные рядом ученых исследования показали, что хроническая усталость является основной причиной обращения к врачу около 24% взрослого населения.

Причин, приводящих к хронической усталости, множество и связаны они как с физическим состоянием человека, так и с состоянием его духа. Большинству пациентов лучше помогает комплексный подход к лечению с учетом психологических факторов. Выявление и корректировка проблем, волнующих человека, является важной частью в деле его исцеления. Среди конкретных рекомендаций преодоления состояния хронической усталости наиболее значимы следующие:

    Осознание факта, что самооценка оказывает значительное влияние на здоровье и возможности выздоровления.

    Выявление сторон жизни, вызывающих у человека стресс и поиск способов исключения стрессовых ситуаций.

    Постепенное восстановление активности: объема воспринимаемой информации, физической нагрузки, времени общения с людьми.

Физиологический механизм формирования нервного напряжения. Если ранее ученые преимущественно занимались вопросами, связанными с утомлением и переутомлением, то в настоящее время особую актуальность приобрели проблемы - напряжения и перенапряжения.

Труд не сводится лишь к физической и умственной деятельности. Он почти всегда связан с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. Кроме умственно-эмоционального перенапряжения в процессе труда могут возникнуть перенапряжения другого характера, например физическое. В рамках этой работы рассмотрим умственно-эмоциональное перенапряжение как самое распространенное пограничное состояние не только среди работников умственного труда, но и работников других современных профессий.

В сфере эмоций и умственной деятельности современного работника наблюдается значительная интенсификация, которая приводит к тому, что работающий не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается все больше неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, нерешенных задач различного характера.

Образ жизни и трудовая деятельность за последние годы настолько изменилась, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности. Возникает дисгармония между психофизиологическими и трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических констант организма. Чрезвычайно сильные раздражители все более вовлекают структуры коры и подкорки и формируют нервное напряжение. Напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, возбудительный процесс принимает застойный характер.

В отличие от переутомления, сущность которого в истощении компенсаторно-адаптивных механизмов, нервное перенапряжение - это состояние организма, когда процесс возбуждения при продолжительном воздействии какого-либо постоянного раздражителя или эмоционального комплекса достигает предельно высокого уровня, длительно сохраняющегося только благодаря постоянному включению дополнительных нервных механизмов и потенциальных ресурсов.

Умственно-эмоциональное перенапряжение - это состояние, вызванное психоэмоциональными раздражителями, воздействие которых определяется не их физическими параметрами, а информационно-вербальным содержанием и характеризуется условно-рефлекторным механизмом воздействия.

Умственно-эмоциональное перенапряжение расценивается как качественно новое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Новое физиологическое качество нервного перенапряжения заключается в том, что оно в определенных неблагоприятных условиях и на определенных этапах может смениться заболеванием.

Факторы риска возникновения нервного перенапряжения. Возникновение факторов риска в процессе умственной работы происходит из-за неумения планировать свое рабочее время, учебно-информационной перегрузки мозга, отсутствия навыков самостоятельной работы, дефицита сна, недостаточной физической нагрузки, курения, злоупотребления алкоголем, артериальной гипертонии и гипотонии, высокого уровня тревожности и неврозов, дискомфорта психоэмоциональной сферы, нарушения полового поведения.

Нервное перенапряжение возникает в результате суммарного воздействия различных факторов риска. Комплексное влияние на организм нескольких факторов риска сильнее, если они выступают одновременно и приобретают хронический характер.В зависимости от характера и специфики действия факторы риска условно можно разделить на две группы: биолого-психологической и социально-производственной природы.

Факторы биолого-психологической природы . Особую роль в развитии нервного перенапряжения играют наследственно-конституциональные факторы. Генетическая природа присуща всем психофизиологическим проявлениям организма. Без учета генотипа трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги под влиянием факторов риска и экстремальных ситуаций.

Развитие нервного перенапряжения в значительной степени определяется также наследственной отягощенностью эндокринно-гуморальной системы. При наличии у человека предрасположенности к какому-нибудь заболеванию возникновение его в результате стресса почти гарантировано.

Из психологических факторов имеет значение резкая выраженность тех или иных черт характера, которой отличаются так называемые акцентуированные личности. Формированию нервного перенапряжения могут способствовать следующие личностные особенности: мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, эмоционально насыщенная речь, напряженность мышц тела во время разговора, неуверенность в себе, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение. Индивидуумы с высоким уровнем тревожности более чувствительны к эмоциональному стрессу и с трудом выходят из эмоционально насыщенных ситуаций.

К факторам социально-производственной природы относятся: социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких), длительное эмоциональное напряжение, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени и хроническая усталость, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества в работе и чрезмерная трудовая нагрузка, хроническая гипокинезия, отсутствие трудовых навыков.

Некоторые авторы делают попытки разделить людей на предрасположенных (тип А) и непредрасположенных (тип Б) к заболеваниям в зависимости от типичных для них поведенческих актов и свойственных им психофизиологических особенностей.

Для лиц типа А характерны такие проявления, как торопливость, раздражительность, реактивность, нетерпение, тревожность, стремление к конкуренции, выраженное чувство долга. Лица типа А обычно способные люди, преуспевающие в делах, которые берутся за выполнение одновременно нескольких сложных дел. Они энергичны, стремятся к продвижению по работе, им всегда не хватает времени для отдыха, двигательной активности и сна. Эти характерные черты обостряются в стрессовых и экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени в условиях соревнований и информационной перегрузки. Лица относящиеся по поведенческим проявлениям к типу А, дают основание предполагать наличие у них хронически активной рабочей доминанты. В дальнейшем психологическое состояние торопливости и беспокойства может служить стержневым синдромом, отражающим длительное эмоциональное напряжение с повышенной реактивностью преимущественно симпатико-адреналовой системы.

Полную противоположность представляют собой люди типа Б. Они не перегружают себя работой, весьма равнодушны к ней, веселы, умеют наслаждаться жизнью, много отдыхают, неконфликтны, общительны. Знание личностных психофизиологических и социально-производственных особенностей каждого типа позволяет своевременно применить превентивные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Благодаря хроническому характеру нервное переутомление и психоэмоциональное перенапряжение являются ведущими факторами развития сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний. Статистически достоверно, что так называемые "болезни цивилизации" особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками.

Особенности развития нервного напряжения при монотонном труде. Монотонность труда - это однообразие трудовых операций и производственной обстановки. В настоящее время различные виды монотонных работ разделяются на две основные категории.

    Монотонность действия, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.

    Монотонность обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации ("сенсорный голод").

Термин "монотонность" в основном характеризует внешние объективные факторы трудовой деятельности, а термин "состояние монотонии" в большей степени относится к реакциям человека на монотонный труд. Состояние монотонии , - комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, возникающих при монотонном труде.

К факторам, потенцирующим развитие состояния монотонии, относятся гипокинезия и гиподинамия, факторы окружающей обстановки: постоянный фоновый шум и вибрация, недостаточное освещение, некомфортный микроклимат, замкнутость и однообразное оформление интерьера производственных помещений.

К факторам влияющим на устойчивость человека к монотонии относятся: характер и условия работы, профессиональная и физическая подготовленность работников, функциональное состояние человека, отношение к работе, психофизиологические особенности личности.

Состояние монотонии включает широкий комплекс изменений в различных функциональных системах организма человека, характеризующихся снижением уровня их активности. Наиболее серьезным последствием продолжительного труда в монотонных условиях может являться формирование у работающих нервного напряжения и возможное развитие перенапряжения.

Разрабатываемые мероприятия по профилактике развития состояния монотонии должны быть направлены на повышение уровня активности ЦНС, увеличение эмоционального тонуса и мотивации; обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок; устранение объективных факторов монотонного труда. Все это достигается оптимизацией характера и условий трудовой деятельности.

Адаптационные процессы и экзаменационный стресс у студентов. Для поддержания взаимосвязи между высшими координирующими центрами и периферическими исполнительными органами существуют сложные отношения, которые обеспечивают взаимную регуляцию, ведущую к оптимальной согласованности функций различных систем и органов человека. Однако при резких изменениях внешней среды или внутреннего состояния организма может возникнуть рассоглассованность между различными системами и произойти нарушение гомеостаза.

W.Selye установил, что сильное воздействие стрессоров на организм приводит к возникновению особого состояния, названного им стрессом (напряжением). Состояние стресса он включил в понятие общего адаптационного синдрома . Во время стресса происходит нарушение приспособительно-компенсаторных и защитных механизмов организма и возникают изменения, не зависящие от природы действующего стрессора.

Выделено три стадии общего адаптационного синдрома: патологии, резистентности и истощения. Патологические сдвиги в организме могут возникнуть в начале воздействия стрессора. Они характеризуются реакцией тревоги и возникают только при воздействии очень сильных раздражителей. Стадию резистентности характеризует активизация физиологического состояния организма.

Период сдачи экзаменов, как правило, сопровождается эмоциональным стрессом у студентов. Подтверждением нарушения биологической саморегуляции организма у некоторых студентов во время экзаменов служат видимые (мимика, речь, жесты, двигательные акты) и невидимые (вегетативно-эндокринные изменения) эмоциональные эффекты. С видимыми проявлениями обычно человек может справиться, подключив волю, а с невидимыми справиться бывает трудно и неизбежно наступает "вегетативная буря". При воздействии соответствующих внешних или внутренних факторов нарушение гомеостаза происходит не пассивно, а с обострением и напряжением деятельности определенных функциональных систем организма.

Учебные стресс-факторы вызывают эмоциональные реакции, вредно действующие на организм и мешающие сдаче экзаменов. Такими учебными стресс-факторами у студентов являются: плохие оценки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка предмета, ожидание неудачи, постоянный страх быть отстраненным от учебы, дефицит времени, темп и скорость экзаменационного периода, необходимость подготовки к экзамену большого объема учебного материала, частые ночные работы, состояние неопределенности.

Стрессы, возникающие во время экзаменационной сессии, принимают хронический и комбинированный характер, их причиной следует считать одновременное действие нескольких экзаменационных стресс-факторов. Когда стрессовые воздействия неоднократны и продолжительны, у студентов возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. Подобные эмоции затрудняют целенаправленную умственную работу студентов.

Многочисленные исследования показали, что под влиянием экзаменационного стресса повышаются или понижаются артериальное давление, ча­стота пульса, показатели ЭКГ, температура кожи, кровенаполне­ние сосудов мозга и нижних конечностей, уровень саха­ра, катехоламинов, липидов, форменных элементов в перифериче­ской крови.

Однократные функциональные сдви­ги в организме под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются как биологически целесообразные реакции организма для преодоления затруднительных ситуаций. Но так как экзаменационные стресс-факторы действуют многократно, то вы­званные ими функциональные сдвиги после окончания экзаменов не восстанавливаются длительное время. Положительное или отрицательное действие стресса зависит от длительности его дей­ствия и от того, восстанавливаются ли нарушенные под влиянием стресса функции организма. Адаптационные резервы организ­ма не безграничны и использовать их следует постепенно.

Установлено, что эмоциональное напряжение начинается за 4-5 дней до начала экзаменационной сессии и сохраняется на всем протяжении экзаменов даже в те дни, когда студент экзаменов не сдает. Таким образом, студенты вузов два раза в год переживают дли­тельный экзаменационный эмоциональный стресс.

Психофизио­логические и биохимические изменения, происходящие под влиянием эмоционального стресса, в од­них случаях объясняются возникновением замкнутых “эмо­циональных кольцевых кругов” между корковыми и подкорковы­ми эмоциональными зонами, которые усиливают друг друга при каждом экзаменационном стресс-факторе. В других случаях экзаменационная перегрузка мозга не соответствую­щая интеллектуальным способностям и возможностям данного студента, вызывает невротические нарушения.

Проявление эмоционального стресса часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, которые являются источником помех и неудач на экзаменах.

Для предупреждения эмоционального стресса можно рекомен­довать умеренную и равномерную учебную нагрузку в течение семестра, что будет поддерживать жизненный тонус и положительные эмоции, препятствуя возникновению стресса. Целесообразно поддержание интереса к учебному процессу. Развитие интереса необходимо для поддержания здоровья и адаптационных резервов организма студентов. Снижение инте­реса способствует накоплению не усвоенного учебного материала, что в свою очередь вызывает эмоции страха и неуверенности, особенно перед экзаменами.

По аналогии с физической усталостью, эмоциональная усталость возникает, когда мы тратим слишком много душевных сил и не успеваем их восстанавливать.

В том, что после насыщенного дня человек чувствует себя уставшим физически и морально, нет ничего странного, при условии что к утру он успевает отдохнуть и готов к новому дню. Это состояние заслуживает серьезного внимания, когда оно наблюдается изо дня в день, то есть становится .

Проявления эмоциональной усталости

  • Раздражение. Эмоциональная усталость проявляется в первую очередь раздражением. Случайно пролитая вода, складка на одежде, неудобный стул и сотня других мелочей вызывают сильнейшее раздражение и досаду. Создается впечатление, что весь мир против тебя.
  • Жажда одиночества. Главным источником негативных эмоций становятся окружающие люди. На улице и в транспорте их слишком много, на работе коллеги без конца навязывают общение, клиенты не перестают звонить. Объективно общения ничуть не больше обычного, но при этом человеку хочется выстроить вокруг себя огромную стену, чтобы к нему никто не мог приблизиться.
  • Невозможность сосредоточиться. В состоянии эмоциональной усталости невероятно сложной задачей оказывается настроиться на выполнение простейших ежедневных задач - помыть посуду или заправить постель, составить стандартный отчет на работе или написать письма партнерам. Сознание будто затуманено, внимание рассредоточено. Особенные трудности возникают в ситуациях, когда требуется принятие какого-то решения.
  • Разочарование и скука. На фоне эмоционального выгорания человеку начинает казаться, что он выбрал не ту профессию и место работы, что у него ничего не получается, успехи незначительны, а неудачи огромны. То же ощущение может проецироваться и на личную жизнь. Возникает тягостное ощущение скуки, апатии, потери интереса к жизни.
  • Психофизиологические симптомы. Эмоциональная усталость часто сопровождается , повышенным нервным возбуждением, головными болями, проблемами с аппетитом, упадком сил и физической усталостью.

Стадии эмоционального выгорания

Наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания люди, деятельность которых заключается в непосредственном общении с людьми - клиентами, партнерами, учениками.

На первой стадии человек ощущает, что привычная деятельность начинает его сильно тяготить. У преподавателя предстоящая лекция вызывает отвращение, врач с трудом дожидается конца приема, а менеджер стремится уйти в работу с бумагами, лишь бы не проводить лишнюю встречу с клиентом.

Чтобы избежать гнетущего состояния, человек пытается эмоционально отстраниться от людей, с которыми ему приходится сталкиваться в работе, выполняет работу достаточно формально, контакты устанавливает по минимуму.

На следующей стадии такое отстранение человека постепенно заменяется человеконенавистническими настроениями.

И наконец, на последней стадии эмоциональное выгорание начинает проявляться на физическом уровне - , головными и сердечными болями, обострением хронических заболеваний. Такой переход говорит о том, что эмоциональная усталость уже слишком велика и требуется срочное вмешательство для восстановления.

Профилактика и преодоление эмоциональной усталости

В состоянии сильнейшей эмоциональной усталости нет другого выхода, кроме как организовать себе отдых. Можно бесконечно себя мотивировать, ругать, пытаться настроиться на работу и другие дела, но усталость никуда не денется, пока мы не дадим себе отдохнуть.

Чтобы понять, каким должен быть этот отдых, достаточно прислушаться к себе. Большинство людей выбирает тот или иной способ побыть наедине с собой - это может быть и далекое путешествие, и просто несколько дней, проведенные дома с любимой книжкой под теплым пледом.

Гораздо важнее разобраться с тем, как не допустить крайних стадий эмоционального истощения. Придерживайтесь следующих правил:

  • Будьте чутки к собственному эмоциональному состоянию. Если на начальных этапах эмоционального выгорания дать себе отчет в происходящем, вполне возможно перестроить свою деятельность так, чтобы не спровоцировать развитие этого процесса.
  • Учитесь переключаться и не продолжать мысленные диалоги с клиентами или партнерами, когда разговор закончен или вы уже покинули рабочее место.
  • Озаботьтесь организацией отдыха, этому важно посвятить отдельное время. Не стесняйтесь сказать близким, если чувствуете, что вам важно отдохнуть в одиночестве.
  • Периодически возвращайтесь к вопросу о том, нравится ли вам то дело и та жизнь, которой вы живете. Когда-то любимая работа может со временем стать ненавистной, и важно вовремя признать это, чтобы поискать ту деятельность, которая вас будет действительно удовлетворять.
  • Эмоциональная усталость возникает гораздо быстрее, когда не чувствуется отдачи от собственных действий, подумайте, что вы могли бы изменить, чтобы результаты вашей работы стали более явными.
Похожие публикации