Детский стоматолог до какого возраста принимает детей. Частые вопросы. Лечение детей без присутствия родителей

При посещении врачей детской практики присутствие родителей или законного представителя обязательно. После осмотра ребенка врач будет задавать ряд вопросов, рассказывать о поставленном диагнозе, рекомендованном лечении и профилактических мероприятиях. Но доктор иногда может попросить взрослых покинуть кабинет, или вовсе отказать в лечении малыша в их присутствии.

Когда действия стоматолога оправданы, а когда – нет?

Знакомство со стоматологом

В кабинет стоматолога родители должны заходить вместе с детьми, независимо от их возраста. Единственное исключение – когда ребенок старше 15 лет.

Пациентами детского отделения стоматологии считаются дети и подростки до 18 лет.

Необходимость присутствия матери обоснована несколькими аспектами.

Перед началом лечения стоматолог будет задавать ряд стандартных вопросов:

  • Аллергия на лекарственные вещества и другие негативные реакции при их приеме. Появлялись ли симптомы пищевой или сезонной аллергии.
  • Состояние здоровья ребенка: наличие хронических болезней внутренних органов. Известно о связи болезней внутренних органов и состояния полости рта, которая особенно выражена при заболеваниях пищеварительного тракта.
  • Как протекали беременность и роды. Осложнения беременности, перенесенные болезни, назначаемые лекарственные препараты, погрешности питания отражаются на здоровье зубов и десен малыша.
  • Тип вскармливания. Дети, получающие искусственное вскармливание, относят в группу риска по формированию кариеса и других заболеваний челюстно-лицевой области в целом.
  • Сроки прорезывания зубов.

Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить полное представление о стоматологическом статусе детей. Также они используются для составления плана лечения и профилактических мероприятий.

Кроме того, дети не всегда способны описать симптомы, которые их беспокоят, из-за стеснения, страха, особенностей психического и физического развития, и даже в силу возраста.

Поэтому именно родители — или законный представитель — рассказывают стоматологу о беспокоящих симптомах, помогают малышу отвечать на вопросы:

  1. Беспокоящие жалобы: когда появились, что этому предшествовало. Если речь идет о возникновении боли, длительность ее существования, какие меры были использованы для ее купирования.
  2. Повышение температуры, сопутствующие симптомы.

В зависимости от предполагаемого диагноза, доктор задает ряд наводящих вопросов, от ответов на которые будет зависеть дальнейший ход исследований и лечения.

Если ребенок говорит о том, что на пороге стоматологического кабинета зубная боль прошла, поводов для радости нет. Это говорит не о том, что заболевание прошло самостоятельно, а лишь о том, что оно перешло в осложнения.

После сбора анамнеза и жалоб следует этап непосредственного осмотра, при котором также обязательно присутствие матери.

В ходе этого процесса врач на месте указывает на проблемы в полости рта:

  • : известно, что около 40% пациентов даже не подозревают о наличии проблем и необходимости ортодонтического лечения.
  • Уздечки полости рта: их три, и их укорочение, которое требует хирургической помощи, может спровоцировать развитие различных патологий, прикуса в том числе.
  • Кариес, наличие его осложнений.
  • Изменения слизистой оболочки.
  • Уровень гигиенических навыков.

В дальнейшем стоматолог составляет план лечения, который обязательно согласовывается с родителями, даются рекомендации по посещению других врачей и др.

Лечебные манипуляции

Дети 3 лет должны лечиться исключительно в присутствии взрослых, лишь с некоторыми исключениями, когда требуются условия стерильности.

В стоматологическом кресле малыш находится на руках у матери или отца.

Лечение детей старше 3 лет проходит в присутствии родителей, но со своими особенностями: если речь идет о хирургической операции, то мать может присутствовать в кабинете, но — находиться в отдалении. При некоторых операциях и состояниях присутствие родителей в кабинете запрещено.

Если говорить о терапевтическом приеме, то имеется три варианта нахождения одного из родителей в кабинете:

  1. Мать в кресле с ребенком: такой вид лечения стоматолог может давать исходя из возраста малыша, особенностей его поведения или физического состояния. Один из родителей выступает гарантом адекватного поведения ребенка в кресле, и при необходимости будет сковывать движения ребенка. При лечении детей с диагнозом аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, ДЦП и другие двигательные расстройства лечение проходит с обязательным присутствием матери.
  2. Мать рядом с ребёнком : дети после 5-6 лет могут сидеть в кресле стоматолога самостоятельно, а мама играть роль ассистента стоматолога. Близкое присутствие родителей в кабинете дает малышам ощущение защищенности и безопасности. Конкретное положение мамы и ее роль определяется стоматологом, главное — не мешать лечению.
  3. Мать в кабинете, но — вне поля зрения малыша . Выйти из поля зрения малыша стоматологи могут просить мать при капризном его поведении. В отсутствии «зрителей» истерика прекращается.

Лечение маленьких детей младшего возраста — очень сложное дело. Объясняется это не только физиологическими особенностями — а, скорее, поведенческими. Родители должны помогать врачу, адекватно реагировать на просьбы и замечания.

Лечение детей без присутствия родителей

Лечение зубов у детей без присутствия родителей может осуществляться после 3-5 лет, но при соблюдении нескольких фундаментальных условий:

  • Ребенок самостоятельно отвечает на вопросы врача, его поведение не вызывает нареканий.
  • Стоматолог наблюдает малыша длительное время, между ними сложились доверительные отношения, и отсутствует страх.

Даже учитывая эти факты, переход к самостоятельному приему должен быть постепенным и плавным. В первое время мать контролирует поведение малыша, находясь рядом с креслом, затем – вне поля зрения.

Если ребенок чувствует себя комфортно, можно выходить из кабинета на некоторое время, якобы оформить бумаги или поговорить по телефону, а после и вовсе покинуть кабинет и не возвращаться.

Отказ в лечении ребенка

Согласно Федеральному закону, каждый пациент имеет право выбирать себе врача самостоятельно с целью получения медицинских услуг.

Но иногда родители получают отказ буквально у порога стоматологического кабинета, и этот факт может быть связан с несколькими причинами:

  1. Плотный график работы и отсутствие времени.
  2. Сложное физическое и психическое состояние ребенка: некоторые стоматологи отказывают в лечении детей с диагнозом ДЦП, тяжелыми врожденными патологиями или болезнями, синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра. Но дают направление или рекомендации на лечение в специализированные центры.
  3. Недостаточная квалификация специалиста. Главная задача врача – вылечить, помочь пациенту. Порой приходится сталкиваться со сложными случаями, лечение которых требует опыта и углубленных знаний. Отказ в таком случае выгоден для самих пациентов.
  4. Перенаправление к узким специалистам в области стоматологии. Несмотря на то, что стоматологи проходят обучение по всем специализациям, и даже терапевт знает, как проводить хирургические операции. Иногда требуется лечение и осмотр профильного специалиста;
  5. Неадекватное поведение ребенка.

Если дети в ходе лечения склонны к истерикам, врач может попросить покинуть кабинет. Родители должны использовать это время с пользой: успокоить ребенка — и начать всё сначала.

Если же после нескольких неудачных попыток лечения поведение детей не изменилось, стоматолог может вовсе отказаться от дальнейшего лечения.

Законами РФ определены случаи, когда отказ врача в лечении будет считаться неправомерным.

Статья 124 УК РФ «Неоказание помощи больному»: врач не имеет права отказаться от лечения:

  • При наличии состояний, связанных с угрозой жизни. Под это определение попадают острые хирургические патологии, травмы опасные для жизни.
  • Если угроза для жизни реализовалась в ходе стоматологического приема: появление острых аллергических реакций, попадание в дыхательные пути стоматологических инструментов — например, при лечении корневых каналов и др.

Зубная боль, симптомы стоматитов и даже некоторые виды травм не относятся к состояниям, угрожающим жизни, следовательно — не попадают под данную статью!

Стоматолог не может «бросить» ребенка в ходе лечения. Например, после осмотра был составлен план лечения, врач приступил к его выполнению: лечение периодонтита методикой в нескольких посещений. Но во второе или третье посещение стоматолог отказывается принять маленького пациента — и такие действия неправомерны.

Единственное исключение – особые обстоятельства у стоматолога. Но даже в таком случае, лечением ребенка должен заниматься другой специалист клиники.

Отдельно стоит освятить проблему отказа родителей от лечения

Причин, по которым родители могут отказываться от той или иной методики лечения, довольно много.

  1. Во-первых, это мнимые страхи об опасности той или иной методики лечения или навязывание своей тактики лечения. Самый яркий пример: осложнения кариеса молочного зуба, стоматолог настаивает на лечении с целью его сохранения и профилактики патологий прикуса, родители – на удалении. Конечное решение остается за родителями, врач может только обозначить возможные последствия и дать подписать соответствующие бумаги, снимающие всю ответственность с него.
  2. Вторая, не менее распространенная ситуация — выявление осложнений в процессе лечения. Учитывая анатомо-физиологические особенности зубов у детей, порой сложно провести полноценную диагностику.

Если рассматривать детскую практику, то границы между формами кариеса стерты. У малышей практически отсутствует разница между поверхностным и средним кариесом, а при глубоком кариесе отмечаются первые изменения в пульпе зуба – «начальное» воспаление.

Когда первый раз нужно идти к стоматологу? Эффективно ли фторирование зубов? Нужно ли лечить молочные зубы? На эти и другие вопросы нам ответила врач-стоматолог, заведующая детским стоматологическим отделением медицинской клиники «Аквус» , и просто любимый стоматолог многих маленьких нижегородцев - Евгения Олеговна Панасенко.

1. Евгения Олеговна, скажите, в каком возрасте должен состояться первый визит к стоматологу? Как появятся первые зубки у малыша или уже при первых жалобах? Когда нужно проверять уздечку языка?

Самой первой причиной визита к детскому стоматологу и должна стать проверка уздечки языка. Обычно это проверяют сразу после рождения в роддомах или на одном из первых приемов у педиатра. Если же этого не случилось, то родителям нужно самим проявить инициативу и уделить этому моменту внимание - при короткой уздечке язык просто не поднимается вверх и это может помешать ребенку нормально брать грудь.

Рассечение уздечки языка лучше всего проводить до 3-х месяцев , поскольку в этот период она представляет из себя тонкую пленочку без каких-либо кровеносных сосудов и нервов. С 3-х месяцев риск кровотечения, за счет вплетения кровеносных сосудов, увеличивается, поэтому многие клиники делают рассечение уже под общим наркозом. Лучше этого избежать и сделать рассечение вовремя.

Если же уздечка не мешает кормлению ребенка, то следующий момент, когда может проявиться этот дефект – это возраст, когда ребенок начинает говорить, поскольку короткая уздечка нарушает произношение звуков р,л,ш. В этом случае уздечку рассекают уже в 6 лет, когда меняется челюсть, появляются постоянные зубы.

Следующий осмотр стоматолога нужно провести, когда появляются четыре верхних центральных резца, чтобы посмотреть, какое качество зубов. Это, примерно, 1,5 - 2 года .

2. Евгения Олеговна, каковы же самые основные причины развития кариеса молочных зубов? Частая ситуация – вот зубы только вылезли, смотришь, а на них уже черные пятнышки. В чем причина?

Одной из первых причин кариеса может быть неправильная закладка зубов во время беременности и, как следствие, «плохая эмаль». Ее сразу видно – она либо ярко-белая, либо желтая.

Ночные кормления , даже если это грудное молоко, как бы странно это ни звучало. Чаще всего зубы у ребенка появляются еще в период грудного вскармливания, ребенок получает грудь тогда, когда он хочет, а ночью – особенно, ведь мамочке хочется поспать. И я совсем не против кормления грудью, но мамочки должны знать, что частые ночные кормления наносят такой же вред эмали зубов, как и ночные допаивания соком, чаем, всем, чем угодно, кроме воды. Во рту у ребенка развивается патогенная флора, создается кислотная среда, которая очень быстро «съедает» еще слабую эмаль детских зубов. Особенно ситуация обостряется, если мамочка ест на ночь углеводную пищу.

Чтобы предотвратить раннее развитие кариеса, следует сократить до минимума ночные кормления, а еще лучше заменить их водой. Ни в коем случае не предлагать ребенку соки, чаи и прочие напитки. Только вода. Если же нет возможности кормления убрать, то постарайтесь кормить ребенка полулежа и после кормления протереть бинтиком с любой пастой (совсем немного) зубки малыша, это не даст развиться микрофлоре.

Конечно, не у всех детей именно ночные кормления являются причиной развития кариеса. Нужно помнить, что все дети разные, и если одному ночные кормления не нанесли вреда, то другой из-за них может потерять зубы.

Пища – тоже одна из основных причин. Ведь что едят современные дети: булки, вафли, сухие завтраки, чипсы, конфеты с мягкой карамелью - рафинированная, мягкая, липкая, сладкая пища. В рационе детей практически отсутствуют продукты, которые нужно грызть – целые яблоки, морковь. А это важно и для развития челюсти.

Плохая гигиена зубов – очень важный момент. Нужно с самого раннего детства приучать детей к чистке зубов, особенно на ночь. Когда малыш еще сам не может чистить зубы, то самое простое – намотали бинтик, выдавили немного пасты и протерли зубки. Все эти силиконовые щеточки только гладят, я в них не верю и предпочитаю по старинке использовать бинт, поскольку он имеет пористую структуру.

Причинами кариеса, плохого состояния зубов может быть и частое применение антибиотиков, наркоз.

3. Из существующих на сегодняшний день методов лечения кариеса, какие самые эффективные? Для чего нужны процедуры фторирования и серебрения?

Серебрение – это процедура, смысла в которой я не вижу. Результата от нее нет никакого, кроме черных зубов и психологической травмы у ребенка, которого будут потом дразнить за эти черные зубы. Единственный положительный момент – маму хоть немного успокаивает, что она что-то сделала.

Что касается фторирования . На каждой детской зубной пасте пишут – не содержит фтора – для чего-то ведь это пишут? Для чего? Фтор – это высокотоксичное вещество, имеющее свойство накапливаться в организме, он вреден для детей. В Нижегородской области недостатка фтора нет, в отличие от того же йода, например, поэтому в дополнительном фторе наш организм не нуждается.

А если уж быть совсем честной, то как можно верить в то, что вот вам помазали зубы каким-то составом и все стало хорошо? Нужно всегда искать причину и устранять ее, а не мазать зубы непонятными составами.

Я за герметизацию – старый добрый метод, доказавший свою эффективность. Смысл этой процедуры в том, что на очищенные фиссуры (желобки на жевательных зубах) наносится специальный состав, аналог зубной эмали. Этим самым мы запечатываем зуб и не даем остаткам пищи забиваться в него. Процедуру эту делают, как только прорезывюется 6-е зубы. Хотя, эту процедуру можно делать и для молочных зубов.

Однако нужно понимать, что герметизация защищает зубы только от жевательного кариеса, от контактного кариеса (того, который развивается между зубов) защитить зуб невозможно. Поэтому, как только увидели что-то непонятное на зубах – бегом к врачу. Ранний кариес развивается очень быстро.

4. А какие признаки у раннего кариеса? Маленькая коричневая точка – это уже кариес?

Точка – это уже кариес, и даже не ранний. Ранний кариес – это белая полоска около десны, которая чуть ярче по цвету, чем основной тон зуба. Как только увидели что-то подобное – не медлите, записывайтесь к врачу.

Ранний кариес вылечить очень легко, это дело нескольких минут. Но у нас такие запуганные родители, что тянут до последнего, когда уже все зубы с пульпитом. А лечить пульпит у детей – не то же самое, что лечить его у взрослых. При острой боли дозировку обезболивающего взрослому вы можете дать любую, а ребенку – строго возрастную дозу, которая рассчитывается на кг веса. И если, например, у ребенка болит зуб дня два, то, чтобы заморозить зуб, нужна взрослая дозировка. Брать на себя ответственность никакой врач не будет, потому что реакции бывают разные, вплоть до самых серьезных.

В итоге получается - мамочка боялась, что ребенку будет больно, упустила время, а когда пришли к стоматологу, то нормальной анестезии уже не сделаешь. Лучше прийти сразу, тем более, что в самых крупных клиниках города осмотр стоматолога бесплатный! Найдите время и приведите ребенка на осмотр. Этим вы сэкономите деньги и нервы, свои и ребенка.

5. А нужно ли лечить молочные зубы? Они же все равно выпадут..

Для начала я хотела бы развеять миф о том, что молочные зубы не имеют нервов. Это не так. Там есть и нервы, и корни, и вообще они такие же зубы, как и постоянные, с той лишь разницей, что корни со временем рассасываются. И боли от больного зуба дети испытывают те же самые, что и взрослые.

А теперь представьте – пятый, самый большой молочный зуб, рассасывается только только к 10 – 11 годам. Ему до этого возраста нужно простоять. А если по каким-то причинам зуб пришлось удалить раньше, то 6-й зуб (уже постоянный) встанет на место отсутствующего зуба, а когда приходит время для пятого постоянного зуба – ему уже места нет, он идет в бок и его удаляют. Та же ситуация с верхними центральными резцами – постоянные резцы идут крупнее, поэтому встают неровно. Родители прибегают в панике и просят удалить соседние зубы. Ни в коем случае этого нельзя делать! Челюсть вырастет, и зубы встанут на место. Каждый зуб несет свою функцию и должен выпасть тогда, когда ему положено.

6. В каком возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные?

У девочек и мальчиков это происходит в разное время. У девочек в 5-5,5 лет начинают прорезываться нижние центральные резцы, у мальчиков – примерно в 6,5. Хочу обратить внимание родителей на то, что в 70% случаев центральные нижние резцы меняются таким образом, что постоянные зубы появляются за еще не выпавшими молочными зубами. Не нужно этого пугаться. Причина в том, что размер постоянных зубов больше, чем у молочных, поэтому им проще прорезаться за зубами. Потом молочные зубы выпадают или их удаляют при необходимости, и постоянные зубы встают на место.

Законодательная база

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Для успешного функционирования службы детской стоматологии необходимо выполнение требований Законов РФ, приказов и инструкций по оказанию медицинской, в том числе и стоматологической, помощи детям.

К общим законам, регламентирующим охрану здоровья и организацию медицинской помощи населению Российской федерации, относятся:

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
(утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010)

(в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ,
от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 151-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.12.2005 N 170-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 02.02.2006 N 23-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 24.07.2007 N 214-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,
от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ,
от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,
с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288)


Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан являются основополагающим документом и регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Приложении № 1 .

Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года

Концепция предусматривает, что одним из приоритетов государственной политики должно быть сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. В задачи концепции входит: создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни; совершенствование системы организации медицинской помощи; конкретизация государственный гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; информатизация здравоохранения и др. Полный текст документа приведен в Приложении № 2 .

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ,
от 27.12.2009 N 363-ФЗ, от 28.06.2010 N 123-ФЗ,
от 27.07.2010 N 204-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,
от 29.11.2010 N 313-ФЗ)


Закон регулирует отношения граждан и государственных органов, юридических и физических лиц, связанные с обработкой персональных данных. Закон направлен на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Полный текст документа приведен в Приложении № 3 .


от 31 декабря 2006 г. N 905

"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи" Приказ регламентирует порядок проверок соблюдения стандартов качества медицинской помощи в государственных и негосударственных организациях, оказывающих медицинскую помощь населению. Полный текст документа приведен в Приложении № 4 .

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. N 48
"Об утверждении СанПиН 2.1.3.2524-09"

Новые санитарные нормы и правила регламентируют санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям, определяют особенности организации стоматологической помощи детям. Текст документа приведен в Приложении № 5 .

Постановление Правительства РФ №913 от 5 декабря 2008 г.
"О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год"

Постановление гарантирует гражданам получение бесплатной первичной медико-санитарной, скорой и специализированной медицинской помощи. Полный текст документа приведен в Приложении № 6 .

Приказ Министерства здравоохранения СССР
от 22 апреля 1988 г. N 318
"Об отраслевой статистической отчетности учреждений, предприятий и организаций Минздрава СССР"
(с изм., внесенными Приказом Минздрава СССР
от 17.04.1989 N 250)

Приказ регламентирует составление статистической отчетности с использованием утвержденных форм учетно-отчетной документации. Руководителям учреждений здравоохранения для оперативного управления предоставляется возможность устанавливать внутриучрежденческую отчетность, представляемую структурными подразделениями. Полный текст документа приведен в Приложении № 7 .

Приказ Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030
"Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения"

Приказ утверждает формы первичной медицинской документации, которые используются также и в детской стоматологии: медицинская карта стоматологического больного (форма 043/у), контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 030/у) и др.

Согласно приложению N 5 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 25 января 1988 г. N 50, в "Перечень форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" введены "Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога …" (форма 037/у-88) и "Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога …" (форма 039-2/у-88). Формы "Листок ежедневного учета работы врача- стоматолога…" (форма 0.37/у), "Дневник учета работы врача-стоматолога" (ф. 0.39/2у), "Журнал учета профилактических осмотров полости рта (форма 0.49/у) исключены из "Перечня форм первичной медицинской документации" стоматологических учреждений.

Постановление правительства Российской Федерации
от 21 марта 2007 г. № 172
О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы.

Программа имеет подпрограмму "Здоровое поколение", которая направлена на улучшение здоровья детей и включает меры по формированию здорового образа жизни. Полный текст документа приведен в Приложении № 9 .

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Приказ Минздрава СССР от 12 июня 1984 г. N 670
"О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению"
(с изменениями от 9 декабря 1996 г.)

Приказ предписывает:

  • введение должности врача-стоматолога детского,
  • обеспечение дальнейшего развития сети стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, обратив особое внимание на организацию стоматологических поликлиник, прежде всего, детских;
  • обеспечение организации стоматологических кабинетов во всех высших и средних учебных заведениях с числом учащихся 800 и более;
  • внедрение комплексной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта.
  • обеспечение плановой санации полости рта детям, подросткам;
  • внедрение современных методов местного и общего обезболивания.

Полный текст документа приведен в Приложении № 10 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 14 апреля 2006 г. N 289
"О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации"

Основополагающий документ по детской стоматологии, регламентирующий порядок организации деятельности, структуру и штатные нормативы медицинского персонала детской стоматологической поликлиники, порядок организации деятельности стоматологического кабинета образовательных учреждений, организацию деятельности врача-стоматолога детского и др. Полный текст документа приведен в Приложении № 11 .

Решение коллегии Минздрава РФ
от 21 октября 2003 г.
"О совершенствовании стоматологической помощи детскому населению в Российской Федерации"
(протокол N 14)

В решении коллегии указывается, что повышение качества оказания стоматологической помощи детям - одна из важнейших задач деятельности службы охраны материнства и детства МЗ РФ, органов управления и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации. Рекомендуется доработка модели территориальной комплексной программы "Детская стоматология", разработка клинических протоколов "Ведение детей, страдающих стоматологическими заболеваниями", подготовка дополнений в учетно-отчетную документацию деятельности лечебно-профилактических учреждений и формы федерального государственного статистического наблюдения по оказании стоматологической помощи детям. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ рекомендуется, совместно с органами управления образованием, продолжить развивать сеть школьных стоматологических кабинетов, разработать и принять территориальные программы "Детская стоматология" на основе модели программы, рекомендованной Минздравом России. Полный текст документа приведен в Приложении № 12 .

Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 620
"Об утверждении протоколов "Ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями"

В протоколах приведены схемы ведения детей в соответствии с диагнозом заболеваний по МКБ-10 и нозологической формой заболевания. Указаны необходимые для детей при конкретных стоматологических заболеваниях диагностические мероприятия (процедуры, кратность), лечебные мероприятия, средние сроки наблюдения при осложненном и неосложненном течении заболеваний в стационаре и поликлинике, критерии оценки. Полный текст документа приведен в Приложении № 13 .

Должностная инструкция врача-стоматолога детского
Татарников М.А. "Сборник должностных инструкций работников здравоохранения, госсанэпиднадзора и аптечных учреждений".ИНФРА-М, 2004. 604 с.

Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-стоматолога детского. Указывается, что на должность врача-стоматолога детского назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности "Стоматология детская". Врач-стоматолог детский должен обладать широким кругом знаний по вопросам законодательства в здравоохранении и нормативных документов в детской стоматологии, организации стоматологической помощи детям, этиологии и патогенеза, клиники, диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний, реабилитации и диспансеризации детей.

Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях
(утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. N 207-ВС)

В рекомендациях имеются положения об организации деятельности врача-стоматолога детского (положение III), гигиениста стоматологического (положение IV), медицинской сестры врача-стоматолога детского (положение V), осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательном учреждении. В положениях рассматриваются, преимущественно, обязанности медицинских работников стоматологического профиля. Полный текст документа приведен в Приложении № 15 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 апреля 2008 г. N 183н
"О проведении в 2008-2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"
(с изменениями от 1 ноября 2008 г. № 618н)

Приказ утверждает порядок проведения в 2008 - 2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учетные и отчетные формы диспансеризации. Предписывает проводить мониторинг выполнения лечебно-профилактических мероприятий, ежегодный анализ результатов диспансеризации. В диспансеризации детей всех возрастных групп должны участвовать стоматологи детские. Полный текст документа приведен в Приложении № 16 .

Методические рекомендации "Гигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях" (утв. заместителем Главного государственного санитарного врача РФ от 27 апреля 2007 г. N 0100/4443-07-34)

В рекомендациях имеется раздел "Стоматология", разъясняющий особенности показаний к проведению рентгенологического обследования при различных видах стоматологического лечения детей. Текст документа приведен в Приложении № 17 .

Приказ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ
от 14 марта 1995 г. N 60
"Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов"

Согласно инструкции врач-стоматолог должен осматривать ребенка перед поступлением в детское дошкольное учреждение, за год перед поступлением в школу, непосредственно перед поступлением в школу и т.д. Следует отметить, что данные рекомендации не соответствуют современным требованиям стоматологии. Полный текст документа приведен в Приложении № 18 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 7 июля 2009 г. N 415н
"Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения"

Приказ предусматривает необходимость для врачей-стоматологов детских получения высшего профессионального образования по специальности "060105 Стоматология", послевузовского профессионального образования по специальности "Стоматология" или "Стоматология общей практики", дополнительного образования в клинической ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки по специальности "Стоматология детская". Не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности врач-стоматолог детский должен получать дополнительное профессиональное образование на курсах повышения квалификации. Текст документа приведен в Приложении № 19 .

Приказ МЗ СССР и Гос. Комитета СССР по народному образованию
от 11 августа 1988 года №639/271
"О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах".

Приказ является действующим и не потерял своего значения в настоящее время. В приказе предусмотрено:

  • разработать и утвердить республиканские региональные программы профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах;
  • организовать на базе стоматологических поликлиник и отделений обучение среднего медицинского персонала дошкольных учреждений и школ осуществлению мер комплексной профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах;
  • обязать руководителей детских дошкольных, интернатных учреждений и школ обеспечить условия для проведения санации полости рта и профилактики стоматологических заболеваний у детей в течение учебного года;
  • обязать педиатрическую службу активно участвовать в организации профилактики стоматологических заболеваний у детей" обеспечить преемственность работы со стоматологической службой;
  • обеспечить в регионах с пониженным содержанием фтора в питьевой воде нормативный прием эндогенных препаратов фтора в организованных детских коллективах
  • рекомендуется пересмотреть нормативно-технологическую документацию на продукты детского питания по дополнительному снижению сахара, расширить выпуск продуктов детского питания со сниженным содержанием сахара, усилить санитарно-просветительную работу, удовлетворить потребность в стоматологическом оборудовании, инструментарии и материалах в школах, интернатных учреждениях, санаториях, разработать и утвердить новые учебные программы школ по вопросам гигиены и профилактики (из расчета 3 часа в год в 1-3 классах и 1 час в год в 4-10 классах), дополнить учебные программы вопросами гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний, вменить в обязанность воспитателей проведение ежедневных гигиенических мероприятий по уходу за полостью рта с 2-3 летнего возраста и ряд других мероприятий.

Полный текст документа приведен в Приложении № 20 .

Приказы министерства здравоохранения, инструкции, методические рекомендации по проблемам стоматологической помощи населению нередко включают разделы, направленные на улучшение стоматологической помощи детям.

Приказ Минздравмедпрома РФ от 6 августа 1996 г. N 312
"Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования"

Приказ предписывает проводить бюджетное финансирование стоматологических учреждений с учетом трудоемкости работы стоматолога, выраженной условных единицах (УЕТ), и фактически выполняемой им работы; компенсировать расходы, не восстанавливаемые бюджетом или ФОМСом, за счет хозрасчетной деятельности в рабочее время; вести отдельный учет и накопление имущества, приобретенного по результатам хозрасчетной деятельности; вести статистический и финансовый учет раздельно по источникам финансирования; в территориальную программу обязательного медицинского страхования включить стоматологическую помощь населению. Полный текст документа приведен в Приложении № 21 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2008 г. N 176н
"О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации"

В номенклатуре специальностей указаны: стоматология, стоматология ортопедическая и стоматология профилактическая. Полный текст документа приведен в Приложении № 22 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 23 апреля 2009 г. N 210н
"О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации"

Приказ утверждает номенклатуру специальностей специалистов, в том числе - стоматологического профиля: специальность по окончании вуза - "Стоматология", основная специальность - "Стоматология общей практики", специальность, требующая дополнительного обучения, - "Стоматология детская". Текст документа приведен в Приложении № 23 .

Приказ МЗ СССР
от 25 января 1988 года №50
"О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема".

Приказом введена новая система учета труда врачей, которая основана на измерении объема их работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ) и направлена на интенсификацию труда врача. Утверждены нормативы УЕТ врачей-стоматологов и зубных врачей, учетная и отчетная документация врача-стоматолога и инструкция по ее заполнению.

Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации
от 2 октября 1997 г. N 289
"О совершенствовании системы учета труда врачей стоматологического профиля"

В приказе разрешено руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать условные единицы учета трудоемкости работы (УЕТ) врачей-стоматологов и зубных врачей на все виды работ с применением новых технологий их производства, не предусмотренные приказом Минздрава СССР от 25.01.88 N 50 "О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема". Текст документа приведен в Приложении № 25 .

РЕЗОЛЮЦИЯ ХII съезда Стоматологической Ассоциации России
г. Москва, 9 сентября 2009 г.

Резолюция включает рекомендации о широком внедрении лечебно-профилактических стоматологических мероприятий в работу школьных стоматологических кабинетов; обеспечении финансирования профилактических мероприятий в рамках ОМС; интегрировании современной модели функционирования стоматологических кабинетов в систему школьного здравоохранения; о разработке федеральной программы профилактики стоматологических заболеваний для детей с ограниченными возможностями; комплекса профилактических мероприятий для детей, проживающих в сельской местности и малонаселенных городах РФ; о широком привлечении среднего медицинского персонала, в частности, гигиенистов стоматологических, к проведению профилактических мероприятий и др. Полный текст документа приведен в Приложении № 26 .

Интерес представляют и некоторые документы международного уровня:

Конвенция о правах ребенка
Принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения.
Вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.
Вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Согласно конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Конвенция направлена на уважение и обеспечение всех прав каждого ребенка, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. В Приложении № 27 приводится полный текст Конвенции ООН о правах ребенка.

Европейская Хартия Прав Пациентов
Представлена в Брюсселе 15 ноября 2002 года.

Содержит освещение основных прав пациентов на: профилактические меры, доступность медицинской помощи, информацию, согласие, свободу выбора, приватность и конфиденциальность, уважение времени пациента, соблюдение стандартов качества, безопасность, инновации, предотвращение по мере возможности страданий и боли, индивидуальный подход в лечении, подачу жалобы, компенсацию. Предполагает права пациентов на гражданскую активность, участие в формировании политики в области охраны здоровья и т.д. Полный текст документа приведен в

В течение первого года жизни родители с малышами должны посетить ряд врачей. Главная цель посещения – оценка темпов роста и развития, а также исключение заболеваний. Грудные дети уязвимы перед лицом развития многочисленных болезней, а причина – физиологические особенности. Обязательно нужно посетить: педиатра, ЛОРа, хирурга, ортопеда, окулиста, а также стоматолога. Но порой родители недооценивают роль стоматологического статуса и его связь со здоровьем малыша.

Стоматологический статус детей

Давно доказана связь состояния полости рта и здоровья. Известно, что некоторые стоматологические патологии могут провоцировать острые воспалительные заболевания почек, пищеварительного тракта и др.

Неправильный прикус становится причиной нарушения носового дыхания, а, как известно, ротовое дыхание – причина многочисленных заболеваний внутренних органов. Кариес и его осложнения, спровоцированные некоторыми представителями стрептококков, также могут провоцировать ангины и прочие заболевания. Примеров — множество.

Важно помнить: организм – единая система, в которой все взаимосвязано, и любая болезнь может провоцировать другие, более сложные.

Анатомо-физиологические особенности детей младшего возраста ставят их в группу риска по развитию многочисленных заболеваний. Анализируя данные, можно даже выделить связь возраста и некоторых заболеваний. Именно по этим принципам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) составила график посещения детьми стоматологов.

Отметим, что речь идет именно о плановых осмотрах. Но если у малыша имеются тревожные симптомы – посетить стоматолога необходимо сразу, независимо от графика и рекомендаций .

Первый осмотр новорожденного малыша стоматологом

Еще в родительном отделении, в первые минуты и часы жизни, малыша тщательно осматривают ряд специалистов. Врачи оценивают кожные покровы, рефлексы, ставят оценку по шкале Апгар, оценивают дыхание и др.

При осмотре новорожденного врачей, в первую очередь, интересует размер уздечки языка.

Под уздечкой понимается анатомическое образование, которое вплетается одним концом в заднюю поверхность языка, а другим – в дно полости рта. Ее длина определяет движения языка.

Если она укорочена, то малыш не сможет полноценно взять грудь и сосать. Для оценки размера достаточно лишь визуального осмотра и оценки движения языка. В некоторых случаях, первичный осмотр полости рта ребенка не дает никаких результатов.

Но позже, буквально через 5-15 дней, кормящая мать может заметить следующие тревожные симптомы укороченного размера уздечки языка:

  • Возникновение чмокающих звуков при кормлении.
  • Длительное сосание: кроха сосет грудь, после следует продолжительный перерыв и сосание продолжается.
  • Неприятные ощущения, появляющиеся во время кормления у матери. Особенно тревожными признаками считается формирование боли и трещин сосков, прочих неприятных последствий.
  • Капризное поведение малыша у груди.
  • Низкая прибавка в весе.

При формировании таких симптомов нужно как можно скорее проконсультироваться с врачом и .

Когда с ребенком необходимо прийти кабинет стоматолога впервые?

При осмотре, врачи оценивают следующие параметры:

  1. Развитие челюстно-лицевой области . При рождении малыша, для возможности полноценного вскармливания, верхняя челюсть малыша по отношению к нижней значительно выдвинута вперед, но постепенно эта разница сокращается. Нарушение этого процесса – прямой путь к формированию патологий прикуса.
  2. Количество зубов . Прорезывание зубов – важный физиологический показатель, по которому можно судить о развитии малыша, диагностировать некоторые опасные патологии. К 9-12 месяцам во рту у ребенка должно быть 5-8 зубов.
  3. Состояние прорезавшихся зубов . Как только зубы у малыша прорезались, они в опасности: кариес не дремлет — особенно, если малыш получает искусственное вскармливание. Также стоматологи должны исключить наличие некариозного поражения зубов – гипоплазии, что увеличивает риски развития кариеса и его осложнений.
  4. Состояние слизистой оболочки полости рта . Дети 6-12-ти месячного возраста находятся в группе риска по развитию инфекционных заболеваний: кишечные инфекции, стоматиты – чаще кандидозный или бактериальный. Отсутствие своевременного лечения стоматитов может повлечь за собой ряд нежелательных последствий.

Осмотр стоматолога в 9-12 месяцев чаще носит профилактический характер. На приеме стоматологи рассказывают родителям, как ухаживать за зубами и деснами малыша: как выбрать зубную щетку и пасту, как чистить зубки. И, конечно — назначают график последующих посещений.

До 2-3 лет навещать стоматолога нужно каждые 3-5 месяцев.

Дети в возрасте 2,5-3 лет у стоматолога

К трем годам завершается формирование молочного прикуса, у крохи должны появиться все 20 молочных зубов.

Статистика показывает: впервые кариес регистрируется в возрасте 1,7-2 лет, и у детей отличается быстрой прогрессией.

В соответствии с этим, главная задача стоматологов — своевременно выявить кариес, лечить, не допустить осложнений, а также составить эффективный план профилактики .

Родители должны помнить, что состояние молочного прикуса – залог полноценного развития и отсутствия проблем в постоянном. Своевременная диагностика и лечение кариеса – лучшее средство профилактики развития дентофобии , ведь иногда лечение пульпита нередко связано с некоторыми неприятными, и даже болевыми ощущениями, не говоря уже о страхе. Кроме состояния зубов, стоматологов будет интересовать состояние прикуса, рост и развитие челюстей.

К трем годам между зубами малыша должны просматриваться промежутки – физиологические тремы. Если зубы стоят плотно друг к другу – это признак патологии, говорящий о недостаточном росте челюстей и возможных патологиях прикуса в дальнейшем.

Также врачи оценивают состояние слизистой оболочки полости рта, дают советы родителям об уходе за зубами и деснами. — и контролируют при помощи процедуры контролируемой чистки зубов.

Контролируемая чистка зубов – стоматологическая процедура, подразумевающая чистку зубов малышом в кабинете врача. Потом ребенку предлагают рассасывать таблетки, окрашивающие зубной налет. В итоге, дети и родители наглядно видят ошибки — и исправляют их под контролем стоматолога.

Меняется график посещений стоматолога: с детьми после 2,5-3 лет посещать врача нужно раз в 2-3 месяца.

Посещение стоматолога в 5-6 лет

Это возраст – период сменного прикуса, когда на смену молочным приходят зубы постоянного прикуса. Главная задача стоматологов и родителей в этом периоде – профилактика преждевременной потери молочных зубов .

Помните! Преждевременная потеря молочных зубов – удаление по медицинским показаниям задолго до сроков их естественной смены. В 96% случаев, это – основная причина формирования патологий прикуса.

Для профилактики необходимо своевременно посещать стоматолога, выявлять и лечить кариес, придерживаться правил профилактики.

С этого возраста может начинаться ортодонтическое лечение, но не в полном объеме, и далеко не всеми методами. При некоторых патологиях стоматологи предпочитают подождать с лечением.

В период 5-6 лет в полости рта малыша появляются первые постоянные зубы – первые моляры. Многие стоматологи рекомендуют проведение герметизации фиссур . Кариес имеет излюбленные места формирования: фиссуры, контактные поверхности, придесневая область и др.

– предварительное запечатывание (пломбирование) фиссур жевательных зубов, что предотвращает развитие кариеса.

Посещать стоматолога в этом возрастном периоде нужно раз в 2-3 месяца.

Посещение стоматолога детьми 8-10 лет

В этом возрасте стоматологи контролируют процессы роста челюстей – развитие прикуса; стараются своевременно выявить и лечить кариес, его осложнения.

Осмотр стоматологом должен осуществляться каждые 3-4 месяца.

Но при возникновении следующих симптомов обращение к стоматологу должно быть незамедлительным:

  • Затрудненное прорезывание зубов : воспалительные образования, кисты прорезывания, которые напоминают гематомы, ухудшение состояния ребенка.
  • Прорезывание постоянного зуба , когда его молочный «предок» остался в полости рта. При осмотре видно, что зубы растут в 2 ряда.
  • Прорезывание двух одинаковых зубов одновременно – появление сверхкомплектных зубов.

И сверхкомплектные, и молочные зубы удаляют, когда прорезался постоянный! Причем, чем быстрее это произойдет – тем лучше!

В возрасте ребенка 8-10 лет у стоматологов имеется больше технических возможностей для проведения ортодонтического лечения.

Подростки у стоматолога

При вступлении на сложный и тернистый путь превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек, для их стоматологического здоровья создаются новые угрозы. Бушующие гормоны становятся причиной формирования особого вида воспаления десен – юношеского гингивита, или даже ювенильного пародонтита.

Ювенильный пародонтит – воспалительно-дистрофическое заболевание десен, характеризующееся рассасыванием костной пластинки альвеолы челюсти, что создает угрозу для безвозвратной потери зубов и прочих неприятных осложнений.

Воспалительные заболевания десен, связанные с работой гормонов, отличаются упорным характером и трудностью в лечении.

Основное лечение, которое назначается стоматологами – симптоматическое. Главная его цель – не допустить перехода заболевания в хроническое, а также развития других неприятных симптомов.

Вместо вывода: график посещения ребенком от 0 до 18 лет стоматолога

В каждом возрасте можно проследить наиболее угрожающие состояния и заболевания полости рта детей.

Для наглядности и в помощь родителям составлена следующая таблица:

Возраст Что угрожает? Необходимые действия
С момента рождения
  • Врожденные патологии
  • Пороки развития
  • Укорочение уздечки языка
  1. Оценка состояния и функций полости рта
  2. Уровень прикрепления уздечки языка
  3. Оценка прикладывания и сосания груди
9-12 месяцев
  • Нарушения в процессе прорезывания зубов
  • Аномалии отдельных зубов
  • Ранний кариес
  • Стоматиты, воспаление губ
  • Формирование заед
  1. Оценка темпов роста и развития ребенка, графика прорезывания зубов и принципа парности
  2. Исключение кариозных и не кариозных поражений зубов
  3. Диагностика и лечение стоматитов
  4. Обучение родителей чистке зубов и уходу за полостью рта малыша
С 1 до 3 лет
  • Кариес
  • Стоматиты
  • Неправильный прикус, сверхкомплектные зубы
  • Травмы полости рта
  1. Лечение и профилактика кариеса, обучение чистки зубов, подбор зубной щетки и пасты, при необходимости дополнительных средств гигиены
  2. Контроль роста и развития челюстно-лицевой области
  3. Профилактика детского травматизма
С 3 до 8 лет
  • Преждевременная потеря зубов
  • Неправильный прикус
  • Сверхкомплектные зубы
  • Стоматиты
  • Кариес
  1. Оценка развития челюстно-лицевой области (наличие физиологических трем)
  2. Выявление и лечение кариеса и его осложнений, профилактика
8-10 лет
  • Кариес
  • Затрудненное прорезывание зубов
  • График прорезывания
  • Нарушение сроков естественной смены молочных зубов
  1. Лечение и профилактика кариеса и его осложнений
  2. Контроль прорезывания постоянных зубов и смены молочных, необходимые меры лечения
  3. Оценка развития и роста челюстно-лицевой области
Подростки
  • Кариес
  • Ювенильный гингивит и пародонтит
  • Патологии прикуса
  1. Лечение самого гингивита и пародонтита, а также профилактика осложнений, что входит в рамки симптоматической терапии
  2. Лечение и профилактика кариеса
  3. Контроль развития и состояния прикуса

Часто родители задаются вопросом: где же лечить зубы их детей, которым уже исполнилось 10 - 18 лет: у детского врача-стоматолога или же у взрослого стоматолога, у которого лечатся сами родители? Вроде бы дети взрослые, да и зубы у них уже такие же как и у взрослых...

Причины, по которым подростки должны лечиться у детского стоматолога.

Фото: лечение зубов с коффердамом Зуб изолирован от полости рта, от слюны и языка при помощи коффердама. Удобно как врачу, так и пациенту, так как позволяет пациенту частично прикрыть рот, чтобы отдохнуть во время лечения без ущерба качеству.

  • По закону только врач с сертификатом "стоматология детского возраста" имеет право лечить детей и подростков до 18 лет;
  • Детские зубы отличаются от зубов взрослых . Как молочные, так и постоянные зубы у ребёнка и подростка - молодые, новые. Несформированная эмаль таких зубов более подвержена кариозному процессу, который, протекая незаметно для ребёнка и родителей, очень быстро осложняется воспалением нерва зуба (пульпит).
  • Чем меньше ребёнок, тем сложнее ему выполнять требования врача-стоматолога: широко открывать рот, лежать неподвижно в стоматологическом кресле, терпеть различные манипуляции в полости рта (а ведь ребёнку так иногда хочется пощупать и посмотреть, что же делают у него во рту). Эти особенности требуют от врача-стоматолога терпения и умения управлять поведением ребёнка.
  • Молодые зубы, особенно коренные, в течении длительного времени после прорезывания частично покрыты слизистой оболочкой, что создаёт существенные сложности с изоляцией операционного поля от слюны . В такой ситуации требуется использование специальных изолирующих приспособлений, таких как коффердам. Коффердам - это специальная завеса из латекса, позволяющая качественно вылечить зуб. Проведение таких манипуляций на молодых коренных зубах как герметизация и постановка пломбы без изоляции коффердамом (раббердамом) не представляется возможным.
  • Детский стоматолог знает особенности развития зубов в детском и подростковом возрасте. Часто взрослые терапевты не владеют техникой лечения зубов, прорезывание которых не завершено, корневая система которых не сформирована . Это, в свою очередь, чревато излишним препарированием здоровых тканей зуба и низким качеством лечения; в результате зубки не завершают своё формирование. ТАКИЕ ЗУБЫ ПЛОХО ПРОТИВОСТОЯТ НАГРУЗКАМ И КАРИЕСУ;
Похожие публикации