Что будет с бывшими сотрудниками фскн. «офицеры покидают фскн без сожаления, с чувством неприятного осадка. Тогда почему об этих успехах никто не знает

То, о чем всерьез начали говорить еще более года назад, наконец свершилось. Две самостоятельные службы - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба - вернулись в структуру МВД. О соответствующем решении сегодня, собрав руководителей перечисленных ведомств, сообщил президент РФ Владимир Путин.

Следует отметить, что до создания в 2003 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), основная тяжесть борьбы с наркотиками лежала именно на МВД. В структуре милицейского ведомства было Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и его территориальные подразделения. После расформирования этого главка были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Сейчас, по некоторым данным, предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Не исключается также воссоздание антинаркотического главка в структуре МВД.

Что касается ФМС, то еще до появления этой службы, функции по противодействию нелегальной миграции также были возложены на МВД. Позднее ФМС выделили, но подчинили руководству МВД. И только в 2012 году миграционная служба отправилась в "свободное плавание" - подчиняться руководитель службы стал напрямую правительству РФ.

Впервые о том, что ФСКН и ФМС вернутся в МВД, заговорили еще в конце 2014 года. Называлась даже конкретная дата ликвидации ведомств - 1 марта 2015 года. Однако руководству этих служб удалось продлить срок жизни своих ведомств. Для этого они даже пошли на небывалые ранее сокращения сотрудников в своих рядах.

О том, что наркополицейским и миграционщикам следует вернуться под "крышу" МВД заговорили опять в конце прошлого месяца - сразу после заседания Совета Безопасности РФ. Секретарь Совбеза Николай Патрушев после заседания признался журналистам, что предложения о передаче МВД функций ФМС и ФСКН на заседании звучали.

Он отметил, что ФМС не обладает правом ведения оперативно-розыскной деятельности. "Они просят, чтобы это право у них было, им это право не предоставляют, потому что и так достаточно ведомств, которые этим занимаются", - пояснил секретарь Совета безопасности.

"Говорили о том, что вот эта работа, которую проводит Федеральная миграционная служба и ее сотрудники, не совсем эффективна. Такие мнения звучали, и, в общем, не только про ФМС, но и про эффективность деятельности ФСКН, потому что на основе нелегальной миграции, в том числе, незаконное распространение наркотиков. Говорилось и о том, что все-таки большую часть преступлений раскрывает МВД, и они во многом дублируют эту работу, поэтому были предложения о том, чтобы миграционную службу и ФСКН занести в МВД", - рассказал Патрушев, в завершение подчеркнув, что "пока никаких решений принято не было".

Теперь, как мы видим, решение все-таки приняли.

Бывший следователь центрального аппарата ФСБ, а ныне адвокат Антон Соничев отмечает, что данное решение целесообразно в первую очередь с точки зрения экономии бюджетных средств. "По предварительным оценкам, это позволит сократить расходы бюджета примерно на 30 млрд рублей, что в непростых экономических условиях весьма актуально. Также высока вероятность, что сотрудники ФСКН и ФМС в составе МВД будут работать более оперативно и эффективно, чтобы доказать свою профпригодность новому начальству", - отметил эксперт.

Кроме того, по словам Соничева, на эффективности работы должны сказаться новые связки между коллегами внутри МВД. "Так, в частности, участковые обладают гораздо большим объемом информации о нелегальных мигрантах и местных наркоманах, нежели сидящие в кабинетах сотрудники. Оперативники полиции также знают многое о местных наркоманах и их группировках, и теперь станут более охотно делиться этой информацией со своими новыми коллегами", - пояснил "Российской газете" адвокат.

"Эта идея однозначно положительная, поскольку до революции МВД объединяло множество функций - жандармерию, таможенную службу, тайную канцелярию и многие другие, и это не мешало единому органу выполнять свою работу", - прокомментировал "Российской газете" изменения в структуре МВД профессор Академии МВД России Иван Соловьев.

Несомненными плюсами такой структуры, по его словам, было то, что функционирование в единой системе сплачивало всех служащих. "Был единый уровень заработных плат, единые выплаты по выслуге лет, это также не создавало конкуренции в системе. В итоге МВД было мощнейшим министерством XIX - начала XX веков, которое последним пало под ударами революции", - отметил эксперт.

Приветствует изменения и глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. По его словам, переподчинение ФСКН и ФМС - концептуальное решение, которое позволит избежать дублирования функций в этих ведомствах и выстроить более четкую координацию работы. По мнению сенатора, консолидация охраны общественного порядка, борьбы с незаконным оборотом наркотиков в одном министерстве будет способствовать "более строго выстроенной вертикали и координации деятельности в этих направлениях".

Вполне оправданным ранее называл упразднение наркоконтроля и Александр Михайлов, являвшийся в свое время поочередно генералом МВД, ФСБ и ФСКН. По его мнению, функции борьбы с наркотиками внутри страны надо вернуть МВД, где создать отдельный департамент или главк, а борьбу c международным наркотрафиком поручить ФСБ.

Кроме того, Михайлов считает, что многие контрольные функции - например, контроль за оборотом наркосодержащих лекарств и промышленных прекурсоров - вполне могут быть отданы Минздраву и Минпрому, которые могли бы тесно взаимодействовать с правоохранителями при выявлении нарушений.

Активно обсуждаемая в последние дни информация о возможном расформировании Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) нашла свое подтверждение.

По данным «Известий», проект указа президента об упразднении службы в феврале поступил в аппарат главы правительства России из государственно-правового управления администрации президента (АП).

Проект указа 10 февраля направлен руководителю аппарата премьера Сергею Приходько. Им предусмотрено упразднение ФСКН с 1 марта 2015 года. Полномочия службы по борьбе с наркотиками, а также по расследованию профильных уголовных дел теперь будут переданы в Министерство внутренних дел (МВД), а сфера реабилитации и лечения наркоманов - Минздраву, - сообщил собеседник «Известий» в аппарате правительства.

Государственно-правовое управление президента просит зампреда правительства поручить подготовить заключение о предполагаемых расходах бюджета в связи с расформированием ФСКН и передачей ее функций МВД.

Источник «Известий» в правоохранительных органах рассказал о некоторых подробностях ситуации вокруг расформирования Госнаркоконтроля.

Впервые информация о реорганизации ФСКН прозвучала на совещании у главы государства Владимира Путина 22 января - тогда государственно-правовое управление администрации президента получило поручение подготовить проект указа «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Этим проектом предусматривается с 1 марта 2015 года упразднение ФСКН и передача МВД полномочий по борьбе с наркопреступностью. Все уголовные дела по «наркотическим» статьям теперь также будет расследовать следственный департамент МВД. Полномочия по поддержке некоммерческих организаций, которые занимаются реабилитацией и ресоциализацией наркоманов, будут переданы Минздраву.

Передача функций ФСКН проходит в рамках масштабной реорганизации силовых ведомств, которая потребовалась в условиях финансового кризиса. Масштабные сокращения штатов готовят МВД, ФСБ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Генпрокуратура и другие силовики.

Штаты Госнарконтроля составляют более 30 тыс. человек, из которых лишь четверть перейдут на работу в МВД, а остальные будут сокращены. Напомним, что до 2002 года в структуре МВД было специализированное подразделение по борьбе с наркотиками - Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН).

По разным оценкам, ФСКН обходилась бюджету примерно в 30 млрд рублей в год, однако эффективность работы наркополицейских оставалась низкой. Так, по статистике, оперативники МВД выявляли 64,2% всех преступлений, связанных с наркотиками, из которых 61% относился к тяжким и особо тяжким составам, а ФСКН - только 33,5%. В 2014 году только официально в России было изъято 32 т наркотиков, из которых на МВД пришлось почти 10 т. Также следует учесть, что в ФСКН вес изъятых наркотиков всегда учитывала в сыром виде, а в МВД - только в «чистом», сухом. Таким образом, разница по изъятым наркотикам во внутриведомственной статистике МВД и ФСКН отличалась в десятки раз.

Руководство ФСКН сразу после появления информации об упразднении заявили, что служба эффективна. Так, 9 февраля на специальном брифинге директор Госнаркоконтроля Виктор Иванов рассказал, что за последние 5 лет служба ликвидировала в 8,5 раза больше наркосообществ, чем все остальные вместе взятые российские силовики. По его словам, на долю ФСКН приходится 98% уголовных дел по легализации и отмыванию наркодоходов. Также Госнаркоконтроль ликвидировал 20 тыс. наркопритонов, что в 3 раза выше совокупного результата всех силовиков страны. А 90% перехваченных и изъятых оптовых партий наркотиков, поставляемых в Россию, приходится на ФСКН.

Кроме того, после первых слухов о возможной ликвидации ФСКН наркополицейские начали проводить фактически ежедневные операции и рейды, не забывая отчитываться о громких победах над наркобизнесом. Так, за последнее время были проведены сразу три масштабные спецоперации: «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». Были изъяты сотни килограммов различных наркотиков и курительных смесей, задержано около 100 участников группировок. Одна из группировок хранила вырученные от продажи наркотиков деньги в Приватбанке, принадлежащем украинскому олигарху Игорю Коломойскому.

Есть еще одна причина ликвидации ФСКН. За всё время существования службы ее оперативники и руководители различного ранга сами регулярно попадали в криминальные скандалы и уголовные дела, связанные с торговлей наркотиками, крышеванием наркопритонов и вымогательством. Правозащитники обвиняли ФСКН в том, что она подменяет борьбу с крупными отечественными и международными наркогруппировками различной мелочью - проводила спецоперации и возбуждала уголовные дела против ветеринаров и торговцев пищевым маком, пожилых жителей деревень, у которых в огороде находили дикорастущие мак или коноплю.

Как считает директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков, в составе МВД силовые функции ФСКН будут исполняться лучше.

Целью ФСКН было выживание службы как ведомства, а в составе МВД такой направленности уже не будет, - пояснил он. По его мнению, основная задача ФСКН - уменьшение числа наркоманов в стране - так и не была выполнена.

Можно играть цифрами, но в действительности количество наркозависимых в стране только увеличилось, - заявил Олег Зыков. - При этом палочная система отчетности ФСКН привела к тому, что заметно увеличилось число наркоманов в тюрьмах. И дело не только в том, что это поломало судьбы конкретным людям. Теперь до 100 млрд рублей в год страна платит просто за то, что наркоманы сидят за решеткой и превращаются там в профессиональных бандитов.

Миллиарды на реабилитацию

Что касается системы реабилитации наркоманов, то ее получит Минздрав. В 2013 году ФСКН вынашивала амбициозный проект по созданию единой системы реабилитационных центров в России, на что просила у правительства 20 млрд рублей - на срок с 2014 по 2016 год. В эту сумму, по замыслу наркоборцов, должны были войти 16 млрд рублей из федерального бюджета, 3,3 млрд из бюджета субъектов и еще 650 млн из внебюджетных источников.

Виктор Иванов утверждал, что с помощью этой программы сможет уменьшить количество наркозависимых в России в 30 раз. Суть программы ФСКН заключается в создании - в соответствии с международной практикой и рекомендациями ООН - единой системы сертифицированных реабилитационных центров. Эти центры, по замыслу ФСКН, должны будут работать по стандартам, рекомендованным Минтруда и Минздравом, и предоставлять полную информацию о своей деятельности.

Виктор Иванов планировал, что кроме четырех государственных центров в нее могли бы войти почти 500 неправительственных некоммерческих организаций, которые на сегодняшний день не существуют юридически ни в одном государственном документе. После появления новой программы они смогут участвовать в конкурсах на грантовую поддержку.

Однако эти планы не нашли поддержки в Минфине, который зарубил проект, пояснив, что бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, принятом Госдумой, ассигнований на реализацию проекта программы не было предусмотрено. Также финансовое ведомство отклонило вопрос о создании федерального научно-методического центра для проведения научных исследований и подготовки экспертов в области реабилитации наркоманов.

Ранее из межведомственной госпрограммы вышел Минздрав, потому что медики и наркополицейские так и не смогли решить, кто из них будет заниматься реабилитацией наркоманов в России. Теперь Минздравсоцразвития лоббирует собственную госпрограмму «Развитие здравоохранения», в рамках которой занимается лечением наркоманов.

На финансирование программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» ежегодно планировалось выделять из казны 23–25 млрд рублей. Значительная часть этих средств пойдет на программы реабилитации наркозависимых. Госпрограмма «Развитие здравоохранения» более масштабна - около 400 млрд рублей в год.

То, что ФСКН расформируют, для меня прекрасная новость, - сказал Зыков. - Фактически деятельность этого ведомства сводилась к аккумулированию у себя огромных бюджетных средств и их передаче дальше в различные организации. И это была очень коррупционная схема. По моим оценкам, эти деньги получало огромное количество реабилитационных программ, которые по сути были авантюристскими. Они были организованы неграмотными людьми, желающими заработать. Минздраву сейчас следует приостановить какое-либо финансирование реабилитационных центров и наконец разобраться, какие из них реально меняют к лучшему судьбы наркоманов.

Руководитель аппарата некоммерческого фонда «Здоровая страна» Сергей Орлов напротив оценивает опыт взаимодействия с ФСКН как «очень позитивный».

Мы плотно работаем с ФСКН - например, фонд участвовал в разработке критериев реабилитации, - сказал он. - Мы опробовали новые методики при поддержке ведомства, постоянно проводили совместные мероприятия. К примеру, в сентябре 2014 года был организован масштабный летний терапевтический лагерь, куда приехали представители девяти регионов. За время своей деятельности ФСКН сделала всё для пропаганды здорового образа жизни и борьбы с распространением и потреблением наркотиков.

Орлов отметил, что существуют определенные критерии для всех организаций, которые занимаются реабилитацией наркоманов.

Вряд ли Минздрав будет менять эти стандарты, - считает он. - Но придется заново договариваться, налаживать контакты и взаимодействие.

Президент ассоциации некоммерческих организаций «Родина без наркотиков» Вадим Харитонов отметил, что от Минздрава общественники в первую очередь ждут взаимопонимания и тесного сотрудничества, которого не хватало во время работы с ФСКН.

На балансе нашей организации работают реабилитационные центры в 30 городах России, где проходят лечение около 800 человек, - сказал он. - Этот показатель значительно выше, чем в любых государственных наркодиспансерах. При этом мы постоянно сталкиваемся с недопонимаем и попытками помешать нашей работе со стороны ФСКН. У нас налажено сотрудничество с Пермским и Алтайским краями, где представители госструктуры поддерживали наши инициативы и пилотные проекты - например, выдачу сертификатов на бесплатное прохождение реабилитации. При этом есть другие регионы, где сотрудники ФСКН всячески мешали нашей работе. В Новосибирске все наши попытки получить гранты заканчивались безуспешно. В Сургуте и Ханты-Мансийске нам устраивали информационную блокаду, а центры подвергались постоянным проверкам со стороны прокуратуры и других контролирующих органов. В Тюмени наши центры пытались обвинить в том, что у них «экстремистские» методы лечения.

Помощник министра здравоохранения РФ Татьяна Клименко рассказала, что, по данным Минздрава, всего в России около 800 НКО, которые занимаются реабилитацией наркоманов. Сейчас Минздрав никак не регулирует их деятельность, но государственные медучреждения «взаимодействуют с этими НКО в рамках преемственности лечебно-реабилитационного процесса в отношении каждого конкретного пациента».

Мы просим главных наркологов по каждому региону, чтобы они хотя бы примерную «карту» этих НКО имели и взаимодействовали с ними, - сказала Татьяна Клименко. - НКО проводят мероприятия по социальной реабилитации - когда больной учится жить в нашем обществе, ему оказывается помощь при восстановлении трудовых навыков, семейных взаимоотношений, социальных связей, помощь в учебе. Медицинские организации, которые занимаются наркологическими больными, конечно, нуждаются во взаимодействии с этими НКО.

Коммерческий рынок лечения наркоманов считается одним из самых выгодных - клиенты на нем будут всегда. По самым скромных подсчетам, в России насчитывается около 1,5 млн наркозависимых людей. Чтобы вернуть их к жизни, родственники и близкие готовы заплатить любую цену, но коек для всех в России явно не хватает. При этом в государственных наркологических учреждениях имеется всего чуть более 1,2 тыс. мест.

По данным Минздрава, на всю Россию - четыре государственных наркологических центра, 81 реабилитационное отделение и 144 наркодиспансера. Зато частных центров более 800.

Спустя 13 лет МВД вернуло себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили

Сотрудники УФМС и ФСКН во время совместного рейда по ночным клубам в Москве (Фото: «РИА Новости»)

Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы — увеличение полномочий.

ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.

Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.

Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.

Но за свою основную работу — по противодействию обороту наркотиков — ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского ​​​института проблем правоприменения , посвященном эффективности работы двух ведомств, констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.

Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов.

Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.

Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, ​обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.

В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.

В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», — пояснил Песков.

Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.

«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», — добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.

После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия — дознание, допрос, оперативная работа — сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские — участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.

ФСКН России должна была быть расформирована к 1 июня 2016 года. Об этом говорится в указе президента РФ Владимира Путина, посвященном упразднению этой службы. Однако на практике оказалось, что полностью завершить ликвидацию ведомства не успели. «Еще не все сотрудники ФСКН официально уволены. Есть постановление правительства России за подписью Медведева о том, что

служба прекратит свое существование как юридическое лицо в декабре нынешнего года.

Связано это с тем, что передача дел от наркоконтроля в МВД идет долго, кроме того, оба ведомства не успели по объективным причинам подготовить в достаточном количестве нормативные акты, необходимые для перехода функции наркополиции в Министерство внутренних дел», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, штат управления МВД по контролю за наркотиками будет сформирован только 15 июня.

Вместе с тем в пресс-службе ФСКН «Газете.Ru» сообщили, что сейчас в главном здании службы работает межведомственная ликвидационная комиссия. «В ее составе есть множество представителей МВД, они ходят по кабинетам, принимают нашу оргтехнику и иное имущество. «Фээскаэнщиков в здании немного, они занимаются в основном вопросами своего увольнения и ничем более», — отметил представитель ведомства. Он добавил, что директор наркополиции Виктор Иванов сейчас находится в отпуске.

До своего расформирования Госнаркоконтроль обладал значительным арсеналом оружия, которое находилось у оперативных сотрудников и бойцов спецназа ФСКН «Гром». В частности, наркополицейские располагали пистолетами Макарова и Ярыгина, автоматами Калашникова, пистолетами-пулеметами «Кедр», снайперскими винтовками различных типов, а также помповыми ружьями, гранатометами и специальным орудием для бесшумной стрельбы. Однако, как рассказал «Газете.Ru» сотрудник спецназа по имени Сергей, сразу после публикации указа Путина о ликвидации службы все оружие было передано межведомственной комиссии.

«Сейчас мы все ходим безоружные, все оружие было сдано по описи полицейским»,

— сказал он.

Что касается вещественных доказательств по делам о производстве или продаже наркотиков, то они сейчас находятся в камере хранения ФСКН, описи переданы полицейским. «Дела еще расследуются, так что ко всем вещдокам, в том числе и наркотикам, применяются общие правила хранения этих доказательств. После приговора суда вещдоки, в том числе изъятые наркотики, уничтожаются», — рассказал «Газете.Ru» источник в ФСКН.

Как удалось узнать «Газете.Ru» из разговоров с теми сотрудниками ФСКН, которые еще не уволены, в настоящий момент большая часть из них просто сидят и ждут своей участи. «Мы сдали все дела в архив, ежедневно приходим на работу вовремя, сидим на местах, ждем штатной структуры МВД, переназначения на новые должности или хотя бы выведения за штат. Мы все написали рапорт на увольнение и на согласие служить в полиции на новых должностях. Нам сообщили, что всех нас устроят на службу в МВД, однако неофициально дали понять, что оперских должностей хватит не всем», — рассказал Константин, сотрудник управления про Центральному административному округу ФСКН. По его словам, это означает, что

некоторым вчерашним операм могут предложить служить патрульными полицейскими или участковыми.

«Конечно, это понижение в статусе, а иногда и в звании. Но я больше ничего не умею, кроме как работать в правоохранительных органах, так что соглашусь на ту работу, которую мне дадут в МВД», — сказал он.

Константин добавил, что большинству следователей ФСКН уже предложили работать в следственном аппарате Министерства внутренних дел, но не все на это согласились, кто-то предпочел уволиться. Константин также отметил, что за май всем сотрудникам его подразделения выплатили всю зарплату в полном объеме. Это же подтвердил и анонимный источник «Газеты.Ru» в руководстве ликвидируемого ФСКН. «При этом нам сказали, что в июне нам выплатят уже только оклад и надбавку за звание. Это на практике означает, что если за май я получил, условно, 50 тыс. рублей, то в июне получу порядка 30 тыс. рублей», — отметил оперативник.

По словам других сотрудников ведомства, точно так же в «режиме ожидания» существуют и некоторые другие подразделения Госнаркоконтроля, например бойцы «Грома».

«В указе о создании Нацгвардии сказано, что нас переведут туда. Однако пока никаких практических шагов в этом направлении не последовало, мы просто сидим и ждем.

Некоторые уже перешли в спецподразделения других силовых структур, например в спецназ СВР России «Заслон», — отметил «громовец».

«По нормативным документам и внутриведомственным инструкциям, сразу после указа о ликвидации должен был последовать новый, внутриведомственный, — о выведении всех сотрудников за штат. И все работники ФСКН два месяца должны были, по идее, находиться за штатом. После этого им должны были предложить новые должности, уже в МВД. И если экс-наркополицейские отказались бы от новых должностей, то их должны были бы уволить из органов внутренних дел», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, с большей частью тех, кто еще числится в ФСКН, никто не проводит совещания и не доводит информацию о происходящем, что действует на некоторых наркополицейских удручающе. Как следует из открытых источников, всего в ФСКН к моменту ликвидации службы числилось чуть менее 34 тыс. сотрудников.

По словам источника «Газеты.Ru» в службе,

главное здание ведомства на Маросейке, 12, тоже перейдет МВД,

там будет размещено управление полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которое заменит Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, а также, возможно, другие полицейские подразделения. Таким образом, эта постройка уже четвертый раз за свою новейшую историю меняет хозяина. В начале 1990-х годов там располагалась одна из структур завода «Моссельмаш», потом его передали налоговой полиции, однако после расформирования этого ведомства здание отошло ФСКН. И вот вскоре там разместятся полицейские.

ФСКН была создана в 2003 году, тогда эту структуру возглавил бывший высокопоставленный сотрудник ФСБ Виктор Черкесов, который руководил наркополицией до 2008 года. После этого ведомство возглавил другой выходец из Федеральной службы безопасности, Виктор Иванов. При Иванове ФСКН активно занималась мероприятиями в сотрудничестве с антинаркотическими подразделениями Китая, Латинской Америки, США и Прибалтики. Результатом стал целый ряд задержаний наркоторговцев и перехват сотен килограммов запрещенных веществ при попытке их ввоза в Россию или транспортировки по российской территории. В 2012 году ОСН «Гром» включен в состав Коллективных сил оперативного реагирования антинаркотических ведомств и органов внутренних дел государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Впрочем, за годы существования ФСКН не обошли и насколько крупных скандалов.

В октябре 2007 года в аэропорту Домодедово сотрудники ФСБ задержали генерала управления собственной безопасности ФСКН РФ Александра Бульбова. Его обвинили в незаконных телефонных прослушках, взятках, «крышевании» бандитских группировок. Сам он свое задержание связал с участием в расследовании уголовного дела в отношении фирмы «Три кита», в котором, по его словам, оказались замешаны высокопоставленные сотрудники ФСБ. В 2009 году генерал был освобожден под подписку о невыезде, а еще через год приговорен к трем годам лишения свободы условно за мошенничество и превышение полномочий.

В 2013 году два оперативника ФСКН по САО, Челидзе и Калугин, были обнаружены в собственной машине без сознания неподалеку от здания наркополиции на Ленинградском шоссе. Они были госпитализированы в состоянии передозировки наркотиками, а в машине оперов нашли 7 кг кокаина и гашиш.

В марте 2016 года заместитель директора ФСКН генерал-полковник полиции Николай Аулов был объявлен Испанией в международный розыск и заочно арестован по обвинению в связях с оргпреступностью. Официально его причастность к преступным группам Госнаркоконтроль тогда опроверг. В 2014 году Иванов вошел в списки граждан РФ, в отношении которых США, Канада и Евросоюз ввели санкции.

https://www.сайт/2016-07-26/evgeniy_savchenko_o_prichinah_likvidacii_narkokontrolya_i_vozmozhnyh_posledstviyah

«Для второго генерал-лейтенанта в ГУ МВД места нет»

Евгений Савченко – о причинах ликвидации наркоконтроля и возможных последствиях

ФСКН, знаменитый наркоконтроль, ликвидирована с 1 июня 2016 года указом президента РФ Владимира Путина. Люди и активы ведомства переданы в структуру МВД, и на сегодня в Челябинской области уже начинает работу новое подразделение в рамках полицейского главка - управление по контролю за оборотом наркотиков. Однако в этой структуре не нашлось места руководителю бывшей наркополиции, генерал-лейтенанту Евгению Савченко. В интервью сайт Евгений Юрьевич рассказывает о своем отношении к реформе и подводит итоги 13 лет существования наркоконтроля.

- Евгений Юрьевич, насчет ликвидации ФСКН есть мнение, что наркоконтроль был неэффективен.

Моя точка зрения - ту компетенцию, для которой когда-то создавали наркоконтроль, эта структура выполняла эффективно. Главной нашей задачей была борьба с организованной наркопреступностью. Любая ликвидация организованной группы наркоторговцев - это одновременно профилактика появления десятков, а то и сотен мелких наркогрупп, это профилактика распространения наркотиков, так называемого «одноклеточного сбыта», хранения. В чем особенность организованной наркопреступности? Борьба с ней на две трети должна состоять из негласных оперативно-розыскных мероприятий. И, таким образом, выявление и пресечение не так хорошо видны простому человеку, как действия других силовых структур. В отличие от классических примеров - вот идет по улице пьяный, его наряд задержал, все это увидели, вот реакция, все оценили - у нас было не так, особенно в крайние годы, когда набрал масштаб бесконтактный сбыт, когда начали работать не зарегистрированные на территории области курьеры. Одни снимали квартиры, другие приезжали-продавали, наличными деньгами никто не пользовался, в ход шли банковские карты, расчеты через интернет, диспетчеры всего этого процесса сидели за пределами области, а зачастую и за рубежом… Да, преступность не признавала ни административных, ни государственных границ. Словом, сложная система, которую с кондачка не возьмешь.

- Челябинская область - пограничная, к нам идут наркотики из-за рубежа…

Поэтому для работы выстраивались межрегиональные группы с подчинением центральному аппарату ФСКН, параллельно строилась система своих официальных представителей за границей, чтобы напрямую работать с иностранными коллегами. Понимаете, одно дело, когда взаимодействие осуществляется через Интерпол - сначала наш Интерпол, генеральная прокуратура, потом соответствующие органы другой страны… пока еще до соседнего силового блока дойдет какой-либо запрос! Или свой офицер связи контактирует напрямую с каким-то ведомством, получает запрос, передает его напрямую, и начинается работа. Так вот успешно поработали в прошлом году с Китаем, где удалось ликвидировать целый завод по производству синтетики, провели несколько операций в Афганистане, где уничтожались уже не плантации, а лаборатории. Это все успехи от межведомственного, межгосударственного взаимодействия.

- Тогда почему об этих успехах никто не знает?

Смотрите. Вот пошел после 2011 года поток синтетики. Мы отработали методику борьбы с этой напастью, но речь-то тогда шла о так называемой «разбавленной», уже готовой к употреблению курительной смеси. А на последнем этапе своего существования мы уже начали работать с концентратами, с тем, что завозится сюда и уже в России распыляется на гигантские объемы. Я тоже читаю в последние годы критику нашей работы, мол, поначалу в год изымалось по 129 тонн наркотиков по стране, а последнее время - по 26-29 тонн. Хорошо, всё так. Но их, тех 129 тонн, две трети составляла марихуана, условная доза которой - 2,5 грамма, уголовная ответственность за ее хранение вообще начиналась с шести граммов. А что такое 26-29 тонн последних лет? Значительная доля там - концентраты наркотиков, у которых объем условной дозы - 2-5 тысячных грамма. Сколько это могло быть тонн той же «травки»?

Нельзя нашу эффективность оценивать такими абсолютными числами. Вот недавно в совместной операции ФСБ, челябинского УФСКН и полиции Китая было изъято свыше полутора тонн концентратов. На Южном Урале - порядка 50 килограммов, наш вклад был поскромнее. Но все равно нам с такими объемами даже нет повода особенно гордиться параллельным изъятием 100 килограммов «травы». Так что результативность у нас даже росла.

Но если так, то почему было принято решение о ликвидации наркоконтроля? Ведь выходит, что организация была очень успешной?

Да, так и есть. Мое мнение - возникли экономические проблемы у страны, настала необходимость сокращать издержки на госаппарат, оптимизировать системы управления.

- Потому что «Крым наш»?

С Крымом это не связано! Здесь ведь и пресловутые санкции, и конъюнктура рынка, роль играет многое. В результате - сокращения, перевод аттестованных сотрудников в неаттестованные. Наиболее серьезные сокращения мы пережили в 2015 году. 30 декабря 2014 года получили бумагу, предписывающую подготовить сокращения порядка 15% личного состава. Новый год я никому портить не стал, руководителей собрал 2 января. Они выдали свои предложения, но я их не послушал.

- А какая была альтернатива?

На совещании руководители мне предлагали забрать из каждого подразделения по чуть-чуть. Но тогда мы имели бы на каждом участке командира и по «полтора» сотрудника. А ведь кто-то болеет, кто-то уходит в отпуск, кому-то положен отдых после дежурства. Подразделения стали бы не боеспособны. Ситуацию осложнял еще один факт: уже к 2015 году почти половина людей у нас была без погон. Ни одного аттестованного водителя, охрана помещений - гражданская. Я вынужден был ставить в наряд офицеров, потому что доверить гражданским людям охрану хранящихся в зданиях оружия, наркотиков, просто не имел права. В итоге - серьезная перегрузка людей. И при каждом сокращении мы все меньше поневоле отвлекались «на улицу». Понимаю, гражданам хочется видеть наркополицию на улицах, но зачем нам дублировать коллег из ППС, ДПС, участковых? У нас оставались силы только на свою, узкую специализацию - организованную преступность.

Я принял решение сократить полностью несколько межрайонных отделов, усилив другие. Чтобы в области оставались полноценные структуры с оперотделами, следователями, экспертами - структуры, которые могли бы продолжать выполнять задачу. В результате из девяти межрайонных отделов мы «ужались» до пяти.

И сейчас в масштабах страны, по сути, принято такое же решение. Нас становилось все меньше, и, если штаты ФСКН в целом еще сократить, понятно, что мы не смогли бы эффективно работать. Поэтому с управленческой точки зрения решение президента мне понятно. Оптимизируются службы финансистов, кадровиков, тыловиков - ведь все это в МВД есть свое. Но зато костяк оперативно-следственных подразделений, влившись в полицию, сохраняет свою работоспособность.

Как вы относитесь ко второй масштабной реформе в силовом блоке России? К тому, что из МВД забирают в Национальную гвардию СОБР, ОМОН, самых боеспособных людей?

Сложности, конечно, возможны, но тут всё будет зависеть от организации взаимодействия между полицией и нацгвардией. Но ведь никто не закрыл НАК, национальный антитеррористический комитет. А функция этого органа - именно налаживание межведомственного взаимодействия, координация боевых подразделений. Есть свод сил всех правоохранительных органов, четко регламентирован порядок взаимодействия. Да, реформа. Но Росгвардия в любом случае вливается в НАК, так что взаимодействие там внутри выстроят.

А сама Российская или Национальная гвардия вообще, по вашему мнению, нужна? Ведь были же Внутренние войска, так же не подчиненные руководству МВД на местах.

Логика в этом новшестве есть. Во-первых, в большинстве стран, которые сегодня принято называть развитыми, категорически запрещается участие армии во внутренних локальных конфликтах. Незаконными формированиями во всем мире занимаются именно подразделения вроде национальной гвардии. Наши внутренние войска во многом уже автономны и самодостаточны. А то, что к ним присоединены «разрешители», лицензионно-разрешительные отделы МВД, и вневедомственная охрана - тоже понятно. Это сделано, чтобы не допускать распространения частных армий, замаскированных под те же ЧОПы.

Слияние ФСКН и полиции не приведет к изменению специфики? Ведь ОБНОНы МВД занимались немного другой стороной наркопроблемы, как раз-таки «улицей».

Ну, начнем с того, что ОБНОНов в управлениях МВД в принципе не должно было быть. Все существующие подразделения - это личная инициатива руководителей. На момент начала нашей ликвидации специалистов по наркотикам в ГУ МВД по Челябинской области было не больше 30 человек на весь регион. В основном же работали сотрудники уголовного розыска. Мне сложно сейчас говорить, какую задачу поставят моим коллегам. Ведь в президентском указе изначально прописывалась упрощенная форма перевода аттестованных сотрудников.

Мы надеялись, честно говоря, что будет создано что-то вроде транспортной полиции - специализированная, независимая структура в составе МВД. То есть просто нас передадут как есть. Для дела оно бы было эффективнее.

Ведь коль скоро две трети борьбы с организованной преступностью - это негласные методы, надо обладать соответствующими возможностями. У нас были свои секретные службы, свой спецназ, свои следователи - словом, наркоконтроль выполнял полный цикл работы. На днях были утверждены штаты подразделения в составе ГУ МВД. По сути, оно представляет из себя оперативное управление. Следователи - отдельно, секретная служба - отдельно. Командирам сложнее будет организовать на должном уровне работу, потому что надо будет преодолевать еще и внутренние барьеры, а к тем же секретчикам обращаться «в порядке живой очереди». Это не смертельно, это просто значительно сложнее, новым командирам надо будет проявить большую управленческую мудрость.

- Но ведь и раньше было какое-то межведомственное взаимодействие? Вы сотрудничали с ФСБ, с полицией.

Обязательно взаимодействовали. Например, задержания низового слоя любой орггруппы всегда лучше проводить с помощью коллег из МВД. Потому что, когда преступника берет участковый или наряд ППС, это не вызывает у верхушки ОПГ особого беспокойства, они не понимают, что стали объектом системного внимания. А вот если наркоторговцы узнают, что на них охотится ФСКН… Преступники ведь тоже знают, что мы системны, но нас мало. Много раз наши оперативники перехватывали целые архивы, базы данных, которые вели на нас разные группировки. Преступники пытались переписывать наш автотранспорт, выставлять контрнаблюдение, фотографировать наших сотрудников. Мы все-таки были ограничены в людях и средствах: доходило до того, что в межрайоных отделах сотрудники не использовали автомобили, закрепленные за ними, потому что жулики эти машины уже знали. Приходилось одалживать машины у друзей, родственников, использовать личный транспорт. Словом, в таких условиях «низовая» реализация всегда была удобнее силами МВД. Где-то нам шли навстречу, где-то не могли помочь. Сегодня у МВД появился хороший козырь: барьер между разными ведомствами убран, это плюс. Главное, чтобы не было барьеров внутри самого главка.

- Могут ли сейчас начать притеснять, зажимать ваших бывших подчиненных?

Начнем с того, что до июля не было нового штатного расписания по этому новому управлению в ГУ МВД. Вся беда в том, что ликвидировали-то нас 1 июня, а принимать на службу в полицию фактически было некуда. Генерал Сергеев (Андрей Сергеев, начальник ГУ МВД по Челябинской области - прим. ред.), по крайней мере, поступил корректно по сравнению со многими другими регионами России. Принял людей, пусть на разные должности, разного уровня, показал, что они ему нужны. И устно пообещал парням, что как только будет «штатка», они будут переведены в новое управление и займутся своим делом.

Гораздо хуже в других регионах: я созваниваюсь с коллегами и узнаю, что оперов никуда не взяли, никаких вакансий не предоставили. Они были уволены по основанию «перевод», а их никуда не приняли. По данным Общественной палаты РФ, зависло 16 тысяч человек. Сейчас эта проблема законодательно решена, идет прием сотрудников ФСКН в ГУ МВД. Фактически в ГУ МВД на Южном Урале переведены и приняты порядка 80% аттестованных сотрудников УФСКН.

- Нельзя не спросить: а сами вы не планировали продолжать работу уже в полиции?

То, что сформировано в составе главка - это, на нашем сленге, просто «служба». В УФСКН было несколько служб, вот в составе ГУ МВД создана оперативная служба по контролю за оборотом наркотиков с дополнительными штабными функциями. Потолок там - полковник, и генералу там делать нечего. Жаль, что в новой структуре почти не оказалось командиров среднего и низового звена управления ФСКН. Из моих заместителей в эту структуру попал только один. Из оперативных руководителей - только начальник Миасского межрайонного отдела перешел в полицию.

Все остальные начальники отказались от службы в органах внутренних дел, потому что им были предложены неруководящие должности или не соответствующие, на их взгляд, их компетенции.

Вот это больно, это командиры, выращенные за 13 лет, вышедшие из наркоконтроля, знающие «кухню», носители созданной в ФСКН школы. Такая ситуация, кстати, по всей стране. Но опять-таки мне грех обижаться: честно, я не знаю, как бы сам поступил на месте Сергеева.

- Ну да, принимать «варягов» или сажать на руководящие посты своих людей…

Да, это ведь вопрос и определенного доверия, и компетенции. Я сам взял бы или нет? Доверие формируется пониманием внутренней компетентности человека, и, если я не понимаю его уровень, вряд ли принял бы такого. У нас вся эта ликвидация, благодаря решениям полицейского генерала, прошла все-таки нормально, не как в большинстве своем по РФ. Да, люди в чем-то потеряли, но их все-таки взяли. Теперь у них есть возможность доказать свой профессионализм и вырасти вновь.

Евгений Юрьевич, вам не впервой переживать ликвидацию ведомства. Наркоконтроль ведь строился на базе ликвидированной налоговой полиции.

Вы правы. Но в процессе ликвидации налоговой полиции в 2003 году пострадали в первую очередь оперативники. Многие ушли тогда как раз в МВД, так что неправильно говорить, что костяк ФСКН - это налоговые полицейские. У нас в первые годы порядка 70, наверное, процентов оперативников были как раз выходцами из милиции! Тогда тыловые службы остались на своем месте, следователям, конечно, пришлось переучиваться с налогов на наркотики - столько нюансов необходимо учитывать, чтобы доказать именно организованную группу в этом сегменте преступности! А эксперты? Это по жизни люди с воспаленными глазами, на них молились и божились и оперативники, и следователи! Так вот, пострадала при переформировании налоговой полиции в ФСКН как раз оперативная составляющая: «налоговые» опера ушли в МВД, взамен пришли ребята в основном из ОБНОНов. Кстати, большинство именно обноновцев в первый же год наркоконтроль и покинули.

И новый костяк составили парни из уголовного розыска - прижились те, кто раньше занимался убийствами, угонами. ОБНОН же был ориентирован на другого рода преступления, многие просто не понимали, для чего нужны такие тонкости - длительная разработка объекта, тщательная подготовка, сбор доказательств. Нас же с самого начала сиюминутный «галочно-палочный» результат не волновал, задачей было выйти на всю цепочку, ее разобрать - и тогда уже ликвидировать.

- Сегодня противоположная ситуация: опера почти все перешли в полицию. А другие специалисты? Те же эксперты?

Экспертов всех сразу забрали, это же специалисты самого высокого уровня, их всегда остро не хватает любой службе! У нас всегда уделялось внимание именно материальной базе экспертного отдела, мы помогали и МВД, и ФСБ. Пострадали тыловики, кадровые службы. Часть следователей - у них будут проблемы с узкой специализацией, а теперь им придется расширять свой кругозор.

Вы начинали в налоговой инспекции, служили в налоговой полиции, потом - 13 лет в наркоконтроле. Наверное, сильный стресс - оказаться вдруг без погон?

Ну, хорошо, что прошел в свое время через ликвидацию налоговой полиции. Опыт психологический есть, есть «прививка». Внутренне тяжело конечно: пытаешься поддерживать боевой дух, как-то подавать пример, а сам понимаешь, что в этой ситуации даже ты ничего сделать не можешь. Там не хватает денег на ремонт, там на специзделия, здесь надо списать автомобиль… Даже мой служебный автомобиль уже года два подлежал списанию. Когда у нас принимали автопарк, комиссия удивилась: неужели на этом ездил начальник управления? Так что, когда все закончилось, стало где-то легче.

- Но получается, вы всех перевели в полицию, а сами оказались на «гражданке».

Но я ведь прекрасно понимаю, что для второго генерал-лейтенанта в ГУ МВД места нет. Андрей Федорович (Сергеев - прим. ред.) спрашивал, желаю ли я продолжить службу. Желание-то, конечно, есть! Но что мне может предложить руководство МВД? Я читал, многие СМИ обсуждали вопрос, что мне предлагал Сергеев. Но Сергеев не компетентен что-либо мне предлагать! Даже руководство МВД не компетентно. У меня была указная должность, то есть назначить меня куда-то или снять мог только президент.

Очень теоретически руководство МВД могло предложить мне работу начальником ГУ МВД, заместителем где-нибудь. Но - чисто теоретически.

Но я же ясно понимаю уровень ответственности начальника регионального управления! Огромное количество подразделений со своими задачами, со своей спецификой, со своими требованиями. Уж там-то я точно был бы максимально некомпетентен. Но в любом случае руководство министерства внутренних дел ничего мне не предлагало, и мне ничего не оставалось, как уходить на пенсию.

- Вы, наверное, уходили на пенсию не в «никуда», вели какие-то переговоры?

Можно верить, можно нет, но я до последнего занимался трудоустройством своих сотрудников. Я исходил из позиции очень простой: если командир побежит вести переговоры о своей судьбе, это приведет только к панике. Поэтому я не бегал по кабинетам и никого не просил, не ходил к Борису Александровичу (Дубровскому, губернатору Челябинской области - прим. ред.). Я просто нескромно верил в свою компетенцию. Жизнь показывает, что такая позиция оправдана. Часть людей пристроены, я теперь тоже.

- Как-то официально прощались?

31 мая мы с руководителями вскладчину устроили прощание в одном ресторанчике. Никаких бюджетных денег, все из своего кармана. Мне понравилось, что все договорились: не давать никаких оценок ситуации. А атмосфера у нас всегда была рабочая. Мы сделали на свои деньги памятные буклеты с историей управления, заказали их в типографии, обменялись контактами.

Вы вторую неделю - советник губернатора. Чем будете заниматься в этой должности? Все-таки гражданская служба, приказы, как в армии, раздавать нельзя.

Так и приказывать особо некому. Я пока только размыто могу обозначить: рутинно-административная работа с элементами режимной деятельности, что не позволяет её публично конкретизировать. Фактически выступаю экспертом вместе с группой не подчиненных мне лиц в определенных сферах управленческой деятельности.

Если навскидку - вам нужно работать с теми же коллегами. Полиция, МЧС, управление по взаимодействию с силовиками…

Мне как советнику нужно будет, думаю, контактировать со всеми должностными лицами, не только силового блока. С главами муниципальных образований, например. Мы ведь и в наркоконтроле работали не только с силовиками! Антинаркотическая пропаганда - здесь и образование, и здравоохранение, и спортсмены, и культура…

Я просто пока не могу конкретизировать. Но сами знаете, у нас в стране много принимается качественных решений. А вот их исполнение - хромает. И вот нужно сделать так, чтобы каждый понимал: и за хорошее, и за плохое воздается, и в управленческой среде тоже. Нужно, чтобы от команды до реагирования на нее проходило как можно меньшее времени.

- Возникает ассоциация, что чиновники будут скоро пугать друг друга: «К нам едет ревизор губернатора!»

Нет, я же говорил: я не буду никем командовать. Моя задача способствовать повышению эффективности работы в определенных сферах управленческой деятельности региональной исполнительной власти. Я скромный советник, у меня зарплата сейчас меньше, чем пенсия, а генеральская пенсия - чуть больше 50 тыс. рублей.

Если резюмировать: работа ваших коллег в новом ведомстве будет более эффективной? Или полагаете, что сможете сказать: «А мы сделали бы лучше!»?

Я должен быть политкорректным. Я понимаю, что сейчас пойдет неизбежный и болезненный процесс притирок. Хочется, чтобы все было хорошо, хочется, чтобы работали эффективно. Я всегда открыт для общения, как и каждый из командиров. Главное, чтобы как можно быстрее прошла адаптация. А для этого нужно, чтобы как можно конкретнее были бы сформулированы цели и задачи. Не хочу делать прогнозов, не хочу никого обвинять, я вообще этого не имею права высказывать даже в кругу семьи.

- Кстати, а как пережила уход на пенсию ваша семья?

Понимаете, двояко. Во-первых, внутреннее облегчение у супруги. У меня приближался процесс ротации, меня пора было куда-то посылать служить в другое место. Я в любом случае крайний год служил в Челябинской области в качестве руководителя УФСКН. А переезд, согласитесь, для семьи всегда большой стресс. Здесь знакомые, друзья. могилы родителей. Во-вторых, меня стали чаще видеть дома из-за вынужденного отпуска и времени, когда чуть-чуть побыл просто пенсионером. С другой стороны, в финансовом плане, конечно, стало сложнее, но это не главное в жизни. Мою мудрую жену больше волновало, как мы куда-то уедем, дети маленькие, как они устроятся. А сейчас она немного успокоилась: муж - работающий пенсионер, и мы никуда не собираемся уезжать (смеётся ).

Похожие публикации