Ельцин центр мультфильм история. «История России» от «Ельцин-центра. Главный вопрос спора: нужна ли России свобода

-пишет о своём ролике Алена Малер:
Хочу поделиться очень важным видео-роликом, с которого начинается экспозиция недавно так громко и помпезно открывшегося в Екатеринбурге «Ельцин-центра», который я сняла будучи там на мобильный телефон (на сайте же центра он отчего-то отсутствует ).

Всего за 10 минут в этом ролике кратко излагается история России, правда исключительно с точки зрения либерализма - того самого радикального русофобского либерализма, который восторжествовал в России 90-х, от которого наша страна все еще не до конца оправилась и который нам кто-то явно пытается снова навязать…


Краткое содержание видео-ролика «Ельцин-центра» сводится к следующему:

Русская демократия родилась намного раньше русского самодержавия: самостоятельные древнерусские города изначально управлялись народными собраниями - вече. Но потом в стране восторжествовало единовластие, вечевое управление было подавлено и началась то самое жуткое российское «тысячелетнее рабство» и «тирания». Одним из первых «тиранов» в самом начале ролика представлен великий святой князь Александр Невский, расправившийся с тем самым новгородским вече. Великий князь Иван Третий колоритно изображен в виде монстра, насильно, с помощью железных цепей объединивший русские земли в единое Московское княжество. Каждый последующий правитель России представлен примерно в том же духе, с чуть менее или чуть более устрашающими комментариями; а более-менее позитивно рассказано лишь об эпохе Николая Второго. Советское время, естественно, представлено как один большой сплошной Гулаг, который представлен неким естественным продолжением всей предыдущей истории сплошной «тирании». И лишь в конце XX века России несказанно повезло: в ней зажглась небольшая "искорка" - Михаил Сергеевич Горбачев, изображенный в виде пилота самолета, направляющего страну в «нужную сторону», а затем и "главное светило" русской истории и "величайший освободитель" от тысячелетнего рабства и тирании - Борис Николаевич Ельцин!

Ничем другим, кроме как откровенной либеральной фальсификацией нашей истории, этот ролик назвать трудно! Но хуже всего то, что, как нам признались его сотрудники, через этот пропагандистский центр ежедневно проходят по 2000 посетителей, и в первую очередь - школьники и студенты, которых группами свозят на его экскурсии! В последнее время со стороны самых разных общественных и политических деятелей, вплоть до Президента, говорилось о недопустимости фальсификации нашей истории и необходимости ей противодействия. Так в чем же дело - противодействуйте! И как можно быстрее - потому, что через несколько лет может оказаться поздно…

ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ «ТУРЕЦКОГО ГАМБИТА»

Патриарха отечественного кинематографа в первую очередь возмутил 9-минутный мультфильм, который всем посетителям «Ельцин -центра» на огромном экране показывают в самом начале экспозиции. За кадром Лиза Боярская рассказывает о том, как тяжело жилось на Руси еще с древних времен: и междоусобицы, и татаро-монгольское иго, и крепостное право, и сталинские репрессии, и т.д. А в конце мультика появляется лучезарный Борис Николаевич и останавливает танки. «Так началась история новой свободной России », - резюмирует Елизавета Михайловна.

Этот ролик снял режиссер «Турецкого гамбита» Джаник Файзиев. А сценарий написали несколько десятков историков под руководством доктора политических наук, академика РАН, профессора МГУ и МГИМО Юрия Пивоварова .

Впрочем, даже работники «Ельцин-центра» признают, что исторической правды в этом мультфильме нет.

Мультфильм об истории России в "Ельцин-центре". История России от Ельцин-центр

Этот ролик об истории свободы и либерализма в России. Но мы нигде не говорим, что он исторический и что он рассказывает историю России. Люди, которые не знают историю, данный мультфильм просто не поймут, - говорит пресс-секретарь музея Елена Волкова .

По нашей просьбе мультфильм проанализировал старший научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков :

Анализировать этот ролик с исторической точки зрения так же бессмысленно, как анализировать с исторической точки зрения диснеевский мультик. Потому что истории там нет никакой. Ельцин может быть хорошим, может быть плохим, но это не изменяет саму концепцию – то, что автор рассмотрел только личность лидера. А нация-то где? Рассказывать историю народа через его правителей – это не правильный подход. Условно в этом ролике Ельцин ничем не отличается от других представленных правителей. Ролик рассчитан на очень среднего обывателя. Человек пришел и за 5 минут понял всю историю и что Ельцин такой хороший правитель? А история не подается за 5 минут в виде готового продукта. Мультфильм – просто набор штампов!

От "Ельцин-центра" остался в восторге звезда "Властелина колец" актер Иэн Маккеллен. Хотя, пожалуй, найдутся люди, которые найдут в этом факте подтверждение слов Михалкова. Мол, что еще может понравиться гею с загнивающего запада. Фото: Н. Крутенков

«ЭТО ХРАМ БОЖЕСТВУ»

«Ельцин-центру», действительно, с самого его открытия сопутствовали скандалы. Уральские блогеры-патриоты даже устроили пикет возле музея с требованием закрыть его.

- «Ельцин-Центр», который по площади вместит в себя шесть Государственных исторических музеев России, сделан, будто храм божества, - негодовал организатор акции блогер Илья Белоус. – Создается культ его личности. Подобным образом когда-то Институтом национальной памяти Украины создавался культ личности Степана Бандеры для нового украинского государства, отколотого от Советского Союза. Оказавшись в Ельцин-Центре, посетители, по всем канонам нейролингвистического программирования подвергаются в темной комнате демонстрации мультфильма об истории России, в котором все прошлое нашего государства представляется как война тиранов против собственного народа, которая закончилась с приходом Бориса Ельцина.

Известный уральский ведущий Иннокентий Шеремет считает, что центр первого президента в Екатеринбурге должен быть. Но это должен быть совсем другой музей:

Мы должны помнить о Ельцине. Тем более он наш земляк. Но музей должен быть немного другим. Сейчас это какая-то «лайт-версия». Точнее это мечты о том, какими мы хотели видеть 90-е. В этом музее нет ничего о «семье» Ельцина, очень мало о войне в Чечне , нет Березовского.

«А ДЕТЯМ НРАВИТСЯ!»

Впрочем, большинство посетителей «Ельцин-центра» не видят в музее угрозы. И даже приходят сюда с детьми.

А моему ребенку очень понравилось видео, которое ругал Никита Сергеевич, - смеется молодая мать Наталья Валюгина , держащая за руку 7-летнего сынишку. – Ролик хорошо воспринимается детским сознанием, к тому же там нет никаких искаженных фактов…

В зале, посвященном дефолту 1998 года, застаем компанию студентов. На экране молодой Сергей Кириенко с потерянным видом рапортует Ельцину о том, что отечественной экономике не поздоровится.

Когда случился дефолт, мне было 2 года, - вспоминает третьекурсница филфака Евгения. - Но родители и бабушка мне в красках рассказывали, что за кошмарное это было время. Ну так вот здесь я еще раз в этом убедилась.

Сейчас, знаете, 90-е снова в моде, - добавляет приятель Евгении Павел. - Но жить в то время после всего, что я здесь увидел, вообще не хочется. Мне кажется, Михалков «наехал» на музей, чтобы в очередной раз пропиариться. Ведь его последние фильмы - тот еще шлак.

СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Плох тот житель Екатеринбурга, который не разу не был в «Ельцин-центре». Это ведь теперь наша главная достопримечательность, наравне с Храмом-на-Крови. Отповедь Никиты Сергеевича – отличный повод еще раз наведаться в музей первого президента и попытаться посмотреть на экспозицию более внимательно.

Итак, бужу в себе внутреннего Михалкова и решительным шагом подбираюсь к «Ельцин-центру». У входа замер в задумчивости 10-метровый мраморный Борис Николаевич. «Слишком важный он какой-то. И не скажешь, что выпить любил», - хмыкает внутренний Михалков. Поднимаюсь по ступенькам. Все здание причудливо переливается всеми цветами радуги. Подцветка – отдельная достопримечательность столицы Урала .

Как мы уже неоднократно рассказывали, залы музея разделены на семь дней. Они так и называются - день первый, день второй... Каждый из них – это этапы карьеры Ельцина. В первом зале, к примеру, попадаешь в 1987-й года на реконструкцию XXVIII съезда КПСС . Там будущий президент выступил с критикой партии и вышел из КПСС.

«Ельцин-центр» - вообще один из самых навороченных и современных музеев России. Здесь вас ждут не просто пыльные стеллажи со скучными экспонатами. История тут в прямом смысле оживает. Если речь идет об августовском путче, то вы попадаете на настоящие баррикады. А над ними на большом экране идет репортаж о тех событиях.

Отдельная гордость создателей музея – это то, что почти все экспонаты музея настоящие. От ковбойских сапог Джорджа Буша -старшего, которые лидер США подарил нашему президенту, до ядерного чемоданчика.

«А Чечня где?», - вновь просыпается внутренний Михалков. – Ведь столько наших парней погибло…» Есть здесь площадка, посвященная этой печальной странице нашей истории. Тут без прикрас рассказывается о бойне в Грозном . Стены изрешечены пулями. Если заглянуть в эти отверстия, то увидишь фотографии боевых действий. Однако есть одно «но» - эта часть экспозиции расположена в самом углу, и не каждый посетитель догадается заглянуть туда.

Конкретно

«Ельцин-центр» открылся в конце ноября 2015 года. За это время его посетило 228 067 человек. Из них - 21 559 школьников. Здесь прошло 3 066 экскурсий.

Создатели «Ельцин-центра» подчеркивают, что их площадка – это не только и не столько музей. Центр – это культурно-дискуссионное пространство. Здесь регулярно проходят рок-концерты (Земфира, «Мумий Тролль», Андрей Макаревич), кинопоказы (ретроспективы фильмов Алексея Балабанова ) и круглые столы (споры об итогах 90-х, «Декабристы в исторической памяти», «Свердловский конструктивизм»). Находится место и мероприятиям для детей: спектакль «В гостях у божьей коровки», школа юных кулинаров, день украшения елки или день северного мишки. В основном все эти действа – аполитичные. Но есть и игры с говорящими названиями «Как стать президентом» или «Ветер перемен».

10 знаменитостей, которые не считают, что Ельцин Центр опасен для россиян. Многие звезды, побывавшие в Екатеринбурге, обязательно посещают музей первого президента России

МЕЖДУ ТЕМ

"Не отрекусь от сказанного": Михалков написал письмо Наине Ельциной

Российский режиссер Никита Михалков в открытом послании вдове первого президента России Наине Ельциной подробно разъяснил свою позицию по поводу деятельности «Президентского центра имени Бориса Ельцина» в Екатеринбурге.

Он еще раз подчеркнул, что действительно не был в музее, но имеет полное представление о его деятельности

О том, что Наина Ельцина возмутилась словами Никиты Михалкова об Ельцин-центре.

А вы знаете, какой мульт в Ельцин-центре гоняют непрерывно? Ну, так найдите время и посмотрите….если не сблюёте.

Фальсификация истории России от Ельцин-центр:

На сайте Центра этого мульта нет. Не выложен он и в интернете. Стесняются, что ли? Есть только не очень хорошая копия, снятая кем-то из посетителей на мобильный телефон. Не знаю уж, что там имел в виду Никита Михалков, важно то, что вот это заставляют смотреть всех екатеринбургских школьников. В обязательном порядке. Ибо посещение этого гнезда врагов России входит в школьную программу Екатеринбурга и его окрестностей в обязательном порядке.

Русская демократия родилась намного раньше русского самодержавия: самостоятельные древнерусские города изначально управлялись народными собраниями - вече. Но потом в стране восторжествовало единовластие, вечевое управление было подавлено и началась то самое жуткое российское «тысячелетнее рабство» и «тирания».

Одним из первых «тиранов» в самом начале ролика представлен великий святой князь Александр Невский, расправившийся с тем самым новгородским вече. Великий князь Иван Третий колоритно изображен в виде монстра, насильно, с помощью железных цепей объединивший русские земли в единое Московское княжество. Каждый последующий правитель России представлен примерно в том же духе, с чуть менее или чуть более устрашающими комментариями; а более-менее позитивно рассказано лишь об эпохе Николая Второго.

Советское время, естественно, представлено как один большой сплошной Гулаг, который представлен неким естественным продолжением всей предыдущей истории сплошной «тирании». И лишь в конце XX века России несказанно повезло: в ней зажглась небольшая "искорка" - Михаил Сергеевич Горбачев, изображенный в виде пилота самолета, направляющего страну в «нужную сторону», а затем и "главное светило" русской истории и "величайший освободитель" от тысячелетнего рабства и тирании - Борис Николаевич Ельцин!

Ничем другим, кроме как откровенной либеральной фальсификацией нашей истории, этот ролик назвать трудно! Но хуже всего то, что, как нам признались его сотрудники, через этот пропагандистский центр ежедневно проходят по 2000 посетителей, и в первую очередь - школьники и студенты, которых группами свозят на его экскурсии!

Этот состряпанный либерстами клип смотрится очень странно: история России, начиная со средних веков, показана как ряд неудачных попыток "страны рабов" /так называют Россию в сем мультфильме/ приблизиться к западной демократии.

И лишь Ельцин сошёл с небес как мессия, подняв народ до высот истинной демократии.

Это не просто непомание роли и места государственных мужей России, или обесценивание их заслуги в том, что Россия существует в нынешнем виде. Это очередная лживая подлость либералов, которым нужно направить мозги посетителей в нужную им сторону. Причем, мульфт сделан как сказка о вечной борьбе добра и зла – зло тут рабская Россия, добро – западная демократия.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу ее народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с - цатого занимался “борьбой за свободу” и больше ни чем.

Вот здесь - то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном. Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно - ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего.

Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом - следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины, не было бы Минина и Пожарского, вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела “реформ”. Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии еще к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного - у них же вольная трактовка истории - это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо - дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают ее под отрицательным соусом. Дальше - Александр I. Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше. Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I. Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата - это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл.

Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот “мультик” сложно . Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает. И вот это враньё в обязательном порядке вбивают в голову уральской молодёжи и детям.

Выдержки текста взяты из разных источников. Частично из описания ролика на Ютубе, частично

Всего за 10 минут в нем кратко излагается история России, правда исключительно с точки зрения либерализма - нет, не того либерализма, который изучают в качестве одной из экономических теорий, а того самого, радикального, русофобского политического либерализма, который восторжествовал в России 90-х, от которого наша страна еще не до конца оправилась и до которого кто-то явно пытается её снова опустить…


Краткое содержание видео-ролика «Ельцин-центра» сводится к следующему:

Русская демократия родилась намного раньше русского самодержавия: самостоятельные древнерусские города изначально управлялись народными собраниями - вече. Но потом в стране восторжествовало единовластие, вечевое управление было подавлено и началась то самое жуткое российское «тысячелетнее рабство» и «тирания». Одним из первых «тиранов» в самом начале ролика представлен великий святой князь Александр Невский, расправившийся с тем самым новгородским вече. Великий князь Иван Третий колоритно изображен в виде монстра, насильно, с помощью железных цепей объединивший русские земли в единое Московское княжество. Каждый последующий правитель России представлен примерно в том же духе, с чуть менее или чуть более устрашающими комментариями; а более-менее позитивно рассказано лишь об эпохе Николая Второго. Советское время, естественно, представлено как один большой сплошной Гулаг, который представлен неким естественным продолжением всей предыдущей истории сплошной «тирании». И лишь в конце XX века России несказанно повезло: в ней зажглась небольшая "искорка" - Михаил Сергеевич Горбачев, изображенный в виде пилота самолета, направляющего страну в «нужную сторону», а затем и "главное светило" русской истории и "величайший освободитель" от тысячелетнего рабства и тирании - Борис Николаевич Ельцин!

Если кто-нибудь думает, что я преувеличиваю - посмотрите этот 10-минутный ролик сами…

Конечно, нужно серьезно задаться вопросом о целях открытия подобного, откровенно пропагандистского либерального «центра». Через который, как нам сказали сотрудники, ежедневно проходят по 2000 посетителей, и в первую очередь - школьники и студенты, которых группами свозят на его экскурсии! Была рада узнать, что экспозиции центра уже выдвинуты обвинения в «фальсификации истории» - кажется, коммунистами. Очень надеюсь, что и от консерваторов, и от православных последует реакция.

Краткое содержание видео-ролика «Ельцин-центра» сводится к следующему:

Русская демократия родилась намного раньше русского самодержавия: самостоятельные древнерусские города изначально управлялись народными собраниями – вече. Но потом в стране восторжествовало единовластие, вечевое управление было подавлено и началась то самое жуткое российское «тысячелетнее рабство» и «тирания».

Одним из первых «тиранов» в самом начале ролика представлен великий святой князь Александр Невский, расправившийся с тем самым новгородским вече. Великий князь Иван Третий колоритно изображен в виде монстра, насильно, с помощью железных цепей объединивший русские земли в единое Московское княжество. Каждый последующий правитель России представлен примерно в том же духе, с чуть менее или чуть более устрашающими комментариями; а более-менее позитивно рассказано лишь об эпохе Николая Второго.

Советское время, естественно, представлено как один большой сплошной Гулаг, который представлен неким естественным продолжением всей предыдущей истории сплошной «тирании». И лишь в конце XX века России несказанно повезло: в ней зажглась небольшая “искорка” – Михаил Сергеевич Горбачев, изображенный в виде пилота самолета, направляющего страну в «нужную сторону», а затем и “главное светило” русской истории и “величайший освободитель” от тысячелетнего рабства и тирании – Борис Николаевич Ельцин!

Ничем другим, кроме как откровенной либеральной фальсификацией нашей истории, этот ролик назвать трудно! Но хуже всего то, что, как нам признались его сотрудники, через этот пропагандистский центр ежедневно проходят по 2000 посетителей, и в первую очередь – школьники и студенты, которых группами свозят на его экскурсии!

Этот состряпанный либерстами клип смотрится очень странно: история России, начиная со средних веков, показана как ряд неудачных попыток “страны рабов” /так называют Россию в сем мультфильме/ приблизиться к западной демократии.

И лишь Ельцин сошёл с небес как мессия, подняв народ до высот истинной демократии.

Это не просто непомание роли и места государственных мужей России, или обесценивание их заслуги в том, что Россия существует в нынешнем виде. Это очередная лживая подлость либералов, которым нужно направить мозги посетителей в нужную им сторону. Причем, мульфт сделан как сказка о вечной борьбе добра и зла – зло тут рабская Россия, добро – западная демократия.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу ее народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с – цатого занимался “борьбой за свободу” и больше ни чем.

Вот здесь – то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном. Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно – ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего.

Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом – следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины, не было бы Минина и Пожарского, вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела “реформ”. Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии еще к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного – у них же вольная трактовка истории – это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо – дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают ее под отрицательным соусом. Дальше – Александр I. Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше. Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I. Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата – это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл. Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот “мультик” сложно . Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает. И вот это враньё в обязательном порядке вбивают в голову уральской молодёжи и детям.

Похожие публикации