Что обозначает икона николая чудотворца. Икона св. Николая — значение, история, о чем молится

Николай Чудотворец - удивительная личность. При жизни он был искренне верующим человеком. Он служил Богу, творя добро, помогая всем, кто нуждается, отдавая все свое имущество на благие цели. Этот человек показал многим неверующим силу молитвы, обратил их к христианству. Уже при жизни он творил чудеса, моля Спасителя о ближних.

После смерти тело Николая не разложилось, а превратилось в мощи. Другими словами, оно мумифицировалось без участия человека - это чудо, которое Бог творит, показывая всем, что при жизни умерший был настоящим праведником.

Кратко о Николае

С детства мальчик выделялся среди сверстников живостью ума, тягой к познанию мира и неиссякаемой энергией. Его очень интересовало священное писание - молодой Николай много времени проводил за его изучением.

Дядя святого был епископом. Он заметил у мальчика тягу к служению Господу, помог стать священнослужителем. Не только трудностями и лишениями Господь испытывал Николая, но и богатством. Сам он был из богатой семьи, что создает для молодого человека множество искушений. Вместо того чтобы стать разбалованным юношей, которого интересуют только гулянья, парень с молодых лет занимался благотворительностью. Он никому не отказывал в помощи, если видел, что человек действительно нуждается.

Жизненная позиция святого была крепкой, устойчивой. Период правления Диоклетиана (284–305 гг.) характеризуется гонением христиан. За проповедование слова Божьего Николай несколько раз был заточен.

Историки сходятся во мнении, что чудотворец имел идеальный нравственный облик: он не нарушал ни одну из заповедей, всегда подавлял внутри себя греховные чувства, например, злобу или зависть. Существует мнение о том, что во время Вселенского Собора (первый всеобщий сбор священников) Николай ударил своего оппонента за богохульные высказывания о Христе. Авторитетные ученые, например профессор истории церкви Василий Болотов, говорят о том, что это выдумка. В пользу этого утверждения свидетельствует то, что ни в одном из упоминаний о Никейском Соборе не фигурирует имя святителя Мирликийского. Его там просто не было. При этом никто не сомневается, что над ним проводили Соборный суд.

Известные деяния

Благодаря постоянному служению Богу через чтение молитв, проповедование, помощь нуждающимся, соблюдение заповедей, Николай при жизни мог творить чудеса. Господь прислушивался к его молитвам.

В частности, однажды Чудотворец воскресил человека. Когда начался шторм, он был на корабле. Стихия так разбушевалась, что ни один из моряков не думал остаться живым. Чтобы получить малейший шанс на спасение, они начали сворачивать паруса. Матрос, которому выпало залезть на мачту, упал с неё. Высота - около 3-4 метров. При таком падении выжить невозможно. Смерть юноши потрясла Николая, он упал на колени и воззвал к Господу. Парень ожил. Всему составу команды, находящемуся на корабле, также повезло - все остались невредимы. По возвращении домой они приняли христианство.

Другое деяние знакомо всем с детства. Оно о трех сестрах, которых отец не мог содержать, так как разорился. Зарабатывать самостоятельно женщина не имела права. Выдать девушек замуж было невозможно, так как не было приданого. Единственный вариант - отдать дочек в прислужницы, что практически означало рабство. Узнав об этом, Николай взял три мешочка золота и подбросил их по очереди каждой сестре. Чтобы его не заметили, он бросал деньги в окно. На третью ночь отец трех сестер заметил Николая и пал ниц перед ним, благодаря за щедрость. Чудотворец лишь взял с него клятву о том, что отец не расскажет никому о содеянном - Бог велел всем нам делать добро скрыто.

С легендой о трех сестрах связана западная сказка о Санта-Клаусе. Перед рождеством люди подвешивают перед камином носки, а после подкладывают внутрь подарки. Это связано с тем, что, по другой версии истории, Николай кидал мешочки с золотом в дымоход и они попадали в развешенные у камина чулки девушек. С тех пор и прижилась эта традиция.

Разные виды святынь

Существует несколько типов икон Николая Чудотворца:

  • Поясные - святой изображен по пояс. В левой руке - Евангелие, правая рука застыла в благословляющем жесте. Одет в фелонь (знак архиерейской власти) и омофор, покрывающий левую руку (длинную широкую ленту, надеваемую на плечи).
  • Никола Можайский. Изображен с крепостью в левой руке и мечом в правой. Такие иконы символизируют покровительство Чудотворца над православными городами, готовность защищать их.
  • Во весь рост (ростовой). Изображен с разведенными руками в облачении епископа.

Также существуют иконы с изображением деяний святого.

О чем чаще всего просят Николая Чудотворца?

Важно понимать, что любой святой покровительствует всем христианам, готов помочь каждому, кто обратится за помощью. Но существуют традиции, почитая которые, святыням с разными образами молятся о разных вещах. К Николаю чаще всего обращаются со следующим:

  • Защита путешественников, особенно моряков. Святой при жизни много путешествовал по воде. В искренней молитве он останавливал бури, воскрешал погибших членов команды, поэтому стал славиться как покровитель моряков. Николай был путешественником, совершал паломничества, из-за чего стал считаться помощником для каждого, кто странствует.
  • Защита детей.
  • Примирение враждующих. Чудотворец при жизни был мудрым человеком, способным вмешаться в спор и помочь сторонам избавиться от агрессии, прийти к компромиссу.
  • Поиск семейного счастья. У Николая просят о том, чтобы он помог встретить вторую половинку, с которой хочется прожить всю жизнь. Женатые люди обращаются в молитве к святому, чтобы он помог разрешить семейные ссоры, уберег от развода в тяжелые для пары времена.
  • Николая при жизни несправедливо осуждали, сажали в тюрьму за то, что он проповедовал христианскую веру. Поэтому ему молятся несправедливо осужденные, а также те, кто хочет исправиться, получить прощение за содеянные преступления, начать новую, праведную жизнь.

Дни почитания

  • 6/19 декабря – почитание иконы Никола зимний.
  • 9/22 мая – почитание иконы Никола вешний. Установлено после переноса святых мощей Чудотворца в итальянский город Бари, где они находятся по сей день.
  • 29 июля/11 августа – рождение Святого Николая.

Где можно помолиться чудотворным иконам Николая?

Николай Чудотворец есть практически у каждого православного храма. Поэтому помолиться, поставить свечку можно в ближайшей от вас церкви.

Перечень чудотворных списков иконы Николая Чудотворца:

  • Святой образ, написанный в Бари, где хранятся мощи святого. Находится в московском храме Христа Спасителя.
  • Изображение Николы в житии на Пресне - Храм Рождества Иоанна Предтечи. Аналогичная святыня принадлежит храму Преображения, находящегося в Песках.
  • Кафедральный собор Елохова хранит икону, на которой изображены Никола, Варвара и Василий Великий.
  • Колпинский лик в церкви Пресвятой Троицы.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

  • 6 (19) декабря - день праведной кончины;
  • 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) - рождество святого Николая;
  • каждый будничный четверг.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое”. В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на .

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование “Николы Мокрого”. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Свт. Николай с житием. 1-я половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб.

Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва

Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV – нач.XVI в.

Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб.

Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва

Дни памяти святителя Николая Чудотворца - 22 мая, 19 декабря в 2019 году

Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса . Обратите внимание на другие материалы сайта “Православие и мир”:

В ЧЁМ ПОМОГАЕТ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ?

Святитель Николай Чудотворец ещё при жизни своей был благодетелем рода человеческого. Не перестал он им быть и после своей земной кончины. Николай Угодник как и прежде помогает людям. повествует, как уже с самого рождения будущий Чудотворец показал своё предназначение на особое служение Господу. Он начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

В чём помогал Николай Чудотворец? Где бы ни был святой везде он прилагал заботы к врачеванию недугов людей, исцелял их от неизлечимых болезней. Одним помогал в их бедном положении, другим подавал утешение в скорбях. Он прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Святитель Николай был кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих - питателем, для плачущих - утешителем, для притесненных - заступником.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим её. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Икона святого Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца с изображением Христа и Богоматери

Икона Николая Чудотворца узнаётся верующими сразу. Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов икон святого было создано на протяжении десяти столетий. Древнейшими и наиболее распространенными являются поясные образы Николая Чудотворца, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются фигуры Христа и Богоматери. Это символизирует то, что сам Господь вручил святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор (т.е. облачение епископа). Другим древнейшим типом икон являются ростовые изображения святителя.

Житийные иконы Николая Чудотворца изображают деяния святителя. Эти образы известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о из разоренных турками Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 г.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря святой Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».


Существует достаточно чудотворных икон святого Николая, почитание которых возникло после чудесной помощи святителя. Так, русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Особое место занимает Великорецкая икона святителя Николая, которая является чудотворной. Этот образ состоит из средника с поясным изображением Николая Чудотворца и восьми живописных клейм с изображением чудес святителя. По преданию в 1383 году на высоком берегу реки Великой недалеко от града Хлынова (ныне г. Киров) крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление.

В 1392 году образ был перенесен с берегов реки Великой в город Хлынов, жители которого дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так зародился В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«8 июля 1555 года Шестакова города девица Марфа Федотова дочь Букриева полтора года не видела левым оком, прииде в соборную церковь святителя Николы и приложися к чюдотворному его образу и исцеление получи».

В 1559 году записано:

«30 мая жена некая именем Неонила Андреева жена Хохрякова, немочна была год, и прииде в соборную церковь и молебная пев приложися к чюдотворному образу бысть здрава».

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. И сегодня святитель Николай помогает всем нуждающимся, которые обращаются к нему с

Иконография святителя, архиепископа Мир Ликийских (около 270-около 345), особо любимого русским народом святого угодника Божиего, заступника за всех страждущих, угнетенных, несправедливо осужденных, небесного покровителя путешественников и мореплавателей.

По количеству икон и храмов, освященных в его честь, святитель Николай занимает одно из первых мест после Божией Матери и среди почитаемых в России святых. Первая Никольская церковь была построена неким Ольмой (по некоторым данным, княгиней Ольгой над могилой кн. Аскольда († 882), в крещении Николая, не позднее Х в.

Но уже в 971 г. князь Святослав разрушил ее. В 990 г. этот храм заново воздвиг князь Владимир, а в 1036 е. здесь возник монастырь. Согласно преданию, в 1113 г. великий князь Киевский Мстислав, возвращаясь с охоты, заблудился в дремучем лесу. Вдруг его внимание привлек яркий свет, исходивший от иконы Николая, стоявшей на пне у дороги, по которой князь вышел из лесу. В 1115 г. в память об этом князь Мстислав учредил при Никольской церкви на Аскольдовой могиле монастырь, а на месте обретения святыни установил столп (слуп) с образом св. Николая, указывавшего направление к обители, которая стала называться Никольской Слупской или Столбовой (ныне здесь стоит Свято-Никольский храм, переданный в 1990-х гг. униатам).

Иконография св. Николая сформировалась в Византии, оттуда пришла на Русь и уже на русской почве получила свое законченное и совершенное развитие. Она настолько многообразна, что вряд ли можно найти еще одного святого, имеющего такой широкий круг изображений. Святителя Николая воспринимают как «Архиерея Божьего», наиболее приближенного к престолу Вседержителя и непрестанно молящегося о помиловании людей. Об этом свидетельствуют тексты акафиста и молитв, где св. Николай назван: «Лозо добродетельная винограда Христова», «закона Христова скрижали, Богописанныя», «угодниче преизрядный Господень», «всехвальный и всечестный архиерею» и т. д.

Среди наиболее известных иконографических типов следует выделить: поясные, оплечные и ростовые образы, «Никола зимний» и «Никола вешний», «Никола с Деисусом», Никола Можайский, Никола Зарайский, «Никола на Угреше», житийные иконы.

Древнейшими и самыми распространенными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. Такая композиция сложилась в Византии в IX-ХIII вв. и активно развивалась в домонгольской Руси. В качестве примеров византийского письма можно назвать икону «Святитель Николай» (IX в.) из монастыря Святой Екатерины на Синае, а среди древнерусских икон, но еще византинирующего направления, - среброфонный образ Николая Чудотворца из Десятинного Успенского монастыря в Новгороде (ГТГ). На обеих иконах лик святителя отмечен строгостью, сосредоточением и самоуглубленностью. .

К ранним изводам относятся двусторонние иконы Богоматери и св. Николая, неизвестные в Византии, но широко распространенные в России с XIV в. и указывающие тем самым на особое почитание Пресвятой Девы и Чудотворца русским народом. Примерами могут служить выносная новгородская икона XV в. (ГМИР), образ из церкви Димитрия Ростовского (XIV в., ГМЗРК), икона из церкви Ризположения с. Бородавы Вологодской области (к. XV-XVI вв., ЦМиАР).

Одеяние святителя Николая на иконах однообразно: это епископское облачение или белая крещатая фелонь, которая чаще всего изображается в ростовых изводах, но встречается и в поясных композициях, напр., на новгородской иконе рубежа XIV-XV вв. (ГРМ). Различия в одеянии свт. Николая составили основу для двух исключительно русских иконографий: «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующих дням почитания святителя - 6/19 декабря и 9/22 мая. «Зимний» Никола представлен в митре , а «вешний» - с непокрытой головой. По преданию, свое название иконография «Николы зимнего» получила благодаря императору Николаю I, который как-то зимой обратил внимание духовенства на то, что его небесный покровитель изображен без головного убора.

Важной деталью иконографии св. Николая является красный поруч - символ уз Иисуса Христа, на благословляющей деснице, расположенной в поясных изводах строго по центру. Другим значимым компонентом иконографии и неотъемлемым святительским атрибутом является Евангелие в левой руке Николая Угодника. Закрытое Евангелие имеет обрез ярко-красного киноварного цвета, который выделяет его в композиции. Обычно рука св. Николая, поддерживающая Евангелие, прикрыта омофором, что указывает на священное назначение книги, возлагаемой на престол в алтаре храмов. Примером можно назвать икону «Никола с житием» из села Каргач (2-я пол. XIV в., ГТГ). Исключение составляют ростовские образа, на которых св. Николай прижимает к груди Евангелие обнаженной рукой. Такая иконография напоминает, что Никола Чудотворец ― наставник в спасении и учитель в жизни - являет своей пастве образ Божий во время Евхаристии. В качестве примеров можно привести извод «Никола Гостунский» с житием (3-я четв. XVI в., ГМЗРК), где алый покровец для потира в руке св. Николая еще больше акцентирует внимание на Евангелии.

Другой тип иконографии - св. Николай с избранными святыми - демонстрирует моление Церкви Христовой перед Спасителем во главе с Ее «Архиереем Божьим», коим является Николай Чудотворец. Как правило, иконография включает Деисус с центральным образом Спаса Нерукотворного на убрусе в верхнем поле и образы святых по бокам и внизу, часто в соответствии с их иерархией: выше апостолы и Отцы Церкви, ниже мученики и целители. Примерами могут служить образа «Святитель Николай Чудотворец с Деисусом и избранными святыми» из Рождественской церкви с. Цылиба Архангельской области (1-я половина XVI в., ГЭ) и из ростовской церкви Одигитрии (XVI в., ГМЗРК). Необычная композиция представлена на вологодской иконе «Свт. Николай Мирликийский, с Троицей Ветхозаветной, явлением Богоматери прп. Сергию Радонежскому и избранными святыми» (XVI в., ЦМиАР). Святитель показан по пояс, благословляющим десницей, держащим открытой рукой закрытое Евангелие. Над его головой в небесном сегменте белым контуром обрисована Троица, по сторонам вверху -«Явление Богоматери преп. Сергию» и пророки Иоанн Предтеча и Илия, а под ними, соответственно - свв. Екатерина и Никита, Стефан и Мина. Такие, дополненные сюжетами и фигурами святых, иконы пришли на Русь из Византии. Они демонстрировали вариант моленных изводов с центральным образом Николая Чудотворца и др. святых - небесных покровителей и заступников владельца иконы и членов его семьи.

С XIII в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII-XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев, которые изображали Николая Угодника с раскрытым евангелием и благословляющим двуперстием.

Бесспорным шедевром древнерусской иконописи является образ «Святой Николай», написанный царским изографом Симоном Ушаковым(1676 г., ЦАК МДА). На нем святитель запечатлен фронтально, в саккосе и омофоре, благословляющим десницей, держащим закрытое Евангелие и алый покровец в левой руке. Несмотря на реалистическую трактовку образа, соответствующую эстетическим требованиям эпохи XVII столетия, лик святителя подчеркнуто аскетичен. В его пристальном и усталом взгляде, широком открытом челе, изломанной линии бровей, ясно прослеживаются трагические черты, сближающие его изображение с образом Спаса Нерукотворного (1673 г.) - моленной святыней царей Алексея Михайловича и Петра I.

Вверху в небесных сегментах, справа и слева, располагаются соответственно Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором. Их образы напоминают о I Вселенском Соборе (325 г.), на котором святитель Николай обличил еретика Ария, за что был лишен сана и посажен в башню, но вскоре, по воле Господа и Божией Матери, освобожден и восстановлен в епископстве.

Включение образов Спасителя и Пресвятой Богородицы известно с конца ХIII в., помещение их в круглые медальоны - с ХV-XVI вв., в небесных сегментах - с XVII в., а иногда они изображались стоящими на облаках в полный рост, как на изводе «Святитель Николай Чудотворец, с житием» (2-й половина XVIII в., ЯХМ). Как правило, Богоматерь держит омофор распростертым на обеих руках. Исключением является икона «Никола Гостунский», в которой Божия матерь держит собранный в узел омофор одной левой рукой. На некоторых иконах медальоны с образами Христа и Божией Матери окрашены соответственно в красный, символизирующий высшую власть, и синий, обозначающий духовную чистоту, цвета.

Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в XIX в., у старообрядцев. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей. Примерами оплечных изображений можно назвать иконы-пядницы из Георгиевской церкви в Вологде и Благовещенской церкви в Каргополе (1-я половина XVI в., ВГМЗ), и образ Никола с Деисусом избранными святыми (1-я половина XVI в., ГЭ).

Еще один иконографический вариант «Николая Чудотворца» в рост широко известен в русской живописи примерно с XV-начала XVI вв. К нему относятся «Никола Зарайский» и его вариант - « Никола Можайский», самостоятельные ростовые изображения и изводы, входящие в Деисус.

Редкая иконография святителя представлена на иконе «Николай Чудотворец» из Леонтьевской церкви в Вологде (3-я четверть XVI в., ВГМЗ). На ней святой благословляет отведенной в сторону десницей так, как на Зарайских изводах, а левой рукой, прикрытой фелонью, держит Евангелие в несвойственном для русской иконописи резком диагональном ракурсе. Необычными являются асимметричная драпировка одеяния святителя и изображение на концах его роскошно орнаментированной золотой епитрахили фигур святителейВасилия Великого и Иоанна Златоуста. Все это, включая виртуозную иконописную манеру - графическая подчеркнутость линий, округлость форм, живописность и эмоциональное выражение лика говорит об обращении русских иконописцев к опыту византийских изографов, что стало характерным для искусства эпохи Иоанна Грозного и утверждения России как царства.

В Деисусном чине св. Николай изображается в трехчетвертном повороте в сторону Спасителя, с Евангелием или воздетыми в молитве обеими руками, всегда с непокрытой головой. Парным ему может служить образ любого др. святителя, особо почитаемого в храме (районе), для которого писался Деисус. Примером может служить вологодская икона из Леонтьевской церкви, где Николаю Мирликийскому соответствует образ свт. Леонтия Ростовского (1560-е гг., ВГМЗ).

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII-ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности, где, после формирования на раннем этапе в XIII в. основных сюжетов: рождение, обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах активно добавляются новые. Уже к конце XIV - начала XV вв. определяется иконографически устоявшийся круг житийных сцен Николая Угодника, среди которых излюбленными стали его чудеса: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни». Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» - одним из центральных праздников РПЦ. Необычайно широкое распространение житийные иконы св. Николая получили в XV-XVII вв. Сохранился редкий житийный извод свт. Николая Мирликийского из Пскова (2-я половина XVI в., ЦМиАР), представляющий 10 сцен из его жития, написанных на 2-х частях деревянного киота, предназначавшегося для статуи или иконы святителя.

Исключительным образцом иконописания является иконография «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя». Примерами «Николы Отвратного» могут служить изводы из ГМПИ и ЦМиАР.

Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

Лит .: Житие святителя Николая Мирликийского и слава его в России. Текст 1899 года. М., 2003; Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007;

В. Гусакова

По материалам девятого тома Энциклопедии «Святая Русь»

Краткое описание типов икон святителя Николая

Н иколай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.

С реди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Ч асто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.

Т радиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.

Д ругим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.

И конографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.

В ариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.

И звестны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
П амять свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.
Похожие публикации