Биография. Раджниш бхагаван шри "ошо" Помогает ли ошо после смерти

Ошо считал, что смерть – одно из явлений, которое никто не понимает правильно. Все считают смерть финалом жизни, а это неправильно в корне.

Но на самом деле, смерть – это только начало для нового пути, новой жизни. Возможно, это и конец, но это завершение того, что уже не может жить. Многие даже не понимают, что такое сама жизнь. И смерть, на самом деле является кульминацией всего происходящего. Очень много людей всю свою жизнь находятся в состоянии, отрешенном от собственного «я», будто и не знают, что такое жить вообще. Поэтому такие люди не способны по-настоящему пережить и смерть.

Смерть можно сравнить с двумя воротами, между прошлым и будущим.

Люди боятся смерти, им даже не нравится произносить это слово. Все остерегаются этого явления.

Причины такого страха очевидны. Каждый раз, когда кто-то умирает, мы видим смерть снаружи, а на самом деле она внутри того, кто умер. Можно сравнить это с любовью. Вы можете наблюдать за тем, как кто-то любит кого-то, но никогда сами не сможете постичь это чувство, только лишь рассматривая ее со стороны. Вы можете знать что-то, но не само явление.

То, что мы можем видеть – это лишь поверхностная оболочка. Да, человек совсем недавно мог говорить и дышать, и вот на его месте лишь труп. Но это только внешность. На самом деле смерть помогает душе выйти во вселенную. А это одно из самых важнейших путешествий, которое должна совершить душа. Снаружи мы видим лишь признаки, которые не могут не селить страх в наши души. Тот, кто уже увидел смерть сам, не имеет страха перед ней.

Смерть не является концом

Смерть не является завершением жизни, она самая ее кульминация, результат большого и долгого пути. Если проживать жизнь правильно, брать от нее все соки, то финал станет настоящим оргазмом.

Оргазм, который дает секс нельзя сравнить с тем, который наступает после смерти, потому что он слишком слаб по сравнению с ним. Но такая благодать может достаться только тем людям. Которые постигли тотальность жизни.

Почему люди бояться умирать?

Человеческий страх перед смертью объясняется тем, что на самом деле люди не пробовали даже жить. Человек, который смог постичь искусство жизни, не страшится смерти, когда бы она ни повстречалась ему на пути. Он примет ее.

Страх смерти заразителен, ведь все вокруг боятся ее, никто не хочет говорить о ней.

Человеческое общество создало две темы, на которые нельзя говорить. Это смерть и секс. Хотя это очень странно, ведь эти два понятия очень связаны. Жизнь возникает именно из секса, а смерть становится ее концом. И оба эти понятия находятся под запретом для разговоров.

Зачем нужна смерть для жизни ?

Если исследовать понятие смерти, то, в конце концов, мы вернемся к жизни, а она есть не что иное, как любовь. Но цель исследования смерти – это ее постижение, потому что в мире нет ни одного понятия, которое было бы более загадочным. Сама любовь – есть загадка по причине смерти, и как возникает жизнь – еще большая тайна из-за смерти.

Если больше не будет существовать смерть, то жизнь потеряет свою тайну. В мертвых вещах, трупах – нет секрета. Потому что то, что уже мертво, не может сделать это снова. И это не потому, что нет больше жизни в объекте, а потому, что он не умрет дважды.

Сама жизнь – это один из путей, по которому выражается смерть.

Бессмертие внутри нас

На самом деле людям не страшна сама смерть, они боятся утратить собственное эго. Страх смерти возникнет, если вы почувствуете свою обособленность, потому что тогда она становится опасной для нашего «я». Возникает вопрос: что случится с собственной личностью, когда смерть придет? Человек растит свое «я», оберегает его, шлифует и заботится о нем, а смерть ничего не оставит от всего этого.

Нужно проникнуться пониманием, что вас нельзя разделить с вашим существованием, то страх смерти перестанет быть важным. Вы едины с собой, поэтому никто внутри не сможет умереть. Вообще никто не существует, истинное существование находится внутри.

Что покажет смерть?

Человек, жизнь которого прошла без страхов, тотально и страстно, спонтанно и интенсивно, не будет испытывать страх перед смертью. Ведь смерть может быть и настоящим отдыхом, она станет периодом, когда жизнь отцвела. Человек способен на празднование смерти и радость ей.

Это можно назвать своего рода критерием. Когда человек не страшится смерти, радуется ей и может праздновать ее – это значит, что он прожил жизнь правильно. Смерть сможет указать на то, насколько правильно вы проживали свою жизнь.

Смерть – пик жизни

Самый большой секрет жизни – это смерть. Смерть является целью жизни, гармоничным ее завершением, потому что так вы, наконец, достигаете пункта, к которому шли всегда. Жизнь можно назвать путешествием к смерти. Стоит только родиться, и вы уже запускаете механизм движения к ней.

Самой страшное в том, что само человеческое сознание противится смерти. Но чтобы не упустить все секреты жизни, нельзя противиться смерти. Жизнь и смерть – очень равнозначные части существования, и они не находятся отдельно друг от друга, они соединены воедино. Рост и развитие – это жизнь, а смерть является ее цветением. Жизнь – путешествие, смерть – цель. Просто однажды путешествие приходит к своему концу, когда вы достигаете цели.

Источник жизни

Все живое рано или поздно должно вернуться к своему истинному источнику и началу. Смерть – это возврат к источнику, к дому. Не нужно думать о том, что смерть страшна и уродлива, она красива. Но она будет таковой только для того, кто уже сейчас живет свободной неподавленной жизнью. Не нужно бояться жить, стоит быть смелым, нужно любить, праздновать и танцевать.

И в конце жизни смерть станет самым большим праздником, если всю свою жизнь вы понимали именно так. Какую бы жизнь в не прожили, смерть принесет именно ваш итог жизни, так смерть станет вашим разоблачителем.

Если вы были счастливы, то вы увидите большое счастье и после. Если всю вашу жизнь вы пребывали в физических удовольствиях и комфорте, то смерть не будет самой приятной, ведь теперь вам придется оставить свое тело на земле.

Тело человека – это всего лишь временное хранилище. Вы в нем будете находиться не всегда, рано или поздно придется оставить его, потому что это лишь временное убежище, а не настоящий дом.

Когда придет смерть?

Человек, который думает о возможной насильственной смерти, никогда не сможет быть спокоен. Даже сама мысль, что смерть – это наш враг, делает его беззащитным всегда, даже в собственном доме. Ведь этот неприятный момент может настигнуть вас в любое время. За каждым углом могут ожидать опасности, а поэтому никогда нельзя отдохнуть от этого страха. Как можно достичь полного расслабления, когда страх всегда рядом?

Все человечество напряжено в ожидании страдания, оно беспокойно. Усиленная борьба со смертью приводит к тому, что вы целиком отдаетесь беспокойству. Так человек обречен.

Почему смерть так страшна?

Почему каждый человек так отчаянно цепляется за жизнь и боится смерти? Настоящая причина может показаться странной. Дело в том, что мы жадно хватаемся за жизнь, потому что и не живем на самом деле. Истекает наше время, смерть приближается к нам, мы страшимся ее, а еще не начинали жить толком.

На самом деле страх в том, что мы даже не пробовали жизнь, а смерть может нас застать раньше времени. Люди обычно только готовятся жить в будущем, а сейчас ни у кого ничего не приготовлено, но так жизнь никогда и не случится. Мы не успеваем познать, в чем экстаз и блаженство жизни, так мы не познаем ничего. Люди просто дышат и существуют. Вся жизнь была только надеждой на будущее, а смерть, тем временем, не дремлет. Если жизнь так и не произошла, а смерть пришла раньше, то именно этого и стоит бояться. Мы ведь не хотим умирать.

Лишь тот, кто на самом деле жил, сможет приветствовать и благодарить смерть за ее существование. Так, смерть становится не врагом, а лишь торжественным завершением.

Жизнь – не заканчивается смертью, она с нее начинается

Перед тем, как родиться, есть смерть, но и рождение делает нас ближе к смерти. То есть в реальности жизнь находится между смертей. Смерть становится и началом и концом, а жизнь – часть иллюзии между ними.

На самом деле мы чувствуем себя живыми между двумя смертями, жизнь мостик перехода между ними. Именно это делает нас одержимыми жизнью, мы отрицаем смерть.

Никто не пройдет мимо смерти

Смерть всегда будет важнее жизни. Жизнь, как бы там ни казалось, очень поверхностна, а понятие смерти намного глубже. Потому что, придя к смерти, вы становитесь ближе к реальной и настоящей жизни. Через жизнь вы можете только достигнуть смерти и ничего другого.

Все что говорится и понимается под словом жизнь на самом деле – дорога к смерти. Когда человек начинает осознавать, что суть его жизни – это путешествие в сторону смерти, его начнет интересовать именно смерть. Так вы сможете постигнуть самые глубины жизни, вы больше не будете находиться на поверхности.

Но чаще всего люди либо не интересуются смертью вовсе, либо пытаются не обращать внимания на все факты, которые на нее указывают. Смерть находится рядом, она может настигнуть любого из нас в каждый следующий момент. Она не далеко, а здесь и сейчас. Сам повышенный интерес к жизни и есть страх смерти.

Нужно обратить свое внимание на другое, ведь если вы сможете заинтересоваться смертью, то жизнь впервые сможет проявить себя в полной мере. Так приходит понимание, что умереть на самом деле невозможно, и жизнь будет вечной.

Если сравнивать смерть с дверью, то она ведет из самой простой жизни в более глубокий мир бессмертия и вечности. Жизнь – есть медленное умирание, а настоящей жизни он может достигнуть, только умерев.

Почему смерть это ложь?

Самое важное, что хочется сказать, что смерть – это самая большая ложь. При этом мы ее видим как наибольшую правду, но так только кажется, даже если принять во внимание, что смерть окружает нас повсюду, она даже ближе, чем наша тень.

Все наше существование построено на боязни смерти, но этот страх создан не внутри нас, а извне. Его генерирует общество, друзья или семья. Именно боязнь смерти заставляет человека занимать высокие должности и испытывать жажду денег. Но самое поразительное то, что храмы и церкви создавались тоже из-за боязни смерти. Молитвы на коленях появились тоже из-за нашего страха. Поэтому в смерти столько фальши. Все представления о религии и вере, из которых мы почерпнули знания о жизни и смерти, фальшивы.

Пока каждый не примет знание о ложности смерти, о фальши вокруг этого понятия, даже жизнь останется ненастоящей. Живя в страхе перед смертью, нельзя прожить по-настоящему жизнь.

Ошо и Смысл Смерти

Смерть может стать достоянием общественности, когда о ней сообщается в колонке некрологов в газете, но все же это сугубо личное событие. Существуют два понятия, обладающие чрезвычайно приватным, интимным характером: это смерть и сновидения. За меня никто не умрет, и за меня никто не увидит сны.

Ошо считает, что понимание человеком феномена смерти играет важную роль в его духовном развитии.

Жизнь и смерть рассматриваются на Западе как антагонисты, как два взаимоисключающие понятия Смерть является источником страха, это табу, о смерти предпочитают не говорить.

Один профессор теологии как-то сказал: "Сегодня вопросы секса обсуждаются открыто, а смерть... это вульгарно".

Многие западные философы размышляли о смерти, особенно этим отличались экзистенциалисты. Точка зрения Жан-Поля Сартра представляет собой типичный западный взгляд на смерть: "Смерть никогда не наполнит жизнь смыслом; напротив, смерть - это то, что лишает жизнь всяческого смысла".

У Ошо совершенно противоположная точка зрения. Он говорит: "Смерть не противоречит жизни, она не означает конец жизни, она лишь подводит жизнь к прекрасной вершине. Жизнь продолжается и после смерти. Она была до рождения, она продолжится и после смерти. Жизнь не ограничивается кратким промежутком между рождением и смертью; наоборот, рождение и смерть - это маленькие эпизоды в вечности жизни".

Запад склонен рассматривать смерть как зло, он наделяет ее крайне негативными чертами. Жизнь и смерть представляют собой конфликтующие стороны. Такая точка зрения основывается на аристотелевском постулате "или-или, но никак не вместе": А равно А, и то, что не является А, становится анти-А.

Согласно этой дуалистической концепции, тот, кто не выступает против абортов, автоматически становится их защитником. Подобным образом смерть рассматривается как отрицание жизни.

Результатом подобного подхода стало всяческое возвеличивание молодости; люди стали стесняться своего возраста, извиняться за свой возраст.

Восточный подход к смерти отличается динамизмом, он основывается на предпосылке о целостности, о том, что А равно А плюс еще что-то. Восток придерживается мнения о том, что ничего абсолютного нет, все относительно, все находится в движении.

Современная наука, новые открытия в медицине, межотраслевой подход общественных наук... повсюду мы находим сегодня подтверждение тому, что правильно рассматривать реальность как "вместе", а не "или-или".

Ошо объясняет, что на Востоке жизнь не рассматривается отдельно от смерти. Он подчеркивает: для того чтобы понять жизнь, для того чтобы по-настоящему жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться ее, но не нужно также и стремиться победить ее. Необходимо просто познать ее, и это "познание" само приоткроет истинный смысл смерти.

Ошо рассматривает жизнь и смерть как части одной высшей космической Жизни. При каждом вдохе мы живем, при каждом выдохе мы умираем, но и вдох, и выдох - говорит Ошо - гармонично взаимодействуют.

Он утверждает, что мы начинаем умирать с самого рождения, с самого начала жизни мы приближаемся к смерти. Семя приводит к появлению цветка. Мы называем это ростом. Подобным образом, рождение приводит человека к смерти.

Ошо обращает наше внимание на то, что смерть может наступить в любой момент; смерть находится здесь и сейчас.

Жизнь и смерть неразделимы; они - две стороны одной медали.

Ошо полагает, что смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. Тот, кто заявляет, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее потому, что наше эго не в состоянии принять свою смерть. А вот Ошо объясняет, что можно понять смерть, отказавшись признавать эго центром нашей жизни; центром нашей жизни является сознание. Смерть не в состоянии погубить наше сознание, оно вечно. Более того, смерть уничтожает эгоизм, что становится движущей силой в жизни человека.

И здесь мы сталкиваемся с парадоксом смерти: с одной стороны, нет реальности выше реальности смерти, все в мире смертно. С другой стороны, нет ничего похожего на смерть в том смысле, что даже после смерти эго и физического тела наше сознание не погибает и продолжает жить.

Можно ли познать смерть, не умирая?

Ошо отвечает утвердительно. Для этого он рекомендует медитацию.

Только в состоянии медитации можно понять, что такое смерть. Он так говорит:

"Медитация и смерть - два очень похожих состояния. В смерти эго исчезает; остается только чистое сознание. В медитации происходит то же самое: эго исчезает, а остается лишь чистое сознание, твоя сущность. Сходство настолько велико, что люди одинаково боятся и смерти, и медитации. С другой стороны, тот, кто не боится медитации, не будет бояться и смерти.

Медитация готовит тебя к смерти... она помогает тебе познать смерть, не умирая, Познав смерть без умирания, ты навсегда избавишься от страха смерти.

Даже когда придет смерть, ты будешь молча наблюдать за ней, прекрасно осознавая, что она не в состоянии оставить на тебе даже царапину. Смерть лишит тебя тела, ума, но сам ты останешься невредимым. Ты принадлежишь бессмертной жизни".

Свами Сатья Ведант

(Доктор Васант Джоши)

Магистр гуманитарных наук

Доктор философии, университет Барода, Индия

Доктор философии, Мичиганский университет, США

Ректор университета Ошо, Пуна

Смысл Глоссолалия как магическая техника заставляет задаться вопросом, что мы понимаем под «смыслом», и требует хотя бы краткого объяснения того, как он взаимодействует с информацией. Хотя, насколько я знаю, никто не вывел математического уравнения смысла, мы все-таки

Смысл жизни (1962. Октябрь, 4) Прах – человек и в землю отойдет. Это утверждение обычно относят к физическому телу. Физическое тело после оставления его своим обладателем распадается на составляющие его элементы и становится частью тела планеты. Но то же самое происходит и с

Смысл истории "Нет, не руины Запада я разглядывал, сидя в моем каирском поезде, но что-то гораздо более глубокое, в чем был сокрыт Секрет жизни или смерти, который надо было вырвать, чтобы не пасть подобно Спартаку в тысячном бесполезном восстании". (Сатпрем, "Бунт

В чем смысл жизни Бог, награждая человека, создает для него один-единственный ИДЕАЛЬНЫЙ вариант судьбы. Согласно этому варианту каждый человек имеет возможность встретить в земной жизни свою любовь, создать семью, оставить потомство.У каждого в земной жизни своя дорога

В чем смысл жизни? В.: Я прочел одно высказывание, приписываемое Вам. Оно утверждает, что природа заинтересована не в создании совершенного существа, а только в создании совершенного вида. Что Вы имеете в виду? У.Г.: Веками нас заставляли верить, что конечный продукт

Смысл Термин МНОГОПОЛЯРНОСТЬ взят так, чтобы подчеркнуть вид ума людей цивилизации Запада и всё многообразие знаний этой цивилизации.Двухполярный ум с его противоположностями «добро-зло», «истина-ложь», «положительный заряд - отрицательный заряд», «мир-антимир»,

Смысл В раннем детстве у меня было ощущение, будто я живу в волшебном мире вне времени, где не нужно что-то делать или кем-то становиться… Неосознанное единство с мирозданием, бесхитростный восторг перед сущим. Мне кажется, нечто подобное ощущают большинство

Смысл жизни Вопрос: Дорогой Крайон, я хотел бы задать вопрос, на который еще никто не смог мне ответить. Эта проблема тревожит меня уже долгое время. И я был бы очень признателен, если бы смог получить простой и ясный ответ.Почему мы все оказались здесь? В чем заключается

СМЫСЛ МЕДИТАЦИЙ Не ищите смысла в медитации. Не ищите смысла ни в своей медитации или концентрации, ни в том опыте, который будете переживать. Как только вы найдёте с-мысл, вы пойдёте дальше уже с этим с-мыслом, с этой мыслью, потому что она возьмёт вас – так действует любая

Смысл жизни не в том, чтобы избежать смерти Я задал вопрос, который меня давно тревожил. Каждый человек сам делает свою судьбу. В меру своего ума, кто-то удачно, кто-то нет. Когда ошибаются глупые люди, то тут все понятно.Но как же так получается, что даже самые умные и мудрые

Книга Обители Той, Которая владычествует в Смерти, известная тако же, как Книга Чёрной Матери Морены, или Чёрная Книга Смерти IИз мрака восстали Боги – Темяные и Суряиые. Морена-Смерть кружила над прахом земным, сея жизнь, дабы Коловращенье Великое совершилось. Токи

Смысл названия Спрашивающий. Теософию и её учения часто называют новомодной религией. Религия ли это? Теософ. Нет. Теософия – это Божественное Знание или Наука. Спрашивающий. Каков истинный смысл этого термина? Теософ. Это «Божественная Мудрость»,

Ловушка Смерти и Танец Смерти в движении твоей жизни (Размышления после просмотра фильма «Схватка»)Когда ты начинаешь чувствовать смерть, то неизбежно начинаешь меняться. Странным образом, она начинает забирать все, что тяготит твое сознание. В Магии это

Глава 21. Смысл как духовно-нематериальное комплекс-качество. Смысл действия, ситуации, жизни, истории. «Кто знает зачем, вынесет любое как». Ницше Есть ли смысл в каком-то конкретном поступке человека? В чем заключается смысл его жизни? Есть ли смысл в человеческой

В чем смысл жизни Я вполне современный человек с высшим образованием, и смотрю на мир с присущим моему поколению скепсисом. Я никого не осуждаю и не призываю идти моим путем. Каждому свое. Но сколько я не встречал черных магов, настоящих, а не тех, кто себя так называет,

Чандра Мохан Джан, он же Ашария Раджниш, он же Бхагван Шри Раджниш, он же Ошо (Chandra Mohan Jai, Acharya Rajneesh, Bhagwan Shree Rajneesh или Osho, 11.12.1931 – 19.01.1990) – индусский мистик и духовный учитель, собравший немало последователей по всему миру. Его учения проповедуют важность медитации, внимания, любви, творчества и юмора – все эти качества, как утверждает Ошо, намеренно подавляются в людях традиционными верами, религией и моральными нормами. Принципы Ошо сильно повлияли на развитие западного нью-эйджа; после смерти мистика популярность его учения лишь возросла.

Родился Чандра Мохан Джайн в доме родителей его матери в Кучаваде, маленькой деревушке в округе Райсе в индийском штате Мадхья Прадеш. Чандра был старшим из одиннадцати детей торговца тканью. Родители до семи лет оставили ребенка на попечение бабушки и дедушки; по рассказам самого Ошо, это оказало немалое влияние на его становление – бабушка давала ему практически неограниченную свободу, никак не пытаясь его контролировать нормами, запретами или попытками дать образование.

В семь лет Ошо пережил смерть любимого дедушки; мальчик отправился в Гадарвару к своим родителям. Ему трудно было вынести уход из жизни любимого человека; в пятнадцать лет Чандре вновь пришлось столкнуться со смертью – его кузен Шаши умер от тифа. Именно эти две трагедии и вызвали у Ошо его невероятную озабоченность вопросами смерти; продлилась озабоченность эта большую часть его детства и юности.

В школе мальчик зарекомендовал себя талантливым, хотя и склонным к бунтарству человеком; помимо всего прочего, он отлично выступал в дискуссионных поединках. В юности Чандра стал атеистом; некоторое время он увлекался гипнозом и сотрудничал сначала с социалистами, а затем – сразу с двумя независимыми индийскими движениями – Индийской Национальной Армией и "Раштрия Свайамсвеак Сангх" – Национальной Организацией Добровольцев.

С начала 1988-го Ошо концентрировал свои усилия в основном на дзен-буддизме. В декабре 1988-го мистик заявил, что больше не желает зваться Бхагван Шри Раджнешом; собственно, именно тогда на свет и появилось имя Ошо.

Здоровье его к этому моменту сильно подкосилось. В последний раз на публике мистик выступал в апреле 1989-го; в дальнейшем на публичных встречах он лишь сидел молча в окружении своих учеников.

Незадолго до смерти Ошо заявил, что кто-то из его слушателей, постоянно посещающих вечерние собраний в ашраме Пуны, подвергает его воздействию некоей черной магии. Начались поиски злодея; успехом они не увенчались.

19-го января 1990-го Ошо умер; на момент смерти ему было пятьдесят восемь лет. Причиной смерти, как было заявлено официально, была сердечная недостаточность. Прах мистика был захоронен в одном из главных строений ашрама Пуны; эпитафия гласила: "ОШО. Никогда не рождался. Никогда не умирал. Лишь посещал эту планету в период с 11-го декабря 1931-го по 19-е января 1990-го".

Лучшие дня

В 1951-м, в девятнадцать лет, Ошо поступил в колледж Хиткарини в Джабалпуре. После ряда конфликтов с учителями его попросили покинуть заведение; новое пристанище Чандра нашел себе в колледже Д. Н. Джана в том же Джабалпуре.

Духовное просвещение настигло Ошо 21-го марта 1953-го. Чандра в тот момент вышел на ночь в сад Бханвартал в Джабалпуре, сидел под деревом и медитировал. Некая высшая сила указала ему одно конкретное дерево; медитация под ним и даровала Ошо духовную мудрость.

На протяжение следующих лет Джан был простым профессором философии, путешествовавшим в шестидесятых по Индии с курсом лекций. Он активно протестовал против социализма, Махатмы Ганди и бюрократизированной религиозной системы; кроме этого Ошо активно проповедовал более свободный подход к человеческой сексуальности – это принесло ему звание своеобразного "секс-гуру" сначала в Индии, а затем – и по всему миру. В семидесятых мистик на некоторое время нашел себе приют в Мумбаи; именно там он начал активно набирать себе учеников. Новое движение стало известно под названием "нео-саньясины". Чандра активно интерпретировал религиозные догмы и труды мистиков и философов со всего света. В 1974-м он перебрался в Пуну, где основал новый ашрам – в который, помимо всего прочего, вступало немало западных искателей мудрости. В ашраме предлагался ряд принципиально новых лечебных техник, являвшихся логическим развитием идей Движения по Раскрытию Человеческого Потенциала (Human Potential Movement), в изложении для западного слушателя. Очень скоро об ашраме заговорили по всей Индии, а затем – и за границей; причиной успеха, помимо прочего, послужили мягкая политика государства по отношению к подобным организациям и ораторский талант самого Ошо. К концу семидесятых, однако, даже толерантное индийское правительство было неспособно спокойно переносить деятельность гуру.

В 1981-м Ошо перебрался в США; за ним отправились и его последователи. Устроились они во вновь созданной общине, позже названной "Раджнешпурам" в штате Орегон. Примерно через год у руководства общины начались проблемы с местными – основной причиной конфликтов были права на землю. Обе стороны вели себя в процессе разбирательств достаточно агрессивно. Много неудобных вопросов поднимало также наличие у духовного лидера общины огромной коллекции "Роллс-Ройсов". В 1985-м орегонская коммуна была закрыта – вскрылись факты, подтверждающие многократное совершение руководством Раджнешупарама ряда серьезных преступлений – так, была доказана их причастность к биологической атаке (отравлению пищи) в Даллесе. Вскоре был арестован сам Ошо; у него начались проблемы с иммиграционной службой. По условиям сделки о признании вины, гуру был депортирован из США. Двадцать одна страна мира отказала ему во въезде; попутешествовав некоторое время, Чандра вернулся в Пуну. Именно там великий мистик и скончался. На данный момент его ашрам все еще функционирует, под названием "Международный Медитационный Курорт Ошо".

Настоящий, совершенный человек... не имеет привязанностей.


Когда я инициирую вас в санньясу, я инициирую вас в эту безымянную, бездомную смерть.


Когда умирает святой, возможность быть рядом - величайший дар судьбы.

Пропитаться его энергией - невероятное благословение. Эта энергия переносит тебя в совершенно иное измерение. Она увлекает, затягивает, опьяняет. Смерть может стать великим свершением - но только если свершением была и сама жизнь.


Жизнь такова, что она никогда не совершенна. Тысячи вещей несовершенны. Если бы смерть ждала, пока вы завершите свои дела, никто бы не умирал.


«Черное мировоззрение пустоты», или кокетство со смертью [«ПЛ»]. Ошо как проповедник и как технолог по «педагогике взрослых» изначально задавал конечную систему метафизических координат для неофитов: «Вы пришли ко мне как кто-то, как некто, но, если вы мне позволите, если вы предоставите мне такую возможность, этот некто сможет исчезнуть и вы станете никем. Все усилия направлены на то, чтобы сделать вас никем. Но зачем? Зачем стремиться стать никем? Затем, что, пока вы не сумеете этого, вы не можете быть блаженными; пока вы этого не добьетесь, вам не достигнуть экстаза; пока вы не станете никем, благословение не для вас - вы продолжаете растрачивать жизнь попусту.

На самом деле вы не живете, вы - обуза, вы просто влачите себя, как тяжкую ношу. Вам достается много боли, много отчаяния, много печали, но ни единого лучика блаженства - он не может пробиться к вам. Если вы кто-то, вы точно сплошной каменный монолит, ничто не может проникнуть в вас. Когда вы начинаете становиться никем, в вас появляются поры, просветы. Когда вы никто, вы становитесь действительно пустыми, прозрачными, все что угодно может пройти сквозь вас. Ничто в вас не мешает, не препятствует этому, в вас нет вообще никакого сопротивления. Вы становитесь пассивностью, дверью.

Сейчас вы подобны стене; и стеною в вас является этот самый кто-то. Становясь дверью, вы становитесь никем. Дверь - это именно пустота, любой может пройти насквозь, совершенно не испытывая сопротивления, никакого препятствия нет. Кто-то... - вы безумны; никто... - вы впервые становитесь психически здоровыми.

Но все это общество, образование, цивилизация, культура, - все они растят в вас этого кого-то и помогают вам стать им. Вот поэтому я и говорю: религия против цивилизации, религия против образования, религия против культуры - потому что религия за естественное, за природное - за дао.

Все цивилизации противоестественны природе, потому что они стремятся сделать из вас кого-то особенного. И чем больше вы кристаллизуетесь в кого-то, тем меньше и меньше Божественного может проникнуть в вас.

Вы идете в храмы, в церкви, к священникам, но и там тоже вы ищите способ стать кем-нибудь в другом мире. Это способ достичь чего-то, способ преуспеть. Озабоченный достижениями ум преследует вас, как тень. Куда бы вы ни направились, вы отправляетесь с мыслями о выгоде, успехе, приобретении. Если кто-нибудь явился сюда с такой целью, то пусть он уезжает, и чем скорее, тем лучше, пусть бежит от меня со всех ног, потому что я не могу помочь вам стать кем-то.

Я вам не враг. Я могу только помочь вам стать никем. Я могу лишь толкнуть вас в пропасть... в бездну. Вы ничего не достигнете, вы просто растворитесь. Вы будете падать и падать, и растворяться... И в тот момент, когда вы растворитесь, все ваше существо испытает экстаз. И все сущее будет славить происходящее.

Будда этого достиг. Из-за языка я говорю достиг, тут не подобрать другого слова; вообще-то это слово безобразное, никакого достижения здесь нет, - но вы поймете, о чем я говорю. Будда достиг этой пустоты, этого небытия. Две недели, в течение четырнадцати дней без перерыва, он сидел в безмолвии, неподвижно, молча, не делая ничего.

Говорят, что даже божества встревожились - очень редко случается, чтобы кто-нибудь стал такой абсолютной пустотой. Все его существо ликовало, и тогда божества явились. Они поклонились Будде, и они сказали: Ты должен прервать молчание, рассказать, чего ты достиг. Говорят, Будда засмеялся и ответил: Ничего я не достиг; наоборот, из-за этого ума, который вечно старается чего-нибудь достичь, я все и упускал. Я ничего не достиг, это не достижение; как раз наоборот - достигающий исчез. Меня больше нет, и, заметьте, как это прекрасно, - когда я был, я был несчастен, а когда меня не стало, все - обратилось в блаженство: блаженство изливается и изливается беспрерывно на меня, вокруг меня, повсюду. И теперь исчезло страдание.

До этого Будда говорил: Жизнь - это страдание, рождение - это страдание, смерть - страдание, все полно страдания. Так было, поскольку существовало эго. Лодка не была пустой. Теперь же лодка была пуста; теперь не было ни страдания, ни печали, ни грусти. Существование стало праздником и осталось праздником навечно, навсегда.

Вот почему я говорю, что это опасно - то, что вы пришли ко мне. Вы сделали рискованный шаг. Если вы смелы, то будьте готовы к прыжку в пропасть.

Все усилия направлены на то, чтобы вас убить, все усилия направлены на то, чтобы вас разрушить. Как только вы разрушитесь, проявится неразрушимое - оно и сейчас там, в вас, но оно скрыто. Как только то, что несущественно, будет изъято, существенное станет подобно пламени - вы оживете, достигая абсолютного торжества».

Ошо часто рассказывал ученикам притчу о заболевшем принце.

Рассказывают, что однажды, давным-давно, в какой-то далекой стране, сошел с ума принц. Король был вне себя от отчаяния - принц, его единственный сын, единственный наследник королевства! Были призваны все волшебники, колдуны, были созваны лекари, было сделано все возможное, но все это было напрасно. Никто не мог помочь молодому принцу, тот оставался безумен.

В день, когда он сошел с ума, он сбросил с себя всю одежду и, оставшись голым, залез под большой стол и заявил, что будет теперь жить там. Он считал, что он стал петухом. В конце концов, королю пришлось смириться с тем фактом, что принца вылечить не удастся, что он безумен и ничего с этим не поделать; все специалисты потерпели поражение.

Но в один прекрасный день надежда возродилась вновь. Мудрец-суфий, мистик постучался в дворцовые двери и предложил: «Давайте я вылечу вашего принца».

Правда, король заподозрил неладное, потому что этот человек и сам смахивал на безумца, пожалуй, даже еще безумнее принца. Но мистик заявил: «Только я могу вылечить его. Чтобы излечить сумасшедшего, нужен еще больший сумасшедший. А все эти ваши великие деятели, эти ваши маги, ваши светила медицины, - все они потерпели неудачу, потому что им неведомы азы сумасшествия. Они никогда не вставали на этот путь».

Это показалось логичным, и король подумал: «Хуже уже не будет, так чего ж не попытаться?». Итак, мудрецу предоставили такую возможность.

В тот же момент, как король произнес: «Ладно, попробуй», - этот мистик скинул свою одежду, запрыгнул под стол и кукарекнул петухом.

Принц удивился и спросил: «Ты кто? И что это ты кукарекаешь?»

«Я петух, и, кстати, поопытнее тебя, - ответил старец. - Ты - ничто, ты всего лишь новичок, в лучшем случае - ученик» .

«Ну, тогда то, что ты петух, - это нормально, но выглядишь ты, как человек», - сказал принц.

Старец заметил: «Не обращай внимания на внешность, посмотри на мой дух, загляни мне в душу. Я такой же петух, как и ты».

Они подружились. Они поклялись всегда жить вместе и всегда противостоять всему этому миру, недолюбливающему петухов.

Прошло несколько дней. Однажды старец внезапно стал одеваться. Он надел рубаху. «Что ты делаешь, - поразился принц, - ты что, спятил: петух пытается надеть человеческое платье?»

Старец возразил: «Я намерен всего лишь обмануть этих дураков, называющих себя человеческими существами. И запомни: одет я или нет, это ничего не меняет. Моя петуши- ностъ всегда при мне, никто не в силах этого изменить. Ты что, думаешь, что одевшись человеком, я изменюсь?» Принцу пришлось согласиться.

Еще через несколько дней старец убедил принца тоже одеться, потому что наступала зима и становилось холодно.

Затем, в другой раз, он вдруг потребовал пищу из дворца. Принц насторожился и воскликнул: «Несчастный, что ты делаешь? Не собираешься ли ты есть наподобие этих человеческих существ, так же как они? Мы - петухи, и мы должны есть по-петушиному».

«Что касается меня, - ответил старец, - то мне все равно. Ты можешь есть все, что угодно, и делать все, что тебе нравится. Ты можешь даже жить как человеческое существо, оставаясь верным своей петушиности».

Так, одно за другим, старец убедил принца вернуться в мир людей. Тот стал абсолютно нормален.

Ошо резюмировал: «Аналогично у нас с вами. И помните - вы только-только посвящены, вы новички. Вы можете думать, что вы петух, но вы еще только учите алфавит. Я - опытен, я искусен в этом, и только я могу вам помочь. Все специалисты потерпели поражение, поэтому вы здесь. Вы стучались во многие двери, в течение многих жизней вы искали - и никто не смог помочь вам.

Но я утверждаю, что смогу вам помочь, потому что я не специалист, не эксперт, я не посторонний. Я путешествовал по той же самой тропе, по тому же безумию, по такому же сумасшествию. Я прошел через то же, что и вы, - через то же страдание, ту же муку, через такие же ночные кошмары. И что бы я ни делал, все это лишь для того, чтобы убедить вас - убедить избавиться от вашего безумия.

Думать, что ты петух - помешательство; думать, что ты тело - это тоже помешательство, даже еще более тяжелое. Считать себя петухом - это сумасшествие; но считать себя человеческим существом - это еще большее сумасшествие, ибо вы не принадлежите ни к какой форме. Какова бы ни была форма - петуха или человеческого существа - значения она не имеет, вы принадлежите бесформенному, вы принадлежите полному, целому, единому. Поэтому, какую бы форму вы ни принимали за себя самого, вы сходите с ума. Вы бесформенны. Вы не принадлежите ни к одному телу, вы не принадлежите ни к какой касте, религии, вере; вы не принадлежите ни к какому имени. И пока вы не станете бесформенными, безымянными, вы никогда не будете психически здоровыми» [«ПЛ»].

Ошо кокетничал с несчастными людьми, определенно испробовавшими все психические техники, вроде бы направленные на преодоление бездумной сытости и бездуховности западного мира. Он не завлекал их в душевный капкан, они сами - как мотыльки на огонь - стремились туда: «Я могу только помочь вам стать никем. Я могу лишь толкнуть вас в пропасть... в бездну. Вы ничего не достигнете, вы просто растворитесь. Вы будете падать и падать, и растворяться, и в тот момент, когда вы растворитесь, все ваше существо испытает экстаз».

Неизбежность и определенность смерти [«Б», т. 2, кн. 1; «С»].

Согласно Ошо, «смерть - это не вероятность. Смерть - это единственная определенность во всей вашей жизни. Что бы ни случилось, смерть настанет. От нее нельзя убежать. От нее никуда не уйти. Смерть встретит вас повсюду, куда бы вы ни пошли.

Я вспоминаю одну древнюю притчу. Великому царю приснился сон о том, что перед ним в виде темной фигуры стоит смерть. Даже во сне он почувствовал, как испугался. Но он был храбрым человеком; он как-то собрался с духом и спросил эту странную фигуру: «Кто ты? И чего ты хочешь?».

Фигура сказала: «Я твоя смерть, и я пришла, чтобы предупредить тебя. Не забудь правильное место и правильное время, чтобы встретить меня». Потрясение от этих слов было таким сильным, что сон прекратился и царь проснулся. Была середина ночи, но он немедленно вызвал своих мудрых советников, астрологов, толкователей снов, предсказателей будущего, людей всех сортов, и рассказал им свой сон.

Все они начали спорить и обсуждать значение этого сна. Старый слуга царя был ему почти как отец - он воспитывал его с самого детства... Мать царя умерла рано, а его отец постоянно отправлялся в далекие путешествия, завоевывал страны, захватывал их, расширял пределы империи. Поэтому он оставался с этим доверенным слугой и считал его почти отцом.

Старик стоял с ним рядом. Он прошептал царю на ухо: «Не тратьте понапрасну время! Эти люди могут спорить сотни лет; они уже проспорили сотни лет. Эти философы, эти астрологи, эти пророки - они никогда ни на чем не сойдутся. Наступает утро, завтра вот-вот начнется, времени не так много. Я предлагаю вам следующее: возьмите своего самого быстрого коня и скачите прочь от этого места».

Совет казался основательным: «И пусть эти люди спорят. Они никогда не придут ни к какому заключению. Вечер наступит очень скоро - им же потребуются столетия, - а решения все еще не будет. Если вы будете полагаться на них, то раскаетесь; пусть они себе спорят, а я послушаю их доводы».

Царь потихоньку выскользнул прочь, взял своего самого быстрого коня и ринулся так быстро, как это было только возможно, прочь из дворца, в котором случился такой сон. К вечеру он проскакал сотни миль и был очень счастлив, что оказался так далеко: «Теперь смерти будет трудно найти меня в том месте, в назначенное время».

Солнце садилось. Он добрался до предместий города Дамаска. Чтобы отдохнуть... ведь он не ел целый день, он не выпил и глотка воды. Время было так дорого! Он собирался отдохнуть в саду на окраине города. Он вошел в сад, привязал коня к дереву и поблагодарил его, ведь этот конь был, наверное, лучшим конем во всем мире. Он благодарил коня словами: «Сегодня ты по-настоящему проявил свой пыл. Даже я не знал, что ты можешь скакать так быстро. Теперь отдыхай, а я побеспокоюсь о корме и воде для тебя».

И тут он почувствовал руку на своем плече. Он оглянулся. Та же темная фигура стояла перед ним и смеялась. Царь был потрясен; он спросил: «Почему ты смеешься?».

Смерть сказала: «Это то самое место и то самое время. Я беспокоилась, сумеешь ли ты справиться или нет, но твой конь - точно самый лучший конь в мире. Я тоже благодарю его!»

От Ошо также можно было услышать: «Болезнь, недуг и страдание это одно, а смерть абсолютно другое. В представлении западного ума болезнь, недуг, страдание и смерть - вместе, в одной упаковке. Отсюда возникают проблемы. Смерть прекрасна, но не болезнь, не страдание, не недуг. Смерть прекрасна. Смерть не меч, рассекающий вашу жизнь, она как цветок - конечный цветок, который расцветает в последнее мгновение. Это пик. Смерть это цветок на древе жизни. Это не конец жизни, но ее крещендо. Это предельный оргазм. В смерти нет ничего плохого, она прекрасна, - но надо знать, как жить и как умирать. Есть искусство жить, и есть искусство умирать, и второе искусство является более ценным, чем первое. Только те, кто знают, как правильно жить, знают, как правильно умирать.

Очень немногие люди на земле умерли естественно, потому что только немногие жили естественно...

За исключением немногих просветленных людей, все умирают в беспамятстве; поэтому люди не знают, что такое смерть, не понимают, что это начало нового рассвета.

Тот, кто боится смерти, боится жизни. Такой человек все потеряет в жизни» [«С»].

Желательность смерти [«Н»]. Рассуждения Ошо на сей счет он сам резюмировал таким образом.

Жизнь очень растянута во времени - семьдесят лет, сто лет... Смерть так интенсивна, что вообще не имеет времени - одно-единственное мгновение. Жизни предстоит происходить сто или семьдесят лет, она не может быть столь же интенсивной. Смерть наступает в одно-единственное мгновение; она приходит целиком, не частями. Она будет так интенсивна, что ничего более интенсивного ты не можешь знать.

Но если ты испугаешься, если прежде, чем придет смерть, убежишь от нее и из страха станешь бессознательным, то упустишь одну из золотых возможностей, золотые врата. Если же всю жизнь ты был в принятии, то и когда придет смерть, терпеливо, пассивно ты ее позволишь и войдешь в нее без всяких попыток от нее бежать. Если ты сможешь войти в смерть пассивно, в молчании, без всякого усилия, смерть исчезает.

В древнейших Упанишадах есть история.

Великому королю, которого звали Йайати, исполнилось сто лет. Он жил достаточно; он прожил огромную жизнь. Он наслаждался всем, что только могла предоставить жизнь. Он был одним из величайших королей своего времени.

Смерть пришла к Йайати и сказала:

Готовься. Настало твое время, и я пришла забрать тебя.

Йайати увидел смерть, - а он был великий воин, победивший во многих войнах... Йайати задрожал и сказал:

Но еще слишком рано.

Слишком рано! - сказала смерть. - Ты прожил сто лет. Даже твои дети состарились. Твоему старшему сыну восемьдесят лет. Что же еще ты хочешь?

У Йайати было сто сыновей, потому что у него было сто жен. Он спросил смерть:

Не окажешь ли ты мне услугу? Я знаю, ты должна кого-то взять. Если я смогу убедить одного из своих сыновей уйти вместо меня, не могла бы ты взять его и оставить мне еще сто лет?

Смерть сказала:

Если кто-то другой готов уйти вместо тебя, это вполне приемлемо. Но не думаю... Если не готов ты сам, ты, отец, проживший дольше и наслаждавшийся жизнью в полной мере, почему должен быть готов твой сын?

Йайати созвал сто своих сыновей. Старшие сыновья промолчали... полное молчание, никто ничего не сказал. Только один, самый младший из сыновей, которому было только шестнадцать лет, встал и сказал:

Я готов.

Даже смерти стало жаль этого мальчика, и она сказала ему:

Может быть, ты слишком невинен. Разве ты не видишь, что девяносто девять твоих братьев молчат? Кому-то из них восемьдесят лет, кому-то семьдесят, кому-то шестьдесят - они жили - но они все еще хотят жить. А ты еще совсем не жил! Даже мне тебя жаль. Подумай еще.

Юноша ответил:

Нет, я просто вижу эту ситуацию и абсолютно уверен в своем выборе. Пусть тебе не будет меня жаль, я ухожу вполне осознанно. Я вижу, что если мой отец не удовлетворен своей сотней лет, какой тогда смысл здесь оставаться мне? Как могу быть удовлетворен я? Я вижу девяносто девять моих братьев; никто из них не удовлетворен. Так зачем тратить время впустую? По крайней мере, я могу оказать отцу эту услугу. Пусть он порадуется еще ста годам. Но я все закончил. Видя эту ситуацию, - что никто не удовлетворен, - я могу абсолютно ясно понять только одно: даже если я проживу сто лет, то не буду удовлетворен и тогда. Поэтому неважно, уйду ни я сегодня или через девяносто лет. Возьми меня.

Смерть взяла мальчика. И еще через сто лет она вернулась, и Йайати оказался в таком же положении. Он сказал: Эти сто лет прошли слишком скоро. Все мои старые сыновья умерли, но у меня есть еще сто. Я могу дать тебе еще кого-то из сыновей, только пощади меня.

Это продолжалось - история продолжает рассказывать - тысячу лет. Десять раз приходила смерть. И девять раз она брала одного из сыновей, и Йайати жил еще сто лет. На десятый раз Йайати сказал:

Хотя я все еще так же не удовлетворен, что и когда ты пришла за мной в первый раз, теперь - хотя и неохотно, невольно - я уйду, потому что не могу продолжать просить об услугах. Это уже слишком. И одно мне стало абсолютно ясно: что если тысяча лет не помогла мне достичь удовлетворения, то не поможет и десять тысяч лет.

Приготовление к смерти [«ЗС»]. Ошо наставляет: «Человек не должен ни освобождаться от смерти, ни торжествовать над ней. Человеку нужно узнать смерть. Само знание становится свободой, знание становится победой. Именно поэтому раньше я говорил, что в знании сила, что в знании свобода, победа. Познание смерти заставляет ее раствориться; затем внезапно, впервые, мы становимся связанными с жизнью.

Именно поэтому я сказал вам, что первое в медитации - это добровольно войти в смерть. Второе, что я хотел бы сказать: что человек, который входит в смерть по собственной воле, находит - внезапно - вход в жизнь. Хотя он и идет на поиски смерти, вместо того чтобы встретить смерть, он встречает предельную жизнь. Хотя, стремясь к цели своих поисков, он вступает в дом смерти, на самом деле он, в конце концов, оказывается в храме жизни. А тот, кто бежит из дома смерти, никогда не достигает храма жизни.

Позвольте мне указать, что на стенах храма жизни выгравированы тени смерти. Позвольте мне также указать вам, что карты смерти нарисованы на стенах храма жизни, и, поскольку мы бежим от смерти, в результате мы бежим и из храма жизни! Лишь приняв смерть, мы сможем принять эти стены. Если мы когда-нибудь сможем войти в смерть, мы сможем войти и в храм жизни. Божество жизни обитает в стенах смерти; образами смерти расписаны все стены храма жизни. Мы просто бежали, едва завидев их...

Должно быть, те, кто построил храмы Кхаджурахо, были прекрасными людьми. Они изобразили глубокую истину жизни: они сообщили, что секс находится на стене храма, на внешней стене храма, и если ты бежишь от него, то никогда не сможешь достичь брахмачарьи, целомудрия, - потому что брахмачарья внутри. Если ты когда-нибудь сможешь преодолеть эти стены, то тогда достигнешь брахмачарьи. Смертный мир, сансара, отражен на стенах, и бегство от него никогда не приведет тебя к Богу, потому что тот, кто восседает внутри, в стенах сансары, и есть сам Бог...

Где-нибудь, в каком-то месте мы должны построить храм, на стенах которого показана была бы смерть, а божество жизни восседало внутри. Именно в этом заключается истина. Однако поскольку мы продолжаем бежать от смерти, мы также упускаем и саму божественность жизни.

Медитация - это добровольное вхождение в смерть, а тот, кто добровольно входит в смерть, достигает жизни. Это значит: тот, кто сталкивается со смертью, в конце концов находит, что смерть исчезла и он пребывает в объятиях жизни. Это кажется очень противоречивым - ты отправляешься на поиски смерти, а сталкиваешься с жизнью, - но в этом нет противоречия.

Например, на мне одежда. Если ты пойдешь меня искать, сначала ты встретишь мою одежду - хотя я не одежда. И если ты испугаешься моей одежды и убежишь, тогда ты никогда не сможешь меня узнать. Однако если ты подходишь ко мне ближе и ближе, не пугаясь моей одежды, тогда под одеждой ты найдешь мое тело. Но и тело, в более глубоком смысле, является одеянием, и если ты убежишь от моего тела, то не сможешь найти того, кто находится внутри. А если бы ты не испугался тела и продолжал путешествие вовнутрь, зная, что и тело - это одежда, тогда, несомненно, ты встретил бы того, кто покоится внутри и кого хочет встретить каждый.

Как интересно то, что стена состоит из тела, а Божественное изящно восседает внутри! Из материи состоит стена, а внутри божественное сознание восседает во всей своей славе. Конечно, это противоречивые вещи - стена материи и Божественность жизни. Если ты понимаешь правильно, стена состоит из смерти, а Божественное - из жизни...

То, что мы называем жизнью, и то, что мы называем смертью, - есть части большей жизни. Я дышу. Воздух выходит; воздух входит. Тот же воздух, который выходит, через некоторое время входит снова, а тот воздух, который выходит, через некоторое время снова входит. Вдох - это жизнь, выдох - это смерть. Но и то и другое - это части большей жизни - жизнь и смерть, идущие рука об руку. Рождение это один шаг, смерть это другой шаг. Но если бы мы могли видеть, если бы мы могли проникнуть вовнутрь, мы бы достигли видения большей жизни...

Мы должны достичь точки внутри, глубоко внутри, где нет возможности смерти. Мы должны отбросить все внешнее, периферию, как это происходит в смерти. В смерти тело отпадает, чувства отпадают, мысли отпадают, дружба отпадает, вражда отпадает - отпадает все. Весь внешний мир уходит - остаемся лишь мы, остается лишь Я, лишь сознание остается отстраненным.

Так же и в медитации - мы должны отбросить все, оставив в живых только наблюдателя, внутреннего свидетеля. И эта смерть произойдет. За эти три дня медитации, если вы наберетесь храбрости умереть и отбросить самого себя, случится явление, называемое самадхи.

Самадхи... это прекрасное слово. Самадхи называется состояние тотальной медитации, и надгробная плита, которую ставят после смерти человека, тоже называется «самадхи». Думали ли вы когда-нибудь об этом? - и то и другое называется самадхи. Фактически, у них общий секрет, общая точка встречи.

Фактически, для человека, достигшего состояния самадхи, его тело остается точно могила - ничто иное. Тогда он осознает, что кто-то есть внутри; снаружи - только тьма.

После смерти человека мы делаем могилу и называем ее самадхи. Но это самадхи сделано другими. Если мы делаем собственное самадхи, прежде чем его сделают другие, мы создаем как раз то явление, которого жаждем. Конечно, у других будет возможность сделать нашу могилу, но мы, быть может, можем упустить возможность создать собственное самадхи. Если мы можем сделать собственное самадхи, тогда в смерти умрет лишь тело и речи не будет о том, чтобы умерло сознание. Мы никогда не умирали и никогда не можем умереть. Никто никогда не умирал, никто никогда не может умереть. Чтобы это знать, мы должны спуститься по всем ступенькам смерти».

Пророчества Апокалипсиса. Раджниш прочил очень скорое приближение всемирной катастрофы: «Этот кризис начнется в 1984 и закончится в 1999. Все виды разрушения будут царствовать на земле в это время - от природных катастроф до самоубийства достижениями науки. Другими словами, наводнения, невиданные со времен Ноя, землетрясения, извержения вулканов и все возможное даст нам природа... Будут войны, ставящие человечество на грань ядерной войны, но его не спасет Ноев ковчег. Раджнишизм - вот Ноев ковчег сознания, уголок спокойствия в центре тайфуна... Катастрофа будет глобальна и неизбежна. Укрыться от нее можно будет лишь в моем учении».

В апреле 1983 г. коммуна получила сообщение от Ошо. Деварадж, его личный врач, информировал его о неизлечимой болезни, называемой СПИД, которая распространяется по всему миру. Ошо сказал, что эта болезнь убьет две трети человечества и коммуна должна быть защищена.

Он предложил, чтобы во время занятий любовью использовались кондомы и резиновые перчатки, если только пара не была в моногамных, взаимоотношениях по крайней мере два года. Прессу позабавила эта новость и смехотворность необходимости защитных средств против почти неизвестной болезни. Пять лет спустя и после тысяч смертей американские медицинские власти проснулись, увидели опасность этой болезни и рекомендовали ту же самую защиту. Судя по свидетельствам, в 1991 г. в коммуне каждый человек проверялся на СПИД раз в три месяца .

При этом про своих последователей он сказал: «Я не скажу, что раджнишисты переживут катастрофу, но я могу сказать с абсолютной уверенностью, что те, кто выживет, будут раджнишистами, а остальные - обезьянами или совершат самоубийство. В конце концов, оставшиеся не имеют значения».

Об инкарнации. Ошо учил: «Сама идея реинкарнации, которая возникла во всех восточных религиях, состоит в том, что Я движется из одного тела в другое, из одной жизни в другую. Эта идея не существует во всех религиях, которые выросли из иудаизма: христианство и мусульманство. Теперь даже психиатры обнаруживают, что это правда, что люди могут вспоминать свои прошлые жизни. Идея реинкарнации завоевывает умы».

При этом мыслитель подчеркивал, что вся идея реинкарнации - это неправильное понимание. По его убеждению, «это верно, что когда человек умирает, его существо становится частью целого. Был ли он грешником или святым - неважно, но у него было что-то, что называется умом, памятью. В прошлом информации было недостаточно, чтобы объяснить память как пучок мыслей, и волны мыслей, но теперь это проще... [...] И именно здесь по многим пунктам я считаю, что Гаутама Будда очень опередил свое время. Он был единственным человеком, который согласился бы с моим объяснением. Он дал несколько намеков, но он не мог представить доказательства этому; было недостаточно информации, чтобы что-то сказать. Он говорил, что когда человек умирает, его память путешествует в новую утробу, но не Я».

Поэтому: «И теперь мы можем понять это; когда вы умираете, вы теряете воспоминания, которые распространяются везде в воздухе. И если вы были несчастны, все ваши несчастья найдут какую-то цель; они войдут в память кого-то другого. Или они войдут полностью в одну утробу, так человек вспоминает свое прошлое. Это не ваше прошлое; это ум кого-то другого, который вы унаследовали... Большинство людей не помнят, потому что они не получили весь кусок, все наследство одной индивидуальной системы памяти. Они, может быть, получили фрагменты оттуда и отсюда, и эти фрагменты создают вашу систему несчастья. Все те люди, которые умерли на земле, умерли в несчастье. Только очень мало людей умерло в радости, очень мало людей умерло с реализацией не-ума. Они не оставили за собой следов: они не обременили никого другого своей памятью, они просто рассеялись в пространстве. У них не было ума, у них не было системы памяти, они ее уже растворили в своих медитациях. Вот почему просветленный человек никогда не рождается. [...]

А непросветленные люди выбрасывают с каждой смертью всевозможные стереотипы несчастий. Также как богатство привлекает большее богатство, несчастье привлекает еще большее несчастье. Если вы несчастны, то несчастье прилетит к вам с расстояния нескольких миль - вы правильная точка притяжения. И это невидимый феномен, как радиоволны. Они путешествуют вокруг вас; вы не слышите их. Когда у вас есть правильный инструмент, чтобы принимать их, они сразу же становятся доступными. Даже до того, как у вас было радио, они путешествовали рядом с вами... [...]

Нет инкарнаций, но несчастья инкарнируют. Раны миллионов людей движутся вокруг вас в поиске кого-то, кто хочет быть несчастен. Конечно, блаженный человек не оставляет никаких следов. Пробужденный человек умирает так же, как птицы движутся в небе, не оставляя следа или пути. Небо остается пустым. Блаженство движется без следов. Вот почему вы не получаете никакого наследства от будд; они просто исчезают. А всевозможные виды идиотов и отсталых людей продолжают реинкарнировать в памяти, и она становится с каждый днем все толще и толще...

Будьте очень сознательны в своих желаниях и стремлениях, потому что они создают уже сейчас семя для вашей новой формы - и вы не знаете об этом» [«ДМ»].

«Жизнь после смерти». Многие из учеников Ошо слышали о «жизни после смерти», о «свете в конце туннеля», о прохождении сквозь него и о чувстве огромной любви и блаженства. Некоторые из этих людей, которые были христианами, интерпретировали «свет» как Иисуса, и оправившись от своих болезней, становились религиозными.

Одна из учениц нередко переживала это состояние в медитации, хотя и всегда выходила до того, как «свет» полностью ее поглощал. Член ашрама спросил Ошо об этих переживаниях в дискурсе «Скрытое великолепие»: послушник испытывал это как «большое черное пятно. Внутри черного пятна находится белое пятно. Это белое пятно подходит все ближе и ближе, кружась. Но как раз перед тем, как черное пятно исчезло, я открыл свои глаза».

Ошо пояснил: «То, что произошло с тобой, очень важно, редко и уникально. Это один из вкладов Востока в мир: понимание, что между двумя глазами внутри есть третий глаз, который обычно остается спящим. Человеку нужно много работать, поднимая всю свою сексуальную энергию вверх против гравитации, и когда энергия достигает третьего глаза, он открывается».

Ошо объяснил, что нужно свои глаза, когда это происходит: «Когда однажды ты увидишь, что черное пятно исчезает, то знай: черное пятно - это ты, а белое пятно - это твое сознание. Черное пятно - это твое эго, а белое пятно - это твое существо. Позволь твоему существу распространиться и позволь своему эго исчезнуть. Просто немного храбрости, это может быть похоже на смерть, потому что ты идентифицировался с черным пятном, а оно исчезает. И ты никогда не идентифицировался с белым пятном, так что что-то незнакомое, неизвестное овладевает тобой».

Но версии, излагаемой самим Ошо: «Мое понимание состоит в том, что ничего вредного не может случиться из-за медитации, потому что наблюдатель, свидетель остается».

Когда послушница сказала Ошо, что у нее есть желание потерять сознание во время медитации, он сказал: «Ты должна выйти за пределы состояния, когда ты чувствуешь, что ты теряешь сознание, или пройти его. Не бойся, пройди его, теряй сознание, иди в это, пусть это переполнит тебя. На мгновение все будет потеряно, но только на мгновение. И потом неожиданно рассвет; ночь закончилась» [«М»].

Ошо много говорил о смерти как о величайшей тайне и величайшем табу: «Мы отринули наши жизни в тот самый момент, когда мы родились, потому что рождение - это не что иное, как начало смерти. Каждое мгновение вы будете умирать больше и больше. Это не так, что в какой-то день, когда вам семьдесят лет, приходит смерть; это не событие, это процесс, который начинается с рождением. Он занимает семьдесят лет; он течет очень лениво, но это процесс, а не событие. И я подчеркиваю этот факт, чтобы сделать ясным для вас, что жизнь и смерть - это не две разные вещи. Они будут двумя, если смерть - это событие, которым кончается жизнь. Тогда они станут двумя; тогда они станут антагонистическими, станут врагами.

Когда я говорю, что смерть - это процесс, начинающийся с рождения, я говорю, что жизнь - это тоже процесс, начинающийся с того же самого рождения, и это не два различных процесса. Это один процесс: он начинается с рождением и кончается смертью. Но жизнь и смерть как два крыла птицы, или две руки, или две ноги. Жизнь диалектична - и если вы понимаете это, к вам приходит естественное огромное принятие смерти. Это не против вас, это часть вас; без этого вы не можете быть живым. И я говорю вам: смерть - это фикция. Нет смерти, потому что ничто не умирает, вещи просто изменяются. И если вы осознаете, вы можете сделать так, чтобы они менялись к лучшему. Это то, как происходит эволюция» [«УР»].

Ошо не слишком обременял себя изобретением каких-то особенно изысканных схем, объясняющих «посмертие» человека. Так, в одном из интервью он говорил:

«Вопрос: Вы уверены, что будете существовать в какой- то форме после ухода из этого мира?

Ответ: Да, но без всякой формы. Я буду существовать вне форм.

Вопрос: Вечно?

Ответ: Вечно. Я был здесь вечно и буду вечно.

Вопрос: После смерти ваше сознание сохранится?

Ответ: Да, потому что смерть и сознание не имеют ничего общего.

Вопрос: Останется ли у вас после смерти та же личность?

Ответ: Никакой личности» [«А»].

Смерть - самый неправильно понимаемый феномен. Люди думают о смерти как о конце жизни. Это первое основное непонимание.

Смерть - это не конец, но начало новой жизни. Да, это конец чего-то, что уже умерло. Это так же кульминация того, что вы называете жизнью, несмотря на то, что только немногие знают, что такое жизнь. Они живут, но они живут в таком неведение, что они никогда не встретятся со своей собственной жизнью. И, это невозможно для этих людей узнать свою собственную смерть, потому, что смерть потрясающее переживание их жизни, и начало переживания другой. Смерть - это дверь между двумя жизнями; одна закончилась - позади, другая ждет - будущая.

Нет ничего ужасного в смерти; но человек, из-за его страха, сделал даже слово смерть, ужасным и непроизносимым. Людям не нравиться говорить об этом. Они не хотят даже слышать слово смерть.

Страх имеет причины. Страх возникает, потому что всегда кто-то еще умирает. Вы всегда видите смерть снаружи, а смерть - переживание глубоко внутри существа. Это как наблюдать любовь снаружи. Вы можете наблюдать годами, но так и не будете знать, что такое любовь. Вы можете узнать проявление любви, но не саму любовь. Вы узнаете что-то о смерти.

Но только проявление на поверхности - дыхание остановиться, сердце остановиться, человека, который разговаривал и гулял, больше нет здесь: Труп лежит вместо живого тела.

Это только внешние признаки. Смерть перемещает душу из одного тела в другое, или в случае, когда человек полностью осознан, из одного тела в тело всей вселенной. Это великое путешествие, но вы не можете знать это снаружи. Снаружи только признаки, которые доступны; и эти признаки создают людям страх.

Те, кто знают смерть изнутри, избавились от страха смерти.

Osho, Zarathustra: A God That Can Dance , Talk № 16

Смерть - это не конец жизни

Мои санньясины празднуют смерть тоже, потому что для меня смерть не конец жизни, но кульминация жизни, наивысший ее пик. Это окончательный результат жизни. Если вы жили правильно, если вы жили от момента к моменту тотально, если вы выжали все соки жизни, тогда ваша смерть будет потрясающим оргазмом.

Сексуальный оргазм не сравнить с оргазмом, который приносит смерть, но это приходит только к тому человеку, который знает искусство тотальности. Сексуальный оргазм очень слабый в сравнении с оргазмом, который приносит смерть.

Osho, Come, Come, Yet Again Come , Talk №2

Все боятся смерти

Все бояться смерти по одной причине, - мы не попробовали еще жизнь. Человек, который знает, что такое жизнь, никогда не боится смерти, он приветствует смерть. Когда бы смерть ни пришла, он обнимает смерть, он принимает смерть, он приветствует смерть, он воспринимает смерть как гостя. Человеку, который не знает, что такое жизнь, смерть это враг; а человеку, который знает что такое жизнь, смерть это величайшая кульминация жизни.

Но каждый боится смерти, это заразительно. Ваши родители боятся смерти, ваши соседи боятся смерти. Маленькие дети начинают заражаться этим страхом вокруг. Все бояться смерти. Люди так же не хотят говорить о смерти.

В мире есть только два табу: секс и смерть. Это очень странно, почему секс и смерть были этими двумя табу, о которых не говорят, избегают. Они глубоко связаны. Секс представляет жизнь, потому что жизнь возникает из секса, а смерть представляет конец. И оба являются табу - не говорите о сексе и не говорите о смерти.

Osho, Walking in Zen, Sitting in Zen , Talk №12

Если смерть исчезнет, не будет тайны в жизни

Религиозный человек, мистик, пытается исследовать тайну смерти. Исследуя тайну смерти, он неминуемо приходит к пониманию, что такое жизнь, что есть любовь. Это не его цель. Его цель - постигнуть смерть. Потому что, кажется, что нет ничего более загадочного, чем смерть. Любовь является загадкой из-за смерти, и жизнь так же является загадкой из-за смерти.

Если смерть исчезнет, не будет тайны в жизни. Именно поэтому в мертвой вещи нет никакой тайны, в трупе нет никакой тайны, потому что еще раз он не может умереть. Вы думаете, нет никакой тайны, потому что жизнь исчезла? Нет, в нем нет никакой тайны, потому что теперь он не может больше умереть. Смерть исчезла, и со смертью автоматически исчезает жизнь. Жизнь - это только один из способов выражения смерти.

Osho, The Dhammapada: The Way of the Buddha , Vol. 4, Talk №7

Внутри вас некому умирать

Люди не бояться смерти, они бояться потерять свою обособленность, они боятся потерять свое эго. Как только вы начинаете чувствовать себя отдельными от существования, страх смерти возникает, потому что тогда смерть, кажется, опасной. Вы больше не будете отдельными; что случится с вашим эго, с вашей личностью? Вы выращивали свою личность с такой заботой, с таким огромным усилием, вы шлифовали ее всю свою жизнь, а смерть придет и разрушит ее.

Если вы понимаете, если вы видите, если вы можете чувствовать и пережить, что вы не разделены с существованием, что вы с ним едины, весь страх смерти исчезнет, потому нет никого, чтобы умереть в вас. Во-первых, нет никого вообще, существование живет в вас.

Osho, The Guest , Talk №1

Ваша смерть покажет, как вы жили

Человек, который прожил свою жизнь тотально, интенсивно, страстно, без страха - без страха, который был создан в вас священниками в течение многих столетий - если человек проживает свою жизнь без страха, подлинно, спонтанно, смерть не создаст в нем страха, вообще. Фактически смерть придет как великий отдых. Смерть будет как окончание цветения жизни. Смерти он тоже сможет порадоваться; он сможет и смерть праздновать.

И помните, это и есть критерий. Если человек может радоваться и праздновать свою смерть, это показывает, что он жил правильно; нет другого критерия. Ваша смерть будет показывать, как вы прожили свою жизнь.

Osho, Philosophia Perennis , Vol. 1, Talk № 9

Смерть - кульминация жизни

Величайшая тайна в жизни - не сама жизнь, а смерть. Смерть - кульминация жизни, завершение цветения жизни. В смерти подводиться итог всей жизни, в смерти вы прибываете в пункт назначения. Жизнь - это путешествие к смерти. Уже с самого начала смерть приближается. С момента рождения смерть начинает приближаться, вы начинаете двигаться к смерти.

И самое ужасное - это то, что человеческий ум против смерти. Быть против смерти, значит упустить величайшую тайну. И быть против смерти также значит, что вы упускаете саму жизнь - потому, что они связаны друг с другом, они не являются двумя отдельными частями. Жизнь - это рост, смерть - это ее цветение. Путешествие и цель не разделены, путешествие заканчивается, когда вы подошли к цели.

Osho, The Revolution , Talk № 9

Смех - это Дзен-подход к смерти

Каков Дзен-подход к смерти?

Смех. Да, смех - это Дзен-подход к смерти, и к жизни тоже, потому что, жизнь и смерть не отделены. Как вы относитесь к жизни, так вы будете относиться к смерти, потому что смерть приходит как наивысший расцвет жизни. Жизнь существует для смерти. Жизнь существует посредством смерть. Без смерти жизни не было бы вообще. Смерть это не конец, но кульминация, крещендо. Смерть не враг, она друг. Она делает жизнь возможной.

Osho, This Very Body the Buddha , Talk № 8

Смерть - это великий разоблачитель

Все возвращается к своему истинному источнику,должно возвратиться к своему истинному источнику. Если вы понимаете жизнь, вы понимаете смерть тоже. Жизнь это забывание истинного источника, а смерть это снова вспоминание. Жизнь выходит из истинного источника, смерть возвращает домой. Смерть не ужасна, смерть красива. Но смерть красива только для того, кто живет свою жизнь свободно, непринужденно, неподавленно.Смерть красива только для тех, кто живет свою жизнь красиво, кто не боится жизни, кто был смелым, чтобы жить - кто любил, кто танцевал, кто праздновал.

Смерть становиться наивысшим празднованием, если ваша жизнь была празднованием. Позвольте мне сказать вам так: какой бы ни была ваша жизнь, смерть покажет только это. Если у вас была несчастная жизнь, смерть покажет несчастье. Смерть - великое разоблачение. Если вы были счастливы в вашей жизни, смерть покажет счастье. Если вы прожили свою жизнь только в физическом комфорте и физических удовольствиях, тогда конечно, смерть будет очень не комфортной и неприятной, потому что тело должно быть оставлено. Тело только временное жилище, сарай в котором вы остаетесь на ночь и должны оставить утром. Это не твое постоянное убежище, это не твой постоянный дом.

Osho, The Art of Dying , Talk № 1

Это может случиться в любой момент

Человек, который думает, что смерть - против жизни, никогда не сможет быть ненасильственным. Это невозможно. Человек, который думает, что смерть враг, никогда не может быть спокойным, дома. Это невозможно. Как вы можете быть спокойными, когда враг поджидает вас в каждый момент? Он может прыгнуть на вас и уничтожить вас. Как вы можете не напрягаться, когда смерть ждет за углом и тень смерти всегда подстерегает вас? Это может случиться в любой момент. Как вы можете отдыхать в присутствии смерти? Как вы можете расслабиться, когда смерть здесь? Как вы можете расслабиться? Враг не позволит вам расслабиться.

Отсюда напряженность, беспокойство, страдания человечества. Чем больше вы боретесь со смертью, тем больше вы находитесь во власти беспокойства, вы обречены на это. Таковы естественные следствия этого.

Osho, Living Tao , Talk № 1

Ваше внутреннее экзистенциальное состояние - это смерть

Да, ваше внутреннее экзистенциальное состояние - это смерть. Вы можете попытаться спрятать это и можете попытаться это игнорировать, но ваше внутреннее экзистенциальное состояние - это смерть. Каждый момент смерть трясет вас, каждый момент смерть резонирует внутри вас. Ваше тело быстро движется к своей смерти. С каждым моментом смерть становится немного ближе, и везде за вами наблюдает смерть. Вы видите старика и это напоминает вам о смерти; вы видите разрушенный дом, и память смерти взбудораживает вас; увядшего цветка достаточно, чтобы принести аромат смерти, высох фонтан - снова это смерть взглянула на вас. Оглянитесь по сторонам. Смерть преобладает, и от этого вы трясетесь.

Osho, Nowhere To Go But In , Talk № 1

Почему мы боимся смерти?

Почему вы цепляетесь за жизнь и почему вы боитесь смерти? Вы, возможно, не думали об этом. Причина, почему вы цепляетесь за жизнь и почему вы боитесь смерти является совсем непостижимой. Мы так цепляемся за жизнь, потому что мы не живые по-настоящему. А время проходит, и смерть подходит все ближе и ближе. И мы боимся приближающейся смерти, а мы еще не жили.

Из-за этого страх: смерть придет, а мы еще не жили. Мы только готовимся к жизни. Ничего не готово; жизнь не случилась. Мы не познали экстаза жизни; мы не познали ее блаженство; мы ничего не познали. Мы только вдыхаем и выдыхаем. Мы просто существуем. Жизнь была только надеждой, а смерть подходит ближе. И если жизнь еще не случилась и смерть случиться до нее, конечно, безусловно, мы будем бояться, потому, что мы не хотели бы умирать.

Только человек, который жил, действительно жил, готов приветствовать, воспринимать, благодарить смерть. Тогда смерть - не враг. Тогда смерть становиться завершением.

Osho, The Supreme Doctrine , Talk № 9

Жизнь окружена с двух сторон смертью

Рождение ведет к смерти, смерть предшествует рождению. Итак, если вы хотите увидеть жизнь, такой реальной как есть, она окружена с двух сторон смертью. Смерть есть начало и смерть есть снова конец, и жизнь только иллюзия между. Вы чувствуете жизненность между двумя смертями; переход, связывающий одну смерть с другой, мы называем жизнью. Будда сказал - это не есть жизнь. Эта жизнь есть дуккха - страдание.

Вот почему она проявляется в нас как глубокий гипнотический транс жизни, одержимый стать живым, каким бы то ни было способом, как отрицание жизни. Для нас ощущение, что мы живые, приходит в конце. Мы так боимся смерти, поэтому то, что Будда казался влюбленным в смерть, выглядит ненормальным. Он производил впечатление самоубийцы. Именно за это многие критиковали Будду.

Osho, The Book of Secrets , Talk №24

Начните осознавать смерть

Для меня, быть человеком, значит осознавать смерть. Я не говорю, начинайте бояться смерти; это не осознанность. Просто осознавайте факт, что смерть подходит все ближе и ближе и вы должны быть готовы для этого…

Итак, во-первых: начните осознавать смерть. Думайте о ней, смотрите на нее, размышляйте о ней. Не бойтесь, не избегайте этот факт. Она существует, и вы не можете убежать от нее. Она вместе с вами вошла в существование.

Ваша смерть рождается с вами; сейчас вы не можете убежать от нее. Вы спрятали ее в себе - начинайте осознавать ее. Момент, когда вы становитесь осознаны, что вы идете к смерти, что смерть неизбежна, ваш ум тотально начнет смотреть в другом направлении. Еда - это основная потребность тела, но не существа, потому что даже если вы получите питание, смерть произойдет. Еда не защитит вас от смерти, еда может только отсрочить. Еда может помочь отсрочить. Если вы получите хорошее жилище, хороший дом, это не защитит вас от смерти: это только поможет вам умереть удобно, комфортно. И смерть, комфортная или не комфортная, все равно смерть.

В жизни вы можете быть бедным или богатым, но перед смертью все равны. Величайший коммунизм - это смерть. Как бы вы ни жили, не имеет значение; умирают все. В жизни равенство невозможно; в смерти невозможно неравенство. Начните это осознавать, созерцать.

Osho, The Book of Secrets , Talk № 23

Каждый должен пройти через дверь смерти

Смерть важнее жизни. Жизнь - это нечто тривиальное, поверхностное, смерть глубже. Через смерть вы идете к реальной жизни, а через жизнь вы только достигаете смерти и ничего больше.

Что бы мы ни говорили и не подразумевали под жизнью, она - это всего лишь путешествие к смерти. Если вы сможете понять, что вся ваша жизнь - это только путешествие и ничего больше, тогда вас меньше интересовала бы жизнь и больше бы интересовала смерть. И когда кто-то начинает интересоваться больше смертью, он сможет идти очень далеко в глубины жизни, иначе он будет продолжать оставаться на поверхности.

Но мы не интересуемся смертью вообще; напротив, мы избегаем факты, мы продолжаем избегать факты. Смерть здесь, в любой момент мы можем умереть. Смерть не что-то далекое, это здесь и сейчас: мы умираем. Но в тоже время умирая, мы продолжаем интересоваться жизнью. Этот интерес к жизни, этот повышенные к ней интерес, есть избегание, есть страх. Смерть там, глубоко внутри - прорастает.

Измените акцент, поверните ваше внимание. Если вас стала интересовать смерть, впервые жизнь по-настоящему проявит себя, потому что момент, когда вы воспринимаете смерть спокойно, вы поймете жизнь, что невозможно умереть. В момент, когда вы признаете смерть, вы узнаете, что жизнь вечна.

Смерть - это дверь с поверхности жизни, так называемой жизни, обыденной. Это дверь. Если вы пройдете через дверь, вы достигните другой жизни - более глубокой, вечной, без смерти, бессмертной. Итак, из так называемой жизни, которая на самом деле ни что иное, как умирание, человек должен пройти через дверь смерти; только затем человек достигнет жизни, которая является действительно экзистенциальной и живой, и не несущей смерть.

Osho, Meditation: The Art of Ecstasy , Talk № 11

Нет большей лжи, чем смерть

Первое, что я бы хотел сказать о смерти - нет большей лжи, чем смерть. И все же смерть кажется правдой. И это не только кажется правдой, но так же кажется основной правдой жизни - и кажется, как будто вся жизнь окружена смертью. Забываем ли мы о смерти, либо не обращаем на нее внимание, смерть сопровождает нас на каждом шагу. Смерть даже ближе к нам, чем наша собственная тень.

Наши жизни были выстроены на основе нашего страха смерти. Страх смерти создан обществом, семьей и друзьями. Страх смерти заставил нас стремиться к деньгам и из честолюбия занимать высокие посты. И самое удивительное из всего этого, что наши боги и наши храмы также появились из нашего страха смерти. Боязнь смерти, заставляет людей молиться на коленях. Боязнь смерти заставляет людей молиться богу со сложенными руками, поднятыми к небу. И нет ничего более фальшивого, чем смерть. Именно поэтому все представления о жизни, созданные нами на основе веры в правдивость смерти, стали ложными.

“Пока мы не узнаем это, наш страх смерти никуда не денется. Пока мы не узнаем о ложности смерти, наши жизни будут оставаться ложными. Пока есть страх смерти, не может быть подлинной жизни. Пока мы трясемся от страха смерти, у нас нет способности проживать наши жизни. Человек может жить, только если тень смерти навсегда исчезнет. Как может жить испуганный и трясущийся ум? И когда смерть приближается с каждой секундой, как возможно жить? Как мы можем жить?

Osho, And Now and Here , Talk № 1

Похожие публикации