Рпг с романтической линией. Романтические отношения в (неромантических) играх: линейные сюжеты


Представляем вашему вниманию новый выпуск ежемесячного рейтинга ТОП-10 от пользователей сайта сайт. В феврале мы пытались составить десятку самых интересных и запоминающихся любовных историй из игр. Десятка готова, и теперь мы готовы представить вам результаты. Приступайте к разбору!

Принц и принцесса Фара из серии Prince of Persia (315 голосов)


На десятом месте у нас оказалась незабываемая парочка из серии о принце Персии: собственно говоря, сам принц и индийская принцесса Фара. Этих двух героев вы должны знать наверняка. Как это обычно бывает, поначалу они совершенно не доверяли друг другу. Однако потом, когда они вместе прошли через целую кучу самых разных неприятностей, все по-настоящему завертелось. Их история была действительно красивой, но, к сожалению, заняла лишь десятое место в нашем голосовании. Видимо, на результаты повлияло то, что игры из серии вышли уже относительно давно.

Джеки и Дженни из The Darkness (330 голосов)


На девятом месте - короткая, но запоминающаяся история любви героев из . Главный герой, племянник мафиозного босса, очень любил свою девушку Дженни, с которой они были знакомы с самого детства. Но бандитская жизнь - совсем не сахар. Дядя героя заподозрил его в измене, и в итоге Дженни застрелили прямо на глазах героя. Не выдержав этого, он совершает самоубийство. В других случаях на этом месте все бы и закончилось, но в The Darkness это только начало. История Джеки и Дженни, как мы уже сказали, была короткой, но сильной. Даже сейчас на слезу пробивает!

Марио и принцесса Пич из серии о Mario (380 голосов)


На восьмом месте - одна из самых старых и самых длинных любовных историй в играх в принципе. Этих героев знают все. Ну, правда, никому же не нужно рассказывать о Марио и принцессе Пич? Усатый водопроводчик спасает ее уже десятилетия. Принято считать, что он делает это не просто потому, что очень добрый - помимо этого, Марио банально влюбился. Ну что ж, с кем не бывает! Неизвестно, сколько еще просуществует эта парочка, но думаем, что довольно долго.

Макс и Хлоя из Life is Strange (449 голосов)


Да-да, на седьмом месте у нас две девочки: Макс и Хлоя из недавней . Мы поначалу сомневались, стоит ли включать их в этот рейтинг, но желающих оказалось слишком много. Можно бесконечно долго спорить, любят они друг дружку или это просто такая дружба, но в игре можно как минимум увидеть поцелуй. Мы вот совершенно уверены, что все это неспроста. В конце концов, вся игра вертится вокруг отношений между героинями, и запоминается в первую очередь именно этим. Спойлерить мы не будем, а просто скажем, что если вы еще не играли в Life is Strange - обязательно сделайте это. Хорошая вещь, и вполне заслуженное седьмое место!

Эцио и Кристина из Assassin’s Creed (549 голосов)


Шестое место заняла длинная и сложная история отношений Эцио и Кристины из Assassin’s Creed. Герои полюбили друг друга еще в молодости, но не могли законно быть вместе, поэтому банально прятались. Само собой, так не могло длиться вечно, и после разлуки Кристина вышла замуж за совсем другого человека. Тем не менее, это не помешало ей любить Эцио и спустя годы думать о том, что все могло бы быть иначе. Короче говоря, классика. Эта любовная линия была превосходно проработана: настоящая романтика! Неудивительно, что ей удалось попасть в наш рейтинг.

Серый Страж и Морриган из Dragon Age (653 голоса)


На пятом месте у нас и любовная история Серого Стража и Морриган. Вы же в курсе, что без романтики не обходится ни одна игра от BioWare. Морриган - неприступная и самодостаточная женщина, но даже к ее сердцу можно подобрать свой ключик. Просто будьте смелым и решительным, и не забывайте дарить ей всякие цацки. Если все будет хорошо, то вы даже увидите постельную сцену, за демонстрацию которой нам однажды дали жирный страйк в YouTube.

Джим Рейнор и Сара Керриган из StarCraft (858 голосов)


На четвертом месте оказалась любовная история Джима Рейнора и Сары Керриган из серии StarCraft. Отличный показатель, тем более для стратегии. В этом жанре приоритеты обычно отдаются совсем другим вещам. Возможно, что в какой-нибудь другой жизни у Рейнора и Керриган все было бы замечательно, но во вселенной StarCraft такого просто не бывает. Керриган превратилась в королеву зергов, ну а Рейнор... В общем, жизнь у него тоже непростая. Оба героя - настоящие игровые иконы, поэтому нет ничего удивительного в том, что они присутствуют в нашем рейтинге.

Макс Пэйн и Мона Сакс из Max Payne 2 (918 голосов)


Первую тройку открывает история Макса Пэйна и Моны Сакс. Мы, по правде говоря, думали, что по итогам голосования эта парочка займет первое место. Их грустную историю знают, наверное, все. Тут вам и нуар, и постоянный дождь, и неожиданные сюжетные повороты - в общем, все очень круто. Правда, недолго. Если вы любите мрачные сюжеты, завывания скрипочки, суровые монологи и роковых женщин, то вам как раз в . Там есть все. Очень хорошее третье место.

Шепард и Лиара из серии Mass Effect (1104 голоса)


На второе место снова пролез Шепард! В серии Mass Effect можно было крутить романы со всеми подряд, но, по какой-то причине, больше всего голосов было отдано за роман с Лиарой. Вы ее наверняка помните: это синяя инопланетянка с непростой судьбой, которая появляется во всех частях серии и играет там далеко не последнюю роль. В принципе, такое число голосов за Лиару вполне понятно. В конце концов, этот персонаж серии проработан намного лучше других, поэтому и шашни крутить с ней вдвойне интересно. Или даже втройне. Но на первое место Шепард с Лиарой как-то недолюбили.

Геральт и Трисс из серии The Witcher (2694 голоса)


Вечный спор о том, кто круче: Трисс или Йениффер, решился в нашем рейтинге. По итогам, большинством голосов официально признано, что рыжая волшебница Геральту подходит намного лучше. Вдвоем они заняли первое место, притом с огромным перевесом. Ну что ж, у нового времени новые герои! Справедливости ради стоит заметить, что в играх о ведьмаке любовная история Геральта и Трисс действительно обыграна просто замечательно. Это настоящие, живые персонажи, которые ведут себя нормальные люди. Даже не знаем, что тут еще добавить - вся эта тема уже обмусолена вдоль и поперек. Если вы играли в третьего , признавайтесь, кого вы там выбрали, в комментариях.

Тема следующего рейтинга - «Игры, которые вы перепроходите чаще всего». На нашем форуме уже открыта , в которой любой желающий может предложить свои варианты для последующего голосования. Заходите и принимайте участие в формировании рейтинга!

Перед вами перевод статьи Александра Фрида «Writing Romance in (non-Romance) Games: Linear Romances» (первой из двух). Автор - геймдизайнер, пишет романы и комиксы. К слову, сейчас он работает над новеллизацией «Изгоя-один», а в его послужном списке - должность ведущего сценариста в BioWare (проекты Star Wars: The Old Republic и Shadow Realms ).

Немного примечаний:

  • Отсутствие единой терминологии в геймдизайне - в некотором роде факт, потому там, где мне показалось необходимым, указаны ссылки на источники слов. Отдельно в плане терминов нарративного дизайна есть неплохой перевод статьи Томаса Грипа.
  • Ссылки на другие статьи из блога Фрида сохранены.
  • Выбор картинок - на совести автора статьи; я лишь расставила на них ссылки на сами игры для любопытствующих.
  • Сама статья несколько сумбурна, но интересующимся игровой сценаристикой, на мой взгляд, будет полезна.

О, эта романтика!

Любовные линии всегда было сложно описывать. Если говорить об их значимости для линейных медиа - только подумайте, сколько отличных во всём остальном фильмов и романов пострадали от неубедительной, слабой или вообще излишней романтической составляющей? Добавьте сюда сложность реализации интерактивного нарратива - и неудивительно, что дела у романтики постоянно плохи.

Но всё это - не повод отказываться от романтических сюжетных линий в целом, и очевидно, что здесь скрыта самая настоящая золотая жила. Так о чём же мы, как сценаристы игр, должны думать, когда вводим элемент романтики в проекты? Какие подводные камни нас ожидают, и какие специфические проблемы игр придётся решать?

Я разделю это по меньшей мере на две части: сперва проанализирую игры с неветвящимся сюжетом, а в следующей статье сконцентрируюсь на любовной линии в ветвящемся нарративе (возможно, в промежутке остановлюсь ещё на каких-то моментах). Однако прежде, чем мы перейдём ко всему этому, давайте немного уточним контекст…

Слона-то я и не приметил

Всё это - огромный пласт материала, и мы лишь коснёмся его части.

А именно - нам интересны игры, основное внимание в которых уделяется не романтике . Многие советы ниже не применимы, если вы пишете адвенчуру с сюжетом о развитии конкретных романтических отношений, симулятор организатора вечеринок, где создание пар - основная механика, симулятор свиданий или любую другую игру, где удаление любовной линии и лишит вас существенной части прочего сюжета, и оставит почти без геймплея. Правда, многие советы всё равно могут остаться полезными и в таких случаях - только убедитесь, что рассматриваете всё в нужном контексте.

Я также предполагаю, что вы хотите видеть романтические отношения в качестве значимой и тщательно проработанной части нарратива (а если ваша задуманная любовная линия равнозначна отношениям между Марио и Принцессой Пич, мои советы вряд ли вам пригодятся). И ещё вы должны быть способны описать нечто романтическое в более традиционных форматах. Если вы всё ещё не знаете способов решения основных проблем - как задать темп развития отношений, как наделить объект романтического интереса привлекательным и убедительным характером, как создать романтический диалог, как избежать гендерных стереотипов и так далее - то эта статья вам не поможет. Мы будем рассматривать только романтические отношения между персонажем игрока и неигровыми персонажами. Если вы размышляете, как ярко показать романтические отношения между NPC, то это достойная задача, но её решение отличается от поиска способов заставить игрока сопереживать любым отношениям двух NPC - потому что на все романтические отношения игрок смотрит своими собственными глазами. Главное - как эти отношения касаются протагониста. Возможно, это достойно отдельной статьи.

Мы не будем детально затрагивать аудио-, визуальные или технические аспекты реализации романтических отношений в нарративе, хотя и коснёмся всего этого в нескольких местах. Это тоже интересная тема для обсуждения (вы можете легко написать статью-другую про дизайн персонажей как объектов романтического интереса - как для игроков, так и для их персонажей, и так далее), но не сегодня.

Мы не будем говорить конкретно о сексе. Поскольку игры, ориентированные на подачу любовных линий, нас не интересуют, и так как предполагается, что вы умеете хорошо писать и вы обладаете хорошим вкусом, то подача сцен секса должна быть самой легкой частью по сравнению со всем остальным.

Мы будем говорить о романтических сюжетных линиях всех мастей - не только о «фэнтезийной» любви. Деликатные, сложные и даже пагубные отношения - все они хороши в качестве дополнения к хорошему повествованию, и мы выделим несколько проблем, характерных для нездоровых или просто не суперпозитивных любовных отношений.

Основная идея, к которой мы будем возвращаться снова и снова, это - используйте романтические отношения так, как вы бы использовали любую другую важную тему внутри более обширного нарратива . Разница между встраиванием элементов романтики и встраиванием элементов ужастика в ваш военный шутер не так уж и существенна. И всё же игроки ожидают очень многого от романтических отношений, и сильно на них реагируют, что повышает ставки - и вероятность пустить весь нарратив под откос.

Игры с неветвящимся сюжетом

Реализовать романтические отношения в играх с неветвящимся сюжетом проще, чем в играх с ветвящимся сюжетом. Но «просто» - не значит «легко», и проблем может встретиться много.

Обратите внимание, что я использую слово «неветвящийся» вместо «линейный» для того, чтобы включить в этот термин, например, игры с открытым миром, у которых нет ветвящихся сюжетных линий. Можно спорить, являются ли Assassin’s Creed или Grand Theft Auto играми с линейным сюжетом, но если в них нет множества разных сюжетных веток, они относятся к играм с неветвящимся сюжетом.

В мире AAA-игр у неветвящихся сюжетов весьма плохая репутация в плане подачи романтических отношений. Очень часто вся любовная линия сводится к «ты убил мою собаку» или избитому «обязательному романтическому голливудскому сюжету», и ничто из этого не добавляет реализма происходящему или глубины характеру персонажей. Это не те подходы, от которых легко избавиться, лишь приложив умственные усилия, но давайте предположим, что у вас всё же есть амбиции и вы постарались всего этого избежать.

Но перейдём к делу.

Убедитесь, что это точно хорошая идея

В первую очередь риск включения романтических отношений в игру с неветвящимся сюжетом состоит в следующем: нарратив в игре наиболее силён, когда мотивация игрока и его эмоции синхронизированы с мотивацией и эмоциями персонажа ; при этом любовь и влечение сложно достойно воспроизвести для игроков.

Одно дело - заставлять меня (как игрока) определять, нравится мне неигровой персонаж, или я его ненавижу, но совсем другое (и гораздо сложнее) заставить меня почувствовать притяжение к кому-то (если предположить, что меня вообще привлекают личности того же пола, что и этот NPC). Мои способность к сопереживанию отношениям протагониста и умение наслаждаться подачей отношений из захватывающей драмы (например, при чтении книги или просмотре фильма) менее важны в игре, чем моя же способность вселяться в голову персонажа.

Не сумеете достойно включить романтическую линию в сюжет - и рискуете, что игрок будет разочарован и дистанцируется от своего персонажа. «Почему это, - спрашивает наш гипотетический игрок, - мой персонаж проводит столько времени, преследуя этого типа, который определённо ужасен (или просто не мой тип)? Я не хочу это делать. Я хочу снова стрелять в инопланетян».

Если вы думаете, что добавление элемента отношений в ваш сюжете стоит риска, существуют способы избежать таких проблем или хотя бы смягчить их. При этом вам не нужно использовать все средства, приведенные ниже. Скорее всего, вы и не захотите. Но каждое по отдельности - это способ сгладить подобные ситуации.

Создайте сильную личность для персонажа игрока

Очень часто игровое повествование «подкупает» игрока, задавая определённые ожидания на ранних стадиях. Если вы собираетесь поместить персонажа игрока в романтическую ситуацию, убедитесь, что игрок понимает с самого начала - у него не будет возможности спроецировать собственные личность и мотивы на персонажа. То есть - что личность персонажа игрока в значительной мере предопределена, и что игрок не столько вселяется в персонажа, сколько сопровождает его. Чем больше контроля есть у игрока (как ему кажется), тем больше он будет разочарован, если персонаж сделает что-то нехарактерное для игрока.

И убедитесь, что личность персонажа игрока хорошо выглядит не только на бумаге, постарайтесь сделать детали как можно более однозначными! То есть, игроки будут меньше сопротивляться любовной линии для персонажа игрока вроде Натана Дрейка (личность с чётко обрисованным характером), чем для персонажа вроде Гордона Фримена (молчаливого и целиком спроецированного игроком на себя). И тем не менее, о по-настоящему неопределённых или пассивных протагонистах мы поговорим в разделе «Следуйте принципу дороги с односторонним движением» ниже.

Чем больше власти над своим персонажем чувствует игрок (и, если расширить понятия, над его романтическими отношениями), тем больше вероятность, что он будет недоволен в те моменты, когда романтические отношения развиваются без его контроля («Он мне даже не нравится - почему мы целуемся?»). Конечно, есть и обратная сторона уменьшения этой власти. Власть - это мощный и ценный инструмент усиления вовлечения игрока. Меняя что-то, убедитесь, что игра стоит свеч.

Создайте сильную личность для объекта романтического интереса

Этот пункт неразрывно связан с предыдущим. Чтобы достигнуть этой цели, вам нужно убедить игрока, что его персонаж и объект романтического интереса должны привлекать друг друга - из-за особенностей их характеров. В таком случае ситуация имеет смысл , даже если игроку она не нравится. Если у игрока хоть раз возник вопрос «Что мой персонаж в нём/ней нашёл?», то у вас серьёзные проблемы.

У вас может не получиться создать эмоциональную связь между игроком и его персонажем, но по крайней мере вы можете зацепить игрока на интеллектуальном уровне (что, в свою очередь, может привести к симпатии аудитории к протагонисту - такое можно встретить в традиционных видах искусства). Это неплохо работает и для сложных или обречённых отношений - если привлекательность очевидна и убедительна, игрок будет более склонен согласиться с сюжетом, чем разочароваться в нём.

Как устроить всё это на практике? Помогут отличные диалоги. Если добродушные шуточки выглядят забавно и читаются легко в случае беседы между персонажем игрока и его романтическим интересом, а не между кем-нибудь ещё, или если персонаж игрока и его пассия разделяют особые интересы, которых больше нет ни у кого - с этого можно начать. Не полагайтесь на внешность, или некое смутное харизматичное «ощущение», или загадочность - если вы не можете смотреть на диалог и в итоге сказать: «Да уж, может, мне лично и не нравится этот выбор, но он однозначно подходит герою!» - то вы старались недостаточно.

Сделайте любовную линию частью фона истории

Утверждение, что персонаж игрока уже был вовлечён в какие-то отношения с объектом своего романтического интереса до начала игры, может помочь подкупить игрока. Ему может не нравиться происходящее, но он не будет задавать вопросов о выборе персонажа - в отличие от того случая, когда отношения зарождаются уже в течение игры.

Стоит отметить, что это не повод не делать подготовительную работу. Вам всё ещё нужно убедить игрока, что эти персонажи и впрямь идеально друг другу подходят. Этот способ просто немного облегчает процесс убеждения.

Сделайте любовную линию привлекательной и приятной

Неужели это нужно говорить? Да, нужно. Чем больше любовная линия напоминает что-то, что я хочу видеть, чем больше во всём этом забавного, греющего душу, жгучего (однако тут будьте осторожны, учитывая разнообразие в ориентации игроков и их интересах) и тому подобного, - тем более подкупающими являются романтические отношения, и тем скорее я соглашусь принять их как часть истории. Заставьте меня усмехнуться, когда два персонажа шутят друг с другом. Заставьте меня улыбнуться, когда два стесняющихся персонажа неуверенно флиртуют друг с другом. Заставьте меня нервно посмеиваться - от ужаса, глядя на выходки двух влюблённых злодеев. Если это веселит меня, я буду считать, что это веселит и моего персонажа, и дам ему больше свободы.

Именно здесь многие игры и потерпели неудачу, представляя потенциальных возлюбленных трагически разделёнными, или подавая отношения крайне сложными, да ещё и в стрессовых, напряжённых условиях. Такое не заставит игрока положительно относиться к любовной линии как она есть - в лучшем случае он захочет лишь облегчить боль персонажа. Если ваша цель - чтобы мне захотелось романтики, сделайте её чем-то достойным хотения .

Есть говорить о «плохих» романтических отношениях, у этого способа есть свои ограничения. Когда у отношений есть значительные недостатки, и они обречены с самого начала, вы не можете сделать их по-настоящему желанными. Но это может сыграть важную роль в подчёркивании положительной стороны ситуации. Плохие отношения без каких-либо компенсирующих особенностей не слишком правдоподобны или интересны.

Сделайте объект романтического интереса таким, которого нельзя не любить

Этот приём я лично не люблю, но он может сработать : вычистите все шероховатости объекта романтического интереса, убедитесь, что он или она постоянно поддерживает персонажа игрока (но при этом не страдает излишним раболепием и отсутствием чувства юмора), наделите этого персонажа искромётным, но безобидным чувством юмора, и никогда не позволяйте серьёзно спорить, врать или ставить свои интересы выше интересов меня, как игрока. Сделайте этого персонажа привлекательным и не давайте игроку ни малейшего шанса не любить его.

Проблема такого подхода заключается в том, что в итоге у вас получится не особенно интересный персонаж, и вы невольно избавились от большей части потенциала создать гениальную эмоциональную драму. Вы даёте игроку сладкую сахарную вату, а это редко хорошо сказывается на сюжете, в который заложен какой-то смысл.

Не буду врать: люди любят сладкое. Но вы же выше этого, не так ли?

Не делайте любовную линию препятствием

С другой стороны, нужно быть предельно осторожным, превращая вашу любовную линию в препятствие - ну, препятствие перед чем угодно, что игрок может захотеть. Мало что раздражает игрока больше, чем помеха на его пути. Препятствует ли это прогрессу основной сюжетной линии (миссия, в которой я должен спасать мою любовь вместо того, чтобы убивать главаря инопланетян)? Отвлекает ли это меня от геймплея (длинные романтические катсцены, не влияющие напрямую на сюжет, или же объект романтического интереса, который хочет уберечь меня от опасности)? Вносит ли это элементы уныния в мой игровой опыт (миссии сопровождения!)? Когда вы превращаете вашу любовную линию в препятствие, вы рискуете вызвать у игрока раздражение романтикой в целом из-за несоответствия нарративу.

Беспокойство, независимо от того, насколько оно значимо вне игры, является ещё одним препятствием. Кроме того, его трудно подать должным образом - и крайне сложно заставить игрока и его персонажа сохнуть по NPC или вместе страдать от потери возлюбленных. И непросто дать игроку возможность сделать многое в таких случаях. Игры - это активный опыт, и пока эмоционально страдающие персонажи игрока в целом в порядке, вы с лёгкостью можете найти, чем занять игрока, показать, в каком направлении ему двигаться.

Я не хочу сказать, что вы никогда не сможете подать любовную линию в качестве препятствия. Но это работает лучше всего, когда игрок уже подкуплен идеей. Если я вынужден свернуть с пути, чтобы спасти свой объект романтического интереса, стоит сделать так, чтобы я был по-настоящему заинтересован в этом персонаже. И речь идёт уже не столько о персонаже игрока, сколько о самом игроке.

Интегрируйте любовную линию в геймплей

Это тесно связано с предыдущими пунктами (смотрите также раздел «Помните, о чём на самом деле ваша игра» ниже). Если ваша любовная линия не влияет на геймплей, она по определению препятствие для основного игрового опыта.

Тем не менее, «интеграция» и «воздействие» могут означать много вещей. Объект романтического интереса персонажа игрока - это полезный помощник, чьё присутствие приятно и логично на протяжении игры? Пассия персонажа - это голос, дающий советы или инструкции? Забавный противник, с которым нужно сражаться? Разнообразные уровни геймплея демонстрируют аспекты души объекта романтического интереса? «Механика отношений» встроена в игровой процесс, и чем больше определённых действий совершает игрок (защищает своего помощника, одновременно являющегося объектом романтического интереса, собирает цветы и так далее), тем прочнее становятся отношения и тем больше бонусов получает персонаж игрока?

Будьте очень аккуратны, когда используете романтический сюжет в качестве контрастного элемента основному сюжету игры, и в итоге рассматриваете романтику как пассивный игровой опыт, к которому игрок обращается между «настоящими» частями игры. Постарайтесь не сделать из романтики «лежачего полицейского». Если вы хотите, чтобы мой игрок-крепкий орешек возвращался к супругу в промежутках между миссиями, не делайте из этого пассивные катсцены - найдите способ увлечь игрока и сделать этот опыт соответствующим остальной игре.

Следуйте принципу дороги с односторонним движением

Или… делайте вещи по-разному. Это хорошо работает с относительно неопределёнными персонажами игрока - молчаливым протагонистом и ему подобными - и становится невероятно неловким тем больше, чем больше развивается характер и личность персонажа. Объект романтического интереса, который обожает персонажа игрока, может быть сильной деталью - игроки, как правило, хорошо реагируют на лесть и преклонение, и на ощущение себя желанным , даже если они на самом деле не хотят этого. Я, вероятно, буду симпатизировать хорошо прописанному и интересному персонажу, который однозначно (без элементов жути и без излишней скрытности) влюблён в меня.

Конечно, вам нужно будет объяснить, почему персонаж игрока не отвечает на эти чувства (не принимает и не отвергает их). Для молчаливых протагонистов, состоящих в трудноуловимых отношениях, всё в порядке, а вот в случае более активных персонажей вам может понадобиться поставить настоящий барьер в общении (отношения буквально односторонние, и объект романтического интереса может говорить с персонажем игрока, но не наоборот).

Как было упомянуто, вам нужно быть по-настоящему аккуратными, чтобы избежать ощущения жути происходящего при использовании такого способа. По этой причине я крайне не рекомендую пробовать инвертировать ситуацию - обожающий персонаж игрока и пассивный / молчаливый / мёртвый объект романтического интереса, скорее всего, приведёт к ощущению болезненного доминирования.

Заставьте чувствовать отсутствие объекта романтического интереса

Любовь - это напряжение. Если вы хотите передать эту напряжённость, убедитесь, что игрок ощущает , когда персонаж игрока и объект его романтического интереса порознь.

Если предположить, что романтические отношения подаются в позитивном ключе, то подчеркните положительные моменты, когда объект романтического интереса присутствует, и отрицательные - когда отсутствует. Например, если у меня есть спутник, являющийся объектом романтического интереса, и отношения строятся на азарте и соперничестве, убедитесь, что миссии, которые я прохожу вместе с этим спутником, по ощущениям невероятно захватывающие и вообще лучшие, а те, что без него - в чём-то унылые, персонаж чувствует себя одиноко или вынужден действовать осторожно. Убедитесь, что многие лучшие моменты (как бы вы ни определяли слово «лучшие») прошли именно вместе с объектом романтического интереса, так что я всегда буду хотеть возвращаться к нему или к ней. Вам не нужно, чтобы персонаж игрока хандрил в одиночестве - если во всё остальное время радость от активных отношений достаточно сильна, то игрок это додумает сам.

Если же отношения крайне болезненны, следуйте в противоположном направлении: неважно, насколько хорошей становится жизнь в присутствии объекта романтического интереса, - я должен чувствовать себя лучше, когда этого персонажа рядом нет.

Отношения - это то, что вы показываете

Если в качестве отношений вы показываете только споры, нытьё, или же один из партнёров попал в беду и разочаровал другого, то именно эти моменты определят отношения. Вы не можете выразить здоровые, яркие, тёплые отношения, если большую часть времени два персонажа демонстрируют полностью противоположные вещи. Убедитесь, что чем бы ни была суть ваших отношений, именно она будет главным моментом в большинстве сцен.

Помните, что правдоподобие - не панацея

Вернёмся к тому, что уже несколько раз упоминалось: даже если вы убедили меня, что отношения между персонажем игрока и NPC правдоподобны , это не означает, что мне понравятся эти отношения или сам объект романтического интереса. Вам всё ещё нужно убедить меня в том, что мне может понравиться любой персонаж вне зависимости от его правдоподобия. Проработка характера, поведения и умения нравиться, само собой, не становятся менее важными по отношению к персонажу, уже состоящему в отношениях.

Если вы пытаетесь создать «плохие» отношения, будьте аккуратны и не сводите всё к раздражению . Вероятно, вы хотите, чтобы игрок страдал, не будучи уверенным, хочет ли он состоять в этих отношениях до конца. В этом случае вам, скорее всего, всё равно понадобится подчёркивать положительные стороны ситуации так, чтобы они преобладали над отрицательными (и в отношениях в целом, и в объекте романтического интереса) - потому что в отличие от реальной жизни отношения в игре «прокиснут» быстро. Игрок вложил в их развитие не так много - зачем цепляться за что-то плохое?

Помните, о чём на самом деле ваша игра (не об отношениях)

Если вы делаете шутер от первого лица, ваша игра, скорее всего, о насилии. Если вы делаете RPG, ваша игра может быть про исследование или стремление к власти. Ваша игра о том, о чём основная механика, которую вы выбрали, приправленная и направляемая - или ограничиваемая - вашим нарративом. Чаще всего это означает, что ваша игра не о романтике.

Следовательно, убедитесь, что привнесение романтических отношений в вашу игру хорошо вписывается - и является вспомогательным элементом - в основные темы. Идея «сила любви побеждает всё» в конце вашего шутера, скорее всего, не взлетит. Ведь вы только что создали 10 часов геймплея о том, что сила стрельбы по людям побеждает всё, а потом добавили сторонний романтический сюжет - и ожидаете, что меня как игрока это будет волновать?

По какой бы причине вы не включили романтические отношения в вашу игру, нужно помещать их в соответствующее место в вашем нарративе. Не вкладывайте в эту идею больше, чем она может дать, и помните, что «выхлоп» определяется преимущественно интеграцией идеи в геймплей (о чём было сказано выше).

Используйте расплывчатость и архетипы

Ищете способ проигнорировать почти всё вышесказанное и всё равно успешно встроить любовную линию в игру? Я уверен, что способы есть. Возможно, вам стоит сыграть на силе архетипов - игра вроде всё равно вызывает эмоции, невзирая на отсутствие костылей вроде «фактически существующих» персонажей. Или же вы можете положиться на символизм. Быть может, ваши «романтические отношения» целиком скрыты в подтексте, а сам текст позволяет дать совершенно платоническое определение взаимоотношениям персонажа игрока и NPC. А может, процедурная генерация и умные механики могут создать убедительную любовную линию в контексте roguelike-игры!

В статье уделено много времени рассмотрению примеров традиционной любовной линии в играх с привычным течением повествования. Но наверняка есть ещё много непридуманных способов подачи сюжета - может, именно в вашем проекте стоит попытаться создать что-то новое?

В конце концов, добавьте возможность выбора

И наконец - в качестве спасительной соломинки: даже в игре с неветвящимся во всех остальных случаях сюжетом ничто не мешает вам сделать любовную линию необязательной. Например, предоставив игроку возможность «согласиться» или «отказаться» от отношений любым способом, соответствующим геймплею. Само собой, это не значит, что вам не нужно делать романтические отношения убедительными, а просто позволит вашим игрокам избежать той части сюжета, которая им не подходит (по крайней мере пока вы не связали любовную линию с эксклюзивным контентом или существенными преимуществами). Добавить метки

После Международного женского дня стоит вспомнить некоторых очень важных героев игр.

Эмили Колдуин однажды ударила меня по лицу и по моей ориентации – это было потрясающе.

С 8 марта! Сегодня день, когда повсюду славят женщин, даже если они заслуживают того, чтобы их славили каждый день. Тем не менее, Международный женский день особенно важен для меня, и вот почему:

Прошло несколько лет с моего каминг-аута, но я всегда буду помнить этот день. Осознание того, как многого я добилась, вызывает улыбку на моем лице, и во многом это все благодаря видеоиграм и непрерывному развитию общественного многообразия в них. Нам еще предстоит пройти долгий путь, но когда я писала это, я поняла, что чувствовала себя счастливой, находя себя в персонажах, в которых, как мне казалось, я никогда не смогла бы себя найти. Для меня играть за персонажа, с которым я могу себя отождествлять – просто лучше всего. Некоторые могут не чувствовать себя так, но я знаю, что многие люди чувствуют то же, что и я.

И это нормально. Потому что видеоигры – это круто, и нам нравится, когда мы погружаемся в них, так почему мы не можем ассоциировать себя с чем-то, что является частью нас?

Итак, мои бисексуалки и лесбиянки, этот список для вас. Представляю вам 10 видеоигр, в которых можно играть за женских персонажей нетрадиционной ориентации.

Ну, вы должны были предвидеть это.

Независимо от того, нравится ли вам играть за Стража, Хоука, Инквизитора или всех троих, каждая игра в RPG-франшизе Dragon Age позволяет вам изобразить свою сексуальность с надлежащим уважением. На самом деле при обсуждении таких аспектов, как сексуальная ориентация или пол в видеоиграх, совершенно невозможно не вспомнить об этой полюбившейся франшизы от Bioware.

И да, хотя она далеко не идеальна, нельзя отрицать, что Bioware предприняла важные, позитивные шаги в обеспечении репрезентации в первоклассных играх. В первой игре у женской версии Стража нет определенной ориентации, и иногда (если вы не можете сказать «нет» щенячьим глазам Алистера или Лелианы), можно было даже оказаться в любовном треугольнике между мужским и женским персонажем. Возможность играть за лесбиянку или бисексуалку появляется и в Dragon Age 2: там можно завести роман с Изабелой, Меррилль, Андерсом и Фенрисом. Эта возможность сохраняется и в Inquisition. На протяжении всей франшизы эти отношения не высмеивались и не ощущались ущербными, и это фантастическое чувство – особенно, если вам трудно со своей ориентацией.

Независимо от того, как вы относитесь к этим играм, франшиза Dragon Age продолжает оставаться отличной и толерантной даже вне видеоигр (просто почитайте их комиксы, вы поймете, что я имею в виду) и (лично для меня) помогла многим лучше понять проблемы сексуальной ориентации и пола.

Покойся с миром, мое сердечко.

Когда Райли Абель и Элли поцеловались в дополнении The Last of Us «Left Behind», открылся целый ящик Пандоры. Многие почему-то чувствовали себя преданными, другие считали, что Naughty Dog пытались «понравиться хиппи-либералам», короче говоря: это был полный бардак. Даже во время всех этих срачей я не мог не думать, что все просто не улавливали смысл, хотя он был прямо перед глазами.

Люди были счастливы. Запутавшиеся девушки писали в Твиттер, как они были счастливы увидеть что-то, с чем они могли себя связать, и это было так здорово слышать. Хоть я тогда еще и не играла в The Last Of Us, эта игра все равно повлияла на меня по-своему. Моя лучшая подруга написала мне черт знает во сколько: «Элли поцеловала девочку, о, мой бог, Элли поцеловала девочку!»

Быть того не может. Ну и как оно?

Потрясающе.

Видеть счастливыми людей, которых вы любите – это просто какая-то эйфория, от которой нельзя избавиться. Я так благодарна, что Naughty Dog создали такого замечательного персонажа, и я не могу дождаться следующего появления Элли в сиквеле The Last of Us 2.

Хотите, чтобы у вас была девушка, которая ест камни? Тогда Stardew Valley для вас.

Chucklefish действительно были уверены в успехе этого симулятора фермы от ConcernedApe. В то время как Stardew Valley не пихает романтический аспект вам в лицо, это блестящая особенность, которая позволяет вам воссоздать себя (или вашего оригинального персонажа, каждому свое) именно таким образом, как вы себя представляете.

Конечно, вы проводите большую часть своего времени, занимаясь сельским хозяйством и копаясь в пещерах, но это не мешает вам полюбить одного из жителей, живущих в округе. Независимо от того, какая ориентация у вашего персонажа, вы можете завести роман с кем угодно, и все они трогают по-своему. Эбигейл понравилась мне больше всего.

Более того, Stardew Valley относится к этим отношениям с таким же уважением, как и к гетеросексуальным. Но даже если вы не влюбитесь в этих прекрасных персонажей, сама игра обязательно победит вас. Зацените ее!

«Гейская жизнь», как сказали бы фанаты.

С тех пор, как Life is Strange вышла в 2015 году, она набрала феноменальную женскую фанбазу. Я не думаю, что есть подобная фанбаза (за исключением Bioware), которая так же помешана на персонажах. И, сыграв в обе эти игры (а также в фанатскую визуальную новеллу Love is Strange), легко понять, почему.

В оригинальной Life is Strange вы наблюдаете за жизнью Макс Колфилд, девушки, которая наконец вернулась домой в Аркадию Бэй, где она обнаруживает, что у нее есть суперспособность: путешествовать во времени. Хотя это всего лишь один из увлекательных аспектов Life is Strange, причина, по которой эта игра включена в список, – это отношения Макс с ее лучшей подругой, Хлоей Прайс. Возможность поцеловать Хлою появляется во втором эпизоде, где Макс может также намекнуть на ее чувства к Хлое – это затем продолжает развиваться в дневниковых записях и романтических взаимодействиях. В то время как концовка оставила горькое послевкусие, мне остается сказать только одно: «bae > bay».

Что насчет Life is Strange: Before The Storm, то там вы играете за Хлою Прайс, которая невероятно отличается от Maкс во многих смыслах. Что остается неизменным, так это то, что вы тоже можете открыться сногсшибательной красивой девушке, Рейчел Эмбер. Рейчел отвечает на эти чувства, и многие другие персонажи, вовлеченные в историю, упоминают ваши отношения с Рейчел.

Это невероятная игра. Только не забудьте держать под рукой носовой платок.

Dishonored 2 не уходит в сторону от сексуального многообразия.

Когда вышел трейлер Dishonored 2, я была почти уверена, что как минимум 10% женщин в мире почувствовали себя чуть менее гетеросексуальными. Это здорово, потому что главная героиня Dishonored 2 Эмили Калдуин – бисексуалка, по словам одного из создателей игры Харви Смита. Учитывая любовные письма Эмили к Виман, персонажу, пол которого целенаправленно не уточнялся, я бы сказала, что участие Эмили в этом списке не будет слишком надуманным.

Но если уж вы придираетесь к этому, вспомните вот о чем: Меган Фостер, она же Билли Лерк. Во время прохождения игры вы узнаете все больше и больше о Билли и ее любовнице. Пускай у этой истории трагичный конец, Билли недавно появилась в качестве главного героя в игре Dishonored: Death of the Outsider.

И в то время как Далила – не играбельный персонаж, как Эмили или Билли/Меган, нельзя забывать о ковене ведьм-лесбиянок, которые есть у нее в распоряжении. Какой сильный ход.

Pyre

Pyre дает вам возможность встречаться с бисексуальным призраком. В какой еще игре можно встретить такое?

Если есть игра, заслуживающая похвалы за взгляд на любовь и сексуальность, то это Pyre.

Слэш-РПГ от Supergiant – шедевр повествования, особенно когда речь идет о персонажах, которых вы все полюбите. Эти персонажи создавать отношения друг с другом, дружеские или романтические, и вы можете помочь им пройти через определенные выборы, которые вы делаете на протяжении всей игры.

Но не волнуйтесь, вам не обязательно быть Гуру Любви для всех остальных, вы можете помогать и себе в этом вопросе. Ваш персонаж может флиртовать с другими женщинами в фургоне, например, с гарпией Памитой и демонессой Джодариэль. К сожалению, это ни к чему не приводит, поскольку Памита не относится к вашим чувствам серьезно, а Джодариель просто не видит себя в роли вашей спутницы. Печально, не так ли?

Но подождите, есть надежда на Незрячую Сандру! Сандра – это привидение, оказавшееся в Запредельном Кристалле, и она живет уже почти тысячу лет, но она и вы (Чтец) могут стать ближе, вплоть до того момента, когда Сандра признается в своих страхах и чувствах по поводу того, что вы ее бросите. Это душераздирающе, но концовка, где вы остаетесь вместе, более чем компенсирует это.

Prey

Играя за женскую версию Морган Ю, можно узнать немного больше о протагонисте.

Одной из основных проблем является отсутствие разнообразия, когда речь идет о людях с другим цветом кожи в видеоиграх, особенно о женщинах других рас, которые также являются частью ЛГБТ-сообщества. Так что вы можете представить себе мое удивление и ликование, когда я узнала, что Морган Ю была в отношениях с другой женщиной. Конечно, Prey не совсем о любви, радугах и поцелуйчиках, так что отношения Морган с главным инженером Михаилой Илюшиной идут не совсем хорошо…

Но даже что-то столь маленькое может значить многое для нужных людей. И это, конечно, значило много для меня. Поэтому, даже если вы не впечатлены тем, как мало ЛГБТ-контента в этой игре, поддержите Prey, потому что эта игра этого заслуживает.

Цири и ее бисексуальность в основном можно увидеть только в книгах, но в Wild Hunt тоже есть упоминание.

Цири – путешественница во времени, которая покорила нас, когда впервые появилась в мире Ведьмака в финальной игре, Wild Hunt.

Поскольку Цири слишком занята бегством от преследующей ее Дикой Охоты, вопрос об ее ориентации поднимается нечасто. Но если вы прочтете “Сагу о ведьмаке” Анджея Сапковского, вы обнаружите, что Цири неравнодушна и к женщинам, и к мужчинам, к счастью для них. У нее даже есть татуировка с красной розой, как и у ее девушки Мистл. Кто сказал, что романтика умерла?

Хотя это не упоминается в игре в полной мере, есть сцена в бане, где женщины спрашивают Цири о мужчинах. В этой сцене вы можете сказать «на самом деле, я предпочитаю женщин», что приведет к интересным реакциям – и все они хороши. Если хорошо посмотреть, можно также увидеть татуировку в виде розы на бедрах Цири, показывающую, что Мистл все еще много значит для нее.

Знаю, это был слишком легкий выбор. Но был бы этот список полон без Overwatch?

Эпичный каминг-аут Трейсер в комиксе “Reflections” вызвал такую же бурю дерьма от фанатов, как и поцелуй Элли. Но опять же, кому не наплевать?

Overwatch – это шутер, который нравится многим игрокам в мире, у игры есть преданная фанбаза и ниша в киберспорте. С таким разнообразием фанатов было бы глупо со стороны Blizzard не включать персонажей, с которыми могло бы сблизиться ЛГБТ-сообщество: так появилась Трейсер. Она первый официально объявленный ЛГБТ-персонаж, но Blizzard заверили, что она наверняка не будет последней.

Вот что я скажу: пусть это будет Сомбра.

В любом случае.

Что бы вы ни думали об «Андромеде», там были отличные романы с девушками.

Я все еще не совсем простила Bioware то, что моей Шепард не позволили завести роман с Мирандой или Джеком, ну да ладно. Наверное, придется строить отношения с Лиарой… Опять. В отличие от Dragon Age, научно-фантастическая драма от Bioware была не лучшей, когда дело доходило до лесбиянок/бисексуальных женщин, часто излагая факты об их биографии (поищите историю Азари и поймете), а затем меняя их.

Но, даже если оригинальная трилогия Mass Effect была не идеальна, когда речь заходила о предоставлении любых других вариантов, кроме Лиары, романы в “Андромеде” многое скомпенсировали. Роман Ветры Никс, турианской наемницы, с сестрой Райдер стал одним из моих любимых – а ведь он был без единой ! Но даже если вы действительно не испытывали любовь к Ветре, были еще варианты с азари Пиби (даже несмотря на ту любовную сцену) и самой странной девушкой, Суви Анвар.

В то время как “Андромеда”, возможно, потерпела неудачу во многих других отношениях, один романтический аспект выносит на себе всю 50-часовую кампанию, так что вы обязательно должны сыграть в эту игру!

Как уже наверняка известно широкой общественности, Роскомнадзор может проверить на предмет пропаганды гомосексуализма - и всё из-за радужных футболок. Проще говоря, самому популярному футбольному симулятору грозит удар мощнейшего банхаммера, перед которым не устоял даже твёрдый, как скала, Pornhub. Мы решили составить собственный рейтинг игр (и даже франшиз, чтоб регулятору удобнее запрещать было - так сказать, оптом), на которые соответствующим органам стоит обратить пристальное внимание. А то мало ли что, ведь пропагандируют какое-то непотребство, в самом деле!

10. Fallout

В Fallout 2 можно было переспать с дочкой мафиозного босса (причём как со средством защиты, так и без оного), после чего на вас нападало пол города - бандиты с “Томпсонами”, какие-то бомжи с дубинками, собаки… В общем, все, кому не лень. Но это старое-доброе гетеросексуальное соитие, и следующее за ним ультра-насилие: иначе говоря, ключевые элементы игростроя, которые забанить нельзя. Но мало кто знает, что Fallout 2 (1998 г. - доисторические времена!) стал чуть ли не первой игрой, в которой разрешались однополые браки. Achtung!

9. Fable

Запаситесь терпением: словосочетание “однополые браки” частенько будет встречаться в данном рейтинге. В той же Fable это стандартная социальная активность - можно булочку испечь или кузнецу помочь, можно особняк купить, и сразу после этого жениться на лице того же пола. Как ни странно, феодальное королевство, вместо того, чтоб поднять вас на вилы, будет только радо. Кроме того, в Fable есть весьма колоритный персонаж: Reaver. Богатый промышленник, утончённый стим-панк и - судя по дичайшему флирту со всем, что движетcя - неугомонный бисексуал.

8. The Last of Us

В завоевавшем все мыслимые и немыслимые награды симуляторе эволюции грибов есть второстепенный персонаж - Билл. И с ним явно что-то не так. Как говорят на прогнившем западе, “It’s a trap!”, причём речь не идёт о ловушках, расставленных на подходе к логову отшельника. Потом выясняется, что именно: Элли находит в тайнике Билла гей-порно журнал. Кстати, о самой Элли - её почему-то подозревают в лесбийских наклонностях, хотя автор, прошедший TLoU, до сих пор не может понять, почему. UPDATE: коллеги подсказали, что вся крамола в DLC Left Behind. В общем, в TLoU 2 “девушка созреет”, и даже более чем созреет - достигнет возраста 19-ти лет. Тут уж одними поцелуями дело не ограничится. Лучше запретить заранее.

7. Skyrim

Вы-то всегда думали, что Skyrim - суровое нордическое приключение, в котором нет места всяким там штучкам. Дескать, зима, холода, одинокие моря, всё как будто изо льда, ну и далее по списку. Ан нет! И сюда, в далёкую северную провинцию Тамриэля, проникли окаянные либеральные нравы со своими однополыми браками. В интернетах даже есть достаточно популярные трэды на месседж бордах по Skyrim, озаглавленные “как найти мужчину-NPC для брака?”. И интересуются этим, в основном, НЕ женщины.

6. Metal Gear Solid

Мы не случайно разместили MGS рядом со Skyrim. В шпионской эпопее, посвящённой опасности ядерного оружия и прочих военных экспериментов, вроде бы не должно быть места половым вопросам. Однако не стоит забывать о том, что в Sons of Liberty и Snake Eater (2-я и 3-я часть соответственно) было аж 3 бисексуала: Вамп, Волгин и майор Райков. Ну а в MGS V легендарную сцену под дождём во что только не переделывали: вместо сэксапильной девушки-снайперши под струями воды уже успели побывать и Снэйк с Оцелотом, и Кодзима с Норманом Ридусом. Пора это безобразие прекращать.

5. Saints Row

Честно говоря, тут даже и непонятно, что сказать. Многие играли, почти все видели ролики из этой франшизы. BDSM-вечеринки, похищения сутенёров, избиение ночных бабочек, отношение к женщине, как к объекту, и целое море гомо- и бисексуальных тем, очевидных намёков, фактов и грязных шуточек. Непонятно, как Saints Row издавалась даже на насквозь прогнившем, потерявшем моральные скрепы западе. Вселенная GTA по сравнению с Saints Row - как суровый монастырь, с немым укором нависающий над разбитым рядом шатром похабных шутов и фигляров. А уж если GTA, на которую вешают все смертные грехи, может послужить для кого-то примером образцового поведения - пора бить тревогу.

4. The Sims

В этом правдивом симуляторе жизни (работа - дом, работа - дом, работа - дом…), разумеется, есть однополые отношения. И браки. Только начинать их надо в мануальном режиме: берёте одного сима, берёте второго сима, и отправляете их на случку. После чего город автоматически получает статус “дружественного к геям” и уже сами NPC, без вашего участия, пускаются во все тяжкие. Но западным критикам и этого мало! Им бы хотелось, чтобы однополые отношения в The Sims начинались так же естественно, как и гетеросексуальные, то бишь без какого-либо триггера со стороны игрока.

3. Final Fantasy

В Final Fantasy V есть девушка Фэрис. Её вырастили пираты, и она смогла дослужиться до ранга капитана без всяких связей. Фэрис считает себя мужчиной. В MMO Final Fantasy (14-я часть, A Realm Reborn) изначально не было гомосексуальных отношений. Но это “исправили” специальным патчем, и теперь однополые браки в этой многопользовательской игре есть. И, конечно же, FFXV - уж здешний слишком крепкий броманс явно вызывает подозрения. Ну ладно: Ноктисом мы управляем, Игнис готовит полезную пищу и водит Роллс-Ройс, Гладиолус непревзойдённо танкует. Но бестолкового Промпто, который только и может, что делать фоточки в инстаграм (и дохнуть первым в каждой серьёзной стычке) надо бы выкинуть, и взять на его место королеву бензоколонки - Синди! Но четверо “друзей” до странности мало интересуются девушками…

2. Dragon Age

Франшиза Dragon Age славится созданием одного из самых харизматичных гомосексуальных персонажей - мага Дориана, обладателя неповторимых щекочущих усов австрийского бригадного генерала. Мир Inquisition - это вам не сказочка а-ля Fable: как только адепт мистических искусств “вышел из шкафа”, разъярённый отец отказался от него, и вышвырнул из семьи. Ну и зря, ведь Дориан мог бы быть ценным активом (оцените каламбур) в лагере врага, а вместо этого блудный сын теперь воюет на стороне праведной Инквизиции. Образ разработан детально: вплоть до шуточек боевых товарищей о "полировке магического жезла". Дополняет картину морального разложения красавица Лелиана: вроде бы последовательница религиозного культа, но при этом бисексуал. Или бисексуалка? Как правильно? Совсем заплутаешь в этих нормах политкорректности.

1. Mass Effect

Серьёзно, а что ещё вы ожидали увидеть на вершине данного рейтингового Олимпа? Ну ладно ещё Dragon Age - он, пожалуй, укладывается в некие условные рамки приличия. Гомосексуалисты, лесбиянки, бисексуалы - эка невидаль. Этим никого уже не удивишь в наши дни. Вот Mass Effect - совсем другое дело. Тут возможности куда более богатые. Фиолетовые инопланетяне в противогазах, синие пришельцы с зачёсом из мини-щупалец, традиционные homo sapiens - в общем, подбор партнёра или партнёрши на любой вкус. Даже странно, что с кроганом переспать нельзя. Ну ничего, в Mass Effect: Andromeda обязательно сделают однополые романы с крупногабаритными инопланетными существами, символизирующими, по всей видимости, некий аналог космических орков. В общем, пролетарии всех планет, соединяйтесь в любовном порыве, невзирая на разницу в анатомии! Если, конечно, эту межгалактическую оргию не запретит бдительный Роскомнадзор.

К дверям наших домов подходит один из самых добрых, самых приятных и, нередко, самых ожидаемых мировых праздников - День Святого Валентина. В этот день вы можете признаться в любви той или тому, к кому не равнодушны, дарить своим половинкам подарки и просто проводить время вместе. А ведь герои игр тоже умеют любить, и у них тоже праздник в воскресенье! Именно поэтому мне бы хотелось рассказать вам о лучших игровых любовных историях, в преддверии праздника. И не то чтобы эти игры про любовь, она она в них есть и занимает не последнее место!

Уондер и Моно (Shadow of the Colossus)

Часто любовь заставляет нас поступать очень глупо. Уондер один из тех персонажей, который готов сделать что угодно ради своей любви, правда… Да, Моно действительно умерла или находится в коме, и ради того, чтобы она снова могла вернуться к обычной жизни, Уондер решил ступить на запретные земли и заключить договор с бесформенной личностью, которая заставила его уничтожить 16 колоссов, живущих на этих самых землях. Мол, как только они будут мертвы, Моно возродится. Как оказалось позже, оно того не стоило.

Побойтесь спойлеров.

Каждый убитый колос приближал Уондера к цели, но и одновременно менял его. В конце концов, Моно действительно ожила, но паренек стал одержимым и погиб в ужасных мучениях. И это после того, как его добрый друг Агро (его конь) также погиб во время путешествия. И пусть эта история любви очень жестокая, она имеет место быть.

Натан Дрейк и Елена Фишер (Серия игр Uncharted)

Натан Дрейк очень часто напоминает нам Индиану Джонса и Джеймса Бонда: он такой же крутой, постоянно путешествует и просто является невозмутимой машиной для убийств. Именно поэтому вопрос о личной жизни Натана Дрейка во время выхода первой части серии не поднимался совсем. Собственно, в Uncharted он заигрывал с журналисткой Еленой Фишер, и многим казалось, что на этом все и закончится. В начале Uncharted 2: Among Thieves Дрейк даже встречает свою «любовь прошлого» Хлою Фрейзер, что явно говорило нам: «Нет, Дрейк никогда не будет любить одну девушку». И вдруг…

Елена Фишер вернулась к нам буквально в середине второй части игры, напоминая зрителям и Натану, что она никуда не делась. Елена является очень бескорыстной и её очень заботит обстановка во внешнем мире, что еще больше вдохновляет Дрейка на подвиги. Собственно, к концу второй части нашего героя волновали не золотые горы, которые сулила ему жизнь: ему нравилось спасать людей. И это все благодаря Елене. В третьей части эти двое поженились и доказали игрокам, что любовь у них была, есть и будет.

Эдди и Офелия (Brutal Legend)

Эти двое, встретившись в относительно странной обстановке, решив путешествовать вместе, как и многие другие пары начали потихоньку друг к другу привыкать. Эдди начинает заботиться об Офелии, практически не отходит от нее… Говоря точнее, это очень похоже на какой-нибудь студенческий роман, но в их истории также есть место и конфликту.

После смерти Ларса главный герой начал сомневаться в Офелии. Она, как очень часто бывает в реальной жизни, начинает обижаться на то, что ей не доверяют, после чего происходит разрыв. Офелия прыгает в Море Темных Слез и...

Её заменяет Утонувшая Офелия, которая пытается помешать Эдди в его миссии. Конечно, изначально Эдди думал, что это и есть его возлюбленная, которая еще недавно психанула и исчезла, но позже оказалось, что темная сущность лишь скопировало тело Офелии, а настоящая до сих пор лежит в том самом море. Позже Эдди спасет её и все будет хорошо. Несмотря на довольно знакомое многим клише относительно хэппи-энда (Когда все друг друга спасают по очереди и вообще все живы/здоровы), эта любовная история достаточно хороша, чтобы напомнить о ней.

Юна и Тидус (Final Fantasy 10)

Честно говоря, серия Final Fantasy просто забита любовными историями, которые начались сразу после появления в серии героев (В первой части, к примеру, были просто бездушные солдаты), но лучшая из них принадлежит двум влюбленным подросткам - Юне и Тидусу. Многие фанаты отмечают, что их любовь очень похожа на идеальную.

Юна и Тидус рядом на протяжении всей игры, и до начала отношений они были просто хорошими друзьями. Сцена, в которой они переходят на «новый уровень» является одной из самых трогательных сцен не только игры, но и всей серии. Их любовь кажется естественной даже после нелепых поворотов истории, о которых рассказывать я не стану. В конце Final Fantasy 10 Тидус исчезает, благодаря чему появилась Final Fantasy 10-2 , в которой мы играем за Юну: очень редко нам дают увидеть развитие любовных отношений с точки зрения девушки, но именно в сиквеле вы все это и увидите. Если, конечно, захотите пройти.

Джонни и Ривер (To the Moon)

Где-то в самом начале игры вы встретите Анджу и узнаете, что Кафэй уже давно куда-то пропал, при том, что у него скоро свадьба. Анджу попросит протагониста его найти и, конечно, позже это произойдет: Кафэй расскажет, что был проклят и заперт в теле ребенка, а еще потерял маску, которую должен одеть на свадебной церемонии. И все у них будет хорошо. Более того, в день, когда, мол, должен был произойти «конец света», и все жители города разбегутся в надежде спастись, Кафэй и Анджу останутся в городе, готовые умереть в объятиях друг друга. Жестко, но со вкусом.

Манки и Трип (Enslaved: Odyssey to the West)

История этих двух в Enslaved: Odyssey to the West является в первую очередь необычной, так как в самом начале Манки являлся рабом Трип. Она на него повязку напялила и сделала его своим рабом, ведь ей нужен был кто-то, кто не даст ей умереть в путешествии. И не смотря на то, что раньше она просто его использовала, после некоторого времени между ними проходит искра.

Трип больше не дает ему приказов, и больше не использует его. Они напарники и, что самое приятное, уже больше чем друзья. Манки спасает Трип уже не потому, что не хочет умирать, а потому что хочет ее спасти. Короче говоря, эти ребята тоже являют собой прекрасную любящую пару. И игра тоже прекрасная.

Хёршел и Клэйр (Professor Layton and the Unwound Future)

Закончить я бы хотел на игре Professor Layton and the Unwound Future , где любви между протагонистом и Клэйр уделено большое количество времени. Начинается все с того, как 10 лет назад Хёршел Лэйтон встречает ученую Клэйр, которая работает над машиной времени с главным антагонистом (она, правда, об этом не знает). У них все хорошо складывается, и даже оказывается, что тематическая шляпа Лэйтона появилась тоже благодаря Клэйр. Но она умирает во время тестирования машины времени с Димитрием. Умирает..?

Спойлеры?

А на самом деле оказывается, что она пролетела на этой машине времени на 10 лет вперед. Через 10 лет он случайно её встречает и все, вроде бы, хорошо, но в конце оказывается, что она может находиться в будущем только определенное количество времени, и это самое время уже подошло к концу. Не смотря на то, что он просто не мог сказать «Прощай» вновь и отпустить Клэйр, их любовь нашла свой конец. И этот момент такой грустный, что скупая слеза сама просится «сойти с глаза».

Друзья! Признавайтесь в любви, любите друг друга и пусть ваша любовь будет самой крепкой и чистой. Мне пора отдохнуть и отдать свои выходные любимому человеку.

Похожие публикации