2 минуты до полуночи. Как работают часы судного дня. Как менялось время на Часах
126 подборов, из них 1 в этом месяце
Биография
На протяжении полутора десятилетий своей истории музыкальная биография популярной питерской группы АУКЦЫОН совершила ряд неожиданных повоpотов, а её стиль претерпел сложную эволюцию - от традиционного в начале 80-х пост-панка, через увлечения новой волной, битом, ска, рэггей, этнической музыкой Южной Европы и Ближнего Востока, наконец, эйсид-джазом, придя, в конце концов, к собственной, безусловно, узнаваемой формуле звучания.Главной творческой силой АУКЦЫОНА на всех этапах его существования был и неизменно остаётся гитарист, певец и автор всех его песен Леонид Фёдоров. Он родился в Ленинграде 8 января 1963, музыкой увлекся ещё школьником, а свою первую группу ФАЭТОН собрал из одноклассников в 1978. К середине 1981, когда Фёдоров уже был студентом Политехнического Института, группа приобрела первый сравнительно стабильный состав: Фёдоров, гитара, вокал, Виктор "Бонд" Бондарик (р.28.12.62 в Ленинграде), бас, "Длинный" Сергей Мельник, гитара, Дмитрий Озерский (р.8.10.63 в Ленинграде), клавишные, вокал и Евгений Чумичёв, барабаны. Озерский, в то пору соученик Фёдорова по Политеху (позднее он перешел в Институт Культуры), с тех пор стал его постоянным соавтором. Этот состав, ещё не нашедший подходящего названия, дебютировал на сцене клуба одного из питерских тех.училищ 18 июня 1982, исполняя энергичные пост-панковские номера Фёдорова, выдававшие заметное восхищение THE CLASH.
Примерно в то же время в группе появился и сыгравший значительную роль в формировании её музыкально-поэтического языка и сценического образа Олег Гаркуша (р.23.02.61 в Ленинграде) - начинающий поэт, диск-жокей и рьяный коллекционер отечественной поп-музыки 60-х, который в то время выполнял - в зависимости от ситуации - функции звукорежиссёра, менеджера, грузчика, а также обеспечивал на сцене шумовые эффекты.
В мае 1983, после того, как Бондарик отправился в армию, уступив место Сергею Губенко, а у микрофона появился Валерий Недомовный, они, наконец, придумали название АУКЦИОН и, подстрекаемые музыкантами АКВАРИУМА, с которыми в ту пору интенсивно общался Гаркуша, вступили в Ленинградский Рок-клуб. Осенью группу покинули Мельник и Недомовный, которых сменил Сергей Лобачёв, гитара и вокал.
Дебют АУКЦИОНА на клубной сцене состоялся 18 ноября 1983: живописно костюмированная группа отыграла свои песни бойко, но несколько невнятно, и вызвала добродушную, однако, не особо серьёзную реакцию зала, хотя уже тогда был отмечен её несомненный мелодический потенциал и нестандартный подход к визуальном оформлению своих выступлений.
Трезво оценив результаты премьеры, Фёдоров отправил АУКЦИОН репетировать; почти сразу после этого группу один за другим покинули Лобачёв, Губенко и Чумичёв. Как оказалось, поиски нового лица затянулись почти на два с половиной года. За это время через ряды АУКЦИОНА прошло порядка десяти не прижившихся барабанщиков, гитаристов, басистов и певцов (в числе которых был, между прочим, будущий мэнеджер ДВУХ САМОЛЁТОВ и ПРЕПИНАКОВ Аркадий Волк), однако, новый состав обрёл равновесие лишь к весне 1985, когда бас взял вернувшийся домой Бондарик, за барабанами объявился Игорь Черидник (р.28.02.62 в Ленинграде), параллельно игравший в группе Александра Соколова и ЭЛЕКТРОСТАНДАРТЕ, а духовую секцию составил альт-саксофонист Николай Федорович (19.06.61 в Ленинграде), начинавший в экспериментальной группе БИБЛИОТЕКА, а в то время игравший ещё и с ДЖУНГЛЯМИ.
Весь следующий год АУКЦИОН работал над новым репертуаром, и только в мае 1986 вернулся к публике, с триумфом выступив на IV Фестивале Рок-клуба с программой "Вернись в Сорренто", став одним из его лауреатов и главных открытий: зал ДК Невский мгновенно откликнулся на их энергичные, свежие и мелодически оригинальные песни, подхватил припевы отдававших поэтикой абсурда текстов Гаркуши и Озерского, был очарован центральным элементом сценического шоу АУКЦИОНА - вокальным трио в составе: Фёдоров, Гаркуша (на этот раз в роли танцора-шоумена) и пришедший в группу незадолго до Фестиваля студент Института Культуры Сергей Рогожин (p.31.08.63 в Бельцах, Молдавия), обладатель впечатляющего природного тенора. Он получил приз как лучший певец, а Гаркуша к тому же был увенчан аналогичной наградой за артистизм.
На том же Фестивале с группой - поначалу в качестве гостя - играл второй саксофонист, бывший участник ПЧЁЛ И ГЕЛИКОПТЕРА и ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ Николай "Колик" Рубанов (р.4.03.59 в Мукачево, Львовской обл.) - годом позже он стал постоянным участником группы, в то время как Федорович тем же летом покинул АУКЦИОН (и только десять лет спустя вернулся в рок-н-ролл - но уже как веб-дизайнер клуба "Молоко").
В июне 1987 группа повторила успех на V Фестивале Рок-клуба, представив на суд зрителей концептуальную программу "В Багдаде всё спокойно" со сценографией и костюмами известного питерского художника Кирилла Миллера. Более сложная в музыкальном отношении и лишенная хитовой лапидарности их предыдущей работы, программа была принята залом достаточно сдержанно, но вместе с тем, продемонстрировала вектор художественных поисков АУКЦИОНА, направленный в сторону синтеза элементов различных музыкальных культур.
Ритм-секцию АУКЦИОНА на этом этапе усилил джазовый перкуссионист Павел Литвинов (р.17.03.59 в Ленинграде) из ДЖУНГЛЕЙ, а на лидер-гитаре следующие полгода играл приехавший из Донецка Игорь Скалдин. В этом составе АУКЦИОН впервые выбрался за пределы родного города, дав наделавший немало шума концерт на II Фестивале Свердловского Рок-клуба. Тем же летом Рогожин ушёл в модный ФОРУМ, а в октябре Скалдина (позднее собравшего собственную группу САН) сменил Дмитрий Матковский (р.2.02.61 в Ленинграде) из распавшейся незадолго до этого культовой питерской группы МАНУФАКТУРА.
По причине всех этих потрясений "Багдад" был временно положен на полку, и группа начала репетировать следующую программу "Мальчик как мальчик" (позже переименованную в "Так я стал предателем").
С началом эпохи рок-туризма и провинциальных рок-фестивалей АУКЦИОН легко вписался в новые гастрольные маршруты и быстро добился признания публики в масштабах всего Союза, выступая на сценах Архангельска, Киева, Вильнюса ("Литуаника-87") и т.д., а также участвовал в культурной программе XV Московского кинофестиваля. К весне 1988 АУКЦИОН закончил запись альбомов "Вернись в Сорренто" (профессионально издан только в 1997) и "Так я стал предателем" (опубликован год спустя небольшой французской компанией Volya Productions). В записи последнего участвовал певец и скрипач Евгений Дятлов (р.2.03.63 в Хабаровске), который покинул группу сразу после VI Фестиваля Рок-клуба на Зимнем Стадионе, а ещё позже играл в ПРИСУТСТВИИ, ПАУТИНЕ и с собственной группой АТЫ-БАТЫ.
Следующим новобранцем в рядах АУКЦИОНА стал танцор Владимир Весёлкин, чей эффектный стиль и экспрессивные танцевальные дуэты с Гаркушей определяли лицо группы следующие несколько лет. В сентябре 1988 занятого сразу в нескольких группах (включая ИГРЫ и ЗАРОК) Черидника сменил хард-роковый и блюзовый (экс-РОК-ШТАТ, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, ПРОХОДНОЙ ДВОР) барабанщик Борис Шавейников (р.22.03.62 в Ленинграде). Именно с его лёгкой руки в название группы было внесено изменение, в результате которого АУКЦИОН навсегда стал АУКЦЫОНОМ.
Со второй половины 80-х АУКЦЫОН начал все чаще выбираться на гастроли в Европу, где его внешняя зрелищность и незаёмная музыкальность смогли без труда завоевать симпатии аудитории. На протяжение следующих десяти лет группа дала сотни концертов в клубах и на фестивалях во Франции, Италии, Дании, Швейцарии и, прежде всего, Германии, где они обычно гастролировали по два-три месяца в году. Помимо того, АУКЦЫОН продолжал время от времени выступать дома, в мае-июне 1990 участвовал в пароходном турне "Волга-90" культурно-экологического движения "Рок Чистой Воды" (во время которого ряд ведущих рок-групп страны проехал по Волге, давая открытые концерты в приволжских городах), а также стал героев ряда документальных фильмов о советском роке.
В середине 1989 ленинградская "Мелодия" выпустила записанный предыдущей осенью звукорежиссером Виктором Диновым третий альбом группы "В Багдаде всё спокойно". В начале 90-х за ним последовали "Дупло" (1990 - позднее был переиздан под оригинальным названием "Жопа") и "Бодун" (1991). Песни этого периода, в которых свежие и выразительные мелодические фразы легко соседствуют с элементами этнической музыки и импровизационными, почти джазовыми соло, и поныне составляют костяк репертуара АУКЦЫОНА. Вершиной этого этапа стал альбом "Птица" (1994), наиболее удачная и успешная во всех отношениях работа группы в 90-х. Альбом был издан во всех форматах под лэйблом фирмы Дядюшка Рекордз, которую создали музыканты АУКЦЫОНА и их западногерманский мэнеджер Кристоф Карстен.
К началу 90-х с группой прекратил работать Миллер, а в мае 1992 АУКЦЫОН покинул Весёлкин, решивший начать соло-карьеру. При поддержке Миллера он записал серию концептуальных альбомов, один из которых, "Невозможная любовь", был в 1991 издан фирмой FeeLee. Позднее он перебрался в Москву, где периодически выступает с сольными программами.
Ещё на рубеже 90-х, будучи в Париже, АУКЦЫОН познакомился с живущим там с конца 70-х поэтом, музыкантом и художником Алексеем Хвостенко (песни которого были широко популярны в Питере на протяжение двух десятилетий). Результатом их знакомства стали два совместных альбома - "Чайник вина" (1992), в котором прозвучали песни самого Хвостенко, и "Жилец вершин" (1995), сочинённый Хвостенко на стихи выдающегося поэта и реформатора языка Велимира Хлебникова. В записи последнего участвовали также живущий ныне на Западе известный джазовый саксофонист Анатолий Герасимов, а также питерские музыканты Олег Васильев (экс-СОЮЗ ЛМР, АЛИСА и т.д.), труба и Максим Коловский (р.17.08.72 в Ленинграде), туба. Последний вскоре после этого стал постоянным участником АУКЦЫОНА, в то время как в ноябре 1995 свой последний концерт с группой сыграл Матковский.
Во второй половине 90-х активность АУКЦЫОНА как единой группы заметно снизилась: в отсутствие нового альбома они продолжали гастролировать на на Западе с прежним репертуаром, а в 1996 после длительного перерыва совершили большой тур по России, завершением которого стали два концерта в клубе "Космонавт" в середине ноября, впервые в истории питерского рока транслировавшиеся через сеть Internet. В том же июне АУКЦЫОН сыграл на Питерском Рок-фестивале Театра DDT, а в следующем апреле на "Теле-Fuzze" питерского музыкального ежемесячника Fuzz.
В 1996 фирма SNC, которая в то время дистрибутировала альбомы АУКЦЫОНА, выпустила сборник их лучших песен; в 1997 питерский лэйбл Manchester Files переиздал на кассетах и компакт-дисках весь архив группы, добавив к их дискографии ранее имевшие хождение только в самиздате "Вернись в Сорренто" и "Д"Обсервер", запись их концерта в пулковской Обсерватории осенью 1986.
С ослаблением внутренних связей в составе АУКЦЫОНА участники группы вовсю занялись реализацией собственных творческих планов и сессионной работой. Следует отметить, что участники АУКЦЫОНА всегда охотно участвовали в чужих или дочерних музыкальных проектах: так, Рубанов и Литвинов вместе играли в ДЖУНГЛЯХ - первый из них, помимо того, сотрудничал с ансамблем Z и группой ПРЕОБРАЖЕНИЕ, а второй в АДДИС-АБЕБЕ, MARKSCHEIDER KUNST и УЛИЦАХ; Шавейников играл у Юрия Наумова, во ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ и ПРЕОБРАЖЕНИИ; Матковский выступал на V Фестивале Рок-клуба со своей супергруппой ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ICH, а впоследствии записал под этим именем серию альбомов минималистских гитарных инструменталов.
Весной 1997 Рубанов собрал собственную группу С.К.А. (СОЮЗ КОММЕРЧЕСКОГО АВАНГАРДА), с которой регулярно играл в питерских клубах и на фестивалях до весны 2001. В С.К.А. участвовал и Макс Коловский.
Фёдоров в 1996-1997 выступал и записывался с нижегородским автором и исполнителем Алексеем "Полковником" Хрыновым как гитарист его ОДНОПОЛЧАН. В 1997 он, неожиданно для многих, записал и выпустил первый соло-альбом "Четыресполовинойтонны", а также начал выступать с сольными концертами (иногда - под неформальным девизом "АУКЦЫОН без саксофона"), на которых к нему порой присоединялись и другие музыканты группы. Летом 1998 Фёдоров также дебютировал в роли продюсера, записав дебютный альбом популярной клубной группы ЛЕНИНГРАД.
В 1999 Фёдоров нашёл новых единомышленников в лице музыкантов ВОЛКОВТРИО (Владимир Волков, контрабас и Святослав Курашов, гитара), с которыми начал выступать на сцене и записываться. Как следствие, очередной альбом АУКЦЫОНА, выход которого поклонники терпеливо ожидали последние четыре года, опять оказался отложен, а на обложке изданного в мае 2000 альбома "Зимы не будет" (то же название носил вышедший предыдущей зимой макси-сингл с фрагментами будущей работы) было указано ФЁДОРОВ-ВОЛКОВ-КУРАШОВ. Помимо этого, на ещё одном сингле, "Небо напополам" (1999), свет увидел материал, записанный Фёдоровым в компании Леонида Сойбельмана из группы НЕ ЖДАЛИ.
В начале 2001 Фёдоров открыл собственный лэйбл Улитка Рекордз, первым продуктом которого стал его второй соло-альбом "Анабэна". Записанный с различными наборами музыкантов (Волков и Курашов, Сойбельман плюс часть АУКЦЫОНА, АУКЦЫОН с Волковым и Курашовым и т.д.) альбом представлял собой довольно пёстрый набор музыкальных этюдов и зарисовок, связанных общим настроением. Помимо песен Фёдорова на тексты Озерского в него вошёл номер в исполнении хора "Сирин", а также песня Анри Волохонского, спетая самим автором. Отдельно следует отметить оригинальный дизайн альбома - работу художника Артура Молева, успешно сотрудничавшего с АУКЦЫОНОМ в 90-х.
С весны 2001 в концертах Фёдорова принимает участие и третий музыкант ВОЛКОВТРИО перкуссионист Денис "Ринго" Сладкевич.
Ещё в 80-х АУКЦЫОН появлялся на кино- и телеэкранах - в художественной картине "Взломщик" (1986) и документальных лентах "Рок" (1987), "Half-Official" (Германия, 1987), "Давай рок-н-ролл!" (Германия, 1988) и т.п., однако, главной кинозвездой группы стал Олег Гаркуша, который снимался в эпизодических ролях в ряде фильмов, включая "Презумпцию невиновности" (1988) и "Хрусталёв, машину!" (1998). Помимо того, Гаркуша являлется автором двух поэтических сборников и книги воспоминаний "Старый пионер". Он периодически выступает с чтением своих стихов, а в июне 1998 выпустил соло-альбом "Гаркундель". В конце 90-х Гаркуша также сотрудничал с музыкальным магазином и клубом "Сайгон", а в 2000-2001 руководил клубом своего имени в кинотеатре "Спартак".
Carolyn Kaster/Associated Press
Второй раз часы, используемые в качестве измерения того, насколько мы близки к самоуничтожению, переместились на 30 секунд.
Совет ученых переместил Часы Судного Дня вперед на 30 секунд — до 23:58.
«Мы обеспокоены тем, что время на Часах Судного Дня, изменилось», — сказала Рейчел Бронсон, президент и главный исполнительный директор организации, во время пресс-конференции в Вашингтоне, округ Колумбия. «Осталось две минуты до полуночи».
Часы, впервые запущенные в 1947 году, предназначены для измерения того, насколько мы близки к разрушению мира. Это второй раз, когда часы приближаются к полуночи. Впервые это случилось в 1953 году, после того как США и Советский Союз испытали свои первые термоядерные бомбы.
Лоуренс Краусс, председатель совета, заявил: «Опасность ядерной катастрофы сейчас больше, чем во время «холодной войны».
В 2017 году стрелки часов были установлены за две с половиной минуты до полуночи. В то время в докладе говорилось: «Вероятность глобальной катастрофы очень высока, и действия, необходимые для снижения рисков катастрофы, должны быть приняты немедленно».
За последние несколько месяцев усилилась напряженность между США и Северной Кореей, что, по словам Бронсона, повлияло на изменение времени.
«Называть ядерное государство страшным — это значит занижать опасность и ее непосредственность», — сказал Бронсон.
Третьего января президент США Дональд Трамп ответил на замечание северокорейского лидера Ким Чен Ына, что у него на столе лежит ядерная кнопка: «Северокорейский лидер Ким Чен Ын заявил, что «Ядерная Кнопка» всегда будет на его столе. Кто-нибудь из его истощенной и голодной страны сообщите ему, что у меня тоже есть ядерная кнопка, но она намного больше и мощнее, чем у него, и моя кнопка работает!»
North Korean Leader Kim Jong Un just stated that the “Nuclear Button is on his desk at all times.” Will someone from his depleted and food starved regime please inform him that I too have a Nuclear Button, but it is a much bigger & more powerful one than his, and my Button works!
Несмотря на некоторое ослабление напряженности между Северной и Южной Кореей после того, как они согласились участвовать в зимних Олимпийских играх, есть опасения по поводу ядерных ракет Северной Кореи. Сообщается, что страна провела несколько испытаний своих ракет, причем последняя — способна доставить ядерную боеголовку в Северную Америку.
Группа ученых также указала на проблемы изменения климата и технологических инноваций, включая искусственный интеллект и кибер-угрозы, что повлияло на изменение времени.
Не только ядерные угрозы.
Сиван Карта, старший научный сотрудник Стокгольмского экологического института, подчеркнул озабоченность по поводу изменения климата, отметив, что в 1953 году был единственный раз, когда часы были так близко к полуночи, это вопрос даже не поднимался.
«С тех пор количество газов, которые мы выбрасываем в атмосферу, увеличилось в шесть раз. И, как следствие, Земля согрелась на один градус», — сказала Карта.
Он отметил сокращение ледяного покрова в Арктике, а также катастрофические события, такие как пожары в США и Канаде.
«Ядерная ситуация в этом году вызывает серьезную озабоченность, — сказал Краусс. «Мы чувствуем, что мир становится все более опасным».
нравится(0 ) не нравится(0 )
Больше 70 лет проект «предсказывает», как скоро произойдёт ядерная катастрофа. Но как именно это происходит?
В закладки
Стенд с Часами Судного дня - до полуночи осталось две условных минуты. Фото Getty
25 января стрелку Часов Судного дня на 30 секунд - это значит, что до начала ядерного катаклизма осталось две условных минуты. По крайней мере, так считают авторы проекта Чикагского университета «Бюллетень учёных-атомщиков». С 1947 года эти часы предсказывают, как близко человечество находится на грани вымирания из-за гипотетической ядерной войны. За это время стрелки часов переводили 24 раза, и к январю 2018 года они показывают рекордно опасное время.
Кто придумал Часы
Часы Судного дня стали ответом американского журнала «Бюллетень учёных-атомщиков» на атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки силами США под закат Второй мировой войны. Учредителем издания стал Евгений Рабинович - уроженец Санкт-Петербурга, переехавший из России в 1920 году. В 1945 году он подписал обращение к властям США с просьбой не сбрасывать ядерные бомбы на Японию.
Два года спустя, когда просьбы стали бессмысленными, а между СССР и западными странами началась Холодная война, руководство «Бюллетеня» создало Часы Судного дня. Среди создателей Часов присутствовали те, кто отвечал за Манхэттенский проект (программа США по разработке ядерного оружия). Суть проста - чем ближе минутная стрелка часов к полуночи, тем больше авторы проекта уверены в грядущей мировой катастрофе.
Кто настраивает Часы
На протяжении всей работы Часы Судного дня регулярно критиковали за хаотичность и несостоятельность. Однако авторы никогда не позиционировали проект как идеальный предсказатель катастрофы. Это скорее символ глобальных угроз и способ проинформировать мировое сообщество об опасности.
Для определения времени на Часах авторы учитывают следующие факторы: ядерная угроза, климатические изменения, биологическая безопасность человечества, биотерроризм и другие опасности, вроде кибервойн или искусственного интеллекта. Каждое объявление о переводе времени на Часах сопровождается большим отчётом специалистов о состоянии дел в мире.
Решение о переводе стрелок принимает совет директоров «Бюллетеня учёных-атомщиков» и приглашённые эксперты. Они ежегодно встречаются на закрытом совещании в ноябре и обсуждают мировые изменения. Никакой конкретной формулы, по которой отмеряют время, нет. Каждый раз специалисты (в основном это мужчины, отмечает The Verge) подходят к вопросу, основываясь на своих знаниях.
Как менялось время на Часах
За последние 10 лет время на Часах постепенно приближалось к полуночи. Отчасти это произошло из-за ухудшения отношений между США и Россией в начале 2000-х. Всего авторы переводили стрелки на Часах 24 раза. Вот самые значительные даты изменений:
- 1947 год - установка Часов, начало Холодной войны. До мировой катастрофы остаётся 7 минут;
- 1949 год - СССР испытал свою первую ядерную бомбу. До мировой катастрофы остаётся 3 минуты;
- 1953 год - СССР и США с разницей в девять месяцев испытали термоядерные бомбы. До мировой катастрофы остаётся 2 минуты;
- 1963 год - США и СССР подписали договор о запрещении испытаний ядерного оружия (это произошло после Карибского кризиса, который считается самым опасным моментом в истории человечества). До мировой катастрофы остаётся 12 минут;
- 1974 год - Индия испытала свою первую ядерную бомбу («Улыбающийся Будда»), отношения между сверхдержавами ухудшились. До мировой катастрофы остаётся 9 минут;
- 1984 год - война в Афганистане при участии СССР и США (они помогают разным сторонам) продолжается, Рональд Рейган усиливает агрессивную риторику против Советского Союза. До мировой катастрофы остаётся 3 минуты;
- 1991 год - Холодная война заканчивается в связи с распадом СССР, США подписывает договор о сокращении вооружения. До мировой катастрофы остаётся 17 минут (самое далёкое от полуночи положение Часов в истории);
- 2015 год - страны с ядерным вооружением игнорируют соглашения и не сокращают запасы, между США и Россией началась новая гонка вооружений, кризис между Россией и Украиной приводит к конфронтации Востока и Запада. До мировой катастрофы остаётся 3 минуты;
- 2018 год - Северная Корея продолжает проводить ядерные испытания, угроза климатических изменений растёт, конфронтация между США и Россией накаляется на фоне возможной кибервойны. До мировой катастрофы остаётся 2 минуты.
В чём цель Часов
В отчёте, выпущенном в январе 2018 года, специалисты «Бюллетеня» пояснили , что именно, по их мнению, нужно изменить для избежания мировой катастрофы. Главное из документа:
- Президент США Дональд Трамп должен прекратить открытую конфронтацию со своими оппонентами в Белом доме и договориться о сотрудничестве с ними;
- Правительство Китая должно перестать игнорировать агрессию КНДР и воспользоваться политическим влиянием в регионе для урегулирования напряжения;
- США должны снизить интерес к делам ближневосточных стран, особенно к Ирану;
- США и Россия должны остановить политическое противоборство и начать сокращение ядерных запасов;
- Мировые страны должны снизить количество выбросов углекислого газа в атмосферу Земли для избежания климатической катастрофы;
- Миру следует опасаться полноценного искусственного интеллекта, пока до конца не изучены его перспективы и опасности.
В разговоре с New Republic астрофизик и член совета директоров «Бюллетеня» Лоуренс Краусс признал , что Часы - это символ, а не точное мерило мировой опасности. По его словам, в будущем авторы проекта могут сжать изменения на Часах с минут до секунд, чтобы не искажать восприятие. Как считает автор нескольких научных книг по космологии, перемены в Часах и сопутствующий им отчёт должны не указывать людям на проблемы в мире, а показывать пути решения этих проблем.
«При виде этих Часов люди могут так сильно испугаться и впасть в депрессию, что не будут ничего делать. А могут разозлиться и сделать что-нибудь: проголосовать на выборах в первый раз, выйти на демонстрацию или писать прошения в правительство», - говорит Краусс.
Доводы учёного почти не отличаются от мнения Рабиновича, который основал «Бюллетень» больше 70 лет назад как символ протеста против ядерного оружия.
Часы Судного дня - это не способ фиксировать взлёты и падения в международной борьбе за власть, они должны отражать перемены в постоянной опасности, в которой человечество живёт в ядерный век.
Евгений Рабинович
Учредитель американского журнала «Бюллетень учёных-атомщиков».