Стимфалийские птицы кратко. Третий подвиг Геракла – Стимфалийские птицы. Как приступил к делу герой

Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц. Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твердой бронзы, и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них. Трудно было Гераклу выполнить это поручение Эврисфея. На помощь ему пришла воительница Афина-Паллада. Она дала Гераклу два медных тимпана, их выковал бог Гефест, и велела Гераклу встать на высоком холме у того леса, где гнездились стимфалийские птицы, и ударить в тимпаны; когда же птицы взлетят — перестрелять их из лука. Так и сделал Геракл. Взойдя на холм, он ударил в тимпаны, и поднялся такой оглушительный звон, что птицы громадной стаей взлетели над лесом и стали в ужасе кружиться над ним. Они дождем сыпали свои острые, как стрелы, перья на землю, но не попадали перья в стоявшего на холме Геракла. Схватил свой лук герой и стал разить птиц смертоносными стрелами. В страхе взвились за облака стимфалийские птицы и скрылись из глаз Геракла. Улетели птицы далеко за пределы Греции, на берега Эвксинского Понта, и больше никогда не возвращались в окрестности Стимфала. Так исполнил Геракл это поручение Эврисфея и вернулся в Тиринф, но тотчас же пришлось ему отправиться на еще более трудный подвиг.

Чтобы выполнить третье поручение царя Эврисфея, Геракл должен был изгнать из окрестностей города Стимфала чудовищных птиц, нападавших на людей и скот и уничтожавших посевы.

Этих птиц выкормил сам бог войны – Арес, поэтому они были особенно свирепы и сильны. У птиц были грозные бронзовые клювы и когти, но самым страшным оружием были их металлические перья, которые чудовища могли метать в своих жертв как стрелы.

Птицы вили свои гнёзда на озере Стимфал. Когда Геракл и его товарищ Иолай достигли озера, они увидели мрачную местность, покрытую густым лесом. В центре леса находилось Стимфалийское озеро. Оно сообщалось с подземными реками страны мёртвых, поэтому производило очень гнетущее впечатление и даже навело на героев лёгкий морок.

Сначала Геракл хотел перестрелять всех птиц из лука, но это было довольно сложно: птиц было слишком много, а перемещаться по болотистой местности ни пешком, ни в лодке было невозможно. Каким-то образом надо было прогнать птиц из густой чащи, служившей им укрытием. Тогда на помощь героям пришла Афина Паллада. Богиня принесла две трещотки, выкованные Гефестом, и посоветовала Гераклу встать на холме, который возвышался над лесом.

Геракл с Иолаем взошли на холм и подняли при помощи трещоток шум. Испуганные птицы покинули свои гнёзда, с криками начали носиться над лесом и сыпать свои смертоносные перья. Геракл и Иолай оставались на вершине холма, поэтому перья в них не попадали. Теперь, когда птицы вылетели из своего укрытия, ничто не мешало перестрелять их по одной из луков. Оставшихся в живых птиц удалось навсегда отогнать от Стимфала звуками всё тех же трещоток.

Птицы полетели к Чёрному морю. Некоторые древнегреческие авторы описывали дальнейшее нападение стимфалийских птиц на корабль аргонавтов. Путешественники спаслись от них, закрывшись щитами. Позже, когда аргонавты вышли на острове Дие, птицы снова попытались их атаковать, но герои прогнали чудовищ, подняв шум. Позже перья стимфалийских птиц использовала для своей ворожбы колдунья Медея.

Стимфалийские птицы: современные трактовки мифа

Город Стимфал – настоящий греческий город, расположенный рядом с одноимённым озером. Озеро периодически заболачивалось, от него начинали исходить зловонные испарения, а ходить вдоль топких берегов становилось просто опасно. Неудивительно, что древние греки стали ассоциировать озеро Стимфал с чем-то зловещим и демоническим.

По одной из версий предания о Геракле, птицы были дочерьми озера Стимфал и нимфы Орнаты («Птицы»). Облик же стимфалийских птиц несколько отличался от традиционного: это были существа в виде девушек с птичьими ногами. Любопытно, что в Стимфале существовал храм Артемиды, крыша которого была украшена похожими созданиями.

Многие историки и орнитологи пытались найти прототип стимфалийских птиц в мире живой природы. В трудах одного древнегреческого автора нашлось утверждение, что птицы-стимфалиды живут в аравийских пустынях. При этом стимфалиды описывались как крайне свирепые, но вполне реальные существа без металлических клювов и волшебных перьев. Некоторые считают, что в мифе про Геракла могли описываться:

  • колпицы – крупные болотные птицы с необычным клювом;
  • страусы, довольно распространённые в пустынных районах.

В более широком смысле современные исследователи трактуют миф о Геракле и стимфалийских птицах как борьбу разумного героя – сына верховного бога – и первобытного хаоса. Геракл одерживает победу над хтоническим злом не столько за счёт силы и ловкости, сколько благодаря хитрости и уму.

Лернейская Гидра

Когда Геракл принёс царю Эврисфею свой первый боевой трофей – голову огромного льва, царь подверг сомнению подвиг богатыря. А свидетели были? А! Не были. Значит, не можешь доказать, что это ты убил льва? Нет, брат. Так не пойдёт. Если хочешь попасть в книгу рекордов Гиннеса, то должен представить документальные доказательства своего подвига, да ещё и кучу свидетелей. Так что, дружок, даю тебе ещё один шанс. Иди и убей Лернейскую Гидру, что живёт в трёх километрах от города Лерны. Точный адрес узнай у моего секретаря.
А хитрый Эврисфей потому послал Геракла Гидру убить, что очень любил клюкву в сахаре. А клюква только на том болоте росла и больше нигде. А как завелась в том болоте ужасная Гидра, клюкву и перестали собирать. Кому ж охота, ради прихоти царской, помирать?
Пришлось Гераклу идти воевать Гидру. Нашел он её в огромном болоте в двух с половиной километрах от Лерны. Подошёл Геракл к раю болота и громко крикнул:
- Эй, Гидра-Мыдра! Вылезай! Силой будем мериться!
На его крик из болота высунулась огромная змеиная голова, размером с бочку. За ней – вторая. Следом – третья. Четвёртая. Пятая. Шестая. Седьмая. Восьмая. Девятая! Хоть Геракл считать и не умел, поскольку в школе не учился, но понял, что у Гидры голов много. Значит, предстоит нелегкая работёнка.
А все девять голов Гидры, как увидали Геракла, так и зашипели ужасным шипением, от одного звука которого можно помереть со страху:
- Так это ты, ничтожный человечишка! Это ты, Геракл, - убийца моего родного брата немейского льва! Сейчас я тебя разорву на мелкие кусочки!
- Посмотрим, кто кого одолеет, тварь болотная! – воскликнул богатырь.
Схватил Геракл палицу и ну давай лупить по гидриным головам. Бах! Бах! Бах! Бах! Бах! Бах! Бах! Бах! Бах! Все головы посшибал, да только видит, что на месте срубленных голов новые тут же выросли. Снова стал размахивать Геракл палицей. И снова отросли все головы у Гидры. Часа три воевал Геракл без передыху, да только никак не может победить Гидру. Да тут помог ему его друг Иолай, которого Геракл взял с собой в качестве свидетеля, чтоб можно было заявку на подвиг в книгу Гиннеса сделать. Пока Геракл палицей размахивал, притащил Иолай к болоту бочку с порохом, которую с собой прихватил, - на всякий случай. Вставил Иолай в бочку фитиль, поджог его, и бочку в болото бросил. И кричит другу: «Уноси ноги, Геракл! Сейчас, как долбанёт!» Еле-еле успел Геракл из болота вылезти.
Тут и рвануло. Разорвало гидру на тысячи кусочков, и раскидало эти кусочки по всей Греции. С тех пор в каждом болоте в Греции гидра сидит. Теперь вам понятно, почему в Греции клюквы нет? Теперь Греки клюкву в России покупают.
Разыскал Геракл в топком болоте пару отрубленных голов Гидры, и, в качестве трофея, принес их царю Еврисфею. А царь Еврисфей опять ему не верит. Ты что ж только две головы-то принёс? У Гидры их девять было. Да и свидетель у тебя только один, Я ж тебе говорил, что свидетелей целая куча должна быть. Так что, дружок, вот тебе ещё одно задание. Иди и перебей всех Стимфалийских птиц. Они житья не дают людям и животным. И никто не может с ними справиться. Вот ты и докажи, что сильнее всех!
А вы спросите: а куда же две головы гидрины делись? Правильно – туда же. На аукцион Сотбис.

И победы над Лернейской гидрой трусливый царь Эврисфей через глашатая Копрея возвестил ему третье задание. На Стимфалийском озере в пелопоннесской Аркадии завелись птицы – Геракл должен был перестрелять или прогнать их.

– Тут опять что-то таится, – сказал Геракл своему другу Иолаю, когда Копрей ушел, – Про Стимфалийских птиц (Стимфалидов) я слышал. Это – птицы-чудовища, много больше коршунов; их главная сила, однако, не в клюве и не в когтях, а в острых перьях, которые они мечут, словно стрелы. И все-таки я думаю, что настоящая опасность не в этом; а в чем – увидим.

Первые подвиги Геракла

– Это ты хорошо сказал, – ответил ему, смеясь, Иолай, – вижу, что этот раз ты уже не рассчитываешь, чтобы я без тебя остался здесь один. Итак, идем!

Стимфалийское озеро, место третьего подвига Геракла, лежало хотя и в Аркадии, но недалеко от аргосских владений Эврисфея. После двух дней странствий по горным тропинкам Геракл и Иолай были уже там. Озеро наполняло собою дно мрачной котловины; питаясь водой ручьев, стекавших с окружающих гор, оно само посылало излишек своей воды через недоступную пещеру под землю, в царство теней Аида . Рядом с пещерой находилась роща черных тополей; здесь, очевидно, было местопребывание чудовищных Стимфалийских птиц. Изготовившийся к третьему подвигу Геракл и сопровождавший его Иолай с утра засели на противоположном берегу, держа свои луки наготове; но птицы не показывались. Озеро расстилалось совершенно гладкой, зеркальной поверхностью у их ног; какая-то вяжущая тишина лежала на нем и на всей природе вокруг. У Геракла дух спирало.

– Не понимаю, что со мной творится, – сказал он Иолаю, сидевшему за ним и подальше от воды. – Точно отравленная мгла преисподней, выдыхаемая этой пещерой, ползет по поверхности Стимфалийского озера, взбирается на берег, вливается в мои члены. Здесь я предвкушаю узы и жуть подземного царства!

Мгла преисподней все гуще и гуще вливалась Гераклу в тело; его щеки горели, его жилы дрожали, его голос обрывался. Ноги и руки у него отнялись совсем; он уже не был в состоянии ни схватить лук, ни встать с места.

И тогда с тополевой рощи поднялась громадная черная тень птицы, за ней другая, третья, много. Длинной вереницей скользнули они по воздушному пути над озерной мглой, заслоняя солнце, и стали приближаться к Гераклу и его другу. Те не шевелились. Еще минута – и град стрел посыпался бы с чудовищных крыльев Стимфалийских птиц, навеки хороня обоих друзей в отравленной тишине.

Вдруг какой-то предмет звякнул, падая на землю рядом с Иолаем. Точно проснувшись от этого звука, он поднял его.

– Погремушка! – крикнул он.

И он стал неистово ее трясти. Геракл тоже встрепенулся, его оцепенение мгновенно прошло. Герой ясно осознал, что момент совершить третий славный подвиг настал. Схватив свой лук, Геракл выстрелил в первую чудовищную птицу – раздался пронзительный крик, и она, упав, потонула в пучине. За ней последовала другая, третья; Иолай тоже вспомнил о своем луке. Вдвоем работа пошла быстро. Стимфалийские птицы отвечали, но их пернатые стрелы не долетали до друзей или же беспомощно отскакивали от шкуры немейского льва , в которую закутался Геракл.

Геракл и Стимфалийские птицы. Статуя А. Бурделя, 1909

Вскоре воздух был чист, а солнце по-прежнему заливало поверхность уже не дремлющего, а бушующего и кипящего озера. Часть Стимфалийских птиц погибла от стрел Геракла и Иолая, а остальные в ужасе улетели за пределы Эллады, к берегам Понта Эвксинского (Чёрного моря).

– Уйдем скорее, – сказал Геракл, – чтобы нас опять не заволокло ядовитой мглой Стифалийского озера. Слава Афине Палладе ! Не иначе как она помогла нам совершить третий подвиг и послала эту спасительницу – погремушку. Уйдем, уйдем поскорее!

Стимфалийские птицы были последним остатком от эпохи чудовищ в Пелопоннесе. После совершения третьего подвига Геракла вся эта область была очищена от древних ужасных созданий, враждебных людям.

В греческой мифологии чудовищные птицы с медными клювами, когтями и перьями, последние они метали как стрелы. Победа над стимфалийскими птицами была шестым подвигом Геракла. Аполлодор говорит: «В области города Стимфала в Аркадии находилось болото, называвшееся Стимфалийским, окруженное густым лесом. В этот лес слеталось бесчисленное множество птиц, спасаясь от волков. Когда Геракл оказался в затруднении, не зная, как выгнать птиц из этого леса, Афина дала ему медные погремушки, полученные ею от Гефеста. Геракл, сев под горой, расположенной поблизости от болота, стал ударять в эти погремушки и напугал птиц, которые не выносили шума и в страхе взлетали. Действуя таким способом, Геракл их всех перестрелял».

Р. Грейвс добавляет к описанию наружности стимфалийских птиц: «Стимфалийские птицы были размером с журавля и очень напоминали ибисов, если не считать, что своим клювом они могли пробить металлический нагрудник и он не был у них загнут. Они также водились в Арабской пустыне и наводили больше страха, чем львы и леопарды, когда камнем падали человеку на грудь, пронзая ее клювом. Арабские охотники научились изготавливать защитные нагрудники, плетенные из лыка, в которых застревали смертоносные клювы, и человек мог свернуть голову напавшей на него птице… По некоторым свидетельствам, стимфалийские птицы были женщинами… которых Геракл убил за то, что они отказали ему в гостеприимстве».

Стриги (стринги)

В римской мифологии ведьмы, потомки гарпий, нападавшие ночами на младенцев в облике сов‑сипух. Овидий в «Фастах» говорит:

Хищных порода есть птиц, не тех, что томили Финея

Голодом жутким, но тех, что происходят от них:

Головы их велики, очи зорки, а клюв беспощаден,

В крыльях видна седина, крючьями когти торчат.

Ночью летают, хватают детей в пеленах колыбельных

И оскверняют тела этих младенцев грудных.

Клювами щиплют они, говорят, ребячьи утробы

И наполняют себе выпитой кровью зобы.

Впрочем, Петроний в «Сатириконе» утверждает, что стриги всего‑навсего подменяют младенцев, оставляя родителям соломенные чучела: «…помер у самого у нашего наперсничек – жемчужинка, и умница, и все что хотите. Как, значит, по нем мать‑то бедняжка заголосила, да и многие из наших тогда пригорюнились, а ведьмы как начали – словно собаки по зайцу гонять… Только мать захотела мертвенького сынишку обнять, тронула – а там, видит, чучело соломенное лежит! Ни тебе сердца у него, ни кишок, ничегошеньки! Видно, ребенка‑то ведьмы сцапали да заместо него куклу соломенную подсунули».

СФИНКС

Олицетворение тайны, сокровенной мудрости, символ оккультных наук. По греческому мифу, Сфинкс (Сфинга) – чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной. У Сфинкс тело льва, птичьи крылья, а грудь и голова – женские. Богиня Гера наслала Сфинкс на Фивы. Чудовище расположилось на горе близ города и каждому, кто проходил мимо, задавало свою загадку – «Какое из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не сумевших отгадать Сфинкс убивала. Единственным, кто смог ответить на ее вопрос, оказался Эдип. Сфинкс пришла в ярость, бросилась в пропасть и разбилась.

В ранней версии мифа чудовище звали Фикс. Павсаний сообщает: «Если идти дальше, то будет гора, откуда, говорят, Фикс делала нападение и губила тех, кто попадал в ее руки и кому она задавала свою смертоносную загадку. Другие же говорят, что она блуждала по морям, как морская разбойница, с войском и флотом… и, захватив гору, занималась разбоем, пока ее не уничтожил Эдип, подавив многочисленностью войска, с которым он пришел из Коринфа».

Победа Эдипа над Сфинкс трактуется как торжество мужского начала над женской жадностью и «ужасной матерью» (в терминологии К.Г. Юнга).

ТАВРОБОЛИИ

Религиозный обряд малоазийского происхождения: участник обряда стоял в яме, а над его головой убивали быка. Этот обряд был призван очистить человека от грехов и способствовать его возрождению к новой жизни.

ТАММУЗ (ДУМУЗИ)

Переднеазиатское божество плодородия, бог‑пастух, умирающий и воскресающий бог.

Культ Таммуза получил распространение в сиро‑палестинском регионе. Согласно Библии (Иезек. 8, 14), у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза.

В Греции и Риме Таммуз отождествлялся с Адонисом.

ТАНАТОС (ФАНАТ)

Греческое божество смерти. Хитрому Сисифу, по мифу, удалось заковать Танатос и продержать в плену несколько лет, в течение которых люди перестали умирать.

ТАРКВИНИИ

Двое римских царей из этрусского аристократического рода – Тарквиний Приск и Тарквиний Гордый. Первый одержал победу над сабинянами и латинами, построил в Риме храм Юпитера и Большой цирк, а второй «прославился» жестокостью своего правления: его сын, по Ливию, насильно овладел добродетельной Лукрецией, что привело к изгнанию Тарквиния из Рима и низвержению царской власти.

ТАРПЕЯ

В римской традиции дочь Спурия Тарпея, которому во время войны Ромула с сабинянами была вверена оборона римской цитадели в Капитолии. Царь сабинян Тит Таций, подкупив Тарпею обещанием дать ей то, что сабинские воины носили на руке (золотые браслеты и кольца), уговорил ее отворить ему ворота крепости. Ромул приказал сбросить Тарпею со скалы, получившей название Тарпейской. С этой скалы потом сбрасывали виновных в наиболее тяжких преступлениях.

ТАРТАР

В греческой мифологии мрачная бездна в глубине земли, находящаяся от поверхности на таком же расстоянии, на каком земля находится от неба. Тартар окружен медными стенами и огненной рекой Пирифлегетон; его считали нижней областью царства мертвых. В Тартаре томились Кронос и другие титаны.

ТЕЛЕМАХ (ТЕЛЕМАК)

В греческой традиции сын Одиссея и Пенелопы. По Гигину, после гибели Одиссея Телемах попал к волшебнице Кирке и женился на ней. От этого брака родился Латин, эпоним латинян в Италии.

ТЕЛЕПИНУС (ТЕЛЕПИНУ, ТАЛИПИНУ)

В хеттской и хаттской мифологии бог плодородия, сын бога грозы и богини‑матери, главный персонаж цикла мифов об исчезающем и возвращающемся боге. Исчезновение Телепинуса связывается с его гневом. С уходом Телепинуса из дома очаги окутывает дым, домашний скот перестает приносить потомство, начинается засуха, в полях не растут злаки. Богиня Камрусепа, совершив обряд заклинания, смягчает гнев Телепинуса, и бог возвращается, принося с собой плодородие.

ТЕЛЛУС (ТЕРРА МАТЕР)

Римская богиня земли и ее производительных сил. Призывалась понтификами вместе с Теллумоном, Альтором (кормильцем) и Рузором (возобновляющим плоды земли). Теллус и Церере посвящался праздник, когда во имя защиты зимних посевов фламин приносил богиням жертву, призывая двенадцать богов, ведавших отдельными этапами работы хлебопашца. Перед жатвой обеим богиням приносили в жертву свинью, что имело целью искупить возможные нарушения каких‑либо религиозных запретов.

Теллус призывалась и при заключении браков. Как богине подземного мира ей приносилась очистительная жертва семьей, член которой умирал; ее, как и манов, призывали, обрекая врагов подземным богам.

Похожие публикации