Создаем эффект двойной экспозиции. Создаем стильный эффект двойной экспозиции в фотошоп

by Konstantin Naumov

Что такое мультиэкспозиция? Это объединение двух или нескольких кадров в один. Прием в фотографии, который начался с ошибки и получил со временем широкое распространение среди фотографов и применяется для создания художественной современной фотографии.

В данном кратком руководстве мы объясним как правильно использовать эффект мультиэкспозиции и что делать, если камера не поддерживает функцию двойной экспозиции?


by Andrea Cisneros

При использовании пленочных камер возникновение двойной экспозиции чаще всего происходило из-за неосторожности фотографа, которая приводила к двойному воздействию на один и тот же кусок пленки. Но несомненная художественность некоторых полученных случайно кадров привела к тому, что направление мультиэкспозиции в фотографии стали развивать и использовали с уверенностью самые именитые фотографы. Например, Сара Мун .


Некоторые современные цифровые камеры оснащены функцией двойной и более экспозиции. Чтобы создать мультифото, достаточно переключиться в настройках камеры. Тем не менее, для создания правильной мультиэкспозиционной фотографии необходимо знать некоторые нюансы.

При наложении одного кадра на другой, необходимо стремиться совместить темные и светлые части снимка таким образом, чтобы самые светлые пятна одного кадра приходились на самые темные фрагменты другого.


Рассчитывайте правильно общую экспозицию снимка. Если для получения правильно экспонированной фотографии при ваших условиях необходима экспозиция для первого и второго кадров 1/60 при f=8, каждое изображение должно быть снято с недоэкспонированием в 1 ступень.

Второй кадр желательно снимать с теми же настройками, что и первый. Но, если условия освещения у второго снимка другие, то естественно следует поменять и экспопару, а также не забыть сделать кадр на недоэкспонированным.


Что делать, если камера не предполагает функцию мультиэкспозиции?

Поможет обычный редактор. Использование редактора предполагает даже больше контроля при комбинировании фотографий, хотя и некоторым образом убирает спонтанность и неожиданную фантазийность полученного результата. Редактирование в фотошопе становится техническим делом и каким бы ни был мастер, у снимка исчезает определенный флер, который состоит из тех маленьких недостатков и случайностей, которые делают снимок фотографией, а не рисунком.


При использовании постобработки в редакторе нет необходимости изначально снимать два или более кадров одновременно. У фотографа появляется возможность комбинировать фотографии, снятые в разное время.

Необходимо открыть одно изображение, второе копируется и вставляется на новый слой в рабочем пространстве первого изображения. Затем с помощью широкого спектра инструментов фотограф смешивает два изображения вместе до получения нужного эффекта. Можно изменять "прозрачность" или "непрозрачность" слоев, "умножать", использовать "мягкий свет", Hard Mix или "исключение" - и это только несколько из многих режимов наложения, с которыми стоит экспериментировать. Каждый дает очень разные результаты с подходящими картинками.

Однако даже такая кажущая легкость обработки не снимает ответственности в правильном расположении темных и светлых участков кадров. Темное должно быть под светлым, а не наоборот.


Есть ли у мультиэкспозиции какое-то иное, нехудожественное применение?

Многие из лучших подводных фотографий сделаны с помощью двойной экспозиции. Одним кадром делается крупный план морского существа со вспышкой. При этом из-за глубины выглядит черным или очень темным. Но достаточно объединить полученную фотографию со снимком, сделанным на мелководье, итоговое изображение будет выглядеть более естественно.


by Thomas Conrad (T.C.)

Двойную экспозицию также применяют для усиления глубины резкости и получения фотографии в интерьере, где используется разный свет.

Несколько подсказок для того, чтобы получить мультиэкспозиционный кадр

  • Используйте два кадра, один из которых с мелкой текстурой, а на втором объект съемки крупным планом.

by Tanja Ghirardini

  • Интересные кадры можно получить, если изначально снимать студийные портреты, как крупноплановые, так и полноростовые, а затем, перемотав пленку заново, - отправиться фотографировать полевые цветы, ландшафты или текстуры.

  • Смешивание цветов позволит получить интересные эффекты на снимках. Также можно совмещать картинки, сделанные разными объективами - например, портретником и широкоформатным.
  • Прекрасным вариантом будет совмещение с облачным небом или неспокойной поверхностью моря.

by Duncan Howsley

Не останавливайтесь на очевидном. Используйте для начала два кадра для совмещения. Вам может понравиться абстракция получаемых снимков и вы сможете уже с большей уверенностью совмещать большее их количество, чтобы в итоге стать автором самой абстрактной и самой необычной художественной фотографии.

Двойная экспозиция - это творческая техника фотографирования, где два разных изображения объединяются в один кадр.

Этот эффект также известен как мультиэкспозиця (в зависимости от конечного количества изображений, наложенных друг на друга), вы можете сделать эти фотографии в камере - без навыков работы в Photoshop. Вот вам руководство к тому, как начать работу с этой техникой, используя цифровую зеркальную камеру с режимом многократного экспонирования. Этот режим поддерживается камерами Nikon D800 и Canon 5D Mark III.

Вы не уверены в том, имеет ли ваша камера режим мультиэкспозиции? Проверьте руководство или задайте поиск в интернете, чтобы узнать это.

Создание силуэтов.

Возможно, вы видели фотографии, где силуэт содержит шаблон внутри себя. Это лишь один из примеров двойной или мульти-экспозиции.

Вам понадобится:

  • Цифровая камера с режимом многократного экспонирования.
  • Силуэт в качестве базового образа.
  • Заполнение для силуэта
В этом примере я покажу вам, как это сделать с помощью камеры Canon.

Во-первых, найдите тему. Это может быть человек или любой другой объект. Наиболее важной частью является - иметь определенный план.

Как и в любом силуэте, постарайтесь расположить объект в кадре так, чтобы он сильно затенялся относительно фона, чтобы достичь максимально лучшего эффекта. Это может быть небо, или даже белая стена - она может помочь в пасмурные дни.


Силуэт получится лучше, если есть сильный источник света, идущий из-за объекта съемки.

Если вы удовлетворены силуэтом, который вы сняли, войдите в режим многократного экспонирования. В на экране 5D Mark III, нажмите значок кисточки и прокрутите к опции многократного экспонирования.



Переключатель переведите в положение "Вкл: Func/Ctrl". Оставьте остальные настройки без изменений по умолчанию. Вы также можете выбрать сохранение всех изображений отдельно, если позже вам нужно будет повторить процесс с разными значениями выдержки.



Перейдите к "Выбор изображения для мультиэкспо" и выберите силуэт, ранее снятый с помощью кнопки "Установить" (Set). Подтверждение этого выбора вернёт вас обратно в меню многократной экспозиции.

Самый простой способ составить готовую фотографию - это использовать живое отображение. Включите его и вы увидите, как силуэт наложится на дисплей.

Теперь начинается самое интересное. Найдите шаблон для фона силуэта - это могут быть деревья или цветы, или вообще всё, что угодно. Единственным ограничением будет ваше воображение.



Как правило, желательно немного недодержать этот второй снимок от того, что вам указывает счетчик (или использовать компенсацию экспозиции, если вы находитесь в режиме "Программа"). Это потому, что по умолчанию остался параметр "Примесь" (Additive) в качестве режима наложения, который сочетает в себе экспозицию обоих изображений.

Получите второе изображение, дайте камере некоторое время для обработки и вуаля - ваш силуэт в многократной экспозиции готов.



Как и во всех фотографических методах, этот приём требует некоторого времени для освоения и получения приемлемых результатов. Вы можете поэкспериментировать с позиционированием заливки в силуэте.

Посмотрите примеры работ фотографа, который одним из первых начал применять такую технику - Дэн Маунтфорд .

Кратность: клонирование себя.

Ещё один способ поэкспериментировать с многократной экспозицией в камере - это клонировать какой-нибудь предмет (или себя).

Вам понадобится:

  • Камера с режимом многократного экспонирования.
  • Штатив.
  • Объект фотографии. Или использование себя в качестве объекта, но тогда вам понадобится пульт дистанционного управления.
Установите камеру на штатив, подготовьте объект съёмки и сделайте снимок.

Если используете Nikon, включите мультиэкспозицию. Нажмите кнопку меню, а затем найти мультиэкспозицию в меню съемки. Включите её и выберите одну фотографию. Выберите количество кадров, которые вы хотите объединить в конечной фотографии. Если вы хотите три клона, выберите три фотографии.



Включите автоматическое усиление, так чтобы кадры выравнивались по последнему снимку, а не суммировались.

Установите объект в первой позиции и сделайте снимок. Вы можете сами встать в кадр, но вам нужно будет либо попросить кого-то, чтобы нажать кнопку затвора, либо использовать пульт дистанционного управления. Измените положение объекта и повторите процесс нужное количество раз, а камера сама автоматически объединит их в готовом снимке.

В зависимости от объекта и фона, вы можете обнаружить, что объект частично получился призрачным. Без помощи программы редактирования, такой как Photoshop, может быть затруднительно получить хороший результат, где предметы окрашены равномерно, но есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить результаты в самой камере.

Если вы используете Nikon, выключите "Активную D-подсветку". Выберите более тёмный фон, а не снимайте на улице. Чёрный фон даёт наилучшие результаты. Вы также можете увеличить количество света на объекте, используя вспышку. В противном случае настройте экспозицию так, чтобы объектив собирал больше света, открывая диафрагму или повышая ISO.



Помните, вы можете применить эти методы с любой фотокамерой, которая имеет режим мультиэкспозиции. Способ (и название пунктов в меню камеры) может немного отличается от модели к модели, но общий принцип один и тот же. Начните экспериментировать и весело проведите время за творческой фотографией.

Вы, должно быть, уже видели интересный эффект наложения двух или более фотографий на обложках альбомов, журналов, рекламы. В этом уроке мы создадим такой эффект двойной экспозиции в Фотошопе с помощью режимов наложения и маски.

В фотографии и кинематографе многократное наложение – это комбинация двух или более экспозиций с целью создания единого изображения. Эта приём, при котором затвор камеры открывается более одного раза, чтобы осветить плёнку несколько раз. К счастью, современные средства позволяют создать такой эффект только с помощью программного обеспечения.

1. Подготовка фотографии

Шаг 1

Основой для эффекта будет фотография молодого человека с сайта Stockvault.net. Вы можете использовать и свою фотографию, только убедитесь, что задний план имеет нейтральный цвет, и на нём отсутствует большое количество мелких деталей, которые создадут шум, например, трава, листва и т.д.

Инструментом Кадрирование (

",this,event,"320px");">Crop Tool) обрежьте фотографию:

Шаг 2

Сейчас мы осветлим фотографию и повысим контрастность. Откройте коррекцию Уровни ( ",this,event,"320px");">Levels). Передвиньте ползунок света (белый) влево, чтобы осветлить изображение. Ползунок теней (чёрный) переместите вправо, чтобы повысить контрастность. Либо введите конкретные значения в поля.

Шаг 3

Сейчас мы восстановим ухо парня. Выберите инструмент Точечная восстанавливающая кисть ( ",this,event,"320px");">Spot Healing Brush Tool) и замажьте пятно (или дырку) на мочке.

Шаг 4

Теперь мы удалим фон. Так как в нашем случае он однотонный, то это будет сделать очень просто. Выберите инструмент Волшебная палочка ( ",this,event,"320px");">Magic Wand Tool) и кликните на серой области. Инвертируйте выделение ( ",this,event,"320px");">Select – Inverse).

Шаг 5

На верхней панели нажмите на кнопку Уточнить край (Refine Edge). В открывшемся окне можно изменить Вид (View), чтобы выделенный объект находился на чёрном, белом, прозрачном и других фонах, это облегчит Вам работу с краями выделенной области.

Увеличьте Радиус (Radius) до 1,5, чтобы сделать края менее грубыми, проявив больше деталей, таких как отдельные волоски. Установите Выход (Output To) на Новый слой со слой-маской (New Layer with Layer Mask). После окончания работы у Вас появится новый слой с маской, которая скроет всё, от чего мы сейчас избавимся.

Поэкспериментируйте с другими настройками, чтобы сгладить края. Функция Уточнить край очень удобна, когда Вы работаете со сложными объектами или фоном. В нашем случае требуются лишь небольшие изменения.

Шаг 6

Создайте новый слой под слоем, на который был вырезан человек. Залейте его нейтральным цветом (#dcdbd9) при помощи инструмента Заливка ( ",this,event,"320px");">Paint Bucket Tool).

2. Создание эффекта двойной экспозиции

Шаг 1

Сейчас нам понадобится вторая фотография. Это можно быть что угодно: красивый цветок, городской ландшафт, что-то абстрактное и т.д. Для урока было заранее выбрано монохромная фотография леса , сделанная фотографом Samuel Rohl.

Шаг 2

Вставьте фотографию леса в наш документ поверх человека. Выделите маску слоя с человеком (удерживая Ctrl, кликните на маске).

Шаг 3

К слою с лесом добавьте маску ( ",this,event,"320px");">Layer Mask), чтобы скрыть всё, что находится за пределами выделения. Если Вы кликните на иконке цепочки между миниатюрой слоя и маски, связь между слоем ними будет разорвана. Это позволит Вам вращать и перемещать изображение в пределах маски, не изменяя положение слоя.

Шаг 4

Создайте копию слоя с человеком (Ctrl + J) и расположите её над слоем леса.

Обесцветьте слой (Ctrl + Shift + U).

Шаг 5

Откройте коррекцию Уровни ( ",this,event,"320px");">Levels) и сдвиньте точку чёрного. Затем откройте коррекцию Цветовой тон/Насыщенность ( ",this,event,"320px");">Hue/Saturation), включите функцию Тонировать (Colorize), чтобы изменить диапазон цветов, и настройте всё, как показано на скриншоте.

Шаг 6

Кликните правой кнопкой мыши на маске верхнего слоя и выберите пункт Применить слой-маску (Apply ",this,event,"320px");">Layer Mask). Установите режим наложения Осветление ( ",this,event,"320px");">Blending Mode – Screen).

Эффект двойной экспозиции начинает проявляться. Нам осталось внести ещё несколько небольших изменений.

Шаг 7

Давайте сделаем эффект более сюрреалистичным, изменив голову человека. Выберите инструмент Кисть ( ",this,event,"320px");">Brush Tool): Airbrush Soft Round 17. Настройки кисти можно изменить на панели кистей (F5).

Перейдите на маску слоя леса и белым цветом закрасьте верхний край головы. Края кисти заденут верхушки деревьев и сделают их менее яркими. В результате всё будет выглядеть так, будто деревья растут из головы человека.

Шаг 8

Некоторые участки выглядят слишком шумно, например, область глаз. Сейчас мы её почистим.

Создайте новый слой под обесцвеченным слоем человека. Выберите кисть цветом #2f2c35. Этот цвет можно определить пипеткой на волосах.

Закрасьте область глаз. Чтобы не выйти за пределы головы, выделите маску слоя.

Шаг 9

К слою с обесцвеченным портретом добавьте маску и чёрной кистью сотрите шею, чтобы в этом месте стали видны деревья.

Обычно эффект двойной экспозиции применяют фотографы, при этом ничего не используя, кроме своего фотоаппарата, с помощью которого они объединяют две различные фотографии, чтобы создать абстрактное и сюрреалистичное изображение. Тем не менее, мы также можем воспроизвести данный эффект в программе Photoshop, что даст нам дополнительные возможности для проведения коррекции и создания эффекта. Выполняя пошагово данный урок, вы самостоятельно создадите эффект двойной экспозиции. Мы совместим вместе две фотографии, используя обтравочные маски и технику работы с масками.

Эффект двойной экспозиции популярен не только среди фотографов, эту технику могут использовать художники и дизайнеры для создания красивых абстрактных картин. Вы можете увидеть данный эффект в реальности на обложках альбомов, а также когда начинают идти титры популярных ТВ сериалов. Сегодня мы сфокусируемся над имитацией традиционного эффекта в программе Photoshop. Это относительно простой процесс, тем не менее, конечный результат в большинстве случаев будет зависеть от того, насколько хорошо две исходные фотографии дополняют друг друга. Для вдохновения, вы можете посмотреть работы с эффектом двойной экспозиции на сайте Pinterest .

Итоговый результат

Самая распространённая комбинация фотографий - это портрет + сцена с природой, поэтому, я подобрал отличные изображения на стоковых ресурсах. Вначале, я подобрал женский профиль на сайте Stockvault.net. Постарайтесь подобрать портрет с чистым задним фоном, в противном случае, вам будет сложно выделить объект. Второе изображение, которое я подобрал на сайте Unsplash.com - это красивый пейзаж. Одно из преимуществ создания данного эффекта в программе Photoshop - это то, что вы можете экспериментировать с различными изображениями, чтобы подобрать наиболее подходящие друг к другу изображения, поэтому, скачайте несколько исходных изображений, чтобы увидеть, какое из них подходит друг к другу наилучшим образом!

Шаг 1

Вначале выделите объект на исходном изображении. С помощью инструмента Перо (Pen tool), создайте контур вокруг женского профиля.

Шаг 2

Грубо обведите контур вокруг волос модели, углубляясь на несколько пикселей женского профиля, чтобы избежать выделения заднего фона между волосками.

Шаг 3

Создайте контур вокруг изображение модели, замкнув контур на исходной точке. Щёлкните правой кнопкой по созданному контуру и в появившемся окне, выберите опцию Образовать выделенную область (Make Selection), далее, установите Радиус растушёвки (Feather Radius) 0,5рх.

Шаг 4

Теперь давайте поработаем над коррекцией созданной грубой линией контура вокруг волос модели. Итак, идём Выделение - Уточнить край (Select > Refine Edge) и в появившемся окне настроек, измените радиус Определения краёв (Edge Detection Radius), включая настройку Сдвига края (Shift Edge), чтобы преобразовать контурную линию в активное выделение.

Шаг 5

Расширение краёв выделенной области, также добавит фрагменты заднего фона вокруг лица модели. Выберите инструмент Удалить уточнения (Erase Refinements Tool), это иконка с кистью в настройках инструмента Уточнить край (Refine Edge), а затем с помощью данного инструмента, прокрасьте поверх каких-либо нежелательных участков заднего фона.

Шаг 6

Поменяйте кисть на инструмент Уточнить радиус (Refine Radius tool). Далее, с помощью данного инструмента, прокрасьте вокруг контурной линии волос, чтобы захватить любые волоски, которые ещё не вошли в контур выделенной области.

Примечание переводчика: В настройках инструмента Уточнить край (Refine Edge) имеется две кисти, Уточнить радиус (Refine Radius Tool) и Удалить уточнения (Erase Refinements Tool).

Шаг 7

Скопируйте созданное выделение, а затем вклейте на новый слой. Создайте новый слой ниже слоя с выделенным женским профилем, залейте этот слой белым цветом, чтобы отделить портрет модели.

Шаг 8

Откройте стоковое изображение с пейзажем, переместите данное изображение на наш рабочий документ, расположив слой с пейзажем поверх всех остальных слоёв. Удерживая клавишу Ctrl+щёлкните по миниатюре слоя с выделенным портретом модели, чтобы загрузить активное выделение вокруг изображения модели. Далее, добавьте слой-маску к слою с пейзажем, чтобы выделить пейзаж по контуру портрета.

Шаг 9

Отмените связь между миниатюрой слоя и миниатюрой слой-маски. (Примечание переводчика: щёлкните мышкой по звеньям цепи между миниатюрами). Данное действие позволит перемещать и масштабировать изображение пейзажа независимо от своей слой-маски, поэтому, маска останется в прежнем положении, в то время, как мы подберём наилучшую композицию для нашего эффекта, трансформируя пейзаж.

Шаг 10

Продублируйте слой с выделенным портретом модели. Переместите дубликат слоя наверх, расположив поверх всех слоёв. Далее, примените коррекцию Уровни (Levels), идём Изображение - Коррекция - Уровни (Image > Adjustments > Levels). Начните затемнять изображение, смещая бегунки Входных и Выходных значений (Input and Output levels).

Шаг 11

Поменяйте режим наложения для дубликата слоя на Осветление (Screen), чтобы затемнённые участки женского профиля стали прозрачными. Изображение, которое мы затемнили Уровнями (Levels), стало похоже на полупрозрачное приведение, это можно исправить с помощью коррекции непрозрачности слоя.

Шаг 12

Добавьте слой-маску к слою с полупрозрачным портретом похожим на приведение и с помощью большой мягкой кисти чёрного цвета, прокрасьте отдельные участки для совмещения. Прокрашивая чёрной кистью на слой-маске, мы скрываем участки портрета, в то время, как прокрашивание белой кистью восстанавливает скрытые участки.

Шаг 13

Отберите образец светлого оттенка с изображения, а затем замените белый задний фон на оттенок, который вы отобрали.

Примечание переводчика: с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper), отберите образец оттенка. Далее, перейдите на слой с белой заливкой, чтобы выполнить заливку.

Шаг 14

Отдельная часть силуэта изображения имеет странную форму в верхней части головы, где мы проводили коррекцию выделения, однако, это можно исправить путём отбора цветового оттенка с заднего фона и прокрашивания мягкой кистью на новом слое.

Примечание переводчика: автор создаёт новый слой поверх слоя с заливкой (Шаг 13), далее, автор подбирает образец цветового оттенка, чтобы совместить верхнюю часть с задним фоном и прокрашивает мягкой кистью. Если ещё есть участки, которые необходимо исправить, кроме верхней части изображения, то также используйте мягкую кисть.

Шаг 15

Добавьте новый корректирующий слой Чёрно-белый (Black & White) поверх всех остальных слоёв, чтобы скрыть краски изображения. Уменьшите непрозрачность данного корректирующего слоя до, примерно, 30%.

Шаг 16

Шаг 17

В заключение, добавьте корректирующий слой Карта градиента (Gradient Map), чтобы создать стиль раздельных тонов. Я использовал светло-бежевый оттенок #e2d9d1 для световых бликов, приглушённый коричневый оттенок #52463b для средних тонов и тёмно-синий оттенок #0e1133 для теней. Поменяйте режим наложения для данного корректирующего слоя Карта градиента (Gradient Map) на Цветность (Color).

Итоговое изображение представляет эффект двойной экспозиции и отлично смотрится с дополнительными корректирующими слоями. Чёткие линии силуэта реально выделяются от заднего фона в то время, как дополнительный слой с нежным полупрозрачным портретом дополняет детали лица. В отличие от традиционной техники использования фотоаппарата, данную картину всё же можно изменить и скорректировать, что позволяет экспериментировать с различными комбинациями задних фонов и видеть результат в течение всей вашей работы над картиной.

Надеюсь, что вам понравился данный урок.

Может вы видели подобный оригинальный эффект у кого-то в инстаграме, когда человеческий силуэт соединяется с таинственным лесом или бескрайним океаном? Если вы хотите повторить такой же, то давайте детальнее рассмотрим, как сделать двойную экспозицию на телефоне.

Прокачай своё селфи

Двойная экспозиция – это наложение одного фото на другое фото. Раньше добиться подобно эффекта было очень сложно. Нужно было проделывать различные танцы с бубном: перемещать кадр, вырезать изображения в фотошопе, накладывать слой на слой и многое другое. Сейчас же подобное можно провернуть на своем смартфоне за несколько минут. Если вы не знаете, как сделать двойную экспозицию, то сейчас вам всё расскажем.

Подготовка

Весь секрет создания хорошей двукратной композиции заключается в подборке правильных материалов. Для того, чтобы ваш снимок в итоге получился идеальным, нужно изначально правильно его сделать. Вот несколько советов перед созданием пейзажного портрета:

  1. Желательно, чтобы фон для двойной экспозиции был нейтральным (белый, бежевый, серый, бежевый).
  2. Силуэт относительно фона должен быть контрастным, выделяться и хорошо читаться.
  3. Лучше всего фотографироваться в профиль.
  4. В качестве второго снимка нужно выбирать такие, на которых изображены контрастные места, создающие необычные линии и силуэты (темный лес, небо, горы, небоскребы, цветочные поляны, облака, клубни дыма и другие).
  5. Лучше всего наложенные фото друг на друга смотрятся вместе, если одно из них имеет четкие границы силуэта.
  6. В некоторых снимках необходимо убирать бэкграунд даже в природных фото.

Snapseed

Эффект двойной экспозиции или эффект перехода человека в лес можно создать с помощью бесплатной программы под названием Snapseed . Принцип действия довольно прост.

Как сделать двойную экспозицию в Snapseed (Снапсид):

  1. Загрузить фотоснимок в программу Snapseed.
  2. Откорректировать изображение по своему вкусу (высветлить фон, где-то убрать лишние прядки, увеличить копну волос, сделать фигуру худее, добавить немного яркости и т.д).
  3. Используя инструмент «Кисть», по желанию можно затемнить область, которая будет потом перекрыта картинкой. Затемнять стоит почти до черного цвета.
  4. Открыть режим «Двойная (двукратная) экспозиция».
  5. Внизу по середине нажать на значок «Добавить фотографию» и выбрать любое фото с природой.
  6. Вторая кнопка по середине отвечает за наложение. Нужно выбрать «Насыщенность», увеличив ее.
  7. Далее надо нажать на стрелочку со слоями, которая находится в верхнем правом углу, и выбрать пункт «Посмотреть изменения».
  8. Выбрать снова пункт «Двойная экспозиция» в правом нижнем углу, а далее тапнуть на выплывающую иконку с кисточкой.
  9. Нажать на глазик, который находится в нижней панели программы, тем самым, сразу добавится маска.
  10. Аккуратно пальцем стереть лишний слой на фотографии и границы, оставляя главный силуэт с наложенной картинкой.
  11. Сохранить изображение.
  12. Перейти снова в «Инструменты», а затем выбрать вкладку «Кисть».
  13. Выставить параметр Экспозиции на +0,7.
  14. Аккуратно пальцем высветлить фон до нужного состояния.
  15. Сохранить фото. Пейзажный портрет с двукратной экспозицией готов! Вы великолепны.

Как видите, довольно просто пользоваться двойной экспозицией в Снепсид!


Pics Art

Еще одно приложение и бесплатный фоторедактор для эффекта двойной экспозиции называется Pics Art. Скачать его можно в официальных магазинах AppStore и Google Play.

Как сделать двойную экспозицию в программе:

Первый вариант

  1. Открыть приложение Pics Art.
  2. Добавить первое фото с силуэтом.
  3. В нижней панели найти вкладку «Добавить фото» и выбрать второй нужный снимок.
  4. Растянуть изображение до нужного размера.
  5. На этом этапе можно отредактировать его «Насыщенность».
  6. Внизу выбрать пункт «Смешать» и поставить любой режим наложения (Умножение, Светлее, Темнее, Экран и тд).
  7. Сверху программы нажать на Ластик и удалить лишние фрагменты на снимке.
  8. Если надо вернуть какую-то деталь, то надо нажать на инструмент Кисть рядом с Ластиком.
  9. Сохранить фотографию.




Второй вариант

Пошаговая инструкция для создания двойной экспозиции:

  1. Открыть программу Pics Art.
  2. Загрузить нужное фото с силуэтом человека, нажав на «+».
  3. В нижней строке выбрать вкладку «Эффекты» и обесцветить фото (сделать его черно-белым). Но это по желанию.
  4. Для того, чтобы высветлить немного сам снимок, надо внизу экрана нажать на вкладку «Инструменты», а затем «Кривые». Аккуратно высветлить снимок.
  5. Далее в нижнем меню выбрать пункт «Рисовать» и тапнуть на Кисточку.
  6. В палитре выбрать белый оттенок и аккуратно закрасить весь фон кисточкой. Если были закрашены лишние участки, то всё можно подправить Ластиком.
  7. Сохранить изображения в Галерею телефона.
  8. Далее снова запустить приложение Pics Art.
  9. Первым выбрать фото с природой.
  10. В нижнем меню нажать на «Добавить фото» и найти только что сделанный снимок человека с белым фоном.
  11. Растянуть снимок до нужного размера.
  12. Далее тапнуть на вкладку «Смешать» и выбрать режим «Экран».
  13. Сохранить фото и добавить немного фильтров.

Для вдохновения

Наложить фото друг на друга довольно просто с помощью бесплатных программ. Для вас мы собрали лучшие идеи для двойной композиции: картинки леса, воды, дыма, фоны и другие изображения.










Похожие публикации