Мироточащие иконы. Плачущие иконы

Одним из самых ярких и наиболее известных примеров мироточения от святых икон явилось чудо от Иверского Монреальского образа Божией Матери .

Эта икона была написана в 1981 году на Святой Горе Афон иеромонахом Спасо-Рождественского скита с оригинала самого образа Богородицы «Вратарница». Через год монастырь посетил православный чилиец испанского аристократического происхождения Иосиф Муньос Кортес, занимавшийся изучением иконописи и преподававший историю искусств. Он захотел купить эту икону. Ему отказали, однако при отъезде икону ему подарили. Иосиф побывал в Иверском Афонском монастыре и приложил икону к оригиналу.

Он вернулся в Монреаль и стал хранить икону у себя дома. Впервые образ замироточил 24 ноября 1982 года и затем мироточил почти непрерывно в течение пятнадцати лет. Вот как описывает Иосиф Муньос начало мироточения: «В три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

По свидетельству людей, видевших Монреальскую икону, святое миро истекало главным образом из рук Богородицы и Божественного Младенца, а также из звезды на плече у Богородицы. В то же время задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Миро, имевшее сильный аромат, собирали в сосуды: так его было много.

Хранитель иконы Иосиф Муньос возил образ по многим приходам в разных странах. Икона побывала в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и Болгарии. От образа Богородицы происходили многие чудеса, в том числе исцеления.

Обычно икона источала миро во время молитвы перед ней. Иногда миро изливалось так обильно, что проступало через стекло, которым была покрыта икона, и заливало подножие иконы, стол и стену. Особенно обильно миро истекало в дни великих праздников.

Известны не только многие случаи исцеления людей от неизлечимых болезней после молитвы перед Монреальской иконой, но и частые примеры исцеления человеческих душ, когда люди, побывав у чудотворного образа, изменяли свою жизнь, находили утешение в скорбях, обращались к молитве и духовной жизни. Многие представители иных конфессий — католики и протестанты — почитали икону.

В ночь на 31 октября 1997 года произошла трагедия: Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Иверская Монреальская икона бесследно исчезла.

В 2007 году простая бумажная копия Иверской Монреальской иконы начала мироточить в русском православном приходе мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери в Гонолулу на Гавайях.

В наше время явления мироточения икон нередки, и это — великая милость Божия к нам. Миро, елей всегда являлись знаками милосердия, благодати Господа. Нередко можно слышать от людей неверующих или сомневающихся, что жидкость, истекающая от икон, которую принято называть миром (хотя название это условное, миро, которое применяется в Таинстве миропомазания, — особое, очень сложное вещество, состоящее примерно из сорока компонентов), это смола, какие-то выделения дерева или конденсат, осевший на иконе. Но мы прекрасно знаем, что мироточат не только иконы, написанные на дереве, но и бумажные репродукции, наклеенные на картон, а также фотографии, фрески и металлические иконы. Мироточение — сверхъестественное явление, не поддающееся никакому рациональному объяснению. Это — чудо Божие. Как можно объяснить, что миро иногда может издавать удивительно приятное и сильное благоухание? Или как объяснят скептики тот факт, что из некоторых икон миро изливается буквально литрами?

Авторы сами были свидетелями чуда в храме Рождества Богородицы в городе Уфе. Настоятелем храма тогда был ныне покойный протоиерей Борис Развеев. В начале 90-х годов пошлого XX века в этой церкви замироточили сразу несколько икон. Под образами были поставлены большие хрустальные вазы, которые довольно быстро наполнялись миром.

Истечение мира случается не только от чудотворных икон, но и от мощей (останков) святых людей, угодников Божиих. Например, мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры Ликийские, находящиеся с 1087 года в крипте базилики имени этого святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро. Оно ежегодно извлекается священнослужителями через небольшое отверстие в гробнице.

Еще одним чудом, связанным со святыми мощами, является нетленность тел некоторых святых. По особому смотрению, Промыслу Божию тела иных подвижников не подвергаются тлению.

К примеру, на острове Корфу более полутора тысяч лет почивают нетленными мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Даже кожа на его теле сохраняет мягкость и упругость. Ученые многих стран неоднократно подвергали исследованию мощи святителя и пришли к выводу, что это чудо необъяснимо с научной точки зрения.

Мироточение икон. Почему плачут иконы?

Каждое мгновение в мире происходит что-то необычное. Кто-то выигрывает в лотерею, кому-то отвечает взаимностью любимый человек, или безнадежно больной неожиданно выздоравливает. Но все это – чудеса мимолетные, а в поисках вечных люди часто обращаются к Богу. Споры о существовании Бога ведутся столько же, сколько существует религия. А что сказать о мироточении? В действительности ли это очередное чудо Господнее, данное людям, чтобы вернуть и укрепить их в вере или попросту чья-то мастерская шутка?

«Классическое», если можно так сказать, миро – это деревянное масло с красным вином и благовониями, которое употребляется в христианских обрядах. Говорят, что обряд мироварения установлен еще 12 апостолами, которые последовали за Христом. Главные компоненты его – масло и вино – варит лично патриарх, на медленном огне в котлах раз в несколько лет на специальном богослужении, а когда смесь густеет, туда добавляются благовония. Полученная субстанция разливается по освященным сосудам, запечатывается и рассылается по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах и используется церковью при совершении таинств миропомазания после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов.

Если следовать логике, то мироточение – это истечение из икон той самой субстанции, которая описана выше. Но… названо оно было только по аналогии с церковным миро – за маслянистость (да и то не всегда) и очень сильный аромат роз или сирени. Больше между двух миро нет абсолютно ничего общего.

Первый случай, описанный на Руси мироточения произошел в конце XIII столетия в Великом Устюге. В те времена в городе жил юродивый Прокопий, обладавший даром «прозорливости» – ясновидения. 1290 год — он начал взывать к горожанам: «Покайтесь и исправьтесь, или погибните от огненного града», – но люди лишь посмеивались. Но, как и предсказывал юродивый, спустя несколько дней, в воскресный полдень, над городом появилась черная «каменно-огненная» туча.

Устюг погрузился во тьму, прорываемую только раскатами грома. Горожане кинулись в храмы с молитвой и раскаяньем. Больше всего народа собралось в соборе, где перед иконой Благовещения истово молился Прокопий. И тут от иконы начало источаться так много мира, что им смогли наполнить церковные сосуды. Тогда же, практически сразу, тучи отошли от города, гроза разразилась в 20-ти верстах и уничтожила целый лес. А миром, истекшим от иконы, мазались жители города, и многие «получали исцеление от всяких болезней».

Более известной в наше время является, пожалуй, Иверская Монреальская икона Божьей Матери, мироточившая в течении 15-ти лет начиная с 1982 г. Православные считают мироточение этой иконы одним из величайших чудес прошлого века. История ее считается чудесной. Хранитель иконы, Иосиф Муньос Кортес, который преподавал в Монреальском университете историю искусств, в том году отправился в Грецию, на Афон, земную обитель Пресвятой Богородицы.

Там, в Даниловом скиту на Афоне он увидал Иверскую икону Богородицы – список со знаменитой Иверской Вратарницы. Иосиф попросил монахов продать ему этот список, почувствовав, что икона должна быть с ним, на Западе, но ему было отказано. Однако на другой день, когда Кортес собрался уже уходить, его догнал игумен и благословил иконой Божьей матери, сказав, что Царица Небесная сама ему эту икону благословляет.

1982 год, 24 ноября — Иосиф проснулся от того, что в его комнате раздавалось необычное благоухание – по иконе Богородицы текли ароматные струйки мира. Кортес отнес икону в храм, и с того времени она мироточила ровно 15 лет, оставаясь сухой лишь одну неделю – в Страстную седмицу Великого поста, перед Пасхой. И все эти годы Иосиф летал с чудотворной мироточивой иконой по всему миру: от Австралии и Аргентины до Болгарии.

Исцеления миром, вес которого за все годы в несколько раз превысил вес самой иконы, были зафиксированы в огромном количестве, в том числе и от неизлечимых болезней. Но в 1997 г. хранителя убили в Греции, а следы иконы, о которой по сей день ходят легенды, затерялись, и ее никак не могут найти… Правда, ходят слухи, что мироточить она перестала, после гибели ее хранителя.


Существуют и более таинственные случаи мироточения. Так, ежегодно на 24 часа засохшая кровь на дне пиалы, хранящейся в неапольском соборе, вдруг обращается в красную жидкость, которую католики считают кровью святого Януария, епископа Беневито, обезглавленного римлянами в 305 г. Превращение из твердого в жидкое созерцали и подтвердили много врачей и ученых, равно как и приверженцы католицизма. И объяснения этому феномену нет.

1953 год, 29 августа — беременная женщина по имени Антониетта Янузо, проживавшая в Сиракузах (Сицилия), обнаружила, что гипсовая статуэтка Девы с Младенцем… плачет. Местные церковные власти захотели сами убедиться в ее истинности, и когда образцы текущей из глаз Мадонны жидкости проанализировали, то выяснилось, что их не отличить от настоящих человеческих слез. Церковь тут же признала чудо и воздвигла раку, где пилигримы почитают статуэтку и в наши дни.

Во всем мире известна и чудотворная икона «Возложение тернового венца на голову Спасителя», находящаяся в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Сюжет иконы повествует о последних днях Христа, когда римские воины, насмехаясь над Иисусом, возложили на его голову терновый венец. С начала христианской эры эта икона кровоточила только три раза.

Впервые икона в храме Гроба Господня замироточила в 1572 г. На месте нынешнего образа в те времена находилась древняя фреска на тот же религиозный сюжет. И вот накануне Пасхи паломники ужаснулись: фреска «ожила», по ней начали течь струйки жидкости, похожие на кровь. А спустя несколько дней, 24 августа 1572 г, во время печально известной была уничтожена практически треть населения.

Свидетелями второго кровотечения «Возложения…» накануне Пасхи в 1939 г. были несколько монахов при Иерусалимском монастыре, доложившие о чуде Патриарху Иерусалимскому, а тот передал сообщение о знамении Папе Римскому. Известно, что в сентябре этого года началась Вторая мировая война… 2001 год, апрель — свидетелями мироточения стали не только руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан и Патриарх Иерусалимский Ириней, но и тысячи паломников со всего мира.

В ночь со Страстной пятницы на Великую субботу, когда Ириней благословлял верующих, на плаще Христа появилась жидкость, стекавшая алой струйкой на ноги. Мироточение не прекращалось целый день и перестало перед самой Пасхой…11 сентября в результате теракта обрушились нью-йоркские башни-«близнецы», унеся сотни жизней…

Перечислять случаи мироточений можно бесконечно долго, и каждое из них отмечается своей собственной неповторимой историей. Но, продолжая тему иконы «Возложение тернового венца на голову Спасителя», хочется отметить еще два грозных знамения, которые известны, пожалуй, каждому жителю СНГ.

Так, начало кровопролитной войны в Чечне ознаменовалось тем, что в станице Зеленчукской заплакали в храме иконы «Скоропослушника» и «Иверская». Накануне начала учебного 2004 года также зарыдала икона – 1 сентября произошел захват заложников в осетинской школе. В действительности, прослеживается ничем не объяснимая связь между мироточениями и трагическими событиями, и сразу вспоминаются слова стариков: если икона начала плакать слезами или кровью – быть большой беде…

Мироточат, «плачут» иконы во всем мире, но «рекордсменкой» в этой «области» чуда все-же признана Россия. Но есть и своеобразная общемировая статистика: если до конца XIX столетия «плачущие» иконы встречались довольно редко и считались божественными знамениями, то в конце прошлого – нынешнем веке количество мироточивых икон стало просто невероятным!

Речь идет о тысячах и тысячах мироточивых ликах – в храмах, монастырях и даже квартирах простых верующих. При этом началось повальное мироточение не только старых образов (ведь ранее это считали привилегией только старинных, намоленных икон), но и молодых, написанных в XX столетии. И объяснить это резкое увеличение, как собственно и сам факт мироточения, полноценно не может ни церковь, ни, тем более, наука.

Любопытно отношение к мироточению религиозных и светских властей в России. До революции 1917 г. имел место строгий порядок проверки таких чудес. Мироточивую икону вначале осматривала комиссия местной епархии, после приезжали эксперты, назначенные патриархом. Если они также считали, что видят чудо, икону помещали под стекло и ставили охрану. Если и тогда икона продолжала мироточить, то о чуде объявлялось официально. Но всегда самыми первыми к «расследованию» приступали не церковники, а… сотрудники ближайшего полицейского участка, потому как спекуляций на вере прихожан всегда хватало.

Известен случай, как монахи в своих корыстных сиюминутных политических целях объявили о «плаче» икон от реформ . «Кровавые слезы» оказались всего лишь искусно подведенным через систему трубочек вишневым соком, и Петр издал тогда предписание: «Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью»…

Сейчас по всему миру также имеются специальные комиссии по установлению чуда, в которые входят как богословы, так и ученые-химики и физики. В частности в России в 1999 г. при отделе катехизации Московской патриархии была создана Комиссия по описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной церкви, которая исследует мироточение, слезоточение икон, обновление икон и повторение изображения икон на стекле киота. Предварительные выводы комиссии (именно предварительные, так как случаи церковных чудес стремительно нарастали) за первые 5 лет ее работы таковы: происходит нечто необъяснимое в истории России, а возможно, и во всей двухтысячелетней истории христианской церкви…

Выделены и две особо крупные волны мироточений. Первая приходится на начало 1920-х г. Петроградская, Псковская губернии, Украина, юг России, Дальний Восток, Приморье – там наблюдались десятки случаев обновления икон. Темные лики на образах просветлялись, становились яркими, сияющими. Это происходило и в храмах, и в домах простых верующих. А вторая волна – это наше время…

В целом же, мироточение – это одно из немногих земных (или все-же небесных?) чудес, которому наука никак не может найти хоть сколько-нибудь правдоподобного объяснения. Существуют лишь сухие факты и результаты анализов. Выглядят они так. Прежде всего следует отметить, что название это общее, и существует, собственно, само мироточение и его уже упоминавшиеся «подвиды», зависящие от того, какая влага выделяется из иконы. А вид, цвет и консистенция образующейся жидкости различны: от густой, тягучей смолы до прозрачной росы, потому говорят о «елеточении» или «росоточении». Пахнет она розой, сиренью или ладаном, и запах густой, устойчивый, способный заполнить собой целую площадь.

Также различаются мироточение и слезоточение, выделяются в отдельную нишу случаи, когда иконы плачут кровью. Форма и размер капель тоже весьма различны. Временами они покрывают все изображение, порой как бы струятся из определенных точек. Существуют случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на некоторое время исчезать, а потом появляться снова, именно оно приводит к обновлению образов, когда краски неожиданно приобретают первоначальные насыщенные цвета…

Мироточат и бумажные ксерокопии, литографии, фрески, фото икон и даже металлические иконы. Замечена связь мироточения с определенными событиями, но не только с катастрофами. Так, можно отметить случай, когда члены семьи Романовых были признаны мучениками, одновременно замироточили много образов, при этом от литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери шел сильный запах любимых духов императрицы Александры Федоровны, позднее переименованных в «Красную Москву».

Зафиксировано и множество случаи исцеления при помощи миро, в частности таинственная жидкость, собираемая с полутораметрового деревянного распятия в маленьком храме города Маунт Причард (Австралия), почему-то лучше всего помогает от рака и астмы… А ее спектрографический анализ показал только, что по своему составу она схожа с оливковым маслом…

Состав миро – вообще тема для отдельного разговора. Так, Владимир Павлов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник МИАН им. В.А.Стеклова говорит: «Мироточащая икона, на которой „из ничего“ образуется священное миро, нарушает научное представление о мироздании. Ведь что происходит при этом? „Из ничего“ образуется материя – миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки такое может происходить только путем превращения энергии в вещество – процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым…

Есть, конечно, корпускулярно-волновая теория, что единая материя может проявлять себя и как волна, и как материя, частица. Может быть, мироточение – одно из такого рода проявлений. Следует лишь помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знания, про которые мы вообще не можем сказать, откуда они. Мы попросту знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые возможно изучать в рамках науки. К примеру, химический состав мира. В Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, конечно, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена».

А Московский патриархат, также занимавшийся анализом миро, сообил, что «чаще всего это белковое вещество неизвестного происхождения». Лабораторные опыты показывают, что некоторые виды миро похожи по составу с известными маслами, другие представляют из себя самые настоящие человеческие слезы или плазму крови.

Одни из последних исследований были проведены в биологических лабораториях Киевского университета. Ученые делали анализ миро, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре, и оно оказалось веществом с большим содержанием белка, однако…. Все биологи затрудняются с его классификацией и говорят только одно: такое вещество может источать только живой организм… И в дополнение ко всем тайнам мироточения прибавляется еще одна – неужели иконы живые?!

Как-то довелось мне в новостях увидеть позорный репортаж о том, как в одном российском то ли храме, то ли монастыре вдруг случилось диво дивное - замироточила икона. Я был поражен: ведь это же самое настоящее чудо - обман, постыдная нелепость которого была ясна людям уже лет триста тому назад, до сих пор работает!

А ведь еще Петр Первый предупреждал попов: если где икона замироточит, в том приходе поповская задница заплачет кровью! И иконы на Руси мироточить сразу перестали. Попы берегли свои задницы. Христианские чудеса, как видите, отменить очень просто. Католики, имеющие печальный и дискредитирующий религию опыт масштабных средневековых фальсификаций, еще в XVI веке решением высших чинов церкви «отменили» 90 % всех известных на тот момент чудес (о редких исключениях поговорим ниже). А у протестантов, которые вообще отрицают существование чудес, никаких чудес и не происходит. Только тот, кто имеет неразвитое сознание, может найти чудо везде - даже в церкви…

Петр Первый сам с удовольствием разоблачал поповские трюки. Однажды царю донесли, что в Петербурге народ волнуется: в Троицкой церкви заплакала икона Богородицы. Народ - он как ребенок, всему верит, поэтому в церковь тут же устремились толпы простаков. Устроители шоу потирали ручки. Тут же нашлись толкователи, которые утверждали, что Богородица плачет потому, что недовольна вновь отстроенным городом и царем-антихристом. А это было уже опасно! Поэтому Петр, которого могли, казалось бы, заботить более важные вопросы, например, подготовка к очередной войне, бросив все дела, лично кинулся к церкви. В отличие от тупой голытьбы, он-то знал, что чудес не бывает. А бывают провокации.

Войдя со свитой в храм, Петр некоторое время рассматривал икону, потом хмыкнул, велел снять ее со стены и доставить к нему во дворец. Там Петр при свидетелях отодрал оклад и, разорив икону, показал присутствующим две небольшие лунки в доске напротив глаз Богородицы. В них лежали кусочки масла. А в глазах Богородицы ушлые попы прокололи дырочки. Когда возле иконы ставили свечи и вешали лампаду, масло растапливалось и начинало потихоньку сочиться через дырочки в слое краски.

Есть и еще один способ, похожий. Доску, на которой пишется икона, пропитывают маслом. Затем, когда доска чуть просохнет, ее покрывают плотным слоем краски, в которой прокалывают иголкой две крохотные дырочки в районе зрачков. От тепла дерево начинает «потеть» маслом, которое находит выход через эти дырочки. Верующие в полном восторге!

Бывает и так, что икону замасливает недостаточно прикрученный фитиль масляной лампы, который разбрызгивает масло. В этом случае масло удается обнаружить не только на самой иконе, но и на окружающих предметах.

А почему, кстати, масло?… Если Богу надо показать чудо, то святые на иконах и плакать должны какой-нибудь чудесной жидкостью! Или хотя бы реальными слезами. А они текут подручными материалами, например, миро. Миро - это растительное масло, настоянное на ароматных травах. Подобное бальзамическое масло продают в крупных торговых сетях в качестве приправы к блюдам. Аналогичный продукт используется и в церкви для магических ритуалов жиро-помазания…

Пошлый трюк с мироточением уже настолько неприличен, что его стесняются даже многие церковные иерархи. В 2001 году «Независимая газета» опубликовала интервью митрополита Нижегородского Николая Кутепова, в котором тот рассказал следующую историю: «Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась!»

Вот так вот - образованные попы разоблачают своих вороватых провинциальных коллег, телевидение рассказывает о «чуде», а прихожане с безумными глазами устремляются в такой храм, неся туда свою кровную денежку…

На протяжении долгой истории христианства фанатики верили во все, что им показывали. В святые пеленки, в которые был завернут после рождения Иисус (они экспонировались еще в начале XX века в главном соборе германского города Аахена)… В подлинность Иисусовой колыбели, точнее, колыбелей (одна колыбель Иисуса хранится в Италии, а другая в Израиле)… И даже в сено (в Средние века во многих монастырях Европы прихожанам демонстрировали сено, в котором лежал младенец Иисус)!..

Французские монахи в течение нескольких веков промышляли тем, что показывали паломникам слезы Иисуса. Причем не просто слезы, а ту конкретную слезу, которую Иисус проронил, узнав о смерти святого Лазаря! Видимо, кто-то в этом момент стоял рядом с пробиркой наготове и тут же взял у Христа анализ выделений.

В Генуе долгое время хранился хвост осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим. А испанские церкви демонстрировали отрубленные головы того самого петуха, который прокричал после того, как Петр трижды отрекся от Иисуса!

Помню, в Риме сестра упорно тащила меня в какую-то церковь, где хранится кусок креста, на котором распяли Иисуса, и гвоздь, которым его приколачивали. Она не знала, что в разных церквях и монастырях мира хранится более тысячи голгофских гвоздей! Видимо, римляне пришивали Иисуса к кресту с помощью строительного пистолета. Или даже пулемета…

И во все это верующие верили и верят! Даже после сенса ционных признаний иерусалимского иерарха Феофила о том что церемония зажжения благодатного огня есть всеголишь представление, на православных сайтах замелькали еле дующие сообщения от утопающих, хватающихся за соломинку:

А я все-таки уверен, что это истинное чудо!

Феофил мог сказать о зажигалке для того, чтобы про верить нашу веру.

На самом деле Феофил просто нас всех обманул!

А он вовсе этого и не говорил. Да, он заявил, что это всего лишь церемониальное представление. Но он же не сказал впрямую, что чуда не происходит! Слов «не чудо» не было сказано!

Он просто не употребил слово «чудо», потому что привык за много лет к чуду и воспринимает его как обыденность.

Даже если все патриархи признаются, что это мошенничество, я все равно буду верить в чудо, потому что люди могут лгать, а Господь нет.

В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в аже 5000 местах по России. Что в Церкви понимается под словом "миро"? И везде ли это чудо от Бога?

Что в Церкви понимается под словом "миро"? Во-первых, святое миро – это вещество, составленное и приготовленное на основе оливкового масла и ароматических веществ. Миро освящается епископом, а в Русской Православной Церкви – Святейшим Патриархом, и используется при совершении Таинства Миропомазания, в котором крещеный человек получает дары Святого Духа. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, совершается один раз в жизни.

Во-вторых, под миром также понимается жидкость, чудесным образом истекающая от святых мощей и икон. Явления мироточения наблюдаются с I в. и до наших дней. Есть сведения, что мироточили мощи апостолов, учеников апостольских, первых пресвитеров, мощи многих мучеников.

В 92 г. по Р. Х. пострадал святой священномученик Антипа, епископ Пергамский. От останков мученика исходило сильное благоухание, на нем проступали капли мира, помазываясь которым больные получали исцеление от недугов.

Около 117 г. в Эфесе пострадала св. мц. Ермиония, дочь апостола Филиппа. От ее останков обильно истекало целебное миро.

В житии святого великомученика Димитрия Солунского сообщается, что когда были обретены его мощи, из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием.

Из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, прозрачное на цвет и, видимо, не имеющее сильного благоуханного запаха, но несущее благодатную помощь. Лет 25 назад я сам получил исцеление от резкой зубной боли, когда раскололся зуб и обнажился нерв, после молитвы свт. Николаю Чудотворцу и помазания больного места миром от мощей святителя.

Как в Киево-Печерском монастыре на мироточивых главах, так и на некоторых иконах при появлении мира начинается некоторое запотевание отдельных мест и проступают мелкие, постепенно увеличивающиеся капли, иногда переходящие в маленькие струйки.

Все истинные явления мироточения никогда не вызывали у верующих истерического или экзальтированного состояния, а водворяли в сердцах чувства покаяния, благоговения, любви и смирения.

В то же время об аналогичных случаях появления на почитаемых святынях маслянистой жидкости известно и в Католической Церкви, где много таких фактов, которым я не готов дать какой-либо определенной оценки.

Совершенно однозначно можно квалифицировать как сатанинское явление так называемые "мироточения" от икон в секте "Богородичный Центр" (Церковь иконы Божией Матери "Державная"), которые по сути к христианству отношения не имеют, но пытаются доказывать истину своего культа фактами истечения маслянистой жидкости от их икон.

Язык не поворачивается назвать миром ту маслянистую жидкость, которая появлялась в древнем мире на статуях языческих божеств.

Словом, сам факт появления маслянистой жидкости, даже и с сильным запахом, не может еще свидетельствовать о ее благодатном происхождении.

Как мы все знаем, Господь наш Иисус Христос отверг сатанинское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему.

Являясь благочинным Клинского округа Московской епархии, я знаю о явлениях мироточения в ряде храмов благочиния. Но хочу сосредоточить свое внимание только на одном явлении, которое вызывает у многих священников соблазн и духовное отторжение.

Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:

1) мироточения от икон никогда не были связаны только с конкретным местом, а иконы мироточили в разных местах;

2) никогда подлинные мироточения не были связаны с присутствием конкретного живого человека;

3) никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.

Кроме того, из истории Церкви известно, что явление подлинного чуда благотворно сказывалось и на душе человека, которому оно было явлено. Вспомним явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы и никого никогда со властью не поучала с высоты собственного достоинства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала смиренной монахиней.

Рассмотрим с этих позиций чудесные явления в квартире Валентины Михайловны Жучковой в военном городке Клин-9 на территории православного прихода и в непосредственной близости от православного храма.

Эти явления начались на Страстной Седмице 2001 г. в трехкомнатной квартире Жучковых, в спальне, в доме-хрущевке на территории военного городка.

***

Читайте также по теме:

  • Благословленное мракобесие . Мракобесие (обскурантизм, реакционность) – враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще - Сергей Гупало
  • Академик Флоренский: "Я боюсь чудес!" - Лидия Юдина
  • "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения.." - о книге иеромонаха Трифона "Чудеса последнего времени" - иерей Алексий Плужников
  • Проблемы сектантского сознания в церковной ограде - Виктор Чернышев
  • Об иконах-оберегах - протоиерей Виталий Эйсмонт
  • "Солидный господь для солидных господ", или 6 массовых псевдосвятынь - Андрей Зайцев
  • "Гастроли" с мощами. Как быть? Народ, который толпами стекается на поклонение, зачастую далек от христианского понимания почитания святых - Дмитрий Марченко
  • Читайте другие материалы раздела "Осторожно - искушение псевдоправославием" , посвященного проблемам псевдоправославных учений, суеверий, расколу и младостарчеству...

***

Валентина Михайловна Жучкова реставрировала старинную плащаницу для храма, где настоятелем был ее духовник. Работа была закончена к Великому Четвергу. После этого "она обратилась к Богу с благодарственной молитвой и сказала, что принесла Ему все, что смогла. Затем она вышла из комнаты, где находилась плащаница, а когда возвратилась туда, ясно ощутила благоухание и, как ей показалось, в комнату "сошло" как бы некое "невидимое благодатное облако". После этого ею были обнаружены благоуханные истечения на кресте и Иверской иконе Пресвятой Богородицы" (из рапорта протоиерея Аркадия Штейнберга, председателя Комиссии Клинского благочиния по изучению данного чуда).

Постепенно стали мироточить в ее спальне и другие иконы. В эту комнату стали приноситься верующими разные иконы. У самой Валентины Михайловны мироточили сначала только современные бумажные иконы. Затем стали происходить обновления – осветления икон, хотя мне не известно ни одного свидетеля, который бы наблюдал непосредственно сам этот процесс.

Истекание маслянистой жидкости реально существует, что я лично могу подтвердить. При этом Валентина Михайловна сама признавалась посетителям, что для них разбавляет "миро" подсолнечным маслом в пропорции 1:1, а священникам дает миро неразбавленным.

Со временем на бумажных иконах стали появляться и так называемые кровоточения.

Первое время после начала этих событий я решил получше присмотреться к чуду "мироточения", посмотреть, какая духовная ситуация складывается в связи с этим явлением. Местный народ повалил валом на квартиру Жучковой. Но никаких положительных сдвигов в душах этих "паломников" мне обнаружить не удалось. Безбожники, восхищавшиеся "чудом", так и остались безбожниками.

После беседы со своим духовником архиепископом Михеем, опытным монахом, я, по его совету, предложил передать мироточащие иконы в православную церковь, от чего Валентина Михайловна категорически отказалась, видя в этом посягательство на свои права. Позже она передала одну икону – Иверскую, которая первой начала мироточить, в местную церковь, но потом забрала ее домой. Затем она согласилась давать свои иконы в церковь на время совершения молебнов, а после молебнов сразу относила иконы домой. Было замечено, а потом стало и совершенно ясно, что "мироточивые иконы" после перенесения в любой храм постепенно переставали "мироточить".

Валентина Михайловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы мироточить перестали. Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось.

Между тем из святоотеческой аскетической литературы известно, что испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести.

Я несколько раз бывал в комнате, где происходят чудесные явления. Этой маслянистой жидкостью пропитано буквально все. Даже нижние стороны полок стеллажа с иконами, ковер, ванночки, в которых мокнут иконы в этой жидкости, и ванночки, в которые истекает жидкость с икон. Все иконы ею покрыты: и стоящие на стеллаже, и лежащие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через некоторое время забрать их домой покрытыми этим маслянистым веществом. Я не так сильно могу различать запахи. Поэтому в большей степени буду основываться на чужих свидетельствах.

И сама Валентина Михайловна, и многие посетители, в том числе и священники, признают, что это "миро" на разных иконах имеет разные запахи. Некоторые священники называют их карамелевыми запахами. Сама Валентина Михайловна четко классифицирует разные запахи по названиям, которые вполне соответствуют тем наборам ароматических масел, которые в большом количестве продаются в иконных лавках.

Засохшие масляные пятна и то, что называют засохшими кровоподтеками, делают эти бумажные иконы не только некрасивыми, но даже безобразными, тогда как задача иконы – являть красоту Горнего мира в нашем изуродованном грехом земном мире. Мироточат все изображения, находящиеся в этой комнате. Мироточит католическая икона с изображением сердца Иисусова. Мироточит абсолютно ложно изображенная икона святого царя-страстотерпца Николая.

Икона должна являть нам духовный свет Божиего мира. А на иконе царь изображен с очень мрачным лицом и руками в кандалах. На языке православной иконы это означает, что данный человек находится в вечных узах и в аду. За икону же выдается картинка какого-то художника, который творчески переработал известную фотографию императора, нарисовал нимб и назвал иконой.

Обложка книги "Чудеса последнего времени" иеромонаха Трифона. В феврале 2011 года не рекомендована к распространению в храмах Издательским советом Московской Патриархии

Мироточат "иконы" царя Ивана Грозного, Григория Распутина, протоиерея Николая Гурьянова, Евгения Родионова.

Но ведь не писали икон преподобного Серафима Саровского или праведного Иоанна Кронштадтского до их прославления. Само создание таких икон, независимо от достоинства лиц, на них изображенных, является делом нецерковным.

Мироточит фотография живого человека, которого Валентина Михайловна считает великим праведником.

Нет никаких отдельных капелек, все практически сплошь покрыто маслянистой жидкостью.

В комнате действительно имеешь очень сильные духовные ощущения. Но я не одинок, когда испытываю эти ощущения как сильные, но тяжелые, давящие и диаметрально противоположные тем святым ощущениям, которые испытываешь в церкви, перед престолом, и, особенно, во время Литургии.

Через некоторое время после начала мироточения мы в нашей церковной газете "Клин Православный" напечатали заметку, в которой упоминался факт мироточения икон в одном из храмов благочиния, но ничего не было сказано о мироточении в Клин-9. 26 августа 2001 г. я пригласил на собрание священников благочиния Валентину Михайловну. На нем В.М. Жучкова с руганью обрушилась на всех священников, называя нас неверующими, хотя ничего против нее и происходящих в ее доме событий не было сказано.

Обычно прихожане робеют при двух священниках, а тут иное отношение. Перед этими священниками Валентина Михайловна не извинилась, хотя под влиянием духовника впоследствии признала свою неправоту.

На одном из собраний духовенства Клинского благочиния была организована комиссия из состава местных священников для изучения фактов мироточения в квартире Жучковых.

27 июля 2003 г. комиссия, членами которой были священники, пришла к Валентине Михайловне. Она их приняла. Разговор начался мирно, доброжелательно, но трудно. Откровенности со стороны хозяев не ощущалось. Комиссия вежливо и деликатно выслушала рассказ Валентины Михайловны, которая сказала, что "старцы, которых благословили на отчитку, приезжают сюда и здесь изгоняют бесов" (рапорт священника Алексия Тюкова).

В то время, как комиссия разговаривала с Валентиной Михайловной и ее мужем Владимиром, в спальне служил молебен игумен Ипатий, который сказал, что он из Оптиной Пустыни. Он с увлечением и горящими глазами рассказывал комиссии об одной женщине, из которой он изгонял бесов путем отчитки: "Все уже думали, и я тоже, и она, – говорил он, – что бес из нее вышел. Я помазал ее миром, которое дала мне Валентина, и бес зарычал: "Зачем ты ее помазал, она думала, что я из нее вышел?" (рапорт иеромонаха Тихона (Полянского)). При этом игумен Ипатий старательно демонстрировал, как рычал бес.

После вопросов о мироточении неканонических икон, икон непрославленных Церковью людей и мироточении фотографии живого человека Валентина Михайловна стала кричать и прогнала из дома всю комиссию.

Рядом со своим подъездом Валентина Михайловна без благословения церковной власти и без согласования с военным командованием построила летнюю часовню, в которой служат молебны приезжающее в паломничество духовенство вместе с паломниками. Никто из этих священников не испрашивает благословения церковной власти, хотя в пятидесяти метрах от дома находится православный храм.

Врач С., работающая в неврологическом отделении Клинской городской больницы, свидетельствует, что "Жучкова Валентина Михайловна в 1980 г. лечилась в неврологическом отделении г. Клина у меня в палате по поводу церебрального арахноидита (воспалительного процесса мозговых оболочек). Помимо основных жалоб и симптомов данного заболевания, у нее отмечались своеобразные личностные качества, которые расценивались как функциональные расстройства нервной системы (желание повышенного внимания со стороны персонала к ней, убежденность в особенности именно ее заболевания, необычность поведения и т. д.). Из отделения больная была переведена в неврологическое отделение МОНИКИ, где диагноз был подтвержден".

Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток "с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 40°С, которого Жучкова В.М. "лечила" молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой".

Одна сельская прихожанка засвидетельствовала мне, что когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала о своих скорбях, та категорично сказала ей: "Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет".

Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжает издалека.

Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.

В рассказах "паломникам" о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П.В.Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась "такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери", хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла.

Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери.

Подытоживая факты, связанные с "мироточением" икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы:

1) "мироточение" происходит только в одном месте – спальне;

2) "мироточение" связано с присутствием одного человека – Валентины Михайловны Жучковой;

3) в храмах "мироточение" от этих икон прекращается;

4) "мироточат" все изображения в комнате;

5) создается экзальтированная обстановка вокруг этого "чуда", в результате чего происходит разделение православных. Принимающие "чудо" у В.М. Жучковой за благодатное во главе с самой Валентиной Михайловной считают всех сомневающихся и не принимающих за благодатные явления вышеописанные факты "неверующими".

На основании всего вышеизложенного, закономерно сделать вывод, что все эти чудеса "мироточения" и "кровоточения" носят нецерковный характер, не соответствуют духовной традиции Православной Церкви и, следовательно, не имеют к ней никакого отношения.

Весь религиозный мир основан на вере, и время от времени в той или иной появляются знаковые феномены и события, которые либо укрепляют, либо полностью искореняют веру людей. Под эту категорию попадает феномен мироточения икон, научное объяснение которому пока не найдено. Хотя после каждого подобного случая ученые пытаются найти объяснение происходящему. Однако, удается им это далеко не всегда.

Что это значит и что предвещает?

Для начала, нужно понимать, что сам по себе термин «мироточение» является условным. Миро представляет собой масло-благовонию, которое делают путем соединения более пятидесяти видов растительных масел, смол и душистых трав .

Используется миро при совершении таинства миропомазания, и в тех случаях, когда католические или протестантские христиане переходят в православие. Варят такое масло всего одну неделю в году – на Страстной Седмице.

Вещество, которое выделяется из икон во время мироточения лишь отдаленно напоминает традиционное миро. Они имеют схожую на первый взгляд маслянистую текстуру и благоухание. К слову, отнюдь не всегда и эти два свойства объединяют настоящее и «чудесное» миро. Цвет, запах и консистенция вещества, которое выделяется из , может быть разным: от густого тягуче-смольного до прозрачно-водянистого.

Священнослужители разделяют этот феномен на несколько видов:

  • Мироточение – когда иконы выделяют маслянистое вещество.
  • Елеоточение – когда выделяется густое темное вещество, похожее на смолу.
  • Росоточение – когда выделяемая жидкость прозрачная и похожа на обычную воду.

Эти три вида религиозных чудес объединяет в себе термин «мироточение» . В христианстве выделение иконами жидкостей случай не редкий. Эти события так же подразделяют на три вида:

  • «Плачущие иконы» . Они встречаются довольно редко и считаются грозным предзнаменованием. Самой известной «плачущей иконой» считается икона Богородицы, которая для России всегда предрекала нелегкие времена.
  • «Мироточащие иконы» . Тут мнения расходятся. Некоторые полагают, что миро выделяется в преддверии важных перемен в истории, а другие настроены более пессимистично утверждают, что этот феномен означает будущие трудности и испытания, которые предстоит пережить народу.
  • «Кровоточащие иконы» . Это наиболее редкий и самый грозный знак в христианстве. Известно всего несколько случаев кровотечений у икон и все они являлись предвестниками страшных катаклизмов, разрушительных войн и катастроф.

Научное объяснение

В наши дни существует великое множество скептиков. Имеется немало научных и ненаучных объяснений феномену мироточения икон, как явлению.

К примеру, некоторые считают, что это чудо – всего лишь жульничество со стороны монахов и священнослужителей, которые нарочно разбрызгивают заранее приготовленное миро на иконы, тем самым увеличивая популярность того или иного храма или монастыря. Особую известность эта версия приобрела после того, как в России иконы начали прямо-таки массово мироточить.

В связи с нарастающим недоверием, церковь начала более серьезно относиться к любым проявлениям мироточения . В наши дни, прежде чем предать случившийся факт мироточения иконы огласке, многие храмы прежде опечатывают двери и устраивают внутреннюю проверку, чтобы исключить любой человеческий фактор.

Несколько дней иконы находятся под постоянным наблюдением и, если это явление подтверждается, то двери вновь отворяются для паломничества и поклонения плачущей иконе.

Также были известны случаи, когда священнослужители «заставляли» иконы мироточить, просверливая в них небольшие дырки и подвешивая с обратной стороны пузырьки с жидкостью . «Слезы» выдавливались из флаконов различными приспособлениями и проявлялись на самой иконе, как чудесное явление или знак Божий.

Иногда за мироточение иконы принимают простое ее запотевание из-за резкого перепада температур . Такое происходит, когда в холодную погоду в церкви собирается большое количество народа и от их дыхания на поверхности икон образуются капельки воды.

Разоблачение

В наши дни существует специальная «комиссия по чудесам». В ее состав входят верующие ученые, физики и представители духовенства. Они выезжают на самые известные и примечательные случаи чудотворных явлений и пытаются дать каждому из феноменов научное объяснение.

Как рассказывают участники такой комиссии, чаще всего «мироточат» иконы самым обыкновенным постным маслом, что очень удобно, поскольку будь это вода – она бы просто стекла вниз и велика вероятность, что никто бы этого «чуда» и не заметил. В тех случаях, когда иконы мироточат кровью, химический анализ этой крови выявляет простую смесь глицерина и кармина, которую легко можно сделать, смешав немного калия и хлорного железа.

Как ни странно, когда усилились контроль и проверки над феноменом «плачущих икон», иконы попросту перестали плакать . К примеру, при Советской власти практически не было заявлений о подобных явлениях. В наши дни церковь активно сотрудничает с государством, получая поддержку и признание. Отсюда и участившиеся случаи подобных «чудес».

Икона Матронушки в Белгороде

В 2017 году одним из самых известных случаев мироточения стала «плачущая икона» в храме Матроны Московской в Белгороде. По сообщениям в СМИ, это произошло накануне 8 марта, однако официальное заявление было сделано лишь 31 марта, когда феномен прошел проверку специально созванной комиссии.

По словам священнослужителей, само мироточение происходило 8 и 18 марта , которые в православном христианстве считаются днями обретения мощей блаженной мученицы Московской и Божьего святителя Луки.

Как только духовенство сделало официальное заявление, у дверей храма тотчас выстроилась огромная очередь из верующих , которым не терпелось приложиться и получить благословение у мироточащей иконы.

Второе белгородское чудо – это мироточение иконы в хирургическом корпусе главной городской больницы , при котором располагается храм, построенный в честь Крымского архипастыря.

По словам очевидцев, на простой бумажной иконе были заметны струйки маслянистого вещества, которое источало приятный запах . Интересный факт, что все потоки, кроме одного, имели направление сверху вниз, а самый верхний сначала уходил чуть влево и лишь потом спускался.

Случай в Горелово

Еще одно чудо 2017 года – это мироточение икон Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербургской епархии в храме священномученика Фаддея в Горелово. По словам священнослужителей храма, миро там по иконам течет прямо-таки ручьями. Для того, чтобы собирать этот состав на нижнюю раму иконы был уложен толстый слой ваты, которая каждый день меняется.

Первым объяснением этому случаю был конденсат, однако икона находится не под стеклом и такую возможность быстро исключили . До сих пор никто не может объяснить в связи с чем «заплакала» икона. Однако, работники храма наполнены оптимизмом и толкуют этот феномен, не иначе, как благодать Божию. Что и говорить о том, что у дверей церкви каждый день собирается огромная очередь из желающих прикоснуться к чуду.

Во времена Петра I

Петр Первый стал одним из первых русских царей, кто начал вести борьбу с нечестными священниками, в чьих храмах иконы мироточили с завидной регулярностью. Во время своего правления, царь то и дело устраивал рейды по святым местам, чтобы убедиться в подлинности чудес. В истории хорошо известен одна из таких показательных проверок, во время которой Петр предстал перед «плачущей иконой» Пресвятой .

После внимательно изучения, этот феномен не произвел на вседержателя никакого впечатления . Вернувшись в столицу, царь отправил письмо настоятелю монастыря, в котором было сказано, что с этого дня Богородицам запрещается плакать, в противном случае «зады попов заплачут кровью».

Первое время после такого заявления русский народ отзывался о царе не самым приятным образом. Однако, как ни странно, после этого случаи мироточения икон в разы сократились.

Как утверждают историки, священникам того времени не нравилась прогрессивная политика Петра Первого и они пытались противостоять ей посредством различных божественных явлений. К примеру, приказал Петр сбрить бороды – заплакали иконы. С помощью таких методов духовенство пыталось настроить народ против царя, однако, тот вовремя разгадал их замысел и на этом все чудеса закончились.

Похожие публикации