Как быть здоровым осенью — советы аюрведы

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Человек является частью Природы, и наши жизненные ритмы согласуются с Её ритмами. Осенью природные ритмы замедляются и перестраиваются. Замедляются и перестраиваются метаболические и энергетические процессы внутри нас.

В этот переходный период тело требует более внимательного к себе отношения, полноценного отдыха и меньшей нагрузки на пищеварительный тракт. Если не следовать его требованиям, в теле начнут накапливаться токсины, от которых ему нужно будет освободиться. Важно понять, что распространенные осенние недуги – обострения аллергий, простудные заболевания - это не болезнь, а оздоровительный процесс, когда организм пытается очиститься от токсинов: через кожу и высыпания, или через выделение слизи из носоглотки, бронхов, легких. Сюда же относится и грипп, потому что здоровый чистый организм никогда не заболеет гриппом, сколько бы он ни находился рядом с болеющими людьми. Процесс такой очистки неприятен, поэтому гораздо правильнее и легче самому позаботиться о внутренней чистоте тела, прежде, чем оно возьмет решение этой задачи «в свои руки». В этой статье мы расскажем о том, какой, по мнению аюрведы, должна быть профилактика гриппа, профилактика простудных заболеваний, профилактика обострения аллергических заболеваний.

Сезоны в аюрведе. Ритучарья.

Ритучарья – это определенный сезонный режим, предписывающий особый образ жизни, диету и распорядок дня для каждого времени года, который помогает сохранить баланс Дош в течение каждого из 12 месяцев. По данным аюрведического трактата "Аштанга Хридайам Самхита" Аюрведа выделяет шесть сезонов года (цитата из главы 3 - перевод Матхура Мандала даса):

"Каждые два месяца, начиная с месяца Магха (середина января - середина февраля) чередуются шесть сезонов – шишира (ранняя весна), васанта (весна), грищма (лето), варща (сезон дождей), шарат (осень) и хима (зима)."

Смены сезонов согласно Аюрведе меняются согласно изменению пропорций пяти элементов; вместе с ними и меняется соотношение дош. Холодная сухая погода усиливает вату, жаркая влажная увеличивает питту, а холодная и влажная погода усугубляет капху. Чтобы избежать сезонного дисбаланса дош, Аюрведа рекомендует подстраивать под изменения в природе деятельность человека.

С приходом осени наступают короткие дни. Погода становится переменчивой. Облачно. Мало солнечного света, и на улице прохладно. Хочется потеплее укутаться, спрятаться от холодного ветра и укрыться от моросящего дождя. Сесть у камина, и накрывшись пледом, насладиться горячим чаем.

По своим качествам осень - сухая, легкая, холодная, ветреная, неровная и пустая (с деревьев опадают листья). Все эти качества возбуждают вату, поэтому естественно, что все рекомендации на осень так или иначе связаны с успокоением ваты. Самым сложным считается сезон дождей (начало осени). В этот период снижается активность огня пищеварения (Агни), а это значит, пища переваривается труднее. Если в этот период не скорректировать диету, недопереваренная пища, превращаясь в токсины, может вызывать обострения аллергий или простудные заболевания, или провоцировать множество других заболеваний.

Выполнение ряда несложных правил поможет избежать подобных неприятностей:

  • Соблюдение режима дня. Если можете, вставайте пораньше, примерно в 5:00 – 6:00, когда воздух спокоен и природа умиротворена. Это благословенное время покоя и тишины, когда можно зарядиться умиротворенностью и спокойной энергией на весь день
  • Старайтесь утром обязательно выполнять комплекс упражнений. Если самоорганизоваться на такой «подвиг» трудно, мы приглашаем вас на йогу в любом нашем медицинском центре
  • Каждое утро перед омовением растирайте все тело от головы к ногам 50-70 г. теплого кунжутного масла. Кунжутное масло – согревающее и тяжелое, оно поможет успокоить вату. Оставьте масло на 15-20 минут (пока чистите зубы и совершаете другие утренние гигиенические процедуры. Затем примите теплый душ без мыла, чтобы немного масла оставалось на коже. Если у вас не получается сделать процедуру утром, сделайте ее перед вечерним душем. Если нет времени на полный массаж, помассируйте с маслом хотя бы ступни и каплю масла нанесите на район темени и уши
  • Для успокоения ваты осенью хорошо подходят красный, желтый и оранжевый цвета. Можно использовать белый. Их можно использовать и в одежде, и в оформлении окружающей обстановки
  • После физических упражнений и омовения позавтракайте. Попробуйте овсянку, рисовую кашу или пшеничную, или любое другое цельнозерновое блюдо, успокаивающее вату (лучше если блюдо из цельных злаков, так как хлопья и уже перемолотые крупы чрезмерно насыщены воздухом, а, значит, не успокоят вату). Для обеда и ужина хороши рис басмати, кичади (рис сваренный вместе с зелеными бобами маш), паровые овощи – всё это уравновешивает вату. Салаты из сырых овощей не рекомендуются (усиливается вата). Можно готовить густые, нежные супы и рагу, но не забывайте добавлять в них немного гхи (топленого масла)
  • Если уже появились первые признаки повышенного слизеобразования в организме (заложенность носа по утрам, незначительные явления серозно-слизистого ринита, подкашливание с небольшим количеством прозрачной мокроты), то следует прекратить масляные аппликации на тело и пересмотреть свое меню с удалением всех продуктов, усиливающих образование слизи. К ним относятся – кисломолочные продукты (йогурты, кефир, сметана, сливки, сыр, особенно по вечерам), сладкое, кондитерские изделия, свинина, рыба, картофель. А взамен – начать пить имбирный напиток – свежий имбирь + лимон/лайм + сахар по вкусу – в стакан кипятка (свежий имбирь сжигает токсины и слизь в кишечнике, при этом, являясь острым на вкус, он, согласно аюрведе, не является острым в пищеварительном тракте, и приносит ему лишь пользу). При начинающейся простуде предотвратить ее может помочь втирание в темечко щепотки черного перца
  • Вода для питья должна быть свежевскипяченой
  • Не следует пить черный чай или кофе после ужина. Попробуйте какие-нибудь травяные чаи, например, из смеси кумина, кориандра и фенхеля либо корицы, гвоздики и имбиря
  • Осенью не желательно поститься. Голодание порождает легкость, что возбуждает вату
  • Постарайтесь сохранять тепло. Одевайтесь потеплее как на улице, так и дома. При порывистом ветре прикрывайте голову и уши
  • Следует избегать очень активных, энергичных упражнений – особенно людям с вата-конституцией
  • Попытайтесь ложиться спать не позже 22:00. Сон в период с 22.00 до 02.00 – это единственный период, когда в организме восстанавливается жизненная энергия (оджас)
  • В осеннее время хорошо пить перед сном чашку теплого молока. Это дает крепкий естественный сон. Молоко следует нагревать до тех пор, пока оно не начнет закипать и подниматься, затем дайте ему остыть до температуры, приятной для питья. Для устранения слизеобразующих свойств молока, в него следует добавить по пол чайной ложки порошков имбиря и куркумы, можно также добавить по щепотке кардамона и мускатного ореха. Эти травы, обладая смягчающим и согревающим действием, будут способствовать перевариванию молока и расслаблению
  • В период перехода от лета к осени актуален курс масляного массажа для удаления избытка ваты, или даже проведение курса детоксикации (панчакарма). Панчакарма («пять действий») включает в себя подготовительные действия – умасливание и прогревание массажными процедурами, с последующим приемом слабительных, клизменных процедур или рвотной терапии. Все это можно сделать в аюрведическом центре. Если у вас нет возможности обратиться для этого в аюрведическую клинику, проведите детоксикацию в домашних условиях. В межсезонья рекомендуется прием слабительного. Это лучная профилактика гриппа и простудных заболеваний. Для профилактической очистки организма и удаления излишней ваты отлично подойдет простая касторка. Чистка позволит избежать обострения аллергий и простудных заболеваний. После чистки полезно попринимать общеукрепляющие тоники (расаяны), такие, как ЧАВАНПРАШ
    Важно! Если заболевание уже начинается и человек испытывает слабость, слабительное принимать не следует, так как чистка еще больше ослабит заболевшего
  • Одна из процедур панчакармы, «насьям» - специально предназначена для удаления излишка слизи из района головы. Насьям может быть назначена и как отдельная процедура для взрослых и детей склонных к простудным заболеваниям и скоплению слизи в носовых пазухах. Это – отличная профилактика и лечение простудных заболеваний
  • В это время года старайтесь особенно избегать громкого шума, громкой музыки (как на рок-концертах), быстрой езды на машине и чрезмерной сексуальной активности. Избегайте сквозняков и холодного ветра. Все перечисленные факторы возбуждают вату
  • И последнее – если вы все-таки заболели. Тогда нужно помнить, что сколько длилась болезнь – столько же дней нужно организму для полного восстановления своих функций. А значит, какое-то время после болезни нужно вести себя очень осторожно, больше отдыхать, исключить резкие физические нагрузки, и диета должна быть очень лёгкой (супы) и лишь постепенно усиливаться до обычной. Закончить этот период восстановления следует приемом слабительного, особенно если была высокая температура, так как необходимо вывести токсины, неизбежно возникающие в крови при нагреве выше 37,5С – 38С

Приглашаем за здоровьем в аюрведический центр КАМАЛА

На консультацию Доктора аюрведы и консультацию Доктора по Здоровому Образу Жизни

Так как в осеннее межсезонье основное внимание нужно уделить чистоте пищеварительного тракта, а значит, диете, это отличное время для консультации у доктора Аюрведы, чтобы уточнить свою конституцию и получить более конкретные индивидуальные рекомендации для стабилизации своего здоровья. Консультации по Здоровому Образу Жизни, основанные на древней индийской мудрости, помогут разобраться в многообразии советов по здоровью, которыми изобилуют СМИ.

На аюрведические процедуры

Массажи абхъянгам (ручной масляный), калари (масляный массаж ступнями), кижи (травяными мешочками), удвартанам (травяной), процедуры насьям, широдхара и многие другие.

Специально для осеннего периода, чреватого простудными заболеваниями, аюрведический центр «Камала» подготовил по древнему рецепту травяной сбор от простуды, который можно пить для профилактики простудных заболеваний и гриппа, а также успешно лечиться им при уже начавшемся заболевании. Чай заваривают и пьют как обычный чай. Также в центре можно купить «противопростудный набор», в который кроме чая входит Чаванпраша

Быть здоровым – величайшее благо. Будьте здоровы и дарите радость себе, своим родным и близким с помощью древней мудрости Аюрведы!

Аюрведа - древнейшая из сохранившихся до наших дней всеобъемлющих медицинских систем в мире. Её название образовано из двух корней древнейшего на земле языка - санскрита: "аюх" (долгая жизнь) и "веда" (знание). Аюрведа предлагает полное глубокого смысла всестороннее знание о здоровом образе жизни и мировоззрение о том, как находиться в гармонии с природой. Она возникла более 5000 лет назад, когда она была подробно изложена и применялась на практике теми же святыми мудрецами - риши, которые заложили фундамент ведической цивилизации в Индии, сформулировав и оформив основополагающие принципы жизни в надлежащие философские системы.

По этой причине главным источником знания в этой области остаются Веды - составленные этими мудрецами божественные книги о знании, которое они получили как откровение Бога, и, особенно, четвёртая из Вед - Атхарваведа, окончательная письменная фиксация которой относится примерно к первому тысячелетию до н.э. Наиболее известные из немногих других трактатов по аюрведе, написанных примерно в то же время и дошедших до нас - "Чарака самхита" и "Сушрута самхита", которые посвящены терапии (внутренним болезням) и хирургии соответственно. "Аштанга хридаям" - это сокращённая компиляция ранее записанных текстов, которая была создана примерно тысячу лет назад. Эти произведения формируют наибольшую часть базового знания по аюрведе в том виде, как она практикуется сегодня.

Искусство аюрведы широко распространилось в шестом веке до нашей эры, будучи принесённым в Тибет, Китай, Монголию, Корею и Шри-Ланку буддийскими монахами, которые путешествовали в эти страны. Хотя не многое из всего этого дошло до нас в первоначальной форме, влияние этих первоначальных методов может быть замечено в различных концепциях новой эпохи, которые возникли на их основе.

Ни одна философия не оказала такого большого влияния на аюрведу, как философия санкхьи, в которой описывается сотворение и проявление вселенной. В ней показывается, что за всем творением стоит состояние чистого бытия или осознания, которое вне времени и места, не имеет начала или конца и каких-либо качеств. Внутри этого чистого бытия возникает желание получить переживание себя, что приводит нарушению равновесия и порождает проявление исконной энергии. И два начала объединяются, чтобы осуществить и наполнить жизнью "танец мироздания".

Неуловимая, неописуемая и чрезвычайно утончённая, эта исконная энергия - и сама по себе, и всё то, что вытекает из неё - существует только в чистом бытии и является созидательной силой всякого и всего действия, источником формы, которая обладает качествами. Материя и энергия взаимосвязаны настолько тесно, что, когда энергия принимает форму, мы склонны рассматривать её только в терминах материи. И, значительно изменённая, она, в конечном счёте, ведёт к проявлению известных нам умственного и физического планов мироздания.

Она также вызывает космическое сознание, которое является всеобщим порядком, пронизывающим всю жизнь и всё живое. Индивидуальный разум, в отличие от обыденного интеллектуального ума, исходит из этого сознания и является его частью, или аспектом. Это - внутренняя мудрость, часть индивидуальности, которая остается незатронутой запросами повседневной жизни, или ахамкарой, чувством эго, или принципом "я".

Санскритское слово ахамкара, для которого нет точного перевода, является концепцией, не совсем понимаемой всеми, поскольку зачастую она ошибочно приравнивается к концепции "эго". Охватывая намного больше, чем только это, она, в сущности, является той частью "меня", которая знает, какие части всеобщего мироздания являются "мной". И это "я" не является чем-то отдельным от всеобщего сознания - оно имеет некую личностную тождественность, которая обособляет и определяет границы "меня". По этой причине не только люди, но и всё порождённое в мире обладает ахамкарой.

Из ахамкары возникает двойственное порождение . Первое - это саттва, субъективный мир, который способен воспринимать материю и управлять ей. Оно включает в себя тонкое тело (ум), способности пяти органов чувств слышать, осязать, видеть, различать вкус и обонять и пяти органов действия говорить, оперировать руками, ходить, производить потомство и выводить из организма отходы жизнедеятельности. Ум и тонкие органы, обеспечивающие мост между телом, ахамкара и внутренняя мудрость - эти объединённые вместе три аспекта составляют основную природу людей.

Второе - это тамас, объективный мир из пяти первоэлементов звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха - пяти тонких первоэлементов, которые порождают плотные первоэлементы эфира или пространства, воздуха, огня, воды и земли, и из которых образуется вся материя физического мира. И это - раджас, сила или энергия движения, которое соединяет части этих двух миров.

Стоит отметить, что даже на стадии плотных первоэлементов философия творения - которое согласно санкхье имеет место только сейчас, в настоящем, не имея какого-либо прошлого и будущего - всё ещё имеет дело с аспектами бытия вне наших простых физических планов творения. Точка зрения здесь заключается в том, что мы - первый и первоочередной дух, получающий переживание существования, бытия. Чтобы использовать аюрведу в повседневной жизни, человеку не нужно ни принимать, ни даже понимать эту философию. Но она обеспечивает более глубокое понимание того, как аюрведа способствует улучшению вашего здоровья.

Следовательно, аюрведа - это не просто система здравоохранения, а форма образа жизни, принятого для поддержания совершенного баланса и гармонии в рамках человеческого существования, от наиболее абстрактных трансцендентальных ценностей до наиболее конкретных физиологических проявлений. Аюрведа основана на предпосылке о том, что жизнь представляет собой разумное взаимодействие Атмы (высшей Души), манаса (ума), индрий (чувств) и шариры (тела). Они являются средоточием пяти плотных первоэлементов, которые участвуют в формировании конституции каждого индивидуума, называемой пракрити. Она, в свою очередь, определяется балансом жизненных сил трёх физических энергий - ваты, питты и капхи и трёх умственных энергий - саттвы, раджаса и тамаса.

Таким образом, аюрведа предлагает уникальный синтез науки и философии, который приводит в гармонию физические, умственные, эмоциональные и духовные компоненты, необходимые для обеспечения здоровья при целостном подходе.

Внутренее и внешнее

Согласно Аюрведе, человек представляет собой Вселенную в миниатюре. Поэтому любое изменение в окружающей среде приводит к изменениям внутри человека. И наоборот, человек своими действиями, и словами оказывает влияние на всю Вселенную. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и религиозная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений. Поэтому Аюрведа уделяет много внимания тому, чтобы вести правильный образ жизни, следить за своими действиями, словами и мыслями. Потому что, имея негативные мысли, поступки также будут иметь неблагоприятный оттенок. Какое же тут здоровье?

Лечить не болезнь, а человека

Основное, что отличает Аюрведу, скажем, от обычной медицины и от большинства других систем медицины, - это то, что она смотрит на тело человека как на нечто целое. Аюрведа не лечит непосредственно сами болезни, как это делает современная медицина. Причем современная медицина лечит даже не саму болезнь, а только какой-нибудь ее симптом. А вот принцип древней медицины таков: нужно лечить не болезнь, а человека. А так как человек представляет собой комплекс ума и тела, то Аюрведа лечит все вместе.

Мы все знакомы с ситуацией, когда человек приходит к врачу с насморком, получает лекарство, принимает его. У него затем появляется гастрит. Он опять приходит к врачу, получает новое лекарство, опять принимает. Так со временем можно и до рака дойти. И тогда уже человека начинают травить химией, обстреливать разными излучениями. А началось все с насморка

По признанию самих врачей около сорока процентов пациентов, находящихся на излечении в современных больницах, лежат там из-за болезни, которую они получили в результате самого процесса лечения. Нет сомнений, что реально эта цифра может оказаться гораздо больше. Стоит только начать ходить по больницам.

В Аюрведе очень индивидуально подходят к человеку. Здесь рассматривают его особенности такие, как: физическое строение, размеры тела, психотип, качество и плотность тканей, возраст, режим питания и чем именно он питается. В результате разным больным с общим диагнозом предписывают разные курсы лечения. В Аюрведе не говорится: "Это лекарство от такой-то болезни". Там сказано:

Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума.

И только в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета и выписываются лекарства. Известно, что современные врачи не посмотрят, какой вы конституции: если у вас простуда, вам будут колоть пенициллин. Всем без исключения, независимо от того, кто ты - здоровый громила или худенький человек, тебе дают одну и ту же лошадиную дозу.

И наоборот, иногда разные заболевания оказываются связаны общей причиной и лечатся сразу вместе. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта.

Единство с природой

Аюрведические лекарства и сами принципы лечения не дают практически никаких побочных эффектов, в отличие от привычных для нас традиционных лекарств. Вы внимательно читаете побочные эффекты на вкладыше к лекарству? Например, если человек будет принимать лекарство от бессонницы, то он ослепнет или оглохнет, у него может развиться цирроз печени, но от бессонницы он избавится. А Вы уверены, что все побочные эффекты пишутся на этикетке? А если есть такие, которые сами врачи еще не знают?

А мы так привыкли поглощать при различных заболеваниях таблетки! Эти химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании совершенно явно наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела.

В Аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ, поэтому используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Натуральные продукты гомологически соответствуют тканям нашего тела. Поэтому компоненты, используемые в аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой. При их изготовлении не используются сложное оборудование и лабораторные технологии. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток.

Пусть еда станет вашим лекарством

Как уже отмечалось выше, все средства Аюрведы - натуральные, поэтому грань, отличающая лекарство от обычного питания становиться достаточно условной. Пища может быть использована как лекарство и наоборот. Разница, в принципе, состоит в том, что у пищи важнее вкус, а у лекарства - некоторые свойства, балансирующие организм. Поэтому средства Аюрведы часто используются совершенно здоровыми людьми как различные тонизирующие приправы. Например, куркума, черный перец, имбирь и чеснок, часто встречающиеся среди кухонных приправ, как раз являются одними из составляющих аюрведических рецептов. Вообще нам, привыкшим к тому, что лекарство в своем нормальном составе является ядами, довольно сложно свыкнуться с этой мыслью, что каждое аюрведическое лекарство мало того, что оно не приносит никакого вреда, но и тонизирует человека, дает ему силы. Ведь здоровому человеку не придет в голову принимать пенициллин, если он здоров.

Эти статьи помогут сформировать свой здоровый образ жизни

Духовные аспекты здоровья и практика медитации

Аюрведа - знание о жизни и здоровье человека. Но понимание здоровья в Аюрведе не соответствует представлениям современной медицины, которая занимается лишь лечением наших телесных и психических недугов. Современная наука считает, что наша жизнь ограничена телесными функциями, а тело это биологическая система, в которой ум существует как функция материального органа - мозга, например, так же как выработка желчи является функцией печени. Соответственно, и причины болезней, с позиций современной западной медицины, лежат в плоскости, ограниченной материалистическими представлениями о жизни: травмы, инфекции, плохая экология, стрессы и т.п. Но тогда совсем непонятно, почему находясь в одинаковых условиях, один человек заболевает, а другой - нет; почему при одном и том же заболевании одному человеку помогает лекарственная терапия, а другому - нет.

Аюрведический распорядок дня


Человек - часть Вселенной, и часть неразрывная. Бесчисленное количество энергетических каналов связывают внутреннюю среду организма (микрокосм) с внешним миром (макрокосмом). Все физиологические и психические процессы, протекающие в теле человека, синхронизированы и, более того, обусловлены внешними воздействиями Природы.

Ритмичный распорядок дня приводит нас в гармонию с ритмами Природы. Он помогает настроить биологические часы человека и устанавливает эффективный энергетический обмен между внешним миром и организмом. Он обеспечивает равновесие внешней и внутренней среды, повышает качество физиологических процессов, порождает самоуважение, душевное спокойствие, счастье и возможность долгой жизни.

Аюрведические правила питания

Правильное питание - основа здоровья тела, ума и духа. Для каждого конституционального типа людей существуют определенные идеальные требования к продуктам, рациону и режиму питания. При этом следует разумно подходить к практике выполнения этих требований, и не отравлять свою жизнь чрезмерным контролем над питанием. Создавайте новые полезные привычки питания постепенно, но неуклонно. В итоге, правильное питание должно стать вашей естественной нормой жизни.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Вата-дошу, - питательное, согревающее, увлажняющее, успокаивающее и приземляющее. Следует применять их терпеливо, спокойно, последовательно и систематично.

Образ жизни:
Важнейшими факторами являются сон в достаточном количестве, ранний отход ко сну, умеренные солнечные ванны, легкие физические упражнения. Следует избегать ветра и холода, переутомления и физических перегрузок, избытка разговоров и размышлений, соблюдать умеренность в половой жизни, не слишком много путешествовать, не подвергать себя сверх меры воздействию возбуждающих факторов, в том числе кино, радио, телевидения.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Пита-дошу, - охлаждающее, успокаивающее, умеренно очищающее и питающее. При их применении важны спокойствие, сдержанность и умеренность.

Образ жизни:
Следует избегать длительного пребывания на солнце, на жаре и возле нагревательных приборов. Благоприятно воздействие легкого прохладного ветра, прохладной воды, лунного света, садов, цветов и озер. Воспитывайте в себе манеру говорить приятное для других, быть снисходительным и умиротворенным.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Капха-дошу, - облегчающее, стимулирующее, осушающее и очищающее. Их применение требует настойчивости, решимости и отрешенности.

Образ жизни:
Следует выполнять интенсивные и аэробные упражнения, принимать солнечные и воздушные ванны при легком теплом ветре, избегать холода и сырости, соблюдать дисциплину, давать себе достаточную физическую нагрузку, поменьше спать и отказаться от сна в дневное время; полезны разнообразие впечатлений, путешествия, паломничества.

Пусть все будут счастливы,
Пусть все избавятся от немощи,
Пусть все заботятся о благе других,
Пусть никто не знает страданий.

Дханвантари (основатель Аюрведы)

При произнесении слова Аюрведа у меня почему-то возникают ассоциации такого порядка: “Are You Веда?” То есть, как бы: “А ты знаешь?”. Шутка, конечно, но все-таки: что скрывается за этим словом? Да, сейчас оно все чаще употребляется, его можно прочитать и на страницах журналов о здоровом образе жизни, услышать по радио, увидеть среди перечня услуг салонов красоты. Оно как-то незаметно входит в нашу жизнь. Или наоборот, мы входим в него. Действительно, этому слову уже более 5000 лет. И даже немного странно, что оно может выглядеть новомодным.

На самом деле Аюрведа – это соединение слов “Аюр” – жизнь и “Веда” – знание. То есть это знание законов, определяющих жизнь. И если Вы думали, что это всего лишь раздел науки о здоровье или медицины, то Вы просто недооцениваете Аюрведу. Здесь гармонично сплетены представления о здоровье, питании, образе жизни, красоте и молодости, сне, физиологии, смерти и многое другое. Это не только наука о том, как сохранять здоровье в своем теле, но и том, как совершенствовать свой ум и свой дух. Это целая философия, целый образ жизни.

Кроме того, что Аюрведа делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, а также занимается лечением уже возникших заболеваний, она также обращает пристальное внимание на диету, в аюрведической медицине даются определённые рекомендации по соблюдению режима дня и ночи для разных сезонов года, а также по поведению индивидуума в обществе.

Современная наука все ближе подходит к тому, что болезни тела очень тесно связаны с мыслями, с мировоззрением человека. А связь образа жизни и физического здоровья уже никто не будет отрицать. Стоит ли открывать в очередной раз велосипед, может быть давно пора обратиться к истокам?

Считается, что знания о жизни, являющиеся частью Вед, открывались святым, находящимся в состоянии глубокой медитации – самадхи. Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами. Наиболее известными врачами в Индии в те времена были Ашвины, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений: возвращение к жизни людей и святых, обеспечение долголетия, лечение бесплодия, туберкулёза и других серьёзных заболеваний. Описываются в них и сложнейшие операции, пересадка органов и протезирование. Также можно найти описание анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий и отмечается, что некоторые бактерии невозможно увидеть невооруженным глазом. Описываются там лекарственные растения и их воздействие, а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся для их лечения.

В послеведический период Аюрведа в Индии всегда занимала почётное место, так как в ней были собраны описания как общего подхода к лечению, так и множества практических терапевтических средств и методов. В 10-том веке существовал очень интенсивный обмен научными и медицинскими знаниями между арабским миром и Индией. Различные книги по Аюрведе были переведены на арабский и затем включены в арабские тексты. Множество знаменитых арабских врачей, такие как Разес или Авиценна, живших с 10 по 19 века, в совершенстве знали Аюрведу. В 13-том веке их труды были переведены на латынь и стали стандартными медицинскими текстами в Европе. Совершенно очевидно, что Аюрведа является родоначальницей западной медицины.

В Средние века Индия подвергалась неоднократным посягательствам на свою свободу и независимость со стороны иноземным завоевателей; мир и порядок, царившие в ней, были сильно поколеблены. В то время, когда Индия была колонией Англией, было основано множество школ чисто западной медицины. В 1912 - 1917 годах, когда был введен закон о регистрации практикующих врачей, аюрведические врачи оказались вне закона даже в самой Индии. И с 1947 года, когда Индия обрела независимость, началось возрождение Аюрведы.

ВПЕРЕД, К ДРЕВНЫМ ЗНАНИЯМ

Благодаря современной медицине, мы глубоко усвоили представление о болезнях, когда появляется какой-нибудь вредный микроб, поселяется у нас в организме, а потом мы всячески пытаемся его отравить. Для этого придуманы таблетки. Если не помогает, то мы начинаем его убивать, используя для “обстрела” современные медицинские приборы и методы. Мы давно уже знаем все это, сопротивляемся, но через какое-то время после начала болезни, все равно честно начинаем принимать антибиотики, производя грандиозный “обстрел” всего организма, под который попадают не только микробы, но и здоровые ткани и органы.

Все это происходит потому, что нет адекватной замены современной медицине. Ее не в природе нет, а просто в нашем сознании она отсутствует. Существует множество методик, практик, способов лечения, альтернативной медицины. Но по широте подхода, научности, накопленной практике и безвредности Аюрведа дает фору большинству современных методов профилактики и лечения заболеваний.

В Аюрведе некоторые микробы также рассматриваются как возможная причина болезни (хотя некоторые микробы являются полезными). Но они лишь вторичная причина. Главное – нарушение равновесия организма, которое и создает условия, для размножения болезнетворных микробов. Если организм поддерживать в гармоничном состоянии, то тогда никакие вредные микробы просто не смогут развиваться.

Аюрведа преимущественно обращена к здоровым людям. Болезни, согласно Аюрведе, необходимо предупреждать заранее, а не пытаться бороться с болезнью как это обычно принято. Она вообще представляет собой систему, позволяющую не болеть.

ЛЕЧИТЬ НЕ БОЛЕЗНЬ, А ЧЕЛОВЕКА

Основное, что отличает Аюрведу, скажем, от обычной медицины и от большинства других систем медицины, - это то, что она смотрит на тело человека как на нечто целое. Аюрведа не лечит непосредственно сами болезни, как это делает современная медицина. Причем современная медицина лечит даже не саму болезнь, а только какой-нибудь ее симптом. А вот принцип древней медицины таков: нужно лечить не болезнь, а человека. А так как человек представляет собой комплекс ума и тела, то Аюрведа лечит все вместе.

Мы все знакомы с ситуацией, когда человек приходит к врачу с насморком, получает лекарство, принимает его. У него затем появляется гастрит. Он опять приходит к врачу, получает новое лекарство, опять принимает. Так со временем можно и до рака дойти. И тогда уже человека начинают травить “химией”, обстреливать разными излучениями. А началось все с насморка…

По признанию самих врачей около сорока процентов пациентов, находящихся на излечении в современных больницах, лежат там из-за болезни, которую они получили в результате самого процесса лечения. Нет сомнений, что реально эта цифра может оказаться гораздо больше. Стоит только начать ходить по больницам.

В Аюрведе очень индивидуально подходят к человеку. Здесь рассматривают его особенности такие, как: физическое строение, размеры тела, психотип, качество и плотность тканей, возраст, режим питания и чем именно он питается. В результате разным больным с общим диагнозом предписывают разные курсы лечения. В Аюрведе не говорится: “Это лекарство от такой-то болезни”. Там сказано: “Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума”. И только в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета и выписываются лекарства. Известно, что современные врачи не посмотрят, какой вы конституции: если у вас простуда, вам будут колоть пенициллин. Всем без исключения, независимо от того, кто ты - здоровый громила или худенький человек, тебе дают одну и ту же лошадиную дозу.

И наоборот, иногда разные заболевания оказываются связаны общей причиной и лечатся сразу вместе. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта.

ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ

Аюрведические лекарства и сами принципы лечения не дают практически никаких побочных эффектов, в отличие от привычных для нас традиционных лекарств. Вы внимательно читаете побочные эффекты на вкладыше к лекарству? Например, если человек будет принимать лекарство от бессонницы, то он ослепнет или оглохнет, у него может развиться цирроз печени, но от бессонницы он избавится. А Вы уверены, что все побочные эффекты пишутся на этикетке? А если есть такие, которые сами врачи еще не знают?

А мы так привыкли поглощать при различных заболеваниях таблетки! Эти химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании совершенно явно наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела.

В Аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ, поэтому используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Натуральные продукты гомологически соответствуют тканям нашего тела. Поэтому компоненты, используемые в аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой. При их изготовлении не используются сложное оборудование и лабораторные технологии. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток.

ПУСТЬ ЕДА СТАНЕТ ВАШИМ ЛЕКАРСТВОМ

Как уже отмечалось выше, все средства Аюрведы – натуральные, поэтому грань, отличающая лекарство от обычного питания становиться достаточно условной. Пища может быть использована как лекарство и наоборот. Разница, в принципе, состоит в том, что у пищи важнее вкус, а у лекарства – некоторые свойства, балансирующие организм. Поэтому средства Аюрведы часто используются совершенно здоровыми людьми как различные тонизирующие приправы. Например, куркума, черный перец, имбирь и чеснок, часто встречающиеся среди кухонных приправ, как раз являются одними из составляющих аюрведических рецептов. Вообще нам, привыкшим к тому, что лекарство в своем нормальном составе является ядами, довольно сложно свыкнуться с этой мыслью, что каждое аюрведическое лекарство мало того, что оно не приносит никакого вреда, но и тонизирует человека, дает ему силы. Ведь здоровому человеку не придет в голову принимать пенициллин, если он здоров.

Вообще, для полноценного лечения болезни в Аюрведе, помимо терапевтических средств, отмечается огромная роль диеты. Вот формула: “Если пациент придерживается необходимой ему диеты, то ему не требуется медицинская помощь, если нет – ему ничего не поможет”. При правильном питании болезни не возникают, а при неправильном – возникают, несмотря на вмешательство докторов. Поэтому, соответствующие диеты предписываются аюрведическими врачами для каждой стадии болезни, а также для последующего реабилитационного периода (для полного восстановления здоровья) и устранения последствий недомогания (выведения остаточных токсинов).

То есть Аюрведа дает человеку знание о том, как пища должна стать нашим лекарством. Как говорил Гиппократ: “Пусть еда будет вашим лекарством”.

ДИАГНОСТИКА

Давайте вспомним, как наши врачи ставят диагноз. Сначала у вас собирают все анализы, которые только можно собрать. Потом внимательно смотрит на них. (Это вместо того, чтобы на человека внимание обратить!) Потом говорят, что ничего не понимают, потому что из этих анализов не ясна причина нашего заболевания. (А никто не и сомневался!) Они просят вас сделать дополнительные анализы. На это раз уже при помощи самых сложных и дорогостоящих приборов. Таких полно сейчас. Вы платите тройную сумму з а анализы, получаете при этом тройную дозу радиации. А они еще месяц смотрят на разные составные части вашей крови или мочи и думают. Результат часто оказывается никаким. И тогда они вам говорят, что неплохо было бы взять у вас пункцию головного или спинного мозга. И хорошо, если после этой процедуры им что-то становится ясно. А вам приходится несколько недель приходить в себя. И все из-за того, чтобы поставить элементарный диагноз, который грамотный аюрведический врач может за пять минут поставить. Для этого ему нужно посмотреть на ваш язык, руки, или глаза. А еще есть очень сложные методы, например, пульсовой диагностики. Чтобы правильно научиться ставить диагноз по пульсу, человек должен семь лет учиться только пульсовой диагностике. Но часто сам человек в состоянии себе диагноз поставить.

ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ

Согласно Аюрведе, человек представляет собой Вселенную в миниатюре. Поэтому любое изменение в окружающей среде приводит к изменениям внутри человека. И наоборот, человек своими действиями, и словами оказывает влияние на всю Вселенную. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и религиозная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений. Поэтому Аюрведа уделяет много внимания тому, чтобы вести правильный образ жизни, следить за своими действиями, словами и мыслями. Потому что, имея негативные мысли, поступки также будут иметь неблагоприятный оттенок. Какое же тут здоровье?

Не знаю как вам, а мне уж самому стало интересно познакомиться с Аюрведой поближе. Если вы не против, то давайте будем переходить к чему-то более практическому. Но сначала, все-таки, немного новых понятий.

Вы наверняка сталкивались с тем, что для одних какая-нибудь диета или система упражнений идет на пользу, а другим просто вредит. И если, быть упрямым и непробиваемо настойчивым и продолжать следовать тому, что явно вам не подходит, то можно нажить себе серьезные неприятности. Кто-то после, скажем, бега чувствует себя прекрасно, а у кого-то еще сильнее сохнет кожа, начинают болеть десны, наступает упадок сил. “В чем же дело?” - думаем мы тогда. Вот Аюрведа очень конкретно подходит к этим моментам, позволяя совершенно точно сказать, кому какие упражнения или диета пойдут на пользу, а кому придется от них отказаться, пока не завили о себе неприятные последствия.

Аюрведа вводит новый для нас термин, определяя им некий фундаментальный физиологический принцип, называемый доша. Это один из краеугольных камней, на котором покоится весь архитектурный ансамбль Аюрведы. Причем он настолько логичен, что после знакомства с ним вызывает удивление, что современная медицина как-то умудряется обходиться без введения какого-то аналогичного понятия, определяющего индивидуальное строение человека. Итак, согласно Аюрведе, существуют три доши, три базисные субстанции тонкой природы человека, которые действуют в нем и обеспечивают функционирование тела. Ни одну из них нельзя увидеть или потрогать, ни одна не существует в человеке в чистом виде. Их равновесие определяет нормальное, здоровое функционирование организма. Возбуждение или понижение какой-либо из дош приводит к тому или иному заболеванию.

Слово доша с санскрита означает что-то плохое, какой-то порок или недостаток. То есть сама концепция дош создана для выявления различных отклонений. И в свойствах самих дош заложено выходить из равновесия, поэтому-то мы и болеем так часто. И только при идеальном равновесии всех трех дош возможно полное здоровье.

Чтобы перейти к небольшому описанию дош, предварительно скажем, что в Аюрведе существуют пять первоэлементов. Это эфир (пространство), воздух, огонь, вода и земля. Это аналог фазовых состояний вещества, принятый в физике, который дополнен понятием эфира, пространства или если это понятнее для вас – физическим вакуумом. Вот на эти элементы и удобно будет разложить доши.

Доши носят название: вата, питта и капха.

Вата - соединение воздуха и эфира - отвечает за движение в теле. Это самый динамичный элемент. И он, поэтому, легче всего выходит из равновесия. Дисбаланс ваты в организме приводит к боли, к нервным и сердечным болезням, к параличам, препятствующим движению.

Питта – комбинация огня и воды – отвечает за трансформацию в теле. То есть за процессы превращения одного в другое. Например, переваривание пищи. Также в организме эта доша заведует пигментацией кожи, температурой, голодом, жаждой, зрением. Это не такой подвижный элемент, как вата, он реже выходит из равновесия. Нарушения, связанные с питтой – это воспалительные процессы, повышение температуры, покраснение кожи, и так далее.

Капха – соединение воды и земли - как самая стабильная доша из всех, отвечает за структуру тела. Это прежде всего кости, суставы. Нарушения капхи происходят еще реже, но зато труднее излечиваются. К проявлению нарушения капхи относятся также хроническая лень, сонливость, насморк.

Немного непривычно для нас раскладывание различных пар качеств, таких как горячий - холодный, легкий - тяжелый на три доши. В результате получается, что одна из дош имеет уникальное какое-то качество, а две другие при этом обладают одинаковыми противоположными свойствами. Например, вата и капха – холодные, а питта – горячая. Вата – сухая, а капха и питта – жирные. Вата и питта – легкое, а капха – тяжелое. В итоге, вата – сухая, холодная и легкая. Питта – жирная, горячая и легкая, а капха – жирная, холодная и тяжелая. Но отсюда можно проследить все основные свойства этих дош.

Уникальное свойство ваты – сухость, приводит к тому, что дисбаланс ваты может проявляться как сухость кожи, избыток газов, отрыжка после еды, икота, а также неуравновешенность. Избыток горячей питты приводит к раздражительности и возбудимости, вызванный повышенным огнем. А тяжесть капхи отзывается в организме медлительностью.

В таблице можно более наглядно посмотреть характеристики всех дош.

Соотношение всех трех дош определяет конституцию человека. Но она меняется с возрастом. Например, в детстве преобладает капха. Поэтому в детстве преобладают болезни капхи – насморк, простудные заболевания. В молодости и в зрелом возрасте преобладает влияние питы, а в старости – ваты. Соотношения дош меняются в течение дня. Но некая конституция как фон, на которм происходят все изменения, имеет тенденцию сохраняться.

Существует главный критерий, по которому можно определить свою конституцию. Это ваше отношение к теплу. Если вы очень любите тепло, если вы зависимы от него и плохо переносите холод, то в вас преобладает вата. Это сама холодная и нестабильная доша. Человек с конституцией питта, наоборот, плохо переносит жару и быстро потеет. Наконец, капха – самая стабильная и надежная. Она хранит энергию в себе и меньше всего зависит от внешних условий. Человек с выраженной капхой в конституции будет одинаково комфортно чувствовать себя и в холоде и в жаркой погоде.

Но при определении своей доши полезно помнить, что не бывает чистой конституции. Чаще всего люди обладают двойной конституцией – вата-капха, питта-вата и т.д. При этом третья доша у них понижена. Если хочется применить на себе рекомендации Аюрведы, то тогда людям с двойной конституцией необходимо соединить рекомендации для двух типов, или обратить внимание на методы, которые возбуждает пониженную дошу.

Вообще нельзя сказать, что все так просто. Каждая из дош может находиться в состоянии возбуждения, угнетения или в норме. Кроме того, выделяют пять основных и пять вторичных типов каждой доши. И в человеке может быть возбуждена не одна доша. Таким образом, число вариаций достаточно велико.

И разобраться самому в своей собственной конституцией достаточно сложно. Для этого существуют различные длинные тесты. И все-таки без опытного врача не обойтись, особенно когда дело касается именно лечения заболеваний. Тем более что мы все время говорим о проявлениях этих дош в организме человека и интерпретаций этих проявлений нашими органами чувств и умом. Тем не менее, даже на таком поверхностном уровне становятся ясными некоторые закономерности.

Например, людям с явно выраженной возбужденной ватой, противопоказаны интенсивные физические нагрузки, хотя они для них и достаточно естественны – отвлекают возбужденную нервную систему. Так как вата в организме еще больше будет возбуждаться. Или понятно будет действие погоды: в ветреную погоду у нас будет повышаться вата, а в жаркую погоду – питта. И, имея в виду такие моменты, можно уравновешивать известные влияния, возбуждающие ту или иную дошу, компенсируя их, скажем, питанием.

Концепция современной медицины – постоянная борьба с природой. Это возникло в результате представлений об эволюции человека как некого механизма. Следовательно, с помощью определенных механических методов возможно его привести в порядок. Согласно Аюрведе, для приведения в порядок организма, нужно просто ему не мешать. Тогда он сам придет в равновесие. Ему лишь можно немного помочь. А концепция дош, постоянно выходящих из равновесия, показывает их подобность качающимся шарикам на веревках. Нужно просто дать им успокоиться.

Аюрведа очень полезна, когда речь идет о рекомендациях общего характера, но в некоторых случаях специфические заболевания может вылечить только действительно грамотный аюрведический врач, которого не так просто найти. Поэтому-то часто в таких случаях люди, даже имеющие представление об Аюрведе все равно прибегают к помощи традиционной медицины. Но именно эти общие советы, применимые для всех людей, очень простые по своей сути и очень действенные мы и будем давать на страницах следующих номеров нашей газеты.

Подготовил Борис МЫЗНИКОВ

Вата-доша

Питта-доша

Капха-доша

Элементы (состояния)

Воздух и эфир (пространство)

Огонь и вода

Вода и земля

Качества

Движение и текучесть

Трансформация и нагревание

Прочность и устойчивость

Основные качества, особенности

сухая, шершавая (шероховатая), холодная, легкая, тонкая, быстрая, подвижная, изменчивая (неустойчивая)

горячая, текучая, жидкая, маслянистая, легкая, дурно (кисло) пахнущая, резкая (острая), проникающая вглубь

тяжелая, влажная, холодная, сладкая, маслянистая (жирная), липкая (тягучая, клейкая), гладкая, медленная, стабильная, устойчивая, неподвижная (инертная)

Кардинальное свойство

интенсивность

кардинальное следствие

неуравновешенность

возбудимость

медлительность

Контролирует в организме

Управляет дыханием, ритмом сердца, тонусом сосудов, этапностью пищеварения, кровообращением и нейромышечная активностью

Контролирует метаболизм и, соответственно, управляет жаждой, голодом, интенсивностью пищеварения, температурой тела, цветом кожи

Отвечает за стабильность, прочность, устойчивость организма, иммунитет, баланс жидкостей, увлажнение слизистых оболочек

Психические особенности

Разговорчивость, быстрота действий, беспокойство, страх, пугливость, недоверчивость, схватывание на лету, но плохое удержание в памяти, непоследовательность, непостоянство, привязанность к стимуляторам: кофе, алкоголь, никотин, наркотики, неуравновеше нность, импульсивность, легкость на подъём, быстрота реакции

Пунктуальность, увлеченность, переходящую в фанатизм, напористость, предприимчивость, остроумие, переходящее в сарказм, властность, честолюбие; склонность к гневливости и раздражительности; воинственность; динамичная, четко аргументированная, хорошо артикулированная речь; прямота, критичность, переходящая в сварливость

Привязанность, терпимость, материалистичность, склонность к накоплению, “приземленность” натуры, медленное усвоение новой информации, но хорошая память, неторопливость, сдержанность речи, консерватизм, прагматизм, нелюбовь к переменам, сентиментальность спокойствие, умиротворенность, благодушие

Предрасположенность к строению тела

Худоба, медленно набирают вес, легкость костей, нарушение осанки, плоскостопие, дефекты прикуса и расположения зубов; искривление носовой перегородки; выделенность суставов и сухожилий, хруст суставов; нерегулярность аппетита и пищеварения, зябкость, особенно конечностей; отсутствие блеска глаз; пониженное потоотделение

Среднее, гармоничное телосложение, теплые конечности; потливость; блеск глаз; выраженный аппетит и хорошее пищеварение; плохую переносимость жары, духоты, негативное отношение к лежанию в горячей ванне

мускулистость, громоздкость; быстрый набор веса, тенденция к ожирению; хорошо выраженные ресницы; большие, выпуклые, увлажненные “коровьи” глаза; крупные, плотно посаженные, обычно матово-белые зубы; большую грудь и широкие плечи; преобладание жира на бедрах и ягодицах, умение изящно двигаться даже при большом весе; толстые, ровные, матовые ногти; глубокий, мелодичный голос; медленное пищеварение

Волосы

сухие, жесткие, вьющиеся, тусклые и ломкие волосы

мягкие, нетолстые, рыжие, соломенные или каштановые волосы с тенденцией к ранней седине или облысению

толстые, густые, жирные, блестящие волосы

Кожа

сухость кожи, проглядывание вен, легко загорают

светлая кожа, веснушки, быстрое появление морщин, плохо загорают

гладкую, влажную, мягкую, белую, матовую кожу, обычно прохладную

Предрасположенность к заболеваниям

заболевания нервной системы, хронические боли, аритмия сердца, нарушения ревматического характера, склонность к газообразованию, запорам, вздутию живота (метеоризму), спазмам, перепадам артериального давления; блуждающим болям;

болезни органов пищеварения, заболевания кожи и аллергические реакции склонность к поносам

заболевания дыхательной системы, синусит, сахарный диабет, ожирение, атеросклероз и опухоли

Предпочтения в питании

Нерегулярность аппетита

Сильное пищеварении, плохо переносят нарушения режима питания, постоянный голод, жажда

Легко переносят голод

Отношение к теплу/холоду

непереносимость холода

Непереносимость жары

Индифферентное

Чуткий сон, постоянная невыспанность, бессонница

Спокойно работают по ночам, могут спать немного

Склонность долго спать, встают свежие

Аюрведа консультации по здоровому образу жизни нужны всем практикам, которое хотят больше интересно о своём здоровье и о том, как его можно совершенствовать. Это удивительная система помогает сохранять молодость долгие годы, при чём это касается людей разного возраста и уровня физической подготовки. Если практиковать йогу, то лучше всего делать это как можно чаще. Есть разные направления, которые имеют свои особенности и требуют использования специального инвентаря.

Если речь идёт об интенсивной йоге, то для неё можно использовать коврик, длина которого должна превышать рост практика на несколько десятков сантиметров. В случае, если речь идёт о традиционной йоге, то можно использовать коврика немного короче. Есть разные направления, поэтому нужно выбрать вариант по душе и практиковать его. Тем более в йога центрах для этого есть все условия. Аюрведа консультации по здоровому образу жизни помогут окунуться в прекрасный и невероятный мир йогу, оказав на все состояние организма положительное воздействие. О том, что йога оказывает положительное воздействие, знают многие. Популярность практики по всему миру из-за этого и растёт. Люди начинают осознавать важность того, чтобы уделять время с пользой для себя и при этом наслаждаться таким важным процессом.

В практике существует правило, суть которого в обязательном получении удовольствия от того, что делаешь. Это нужно для того, чтобы была результативность, ведь без наслаждения ею вряд ли получится увидеть. Многообразие направлений создано для того, чтобы люди с разными предпочтениями могли выбрать то, что хочется и наслаждались. После консультации врача узнаете, что подходит лучше всего конкретному практику. При этом важно заниматься йогой регулярно. Наличие индивидуального коврика в свою очередь позволит практиковать систему также дома, что является преимуществом с точки зрения продуктивности. Многие люди практикуют йогу из-за того, что она помогает расслабиться. Такая функция есть не во всех занятиях. Помимо этого, с помощью регулярной практики йоги можно совершенствоваться также в духовном плане, получая удовольствие и результативность. Опытные инструктора помогут окунуться в это направление с пользой для здоровья и с невероятным удовольствием.

Направлены на то, чтобы дать человеку возможность сохранять молодость и здоровье в хорошем состоянии долгие годы. Важно использовать профессиональный инвентарь, концентрироваться на том, что испытываете во время занятий и получать удовольствие.

Похожие публикации