Инвалиды.Особые люди. Инвалиды - такие же люди

Язык влияет на поведение и отношение к другим. Слова из повседневной речи могут обижать, вешать ярлыки и дискриминировать. Это особенно важно, когда речь идет об определенных сообществах: людях с инвалидностью, детях без опеки родителей или людях с ВИЧ.

Материал написан в партнерстве с Коалицией за равенство, которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека в Кыргызстане.

Как стоит обращаться к людям с инвалидностью?

Именно это выражение - «люди с инвалидностью» - самое нейтральное и приемлемое. Если сомневаетесь в корректности ваших слов - спросите, как лучше обратиться. Например, слово «инвалид» допустимо в использовании, но обижает некоторых людей.

Пользователи коляски считают, что такие слова, как «колясочник» и «спинальник» корректны, а самое распространенное словосочетание «люди с ограниченными возможностями здоровья» использовать нежелательно.

Это обусловлено тем, что человека с инвалидностью часто ограничивает именно инфраструктура, а не его особенности.

«Человек с ограниченными возможностями здоровья - это не совсем правильно, ведь мы говорим о том, что инвалидность не всегда связана только с физическим здоровьем», - говорит гражданская активистка Укей Мураталиева.

Такого же мнения придерживается активист Аскар Турдугулов. Он считает, что некоторым людям могут не понравиться даже такие нейтральные слова, как «инвалид» или «человек с инвалидностью».

«Человек, в особенности получивший инвалидность при жизни, а не от рождения, всё равно внутри себя остаётся прежним. Поэтому он не любит лишний раз слышать слово “инвалид” в свой адрес. Много наблюдал такого в окружении», - говорит Турдугулов.

Дарья Удалова / сайт

Активисты отмечают, что не лишним будет уточнить и гендер человека. Например, женщина с инвалидностью или мальчик с инвалидностью.

Распространенная ошибка - говорить с позиции жалости и использовать такие слова, как «жертва». Человек с инвалидностью не нуждается в жалости и часто не одобряет такого отношения к себе.

Другой грубый промах - это говорить о людях, не имеющих инвалидности, как о «нормальных». Само понятие «нормальности» у людей разное, и не существует единой нормы для всех.

Правильно

Человек с инвалидностью

Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью

Пользователь коляски; Человек на коляске

Неправильно

Человек с ограниченными возможностями

Прикованный к коляске;
Жертва инвалидности

Нормальные люди; Обычные люди

Спорно

Колясочник; спинальник

Как правильно называть людей с различными особенностями?

Здесь действует правило, которое в английском языке называют «People first language». Идея в том, что сначала вы говорите о самом человеке, и только потом о его особенностях. Например, девушка с синдромом Дауна.

Но лучше всего познакомиться с человеком и обратиться по имени.

Распространенные слова «даун», «аутист» и «эпилептик» некорректны. Они акцентируют и ставят на первое место особенность, вместо самого человека. А еще такие слова воспринимаются как оскорбления.

Если в контексте разговора важно упомянуть такое отличие, лучше обойтись нейтральным выражением, например, «человек с эпилепсией». На тему слова «аутист» в мире до сих пор идут споры. Одни просят использовать выражение «человек с аутизмом», другие - термин «человек-аутист».

Первые считают, что сначала нужно выделить самого человека, ведь аутизм - это всего лишь особенность. Их оппоненты говорят, что аутизм во многом определяет их как личность.

Дарья Удалова / сайт

Неправильно говорить, что человек «болеет» или «страдает» аутизмом, синдромом Дауна или ДЦП, хотя вышеперечисленное есть в списке Международной классификации болезней.

Такие слова вызывают жалость и сочувствие к «страдающим», но это распространенная ошибка: люди с особенностями развития хотят равного отношения к себе.

Некоторые специалисты считают некорректным акцентировать внимание на заболевании.

«Нельзя говорить, что это недуг, и нельзя говорить - “люди, страдающие синдромом Дауна”. Потому что эти люди не страдают от такого состояния. Они рождаются с этим и не знают каково быть другими», - говорит Виктория Токтосунова, директор фонда «Луч добра».

«Нельзя говорить “даун” - по сути, это фамилия ученого, открывшего этот синдром, и вы называете человека чужой фамилией», - говорит она.

Правильно

Человек с синдромом Дауна

Женщина с аутизмом

Мужчина с эпилепсией

Люди с особенностями развития

Живет с эпилепсией / аутизмом

Живет с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна

Неправильно

Эпилептик

Больные, неполноценные

Страдает от эпилепсии / от аутизма

Мучается от болезни Дауна

Даунята, даунёнок

А как обращаться к людям с ВИЧ/СПИД?

Для начала разберёмся: ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, самая поздняя стадия ВИЧ.

Самая приемлемая формулировка - «люди, живущие с ВИЧ». Такое определение рекомендуется и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

Дарья Удалова / сайт

По словам Чынары Бакировой, директора ассоциации «АнтиСПИД», ВИЧ-инфицированный - это медицинский термин, указывающий на наличие вируса иммунодефицита.

При этом, Бакирова отметила, что лучший вариант - обращаться к человеку просто по имени.

«Если говорить о снижении дискриминации, то лучше вообще не упоминать наличие вируса, не напоминать человеку и не акцентировать на этом внимание», - говорит она.

Правильно

Человек с ВИЧ-позитивным статусом

Люди, живущие с ВИЧ

Обратиться по имени

Неправильно

Больные ВИЧ;

Зараженные СПИДом

Вичовый / Спидозник

Спорно

ВИЧ-инфицированный

Как говорить о детях, у которых нет родителей?

В общении с детьми, главное - учитывать их мнение, считает представитель ассоциации по защите прав детей Мирлан Медетов. По его словам, не стоит акцентировать внимание на том, что ребенок лишился родителей.

«Если вы будете обращаться к ребенку и все время говорить “сирота” - это скорее не дискриминирует человека, а ненадлежащее отношение к нему. Такие слова могут обидеть и расстроить», - объясняет он.

Дарья Удалова / сайт

Лира Джураева, директор Общественного Фонда «SOS Детские Деревни Кыргызстана» рассказала, что термин «сироты» не используют в их организации. Этому есть свои причины - в момент, когда ребенок попадает к ним, он «перестаёт быть сиротой и обретает семью».

Джураева считает, что наиболее корректный вариант - «ребёнок, лишившийся родительской опеки», именно опеки, а не родителей. По ее словам, в Кыргызстане множество социальных сирот, у которых жив один из родителей, который не может позаботиться о своем ребенке. Причины этому разные - финансовые проблемы, алкогольная/наркотическая зависимость, социальная незрелость.

Джураева пояснила, что слово «сирота» имеет негативный оттенок и порождает стереотипы, которые сегодня очень сильны.

С ней согласна и Назгуль Турдубекова, руководитель фонда «Лига защитников прав ребёнка», который 10 лет продвигает права и свободы детей.

«Если в разговорной речи, напрямую или мимоходом, сказать слово “сирота” - это неэтично в отношении ребенка. Но такая терминология используется в госорганах. Например, в Нацстаткоме, в статистике так и пишут - “условное количество процентов детей-сирот”», - говорит она.

Турдубекова считает, что если журналист ссылается на Нацстатком, то допустимо использовать слово «сирота». Но лучшее обращение к такому ребёнку - просто по имени, без акцента на то, что он остался без родителей.

«Если мы посмотрим на историю русского государства, а потом и советского, то ценность человека стояла на самом последнем месте, а это соответственно отражается и на языке», - считает профессор.

Дарья Удалова / сайт

Другой филолог Мамед Тагаев добавил, что в русском языке существуют циклы, в течение которых смысл слова может меняться. Профессор считает, что даже такое слово, как «калека», изначально было нейтральным, а с течением времени стало оскорбительным. Тогда на замену ему пришло иностранное слово «инвалид».

«Но и слово “инвалид” с течением времени в сознании людей начинает вбирать тот же уничижительно-оскорбительный смысл», - рассказывает Тагаев.

Активистка Сыйнат Султаналиева считает, тема политкорректного обращения стала активно подниматься только в недавнее время. По ее мнению, в этом помогает культурный обмен.

«Я бы посчитала это следствием все большей открытости граждан нашей страны глобальным процессам через программы обучения, стажировки, знакомства и дружбу с людьми из других стран. Мы учимся по-другому смотреть на вопросы, которые раньше казались непоколебимыми», - говорит Султаналиева.

Уважение к тем, кто слабее тебя – главный признак сильного общества

Вот девушка в инвалидном кресле едет на Евровидение. И опять говорят: “Это нечестно!”. “Провокация”, – говорят они.

Нечестно, когда инвалиды участвуют в конкурсах; нечестно, наверное, что их на работу принимают (в Uniqlo совсем обнаглели – глухих на работу берут вперед слышащих); нечестно, видимо, что в толпе они создают себе особые условия – вон сколько места занимают. Пусть сидят дома. По-честному. И так с ними столько хлопот.

Вот недавно Рената Литвинова назвала инвалидность участника “Минуты славы” “запрещенным приемом”. Или друг ее Владимир Познер назвал. Рената напомнила молодому человеку, что он – “ампутант”, и посоветовала ногу пристегнуть. И заявила, что отсутствие ноги – не повод его жалеть. Это он нарочно без ноги пришел, чтобы пробиться.

С Литвиновой и Познером многие согласны. Мол, не место здесь всяким “ампутантам”. Это конкурс для нормальных людей. Нечестно!

А честно, что на Евровидение едут Дмитрий Билан или Филипп Киркоров , у которых связи и влияние? А честно, вообще, если покойный продюсер Айзеншиц отбирал мальчиков – певцов не только по их талантам, но и по их сексуальным склонностям? А честно, дети известных актеров получают пропуск в большое кино по праву рождения?

Мы серьезно хотим поговорить сейчас о том, что в нашем мире честно, а что нечестно?

Мы на самом деле такие борцы за правду, что уверены, будто инвалиды – они вот наравне с нами? И что у них не должно быть привилегий хотя бы потому, что им жить примерно раз в пятьдесят сложнее, чем нам? Особенно если речь идет о конкурсах, которые в реальном мире ничего не значат?

В примитивных обществах боятся слабых. Слабые уменьшают шансы в борьбе за выживание. На одной ноге от врага далеко не убежишь. Жестокость и суровость по отношению к слабым – это инстинкт первобытных социумов. В одном из которых мы, судя по всему, и находимся

Лично я людей, которые считают, что быть инвалидом “нечестно”, жалею еще больше самих инвалидов. Мне понятно, что у них какая-то сложная жизнь, нарушения психики, которые проявляются в таком бессердечии. Они как будто на тонущем корабле, где очень быстро решается вопрос – кому выжить, а кому умереть. Женщин и детей – на шлюпки. Мужчин, стариков, инвалидов – на смерть. Простейшая логика сохранения рода человеческого.

Но мы, правда, на “Титанике”? Или все-таки на земле, в 21 столетии? В реальной жизни, где все эти “Минуты славы” и Евровидение – всего лишь развлечение, а не “путевка в жизнь”.

А еще мы в России, где быть инвалидом – особенно сложно. У нас уже хотя бы в метро нет ни лифтов, ни нормальных пандусов. Я на днях видела, как сложно человеку без ноги, молодому человеку, подняться вверх по лестнице. Это безобразное зрелище – в том смысле, что для таких случаев нет условий.

Если бы я хотела участвовать в Евровидении, то я бы после этого метро точно бы была рада, что парень без ноги пройдет этот конкурс. И пусть он победит – даже если поет не очень хорошо. Вот серьезно – он что, хуже этого трансвестита с бородой?

Знаете, в общественном транспорте все такие вежливые – уступают места женщинам с детьми и старикам. Ну вот “уступить место” – это метафора. Иногда надо уступать места тем, кто слабее. В жизни довольно много шансов. Для нас, здоровых людей. Для инвалидов их значительно меньше. Так пусть у них будут преимущества. Что в этом нечестного? Нечестно – это когда фура сбивает молодую женщину и та на всю жизнь становится человеком с ограниченными возможностями.

Однажды я видела “Вечерний Ургант” с Ренатой Литвиновой, которая всю передачу хихикала на тему своих “сморщенных” локтей. Это ей в комментариях пишут, что локти “старческие”. Она все хохотала, но видно же было, что ее это задевает. И это просто локти. А вовсе не отсутствие ноги или руки. Ей со “сморщенными” локтями жить уже не так просто. И вот она потом упрекает человека, что он протез не пристегнул. Жестко, резко.

Ей сочувствуют – ну, правду же сказала. А кому нужна такая правда? Такая безжалостная, унизительная. Напоказ правда, для собственного рейтинга. Это честно – обижать людей ради шоу? Если человек плохо танцует потому, что ему ноги не хватает – можно ведь просто сказать, что он не подходит, что у него плохо получается. А не обзывать его “ампутантом”. Откуда, вообще, такие слова в голове людей берутся? Если я встречу Литвинову и скажу ей, что она зря отрезала нос, испортила лицо, ей приятно будет? Мол, ахаха, вот они отчаянные “разведенки”, все молодятся. Ей нужна такая правда? Или правду можно только по телевизору, только ради сенсации?

Мне не нравится такое общество, которое всех слабых сбрасывает со скалы. Мне кажется нормальным, что в XXI веке люди пытаются быть более гуманными, нежными, внимательными с теми, чьи возможности ограничены

Что им “уступают места”. Этот гуманизм и делает нас сообществом, которое поддерживает друг друга, а не строится лишь на силе и лидерстве. Пусть на этом тупом Евровидении люди сопереживают не голосу, а состоянию Юлии Самойловой – это скажет лишь о том, что они люди, а не злые животные. В конце концов, любой наш выбор – эмоциональный и субъективный. Мы можем сочувствовать и большой груди больше, чем таланту (группа “Виагра” во всех составах тому подтверждение). Так почему тогда не мужеству, с которым девушка со спинальной амиотрофией идет к успеху?

Почему-то до сих пор не все люди могут осмыслить, что инвалиды - не пришельцы вовсе, они такие же люди и живут в нашем обществе. Люди с физическими недостатками не преступники, бояться их не надо, не следует обходить за три версты. Но почему тогда наш мир, который считает себя гуманным, толерантным и прогрессивным, поворачивается спиной к инвалидам, обходит их проблемы стороной.

Этими вопросами несправедливости задалась Лидия Островская - инвалид с детства. С рождения у Лидии ДЦП, инвалидность второй степени. Но она ничуть не отступила с намеченного пути, получила два высших образования (филологическое и юридическое), а теперь вот уже двадцать третий год работает на одном из крупных предприятий Уфы.

Как юриста, а также инвалида ее интересует несправедливость издаваемых законов. Одной из главных целей общества Лидия считает интегрирование инвалидов в это самое общество - причём таким образом, чтобы они могли спокойно жить и ориентироваться в «большом» мире.

Вообще существует два способа помочь инвалидам (в материально-инфраструктурном аспекте). Либо выстраивать специальные здания, предназначенные только для них, либо изменять старые и строить новые здания, которыми могли бы пользоваться все люди.

Первый способ Лидия считает неправильным и негуманным. По всему миру существует множество интернатов, гимназий, школ, различных заведений, в которых учатся и проводят время только инвалиды. Но это ведь напрочь отрезает их от всего мира, который теперь, стало быть, делится на две категории: здоровые люди и физически (морально) неполноценные. И где же тут пресловутая гуманность...; инвалиды чувствуют себя «не своими», им невероятно трудно в обществе.

Повезло в некотором смысле тем, кто не является инвалидом с детства. Они получили образование, приобрели знакомых, возможно даже, заработали себе на жизнь. Таким людям легче ориентироваться в жизни, от них не отступают, наоборот, помогают, чем могут. Хуже приходится тем, кто родился инвалидом. С детства - лишь окружение родителей или других инвалидов, у которых и своих проблем много; здесь о помощи говорить не приходится. Образование получить трудно, да и устроиться на работу не легче. Помогли бы связи, но зачастую инвалидам с детства не знакомы «влиятельные» люди. Да и работать трудно, ведь рабочие места не приспособлены нужным образом. Или придется трудиться на работе за низкую зарплату... и опять-таки среди инвалидов, еле сводя концы с концами.

Лидия предлагает свою концепцию сосуществования общества и инвалидов. Она хотела бы, чтобы инвалиды могли учиться среди здоровых людей, чтобы школы и гимназии были приспособлены абсолютно для всех людей. Только вот соцопросы показывают другое... Из ста опрошенных учеников средних школ только десять согласны обучаться с инвалидами. Да и государство должным образом не содействует.

Волнует Островскую и само строительство. Почему в нашей стране инвалидов как будто не существует. Например, из тридцати магазинов только пять обладают пандусами и другими приспособлениями для инвалидов. Вот и получается, что для человека-колясочника сходить в магазин зачастую означает то же самое, что осуществить альпинистский поход.

Неужели трудно создать специальную надзорную организацию, которая бы следила за качественным оснащением зданий специальным оборудованием для инвалидов, чтобы все требования и нормы исполнялись. А также, разумеется, ввести штрафы за несоблюдение законов. Но, к сожалению, на данный момент такие проблемы мало кого интересуют.

Ещё Лидия предлагает решить вопрос государственного финансирования. Почему инвалид с детства, у которого нет своего капитала, получает такую низкую пенсию, которой еле хватает на медикаменты? Государство может тратить миллионы на военную технику, а выделить деньги для нуждающихся людей способно не всегда.

Самой Островской повезло с работой - помог один хороший знакомый. Но многие инвалиды не в состоянии найти работу, потому как элементарно негде набраться опыта, да и берут на работу инвалидов с опаской. Хорошей идеей стало бы выделение специальных мест, которые бы закреплялись исключительно за инвалидами. Тогда бы и стимул был к обучению, а так получается, незачем учиться, ведь все равно будешь сидеть дома.

Лидия Островская добилась своего. Получила образование, работает, вполне нормально живет. Но ее, как и всех инвалидов, все равно волнует проблема оторванности людей с недостатками (физическими и моральными) от общества. Они ведь не виноваты, что такими родились или стали вследствие жизненной трагедии... почему же теперь от них надо отворачиваться?!

Гарантии реализации соц прав лицами с ограниченными возможностями

Инвалидность – явление распространенное. 15% нас земли испытывают соотв трудности. Но кто получает доп соц гарантии? В РФ по офиц данным – ок 10 млн.

В последнюю четверть XX века межд сообщество проявляет интерес к этой сфере. 1975 – Декларация ООН о правах инвалидов. Там дано определœение инвалида. Инвалид - ϶ᴛᴏ лицо, кот не может в силу физич недостатков или недостатков умственных способностей самостоятельно обеспечить потребности нормальной личной или соц жизни. Т.е. инвалидность – не сами недостатки, а их следствия.

1982 год – Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. В 1993 – Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В этих правилах декларирован переход от ʼʼмедʼʼ модели инвалидности к ʼʼсоциальнойʼʼ. К примеру, колясочник хочет учиться в СПбГУ, но не может. Почему не может?! В силу личных особенностей или неприспособленности среды к таким возможностям?! И воздействовать нужно на дефекты или на среду?! Дефекты изменить можно не всœегда, а вот среду – можно!

2006 – Конвенция ООН о правах инвалидов. РФ на сегодня не ратифицирована. Определœение еще больше подчёркивает соц модель: инвалидность – результат взаимодействия между людьми и общественными барьерами, средой.

Конвенции МОТ – компенсация утраченного заработка и проф реабилитация (последний вопрос - 159 Конвенция)

Соглашение СНГ 1996 года О сотрудничестве в решении проблем инвалидности.

24 ноя 1995 ФЗ-181 О соц защите инвалидов. Тоже сворачивает на рельсы соц концепции. Для признания лица инвалидом крайне важно наличие 3 условий в совокупности:

o Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Нарушения носят длительный характер, краткосрочные нарушения – временная нетрудоспособность, кот обычно заканчивается ее восстановлением.

o Нарушения приводит к ограничению жизнедеятельности . Его возможно установить в нек количественной оценке.

o Граждан нуждается в особых мерах соц защиты , т.к. сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть сам.

Установление наличия этих условий осуществляется в результате медико-соц экспертизы . Ее осуществление – функции спец учреждений, создание и организация деятельности которых отнесены к РФ, ᴛ.ᴇ. это исключительно фед организации. В ходе адм реформы их место в системе органов изменилось, они подведомственно фед медико-биологического агентства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в структуре Минздравсоцразвития. Его приказ от 17 ноя 2009 года № 906-Н устанавливает порядок деятельности. Адм регламент этой гос функции приказом того от 11 апреля 2011 № 295-Н этого же вашего развития.

Система иерархическая, 3 уровневая:

Бюро. Нижняя ступень. Создаются на определœенную численность населœения. Именно они осуществляют собственно экспертизу и принимают решение о признании лица инвалидом

Главное бюро. Создаются в субъектах. Иногда тоже непосредственно осуществляет экспертизу, в случае если требует особ методов. Рассматривает жалобы на решение бюро.

Фед бюро. 3 случая экспертизы:

o жалобы на Главное бюро

o особо сложные методы обследования

o экспертиза в отношении жителœей ЗАТО и работников атомной энергетики и хим промышленности на особо-опасных видах работ

Порядок признания лица инвалидом установлены Пост Правительства от 20 февраля 2006 № 95. Начинается экспертиза с обращения. Основы законодательства об охране здоровья говорят, что сие – право, а не обязанность => обязательно нужно обращение. Граждан может обратиться самостоятельно или по направлению. Направлять могут мед учреждения, порядок – в Постановлении и порядке выдачи листков нетрудоспособности. Условия направления связаны с заболеванием и его прогнозом. При благоприятном прогнозе, но когда выздоровления нет – через 10 месяцев после начла лечения есть право на экспертизу. При неблагоприятном с прогнозе срок сокращается до 4 месяцев. Решение принимает врачебная комиссия каждого врачебного учреждения. Отказ в направлении на экспертизу должна быть обжалован в суд порядке.

Кроме лечебных учреждений, право направлять имеют учреждения соц защиты и пенсионные органы. Но и при наличии н7аправления заявление крайне важно.

Экспертиза проводится в бюро по месту жительства, кроме ситуации, когда обращающийся получает пенсию, но проживает за пределами РФ. Тогда пенсионное дело находится по последнему месту жительства в РФ => там же осуществляется экспертиза.

Сама экспертиза может проводится на дому, в стационарном лечебном учреждении или даже заочно по документам (к примеру, когда после смерти нужно определить условия соц поддержки наследников).

Проводят экспертизу всœегда специалисты бюро. Οʜᴎ не то, чтобы независимы: определœение КС от 21 февраля 2008. Так как законодатель возложил право на учреждения экспертизы, то и пусть. А право на независимую экспертизу остается в случае суд назначения экспертизы в случае спора.

Какие вопросы отвечают эксперты:

1. структура ограничения жизнедеятельности. Для этих целœей используются классификации и критерии, кот утверждены приказом Минздравсоцразвития 23 дек 2009 года. Сначала на основании классификаций определяется, какие функции организма нарушены: констатируется наличие дефектов, с кот связана инвалидность. Определяются виды нарушений и степень выраженности (от 1 до 4 с увеличением). С учетом нарушений оценивается, какие сферы жизнедеятельности ограничивается. Их 7:

o самообслуживание

o общение

o ориентация

o передвижение

o контроль за своим поведением

o обучение

o труд деятельность

Каждая из сфер также оценивается 3-бальной структурой.

В результате экспертизы выдаются 2 документа: факт признания инвалидом и инд программа реабилитации. В ИПР описывается, какие мероприятия нужно осуществить для минимизации ограничений. С учетом установленных степеней ограничения жизнедеятельности устанавливается группа инвалидности: 1-3, по снижению (1 – самая тяжкая). Учитывая зависимость отгруппы определяется размер пенсии по инвалидности. В 2002- 2009 года данный размер определяется степенью ограничения способности к труд деятельности именно в этой сфере.

2. время наступления инвалидности . Фактическое и время установления. Правовое значение имеет дата͵ с кот установлена инвалидность. Поскольку установлению инвалидности предшествует иногда длительная процедура, постольку важно, чтобы правовые последствия (при положительном решении) со дня обращения гражданина .

Констатировать момент обращения – по дате регистрации заявления об обращении. Но если установлению инвалидности предшествует временная нетрудоспособность, то с установлением инвалидности прекращается право на это пособие. Постановление ФАС СЗО 2007 года.

Иногда значение имеет и момент фактического установления инвалидности. К примеру, возмещение вреда, причинённого здоровью.

3. срок инвалидности => срок переосвидетельствования. В ходе переосвидетельствования подтверждается имеющаяся инвалидность со всœеми ее показателями, меняется, снимается. Инвалидность I группы впервые устанавливается на 2 года, а инвалидность 2 и 3 – на год. Искл:

Ребенок-инвалид (до 18 лет). Здесь нет групп и категорий. Она устанавливается исходя из характера заболевания на 1 или 2 года, либо до совершеннолетия.

Для взрослых. При первичном обращении бессрочно, в случае если реабилитационные мероприятия не могут дать эффекта к прекращению состояния инвалидности. Сие связывается с нормативно определœенными заболеваниями (в приложении к порядку признания инвалидом)

Инвалидность была установлена не более 2 лет ранее, но реабилитационные мероприятия не помогают

Все соц льготы предоставляются на срок инвалидности => в справке об установлении инвалидности указывается срок инвалидности и дата переосвидетельствования (не менее месяца до окончания срока инвалидности).

Последствия пропуска. В случае если по уважительной причинœе (болезнь или отсутствие средств, сопровождающего) – соц гарантии восстанавливаются с подтверждением инвалидности, причем с получением всœего ранее не полученного за прошедшее время (к примеру, пенсии). В случае если же срок был пропущен без уважительной причины – то восстановления на прошлый срок не будет.

4. причина инвалидности .

А) трудовое увечье. Несчастный случай на производстве, когда негативные последствия наступают в связи с выполнением соц обязанности. Этот риск страхуется. Ущерб возмещается путем предоставления страх выплат пострадавшему. Устанавливается в результате расследования комиссией.

Б) проф заболевания. Не травмы, а заболевания в результате воздействия вредных производственных факторов в соотв с перечнем проф заболеваний. Диагностируется сие Центрами проф патологий, они устанавливает причинную связь между вредными факторами и наступившими заболеваниями.

В) инвалидность с детства. Наступает до 18 лет, лицо имеет соотв категорию ʼʼребенок-инвалидʼʼ, после этого впервые устанавливается степень ограничения, а причиной – ʼʼинвалидность с детстваʼʼ, факт причины значения не имеют, кр боевых действий или их последствий. Указывается всœе равно ʼʼинвалидность с детстваʼʼ, но есть доп соц гарантии.

Г) военная травма. Ранение, увечье, контузия, или заболевания, связанные с пребыванием на фронте или выполнением иных обязанностей на воинской службе. Наиб высокий уровень соц гарантий. Устанавливается военнослужащим.

Д) заболевания военнослужащих, не связанные с выполнением обязанности военной службы (солдаты в увольнении). Может устанавливается в теч 3 месяцев после окончания воинской службы.

Е) радиационное поражения. Устанавливается не в ходе экспертизы (единственный случай), а спец межведомственная комиссия.

Ж) иные причины, установленные законом. Примеры: поствакцинальные осложнения.

З) общее заболевание. Нет оснований для иных причин. Определœение ВС от 3 июня 2010. Граждан пострадал от Чернобыля, но как Общее заболевание, ибо комиссия что-то там не установила. Потом прошло время и комиссия приняла-таки решение, и граждан настаивал на признании за ним гарантий с момента обращения. Суд не признал таких оснований на прошлое время.

Причина инвалидности также может меняться в ходе переосвидетельствования. Определœение ВС от 12 мая 2010, определœение от 12 авг 2010 и определœение от 26 апр 2011.

Право на страховое обеспеченье может ставится в зависимость от степени утраты трудоспособности без вопроса об инвалидности. Применяется решение в ходе той же экспертизы.

В результате экспертизы принимается решение о признании лица инвалидом, выдается документ, подтверждающий право лица признаваться инвалидом и инд программа реабилитации. Этот документ обязателœен для гос органов, но не обязателœен для гражданина.

Кто такие инвалиды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Кто такие инвалиды" 2017, 2018.

«Особые люди»

Они редко выходят на улицу. Люди брезгуют общением с ними, часто отворачиваются от них. Общество не заинтересовано в них, так как они не выгодны ни потенциальным работодателям, ни родственникам. Кто это? Это люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды — те, кого мы редко видим, а значит, и редко вспоминаем.

Немного статистики

По оценкам ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 миллионов инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 миллионов.

Инвалидность представляет собой глобальный мировой процесс, в разной степени характерный для всех стран. Темпы его развития позволяют отнести проблему инвалидности к одной из острых социальных проблем современности, поскольку все большее число людей живут с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью.

3 декабря принято считать международным днем инвалидов. Это единственный день в году, который призван привлечь внимание людей к инвалидам, к их проблемам. Но как один раз в году мы наспех вспоминаем о них, так же быстро и забываем, поскольку лично нас это не касается: дети у большинства родителей относительно здоровые, а нездоровых детей с ограниченными возможностями увидишь редко. Поэтому и не приходится удивляться тому, что большая часть педагогов, работающих с детьми-инвалидами, а также руководителей общественных организаций инвалидов являются сами родителями детей-инвалидов.

Некоторые особые дети обучаются в специализированных учреждениях, а другие из них порой годами не покидают пределов своей квартиры, общаясь с окружающим миром только по телефону и Интернету.

Многие из людей даже не задумываются о том, что значит быть инвалидом. Кто они — эти «особые люди», как их принято называть? Каково отношения христианства к этому феномену? Является ли инвалидность наказанием Божьим? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы.

Кто они — особые люди?

Слово «инвалид» происходит от латинского «invalidus» — слабый, немощный. То есть это тот, кто частично или полностью утратил возможность выполнять социальную роль, а также трудоспособность вследствие увечья, болезни. В настоящее время слово «инвалид» все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями здоровья».

Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию, например: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске») и т.д., так как эти термины более корректны и тем самым ослабляют деление на «здоровых» и «больных».

Принято условно разделять нарушения по следующим категориям: нарушения двигательной функции; нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции; сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания), а также психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Здоровому человеку трудно осмыслить то, какие усилия приходится прикладывать инвалиду, чтобы сделать движение, жест, сказать слово. Это легко прочувствовать, достаточно закрыть глаза и походить в помещении; достаточно закрыть уши и пообщаться с другими; взять какую-либо вещь, не используя пальцев и рук, и т.д.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья каждая минута наполнена борьбой. Каждый шаг — это борьба с телом, которое не хочет ходить, каждое слово — это борьба с речевым аппаратом, который не хочет произносить слова. Каждое маленькое движение, слово — это большая победа.

Человек и болезнь

По словам директора Института коррекционной педагогики РАО академика Николая Малофеева, «никакая наука не может ответить больному ребенку и его родителям, почему он родился таким, за что это? Здесь мы все — верующие разных конфессий и атеисты — должны задуматься о духовной стороне…»

За что такие трудности даются человеку? Неужели Бог так несправедлив по отношению к людям, что попускает им жить нелегкой жизнью, полной физических и душевных страданий, тяжелого труда преодоления своей немощи, лишения обычных человеческих радостей?

В христианском миропонимании все, включая болезни, скорби, тяготы, наполнено особым смыслом. Болезнь, увечье не могут восприниматься как наказание Божие в бытовом значении этого слова, потому что Бог, Который именуется в Библии Любовь, не может и не хочет мстить и причинять боль. В Новом Завете Господь подтвердил, что все наши болезни, страстность и смерть вошли в природу человека как следствие грехопадения Адама и Евы — наших прародителей. На зависимость между грехом и болезнью в Библии указывает случай исцеления Спасителем больного: «Вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего» (Ин 5:14). Однако в том же Евангелии Христос на вопрос апостолов, кто виноват в слепоте больного, он или родители его, отвечал: «Ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божии на нем» (Ин 9:3). В то же время известны случаи, когда дети страдают вследствие того, что их родители повредили свою душу и тело грехом, и это поврежденное состояние родителей сказалось на формировании и развитии детей. Причины болезней могут быть разными, но всех их объединяет один корень — поврежденность человеческой природы.

Однако и болезнь, и здоровье — все в руках Божьих, а значит, все это может послужить человеку во благо. Болезнь и страдание не только имеют негативное значение, но могут стать противоядием греху и страстям. Так, например, в болезни человек переоценивает свои отношения с ближними, свои поступки, мысли. Болезнь может научить человека соучастию в страданиях другого, а также подвигает христианина к духовному переосмыслению жизни. Нередко больной человек становится ближе к Богу, поэтому многие святые отцы считали болезни особым благоволением Господа.

Болезнь хотя и расслабляет тело, но тем самым укрепляет душу. Вот что повествует нам Священное Писание: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор 4:16—17).

А вот что говорят о нравственной ценности болезни святые отцы: «Для тебя болезнь твоя, а не против тебя, хотя плоти твоей и горестна… но душе полезна. Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо» , — пишет святитель Тихон Задонский.

По этому поводу также пишет один из инвалидов: «Я не считаю, что моя болезнь — это наказание от Бога. Для меня это абсолютно не наказание. Я знаю, что Господь Бог дал мне очень хорошие возможности, чтобы понять самого себя. И для того, чтобы я понял самое главное: для чего мы живем на этой земле. Не для того, чтобы быть богатыми, иметь машины, дома, а чтобы раскрыть в себе образ Божий. Помните, в книге Бытия сказано, что Господь Бог создал человека по образу Своему».

Повод задуматься…

Зачастую болезнь не только является уроком для самого больного, но заставляет о многом задуматься и окружающих его людей, в новом свете посмотреть на окружающую нас действительность.

«Когда я наравне с другими членами нашей общины начала ухаживать за инвалидами, стала значительно реже жаловаться на жизнь, — рассказывает одна из сотрудниц службы милосердия. — Мои трудности и беды стали для меня незаметными, особенно когда видишь, какие мучения выпадают на долю некоторых людей, а они, несмотря на это, продолжают радоваться жизни».

Любая болезнь — это повод или, скорее, хорошая возможность вырваться из суеты повседневности и обратиться к Богу, переосмыслить свою жизнь. Принести Ему свою молитву и покаяние. Современный человек не всегда готов смиряться, а потому и не всегда готов правильно воспринимать как свою болезнь, так и чужие несчастья. В результате, серьезно заболев, он зачастую отчаивается и не видит выхода. Ему плохо и страшно. Если бы он воспринимал болезнь именно как промысел Божий, как возможность для преображения души, то она и переносилась бы гораздо легче.

Об этом непрестанно и ясно на протяжении вот уже более двух тысяч лет свидетельствует христианское благовестие: во всех тяготах жизни рядом с человеком присутствует Господь, помогая ему нести свой крест болезней и скорбей.

«…Сколько в течение всей жизни претерпеть человеку достанется от разных болезней, неприятностей, искушений и бед? И если бы не Господь подкреплял его, то не только упал бы он духом, но, кажется, от многой печали, не доживши своего века, и умер бы», — так говорил преподобный Антоний Оптинский, который сам через всю жизнь пронес тяжелейший крест болезней и скорбей.

Забота христианина об «особых людях»

Каждый из нас слышал слова Спасителя: «Носите тяготы друг друга и тако исполните закон Христов» (Гал 6:2). Как никто, инвалиды особенно нуждаются в нас, в нашей любви и заботе, в духовной и материальной поддержке. Евангелие призывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлению нашей любви. И действительно, большинство христиан не обходят стороной этих особых людей: одни берут их под опеку или на усыновление, другие оказывают материальную помощь на строительство центров реабилитации, третьи работают с инвалидами и т.д. Так, в Калининграде в приходе Рождества Богородицы на базе воскресной школы проходят занятия с детьми-инвалидами и их родителями. На уроках в школе ребята и их мамы и папы знакомятся с основами православной культуры, а также просто общаются в теплой и дружелюбной обстановке.

Непонимание — дочь жестокосердия

Но есть такие люди, которые брезгуют общением с «особыми людьми», считая, что все инвалиды — дети алкоголиков и наркоманов, а соответственно, обвиняют таких родителей во всех тяжких грехах. Бывает, и в церковной среде отношение к таким детям и их родителям основано на этом мифе, и, неверно истолковав некоторые сомнительные брошюры, прихожане обвиняют этих родителей во всех грехах, фактически отказываются с ними общаться, что делает такие семьи изгоями даже в православных приходах.

Особенно тяжело приходится семьям детей-аутистов, которых из-за их необычного поведения часто считают слишком избалованными, невоспитанными или… бесноватыми. Такие дети очень часто сталкиваются с непониманием и полным неприятием в храме. Некоторые батюшки просто отказываются причащать их, не понимая, что перед ними вовсе не непослушный, буйный ребенок, а ребенок больной, который не может за пять минут вдруг стать здоровым. Некоторые священники применяют к детям-инвалидам общие требования, например, не причащают, если дети приходят только к концу службы. Родители уже привыкли к неприятию на улице и в кабинетах чиновников. Но здесь, в храме, они оказываются не готовы к такому отношению, и поэтому им особенно больно.

Приход может серьезно помочь семьям с детьми-инвалидами: на базе прихода могут быть организованы объединения родителей детей-инвалидов, может предоставляться посильная помощь и просто оказываться человеческое участие. В конечном счете, это ведь вопрос нашей отзывчивости и готовности сострадать ближним, а не просто бездушная строка в смете расходов городского храма.

Проблемы «особых людей»

Отношение людей в России к реабилитации — это процесс изменения сознания, стереотипов и неправильных установок. И, как показывает практика, процесс этот идет очень медленно. Вопрос социализации и трудоустройства инвалидов в обществе на сегодняшний день стоит очень остро. Суть проблемы социализации заключается в том, в какое общество будут входить инвалиды. В то общество, в котором они становятся отверженными изгоями?.. Такое аморальное и немилосердное общество само еще не готово принимать людей с ограниченными возможностями здоровья. Намного обиднее и больнее, когда тебя, приняв в социум, через некоторое время бросают. Поэтому требуется, чтобы именующее себя цивилизованным общество научилось смотреть на этих детей как на личностей, а не просто как на инвалидов, тем более уродов. Необходимо, чтобы СМИ уделяли этим людям внимание, помогая другим понять, что они являются личностями, такими же, как и мы, что не только мы можем что-то дать им, но и они нам.

В России инвалидам практически не устроиться на работу: ведь прибыли от таких людей мало… А вот в странах Европы и Соединенных Штатах люди с ограниченными возможностями здоровья не только учатся, но и, став взрослыми, работают в супермаркетах, отелях, кафе, оранжереях и т.п., то есть являются полноценными членами общества.

Общество — это каждый из нас. Насколько ближе каждый из нас окажется к «особым людям», настолько быстрее будет проходить их выздоровление, потому что в этом мире они будут чувствовать себя востребованными.

Значимость семьи

Ничто не заменит для инвалидов, особенно для детей, семьи. Семья — это единственный институт, где возможен полностью индивидуальный подход к человеку, где тебя любят и принимают таким, каков ты есть. По крайней мере, так должно быть.

«В интернате врачи мне показали карту мальчика с гидроцефалией и парализованными ногами, который мог в какой-то мере говорить. Лечащие врачи сказали мне, что его современное состояние — это его потолок, впереди будет только спуск и деградация. Мы все равно усыновили этого ребенка. Прошло два или три года, и вместо спуска и деградации мальчик успешно, по мере своих сил, учится, хотя и надомно, а по воскресеньям во время богослужения читает молитвы!»

Эффективное развитие и социализация инвалидов лучше всего может осуществляться в нормальной, хорошей семье. Поэтому государство должно не отрывать ребенка от его естественной среды, а поддерживать семьи, готовые брать на себя дополнительную ответственность и воспитывать детей с ограниченными возможностями.

Часто семьи, где родился больной ребенок, по понятным причинам боятся рожать еще. В церковных семьях рожают, но тоже с большим страхом, что все повторится, что не будет возможности уделять больному ребенку достаточно времени. Только в жизни часто получается наоборот — от того, что в семье с детьми-инвалидами много детей, бывает немало пользы: здоровые дети учатся заботиться о своем больном брате или сестре. И в то же время больной ребенок живет не в замкнутом пространстве — он учится строить отношения со сверстниками, у него меньше шансов вырасти эгоистом или закомплексованным человеком, как это иногда случается с детьми-инвалидами.

Честь и хвала родителям детей-инвалидов. Чего только не приходится им переносить! Многие даже вполне любящие родители испытывают мучительное чувство неловкости, выходя со своим ребенком «на люди». Маме одного «особого ребенка» как-то раз в подмосковной электричке угрожали тем, что «вышвырнут из вагона», если ее ребенок не прекратит «скулить». А уж сколько приходится родителям выслушивать упреков в «плохом воспитании», в том, что, дескать, «такой большой», а сидит в транспорте, не уступает место взрослым. Бывает и такое, что ребенку-инвалиду противопоказан общественный транспорт: шум, обилие людей, которые могут возбуждать и пугать ребенка, а ехать-то на лечение надо. Он начинает громко кричать, может упасть на пол, толкнуть стоящих рядом людей, снять и отшвырнуть в сторону ботинки. Реакцию окружающих предсказать несложно: самые мягкие обвинения бывают в плохом воспитании сына, самые жесткие — в том, что… «наплодили уродов». Чего только не наслушается бедная мама, пока она и ребенок доберутся до места назначения.

Но не все родители выдерживают такое бремя семейной жизни. Так, например, в России, где ежегодно рождается около 2000 тысяч детей с синдромом Дауна, от 85 % детей родители сразу отказываются, и прямо из роддома они попадают в дом ребенка. 95 % от общего числа детей-инвалидов становятся сиротами при живых родителях.

Послесловие

Многих и от многого исцелил Господь наш Иисус Христос по Своему неизреченному милосердию, но цель пришествия Его была иная. Не от телесной скорби пришел Он спасать людей Своих, а от рабства греху и страстям. Главной целью и смыслом человеческой жизни не может быть здоровье тела, так как жизнь даже здорового тела имеет свой конец. Духовно-нравственное же здоровье души, освобождение ее от греховных болезней дает человеку возможность войти в жизнь вечную, в единение с Богом.

Очень важно понять, что инвалиды — «особые люди» — полноценные члены общества, просто они другие и нам всем их дал Господь…

Больные люди нужны нам для того, чтобы мы становились нравственно и духовно здоровыми, учились сострадать окружающим в их несчастьях и жертвовать собой ради страждущих, чтобы учились прощать обиды, терпеть горести и быть великодушными ко всем человеческим ошибкам и несовершенствам.

Невозможно судить о счастье или несчастье уникального в своей неповторимости человека по состоянию его здоровья — этому земному фрагменту бытия, очень важному, но такому краткому в сравнении с предстоящей нам вечностью, где уже нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания» — как поется в церковном песнопении, — но жизнь бесконечная… Ведь только в свете, в перспективе вечной ценности и вечного бытия нашей души, нашей личности, только в этой перспективе можно принять и понять смысл душевных и телесных страданий, которые сопутствуют нам на протяжении всей нашей жизни.

Диакон Константин Киосев

Похожие публикации