Психосоматика у детей: как это работает. Детская психосоматика. Это важно знать родителям

Детская психосоматика - это весь спектр переживаний ребенка которые он в силу возраста не может выразить и проявляется именно в частых болезнях и капризах.Однако во всем можно разобраться и устранить источник проблемы. Доверяйте своему ребенку, слушайте и прислушивайтесь к нему!

Не для кого не секрет что детки болеют. Но чаще и интенсивнее всего это начинается в период адаптации в саду. Да конечно существуют факторы - много детей, взрослых, другая среда, микробы….

Но большинство родителей еще до сада начинают водить детей в детские развивающие клубы, магазины, гуляют до дворах, давая возможность ребенку общаться со сверстниками… но, именно когда они остаются БЕЗ НАС - начинают ходить в детский сад, школу, в новый коллектив - они болеют намного активнее! И порой, по не совсем понятным для нас причинам.

Большинство родителей сразу начинают лечить детей, давать таблетки, микстуры, сиропы, бегать по врачам(ведь действительно имеют место вирусы и микробы). На самом деле в ряде случаев необходимо обратить пристальное внимание на отношения в семье, способы общения ребенка со сверстниками и детским коллективом – детская психосоматика является причиной многих физиологических недугов. Малыш подсознательно запускает механизмы, приводящие к возникновению заболеваний. Более того, он хорошо усвоил, что во время болезни мама всегда рядом с ним, жалеет и ласкает, поэтому использует эту схему каждый раз, как только начинает чувствовать себя одиноким .

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье – вот основные психосоматические источники детских хворей.

У ребенка болит горло – он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно.

Если каждая простуда сопровождается кашлем , то это внутренний протест – малыш не хочет что-то делать, но боится открыто возразить. Ребенок, свободу которого постоянно ограничивают запретами, будет иметь проблемы с дыханием – воспаления легких, бронхиты, бронхиальная астма. Астма может быть проявлением и обратного поведения – родители буквально душат ребенка своей заботой, не дают и шагу ступить самостоятельно.

Дети, посещающие детские сады, почти поголовно страдают от хронического насморка – это признак того, что не все ладно в коллективе. Ребенок пытается оградиться от ситуаций или людей, которые его не устраивают (воспитатели, сверстники, родственники), поэтому дома такой насморк проходит, а возобновляется только при появлении источника раздражения. Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей , которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок.

Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей – ребенка что-то пугает. У малыша портятся зубки – возможно, он пытается сдержать свои эмоции, гнев или сильное раздражение.

Проблемы с кожей – аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер – ему необходимо личное пространство. Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Самое приятное во всем этом, что если заметить эту тенденцию, то в тандеме с хорошим специалистом со всем можно справиться! И хвори и проблемы обойдут вашу семью стороной! Удачи всем Родителям!

«У дочери с пяти лет герпес, – рассказывает Жанна. – За три года мы обращались к разным специалистам, принимали ацикловир, кортизон, витамины. Помогало ненадолго. Тогда один врач рекомендовал поговорить с психологом».

Проблем, c которыми не справляются педиатры, немало. Астма, кожные заболевания, нарушения сердечного ритма, необъяснимые боли в животе... По разным оценкам, от 40 до 60% детских заболеваний могут считаться психосоматическими (когда психологическая трудность проявляется в виде телесного симптома). Но к специалисту по психосоматике врачи направляют детей редко. Инициатива скорее исходит от родителей.

«Чаще ко мне обращаются из-за проблем с поведением: замкнутость, агрессивность, плохая успеваемость, – делится детский психоаналитический терапевт Наталия Зуева. – Позже может выясниться, что у ребенка есть и другие симптомы, например сыпь или энурез».

Разговор без слов

Язык телесных проявлений для детей очень важен. С самого первого дня жизни ребенок общается с родителями и, не владея речью, использует как средство общения тело. «Высказываниями» ребенка могут быть кожные высыпания, крик, срыгивания или рвота, бессонница, жесты.

«Мать умеет понимать их смысл, слышит их, как речь, обращенную к ней, и реагирует на важность сообщенной ей информации», – считал детский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать знает, из-за чего ребенок плачет: беспокоят ли его мокрые пеленки, голод или жажда, или ему хочется пообщаться со взрослым, ощутить его присутствие и тепло. Но иногда женщина слишком устала или встревожена, чтобы вникать в оттенки «речи» своего младенца, и его нужды остаются нераспознанными.

Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу»

«Бывает, что мать привычно дает заплакавшему ребенку грудь, – продолжает Наталия Зуева. – И когда он отворачивается, поскольку не голоден, она сердится, потому что не понимает, чего же он хочет. Ребенок тоже сердится, потому что чувствует себя непонятым». Так возникает провал коммуникации. В ближайшем будущем взаимопонимание матери и младенца восстановится, но моменты нераспознанных потребностей могут повторяться, создавая предпосылки для возникновения проблем.

Отсутствие понимающего общения приводит к тому, что посредством собственного тела ребенок выдает более «громкие» сигналы. Цель все та же – быть услышанным. Многие дети реагируют заболеваниями на появление в их жизни детского сада.

«Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу», – замечает Наталия Зуева. – По какой-то причине ребенок не решается сказать это словами и говорит иначе».

Смысл симптомов

Понимать свои желания ребенок учится у родителей. «Разговаривая с ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему узнавать и называть эти переживания», – объясняет Наталия Зуева. Он понимает и осознает себя в той мере, в какой его научили этому родители. Если же они были на это неспособны, то в его распоряжении остается бессловесный способ коммуникации – при помощи симптомов.

Кожа может выражать состояние детей, писала детский психоаналитик Франсуаза Дольто:

«Экзема может означать желание перемен.

Шелушение кожи и неприятие чего-либо означают недостаток чего-либо необходимого.

Астения может проявиться у ребенка, которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах».

Психоаналитик Диран Донабедьян, директор детского отделения в Институте психосоматики в Париже, делится показательными случаями из своей практики. Например, у маленького мальчика были постоянные боли в животе: так выражалась его неразрывная эмоциональная связь с матерью.

16-летняя девушка стала страдать эпилептическими припадками. В грудном возрасте у нее наблюдались судороги при плаче, потеря сознания и остановка дыхания после приступов слез и гнева, но они не представляли серьезной угрозы и хорошо поддавались лечению. Первый эпилептический припадок с ней случился в девять лет, в год, когда расстались ее родители. После этого долгое время ничего не происходило, но недавно случилось три припадка с интервалом в несколько недель.

В ходе сеансов с Дираном Донабедьяном выяснилось, что эти припадки были вызваны эмоциональным перенапряжением из-за влюбленности. Девушка репетировала роль Изольды в театральной пьесе и без памяти влюбилась в своего партнера, но не решалась ему в этом признаться. Расставание родителей научило ее, что любовные истории плохо кончаются. Да и история рыцаря и его возлюбленной была неутешительна.

Осознание вытесненного

«У каждого из нас может быть психосоматическое заболевание, – утверждает психоаналитик. – У взрослых оно чаще всего накладывается на переживания, связанные с утратой близкого человека или расставанием. Психосоматическое заболевание возникает как следствие «вытеснения из сознания». Утрата вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева, а ошибочно перенаправляются в тело».

И ребенка поражает эпилептический припадок, сильнейшая крапивница, всеохватывающий псориаз… «Не все детские болезни психосоматические, – уточняет Диран Донабедьян. – Но если они трудно излечиваются, нужно обратиться к истории ребенка, чтобы увеличить его шансы на выздоровление».

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему: ребенок с хронической астмой продолжает принимать препарат, назначенный врачом. Опираясь на игру, рисунки и сказки для самых маленьких, на словесную работу и психодраму для более старших, специалисты стараются помочь ребенку восстановить целостность, соединив его телесные переживания со словами, которые придают им смысл.

Работа в среднем продолжается два-три года и не прекращается с исчезновением симптомов: известно, что они могут просто поменять место проявления. Хотя дочь Жанны и не избавилась от вируса герпеса, у нее уже два года не было высыпаний.

Возможно, наступит время, когда педиатры и психологи всерьез объединят усилия, чтобы учитывать при диагностике и лечении болезней особенности личности ребенка и его окружения.

Предпосылками для возникновения таких расстройств являются индивидуально-психологические особенности личности и характера и состояние вегетативного гомеостаза. Наиболее подвержены формированию психосоматических нарушений лица со слабым типом реагирования на внешние раздражители. Это могут быть лица с астеническими, психастеническими, ипохондрическими чертами личности.
Актуальность необходимости выявления психосоматических расстройств диктуется статистическими данными специалистов из разных стран цивилизованного мира (Ремшмидт, Карвассарский и др.). По их обобщённым данным 22% пациентов, которые обращаются к врачам с многочисленными и различными жалобами на своё соматическое нездоровье, имеют психосоматические нарушения.

Психосоматические нарушения

Под психосоматическими нарушениями понимают психогенно обусловленные симптомы и синдромы со стороны соматической сферы, а именно – нарушения функциональных систем внутренних органов и других сфер.

В медицинской клинической психологии существуют несколько основных моделей формирования психосоматических нарушений:
1) психо-физиологическая модель, основанная И.П.Павловым и названная им «экспериментальный невроз», в основе которой лежит закрепление условно-безусловных рефлексов и срыв адаптации;
2) психодинамическая модель Александера, который определил психосоматические расстройства как «вегетативный невроз», при этом симптомы его могут проявляться физиологическим вегетативным сопровождением эмоционального состояния;
3) Пезешкиан, один из основоположников психосоматической медицины, полагал, что человек способен говорить речью органов, так как в этот момент не имеет других способов переработки своих переживаний;
4) социо-психосоматическая модель (Делиус) утверждает, что психосоматическая болезнь является результатом неправильного развития отношений между индивидом и социальными структурами, и главное – это неправильное решение своих индивидуальных проблем.
В механизме формирования психосоматических нарушений немаловажную роль играет фактор вегетативной дисфункции, что может стать «предиспозицией» в клинической картине психосоматического заболевания.

Критерии психосоматических расстройств

Критерии психологической диагностики психосоматических расстройств:
– наличие у пациента множественных и различных жалоб на симптомы со стороны внутренних органов или других систем, для которых не было обнаружено адекватного объяснения наличия соматического заболевания;
– игнорирование советов врачей в плане отсутствия у пациента болезни, бесконечные поиски им других врачей либо парамедиков, которые бы подтвердили наличие у него тяжёлого заболевания;
– явное нарушение семейного и социального функционирования, связанного с соматическими симптомами и особенностями поведения пациента;
– активное самолечение с множеством нецелесообразных обследований и употребление различных препаратов по совету других людей, но не специалистов, которым пациент обычно не доверяет.
Следует отличать психологические особенности у пациента с психосоматическими расстройствами – он создаёт свою индивидуальную концепцию внутренней картины болезни и считает её единственно правильной и непререкаемой.
При этом в отличие от «ипохондрика», где тот, в основном мысленно, считает себя больным, «психосоматик» же действительно испытывает от своих внутренних органов и других «больных» систем неприятные и подчас болезненные ощущения.
В медицинской клинической психологии рассматривают такие основные группы психосоматических расстройств:
– конверсионные или дисоциативные расстройства;
функциональные синдромы или соматизованные, соматоформные расстройства, «неврозы органов».

Конверсионные, диссоциативные расстройства

Понятие «конверсия» было введено в клинику З.Фрейдом ещё в 1894 году. Под этим термином он понимал переход, конвертацию психической отрицательной энергии на психосоматический уровень. При этом обращает на себя внимание несоответствие между психотравмой и мотивами больного с тяжестью имеющихся у пациента симптомов. В последующем, когда подобные расстройства рассматривались лишь в рамках истерических симптомов, их определяли как «бегство в болезнь» от фрустрирующей ситуации. Однако, переход психологически отрицательной энергии на двигательный или соматический уровень значительно сложней по своему механизму. Здесь задействованы особенности личностного реагирования, стабильность мотивации, наличие сверхценной убеждённости пациента в правильном выборе собственной внутренней картины болезни, подчас глубоко скрытый внутриличностный конфликт, пассивно-защитный тип личности и многое другое.
Конверсионные расстройства могут проявляться в различных формах: двигательные нарушения, нарушения чувствительности, расстройства функции анализаторных систем (слух, зрение). Все эти расстройства психогенно обусловлены, и блокада функций не зависит от воли пациента. Возможно, поведение пациента кажется демонстративным, но оно явно не нарочито, это подсознательные нарушения.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конверсионные расстройства со стороны двигательной функциональной системы.

Двигательный ступор

Двигательный ступор – это полная обездвиженность пациента с утратой экспрессивной речи (ответа на вопросы). Такие расстройства чаще всего возникают при стрессовых ситуациях (катастрофы либо их свидетельство, острые психотравмы, переживание горя, страх перед неизвестностью).
Примером подобного состояния может послужить случай из практики.

Юра М., 12 лет, заболел внезапно. До болезни мальчик рос спокойным, общительным, но несколько боязливым ребёнком. В школе учился хорошо, успешно занимался в музыкальной школе по классу фортепиано.
Психогенная ситуация перед болезнью развивалась так: по настоянию врачей Юру поместили в отделение ЛОР для тонзилэктомии. После операции ему было больно и страшно, так как «со рта сочилась кровь, и я боялся умереть». Он начал плакать и звать медсестру, но в операционный день она, естественно, была очень занята и не сразу пришла. Страх у Юры нарастал, он стал кричать, чем обеспокоил медсестру, и она запретила ему реветь и потребовала, чтобы он лежал спокойно, а иначе могут быть плохие последствия. Мальчик перестал плакать и «замер».
С тех пор прошло 7 месяцев, а Юра оставался недвижимым, хотя ночью, во время сна, довольно свободно двигался в кровати. Ни с кем не разговаривал, ел из рук матери. За время болезни поменял несколько клиник, куда его перевозили в лежачем положении на носилках. Однако никаких неврологических расстройств выявлено не было.
Последние 2 месяца лечился в психиатрическом стационаре с диагнозом «психогенный конверсионный ступор». Затем по настоянию родителей был выписан домой в состоянии некоторого улучшения (начал садиться в кровати, восстановилась речь).
Весной отец вынес его на улицу и посадил в раздвижное кресло. Мальчик с удовольствием наблюдал за играми детей, стал более активным, повеселел.
Однажды рядом дети играли в мяч и случайно бросили его на колени Юре. Он поймал мяч руками и, отбросив обратно, рассмеялся. Он обрадовался, что может двигаться. С тех пор двигательная сфера стала постепенно восстанавливаться. В течение месяца вернулись движения в руках и ногах, туловище. Юра быстро научился ходить и бегать.
И вот, почти через 10 месяцев от начала болезни, Юра вернулся к полноценной жизни: продолжил учёбу в школе и успешно занимался в музыкальной школе.Однако, на протяжении последующих двух лет при встрече с медиками Юру словно подменяли: движения становились замедленными и неуверенными, походка неуклюжая, говорил после паузы, медленно растягивая слова. В повседневной привычной жизни мальчик был абсолютно здоров.

Психогенные параличи проявляются нарушением сложных и целенаправленных двигательных актов, произвольных движений. Но эти нарушения двигательной функциональной системы не укладываются в картину неврологического расстройства согласно иннервации.

Пример из практики . Девочка Маша, 12 лет, очень переживала по поводу развода родителей, после чего мать оставила семью и уехала с новым мужем за границу. Маша по своему желанию осталась с отцом. Пару лет они жили с отцом дружно, в полном согласии. Редкие встречи с матерью не нарушали их благополучной жизни. Однако, спустя 2 года после развода отец встретил женщину, с которой у Маши установились тёплые и доверительные отношения. Так было до того времени, пока отец не объявил о своей женитьбе на этой женщине.
Машу это очень огорчило, она предполагала прожить с отцом вместе, пока не станет взрослой. Настроение и отношения Маши изменились – она стала раздражительной, грубила отцу и его невесте, часто плакала, всеми способами выказывала активный протест женитьбе отца. Примерно через месяц после этих событий отца вызвали в школу и обратили его внимание на то, что отличница Маша стала плохо учиться, и особенно по письменным предметам. Девочка отказывалась делать письменные задания, заявляя, что ей стало трудно писать, «на письме корёжит руку». На вопросы отца Маша отвечала, что при попытке писать пальцы немеют, не слушают её и не могут написать нужных букв и цифр.
При осмотре девочки неврологом оказалось, что когда Маша берёт в любую руку ручку либо карандаш, рука как бы «цепенеет», становится жёсткой. Пальцы самостоятельно не разгибаются, хотя девочка делает тщетные попытки ими пользоваться на письме. С течением времени такие же явления повторялись и с пальцами стоп, что мешало ей надевать обувь и носки. Со стороны нервной системы каких-либо изменений выявлено не было. Пассивное сгибание и разгибание пальцев рук и стоп, произведенное врачом, удавалось легко, а вот произвольные движения блокировались.
После сеансов психотерапии состояние Маши улучшилось, она успокоилась, примирилась с женитьбой отца, произвольные двигательные акты восстановились полностью.

Астазия-абазия

Астазия-абазия – это невозможность сидеть, стоять и ходить самостоятельно, сохраняя равновесие, при этом сохранена возможность производить другие произвольные целенаправленные сложные движения.

Приведём пример психогенного расстройства такого типа.
Кира И., 16 лет, обратилась в клинику с жалобами на то, что она не может самостоятельно сохранять равновесие при ходьбе, стоя.
Из истории развития этого состояния известно, что семья состоит из 3-х человек: отец, мать и девочка. По характеру Кира спокойная, уравновешенная, коммуникабельная, хорошо учится и никаких проблем у неё нет. Кроме…её собственной семьи, где происходят постоянные скандалы между отцом и матерью, что очень расстраивает девочку. Во время этих конфликтов родители стремятся «перетянуть» её на свою сторону.
Однажды Кира заболела ОРВИ с невысокой температурой и катаральными явлениями. Через три дня после нормализации температуры мать, вернувшись с работы, обнаружила, что девочка по настоянию отца всё ещё находится в постели, а вокруг полно вещей и мусора. Мать возмутилась и потребовала, чтобы девочка встала с постели и убрала за собой. Но зашедший в это время отец стал возмущаться требованиями матери, кричал, утверждал, что девочка ещё слаба и тяжело больна. По настойчивому требованию матери Кира поднялась с постели и пошатнулась. Отец страшно закричал, увидев в этом проявления тяжёлой болезни девочки. Хотя врач накануне выписал девочку в школу и считал её здоровой.
С тех пор Кира стала жаловаться на то, что ей трудно самостоятельно стоять и ходить, потому что она «не чувствует ног» и не может сохранять равновесие. Отец предпринял активные попытки по установке диагноза и лечения девочки и стал обращаться к специалистам различного профиля. При этом врачи-неврологи с разных клиник не находили каких-либо отклонений в неврологическом статусе. Передвигалась Кира очень быстро на четвереньках.
На протяжении последующих двух лет отец, разуверившись в компетентности врачей, стал лечить её самостоятельно: методами нетрадиционной медицины, физическими упражнениями. Кира очень хорошо самостоятельно ездила на велосипеде, но стоять и ходить продолжала с помощью отца. Дома по-прежнему была напряжённая психологическая обстановка.
Однажды, когда Кира в очередной раз ехала на велосипеде по обочине дороги, ей навстречу нёсся огромный грузовик. Девочка испугалась, бросила велосипед и быстро побежала по тротуару. С тех пор она стала нормально ходить и бегать.
Через полгода она снова на приёме у врача, куда привёл её отец уже с другими жалобами. Кира стала отказываться от еды. В отдельной беседе с врачом девочка попросила избавить её от чрезмерной опеки отца, иначе она покинет дом.
Психотерапевтическая беседа с отцом не дала желательных результатов.
Мать подала на развод и размен квартиры. С тех пор Кира жила с матерью и жалоб на свои болезни не предъявляла.

Как видно из приведенного примера, психосоматические расстройства при наличии значимой для пациента психогенной ситуации могут меняться – от двигательных нарушений до соматизированных симптомов.

Расстройства со стороны органов слуха и зрения

Расстройства со стороны органов слуха и зрения также могут быть психогенно обусловлены, если ребёнок находится в хронической фрустрирующей ситуации. Это может быть психогенная слепота, полная или частичная, и психогенная глухота.

Пример из практики. Мальчик Женя, 10 лет, очень неохотно занимался музыкой по классу фортепиано. Учительница и родители не раз ругали его за нерадивость, плохую подготовку к занятиям. А Жене «не сиделось» на месте, очень хотелось поиграть с ребятами во дворе.
И вот однажды Женя пожаловался на ухудшение зрения; он не видит и не различает нотных знаков. Проверка состояния зрительного аппарата у окулиста показала нормальное зрение со стороны обоих глаз.
Но окулист обратила внимание на тот факт, что обычные буквы и цифры Женя хорошо видит, а нотные символы или схожие с ними рисунки – нет.
Была проведена психотерапевтическая беседа с Женей и его родителями, в результате которой было выявлено, что у мальчика сложный комплекс неприятия не только считывания нот, но и прослушивания музыкальных фраз. На время музыкальные занятия были приостановлены, а затем прекращены и вовсе, тем более, что Женя не обладал достаточными способностями для будущего музыканта.

Расстройства чувствительности психогенной природы чаще возникают после стресса и проявляются потерей ощущений (а не истинной чувствительности) в виде «носок» и «перчаток». Неврологическое обследование не выявляет никаких расстройств чувствительности по иннервационному типу. Тем более, что при отвлечении внимания эти явления исчезают, и реакции на болевые ощущения естественные.
Медицинские клинические психологи предлагают обратить внимание на психологические особенности пациентов с конверсионными расстройствами.

Симптомы у пациентов с конверсионными расстройствами

Для них характерно (Ремшмидт, Карвассарский):
– симптоматика имеет свои цели и содержание, её можно связать с провоцирующей ситуацией;
– симптоматика подчас носит демонстративный характер («смотрите какая у меня тяжёлая болезнь»);
– имеет место значительное противоречие между тяжестью симптомов и поведением человека: он остаётся бездейственным в отношении избавления от своей болезни;
– конечные ориентиры очевидны для людей, но не для самого пациента.

Соматизированный, соматоформный тип психосоматических расстройств представляет собой психогенно обусловленные нарушения функциональных систем регуляции различных внутренних органов.

С позиций медицинской клинической психологии в основе соматоформных расстройств лежит алекситимия. Термин «алекситимия» был введен Сифеос в 1973 году, что буквально означало – «без слов для чувств».

Алекситимия

Алекситимия – это психологическая характеристика, которой определяются следующие особенности индивида (Б.Д.Карвассарский):
1. Трудность в проведении различия между чувствами и телесными ощущениями;
2. Трудность в описании и идентификации собственных чувств;
3. Снижение способности к фантазированию, ограничение символизации;
4. Фокусирование в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
По определению Н.В.Хайтовича, «алекситимия – это ограниченная способность индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче».
С точки зрения концепции алекситимии неспособность индивида регулировать и модулировать причиняющие ему страдания эмоции на психическом уровне приводят к усилению физиологических реакций со стороны внутренних органов, особенно в стрессовых ситуациях (Тейлор, Карвассарский).
Если рассматривать детский возраст, то согласно основным концепциям психологии развития наличие алекситимических проявлений в психике ребенка может быть связано с вариантами недостаточного созревания вышеназванных компонентов психического реагирования на внешние условия.
В подростковом возрасте по психофизиологическим признакам возникают трудности в идентификации «себя» и собственных ощущений, эмоциональная нестабильность, ригидность подростковых мотиваций и недостаток опыта. Эти особенности психики подросткового возраста согласно психологии развития могут также явиться предиспозицией для возникновения алекситимических проявлений.
Кроме того, в детском и подростковом возрасте в механизмах формирования соматизированных расстройств играет роль также состояние вегетативной нервной системы как автономного регулятора функций внутренних органов.

Соматизированные, соматоформные расстройства

Соматизированные, соматоформные расстройства характеризуются наличием множественных, возникающих повторно и часто видоизменяющихся соматических симптомов, которые могут относиться к любой части тела или системе внутренних органов (Г.Хемингхаузен).
Такие расстройства хорошо известны педиатрам и семейным врачам.
Соматизированные расстройства в детском и подростковом возрасте представляют собою психогенно обусловленные симптомы, которые проявляются функциональными нарушениями регуляции различных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочевыделительной, системы терморегуляции и регуляции сна. Особое место занимает болевой синдром и его психологическое оформление.

В детском возрасте, особенно младенческом, чаще всего встречаются соматизированные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта, расстройства терморегуляции и сна. Эти нарушения проявляются у младенцев с невропатической конституцией, в основе которой лежит вегетативная дизрегуляция функционирования внутренних органов. При этом незначительные условия физиогенного либо психогенного дискомфорта могут привести к появлению симптомов соматизированных расстройств.
Например, «кишечная колика» обычно возникает в возрасте до 3–4 месяцев и проявляется, как известно, спазмами по ходу кишечника. Это, естественно, очень беспокоит малыша и его родителей. Рассматриваются случаи, когда тёплые руки матери, спетая песенка нивелируют эти болевые ощущения, и ребёнок успокаивается. И, наоборот, вынужденное отсутствие матери является стрессовой ситуацией для малыша, и подобные явления повторяются и усиливаются. Описанные случаи положительного эмоционального влияния матери проявляются только в том случае, если в системе отношений «мать–дитя» наблюдается полное согласие, и мать «понимает» своего ребёнка, его потребности и эмоциональное состояние.
В младенческом возрасте также может наблюдаться частое срыгивание, иногда обильное, которое является сопровождением эмоционального беспокойства ребёнка.
Для ребёнка с невропатической конституцией также характерны расстройства терморегуляции, нарушение сна, . Причём, эти проявления могут быть спровоцированы разнообразными факторами: нарушение режима сна, незнакомый запах, наличие множества людей, которым хочется «потискать славного ребёночка», особенно в отсутствие матери, которую малыш воспринимает как «оберег», и т д.
В дошкольном возрасте соматизированное расстройство со стороны желудочно-кишечного тракта может проявляться в виде привычной рвоты.

Приведём пример из практики.
Люся С., 5 лет. Мама ребёнка обратилась на приём по поводу повторяющейся у него ежедневно по утрам рвоты. Девочка – единственный ребёнок в семье, росла эгоистичной, избалованной, плаксивой. Воспитывалась в семье из 3-х человек: мать, отец и дочь. В связи с занятостью родителей на работе Люся находилась преимущественно с бабушкой и чувствовала себя психологически комфортно.
Когда девочке было 4,5 года, бабушка заболела и не смогла ухаживать за Люсей. Девочку определили в детский сад, где её встретили доброжелательно. Но девочка не привыкла быть в коллективе детей, самостоятельно не умела наладить с ними контакт и отказалась посещать детский сад. Однако выхода у родителей не было, и Люся вынуждена была посещать детский сад. Примерно через 2–3 месяца у Люси по дороге в детский сад начиналась рвота. Обследование у специалистов не обнаружило каких-либо органических изменений со стороны внутренних органов девочки. А рвота продолжалась и перешла в «привычную рвоту».
После консультации психолога, проведения игровой психотерапии, психологической коррекции в системе отношений девочки с детьми рвоты прекратились.

В школьном возрасте также могут проявиться психогенно-обусловленные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта. Например, ощущение тошноты перед контрольной работой в школе, если школьник не уверен в успешной оценке.
Метеоризм, «синдром раздражённого кишечника» могут иметь психогенную провокацию на фоне вегетативной дизрегуляции у личности пассивного типа. Это одна из форм соматизированного реагирования на ситуацию.

Приведём пример из практики.
Игорь Л., 15 лет. По характеру спокойный, застенчивый, робкий, несколько неуверенный в себе, влюбился в одноклассницу. Он долго не решался пригласить её на свидание, при этом краснел, потел, с трудом произносил короткие фразы. И, наконец, свершилось! Девочка оказалась «побойчее» и сама пригласила Игоря на свидание. Он тщательно готовился, ночью плохо спал, волновался. Но встреча прошла интересно, эмоционально насыщенно, если бы не одно неприятное обстоятельство. Во время беседы у Игоря стало «бурлить в животе». С его слов: «Особенно шумно вёл себя кишечник и прямая кишка – она прямо пела». Игорю казалось, что девочка слышит эти звуки, и он, естественно, старался отодвинуться от неё. Такое поведение поклонника не понравилось девушке, и она ушла со свидания. В последующем любая встреча Игоря с девочкой сопровождалась более или менее интенсивными проявлениями подобного типа. Обследование кишечника и прямой кишки не выявило органических изменений. Обращение к психотерапевту помогло мальчику избавиться от этого «страдания».

Проведенная психотерапия повысила самооценку мальчика, научила его преодолевать психологически трудные ситуации и помогла снять внутренний комплекс собственной неполноценности.
Всем известно, что в ситуации стресса, помимо двигательной сферы, может реагировать и функциональная система желудочно-кишечного тракта. Эта соматизированная реакция может проявляться различно: запоры и диареи («медвежья болезнь»), анорексия и булимия и другие формы.
Соматизированные расстройства со стороны мочевыделительной системы также могут наблюдаться у детей.
Например, частичное мочеиспускание у мальчика во время урока у строгой учительницы. Эти проявления усилились после того, как учительница строгим голосом запретила ему пойти в туалет по надобности во время урока. Это привело к появлению психогенно обусловленного дневного энуреза, и мальчика пришлось перевести на домашнее обучение.
Обратим внимание на следующий случай и тактику врача в помощи ребёнку.

Маша, 4,5 года. Умная, общительная девочка воспитывалась дома под присмотром бабушки. Жили они на 4-м этаже пятиэтажки без лифта.
Однажды в конце октября Маша с бабушкой собрались идти гулять. Бабушка, которой трудно было подниматься по лестнице, напомнила девочке, что перед прогулкой нужно обязательно сходить в туалет. На что Маша ответила отрицательно, так как увидела на улице подружку и очень торопилась к ней. Бабушка с внучкой вышли на улицу, и буквально через 15 минут Маше потребовалось сходить в туалет и срочно помочиться. Естественно, бабушка вернулась с ней в квартиру и с раздражением отправила её в туалет. Однако Маша помочиться не смогла, несмотря на все усилия девочки и бабушки, «моча не отходила». Вызванные родители девочки отвезли её в поликлинику, где её обследовал уролог, но органических нарушений не выявил. Однако моча «не шла». Пришлось делать катетеризацию. С тех пор на протяжении 2-х суток катетеризацию мочевого пузыря повторяли неоднократно. Обследование у невролога также не выявило никаких органических изменений со стороны иннервации мочевыделительной системы девочки. C тех пор девочка стала активно сопротивляться посещению поликлиники. Приглашённый на дом врач провёл с Машей беседу. Затем они поиграли с куклой-голышом в ванной под струёй воды. Удалось уговорить девочку покупаться вместе с куклой. И когда Маша стала в ванную, то на лобок ей полилась тёплая вода – моча пошла рефлекторно. После нескольких сеансов рефлекторного мочеиспускания Маша стала мочиться произвольно, чему была несказанно рада.

Соматизированные расстройства со стороны дыхательной системы могут проявляться в форме гипервентиляционного синдрома (частое дыхание без физической необходимости), психогенный кашель, «мнимая бронхиальная астма» и другие.

Приведём пример из практики.
Ульяна, 15 лет. Обратилась по настоянию матери в пульмонологическое отделение с жалобами на постоянные приступы удушья. До этого она жила в небольшом городке и на протяжении 2-х лет безуспешно лечилась от бронхиальной астмы. Жили они вдвоём с матерью, отец умер, когда девочке было 3 года. Девочка обладала средними способностями, учёба давалась ей с трудом. Однако Ульяна была некритична к своим возможностям, имела завышенную самооценку и отсутствие реальной возможности к самореализации на желаемом ею уровне. К тому же она была крайне пассивна.
С тех пор как заболела девочка, средства на лечение давали родственники отца. В отделении пульмонолог при физикальном и инструментальном обследовании явных симптомов бронхиальной астмы не обнаружил.
Медперсонал обратил внимание на то, что любые ситуации в палате не в пользу девочки приводили к провокации приступа «астмы». При аускульптации в момент приступа никаких изменений в лёгких выявлено не было. Но девочка и мать продолжали настаивать на тяжёлой болезни. По их настойчивому требованию Ульяна получила направление в реабилитационный центр в Солотвино.
Вначале лечения с её слов приступы прекратились. Но затем после конфликта с нянечкой снова возобновились. Фиксация матери на болезни девочки поддерживала и провоцировала приступы удушья и страх перед возможностью задохнуться от нехватки воздуха.
Со временем Ульяна перестала учиться даже дома, заявляя при этом, что вид тетрадей и книг приводит к появлению приступов. То есть личность «вошла» в болезнь, и возникло патологическое развитие личности пассивно-защитного типа с проявлениями алекситимии.

Следует отметить, что в механизме истинной бронхиальной астмы также присутствует психосоматический радикал. Так, например, уберечь больного от наступления очередного приступа поможет его уверенность в незамедлительной помощи со стороны окружающих или наличие под рукой необходимого лекарства.
Психогенный кашель может возникнуть у ребёнка после нетяжелого ОРВИ, когда соматические проявления уже прошли, но кашель остаётся и проявляется в трудной ситуации (контрольная работа, конфликты в семье и школе).

Нарушение терморегуляции

Нарушения терморегуляции – повышение либо понижение температуры тела под влиянием психотравмирующих обстоятельств может наблюдаться у детей и подростков. При наличии постоянного субфебрилитета, который не может быть объяснён органическим заболеванием со стороны внутренних органов либо гипоталамической области, целесообразно обратиться к медицинскому психологу. В его задачи входит: исследование психологических особенностей личности, её реакций во фрустрирующих ситуациях, а также выявление внутриличностного конфликта у пациента, а у подростков – наличия внутренней картины болезни, алеситимического радикала.
Соматизированные расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы проявляются в форме «невроза сердца», гиперкинетического сердечного синдрома, психогенной пароксизмальной тахикардии и других нарушений ритма сердца. Эти расстройства хорошо известны врачам и широко представлены в соответствующих публикациях (Н.В.Хайтович, Г.Ремшмидт).
Болевой синдром и его психосоматические аспекты являются одной из центральных проблем в биологии, медицине, психологии.
По определению П.К.Анохина, «боль – это своеобразное психическое состояние человека, обусловленное совокупностью физиологических процессов центральной нервной системы, вызванных к жизни каким-либо сверхсильным или разрушительным раздражителем». Болевое ощущение возникает под влиянием внешних раздражителей и является предупреждением о грозящей человеку опасности.
Однако, врач не всегда может судить об объективной характеристике боли и всех её параметров. Это связано с тем, что боль является субъективным ощущением, которое зависит не только от интенсивности и качества вызвавшего её раздражителя, но и от психологической личностной реакции индивида на болевое ощущение.

Психологические факторы

Из психологических факторов, имеющих большое влияние на переживание боли, выделяют следующие, основные (Б.Д.Карвассарский):
– отвлечение внимания пациента от окружающего мира и сосредоточение его на болевом ощущении и ожидании его;
– особенности личности пациента, стойкость и выносливость к боли либо изнеженность и непереносимость болевых ощущений;
– различные эмоциональные состояния в стрессовых ситуациях могут блокировать болевые ощущения (посттравматический шок);
– общественно-моральные установки и направленность жизненных ценностей человека, которые могут определять его отношение к боли.
Примером того, что в болевом синдроме, кроме физиогенных механизмов, присутствуют психологические факторы, являются различные формы психалгии.

Психалгия

Психалгия – это ощущение боли в различных частях тела (голове, конечностях, спине), которое возникает и усиливается под влиянием психотравмирующей ситуации и может самостоятельно исчезнуть после её прекращения.

«Фантомные» боли

«Фантомные» боли – это боль в несуществующей части тела или органа, также имеет психосоматический механизм.
Психалгии и фантомные боли успешно лечатся гипнотерапией либо другим видом психотерапевтического вмешательства, которое больше подходит данному пациенту. У детей и подростков психалгии нередкое явление, которое возникает в ситуации фрустрации, и может задерживаться надолго по принципу патологически упрочившихся связей. Разорвать эту связь можно путём применения адекватной для личности пациента психотерапии.

Хотите знать больше – прочитайте:

1. Анохин П.К. – Узловые вопросы теории функциональной системы. М., Наука. 1980.
2. Карвассарский Б.Д. – Учебник психотерапии. Питер. СПб. 2002.
3. Менделевич В.Д. – Клиническая и медицинская психология. М. Медпресс-информ. 2002.
4. Ренмшмидт Г. – Детская и подростковая психиатрия. М., Эксмо-пресс. 2001.
5. Психология развития. – Под ред. М.Марцинковской. М., Академия. 2001.
6. Учебник – клиническая психология.– Под ред. Карвассарского Б.Д. 2-е изд. СПб. Питер. 2006.
7. Хайтович М.В., Майданник В.Г., Ковальова О.В. – Психотерапія в педіатрії. Київ. Аспект-поліграф. 2003.
8. Хемингаузен К. – Соматоформные расстройства. В кн. «Детская и подростковая психиатрия». М., Эксмо-пресс. 2001. с. 334 – 338.

Психосоматикой называют связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма. По разным данным, на сегодняшний день от 60 до 80% заболеваний имеют психосоматический характер. То есть нерешённые, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.

Взрослые охотно признают, что «все болезни от нервов», но почему-то только тогда, когда это касается их самих. Если же речь заходит о психосоматических расстройствах у детей, чаще всего родители отказываются это принимать. И напрасно. Многие детские болезни имеют под собой психологические основания. Дети, возможно, даже больше, чем взрослые подвержены психосоматическим заболеваниям, так как они более чувствительны и эмоциональны. Им сложнее справиться со своими переживаниями и стрессом по причине того, что они просто не знают, как это сделать и не всегда могут описать и сформулировать свои ощущения.

Существует мнение, что психосоматические заболевания могут развиваться уже у новорождённых детей и даже закладываться в пренатальный период развития. На это могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние матери, её образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.

Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела – это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит» о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п. Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне. Подросток часто подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми. Поэтому телесные проявления играют роль своеобразного «канала связи» между детьми и родителями. Частые, плохо поддающиеся медикаментозному лечению заболевания могут выступать так называемым психосоматическим симптомом. В этом случае болезнь – это способ сообщить взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.

Какие заболевания и проблемы считаются у детей психосоматическими?

К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:

  • острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
  • проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, );
  • аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
  • заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
  • хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
  • анемия;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • , энкопрез;
  • конъюнктивит.

Как формируются психосоматические заболевания?

Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их нельзя держать в себе, иначе они никуда не исчезают и остаются «на хранении» в организме. Если же травмирующая, приносящая душевный дискомфорт ситуация повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конце концов находят выход в виде тех или иных физиологических симптомов.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

  • обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
  • сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
  • рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
  • отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
  • трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
  • чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Еще не так давно официальная медицина скептически относилась к попытке объяснить некоторые заболевания психологическими проблемами. Сегодня же все больше врачей признают существование психосоматики.

Психосоматические заболевания – что это такое?

Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать, нельзя ругаться. Что ты ревешь, как девчонка?». Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить». Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой .

Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет, в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот. С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.

Как формируются психосоматические заболевания?

Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь. Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови. Вспомните, как вы чувствуете себя, например, когда боитесь или волнуетесь. Появляется тяжесть в желудке и тошнота, жар, лоб покрывается испариной, руки становятся влажными, иногда даже дрожат. В общем, возникает довольно много ощутимых и достаточно неприятных проявлений. То же самое происходит и у ребенка. И так раз за разом.

Но, дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Другими словами, будучи невыраженными, они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы.

Таким образом, ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают.

Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда возникают ситуации, когда причины внезапной болезни ребенка очевидны. Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта. Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться». Надо сказать, что обычно это действительно срабатывает, болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом, ребенок получает некоторую разрядку, а также – гарантированную заботу и любовь близких людей.

Что касается внешних проявлений, то это могут быть как острые реакции, так и затяжные заболевания. Обычно взрослые лечат их только медикаментозно, но они «почему-то» возвращаются снова и снова.

Кстати, в Европе уже давно принято при повторяющихся хронических соматических проявлениях проводить с ребенком психотерапию для разрешения конфликтов, которые он «задавливает» в свое тело. Существуют даже специальные небольшие психосоматические клиники, которые осуществляют такое лечение. Но у нас подобная практика пока не распространена.

В каком возрасте может возникнуть психосоматическое заболевание?

Существуют исследования, которые позволяют предположить, что психосоматические заболевания могут формироваться у младенцев и даже закладываться у эмбриона во время нахождения в материнской утробе. В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические расстройства. Среди них – дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка. В этой связи исследователи даже говорят о возможном влиянии интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности на возникновение психосоматических проблем у ребенка.

Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние будущей матери, отношение к ней мужа и окружающих людей. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка.

Правда, пока сложно сказать, берут ли эти заболевания свое начало только в пренатальном периоде или же решающее значение имеет отвержение ребенка после рождения. Впрочем, чаще всего, эти два момента связаны между собой. Если беременность не была желанной, если женщина боялась наступления родов, сомневалась, нужен ли ей ребенок, то и после рождения малыша она, скорее всего, будет настроена не слишком позитивно. По крайней мере, в первое время. Хотя, довольно часты случаи, когда, увидев своего ребенка, женщина сразу же проникалась к нему любовью.

Кстати, когда малыш появляется на свет, он формально становится отдельным от матери организмом. Но на самом деле между малышом и мамой сохраняется сильнейшая связь, поэтому все волнения и страхи матери немедленно передаются младенцу. Таким образом, очевидно, что положительные эмоции и психологический настрой родителей очень важны как во время беременности, так и после рождения крохи.

Но не только у «заброшенных» детей могут возникать психосоматические проблемы. Иногда болеют дети и заботливых родителей. Казалось бы, откуда у малыша в полноценной семье могут возникнуть подобные симптомы?

Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми. Любому ребенку чаще всего сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить. В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо. На этом этапе в «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых, выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению.

Также причиной соматических заболеваний может стать отсутствие режима дня и необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, пренебрежение интересами ребенка, отсутствие ласки, понимания, ревность и зависть к младшим детям, переживание естественного отдаления от матери. Но интересно, что такой же эффект может дать и сверхзабота. Кроме того, стрессовым фактором может стать ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие единого подхода к процессу воспитания. Часто проблемы возникают после того, как ребенок идет в ясли, детский сад или в школу. Неспособность ребенка адаптироваться в новой обстановке, наладить отношения, справиться с учебной нагрузкой – все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ситуация может только усугубиться.

Самые частые психосоматические заболевания

Спектр таких заболеваний достаточно разнообразен и затрагивает различные системы организма. К психосоматическим заболеваниям традиционно относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенную болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункцию щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемию .

В последнее время исследователи все чаще говорят о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания.

Причем природу возникновения всех этих заболеваний можно объяснить, проследив связь с проблемами, которые существуют в жизни ребенка. Основная идея такой классификации заключается в том, что человек заболевает не чем-то случайным. В каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны его переживания. Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха можно связать с нежеланием видеть и слышать то, что происходит вокруг.

Есть предположение, что аутизм также имеет психосоматические «корни». Таким образом ребенок бессознательно выбирает погружение в себя, чтобы убежать от реальности.

Конечно, все перечисленные заболевания и их психологическое объяснение довольно условны, речь здесь идет скорее об общей тенденции. Очевидно, что в каждом конкретном случае нужно подробно изучать ситуацию, сложившуюся в жизни ребенка, и только после этого предполагать лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. При этом важно понимать, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.

Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями.

Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более, что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях), и обойтись без лечения практически невозможно. Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит.

Часто психотерапии поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения сами конфликты практически не затрагиваются, наоборот – ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Тогда конфликт «обрастает» все новыми и новыми слоями, что, безусловно, затрудняет его разрешение.

Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее – с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка. Причем важен комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями у ребенка. Здесь необходимо соблюдать разумное и тонкое равновесие между медицинской и психологической помощью. Тогда проблема найдет свое разрешение, а лечение даст стойкий эффект.

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики:

Астма, бронхит, отек Квинке – опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям.
Простуда, герпес – депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе).
Обмороки – подавление реакции бегства.
Хронический кашель – скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.
Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.
Язва 12-перстной кишки – утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения.
Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) – готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом.
Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека.
Нейродермит – раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей.
Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.
Отит – подсознательный уход от конфликтов в семье.
Энурез – регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»
журнал для родителей «Растим Ребенка», июль-август 2013

Похожие публикации