Возрастные особенности позвоночника. Правильное формирование позвоночника ребенка

Физические особенности развития дошкольника

В период дошкольного детства идет активная подготовка ребенка к школе, но возможности его успешного обучения во многом зависят от особенностей развития дошкольника. Педагоги и родители в процессе воспитания, должны ориентироваться на нормы физического развития, отслеживая прогресс развития дошкольника в динамике в определенные промежутки времени: раз в месяц у младенцев, 2-3 раза в год - в течение всего периода до начала школьного обучения.

Особенности физического развития в дошкольном возрасте

Для своевременного проведения оздоровительных мероприятий, важно знать нормы и особенности развития дошкольника в плане его физического совершенствования: массы тела, роста, окружности грудной клетки, окружности головы.

Масса тела на первом году жизни максимально увеличивается по сравнению с последующими периодами: она возрастает в три раза, тогда как в каждый последующий год в 1,2 раза по сравнению с годовалым возрастом, т.е. на 2-2,5 кг. К моменту поступления в школу в норме, она должна увеличиться в 2 раза. Идеальные показатели массы тела оцениваются специалистами в соотношении с ростом ребенка по специально разработанным шкалам - номограммам.

Нормы роста для каждого ребенка индивидуальны, но динамика его изменения одинакова для всех групп детей: на первом году ребенок вырастает приблизительно на 25 см, а к пяти годам рост увеличивается в два раза по сравнению с новорожденным.

Развитие грудной клетки, ее окружности происходит постоянно и равномерно на 2-3 см каждый месяц в течение первых четырех месяцев, что составляет 10-12 см к 32-34 см при рождении. К году темпы прироста снижаются до 0,4-0,5 см, и таковыми остаются на весь период дошкольного детства. Некоторые дети демонстрируют повышенный рост окружности груди, что зависит от их физической подготовки, склонности к полноте или генетической особенности.

На форму и окружность головы влияют национальный, генетический, климатический аспекты, процесс родов, но в среднем голова новорожденного - 34-35 см в окружности. В первый год эта цифра увеличивается примерно на 1 см в месяц, а в дальнейшем рост головы резко снижается до 1-1,5 см в год. Такой активный рост объясняется развитием и увеличением объема и массы головного мозга. В дошкольном возрасте голова выглядит у ребенка по сравнению со взрослым непропорционально большой, что в дальнейшем компенсируется ростом тела.

Особенности развития костно-мышечной системы дошкольника

Костно-мышечная система состоит из костей, мышц, связок и суставов. Ее правильное развитие влияет на появление движений, правильное формирование осанки, формирование органов внутри организма.

У новорожденного ребенка позвоночник состоит из хряща и у него отсутствуют изгибы. Изгибы позвоночника появляются постепенно: в 2-2,5 месяца образуется изгиб шейный, а в 6-7 месяцев - изгиб в грудной части. Ближе к году, когда начинает ходить, появляется изгиб в области поясницы. В 3-4 года, как у взрослого, у ребенка имеются все изгибы позвоночника, но их постоянство и устойчивость закрепляются к 7 годам. На протяжении всего периода дошкольного детства идет окостенение скелета. Зная эти особенности костной системы, педагоги должны подбирать такие физические нагрузки и упражнения, которые укрепляют кости и мышцы ребенка, но не повреждают их. Роль амортизатора при ходьбе играет стопа ребенка. Свод стопы поддерживается мышцами, которые должны быть хорошо развиты. Для нормального развития стопы следует правильно подойти к подбору обуви: хорошо облегать ногу и быть на небольшом каблучке. Рекомендуется регулярно укреплять стопу, предлагая ребенку ходить босиком: по специальным ребристым дорожкам, по песку, камушками, траве.

Зная особенности развития дошкольника и особенности его мышечной системы, можно целенаправленно подобрать развивающие упражнения для увеличения силы мышц. Такие занятия можно начинать с трех лет, когда сила мышц составляет 3,5—4 кг. К семи годам она составит 13-15 кг, при этом у мальчиков показатели будут выше, чем у девочек. При систематических упражнениях, мышцы туловища ребенка также становятся сильнее, и их становая сила к началу школьного обучения увеличивается в два раза от 15-17 кг в младшем возрасте.

Одной из особенностей мышечной системы ребенка является доминирование тонуса мышц-сгибателей над тонусом мышц разгибателей, что может негативно сказаться на формировании осанки. Необходимо обогащать двигательную сферу, предлагая выполнять ребенку разнообразные движения в игровой форме.

Опорно-двигательная система имеет незавершенность развития. Мышечная масса составляет только 25 % от всей массы тела, но к пяти годам под воздействием упражнений, двигательной активности, массажа масса увеличивается, особенно в области нижних конечностей, увеличивается и их работоспособность. Особенности развития дошкольника не позволяют ему долго находиться в статическом состоянии: сидеть на одном месте, стоять неподвижно или лежать без движений.

Особенности развития сердечнососудистой системы дошкольника

Сердечнососудистая система состоит из сердца, сосудов. Сердце начинает работать на 20-й день формирования плода. Его масса в дошкольный период нарастает от 70,8 г до 92,3 г. Увеличение массы сердца связано частотой сокращений сердца: от 140 у новорожденного к 80 - у старшего дошкольника. Артериальное давление с возрастом увеличивается от 80/55 — 85/60 мм рт.ст. у новорожденного до 110/70 мм рт.ст. у дошкольника. У ребенка эти показатели не стабильны и могут изменяться под влиянием двигательной активности, эмоций.

Организм ребенка работает в единстве всех систем. Нормально развивающийся ребенок отличается высокой двигательной активностью, интенсивностью умственного развития в период 4-5 лет. Дошкольный период - самый благоприятный для заложения основ физической культуры с учетом всех особенностей развития дошкольника.

Почти все люди страдают от болей в спине в тот или иной период. Каждый год боли в спине заставляют многих людей обращаться к врачам. К счастью, вы можете принять меры, чтобы предотвратить эту проблему со спиной. И вы справитесь с этой задачей более эффективно, если будете знать кое-что о своей спине.

Спина - центральная ось всего тела. Она содержит и защищает от внешних воздействий спинной мозг и нервы, которые получают и отправляют сигналы в мозг и другие части тела, а также служит местом присоединения спинных мышц и связок.

Из чего состоит позвоночник? Ваш позвоночник это не одна кость, а много. Позвонки находятся не прямо один над другим, а образуют ряд характерных изгибов. В шейном отделе позвоночник, как правило, выгибается вперед (шейный лордоз); в грудном, напротив, - изгибается назад (грудной кифоз); поясничный отдел тоже имеет изгиб вперед (поясничный лордоз). Эти изгибы составляют для позвоночника пружинящий амортизирующий аппарат, смягчающий толчки и таким образом предохраняющий головной мозг от повреждений при ходьбе, беге и прыжках.

Позвонки соединяются между собой двумя верхними и двумя нижними суставными отростками, межпозвонковыми дисками и очень крепкими связками, расположенными по бокам тел позвонков, на их передней и задней сторонах. Позвоночник нормального взрослого человека состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных (нижняя часть спины) позвонков.

В зависимости от того, какой части позвоночника принадлежат позвонки, формы их тел и отростков имеют некоторые различия. В целом можно сказать, что поясничные позвонки более массивны, чем шейные, имеющие меньшие по размеру тела и менее развитые отростки. Это связано с тем, что на поясничные позвонки приходится большая нагрузка, чем на шейные, которые несут лишь тяжесть головы.

Спинной мозг - часть центральной нервной системы. Он начинается от основания черепа и продолжается до нижней части спины. От спинного мозга в отверстиях между двумя близлежащими позвонками проходят корешки спинномозговых нервов. Волокна в корешке нерва передают сигналы в спинной мозг от нервов, расположенных в коже и волокнистых слоях соединительной ткани. Другие нервные волокна в свою очередь передают сигналы от спинного мозга к мышцам, так что они могут сокращаться по команде от головного и спинного мозга. Нервные корешки шейных сегментов спинного мозга идут в основном к рукам, поясничных - к ногам, в то время как нервные корешки грудных сегментов - к туловищу. В обшей сложности, в спинном мозге 31 пара спинных нервов.

Между позвонками находятся межпозвонковые диски, которые состоят из фиброзных колец и студенистого ядра. Эластичная консистенция диска позволяет ему менять форму. Способность диска принимать на себя и распределять давление между позвонками позволяет ему играть роль амортизатора и дает возможность позвоночнику сгибаться. Диск состоит из жидкого студенистого ядра, окруженного жестким хрящевым кольцом. Диск играет роль амортизатора при движениях, именно на него ложится основная нагрузка при подъеме тяжести, падениях и т.д.

Мышцы похожи на эластичные связки, которые поддерживают позвоночник по всей его длине. Они напрягаются или расслабляются, что позволяет вам стоять, поворачиваться, наклоняться и выпрямляться. Мышцы брюшной полости и туловища поддерживают, защищают и позволяют позвоночнику двигаться.

С возрастом позвоночник может стать жестче и потерять подвижность. Диски изнашиваются, пространство между позвонками становится уже. Эти изменения часть процесса старения организма, но они не всегда болезненны. Если возникает совсем нежелательный контакт между диском и нервными корешками, отходящими от спинного мозга, могут возникнуть болевые ощущения, артриты. Часто трудно установить истинную причину болей в спине из-за сложности строения позвоночника.

A.Hoплep

"Из чего состоит позвоночник" и другие статьи из раздела

Развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста

2.2 Развитие костной системы у дошкольников

Процесс окостенения. Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде хрящевая ткань начинает заменяться костной тканью. Процесс окостенения протекает постепенно, и не все кости скелета окостеневают одновременно.

После рождения ребёнка процесс окостенения продолжается. Сроки появления точек окостенения и окончания окостенения различны для разных костей. Для каждой кости эти сроки относительно постоянны, поэтому по этим срокам можно судить о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека размерами, пропорциями, строением и химическим составом.

Развитие скелета у детей в значительной мере определяет развитие тела, например, мускулатура развивается медленнее, чем растет скелет.

Существуют два пути развития кости. Некоторые кости развиваются непосредственно из мезенхимы (кости крыши черепа, лица и отчасти ключица и др.) --это первичное окостенение.

При первичном окостенении образуется скелетогенный мезенхимный синцитий, в котором появляются клетки остеобласты, превращающиеся в костные клетки -- остеоциты, и фибриллы, пропитанные солями извести и превращающиеся в костные пластинки. Следовательно, кость развивается из соединительной ткани. Но большая часть костей скелета сначала закладывается в виде плотных мезенхимных образований, имеющих приблизительно очертания будущих костей, которые затем превращаются в хрящевые и замещаются костными (кости основания черепа, туловища и конечностей) - это вторичное окостенение.

При вторичном окостенении развитие кости происходит на месте хряща снаружи и внутри. Снаружи костное вещество образуется остеобластами надкостницы. Внутри хряща возникает ядро окостенения, хрящ рассасывается и замещается костью. Кость по мере ее роста рассасывается изнутри особыми клетками остеокластами, а снаружи происходит наложение костного вещества. Рост кости в длину происходит за счет образования костного вещества в хрящах, которые располагаются между эпифизом и диафизом, а эти хрящи постепенно сдвигаются в сторону эпифиза. У людей многие кости закладываются отдельными частями, которые потом сливаются в одну кость, например, тазовая кость сначала состоит из трех частей, которые сливаются вместе к 14-- 16 годам.

Трубчатые кости тоже закладываются тремя основными частями (не считая ядер окостенения в местах образования костных выступов), которые потом сливаются.

В 4--5 лет в верхнем эпифизе бедренной кости появляются костные балочки. После 7--8 лет костные балочки удлиняются и становятся однородными и компактными. Толщина эпифизарного хряща к 17--18 годам достигает 2--2,5 мм. К 24 годам рост верхнего конца кости заканчивается и верхний эпифиз срастается с диафизом; нижний эпифиз прирастает к диафизу еще раньше -- к 22 годам.

К концу полового созревания окостенение трубчатых костей завершается. С окончанием окостенения трубчатых костей прекращается их рост в длину.

Пластинчатая кость развивается с 5 месяцев до 1,5 лет, т. е. когда ребенок становится на ноги. В течение 2-го года большая часть костной ткани имеет пластинчатое строение и к 2,5--3 годам остатки грубоволокнистой ткани уже отсутствуют.

Окостенение задерживается при понижении функций желез внутренней секреции (передней части адеиогипофиза, щитовидной, околощитовидных, вилочковой, половых), недостатке витаминов, особенно D. Окостенение ускоряется при преждевременном половом созревании, повышенной функции передней части аденогипофиза, щитовидной железы и коры надпочечников. Задержка и ускорение окостенения особенно отчетливо проявляются до 17-- 18 лет и могут достичь 5--10-летней разницы между «костным» и паспортным возрастами. Иногда на одной стороне тела окостенение происходит быстрее или медленнее, чем на другой.

Возрастные особенности химического состава и строения костей.

У детей кости содержат относительно больше органических веществ и меньше неорганических, чем у взрослых. С возрастом химический состав костей изменяется, значительно увеличивается количество солей кальция фосфора, магния и других и других элементов и меняется соотношение между ними. Кальций в большом количестве задерживается в костях маленьких детей, а фосфор у детей старшего возраста.

С изменением строения и химического состава костей изменяются их физически свойства; у детей они более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей так же более пластичны. В строении и составе костей наблюдаются значительные возрастные различия, особенно отчётливо в количестве, расположении и строении гаверсовых каналов. С возрастом их количество уменьшается, а расположение и строение изменяются. Чем старше ребёнок, тем больше плотное вещество кости, а чем моложе, тем больше губчатое. Строение губчатых костей к 7 годам сходно с взрослым человеком. Чем младше ребёнок, тем больше надкостница сращена с костью, а чем старше, тем она, сё больше ограничивается от плотного вещества кости и к 7 годам она уже ограничена от него.

Особенности черепа у детей.

Череп - это скелет головы. В соответствии с особенностями развития, строения и функций различают два отдела черепа: мозговой и лицевой (висцеральный). Мозговой отдел черепа образует полость, внутри которой располагается головной мозг. Лицевой отдел формирует костную основу дыхательного аппарата и пищеварительного канала.

Мозговой отдел черепа состоит из крыши (или свода черепа) и основания. Теменная кость свода черепа представляет собой четырехугольную пластинку с четырьмя зубчатыми краями. Две теменные кости, соединенные швами, образуют теменной бугор. Спереди от теменных костей лежит лобная кость, большая часть которой представлена чешуей.

Выпуклую часть лицевого отдела черепа образуют лобные бугры, ниже которых расположены кости, формирующие стенки глазниц. Между глазницами находится носовая часть, примыкающая к носовым костям, ниже которых расположены ячейки решетчатой кости.

Сзади теменных костей расположена затылочная кость, благодаря которой образуется основание черепа и череп соединяется с позвоночником. По бокам крыши черепа находятся две височные кости, также участвующие в образовании основания черепа. В каждой из них содержатся соответствующие отделы органа слуха и вестибулярного аппарата. В основании черепа располагается клиновидная кость.

Кости основания черепа, развившиеся из хряща, соединяются хрящевой тканью, которая с возрастом заменяется костной тканью. Кости крыши, развившиеся из соединительной ткани, соединяются соединительно-тканными швами, которые к старости становятся костными. Это относится и к лицевому отделу черепа.

Лицевой отдел черепа составляют верхняя челюсть, скуловые, слезные, решетчатые, небные, носовые кости, нижняя носовая раковина, сошник, нижняя челюсть и подъязычная кость.

Возрастные особенности черепа. Мозговой и лицевой отделы черепа образуются из мезенхимы. Кости черепа развиваются первичным и вторичным путем. Череп детей существенно отличается от черепа взрослых его величиной по сравнению с размерами тела, строением и пропорциями отдельных частей тела. У новорожденного мозговой отдел черепа в шесть раз больше лицевого, у взрослого - в 2,5 раза. Иначе говоря, у новорожденного лицевой отдел черепа относительно меньше мозгового отдела. С возрастом эти различия исчезают. Более того, изменяется не только форма черепа и составляющих его костей, но и количество костей черепа.

От рождения и до 7 лет череп растет неравномерно. В росте черепа установлены три волны ускорения: 1) до 3-4 лет; 2) с 6 до 8 лет; 3) с 11 до 15 лет.

В возрасте от 3 до 7 лет основание черепа вместе с затылочной костью растет быстрее, чем свод. В 6-7 лет полностью срастается лобная кость. К 7 годам основание черепа и затылочное отверстие достигают относительно постоянной величины, происходит резкое замедление в развитии черепа.

Развитие нижней челюсти находится в непосредственной зависимости от работы жевательных мышц и состояния зубов. В ее росте наблюдаются две волны ускорения: 1) до 3 лет; 2) с 8 до 11 лет.

Размеры головы у школьников увеличиваются очень медленно. Во всех возрастах у мальчиков средняя окружность головы больше, чем у девочек. Самый большой прирост головы отмечается в возрасте с 11 до 17 лет, т. е. в период полового созревания (у девочек - к 13-14 годам, а у мальчиков - к 13-15).

Соотношение окружности головы и роста с возрастом уменьшается. Если в 9-10 лет окружность головы равна в среднем 52 см, то в 17-18 лет - 55 см. У мужчин емкость полости черепа примерно на 100 куб. см больше, чем у женщин.

Имеются и индивидуальные особенности черепа. К ним относятся две крайние формы развития черепа: длинноголовая и короткоголовая.

Особенности позвоночника ребёнка.

Позвоночник составляют 24 свободных позвонка (7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных) и 9-10 несвободных (5 крестцовых и 4-5 копчиковых). Свободные позвонки, сочленяемые между собой, соединены связками, между которыми находятся эластичные межпозвоночные диски из волокнистого хряща. Крестцовые и копчиковые позвонки сращены и образуют крестец и копчик. Позвонки развиваются из хрящевой ткани, толщина которой с возрастом уменьшается.

Различают четыре этапа развития эпифизов позвонков: до 8 лет - хрящевой эпифиз; от 9 до 13 лет - обызвествление эпифиза; от 14 до 17 лет - костный эпифиз; после 17 лет - слияние эпифиза с телом позвонка.

С 3 до 15 лет размеры нижних поясничных позвонков увеличиваются больше, чем верхних грудных. Это обусловлено увеличением веса тела, его давлением на нижерасположенные позвонки.

С 3 лет позвонки одинаково растут и в высоту, и в ширину; с 5-7 лет - больше в высоту.

В 6-8 лет образуются центры окостенения в верхней и нижней поверхностях тел позвонков и в концах остистых и поперечных отростков. До 5 лет спинномозговой канал развивается особенно быстро. Так как тела позвонков растут быстрее дужек, то емкость канала относительно уменьшается, что соответствует уменьшению относительных размеров спинного мозга.

Длина позвоночника особенно резко увеличивается в течение первого и второго годов жизни, затем рост позвоночника замедляется и снова ускоряется с 7 до 9 лет (у девочек больше, чем у мальчиков).

Подвижность позвоночника зависит от высоты межпозвоночных хрящевых дисков и их упругости, а также от фронтального и сагиттального размера тел позвонков. У взрослого общая высота межпозвоночных дисков равна одной четвертой высоты подвижной части позвоночника. Чем выше межпозвоночные диски, тем больше подвижность позвоночника. Высота дисков в поясничном отделе составляет одну третью высоты тела смежного позвонка, в верхней и нижней части грудного отдела - одну пятую, в средней его части - одну шестую, в шейном отделе - одну четвертую, поэтому в шейном и поясничном отделах позвоночник имеет наибольшую подвижность.

Сгибание позвоночника больше его разгибания. Наибольшее сгибание позвоночника происходит в шейном отделе (70°), меньше - в поясничном, наименьшее - в грудном отделе. Наклоны в сторону наибольшие между грудным и поясничным отделами (100°). Наибольшее круговое движение наблюдается в шейном отделе позвоночника (75°), оно практически невозможно в поясничном отделе (5°). Таким образом, наиболее подвижен шейный отдел позвоночника, меньше - поясничный и наименее подвижен грудной, потому что его движения тормозят ребра.

Подвижность позвоночника у детей, особенно 7-9 лет, гораздо больше, чем у взрослых. Это зависит от относительно большей величины межпозвоночных дисков и их большей упругости

Физиологические изгибы позвоночника. После рождения позвоночник приобретает четыре физиологических изгиба. В 6-7 недель с подниманием головы у ребенка происходит изгиб кпереди (лордоз) в шейном отделе. В 6 месяцев в результате сидения образуются изгибы кзади (кифозы) в грудном и крестцовом отделах. В 1 год с началом стояния формируется лордоз в поясничном отделе. Первоначально эти физиологические изгибы позвоночника удерживаются мускулатурой, а затем связочным аппаратом, хрящами и костями позвонков.

К 3-4 годам изгибы позвоночника постепенно увеличиваются в результате стояния, ходьбы, под действием силы тяжести и работы мышц. К 7 годам окончательно образуются шейный лордоз и грудной кифоз.

Благодаря пружинному движению позвоночника может изменяться величина его изгибов. В результате изменения изгибов позвоночника и высоты межпозвоночных дисков изменяется и длина позвоночника: с возрастом и в течение дня. В течение суток рост человека колеблется в пределах 1 см, а иногда и 2-2,5 см и даже 4-6 см. В положении лежа длина тела человека больше на 2-3 см, чем в положении стоя.

Особенности грудной клетки ребёнка.

Грудную клетку составляют 12 пар ребер. Истинные ребра (первая - седьмая пары) с помощью хрящей соединяются с грудиной, из остальных пяти ложных ребер хрящевые концы восьмой, девятой и десятой пар соединяются с хрящом вышележащего ребра, а одиннадцатая и двенадцатая пары не имеют реберных хрящей и обладают наибольшей подвижностью, так как оканчиваются свободно. Вторая - седьмая пары ребер соединены с грудиной небольшими суставами.

С позвонками ребра соединяются суставами, которые при поднятии грудной клетки определяют движение верхних ребер в основном вперед, а нижних - в стороны.

Грудина является непарной костью, в которой различаются три части: рукоятка, тело и мечевидный отросток. Рукоятка грудины сочленяется с ключицей при помощи сустава, содержащего внутрихрящевой диск (по характеру движений он приближается к шаровидным сочленениям).

Форма грудной клетки зависит от возраста и пола. Кроме того, форма грудной клетки изменяется из-за перераспределения силы тяжести тела при стоянии и ходьбе в зависимости от развития мускулатуры плечевого пояса.

Возрастные изменения в формировании грудной клетки. Ребра развиваются из мезенхимы, преобразующейся в хрящ на втором месяце утробной жизни. Их окостенение начинается на пятой - восьмой неделе, а грудины - на шестом месяце. Ядра окостенения в головке и бугорке появляются в верхних десяти ребрах в 5-6 лет, а в последних двух ребрах - в 15 лет. Слияние частей ребра заканчивается к 18-25 годам.

До 1-2 лет ребро состоит из губчатого вещества. С 3-4 лет компактный слой развивается в середине ребра. С 7 лет компактный слой разрастается по всему ребру

В мечевидном отростке ядро окостенения появляется в 6-12 лет.

Форма грудной клетки. У людей встречаются две крайние формы грудной клетки: длинная узкая и короткая широкая. Им соответствуют и формы грудины. Среди основных форм грудной клетки различают коническую, цилиндрическую и плоскую форму.

Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. После рождения и в первые несколько лет жизни грудная клетка имеет форму конуса с обращенным вниз основанием. С возраста 2,5-3 лет рост грудной клетки идет параллельно росту тела, в связи с этим ее длина соответствует грудному отделу позвоночника. Затем рост тела ускоряется, а грудная клетка становится относительно короче. В первые три года наблюдается увеличение окружности грудной клетки, что приводит к преобладанию в верхней части грудной клетки поперечного диаметра.

Постепенно грудная клетка изменяет конусообразную форму и приближается к таковой у взрослого человека, т. е. приобретает форму конуса с основанием, обращенным кверху. Окончательную форму грудная клетка приобретает к 12-13 годам, но имеет меньшие размеры, чем у взрослых.

В росте окружности грудной клетки также наблюдаются половые различия. У мальчиков окружность грудной клетки с 8 до 10 лет увеличивается на 1-2 см в год, к периоду полового созревания (с 11 лет) - на 2-5 см. У девочек до 7-8 лет величина окружности грудной клетки превосходит половину величины их роста. У мальчиков такое соотношение наблюдается до 9-10 лет, с этого возраста половина величины роста становится больше размера окружности грудной клетки.

Превышение половины роста над окружностью грудной клетки зависит от скорости роста тела, которая больше скорости роста окружности грудной клетки. Рост окружности грудной клетки уступает и прибавлению веса тела, поэтому отношение веса тела к окружности грудной клетки с возрастом постепенно уменьшается. Быстрее всего окружность грудной клетки растет в период полового созревания и в летне-осенний период. Нормальное питание, хорошие гигиенические условия и физические упражнения оказывают главенствующее влияние на рост окружности грудной клетки.

Параметры развития грудной клетки зависят от развития скелетных мышц: чем больше развита скелетная мускулатура, тем больше развита грудная клетка

Неправильная посадка детей за партой может повлечь деформацию грудной клетки и, как следствие, нарушение развития сердца, крупных сосудов и легких.

Развитие костей верхних конечностей.

К скелету верхних конечностей относятся плечевой пояс и скелет руки. Плечевой пояс состоит из лопатки и ключицы, скелет руки - из плеча, предплечья и кисти. Кисть делится на запястье, пясть и пальцы.

Лопатка - это плоская кость треугольной формы, расположенная на спине. Ключица - трубчатая кость, один конец которой сочленяется с грудиной и ребрами, а другой - с лопаткой. Реберно-ключичный сустав появляется у детей с 11-12 лет; наибольшего развития он достигает у взрослых.

Скелет руки состоит из плечевой кости (скелет плеча), из локтевой и лучевой костей (скелет предплечья) и из костей кисти.

Запястье состоит из восьми мелких костей, расположенных в два ряда, образующих желоб на ладони и выпуклость на ее тыльной поверхности.

Пясть состоит из пяти небольших трубчатых костей, из которых самая короткая и толстая - кость большого пальца, самая длинная - вторая кость, а каждая из следующих костей меньше предыдущей. Исключение составляет большой (первый) палец, состоящий из двух фаланг. В остальных четырех пальцах по три фаланги. Самая большая фаланга проксимальная, меньше - средняя, наименьшая - дистальная.

На ладонной поверхности присутствуют постоянные сесамовидные косточки - внутри сухожилий между пястной костью большого пальца и его проксимальной фалангой и непостоянные - между пястной костью и проксимальной фалангой второго и пятого пальцев. Гороховидная кость запястья также относится к сесамовидным костям.

Суставы запястья, пясти и пальцев укреплены мощным связочным аппаратом.

Возрастные особенности развития верхних конечностей. У новорожденного ключица почти полностью костная, образование ядра окостенения в грудинном ее отделе происходит в 16-18 лет, слияние с ее телом - в 20-25 лет. Срастание ядра окостенения клювовидного отростка с телом лопатки происходит в 16-17 лет. Синестозирование акромиального отростка с ее телом заканчивается в 18-25 лет.

Все длинные кости у новорожденного, такие как плечевая, лучевая, локтевая, имеют хрящевые эпифизы и костные диафизы. Костей в запястье нет, и окостенение хрящей начинается: на первом году жизни - в головчатой и крючковидной костях; в 2-3 года - в трехгранной кости; в 3-4 года - в полулунной кости; в 4-5 лет - в ладьевидной кости; в 4-6 лет - в многоугольной большой кости; в 7-15 лет - в гороховидной кости.

Сесамовидные кости в первом пястно-фаланговом суставе появляются в 12-15 лет. В 15-18 лет нижний эпифиз плечевой кости сливается с ее телом, а верхние эпифизы сливаются с телами костей предплечья. На третьем году жизни происходит окостенение проксимальных и дистальных эпифизов фаланг. «Костный возраст» определяют центры окостенения кисти.

Окостенение костей верхних конечностей заканчивается: в 20-25 лет - в ключице, лопатке и в плечевой кости; в 21-25 лет - в лучевой кости; в 21-24 года - в локтевой кости; в 10-13 лет - в костях запястья; в 12 лет - в пястье; в 9-11 лет - в фалангах пальцев.

Окостенение заканчивается у мужчин в среднем на два года позже, чем у женщин. Обнаружить последние центры окостенения можно в ключице и лопатке в 18-20 лет, в плечевой кости - в 12-14 лет, в лучевой кости - в 5-7 лет, в локтевой кости - в 7-8 лет, в пястных костях и фалангах пальцев - в 2-3 года. Окостенение сесамовидных костей обычно начинается в период полового созревания: у мальчиков - в 13-14 лет, у девочек - в 12-13. Начало слияния частей первой пястной кости говорит о начале полового созревания.

Особенности развития таза и нижних конечностей. Скелет нижних конечностей.

Тазовый пояс состоит из лобковой, подвздошной и седалищной костей, которые закладываются самостоятельно и с возрастом сливаются, образуя таз, соединенный сзади с крестцовым отделом позвоночника. Таз служит опорой для внутренних органов и ног. Благодаря подвижности поясничного отдела позвоночника таз увеличивает амплитуду движений ноги.

Скелет ноги состоит из бедренной кости (скелет бедра), из большой берцовой и малой берцовой костей (скелет голени) и из костей стопы.

Предплюсну составляют таранная, пяточная, ладьевидная, кубовидная и три клиновидные кости. Плюсну образуют пять плюсневых костей. Пальцы стопы состоят из фаланг: две фаланги в первом пальце и по три фаланги в остальных пальцах. Сесамовидные косточки расположены, как и в руке, но значительно лучше выражены. Самой крупной сесамовидной костью скелета ноги является надколенная чашка, находящаяся внутри сухожилия четырехглавой мышцы бедра. Она увеличивает плечо силы этой мышцы и защищает коленный сустав спереди.

Развитие костей таза. Наиболее интенсивный рост костей таза наблюдается в первые три года жизни. В процессе сращения костей таза можно выделить несколько этапов: 5-6 лет (начало сращения); 7-8 лет (срастаются лобковая и седалищная кости);

Размеры таза у мужчин меньше, чем у женщин. Различают верхний (большой) таз и нижний (малый) таз. Поперечный размер входа в малый таз у девочек изменяется скачкообразно в несколько этапов: в 8-10 лет (очень быстро увеличивается); в 10-12 лет (наблюдается некоторое замедление его прироста); с 12 до 14-15 лет (прирост снова увеличивается). Переднезадний размер увеличивается более постепенно; с 9 лет он меньше поперечного. У мальчиков оба размера таза увеличиваются равномерно.

Развитие костей нижних конечностей. К моменту рождения бедренная кость состоит из хряща, костным является только диафиз. Синостозирование в длинных костях заканчивается в возрасте от 18 до 24 лет. Коленная чашка приобретает форму, характерную для взрослого, к 10 годам.

Развитие костей предплюсны происходит гораздо раньше костей запястья, ядра окостенения в них (в пяточной, таранной и кубовидной костях) появляются еще в утробном периоде. В клиновидных костях они возникают в 1-3-4 года, в ладьевидной - в 4,5 года. В 12-16 лет заканчивается окостенение пяточной кости.

Кости плюсны окостеневают позже костей предплюсны, в возрасте 3-6 лет.

С 7 лет ноги растут быстрее у мальчиков. Наибольшее отношение длины ноги к туловищу достигается у мальчиков к 15 годам, у девочек - к 13 годам.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и передние концы плюсневых костей. Общий свод стопы составляют продольный и поперечный своды. Формирование свода стопы у людей произошло как результат прямохождения.

2.3 Формирование суставов у детей и их возрастные особенности

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща. Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей. Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка.

За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность.

В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны.

Глава 3. Заболевания костной и суставной систем у детей дошкольников и их профилактика

По мере роста ребенка изменяются пропорции его тела, происходит выравнивание скелета. Этот длительный процесс начинается еще в утробе матери и завершается к 20-25 годам.

Большое влияние на формирование опорно-двигательного аппарата оказывают врожденные особенности, внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки во время спортивных занятий, перенесенные заболевания и все то, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного каркаса и позвоночника.

Патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников.

У детей первых лет жизни встречаются врожденные аномалии строения скелета. Проблемы с конечностями без труда обнаруживает при осмотре педиатр, а вот аномалии строения бедра и позвоночника не всегда вовремя диагностируются, так как на первом году жизни они внешне еще незаметны.

Примерно у одного из 60 новорожденных наблюдается определенная степень нестабильности бедра. Именно поэтому большое значение имеет скрининг тазобедренных суставов у новорожденных детей. В идеале необходимо обследовать всех детей при рождении, в возрасте 6-8 недель, 6-8 месяцев и когда ребенок начинает ходить. Это позволит снизить количество поздних выявлений дисплазии бедра. Факторами риска служат семейный анамнез, ягодичное предлежание.

Если бедро смещено достаточно долгое время, оно в результате фиксируется в этом положении. Клинически это выглядит так: нога укорочена, повернута наружу, бедренные и ягодичные складки ассиметричны. При осмотре отмечается ограничение отведения бедра при сгибании ноги. При ходьбе ребенок безболезненно хромает.

Транзиторный синовит - приобретенное быстропроходящее воспалительное заболевание бедренного сустава - встречается у детей в возрасте 3-8 лет. Как правило, возникает вследствие вирусной инфекции и является наиболее частой причиной острой хромоты у детей этого возраста. Более опасен в этом возрасте (у 4-10-летних детей) идиопатический асептический некроз эпифизарной части головки бедра (болезнь Пертеса), в 10% случаев поражение бывает двусторонним. Мальчики болеют в четыре раза чаще девочек. Ребенок жалуется на боль в тазобедренном или коленном суставах, хромоту. При обследовании выявляется сгибательная деформация сустава и ограниченное отведение. Диагноз подтверждается рентгенологически, но на ранних стадиях заболевания изменений на рентгенограммах может не быть.

У детей 4-11 лет в подколенной ямке иногда возникает безболезненное кистозное набухание, при этом объем движений колена почти не изменяется. Кистозное образование обусловлено полуперепончатой сумкой, часто сообщающейся с коленным суставом. Это доброкачественная киста исчезает сама по себе, хотя изредка, если она причиняет беспокойство или достигает больших размеров, требуется хирургическое лечение.

Малые деформации стопы могут быть связаны с другими врожденными пороками развития, особенно бедра или позвоночника. При одном из распространенных видов деформации (1:100) передняя поверхность стопы находится в варусном положении (приведение) с одновременной супинацией (сгибанием). Подошва такой стопы похожа на боб, но в этом случае нет конской стопы, при которой ребенок во время ходьбы делает упор только на пальцы. Стопа гибкая и поддается пассивной коррекции. Большинство детей выздоравливают без лечения. При более тяжелых деформациях иногда требуется вытяжение или шинирование. Необходимость в хирургической коррекции возникает редко.

Косолапость встречается у одного из тысячи новорожденных, преимущественно страдают мальчики. Половину случаев составляют двусторонние поражения. Косолапый ребенок нуждается в раннем специализированном лечении с вытяжением и наложением повязки из липкого пластыря либо гипса, проведении курса физиотерапии. Около половины случаев (в основном когда отсутствует фиксированная деформация) поддаются лечению, в остальных - детям требуется хирургическая коррекция в первый год жизни.

Плоскостопие. До трех лет у всех детей уплощен медиальный свод стопы. Безболезненная, гибкая стопа в старшем возрасте также расценивается как физиологическая норма. Если плоскостопие сопровождается болью, ригидностью и спазмом, в особенности малоберцовых мышц, следует искать патологическую причину этого состояния. Врожденное плоскостопие, как правило, выражается плосковальгусной стопой, впоследствии может развиться пяточная стопа, когда ребенок во время ходьбы делает упор на пяточную кость при приподнятом переднем отделе стопы. Определяется это состояние еще в период новорожденности, поэтому требует, как можно более ранней коррекции. Приобретенное плоскостопие может быть следствием перенесенного рахита, иногда сочетается с рахитическими искривлениями нижних конечностей (вальгусной и варусной деформациями коленных суставов).

Нарушения осанки. Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. Согласно классификации типов нарушения осанки (1962 г.) различают: нарушения осанки во фронтальной плоскости и нарушения осанки в сагиттальной плоскости: плоская спина, плосковогнутая спина, сутулая спина, круглая спина, кругловогнутая спина.

У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, слабого или заболевшего. Признаки вялой осанки: увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника; голова слегка опущена; плечи опущены и двинуты вперед; лопатки отстают от спины ("крыловидные" лопатки); живот отвисает; ноги слегка согнуты в коленях.

Для детей дошкольного возраста, нормально развивающихся, но малоупитанных, также характерны несколько увеличенная округлость живота и слегка отстающие от спины лопатки. Часто вялая осанка сочетается с различными дефектами нижних конечностей, что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата. При отсутствии коррекции вялая осанка приводит к более устойчивым формам деформаций костно-мышечного аппарата.

Профилактика заболеваний у детей дошкольников костной и суставной систем.

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.

Для развития мышечного корсета ребенка старше трех лет следует приучить к регулярным физкультурным занятиям: научить плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано отдавать ребенка в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий.

Состояние костно-суставной системы на протяжении всей жизни человека в значительной мере зависит от адекватной физической нагрузки. Известно, что вибрация кости, возникающая при движении, способствует усвоению кальция остеобластами - костеобразующими клетками. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют росту и укреплению костей, повышают эластичность связок и мышечных сухожилий, увеличивают гибкость суставов. Гиподинамия или дефицит двигательной активности приводят к замедлению обмена веществ в костной ткани, ухудшают усвоение кальция и фосфора, замедляется рост кости, нарушается ее структура, создаются предпосылки для искривления формы под воздействием статических нагрузок. Отсутствие достаточной двигательной активности негативно влияет и на состояние суставов: приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению суставных поверхностей костей, снижению количества синовиальной жидкости, появлению болевых ощущений при движении.

Исследование мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Скелет представляет собой совокупность костей тела, соединенных между собой при помощи соединительной, хрящевой и костной ткани. С наружной поверхности кость ребенка и взрослого покрыта соединительнотканной оболочкой - надкостницей...

Исследование физического развития детей дошкольного возраста п. Ломовичи Октябрьского района

Мышечная система ребенка в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изменения. Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетерохронно, т.е...

От слова «кость» возникло понятие «костность», т.е. неизменность. Так считали древние. С появлением систематизированной анатомии стало ясно, что скелет проходит сложный путь развития. Первым начинает формироваться соединительнотканный скелет...

Лучевая диагностика и лучевая терапия

Рентгенография является одним из основных методов исследования позвоночника. Стандартные проекции при рентгенографии позвоночника - прямая и боковая. В норме позвоночник, представленный 24 позвонками...

Организация сбора и обработки медико-статистических данных

Значительные резервы использования медицинской статистики для нужд мониторинга связаны с применением средств вычислительной техники и телекоммуникационных технологий, начиная с самого низшего звена управления...

Особенности методик логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др...

Профилактика детских неврозов

Невроз является обратимым расстройством психики, которое обусловливается наличием факторов, травмирующих психику. При неврозе нервные клетки мозга не подвергаются разрушению, но их функции зачастую серьезно расстраиваются...

Развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста

2.1 Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном возрасте К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста...

Регуляция костного метаболизма и фосфорно-кальциевого обмена

Наибольшая плотность минералов в скелете бывает в возрасте 16-18 лет, не изменяется до предменопаузы у женщин и до 55 лет у мужчин. Затем медленно снижается, особенно заметно в поясничном отделе позвоночника, костях таза, пяточной кости...

Система лицензирования в здравоохранении

Создание системы стандартизации в здравоохранении предусматривает появление на всех уровнях органов, занимающихся стандартизацией. На федеральном уровне с 1998 г...

Скелетные ткани

Различают два способа образования кости: прямой (первичный, из мезенхимы) и непрямой (вторичный, на месте хрящевой модели) Прямой (первичный) остеогистогенез. Развитие кости из мезенхимы...

Скелетные ткани

Регенерация костной ткани Физиологическая регенерация костных тканей происходит медленно за счет остеогенных клеток надкостницы, эндоста и остеогенных клеток в каналах остеонов...

Рождение ребёнка - это не только радость и счастье в семье, но и большая ответственность родителей за его жизнь и здоровье. Одним из важных факторов, определяющих здоровье ребёнка, а в последствие и взрослого, является состояние его позвоночника. И задача взрослых обеспечить его правильное формирование и развитие.

Позвоночник новорожденного, как и взрослого, состоит из 32-33 позвонков, их рост и окостенение заканчиваются только с половым созреванием.

Главной отличительной особенностью позвоночника новорожденного является практическое отсутствие изгибов. Только после года он приобретает S-образную форму, свойственную взрослому человеку.

Происходит это постепенно. Сначала у ребёнка образуется шейный лордоз. Это естественный выгиб шеи вперед. Он образуется, когда ребенок начинает, лежа на животе, поднимать головку. Это происходит примерно на 4 месяце жизни.

Примерно к 7 месяцу жизни формируется грудной кифоз, представляющий изгиб грудного отдела позвоночника назад. Он появляется вследствие того, что спинка малыша слегка искривляется, когда он начинает садиться.

Последний физиологический изгиб – поясничный лордоз у ребёнка формируется, когда он учится стоять ножках, то есть примерно в 8-9 месяцев. Все эти изменения способствуют правильному формированию костно-мышечной системы ребенка. Они также обуславливают строение тела малыша во взрослости.

Правильное формирование изгибов позвоночника - важнейший этап в развитии не только костного скелета, но и всех внутренних органов, так как от формы и изгибов позвоночника зависит взаимное расположение органов в грудной клетке и брюшной полости.

Позвоночник является вместилищем спинного мозга, который иннервирует все полостные органы и ткани, а также мышцы скелета. Поэтому нарушения в развитии позвоночника могут иметь самые тяжелые последствия для здоровья, иногда вплоть до инвалидности.

Если вы думаете, что ваш грудничок слишком мал для того, чтобы у него были проблемы с позвоночником - вы сильно ошибаетесь.

Большинство нарушений осанки родом из детства. Позвоночник малыша мягкий и легко поддается деформациям. Даже у грудных деток он требует специального ухода. Отдельно стоит сказать и о дисплазии тазобедренного сустава. Ежегодно с таким диагнозом рождается 5% малышей.

Несимметричные складочки на ножках младенца, коленки, которые туго разводятся в стороны или же разводятся со щелчком, - основные симптомы дисплазии. Если на это нарушение вовремя не обратить должного внимания, это чревато серьезными последствиями. Вот почему столь важна профилактика, которую следует начинать уже на первом году жизни ребенка. Наиболее часто развивается сколиоз - боковые искривления позвоночника, причем нередко они возникают в результате неправильного ухода за ребенком. Реже возникают кифозы и гиперлордозы.

Ошибки, которые могут привести к повреждению детского позвоночника

  1. Прекратите пеленать малыша.
  2. Не торопитесь: не сажайте и не ставьте на ноги ребёнка раньше времени.
  3. Неправильно подобранные матрасы..
  4. Неправильные позы: научитесь правильно держать малыша.
  5. Различные приспособления, например, ходунки, кенгуру при частом и неправильном применении.

Для правильного формирования позвоночника вы можете использовать наш

Для удобства изучения и описания скелет человека может быть подразделен на череп, скелет туловища, состоящий из позвоночника и грудной клетки, скелет верхних конечностей, включающий плечевой пояс и кости руки, и скелет нижних конечностей, включающий тазовый пояс и кости ног.

Череп подразделяют на лицевой и мозговой отделы. Черепная коробка, составляющая мозговой отдел, служит для защиты головного мозга от травм; ее образуют лобная, затылочная, парные теменные и парные височные кости. Лицевой отдел состоит из верхней и нижней челюсти, скуловых, носовых и другие костей. Все кости черепа, за исключением нижнечелюстной, соединены между собой неподвижно (рис. 3.5).

Рис. 3.5.

В первые месяцы внутриутробного развития свод черепа покрывает развивающийся головной мозг плода как перепончатое образование. Как и большинство костей, образующих скелет человека, череп проходит в онтогенезе последовательные стадии развития: соединительнотканную, хрящевую и костную. Формирование костей черепа из хрящевой ткани длится на протяжении всей жизни, остатки хрящевой ткани в виде хрящевых соединений между костями сохраняются во взрослом возрасте. Кости свода черепа минуют стадию хряща и развиваются непосредственно из соединительнотканного черепа, получившего название перепончатого. Начиная со 2–3-го месяца в соединительной ткани перепончатого черепа начинается формирование костных ядер, которые в дальнейшем соединяются между собой и образуют костные пластинки – основу мозгового отдела черепа. Формирование свода также происходит на протяжении всей жизни, неокостеневшая соединительная ткань к моменту рождения образует роднички (участки перепончатого черепа в местах соединения нескольких костей) и межкостные швы (узкие соединительнотканные полоски между костями черепа), у взрослых она сохраняется только в виде швов. Наличие родничков отличает череп новорожденного и грудного ребенка от черепа взрослого, их податливость позволяет головке новорожденного трансформироваться в определенных пределах при прохождении родовых путей.

Выделяют ромбовидный большой родничок, который располагается в месте соединения лобной и теменных костей и полностью окостеневает к 2 годам. Малый родничок находится между затылочной и теменными костями, он окостеневает к концу 2-го – 3-му месяцу после рождения. Клиновидный и сосцевидный роднички парные, они окостеневают в течение первых педель после рождения. Клиновидный расположен в месте соединения лобной, теменной, клиновидной и височной костей на боковых поверхностях черепа, сосцевидный – кзади от клиновидного, в месте соединения затылочной, теменной и височной костей (рис. 3.6).

Рис. 3.6. :

А – вид сбоку; Б – вид сверху: 1 – большой родничок; 2 – малый родничок; 3 – клиновидный родничок; 4 – сосцевидный родничок

Соотношение между размерами тела и размерами черепа у новорожденного отличается от такового у взрослого (см. рис. 2.1). Череп ребенка относительно больше, его кости разделены прослойками соединительной ткани или неокостеневшего хряща. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым (отношение объема лицевого отдела черепа к мозговому у новорожденного составляет примерно 1: 8, тогда как у взрослого оно приближается к 1: 2), за счет этого лицо новорожденного выглядит более коротким и широким. Объем мозгового черепа новорожденного составляет 350–375 см3, к 6 месяцам он увеличивается в два раза, к 2 годам – в три, у взрослого человека – в четыре раза. Лицевой отдел черепа по сравнению с мозговым развит меньше, воздухоносные пазухи костей черепа не сформированы, слабо развиты челюсти, на которых отсутствуют альвеолярные края и зубы, кости нижней челюсти не сросшиеся. В возрасте от 1 года до 3 лет вследствие перехода к прямохождению увеличивается затылочный отдел черепа, по мере развития жевательных мышц активизируется рост лицевого черепа. В дошкольном возрасте череп растет относительно равномерно, затем с 7 до 13 лет усиливается рост мозгового отдела, а после 13 лет – лобного отдела и отдельных костей лицевого черепа, при завершении роста к 17–20 годам череп принимает свою окончательную конфигурацию, определяющую черты лица взрослого человека. После 20–30 лет начинают зарастать межкостные швы, как правило, у мужчин раньше, чем у женщин, а к старости уменьшается слой губчатого вещества, это приводит к тому, что череп становится более хрупким и легким. Выпадение зубов и атрофия альвеолярного края челюсти приводит к уменьшению объема лицевого черепа.

Строение черепа имеет половые различия: мужской череп больше примерно на 10%, чем женский, на нем сильнее выражен костный рельеф из-за более развитой мускулатуры, лицевой череп обычно более длинный. Эти различия формируются в период полового созревания, до этого существенных различий в черепе мальчиков и девочек почти нет.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Позвоночный столб, или позвоночник, представляет собой основную опору скелета и всего организма и состоит из 32-34 позвонков, разделенных межпозвоночными дисками: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков (рис. 3.7). Позвонки несколько различаются своим строением: их масса и размеры увеличиваются по направлению от верхних к нижним, а также в участках соединения с костями плечевого и тазового поясов. Кроме того, прочность и упругость обеспечиваются разнонаправленными изгибами, чередующимися в позвоночнике (изгибам, обращенным вперед, – шейному и поясничному лордозам – соответствуют изгибы, обращенные назад, – грудной и крестцовый кифозы). Их появление связано с прямохождением и позволяет позвоночнику работать подобно рессоре, обеспечивая амортизацию толчков при ходьбе, беге, прыжках, предохранению внутренних органов и спинного мозга от сотрясений.

Рис. 3.7.

Каждый позвонок состоит из тела и дуги с несколькими отростками, к которым крепятся мышцы и связки. Различия в их строении обусловлены различием функций (рис. 3.8). Так, у I шейного позвонка (атланта) тело отсутствует, хорошо выражены суставные поверхности, посредством которых он соединяется с черепом и II шейным позвонком.

Рис. 3.8.

1 – атлант, вид сверху; 2 – атлант, вид снизу; 3 – эпистрофей, вид спереди; 4 – эпистрофей, вид сбоку; 5 – VI шейный позвонок, вид сверху; 6 – VIII грудной позвонок, вид сбоку; 7 – VIII грудной позвонок, вид сверху; 8 – III поясничный позвонок, вид сверху; 9 – крестцовая кость, вид спереди; 10 – крестцовая кость, вид сзади; 11 – копчик

II шейный позвонок (эпистрофей, вращающий или осевой) отличается наличием на теле массивного отростка, так называемого зуба, представляющего собой ось, вокруг которой вращается голова вместе с атлантом. На поперечных отростках шейных позвонков можно обнаружить рудиментарные реберные отростки, которые особенно развиты в VI шейном позвонке, его остистый отросток заметно длиннее, чем у других позвонков. Грудные позвонки на теле и отростках имеют реберные ямки, служащие для сочленения с ребрами. Поясничные позвонки отличаются массивным телом и горизонтально направленными остистыми отростками, а также относительно небольшим позвоночным отверстием. После 18–25 лет крестцовые позвонки срастаются друг с другом и образуют крестец; передняя тазовая поверхность крестца имеет вогнутую форму и образует заднюю стенку тазовой полости. Последние 3–5 позвонков недоразвиты и образуют копчик – рудимент хвостового скелета. Позвоночный канал, проходящий внутри позвоночника, окружает и защищает спинной мозг.

Закладка позвоночника в виде соединительнотканного тяжа происходит на 2–3-й неделе внутриутробного развития, ее рудимент сохраняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Начиная с 5-й недели формируется хрящевой скелет, окостенение позвонков начинается на 8-й неделе. После рождения формирование позвоночника продолжается: атлант и эпистрофей заканчивают формирование к 3–5-му году жизни, процесс окостенения хрящевых дисков между крестцовыми позвонками и их срастание начинается в 13–15 лет и заканчивается к 23–25 годам, позвонки копчика срастаются снизу вверх в возрасте от 12 до 25 лет.

У плода позвоночник имеет форму дуги, у новорожденного он практически прямой. Формирование изгибов позвоночника связано с развитием двигательной активности ребенка: к 2–3 месяцам ребенок начинает удерживать головку – формируется шейный лордоз, к 6 месяцам садится – образуется грудной кифоз, формирование навыка стояния и ходьбы в 9–12 месяцев приводит к формированию поясничного лордоза и сопряженного с ним крестцового кифоза. Эти изгибы позвоночника получили название физиологических, так как они присущи всем здоровым людям. Характерная конфигурация позвоночника складывается к 3–4 годам, но окончательно шейный лордоз устанавливается к 7 годам, а поясничный – к 12 годам.

Межпозвоночные диски у детей толще и эластичнее, чем во взрослом возрасте. С годами уменьшается студенистое ядро между позвонками, за счет этого уменьшается и толщина дисков. Снижение тонуса мышц, окружающих позвоночный столб и удерживающих его в выпрямленном состоянии, в пожилом возрасте приводит к увеличению кривизны грудного кифоза. Оба эти процесса приводят к уменьшению длины позвоночника на 3–7 см, кроме того, с возрастом подвижность и прочность позвоночного столба уменьшаются за счет обызвествления межпозвоночных дисков и остеопороза (разрежения костного вещества с повышением его хрупкости).

Грудные позвонки, ребра и грудная кость (грудина) образуют грудную клетку, которая находится в верхней части туловища (рис. 3.9). Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. У человека 12 пар плоских дугообразно изогнутых ребер, которые сзади соединены суставами с позвонками, а спереди при помощи гибких хрящей соединяются с грудиной, расположенной но средней линии груди (кроме двух нар нижних ребер, передние концы которых не имеют соединений). Это позволяет грудной клетке расширяться или сужаться при дыхании.

Рис. 3.9.

Г рудная клетка у новорожденного имеет форму конуса, несколько сдавленного с боков, ребра расположены почти горизонтально. До 7 лет грудная клетка более узкая и длинная, в подростковом возрасте она расширяется, окончательная конфигурация складывается к 17–20 годам. В пожилом возрасте за счет ослабевания межреберных мышц происходит уплощение в переднезаднем направлении и удлинение. Грудная клетка женщины меньше, короче, уже в нижнем отделе и более округлая, чем у мужчин. Правильному формированию грудной клетки способствуют занятия физической культурой и спортом, заболевания и неблагоприятные условия развития могут приводить к искажению ее формы.

Процессы окостенения в скелете грудной клетки начинаются на 8-й неделе внутриутробного развития и продолжаются практически весь детско-подростковый период. Головки ребер срастаются с телом в 18–25 лет. Грудина у новорожденного состоит из 4–5 костей, соединенных прослойками хрящевой ткани, которые срастаются к 17–18 годам, полное окостенение грудины заканчивается в 30–35 лет, последним – после 30 лет – срастается с телом грудины мечевидный отросток, рукоятка и тело иногда вообще не срастаются.

состоит из плечевого пояса (кости лопатки и ключицы) и скелета руки (свободной части верхней конечности), включающего плечо, предплечье и кисть (рис. 3.10). Плечо образовано плечевой костью, предплечье – параллельными локтевой и лучевой костями, с которым соединяется кисть, состоящая из мелких косточек запястья и пясти, образующих ладонь, и пяти пальцев; у человека в отличие от животных пальцы гибкие, подвижные, а большой палец противопоставлен остальным. Подвижность руки при ее прикреплении к позвоночнику и грудине обеспечивается сочленениями лопатки и грудины, образующими плечевой пояс.

Рис. 3.10.

Тазовый пояс служит для соединения нижних конечностей с позвоночником, создаст опору для верхней части туловища и внутренних органов при прямохождении, защищает внутренние органы от внешних воздействий (рис. 3.11). Таз состоит из двух безымянных костей, правой и левой, которые образуются из срастающихся к 14–16 годам трех отдельных костей: подвздошной, седалищной и лобковой (лонной). До 14–16 лет эти кости соединяются посредством хряща в области вертлужной впадины (место соединения тазовой кости с бедренной). В связи с повышенной нагрузкой на таз, обусловленной прямохождением, у человека тазовые кости шире и массивнее, чем у животных.

Рис. 3.11.

Различают большой и малый таз. Границей между ними служат дугообразные линии подвздошных костей, лонные гребешки и основание крестца. Большой таз выполняет функцию опоры для органов брюшной полости, в полости малого таза находятся мочевой пузырь, прямая кишка и половые органы. Строение таза имеет половые различия: у мужчин он более узкий и высокий, у женщин – более широкий, низкий и емкий.

Тазовые кости начинают окостеневать на 3–4-м месяце внутриутробного развития, но до 3 лет они представлены преимущественно хрящевой тканью, поэтому легко поддаются искривлению при длительных статических нагрузках, например при преждевременном усаживании ребенка. Таз новорожденного имеет воронкообразную форму. После рождения малый таз постепенно принимает цилиндрическую форму. Под действием мышц и половых гормонов форма и размеры таза претерпевают значительные изменения: в 8–10 лет начинают проявляться половые различия таза, и к 13–14 годам его строение приобретает взрослые гендерные пропорции.

Нижняя конечность (нога) состоит из бедра, голени и стопы (см. рис. 3.11). Бедро образовано бедренной костью – самой крупной костью тела человека. Голень состоит из двух берцовых костей, а стопа – из нескольких костей, самая крупная из которых пяточная. Нижние конечности прикреплены к позвоночнику посредством тазового пояса. Кости ноги соединяются между собой и с тазовыми костями подвижно при помощи суставов.

Кости конечностей в онтогенезе проходят те же стадии, что и весь скелет. К моменту рождения эпифизы трубчатых костей хрящевые, их окостенение продолжается в течение 5–10 лет после рождения. Сращение эпифизов с диафизами происходит после 15–18 лет, причем у девочек на 1 –2 года раньше, чем у мальчиков. Это обусловливает более раннее завершение процессов роста у девушек. В костях конечностей окостенение начинается в различные сроки и имеет неодинаковую продолжительность (см. Биологический возраст). У новорожденных нижние конечности растут быстрее верхних, при дальнейшем росте организма эта тенденция сохраняется, хотя и не так выражено, как в периоде новорожденности. Наиболее интенсивный рост конечностей у мальчиков наблюдается в 12–15 лет, у девочек – в 13–14. В этот период развитие мышц и подкожного жирового слоя отстает от роста костей и создается впечатление, что подросток худеет. После завершения пубертатного скачка роста формируется тип телосложения. Рост конечностей и туловища замедляется, увеличиваются поперечные размеры туловища (у мальчиков – плечевого пояса, у девочек – тазового). К началу юношеского возраста заканчивается формирование типа телосложения, однако вследствие изменений гормонального фона может меняться соотношение различных отделов скелета: так, в период беременности у женщин увеличиваются размеры таза; в пожилом возрасте как у мужчин, так и у женщин могут уменьшаться размеры плечевого пояса.

Похожие публикации