Разрушение Рима воинами-вандалами. Термины и понятия

Доклад на тему «Древний Рим» расскажет о культуре и жизни в этой стране. «Древний Рим» доклад 5 класс может представить на уроке истории.

«Древний Рим» доклад

Древний Рим – могущественная древняя цивилизация, получившая свое название от столицы – Рима. Его владения простирались от Англии на севере и до Эфиопии на юге, от Ирана на востоке и до Португалии на западе. Основание города Рима легенда предписывает братьям Ромулу и Рему.

История Древнего Рима ведет свое исчисление от 753 г до н. э. и завершается в 476 г н. э.

В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:

1. этрусский VІІІ-ІІ в до н. э.
2. «царский» VІІІ-УІ в до н. э.
3. Римской республики 510-31 гг. до н. э.
4. Римской империи 31 гг. до н. э. — 476 г н. э.

Чем занимались древние римляне?

Первоначально Рим был небольшим городом-государством. Его население состояло из трёх сословий:

  • патрициев - коренных жителей, занимавших привилегированное положение в обществе;
  • плебеев - более поздних поселенцев;
  • чужеземных рабов - они попадали в плен в ходе войн, которые вело римское государство, а также собственных граждан, ставших рабами за нарушение закона.

Рабы выполнили работу по дому, тяжелые работы в сельском хозяйстве, трудились в каменоломнях.
Патриции принимали слуг, общались с друзьями, изучали право, военное искусство, посещали библиотеки и увеселительные заведения. Только они могли занимать правительственные должности и быть военачальниками.
Плебеи во всех сферах жизни были зависимы от патрициев. Они не могли управлять государством и командовать войсками. В их распоряжении были лишь небольшие участки земли. Плебее занимались торговлей, разными ремеслами - обработкой камня, кожи, металла и т. д.

Все работы делали в утренние часы. После обеда жители отдыхали и посещали бани с термальными водами. Знатные римляне могли ходить в библиотеки, в театр.

Политический строй древнего Рима

Весь 12-вековой путь римского государства состоял из нескольких периодов. Первоначально, это была выборная монархия во главе с царём. Царь управлял государством, и исполнял обязанности верховного жреца. Также существовал сенат, в который входили 300 сенаторов, выбираемых патрициями из числа своих старейшин. В народных собраниях первоначально участвовали только патриции, но в более поздний период, этих прав добились и плебеи.

После изгнания последнего царя в конце VI в. до нашей эры в Риме установился республиканский строй. Вместо единого монарха ежегодно избирались 2 консула, управлявшие страной вместе с сенатом. Если Риму угрожала серьёзная опасность - назначался диктатор, обладавший неограниченной властью.
Создав крепкую, хорошо организованную армию Рим покоряет весь Аппенинский полуостров, побеждает своего основного соперника - Каргафен, завоевывает Грецию и другие средиземноморские государства. И к I веку до нашей эры, превращается в мировую державу, границы которой проходили по трём континентам - Европе, Азии и Африке.
Республиканский строй не мог поддерживать порядок в разросшемся государстве. В сенате стали господствовать несколько десятков самых богатых семей. Они назначали наместников, правивших на завоеванных территориях. Наместники беззастенчиво грабили как простых людей, так и богатых провинциалов. В ответ на это, начались восстания и гражданские войны, продолжавшиеся почти столетие. В конце концов, победивший правитель стал императором, а государство стало именоваться империей.

Образование в древнем Риме

Основной целью римлян было воспитание сильного, здорового, уверенного в своих силах поколения.
Мальчиков из малообеспеченных семей отцы учили пахать и сеять, приобщали к разным ремёслам.
Девочек готовили к роли жены, матери и хозяйки дома - учили готовить, шить и другим женским занятиям.

В Риме существовали школы трёх уровней:

  • Элементарные школы , давали ученикам начальные навыки в чтении, письме и математике.
  • Грамматические школы обучали мальчиков от 12 до 16 лет. Учителя таких школ более образованы и занимали достаточно высокое положение в обществе. Для этих школ создавались специальные учебники и хрестоматии.
  • Аристократы стремились дать детям образование в риторских школах. Мальчиков обучали не только грамматике и литературе, но и музыке, астрономии, истории и философии, медицине, ораторскому искусству и фехтованию.

Все школы были частными. Плата за обучение в риторских школах была большой, поэтому там учились дети богатых и знатных римлян.

Наследие римлян

Древний Рим оставил человечеству большое культурно-художественное наследие: поэтические произведения, ораторские сочинения, философские труды Лукреция Кара. Римское право, латинский язык — Это наследие древних римлян.

Римляне создали вековую архитектуру. Одно из грандиозных сооружений — Колизей . Тяжёлые работы по строительству выполняли 12 тысяч рабов из Иудеи. Они использовали, созданный ими новый строительный материал, - бетон, новые архитектурные формы - купол и арку. Колизей вмещал более 50 000 зрителей.

Еще один архитектурный шедевр - это Пантеон , т.е. храмовый комплекс римских богов. Это сооружение в форме купола высотой около 43 м. На вершине купола было отверстие диаметром 9 м. Через него в зал проникал солнечный свет.

Римляне по праву гордились акведуками - водопроводами, по которым в город поступала вода. Общая длина акведуков ведущих в Рим составляла 350 км! Часть из них направлялась к общественным баням.

Для укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом поле озеро, на котором было организовано сражение между сирийским и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей Рима.

Почему Римская империя пала? Ученые считают что государственная и военная власть римлян была не в состоянии управлять столь огромной империей.

Задание № 84. Решите кроссворд «Вспомним историю Древнего Рима»

По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы «Энеида» (Вергилий). 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона (Сенека). 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей (Колизей). 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара (Пантеон). 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме (Цезарь). 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени (Гораций). 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях (диктатор). 14. Последняя царица Египта (Клеопатра). 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки (колоны). 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году (готы). 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона (Вар). 23. Речка, перейдя которую, Цезарь произнес: «Жребий брошен!» (Рубикон). 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн (Октавиан). 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц (Брут). 26. По словам римлян, «лучший из императоров», прекративший казни по ложным доносам (Траян). 29. Последний император Западной Римской империи (Ромул). 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака (Фракия). 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров (Тацит). 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту землевладельцев Италии (Гракхи).
По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь (сенат). 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев (Везувий). 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики (император). 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии (Спартак). 5. Главный герой поэмы Вергилия (Эней). 8. Сооружение для конских состязаний (цирк). 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем (Галлия). 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве (бетон). 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством (Красс). 13. Римские бани (термы). 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться (Константин). 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций (Антоний). 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть (Помпей). 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5 века и подвергшее его страшному опустошению (вандалы). 18. Город, где началось восстание Спартака (Капуя). 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян (арка). 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали (варвары). 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн (Август). 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь (Босфор). 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году (Аларих). 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом (Акций)

Задание № 85. Ответьте на вопросы

Кто произнес эти слова? По какому поводу?

1. Еще одна такая победа, и мы погибнем!

Царь Эпира Пирр после победы над римлянами в сражении, где его войска понесли большие потери

2. Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!

Тиберий Гракх о римских легионерах, постепенно терявших свою землю и пополнявших ряды бедняков Рима

3. Карфаген должен быть разрушен!

Сенатор Катон этими словами заканчивал каждую свою речь в сенате — он был обеспокоен сильно-развитой торговлей и экономикой Карфагена

4. Жребий брошен!

Юлий Цезарь, когда его войска перешли Рубикон и направились к Риму

5. Вар, верни мне легионы!

Император Август, после гибели трех римских легионов под командованием Вара, попавших в засаду германцев в Тевтобургском лесу

6. Какой великий артист погибает!

Император Нерон. Покинутый всеми, он приказал своему слуге заколоть его и, умирая, произнес эти слова

7. Я хочу быть таким императором, какого сам бы пожелал себе, если бы был подданным

Император Траян. Римляне называли его «лучшим императором»

Задание № 86. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. Как зовут младенцев? Какая судьба ждет каждого из них?

Ромул и Рем. В будущем они решили основать город в месте, где их вскормила волчица, но поссорятся и Ромул убьет брата. Убийство не помешает ему основать город и назвать его своим именем.

2. Предположите, почему хищница не загрызла младенцев, а согревает их своим теплом. Вы дадите правильный ответ, если вспомните, кто был их отцом.

Их отцом был Марс и дети находились под его защитой (прим. - В природе встречаются такие случаи, даже собака выкармливает котят)

Задание № 87. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. В ночной тиши взбираются на крепостную стену воины. Кто они? Почему рассчитывают на успех? Что помешало им захватить крепость? На каком холме она находилась?

В 390 г. до н.э. Рим был осажден галлами. Ночью они решили взобраться на стены, потому что измученные осадой римляне спали и не могли заметить опасности. Но гуси, жившие при храме Юноны, загоготали и разбудили защитников крепости, расположенной на Капитолийском холме, после чего штурм был отбит

2. Предположите, почему защитники крепости, голодавшие во время долгой осады, не решились съесть гусей

Гуси жили при храме богини Юноны и почитались, как священные животные

3. Какое крылатое выражение вошло в нашу речь? В чем оно не соответствует исторической истине? Вы дадите правильный ответ, если вспомните, каких успехов добивались враги до осады крепости

«Гуси Рим спасли». Но это мало помогло римлянам, так как измученные осадой они были вынуждены сдаться и заплатить огромный выкуп, чтобы галлы покинули разграбленный и сожженный Рим

Задание № 88. Догадайтесь, о чем (или о ком) идет речь, и ответьте на вопросы

1. Согласно преданиям, греки десять лет осаждали богатый и хорошо укрепленный город в Азии. В каком приблизительно году началась эта осада? Чем она окончилась? Какие два имени имел осажденный греками город?

Около 1200 г. до н.э. началась осада Трои и продолжалась примерно 10 лет. Второе название Трои — Илион (отсюда «Илиада»)

2. Знаменитые состязания сильнейших атлетов проводились в Элладе один раз в четыре года. Когда состоялись первые состязания? Где именно они проводились? Как назывались?

В 776 г. до н.э. состоялись первые состязания в Олимпии — Олимпийские игры

3. Согласно древнеримской легенде, братья-близнецы, сыновья бога войны, поссорились между собой. Вспомните из-за чего. На каком берегу Тибра произошла ссора? К чему она привела? В каком году, по легенде, это было?

В 753 г. до н.э. Ромул и Рем решили основать город, но возник спор на каком из холмов строить его. В результате Ромул убил брата. Рим был основан на Палатинском холме на левом берегу Тибра

4. Назовите имя знаменитого вождя демоса в Афинах. Пятнадцать раз его избирали на главную должность в Афинском государстве. Как называлась эта должность? В каком году он был впервые на нее избран?

Перикл. В 443 г. до н.э. он был впервые выбран на должность первого стратега

5. Этот народный трибун не был безучастен к страданиям неимущих граждан, у которых не было ничего, кроме воздуха и света. В каком году он выступил в их защиту? Чем хотел им помочь? Как звали трибуна?

Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. выступил с предложением Земельного закона, ограничивающего размер крупных землевладений и предусматривавшего бесплатную раздачу излишков земли бедным гражданам

6. Он подошел к пограничной реке и со словами «жребий брошен!» переправился через нее. О ком идет речь? В каком году это было? Каково название реки? К чему в истории Рима это привело?

Гай Юлий Цезарь. В 49 г. до н.э. его легионы перешли через Рубикон и двинулись на Рим. Это привело к падению республики, сосредоточению власти в одних руках и возникновению предпосылок к созданию императорской власти в Риме

7. Его имя знают в самых отдаленных уголках земного шара. Около двух тысяч лет назад вместе со своими учениками ходил Он по городам и селениям, исцелял больных, призывал творить добро и быть милосердным. Вы помните его слова: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Как Его зовут? В какой стране Он жил? Какую принял смерть?

Иисус Христос, живший в Иудее. Он был распят на кресте

8. Все в Римской империи были потрясены случившимся. «Мой голос пресекся, - писал один из современников, - когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля!» О чем идет речь? В каком году произошло это ужасное событие? На каких условиях они согласились покинуть берега Тибра?

Речь идет о взятии Рима в 410 году готами во главе с Аларихом

Интеллектуальная историческая игра

«Звездный час» по теме «Древний Рим»

Цель игры: повторить и закрепить изученный материал по истории древнего мира.

Добрый день, уважаемые гости и юные знатоки истории! Сегодня мы подводим итоги по истории Древнего мира. Состоится увлекательная игра, в ходе которой ребята продемонстрируют свои знания по Древней Греции и Древнего Рима.

Члены жюри – магистры, уважаемые и почетные гости, будут оценивать игру, выявлять лучших и наиболее активных участников.

Разрешите представить участников игры и их ассистентов. Наши дорогие зрители приветствуют игроков и желают каждому из них удачу.

Сценки участников игры.

Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут уходить проигравшие участники. Сама богиня истории Клио вас напутствует и честно сражаться под сводами храма науки призывает. Великая Ника пусть принесет победу самым достойным и знаниями владеющим. Дерзайте, ребята!

Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называется Всеобщей, или Всемирной, историей. Мы с вами изучили историю Древнего мира – самую раннюю часть истории человечества. Узнали, как появились на земле люди, как они охотились на диких животных, добывали огонь, делали первые открытия и изобретения, осваивали планету.

Люди научились сеять хлеб, приручили животных, стали выплавлять металл, из дерева, глины, камня возводить крепости, дворцы, храмы.

Правда, люди не только создают, но и разрушают. Рушились в огне города, захваченные врагом, погибали целые страны, навсегда исчезли древние народы, на смену им возникали новые. В глубокой древности карта мира выглядела иначе, чем сейчас. На земле жили народы и существовали страны, которых давно нет.

I тур.

1. Термины и понятия.

4. Ликторы

6. Меценат

7. Гладиаторы

1. Фециалы

5. Проскрипции

8. Великий Понтифик

    Списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти во время Суллы. Ответ: 5.

    Рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Ответ: 7.

    Богатый и щедрый покровитель наук и искусств в Риме. Ответ: 6.

    Стражники царя в Риме, несущие на плечах связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Ответ: 4.

    Жрецы, совершавшие церемонию объявления войны в Риме. Ответ: 1.

    Главное помещение особняка. Ответ: 3.

    Высший жрец у римлян. Ответ: 8.

2. Знаете ли вы римских богов?

2. Минерва

5. Фортуна

Победа в войне, как вообще успех в любом деле, зависела, по убеждению римлян, от воли богов. А помогали боги только тем, кто был прав. Римляне утверждали, что они не вели ни одной несправедливой войны, а только заступались за слабого или наказывали врагов за нарушение договора. Вот потому будто бы бог всегда оказывались на их стороне.

Римляне были убеждены, что сами боги предначертали Риму властвовать над миром. Богов у них было много. Чужим богам и богиням римляне легко находили соответствия среди своих.

    Назовите римского бога войны (один из древнейших богов Италии и Рима). Ответ: 1.

    Главный бог римлян. Ответ: 7.

    Богиня судьбы и удачи у древних римлян. Ответ: 5.

    Древнеримский бог огня. Ответ: 6.

    Богиня, покровительница ремесел и искусств. Ответ: 2

    Бог любви, сын Венеры. Ответ: 8.

    Богиня, покровительница женщин, материнства и брака. Ответ: 3.

    Бог морского царства у римлян. Ответ: 4.

3. Знаете ли вы даты?

3. 216 год до н.э.

4. 82 год до н.э.

6. 74 год до н.э.

2. 133 год до н.э.

1. 509 год до н.э.

5. 753 год до н.э.

    Дата основания города Рима. Ответ: 5

    Изгнание царя и установление республики в Риме. Ответ: 1

    Назовите год начала восстания Спартака. Ответ: 6

    Битва при Каннах в период Пунических войн. Ответ: 3.

    Когда Феодосий разделил Римскую империю между двумя сыновьями. Ответ: 8.

    Этот год считается концом Западной Римской империи, а вместе с тем - истории Древнего мира. Назовите его. Ответ: 7

    Год избрания Тиберия Гракха народным трибуном. Ответ: 2.

    Дата установления диктатуры Суллы в Риме. Ответ: 4.

4. Назвать исторического деятеля, кому принадлежит следующее высказывание?

4. Гай Юлий Цезарь

2. Гай Фламиний

1. Марк Порций Катон

5. Спартак

    Этот император однажды произнес такие слова: «Я хочу быть таким императором, какого бы я сам себе желал, если бы был подданным». Ответ: 7

    «Так будет с каждым, кто посмеет нарушить границы моего города». Ответ: 8

    «Горе побежденным!» Ответ: 3, вождю галлов Бренну, который положил свой тяжелый меч на весы и потребовал у римлян огромный выкуп золотом.

    «Я разобью Ганнибала, как только его увижу!» Ответ: 2.

    «Карфаген должен быть разрушен!» Ответ: 1.

    «Лучше умереть от железа, чем от голода». Ответ: 5.

    «Жребий брошен!» Ответ: 4.

II тур.

На экране появляются 10 букв, из которых необходимо составить слово. Слова должны быть только существительными в единственном числе. Желательно использовать как можно больше букв. Дается 1 минута. Зрители тоже принимают участие. Кто составит самое длинное слово, тот получит приз. Игроки могут использовать звезду. Кто составил длинное слово, может открывать ящик с призом. Игру покидает игрок, который составил самое короткое слово. Тот, кто открывает ящик, теряет звезду.

К Н А Р Т И М О Ш Е

III тур.

Логическая последовательность.

1. В правильной ли хронологической последовательности называются исторические события Древнего Рима?

1.Убийство Гая Юлия Цезаря.

2. Сражение у гор Фарсала

3. Восстание рабов под предводительством Спартака.

Ответ: 1 и 3 (1 – 44 год до н.э., 2- 48 год до н.э., 3 – 74 год до н.э.)

2. Знаете ли вы наследников Цезаря?

Правильно ли названы их имена?

1. Марк Антоний

2. Гай Кассий и Марк Брут

Ответ: 1 и 2 .

3. Вспомните основные сражения Пунических войн.

1. Сражение у Тразименского озера

2. Сражение у города Замы.

3. Сражение при Каннах.

Ответ: 2 и 3 (1 – 217 год до н.э., 2 – 202 год до н.э., 3 – 216 год до н.э.)

4. Все захваченные вне Италии земли римляне превращали в провинции.

В правильной ли последовательности называются провинции, которые были завоеваны римлянами?

1.Корсика

2.Испания

3. Предальпийская Галлия

Ответ: 2 и 3 , так как первой римской провинцией стала Сицилия, затем Корсика и Сардиния, позже Предальпийская Галлия, а после войны с Ганнибалом появилась провинция Испания.

Финал.

Остаются 2 игрока-финалиста. Финальная игра заключается в том, что игроки должны составить как можно больше слов.

И м п е р а т о р

За 1 минуту нужно составить как можно больше слов. Ассистенты тоже составляют слова. Они помогают участникам.

У кого больше звезд? Начинает тот, у кого больше звезд.

Если количество звезд равное, тогда задаются вопросы для определения первого:

1. Тяжелое переходное состояние, сопровождаемое упадком хозяйства и торговли. Кризис.

2. Общественные бани в Риме. Термы.

3. Наихудший император Рима. Нерон.

Подведение итогов.

Наступил «звездный час» победителя сегодняшней игры. Поздравляем! Предоставляем слово победителю. Награждение победителя.

Большое спасибо всем игрокам, пришедшим гостям, коллегам, членам жюри.

Дополнительные вопросы:

    Треугольный остров у Апеннинского полуострова. Сицилия.

    «Страна телят». Италия.

    Стражники, которые несли связки прутьев с воткнутыми в них топориками. Ликторы.

    Совет старейшин. Сенат.

    Знатные и уважаемые римляне, коренные жители страны. Патриции.

    Переселенцы в Риме, более бедное население. Плебеи.

    Форма правления, при которой государством управляют выбранные на определенный срок люди. Республика.

    Должностное лицо, избираемое из числа плебеев, для защиты их интересов. Народный трибун.

    Должностное лицо, избираемое из патрициев ежегодно для управления государством. Консул.

    Единоличная власть одного человека. Диктатура.

    Боевые подразделения примерно по 4 тысячи воинов. Легионы.

    Высший жрец у римлян. Великий понтифик.

    Огромное сооружение, в котором зрители наблюдали гладиаторские бои. Амфитеатр.

    Как назывался союз трех полководцев в Риме. Триумвират.

    Жрецы, совершавшие церемонию объявления войны. Фециалы.

    Жрецы, выяснявшие волю богов перед каждым важным делом. Авгуры.

    Многочисленные племена и народы, населявшие Апеннинский полуостров.

    Что означает выражение «Пиррова победа». (Пирр – царь Эпира). Победа равная поражению.

    Главное правило Рима в борьбе за Италию. «Разделяй и властвуй».

    Центральная площадь Рима. Форум.

    Страны, расположенные по берегам Средиземного, а также связанных с ним морей. Средиземноморье.

    Карфагеняне для римлян. Пуны.

    Талантливый карфагенский полководец, отец Ганнибала. Гамилькар.

    Перекидные мостики с острыми крючьями на конце. Вороны.

    Талантливый римский полководец, которому проиграл Ганнибал. Публий Корнелий Сципион.

    Территории, захваченные римлянами, вне Италии. Провинции.

    Война между гражданами одной и той же страны за политическую власть. Гражданская война.

    Списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти. Проскрипции.

    Рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Гладиаторы.

    Предводитель восстания рабов в Риме. Спартак.

    Что означает выражение «жребий брошен», «перейти Рубикон». Решиться на рискованный поступок.

    Амнистия. Прощение.

    Блестящий оратор, писатель, государственный деятель, один из самых образованных людей в истории Рима. Цицерон.

    Царица Египта. Клеопатра.

    Сильное, могущественное государство. Империя.

    Август. Священный.

    Личная охрана императора. Преторианская гвардия.

    Воинственные племена, жившие между реками Рейн и Эльба. Германцы.

    Выдающиеся поэты Рима. Вергилий и Гораций.

    Римские правители. Цезари (цари).

    Наилучший император Рима. Траян.

    Последняя римская провинция. Дакия.

    Один из лучших римских историков эпохи Траяна. Корнелий Тацит.

    Храм всех богов в Риме. Пантеон.

    Самый большой амфитеатр в Риме, вмещавший 50 тысяч зрителей. Колизей.

    Римские водопроводы. Акведуки.

    Главное помещение особняка. Атрий.

    Общественные бани у римлян. Термы.

    Какой император объявил всех свободных жителей империи римскими гражданами. Каракалла.

    Мелкие арендаторы земли, рабы с хижинами в Римской империи. Колоны.

    Брать во временное пользование. Арендовать.

    Тяжелое переходное состояние, сопровождаемое упадком хозяйства и торговли. Кризис.

    Цивилизация железного века. Античная.

    Большой союз германских племен. Готы.

    «Восстановитель империи». Аврелиан.

    Хозяйство, при котором все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления. Натуральное.

    Религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы. Язычество.

    Римский наместник, утвердивший смертный приговор Иисусу Христу. Понтий Пилат.

    Общий обед христиан. Трапеза.

    Руководители христианских общин. Епископы.

    Епископы в больших городах. Патриархи или папы.

    Организация христиан, объединяющая руководителей христианских общин. Церковь.

    Преобразования. Реформы.

    Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами – столбами, устоями моста. Арка.

    Разрушитель культурных ценностей. Вандал.

Царский период. Италия расположена на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Ее береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком нет усеянного островами моря, поэтому мореплавание не получило здесь такого развития, как в Греции. Зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и скотоводства.

Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» – Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.

Лингвистические, археологические, антропологические и исторические исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви.

В начале 1 тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки – на юге, финикийцы – на острове Сицилия.

Между этими народами происходили частые войны, следствием которых было появление множества обездоленных людей из разрушенных городов. Эти беженцы селились вблизи крепостей и подчинялись местным властям. Так в 753 г. до н.э. возник Рим (лат. Roma), бывший до этого небольшой крепостью, жители которого, как потомки его отцов основателей, называлисьпатрициями. Переселенцы же и их потомки стали называться плебеями, Они платили налог, служили в армии, но не имели земли.

Земля и земледелие в Риме и Италии с самого начала играли определяющую роль. Италийцы поселились на полуострове уже земледельцами, и основное звено общины составляли хозяева земельных участков. Когда с течением времени прямые потомки первых жителей Рима утратили большую часть земли, первоначально им принадлежавшей, римский царь Сервий Туллий (578-534 до н.э.) своей реформой всех жителей Рима поделил на оседлых хозяев и пролетариев (от лат. proles – потомство), возложив на первых все общинные повинности и дав им полные права. Пролетарии же были настолько бедны, что не могли служить в армии и единственным их достоянием было воспроизведение потомства.

История Рима показывает, что сила государства и отдельных лиц в – их владении землей. Именно этим и объясняются в первую очередь величие и сила Рима. Первоначально земля находилась в общинном владении родов, частная собственность состояла в скоте, но уже к VI в. до н.э. земля становится частной собственностью. Римляне выращивали полбу (разновидность пшеницы) и занимались виноделием. В VIII-VII вв. до н.э. в Риме уже существовали ремесла: так, во времена царя Нумы Помпилия (ок. 715 – ок. 672 до н.э.) в Риме существовали восемь цехов ремесленников. Их положение было почетно, но стало ухудшаться с реформы предпоследнего римского царя Сервия Туллия, по которой полноправными были только земледельцы.

Торговля в первом периоде римской истории ограничивалась пределами Италии и осуществлялась на ярмарках, главной из которых была ярмарка у горы Соракта. Основными предметами обмена издревле были быки, бараны, медь. Найденные археологами раскопки свидетельствуют, что в этих ярмарках участвовали купцы других стран. Рим с самого начала занимал исключительное положение, потому что был средоточием деятельной земледельческой общины и оживленным торговым пунктом.

Государственное устройство первого периода римской истории воспроизводило семейные отношения: во главе государства стоял пожизненно избиравщийся царь, наделенный всеми признаками отца в семье. Единственным ограничением его власти было то, что он мог лишь применять законы, а не изменять их.

Граждане в Древнем Риме были равноправны между собой, не существовало никаких сословных различий, не граждане (чужеземцы, рабы) были бесправны.

Для получения согласия народа на войну и изменение закона царь не реже двух раз в год созывал народное собрание всех граждан. Родоначальники 300 родов, положивших основание Римского государства (300 человек) и называвшихся поэтому «отцами», составляли сенат.

Период Республики. В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя Тарквиния(534/533-510/509 до н.э.) за то, что он не советовался с сенатом, несправедливо приговаривал граждан к смертной казни с конфискацией имущества. Народ клятвенно обязался никогда не допускать восстановления царской власти. Образовалась Республика, просуществовавшая пять столетий. Власть в Республике вручалась двум консулам сроком на один год, один из которых должен быть плебеем. Каждый из них обладал всей полнотой власти, но обязательными были только те распоряжения, которые исходили от обоих консулов. Защиту прав плебсов осуществляли народные трибуны.

С 509 по 265 гг. до н.э. все события римской истории укладываются в два процесса: борьба плебеев с патрициями за гражданские права и борьба римлян за подчинение всей Италии. 20 лет спустя после изгнания царей в Риме вспыхнуло восстание плебеев против патрициев, следствием которого явилась реформа государственного управления: кроме двух патрицианских консулов было решено ежегодно выбирать двух плебейских трибунов, обладавших правом «вето» на распоряжение консулов и сената, касающееся плебеев. В результате борьбы патрициев и плебеев в 471 г. до н.э. появились публиевские законы, по которым плебеи отныне получили право занимать консульские и другие должности и получать землю на общинном поле. Было запрещено обращать римских граждан в рабство за долги.

Основой экономической жизни по-прежнему оставалось земледелие. Наряду с мелкой собственностью появились крупные хозяйства с применением рабского труда. Главной сельскохозяйственной культурой вместо полбы становится пшеница. Появляется сначала медная, а затем и полноценная серебряная монета. Развитие ремесел в Риме происходило медленно, так как мелкими ремеслами в каждом доме занимались рабы, кроме того государство, ориентировавшееся на земельных собственников, не способствовало их развитию.

К IV-III вв. до н.э. относятся многочисленные мероприятия по поддержанию чистоты в городе, безопасности, распоряжения о постройках, банях, трактирах. При Аппии Клавдии, занимавшем должности цензора, консула и ставшем в 292 г. до н.э. диктатором, сенат отступил от прежней системы крайней бережливости в расходах: были созданы дорогие, но полезные сооружения, отличные дороги в разные концы Италии, в том числе знаменитая Аппиева дорога; превосходный водопровод в Риме; осушены обширные участки, создавшие новые места для заселений и т.д. Аппия считают основателем юриспруденции.

В этот период на Апеннинском полуострове проживало не менее 12 народностей, враждовавших между собой. Более 200 лет Рим вел с ними войны и постепенно в течение V-III столетий до н.э. установил господство над большей частью Италии. Вместе с распространением на весь полуостров власти римлян распространялись и их нравы, язык, и все италийские племена постепенно романизировались.

Пунические войны. Карфаген, основанный финикийцами на северном берегу Африки, был расположен на пути от богатого материка Азия к Средиземному морю, что позволило его жителям развить торговлю в невиданных до тех пор размерах: они были посредниками по обмену всех товаров от Испании до Индостана.

К концу III столетия до н.э. владения Рима подступили к острову Сицилия, но здесь стремления римлян столкнулись с Карфагеном, превратившимся к этому времени в сильную морскую державу Средиземноморья. Так обозначаются три войны Рима против карфагенян (пунийцев).

С 264 по 241 гг. проходила 1-я Пуническая война, закончившаяся поражением пунийцев (карфагенян), вынужденных отдать Сицилию и Сардинию и заплатить контрибуцию Риму. Но римляне остались недовольными итогами войны, так как их целью был самый богатый в то время город Карфаген.

В ходе 2-й Пунической войны (218-201 до н.э.) Карфаген лишился всех своих внеафриканских владений и роли великой державы. Самой короткой была 3-я Пуническая война (148-146 гг. до н.э.), в ходе которой Карфаген после долгой осады был взят, разграблен, сожжен и по постановлению римского сената стерт с лица земли. За эти же годы римляне разгромили Македонию, разбили войска сирийского царя, а позднее подчинили своей власти Грецию и Западную часть Малой Азии. Так, к концу II в. до н.э. Рим стал центром Средиземного моря.

В этот период в Риме в колоссальных размерах развивалось денежное хозяйство: существовало множество банков, выполнявших всевозможные посреднические функции в различных денежных расчетах; развивалась внешняя торговля; постепенно все население охватило стремление к приобретению богатства, долгом чести и совести считалось аккуратно вести свои денежные дела и увеличивать, а не проживать полученное наследство. В результате Пунических войн и других военных походов римская община значительно расширила свои земельные владения, следствием чего явились новые формы экономической деятельности. Многие завоеванные и конфискованные земли были малоплодородными и, как для правительства, так и для колонистов-крестьян, могли стать слишком дорогим удовольствием. По этой причине правящий класс открыл простор частному предпринимательству: желающим предоставили возможность разрабатывать пустующую землю с условием ежегодно вносить в казну десятину с посева, одну пятую часть с посадок и сбор с числа голов скота, выгонявшегося на пастбища. Следствием этого процесса были такие явления, как рост крупного землевладения, рост числа безземельных, составивших армию батраков, и появление такого крупного социального и экономического фактора, как рабовладение: привозные рабы как результат завоеваний.

Основным типом рабовладельческого хозяйства стали виллы (площадью 25-100 га), где работало несколько десятков рабов. Их хозяйство было многоотраслевым, интенсивным. Виллы размещались вблизи городов, куда сбывали часть своего урожая. Вилла как форма организации хозяйства имела преимущества по сравнению с мелким крестьянским хозяйством – здесь применялась кооперация труда, труд был лучше организован, использовались разнообразные орудия и применялись передовые агрономические методы.

Во II в. до н.э. в Риме возникли латифундии – крупные, главным образом скотоводческие, хозяйства римской знати, основанные на рабском труде. Владельцами новой государственной земли стали в основном римские нобили, к пользованию казенной землей был допущен и второй имущественный разряд – всадники, люди чисто городских и торговых профессий, теснившиеся на торгах для получения аренды. В аренду сдавались солеварни, леса, дегтярные предприятия. Вместе с тем шел процесс скупки мелких владений и превращения их в большие фермы с целостной экономической организацией. Появляются агрономические трактаты, римляне переводят карфагенских авторов, пользуясь их сельскохозяйственными уроками. С этого времени становится известным сочинение римского политического деятеля Катона (II в. до н.э.) «Об агрокультуре», которое известный историк XX в. Р. Виппер оценил следующим образом: «В нем отражается эта новая для Италии жажда земли, не крестьянская, не лично-трудовая, а помещичья, предпринимательская, отражается взгляд капиталиста, который уже строит на земельном хозяйстве сложный бюджет».

Хотя к концу II в. до н.э. Рим и превратился в великую мировую державу, он клонился к упадку, поскольку с развитием крупного землевладения, использовавшим колоссально развитый невольничий труд, в корне был разрушен фактор, на который издавна опиралось государство: хозяйство мелких землевладельцев. Во всех отраслях деятельности применялся труд рабов, которые занимались ремеслами, руководили большими предприятиями своих господ, учили детей, управляли банковскими операциями. Количество их было огромно, а положение крайне тяжелым. С начала II в. до н.э. в Италии непрерывно происходят восстания рабов: 134-132 гг. до н.э. – восстание в Сицилии, было казнено свыше 20000 человек, 73-71 гг. до н.э. – восстание под руководством Спартака, было казнено более 6000 человек.

Однако угроза государству была не в бунтах рабов, а в падении класса мелких собственников, развивавшегося параллельно с усилением рабства. Римское правительство всегда поддерживало мелкое землевладение путем раздачи неимущим вновь приобретенной земли, однако, после Пунических войн этот процесс замедлился и число полноправных римских граждан уменьшилось.

Лучшие из римлян видели опасность подобной тенденции и задумывались о необходимости реформ. Такими людьми были братья Тиберий и Гай Гракхи. Избранный в 133 г. до н.э. в народные трибуны Тиберий предложил закон, по которому все казенные земли, занятые частными лицами, должны быть отобраны в казну и розданы не имевшим земли гражданам участками по 7,5 десятины, за пользование которыми владельцы должны были вносить умеренную арендную плату. За пять лет после внесения этого закона 75000 человек получили вновь участки земли и были внесены в списки граждан. Тиберий Гракх был убит, а его дело продолжил брат Гай. Учитывая нехватку земель в Италии, он предложил выводить колонии граждан за море, облегчил военную службу, ввел смягчения в уголовное право, ослабил властвующую знать. Ограничив власть сената, он сосредоточил большую власть в своих руках: раздачу земель, хлеба, наблюдение за выбором присяжных, консулов, руководство путями сообщений и общественными постройками.

Период Иперия. В середине I в. до н.э. республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме.

В 82 г. до н.э. полководец Луций Корнелий Сулла (138-78 до н.э.) установил свою единоличную власть и впервые на неопределенный срок провозгласил себя диктатором. Его диктатура была направлена на преодоление государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до н.э. он признал, что не достиг своей цели и сложил полномочия.

Официальным основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.), избранный в 59 г. до н.э. консулом в Риме. Поняв необходимость серьезных реформ для превращения диктатуры в империю, Цезарь стал платить воинам своей армии вдвое больше жалованья, чем другие военачальники; союзникам Рима он щедро раздавал права римского гражданства. Будучи объявленным в 45 г. до н.э. пожизненным диктатором, Цезарь провел законы, изменившие политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам. Он начал чеканить золотую монету со своим изображением, появляться в знаках царского достоинства. Стремление Цезаря к царской власти восстановило против него многих сенаторов, они организовали заговор во главе с Марком Брутом (85-42 до н.э.) и Гаем Кассием (? - 42 до н.э.). В 44 г. до н.э. Цезарь был убит, но восстановление аристократической республики, на что надеялись заговорщики, не произошло.

В 43 г. до н.э. Марк Антоний (83-30 до н.э.), Октавиан (63 до н.э. – 14 н.э.), Лепид (около 89-13 до н.э.) заключили между собой союз, окончательно победили республиканцев и разделили в 42 г. до н.э. между собой Римскую державу. Однако, стремясь к личной власти, Антоний и Октавиан в 31 г. начали новую гражданскую войну, окончившуюся победой Октавиана, получившего от сената титулАвгуста и провозглашенного с 27 до н.э. императором. Октавиан был наделен правом трибуна, командующего всеми войсками и даже верховным жрецом.

Август правил долго (27 до н.э. – 14 н.э.) и довел реформу Цезаря до конца. Он оставил огромную Римскую империю, владения которой простирались до Армении и Месопотамии, до Сахары и берегов Красного моря.

После падения Республики в Риме формируются крупные землевладения римских императоров(сальтусы}, которые находились в Италии, провинциях, преимущественно в Африке. Сальтусом или группой их ведало особое должностное лицо – прокуратор.

При императоре Траяне (53-117, правил с 98) захватнические войны были возобновлены, и Римская империя достигла максимальных границ. Но в дальнейшем завоевания прекратились, резко уменьшился приток в империю новых рабов. В III в. в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства, ремесел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений – колонат. Крупные землевладельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называликолонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные траты на содержание армии и роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей увеличивать подати с населения провинций. В разных частях империи вспыхивали восстания населения и бунты воинов, недовольных тяжелой службой.

В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений европейских варваров.

Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.

В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.

После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедывать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313 г.). С течением времени сами правители приняли крещение (Константин, 330 г.) и объявили христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381 г.). Они участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.

Тем временем европейские варвары регулярно вторгались в Империю. В 378 г. готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Апарихом (около 370-410) ограбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не доступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних мастеров. В 445 г. вандалы из Северной Африки еще более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г. полководец-варвар Одоакр (около 431-493) отнял у последнего римского императора достоинства власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей Восточной Римской империи, называвшейся позднееВизантией (в 395 г. император Феодосии перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на Западную с Римом и Восточную с Константинополем). Однако заявил, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Сам он стал править Италией, приняв древний титул «рекс», отказавшись от претензий на все прочие владения Империи.

Так был положен конец некогда могущественной Римской империи. Началась история новой «варварской Европы».

Античные государства – Древняя Греция и Древний Рим – представляют регион, в котором сложилось классическое рабство, где рабы являлись основной производительной силой. Труд рабов использовался во всех ведущих отраслях экономики.

Несмотря на однотипность рабовладения структура экономики Греции и Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Если в экономике Древней Греции ведущую роль играли ремесло и торговля, то в Древнем Риме – сельское хозяйство и строительство. Причем в отличие от Греции в Риме, когда он на рубеже нашей эры стал империей, победило крупное рабовладельческое землевладение.

Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали и превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы и в период расцвета, обеспечив демократизацию политического строя и высочайший расцвет культуры, создав недосягаемые и на сегодняшний день ее образцы.

Античная цивилизация.

Греция. Древнейшая цивилизация в Европе возникла на островах Эгейского моря и на Балканском полуострове и известна как крито-микенская цивилизация (по названию центров - острова Крит и Микен, города на юге Греции). Крито-микенская цивилизация являлась типичной древне­восточной цивилизацией, существовавшей во II тыс. до н. э. Крит, как и Финикия, прославился как морская держава с могучим флотом. Гибель крито-микенской цивилизации свя­зана с рядом природных катаклизмов и нашествием в Гре­цию и острова Эгейского моря северных племен. Это наше­ствие привело к установлению на развалинах цивилизации более отсталых родоплеменных отношений. XII - IX вв. до н. э. известны в Греции как темные века.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыгра­ло появление железа и соответствующих орудий. В Греции недостаточно земли для возделывания, поэтому широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесло. Греки, знакомые с морским делом, активно занимались тор­говлей, что постепенно привело к освоению ими окружаю­щих территорий, расположенных вдоль побережья. Вслед­ствие катастрофической нехватки земельных ресурсов, гре­ки были вынуждены основывать колонии в Италии, Малой Азии, Причерноморье.

С разделением труда и появлением прибавочного продук­та родовая община сменяется соседской общиной, но не сель­ской, а городской. У греков эта община называлась поли­сом. Постепенно полис оформлялся в город-государство. В Греции были сотни полисов. Колонии также создавались по такому образцу. В рамках полиса происходила ожесточен­ная борьба между родоплеменной знатью, не желающей ус- тупать свою власть, и демосом - незнатными членами об­щины.

Греки осознавали свое единство, - они называли свою родину Элладой, а себя - эллинами. У них был единый пан­теон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состя­зания. Однако все это не мешало им регулярно воевать меж­ду собой.

Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. В полисе сложи­лась ситуация, когда его могущество находилось в зависи­мости от граждан, на которых, в свою очередь, налагались определенные обязанности, но вместе с этим и значитель­ные права.

Греция не была объединена одним полисом, - этому ме­шала их раздробленность и разобщенность. В результате Греция оказалась завоеванной сначала Македонией, а затем Римом. Но Римское государство, покорившее Грецию, ис­пытало сильнейшее влияние греческой культуры. Достиже­ния греческой культуры в конечном итоге легли в основу всей европейской культуры и цивилизации.

Древний Рим. Рим был основан в 753 г. до н. э. в области Лациум в центре Италии. В ходе своего развития Рим заим­ствовал культуру и достижения своих соседей. Особенно значительное влияние на Рим оказали этруски, северные соседи Рима. По преданию, этруски являлись переселенца­ми из Малой Азии.

В процессе долгой и упорной борьбы Рим завоевал снача­ла Лациум, затем соседние области. Риму удавалось одер­живать победы благодаря эффективной государственной и военной организации. Используя свое расположение в цент­ре Апениннского полуострова, Риму удалось разъединить силы своих врагов и по очереди завоевать этрусков, кельтов Италии, Великую Грецию (так назывались греческие ко­лонии в Италии) и другие племена.

В III в. до н. э. Рим, подчинивший себе всю Италию, столкнулся с Карфагеном, финикийской колонией на севе­ре Африки. В ходе трех ожесточенных войн Рим разгромил своего соперника и стал самой могущественной державой Средиземноморья. Не обладая культурой своих соперников, Рим прибегал к ее заимствованию, привнося на завоеван­ные земли собственный государственный порядок и устрой­ство.

Во II - I вв. н. э. Рим испытал серьезный кризис. Римс­кое государство было устроено по подобию полиса. Однако очевидно, что если полисное устройство может быть эффек­тивным для города и его округи, то оно абсолютно не подхо­дит для огромной державы. После тяжелой и продолжитель­ной гражданской войны в Риме устанавливается импера­торская власть. В эпоху империи Рим достигает наибольше­го могущества, объединив под своей властью земли Запад­ной и Южной Европы, Северную Африку и Западную Азию. Большую роль в этот период истории Древнего Рима начи­нает играть_рабовладельческий уклад.

ВIII в. н. э. Римская империя испытала тяжелое потря­сение, охватившее все сферы жизни римского общества. Натиск варваров на границы империи, связанный с Вели­ким переселением народов, и глубокие изменения в жизни империи привели к глубокому и необратимому кризису ан­тичной цивилизации. В итоге Римская империя расколо­лась на две части - Западную и Восточную, и в V в. н. э. Западная Римская империя пала. 476 г. - год, когда сверг­ли последнего римского императора, - принято считать ру­бежным годом между античностью и средневековьем. Пра­вопреемницей Рима стала Восточная Римская империя с центром в Константинополе.

Экономика Древних Греции и Рима. В Древней Греции сложились благоприятные условия для формирования хо­зяйства, основанного на частной собственности. В I тыс. до н. э. распространяется железо, повысившее производитель­ность труда. На территории Греции мало полей, пригодных для зерновых культур, поэтому здесь в основном развива­лось садоводство, разведение оливок и винограда. Греки ост­ро нуждались в экспорте хлеба. В ходе колонизации они заселяли страны, благоприятные для земледелия - Италию, Причерноморье, Египет. В самой Греции развивалось ремес­ло, продукты которого обменивались на хлеб при торговле.

Развитию торговли способствовало появление денег - общепринятой единицы обмена. Первые деньги появились в Малой Азии и были сразу заимствованы греками. В древ­негреческих полисах складываются товарно-денежные от­ношения, формируется рынок. Выгодное географическое расположение Греции на пересечении торговых путей дава­ло грекам большие преимущества. Греция состояла из мно­жества полисов, не объединенных в единое государство. Между этими полисами развернулась конкурентная борьба, развивающая у греков предпринимательство и инициативу. У греков появляется частная собственность, столь нехарак­терная для Востока.

В центре экономики находился город-государство (полис). Города, как правило, располагались у моря. Здесь прожива­ли торговцы, ремесленники, сюда приезжали крестьяне, чтобы обменять на зерно и ремесленную продукцию плоды своего труда - скот, оливки, виноград. При всем этом не следует преувеличивать роль товарно-денежных отношений в античности, - хозяйство в основном имело натуральный характер, а степень развития полисов очень разнилась.

У римлян товарно-денежные отношения стали развивать­ся лишь в результате завоевания империей огромных тер­риторий. Постоянные войны способствовали обогащению римской знати и разорению простых граждан. Ограбление завоеванных территорий позволило Риму содержать огром­ную профессиональную армию, способствовавшую социаль­ному порядку в обществе. Многие обедневшие граждане шли служить в армию. При этом в Риме жили граждане, не же­лающие работать и служить. Стекавшиеся со всей империи средства позволяли содержать их с помощью раздач хлеба и денег.

Большое значение для экономики Греции и Рима имел институт рабства. Рабство существовало и в государствах Древнего Востока, являясь патриархальным. При патриар­хальном рабстве раб выполняет функцию слуги или помога­ет в хозяйстве своему хозяину (таких рабов было сравни­тельно немного и они не играли весомой роли в экономике). В античности сложилось классическое рабство, в рамках

которого число рабов значительно увеличивается, усили­вается их эксплуатация, а продукция труда рабов часто ориентируется на рынок. Рабов предпочитали использо­вать в мастерских ремесленников и на рудниках. В сельс­ком хозяйстве надзор за ними был затруднен и рабы ис­пользовались не так часто.

Постоянным источником пополнения количества рабов были войны, непрерывно ведущиеся между полисами. Дол­говое рабство практиковалось у греков недолго, - осознание единства гражданами одного полиса привело к уничтоже­нию этого института.

В Риме количество рабов было еще большим, чем в гре­ческих городах, поскольку Римская империя непрерывно, на протяжении нескольких столетий вела успешные завое­вательные войны. Порабощение иноземцев позволило рим­лянам использовать массовый рабский труд в ремесле и сель­ском хозяйстве. Появляются латифундии - крупные земель­ные хозяйства, в которых под руководством надсмотрщиков использовался исключительно рабский труд. В некоторых местах рабы становились основными производителями, что приводило к разорению рядовых общинников.

Следует отметить, что рабство поставило античную эко­номику в тупик. Использование рабства не позволило ин­тенсифицировать производство. Экстенсивный путь разви­тия, направленный на расширение производства и увеличе­ние количества рабов, завершился глубоким кризисом пос­ле окончания завоевательных войн. В результате в недрах античности постепенно начинают вызревать новые, прото-феодальные экономические отношения.

Социальная структура Древней Греции. Греческий по­лис функционировал как государство-община. Опорой по­лиса были граждане - полноправные члены полиса. Граж­дане обладали правами и обязанностями в соответствии с законами полиса, участвовали в его управлении и защите. Все граждане в зависимости от богатства были разделены на разряды, согласно которым на них налагались соответ­ствующие имущественные обязанности. Полис гарантиро­вал гражданину права, в том числе, что очень важно, право на частную собственность.

К неполноправным членам полиса относились зависи­мые крестьяне, утратившие свою землю, и иноземцы. И те, и другие не имели права на участие в управление по­лисом, поскольку не владели землей. Иноземцы, которых называли метеками, могли быть богатыми людьми, но по-литиче-скими правами не обладали.

Бели гражданин полиса пользовался большей свободой, чем представитель древневосточного общества, то рабы в Греции и Риме находились в худшем положении, чем на Востоке. Стабильное восточное общество, по большому сче­ту, не стремилось усиливать эксплуатацию рабов. При пат­риархальном рабстве раб считался младшим членом семьи.

В Греции, а затем и Риме товарно-денежные отношения и хозяйство, ориентированные на рынок, приводили к уси­лению эксплуатации рабов. Рабы стали рассматриваться не как люди, обладающие какими-либо правами, а как сред­ства получения прибыли. Хозяин относился к рабу как к своей собственности и мог делать с ним, что хотел. Обычной была ситуация, когда раба отправляли на рудники, где он быстро погибал, и его сменял новый, купленный на рынке раб. В Римской империи появилась особая категория ра­бов, которые сражались между собой для развлечения граж­дан - гладиаторы.

В Греции отсутствовала могущественная жреческая про­слойка. Греки относились к своим богам не так, как на Во­стоке. Греческие боги были похожи на людей, обладали до­стоинствами и недостатками и между богами и людьми не было такой огромной дистанции, как на Востоке.

Социальная структура Древнего Рима. В Риме, в отли­чие от греческих полисов, родовые пережитки существова­ли дольше и оказывали более сильное влияние на обще­ственную жизнь. Римская семья - классический пример большой патриархальной семьи. Глава семьи полностью распоряжался в своем доме, мог казнить, продать в раб­ство или наказать своих родственников. Также он выпол­нял жрече-ские функции в своем доме.

Римские граждане назывались квиритами. Первоначаль­но правами гражданства обладали только патриции - по­томки первых жителей Рима. Плебеи - потомки поздних переселенцев - не участвовали в политической, обществен-

ной и религиозной жизни общины, несмотря на то, что были более многочисленны. После долгой борьбы плебеи вынудили патрициев уступить им часть прав. В итоге рим­ское общество разделилось на три сословия: нобилитет (знать); всадников (представители этого сословия одно вре­мя служили в кавалерии); плебеи. Нобилитет занимал го­сударственные должности, всадники были торговцами и финансистами, плебеи являлись непосредственными про­изводителями. Плебеи не могли претендовать на избрание на государственные должности.

Основным занятием граждан в Риме, в отличие от Гре­ции, было земледелие, не ориентированное на рынок. Граж­дане-земледельцы составляли основу римской армии, при­зываясь на службу в случае войны. Позднее, когда римляне уже не могли одновременно вести войны по всему Средизем­номорью и вести свое хозяйство,-римская армия становится профессиональной. Обедневшие крестьяне стали профессио­нальными солдатами.

Число римских граждан было невелико в сравнении с количеством жителей завоеванных Римом земель. Постепен­но римляне были вынуждены разделить завоеванные земли на несколько категорий (провинций), облагая их различны­ми податями. Жители провинций стремились стать рим­скими гражданами. Как правило, римское гражданство при­обреталось посредством службы в римской армии. Со време­нем провинциальная знать обрела большое влияние и стала выдвигать из своих представителей римских императоров. Наконец, в 212 г. н. э. все жители Римской империи полу­чили римское гражданство.

Государство в Древней Греции. Вначале в Греции была распространена царская власть, но в дальнейшем греческие цари - базилевсы - были отстранены от управления. На смену монархии пришла аристократия - «власть лучших», то есть, к власти пришла знать. Но демос боролся с аристок­ратами, и в результате власть захватывали тираны. Слово «тиран» первоначально не имело негативного подтекста. Так называли человека, незаконно захватившего власть. При этом тираны использовали свою власть на благо народа, ос­лабляя позиции аристократии. Тиран мог пользоваться боль­шим авторитетом. Его правление обычно сходило на нет толь­ко во втором поколении, когда к власти приходили сыновья тирана, не имеющие его опыта и авторитета.

В Афинах развился и достиг своего расцвета новый тип государства - демократия - «власть народа». В рамках афин­ской демократии высшая власть принадлежала народному собранию. Ежегодно в Афинах избирались девять архон­тов, которые управляли полисом. Претенденты на многие государственные должности избирались по жребию, что не позволяло самым богатым и влиятельным узурпиро­вать власть. За государственные должности полагалась оплата, что благоприятствовало участию в управлении бедных граждан полиса. В Афинах сложилась классичес­кая демократия как образец нового государственного уст­ройства. Однако афин-ская демократия предоставляла де­мократические права только гражданам.

В спартанском государстве существовала аристократи-че-ская форма правления. Народное собрание Спарты мог­ло только отвергать или одобрять предложения, выдвигае­мые советом старейшин. Во главе системы управления Спар­ты находились два царя, чья власть была выборной. Меж­ду Спартой и Афинами шла постоянная борьба за господ­ство в Элладе. Несмотря на то, что победу в этой войне одержала Спарта, ни один полис не обладал достаточной силой для того, чтобы объединить всю Элладу. Сделать это смогли другие завоеватели - сначала Македония, затем Рим.

Македонский царь Филипп сумел подчинить своей вла­сти всю Грецию. Его сын Александр Македонский просла­вился как самый великий завоеватель древности. Сокрушив во главе своей небольшой армии Персидское царство, он основал державу, простиравшуюся от Средиземноморья до Индии. После смерти Александра держава распалась на не­сколько государств, во главе которых стали соратники Алек­сандра. Эти государства называются эллинистическими. Период эллинизма длился с конца IV в. до н. э. по I в. до н. э. Эллинизм соединил в себе черты восточных и греческой цивилизаций.

Государство в Древнем Риме. В Риме изначально также правили цари. Но их власть постепенно была свергнута. В результате в Риме сформировалось республиканское устрой­ство (республика - «общее дело»). В рамках республики властными полномочиями обладал исключительно нобили­тет, так как квириты, занимающие определенные должнос­ти, не получали за это никакой оплаты, а, напротив, были обязаны устраивать праздники за свой счет.

Главным органом республики являлся сенат, в состав ко­торого входил только нобилитет. Каждый год избиралось два консула, которые управляли Римом. Интересы плебеев защищали народные трибуны, избираемые из их среды.

Республиканские органы правления не могли обеспе­чить эффективного управления, когда Рим стал превра­щаться в крупнейшую средиземноморскую державу. В ре­зультате гражданских войн, прошедших во II - I вв. до н. э., у власти в Риме утвердился Октавиан Август, устано­вивший свое единоличное правление. Рим стал империей. Республикан-ские институты при этом сохранялись, и Рим формально оставался республикой.

Кризис, разразившийся в III в. н. э., привел к дальней­шей трансформации Римского государства. Рим стал им­перией восточного типа - доминатом. Стремясь усилить влияние империи на завоеванных территориях, импера­тор Константин принимает восточную религию - христи­анство - и переносит столицу на Восток - в Константино­поль (современный Стамбул). Но эти меры позволили лишь на время продлить существование Римской империи. На­шествия варваров и глубокий внутренний кризис привели к падению Западной Римской империи в V в. н. э.

Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Ход урока

    Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

    Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

    ……..

    Основание Рима

    .

    Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

    Где находится Рим (географическое положение), природные условия

    Основание Рима

    Занятия древних римлян

    Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия.

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание: Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам , дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

Какие моря омывают полуостров?

На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

Какая страна здесь находится?

Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают)

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя.

Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

Какие породы скота они разводили?

Какими ремеслами занимались?

Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

Кто участвовал в управлении Римом?

Какие органы управления были?

Кому принадлежала высшая власть?

- Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III . Закрепление:

    Греки говорили на греческом, а римляне?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

- Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала.....

г) По легендам, Римом правили.....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были.....

IV . Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V . Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)

Похожие публикации