Маниакально-депрессивный тип личности. Что нужно делать. Шизоаффективное расстройство депрессивный тип, причины

З.Фрейд выделял в качестве основной черты при данном типе организации личности перенаправление большей части своего негативного аффекта не на другого, а на самого себя.

Нэнси Мак-Вильямс

При горе мир переживается как уменьшившийся каким-либо значимым образом. При депрессивном состоянии то, что переживается как потерянное и разрушенное является частью самого себя.

Модель направленной вовнутрь агрессии как механизм возникновения депресиивных состояний. Согласно некоторым наблюдениям депрессивные личности редко спонтанно и бесконфликтно переживают чувство гнева. Вместо него они ощущают вину. Мучительно переживают свои грехи, легко забывая свои благородные поступки. Склонны разрешать все сомнения в пользу других и стремятся сохранять отношения любой ценой.

Инкорпоративные процессы при депрессии. У таких пациентов наблюдается множество критикующих интернализованных родительских посланий . (Я эгоист. - Откуда ты знаешь? - впервые моя мама говорила мне об этом.)

Психологический механизм - бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств прежних объектов любви (начиная с родителей и заканчивая любовными партнерами). Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть самого себя (М.Klein,1940).

О возможном генезе и выбранном способе защиты

Ребенок выходит из переживаний травматической или преждевременной потери , идеализируя потерянный объект, и вбирая все негативные аффекты в ощущение собственного Я. В основе сильное желание испытывать только позитивные чувства по отношению к тому, кого любишь.

Такая реакция позволяет сохранять исключительно положительные чувства к объекту любви и при этом дает ощущения контроля над ситуацией (непринятие сепарантности, отдельности и принципиальной неконтролируемости Другого; человек, особенно ребенок, готов пойти на многое, чтобы не столкнуться с собственной беспомощностью), потому что раз плохое качество во мне - значит я могу все исправить, став лучше.

В дальнейшем такие люди могут состоять в отношениях с поистине враждебными по отношению к ним людьми, с ощущением, что если они смогут преодолеть свои недостатки, нападки прекратятся. Появляется интерес справиться с собственными недостатками, индикатором успеха при этом служит благосклонность другого. Принято считать, что именно гнев и критицизм можно быть брошенным - следовательно, безопаснее их направлять на себя.

Предиспозиция (факторы риска)

1) Переживание ранней потери или сложности возникающие в связи с сепарацией от родителя или воспитывающего взрослого (потеря может быть и символической, например, преждевременный отказ от зависимого поведения).

Эрна Фурман

  • «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить»;
  • «Стремление к независимости является таким же первичным и мощным как потребность в зависимости».

Маргарет Малер

  • «Ребенок уверенно решает задачу сепарации, если он уверен в доступности «оставляемого» родителя».

Согласно Фурман, развитие по депрессивному типу имеет место тогда, когда мать чрезмерно ярко и демонстративно переживает боль в момент сепарации, заставляя испытывать чувство вины (тогда нормальное стремление к агрессивности и независимости начинает ассоциироваться с виной). Или мать контрфобически отталкивает ребенка от себя, боясь собственных переживаний по поводу того, чтобы быть оставленной - «почему ты не можешь делать то и то самостоятельно? - иди от меня и сделай все самостоятельно» (независимость начинает вызывать негативные реакции в силу фрустрированной потребности в зависимости, затем ребенок уже и сам начинает подавлять свои собственные тенденции к независимости). Результат в обоих случаях общий - часть своей личности (которая хочет сепарации и независимости) начинает восприниматься как плохая.

2) Семейная атмосфера, где есть негативное отношение к плачу, трауру. При этом моделируется отрицание горя. Переживание горя становится скрытым, и появляется убеждение, что в моменты горевания со мной происходит что-то неправильное. Могут быть также семейные мифы о том, что открытое переживание горя и другие формы самоподдержки и заботы о себе являются «эгоистическими», «потакающими своим слабостям» или выражением «жалости к самому себе» - к ним относятся как к заслуживающим презрения. Ребенок начинает скрывать любые уязвленные аспекты Я из-за идентификации с критикующим родителем. Происходит отвержение этих аспектов собственной личности (непринятие своей слабости).

3) Депрессия у родителей в ранние годы развития ребенка. Дети в этом случае довольно быстро приходят к убеждению, что их потребности изнуряют и истощают других.

Депрессивное собственное Я

Такие пациенты убеждены, что в своей глубине они плохи, не заслуживают любви и уважения и даже могут быть опасны для других, если не будут укрощать свои темные стороны. Они сокрушаются по поводу своих «плохих» черт и верят, что заслуживают всего плохого, что имеет место в их жизни. Они очень боятся, что их плохость разоблачат, и тогда они будут отвергнуты. «Никто не заслуживает, чтобы его оскорбляли, даже если, то в чем его обвиняют справедливо» - это формула в которую такие пацинты едва ли могут принять на эмоциональном уровне. Они часто находят облегчение от преследующего их чувства вины в том, чтобы помогать другим. Это также позволяет сохранить стабильное ощущение самоуважения и избежать депрессивных эпизодов.

Они также часто испытывают беспокойство по поводу собственной деструктивности. Значимые Другие кажутся чрезмерно ранимыми и беззащитными. («Мой голод может разрушить других»; «мое неповиновение и садизм опасны»; «мои потребности в конкуренции и достижении любви являются злом»).

Ожидания по отношению к Другому: неприятие, осуждение, мстительность за любые проявления несогласия, сочетающиеся с беззащитностью другого.

Ощущение себя: недостаточно хороший, незаслуживающий любви и уважения, опасный для окружающих при отсутствии контроля своих импульсов.

Контрперенос (о чувствах психотерапевта)

У терапевта может формироваться как нежная привязанность, так и всемогущие фантазии о спасении.

Комплементарный контрперенос на бессознательное убеждение пациента, что исцеляющей силой является безусловная любовь и полное понимание. Фантазии терапевта о себе как о Боге, хорошей матери или сензитивном принимающем родителе, которого пациент был лишен в своей жизни.

Конкордантный (согласующийся, дублирующий) контрперенос . Терапевт ощущает свою «недостаточную хорошесть», чтобы помочь пациенту.

О психотерапии

Терапевту важно создать атмосферу принятия, уважения, понимания, специально следить за тем, чтобы быть эмоционально постоянным и не осуждающим. Анализ интроектов пациента о неизбежном отвержении, о важности «стать» для этого хорошим, имеет важное место в терапии таких пациентов. Наиболее адаптивные из таких пациентов, могут «скрывать» свою депрессивную динамику, совершая постоянное сканирование Другого (на предмет неодобрения и отвержения) и являются очень чуткими в этом плане - «хроническая бдительность»; такой мониторинг приводит к снижению уровня тревоги. У нарушенных пациентов такая подозрительность в отношении осуждения является эго-синтонной, поэтому необходимо постоянное подтверждение недействительности своих наихудших страхов.

Важно исследовать и интерпретировать их реакцию на сепарацию. Короткое молчание со стороны пациента есть пример сепарации от терапевта. Длительное молчание может вызвать у пациента ощущение своей неинтересности, малоценности, безнадежности.

Важно, чтобы пациент учился выражению негативных переживаний в контакте. Не стоит поощрять рассуждения из серии «как я могу на вас злиться, вы ведь...». Гнев не приводит к расставанию (базовый интроект). Свобода, подразумевающая допуск негативных чувств увеличивает интимность, в то время как состояние фальши и отсутствие контакта с данными чувствами приводят к изоляции.

Хвалить таких пациентов бывает довольно опасно. Пациент может трансформировать позитивную обратную связь в атаки на свой адрес: «Я плохой, потому что одурачил такого приятного человека, а значит любой поддержке с его стороны нельзя доверять, раз его так легко ввести в заблуждение». Эффективнее в таких случаях бывает не поддерживать эго, а критиковать суперэго, критический интроект («Давайте обсудим и что же такого ужасного в вашем поступке?»).

До тех пор пока терапевт в глазах клиента остается идеализированным объектом, его образ самого себя также остается искаженным (недооценка своих хороших качеств).

Сеттинг

Много внимания следует уделить процессу завершения психотерапии. По этой причине часто нежелательным может быть выбор краткосрочных курсов для таких пациентов, особенно с заранее предопределенным количеством сессий.

Не стоит входить в невроз, и оберегать пациентов от эпизодов расставаний. Это является крайне важным особенно для этих пациентов опытом, что за исчезновением объекта в случае, если не происходит завершения отношений, наступает возвращение объекта.

Лучше всего, когда возможность выбрать время окончания терапии предоставляется самому пациенту. А также сказать пациенту о том, что двери остаются открытыми, если он захочет вернуться.

Елена Шевченко

Депрессивный человек почти всегда настроен пессимистически. В разных ситуациях, идет ли речь о семье, работе или о чем-то новом, он думает прежде всего о возможных неприятностях. Настроение у него чаще всего мрачное, о чем свидетельствует и его выражение лица, грустное и озабоченное. Он редко испытывает удовольствие, не ищет приятных для себя занятий, отчасти потому, что ничто не кажется ему таким. Он часто испытывает чувство вины и явно себя недооценивает. Таким людям кажется, что жизнь трудна, все требует усилий и вызывает страдания. И это ощущение собственной слабости и уязвимости мешает им добиваться успехов в профессии. То ли малейшее усилие их отпугивает, то ли они настроены пессимистически («ничего хорошего из этого все равно не выйдет»), то ли они вообще забыли, что это значит - испытывать удовольствие. Если вы предложите им куда-нибудь пойти, они, скорее всего, предпочтут остаться дома. Они не любят общества, компании других людей их утомляют, возможно, потому что они сами считают себя малоинтересными собеседниками.

Нельзя сказать, что эти черты типичны для всех депрессивных личностей. Многие из них очень совестливы, много работают, стараются сделать все как можно лучше, заботятся о своей профессиональном или семейном окружении. Но как бы то ни было, у таких людей мы наблюдаем:

  • негативный взгляд на самого себя: «Я не на высоте»;
  • негативный взгляд на мир: «Мир жесток и несправедлив»;
  • негативный взгляд на будущее: «Меня и моих близких ждут неприятности»;

Этот тройной негативный взгляд получил название депрессивной триады. Она также наблюдается у людей, находящихся в состоянии депрессии.

ДОКТОР, ОТКУДА ЭТО?

Неопровержимо доказано, что наследственность играет решающую роль в возникновении и формировании депрессивной личности. Если перебрать всех родственников такого человека, то часто обнаруживается, что некоторые из них страдали депрессией. Но немалое значение имеет и воспитание. К примеру, образ родителей, постоянно усталых, озабоченных, не позволяющих себе ни малейших радостей, может послужить моделью, которую ребенок станет бессознательно имитировать. Можно предположить, что у детей все способствующее созданию отрицательного представления о самом себе увеличивает риск формирования депрессивной личности, особенно если ребенок предрасположен к этому биологически. Некоторые традиционные виды воспитания, когда детям навязываются идеалы совершенства, явно для них недостижимые, могут выработать ощущение собственной неполноценности и вины, а это, в свою очередь, приводит к формированию депрессивной личности.

«Мне кажется, я был воспитан в убеждении, что не заслуживаю счастья. Мой отец работал от зари до зари и не позволял себе ни минуты отдыха. Я сам и мои братья получили очень строгое христианское воспитание. При этом упор всегда делался на мрачную сторону: мы грешники, надо все время напоминать себе, что Христос отдал жизнь во искупление наших грехов. Это очень действовало на меня - впечатлительного и неуверенного в себе. До сих пор я во всем ищу прежде всего свою вину, часто упрекаю себя в эгоизме (то, что я эгоист, постоянно твердила моя мать). Мне трудно бывает чего-то просить, а тем более требовать, как будто защищать свой собственный взгляд или собственные интересы и вправду «эгоистично». Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, но это не разрешает всех проблем: когда у меня происходит что-то хорошее и я радуюсь, тут же возникает ощущение неминуемой катастрофы, как будто за каждую минуту счастья я должен быть «наказан» бедой», - вспоминает Тибо.

Как помочь себе?

Многие думают, что понять и осознать ситуацию - значит улучшить ее, но это, увы, далеко не так. Многие депрессивные личности без конца «пережевывают» различные причины своего состояния, но выйти из него не могут. Осознать что-либо часто бывает очень полезно, но, как правило, недостаточно. Кроме того, есть причины, по которым депрессивные личности не хотят искать помощи.

1. Они не считают свое состояние болезнью, а думают, что все дело в их характере.

2. Пока им удается справляться со своими профессиональными и семейные обязанностями, они не видят необходимости искать помощи извне.

3. Они верят в силу воли. Конечно, они чувствуют себя плохо, но думают, что если смогут проявить волю, «встряхнуться», им станет лучше. Окружающие часто разделяют это мнение и не скупятся на подобного рода советы.

4. Они считают, что их случай особенный и что говорить со специалистом бесполезно.

5. Недоверчивы к лекарствам, не видят в них необходимости.

6. Они так привыкли чувствовать себя плохо, что даже не представляют себе, что значит чувствовать себя хорошо, а потому не могут и хотеть этого.

7. Им удается повысить самооценку, убедив себя в том, что они стойко переносят трудности жизни.

8. Иногда их проблемы дают им какие-то преимущества: сочувствие окружающих, возможность «давить» на детей, не проявлять должного внимания и так далее.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С ДЕПРЕССИВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

Что нужно делать

  • С помощью вопросов привлекайте их внимание к положительной стороне ситуации. Например, ваш друг получил ответственную должность и уверен, что не справится. Возможно, вам очень хочется сказать: «Ты всегда видишь все в черном свете! Перестань жаловаться!» Но это не приведет ни к чему хорошему. У него останется впечатление, что его никто не понимает и не хочет понять, а это только усугубит его депрессивный взгляд на жизнь. Лучше постарайтесь, не отрицая его страхов и убеждений, напомнить о положительных сторонах ситуации, причем сделайте это в форме вопросов. «Конечно, это будет трудно, но ведь это и интересно, правда?» Не говорите с депрессивной личностью резко и напористо, попробуйте найти и привести примеры из прошлого, когда он был настроен пессимистически, но, тем не менее, все разрешилось благополучно.
  • Вовлекайте их в приятные занятия, совместимые с их возможностями.
  • Они любят отвергать все, что может доставить им удовольствие. Причин тут много, и они связаны между собой: усталость, плохое самочувствие, боязнь оказаться не на высоте, ощущение вины («у меня нет права на удовольствие») и главное, убежденность, что ситуация непременно сложится не в их пользу. В отношениях с таким людьми нужно избегать двух крайностей. С одной стороны, не следует полностью предоставлять их им самим - «пусть сами стараются, если хотят». С другой, не стоит навязывать им то, что выше их сил. Это сложно и требует от окружающих усилий: нужно оставаться спокойными, позитивными и благожелательными.
  • Проявляйте к ним уважение и хвалите по конкретным поводам. Умеренная похвала по поводу того, что они сделали, повысит их самооценку. Но стоит хвалить не самого человека, а то, что он сделал, или его поведение. К примеру, если вы скажете своей помощнице: «Вы прекрасный специалист», она подумает, что вы либо не замечаете ее недостатков, либо ставите ее так низко, что стараетесь утешить. Но если вы скажете: «Я считаю, вы замечательно вышли из положения в этой истории», она, скорее всего, примет эту скромную похвалу, поскольку она основана на конкретном факте.
  • Предложите им обратиться к специалисту. Им могут помочь лекарства или психотерапия. Но чтобы убедить их в этом, потребуется немало времени и дипломатических усилий.

Чего не нужно делать

  • Советовать им встряхнуться. «Возьми себя в руки!» «Кто хочет, тот может!». Как правило, окружающие охотно дают такие советы, но от них нет ни малейшего толка. Даже если депрессивный человек попытается им последовать, он будет чувствовать себя непонятым, отвергнутым и ущемленным.
  • Читать им морали. «Где твоя воля?» «Посмотри на меня, я все время держу себя в руках!» Такие высказывания тоже в большом ходу. Но ни морализаторство, ни обвинительный тон вам не помогут. Это все равно что упрекать близорукого в том, что он плохо видит, или человека, подвернувшего ногу, в том, что он хромает. Многие депрессивные личности и без того живут с постоянным чувством вины, незачем его усиливать.
  • Поддаваться их настроению. Рядом с ними, таким печальными и озабоченными, мы тоже впадаем в грусть или начинаем испытывать смутное чувство вины из-за того, что не можем разделить их боль. Слиться с ними воедино не поможет, как и попытка их расшевелить. Уважайте свое стремление к свободе и радости, даже если общение с депрессивной личностью иногда приводит к тому, что вы забываете об этом.

Три предостережения

  • Если это ваш начальник, регулярно проверяйте, все ли хорошо на работе.
  • Если это ваш сотрудник, чаще хвалите его.
  • Если это ваш спутник (спутница) жизни, дайте ему (ей) прочесть эту статью.

* Ф. Лелор, К. Андре «Он - шизофреник?!.. Как общаться с трудными людьми» (Поколение, 2007).

В современной классификации психических болезней отсутствует этот тип личности, но это абсолютно не означает, что этот тип не существует. Увы, он слишком распространен. И здесь я приведу выдержки из нескольких книг, авторы которых описывают подробно характеристики депрессивного (или меланхолическогого) типа личности.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ ФРИЦА РИМАНА „ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА“ , Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. - М.: Алетейа, 1999

От того, как воспринимает ребенок образ матери и каким в его представлении является опыт общения с ней, зависит его отношение к самому себе… Мать является внутренней духовной инстанцией для ребенка, от которой исходит его отказ от самого себя. Поэтому центральной проблемой депрессивных личностей является “неудавшийся поворот к себе”, недостаток развития своего существования как субъекта и свойственный им личностям страх быть оставленными.

Чем меньше мы учимся развивать свое личное существование, свою самостоятельность, тем больше нуждаемся в других. Таким образом, можно констатировать, что страх утраты является обратной стороной слабости “Я”.

Если “Я” недостаточно развито, то такой человек нуждается в поддержке со стороны и вступает в тем большую зависимость от другого, чем слабее он сам.

В связи с тем, что мир противостоит столь слабому “я”, депрессивные личности все воспринимают как требования к ним; они видят перед собой целую гору требований, от чего, в конечном итоге, впадают в отчаяние и разочарование.

Из-за слабости “Я” у них возникают сильные собственные побуждения, желания и установки, направленные на уклонение от таких требований, которые они считают чрезмерными. Однако уклоняться им сложно, так как депрессивные личности не могут сказать “нет” из-за страха утраты и чувства вины. Поэтому они либо продолжают находиться в депрессивном состоянии, либо, когда чаша их терпения переполняется, подсознательно “бастуют”, что, однако, не освобождает их от чувства вины.

Из-за накапливающейся ненависти и зависти, которые они не решаются высказать, депрессивные личности либо испытывают отвращение к жизни, либо вынуждены искупать вину постоянными самообвинениями и наказанием самих себя.

Чем настойчивее они стараются уменьшить страх перед собственным существованием, тем больше отвергают собственную личность, что создает неразрешимую ситуацию. Здесь может помочь только РЕШИМОСТЬ отстоять свою индивидуальность.

Депрессивные личности всегда подходят к пределу своей приспособляемости и готовности к самоотречению.

Вследствие слабости собственного “Я” самообеспечение в этом мире кажется избалованному ребенку невыполнимой задачей, которая пугает и разочаровывает его.

Им свойственна глубокая убежденность в том, что они не в состоянии быть счастливыми. Они охотно заранее отказываются от счастья, боясь большего разочарования в будущем.

Оказываясь в безвыходной ситуации, подобные личности стараются угадать и выполнить все требования, не испытывая при этом радости жизни; пытаясь же отказаться от выполнения требований, они оказываются во власти тяжелого чувства вины. Таким образом, они подсознательно повторяют ситуацию своего детства.

Здоровые лица, принадлежащие к этому характерологическому типу, в межчеловеческих отношениях выделяются склонностью к сопереживанию, готовностью заботиться и помогать. Заботливость, взаимопомощь и взаимопонимание являются отличительной особенностью их поведения. Они могут прощать, могут быть терпеливыми, могут без сожаления подарить или отдать ценные вещи и лишены проявлений эгоизма. Они отличаются привязанностью в своих эмоциональных связях, скромны и непритязательны в потребностях, легко отказываются от необходимого. Жизнь они воспринимают как тяжкое бремя; в то же время, в качестве противовеса этому, у них развит юмор - как “смех вопреки всему”.

Выдержка и вынос¬ивость - их главные добродетели. Душевная обязательность и ответственность, глубина чувств и теплота являются их лучшими качествами.

Они глубоко благодарны за то, что имеют, и счастливы, если кто-нибудь отметит их способности или хоть немного напомнит им о себе. Они воспринимают благодарность как милость, обнаруживая тем самым истинное смирение.

Они принимают жизнь такой, какая она есть, и любят ее.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ КАРЕН ХОРНИ „НЕВРОЗ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ" , Перевод Е.И.Замфир, СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997

НЕУМЕНИЕ ОСОЗНАВАТЬ ВЫГОДНОСТЬ СВОЕГО ПОЛОЖЕНИЯ И НЕУМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЕЮ

Привилегии в его глазах превращаются в обязанности. Он не осознает превосходство своего знания и в решительный момент неспособен показать его. Он приходит в растерянность в любой ситуации, в которой его права определены нечетко. Предъявляя совершенно законные требования, он чувствует себя так, словно нечестно пользуется невыгодным положением другого. Он или совсем отказывается просить других, или просит, извиняясь за свою "бессовестность". Он может быть беспомощен даже перед теми, кто на самом-то деле зависит от него, и не может защититься, когда они обращаются с ним просто оскорбительно.

О ГОРДЫНЕ

Его идеальный образ самого себя в первую очередь – сплав "достойных любви" качеств, таких, как отсутствие эгоизма, доброта, щедрость, смирение, святость, благородство, сострадание. Беспомощность, страдания, жертвенность подлежат прославлению уже вторично. Поощряются также чувства: радости и страдания, чувства не только к отдельным людям, но ко всему человечеству, к искусству, природе, всевозможным "общечеловеческим" ценностям. Глубокие чувства – часть его образа самого себя.

Поскольку безгрешные и достойные любви качества его ПСЕВДО-Я – это все, что у него есть, он не может не гордиться ими. Хотя он и отрекается от своей гордости, она проявляется во множестве неявных форм – в уязвимости, в различного рода избеганиях, в защитных механизмах, позволяющих "сохранить лицо" и т.п. Его имидж святого и уловителя сердец запрещает любое сознательное чувство гордости. Он должен уничтожить любой ее след. Он может ощущать себя только своим подчиняющимся, принесенным в жертву я. Он чувствует себя не только маленьким и беззащитным, но и виноватым, нежеланным, нелюбимым, глупым, некомпетентным.

Исключение гордости из осознания входит в его способ решения внутреннего конфликта. Это влечет за собой библейский грех против себя самого – зарывание своего таланта в землю; другая сторона – табу на захват – делает его беспомощной жертвой ненависти к себе.

Какой бы ни была его скрытая гордыня или влечение к власти, он с ними "не знаком", тогда как подчиненную и беспомощную часть себя он, напротив, воспринимает, как самую суть себя самого.

Он отрекается от собственной гордости и агрессивности, но восхищается ими в других, и это играет огромную роль в его болезненной зависимости.

„НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ“ (НАДО И НЕЛЬЗЯ)

Два главных НАДО – это НАДО превратить любые любовные отношения в абсолютно гармоничные и НАДО сделать так, чтобы партнер его любил. Чувство, что его нежат и берегут, вызывает к жизни самые лучшие качества смиренной личности. Тем не менее, такая ситуация неизбежно мешает ему перерасти свои невротические трудности.

Он склонен отрицать и устранять все свои чувства захватнического плана, такие как самовозвеличивание, гордость и самонадеянность. На гордость, неважно чем, наложены всесторонние и строгие табу. В результате она не ощущается сознательно; он отрицает ее и отрекается от нее. Он сливается со своим покорным я; он безбилетный бесправный пассажир. В соответствии с этой установкой он склонен также подавлять в себе все, что имеет оттенок честолюбия, мстительности, торжества, поиска выгоды.

Табу на "агрессивность". Он не может защищать свое право на неприятие какого-либо человека, идеи, мотива, не может бороться с ними, если это необходимо. Он не может сознательно долгое время оставаться враждебным к человеку или даже недовольным им.

Табу ложатся на все, что самонадеянно, эгоистично и агрессивно. НЕЛЬЗЯ крепкими цепями сковывают его способности к захвату, борьбе, защите себя и своих интересов все, что могло бы сделать свои вклад в его развитие и повышение самооценки.

Нарушение табу вызывает в нем самоосуждение и презрение к себе. Он реагирует на них или всеохватывающей, не имеющей конкретного содержания паникой, или же ЧУВСТВОМ ВИНЫ.

Потребность сдерживать подспудную агрессивность вынуждает его крепко держаться за привычный образец смирения и тем самым усиливает его ригидность.

Он не может ни открыто требовать, ни упрекать. Труднее всего для него – критиковать, делать выговоры, обвинять, даже когда это представляется оправданным.

Он должен быть беспредельно щедрым, полезным, внимательным, понимающим, жалостливым, любящим и жертвенным. Фактически, любовь и жертва в его сознании тесно переплетены: он должен всем пожертвовать ради любви – любовь и есть жертва.

Между его требованиями и его НАДО возможны безвыходные конфликты (маятник). Он решает свой внутренний конфликт, подавляя все захватнические установки и влечения и давая дорогу склонностям отказывать себе и отказываться от себя.

СТРАДАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

Страдание становится основой требований. Оно – не только мольба о внимании, заботе и сочувствии, но дает право на все это. Оно служит поддержкой невротического решения и, следовательно, имеет интегрирующую функцию. Страдание – это также особый путь мщения.

Страдание обеспечивает ему сверхдостаточное алиби как в том, что он на самом деле многого не сделал в своей жизни, так и в том, что не достиг своих честолюбивых целей. Его страдание позволяет ему сохранить лицо, постановив для себя, сознательно или бессознательно, что он бы достиг самых высоких вершин, не срази его загадочный недуг.

САМОУМАЛЕНИЕ

Он не может постоять за себя, и это приложимо не только к его столкновению с другими, но и к своим нападкам на самого себя. Он так же беззащитен против собственных обвинений, презрения, мучительства и т.п., как и против нападения со стороны окружающих.

Самый процесс самоумаления – не только средство избежать захватнических установок и держаться в узких рамках НЕЛЬЗЯ, но также и средство умиротворить собственную ненависть к себе. Другой путь – пассивное вынесение вовне (он считает, что его обвиняют, подозревают, пренебрегают им, унижают, презирают, издеваются над ним, пользуются им или откровенно жестоко обращаются). Это портит его отношения с окружающими, а он, по многим причинам, особенно к этому чувствителен.

Он не может отбросить самообвинения, воспользовавшись самооправданиями, потому что иначе он нарушил бы свои НЕЛЬЗЯ на высокомерие и тщеславие.

Не может он и сколько-нибудь успешно ненавидеть или презирать других за то, что он отвергает в себе самом, потому что он должен быть "понимающим" и уметь прощать.

Если на переднем плане – презрение к себе, он может реагировать страхом быть смешным. Страх, что люди сочтут, что это смешно, если он вступит в дискуссию, выставит свою кандидатуру на какую-либо должность или дерзнет написать что-либо.

ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

Двойственность отношению к людям: на поверхности преобладает "наивное" оптимистическое доверие, а в глубине – неразборчивая подозрительность и негодование.

Для него благоприятно то окружение, которое не принуждает его к большему, чем он может, и допускает ту меру удовлетворения, в которой он (в соответствии со своей структурой личности) нуждается и которую решается сам себе позволить (ведя жизнь, посвященную другим или какому-то делу, жизнь, где он может забывать о себе, помогая и принося пользу другим, и будет чувствовать себя нужным, желанным и приятным).

Он ищет других людей, чтобы укрепить свои внутренние позиции: другие дадут ему чувство, что его принимают, одобряют, нуждаются в нем, желают его, он нравится, его любят и ценят. Его спасение – в руках других. Его нужда в людях не только крепко укоренена, но часто приобретает характер безумия. Любовь (симпатия, нежность, дружеское расположение, благодарность, половая любовь или чувство, что в тебе нуждаются и ценят тебя) имеет для данного типа личности притягательность. Он так сильно нуждается в других, что по этой самой причине должен избегать трений с ними.

Он упорно ждет добра. Это выглядит так, как если бы он хранил непоколебимую веру в прирожденную человеческую доброту. Он более открыт, более чувствителен к приятным качествам других людей. Но компульсивность его ожиданий не дает ему проявить хоть какую-то разборчивость.

Он, как правило, не может отличить истинное дружелюбие от массы его подделок. Его слишком легко подкупить любым проявлением тепла или интереса. Его внутренние предписания гласят, что он ДОЛЖЕН любить всех и ДОЛЖЕН никого ни в чем не подозревать. Его страх перед противостоянием и возможным столкновением заставляет его не видеть в упор, отметать в сторону, сводить к нулю и всячески оправдывать такие черты, как лживость, изворотливость, эксплуататорство, жестокость, вероломство.

Он отказывается верить в любое намерение обмануть, унизить, использовать. Хотя им часто злоупотребляют (а еще чаще он так воспринимает происходящее), это не изменяет его основных ожиданий. Чем больше он ждет от людей, тем больше он склонен идеализировать их.

У него нет реальной веры в людей.

Он становится легкой добычей для желающих им попользоваться, но часто осознает это много позже и тогда может ужасно рассердиться на себя и на эксплуататора.

Он – оскорбленная невинность и может решиться сказать партнеру все, что он о нем думает. Но на другой день он пугается собственной смелости: как своих требований от другого, так и своих обвинений к нему; пугается перспективы его потерять.

Он склонен подчиняться другим, зависеть от них и ублажать их. Если в отношении других к нему есть что-то, напоминающее восхищение им или признание, то это ставит его выше других и заставляет чувствовать себя неловко (ведь ему НЕЛЬЗЯ считать себя выше других или проявлять подобные чувства в своем поведении).

Чего он жаждет, так это помощи, защиты, поглощающей любви. Он живет с расплывчатым чувством неудачи (в том, чтобы жить, как НАДО) и поэтому склонен чувствовать себя виноватым, хуже и ниже других, и даже презренным. Ненависть и презрение к себе, происходящие из этого чувства неудачи, выносятся им вовне: он считает, что это другие обвиняют или презирают его (ПРОЕКЦИЮ).

ЧТО ОН ОЖИДАЕТ ОТ ЛЮДЕЙ

1. он должен чувствовать, что его принимают (в любой доступной форме: внимания, одобрения, благодарности, дружбы, симпатии, любви, секса). Он меряет свою ценность монетой любви, используя здесь это слово в широком смысле, обобщающем различные формы расположения: он стоит столько, насколько он нравится, нужен, желанен или любим.

2. он нуждается в человеческих контактах и в компании потому, что не может оставаться один ни минуты. Он сразу чувствует себя потерянным, словно отрезанным от жизни. Как ни болезненно это чувство, он может его терпеть, пока его плохое обращение с самим собой не выходит из рамок. Но как только его самообвинения или презрение к себе обостряются, его чувство потерянности может перерасти в несказанный ужас, и именно в этой точке его нужда в других становится безумной. Его представление - что если он сейчас в одиночестве, то это означает, что он не желанен и не любим вообще, а это – позор, который надо хранить в тайне. Позор – отправиться одному в кино или в отпуск, и позор – остаться одному на выходные, когда все другие вращаются в обществе. Это иллюстрирует, до какой степени его уверенность в себе зависит от того, заботится ли кто-нибудь о нем хоть как-то.

3. Он нуждается в других, чтобы у любой мелочи, какую бы он ни делал, был СМЫСЛ и вкус.

4. Он нуждается в помощи, и в невероятных размерах. По его мнению, та помощь, в которой он нуждается, остается в самых разумных границах, и это происходит отчасти потому, что основная часть его потребностей бессознательна. Его потребность в помощи на самом деле доходит до ожидания, что для него будет сделано все. Другие должны проявить инициативу, сделать его работу, взять на себя ответственность, придать смысл его жизни или так завладеть его жизнью, чтобы он жил ими, через них. Это не только средство смягчить тревогу; без любви и он и его жизнь ничего не стоят и бессмысленны. Поэтому любовь – неотъемлемая часть решения о смирении. Если говорить языком чувств такого человека, любовь становится необходима ему, как воздух. Любовь и в более широком смысле: знаки дружбы, особого внимания или интереса.

5. Он считает, что имеет право быть осыпанным милостями. Глубоко бессознательная потребность в любви, привязанности, понимании, сочувствии или помощи превращается в требование: "Я имею право на любовь, привязанность, понимание, сочувствие. Я имею право на то, чтобы для меня все делали. Я имею право не гнаться за счастьем, оно само должно упасть мне в руки".

На чем этот тип личности основывает свои требования и чем их подкрепляет?

1. Он усиленно старается стать приятным и полезным, переоценивает то, что делает для другого человека (этот человек, может быть, вовсе не хотел такого внимания или щедрости; его предложения похожи на крючок с наживкой; он не принимает во внимание свои не слишком приятные черты).

2. Страдания бессознательно ставятся на службу невротических требований, что не только останавливает побуждение их преодолеть, но и ведет к неумышленному преувеличению страданий. Он должен доказать, в первую очередь себе, ради собственного спокойствия, что имеет право на удовлетворение своих потребностей. Он должен чувствовать, что его страдание такое исключительное и огромное, что дает ему право на помощь (поскольку он боится оставаться один, то и другие должны оставаться дома; поскольку он не выносит шума, все должны ходить по дому на цыпочках).

3. Чувство, что он обиженный, потерпевший, и имеет право требовать, чтобы ему возместили причиненный ущерб (этот человек все время жаждет любви и чувствует себя обиженным):

  • другие нередко пользуются его беззащитностью и готовностью чем-то помочь или пожертвовать. Из-за ощущения своей ничтожности и неспособности за себя постоять, он иногда не осознает таких злоупотреблений.
  • даже если он в каком-то отношении фактически удачливее других, его НЕЛЬЗЯ не позволяют ему признать свои преимущества, и он должен представлять себя (и, следовательно, ощущать) в более затруднительном положении, чем они.
  • он чувствует себя обиженным, когда не исполняются его многочисленные бессознательные требования – например, когда окружающие не отвечают ему с благодарностью на его судорожные усилия угодить, помочь и чем-то пожертвовать им. Его типичный ответ на фрустрацию требований – не столько праведное негодование, сколько жалость к себе за несправедливое обращение.
  • еще более ядовиты те обиды, которые он испытывает, занимаясь самоумалением, самоупреками, презрением к себе и самоистязанием. Связь между неожиданным усилением самообвинений и последующим чувством обиды!!! Как только при виде своих трудностей поднимутся самообвинения, его мысли немедленно перекинутся на тот случай или период из его жизни, когда с ним действительно плохо обращались. Он может драматически преувеличивать причиненное ему зло и скучно застревать на нем. Если, например, он смутно ощущает, что проявил к кому-то невнимание, он может, с быстротой молнии, переключиться на чувство обиды.
  • Дикий страх сделать что-то "не так" заставляет его чувствовать себя жертвой, даже когда реально это он подвел других или путем непрямых требований сумел им что-то навязать. Ощущение "я – жертва", таким образом, становится защитой от ненависти к себе. Чем более злобными становятся самообвинения, тем более неистовыми должны быть доказательства и преувеличения зла, причиненного ему, и тем глубже он проживает это зло. Эта потребность может быть непоколебимой, что делает его недоступным для помощи на вечные времена (если принять помощь или увидеть, что ее предлагают, позиция жертвы попросту рухнет). При каждом внезапном усилении чувства обиды - возможное увеличение чувства вины.
  • Он может провоцировать на плохое обращение с собой. Так он становится благородной жертвой, страдающей в лишенном благородства и жестоком мире.

Характерологические паттерны маниакально-депрессивных личностей создаются депрессивной динамикой. Люди, которые могут быть названы маниакальными, характеризуются отрицанием депрессии и руководствуются жизненными стратегиями, противоположными тем, которые бессознательно используются депрессивными людьми. Но все же основные организующие темы, страхи, конфликты и бессознательные объяснительные конструкты депрессивных и маниакальных людей аналогичны.

Было замечено, что люди в депрессивном состоянии большую часть своего негативного аффекта направляют не на другого, а на самого себя, ненавидя себя вне всякого соотнесения со своими актуальными недостатками. Данное явление описывалось как «направленный вовнутрь гнев». Депрессивные личности мучительно осознают каждый совершенный ими грех – при том, что они игнорируют собственные добрые поступки, долго переживая каждое свое эгоистическое проявление. Печаль – еще один из главных аффектов людей, обладающих депрессивной психологией.

Наиболее сильной и организующей защитой, которую обычно используют данные типы, является интроекция. Другой часто наблюдаемый защитный механизм – обращение против себя. Обращением против себя достигается снижение тревоги, особенно тревоги сепарации (если кто-то считает, что именно гнев и критицизм вызывают оставление, он чувствует себя безопаснее, направляя их на себя), и сохраняется ощущение силы (если «плохость» во мне, я могу изменить эту нарушенную ситуацию). Еще одну защиту представляет идеализация. Поскольку самооценка депрессивных личностей снижается в ответ на переживания, постольку восхищение, с которым они воспринимают других, повышает ее.

Люди с депрессивной психологией считают, что в своей сущности они плохи. Они сокрушаются по поводу своей жадности, эгоистичности, тщеславия, гордости, гнева, зависти и страсти. Они считают все эти нормальные аспекты опыта извращенными и опасными, испытывают беспокойство по поводу своей врожденной деструктивности. Они очень стараются быть «хорошими» и боятся быть разоблаченными в своих грехах и отвергнутыми как недостойные.

Поскольку люди с депрессивным типом характера постоянно находятся в состоянии готовности поверить в самое худшее о самих себе, они очень ранимы. Критицизм опустошает их. В любом сообщении, которое содержит сообщение об их недостатках, они склонны различать только эту часть коммуникации.

Депрессивные личности глубоко чувствительны к тому, что их оставляют, и несчастливы в одиночестве. Потерю они переживают как доказательство своих отрицательных индивидуальных свойств.

Мания – обратная сторона депрессии. Люди, наделенные гипоманиакальной личностью, обладают депрессивной организацией, которая нейтрализуется посредством защитного механизма отрицания.

Маниакальные люди отличаются высокой энергией, возбуждением, мобильностью, переключаемостью и общительностью. Когда негативный аффект возникает у людей с маниакальной и гипоманиакальной личностями, он проявляется не как печаль или разочарование, а как гнев – иногда в форме внезапного и неконтролируемого проявления ненависти.

Основными защитами маниакальных и гипоманиакальных людей являются отрицание и отреагирование. Отрицание проявляется в их тенденции игнорировать (или трансформировать в юмор) события, которые расстраивают и тревожат большинство других людей. Маниакальные индивиды обычно склонны к обесцениванию, этот процесс изоморфичен депрессивной тенденции к идеализации. Для маниакальной личности предпочтительно все, что отвлекает от эмоционального страдания.

Главной отличительной чертой данного типа является недостаток воли и неспособность противостоять давлению со стороны внешнего мира. Такие личности легко сбиваются с пути истинного как под давлением обстоятельств, так и под влиянием окружающих. Закономерно, что при их податливом поведении они также чувствительны и к доброму влиянию.

Вероятно, самый известный из синдромов, соответствующий данному типу, был определен Эрнстом Кречмером как циклотимия. Маниакально-депрессивные личности могут быть описаны как зависимые личности в контексте следующих характеристик:
1) не способен принимать решения без множества советов или поддержки со стороны окружающих;
2) позволяет окружающим принимать за него важные решения типа: где жить, какую работу выбрать;
3) из-за страха быть отвергнутым соглашается с людьми, даже когда считает, что они не правы;
4) ему или ей трудно проявлять инициативу в каких-либо начинаниях или просто действовать в одиночку;
5) вызывается справиться с вредной или унизительной работой, чтобы заработать симпатию окружающих;
6) в одиночестве ощущает дискомфорт или беспомощность, идет на все, чтобы избежать одиночества;
7) ощущает себя опустошенным или беспомощным, если близкие отношения с кем-либо прекращаются;
8) его часто одолевает страх быть всеми покинутым;
9) его легко задеть критикой или неодобрением.

Особенностью этого синдрома является то, что центры притяжения зависимых личностей находятся в окружающих, а не в них самих. Они приспосабливают собственное поведение, чтобы угодить тем, от кого они зависят, а поиск любви приводит к отрицанию тех мыслей и чувств, которые могут не понравиться окружающим.

Личности данного типа бывают заметно эндоморфичны – «киты в атласе» Шелдона, редко сравниваются с людьми какого-либо другого характера, и про всю совокупность таких личностей можно сказать, что это самая эндоморфичная группа.

Депрессивный человек почти всегда настроен пессимистически. В разных ситуациях, идет ли речь о семье, работе или о чем-то новом, он думает прежде всего о возможных неприятностях. Настроение у него чаще всего мрачное, о чем свидетельствует и его выражение лица, грустное и озабоченное. Он редко испытывает удовольствие, не ищет приятных для себя занятий, отчасти потому, что ничто не кажется ему таким. Он часто испытывает чувство вины и явно себя недооценивает. Таким людям кажется, что жизнь трудна, все требует усилий и вызывает страдания. И это ощущение собственной слабости и уязвимости мешает им добиваться успехов в профессии. То ли малейшее усилие их отпугивает, то ли они настроены пессимистически («ничего хорошего из этого все равно не выйдет»), то ли они вообще забыли, что это значит – испытывать удовольствие. Если вы предложите им куда-нибудь пойти, они, скорее всего, предпочтут остаться дома. Они не любят общества, компании других людей их утомляют, возможно, потому что они сами считают себя малоинтересными собеседниками.

Нельзя сказать, что эти черты типичны для всех депрессивных личностей. Многие из них очень совестливы, много работают, стараются сделать все как можно лучше, заботятся о своей профессиональном или семейном окружении. Но как бы то ни было, у таких людей мы наблюдаем:

  • негативный взгляд на самого себя: «Я не на высоте»;
  • негативный взгляд на мир: «Мир жесток и несправедлив»;
  • негативный взгляд на будущее: «Меня и моих близких ждут неприятности»;

Этот тройной негативный взгляд получил название депрессивной триады. Она также наблюдается у людей, находящихся в состоянии депрессии.

Доктор, откуда это?

Неопровержимо доказано, что наследственность играет решающую роль в возникновении и формировании депрессивной личности. Если перебрать всех родственников такого человека, то часто обнаруживается, что некоторые из них страдали депрессией. Но немалое значение имеет и воспитание. К примеру, образ родителей, постоянно усталых, озабоченных, не позволяющих себе ни малейших радостей, может послужить моделью, которую ребенок станет бессознательно имитировать. Можно предположить, что у детей все способствующее созданию отрицательного представления о самом себе увеличивает риск формирования депрессивной личности, особенно если ребенок предрасположен к этому биологически. Некоторые традиционные виды воспитания, когда детям навязываются идеалы совершенства, явно для них недостижимые, могут выработать ощущение собственной неполноценности и вины, а это, в свою очередь, приводит к формированию депрессивной личности.

«Мне кажется, я был воспитан в убеждении, что не заслуживаю счастья. Мой отец работал от зари до зари и не позволял себе ни минуты отдыха. Я сам и мои братья получили очень строгое христианское воспитание. При этом упор всегда делался на мрачную сторону: мы грешники, надо все время напоминать себе, что Христос отдал жизнь во искупление наших грехов. Это очень действовало на меня – впечатлительного и неуверенного в себе. До сих пор я во всем ищу прежде всего свою вину, часто упрекаю себя в эгоизме (то, что я эгоист, постоянно твердила моя мать). Мне трудно бывает чего-то просить, а тем более требовать, как будто защищать свой собственный взгляд или собственные интересы и вправду «эгоистично». Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, но это не разрешает всех проблем: когда у меня происходит что-то хорошее и я радуюсь, тут же возникает ощущение неминуемой катастрофы, как будто за каждую минуту счастья я должен быть «наказан» бедой», – вспоминает Тибо.

Как помочь себе?

Многие думают, что понять и осознать ситуацию – значит улучшить ее, но это, увы, далеко не так. Многие депрессивные личности без конца «пережевывают» различные причины своего состояния, но выйти из него не могут. Осознать что-либо часто бывает очень полезно, но, как правило, недостаточно. Кроме того, есть причины, по которым депрессивные личности не хотят искать помощи.

1. Они не считают свое состояние болезнью, а думают, что все дело в их характере.

2. Пока им удается справляться со своими профессиональными и семейные обязанностями, они не видят необходимости искать помощи извне.

3. Они верят в силу воли. Конечно, они чувствуют себя плохо, но думают, что если смогут проявить волю, «встряхнуться», им станет лучше. Окружающие часто разделяют это мнение и не скупятся на подобного рода советы.

4. Они считают, что их случай особенный и что говорить со специалистом бесполезно.

5. Недоверчивы к лекарствам, не видят в них необходимости.

6. Они так привыкли чувствовать себя плохо, что даже не представляют себе, что значит чувствовать себя хорошо, а потому не могут и хотеть этого.

7. Им удается повысить самооценку, убедив себя в том, что они стойко переносят трудности жизни.

8. Иногда их проблемы дают им какие-то преимущества: сочувствие окружающих, возможность «давить» на детей, не проявлять должного внимания и так далее.

Правила поведения с депрессивной личностью

Что нужно делать

  • С помощью вопросов привлекайте их внимание к положительной стороне ситуации. Например, ваш друг получил ответственную должность и уверен, что не справится. Возможно, вам очень хочется сказать: «Ты всегда видишь все в черном свете! Перестань жаловаться!» Но это не приведет ни к чему хорошему. У него останется впечатление, что его никто не понимает и не хочет понять, а это только усугубит его депрессивный взгляд на жизнь. Лучше постарайтесь, не отрицая его страхов и убеждений, напомнить о положительных сторонах ситуации, причем сделайте это в форме вопросов. «Конечно, это будет трудно, но ведь это и интересно, правда?» Не говорите с депрессивной личностью резко и напористо, попробуйте найти и привести примеры из прошлого, когда он был настроен пессимистически, но, тем не менее, все разрешилось благополучно.
  • Вовлекайте их в приятные занятия, совместимые с их возможностями.
  • Они любят отвергать все, что может доставить им удовольствие. Причин тут много, и они связаны между собой: усталость, плохое самочувствие, боязнь оказаться не на высоте, ощущение вины («у меня нет права на удовольствие») и главное, убежденность, что ситуация непременно сложится не в их пользу. В отношениях с таким людьми нужно избегать двух крайностей. С одной стороны, не следует полностью предоставлять их им самим – «пусть сами стараются, если хотят». С другой, не стоит навязывать им то, что выше их сил. Это сложно и требует от окружающих усилий: нужно оставаться спокойными, позитивными и благожелательными.
  • Проявляйте к ним уважение и хвалите по конкретным поводам. Умеренная похвала по поводу того, что они сделали, повысит их самооценку. Но стоит хвалить не самого человека, а то, что он сделал, или его поведение. К примеру, если вы скажете своей помощнице: «Вы прекрасный специалист», она подумает, что вы либо не замечаете ее недостатков, либо ставите ее так низко, что стараетесь утешить. Но если вы скажете: «Я считаю, вы замечательно вышли из положения в этой истории», она, скорее всего, примет эту скромную похвалу, поскольку она основана на конкретном факте.
  • Предложите им обратиться к специалисту. Им могут помочь лекарства или психотерапия. Но чтобы убедить их в этом, потребуется немало времени и дипломатических усилий.

Чего не нужно делать

  • Советовать им встряхнуться. «Возьми себя в руки!» «Кто хочет, тот может!». Как правило, окружающие охотно дают такие советы, но от них нет ни малейшего толка. Даже если депрессивный человек попытается им последовать, он будет чувствовать себя непонятым, отвергнутым и ущемленным.
  • Читать им морали. «Где твоя воля?» «Посмотри на меня, я все время держу себя в руках!» Такие высказывания тоже в большом ходу. Но ни морализаторство, ни обвинительный тон вам не помогут. Это все равно что упрекать близорукого в том, что он плохо видит, или человека, подвернувшего ногу, в том, что он хромает. Многие депрессивные личности и без того живут с постоянным чувством вины, незачем его усиливать.
  • Поддаваться их настроению. Рядом с ними, таким печальными и озабоченными, мы тоже впадаем в грусть или начинаем испытывать смутное чувство вины из-за того, что не можем разделить их боль. Слиться с ними воедино не поможет, как и попытка их расшевелить. Уважайте свое стремление к свободе и радости, даже если общение с депрессивной личностью иногда приводит к тому, что вы забываете об этом.

Три предостережения

  • Если это ваш начальник, регулярно проверяйте, все ли хорошо на работе.
  • Если это ваш сотрудник, чаще хвалите его.
  • Если это ваш спутник (спутница) жизни, дайте ему (ей) прочесть эту статью.

* Ф. Лелор, К. Андре «Он – шизофреник?!.. Как общаться с трудными людьми» (Поколение, 2007).

Похожие публикации