Определение экскурсии грудной клетки (ЭГК). Динамический осмотр грудной клетки Экскурсией грудной клетки называется

Обхват грудной клетки у мужчин

Физическое развитие человека происходит в соответствии с определенными биологическими законами и принципами и отражает в каждый возрастной период уровень количественных и качественных изменений тела и его функциональных возможностей. Процессы роста и развития происходят неравномерно и зависят от огромного количества внешних и внутренних факторов, основополагающими из которых являются наследственность и социальная среда.

Антропометрические показатели

Антропометрические показатели позволяют объективно оценить степень физического развития. Наиболее важными для проведения оценки являются рост или длина тела (у детей), масса тела и параметры окружности грудной клетки. Следует учитывать существующие национальные отличия в антропометрических данных, для одних народностей характерны низкий рост и широкая грудная клетка, для других, наоборот, эталоном служит высокий рост и узкая грудь. О широкой грудной клетки у мужчин читайте в материале коллеги. также встречается, об этом также в соответствующей публикации.

Антропометрические стандарты

При проведении исследований ориентируются на антропометрические стандарты - усредненные показатели, характерные для большинства людей определенного пола и возраста. Выявленные отклонения могут свидетельствовать о некоторых индивидуальных особенностях развития (например, у людей, занимающихся некоторыми видами спорта, грудная клетка будет шире) или о развитии заболевания. Существуют и определенные варианты нормы, зависящие от конституционального типа. Как известно, существует три типа физического развития: астенический, нормостенический и гиперстенический, отражающиеся соответственным образом и на размерах грудной клетки. Чаще всего, форму грудной клетки невозможно отнести к определенному типу, наиболее встречаем смешанный тип. Для определения данных параметров измеряют окружность груди на вдохе и на выдохе, поперечный и передне-задний размеры.

Методика измерения и проведения расчетов

Проводится с помощью сантиметровой ленты. Исследуемому предлагают встать ровно, не напрягаясь и не задерживая дыхание, и развести руки в стороны. Сзади лента накладывается, ориентируясь на нижние углы лопаток, а спереди - на нижний край околососкового кружка. Затем предлагают опустить руки и замечают показатели.

У взрослого мужчины окружность грудной клетки в паузе находится в пределах 85-92 см. После этого измеряют тот же самый показатель при максимальном вдохе (до чувства невозможности вдохнуть больше) и при максимальном выдохе. Путем несложных расчетов получают еще один немаловажный показатель, называемый экскурсией грудной клетки, позволяющий оценить функциональные возможности органов дыхания. Нормой считается, если грудная клетка способна расширяться от 5 до 9 см, более 10 см - показатель считается высоким, менее 4 см - низким. Зависит экскурсия грудной клетки от телосложения, подвижности грудинно-реберных сочленений и типа дыхания.

Оценка результатов

При оценке гармоничности и пропорциональности физического развития используются расчетные параметры индексов и коэффициентов, позволяющие соотнести различные антропометрические данные и охарактеризовать физическое развитие в целом. Наиболее часто используются различные весо-ростовые индексы, жизненный индекс, коэффициенты пропорциональности.

Пропорциональность грудной клетки оценивается с помощью индекса Эрисмана. Для мужчин этот коэффициент в норме колеблется в пределах от 3 до 6.

Используя антропометрические данные можно определить крепость телосложения. Его определяют по разнице между показателем роста и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Результат менее 10 говорит о крепком телосложении, а больше 36 - об очень слабом.

Что такое средостение в физиологии человека

Средостение находится в самом центре груди. Сверху его ограничивает грудная клетка, снизу - диафрагма, по бокам находятся плевральные полости, спереди - грудина, сзади - ребра. Средостение - это полость, в которой находятся жизненно важные внутренние органы, жировая прослойка, кровеносные и лимфатические сосуды.

Широкая грудная клетка у женщин

Еще в давние времена была сделано некое предположение, которое гласило о том, что люди с определенными чертами строения тела (габитусом или конституцией) обладают повышенным риском «приобретения» некоторых заболевания.

Сыпь на грудной клетке

Сыпь бывает чрезвычайно многообразна как по внешнему виду, распространенности, так и по динамике ее угасания. Иногда она исчезает бесследно, в других случаях оставляет после себя рубцы или пигментные пятна. Выделяют инфекционные и неинфекционные причины появления сыпи. Однако, и в том, и в другом случае она является лишь симптомом, то есть внешним проявлением общей проблемы со здоровьем. Поэтому не стоит оставлять ее без внимания.

обратите внимание на движение углов лопатки во время глубокого вдоха и выдоха. Асимметрия дыхательных экскурсий может быть вследствие плевритов, оперативных вмешательств, сморщивания легкого. Асимметрия грудной клетки связана с увеличением объема (вследствие накопления жидкости или воздуха в плевральной полости) или с его уменьшением, вследствие развития плевральных сращений, обтурационного ателектаза (спадения) легкого или его доли, фиброза (сморщивания) легочной ткани.

4.Оценка показателей дыхания:

а) дыхание через нос обычно наблюдается у здорового человека. Дыхание через рот наблюдается при патологических состояниях в полости носа (ринит, этмоидит, полипоз, искривление носовой перегородки).

б) тип дыхания:

грудной - обычно наблюдается у женщин;

брюшной (диафрагмальный) - у мужчин;

смешанный - иногда у пожилых.

в) частота (число дыханий в 1 минуту) - определение проводится путем подсчета числа дыхательных движений в 1 минуту незаметно для больного, для чего располагают руку на поверхности грудной клетки.

У здорового человека число дыханий в 1 минуту 16-20.

Учащение числа дыханий свыше 20 в 1 минуту (тахипноэ) наблюдается при уменьшении дыхательной поверхности легких (воспаление, спадение альвеол вследствие гидроторакса или пневмоторакса, выключение части легких из дыхания), при наличии препятствий для нормальной глубины дыхания (асцит, метеоризм, перелом ребер, заболевания диафрагмы и т.д.).

Урежение числа дыханий менее 16 в 1 минуту (брадипноэ) отмечается при угнетении дыхательного центра, которое возникает из-за повышения внутричерепного давления (менингит, кровоизлияние в мозг, опухоль и др.); при интоксикации (коматозные состояния, инфекции и др.); при обструктивных процессах (бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких).

г) глубина дыхания - определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при обычном, спокойном состоянии. У здорового человека дыхание средней глубины. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, а глубокое дыхание, наоборот, связано в большинстве случаев с патологическим его урежением. Иногда глубокое редкое дыхание сопровождается громким шумом. Оно получило название большого глубокого шумного дыхания Куссмауля и наблюдается при диабетической, уремической, печеночной комах, вследствие значительного изменения чувствительности дыхательного центра.

д) ритм дыхания - у здорового человека наблюдаются равномерные дыхательные движения. Нарушение ритма дыхания часто связано с уменьшением чувствительности дыхательного центра при тяжелых патологических процессах в головном мозге (острое и хроническое нарушение мозгового кровообращения, отек мозга, менингит), реже при токсическом влиянии на дыхательный центр (при диабетической, уремической, печеночной комах). Неритмичное или периодическое дыхание характеризуется появлением периодов задержки дыхания (апноэ). Возникновение периодического дыхания объясняется понижением возбудимости дыхательного центра, для восстановления которой необходимо увеличение в крови количества углекислоты, что происходит во время паузы. К периодическому дыханию относится дыхание Биота, дыхание Чейна-Стокса, дыхание Грокка.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными, одинаковой глубины дыхательными движениями, которые чередуются примерно через равные интервалы времени с дыхательными паузами (от нескольких секунд до полминуты).

Дыхание Чейна-Стокса характеризуется постепенным нарастанием амплитуды дыхательных движений, которые, достигнув максимума, постепенно снижаются и заканчиваются паузой (от нескольких секунд до одной минуты).

Дыхание Грокка (волнообразное дыхание) - напоминает по форме дыхание Чейна-Стокса, с той лишь разницей, что вместо дыхательной паузы отмечается слабое поверхностное дыхание с последующим нарастанием и снижением глубины дыхательных движений. Волнообразное дыхание рассматривается как проявление более ранней стадии тех же патологических процессов, которые вызывают дыхание Чейна-Стокса.

5. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки: проводится путем измерения сантиметровой лентой окружности грудной клетки при спокойном дыхании, на высоте максимального вдоха и выдоха, при этом лента сзади располагается на углах лопаток, а спереди - у места прикрепления четвертых ребер к грудине. Дыхательная экскурсия грудной клетки определяется как разность между показателями на вдохе и выдохе и составляет 6-8 см. Она уменьшается при наличии плевральных наложений (после перенесенного плеврита), пневмонии, при эмфиземе легких, ожирении.

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в %

В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов.

Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76 , а для мальчиков - Рост=6*возраст+77 . Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см.

Глава II . Определение гармоничности телосложения

Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле:

Окружность груди х 100

Рост

При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.


Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2.

Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в %

В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997).

Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие (В.П.Похлебин, 1992).

Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья.

Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью.

Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении.

Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления.

Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных.

При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997).

При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3).

На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу:

А = ширина плеч*100%

величина дуги спины,

где А – показатель осанки.

Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7.

Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными:

100-110% - нормальная осанка;

Менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки;

90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки.

Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки.

36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников.

Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001).

Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в %

Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде

Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3.

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом "щелчка". Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах. В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади. Руки обследующего охватывают область коленных суставов - большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные - в области большого вертела, а остальные пальцы - вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в). Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок. Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3x3).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

*Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

52. Антропометрия новорожденного.

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды - при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.

53. Определение экскурсии грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более - высоким.

для детей до 6 мес. - 45 – 2 (6 – n)
от 6 до 12 мес. - 45 + 0,5 (n – 6)
n – возраст ребенка в месяцах

от 1 года до 10 лет - 63 – 1,5 (10 - n)
старше 10 лет - 63 + 3 (n – 10)
n – возраст ребенка в годах

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене .

Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.

Размеры манжеты для измерения АД:

Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. - Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. - Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя).
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). - Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. - Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. - Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. - Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. - При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.

Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами:
АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.),
АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-),
где п - возраст в годах.
У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10-15 мм рт.ст. выше, чем на руках.
Пульсовое давление - разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5-6 лет - 44 мм рт.ст., в 14-15 лет - 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс - периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.
Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока.
У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.
В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится
3- 3,5 сердечных сокращения, а в старшем - 4.

  • У новорожденного - 140 – 160 ударов в минуту;
  • В 1 год - 120 – 125 ударов в минуту;
  • В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;
  • В 2 – 3 года - 105 – 110 ударов в минуту;
  • В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
  • В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
  • Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

  • Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.
  • Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

  • Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.
  • Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.
  • Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.
  • Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.

Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Восстановление проходимости дыхательных путей - первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема - разгибание головы и Эсмарха - рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара . Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).

При динамическом осмотре оценивается:

· степень учас­тия каждой половины грудной клетки в акте дыхания,

· характер (тип) дыхания,

· ритм дыхания,

· глубина дыхания,

· частота дыхания .

Больному предлагают глубоко дышать и следят за экскурсией грудной клетки.

Для определения степени учас­тия каждой половины грудной клетки в акте дыхания следят за движением ребер, межреберных промежутков, углов лопа­ток и менее заметным перемещением ключиц и сосков.

Для получения более точных результатов данный метод иссле­дования сочетают с пальпацией.

С этой целью устанавливают руки на грудную клетку таким образом, чтобы концевые фаланги больших пальцев находились у углов лопаток, а остальные пальцы, слегка раздвинутые, располагают по боковым поверхностям грудной клетки.

При нормальной подвижности обеих половин грудной клетки большие пальцы поднимаются до одинакового уровня и справа, и слева, а остальные пальцы, в связи с расширением грудной клетки в боковых направлениях, несколько раздвигаются. При отставании одной из по­ловин грудной клетки большой палец с соответствующей стороны окажется ниже.

В норме обе половины грудной клетки одинаково участвуют в акте дыхания.

Патологической при динамическом осмотре является та ее половина, которая отстает в акте дыхания.



Отставание одной половины грудной клетки при дыхании встре­чается при экссудативном плеврите, пневмотораксе, гемотораксе, долевой пневмонии, абсцессе легкого, крупноочаговом пневмосклерозе.

Рефлекторное ограничение дыхательной экскурсии, наблюдается при сухом плеврите, так как боль заставляет щадить пораженную сторону. Внелегочные заболевания (межреберная невралгия, перелом ребер) также сопровождаются отставанием одной стороны грудной клетки в дыхании.

Одновременно с выявлением формы грудной клетки, участия ее в акте дыхания обращают внимание на тип дыхания, его частоту и глубину.

Различают следующие типы дыхания :

· грудной,

· брюшной,

· сме­шанный.

При грудном (реберном) типе дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. Это дыхание характерно для лиц молодого возраста и для женщин.

При брюшном (диафрагмальном) типе основное участие в дыхании принимает диафрагма, во время вдоха заметно выпячивание верхней части живота. Это тип дыхания взрослых мужчин.

Появление грудного дыхания у мужчин свидетельствует об ограниченной функции диафрагмы. Это дыхание включается при перитоните (воспалении брюшины), поражении самой диафрагмы воспалительным процессом, при параличе диафрагмальной мышцы.

Появление у женщин брюшного типа дыхания ука­зывает на возможное поражение легких, плевры, межреберную невралгию, перелом ребер, окостенение реберных хрящей.

Смешанный тип дыхания, при котором в дыхании участвуют ниж­ние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, встречается у лиц пожилого возраста, а также при ригидности грудной клетки и снижении эластичности легочной ткани (эмфизема легких, пневмосклероз).

В норме дыхание ритмичное, глубокое, тип зависит от пола и возраста.

Глубина дыхания оценивается по экскурсии грудной клетки.

Экскурсия грудной клетки - разность между окружностью грудной клетки в состоянии полного вдоха и макси­мального выдоха. Это важный показатель состояния функции легкого (глубина дыхания) и костной-мышечной системы грудной клетки.

Сантиметровая лента накладывается так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин – по нижнему сегменту соска, у женщин – над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине (рис. 4.3.5).

В норме окружность грудной клетки у мужчин равна 88-92 см, у женщин 83-85 см. Экскурсия, в зависимости от ее объема и роста исследуемого, колеб­лется соответственно 6-8 см и 3-6 см. У лиц, регулярно занимающихся физическими упражнениями и спор­том, экскурсия грудной клетки может достигать 12-15 см.

Частоту дыхательных движений определяют подсчетом их в одну минуту. Необходимо отвлечь внимание больного, чтобы избежать возможного психического влияния на частоту дыхания.

Похожие публикации