Возникновение и значение слова род

Ведагор по этому поводу рассказывает следующее:

Род - общий корень для многих слов. У Славян нет ни однобожия, ни многобожия, есть родобожие, то есть осознание одновременно своего единства и различия с Родом. Мы с ним являемся единым существом. Поэтому те, кто говорят "Бог един", являются носителями примитивного мировоззрения. Те же, кто говорит, что "Богов много" - также мыслят примитивно. Род - единый и множественный одновременно. Ближе всего к такому мировоззрению подходит гносеология, в которой понимается, что все мы - индивидуальности, но составляем при этом единое существо, как рой пчёл, муравейник или стая перелётных птиц, стая саранчи, у которой единый разум.

По этой причине в Русском языке очень много слов именно с корнем -род-. Если борода - это богатство Рода, когда каждая волосинка обеспечивает энергетическую связь с предками, как своеобразная антенна. Поэтому предки говорили: «рубите наши головы, не трожьте наши бороды», потому, что они понимали, что если сбрить усы, состричь бороду и волосы - всё равно, что убить человека. Только при Петре I начали стричь бороды, лишая человека связи с Родом, в результате чего люди перестали осознавать. Для здравомыслящего человека сбрить бороду и стать женоликим - было преступлением против здравого смысла. Природа не даёт ничего лишнего. Если что-то дано, то это - какой-то инструмент, которым можно научиться пользоваться. Многие люди могут носить бороды, но не умеют ими пользоваться потому, что этому не обучают, они ещё эволюционно не созрели. Если людей будут обучать, как правильно пользоваться своими космами и бородой, то это будет необходимый инструмент, без которого будет невозможно жить полноценно.

Все Боги миров Слави создают свои миры. Потому они и Боги, что богаты. У них есть свои миры, так называемые локи - локализованные пространства. Этих миров (будем называть их Райскими) - множество.

Но кроме Богов есть ещё и демоны, и все из этих существ, уже высокопродвинутых, желают набрать себе как можно больше адептов, чтобы получить от них силы, способности. Известное выражение: "борьба идёт за каждую душу".

Каждый из этих Богов создаёт свои школы и секты, свои религии и общественные, партийные организации - закидывает удочки в человечество с разными мормышками, и каждый вылавливает.

Подобных школ - тьма тьмущая. Но разве в них говорят о здравомыслии или о наследии предков, которое нужно использовать? Наши предки предупреждали так: существует родовое дерево, на нём - множество листиков, каждый из них - локи, который управляется Богами или демонами. Если мы будем поливать один листик, ему будет хорошо. А другим листикам будет от этого лучше? Навряд ли. Поэтому наши предки дали заповедь: "не поливайте листья на дереве, а поливайте корень дерева". У нас есть Род, в который входят все Боги, все их школы и течения. Исполняйте свой долг перед Родом, и все Боги и демоны будут довольны вашей деятельностью, никто не будет в обиде.

"Бога славь, но и чёрта не гневи" - говорили предки. Поливайте корень дерева, и все будут довольны. Если же выбрать какой-то из листиков - любой, - то другие будут в обиде. Таким образом можно оказаться «в положении между молотом и наковальней». Предки дали хорошую заповедь: "отталкиваться от страданий, стремиться к наслаждению".

"Методика полива корня" - исполнение обязанностей, у каждого они свои. У смердов свои обязанности, у весе - свои, у витязей, священнослужителей - то же. У молодых - одни обязанности, у зрелых - вторые, у стариков - третьи. В зависимости от уровня эволюции и возраста - различные обязанности.

Интересная семья -
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет,
Всем значенье придает,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда. Какие слова называются родственными? Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?
Вот какое определение даётся в справочнике по русскому языку, составленном М. Т. Барановым:
Однокоренные слова - это слова (лексемы) с одинаковым корнем, разных частей речи (красный, краснота, краснеть, красно) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (красный, прекрасный, красноватый, красненький). Не являются однокоренными слова с омонимичными корнями (водить и вода), а также различные словоформы одной и той же лексемы, образующиеся при помощи словоизменительных показателей (вода, воду, водой и т. п.)
У однокоренных слов корень пишется одинаково и они должны иметь одно лексическое значение. Корень – общая часть родственных слов. Родственные слова, имеющие общую часть, называются однокоренными.
Что означает корень –род- и как от этого корня образовались новые слова? Попытаемся ответить.
Род, Родъ - древнейший славянский бог, родоначальник всего сущего в мире. Род - это славянский бог-творец. От Рода появились все остальные славянские боги, а от них уже произошли люди.
Корень род прослеживается во многих словах. Все, что создал Род, является его частью, находится при нем, и это суть природа. А то, что в ней народилось - это народ. Те, от кого ты произошел - твои родители. Когда к родителям дети относятся как к богам-творцам, то и проблем поколений не возникает.
Какие же слова произошли от корня –род-? Их немало. Например, имена существительные - родина, прародина, родник, родничок, родство, родня, рождение, рождаемость, рождество, роддом, родовспоможение, роженица, новорожденный, родитель, прародитель, родословная, родственник, родственничек, порода, народ, народность, народоволец, народник, народовластие, народонаселение, вырождение, возрождение, перерождение, порождение, зарождение, урод, уродина, выродок, отродье, родинка, родич, родоки, сородич, урожай, урожайность, уроженец, уроженка, зародыш, природа, месторождение, благородие, Богородица, водород, кислород, углерод, руда, родник;
имена прилагательные - родниковый, родной, родненький, родимый, родовой, родственный, двоюродный, троюродный, породистый, народный, всенародный, международный, инородный, урождённый, однородный, неоднородный, природный, природоохранный, благородный, высокородный, родовитый, первородный, прирождённый;
глаголы - родить, родиться, породниться, возродить;
наречия - сроду, сродни, по-родственному.
Заглянем в «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Благородие – С местоимениями "ваше", "его", "их" – титулование обер-офицерских и равных им гражданских чинов в старой России (с местоимениями "ваше", "ее", "их" - также их жен).
Богородица - В христианстве: Дева Мария – мать Иисуса Христа.
Возрождение - Появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье).
Вырождение - Потеря ценных свойств, ухудшение. Духовное возрождение.
Зародыш - 1. У человека и животных, а также у высших семенных растений: организм на ранней ступени развития, живущий за счет материнского организма либо питательных веществ в яйцеклетке. 2. перен. Первое появление, зачаточное состояние чего-нибудь. Подавить дурную привычку в зародыше. Прил.зародышевый, -ая, -ое (к 1 знач.). Зародышевые оболочки
Месторождение - Место нахождения полезных ископаемых (залежей), целебных источников. Месторождение золота, янтаря, нарзана, целебных грязей, нефти. Газовое месторождение.
Народ – 1. Население государства, жители страны. Российский народ. 2. Нация, национальность или народность. Русский народ. Северные народы, 3. Основная трудовая масса населения страны. Трудовой народ. Выходцы из народа. Простой народ. 4. Люди, группа людей. В зале много народу. Площади заполнены народом. При всем честном народе (при всех;разг.). мальчишки - озорной народ. Ну и народ.Прил. народный, -ая, -ое Народное ополчение. Народная интеллигенция. Народное искусство. Народное торжество. Народная медицина - лечение, основанное на опыте и практике народа.
Народник - Последователь народничества. Народница.
Народность - Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры. Малые народности Севера. Народность поэзии Пушкина.
Народоволец - Член тайной народнической организации "Народная воля" (1879 - нач. 80-х гг. 19 в.). Прил. народовольческий, -ая, -ое.
Народовластие - Власть народа, демократия. Органы народовластия.
Народонаселение - Население страны, какой-нибудь территории. Рост народонаселения.
Порода – 1. Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-нибудь признаками от животных того же вида. Скот молочной, мясной породы. Порода собак. Породы рыб. Новые породы цветных норок. 2. Род или вид деревьев, древесных растений. Древесные породы. Хвойные, лиственные породы. 3. перен. Разряд, тип людей, отличающихся от других своим внутренним складом, характером, обликом. Человек особой породы. Из породы оптимистов.4. перен. Принадлежность к какому-нибудь роду, сословию (устар.), Из купеческой породы. 5. Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Горные породы, прил. породный, -ая, -ое Породные качества животных.
Прародина – земля предков.
Перерождение - утрата прежнего мировоззрения, социального облика под воздействием чуждой среды, идеологии. Духовное перерождение.
Порождение - То, что порождено кем- нибудь или чем-нибудь. Порождение эпохи. Этот человек - порождение своей среды.
Природа - 1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мертвая природа (неорганический мир: не растения, не животные). Живая природа (органический мир). 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.). 4. перен. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений. Вирусная природа заболевания. По природе - по характеру, по натуре. По природе он добр. От природы - от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный. В природе вещей (книжн.) – о чем- нибудь обычном: так и бывает. Прил. природный, -ая, -ое. Природные богатства Севера. Природные ресурсы. Природные условия.
Роддом- Сокращение: родильный дом. Прил.роддомовский,-ая, -ое.
Родина - 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого- нибудь или чего- нибудь, возникновения чего- нибудь: Москва - его родина. Индия - родина. шахмат. Вторая родина- место, давшее кому- нибудь приют, ставшее родным.
Родинка - Врожденное пятнышко на коже, обычно выпуклое. Родинка на щеке.
Родитель - (устар. и прост.). То же, что отец.
Родич - 1. Член рода". 2. То же, что родственник (устар. и ирон.).
Родник – 1. Водный источник, текущий из глубины земли, ключ 2.Напиться из родника. Уменьш. Родничок Прил. родниковый, -ая,-ое. Родниковая вода.
Родня - 1. собир. То же, что родственники. Многочисленная родня. 2.То же, что родственник или родственница (разг.). Он мне родня.
Родственник - Человек, который находится в родстве с кем- нибудь. Дальний, близкий родственник. Родственник со стороны отца. Бедный родственник. (также перен.: человек, которому покровительствуют, помогают из милости). Родственница
Родство - 1. Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях. Дальнее родство. Не помнящий родства (тот, кто не знает или не дает сведений о своем происхождении, месте рождения; устар. офиц.). Иван, не помнящий родства (о человеке, не дорожащем старыми связями, а также прошлым своего народа, родины; презр.). 2. собир. Родня, родственники (устар.). Многочисленное родство. 3. Близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Родство славянских народов. Родство идей. Родство душ. Прил. родственный, -ая, -ое- Родственные связи, отношения.
Рождаемость - Количество рождений. Рост рождаемости.
Рождение - День, число, когда кто- нибудь родился, а также (разг.) то же, что день рождения. Пригласить на рождения.
Рождество - Один из христианских (у православных - один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/7 января). Ночная служба под Рождество. Торжественное богослужение на Рождество. В ночь перед Рождеством или под Рождество. 2. Саморождение Иисуса Христа. Великое событие - рождество Христово. Рождество Богородицы - один из двенадцати основных православных праздников в память рождения девы Марии - матери Иисуса Христа (8/21 сентября). Прил. рождественский,-ая, -ое Рождественские морозы. Рождественский дед (то же, что Дед Мороз).
Сородич - 1. Родственник, родич (устар. и ирон.). 2.Человек, близкий с кем- нибудь по происхождению, национальной принадлежности, месту рождения. 3. перен. Животное или растение, принадлежащее к одному роду. Домашняя кошка и ее дикие сородичи.
Урожай – 1. Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов; сами такие уродившиеся плоды, злаки. Собрать весь урожай. Богатый урожай. Урожай бахчевых. Убрать урожай. Свезти урожай под крышу. Сохранить весь урожай. 2. Высокий, хороший сбор таких растений. В этом году урожай на орехи, грибы, ягоды. Урожай на рекордсменов (перен.: очень много; шутл.). Прил. урожайный, -ая, ое.
Уроженец - Человек родом из определенной местности, родившийся в определенной местности. Уроженец Москвы (московский уроженец). Уроженка.
Богата и разнообразна лексика русского языка. Одних только слов с корнем – род- великое множество. Они могут рассказать вам историю вашего рода, родины, о происхождении жизни на Земле, ведь всё когда – то родилось, зародилось, народилось, уродилось, у всего на свете есть Родина, мы сильны и счастливы со своим народом и гордимся своим родом.

Использованная литература:
1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 4-е издание // М., ООО «Издательство ЭЛПИС», 2005 // 944 с.

Министерство образования Республики Башкортостан
МОБУ СОШ с. Камышлытамак

Исследовательская работа

Всё, что создал Род...
(изучение слов с корнем
– род-)

Выполнила: ученица VII класса
Хуснутдинова Клара.
Проверила: учитель русского
языка и литературы
Хуснутдинова Г. Т.

Почему один муравей не знает, как строить муравейник? И даже десять, двадцать и тридцать муравьев не делают этого. Они только безтолково бегают и суетятся. И только когда набирается определённое их количество, они как по команде из единого центра начинают создавать свой дом по определённым правилам.

Муравейник - очень сложное многоэтажное сооружение, но каждый муравей чётко знает, что ему делать. Учёные разделяли строящийся муравейник тонким свинцовым листом пополам, исключая тем самым возможность общения муравьев. Но эти трудолюбивые насекомые продолжали строить муравейник по обе стороны листа как ни в чём не бывало. Причём все ходы чётко стыковались друг с другом с разных сторон листа.

Оказывается, что так ведут себя не только муравьи и другие насекомые. У перелётных птиц происходит примерно то же самое. Одна птица не знает, куда ей лететь. И две, и пять тоже не знают. Но когда их набирается определённое количество, то одна из них становится вожаком стаи и ведёт остальных по строго установленному маршруту. Откуда она получает необходимую информацию? Раньше учёные думали, что вожаком может стать только опытный самец, которому уже известен этот путь. Но оказалось, что вожаком стаи может быть и совсем молодая птица, которая ни разу не летала этим путём.

Интересно отметить, что жизнедеятельность людей подчинена тем же правилам. Если каждый из нас будет жить сам по себе, то мы будем заниматься какой угодно деятельностью, но так и не будем знать, что нам действительно необходимо для полноценной жизни.

Наследие наших Предков на этой планете очень давнее. Согласно Ведам оно насчитывает несколько миллионов лет. И весь этот колоссальный опыт, вся эта информация содержится в нас с вами. Она записана на генетическом уровне. Какая огромная Сила! Когда мы говорим, что разбили шведов под Полтавой, то буквально подразумеваем, что это МЫ участвовали в этом сражении. На самом деле МЫ помним это. Если я слышу о том, что много-много тысяч лет назад наши предки покинули свою прародину Гиперборею и переселились на евразийский материк, то каждая клеточка моего тела отзывается на эту информацию. Это знание записано в глубинах моего подсознания.

Если наши действия будут соответствовать устремлениям, содержащимся в Родовом памяти, если мы будем исполнять , то обретём РОДОВОЕ СОЗНАНИЕ (совместное знание с Родом). То есть сможем пользоваться общеродовой памятью и всем, что в ней накоплено. Такие действия наши предки называли здравомыслием, потому что, подключившись к НЕМУ, мы действуем по Прави, то есть правильно.

Связь поколений, их гармоничное взаимодействие очень важно для всех членов Рода. Без невозможно . Точнее, оно возможно до определённого уровня, дальше которого можно идти, только наполнившись энергией Рода. Для этого особенно важно среди родственников учиться понимать друг друга и помогать друг другу. Род воспитывает уважение друг к другу, почитание старших, а это необходимое условие духовного развития. Силы и энергии, вложенные в построение этих отношений, окупаются сторицей.

На самом деле уважение и почитание старших - это очень серьёзная аскеза. Вместе с уважением к предкам и старцам, к волхвам и духовным наставникам к нам приходит Сила Рода. Раньше без благословения родителей вообще никаких важных дел не делали. Дети были послушны, они понимали, что такое связь с Родом. Это огромная Сила. Это особая Сила. Сила Жизни.

Как засыхает, так и человек без связи с Родом не способен к жизни. Поэтому, если у вас есть обиды на родителей и претензии к ним, простите их немедленно. Единственное чувство, которое может и должно быть у нас к родителям, - это чувство глубокой любви, уважения и благодарности.

Просто меняйтесь сами, начинайте их радовать своими собственными изменениями и достижениями в жизни, и тогда ваши родители незаметно станут меняться по закону отражения.

Однажды я зашёл к своим родителям пообщаться. Они досматривали какой-то мексиканский или бразильский сериал. Я не смотрю телевизор уже много лет, но не стал им мешать, а решил досмотреть вместе с ними. «Заодно, - думаю, -увижу, что сейчас показывают по ящику». Оказалось очень даже интересно и поучительно.

По сюжету фильма отец-пропойца, который жил в трущобах, пришёл к своей дочери, очень респектабельной леди, просить деньги на лечение матери. Дочь была старшей в семье, и когда-то, когда ей было четырнадцать лет, отец выгнал её из дома. «Нечего кормить нахлебников, - сказал он. -Иди и пробивай сама себе дорогу в жизни». И пробила. Ей было очень тяжело, приходилось много работать, чтобы прокормить себя, но постепенно она заработала немного денег, потом стала успешной в бизнесе, открыла свой магазин, купила дом. И вот прошло уже около двадцати лет с тех пор, как её выгнали из родного дома, и старик пришёл к ней просить денег.

Как ты посмел вообще прийти ко мне? - кричала на него его дочь. - Ты ничтожество! Ты выкинул меня на улицу, а теперь, когда я стала успешна, вдруг вспомнил обо мне.

И вот тогда этот старик сказал ей очень мудрые слова:

Ты знаешь, на самом деле ты благодарить меня должна.

Тебя? Благодарить? За что? - возмутилась женщина.

Тогда, двадцать лет назад, я помог тебе изменить твою судьбу. Если бы я не выгнал тебя, ты сейчас наверняка не имела бы всего этого. Посмотри на своих братьев, - продолжал её отец. - Один умер от туберкулёза, другой - наркоман, а третий - младший - уже связался с шайкой преступников.

Неизвестно, что было бы с тобой, но ясно одно - не было бы ничего хорошего. Тебе нужен был толчок, и я тебе его дал. Жестоко? Да. Но по-другому не получилось бы.

После этих слов её отец развернулся и ушёл. А его дочь очень серьёзно задумалась.

На следующий день она пришла к своей подруге и рассказала обо всём. И та сказала ей, что отец её прав.

Иногда удары судьбы, - сказала подруга, - помогают нам стать сильнее.

После этого главная героиня начала заботиться о своих родителях и помогать своим братьям.

В начале XX века революция отрезала корни большинства Родов. И дальше деятельность государства была направлена на то, чтобы ещё больше нарушить связь поколений: массовые переселения людей, репрессии, отказ от духовности привели к тому, что мы получили Иванов, не помнящих родства. Сейчас пришло время восстановить родовые корни и связь поколений.

Мы, проживая в больших городах «цивилизованного» мира, стали забывать о существовании Рода. Порой хозяин элитной собаки знает её родословную вплоть до десятого колена, а мы же не имеем понятия о своей собственной родословной. И если мы ещё как-то знакомы с жизнью своих родителей, то что мы знаем о втором, третьем поколении?..

Чтобы хорошо разобраться в своей жизни, желательно тщательно изучить жизнь своих близких. Где они родились, как проходило их детство, как познакомились ваши родители, при каких обстоятельствах, какие были у них отношения? Важно также знать, какое было у них предназначение, род занятий. Глубоко разобравшись в этих вопросах, можно очень многое понять в своей жизни. А если погрузиться в жизнь дедушек и бабушек...

Вообще-то важно не количество колен своего Рода (хотя и это важно), а глубина понимания жизни предыдущих поколений. А ещё более важно наладить добрые отношения с живыми родственниками. Через них-то и оживится весь Род.

Однажды я познакомился с очень интересным человеком, который давно интересуется славянским ведизмом. По роду своей деятельности он был в Африке, в столице Нигерии, в составе одной украинской делегации. Там познакомился с нигерийцем, который в своё время учился в Москве в Университете имени Патриса Лумумбы. Тот пригласил его в гости, в джунгли, где обитало его племя.

Я был крайне удивлён! - рассказывал мой знакомый. - Представь, глубоко в джунглях живёт племя африканцев по ведическим законам наших Предков. У них до сих пор царит общинно-родовой строй, - продолжал свой рассказ знакомый, - но их нельзя назвать дикими. Скорее наоборот: мы со своими пороками и страстями - дикари против них. Всё у них гармонично и правильно. Младшие почитают и уважают старших. Во всём с ними советуются. Юноши, достигшие определённого возраста, проходят ряд серьёзных испытаний и посвящений. Каждый занимается своим делом, и в первую очередь - на благо общины. У них есть совет старейшин, который решает все вопросы. Есть шаман, как наш волхв, с которым советуются по важным делам и к которому обращаются за помощью в случае болезни.

Когда-то и мой дед говорил мне, - закончил свой рассказ знакомый, - ты, Андрей, должен прожить свою жизнь честно и достойно, чтобы, когда придёт срок, предстать перед Предками и Богами и сказать им: «Вы меня породили, и я сделал то-то и то-то для процветания нашего Рода, Народа, Державы, для преумножения Рода Славянского».

Чтобы никогда не прерывалась связь поколений и чтобы свободно текли родовые энергии, у наших Предков существовал обряд благословения. Благословляли родители и старшие в роду своих детей и внуков на создание семьи, на свершение каких-либо дел. Это очень важный обряд. Он позволял каждому в семье получить доступ к энергиям Рода.

В наше время молодёжь в большинстве случаев не знает этого ритуала и живёт без благословения родителей. Мало того, многое делается вопреки советам Предков, а то и вовсе осенено их проклятиями. Может быть, и наши родители не получили благословения от своих родителей. И им самим нужна помощь и поддержка Рода.

У человека, лишённого родительского благословения, перекрывается доступ к энергиям Рода, и ему становится значительно труднее справиться с определёнными жизненными ситуациями. У нас разработана специальная медитация, которая так и называется «Благословение». Она позволяет получить благословение на тонком плане по всей цепочке поколений, соединяясь с Душами Предков. Эти действия могут многое изменить в жизни, и новые, необычные энергии Рода вольются в вашу жизнь.

Вы можете проделать это самостоятельно. Главное - осознать важность благословения и быть искренним в желании его получить.

Второе важное действие - искренне попросить прощения у родителей за непослушание, за то, что часто шли против их воли.

Третье - опять же искренняя благодарность своим родителям за акт вашего рождения в этом мире. Вы должны осознать, что ваши родители - самые лучшие для вас. А вы - самый лучший ребёнок для них. Ваша Душа выбрала их среди остальных пар и пожелала воплотиться именно через этого мужчину и эту женщину.

И наконец, четвёртое - сделайте какой-то реальный шаг в отношении своих родителей. Это может быть конкретный поступок, если они рядом. Или телефонный звонок, доброе письмо, если они далеко.

В конце концов, придите к своим родителям и попросите у них благословения, как говорится, задним числом. Постарайтесь им объяснить, для чего вам это нужно. Я думаю, они поймут вас.

Как правило, после получения благословения начинает меняться жизнь не только у прошедшего этот обряд, но и у родственников во всём Роду. Устанавливаются благоприятные отношения, налаживаются связи, уходят проблемы, легче решаются различные задачи.

Человек не может существовать вне своего Рода. Программа Рода будет действовать на нас, хотим мы того или нет. Единственное, что мы можем сделать, - это изменить эту программу, работая над собой. Ведь . Конечно, это не простая задача, но её нужно решить.

Родовая программа всегда соответствует нашей личной карме. Перед тем как появиться в этом мире, наша душа «выбирает» родителей, Род, национальность, место и время рождения. Каждый из нас - звено в цепи поколений. И все мы опираемся на опыт своих предков. Как писал Постав Лебон: «Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие... Мы несём тяжесть их ошибок; мы получаем награду за их добродетели».

Родовая программа - это совокупные действия наших Предков. И в то же время она полностью отражает нашу личную карму. Если вы хотите узнать о ваших прошлых жизнях - это очень просто. И причём достоверно. Осмотритесь вокруг. Вглядитесь в глубину своего Рода. Например, у вас мама учительница, а папа военнослужащий. Значит, в одной из прошлых жизней вы были учителем, а в другой - служили. Если один дедушка бухгалтер, а другой воевал и погиб на фронте, то в одной жизни вы имели дело с деньгами, а в другой - защищали свою Родину и пали смертью храбрых. То же самое касается характера и способностей. Если кто-то из родственников злоупотребляет спиртным, то та же проблема была в прошлой жизни. Если мама имела очень хороший голос, а папа писал замечательные стихи, то эти же способности есть и у вас на глубоком генетическом уровне.

Исследуйте свой Род с любовью, вниманием и уважением. Это поможет вам лучше разобраться в себе, своих проблемах, осознать своё предназначение. Поверьте, вы найдёте очень много интересного для себя.

Необходимо знать свои корни, нужно изучать своё генеалогическое древо. Те, кто этим занимается, порой обнаруживают определённую связь событий, которые повторяются в Роду из поколения в поколение. Многие наши сегодняшние проблемы так или иначе связаны с какими-то событиями из прошлого. С чего начать?

Для глубокой работы желательно собрать информацию о трёх-четырёх поколениях своих предков. Начните с того, что расспросите своих ближайших родственников о ключевых событиях: рождение, школа, свадьба, смерть. Также будет полезна информация о роде деятельности, об отношениях в семье, о материальном положении, какие в роду были заболевания. Соберите также максимум информации о братьях и сестрах родственников, ваших дядях и тётях. Оформите фамильный фотоальбом. Может быть, в Роду сохранились дневники и письма. После этого восстановите связи с дальними родственниками. Пошлите им письма.

Объясните, что вы создаёте историю рода и вам нужна подробная информация о близких людях.

Во многих культурах . Дерево - древнейший символ Жизни. Из глубокого прошлого дошёл до нас Образ Родового Дерева, отражающего единство и связь трех времён: прошлого, настоящего и будущего. Корни дерева олицетворяют предков, ствол - ныне живущих, крона, ветви - будущее Рода, потомков, продолжение Рода в вечности... Плоды и семена, засевающие пространство вокруг дерева, а также листва, увядающая осенью и вновь зеленеющая весной, - знак безконечно возрождающейся жизни в смене поколений...

В безсознательной памяти человечества живёт прообраз Священного Мирового Древа, отражающий божественное мироустройство Вселенной...

Существовали Священные Рощи, в которых наши предки общались со своими Родовыми Деревьями, творили обряды, поддерживающие целостность Родов. Почитая Родовые Деревья, оживляли движение родовых энергий, получали доступ к силе Рода. Они понимали, какое важное значение имеет связь с родной землей, связь с Природой, питающей через корни сильные процветающие семьи.

Основанное на идее Рода, у наших Предков существовало - это искусство создания семьи, сохранения любви и согласия между супругами, воспитания детей, обустройства пространства семьи, семейного очага. Это целостная мировоззренческая система взглядов о семье, о ролях мужа и жены, о родительских обязанностях, о долге перед Родом и обществом. Каждый Род, каждое родовое дерево имеет огромное значение в саду человеческом! Надо осознать роль Рода, своё предназначение в этом воплощении, огромную ответственность в цепи родовых связей. Наши Предки своей жизнью подготовили наш приход сюда, мы подготовили приход своим потомкам. Для чего важна связь со своими родственниками? Мы как веточки одного дерева - засыхание одних приводит к гибели всего Древа Рода.

Всё, что было рождено Родом, по-прежнему несёт в себе его имя: Род, Роды, наРод, Родина, ПриРода (приданое Рода), поРода, Родник, боРода (богатство Рода), рожь (главный хлебный злак, дающий жизнь). Душа народа запечатлена в его языке. Род является вечным неразделимым целым, произрастающим из одного священного корня. Наши предки ведали о духовно-телесном единстве человека и Вселенной. Род Небесный - духовная часть Вселенной и Род Земной человеческий - его материальное воплощение.

Символ Древа Жизни и символ Древа Рода идентичны друг другу и раскрывают один из законов Вселенной, в соответствии с которым из первичной божественной энергии создана Вселенная: что наверху, то и внизу, что в малом, то и в большом.

Итак, наш Род - это, с одной стороны, источник Силы, дающий нам жизнь, а с другой - это наша Карма, наш Путь. Есть наш Путь и Путь Рода. Один не может существовать без другого. У каждого из нас есть своё предназначение. И оно тесно вплетается в судьбу Рода. Что-то мы должны сделать, через что-то должны пройти, чтобы изменить свою личную карму и карму своего Рода.

Наши Предки знали, что человек, достигая совершенства, помогает своему Роду на семь поколений в будущее и на семь поколений в прошлое. Так накапливается Сила Благочестия Рода, которая переходит из одного поколения в другое. И наоборот, если мы «отдаём свою душу тёмным силам», то мы не только деградируем сами, но и выкачиваем энергию своего Рода на десятки поколений вперёд и назад. Этим, кстати, объясняется, почему у одного человека при рождении есть какие-то блага, а другого - нет. Почему один рождается здоровым, а другой - больным. Дело не только в его личной карме, но и в карме Рода. Как мы будем распоряжаться этой силой - зависит только от нас. Сила Благочестия Рода - это основа для рождения гениального ребёнка.

Всеобщий мир и счастье будут утверждены на Мидгард-Земле, когда каждый человек возвратится к своим Родовым корням и исполнит своё предназначение...

по материалам из книги: Валерий Синельников - «Формула жизни. Как обрести личную силу».

Получив из трёх источников представление о Роде как о божестве, которое противопоставлялось Саваофу и сопоставлялось с Озирисом и Ваалом, мы должны рассмотреть разветвленный комплекс древнерусских слов, содержащих корень «род».

Это прежде всего группа слов, связанных с понятием родства и рождения:

Род Родичи Природа

Народ Родина Рождать

Родня Родить Урожай

О. Н. Трубачев в своем исследовании о терминах родства пишет, что «А. Брюкнер был довольно близок к истине, когда говорил, что родъ, родити означало сначала „успех“, „процветание“, „урожай“, „прибыль“, „забота“ .

Трубачев считает старославянское «РОДЪ» «чисто славянским новшеством», новым использованием индоевропейских морфем и отмечает часто встречающуюся метатезу: род – ард – арт. Это дает дополнительные значения: «происхождение», «род» (нем. Art); «высокий», «большой» (ирл. ard, галльское ardu) . Обращаясь к иранским языкам, мы видим, что в скифском Ard является культовым термином, обозначением божества. В. И. Абаев считает, что arta –ard – одно из важнейших религиозных понятий иранского мира – «божество», «олицетворение света»; осетинское «ard» – клятва, первоначально «божество, которым клянутся» .

Таким образом, слово «род» и метатеза «ард» в значении «божества», «рода», «высокого» оказываются распространенными значительно более широко, чем только в славянском мире, и в какой-то мере объясняют нам стремление автора «Слова об идолах» показать географический диапазон культа Рода. Возможно, что и имя Артемиды связано с этим корнем.

Помимо указанных выше значений слов с корнем «род», есть ещё два ряда понятий, в обозначении которых участвует этот же корень: во-первых, это обозначение воды, водного источника – «родища», родника (криницы), а также и цветов, растущих близ воды, – лилий – «родий» («кринов»). Второй раздел более обширен и требует специальных разъяснений:

Родиа – молния;

Родiе, родiя – плод граната;

Род, родьство – геенна огненная;

Родрый, ръдрый – красный;

Ръдритися – красный, краснеть.

Рдеть – красный, краснеть.

Рдяный – красный, краснеть.

Объединение в одном омониме «родиа» и молнии и плода граната представляет большой интерес, так как позволяет уяснить себе, о каком именно виде молнии идет речь, – красному круглому гранату подобна только шаровая молния, видимая вблизи .

Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: «Дети бегают рода, а господь пьяного человека».

Весь приведенный здесь ряд слов объединен смысловым стержнем: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное. «Родьство огньное» пытались объяснить ошибкой переводчиков, принявших по созвучию греческое geenna (геенна) за genea – род. Однако это маловероятно; как объяснить, что все переводчики в разных городах и в разные века обязательно ошибались, и притом всегда одинаково? Обилие славянских слов с корнем «род» в значении красного и огненного (сравни латинское ardeo – гореть, ardor – жар, зной) позволяет считать слово «родьство» славянским обозначением пекла, а не ошибкой.

Было бы очень хорошо, если бы внимание лингвистов направилось на анализ того семантического пучка, который образуют различные индоевропейские слова с корнем род – ард – арт. Впредь до такого анализа трудно представить себе весь диапазон связей и всю многогранность этого интересного вопроса. Однако уже сейчас ясно, что с богом Родом может быть связано не только рождение живого (род, народ, родить), но и природа и вода (родище, родник), и дождь (грудие, падающие с воздуха), и даже молния – родия, и огонь пекла.

Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его «огненным родством». Тогда становится понятным противопоставление Рода христианскому богу Вселенной Саваофу. Этот взгляд на Рода закрепляется данными, получаемыми из ранних переводов, где книга Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется «Родьство», а бог – творец – «рододелатель» .

В связи с полученными данными о Роде мы можем теперь обратить внимание на интереснейшее место в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, описанном арх. Варлаамом. Сборник переписан в 1476 г., по составлялся, надо полагать, в конце XIV в., так как содержит много заметок о митрополите Киприане. Содержание сборника очень разнообразно; здесь перемешаны богословские и исторические заметки, загадки, выписки из описаний путешествий, бытовые вопросы в духе «Вопрошания Кирикова» и многое другое.

Заметка о «Родных видениях», о которой пойдет речь (л. 271 об.), не обратила на себя внимания никого из исследователей. Даже сам И. И. Срезневский, знавший этот сборник, не включил словарный материал в свой знаменитый трёхтомник. Заметка становится понятной только в свете того, что сказано выше о «родском» комплексе. Приведу её целиком:

«Пишется. Григориа Синаита.

{В}осемь родных видении глаголем быти:

Первое же о бозе безводное {безвидное},

Второе – Умных Сил устроение,

Третие – Сущих составление,

Четвертое – Смотрительное слова схождение,

Пятое – Соборное воскресение,

Шестое – второе Христово пришествие,

Седьмое – вечная мука,

Осьмое – царствие небесное» .

Восемь «родных видений» представляют собой, так сказать, конспект истории Вселенной с точки зрения христианского богослова XIV в. (Григорий Синаит умер в 1310 г.).

1. Бог невидимый.

2. Сотворение планет и всего звездного мира, движимого «умными силами» (четвертый день творения).

3. Сотворение всего живого, «сущего» (пятый и шестой дни творения).

4. Схождение Христа-Слова, зримое («смотрительное») людям. Жизнь Иисуса.

5. Воскресение из мертвых.

6. Второе пришествие Христа (на Страшный суд).

7. Осуждение грешников на адские муки.

8. Царствие небесное для святых и праведных.

Первые три «родных видения» основаны на «Родстве», на библейской книге Бытия, четвертое – на Евангелии, а четыре последних отражают Апокалипсис.

Мы рассмотрели те источники, которые помогли нам раскрыть сущность представлений о боге Роде. Кроме разобранных выше, есть ещё целый ряд упоминаний в источниках, в которых порицается культ Рода и рожаниц, но не добавляется ничего нового к их характеристике. Два источника интересны для нас именно тем, что там нет Рода.

Один из них – «Слово Иоанна Златоустого …како первое погании веровали в идолы и требы им клали…». Здесь христианскому богу-творцу противопоставляется не Род, а три языческих божества, в своей совокупности составляющие мировое целое:

Стрибог – божество неба, воздуха, ветра.

Дажьбог – божество солнца и живительной силы.

Переплут – божество почвы, корней растений, вегетативной силы .

Три функционально ограниченных божества в этом сравнительно позднем (XIV в.?) источнике в своей совокупности заменили Рода, сделали излишним его упоминание.

Второй источник – это знаменитое «Слово о твари и о днии рекомом неделе», относящееся к XII – XIII вв. Речь там идет о почитании дня семидневки – воскресенья, «недели», как дня, посвященного солнцу и дневному свету. Культ этот овеществлялся: «невернии, написавше свет болваном и кланяються ему»; одновременно эти язычники «творца хулять» . В этом поучении рожаницы упоминаются, а Рода уже нет – его заменил Свет, противопоставленный христианскому богу-творцу. Праздником этого Света является каждый первый день семидневной недели – воскресенье, «День Солнца» у многих народов. Однако язычники поклоняются не солнцу («вещь бо есть слнце свету»), а «белому свету», Вселенной, «твари, написаней во образ человечь». Это, очевидно, тот самый свет, существовавший, по древним представлениям, независимо от солнца (например, в пасмурный день), о котором говорится в Библии при описании первого дня творения. Этой двойственностью света, как мы помним, воспользовался Достоевский, излагая спор юного Смердякова с лакеем Григорием. («Свет создал господь бог в первый день, а солнце, луну и звезды на четвертый день. Откуда же свет-то сиял в первый день?»)

Вот этот-то свет, не имеющий видимого источника, «неосяжаемый и неисповедимый», как эманация божества, творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников, а следовательно, и объектом обличений церковников. Церковники противопоставили божеству неисповедимого света Иисуса Христа, используя евангельскую фразу:

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: „Я – свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме“ (Евангелие от Иоанна, гл. VIII, 12). Кроме поучений, изготавливались даже „полемические“ предметы прикладного искусства: в конце XII в. во Владимиро-Суздальской Руси был изготовлен медный, украшенный эмалью медальон с изображением Спаса-Эммануила и надписью IC.XC. АЗЪ ЕСМЕ СВЕТ . Надпись на нем является прямым ответом тем же самым неверным почитателям «твари» и «света», которые поклонялись свету, «написавше его». Финифтяный образок подкрепляет датировку «Слова о твари» рубежом XII – XIII вв. Выше, в главе о славянских земледельческих культах, я высказывал предположение о том, что с культом верховного небесного божества связан определенный символ – «колесо Юпитера» с шестью спицами. Здесь уместно повторно упомянуть об этом распространеннейшем символе. Круг с шестилепестковой розеткой внутри, «громовый знак», был полисеман-тичен: он выражал и идею солнца («вещь бо есть солнце свету»), и идею «белого света», всей Вселенной. Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами (круг, крест, крест в круге, круг с вось-милепестковой или шестилепестковой розеткой), но понятие «белого света», идентичное понятию Рода, выражалось только шестилепестковвП розеткой, только колесом с шестью спицами.

В славянской деревянной резьбе верховенство Рода подчеркнуто помещением его символа на высоких местах: на щипце кровли, над стенами, а внутри домов – на потолочной матице-сволоке . Иногда на деревянных «полотенцах», спускающихся от верха кровли, помещалась, как на прялках, сложная композиция из нескольких солнц, как бы бегущих по небосводу, а центральное место занимало «колесо Юпитера», символизирующее белый свет.

Точнее всего соотношение Света (Вселенная) и солнца (субъект света) выражено на онежской прялке . В нижней части лопаски прялки показано солнце в его четырех суточных позициях: восходящее, полдневное (изогнутые многочисленные лучи подчеркивают бег светила по небу), заходящее и ночное, подземное солнце.

Выше этого солнечного круговорота поднимается мировое древо, соединяющее все ярусы мира (см. главу 2), а над ним, на самом верху прялки помещен во всю ширину лопаски тщательно вырезанный огромный шести-лепестковый «громовый знак», господствующий над всей композицией, как Род господствовал над Вселенной (см. рис. 111).

Вероятно, поэтому древним зеркалам придавалась правильная круглая форма, воспроизводящая круг небесного свода. М. И. Ростовцев подробно проанализировал сакральную роль зеркала у скифов (Ростовцев М. И. Символы царской власти). Зеркало являлось атрибутом главной богини как у скифов-кочевников, так и у скифов-пахарей (см. выше пластину из Сахновки на Роси). На сарматских зеркалах III – II в. до н. э. помещали знак с шестилепестковой розеткой (СА, 1979, № 4, с. 191 – 194, рис. 1 и 3). Точно такой же знак мы встречаем и на резной деревянной оправе русских зеркал XVIII – XIX вв. (Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М. – Л., 1934, с. 40, рис. 12). Общеизвестна роль зеркала в русских новогодних гаданиях о судьбе.

Отмеченный выше переход «колеса Юпитера» в монограмму Иисуса Христа надежно подтверждает древнее, исконное значение шестилучевого знака как символа света во всей многогранности этого понятия. Новый, христианский персонаж в соперничестве с древним Святовитом-Родом вынужден был сказать: «Аз есмь свет!».

В ряде предшествующих случаев нам помогала в уточнении того или иного образа позднейшая церковная или этнографическая календарность. Относительно Рода мы располагаем единственным, но драгоценным свидетельством: Рода вспоминали на второй день праздника рождества, 26 декабря; день этот назывался собором или «пологом» богородицы, и бабы приносили в церковь хлебы и пироги .

В одной рукописи Четьи Минеи есть интересная приписка, помещенная после всех статей сентябрьского года под 31 августа:

«А се грехи:

…Желя Роду и роженицам по рождестве в пнд {понедельник} – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе» .

Здесь языческий обряд приурочен не к следующему за христианским праздником дню (как это наблюдалось обычно), а к ближайшему понедельнику после рождества. Это делалось, вероятно, с тем, чтобы отделить, разобщить церковное и языческое. Память о рожаницах, богинях рождающих, вполне естественна, так как праздник посвящен рождению, и одной из рожаниц может быть признана Мария-богородица.

А кто же тогда Род? Очевидно, Иисус Христос.

В приведенной краткой характеристике греховного обряда в честь Рода и рожаниц есть одно слово, от правильного понимания которого зависит установление направленности всего обряда. Это слово – «желя», обычно означающее «плач», «скорбь», «погребальный плач».

В этом случае получается резкое противоречие с радостным церковным праздником рождения божества (восходящим к празднованию зимнего солнцеворота). Однако у слова «желя», «желение» есть и другой смысл – «пеня», «повинность», соответствующий латинскому «mulcta», «multa» . Тогда все становится на свои места. Мы знаем, что для языческих празднеств устраивалась «братчина», «складчина», «ссыпка», когда каждая хозяйка должна была принести свою долю продуктов для общего котла. Примером женских «ссыпок» могут служить «кузьминки» в честь Макоши Пятницы. Другим женским праздником был «полог богородицы», во время которого «варили муку», т. е. делали какое-то кушанье типа клецок или лапши. Чрезвычайно важно примечание, что на этом празднике не забывали и древнего Рода – в его честь произносились какие-то заклинания или молитвы: «Роду примолвливающе».

Единственное календарное упоминание Рода связывает его с зимним солнцеворотом («солнце – на лето, зима – на мороз»), с христианским праздником рождения Христа. Ещё раз источники наталкивают нас на сближение Рода с важнейшим персонажем христианской религии и одновременно с культом солнца, так как Христос очень часто приравнивается богословами к солнцу.

Подведем некоторые предварительные итоги тому разнородному и, к сожалению, фрагментарному материалу о Роде, который был приведен выше.

Род – творец Вселенной.

Род вдувает жизнь в людей.

Род – бог неба и дождя.

Род связан с земной водой (родники, родища).

Род связан с огнем.

Род связан с подземным пеклом (родьство огненное).

Род связан с красным цветом (рдяный, родрый).

Род связан с шаровой молнией (родиа).

Рода сопоставляют: с Озирисом, с Саваофом, с Ваалом, с Иисусом Христом (косвенно), с «Артемидой».

Если привести рядом подборку определений и эпитетов античного Зевса, сделанную А. Ф. Лосевым, то мы увидим много сходного: Зевс – орошающий землю, «дождевой»; Зевс – «имя, означающее вместе и огонь и жизнь»; Зевс есть пламенеющее вещество; Зевс один является виновником жизни для людей, он – творец нашей жизни.

«Означает же [слово Зевс] четыре: 1. Самого бога или небо. 2. Посейдона. 3. Подземного бога. 4. Солнце» .

Нетрудно заметить, что последнее перечисление четырех богов, сливающихся в одном Зевсе, очень близко (за исключением бога морей Посейдона, лишнего в славянском сухопутном пантеоне) к тем трем русским богам, которые упоминаются как бы взамен одного Рода:

Небо – Стрибог

Солнце – Дажьбог

Подземный бог – Переплут

Посейдон –

Очень важным представляется взаимоотношение всеобъемлющего Рода со Светом, божеством, которому ставят идолов, посвящают первый день семидневки, отстаивая право культа «недели», дня солнца. Если бы мы могли поступать по простому математическому правилу («когда две величины порознь равны третьей, то они равны между собой»), то легко установили бы тождество Рода и Света: каждый из них в том или ином источнике сопоставляется с христианским богом-творцом. Свет столь же всеобъемлющ, как и Род. Это сохранилось в русской лексике вплоть до XX в.: «обойти весь белый свет» – обойти всю землю; «попал в белый свет, как в копеечку» (о плохом стрелке) – здесь белый свет понимается как необъятное небо .

Близость Рода и Света заставляет нас обратить внимание на важнейшего бога средневековых западных славян – Святовита, почитавшегося в Арконе и у других балтийских славян в качестве могущественнейшего из богов. Идол его был четырехглавым и находился в большом храме. Святовиту были посвящены белый конь и оружие.

Святовит был покровителем плодородия, урожая; годичный праздник устраивался после уборки хлебов, а главным обрядовым действием было изготовление огромного, в человеческий рост, пирога. Определяя важное значение Святовита, Гельмольд называет его «богом богов» (Deus deorum). В другом месте, рассказывая о второстепенной славянской демонологии, Гельмольд снова говорит о том, что у славян есть главный бог, Deus deoruin, не называя его по имени.

«Между многообразными божествами, которым присвоены леса, поля, печали и радости, они признают единого бога в небесах, повелевающего прочими богами, и верят, что он, всемогущий, заботится только о небесном…»

Для восточных славян таким «единым богом в небесах» был Род; ему же, вероятно, поклонялись под именем Света. Для западных славян божеством «белого света» был Святовит, имя которого состоит из двух частей: первая (СВЯТ) обозначала и «святость» и «свет», а вторая (ВИТ), недостаточно разъясненная лингвистами, сближается иногда с понятиями «радости», «тучности» .

С четырехликим Арконским Святовитом Гельмольда и Саксона Грамматика давно уже сопоставлен знаменитый Збручский идол, найденный в 1848 г. на месте стыка четырех славянских племен: волынян, белых хорватов, тиверцев и бужан (см. рис. 112, 113).

Мне уже приходилось ранее писать о тождестве Рода и Святовита ; и в этой книге я уже не раз обращался к изображениям на идоле по поводу того или иного божества.

Рассмотрим весь комплекс, датируемый IX – X вв. н. э. в целом. Збручскому идолу посвящена фундаментальная работа Г. Ленчика, но автор не раскрывает содержания изображений. Подлинность Збручского Святовита в настоящее время не вызывает сомнений.

Однако внутренний смысл Збручского идола, его отдельных изображений и всей их совокупности в целом будет, вероятно, ещё долгое время предметом изучения и дискуссий.

Следует согласиться с Г. Ленчиком, что отождествление идола со Святовитом носит отчасти условный характер – описание Саксона Грамматика очень далеко от облика Збручского идола . Святовит в Арконе – это только четырехликий бог войны, а не Deus deorum, как называл его Гельмольд.

При рассмотрении четырехгранного Збручского идола поражает удивительное сочетание полной законченности, самостоятельности каждого отдельного изображения с подчиненностью каждого из них общему замыслу, единой композиции памятника в целом.

Ключом к расшифровке может послужить древнее представление о делении Вселенной на три зоны: небо, землю и подземный мир. Вслед за А. С. Фаминцыным

Примечание: в толковании ряда изображений я расхожусь с Фаминцыным (В. Р.) я думаю, что именно это и отражено в трёхъярусной скульптуре Збручского идола:

Верхняя зона (небесные боги)

1. Богиня плодородия (Макошь) с рогом изобилия в руке. На лицевой грани идола.

2. Богиня с кольцом (Лада). По правую руку богини с рогом.

3. Бог войны (Перун) с мечом и конем. По левую руку богини с рогом.

4. Безымянный бог без атрибутов. На тыльной грани идола.

Средняя зона (земля, люди) – Хоровод из двух мужчин и двух женщин, держащихся за руки. Пол соответствует полу божества в верхнем ярусе. У плеча женщины на лицевой

Нижняя зона (подземный мир) – Бог, стоящий на коленях и поддерживающий своими руками плоскость земли с людьми на ней (Белее?). Скульптор изобразил этого бога не только на лицевой грани, но и на двух боковых, дав туловище в профиль, а голову в фас, благодаря чему получились как бы три бога или («триглав»).

Конечно, эта сложная схема никак не может быть сопоставлена с описанием Святовита Арконского Саксоном Грамматиком. Здесь богу-воину посвящена только одна боковая грань.

Збручский идол выглядит много архаичнее и, если можно так сказать, «теологичнее» Святовита, хотя их разделяет не более трёх столетий.

Четырехгранность Збручского идола, несомненно, связана с очень древними, ещё неолитическими, представлениями о необходимости обезопасить себя «со всех четырех сторон». Четырехгранные и четырехликие славянские идолы известны в этих же местах уже в IV в. н. э. Если три яруса идола объединяют все три части Вселенной, то четырехгранность его также связана с его мировым смыслом – сила божества должна распространяться во все четыре стороны Вселенной.

Таков же, вероятно, смысл и четырехликого индийского Варуны и четырехликого Брамы.

Что же явилось объединяющей идеей трёх зон и четырех граней многофигурного Збручского идола? Думаю, что вся композиция подчинена образу фаллоса (идол был выкрашен в свое время в красный цвет) как выразителю идеи жизни, размножения, плодовитости.

Фаллические идолы встречаются у восточных славян в других местах, а фаллические обряды, описанные в русских источниках XI – XII вв. (погружение изображения фаллоса в ведро), подтверждены находками в Польше .

Бог Природы, бог-жизнедавец – Род мог быть изображен посредством такого архаичного символа. Его многозначимость была выражена посредством пяти других божеств, которые в своей совокупности как бы образовывали его, как Посейдон, Аид и Гелиос составляли одного Зевса.

Всю збручскую композицию можно расшифровать так: средний мир (мир земли) заселен людьми (мужчинами, женщинами и детьми).

Возможно, что они изображены здесь в ритуальном хороводном танце.

Поддерживает землю усатый бог, стоящий на коленях. Возможно, что это – Велес – всенародный бог скота и богатства, связанный с землей и урожаем. Верхний ярус – небесный. Там на каждой грани изваяно особое божество: на главной лицевой грани – Макошь с рогом изобилия; по правую руку – второе женское божество – Лада, богиня произрастания и покровительница свадеб, с кольцом в руке. Вполне возможно, что именно так персонифицировались древние представления о двух рожаницах. По левую руку богини Макоши – бог-воин, соответствующий русскому Перуну или западнославянскому Святовиту. Он вооружен мечом-палашом IX в., и ему дан конь. Мужское божество на задней грани лишено каких бы то ни было атрибутов, и его имя можно назвать только гадательно.

Сопоставим пантеон Владимира с предложенной мною расшифровкой збручских изображений.

Хорса, или Дажьбога, или Стрибога. Симаргл, как божество явно собачьего облика, отпадает. У Хорса и Дажьбога допустимо предполагать солнечные символы; их нет на божестве тыльной стороны.

Единственный бог, не имеющий никаких символов, – Стрибог, бог, связанный с ветрами. Быть может, он и изображен на обратной стороне четырехгранного истукана?

Похожие публикации