Митрополит казанский и татарстанский феофан о возвращении церковных зданий, кряшенах и казанской академии. Феофан - митрополит Симбирский: биография и фото

Дата рождения: 21 мая 1947 г. Страна: Россия Биография:

Родился 25 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской обл. в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.

В 1970 г. поступил во второй класс , которую окончил в 1972 г. и был зачислен в Московскую духовную академию.

В 1973 г. принят послушником в братство .

19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана исповедника.

В 1976 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе г. Тулы рукоположен в сан иеромонаха.

Наречен во епископа 25 ноября 2000 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Москве. Хиротонисан 26 ноября за Божественной литургией в в Москве. Богослужения совершили , митрополиты , председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы , епископы Бронницкий Тихон, председатель .

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. () назначен главой новообразованной и временным управляющим .

С июля 2012 г. по март 2014 г. — временный управляющий Троицкой епархией.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. () назначен Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой

58.)

Родился 25 мая 1947 г. в городе Дмитрове Курской области в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской Армии.

В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.

В 1970 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 году и был зачислен в Московскую духовную академию.

В 1973 году был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.

19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана исповедника.

В 1976 году в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе города Тулы рукоположен в сан иеромонаха.

В 1976 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при Московской духовной академии.

В 1977 году Определением Священного Синода направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года

С 1982 по 1984 гг. пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры.

С 1984 по 1987 гг. нес послушание секретаря Экзархата Центральной и Южной Америки.

С 1987 по 1989 гг. нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

С 1989 по 1993 гг. — Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки.

С 1993 по 1999 гг. — заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

28 декабря 1999 г. назначен (до 8 октября 2000 г.) представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

В 1979 году, в праздник Успения Божией Матери, возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.

В 1985 году, в Неделю всех святых, в Земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита.

В 1985 году награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1995 году — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Отмечен наградами Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской Поместных Православных Церквей.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2000 г. епископом Магаданским и Синегорским определено быть архимандриту Феофану (Ашуркову).

Во исполнение этого постановления 25 ноября 2000 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря чин наречения архимандрита Феофана во епископа Магаданского и Синегорского совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Тверской и Кашинский Виктор, епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

26 ноября 2000г., в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в Богоявленском кафедральном соборе Предстоятель Русской Православной Церкви и Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Магаданского и Синегорского.

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. назначен ректором Владикавказского духовного училища (журнал № 106).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 12) назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру .

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 63) назначен главой новообразованной Челябинской митрополии и временным управляющим Троицкой епархией .

С июля 2012 г. по март 2014 г. - временный управляющий Троицкой епархией.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии .

Страница 1 из 1

    Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский (12.01.1873–19.02.1940)

    Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник, хорошо известен в России как духовный отец Царской Семьи.

    Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года (ст. ст.) под Петербургом, в с. Подмошье Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей.

    Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» () , вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии.

    Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии.

    Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории.

    В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

    В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем ІІ и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи.

    Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора -- он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью.

    1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая ІІ, Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, - с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

    Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца - отец Исидор и отец Варнава.

    В 1910 году Владыка заботами Царского Семейства с Петербурга был переведен в Крым - на Симферопольскую кафедру, поскольку его слабому здоровью не подходил климат северной столицы. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла.

    В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи - в Полтаву - с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874- 940)” рассказывается так:

    “Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор при богослужениях был пуст. И Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу, дабы Господь возбудил в новой пастве его ревность духовную, возжег в душах жажду покаянной молитвы.

    Подробное жизнеописание, отдельные проповеди и письма Феофана Полтавского можно найти в книге:

    Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940) (Москва: Братство прп. Германа Аляскинского -- Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1994) .

    По этому изданию подан и наш текст. - Прим. ред.

    В ходе Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 3-8 октября 2004 года, Епископ Феофан возглавил рабочую группу по церковной благотворительности и издательской деятельности, разработавшей рекомендации по развитию церковных средств массовой коммуникации.


    Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (в миру - Иван Андреевич Ашурков) родился 21 мая 1947 года в городе Дмитрове Курской области в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской Армии. В 1969-1970 гг. нес послушание в Успенском кафедральном соборе Смоленска.

    В 1970 году Иван Ашурков поступил в Московскую Духовную семинарию. По результатам вступительных экзаменов был принят на второй курс МДС. По окончании Семинарии в 1972 году продолжил обучение в Московской Духовной академии.

    В 1973 году Иван Ашурков был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры. 19 декабря 1973 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана исповедника. 14 января 1974 года архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона. В 1976 году в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе города Тулы Феофан был рукоположен в сан иеромонаха.

    В 1976 году будущий епископ окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу "Догматическое учение святителя Василия Великого", и был зачислен в аспирантуру при Московской Духовной академии.

    В 1977 году Определением Священного Синода Феофан был направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С 1982 по 1984 год пребывал в братстве Троице-Сергиевой Лавры. С 1984 по 1987 год Феофан нес послушание секретаря Экзархата Центральной и Южной Америки. С 1987 по 1989 год нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

    1989 - 1993 гг. - Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки.

    1993 - 1999 гг. - заместитель Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1999 году назначен представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

    Во время вооруженного противостояния между двумя ветвями власти в 1993 году в Москве активно участвовал в процессе примирения конфликтующих сторон. Неоднократно лично проводил переговоры в Свято-Даниловом монастыре и осажденном "Белом доме" с участниками конфликта.

    В 1979 году в праздник Успения Божией Матери возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. В 1985 году в Неделю всех святых, в Земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита.

    В 1985 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1995 году - орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Отмечен наградами Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской Поместных Православных Церквей. Также имеет государственные награды: Орден дружбы, медаль ордена "За заслуги перед отечеством" и другие.

    26 ноября 2000 года в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Ашуркова) во епископа Магаданского и Синегорского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Тверской и Кашинский Виктор, Бронницкий Тихон, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.

    С прибытием на Магаданскую кафедру Епископа Феофана началось динамичное развитие Епархии. За два года был возведен Кафедральный собор, открыты приходы в отдаленных поселках области. В епархиальную жизнь вошли встречи Правящего Архиерея с общественность и молодежью.

    Заботы по управлению епархией Епископ Феофан сочетал с участием в работе Межрелигиозного совета России. Так, весной 2003 года перед самым началом войны в Ираке, он возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, направлявшуюся спецрейсом в Ирак с миротворческой миссией.

    Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года Преосвященному Феофану определено быть епископом Ставропольским и Владикавказским.

    В состав епархии входят шесть субъектов Российской Федерации: Ставропольский край, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика. На этой земле живут многочисленные народы, исповедующие как православие, так и ислам.

    По состоянию на декабрь 2004 года епархия насчитывает 386 приходов, где совершает служение более четырехсот священнослужителей. В Ставрополе действует единственная на юге России Православная духовная семинария, ректором которой является Епископ Феофан. Очно и заочно на трех отделениях семинарии (пастырском, регентском и иконописном) обучается около четырехсот человек. Действуют также православные общеобразовательные учебные заведения (классическая гимназия в Кисловодске и пр.).

    На протяжении последнего десятилетия на Северном Кавказе не раз совершались кровавые террористические акты, в том числе самый страшный - захват школы в Беслане, где в результате событий 1-3 сентября 2004 года погибли более трехсот человек, большая часть из которых - дети.

    С первых часов этих трагических событий Епископ Феофан находился в Беслане, куда прибыл из Нальчика, где 1 сентября совершал чин закладки собора святой равноапостольной Марии Магдалины. Преосвященный участвовал в работе штаба и, прежде всего, постоянно находился с родственниками заложников, поддерживая людей. 3 сентября Епископ Феофан принял участие в эвакуации спасенных заложников.

    В последующие недели и месяцы Епископ Феофан совершил еще несколько поездок в Беслан и Владикавказ, пребывая со своей паствой, нуждающейся в духовном руководителе. В настоящее время по его благословению при Богоявленском женском монастыре в Северной Осетии создается реабилитационный центр для пострадавших в ходе теракта.

    В ходе Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 3-8 октября 2004 года, Епископ Феофан возглавил рабочую группу по церковной благотворительности и издательской деятельности, разработавшей рекомендации по развитию церковных средств массовой коммуникации. В ходе Первого фестиваля православных СМИ (16-18 ноября 2004 г., Москва) Епископ Феофан руководил работой круглого стола "Современная православная журналистика: критерии качества и перспективы развития".

    "У патриарха Кирилла есть свой «золотой кадровый фонд», представители которого не только стремятся воспроизводить царский образ жизни своего владыки (вплоть до дворцов, самолетов и личной охраны), но и обладают определенной неприкосновенностью. Они считают себя представителями новой российской элиты и даже формируют особую философию - гедонизм на почве идей личной богоизбранности. Сегодня наш рассказ - об одном из самых ярких представителей патриаршего «кадрового резерва» - митрополите Казанском и Татарстанском Феофане, против которого собственная паства - с согласия властей республики - собирает масштабный митинг 30 октября.
    Не учел специфику региона…

    Целая пачка жалоб на нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) поступила на последнее заседание Синода Русской православной церкви Московского патриархата, которое состоялось 21 октября в московском Даниловом монастыре. Митрополит Феофан был назначен на Казанскую кафедру всего год назад. Но проявив себя жестким администратором и приверженцем демонстративно роскошного образа жизни, нажил себе массу врагов. И среди духовенства, которое он обложил поборами, в несколько раз превышающими те, что были при прежнем архиерее, и среди части национальной элиты. Татарстанские власти согласовали на 30 октября митинг недовольной православной общественности республики против митрополита Феофана. Спусковым механизмом нынешнего скандала в Казанской епархии стали массовые увольнения местного духовенства и особенно клинч Феофана с настоятелями крупнейших монастырей епархии, поддержанными местной властью.

    Ключевой кадровый конфликт в Казанской епархии сейчас - это нежелание игумена Силуана (Хохиашвили) покидать возрожденный им Успенский монастырь в Свияжске, куда Феофан хочет назначить своего человека. «На остров-град Свияжск снизошел золотой дождь вместе с фондом «Возрождение», любовно оберегаемым председателем попечительского совета и госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым», - пишут местные СМИ. Лишь в прошлом году остров-град посетило более 260 тысяч туристов. И такие деньги пройдут мимо митрополита Феофана?

    За вызывающе роскошный образ жизни Феофана критикуют практически в любой епархии, которой он управляет. А таких епархий накопилось уже пять. Так, духовенство Ставропольской епархии в августе 2007 года жаловалось тогда еще патриарху Алексию II «об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея… Чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции».

    С подобной же критикой Феофан столкнулся в 2011 году в Челябинской епархии, куда, по рассказу агентства «Ура.ру», он въехал «на новенькой немецкой иномарке - Audi A8 4.2 FSI quattro». Машина была куплена в московском автосалоне «Ауди Центр Юг», на сайте которого указано, что ее стоимость начинается от 4 млн 512 тыс. 700 рублей. На первой же пресс-конференции после назначения главой Челябинской епархии Феофан предстал перед журналистами в дорогих швейцарских часах Vacheron Constantin с ремешком из кожи аллигатора за 15 тыс. евро (это было еще ДО скандала с патриаршими часами Breguet).

    Сейчас татарстанская пресса с жаром описывает роскошный особняк площадью в 1600 кв. метров в элитном поселке Петровский под Казанью, где постоянно проживает Феофан и где он в июле нынешнего года принимал патриарха Кирилла. Особняк окружает участок площадью 2500 кв. метров с кадастровым номером 16-50-172118-9. Формально вся эта недвижимость, оцениваемая казанским изданием «Бизнес-Online» в 150 млн рублей, принадлежит Самойленко Татьяне Викторовне - казначею епархии и супруге секретаря Феофана протоиерея Владимира Самойленко. Эта супружеская чета переезжает вместе с митрополитом из епархии в епархию.

    Группа клириков и мирян Татарстанской митрополии обратилась в «Новую» с жалобой: «Со сменой митрополита епархиальный налог вырос в 5 раз. Для многих это неподъемная ноша. К тому же г-н Ашурков распорядился прекратить всякую самостоятельность в вопросах приобретения церковной утвари и литературы, монополизировав этот рынок. Теперь все и всё централизованно закупают в епархиальном магазине с тройной накруткой. Также и подписываются все и на всю церковную периодику. Стоит отметить, что оплата товара покупателями, т.е. приходами и монастырями, производится строго по полной предоплате. А вот поставщики товара вынуждены ожидать оплаты неделями, а то и месяцами».

    Сравнивая этот текст с жалобами бывшей паствы Феофана из Челябинска, можно заметить, что «ставки растут»: «Он [Феофан] обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана. - Ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас - 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги. Все решения принимает единолично. При Иове был епархиальный совет, там решались конфликтные вопросы, сейчас совет не действует. А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе» («Ура.ру»).

    Базис и надстройка

    Начало бизнес-успеху Феофана было положено в начале 90-х в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской патриархии, когда весь отдел, вдохновляемый напористым председателем Кириллом, почти только бизнесом и занимался. В многочисленных публикациях СМИ того времени Феофан упоминается в связи с историями про ввоз в РФ сигарет без акцизов под видом «гуманитарной помощи для церкви», про деятельность банка «Пересвет», про алмазный бизнес компании «Артгемма», про покупку и продажу за 2 млрд супермаркета «Скобелевский» в Москве, про торговлю нефтью по квотам, которые правительство выделяло Московской патриархии. «Новая» писала и о том, как за несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал «спасать российские интересы» не кто иной, как Феофан.
    Читайте также
    «Пересвет» ослаб. В банке РПЦ введена временная администрация на фоне сообщений о выводе активов

    Но по-настоящему Феофан поднялся на туристическом бизнесе (отчасти под видом паломнического). По сведениям доктора исторических наук Сергея Бычкова, исследовавшего эту тему, основными направлениями турбизнеса компаний, связанных с именем Феофана, были Греция, Италия и Израиль. В 1999 году, незадолго до загадочной ссоры с Кириллом, Феофан смог через него организовать письмо патриарха в правительство РФ с просьбой о передаче РПЦ под «паломнический центр» гостиницы «Университетская» на Воробьевых горах в Москве. Тогдашний Москомимущества категорически не хотел отдавать прибыльный отель, но церковные представители его все-таки отжали.

    На вырученные прежде всего от туристического бизнеса капиталы Феофан купил предположительно пятикомнатную квартиру на Старом Арбате, рядом с Плотниковым переулком. Автор этих строк, проходя мимо «Плотников-паба», имел удовольствие наблюдать плотную фигуру митрополита за кружкой пива в этом уютном заведении в компании деловых партнеров. По сведениям Бычкова, Феофан якобы также выстроил по индивидуальному проекту коттедж на Николиной Горе (кооператив «Уборы»).

    Очень доверенное лицо

    Безусловно, Феофан является одним из богатейших иерархов РПЦ МП. В этом месте принято вспоминать о «монашеском обете нестяжания», но в случае с нашим героем монашеские обеты закончились почти 40 лет назад в Святой земле. Дело было так.

    В общегражданском паспорте нашего героя написано, что зовут его Иван Андреевич Ашурков, а родился он 21 мая 1947 года в Дмитриеве-Льговском Курской области. Светское образование митрополита ограничивается ремесленным училищем, где он получил профессию слесаря-электрика. Зато духовное, помимо семинарии, включает академию, аспирантуру и степень кандидата богословия. Свою духовную карьеру Феофан начал рано и успешно: в 1973 году, в 26-летнем возрасте, он принимает постриг в Троице-Сергиевой лавре, в 1976-м рукополагается в иеромонахи у митрополита Ювеналия, тогдашнего председателя ОВЦС, а еще через год, всего в 29 лет, направляется в Израиль сотрудником Русской духовной миссии. Заметим, что в те годы СССР не имел дипломатических отношений с Израилем, а почти вел с ним войну, так что молодому человеку надо было стать очень «доверенным лицом», чтобы получить такое назначение. И аккуратно выполнять возложенные на него на вражеской территории обязанности.

    Однако, как водится, «воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку». Протодиакон Андрей Кураев свидетельствует: «16.07.1982 Феофана вернули простым монахом в Лавру. Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Варвару в ее родной киевский Покровский монастырь. Причем официальная ее биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу - хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским - что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом» («Живой журнал» о. Андрея). К этой трогательной истории остается лишь добавить, что этим делом будущая игуменья занималась в заботливо купленном для этого Феофаном домике в Александрове - как раз на полпути от Троице-Сергиевой лавры до Толгского монастыря в Ярославле - места ее будущего игуменства. В романе Натальи Бабасян «Целибат», ставшем уже церковной классикой, упоминается герой под именем Феофила - архимандрита с вполне сложившейся репутацией: «Феофил у нас - человек любвеобильный. Где ни появлялся, везде деток после себя оставлял».

    Кадровый вопрос и тяжелый характер

    После трехлетней опалы ценный «выездной» кадр направляется в Аргентину - секретарем тамошнего экзархата РПЦ МП, состоявшего всего из 2–3 приходов, но игравшего важную церковно-политическую роль. Там он безуспешно пытался стать преемником архиепископа Платона, чтобы возглавить экзархат, но был отозван в Москву и назначен представителем патриарха в Дамаске. С 1993 года Феофан - заместитель митрополита Кирилла в ОВЦС. Однако в 1999 году в высших эшелонах ОВЦС происходит некий разлом, причины которого не до конца известны. Разлом прошел между Кириллом и его первым замом митрополитом Климентом (Капалиным), который вскоре ушел из ОВЦС и стал управляющим делами Московской патриархии. Очевидно, стареющий патриарх Алексий II искал какой-то противовес слишком жестко рвавшемуся к высшей церковной власти Кириллу и спустя 10 лет, в 2009-м, именно Климент стал единственным соперником Кирилла на заключительном туре патриарших выборов. Поссорившись с Кириллом, Феофан, вместо того чтобы получить давно ожидавшийся им архиерейский сан, опять поехал представителем патриарха в Дамаск. Такое вторичное назначение считается в РПЦ понижением.

    Читайте также

    За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»

    Впрочем, уже 7 октября 2000 года Феофан получает заветную епископскую панагию, правда, с назначением на отдаленную Магаданскую кафедру. Уже в мае 2003 года, когда его новый покровитель Климент стал управделами патриархии, переводится на хлебное место в Ставрополь, где сталкивается с первыми публичными протестами. Именно на Ставропольской кафедре Феофана застает кампания по выборам Патриарха всея Руси 2008–2009 гг. И он делает ошибочную ставку на Климента. Неудивительно, что после победы преданного Феофаном Кирилла опять последовала опала и череда перемещений из епархии в епархию. Немалых сил и средств стоило нашему герою восстановить добрые отношения с новым патриархом: сначала завоевал репутацию «крестителя Кавказа», погрузив в горную реку одновременно 10 тысяч осетин; потом затеял строительство кафедрального собора в Челябинске - «крупнейшего на Урале»; затем организовал визит патриарха в Ульяновск с такой помпой и роскошью, что сразу же получил назначение в престижную Казань. Ну и тут не подкачал, принимая Кирилла в июле нынешнего года на президентском уровне. В РПЦ все устроено как в средневековой системе кормлений: такая система гарантирует высокую степень неприкосновенности верным поставщикам патриаршего двора.

    В Татарстане, где на 1500 мечетей всего 340 православных храмов, приходится решать довольно деликатные задачи межрелигиозного характера. И у митрополита Феофана есть методы их решения - грубоватые, конечно, но эффективные, как он считает. Авторы письма из Казани в «Новую» описывают характерный случай приезда митрополита на приход: «…Уловил в голосах говоривших характерные национальные манеры словообразования и словоупотребления. Это его оживило на мгновение, и он поинтересовался: «А ты кто?» Первым нашелся обладатель азиатского профиля: «Я в Грузии родился». «А я на Украине», - поспешил расширить географию представителей попутчик грузина. Иван Андреевич (мирское имя Феофана), хитро щурясь и беззвучно шевеля губами, вдруг обоих сразил наповал: «Так, ты едешь в Грузию, а ты на Украину. И завтра чтоб вас здесь не было».

    О «решительном» характере Феофана говорится и в коллективном письме, которое было вручено патриарху Кириллу во время его визита в Казань 21 июля. «Редкая служба с его участием проходит без крика и скандала. Придирается ко всему по поводу и без повода», - жалуются на владыку авторы письма. Они обращают внимание на общественное возмущение требованием Феофана передать Татарстанской митрополии РПЦ одно из зданий президентской резиденции в Кремле: «По манере общения, по форме общения митрополит вызывает у татарстанцев прямые и неоднозначные ассоциации с чекистом сталинских времен».

    Разумеется, у не худшего иерарха РПЦ есть и положительные черты. Он обладает известным дипломатическим талантом, даром слова, в нужных случаях - обаянием. Он - пылкий патриот России, сторонник ее сближения с исламским миром и бесконечно предан лично Владимиру Владимировичу Путину. Будучи Челябинским митрополитом и освящая храм в копейской колонии, назвал Путина своим «хозяином», а в конце 2011-го - начале 2012-го призывал остановить «болотный майдан» и гарантировал законность тогдашних выборов.

    Недолго он пробыл в Ульяновске, но запомнился и там своим патриотизмом. Выступая на митинге 4 ноября 2014 года, призвал жителей не самого богатого города на Волге быстрее «наверстывать упущенное» и довести население РФ до 600 млн человек. В заключение самолично спел комсомольскую «Песню о тревожной молодости» Александры Пахмутовой, а видя, что его никто не поддержал, повелел населению «к следующему разу» выучить эту песню. Увы, на «следующий раз» Феофан был уже в Казани - народ зря учил песню…

    В общем, хоть и строгий, но жизнерадостный. В нынешней российской «элите» распространен этот стиль. Феофан - герой своего времени, человек без провалов в биографии. Он одинаково уверенно чувствовал себя на советском спецзадании в Израиле, в лихой круговерти бизнеса 90-х и в неоимперской элите 2000-х. И все это под аккомпанемент цитат из Евангелия. Разве не талант?

    Отношение большинства наших сограждан к православию, увы, теперь так или иначе зависит от показной роскоши, которую демонстрирует в первую очередь патриарх, а вслед за ним - митрополиты, епископы, наместники и игуменьи богатых монастырей и отдельные священники, у кого уж как получается. Протоиерей Всеволод Чаплин подводит под это «богословскую базу» - дескать, роскошь патриарха и архиереев - это не их личное удовольствие (наоборот - «крест»!), а явление в мире славы Христа. Ведь предсказано, что во второй раз он придет «со славою и честию великой». Вот патриарх со своим окружением и предвосхищают это Второе пришествие. На самом деле основная масса российского духовенства - в вымерших деревнях, в разваливающихся провинциальных городках, у старых кладбищ - влачит довольно жалкое существование. Достается же ему со стороны «общественного мнения» по полной программе - за наглость и безумный гедонизм их церковных начальников, которые вытягивают из приходского попа последнюю копейку. Похоже, внутри церкви растет социальное напряжение, подобное тому, какое было в начале ХХ века. Тогда оно вылилось в «церковную революцию» обновленчества, когда веками угнетаемое белое (женатое) духовенство восстало под лозунгами большевицкой революции против своих священноначальников и положило конец многовековой бюрократически-иерархической структуре Российской церкви… Сейчас, кстати, приближается вековой юбилей тех событий".

Похожие публикации