Франц шуберт симфония 4 история создания. Шуберт «Неоконченная симфония. Краткий анализ частей

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.

История создания

В 1865 году венский придворный капельмейстер Иоганн Хербек, составляя программу концерта старой венской музыки, начал рыться в кипах забытых рукописей. В неразобранном архиве председателя Штирийского любительского музыкального общества А. Хюттенбреннера он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта . Это была си-минорная симфония. Под управлением Хербека она и прозвучала впервые 17 декабря 1865 года в концерте венского Общества любителей музыки.

Композитор создавал ее на протяжении последних месяцев 1822 года. Он был в эти годы уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, однако ни одна из его предшествовавших симфоний не была публично исполнена, и как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал. Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже - в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, однако в партитуре композитор записал лишь две. Больше он к этой симфонии не возвращался. Потому она и получила в последствии название Неоконченной.

До сих пор продолжаются споры о том, является ли эта симфония действительно незавершенной, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо общепринятых четырех. Две ее части оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Это позволило некоторым исследователям утверждать, что композитор и не предполагал продолжения, так как воплотил свой замысел в двух частях. Однако сохранились наброски партитуры третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. Более того, среди музыки к пьесе «Розамунда», написанной в тот же период, существует антракт, написанный также в си миноре - тональности крайне редко употреблявшейся, - и по характеру имеющий сходство с традиционным симфоническим финалом. Некоторые исследователи творчества Шуберта склонны считать, что этот антракт вкупе с набросками скерцо и составляет обычный четырехчастный цикл.

Тематических связей с Неоконченной в этом антракте нет, поэтому нельзя утверждать с уверенностью, что он должен был стать финалом симфонии. В то же время в эскизах третьей части такие связи просматриваются. Пожалуй, наиболее вероятным кажется мнение, также высказанное на страницах посвященных Шуберту книг: он собирался писать обычную четырехчастную симфонию, но, в отличие от песни, в которой был полновластным, уверенным в себе мастером, в симфоническом жанре уверенным себя не чувствовал. Ведь ему до сих пор не удалось услышать ни одной из своих симфоний в профессиональном оркестровом звучании. И быть новатором он вовсе не стремился: его идеалом, к которому он мечтал приблизиться, был Бетховен, что и доказала следующая, Большая симфония до мажор. А написав эти две части, он мог просто испугаться - настолько они не были похожи на все, написанное в этом жанре до него.

Кстати, это была не первая его симфония, оказавшаяся недописанной: до того, в августе 1821 года, он писал симфонию ми мажор (условно считающуюся Седьмой), партитура которой была написана эскизно. В ней уже видны подступы к двум следующим симфоническим циклам - в составе оркестра, масштабах, отчетливом романтическом колорите. Возможно, композитор не стал ее дописывать, так как не нашел еще нового пути, по которому думал двигаться. Также - об этом можно лишь гадать - не казался ему плодотворным и путь Неоконченной: не поняв, что созданное им - шедевр, открывающий совершенно новые пути в симфонии, Шуберт счел ее неудачей и оставил работу. Считать ее законченным двухчастным циклом тем более нет оснований, что не только у Шуберта, но и у более поздних композиторов, вплоть до XX века, обычно выдерживаются тональные соотношения частей: заключать симфонию должна та же (или одноименная) тональность, в которой она начиналась. Единственным смелым новаторством было создание Малером финала Девятой, ре-мажорной симфонии, в ре-бемоль мажоре, впрочем, совершенно оправданное самим замыслом. Во времена же Шуберта создать произведение, которое начиналось бы в си миноре, а заканчивалось в ми мажоре, было совершенно немыслимо, зато тональность субдоминанты вполне могла появиться в одной из средних частей цикла.

Неоконченная - одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку входит новая тема - внутренний мир человека, остро чувствующего свой разлад с окружающей действительностью. Это - первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. К сожалению, ее появление на эстраде задержалось почти на полвека, и симфония, ставшая потрясением для открывших ее музыкантов, не оказала на развитие музыки своевременно того влияния, которое могла бы оказать. Она прозвучала тогда, когда уже были написаны романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.

Музыка

Первая часть . Откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов возникает настороженная вступительная тема, играющая роль своеобразного лейтмотива симфонии. Она застывает, словно неразрешенный вопрос. А дальше - трепетный шелест у скрипок и на его фоне - распев главной темы. Мелодия простая и выразительная, словно молящая о чем-то, интонируется гобоем и кларнетом. Взволнованный, трепетный фон и внешне спокойная, но наполненная внутренней напряженностью кантилена создают ярчайший по выразительности, типично романтический образ. Постепенно разворачивается лента мелодии. Музыка приобретает все более напряженный характер, доходит до фортиссимо. Без связующей, обязательной у венских классиков, отделенная только лаконичным переходом (тянущийся звук валторн) от главной, начинается побочная партия. Мягкую вальсовую мелодию непринужденно запевают виолончели. Возникает островок безмятежного покоя, светлая идиллия. Мерно покачивается, словно убаюкивает, аккомпанемент. Еще более светлый характер приобретает эта тема, когда ее подхватывают и переводят в более высокий регистр скрипки. Внезапно обрывается свободный, непринужденный напев-танец. После полной тишины (генеральная пауза) - взрыв оркестрового tutti. Снова пауза - и снова взрыв громового тремоло. Идиллия прервана, драма вступает в свои права. Бурно вздымаются сокрушительные аккорды, жалобными стонами отвечают обрывки аккомпанемента побочной темы. Она словно пытается пробиться на поверхность, но когда, наконец, возвращается, облик ее изменен: она надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Возвращается, подобно неотвратимому року, таинственный и зловещий мотив вступления. Разработка построена на вступительном мотиве и интонациях аккомпанемента побочной партии. Драматизм усиливается, перерастая в трагический пафос. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. Внезапно наступает полная прострация. Обессиленные обрывки мотивов рассеиваются, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. И снова из глубины вползает вступительная тема. Начинается реприза. Кода, в традициях Бетховена, создана как вторая разработка. В ней - то же мучительное напряжение, пафос отчаяния. Но борьба окончена, сил больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.

Вторая часть симфонии - мир иных образов. Здесь - примиренность, поиски иных, светлых сторон жизни, созерцательность. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет забвения. Мерно звучат шаги басов (контрабасы пиццикато), на них накладывается простой, но удивительно красивый напев скрипок, мечтательный и задушевный. Неоднократно повторяясь, он варьируется, обрастает выразительными попевками. Кратковременный динамический взлет tutti - и вновь спокойное движение. После небольшой связки появляется новый образ: мелодия наивная и, вместе с тем, глубокая, более индивидуальная, чем первая тема, печальная, в теплых, напоминающий человеческий голос тембрах кларнета и сменяющего его гобоя, наполненная живой трепетностью. Это побочная партия лаконичной сонатной формы. Она тоже варьируется, приобретая временами взволнованный характер. Внезапно в ее плавном течении наступает перелом - она звучит драматично в мощном изложении всего оркестра. Но недолгий всплеск сменяется экспрессивным, насыщенным имитациями развитием: это краткая разработка, заканчивающаяся долгими аккордами струнных, таинственными зовами валторн и отдельных деревянных. Тонкая оркестровая звукопись подводит к репризе. В коде происходит постепенное затухание, растворение начальной темы. Возвращается тишина...

Л. Михеева

Симфония имеет всего две части. Формально, если взять за основу нормы классического четырехчастного цикла, она действительно неоконченная. Однако после нее Шуберт написал огромное количество других произведений, в том числе еще две симфонии (Восьмая симфония была написана в 1825 году и бесследно исчезла. Последняя, С-dur"ная, создана в 1828 году, в год смерти композитора.) . Как будто ничто не мешало ему закончить и симфонию h-moll. Сохранились наброски к третьей части, но дальнейшей разработки они не получили. По-видимому, Шуберт не счел необходимым что-либо добавлять к уже написанным двум частям симфонии. Не лишним будет указать, что задолго до «Неоконченной» симфонии Шуберта Бетховен писал совершенно законченные двухчастные фортепианные сонаты (например, сонаты ор. 78 Fis-dur или ор. 90 e-moll). У романтиков XIX века эта «вольность» уже становится типичным явлением.

В романтической музыке свобода лирических высказываний часто сочетается с поэтической программой, отсюда характерно стремление к индивидуализации строения циклов. При этом действуют две тенденции: одна ведет к сжатию цикла, другая - к расширению, иногда даже непомерному. Так, Лист пишет симфонию «Фауст» в трех частях, симфонию «Данте» - в двух; он же приходит к предельному сжатию цикла до одночастности, создавая новый жанр - одночастную симфоническую поэму. Для Берлиоза, крупнейшего французского симфониста, наоборот, характерны обширные циклы: его «Фантастическая симфония » состоит из пяти частей, а драматическая симфония «Ромео и Юлия» - из семи.

С этой точки зрения «Неоконченная» симфония Шуберта, представляющая собой новый тип лирико-драматической симфонии, - вполне законченное произведение, так как круг заложенных в ней лирических образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух существующих частей.

Между частями симфонии нет внутреннего противопоставления. Обе части лиричны, но их лирика по-разному окрашена. В первой части лирические переживания передаются с трагической обостренностью, во второй - лирика созерцательная, проникнутая спокойной, просветленной мечтательностью.

Первая часть симфонии начинается с сумрачного вступления - своего рода эпиграфа. Это небольшая, лаконично изложенная тема - обобщение целого комплекса романтических образов: томления, «вечного» вопроса, тайной тревоги, лирических раздумий и т. п. Типическими оказались и найденные средства музыкального воплощения: нисходящее, как бы падающее движение мелодии, близкие к речевым мелодические обороты, воспроизводящие интонации вопроса, таинственный, затуманенный колорит.

Заключая в себе основную идею симфонии, тема вступления составляет и ее музыкальный стержень. Она проходит через всю первую часть, овладевая решающими, самыми значительными разделами симфонии. В целостном виде эта тема проходит как вступление к разработке и коде. Обрамляя экспозицию и репризу, она противопоставляется остальному тематическому материалу. На материале вступления развертывается разработка; на интонациях вступительной темы строится заключительный этап первой части - кода.

Во вступлении эта тема звучит лирико-философским раздумьем, в разработке поднимается до трагического пафоса, в коде приобретает скорбный характер:

Теме вступления контрастируют две темы экспозиции: задумчиво-элегическая в главной партии, изящная при всей простоте песенно-танцевальная - в побочной:

В этих инструментальных темах ярко проступает индивидуальность Шуберта - лирика и песенного композитора. Песенная сущность обеих тем сказывается не только в природе самой мелодики, но и в фактуре, оркестровом изложении, структуре, что естественно влияет на весь процесс симфонического развития.

Изложение главной партии сразу обращает на себя внимание характерными песенными приемами. Тема слагается из двух основных компонентов: мелодии и аккомпанемента. Подобно тому, как в песне или романсе вступление голоса часто предваряется несколькими тактами аккомпанемента, так и здесь главная партия начинается небольшим оркестровым вступлением, которое переходит затем в сопровождение мелодии главной партии.

Трепетное движение шестнадцатых у скрипок, приглушенное pizzicato струнных басов создает выразительный фон, на котором вырисовывается как бы парящая, элегически задушевная мелодия гобоя и кларнета.

По музыкально-поэтическому образу и настроению тема главной партии близка к произведениям типа ноктюрна или элегии. Характерно, что и структурно главная партия оформлена, как самостоятельное замкнутое построение.

В побочной партии Шуберт обращается к более активной сфере образов, связанных с танцевальными жанрами. Подвижная синкопированная ритмика аккомпанемента, народно-песенные обороты мелодии, простота гармонического склада, светлые тона мажорной тональности G-dur вносят радостное оживление. Несмотря на драматический срыв внутри побочной партии, просветленный колорит распространяется дальше и закрепляется в заключительной партии:

Однако появление побочной партии не вносит драматического контраста. Между темами экспозиции нет антагонизма и внутренних противоречий. Обе песенные лирические темы даны в сопоставлении, а не в столкновении. При этом исчезла необходимость в длительной подготовке побочной партии, в последовательности перехода. Тем самым существенно изменяются функции связующей партии. В данном случае она вовсе устраняется и заменяется коротким модуляционным ходом:

Взамен динамических факторов выдвигается новый элемент - колористическое толкование ладо-тональных функций. Побочная партия проходит в экспозиции в G-dur, а в репризе - в D-dur. Терцовые ладо-тональные сочетания (h-moll - G-dur, h-moll - D-dur) - это тонкие красочные оттенки, от которых светлеют сумрачные тона h-moll.

Мягкая лирика образов экспозиции лишает их способности противоборства. Поэтому в разработке темы главной и побочной партий почти полностью отстраняются. Исключение составляет синкопированная ритмическая фигура, отчлененная от побочной партии (аккомпанемент темы), но в драматической атмосфере разработки она теряет свою танцевальную игривость. Больше того, в контексте разработки ее синкопы лишь нагнетают состояние тревоги. Перерождаясь затем во второй фазе разработки в стучащий пунктирный ритм, они звучат уже с откровенной угрозой:

Разработка развертывается исключительно на материале вступления. Вступительное построение к ней звучит таинственно и настороженно. Унисонная тема, медленно и неуклонно сползая вниз, переходит в глухой рокот тремоло басов.

На этом фоне поднимается цепь восходящих секвенций, построенных на интонациях той же темы. В движении секвенций с имитационно переплетающимися мотивами вскрывается их внутренняя драматическая страстность. В момент первой кульминации напряжение разряжается взрывом всего оркестра:

Следующее звено разработки состоит из сцепления остро контрастирующих фраз; здесь-то и появляется синкопированная фигура из побочной партии. Сначала она противопоставляется tutti оркестра, а затем совсем стушевывается, освобождая «поле действия» основной теме.

«Водоразделом» между двумя фазами разработки и ее центральным моментом служит полное проведение темы вступления в субдоминантовой тональности (e-moll).

Мощные оркестровые унисоны, поддержанные тромбонами, исчезновение вопросительных интонаций (полная совершенная каденция) сообщают теме характер волевой, категорический, в прямой зависимости от которого находится дальнейший ход событий:

Вторая фаза разработки протекает в крайнем напряжении. Вся музыкальная ткань находится в непрестанном движении; в разных оркестровых сочетаниях канонически разрабатываются отдельные мотивы вступления, вводится новый выразительный эпизод со «стучащим» пунктирным ритмом. Наконец наступает момент кульминации: он-то и выявляет трагическую неразрешимость поставленных вопросов. В острой ладовой «борьбе» D-dur и h-moll «победа» остается за последним.

Ладовая и интонационная окраска последних фраз разработки предрешает возврат к меланхолической настроенности главной партии:

Реприза не вносит существенно нового, способного направить развитие в какую-либо иную сторону. В коде вновь скорбно звучит тема вступления, за которой как бы остается последнее слово:

Вторая часть симфонии - Andante con moto.

Удивительна поэзия ее печальной отрешенности. Глубокий лиризм, то спокойно созерцательный, то чуть взволнованный исходит от тем медленной части симфонии. Нежность красок ладо-гармонической палитры с неожиданными гармоническими сдвигами, тональными переходами, колебаниями мажорного и минорного ладов, прозрачный оркестровый фон, где преобладает звучание струнной группы в комбинации с деревянными духовыми, - все это обволакивает темы тончайшим поэтическим колоритом, легким дыханием природы:

Своеобразно строение Andante. В нем свободно сочетается замкнутость структуры первой и второй тем с некоторыми типичными чертами сонатной формы (Форма Andante наиболее близка сонате без разработки. Главная и побочная партии изложены развернуто, каждая имеет трехчастную структуру; при этом особенность побочной партии - в ее преимущественно вариационном развитии.) , текучесть музыкальной ткани - с преобладанием приемов вариационного развития. По сути во второй части симфонии h-moll заметна тенденция к созданию новых романтических форм инструментальной музыки, синтезирующих черты разных форм; в завершенном виде они представлены будут в творчестве Шопена, Листа.

В «Неоконченной» симфонии, как и в других произведениях, Шуберт поставил в центр жизнь чувств простого человека; высокая степень художественного обобщения сделала его творчество выражением духа эпохи.

Как рассказать 11 – 14 летним ученикам о романтизме в музыке? Я предлагаю ученикам воссоздать романтическую картину мира через анализ каждой музыкальной мысли на примере «Неоконченной симфонии». Первый такой урок был проведён в РДШИ г. Певека в мае 2002 г. Полагаю, что эта идея будет интересна и преподавателям общеобразовательной школы. Урок можно адаптировать, упростив текст и освободившись от излишней музыковедческой терминологии.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «НЕОКОНЧЕННАЯ СИМФОНИЯ» ШУБЕРТА НЕОКОНЧЕННОЙ?

Эпиграф: «Романтизм – это душа»
В. Жуковский.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить с романтическим образом мира, проследить в музыке черты романтического героя, ответить на поставленный в теме вопрос.

2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, продолжать работу по обогащению «музыкальной речи».

3. Вызвать интерес к творчеству композиторов-романтиков. Развивать исследовательские навыки.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.

    Портреты композиторов-романтиков.

    Выставка книг о жизни и творчестве Шуберта.

    Выставка нотных изданий его произведений.

    Симфония си минор Шуберта в грамзаписи,

    Нотные хрестоматии.

НА ДОСКЕ закрытая шторой таблица. Столбцы таблицы открываются поочередно, после характеристики каждой темы учениками.

Первая часть

Вторая часть

Тема вступления

Главная партия

Побочная партия

Первая тема

Вторая тема

Сумрачная

Задушевная

Созерцательная

Печальная

Затаенная

Элегичная

Успокоительная

Тревожная

Приветливая

Возвышенная

Просветленная

Проникновенная

Грустная

Таинственный колорит

Лиричная

Лиричная

Лиричная

Лиричная

Задумчивая

"Печальная отрешенность"

Мечтательная

Песенная

Песенная

Песенно-танцевальная

"Легкое дыхание природы

"Мир поэтических грёз"

В таблице выделены шрифтом выразительные словосочетания: "лёгкое дыхание природы", "мир поэтических грёз", "таинственный колорит".

Ниже – понятия, термины, на которых следует остановить внимание: декламация, красочное сопоставление тональностей, терцовые ладотональные сочетания, созерцательный, «вечный» вопрос, романтический образ мира, романтический герой. На верхней части доски записаны тема урока и эпиграф. По ходу урока обращаюсь к этим записям, некоторые из них ученики переносят в тетради. Урок ведётся в форме непринуждённой беседы.

ПЛАН УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Повторение темы «Песни» Шуберта. (Повтор темы прошлого урока в разработке опускается, используются только выводы: черты главного героя вокального творчества). История создания произведения.

  1. Прослушивание фрагментов симфонии: основные темы первой части, 1-ой и 2-ой тем второй части.
  2. Проигрывание на фортепиано тем симфонии с устным анализом содержания и формы, ведущим к выводу о том, что Шуберт воплотил в своём произведении образ романтической личности.
  3. Очень важна трактовка темы вступления как основного философского вопроса: быть или не быть; в чём смысл бытия? Вопрос, на который необходимо найти ответ, поясняя развитие образной сферы в этом направлении.
  4. Романтический образ мира в музыке Шуберта. (На предыдущем уроке анализировались и записывались на доске черты романтической личности в песенных произведениях Шуберта.)
  5. Является ли симфония Шуберта незаконченным произведением – вопрос, на который мы ответим в конце урока.

КОНСПЕКТ УРОКА

Вступительное слово.

Учитель: На прошлом уроке, анализируя вокальное творчество Шуберта, мы пришли к выводу о том, что лирический герой его песен обладает следующими чертами:

  1. Простой, скромный, благородный человек, каким был сам композитор. Глубоко и тонко чувствующий окружающий мир.
  2. Он несчастен и одинок. Единственным его другом является природа.
  3. Любит природу, восхищён её красотой.

Сегодня вы познакомитесь с симфонией си минор Франца Шуберта. Вы уже знаете, что Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков. Мы вместе будем искать ответ на вопрос: «Что характерно для романтического героя данного произведения?». Это поможет вам глубже осмыслить понятие «музыкальный романтизм».

Симфония си минор написана в 1822 году. Она получила название «Неоконченной», так как имеет всего две части, вместо традиционных четырёх. Признана всеми истинным шедевром Шуберта.

Вопросы: вспомним, что такое сонатно-симфонический цикл? Сколько частей в симфонии? В какой форме пишется 1-я часть? Тональное соотношение тем? Коротко охарактеризуйте части классического сонатного цикла. (Эти вопросы можно пропустить и сразу перейти к прослушиванию и анализу).

Прослушиваются темы первой части.

Тема вступления, главная партия, побочная партия в экспозиции, разработка, конец 1-й части.

Учитель: Что вы можете сказать о теме вступления?

Ученик: Образ вступления сумрачный, затаённый, тревожный, звучит у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре, в тональности си минор, имеет песенный характер.

Учитель: Её заключительный мелодический оборот воспроизводит вопросительную, восклицательную, повествовательную интонацию?

Ученик.: Вопросительную (остановка на доминанте звучит неустойчиво, незаконченно). В симфонии Гайдна тоже было вступление…

Учитель: Но оно играло другую роль. Оттеняло музыку жизнерадостного АЛЛЕГРО. А здесь? Тема вступления – основная мысль произведения, она проходит через всю первую часть (перед разработкой и кодой, на материале вступления развёртывается разработка и кода 1-й части). И.Фрумкин говорит о ней так: "Есть что-то тягостное и непреодолимое, как неотвязная мысль, как дурное предчувствие". Можно ли вопросительную интонацию вступления как-то обосновать? Наверно, это можно истолковать, как основной вопрос бытия: быть или не быть, в чём смысл жизни? Интересно, какой ответ даст нам музыка? Переходим к основным темам.

Ученик: Главная партия звучит у гобоя с кларнетом. Задушевная, нежная, лирическая, песенная. Тональность си минор. Побочная партия – светлая, радостная, песенно-танцевальная. Тональность соль мажор - тональность V ступени.

Учитель: Типичное для романтиков красочное сопоставление тональностей. Обе темы сопоставляются, но не сталкиваются. На чём основано развитие в разработке?

Ученик: Разработка основана на теме вступления. Звучит мощно, напряжённо, драматично.

Учитель: Резкие смены силы звука, пульсирующий фон, на гребне кульминации вступают тромбоны. В коде снова настойчиво звучит тема вступления, таким образом, последнее слово за ней. Давайте подытожим. Есть ли ответ на поставленный во вступлении вопрос? Есть ли выход из создавшейся психологической (драматической) ситуации?

Ученик: Ответа нет.

Учитель: Возможно, он будет в дальнейшем.

Звучит музыка второй части.

Ученик: В её основе две темы. 1-я тема – печальная, неторопливая, лиричная, в тональности ми мажор. «Лёгкое дыхание природы» - так охарактеризовала эту тему В.Галацкая (музыковед). 2-я тема – тихая, мечтательная, лирическая (до диез минор). Она (как и первая) песенна.

Учитель: После пережитых волнений требуется отдых. По мнению В. Брянцевой "вторая часть как бы переносит в мир поэтических грёз, завораживающих волшебных сновидений". Воплотил ли Шуберт в симфонии черты романтической личности? Какие?

Ученик: Лирический герой – тонкая, глубоко чувствующая личность…

Учитель: которая сталкивается с материальным миром. Какой же выход из создавшейся ситуации нашёл лирический герой Шуберта?

Ученик: В природе и грёзах он находит прибежище от мира зла и несчастий.

Учитель: Согласны ли вы с действиями и мыслями романтического героя?

Ученик: Не всегда.

Учитель: Есть ли во 2-й части ответ, на поставленный в начале урока вопрос?

Ученик: Да. Лирический герой симфонии нашёл свой идеал в природе…

Учитель: то есть в мире духовном. На основе нашего совместного исследования я позволю себе сделать вывод о романтическом образе мира. Главная идея искусства, в том числе и романтического – человек и мир, их отношения. В образе романтического героя предстаёт человек простой по происхождению, глубоко чувствующий жизнь, стремящийся передать полноту внутренней жизни своей личности, вплоть до тончайших, неуловимых переживаний. Не случайно возникновение в различных вариантах «звучащей биографии», своего рода симфонический, вокально-песенный или фортопианный дневник. Мир кажется романтикам двойственным: материальным, вместе с тем, одухотворённым. Материальное бытие – источник зла и несчастий, поэтому романтическая личность устремляется в мир духовный. Возникает противоречие между идеалом и действительностью. Главная тема Романтизма – романтический герой и его конфликт со средой. Прибежищем от бед цивилизации стала природа, исцеляющая мятущуюся душу человека. В связи с вышесказанным, можно ли считать симфонию неоконченной?

Ученик: (Обычно дают противоположные ответы, то есть, и да, и нет). А вы как считаете?

Учитель: На мой взгляд, романтическая картина мира в нём отражена довольно полно. Сохранились наброски 3 части, но почему-то автор их не опубликовал. Может быть, он так и задумал своё произведение, считая его самодостаточным? Шуберт не оставил нам точного ответа. А наше исследование лишь подтверждает мысль о множественности смыслов и трактовок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран.
  2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран.
  3. Попова Т.В., Скудина Г.С. Зарубежная музыка IXX века.
  4. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран.

Франц Шуберт (1797–1828) Гениальный австрийский композитор, положивший начало европейскому музыкальному романтизму, Шуберт - одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и безрадостная, небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Великий музыкант умер, не услышав большей части своих сочинений. Во многом трагически сложилась и судьба его музыки: бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Некоторые пропали безвозвратно, судьба других неясна. О наследии Шуберта до сих пор спорят исследователи. Современник Бетховена, переживший его только на один год, Шуберт тем не менее принадлежит к совершенно иному поколению. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплотило в себе ее героику, ее идеалы, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости. В его время уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, душевную чистоту, ценности своего душевного мира. веке. Он стал величайшим новатором в симфоническом жанре, создав принципиально иной, по сравнению с классическим, тип симфонии. Правда, сам он не осознал этого и считал свой шедевр - «Неоконченную» - неудачной. В симфониях Шуберта нашли свое отражение различные жанры народной музыки многонациональной австрийской империи - тирольские йодли, австрийские лендлеры, венские вальсы, крестьянские песни - чешские, словацкие, моравские, итальянские, венгерские. Возник совершенно новый тип симфонизма - песенного, который потом найдет свое продолжение в творчестве Брукнера и Малера. Симфонии Шуберта различны по содержанию, по кругу настроений - от лирики и пейзажной звукописи до героического порыва и глубокой трагедии. «Неправильно выставлять универсального творца в первую голову как создателя песни, в которой он, конечно, неподражаем, - писал о Шуберте Глазунов. - Не менее недосягаем (разрядка моя. - Л. М.) он как инструменталист и симфонист. Его камерные и оркестровые произведения поражают величием и грандиозностью замысла». Оркестровая музыка Шуберта. В юности Шуберт возглавлял студенческий оркестр и дирижировал им. Тогда же он овладел мастерством инструментовки, но жизнь редко предоставляла ему поводы писать для оркестра; после шести юношеских симфоний созданы лишь симфония си минор (Неоконченная) и симфония до мажор (1828). В серии ранних симфоний наиболее интересна пятая (си минор), но только шубертовская Неоконченная вводит нас в новый мир, далекий от классических стилей предшественников композитора. Как и у них, развитие тем и фактуры в Неоконченной исполнено интеллектуального блеска, но по силе эмоционального воздействия Неоконченная близка шубертовским песням. В величественной до-мажорной симфонии подобные качества выступают еще ярче. Музыка к Розамунде содержит два антракта (си минор и си мажор) и прелестные балетные сцены. Серьезен по тону только первый антракт, но вся музыка к Розамунде – чисто шубертовская по свежести гармонического и мелодического языка. Среди прочих оркестровых сочинений выделяются увертюры. В двух из них (до мажор и ре мажор), написанных в 1817, чувствуется влияние Дж.Россини, и в их подзаголовках (данных не Шубертом) указано: «в итальянском стиле». Интерес представляют также три оперных увертюры: Альфонсо и Эстрелла, Розамунда (первоначально предназначалась для раннего сочинения Волшебная арфа – DieZauberharfe) и Фьеррабрас – наиболее совершенный образец данной формы у Шуберта. Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии и лирико-эпической симфонии. Из 9 симфоний Шуберта 6 ранних (1813-1818 гг.) ещё близки сочинениям венских классиков, хотя и отличаются романтической свежестью, непосредственностью. Образцами романтического симфонизма стали лирико-драматическая 2-частная «Неоконченная симфония» (1822 г.) и величественная героико-эпическая «Большая» симфония до-мажор (1825-1828 гг.). Лирико-драматическая "Неоконченная симфония" написана в 1822 г., в пору творческого рассвета композитора. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. Симфония состоит не из четырёх частей, как принято, а из двух. Шуберт принялся было за третью - менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Это хараткерно для эпохи романтизма: в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Все прочее оказалось бы лишним, ненужным. Ни одна из симфоний Шуберта так и не была исполнена при жизни композитора. Более того, и седьмая, и восьмая симфония были потеряны. Партитуру восьмой через десять лет после смерти композитора нашел Роберт Шуман, а знаменитая "Неоконченная" была впервые исполнена лишь в 1865 г.


Франц Петер Шуберт
Симфония № 8, си минор, D 759, «Неоконченная»
Symphony № 8 in B minor, D 759, «Unvollendete»


Состав оркестра : 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.

История создания

В 1865 году венский придворный капельмейстер Иоганн Хербек, составляя программу концерта старой венской музыки, начал рыться в кипах забытых рукописей. В неразобранном архиве председателя Штирийского любительского музыкального общества А. Хюттенбреннера он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Под управлением Хербека она и прозвучала впервые 17 декабря 1865 года в концерте венского Общества любителей музыки.

Композитор создавал ее на протяжении последних месяцев 1822 года. Он был в эти годы уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, однако ни одна из его предшествовавших симфоний не была публично исполнена, и как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал. Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже - в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, однако в партитуре композитор записал лишь две. Больше он к этой симфонии не возвращался. Потому она и получила в последствии название Неоконченной.

До сих пор продолжаются споры о том, является ли эта симфония действительно незавершенной, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо общепринятых четырех. Две ее части оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Это позволило некоторым исследователям утверждать, что композитор и не предполагал продолжения, так как воплотил свой замысел в двух частях. Однако сохранились наброски партитуры третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. Более того, среди музыки к пьесе «Розамунда», написанной в тот же период, существует антракт, написанный также в си миноре - тональности крайне редко употреблявшейся, - и по характеру имеющий сходство с традиционным симфоническим финалом. Некоторые исследователи творчества Шуберта склонны считать, что этот антракт вкупе с набросками скерцо и составляет обычный четырехчастный цикл.

Тематических связей с Неоконченной в этом антракте нет, поэтому нельзя утверждать с уверенностью, что он должен был стать финалом симфонии. В то же время в эскизах третьей части такие связи просматриваются. Пожалуй, наиболее вероятным кажется мнение, также высказанное на страницах посвященных Шуберту книг: он собирался писать обычную четырехчастную симфонию, но, в отличие от песни, в которой был полновластным, уверенным в себе мастером, в симфоническом жанре уверенным себя не чувствовал. Ведь ему до сих пор не удалось услышать ни одной из своих симфоний в профессиональном оркестровом звучании. И быть новатором он вовсе не стремился: его идеалом, к которому он мечтал приблизиться, был Бетховен, что и доказала следующая, Большая симфония до мажор. А написав эти две части, он мог просто испугаться - настолько они не были похожи на все, написанное в этом жанре до него.

Кстати, это была не первая его симфония, оказавшаяся недописанной: до того, в августе 1821 года, он писал симфонию ми мажор (условно считающуюся Седьмой), партитура которой была написана эскизно. В ней уже видны подступы к двум следующим симфоническим циклам - в составе оркестра, масштабах, отчетливом романтическом колорите. Возможно, композитор не стал ее дописывать, так как не нашел еще нового пути, по которому думал двигаться. Также - об этом можно лишь гадать - не казался ему плодотворным и путь Неоконченной: не поняв, что созданное им - шедевр, открывающий совершенно новые пути в симфонии, Шуберт счел ее неудачей и оставил работу. Считать ее законченным двухчастным циклом тем более нет оснований, что не только у Шуберта, но и у более поздних композиторов, вплоть до XX века, обычно выдерживаются тональные соотношения частей: заключать симфонию должна та же (или одноименная) тональность, в которой она начиналась. Единственным смелым новаторством было создание Малером финала Девятой, ре-мажорной симфонии, в ре-бемоль мажоре, впрочем, совершенно оправданное самим замыслом. Во времена же Шуберта создать произведение, которое начиналось бы в си миноре, а заканчивалось в ми мажоре, было совершенно немыслимо, зато тональность субдоминанты вполне могла появиться в одной из средних частей цикла.

Неоконченная - одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку входит новая тема - внутренний мир человека, остро чувствующего свой разлад с окружающей действительностью. Это - первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. К сожалению, ее появление на эстраде задержалось почти на полвека, и симфония, ставшая потрясением для открывших ее музыкантов, не оказала на развитие музыки своевременно того влияния, которое могла бы оказать. Она прозвучала тогда, когда уже были написаны романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.

Музыка

Первая часть. Откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов возникает настороженная вступительная тема, играющая роль своеобразного лейтмотива симфонии. Она застывает, словно неразрешенный вопрос. А дальше - трепетный шелест у скрипок и на его фоне - распев главной темы. Мелодия простая и выразительная, словно молящая о чем-то, интонируется гобоем и кларнетом. Взволнованный, трепетный фон и внешне спокойная, но наполненная внутренней напряженностью кантилена создают ярчайший по выразительности, типично романтический образ. Постепенно разворачивается лента мелодии. Музыка приобретает все более напряженный характер, доходит до фортиссимо. Без связующей, обязательной у венских классиков, отделенная только лаконичным переходом (тянущийся звук валторн) от главной, начинается побочная партия. Мягкую вальсовую мелодию непринужденно запевают виолончели. Возникает островок безмятежного покоя, светлая идиллия. Мерно покачивается, словно убаюкивает, аккомпанемент. Еще более светлый характер приобретает эта тема, когда ее подхватывают и переводят в более высокий регистр скрипки. Внезапно обрывается свободный, непринужденный напев-танец. После полной тишины (генеральная пауза) - взрыв оркестрового tutti. Снова пауза - и снова взрыв громового тремоло. Идиллия прервана, драма вступает в свои права. Бурно вздымаются сокрушительные аккорды, жалобными стонами отвечают обрывки аккомпанемента побочной темы. Она словно пытается пробиться на поверхность, но когда, наконец, возвращается, облик ее изменен: она надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Возвращается, подобно неотвратимому року, таинственный и зловещий мотив вступления. Разработка построена на вступительном мотиве и интонациях аккомпанемента побочной партии. Драматизм усиливается, перерастая в трагический пафос. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. Внезапно наступает полная прострация. Обессиленные обрывки мотивов рассеиваются, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. И снова из глубины вползает вступительная тема. Начинается реприза. Кода, в традициях Бетховена, создана как вторая разработка. В ней - то же мучительное напряжение, пафос отчаяния. Но борьба окончена, сил больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.

Вторая часть симфонии - мир иных образов. Здесь - примиренность, поиски иных, светлых сторон жизни, созерцательность. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет забвения. Мерно звучат шаги басов (контрабасы пиццикато), на них накладывается простой, но удивительно красивый напев скрипок, мечтательный и задушевный. Неоднократно повторяясь, он варьируется, обрастает выразительными попевками. Кратковременный динамический взлет tutti - и вновь спокойное движение. После небольшой связки появляется новый образ: мелодия наивная и, вместе с тем, глубокая, более индивидуальная, чем первая тема, печальная, в теплых, напоминающий человеческий голос тембрах кларнета и сменяющего его гобоя, наполненная живой трепетностью. Это побочная партия лаконичной сонатной формы. Она тоже варьируется, приобретая временами взволнованный характер. Внезапно в ее плавном течении наступает перелом - она звучит драматично в мощном изложении всего оркестра. Но недолгий всплеск сменяется экспрессивным, насыщенным имитациями развитием: это краткая разработка, заканчивающаяся долгими аккордами струнных, таинственными зовами валторн и отдельных деревянных. Тонкая оркестровая звукопись подводит к репризе. В коде происходит постепенное затухание, растворение начальной темы. Возвращается тишина...


Л. Михеева

Symphonie Nr. 8 h-moll (Unvollendete), D. 759
I. Allegro moderato
II. Andante con moto

Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр
Гюнтер Ванд

Карл Бём и Берлинский филармонический оркестр




«Неоконченная симфония» си минор — одно из самых знаменитых произведений австрийского композитора Франца Петера Шуберта, посвященное любительскому музыкальному обществу в Граце. В 1824 были представлены две первые части.

В 1865 венский придворный капельмейстер Иоганн Хербек, составляя программу концерта старой венской музыки, рылся в кипах забытых рукописей. В неразобранном архиве председателя Штирийского любительского музыкального общества А. Хюттенбреннера он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Под управлением Хербека она и прозвучала впервые 17 декабря 1865 в концерте венского Общества любителей музыки.

Франц Шуберт создавал Неоконченная симфонию на протяжении последних месяцев 1822. В эти годы Шуберт был уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, но как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал и ни одна из его симфоний не была публично исполнена . Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, а в партитуре композитор записал лишь две. Больше Шуберт к ней не возвращался, потому симфонию назвали : "Неоконченная"


Густав Климт "Шуберт за фортепиано" 1899

До сих пор продолжаются споры о том, является ли эта симфония действительно незавершенной, или Франц Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо общепринятых четырех. Две ее части оставляют впечатление удивительной целостности, исчерпанности, что позволяет некоторым исследователям утверждать, что композитор и не предполагал продолжения, так как воплотил свой замысел в двух частях. Однако сохранились наброски партитуры третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. Более того, среди музыки к пьесе «Розамунда», написанной в тот же период, существует антракт, написанный также в си миноре — тональности крайне редко употреблявшейся, — и по характеру имеющий сходство с традиционным симфоническим финалом. Некоторые исследователи творчества Шуберта склонны считать, что этот антракт вкупе с набросками скерцо и составляет обычный четырехчастный цикл.


Это была не первая его симфония, оказавшаяся недописанной: до того, в августе 1821, он писал симфонию ми мажор, её считают Седьмой, партитура которой была написана эскизно. Вообще же создавать произведение, начинающееся в си миноре, а заканчивающееся в ми мажоре, во времена Шуберта было совершенно немыслимо.

О жизни и творчестве выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта в 1968 выпущен старый добрый советский телеспектакль "Неоконченная симфония".


Шуберт Калягина очень органичен и обаятелен. И Ведерников проникновеннейшим образом поет за кадром


Несмотря на некоторую наивность и вполне естественную для своего времени и выбранного жанра дидактичность, фильм интересен. Впечатляет добросовестность авторов в передаче портретного сходства персонажей и их игра.

Вокальные партии: А.Ведерников, Е.Шумская, Г.Кузнецова, С.Яковенко.

Мелодия первой части простая и выразительная, словно молящая о чем-то, интонируется гобоем и кларнетом. Взволнованный, трепетный фон и внешне спокойная, но наполненная внутренней напряженностью кантилена создают ярчайший по выразительности, типично романтический образ. Постепенно разворачивается лента мелодии. Музыка приобретает все более напряженный характер, доходит до фортиссимо. Без связующей, обязательной у венских классиков, отделенная только лаконичным переходом (тянущийся звук валторн) от главной, начинается побочная партия. Мягкую вальсовую мелодию непринужденно запевают виолончели. Возникает островок безмятежного покоя, светлая идиллия. Мерно покачивается, словно убаюкивает, аккомпанемент. Еще более светлый характер приобретает эта тема, когда ее подхватывают и переводят в более высокий регистр скрипки. Внезапно обрывается свободный, непринужденный напев-танец. После полной тишины (генеральная пауза) — взрыв оркестрового tutti. Снова пауза — и снова взрыв громового тремоло. Идиллия прервана, драма вступает в свои права. Бурно вздымаются сокрушительные аккорды, жалобными стонами отвечают обрывки аккомпанемента побочной темы. Она словно пытается пробиться на поверхность, но когда, наконец, возвращается, облик ее изменен: она надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Возвращается, подобно неотвратимому року, таинственный и зловещий мотив вступления. Разработка построена на вступительном мотиве и интонациях аккомпанемента побочной партии. Драматизм усиливается, перерастая в трагический пафос. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. Внезапно наступает полная прострация. Обессиленные обрывки мотивов рассеиваются, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. И снова из глубины вползает вступительная тема. Начинается реприза. Кода, в традициях Бетховена, создана как вторая разработка. В ней — то же мучительное напряжение, пафос отчаяния. Но борьба окончена, сил больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.



Вторая часть симфонии — мир иных образов. Здесь — примирение, поиски иных, светлых сторон жизни, созерцательность. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет забвения. Мерно звучат шаги басов (контрабасы пиццикато), на них накладывается простой, но удивительно красивый напев скрипок, мечтательный и задушевный. Неоднократно повторяясь, он варьируется, обрастает выразительными попевками. Кратковременный динамический взлет tutti — и вновь спокойное движение. После небольшой связки появляется новый образ: мелодия наивная и, вместе с тем, глубокая, более индивидуальная, чем первая тема, печальная, в теплых, напоминающий человеческий голос тембрах кларнета и сменяющего его гобоя, наполненная живой трепетностью. Это побочная партия лаконичной сонатной формы. Она тоже варьируется, приобретая временами взволнованный характер. Внезапно в ее плавном течении наступает перелом — она звучит драматично в мощном изложении всего оркестра. Но недолгий всплеск сменяется экспрессивным, насыщенным имитациями развитием: это краткая разработка, заканчивающаяся долгими аккордами струнных, таинственными зовами валторн и отдельных деревянных. Тонкая оркестровая звукопись подводит к репризе. В коде происходит затухание, растворение начальной темы. Возвращается тишина...

Л. Михеева

belcanto.ru ›s_schubert_8.html



Похожие публикации