Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. Факторы, укрепляющие здоровье

Факторы
способствующие
укреплению здоровья

Группа №14

Здоровье - это такое состояние организма, при котором он и все его органы могут выполнять свое предназначение.
Все знают, что для укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься спортом и закаляться, или хотя бы делать зарядку и чаще бывать на свежем воздухе. Но порой так трудно заставить себя сделать несколько упражнений или принять контрастный душ. Мы привыкли всё откладывать на завтра, как-будто завтра будет больше времени и желания чем сегодня. Так может все таки стоит начать прямо сейчас?!
Здоровье - величайший дар природы
В формировании уровня здоровья большую роль играют так называемые «факторы риска». Фактор риска - дополнительное неблагоприятное воздействие на организм, повышающее вероятность возникновения заболевания или смерти.
По классификации американского ученого Робинса факторы, влияющие на здоровье можно разделить на четыре большие группы.
Факторы, влияющие на здоровье:

    образ жизни;
    биологические;
    состояние окружающей среды;
    объем и качество медицинской помощи.
Первое место по влиянию на здоровье человека в современных условиях играют факторы образа жизни , на них приходится более 50%. С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, уклад жизни.
Среди ведущих факторов образа жизни, негативно влияющих на здоровье , следует назвать:
    курение;
    неправильное питание;
    злоупотребление алкоголем;
    вредные условия труда;
    стрессы;
    гиподинамия;
    плохие материально-бытовые условия;
    употребление наркотиков;
    непрочная, неполная или многодетная семья;
    чрезмерный уровень урбанизации и т.д.
На втором месте по силе влияния на жизнь находятся биологические факторы (пол, возраст, наследственность, конституция). На них приходится около 20%.
Третье место занимают факторы окружающей среды (состояние воздуха, воды, продуктов питания, почвы, уровень радиации). Влияние этих факторов также составляет около двадцати процентов.
Четвертое место занимают сугубо медицинские факторы - лечебно-профилактические и санитарно-противоэпидемические мероприятия (прививки против инфекционных заболеваний, качество лечения и обследования больных и т.д.) только на 10% определяют состояние здоровья.
Из приведенных данных можно сделать важный вывод: главным направлением усилий по сохранению и укреплению здоровья человека является улучшение образа жизни и состояния окружающей среды.
Как улучшить здоровье?
Можно значительно улучшить уровень здоровья , если выполнять 7 рекомендаций:
    ежедневный 7?8-ми часовой сон;
    трехразовое питание в те же часы без переедания;
    ежедневные завтраки;
    поддержка нормальной массы тела;
    воздержание от чрезмерного употребления алкогольных напитков;
    ежедневные физические упражнения;
    полное воздержание от курения.

Здоровье человека и здоровый образ жизни.
1 Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать её на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, а также защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ”Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Вообще, можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

    · Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
    · Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
    · Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя “душе лениться”. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин “количество здоровья” для обозначения меры резервов организма.
У человека в спокойном состоянии через лёгкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои лёгкие 150 литров воздуха, т. е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Мощность сердца тоже можно подсчитать. Есть минутные объёмы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно даёт 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе – 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.
Систему функционирования резервов организма можно разбить на подсистемы:
      1. биохимические резервы (реакция обмена);
      2. физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов);
      3. психические резервы.
Рассмотрим физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м –10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчёты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определённую скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.
8.2 Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание.
Факторы, влияющие на здоровье человека:
    - экологические - 20-25%;
    - генетические - 20-25%;
    - развитие системы здравоохранения - 8-10%;
    - ЗОЖ и социальные факторы - 50%.
    Класси фикация здоровья .
        1. объективное – объективные показатели состояния здоровья;
        2. субъективное – насколько сам человек чувствует себя здоровым;
        3. общественное – здоровье нации.
Жизнедеятельность здорового человека и её составляющие:
      - способность выполнять определённую физическую нагрузку (возраст, пол);
      - способность к познавательной деятельности; познание – стимул к жизни, возможность продлить её;
      - способность к адекватной эмоциональной оценке событий внешнего мира и своего положения в нём;
      - возможность рождения здоровых детей.
Показатели здоровья: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
Индекс развития человеческого потенциала (признан мировым сообществом) определяется показателями - уровень жизни, образованность, долголетие.
Социально-медицинские аспекты жизни россиян:
      1) катастрофы, проблемы, характерные для современной России:
      - демографические;
      - последствия употребления наркотиков (СПИД);
      - безнадзорность.
Изменение поведения и сохранение здоровья – главные ценности, основные задачи общества.
      2) сегодня в России:
    - смертность превышает рождаемость в 2 раза;
    - ежегодно умирает 1 млн. россиян;
    - 85-90% рождаемых детей с патологией;
    - всё больше семей имеют детей-инвалидов;
    - наблюдается рождение детей с абстинентным синдромом (похмелье, наркомания);
    - увеличилось количество рождаемых детей от ВИЧ - инфицированных матерей;
    - показатель материнской смертности в Волгоградской области на протяжении нескольких лет выше общероссийского в 2 раза;
    - каждая третья женщина погибает от криминального аборта.
Высокая смертность трудоспособного населения Волгоградской области вызвана распространением алкоголизма, наркотизации, а эти явления способствуют росту сердечно-сосудистых заболеваний и инфекций, передающихся половым путем, травматизму и рождению детей с патологией.
Показатели социального неблагополучия РФ:
    - 50% семей социально неблагополучны;
    - 53% многодетных семей находятся в состоянии бедности;
    - 3 млн. беспризорных детей;
    - 5-7 – летние дети совершают суициды;
    - 305 тыс. матерей в 2003 г. были лишены родительских прав;
    - 500 новых детских домов открыты в РФ за последние годы;
    - в 2000 учреждений опеки содержатся 400 тыс. сирот;
        - на сегодня собственная семья становится социально - опасной средой для ребёнка (родители - наркоманы);
        - 3000 выпускников детских домов из 15000 в первый же год совершают преступления.
Задачи и цели ЗОЖ:
    - сохранение и укрепление здоровья;
    - профилактика заболеваний;
      - продление жизни человека.
Составляющие ЗОЖ Факторы отрицательно влияющие на ЗОЖ
- плодотворный труд - гиподинамия
- рациональный режим труда и отдыха - табакокурение
- искоренение вредных привычек - наркотики (3-4 млн. в России наркоманов, 2 млн. больных СПИДом)
- оптимальный двигательный режим - нерациональное питание
- личная гигиена - алкоголизация
-рациональное питание - стрессы
- культура пития
Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом – выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы (спортивные секции, утренняя зарядка, рациональное питание). Главное помнить - ничего в жизни не даётся даром. И мускулистое, гармонично развитое тело, и лёгкая походка, и способность долго не утомляться в трудной работе – всё это достигается путём тренировок и требует постоянных усилий для своего поддержания.
Из анализа причин смертности в России за последние десятилетия отчётливо прослеживаются тенденции увеличения факторов риска смертности населения от неинфекционных заболеваний (болезни сердца, сосудов, рака, несчастные случаи). Многие факторы риска смертей от неинфекционных заболеваний создаются самим человеком. К ним можно отнести радиацию, токсические вещества, загрязнение окружающей среды, увеличение шума и стрессовых нагрузок и, главное, образ жизни человека (снижение двигательной активности, неправильное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков). Что же заставляет молодых людей прибегать к контакту с ядовитыми для организма веществами – никотином, алкоголем, наркотиками? Прежде всего, это желание быть “как все” – диктат компании. Неуверенность в себе, наличие комплексов неполноценности, желание занять лидирующую позицию – вот личностные предпосылки первых шагов к вредным привычкам. К социальным факторам можно отнести тяжёлый макро - и микро социальный климат – экономическую нестабильность, войну, природные катаклизмы, тяжёлую семейную ситуацию.
Алкоголь – внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. В результате систематического употребления алкоголя развивается болезненное пристрастие к нему. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней.
Курение табака (никотинизм) – вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака – это одна из форм наркомании. К многообразным последствиям курения относятся болезни сердечно- сосудистой и пищеварительной систем (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рак лёгкого, бронхит, эмфизема).
Под наркотическими веществами следует понимать химические продукты синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему и весь организм человека, которые приводят к снятию болевых ощущений, изменению настроения, психического и физического тонуса. Достижение этих состояний с помощью наркотиков называется наркотическим опьянением.
Наркомания – это тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотиками и приобретением патологического пристрастия к нему. Главной целью жизни наркомана становится стремление принять новую дозу наркотика, утрачиваются другие интересы, наступает деградация личности.
Средняя продолжительность жизни наркомана 7-10 лет.

Литература

    Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Ижевский И.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник - М., 2002
    Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. - М., 2003
    Гетия И. Г., Гетия С.И., Емец В.Н. Безопасность жизнедеятельности:Практические занятия. - М., 2002

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:
генетические факторы - 15-20%;
состояние окружающей среды - 20-25%;
медицинское обеспечение - 10-15%;
условия и образ жизни людей - 50-55%.
Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека. Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл. 1).
Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.
Генетические факторы
Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.
Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.
Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально- экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
Таблица 1
Факторы, влияющие на здоровье человека
Сфера влияния факторов Факторы
Укрепляющие здоровье
Ухудшающие здоровье
Генетические Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Состояние окружающей среды Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.
Медицинское обеспечение Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.
Условия и образ жизни Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни. Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо - или гипердинамия.
В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.
Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3% занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессии, - по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.
Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.
Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.
Вторая группа - это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях "проявляющее" действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.
Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.
Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.
Четвертая группа
и т.д.................

2.Факторы здоровья.

Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека способствуют сохранению и укреплению его здоровья? Первый фактор,укрепляющий здоровье,-четкий и правильный распорядок дня.Человек должен делать не только то необходимое, к чему непосредственно побуждают естественные потребности (прием пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (гигиенические процедуры, физические упражнения). Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. Неспособность человека заставить себя придерживаться определенного четкого режима дня – признак неорганизованности, слабохарактерности, безволия. Второй фактор , укрепляющий здоровье, - высокая двигательная активность, достаточная двигательная активность. В последние десятилетняя в научной литературе и в периодической печати широко распространено слово « гиподинамия » , гиподинамия - это недостаточная физическая (силовая) нагрузка, выступающая как характерная особенность самого образа жизни. Действительно, современному человеку приходится затрачивать всё меньше физических усилий: постоянно сокращается доля немеханизированного труда. В повседневном сознании людей сложилось представление о том, что физическая нагрузка- это плохо, а возможность жить без физических усилий- хорошо. Что является главным признаком живого? Правильный ответ- «способность к самостоятельным движениям». Без движения нет жизни, и в той или иной форме оно присуще любому живому существу, независимо от степени его сложности. Никакое животное не может нормально существовать без движения. Но может человек способен на это? Разумеется, тоже нет.Самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности неизбежно ведёт к тяжёлым последствиям для здоровья.

В последние десятилетия одной из главных причин преждевременной смерти людей, особенно в развитых странах, стали болезни сердечно-сосудистой системы.

Что же происходит при гиподинамии?

Во-первых, ослабляется деятельность сердца, оно детренируется.

Во-вторых, происходит нарушения обмена веществ, одним из проявлении которых является накопление избыточной массы тела.

В-третьих,развивается дегенеративные изменения (дистрофия) мышечной и других тканей.

В-четвёртых, нарушение нормальных соотношений между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему иозбуждению центральной нервной системы.

В результате этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам. падает работоспособность. В конечном итоге развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, сахарный диабет

Постоянная посильная физическая нагрузка необходима и очень полезна. Она не только не истощает организм, но напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням. Иногда приходится видеть, как некоторые с виду вполне здоровые и довольно молодые люди готовы долго ждать автобус или троллейбус,хотя проехать им нужно всего одну-две остановки. Запомним: если на поездку на транспорте или на тот же путь пешком тратится одинаковое время, лучше это расстояние пройти пешком.

Очень полезна повседневная двигательная активность: её не могут заменить никакие специальные спортивные упражнения, хотя последние и позволяют развивать двигательные качества- быстроту, ловкость, выносливость, все эти упражнения следует рассматривать как дополнение к повседневному подвижному образу жизни, включающему и утреннюю зарядку.

Третий фактор, укрепляющий здоровье, - постоянное общение с природой, использование благотворных её факторов- свежего воздуха, воды, солнца. Чистый свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому. активному настроению, высокой работоспособности.

Сниженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе (например, в душном, плохо проветриваемом помещении) ведёт к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голове. К сожалению, многие люди, в том числе и некоторые учащиеся, не выработали потребности дышать именно свежим воздухом.Им безразлично, проветривается помещение или нет, накурено там или нет. Кажется, воздух в помещении сперт настолько, что можно «топор вешать», а они сидят как ни в чём ни бывало. Но это только так кажется. Расплачиваться за это им приходится общей слабостью, разбитостью, недомоганием.У детей, постоянно находящихся в таких условиях, развивается малокровие.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей, несущей ответственность состояние своего здоровья.

Первым шагом к созданию индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти без глубокого осмысления его необходимости. Человек должен быть твердо убежден в том, что иного пути к здоровью просто не существует.

Перечисляя составляющие здорового образа жизни, на первое место можно поставить режим жизнедеятельности.

Жизнь каждого человека проходит в режиме распределения времени. Часть времени уделяется общественно необходимой деятельности, другая его часть отводится личным потребностям. Так, например, режим жизнедеятельности студентов определен расписанием занятий; режим военнослужащего-распорядком дня; режим работающего человека-началом и концом рабочего времени.

Режим- Это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Работающий человек живет в заданном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои служебные и иные обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе той или иной мере сменяет день, день приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность является одним из основных законов жизни и основой любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. Можно сказать, что в трудовой деятельности человека участвует весь его организм, поскольку трудовой ритм задает ритм физиологический. В определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, учащается дыхание, затем появляется чувство усталости. В другие часы и дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых, восстанавливаются силы и энергия организма. Правильное чередование труда и отдыха-это основа высокой работоспособности человека.

Неравномерность нагрузки, спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаковы вредны.

В деле восстановления работоспособности наиболее эффективным является активный отдых, позволяющий рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание физического и умственного труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, используя свободное время для укрепления своего здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Бездостаточного, нормального сна здоровье немыслимо. Потребность в сне каждого из нас индивидуальна. Она зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, а подчас и истощению нервной системы, заболеванию всего организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна- это основа здорового образа жизни. Что бы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку вставать и ложиться спать в одно и то же время, научиться быстро засыпать.

Важнейшим условием здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим .

Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста организма,-непременное условие нормально развития, общего укрепления здоровья, формирования правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. Для того чтобы стать сильным и ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

Способность выполнять физическую работу зависит от степени тренированности мышц. Занятия физкультурой и спортом в первую очередь повышают мышечную силу. У тренированного человека утолщаются мышечные волокна и укрепляются все мышцы в целом. Регулярные тренировки способствуют улучшению координации автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности. Тренированный человек, утомленный работой, способен быстро восстанавливать свои силы.

Физкультура благотворно действует и на состояние скелета. Изменяется осанка, движения становятся скоординированными, человек становится более ловким.

Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в кислороде, способствует тренировке дыхательной и сердечнососудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки.

Когда человек активен, у него улучшается настроение, ощущение бодрости не оставляет его в течение длительного времени, что в конечном счете приводит к повышению жизнедеятельности всего организма.

Недостаток, равно как и снижение физических нагрузок, неблагоприятно отражается на здоровье. У человека развивается слабость скелетных мышцы, наблюдаются нарушения в работе сердечнососудистой системы. Одновременно происходит накопление в организме жира, развивается атеросклероз, падает работоспособность, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения.

Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии -понижению двигательной активности.

Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической активности: физкультура, спорт, туризм, физический труд. Регулярные занятия физкультурой и спортом, ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки на работе, пешие прогулки, туризм призваны компенсировать двигательное голодание. Случайные физические нагрузки не решают дела, поскольку они, как правило, воздействуют на одну группу мышц. Укрепить физическую подготовленность, развиваться пропорционально и разносторонне позволяют только социально продуманные комплексные физические упражнения.

Однако, занимаясь физкультурой, участвуя в спортивных играх и турпоходах, следует помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию. Чрезмерные физические нагрузки могут принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ жизни.

Важный элемент здорового образа жизни- общая гигиена организма. Она включает в себя уход за телом, соблюдение гигиены одежды и обуви, точное следование режиму дня.

Уход за телом связан прежде всего с поддержанием чистоты кожного покрова. В человеческом организме содержится большое количество потовых и сальных желез, которые выделяют около 0,5 литра пота и около 20граммов сала в сутки. Кроме того, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток. Но на грязной коже могут скапливаться вредные для здоровья человека микроорганизмы, способные привести к различным заболеваниям, в том числе грибковым. При загрязнении кожи засоряются также выводные потоки потовых желез и нарушается способность организма к терморегуляции.

Не меньшее значение имеет и ношение чистой одежды.

Человек, стремящийся соблюдать здоровый образ жизни, хорошо понимает, как важно следовать режиму дня. У тех, кто придерживается режима, вырабатывается четкий ритм функционирования организма, а это повышает работоспособность и создает наилучшие условия для восстановления сил.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные потребности людей не позволяют рекомендовать один вариант режима для всех. Однако каждый может составить для себя распорядок дня, опираясь на основные принципы: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание.

Режим дня имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Человек рационально использует каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней, содержательной жизни.

При организации режима дня следует чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

Уровень работоспособности человека во многом определяется биологическими ритмами.

Биологические ритмы- это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем ее факторам, которые возобновляются с четкой периодичностью в рамках определенного времени (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли.)

Работоспособность человека в течение дня меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 8.00 до 12.00 в утренние часы и с 16.00 до 18.00 выходные. Ночью работоспособность понижается. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Определить его нетрудно. Так называемые «жаворонки» энергично работают в первой половине дня, а так называемые «совы»- вечером. «Жаворонки» по вечерам испытывают сонливость. Они рано ложатся спать, но и рано просыпаются, «совы» же, напротив, засыпают поздно, и для них большая проблема вставать в привычные дня «жаворонков» часы.

Соблюдение режима дня уменьшает, однако, эту пробле­му. Неукоснительное следование режиму обеспечивает высо­кую работоспособность и бодрое состояние в течение длитель­ного времени.

Следующим элементом здорового образа жизни является закаливание.

Современный человек защищен от прямого воздействия на организм таких атмосферных факторов, как колебания тем­ператур, влажность и др. Но почему же тогда многие начи­нают болеть, промочив ноги, переохладившись или, наобо­рот, «пережарившись» на солнце? Легче переносит жару и холод тот человек, который с малых лет закаливал свой ор­ганизм, приучал его к перепадам температуры.

Закаливание - это комплекс приемов, которые систе­матически используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Осо­бенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2 - 4 раза, а в отдельных случаях помогают и вовсе изба­виться от недомоганий. Закаливание оказывает на организм общеукрепляющее действие, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Начиная закаливание, надо помнить, что это не одномо­ментное, а систематическое действие. Через 2 - 3 месяца по­сле прекращения закаливающих процедур достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться.

Наиболее распространенной формой закаливания являет­ся использование прохладного воздуха. В любое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытой форточкой или окном.

В холодное время года рекомендуются лыжные прогулки, коньки, медленный закаливающий бег на улице в облегчен­ной одежде. Повышению устойчивости к низким температурам способ­ствуют также занятия утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.

Наиболее сильный закаливающий фактор - вода. Кроме температурного вода оказывает на кожу и механическое воз­действие, что является своеобразным массажем, улучшаю­щим кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде обтираний или обливания водой.

Одним из закаливающих факторов являются солнечные ванны. Они вызывают расширение сосудов, усиливают дея­тельность кроветворных органов, способствуют образованию в организме витамина D. Но солнцем надо пользоваться с боль­шой осторожностью. Загорать можно только до 11 - 12 часов дня или после 16 часов, когда солнце не такое активное.

Важнейшей составляющей здорового образа жизни явля­ется рациональное питание.

Рациональное питание невозможно без соблюдения двух основных законов, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем рас­ходует, т.е. мы съедаем пищи больше, чем это необходимо, мы полнеем. Избыточный вес приводит к развитию атеро­склероза, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и многим другим недугам.

Второй закон - соответствие химического состава пище­вого рациона физиологическим потребностям организма. Пи­тание должно быть разнообразным и обеспечивать потребно­сти организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, ми­неральных веществах, пищевых волокнах.

Рациональное питание рассматривается как один из важ­нейших критериев здорового образа жизни. Оно обеспечива­ет человека энергией и веществами, из которых строится ор­ганизм и которые регулируют обменные процессы. Если че­ловек питается неправильно, нерационально, его организм начинает давать сбои, а некоторые заболевания могут даже привести к смертельному исходу (например, уже упоминав­шийся выше атеросклероз, который развивается на фоне из­лишнего накопления холестерина, содержащегося в жирных продуктах).

Рекомендуется принимать пищу не менее четырех раз в день. Для ее переваривания в среднем требуется около трех часов, поэтому есть надо примерно через 3,5 - 4 часа. Если питаться всегда в одно и то же время, организм своевремен­но подготавливается к приему пищи: выделяются пищевари­тельные соки. В результате пища хорошо усваивается.

Первое правило здорового питания: есть надо всегда в одно и то же время.

Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалан­сирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму ве­щества. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (не­жирные), овощи и фрукты.

В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода, и все они нужны организму.

Белки, содержащиеся в животных продуктах - мясе и рыбе, называются животными. В них особенно нуждается ра­стущий организм. Из животных белков строятся мышцы, кожа, мозг, внутренние органы. Дети хорошо усваивают жи­вотные белки, содержащиеся в молоке и молочных продук­тах. Вот почему в рационе обязательно должно быть молоко. Растительные белки содержатся в горохе, фасоли, хлебе.

Организму нужно восполнять затраты энергии. А этому по­могают углеводы и жиры. Углеводы содержатся в крупе и хлебе, картофеле и других овощах, сахаре. Жиры подразделяются на растительные и животные. Например, сливочное масло отно­сится к животным жирам, а подсолнечное - к растительным.

Особое место среди жизненно необходимых нам питатель­ных веществ занимают витамины. Недаром само слово «ви­тамин» происходит от лат.vita - жизнь. Витамины относят­ся к группе органических соединений разнообразной химиче­ской природы, необходимых для питания человека в ничтож­ных количествах по сравнению с основными питательными веществами (жирами, белками, углеводами и минералами). В то же время они имеют огромное значение для нормально­го обмена веществ и жизнедеятельности в целом. Витамины участвуют во всех биохимических процессах, протекающих в нашем организме. Они обеспечивают правильное функцио­нирование желез внутренней секреции, гормональную актив­ность, повышение умственной и физической работоспособно­сти, поддерживают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (перепады темпе­ратур, инфекции, интоксикации). Весной и в конце зимы в организме наблюдается недостаток витаминов. Это может привести к развитию таких патологических состояний, как авитаминоз и гиповитаминоз.

Авитаминоз - это наиболее тяжелая форма витаминной недостаточности. Авитаминозы развиваются при отсутствии либо значительной нехватке того или иного витамина в пище и вызывают такие заболевания, как цинга (при недостатке ви­тамина С), рахит и остеопороз (при недостатке витамина D).

При гиповитаминозе -незначительной нехватке витами­нов - наблюдаются такие неприятные явления, как снижение иммунитета, расстройство сна, плохое самочувствие; человек теряет работоспособность, жалуется на ослабление памяти.

Опасен не только недостаток, но и избыток витаминов, или гипервитаминоз.

Человек нуждается в минеральных веществах: железе, кальции, магнии, калии и др. Минеральные вещества содер­жатся в самых обычных пищевых продуктах: капусте, ябло­ках, молоке, рыбе. Но больше всего человек нуждается в воде. Известно ли вам, что все органы человеческого тела насыща­ет вода? В головном мозге, например, до 80 % воды, в мыш­цах - 76 %, в костях - 25 %. Без воды не будут происходить никакие жизненные процессы. Без пищи человек может про­жить недели, без воды - считаные дни.

Второе правило здорового питания: пища должна быть разнообразной.

Основной вопрос - безопасны ли такие продукты для че­ловека? - пока остается без ответа. Некоторые ученые уже пришли к выводу, что активное употребление в пищу гене­тически модифицированных продуктов связано с определен­ными рисками. Например, использование трансгенной еды может привести к образованию новых болезнетворных бак­терий, на которые действие распространенных лекарствен­ных препаратов окажется бессильным. Экологи также опа­саются, что генетически измененные формы растений могут случайно проникнуть в дикую природу, что приведет к ката­строфическим изменениям в экосистемах.

С 1 сентября 2007 г. в Российской Федерации введена обя­зательная маркировка пищевых продуктов, содержащих бо­лее 0,9% компонентов, полученных с применением ГМО. Маркировка должна содержать следующую информацию: «генетически модифицированная продукция», или «продук­ция, полученная из генно-инженерно-модифицированных ор­ганизмов», или «продукция содержит компоненты генно- инженерно-модифицированных организмов ».

Приобретая пищевые продукты, следует внимательно из­учить, из чего они изготовлены, особенно обратить внимание на информацию, написанную мелким шрифтом.

Неотъемлемыми компонентами здорового образа жизни являются осознанное неприятие вредных привычек и борьба с различными факторами риска, оказывающими неблагопри­ятное воздействие на организм человека.

В идеале здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. К вредным привычкам в первую очередь относят курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Как точно подметил Л.Н.Толстой: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни люд­ской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя вод­кой, вином, табаком и опиумом».

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состоя­ние окружающей среды. Нарушение хотя бы одного из при­родных компонентов приводит к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных комплексов. Загряз­нение поверхности суши, водоемов и атмосферы губительно сказывается на состоянии здоровья людей. В частности, эф­фект «озоновой дыры» влияет на образование злокачествен­ных новообразований, загрязнение атмосферы - на состоя­ние дыхательных путей, а загрязнение водоемов чревато бы­стрым распространением различных инфекций. Негативное изменение среды намного ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни людей.

Говоря о факторах, воздействующих на здоровье, нельзя не отметить наследственность.

Наследственность - это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые при­знаки и особенности развития; способность передавать от одного поколения к другому материальные структу­ры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Человек - великое чудо природы. Поразительны рацио­нальность и совершенство его анатомии и физиологии, его функциональные возможности, его сила и выносливость. По­степенная эволюция обеспечила организм человека неисчер­паемыми резервами прочности и надежности, которые обу­словлены избыточностью элементов всех его систем, их взаи­мозаменяемостью и взаимодействием, способностью к адап­тации и компенсации.

Реализация возможностей, заложенных в организме чело­века, зависит от образа жизни, от тех привычек, которые че­ловек приобретает или вырабатывает целенаправленно, от умения разумно распорядиться

потенциальными возможно­стями здоровья на благо себе, своей семьи и государству, граж­данином которого он является.

Здоровый образ жизни позволяет в значительной мере рас­крыть те неоспоримо ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамичного раз­вития. Речь идет о высокой умственной и физической рабо­тоспособности, социальной активности, творческом долголе­тии. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей.

Вопросы для самоконтроля

    Выделите основные составляющие здорового образа жизни.

    Какова роль режима в обеспечении здорового образа жизни?

    Что такое биологические ритмы?

    От чего зависит работоспособность человека?

    Какова роль физической культуры в обеспечении здорового об­раза жизни?

    Сформулируйте основные принципы рационального питания.

7. Как влияет состояние окружающей среды на здоровье человека?

8. Что такое наследственность?

9. Какие качества личности позволяет раскрыть здоровый образ жизни?

Сохранение и укрепление здоровья человека — первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.

Выше перечисленные факторы непосредственно влияют на количество заболеваемости, продолжительность жизни, уровень физического развития, а также неблагоприятно сказываются на состоянии психического здоровья, что в свою очередь влечет негативные изменения в области создания здоровых стабильных семейных отношений.

Основы современных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами. В частности, Пифагор определял здоровье как гармонию всех элементов человеческого организма, составляющих его духовную и телесную жизнь.

Здоровый человек – не только не имеет физических болезней и дефектов, но ощущает себя полностью благополучным физически, психически и социально. Вредные привычки, неправильное питание,стресс негативно влияют на здоровье, поэтому чем более здоровый образ жизни ведет человек, тем больше у него шансов сохранить и укрепить свое здоровье.

Факторы сохранения и укрепления здоровья

Основные факторы, влияющие на здоровье:

Судите сами, если на биологические (возраст, наследственность, пол, тип конституции и т.п.) и геофизические (температура и влажность воздуха, ландшафт, флора и т.п.) факторы человек не может повлиять, то влияние социально-экономических (состояние окружающей среды, условия труда, быта, образ жизни и т.п.), а значит, и психофизиологических факторов в силах корректировать как обществу в целом, так и каждому человеку лично.

Способы сохранения и укрепления здоровья

Основным условием укрепления и сохранения здоровья является здоровый образ жизни.

ЗОЖ подразумевает целый комплекс норм поведения: сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, контроль над эмоциями, повышения уровня медицинских знаний, соблюдение правил гигиены, здоровое сексуальное поведение, жизнь в соответствии с суточными ритмами, гармония с природой, позитивное мышление и многое другое. – залог крепкого физического и психологического здоровья.

Научные данные свидетельствуют о том, что при условии соблюдения выше перечисленных норм поведения, большинство людей может сохранить здоровье и существенно увеличить продолжительность жизни.

Факторы отрицательно влияющие на здоровье:

  • курение и злоупотребление алкоголем;
  • неправильное питание;
  • наркотики;
  • частое употребление лекарств;
  • условия труда, вредные для здоровья;
  • стрессовые ситуации (они также отрицательно влияют на здоровье);
  • неблагоприятные материально-бытовые условия.

Если человек избавляется от факторов риска возникновения и развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет свое здоровье.

В разных культурах существует многочисленные системы оздоровления, способы и методы укрепления здоровья. На востоке традиционно большее значение придается духовной, психологической составляющей, на западе значительное внимание уделяется укреплению физического здоровья человека.

Способы сохранения здоровья человека:

  • оптимальная (ходьба, бег, во время которых работают все мышцы, вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце);
  • закаливание и парная (это система специальной тренировки процессов терморегуляции организма, повышающая устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию);
  • периодическое очищение организма;
  • отказ от химических препаратов;
  • цигун — китайская система оздоровления организма;
  • йога;
  • ароматерапия;
  • морская вода и горный воздух.

Это основные способы сохранения здоровья. Применяя эти методы и системы сохранения и укрепления здоровья, любой человек может успешно противостоять негативным факторам современности.

Любовь Алексеева
Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания , по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание.

Так, ФГОС ДО, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей , в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни , развития их физических качеств.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми . Однако, как добиться этого, многие не знают. Некоторые вообще считают, что заниматься укреплением здоровья ребёнка должны воспитатели и врачи, тогда как родителям полагается лишь заботиться о питании и одежде своих детей. Встречаются и такие мамы, и папы, которые в поисках эффективных способов укрепления здоровья своих детей полностью отвергают проверенные рекомендации и используют только нетрадиционные методы, нередко оказывающие неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребёнка . Наконец, есть родители, которые тщательно и пунктуально следуют врачебным рекомендациям, часто и в большом количестве используют лекарства и, тем не менее, далеко не всегда добиваются желаемого эффекта.

Мы с вами сегодня познакомимся с основными факторами , способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада .

В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям . Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые .

Каким должен быть здоровый ребёнок ? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка , происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения , осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни .

На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей . Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребёнка . Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолёгочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижении физической работоспособности ребёнка .

Что же мы можем сделать для укрепления и сохранения здоровья наших детей в домашних условиях ?

1. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды : чистая вода, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений.

2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма. Отрицательный результат дают и неумеренные запреты – «нельзя» , «не бегай» , «не шуми» . Жёстко авторитарное воспитание столь же мало способствует нормальному развитию детей, сколь и противоположная крайность в виде вседозволенности.

3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия , которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности . И важным здесь является правильно организованный режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определённому ритму. Мы, работники детских садов, считаем понедельник «тяжёлым» днём, так как многие дети отказываются от еды, капризничают, быстро утомляются и т. п. Тут и до болезни недалеко. А всё дело в том, что в субботу и воскресенье дети не гуляли, не спали днём, вечером поздно ложились – словом, весь строго соблюдаемый в детском саду режим дня был нарушен. Как же правильно организовать режим дня? Когда малышу лучше завтракать, обедать, заниматься спортом, играть, гулять, слушать музыку. Об этом я расскажу позже.

4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Обязательное условие рационального питания детей всех возрастов – разнообразие рациона, как за счёт разных продуктов, так и способов их приготовления . Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола.

5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни . Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.

6. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, способствующие повышению общей выносливости, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательные системы, различные группы мышц, суставы и связки. Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Кроме того, ходьба и бег обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах

В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды . Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.

Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные : контрастное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в холодное, хождение босиком, контрастный душ. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

Закаливать организм ребёнка можно и продуктами. Какие пищевые продукты или вещества помогают ребёнку стать более закалёнными?

1. Какие растения – кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? (чёрная смородина и шиповник) .

2. Какой сок повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и лёгких, богат витамином А? (морковный сок в день от 1 ст. ложки до половины стакана) .

3. Что полезнее ребёнку – сок или яблоко? Объясните свой выбор. (Соки быстрее усваиваются организмом, в соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток).

7. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется приём витаминов. В этом вопросе вам помогут рекомендации вашего участкового врача – педиатра.

8. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.

9. Тяжёлые последствия для здоровья имеют травмы и несчастные случаи. Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка? Как оградить детей от несчастных случаев?

Необходимо соблюдать определённые правила, чтобы избежать несчастных случаев.

Составление (записывание на листе бумаге) вместе с родителями правил предупреждения несчастных случаев :

Будьте внимательны, не бегайте сломя голову, чтобы не удариться о какой-либо предмет.

Поиграв с игрушками, уберите их на место.

Не играй с острыми предметами и т. д.

У всех дома есть предметы , которые являются источниками потенциальной опасности для детей, они делятся на три группы :

1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться,

2. Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться обращаться.

3 Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах.

1-ая группа : спички, газовые плитки, печки, электрические розетки, включённые электроприборы.

2-ая группа : иголка, ножницы, нож.

3-ая группа : бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые красители, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

Но, несмотря на все наши предупреждения, бывают неприятные ситуации, когда ребёнок получил травму. Вспомним, как нужно правильно оказывать первую медицинскую помощь.

Родители должны оказать первую помощь. Если вы сами не

можете справиться с ситуацией, то вызывайте врача, скорую помощь. Уважаемые родители! Помните, здоровье ребёнка в ваших руках! Давно замечено : в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы .

Похожие публикации