Факторы преобразования опорно-двигательной системы. Понятие «тренировочный эффект», виды тренировочных эффектов Тренировочный эффект зависит от

Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей.

Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.

Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

Тренировочные эффект - изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.

Виды тренировочных эффектов :

Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, его ведущих систем;

Повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его ведущих систем.

Первый эффект определяется ростом максимальных показателей при выполнении предельных тестов. Они отражают текущие максимальные возможности организма, существенные для данного вида упражнений. Например, об эффекте тренировки выносливости говорит повышение максимальных возможностей в усвоении кислорода, максимального потребления кислорода и продолжительности мышечной работы на выносливость.



Второй эффект проявляется в уменьшении функциональных сдвигов в деятельности других органов и систем организма при выполнении определенной работы. Так, при выполнении одинаковой нагрузки у тренированного и нетренированного человека наблюдаются более низкие показатели для последнего. Для тренированного же человека будет наблюдаться более низкие функциональные изменения в частоте сердечных сокращений, дыхания или потребления энергии.

В основе этих положительных эффектов лежат:

Структурно-функциональные изменения ведущих органов жизнедеятельности при выполнении определенной работы;

Совершенствование центральной нервной, эндокринной и автономной клеточной регуляции функций в процессе выполнения физических упражнений.

Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор соответствующих, оптимальных нагрузок. Они могут определяться следующими факторами:

Реабилитация после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и хронических;

Восстановительно-оздоровительная деятельность для снятия психологического и физического напряжения после работы;

Поддержание существующей тренированности на существующем уровне;

Повышение физической подготовки;

Развитие функциональных возможностей организма.

Как правило, не возникает серьезных проблем с выбором нагрузок во втором и третьем случаях. Сложнее обстоит дело с выбором нагрузок в первом случае, что и составляет основное содержание лечебной физической культуры.

В последнем случае повышение функциональных возможностей отдельных органов и всего организма, т. е. достижение тренировочного эффекта, достигается в том случае, если систематические тренирующие нагрузки достаточно значительны и превышают в процессе тренировки некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая тренирующая нагрузка должна превышать повседневную.

Принцип пороговых нагрузок называют принципом прогрессивной сверхнагрузки.

Основное правило в выборе пороговых нагрузок заключается в том, что они должны соответствовать текущим функциональным возможностям данного человека. Так, одна и та же нагрузка может быть эффективной для малотренированного человека, но неэффективной для нетренированного.

Следовательно, принцип индивидуализации в значительной мере опирается на принцип пороговых нагрузок. Из него следует, что при определении тренировочных нагрузок как тренер, так и сам тренирующийся должны иметь достаточное представление о функциональных возможностях своего организма.

Принцип постепенности в повышении нагрузок также есть следствие физиологического принципа пороговых нагрузок, которые должны постепенно увеличиваться с ростом тренированности. В зависимости от целей тренировки и личных способностей человека физические нагрузки должны иметь разную степень. Неодинаковые пороговые нагрузки применяются для повышения или поддержания уровня уже существующих функциональных возможностей.

Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении тренировочной эффективности, однако не менее важны их взаимосвязь и взаимное влияние.

Важнейший фактор, влияющий на тренировочную эффективность, - интенсивность нагрузки. При учете этого параметра и начального уровня функциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок в некоторых пределах может не играть существенной роли. Кроме того, значение каждого из параметров нагрузки значительно зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочной эффективности.

Так, например, если прирост максимального потребления кислорода в значительной степени зависит от интенсивности тренировочных нагрузок, то снижение частоты сердечных сокращений при тестовых субмаксимальных нагрузках больше зависит от частоты и общей длительности тренировочных занятий.

Оптимальные пороговые нагрузки зависят также от вида тренировки (силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая и т. д.) и от ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная). Так, например, повышение мышечной силы достигается за счет тренировки с большими нагрузками (вес, сопротивление) при относительно малом их повторении на каждой тренировке. Примером прогрессивно нарастающей нагрузки при этом является метод повторного максимума, который является максимальной нагрузкой, которую человек может повторить определенное количество раз. При оптимальном количестве повторений от 3 до 9 по мере роста тренированности вес увеличивается так, чтобы это количество сохранялось при околопредельном напряжении. Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп. В отличие от этого выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках. При тренировке выносливости для определения пороговой нагрузки необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем.

Существует несколько физиологических методов для определения интенсивности нагрузки. Прямой метод заключается в измерении скорости потребления кислорода (л/мин) - абсолютный или относительный (% от максимального потребления кислорода). Все остальные методы - косвенные, основанные на существовании связи между интенсивностью нагрузки и некоторыми физиологическими показателями. Одним из наиболее удобных показателей служит частота сердечных сокращений. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит связь между ними: чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений. Для определения интенсивности нагрузки у разных людей используется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечных сокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений или относительный в процентах рабочий прирост).

Относительная рабочая частота сердечных сокращений (% ЧСС макс.) - это выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека. Приближенно ЧСС макс. можно рассчитать по формуле:

ЧСС макс. 220 - возраст человека (лет) уд/мин.

Следует помнить о довольно значительных различиях ЧСС макс. для разных людей одного возраста. В ряде случаев у начинающих с низким уровнем физ. подготовки ЧСС макс. Следует рассчитывать по формуле:

ЧСС макс. 180 - возраст человека (лет) уд/мин.

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используется два показателя: пороговая и пиковая частота сердечных сокращений. Пороговая частота сердечных сокращений - это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений - это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом, могут быть:

пороговая - 75%,

пиковая - 95%

от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки. По мере роста тренированности она должна постепенно расти, вплоть до 80 – 85% максимального потребления кислорода (до 95% частоты сердечных сокращений).

Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.:

До 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен;

До 120 – 140 - восстановительно-поддерживающая;

До 140 – 160 - развивающая выносливость, аэробная;

До 160 – 180 - развивающая скоростную выносливость;

Более 180 - развитие скорости.

Кумулятивные эффекты воздействия силовой тренировки на изучались на юношах 16-18 лет. Использовался метод "до отказа" с отягощениями 40% и 80% от максимума. Полученные данные свидетельствуют о том, что оба варианта физической нагрузки способствовали повышению способности к управлению ДЕ, вовлечению в работу большего количества ДЕ, что и вызвало увеличение обхватов плеча и силы мышц-сгибателей предплечья.

Самсонова А.В., Косьмина Е.А. Кумулятивные тренировочные эффекты воздействия различных методов силовой тренировки на скелетные мышцы юношей 16-18 лет //Вiсник Чернігівського національного педагогічного університету.- Випуск 102, Том І, Серія: Педагогiчнi науки. Фiзичне виховання та спорт.-Чернігів, 2012.- С. 332-335

Самсонова А.В., Косьмина Е.А.

КУМУЛЯТИВНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ ЮНОШЕЙ 16-18 ЛЕТ

Тренировка методом до «отказа» с отягощением 40% от максимума способствует повышению силовых способностей юношей-новичков 16-18 лет, как и тренировка с применением метода субмаксимальных усилий с отягощением 80% от максимума.

Ключевые слова : изометрическая сила, гипертрофия, силовая выносливость, скелетные мышцы, метод до «отказа», метод субмаксимальных усилий, силовая тренировка.

Samsonova A.V., Kos’mina E.A.

CUMULATION TRAINING EFFECTS OF VARIOUS METHOD OF STRENGTH TRAINING ON SKELETAL MUSCLES OF 16-18-AGED BOYS

Training by a failure method with 40% of maximum weight promotes increase of strength capabilities of youth beginners 16-18-aged as well as training with application of a method of the submaximum efforts with 80% of maximum weight.

Keywords : isometric force, hypertrophy, muscular endurance, skeletal muscles, training to failure method, submaximal effort method, strength training

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вопросы развития силовых способностей всегда представляли интерес для спортивно-педагогической науки и атлетизма в частности. В настоящее время метод «до отказа» (метод повторных непредельных усилий) применяется как для развития максимальной силы, так и для развития силовой выносливости скелетных мышц человека, в то время как метод субмаксимальных усилий применяется в основном для развития силы. Доказано, что применение метода «до отказа» с отягощениями свыше 80% от максимума способствует главным образом, увеличению уровня силы скелетных мышц. В то же время применение небольших отягощений (до 40% от максимума) приводит к развитию силовой выносливости и значительно меньше влияет на уровень максимальной силы (Н.Г. Озолин 1970; А.Н., Воробьев, 1981; С. МакРоберт 1999; L. Incledon, 2005; M.K. LeBoeuf, L.F. Butler 2008; Г.П. Виноградов, 2009). Однако существует мнение (В.М. Зациорский, 1970; Ю.Ф. Курамшин, 2004), что в тренировке начинающих спортсменов применение метода «до отказа» с небольшими отягощениями эффективно для развития силы скелетных мышц.

Таким образом, в области теории и методики атлетической подготовки начинающих спортсменов существуют противоречивые взгляды на эффективность применения метода «до отказа» для развития их силовых способностей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состояла в сравнительном анализе кумулятивных эффектов воздействия различных методов силовой тренировки на силовые способности юношей-новичков 16-18 лет.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения кумулятивных тренировочных эффектов воздействия различных вариантов физической нагрузки на силовые качества мышц-сгибателей предплечья (далее мышц) был проведен педагогический эксперимент, который длился четыре месяца. В эксперименте участвовали две группы юношей-новичков 16-18 лет по 10 человек в каждой. Экспериментальная группа тренировалась, применяя метод до «отказа» с отягощением 40% от максимума (ФН 40% МО). Контрольная группа в тренировке использовала метод субмаксимальных усилий с отягощением 80% от максимума (ФН 80% МСУ). До начала эксперимента достоверных различий по уровню физического развития между участниками контрольной и экспериментальной групп не было, табл.1.

Таблица 1 Характеристики участников педагогического эксперимента

Тренировочный микроцикл состоял из двух занятий. Первое занятие микроцикла посвящалось развитию силовых способностей юношей, второе – ОФП. В первом занятии использовались по два силовых упражнения из следующего перечня: сгибание двух рук одновременно на тренажере «Бицепс», сгибание рук со штангой на скамье Скотта; сгибание рук с гантелями одновременно, сидя; сгибание рук с гантелями одновременно, стоя; сгибание руки с гантелей в локтевом суставе, сидя; сгибание рук со штангой, стоя. Каждую неделю применялись различные упражнения. Участники эксперимента выполняли по пять подходов каждого из двух силовых упражнений. Длительность тренировочного занятия в обеих группах составляла 1,5 часа. На выполнение экспериментальной физической нагрузки участников контрольной группы в среднем уходило 25 минут, экспериментальной – 40 минут. В оставшееся время и при проведении второго занятия микроцикла обе группы выполняли одинаковые тренировочные задания.

В начале каждого месяца для каждого участника определялся вес тренировочного отягощения (то есть 40% и 80% от максимума) с которым он выполнял экспериментальную физическую нагрузку.

Уровень максимальной изометрической силы мышц-сгибателей предплечья оценивался электронным динамометром «ДОР-3», который крепился на блочном тренажере для сгибания рук сидя. Для тестирования силовой выносливости мышц-сгибателей предплечья использовался тот же блочный тренажер. Об уровне развития силовой выносливости мышц судили по количеству повторений упражнения с отягощением 40% и 80% от максимума. О степени гипертрофии скелетных мышц судили по изменению обхватов плеча в расслабленном состоянии. Способность к управлению двигательными единицами (ДЕ) косвенно оценивали по изменению обхватов плеча в напряженном состоянии. Измерения проводились каждый месяц.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Максимальная изометрическая сила мышц. До начала исследования показатели максимальной силы мышц участников контрольной (237±14Н) и экспериментальной групп (220±8 Н) были приблизительно одинаковыми, p>0,05, рис.1. К концу эксперимента уровень максимальной изометрической силы мышц в контрольной группе достиг 294±12 Н, а в экспериментальной группе – 298±23 Н, что достоверно выше исходного уровня. Различий по уровню максимальной изометрической силы мышц между участниками контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента не обнаружено (p>0,05). Следовательно, кумулятивный тренировочный эффект воздействия различных вариантов физической нагрузки (ФН40% МО и ФН 80% МСУ) на уровень максимальной изометрической силы мышц приблизительно одинаков.

Рис.1. Максимальная изометрическая сила четырехглавой мышцы бедра при выполнении ФН и в процессе восстановления. n =10, M ± m ;

Обозначения: * p ≤0,05 – до и после ФН; + p ≤0,05 – при сравнении ФН 40% МО и ФН 80% МСУ.

Силовая выносливость мышц. До начала эксперимента показатели уровня силовой выносливости в контрольной и экспериментальной группах при тестировании с отягощением в 40% и 80% от максимума достоверно не различались, табл.2.

Таблица 2 Значения силовой выносливости мышц (количество раз) участников эксперимента при тестировании с различными отягощениями (M±m)

Дата тестирования

Отягощение от максимума,%

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Статистический вывод

До эксперимента

Сравнение результатов до и после эксперимента

Через два месяца занятий показатели уровня силовой выносливости мышц в тестах с отягощением 40% и 80% участников экспериментальной группы были достоверно выше исходного уровня и результатов, показанных участниками контрольной группы (p≤0,05).

К концу эксперимента уровень силовой выносливости мышц-сгибателей предплечья участников контрольной и экспериментальной групп в тестах с отягощением 40% были достоверно выше исходного уровня. Однако достоверных различий в результатах, показанных участниками контрольной и экспериментальной групп, не выявлено (p>0,05). Так как показатели силовой выносливости мышц у участников экспериментальной группы через два месяца тренировки были достоверно выше, чем у контрольной, можно считать, что кумулятивный тренировочный эффект воздействия ФН 40% МО на уровень силовой выносливости мышц выше по сравнению с воздействием ФН 80% МСУ.

Гипертрофия скелетных мышц. В начале эксперимента значения обхвата плеча в расслабленном состоянии в контрольной группе составляли 27,3±0,8 см, в экспериментальной – 28,2±1,2 см, р>0,05. К концу эксперимента у участников контрольной группы значения обхвата плеча составили 28±0,8 см (прирост 2,5%), у участников экспериментальной группы – 28,8±1,2 см (прирост 2,1%). Достоверных различий с исходным уровнем через четыре месяца занятий, ни в контрольной, ни в экспериментальной группах не выявлено (р>0,05), что может свидетельствовать о том, что гипертрофии скелетных мышц не наблюдается.

Способность к управлению активностью ДЕ. До начала исследования в контрольной и экспериментальной группах не было достоверных различий по значению обхвата плеча напряженной руки (табл.3).

Таблица 3 Значения обхвата плеча напряженной ведущей руки участников эксперимента (M±m), см

Дата тестирования

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Статистический вывод

До эксперимента

Через 1 месяц после эксперимента

Через 2 месяца после эксперимента

Через 3 месяца после эксперимента

Через 4 месяца после эксперимента

Сравнение результатов

до и после эксперимента

После одного месяца занятий по сравнению с исходным уровнем в экспериментальной группе обхват плеча достоверно возрос с 29,8±1,1 см до 31±1,3 см (p≤0,05), в контрольной группе – с 29,1±0,8 см до 30,4±0,8 см (p≤0,01). На протяжении последующих трех месяцев прирост обхватов плеча был незначительным и к концу педагогического эксперимента в контрольной группе по сравнению с исходным уровнем составил 4,1%, а в экспериментальной группе – 6,7%. Так как обхват плеча при расслабленном состоянии мышц руки в бо льшей степени характеризует проявление гипертрофии, а в напряженном – способность к управлению ДЕ, можно сделать вывод, что различные варианты физической нагрузки вызывают приблизительно одинаковые кумулятивные тренировочные эффекты воздействия на способность к управлению ДЕ, что приводит к вовлечению в работу большего количества ДЕ.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Установлено, что в обеих группах уровень максимальной изометрической силы мышц-сгибателей предплечья за четыре месяца эксперимента возрос примерно одинаково: в контрольной группе с 237±14 Н до 294±12 Н (24%), а в экспериментальной группе с 220±8 Н до 298±23 Н (36%). Полученные результаты согласуются с данными D.A. Jones, O.M. Rutherford (1987), которые показали, что за первые 12 недель силовой тренировки максимальная изометрическая сила мышц может возрасти на 25-35%.

Уровень силовой выносливости мышц рук в обеих группах после четырех месяцев тренировки при тестировании с отягощением в 40% достоверно возрос. У участников экспериментальной группы показатели силовой выносливости после двух месяцев эксперимента были достоверно выше, по сравнению с участниками контрольной группы. Из этого можно сделать вывод, что воздействие на силовую выносливость мышц метода до «отказа» с небольшими отягощениями более значительное по сравнению с воздействием метода субмаксимальных усилий с отягощением 80% от максимума.

Показано (В.Н. Платонов, 2005), что гипертрофия скелетных мышц, являясь проявлением долговременной адаптации скелетных мышц к силовой тренировке, проявляется на значительно более поздних этапах тренировки по сравнению с изменениями силы и силовой выносливости. Полученные нами фактические данные это подтверждают. После четырех месяцев занятий силовыми упражнениями гипертрофия скелетных мышц участников эксперимента была очень незначительной. Однако сила скелетных мышц достоверно возросла. Это возможно благодаря улучшению способности управлять ДЕ (В.Н. Платонов, 2005). По мнению В.М. Зациорского и B.Дж. Кремера (V.M. Zatsiorsky, W.J. Kraemer, 2006) использование больших отягощений или метода до «отказа» способствует лучшему управлению ДЕ посредством активации больших ДЕ. Наши данные это подтверждают. Оба варианта физической нагрузки способствовали повышению способности к управлению ДЕ, вовлечению в работу большего количества ДЕ, что и вызвало увеличение обхватов плеча и силы мышц-сгибателей предплечья.

В связи с тем, что физическая нагрузка с отягощениями в 40% способна вызвать меньшие травматические повреждения в опорно-двигательном аппарате спортсменов и особенно позвоночнике, по сравнению с физической нагрузкой в 80% от максимума, она более благоприятна на начальном этапе силовой подготовки юношей 16-18 лет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Виноградов, Г.П. Атлетизм. Теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений /Г.П. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2009. – 328 с.
  2. Воробьев, А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке.– М.: Физкультура и спорт, 1971.– 211 с.
  3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970.– 200 с.
  4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для высших учебных заведений /Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 129-133.
  5. МакРоберт, С. Думай /С. МакРоберт. – М.: Уайдер спорт, 1999. – 223 с.
  6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов.– Киев: Олимпийская литература, 2005.– 820 с.
  7. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 479 с.
  8. Incledon, L. Strength training for women /L.Incledon.– Champaign, IL: Human Kinetics, 2005. – 488 p.
  9. Jones, D.A. Human muscle strength training: the effects of three different regimes and the nature of the resultant changes / D.A. Jones, O.M. Rutherford // Journal of Physiology.–1987.– № 391.– P.1-11.
  10. LeBoeuf, M.K., Butler, L.F. Fit and active: the West Point physical development program / M.K. LeBoeuf, L.F. Butler.– Champaign, IL: Human Kinetics, 2008.– 433 p.
  11. Zatsiorsky, V.M. Science and practice of strength training / V.M. Zatsiorsky, W.J. Kraemer.– Champaign, IL: Human Kinetics, 2006.– 251 p.

В спортивной практике для количественной оценки адаптации к мышечной работе часто используются биохимические показатели: срочный ,отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты .

Срочный тренировочный эффект характеризует срочную адаптацию. По своей сути срочный тренировочный эффект представляет собой биохимические сдвиги в организме спортсмена, вызываемые процессами, составляющими срочную адаптацию. Эти сдвиги фиксируются во время выполнения физической нагрузки и в течение срочного восстановления. По глубине обнаруженных биохимических изменений можно судить о вкладе отдельных способов выработки АТФ в энергообеспечение проделанной работы.

Так, по значениям МПК и ПАНО можно оценить состояние аэробного энергообеспечения. Повышение концентрации лактата , снижение величины рН , отмечаемые в крови после выполнения работы «до отказа» в зоне субмаксимальной мощности, характеризуют возможности гликолитического пути ресинтеза АТФ. Другим показателем состояния гликолиза является лактатныйкислородный долг (также измеряется после работы «до отказа» с субмаксимальной мощностью) . Величина алактатного кислородного долга , определенного после нагрузки «до отказа» в зоне максимальной мощности, свидетельствует о вкладе креатинфосфатной реакции в энергоснабжение выполненной работы.

Отставленный тренировочный эффект представляет собой биохимические изменения, возникающие в организме спортсмена в ближайшие дни после тренировки, т.е. в период отставленного восстановления. Главным проявлением отставленного тренировочного эффекта является суперкомпенсация веществ, используемых во время физической работы. К ним, прежде всего, следует отнести мышечные белки, креатинфосфат, гликоген мышц и печени.

Кумулятивный тренировочный эффект отражает биохимические сдвиги, постепенно накапливающиеся в организме спортсмена в процессе длительных тренировок. В частности, кумулятивным эффектом можно считать прирост в ходе длительных тренировок показателей срочного и отставленного эффектов.

Кумулятивный эффект обладает специфичностью, его проявление в большой мере зависит от характера тренировочных нагрузок.

Теория физического воспитания рассматривает спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, связанный с применением системы мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач физического развития, обучения и воспитания моральных, волевых, интеллектуальных и двигательных качеств спортсмена. С точки зрения биохимии тренировочный процесс рассматривается как адаптация организма к интенсивной мышечной деятельности.

Поскольку все адаптационные процессы носят фазный характер, в теории и практике спорта принято выделять три разновидности тренировочного эффекта: срочный, отставленный и кумулятивный.

Срочный тренировочный эффект определяется величиной и характером биохимических изменений в организме, происходящих непосредственно во время действия физической нагрузки и в период срочного восстановления (30 - 90 мин после окончания работы), когда идет ликвидация кислородного долга.

Отставленный тренировочный эффект наблюдается на поздних фазах восстановления после физической нагрузки. Сущность его составляют процессы, направленные на восполнение энергетических ресурсов и ускоренное воспроизводство разрушенных при работе и вновь синтезируемых клеточных структур.

Кумулятивный тренировочный эффект возникает как результат последовательного суммирования следов многих нагрузок или большого числа срочных и отставленных эффектов. В кумулятивном тренировочном эффекте воплощаются биохимические изменения, связанные с усилением синтеза нуклеиновых кислот и белков и наблюдаемые на протяжении длительного периода тренировки. Кумулятивный тренировочный эффект выражается в приросте показателей работоспособности и улучшении спортивных достижений.

Выше были рассмотрены общие закономерности адаптации организма к мышечной деятельности. Знание этих закономерностей может служить основой для развития теории и практики тренировочного процесса. Однако нужно помнить, что развитие адаптированности к физическим нагрузкам у разных людей может происходить по-разному, поэтому и тренировочный процесс должен строиться с учетом индивидуальных качеств спортсмена.

Основные принципы спортивной тренировки:

· повторность,

· регулярность,

· правильное соотношение работы и отдыха,

· постепенное увеличение нагрузок.

Чтобы лучше понять принципы спортивной тренировки, обратимся к рисунку 43. Первый принцип спортивной тренировки - повторность выполнения упражнений - имеет своей задачей повышение работоспособности. Для решения этой задачи последующие упражнения нужно начинать не в любое время, а во время фазы суперкомпенсации после предыдущей тренировки, поскольку во время фазы сверхвосстановления работоспособность на некоторое время возрастает. Если повторную тренировку начинать после завершения фазы суперкомпенсации, когда следы предшествующей работы уже сгладились, положение останется стационарным, т.е. тренировка не принесет ожидаемого результата - повышения работоспособности (рис. 43, а ). Повторные тренировки, начатые в фазе неполного восстановления, приведут к истощению

Рис. 43. Взаимоотношение работы (1) и отдыха (2) в процессе тренировки. Повторная нагрузка применена в фазе: а - полного восстановления; б - неполного восстановления; в - суперкомпенсации (по Н.Н. Яковлеву, 1974)

(рис. 43, б ). Повторные нагрузки, примененные в фазе суперкомпенсации, приведут к повышению функционального уровня организма спортсмена (рис. 43, в ).

Вторым принципом тренировочного процесса является его регулярность, основой которого является повторение работы в наиболее выгодном для организма состоянии после предыдущей работы. Однако следует заметить, что в пределах одного занятия упражнения повторяются чаще всего в фазе неполного восстановления. Задача интервального метода тренировки состоит в том, чтобы в результате повторных нагрузок в фазе неполного восстановления выработать приспособляемость организма к биохимическим и функциональным сдвигам, которые наблюдаются при выполнении данного упражнения в условиях соревнований. Но при проведении основных тренировочных занятий следует предусматривать такой период отдыха, который обеспечивал бы начало последующей тренировки в фазе суперкомпенсации после предыдущего занятия.

Ранее мы уже говорили о том, что длительность фазы суперкомпенсации зависит от продолжительности работы и глубины вызываемых ею биохимических сдвигов в организме. Поэтому вопросы соотношения работы и отдыха - третий принцип спортивной тренировки - имеют исключительно важное значение. После одной и той же работы суперкомпенсация различных биохимических компонентов мышц наступает в разное время: креатин-фосфат ресинтезируется раньше гликогена, а синтез мышечных белков и фосфолипидов происходит в последнюю очередь. Поэтому в ходе тренировки в зависимости от характера и объема упражнений, а также от задач, стоящих перед спортсменом (увеличение содержания креатинфосфата и гликогена или наращивание массы мышц за счет синтеза белков, повышение дыхательной энергопродукции и т.д.), должно соблюдаться оптимальное соотношение работы и отдыха. Каждое физическое упражнение (или группа упражнений) требуют определенного периода отдыха, обусловленного характером и величиной работы.

В процессе тренировки работоспособность постепенно повышается и выполнение каждой последующей мышечной нагрузки, если она остается такой же, что и предыдущие, для организма облегчается. При таких условиях работа будет сопровождаться все меньшими биохимическими сдвигами в организме. Следовательно, и фаза суперкомпенсации укоротится и будет выражена слабее, что приведет к прекращению роста работоспособности. Чтобы этого не произошло, необходимо увеличивать нагрузки постепенно. Без соблюдения четвертого принципа тренировки будут малоэффективны.

Под влиянием тренировки существенно улучшаются показатели физической работоспособности. Так, аэробная мощность начинающих спортсменов составляет 45 мл/кг·мин, а спортсменов международного класса - 90 мл/кг·мин; алактатная мощность - 60 мМ/кг·мин для начинающих и 102 мМ/кг·мин для мастеров международного класса; гликолитическая мощность - 20 мМ/кг·мин и 35 мМ/кг·мин лактата соответственно.

Анализ принципов спортивной тренировки дает основание заключить, что все они взаимосвязаны и вытекают один из другого.


Похожая информация.


Известно, что чем выше функциональные возможности основных систем, тем успешнее организм переносит воздействие физических упражнений, а чем больше уровень переносимых нагрузок, тем интенсивнее растут функциональные и энергетические резервы организма. Эффективность тренировочного занятия во многом зависит от того, насколько правильно выбраны тренировочные средства и их дозировка в одном занятии. Тренер (преподаватель) в значительной степени работает вслепую, если не знает, какое воздействие на организм оказывает отдельное упражнение, серия упражнений, отдельное занятие, один тренировочный день, этап тренировки. В равной степени это относится и к оздоровительным занятиям физическими упражнениями.

В настоящее время с целью выяснения воздействия физических нагрузок принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Под срочным тренировочным эффектом понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Под отставленным тренировочным эффектом подразумевают изменения в поздних фазах восстановления - после тренировки, в последующие дни.

Кумулятивный тренировочный эффект - это изменения, произошедшие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа занятий.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) проводятся в соответствии с данными видами тренировочных эффектов в форме оперативных, текущих и этапных обследований, входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

ВПН проводятся во время оперативных, текущих и этапных обследований, входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

Оперативные обследования - предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений, происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстановительный период. В процессе оперативных обследований следует обращать внимание на:

Фиксирование различных показателей непосредственно на тренировочном занятии (после всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия);

Изучение реакции организма до тренировочного занятия и через 20-30 минут после него (в покое или после дополнительной нагрузки);

В текущих наблюдениях оценивается отставленный тренировочный эффект, т.е. эффект в поздних фазах восстановления (через день после занятия и последующие дни). Конкретное время этих наблюдений может быть различным:

Ежедневно - утром в условиях учебно-тренировочных сборов или перед тренировочным занятием;

Ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней;

В начале и в конце одной или двух недель;

На следующий день после занятия (утром или перед занятием, т.е. через 18-20 часов после 1-го занятия), а иногда и в последующие дни.

Этапные обследования имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации тренировочного процесса, т.к в них оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период. Их рекомендуется организовывать каждые 2-3 месяца (необходимо иметь в виду, что следует исключить предшествующие физические нагрузки). Важную информацию тренер (преподаватель) получает при анализе данных самоконтроля занимающегося. Эта информация сопоставляется с материалами текущих обследований при ВПН и позволяет оценивать эффективность построения тренировочного процесса, своевременно выявлять тенденцию к развитию перетренированности.

Похожие публикации