Вера православная - сретение владимирской

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская , глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о, пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

П о данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом.

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование «Владимирская».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою.

Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: «и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга». Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а св. князь Андрей получил прозвище «Боголюбский».

Празднование в честь Владимирской иконы совершается Церковью три раза в году: 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю, причем наиболее торжественно празднуется память сретения (то есть встречи) Владимирской иконы в Москве 26 августа 1395 года (8 сентября н.ст.).

Русь к концу XIV в. уже почти триста лет была в состоянии феодальной раздробленности, и из них последних два века – под тяжестью монголо-татарского ига и под постоянными нападениями со стороны западных соседей. Постоянно разоряемая то своими, то чужими, утратившая большую существенную часть своих земель, ставшая «улусом» (вассалом) золотоордынских ханов, обложенная от них непомерной данью, Русь пребывала в состоянии глубокого упадка. Возрождение государственности началось с духовного возрождения, с православной веры, дивными плодами которой явились на Руси преподобный Сергий Радонежский и его ученики.

Преподобный Сергий был возведен в сан игумена основанной им обители (будущей Троице-Сергиевой лавры) в 1354 г., а уже в 1360-х годах происходит событие, крайне важное для дальнейшей судьбы русского народа: святителю Алексию, митрополиту Московскому, бывшему тогда опекуном малолетнего князя Московского Дмитрия и фактически управлявшему от имени князя, удалось добиться от ордынских ханов признания права московских князей наследственно владеть титулом великого князя Владимирского, что фактически отменяло существовавшее тогда «лествичное право» наследования и создавало основы для возникновения централизованного монархического государства. Политика эта увенчалась торжеством победы на Куликовом поле в 1380 году, когда объединившиеся впервые за столько времени русские князья во главе с московским князем Дмитрием разбили монголо-татарские войска.

Однако об окончательном объединении Руси тогда еще не могло идти и речи, и в 1382 году Москва и все ее земли подвергаются опустошительному разорению со стороны орд Тохтамыша. Русские князья вновь начинают ездить на поклон к ханам и платить дань.

В 1370 году на территориях между Индией и Золотой ордой возникает новая могущественная исламская империя Тимуридов со столицей в Самарканде, которую возглавил один из величайших азиатских завоевателей – Тамерлан. За короткое время Тамерлан покорил себе несколько царств. Этот властитель отличался особой кровожадностью. Империя его стремительно росла, и возникали серьезные трения с соседями, на которых Тамерлан также пытался распространить свое влияние. В их число входила и Золотая орда. Ситуация особенно обострилась в 1394 году, когда в ответ на провокационные действия хана Тохтамыша Тамерлан пошел походом на орду и разбил Тохтамыша в генеральном сражении на реке Терек 15 апреля 1395 года. Преследуя отступающие силы Тохтамыша Тамерлан прошел всю Золотую орду с юга на север и в июле показался в пределах русских земель. Русские с трепетом следили за развитием событий. От грузинских князей они уже были наслышаны о силе и кровожадности Тамерлана, который не раз покорял Грузию и пытался даже насадить в этой православной стране ислам. Тамерлан хорошо понимал, что большой русский улус является важным источником дохода и стабильности Золотой орды. Русские источники сообщают о намерении Тамерлана или Тимура Аксака, как его называли в наших летописях, идти на Москву.

В августе 1395 г. Тамерлан вторгается в пределы Руси и сжигает город Елец, находившийся на окраине Рязанского княжества, убивает Елецкого князя и жестоко расправляется с населением.

Затем Тамерлан встал на Дону и выжидал, то ли давая отдых войнам, то ли строя планы дальнейших действий. Московский князь Василий Дмитриевич стал спешно собирать силы на реке Оке, но надежд противостоять многотысячным победоносным ордам Тамерлана практически не было. Люди находились в страхе, а для Руси в этой ситуации поход Тамерлана мог стать смертельным, и не только из-за монголо-татар: Литовское государство на западе, уже принявшее католическую унию, стремительно вбирало в себя земли ослабленной Руси (так уже в 1362 году ими был взят Киев), русским границам угрожали Польша и Швеция.

И тогда митрополит Московский Киприан – дивный святитель и ревностный служитель Церкви – объявляет всенародный пост и вместе с князями организует небывалый крестный ход из Владимира в Москву с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. Серб по национальности, владыка Киприан очень любил русский народ, верил в него и видел, что сейчас настал критический момент, от которого зависит все будущее этого народа, и ничто уже не может помочь, кроме чуда, кроме соборной народной молитвы к Господу и Пречистой Его Матери. 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Владимирскую икону со всею возможною торжественностью в сопровождении всего владимирского духовенства с песнопениями, крестами и хоругвями вынесли из храма и многотысячным крестным ходом понесли в Москву. Провожать икону вышли все жители города.

Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли за городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа по старому стилю. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», - свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения иконы на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

В память об этом событии на месте встречи иконы перед Москвой в 1397 году был основан Сретенский мужской монастырь.

Возвращаясь с похода на Русь, Тамерлан ещё раз прошёл через Золотую орду, на этот раз с востока на запад, оставляя за собой голую выжженную землю. Войска хана Тохтамыша были окончательно разгромлены, и после этого Золотая орда уже никогда не смогла восстановить былое могущество. Она уже не смогла помешать становлению Московского государства, а со временем её земли были вобраны в себя самою Русью. И в этом верующий человек тоже может видеть руку Божию в истории: в силах Господа любое самое страшное зло обратить во благо.

С чудотворным Владимирским образом Пресвятой Богородицы связаны многие важнейшие события истории Русского государства на протяжении многих столетий. И в наших силах также, как и наши боголюбивые предки, с простой и усердной молитвой взывать к Божьей Матери, принося Ей все те наши тревоги и печали, которые мучают нас сегодня.

С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны. И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери. 8 сентября Церковь постановила отмечать посвященный ей праздник.


Общие сведения

Если верить древнему церковному преданию, чествуемая в начале осени каждого года икона Девы Марии имеет многовековую историю. Согласно этой версии автором святого образа является евангелист Лука. Он написал лик Божией Матери на обычной деревянной доске – части стола, за которым вкушали пищу Богородица, Иисус и праведный Иосиф. Увидев собственное изображение на доске, Дева Мария благословила последнее, сказав такие слова: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».


Долгое время икона эта пребывала в главном городе Израиля – Иерусалиме . После очутилась в Царьграде – византийской столице. В XII-м веке патриарх Константинопольский подарил святой образ святому князю Мстиславу, восседавшему на киевском троне. Так Владимирская икона Божией Матери оказалась в России. Ее поместили в Девичьей монастырской обители, которая располагалась в Вышгороде.

Миновало два десятка лет, прежде чем чудотворная икона очутилась во Владимире. Кстати, произошло это событие благодаря святому князю Андрею Боголюбскому. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе города. Отсюда и название святого образа Девы Марии: оно буквально имеет топографический характер.


Ученые не верят церковному преданию в вопросе истинного возраста чудотворной иконы. В результате исследований святой образ был датирован XII-м столетием н.э. Получается, Владимирская икона относится к периоду комниновского возрождения в византийском искусстве, в частности - живописи. На это указывает совпадение некоторых рисованных элементов, присутствующих на образе Богоматери, с теми, что использовали художники указанной живописной эпохи. С точки зрения искусства рассматриваемую нами икону Девы Марии можно смело назвать образцом византийской школы живописи. Написавший ее был мастером своего дела, поскольку ему удалось передать чувства и эмоции Пречистой так точно, что невозможно остаться равнодушным, взирая на святое полотно и изображенную на нем женщину.

Впрочем, в пользу церковного предания тоже выступают некоторые факты, правда, весьма спорные. Например, есть сведения о том, что чудотворная Владимирская икона Богоматери находилась в городе Иерусалиме до середины V-го века н.э. Чем не доказательство истинности мнения церкви в вопросе настоящего возраста православной реликвии?

История праздника

Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Девы Марии москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.



При каких же обстоятельствах святой образ Пречистой оказался в столице и, тем более, почему его встречало множество народу? Объяснение дает история. В уже упомянутом выше 1395 году хан Тамерлан с полчищами своих воинов приблизился к Москве. Целью его был захват стольного града. Христианский народ сознавал, что недруги сильнее хотя бы в количественном отношении, потому уповали исключительно на помощь небес. Инициативу в этом плане в свои руки взял великий князь Московский Василий Дмитриевич. Он распорядился принести в Москву святой образ Божией Матери, хранившийся уже к тому времени во Владимире. Путь чудотворной иконы Заступницы был весьма продолжителен – он составлял 10 дней. По обеим сторонам дороги, преодолеваемой Владычицей, стояло множество людей. Каждый протягивал руки к иконе, взывая: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве святой образ Девы Марии ждал пышный прием. По такому случаю был организован торжественный крестный ход, на котором присутствовали представители городского духовенства, бояре, великий князь с семьей и, конечно же, обычные горожане. Встреча иконы состоялась на городских стенах, выходящих на Кучково поле, после чего святой образ народ проводил до Успенского собора Кремля.

Описанное выше событие имело место быть 26 августа 1395 года. Сретение Владимирской иконы Божией Матери сопровождалось великим плачем присутствующих, беспрестанными мольбами и причитаниями. Все это, несомненно, шло от сердца, потому как, во-первых, русский народ в то время отличался высокой богобоязненностью, а во-вторых, слишком силен был страх перед нашествием полчищ Тамерлановых. И неудивительно, что Богородица вняла идущим от столь огромного количества людей искренним просьбам о помощи и заступничестве.

В момент сретения чудотворной иконы на берегу Москвы реки хану и его воинам было тонкое видение, в котором враги Руси узрели, как с высокой горы спускаются святители, в руках у них – золотые посохи, а над ними парит женщина, окруженная сиянием ярких лучей света и сонмом Ангелов с огненными мечами. Интересно, что видение сие явилось не только татарам, но и русскому народу. И те, и другие несказанно удивились, а последние еще и в ужас неописуемый пришли. В итоге Тамерлан со своей шатрой бежал без оглядки.


По окончании этих событий чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже еще не раз Дева Мария защитила стольный град от недругов. Так, в 1408 году она избавила столицу через свой святой образ от набегов хана Едигея, в 1451 году – от нападения Мазовши, ногайского царевича, в 1459 – от посягательств на русскую землю хана Седи-Ахмета. В 1480 году народная молитва перед Владимирской иконой Божией Матери заставила изменить свое намерение попытаться завоевать Москву хана Ахмета, а в 1521-м то же произошло и с казанским ханом Махмет-Гиреем. Отдавая дань заступничеству Девы Марии, Церковь учредила целых три праздника, чествующих Владимирскую икону Божией Матери: кроме даты 8 сентября (26 августа по с.ст.), памятующей о спасении стольного града от хана Тамерлана в 1395 году, православные христиане отмечают также праздник 21 мая – защита Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году и 23 июня - память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.

Православная церковь отмечает праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери - без преувеличения, самой почитаемой на Руси. Праздник этот отмечается Русской православной церковью трижды: 3 июня - в память об избавлении от Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля - в память об избавлении от хана Ахмата в 1480 году, а 8 сентября - в память о том, как Богородица прогнала от стен Москвы войско Тамерлана.

Гроза татаро-монголов

За Владимирской иконой замечено множество чудес. В 1164 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед боем князь и все его войско помолились перед иконой, враг был разбит, а после победы взору воинов предстало чудо: вся местность озарилась дивным сиянием, шедшим от образа. Ровно в те же самые день и час византийский император Мануил перед битвой с сарацинами увидел такой же свет, шедший от Креста Господня.

Следующее большое чудо произошло спустя почти столетие. В 1395 году на Москву надвигался Тамерлан. Надежды на спасение было мало, и тогда московский князь Василий Дмитриевич распорядился доставить икону Божией Матери из Владимира в Москву. Тамерлан раскинул свои шатры на берегу Москвы-реки и собирался взять город в осаду. Однако ночью во сне ему привиделась Лучезарная Жена в сиянии, окруженная ангелами с огненными мечами. Наутро Тамерлан созвал совет. Мудрецы истолковали видение и разъяснили хану, что увиденная им Жена - Богородица, заступница православных и одолеть ее не выйдет. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» - так написал о бегстве Тамерлана летописец.

Позже икона не раз спасала русский народ от вражеских набегов. Именно ее благодатной силе летописцы приписывают победы над врагами: в 1408 году - над ханом Едигеем, в 1451 году - над ногайцами, в 1459 году удалось отбиться от войск хана Седи-Ахмета. В 1480 году икона заставила повернуть назад в степь войско ордынского хана Ахмата (знаменитое стояние на реке Угре), а в 1521 году Москва была спасена от полчищ татар казанских и ногайских под предводительством хана Махмет-Гирея. Тогда князья едва успели собрать войско для отражения атаки. Сдерживая натиск татар, русские войска медленно отступали к Москве, за стенами которой весь народ усердно молился перед ликом Богородицы, прося о заступничестве. Одной инокине было видение: ей привиделись святители московские Петр и Алексий, выходившие из закрытых врат Успенского собора с иконой в руках. Инокиня рассказала горожанам об увиденном, и народ стал молиться еще усерднее. И снова Божия Матерь обратила в бегство татарские войска, привидевшись врагам в окружении сияющих воинов.

Хранительница Русского Севера

Как гласят предания, образ этот написал сам апостол Лука на доске от стола, за которым обедали Богородица с младенцем Христом и праведный Иосиф. Когда исследователи отмечают, что образ написан апостолом, имеется в виду прежде всего само изображение: его характер, стиль, художественные особенности. Ни одна из икон, написанных Лукой, до наших времен, увы, не сохранилась: все современные образы за авторством апостола Луки - списки или копии с тех икон, которые когда-то были им созданы, включая и Владимирскую икону, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Ученые-искусствоведы полагают, что икона была написана в конце XI века либо чуть позже, в начале XII века, в Константинополе.

На Русь икона была послана в 1131 году патриархом Константинопольским Лукой в дар московскому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода, что под Киевом, отданного Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому в удельное правление. Чуть позже Андрей решил отправиться в северные земли Руси. Молодой князь был человеком боголюбивым, за что и получил прозвище Боголюбский, и просил Богородицу быть ему заступницей в Ростово-Суздальских землях, которые князь пообещал отдать под власть Божией Матери. Он искал икону, которую мог бы взять с собой в дорогу. Ему поведали об иконе, которая не прочь отправиться в путешествие: по свидетельствам прихожан, трижды этот образ сходил со своего места. Князь Андрей втайне от отца взял икону с собой. Однако по пути из Владимира в Ростов, когда Андрей отъехал от города всего около десяти верст, лошади вдруг встали и отказывались идти дальше. Молодой князь обратился с молитвой к иконе. Богородица явилась Андрею и повелела оставить образ во Владимире, а на месте своего явления основать храм. С этого момента, с 1160 года, икона и получила свое нынешнее название: Владимирская. Позже икона продолжила путешествие по северным землям Руси и многократно помогала отбить набеги татар на Москву. После того как Богородица чудным образом избавила Русь от ордынского ига, чудотворный образ Божией Матери остался в Москве, в Успенском соборе. С 1930 года икона хранится в Третьяковской галерее. В 1999 году ее перенесли в храм-музей, расположенный на территории Третьяковки.

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской .

В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

Празднование Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа/8 сентября — установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении её из Владимира в Москву .

История встречи в Москве Владимирской иконы божией Матери

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.

Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло её к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь , а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.).

В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.

Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. стилю), связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: / о пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебя воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых / пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

Иной кондак, глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, / в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи, / невозвратно надежду имуще, притецем, / к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, / честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!

Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

26.08.1395 (8.09). - Сретение Владимірской иконы Божией Матери

Владимірская икона Божией Матери в истории России

Владимірская икона Божией Матери – величайшая святыня нашей Церкви и нашего народа. Она написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». Вышиною образ чуть более одного метра, шириною около 70 см. Оклад на нем золотой, древней греческой работы, осыпанный драгоценными камнями, высокой цены; на полях его вычеканены 12 Господских праздников.

В 1131 г. икона была прислана на Русь из святому князю Мстиславу (†1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города . Сын в 1155 г. принес икону во Владимір и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимірской. В 1395 г. икону впервые принесли в . Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимір и Москву.

Празднование Владимірской иконе Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимірской иконы при перенесении ее из Владиміра в Москву для заступничества от нашествия Тамерлана (Тимура).

В 1395 г. свирепый хан Тамерлан вступил в пределы России, приведя народ в ужас. Разорив рязанскую землю и направляясь к Москве, он приблизился к берегам Дона. вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился и об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Москвичи, устрашенные слухами о несметных силах Тамерлана, молились усердно об избавлении от нашествия иноплеменников и постились; митрополит почти не выходил из церкви. Великий Князь, не надеясь на свои силы, просил прислать св. Владимірскую икону Божией Матери. После литургии и молебна во Владиміре праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Безчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!".

Летописцы засвидетельствовали, что в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ своим полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимірской иконы Пресвятой Богородицы.

Впоследствии Владимірская икона не раз являла свое заступничество русскому народу в различных бедствиях и войнах. Спасительницей столицы проявила себя чудотворная икона и в 1408 г. (), и в 1451 г., когда к Москве подступил царевич Мазовша с огромным войском ногайского хана. Татары уже зажгли посады Москвы и радовались, что у них будет много пленников и золота.

Недавно изданный учебник для вузов сообщает, что в 1451 г. Москва «чудом не была захвачена». Правда, каким чудом, не уточняет. А летописи описывают, как во время пожара совершал крестные ходы по стенам города, а московские воины и ополченцы бились с татарами до ночи, ожидая на следующий день нового приступа. Но утром под стенами врагов не оказалось. Летописец повествует, что они услышали необычайный шум и "вообразили, что это Великий Князь идет на них со своим войском". Сам же Великий Князь, у которого войско было немногочисленно, да и стояло далеко, после ухода татар, как сообщает предание, плакал перед Владимірской иконой... Эту победу русские люди также отнесли к заступничеству Богоматери.

В летопись чудес от Владимірской иконы вписало и . Когда разорвал ханскую басму и отказался платить дань Орде, 1480 г. на Москву устремились полчища хана Ахмата. Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской областями), войско хана сосредоточилось в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры выстроились русские войска. В передних рядах воины держали икону Владимірской Божией Матери.

Происходили отдельные стычки, было небольшое сражение в нижнем течении, но основные части обоих войск – и русского, и татарского – по-прежнему занимали свои позиции на разных берегах. Долго и напряженно стороны ждали решающей битвы; но никто из противников не хотел нападать первым, переходя через реку. Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Русское войско остановилось, а татарское продолжало отдаляться. И вдруг грозные ордынские всадники помчались прочь без оглядки, паникуя и словно бы трепеща от страха, хотя никто на них не нападал, никто не преследовал. Русскими воинами это событие было истолковано как явное выражение нового покровительства Владычицы Небесной Земле Русской. Благодарные соотечественники после стояния на Угре назвали это место "поясом Богоматери". «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, – писал летописец. – Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию».

В 1521 г. святая икона защитила Москву от нашествия Мухаммад-Гирея.

После революции чудотворная икона, написанная св. апостолом Лукой, была помещена в , ныне она в специально открытом для нее храме на территории галереи. В великие престольные праздники святыня появляется в Успенском соборе Кремля.

Нельзя не отметить и реакцию святыни на недавнее историческое событие осенью 1993 г. – . В эти дни Владимірская икона была принесена из Третьяковской галереи в Богоявленский собор Кремля. Накануне расстрела парламента, 3 октября, патриарх Алексий II в присутствии мэра Лужкова и других ельцинистов, участников государственного переворота, «коленопреклоненно молился перед иконой о спасении России». Как позже об этом написал Алексий II в предисловии к книге о переговорах сторон в этом госперевороте, «православные москвичи молились в Богоявленском Патриаршем соборе перед великой святыней земли русской – чудотворной Владимірской иконой Божией Матери. Не раз в истории России по молитвам перед этой иконой наша страна получала от Божией Матери избавление от военных опасностей и других великих бедствий. Убежден, что и в этот раз, несмотря на свершившуюся трагедию, Русь была спасена Пречистой Девой» ("Тишайшие переговоры", М., 1993). После молебна обнаружилось заметное ухудшение состояния чудотворной иконы, а после расстрела парламента, сопротивлявшегося "реформам" Ельцина-Гайдара-Чубайса, разграбление и разрушение России пошло полным ходом...

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимірской

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Похожие публикации