Протоиерей родион путятин. Читаем Евангелие вместе с Церковью
ПУТЯТИН РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ
Путятин (Родион Тимофеевич, 1807 - 1869) - известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии, был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" Путятина стали появляться в печати с 1842 года; до 1894 года их вышло 22 издания. Некоторые из них печатались и в духовных журналах. Распространенности поучений Путятина способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни, искренность, увлекавшая слушателей. Некоторые из его поучений, например, "Поучение перед святым Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. 1). Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, ¦ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (¦ 47). В. Р-в.
Краткая биографическая энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПУТЯТИН РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ПУТЯТИН, РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ
(1807 — 1869) — известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в … - ПУТЯТИН, РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ
(1807 ? 1869) ? известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в … - ПУТЯТИН в Энциклопедии Япония от А до Я:
Евфимий Васильевич (1803-1883) - адмирал. В 1852 г. российское правительство сделало попытку "открыть сношения с Японией". Дипломатическую экспедицию было поручено … - РОДИОН в Большом энциклопедическом словаре:
(Иродион) (ум. 67) апостол от 70-ти, родственник апостола Павла (Послание к Римлянам 16:11), сподвижник апостола Петра. Епископ Патрасский, пострадал в … - РОДИОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
апостол из числа семидесяти; см. … - ПУТЯТИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Евфимий Васильевич, 1803 — 1883) — граф, русский государственный деятель, адмирал, генерал-адъютант. Окончив курс в морском кадетском корпусе, в 1822—1825 … - ПУТЯТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПУТ́ЯТИН Евфимий Вас. (1804-83), граф (с 1855), рос. гос. деятель, дипломат, адм. (1858). В 1822-25 совершил кругосветное путешествие. В 1852-55 … - РОДИОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? апостол из числа семидесяти; см. … - ПУТЯТИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(Евфимий Васильевич, 1803 ? 1883) ? граф, русский государственный деятель, адмирал, генерал-адъютант. Окончив курс в морском кадетском корпусе, в 1822?1825 … - РОДИОН в словаре Синонимов русского языка.
- РОДИОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
Родион, (Родионович, … - РОДИОН
(Иродион) (ум. 67), апостол от 70-ти, родственник апостола Павла (Послание к Римлянам 16:11), сподвижник апостола Петра. Епископ Патрасский, пострадал в … - ПУТЯТИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
Евфимий Васильевич (1804-83) , граф (с 1855), рoссийский государственный деятель, дипломат, адмирал (1858). В 1822-25 совершил кругосветное путешествие. В 1852-55 … - РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-05-15 Time: 10:53:39 Родион Романович Раскольников — герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».- * А знаешь ли, … - АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АВЕРЧЕНКО в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-09-05 Time: 14:15:56 = Страницы биографии = * ""Аверченко о самом себе:"" Из скромности я остерегусь указать на тот … - РОДИОН (ГРЕЧЕСК.) в Значениях имен:
песнь владыке старое - Иродион производные - Родионка, Родиоша, Родя, … - РОДИОН, АПОСТОЛ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Иродион, апостол ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | … - ЛАПШЕВ ГРИГОРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лапшев Григорий Тимофеевич (1873 - 1937), священник. Родился в 1873 году. Служил священником … - КОШЕЛЕВ РОДИОН АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кошелев Родион Александрович (1749 - 1827) — известный министр, член государственного совета, масон, активный … - ШЕВЯКОВ ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
- ХЛЕБНИКОВ КИРИЛЛ ТИМОФЕЕВИЧ
Хлебников (Кирилл Тимофеевич, 1776 - 1838) - писатель, член-корреспондент Академии Наук. В 1801 г. Х. сделался приказчиком Российско-американской компании, объездил … - ХИТРОВО ЯКОВ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Хитрово (Яков Тимофеевич) - думный дворянин и воевода. В 1653 - 1665 гг. участвовал в литовском походе. Посланный в 1661 … - ТРУБЕЦКОЙ ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Трубецкой Дмитрий Тимофеевич - см. в статье Трубецкие … - ТИМОФЕЕВ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Тимофеев (Василий Тимофеевич, 1836 - 1896) - священник, много потрудившийся над христианским просвещением своих соплеменников-татар, первый и лучший сотрудник Н.И. … - СУСЛОВ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Суслов (Иван Тимофеевич) - деятельный помощник Данилы Филиппова в деле распространения хлыстовской секты (см.). Суслов был родом из Владимирской губернии, … - СУДЕЙКИН ВЛАСИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Судейкин (Власий Тимофеевич, родился в 1857 г.) - экономист. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета; затем слушал лекции в … - СУДАКОВ АРСЕНИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Судаков (Арсений Тимофеевич) - писатель, протоиерей; напечатал в "Христианском Чтении" (1861) - "Реформатская церковь в Голландии", в "Духовной Беседе" (1874) … - СОКОЛОВ ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Соколов (Владимир Тимофеевич) - композитор, медик по образованию, автор многочисленных романсов, имевших большое распространение в 50-х и 60-х гг. Многие … - СЛАВУТИНСКИЙ СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Славутинский (Степан Тимофеевич) - беллетрист. Образование получил в рязанской гимназии и по окончании курса (1847) служил чиновником особых поручений при … - РОНЧЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Рончевский (Александр Тимофеевич) - врач и беллетрист (1831 - 1868). Окончил курс в Медико-хирургической академии, служил преимущественно на Кавказе. Поместил … - РОДИОН НЕСТЕРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Родион Нестерович - киевский вельможа, известный своей преданностью Иоанну Калите, при котором и прибыл в Москву. Когда в 1304 … - РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Разин (Степан Тимофеевич) - известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за которым утвердилось название бунта Стеньки … - РАДОЖИЦКИЙ ИЛЬЯ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Радожицкий (Илья Тимофеевич, 1784 - 1861) - артиллерии генерал-майор, директор тульского оружейного завода, писатель. Радожицкий много занимался ботаникой; оставил в … - ПУТЯТИН ЕВФИМИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Путятин (Евфимий Васильевич, 1803 - 1883) - граф, русский государственный деятель, адмирал, генерал-адъютант. Окончив курс в морском кадетском корпусе, в … - ПОСТНИКОВ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Постников (Василий Тимофеевич, умер в 1710 г.) - отец первого русского доктора Петра Васильевича Постникова (см. ниже), дьяк посольского приказа; … - ПОСПЕЛОВ ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Поспелов (Федор Тимофеевич) - писатель; окончил курс в Московском университете, служил при Державине в Петрозаводске, был советником губернского правления в … - ПОКРОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Покровский (Василий Тимофеевич) - известный клиницист (1838 - 1877), сын священника. По окончании курса наук в Императорской санкт-петербургской медико-хирургической академии … - ПЛАКСИН ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Плаксин (Василий Тимофеевич, 1796 - 1869) - педагог; учился в главном педагогическом институте и Санкт-Петербургском университете; был преподавателем русского языка … - ОСЛЯБЯ РОМАН (В МОНАШЕСТВЕ РОДИОН) в Краткой биографической энциклопедии:
Ослябя (Роман, в монашестве Родион) - боярин, инок Троице-Сергиевой лавры. По сказаниям о Мамаевом побоище, он сопровождал, вместе с иноком … - НИКОЛЬСКИЙ КОНСТАНТИН ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Никольский Константин Тимофеевич - протоиерей, ученый литургист (1824 - 1910), доктор церковной истории, магистр Петербургской духовной академии. Состоял членом училищного … - НИКОЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Никольский Александр Тимофеевич - писатель, священник (1821 - 1876). Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Его "Замечания о неудовлетворительности нынешнего способа содержания … - НИКАНОР (В МИРУ НИКИФОР ТИМОФЕЕВИЧ КАМЕНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
Никанор, в миру Никифор Тимофеевич Каменский - духовный писатель (1847 - 1910), магистр казанской академии. Был викарием казанской епархии, затем … - НАВРОЦКИЙ МИХАЙЛО ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Навроцкий, Михайло Тимофеевич - ориенталист (1825 - 1871). Окончил курс в Казанском университете; был профессором арабского языка в Петербургском университете. … - МЕГОРСКИЙ ДИМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Мегорский Димитрий Тимофеевич - протоиерей (1841 - 1909), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. По инициативе Мегорского, представившего в 1903 г. Санкт-Петербургскому … - ЛИХАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Лихачев, Алексей Тимофеевич - окольничий. При царе Алексее Михайловиче был учителем царевича Алексея Алексеевича. Очень важную роль играл в … - ЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (ВОРОБЬЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
Ленский (настоящая фамилия Воробьев), Дмитрий Тимофеевич - известный водевилист и актер Императорского московского театра (1805 - 1860). Кончил московскую практическую … - КАНТАКУЗЕН РОДИОН МАТВЕЕВИЧ (РАДУКАН) в Краткой биографической энциклопедии:
Кантакузен Родион Матвеевич (Радукан) - см. в статье Кантакузены (Р.М. и Н.Р.) … - ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Ермак Тимофеевич - завоеватель Сибири. Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская …
Протоиерей, известный духовный проповедник; родился в 1807 г. в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губ., где отец его был священником; в 1830 году он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии, а в 1834 г. - Московской Духовной Академии (со степенью магистра богословских наук) и был назначен профессором словесности в Ярославскую Духовную Семинарию; 25-го января 1835 г. П. рукоположен был во священника к Тихановской церкви, в 1837 г. занял место помощника инспектора Семинарии, в 1840 г. переведен в Ярославский Кафедральный собор, а в 1844 г. - к церкви Сошествия св. Духа. В 1845 г. (22-го февраля), по прошению, П. был уволен от службы в Семинарии и в том же году (12-го марта) определен увещателем во всех Ярославских присутственных местах, а 8-го сентября перемещен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор протоиереем и, вместе с тем, благочинным всех церквей г. Рыбинска.
В 1866 г. (28-го ноября), согласно прошению, П. по слабости здоровья был уволен от должности благочинного, а 4-го ноября 1869 г. скончался в г. Рыбинске, 62 лет от роду. Путятин священствовал почти 35 лет, сначала в Ярославле, а затем 24 года в Рыбинске.
С 1846 г. он был сотрудником Попечительства о бедных духовного звания и с большой заботливостью и любовью относился к делу помощи больным, бедным, скорбящпм и угнетенным, отдавая им свои силы и средства.
Особенно энергичную деятельность на пользу ближнего П. проявил во время холеры 1848 г.: с утра до вечера ходил он по улицам Рыбинска со Святыми Дарами, напутствовал внезапно заболевших и отправлял их в больницы.
Последние два года жизни, по болезни, П. редко принимал участие в богослужении, но у себя дома неутомимо трудился над своими поучениями.
Как проповедник, П. всегда пользовался постоянным и большим вниманием своих слушателей.
Густой толпой теснились они у его кафедры и расходились только по окончании проповеди.
Правда, что опытный и предусмотрительный проповедник, П. никогда не злоупотреблял вниманием своих слушателей, не вдавался в излишние рассуждения, не говорил более того, что слушатели могли понять без больших для себя усилий.
Он умел быть близким ко всем, для всех быть понятным и, обращая свое слово к народу, предлагал всегда "краткие поучения", без утомляющего разнообразия и обилия мыслей.
Он знал жизнь, знал нужды окружающей его среды, и это знание давало слову его характер народной проповеди, близкой и понятной простому, мало образованному человеку.
Но проповеди его тем особенно ценны, что при своей необыкновенной простоте они вполне выдерживают достоинство церковной поучительной речи; в простых, задушевных словах всегда высказывается высокая нравственная истина.
Прот. Путятин проповедовал в Рыбинске, но его деятельность стала известна всей России, слово его слышалось в самых отдаленных епархиях, где местные священники поучали народ чтением печатных поучений знаменитого народного проповедника.
В печати "Краткие Поучения" прот. П. появились в 1842 г., а в 1869 г. вышло уже 16-е их издание, которое хотя и называлось "Полным Собранием Поучений прот. P. Путятина", но заключало в себе только 147 слов его, а их было в то время более 300. Многие из них печатались в духовных журналах, напр.: в "Душеполезном Чтении", в "Страннике", в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из поучений, напр. "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I, изд. 1876 г.). В отчете Императорской Публичной Библиотеки за 1865 г. (стр. 29) указан болгарский перевод кратких поучений пр. Р. Путятина, под заглавием: "Слова говорены от архимандрита Филларета, настоятеля в церкви святителя Николая в Варна. Цариград.
В печатница-та на Ц. Вестник и сдружие", 1861. Собрания проповедей пр. Р. Путятина печатались под различными названиями: "Краткие Поучения" (вышло 12 изданий: 1842-1845, 1847, 1849, 1851, 1851, 1853, 1860. Москва); к ним четыре дополнительных: 1844, 1859, 1861 и 1863; "Новые Поучения", М. 1854 и СПб. 1870; "Катихизические беседы", Рыбинск. 1862 г.; "Поучения", Рыбинск. 1868 и 1870;"Полные Собрания" изданы в 1864, 1865, 1868, 1869 гг. в Рыбинске, Москве, Ярославле; "Полные Собрания" издаются и после смерти проповедника; 18-е издание (СПб. 1874 г.) и последующие значительно дополнены и снабжены портретом автора.
До 1906 г. вышло 25 изданий, последнее в 1901 году. А. А. Титов, "Ярославские Епархиальные Ведомости, неофициальная часть. Список и указатель статей... 1860-1892 г.", Сергиев Посад. 1893 г., стр. 188; "Ярославские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №№ 44, 47, стр. 381, 383, 386; 1872 г., стр. 121 (неофициальная часть); "Нижегородские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 22; "Киевские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №23; "Московские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 47 ("Памяти П." свящ. Г. В.); "Подольские Епархиальные Ведомости" 1870 г., № 1 (неофиц. ч.); "Иллюстрированная Газета" 1869 г., № 46, стр. 335; "Православное Обозрение" 1869 г., № 11, стр. 448; "Народная Школа" 1869 г., № 12, стр. 37; "Воскресное Чтение" 1869 г., № 13, стр. 312; "Церковные Ведомости" 1894 г., № 48, стр. 1726, прибавление; "Русский Архив" 1871 г., № 3, стр.484-510; "Странник" 1860 г., т. І, № 3, отд. III, стр. 102-103 (Свящ. М. Архангельский); "Отечественные Записки" 1854 г., № 8, Отд. IV, стр. 75; "Современник" 1854 г., № 7, стр. 19; "Биржевые Ведомости" 1869 г., № 309; Предисловие к 18-му изданию Полного Собрания Поучений пр. Р. Путятина, СПб. 1874 г. Н. Гайворонская. {Половцов} Путятин, Родион Тимофеевич (1807-1869) - известный проповедник.
Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" П. стали появляться в печати с 1842 г.; до 1894 г. их вышло 22 издания.
Некоторые из них печатались и в духовных журналах.
Распространенности поучений П. способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни и искренность, увлекавшая слушателей.
Некоторые из его поучений, например "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I). Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, №№ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (1869, № 47). В. P-в. {Брокгауз}
СТЕПАН, ротмистр (1789); заседатель Ржевского земского суда (1793). Ж. ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА (сестра ВЕРА, брат ПЛАТОН).
Дети:
# князь ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ 14.05.1829-? Ж. 1) ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА; 2) ЕЛИСАВЕТА КАЛИСТРАТОВНА 18.02.1842-? От 1-го брака – 1 сын и 3 дочери, от 2-го брака – 1 сын и 1 дочь:
Князь КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ
-- княжна ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА
-- княжна НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
-- княжна АННА ВЛАДИМИРОВНА
-- князь АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
-- княжна ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
# князь НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ 8.02.1832-?
# князь ПАВЕЛ АРСЕНЬЕВИЧ 4.10.1837-1919, археолог и антрополог, член Император. Археологич. института. Похоронен в Бологом у Троицкой церкви. Ж. 1) ШАБЕЛЬСКАЯ ОЛЬГА ИВАНОВНА. 2) ЕВДОКИЯ ВАСИЛЬЕВНА, по первому мужу. Две дочери.
Дети от первого брака:
Князь МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ 1870-?
-- князь ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ 1871-1943
-- князь АРСЕНИЙ ПАВЛОВИЧ 1872-?
-- князь ИВАН ПАВЛОВИЧ 1874-?
-- княжна НАДЕЖДА ПАВЛОВНА 1875-?
Путятин, Родион Тимофеевич
Протоиерей, известный духовный проповедник; родился в 1807 г. в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губ., где отец его был священником; в 1830 году он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии, а в 1834 г. - Московской Духовной Академии (со степенью магистра богословских наук) и был назначен профессором словесности в Ярославскую Духовную Семинарию; 25-го января 1835 г. П. рукоположен был во священника к Тихановской церкви, в 1837 г. занял место помощника инспектора Семинарии, в 1840 г. переведен в Ярославский Кафедральный собор, а в 1844 г. - к церкви Сошествия св. Духа. В 1845 г. (22-го февраля), по прошению, П. был уволен от службы в Семинарии и в том же году (12-го марта) определен увещателем во всех Ярославских присутственных местах, а 8-го сентября перемещен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор протоиереем и, вместе с тем, благочинным всех церквей г. Рыбинска. В 1866 г. (28-го ноября), согласно прошению, П. по слабости здоровья был уволен от должности благочинного, а 4-го ноября 1869 г. скончался в г. Рыбинске, 62 лет от роду.
Путятин священствовал почти 35 лет, сначала в Ярославле, а затем 24 года в Рыбинске. С 1846 г. он был сотрудником Попечительства о бедных духовного звания и с большой заботливостью и любовью относился к делу помощи больным, бедным, скорбящпм и угнетенным, отдавая им свои силы и средства. Особенно энергичную деятельность на пользу ближнего П. проявил во время холеры 1848 г.: с утра до вечера ходил он по улицам Рыбинска со Святыми Дарами, напутствовал внезапно заболевших и отправлял их в больницы. Последние два года жизни, по болезни, П. редко принимал участие в богослужении, но у себя дома неутомимо трудился над своими поучениями. Как проповедник, П. всегда пользовался постоянным и большим вниманием своих слушателей. Густой толпой теснились они у его кафедры и расходились только по окончании проповеди. Правда, что опытный и предусмотрительный проповедник, П. никогда не злоупотреблял вниманием своих слушателей, не вдавался в излишние рассуждения, не говорил более того, что слушатели могли понять без больших для себя усилий. Он умел быть близким ко всем, для всех быть понятным и, обращая свое слово к народу, предлагал всегда "краткие поучения", без утомляющего разнообразия и обилия мыслей. По содержанию своему поучения П.-преимущественно нравственного характера, догматических мало. Высоко ценя свет учения, считая, что просвещение необходимо для народа, П. призывал слушателей отдавать свои силы и средства на дело просвещения. Он знал жизнь, знал нужды окружающей его среды, и это знание давало слову его характер народной проповеди, близкой и понятной простому, мало образованному человеку. Но проповеди его тем особенно ценны, что при своей необыкновенной простоте они вполне выдерживают достоинство церковной поучительной речи; в простых, задушевных словах всегда высказывается высокая нравственная истина. Прот. Путятин проповедовал в Рыбинске, но его деятельность стала известна всей России, слово его слышалось в самых отдаленных епархиях, где местные священники поучали народ чтением печатных поучений знаменитого народного проповедника. В печати "Краткие Поучения" прот. П. появились в 1842 г., а в 1869 г. вышло уже 16-е их издание, которое хотя и называлось "Полным Собранием Поучений прот. P. Путятина", но заключало в себе только 147 слов его, а их было в то время более 300. Многие из них печатались в духовных журналах, напр.: в "Душеполезном Чтении", в "Страннике", в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из поучений, напр. "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I, изд. 1876 г.).
В отчете Императорской Публичной Библиотеки за 1865 г. (стр. 29) указан болгарский перевод кратких поучений пр. Р. Путятина, под заглавием: "Слова говорены от архимандрита Филларета, настоятеля в церкви святителя Николая в Варна. Цариград. В печатница-та на Ц. Вестник и сдружие", 1861.
Собрания проповедей пр. Р. Путятина печатались под различными названиями: "Краткие Поучения" (вышло 12 изданий: 1842-1845, 1847, 1849, 1851, 1851, 1853, 1860. Москва); к ним четыре дополнительных: 1844, 1859, 1861 и 1863; "Новые Поучения", М. 1854 и СПб. 1870; "Катихизические беседы", Рыбинск. 1862 г.; "Поучения", Рыбинск. 1868 и 1870;"Полные Собрания" изданы в 1864, 1865, 1868, 1869 гг. в Рыбинске, Москве, Ярославле; "Полные Собрания" издаются и после смерти проповедника; 18-е издание (СПб. 1874 г.) и последующие значительно дополнены и снабжены портретом автора. До 1906 г. вышло 25 изданий, последнее в 1901 году.
А. А. Титов, "Ярославские Епархиальные Ведомости, неофициальная часть. Список и указатель статей... 1860-1892 г.", Сергиев Посад. 1893 г., стр. 188; "Ярославские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №№ 44, 47, стр. 381, 383, 386; 1872 г., стр. 121 (неофициальная часть); "Нижегородские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 22; "Киевские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №23; "Московские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 47 ("Памяти П." свящ. Г. В.); "Подольские Епархиальные Ведомости" 1870 г., № 1 (неофиц. ч.); "Иллюстрированная Газета" 1869 г., № 46, стр. 335; "Православное Обозрение" 1869 г., № 11, стр. 448; "Народная Школа" 1869 г., № 12, стр. 37; "Воскресное Чтение" 1869 г., № 13, стр. 312; "Церковные Ведомости" 1894 г., № 48, стр. 1726, прибавление; "Русский Архив" 1871 г., № 3, стр.484-510; "Странник" 1860 г., т. І, № 3, отд. III, стр. 102-103 (Свящ. М. Архангельский); "Отечественные Записки" 1854 г., № 8, Отд. IV, стр. 75; "Современник" 1854 г., № 7, стр. 19; "Биржевые Ведомости" 1869 г., № 309; Предисловие к 18-му изданию Полного Собрания Поучений пр. Р. Путятина, СПб. 1874 г.
Н. Гайворонская.
{Половцов}
Путятин, Родион Тимофеевич
(1807-1869) - известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" П. стали появляться в печати с 1842 г.; до 1894 г. их вышло 22 издания. Некоторые из них печатались и в духовных журналах. Распространенности поучений П. способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни и искренность, увлекавшая слушателей. Некоторые из его поучений, например "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I).
Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, №№ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (1869, № 47).
В. P-в.
{Брокгауз}
. 2009 .
Смотреть что такое "Путятин, Родион Тимофеевич" в других словарях:
Путятин (Родион Тимофеевич, 1807 1869) известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии, был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных… … Биографический словарь
- (1807 1869) известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. Краткие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Протоиерей в Ростове; писат. проповед.; † 1869 г. Дополнение: Путятин, Родион Тимофеевич, известный проповедник, протоиерей соборный в Рыбинске; † 4 ноября 1869 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский собор. Православный храм Спасо Преображенский собор … Википедия
(1807-1869 гг.)
Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1834 г. со степенью магистра. Во время пребывания в Академии у него сложилась гомилетическая теория, которой он держался во все время своего пастырского служения. Позднее протоиерей Р. Путятин писал:
«И тогда еще я замышлял держаться в проповеди главным образом исторических фактов, примеров из прологов, Четий-Миней. Наконец, я положил написать краткие поучения об истинах веры и деятельности из этих исторических опытов».
Священническое служение его протекало с 1835 г. в Ярославле, а с 1845 г. в Рыбинске. С принятием священства Родион Путятин начал проповедническую деятельность, которую считал своим первейшим долгом. Уже в 1842 г. появился в печати первый выпуск его «Кратких поучений» (всего 12), количество их с течением времени увеличивалось, и после смерти автора в 1869 г. осталось более 300 поучений, носящих название кратких и катехизических. Они переиздавались около 30 раз, цифра, которой не достигали в России ни чьи поучения. Однако при рассмотрении их становится очевидным, что каких-либо очевидных внешних достоинств эти поучения не имеют. Чему же они обязаны своим беспримерным успехом? Прежде всего – соответствием духовным нуждам простого русского народа. Осознав непригодность проповеди в форме синтетического слова или рассуждения, написанного по всем правилам ораторского искусства, со множеством мыслей, выраженных языком отвлеченным и образным, протоиерей Р. Путятин осмелился выступить с проповедью в небывалом тогда виде краткого аподиктического поучения, какая и оказалась вполне отвечающей нуждам большинства русских людей. Влияние кратких поучений не замедлило обнаружиться: во многих местах, сельские пастыри стали не только читать их, но и составлять свои по данному образцу, иногда и превосходя самый образец. Тем не менее проповедям протоиерея Р. Путятина принадлежит преимущество почина.
Что же представляют собой «Краткие поучения» протоиерея Р. Путятина в плане содержания и формы? Содержание у них – истины общехристианские, излагаемые в самом доступном виде, по сути для первоначального ознакомления с христианским учением. Есть у него поучения догматического характера, но подавляющее большинство – нравоучительные. Проповедуя для простого народа, которому сложно было удержать в своей памяти сразу несколько мыслей, проповедник ограничивался изложением одной – двух. При этом, памятуя, сколь авторитетно было тогда слово священника для простого народа, протоиерей Р. Путятин оставлял по большей части эти мысли без особого развития и доказательства, говорил аподиктически, заботясь только об одном – о ясности выражения и общедоступности своих поучений. С этой же целью проповедник поясняет свои мысли историческими примерами и образами, заимствуя их из Библии и житий святых, а также из жизни народа, нередко говорит языком самого народа и даже как бы смотрит его глазами на мир. В словах проповедника народ видит свои мысли, чувства и взгляды и принимает это с удовольствием и сознательно, чем и объясняется популярность поучений и их необычайный успех.
Нельзя сказать, чтобы протоиерей Р. Путятин совсем не имел предшественников. Уже святитель Димитрий Ростовский ясно сознавал, что проповедь, написанная по правилам ораторского искусства, не годится для простого народа и потому составлял особые проповеди для «простого и препростого» народа в Ростове. В конце ХVIII – начале XIX вв. Санкт-Петербургский митрополит Михаил (Десницкий) писал поучения под названием «Как простолюдинам молиться Богу в кратких беседах предложенные». Но первым посвятил себя делу проповеди для простого народа именно протоиерей Р. Путятин.