Обучение в подростковом возрасте. Характеристика отношения к учебной деятельности Отношение к учебе примеры

Почему ребёнок не хочет учиться?

От отношения детей к учебе в значительной степени зависит интерес к школе и школьному обучению. При наличии позитивного настроя присутствует и желание идти учиться. А если такого желания у ребенка нет? Чем мы можем ему помочь?

Отношение детей к учебе зависит как от возраста, так и от положительного или отрицательного опыта, связанного с получением знаний.

Например, 5—6-летние дети воспринимают учебу как развлечение, игру или относятся к ней как к скучному, неинтересному занятию. Причем ответы девочек и мальчиков существенно отличаются. Приведем примеры ассоциаций 5— 6-летних детей со словом «учеба».

Мальчики. Артур: «Нравится, у меня альбом есть»; Прохор: «Люблю лепить из пластилина, рисовать всяких монстров. Люблю собирать коллекцию птичек»; Никита: «Буквы и цифры, больше ничего»; Рома: «Неудобно в школе учиться».

Девочки. Соня: «Надо писать, что говорят, писать буквы и цифры и обводить по пунктирным линиям»; Диана: «Учиться хорошо, получать „5“, стараться, всегда красивые рисунки делать, чтобы мама радовалась, а плохому будет ругаться».

Из ответов детей понятно, что у них еще нет четких представлений об учебе, причем мальчики в большей степени, чем девочки, ассоциируют учебу с любимыми играми, а девочки стараются давать так называемые социально желательные ответы, то есть такие ответы, которые ожидают услышать от них взрослые, поскольку такое поведение одобряемо. В целом мышление детей этого возраста еще очень конкретно и привязано к хорошо знакомым ситуациям.

Ответы детей 6—7 лет (тех, что уже готовятся пойти в школу и посещают подготовительную группу) совсем иные. На просьбу назвать слова, с которыми у них ассоциируется слово «учеба», дети ответили:

Кира: «Работа, слушать, ученик, учитель»; Злата: «Учиться, ходить в школу, делать задания»; Юля: «Сложно, зато интересно, потому что там готовишься к работе»; Вероника: «Для меня это заниматься и писать»; Лиза: «Читать книги, сложные игры, живой организм — все интересно».

Заметно, что после 6 лет мышление ребенка становится более абстрактным, он уже может обобщать различные понятия, поэтому отвечает не целыми предложениями, а называет лишь главные слова, то есть может «свернуть» информацию до одного ключевого слова. Ответы детей этого возраста отражают и более осмысленное отношение к учебе, которое, как и мотивы («хочу» или «не хочу учиться» и «почему иду в школу»), меняется у детей на протяжении всей .

Любой ребенок в начале школьного обучения имеет как познавательные мотивы, так и социальные. В первом случае он стремится получить новые знания, больше запомнить, понять, проявляет любознательность. Во втором случае для ребенка важным является прежде всего получение одобрения и похвалы взрослых, он стремится занять достойное место в своем социальном окружении, найти друзей и больше общаться.

Для моего ребенка важным стимулом к учебе является доброжелательное и внимательное отношение к ней учительницы, а также то, что учительница красива и молода.

Для младшего школьника характерно преобладание какого - то одного из мотивов, но со временем их соотношение, конечно, меняется. Ребенок считается психологически не готовым к школе, если у него преобладают игровые мотивы. В 6 лет такая ситуация встречается часто. Поэтому не стоит отдавать ребенка в школу преждевременно.

В Германии, например, обязательное школьное обучение начинается с 6 лет. Но большинство детей еще мотивационно не готовы к школе. Всем они предпочитают игру, быстро утомляются, еще сильно привязаны к маме и эмоционально страдают от резкой перемены обстановки. Правда, в начальной школе все обучение проходит в игре. Детям всю неделю не задают домашних заданий. Уроки нередко проходят не в классе, а на улице или в магазине, где дети изучают стоимость продуктов, записывают цены в тетрадь, затем покупают, например, овощи и уже в школе делают салат, который затем дружно съедают. Уроки чтения могут проходить в большом зале на матах, в спальных мешках с фонариком, который слабо освещает увлекательную книжку. Учителей дети называют на «ты».

Можно соглашаться или отрицать такую оригинальную педагогическую систему, в которой главное — не развитие интеллекта, а личность. Но факт остается фактом: 6—7-летние дети в Германии любят школу и ходят туда с удовольствием. Те, кто не справляется с программой, остаются на второй год, что весьма распространено в Германии и не считается постыдным.

Почему ребенок не хочет учиться? Почему он придумывает все новые и новые уловки, чтобы не ходить в школу? Почему он не хочет делать домашние задания, не хочет собирать портфель, почему ему все равно, где и в каком состоянии учебники и тетради? Это головная боль многих родителей, которые заходят в тупик, решая данную проблему. Попытаемся разобраться.

В начальной школе у мальчиков учебные мотивы слабо выражены и формируются медленнее, чем у девочек. Но к концу школьного обучения мальчиков отличают более устойчивые и выраженные мотивы, чем у девочек. Содержание мотивов зависит от темперамента ребенка. Холерики и сангвиники чаще проявляют социальные мотивы, а меланхолики и флегматики — познавательные. У холериков и сангвиников мотивы очень неустойчивы, они, не закончив одного дела, могут начинать новое. У меланхоликов и флегматиков мотивы формируются медленнее, но они более устойчивы.

Обычно при нежелании ребенка идти в школу мы прежде всего начинаем ругать и стыдить его за лень и безответственность. Делаем акцент на отрицательном: ты пишешь хуже всех, ты не умеешь считать даже до 10, ты не можешь запомнить две строчки из стихотворения и т. д. И ребенок, который и так не получает радости от учебы, начинает ее после этого ненавидеть. Ведь чаще всего дети не стремятся к учебе, поскольку им либо скучно, либо сложно.

Вот почему надо постараться придерживаться простых правил:

1. Хвалите за небольшие успехи.

2. Предлагайте начинать домашние задания с простых и привлекательных.

3. Ослабьте контроль за выполнением всех заданий, перепоручив часть ребенку. Дети, которые не чувствуют ответственности за выполнение учебных заданий, потому что всю инициативу перехватила мама, делают все из-под палки.

4. Чаще интересуйтесь школьной жизнью, просите рассказать, что понравилось, что было трудным и пр.

5. Разумно используйте поощрение и наказание (об этом мы поговорим позже).

6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми («А вот Лена всегда делает все правильно и красиво, не то что ты!»)

7. Придерживайтесь правила: «Сделал дело — гуляй смело» (то есть не затягивайте с домашними заданиями до позднего вечера), но при этом после школы у ребенка должен быть отдых и прогулка.

8. Переводите малоинтересные абстрактные задания в практическую сферу. Например, решите пример «18-5», используя деньги или конфеты. Наглядная информация усваивается лучше и вызывает интерес ребенка.

9. Если ребенку нужно поупражняться в чтении или в письме, попросите его заполнить «анкету», которую несложно придумать и набрать на компьютере. Дети любят писать свое имя, адрес, телефон и т. д. Ребенок одновременно тренирует руку и навыки чтения.

10. Будьте внимательны к переживаниям ребенка, старайтесь его выслушать и вселить в него уверенность. Дети нередко не хотят идти в школу из-за того, что не умеют общаться, и поэтому их чаще обижают сверстники. «Со мной никто не играет, Надя сильно толкнула меня, я упала, и все засмеялись». Такие жалобы не стоит игнорировать. Постарайтесь найти вместе выход из этой ситуации. Можно предложить ребенку несколько популярных игр, которыми он может заинтересовать сверстников, выучить смешные считалки. Главное — сделать акцент на том, что у ребенка получается лучше, чем у других.

Моя дочь, например, прекрасно рисует, и когда ее, новенькую, дети сначала не принимали, мы стали решать эти проблемы через рисунок. Дочь рисовала портреты сверстников, смешные картинки, и они, заинтересовавшись рисунками, начали проявлять внимание и к их автору.

Помните, что задабривание сверстников конфетами или другими угощениями создает видимость налаженного контакта. «Купить» внимание нельзя.


Положительное отношение к учебе – залог нравственного поведения Дети и подростки не всегда полностью осознают значимость учебной деятельности в их поведении, даже если потребность учиться выражена у них и проявляется в желании узнать новое. Радость, связанная с учебой, заметно угасает, это обосновывается следующими факто рами: - трудности возрастают; - процесс учебной деятельности усложняется; - не все учащиеся оказываются подготовленными к преодолению трудностей. Перечисленные факторы не всегда учитываются педагогами. Очень часто педагоги неоправданно повышают требования, увеличивают объем домашних заданий и т.д. В дальнейшем у учащихся созревает протест и усиливается нежелание напряженно заниматься и готовиться к занятиям. Всеобщее внимание к данной проблеме, включая помощь и со стороны родителей, позволяет как-то урегулировать ее, но полностью она не решается и в дальнейшем, в старших классах / на старших курсах проявляется еще отчетливее. Радостное отношение к учебе и желание заниматься не может быть единственным и решающим мотивом успешной учебы. Педагог должен сделать все зависящее от него, чтобы вызвать интерес к учебе у учащегося. Желание учиться или, наоборот, нежелание порождает мотивы отношения к учебе, которые могут либо стимулировать, либо тормозить деятельность учащегося. Мотивы учения зависят (особенно в старших классах или на старших курсах) от коллективного мнения, от того, как относятся к учебным занятиям сверстники. В первые года учебы, а именно в школе сильно влияние педагога и родителей, в старших классах оно ослабевает. Новые представления о дружбе, о классе как едином целом сказываются на отношении к учебе. Учащийся узнает, как относятся к его успехам другие, отдельные сверстники, класс в целом. Всеобщее положительное отношение к учебе в школе, в колледже и т.д. создает особую атмосферу взаимоотношений в коллективе. Если внимание педагогов направлено на успеваемость, т.е. на успешную учебную деятельность, то учащиеся с первых дней относятся ответственно к занятиям. Положительное отношение к учебе предъявляет к личности учащегося требования целесообразной организации своих действий, поведение в целом, осознанности поступков. Если в коллективе действует принцип ответственности за поступки одноклассников то это повышает и личную ответственность каждого и за себя и за коллектив. Олимпиады, выставки, конкурсы, спортивные соревнования развивают в учащихся чувство гордости за свой класс / за свою группу, стремление к победе для всех. Желание не подвести коллектив формирует не только нравственный поступок, но и побуждает учащегося к осознанному приобретению знаний, поскольку это становится не только его личным делом. Общественная значимость успешной учебы стимулирует положительное отношение к учебному процессу. Успехи в учеб- ной деятельности старших школьников / учащихся старших курсов становятся примером для младших, вселяют в них надежду и веру в достижимость хороших результатов. Вера в успех особенно необходима сомневающимся в себе учащимся, слабоуспевающим. Всегда ли знает педагог, в чем сила этой категории учащихся, всегда ли точно видит, в чем заключается его помощь именно данным учащимся? Знает ли он, что один из них бредит путешествиями / поездками и читает взахлеб Интернет-странички только об этом, а другой - мастер на все руки и все свободное время отдает сборке компьютера, а третий может быть хорошим организатором, а тот смог бы подготовить интересный доклад / статью. Если педагог знает особенности своих учащихся, он сумеет помочь раскрыться каждому и через специфику индивидуальных интересов вызвать интерес к учебной деятельности. Успешная деятельность в области личных интересов развивает общую потребность трудиться, к тому же ставит перед необходимостью совершенствовать то, что уже умеешь, узнавать новое, что появилось в данной области, и, следовательно, рамки познания расширяются. Развитие личных интересов способству- ет становлению положительной мотивации учения. Чтобы добиться относительно устойчивой положительной мотивации учения, надо стимулировать успешность не только учебных ре- зультатов, но и других видов деятельности. Педагогу следует исходить из того, что главное – вовлечь учащегося в активно преобразующий процесс деятельности, так как именно она является основанием формирования человеческих мотивов, идеалов, ценностей, определяет со- держание нравственной направленности личности, влияет на становление характера. Учащемуся захочется испытать чувство удовлетворения от учебы, если он пережил это состояние в какой-либо работе. Успех, даже маленький, вселяет уверенность и желание добиться большего. Активность в одной деятельности развивает потребность быть активным и в других видах деятельности. Внеурочная деятельность также постоянно побуждает учащихся знакомиться основательно с теми явлениями, вещами, проблемами, с которыми они сталкиваются. Они часто обнаруживают, что не умеют делать то-то и то-то, и чувство долга (так как им надо выполнять порученное) заставляет искать выход – научиться этому. Существенная причина спада интереса к учебе в старших классах и на старших курсах заключается в том, что учащимся не всегда удается достигнуть успехов в различных видах деятельности, которая нередко распределяется между ними формально, однако выполнение ее могло бы быть успешным. Учащиеся высоко оценивают знания, если они отвечают их личным устремлениям и добыты самостоятельно, причем с большими затратами собственного труда. В.А. Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина» говорит о том, что «чем больше прочитал и узнал подросток не на уроке, независимо от урока (независимость эта, конечно, относительна: искра жажды знаний на уроке; от культуры учителя зависит зажечь этой искрой огонь в душе подростка), не для урока, тем с большим уважением относится он к знаниям вообще, к умственному труду, к учителю, к уроку и к самому себе». Эта закономерность позволяет: регулировать отношение подростков к учебному процессу; расширяет возможности познания, организуемого педагогом; открывает новые пути для разносторонней деятельности под- ростков, которую педагог может стимулировать как естественный процесс развития личности учащегося. Если педагог влияет на познавательную деятельность учащегося, выходящую за рамки занятий, он тем самым предупреждает появление причины, которая могла бы помешать в учебе, кроме того, педагог может оказать учащемуся квалифицированную помощь в более эффек- тивной организации деятельности, связанной с личностными интереса- ми учащегося. Непонимание, встреченное учащимся, в отношении к нему педагога, отсутствие возможности связать учебную деятельность со своими интересами вызывает у него состояние подавленности, что может отрицательно сказаться и на общей учебной деятельности и на желаемой по интересам, которые могут угасать. Успешно осуществляемая вне занятия деятельность постепенно вызывает у учащегося недовольство незначительными результатами в учебе. Возникает желание, подкрепляемое волей, улучшить свои дела в школе, колледже, училище. В этой ситуации особенно требуется конкретная помощь педагога в перестройке учебной деятельности учащегося. Зародившееся чувство обязанности, долга надо бережно поддержать, помочь ему окрепнуть, развиться в большое гражданское чувство. Вовремя протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается, - пример высокой нравственности, действующий гораздо сильнее всяких призывов соблюдать ее. Создать в классе, в группе атмосферу взаимопомощи – значит создать условия для нравственного поведения. Развивая интересы отдельного учащегося с учетом индивидуальности, педагог действует в интересах своего коллектива, утверждая климат сопереживания, соучастия, вселяя уверенность в каждого, что успех возможен для всех, а если что-то не получается, всегда кто-то придет на помощь, точно так же, как ты сам можешь помочь другому. Состояние надежности укрепляет положительное отношение к учению. Чтобы дать учащемуся почувствовать радость возможного успеха, стоит вероятно, в течение какого-то определенного времени не ставить оце- нок за слабые ответы. Доверие педагога, его вера в успех учащегося настраивают оптимистично и школьника, и студента. Перестраивается отношение учащегося к занятиям, к педагогам, на занятия он идет без страха перед неприятными переживаниями. Неразумно преувеличивать значимость участия отдельных учащихся в общественной жизни школы, колледжа, училища. Особенно опасно, если учащиеся привыкают к легкому достижению результатов без усилий и напряжения, похвала и признание на них так и сыплются. Они привыкают и к тому, что везде и всюду первые, всеми руководят. У таких учащихся развивается нечто вроде «звездной болезни», которая поддерживается родителями. Нередко в дальнейшем они пополняют ряды трудновоспитуемых. У них возникает отрицательное отноше- ние к обязанностям и долгу, хотя как раз об этом они больше всего и говорят, требуя многого от других с позиции своих «руководящих» прав, не подвергая проверке свое чувство долга. У таких школьников возникает неверное представление о соучениках в оценке их деятельности. Если все удается без напряженного труда, то трудно понять, чего стоит другим добиться хороших результатов. С позиций нравственного воспитания к таким учащимся необходимо предъявлять повышенные требования по сравнению с их соучениками. Занимаясь успешно, они должны своевременно оказывать помощь тем, кто слабее, им надо понять, что как раз потому, что они сильнее, с них и требуется больше. Талант и способности не гарантия, не шанс вседозволенности, а большая ответственность особого свойства: « кто много может, тот много и дает». Если у учащихся есть устойчивые специальные интересы, педагог может создать ситуацию проверки. Насколько глубокого знания учащиеся достигли, покажет их умение объяснить другим, тем, кто еще не владеет этим материалом. Педагог в связи с этой задачей может показать, в чем еще предстоит усовершенствовать полученные умения, а в чем, быть может, следует углубить знания. Воспитание нравственного поведения – это цель и задача всего процесса современного воспитания, оно не осуществляется обособленно, а в комплексе с другими воспитательными направлениями.

Нравственное поведение предполагает: 1. глубокое фундаментальное усвоение знаний и умений, составляющих основу разумных нравственных решений и соответствующего образа действий; 2. сознательное проявление усвоенного знания, постоянное его идеологическое обогащение в процессе учебной деятельности на занятии и вне его, а также углубление этических представлений, положение, закрепление этических принципов и последовательное их отражение в поведении; 3. самостоятельную и активную деятельность учащихся, их участие в нравственной оценке поведения одноклассников и своего собственного, активное участие в жизни школьных и общественных организаций.

К.Г.У «Карагандинская средняя школа»

Доклад на МО начальных классов

Тема: «Положительное отношение к учебе – залог нравственного поведения»

Учит.нач.кл.:Укенова.Р.Г.

2014-2015уч.год

Работа с мотивированными учащимися

Учитель: Укенова.Р.Г

Учение - свет. Увы, не все люди легко обучаемы. Бывает, человек и умен, и образован, но не дается ему, к примеру, английский язык. Просиживая сутками за учебником и словарем, человек теряет веру в себя, думая, что он глуп, а на самом деле, все вовсе не так. Просто методика самообучения и мотивации недостаточно универсальна. Нужно запрограммировать в себе позитивное отношение к учебе , чтобы не превратить обучение в каторгу.

Во-первых, в самом вопросе: как заставить себя учиться, уже кроется неправильная мотивация. Глагол «заставить» действует на психику человека разрушительно. Есть такие люди, которые будут выполнять работу любой сложности и тяжести, пока их не заставят сделать ту же работу командным тоном. Что же делать? Стоит просто глагол «заставить» заменить на «заинтересовать». Как говорится: лучшая работа - это хорошо оплачиваемое хобби. Но, поверьте, иногда интересная работа приносит удовольствие и без оплаты. Главное, чтобы было спокойствие и удовлетворение результатом своей работы. Учеба - это та же работа, и отнести ее можно в разряд работы ради удовольствия, а не ради материального благополучия. Конечно, в будущем будет намного легче обеспечивать себя материальными благами, оперируя полученными знаниями.

Как выработать продуктивное отношение к работе , не идя на жертвы и ущемление своего свободного и занятого времени? Попробуйте скомбинировать досуг и рабочий день. Если вы учите иностранный язык, купите разноцветные листочки-самоклейки, расклейте по квартире, предварительно написав слова, транскрипции, правила произношения и написания. Это поможет не только развить способности к изучению языка, но и визуальное восприятие максимально улучшается.

Оборудуйте себе комфортное рабочее место . Конечно, если вы сидите за кухонным столом, пытаясь запомнить исторические даты и события, а вас окружает грязная посуда, радио и визг соседского ребенка под окном - ни о какой рабочей обстановке не может быть и речи. А вот комфорт способствует спокойствию и гармонии, в которой хочется жить, учиться и работать. Таким методом лояльное отношение к учебе вам обеспечено.

Дайте себе установку: никаких социальных сетей ! Вы замечали как быстро летит время, если оно уходит на скроллинг, «лайки» и просмотр сотни фотографий подружки, которая вышла замуж? Представьте, сколько важного и полезного смогли бы вы сделать, если бы не тратили время на интернет. Абстрагируйтесь от всего, что забирает у вас время и отвлекает от главной работы. Уж пару часов на учебу можно выделить. Зато какое потом прекрасное чувство удовлетворения, когда дело сделано и необходимые знания получены.

Придумайте себе какую-нибудь награду за труд . Не обязательно после изучения одного параграфа бежать по бутикам и делать грандиозный шопинг. Побалуйте себя чем-то вкусненьким или начинайте по небольшой купюре откладывать деньги на вещь, которую давно хотели, но не нашли времени приобрести. Например, вы хотите книгу, но съездить за ней в магазин некогда. Узнайте стоимость книги, поделите на семь дней. Получившуюся сумму каждый день, после терпеливого и интересного процесса учебы, откладывайте в шкатулку. А в выходной день отправляйтесь за долгожданной покупкой. Это будет прекрасная награда за труд и отличная полезная мотивация.

Не волнуйтесь, если вам не дается учеба . Не может такого быть, чтобы вы были необучаемы. Просто вам скучно и неинтересно. Гуманитарий с ужасом смотрит на математику до тех пор, пока не догадается, как сделать математику гуманитарной. Это легко, важно только пересмотреть науку и настроить на свой лад.

Помните, что вас должен тревожить вопрос не «как заставить себя учиться», а «как учиться с удовольствием и интересом». Лучшая награда за ваш труд - саморазвитие . Будьте требовательны к себе и внимательны, вырабатывайте отношение к учебе верными методами, заменяя болезненное терпение на интерес.


К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них - необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных 12* предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.

К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного плана.

К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные занятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.

К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.

Среди отличников можно выделить лишь три подтипа: "разносторонний", "профессионал", "универсал". Наиболее распространен среди отличников первый подтип. Это студент любознательный, инициативный, с широким кругозором. Он изучает не только первоисточники, рекомендованные учебными программами, но систематически читает литературу сверх программы и по смежным дисциплинам. Мотивом деятельности данной категории отличников, как правило, служит неудержимое стремление к познанию, им нравится сам процесс узнавания нового, неизведанного, решения сложных задач.

Отличники, ориентирующиеся на профессию, концентрируют свое внимание главным образом на профилирующих предметах, осваивая общеобразовательные предметы более поверхностно, хотя и стараются не опускаться ниже "5". Выделяют "узкого" отличника, изучающего программный материал только в объеме лекций, учебника и обязательных первоисточников. Как правило, к последнему варианту относятся студенты со средними способностями, но с сильно развитым чувством долга, "одержимые". Такие студенты нередко очень хорошо осознают значение разносторонних знаний для полноценной профессиональной деятельности, но им просто не хватает времени для того, чтобы изучать еще что-то сверх программы. Среди "узких" отличников могут встретиться иногда и такие студенты, учебно-познавательная деятельность которых стимулируется эгоистическими интересами (самоутверждение, карьера).

К категории "отличников-универсалов" относятся студенты, сочетающие положительные стороны "разностороннего" и "профессионала". К сожалению, таких студентов, отличающихся огромным трудолюбием и вместе с тем исключительно одаренных, талантливых, с блестящими природными способностями (в первую очередь с отличной памятью, обогащенной в школьные годы), встречается не так уж много.

Среди "хорошистов" можно выделить два подтипа: 1) студенты с хорошими способностями, но недостаточно трудолюбивые. В большинстве случаев они учатся неровно, по профилирующим предметам у них могут быть и отличные оценки, в то время как по общеобразовательным иногда даже "три"; 2) студенты со средними способностями, но с большим трудолюбием. Как правило, они учатся ровно по всем предметам. Представители этого подтипа старательно записывают все лекции, но нередко отвечают только по конспектам, учебнику или обязательному первоисточнику.

В зависимости от успеваемости среди троечников можно выделить несколько подтипов: 1) не адаптировавшиеся к специфическим условиям вузовского обучения первокурсники. Практика показывает, что продуманная система работы по адаптации первокурсников еще только складывается, этот процесс зачастую протекает стихийно, курс "Введение в специальность" проходит стадию становления; 2) не способные к восприятию качества или логики изложения предлагаемого материала. Ключи помощи таким студентам в руках кафедр и преподавателей - применение научной организации учебного процесса, совершенствование качества преподавания, осуществление индивидуального подхода к обучению и т.д.; 3) допустившие ошибку в выборе профессии, что заставляет думать об улучшении работы по профориентации школьников и отборе поступающих в вузы; 4) недобросовестно относящиеся к учебе. Как правило, это студенты, представляющие свою будущую деятельность (и жизнь) легкой и беззаботной, не требующей особых знаний и умений. Поэтому в вузе они настроились не на труд, а на отдых и развлечения, стремятся "прийти к диплому" с наименьшим напряжением сил. Они нерационально используют время, ловчат, занимаются только во время сессии, стараются обмануть преподавателя во время экзаменов (шпаргалки и т.д.).

Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны 4 группы качеств, которые должны наиболее полно, по мнению В. Т. Лисовского , характеризовать студента, а именно ориентацию на:

1) учебу, науку, профессию;
2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);
3) культуру (высокую духовность);
4) коллектив (общение в коллективе).

Разработанная В. Т. Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:

1. "Гармоничный". Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

2. "Профессионал". Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.

3. "Академик". Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на "отлично". Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. "Общественник". Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. "Любитель искусств". Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.

6. "Старательный". Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. "Середняк". Учится "как получится", не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: "Получу диплом и буду работать не хуже других". Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.

8. "Разочарованный". Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.

9. "Лентяй". Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к "балласту". Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.

10. "Творческий". Ему свойствен творческий подход к любому делу - будь то учеба или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это не интересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.

11. "Богемный". Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. "Обо всем" наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет "свое мнение", отличное от мнения "массы". Завсегдатай кафе, модных диско-клубов.

Если в 80-е гг. по результатам проведенных исследований большинство студентов относили себя к типам: "профессионал", "академик", "любитель искусства", т.е. к типам студентов, в основном ориентированных на учебу, то в 90-е гг. картина стала меняться: около 30% опрошенных студентов отнесли себя к "середнякам", около 15% - к "лентяям". ("Лень - мое постоянное состояние", - добавляли они.) Некоторые - к типу "центровиков", определяющей чертой которых является стремление к удовольствиям жизни.

Любопытно привести мнения студентов относительно самих себя и преподавателей: в своей студенческой среде они выделяют группы:

1) отличникн-"зубрнлы" - те, которые постоянно посещают занятия и путем труда достигают хороших результатов, они очень дисциплинированны, из них выбирают "старост";

2) отличники-"умные" - те, которые обладают высоким интеллектом, сильной школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в неловкое положение. Они считают: "К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так умные". Вообще учатся по принципу "всего понемножку";

3) "труженики" - студенты, которые постоянно учатся, но в силу своих умственных способностей успехами в учебе не блещут;

4) "случайные" - контингент разнообразный: девушки, которые хотят стать дипломированными женами, парни, "косящие от армии", хулиганы, которых родители "всунули в вуз", лишь бы они чем-нибудь занимались, и т.п.

А среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы:

1) преподаватели-"вечные студенты" - они понимают студентов, видят в студентах личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2) преподаватели-"бывшие моряки" - пытающиеся установить военную дисциплину в вузе; под словом "дисциплина" эти люди понимают тотальное безоговорочное принятие их точки зрения, они ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, "я"-студента путем административных мер;

3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали.

Старшекурсники среди преподавателей видят "безразличных", "завистливых", "ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п., но замечают и тех, кто "выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами - "гурманы", "друзья". По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе - "преподаватель-стандарт": "знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам".

Иными словами, существует проблема студента и существует не менее важная проблема преподавателя.

Преподаватель, как, впрочем, и любой человек, живет в определенной системе координат, заданной предыдущими знаниями и зачастую на происходящие изменения не реагирует. А конкретная ситуация каждый раз меняется, за одними и теми же внешними проявлениями скрываются разные причины. Общеизвестно, что самыми консервативными и наиболее стойкими по отношению к новому во все времена были и остаются люди в педагогической системе. Это хорошо: они сохраняют преемственность традиций и передают апробированные временем знания и умения. С другой стороны, это тормозит и затягивает процесс адаптации молодого поколения к новым условиям, особенно в период быстрых социальных перемен. Изменения, происходящие в обществе, неравномерно отражаются на жизни людей, их работе, поэтому целесообразность перестройки и сама возможность перестраиваться осознается людьми по-разному. Каждый человек решает эту проблему по-своему, конкретно для себя. Отсюда очевидно, что преподаватели как никто другой нуждаются в информации о тех, кого обучают. Порой мы слышим, как преподаватели говорят: "Они ничего не хотят, они ничего не знают". Неправда - хотят, но не того, чего, по мнению преподавателей, должны хотеть. Знают, но не то, что они должны, опять-таки по мнению преподавателей, знать.

"А каким должен быть идеальный студент?" - на этот вопрос современные преподаватели отвечают иначе, чем в прошлые годы.

Пятнадцать лет назад, выстраивая социально-психологический портрет так называемого идеального студента (термин условный, определяющий студента, с которым хотели бы работать большинство преподавателей), университетские педагоги на первое место ставили преимущественно такие качества, как дисциплинированность, прилежание, ответственность, в реальном же портрете они отмечали недостаточный уровень развития у студентов желаемых качеств и наличие таких нежелательных, как инфантилизм, социальная незрелость, учебная пассивность. Одной из самых характерных особенностей студенчества того времени преподаватели называли его ориентацию на получение высшего образования.

В настоящее время стало уменьшаться число преподавателей, которые важнейшим качеством студента называли дисциплинированность, и постепенно стало увеличиваться число тех, кто в "идеальном" студенте видел прежде всего самостоятельно мыслящего человека.

Такое положение определяет время. Сегодня молодые люди сталкиваются с задачами, решение которых отсутствует в жизненном опыте родителей. Нет их в содержании обучения ни общеобразовательной, ни высшей школы. Нынешние молодые люди должны не просто самостоятельно отыскивать выход, но и обучаться умению решать новые, современные задачи. При этом старый опыт сегодня может быть просто помехой, барьером на пути поиска оригинального решения. И если раньше "дисциплинированность", как послушание и следование укоренившимся образцам, более всего способствовала успеху, то нынче обеспечить успех могут именно самостоятельность и оригинальность мышления.

Однако на практике все далеко не так гармонично. По высказываниям студентов, именно самостоятельность мнений и суждений, оригинальность оценок, непохожесть поведения вызывают негативную реакцию преподавателя. "Свободомыслие не допускается", - категорически утверждается в большинстве студенческих ответов.

Особенно поражают описания студентами конфликтов с преподавателями. В них нередко фигурируют такие определения, как ненависть преподавателя, жестокость, месть, унижение достоинства студента.

В материалах исследования, проводившегося в 1998/99 учебном году, содержатся такие высказывания студентов: "На вопросы студентов преподаватели нередко отвечают с каким-то пренебрежением", "Самое большое удовольствие для некоторых преподавателей - это экзамен. Если придешь нарядная - унижают, если кто-то одет убого - принимают как подружку" и т.п.

Материалы, выпущенные головным советом Госкомитета по народному образованию - "Общественное мнение", "Образ прошлого и будущего в сознании студентов", "Студенчество: социальные ориентиры и социальная политика", убедительно показывают, что 60% педагогов придерживаются сугубо авторитарных позиций и не интересуются мнением студентов, не говоря уже о том, чтобы с ним считаться. Вуз по-прежнему привычно использует формы и методы авторитарной педагогики, или, как ее еще называют, педагогики тотальной требовательности, а короче - угроз: если не сдашь, если не выучишь, и т.п. В этом смысле можно констатировать, что для реальных прогрессивных изменений в высшей школе условия далеко не благоприятные.

А в результате ухудшаются самочувствие, здоровье и студентов, и преподавателей: 45% студентов страдают теми или иными хроническими заболеваниями; большинство молодых людей быстро устают, им нужно в два раза больше времени на отдых, чем их родителям 20-30 лет назад, а это означает, что они менее успешно осваивают программу; 50% преподавателей испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями...

Проведенные кафедрой педагогики и психологии высшей школы МГУ им. М. В. Ломоносова исследования позволяют набросать портреты преподавателя и студента глазами друг друга, причем как идеальный, так и реальный.

Студенты идеальным преподавателем назвали прежде всего знатока преподаваемого предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека, хорошего психолога, умеющего понять другого человека. При этом младшекурсники на первое место ставили именно умение понять студента, в то время как старшекурсники более всего ценили компетентность. И это закономерно: сложный период адаптации первокурсников к новым условиям требует психологической поддержки, оказать которую может только понимающий и уважающий студента преподаватель. Вообще аристократизм профессоров, преподавателей, каждого сотрудника вуза, от которого в какой-то степени зависит студент, особенно это касается первокурсников, состоит в том, чтобы никогда, ни в какой обстановке не допустить покушения на суверенитет, личное достоинство студентов. Достаточно вспомнить атмосферу старых российских вузов. "Здравствуйте, господа студенты", - приветствовал аудиторию профессор, тем самым подчеркивая свое уважение к ним и их равенство с собой как личностей и будущих коллег по профессии.

Ну, а когда студент освоится и научится решать свои проблемы самостоятельно, он становится менее строгим в оценке личностных качеств преподавателя и более требовательным по отношению к его научной компетентности.

Впервые за последние десятилетия обе стороны - студенты и преподаватели - едины во взглядах на модель идеального преподавателя и студента, т.е. желаемого партнера в учебном процессе вуза. Модель преподавателя, которую студенты назвали "супер" и которую единодушно принимают преподаватели: человек широкого кругозора, успешный в научном поиске, независимый в суждениях и поступках, хороший психолог. Ну, а модель идеального студента еще более лаконична: молодой человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить. Так мало и так труднодостижимо.

Снижение общекультурного уровня, как всегда, прежде всего отразилось на молодых. На собраниях преподавателей университетские педагоги с болью констатировали обеднение интеллектуального запаса нынешних студентов, упрощение схем мышления, недостаточную развитость сферы чувств, что в значительной степени вытесняет из процесса обучения, особенно в гуманитарном образовании, не только понимание, но и знание. Наша высшая школа традиционно отличалась высоким уровнем теоретического мышления, широким кругозором своих выпускников. Сегодня эта традиция утрачивается с еще большей скоростью, чем раньше...

Не противоречат ли эти два факта друг другу? С одной стороны, снижение общекультурного уровня студентов, с другой - высокая оценка в модели преподавателя "широкого кругозора", "знания не только предмета"? Нет, не противоречат, а обусловливают друг друга. Именно потому, что познавательная потребность нормально развивающейся личности не была поддержана и удовлетворена должным образом в предыдущий возрастной период. Сейчас она проявляется более интенсивной, чем прежде, потребностью получить от преподавателя нечто большее, чем конкретные факты преподаваемого предмета, - то, что мы традиционно относим к понятию "широкий кругозор".

В силу присущей молодым социальной чуткости они, пусть неосознанно, улавливают, что студенческий период может оказаться последним шансом полноценного интеллектуального развития, включающего не только сугубо профессиональные знания и умения, но и более важные - общекультурные, формирующие понимание контекста профессиональной деятельности.

Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка ответственным человеком, который будет способным отвечать за свои поступки. Особенно сильно волнует родителей отсутствие ответственного отношения детей в школьном возрасте, когда они не желают готовить уроки и не проявляют усидчивости в учебе.

Ответственные дети демонстрируют уверенность в себе и самостоятельность, они хорошо учатся в школе и помогают дома родителям. Однако таких детей сегодня становится все меньше, улучшение жизненных условий и материального благосостояния людей привело к тому, что родители не желают, чтобы их любимое чадо взваливало себе на плечи дополнительные обязанности и стараются сами решать за него все проблемы. Результатом такого воспитания становится то, что выросший в таких условиях человек во взрослой жизни любит все время жаловаться и винит в своих неудачах посторонних.

Не повышают на работе , виноват злой начальник, не ладятся отношения в семьи - выбрал не ту жену. Ответственный человек ведет себя совсем по-другому, он уверен, что за все свои поступки виноват только он сам. Если его не устраивает работа, ныть и жаловаться он не будет, а пойдет искать другую - более перспективную. Поддался на уговоры родителей и выбрал не ту профессию, что сделано, то сделано, надо найти способ получить другое образование.

Выбрал не ту жену , только мне решать, жить мне с ней дальше или нет. Безответственный человек же считает, что он жертва обстоятельств. Он уверен, что все должны заботиться о нем и создавать для него комфортные для жизни условия. Начальник должен хорошо к нему относиться, жена в любое время понимать и любить его, а родители должны всю жизнь каяться за то, что послали его учиться не в тот институт.

Современных детей родители начинают учить читать задолго до поступления в школу, но строить это обучение советуют с учетом желания ребенка. Не хочешь читать сегодня, ну что же, попробуем почитать завтра. Вчера помыл за собой посуду, молодец. Сегодня оставил грязную посуду в раковине, ничего, помоем сами.

С поступлением в первый класс такое отношение к ребенку уже невозможно, выполнять требования учителя и готовить уроки дома нужно независимо от того, хочет он этого или нет. Именно поэтому часть детей, которым родители до школы позволяли ничего не делать, если он не хочет, в начальных классах пытаются отстоять свое право делать все так, как им нравится. Это выражается в невнимании на уроках и небрежном отношении к выполнению школьных заданий.

Ребенок, непривыкший выполнять то, что ему не хочется, нередко закатывает или заявляет, что у него болит живот или голова, чтобы не идти в школу или не садится за уроки. От отношения родителей к такому поведению ребенка и зависит то, вырастит ли он ответственным человеком и будет стараться добиваться в жизни успехов. Если же родители будут потакать ребенку и позволять ему всегда делать только то, что он хочет, то во взрослой жизни он не будет удерживаться на работе, которая требует от него ответственности, быстро уйдет из семьи, потому что семейная жизнь налагает на каждого человека определенные обязательства.

Но чересчур строгое отношение в воспитании ребенка, чтобы он всегда делал то, что "надо", также не может способствовать его правильному развитию. Человек, который делает все что "надо" в ущерб своим интересам, не проживает собственную жизнь. Всю жизнь, выполняя все правильно, он становится предметом безжалостной эксплуатации окружающих людей: начальства, жены, детей и родителей. Поэтому при воспитании у ребенка ответственного отношения к учебе, надо ставить цель: научить его найти баланс между " надо" и "хочу".


Процесс воспитания ответственности у ребенка необходимо начать с раннего детства, уже с 3 лет малыш должен понимать, что он несет ответственность за свои поступки. Чтобы приучить его к этому родители сами должны быть последовательны в своих поступках и показывать ему пример ответственного отношения. Чтобы ребенок ответственно относился к учебе с маленьких лет:

1. Доверяйте ребенку . Если вы будете думать, что малыш слишком маленький, чтобы делать что-то самому, так оно и будет. Пусть ребенок все делает сам, что ему под силу. А вы только оценивайте его действия и когда надо хвалите. Самооценка ребенка зависит от того, как его действия оценят взрослые.

2. Не старайтесь удовлетворить все прихоти ребенка , так у него пропадет стимул добиться чего-то самостоятельно. Обычно так поступают родители, которые с большим усилием добились того, что уже могут себе позволить заниматься только тем, чего хотят. Такое отношение к жизни они распространяют и на детей, которые очень скоро также начинают делать только то, что им нравится. Ребенок должен знать, как и каким путем вы достигли этой жизни. Объясните ему, что с финансами надо обращаться разумно, а чтобы пополнять запасы денег, надо научиться самостоятельности и быть ответственным.

3. Не путайте ответственное отношение с послушанием . Тотальный контроль и послушание не способствуют формированию ребенка как личности. Пусть он сам примет решение и сделает так, как решил и затем оценит результат. Ведь удовольствие нам доставляет не только выполнение тех дел, которые мы хотим делать, но и преодоление трудностей. Ребенок должен гордиться тем, что он смог, а родителям следует только одобрять его действия.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Похожие публикации