Казанский собор на красной площади. Собор казанской иконы божией матери

Особым поклонением прихожан пользуется величественная местночтимая икона Божией Матери «Казанская» в киоте с левой стороны клироса.
Казанская икона Божией Матери, покровительница храма, самая старинная святыня. Икона была перенесена из храма, находившегося в затопленном позже Ставрополе-на-Волге.

В храме для поклонения прихожан открыты уникальные мощевики. Мощевики с мощами старцев Киево-Печерской Лавры и других святых появились в храме в 80-е годы.

Мощевик с 71 частицами Киево-Печерских угодников.




Мощевик с 61 частицами Оптинских и многих чтимых святых как ранней церкви, так и поздних времен, а также частицами Гроба и Креста Господня, Маврийского дуба и камня с горы Искушений.


Рядом с мощевиками располагаются аналойные иконы — Казанский образ Пресвятой Богородицы и образ Господа Вседержителя.

В храме бережно хранится множество святых реликвий.

Икона Божией Матери «Иерусалимская»
«Закланная»
“Неопалимая купина”

Удивителен Образ Божьей Матери «Закланная» . Эта икона греческого происхождения, она была подарена храму греческими паломниками. Существует предание о чуде, связанном с этой иконой. Когда инок, у которого была икона, проткнул её копьём, из иконы потекла струйка крови. Белое пятно на щеке Богоматери - след от иноческого копья.
Деревянная икона Божией Матери «Неопалимая купина» с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев.
Со стороны правого придела в честь святителя Николая Чудотворца расположены икона Господа Вседержителя и икона Божией Матери «Знамение».

Появился в храме в 2000-х годах. Во время Страстной седмицы сюда приносится Плащаница и киот вместе с ней выносится на середину храма для поклонения. В остальное время в киоте находятся икона святого старца Петра Чагринского с частицей его мощей и икона святой блаженной Матроны Московской, освящённая на ее мощах в Москве.


Святое распятие. Голгофа.


Старинные иконы: святых преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Со стороны левого придела находится дореволюционная икона святого преподобного Серафима Саровского.

В Богородично-Казанском храме и по сей день хранится Евангелие в прекрасном серебряном окладе художественной работы — дар М. Киселёвой, сделанный в конце XIX века для Троицкого собора.

Дата создания: XVII в. Описание:

История

Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.

На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

Собор был восстановлен в 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен .

Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»

Дорогие братья и сестры! Наш храм в этом году отметил свое 120-ти летие!

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

Литургия — воскресенье в 8.00

Всенощная — суббота в 16.00

Храм Казанской иконы Божией Матери в старинном селе Петровка принадлежит Сампурскому благочинию Тамбовской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Это – один из старейших храмов не только в районе, но и на Тамбовщине, и 4 ноября 2014 года, на Казанскую, он отметит юбилейный престольный праздник – 120-летие со дня своего основания.

ИСТОРИЯ НАШЕГО ХРАМА

Деревянная однопрестольная холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Петровка была построена в 1894 году на средства прихожан. Иконы в новый храм были закуплены за счет средств помещика, имя которого, к сожалению, утрачено. Известно, что его могила располагается на территории храма. Праздник Казанской Божией Матери 1894 года стал днем освящения нового храма в селе Петровском.

В описании храма того времени читаем: «Ядром небольшой храмовой композиции является приземистый четверик, несущий восьмерик, завершенный восьмигранной куполообразной кровлей и луковичной главкой, покрытой лемехом. С востока к нему примыкает прямоугольная алтарная апсида, а с запада — небольшая трапезная и двухъярусная шатровая колокольня с луковичным венчанием. Снаружи храм обшит тесом и окрашен в бело-голубые тона, а кружевные резные узоры на карнизах всех объемов придают ему особую легкость и воздушность». Храм построен в виде креста, с большим притвором, без фресок. Роспись потолка в настоящее время закрашена. На Царских вратах – изображение четырех евангелистов, икона Благовещения Пресвятой Богородицы и икона Спасителя. На северных вратах – икона Пресвятой Богородицы, на южных – проповедник Моисей с каменными скрижалями с десятью Заповедями Господними.
История храма неразрывно связана с историей села. В 1824 году помещик Ковальский из села Княжево имел земли к югу от своего имения. На этих землях Ковальский решил образовать хутор, и поселил туда 30 семей из своего поместья в Княжево. На хуторе в числе 30 семей переселенцев была самая многочисленная семья — семья трех братьев Петровых, более состоятельная и влиятельная, чем все прочие. По Петровым, впоследствии, и было названо разросшееся на месте хутора село, где в 1894 году и был освящен новый храм с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери. Согласно архивным документам, «Церковь деревянная, холодная, построена на средства прихожан в 1894 году. Престол один, Казанский — 22 октября (4 ноября по новому стилю). Школа церковно-приходская, одноклассная. Есть церковно-приходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1871 года. Штат: священник и псаломщик».

ЧТИМЫЕ ИКОНЫ

Икона Казанской Божией Матери, икона Спасителя, старинная икона св.Серафима Саровского, св.Целителя Пантелеимона, св. Николая Мирликийского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В 30-е годы Казанский храм был закрыт, советской властью не раз предпринимались попытки разрушить его: в 1937 году настоятель храма, протоиерей Андрей Вершинин был арестован и отправлен по этапу в Коми АССР, а приход закрыт. С 1939 года службы в храме не велись, колокола были сброшены, иконы разобрали по домам прихожане. В годы Великой Отечественной войны последовала директива властей – разрушить храм, разобрав его на строительные материалы для хозяйственных нужд. И храм фактически спас от разрушения поистине героический человек – председатель колхоза «Тамбовская правда» Иван Федорович Тетенев . Вначале властям потребовалось кровельное железо с крыши храма. Но председатель отдал железо почти со всех колхозных построек, а церковь трогать не позволил. После приказа – разобрать храм на стройматериалы, предоставив доски с пола для строительства, Иван Федорович предоставил в район лес, доски и гвозди, а храм вновь остался нетронутым.

Существует исторический документ – расписка председателя «Тамбовской правды», сохранившаяся в архиве — с которой фактически начинается второе рождение храма: «1943 год. 1 сентября первого дня выдана мною, председателем колхоза «Тамбовская Правда» Дмитриевского сельсовета Тетеневым Иваном Федоровичем в том, что церковь, находящаяся на территории колхоза, намеченная к разлому для целей строительства в районе. Правлением колхоза вместо намеченного полома полов из перерубов внутри здания обязуется до 5 сентября 1943 года поставить в Сампурский райисполком 300 м2 половых досок, 6 м3 строевого дубового леса и 10 кг. строительных гвоздей. Райфинотдел здание церкви при ее отъеме и находящееся в ней имущество, кроме 10 внутренних замененных рам, предлагает колхозу в аренду для использования в качестве зернохранилищ, доставленный колхозом материал принять в оценке и произвести перерасчет по истечению 3-х летней аренды. О чем и составлено настоящее обязательство. Обязательство вступает в силу с 5 сентября 1943 года». Затем в церкви располагалась летная воинская часть, а рядом был аэродром.

Летчики отправились на фронт, а из райкома поступает новая директива – разобрать церковь полностью, включая деревянные стены. И по просьбе председателя за одну ночь колхозники заполнили храм мешками с зерном, превратив его в зернохранилище. Против инициативы сохранения стратегических запасов не выстояли даже ярые поборники разрушения церкви. Тем самым Иван Федорович Тетенев сохранил храм для потомков. Могила председателя находится на территории церкви. Церковь вновь была открыта в 1946 году, когда из заключения вернулся отец Андрей , и с тех пор не закрывалась. Через несколько месяцев отца Андрея отозвали в епархию, и в храм прибыл новый настоятель – отец Григорий , который служил до 1988 года. Его стараниями в храме поддерживался порядок, был отремонтирован крестильный дом. С 1988 по 1991 год настоятелем храма был отец Александр . С 1991 года настоятелем был отец Ярослав (Сытник Ярослав Михайлович). С 2000 до 2009 года настоятелем был отец Андрей . В 1993 году храм был отреставрирован: заменены купола, церковные кресты, обшивка и кровля храма. Ремонт и внешняя отделка проводились в 2008 году.

Сегодня храм действующий, здесь регулярно совершаются богослужения.

При храме работает воскресная школа. С 2009 года и по настоящее время настоятелем храма является иерей Стефан Шурухин .

Пожелал увековечить память освобождения страны от польской интервенции, и в честь этого события приказал заложить церковь Казанской иконы Божией Матери. Однако его благому начинанию суждено было свершиться лишь в последующее царствование при его сыне ― Алексее Михайловиче. Поводом к тому стало появление на свет его первенца - царевича Димитрия.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Его следствием стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, кроме того, был построен и освящён храм иконы Казанской Божией Матери в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Его строительство было завершено в течение четырёх лет.

Храм ― память о былых победах

Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений. Есть сведения, что под крестом её центральной главы имелась надпись, гласящая, что иконы Божией Матери возведена на месте находившегося здесь прежде деревянного храма в честь столетия взятия Казани. Это вполне соответствует исторической хронологии ― столицу волжских татар отвоевали в 1552 году, соответственно, столетний юбилей этого события совпал с периодом работ.

Что же касается деревянной церкви, стоявшей прежде на этом месте, то, вероятно, речь идёт о построенном в тридцатые годы XVII века и упоминаемом в ряде документов Казанском храме. Церковное предание по этому поводу гласит, что в своё время здесь устраивал свой лагерь Именно воспоминание об изгнании самозванца из Коломны побудило царя воздвигнуть своеобразный памятник событиям тех лет.

Храм ― часть дворцового комплекса

Новый храм в селе Коломенском выполнял роль домовой церкви при государевом дворце и был соединён крытым переходом с покоями царицы. Сделано это было с учётом всех требований удобства и комфорта. Польский посланник, посетивший Коломенское в 1671 году, в своём дневнике описывает ряд переходов, устланных для тепла и удобства войлоком, приглушавшим шаги идущих. Их общая длина составляла пятьдесят метров, а ширина - три.

Надо заметить, что черты, приданные храму, были весьма характерны для построек такого рода в середине XVII. По мнению многих искусствоведов, достоинство храма состоит не в оригинальности его архитектурного решения, а в доведении до совершенства ранее разработанных форм.

Когда строительство завершилось, в Коломенском убрали с роскошью, соответствующей его статусу. Как один из элементов комплекса царского дворца, он был украшен богатой росписью, дорогими тканями и коврами. Пол центральной части храма и его пределов утеплили войлоком, а иконы оформили пеленами и полотенцами. Многие из них хранились в резных киотах, выполненных лучшими российскими мастерами.

Богородичный храм в столице

Незадолго до создания царского домового храма в Коломне был возведён и храм Казанской иконы Божией Матери в Его появление также связано с началом общецерковного почитания этого святого образа, признанного чудотворным. Известно, что первая деревянная постройка было возведена в 1624 году. Строительство велось на средства Дмитрия Пожарского по данному им обету. В отличие от многих сведений о жизни этого патриота и защитника России, данная информация почерпнута из документальных источников.

Предполагается, что, просуществовав около десяти лет, этот храм сгорел, и на его месте развернулось строительство нового - кирпичного. Эта постройка возводилась на средства и по повелению благочестивого государя Алексея Михайловича и была завершена в 1834 году. Являясь архитектурным украшением площади, храм со временем стал важным религиозным центром.

События последних двух веков в жизни храма

В дореволюционный период жизнь храма текла мирно и размеренно. Он несколько раз достраивался и обновлялся на средства богатых жертвователей. Пощадил его и пожар 1812 года. Ярким событием в истории храма стала проповедь об произнесённая в нём в 1918 году патриархом Тихоном.

Но в 1936 году решением правительства он был снесён как несоответствующий Красной площади ― центру проведений народных шествий и торжеств. На освободившемся месте городское руководство планировало создать актовый зал для приёма в пионеры, но ограничились тем, что построили Только в начале девяностых годов собор был заново отстроен по чертежам и эскизам прошлых лет. Как и храм иконы Казанской Божией матери в Коломенском, он напоминает об освобождении русской земли от польских захватчиков.

Собор на берегу Волги

Продолжая разговор о почитании этого святого образа, нельзя не вспомнить В 1926 году он был полностью уничтожен, и долгие годы его территория использовалась для хозяйственных нужд, но в ноябре прошлого года было принято решение о его воссоздании в том виде, в котором он был прежде.

История его создания весьма интересна. Она связана с обретением в 1579 году святого образа Богородицы. Впоследствии указом Ивана Грозного на этом месте был заложен Богородичный женский монастырь, где заложили бревенчатую церковь ― предшественницу большого каменного собора. Любопытно отметить, что в пределах этого мусульманского города с давних времён селилось много православных людей. Во многом это объясняется тем, что занимались они торговлей, а Волга была важной транспортной артерией, по которой сплавлялось значительное количество товаров. Естественно, что им был необходим храм.

Он был возведён в 1595 году. Причиной замены деревянного сооружения каменным послужили частые пожары, происходившие в городе и наносившие ему значительный ущерб. Серьезную перестройку он претерпел в период царствования императрицы Екатерины II, когда на его реконструкцию были отпущены значительные средства, а в последующее царствование, при Павле I, был полностью снесён и выстроен заново на основании улучшенного и более современного проекта.

В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас начинаются работы по его воссозданию. Скоро православные жители Казани обретут его в первозданном виде. К счастью, в государственных фондах и частных коллекциях сохранилось значительное количество фотодокументов и строительных чертежей, с помощью которых эта нелёгкая задача будет выполнена.

Казанская икона Божией Матери на протяжении веков является одной из любимых на Руси в целом и особенно в престольном граде Москве – ведь именно чудо от Казанской иконы связано с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Где поклониться Казанской иконе в Москве?

Казанская икона Божией Матери

В Москве сегодня присутствует множество чтимых и чудотворных списков Казанской. В праздничный день пройдемся по центру столицы. И начнем нашу прогулку с Красной площади – именно там находится собор в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1636 году и разрушенный триста лет спустя. Только в 1993 году церковь была восстановлена. В соборе находится чтимый образ Божией Матери «Казанская».

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

С Красной площади через Манежную, по улице Моховой, а оттуда – по улице Волхонка не спеша дойдем до храма Христа Спасителя. В нижней церкви Преображения Господня находится простая новой работы икона Божией Матери «Казанская» – ее очень почитают прихожане.

Преображенская церковь храма Христа Спасителя

Перейдем Соймоновский проезд, пройдемся до храма пророка Илии в Обыденском переулке – здесь, среди многих святынь храма, есть и Казанская икона Божией Матери (а также другие чтимые иконы: Владимирская, Феодоровская и наиболее известная святыня храма – чудотворный образ «Нечаянная Радость»).

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Выйдем на Бульварное кольцо – дойдем до конца Гоголевского бульвара, свернем в Малый Афанасьевский переулок, оттуда – в переулок Филипповский. В храме Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье) в иконостасе левого придела святого апостола Филиппа находится Казанская икона Божией Матери.

Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье)

Дойдем до метро «Арбатская», доедем до станции метро «Бауманская» и прогуляемся до Елоховского собора. Главный московский храм советского периода – сокровищница многих святынь. Среди них и чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Елоховский Богоявленский собор

Неподалеку, между станциями метро «Курская» и «Таганская», в Лыщиковом переулке, стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. В нем находится множество святынь – в том числе чтимые образы Покрова, Тихвинская и Казанская (также в храме пребывают в раке мощи священноисповедника Романа (Медведя), прославленного в числе новомучеников и исповедников Российских).

Храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе

Снова сядем в метро, проедем по «кольцу» и выйдем на станции метро «Новослободская». В двухстах метрах от метро, в Нововоротниковском переулке стоит храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Здесь находится чтимый образ Божией Матери «Казанская», писанный на стекле.

Храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках

И вернемся либо по кольцу (до «Октябрьской»), либо по Серпуховско-Тимирязевской «серой» ветке (до Боровицкой) и на троллейбусе – в точку, находящуюся совсем недалеко от места, с которого мы начинали наше путешествие. Храм святителя Николая на Берсеневской набережной – один из самых «традиционных» в Москве. Там, кроме частиц мощей святителя Феофана Затворника и святого праведного Симеона Верхотурского, пребывает и чтимая Казанская икона Божией Матери.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневской набережной

Похожие публикации