Церковное имя инна при крещении. Инна и Римма: если назвать девочку мужским именем, у нее будет тяжелая судьба? Брак и семья, совместимость Инны с мужскими именами

История русских святых мучеников, проливших свою кровь за Христа, начинается еще во времена апостольские - в те времена, когда крестить наших предков шел с проповедью о спасении святой апостол Андрей . Первыми русскими святыми мучениками являются Инна, Пинна, Римма , память которых отмечается Русской Православной Церковью 20 января / 2 февраля.

/www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif" target="_blank">http://www.pravoslavie.ru/sas/image/video/zoom.gif) no-repeat;" title="Свв. Евфимий Великий, прп. Инна, Пимма и Римма, мч. (20 января). Менологий Византия. Греция; XIV в.">

Как повествует святитель Димитрий Ростовский, составивший знаменитые Четьи-Минеи, на Киевских холмах апостол Андрей, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю» .

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I в.) были учениками святого апостола Андрея. Родом они были из северной земли Великой Скифии, то есть они ильменьские славяне-русы .

В книге архиепископа Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока» их родиной ошибочно названа Малая Скифия. «Римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III - начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» , поэтому одновременно быть учениками апостола Андрея и жителями Малой Скифии невозможно, на что не обратил внимания архиепископ Сергий .

Инна, Пинна, Римма были крещены апостолом Андреем, рукоположены в священники и направлены для укрепления веры и утверждения благочестия среди греков и инородцев, проживающих в Босфорском царстве. По пути в Таврию они везде проповедовали христианскую веру и крестили народ.

По приказу Херсонесского князя-язычника за христианскую проповедь они были схвачены и преданы страшной казни. В западной церковной агиографической традиции сохранилось свидетельство в «Асta Sanctorum» Иакова Ворагинского об их мученической кончине:

«De Sanctis Martyribus Inna, Pinna, Rimma . «О святых мучениках Инне, Пинне, Римме .
Non sit calidum et splendidus sicut crystallus Inna refrigerandi vim habet ad fortes illius, Pinnensem Rima. Et in agonibus martyrum, quaedam prouinciae conuenerunt, et idolis servientes, quo capta barbaros ad praesidem. Christus praecepit ut a frigus Confessoris. Martyr accideret structum solidus acta in medio aquarum: et quamvis per ventosa frigoribus et corpus aquae gelu constricti et sedebam tristis usque peruenit ultimum vita, operam ad eorum beatitudinis rutsi anima Dei». Да обретут тепло чистейшие, как хрусталь, ратоборцы хлада Инна, Пинна, Римма. Они претерпели мученичество в некоей северной провинции, где были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым и твердым бревнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твердую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии» .

Так святые предали свои праведные души Богу, сохранив залог веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, прославив Его своим мученическим подвигом. Христиане тайно погребли тела угодников Божиих. Когда в городе наступило благоприятное время для христиан, епископ Гедца, управляющий местной епархией, обрел святые мощи и положил их в раке соборного храма города. Спустя семь лет мученики явились епископу и повелели ему перенести их святые мощи в «сухую пристань» - место, именуемое Аликс (ныне это место называется Алушта).

«Первоначальный текст рукописи Мученичества (вероятно, вторая половина IV в.) не сохранился; в рукописи XI века (Paris. Gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны сказания в византийских стишных синаксарях конца X - XIII веков (см., напр.: SynCP. Col. 407; Paris. Gr. 1617; Ambros. B. 104) <…> В заглавии эпитомы указано, что Инна, Пинна, Римма пострадали в Готии (в Минологии императора Bacилия II (кон. X - нач. XI в.) употреблено архаичное название - Скифия. <…> Проф. Е.Е. Голубинский предположил, что Инна, Пинна и Римма пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, который находился на месте современной Алушты» .

Можно предположить, что святые мученики Инна, Пинна, Римма имели сан епископов, так как в кондаке (гимне), посвященном им, говорится: «…христианом заступников, Царствия Божия благовестников», а такое сравнение применимо только к архиереям. «Радуйтеся, святии Инна, Пинна и Римма, страстотерпцы Христовы и первые Крестителие (!) и Небесные заступницы Земли Русской…»

В «Полном месяцеслове Востока» архиепископ Сергий (Спасский) приводит сведения из Сербского пролога XIII века, где в поучении на день памяти святых русских мучеников приводятся их имена в сербской огласовке: Енен, Нирин и Пен .

В числе русских святых I века В.Н. Татищев называет еще неоправданно забытых князя мученика Оскольда (Аскольда) и Глеба (Улеба), брата Святослава. Он писал: «Его же можно (Оскольда) за первого в Руси мученика почитать, как и Улеба (Глеба), брата Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены» .

В числе первых русских святых также известны священномученики Херсонесские: епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафадор, Елпидий, Еферий, Капитон, святой мученик Емилиан, святой великомученик Никита Стратилат Скифоготфский († 305), святой мученик Флориан Стратилат († 300).

Это только малая часть известных первых русских святых, прославленных Вселенской Православной Церковью. А сколько утрачено сведений о других славяно-русских святых! Летописи, хранившие в себе столько ценного о жизни наших далеких предков, погибли в огне нашествий иноплеменников: готов, гуннов, хазар и прочих.


В архиве Симферополя сохранился документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это - очень древние мученики». Этот документ подписан 30 октября 1950 года святителем Лукой (Войно-Ясенецким) , архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас возле алуштинского храма во имя Всех крымских святых возведена часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами.

К сожалению, в богослужебной практике память святых мучеников Инны, Пинны и Риммы не выражена особым богослужением, поэтому в среде церковных людей день их памяти совершенно и неоправданно забыт. Прославление памяти первых русских святых должно стать для нашей святой Церкви устойчивой литургической традицией и должно быть возведено по типу уставного служения, как минимум, к полиелейной службе.

Прославлять первых общенародных святых и молиться им - наш долг и честь. Святые мученики Инна, Пинна и Римма - это первый священный дар, первый плод веры наших далеких предков, который они принесли в знак своей веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, открыв своим первомученическим подвигом начало собрания драгоценной духовной сокровищницы - великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших.

История появления имени Инна и его значение очень занимательны. По одной из наиболее популярных версий имя имеет скифское происхождение. Однако его значение по данной версии неизвестно. При этом имя Инна - это мужское имя. Имена Инна, Рима и Пина - это имена трех христианских мучеников, скифов по происхождению. Их убили в первом веке нашей эры, а позже их имена попали в христианский календарь. Женским имя стало из-за ошибки при переписке текстов, так как в римской традиции такие окончания были у женских имен, а имена для переписчиков были уж сильно необычными. Вот такая самая популярная версия происхождения имени Инна.

По второй версии считается, что имя Инна произошло от латинского слова inno, что означает "плавать", " течь" или "протекать".Считается, что согласно этой версии, наиболее правильное значение имени Инна - "бурный поток" . Но и это не последняя версия значения имени.

Еще одна версия гласит, что имя Инна произошло от имени богини Инанна. Это греческое наименование богини Иштар, богини из шумерского пантеона богов. Согласно шумерской мифологии - это богиня плодородия, распрей и плотской любви.

Значение имени Инна для девочки

Инна растет веселым и подвижным ребенком. Она энергичная и добрая девочка. Инна отзывчивый ребенок и сопереживание окружающим людям свойственно ей с самого детства. При этом Инна редко делает хорошие поступки, если не ожидает за них награды, хотя бы в виде похвалы. Ей очень важна положительная оценка от окружающих ее людей.

В учебе девочка учится средне. Она имеет хорошие оценки, но учится обычно не любит. Инна редко тянется к знаниям и воспринимает учебу как неприятную необходимость. В последующем данное отношение нередко переносится и на роботу. Инна иногда вспыхивает в любви к какому-то предмету, но хватает ее обычно ненадолго. Конечно бывают и приятные исключения из этих правил.

Здоровье у Инны обычно достаточно крепкое. Она обладает хорошими данными, хотя не без изъянов. Слабым местом ее здоровья обычно бывает склонность к аллергическим реакциям и частым простудам. Родителям девочки нужно внимательно следить за ее питанием и конечно в случае проблем обращаться к специалистам.

Сокращенное имя Инна

Уменьшительно ласкательные имена

Инночка, Иннушка, Инчик, Инуся, Инуська, Инуля, Инулька.

Имя Инна на английском языке

В английском языке имя Инна пишется как Inna.

Имя Инна для загранпаспорта - INNA.

Перевод имени Инна на другие языки

на белорусском - Іна
на украинском - Інна

Имя Инна по церковному (в православной вере) - Инна, то есть остается неизменным. Имя Инна - это церковное имя, может быть крестильным именем для девочки. Конечно Инна может быть крещена и под другим церковным именем.

Характеристика имени Инна

Если попытаться дать характеристику Инне, то первое что стоит упомянуть - это ее коммуникабельность. Инна умеет нравиться людям и легко находит общий язык с окружающими. Она позитивна и эта черта характера притягивает людей. Ее позитивный настрой и легкость общения делают ее популярной. При этом многие считают Инну своим другом, что совершенно не так. Она очень щепетильно относится к близкому кругу общения и попасть в него очень сложно.

Профессионально Инна растет медленно, но уверенно. Она редко меняет профессию и ей не свойственны колебания на эту тему. Она редко любит свою работу, хотя при этом обычно достигает больших высот в своей работе. Инна пунктуальна и настойчива в рабочих моментах. Она умеет наладить общение с коллегами и работать сообща. Инна может получится замечательным педагогом или к примеру управляющим гостиницы.

Семья - это одна из важнейших составляющих жизни Инны. Она обычно занимает лидерскую позицию в семейном союзе, хотя мужа очень любит и уважает. Она ищет мужчину надежного и готового в семье побыть ведомым. При этом ее муж может быть лидером во всех других отраслях жизни. Инна заботливая жена и умеет организовать домашний уют. Очень любит своих детей и старается уделять им побольше времени.

Тайна имени Инна

Тайной Инны можно назвать ее достаточно сильный характер и хорошие волевые качества. За ее легкостью общения, часто скрывается ее внутренний стержень. Она умеет быть непреклонной и настойчивой. Однако это редко приходится видеть, так как важных тем для демонстрации этих черт характера не так много.

Святые мученики Инна, Пинна и Римма - родом славяне, из северной Скифии, ученики святого апостола Андрея Первозванного. Они учили о имени Христовом и крестили многих варваров, обратив их к правой вере. За это были схвачены местным князем, который хотел было обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями, но они не склонились на предложенные им почести и за свою твердость веры во Христа были биты без пощады. В то время стояла суровая зима и реки замерзли настолько, что их могли переходить по льду не только люди, но и кони с возами. Князь приказал поставить в лед большие бревна и привязать к ним святых, постепенно опуская их в студеную воду. Когда лед дошел до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу свои блаженные души. В древнем славянском месяцеслове повествуется, что некоторые христиане похоронили тогда тела их, но потом епископ Гедца вынул их из могилы и, взяв на плечи свои, положил в своей церкви. Спустя семь лет после кончины своей святые мученики явились том же епископу и повелели ему перенести мощи их в местечко, называемое Аликс, в сухое пристанище (Аликс есть нынешняя Алушта, находящаяся на берегу Черного моря, на северо-восток от Ялты. «Сухое пристанище» означает морскую пристань.)
Часовня святых мучеников Инны, Пинны и Риммы находится рядом с храмом Всех святых земли Крымской просиявших в Алуште. В часовне имеется редкая старинная икона мучеников Инны, Пинны и Риммы.
В симферопольских архивах сохранился уникальный документ под названием "Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии": "... прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах Литургии, Вечерни и Утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это - очень древние мученики...". Этот документ подписан святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским, 30 октября 1950 года.

Тропарь, глас 2:

Якоже Первозваннаго ученицы/ первозвани явистеся от словен,/ и братию вашу/ светом Истины просвещающе,/ от безбожнаго свирепаго князя/ лютую кончину прияли есте,/ мразом окованни и ледом удавленни,/ на Дунае реце в Скифстей стране./ Но яко души за други положшии,/ святии Инно, Пинно и Риммо,/
и о нас всемощныя молитвы приносите,/ вся языки словенския/ / паки ко Христу обращающе.

Кондак, глас 2:

Велия веры исправления:/ льдом окованни, яко на воде упокоения,/ святии Инна, Пинна и Римма радовахуся,/ мучитель же несмысленно яряшеся,/ плоды их винограда тщася погубити,/ но обаче доныне от словенских язык/ святыя гроздия Христос приемлет,/ и первомученик словенских венчает венцы./ Сего ради и мы,/
взращенных вами верных отрочата,/ благодарим и молим вы, святии:/ испросите теплыми молитвами и нам/ / в Дусе истины по Бозе ревновати.

(www.saints.ru; days.pravoslavie.ru; www.palomnik.crimea.ua).

В нашем храме появилась икона мучеников Инна, Пинна и Римма, память которых сегодня празднуется Православной Церковью.

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ ИННА, ПИННА И РИММА

История русских святых мучеников, проливших свою кровь за Христа, начинается еще во времена апостольские – в те времена, когда крестить наших предков шел с проповедью о спасении святой апостол Андрей . Первыми русскими святыми мучениками являются Инна, Пинна, Римма , память которых отмечается Русской Православной Церковью 20 января / 2 февраля.

Как повествует святитель Димитрий Ростовский, составивший знаменитые Четьи-Минеи, на Киевских холмах апостол Андрей, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю» .

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I в.) были учениками святого апостола Андрея. Родом они были из северной земли Великой Скифии, то есть они ильменьские славяне-русы .

Что представляла собой древняя земля Тавриды, Скифия, которую увидел перед собою апостол Андрей Первозванный во время жизни Инны, Пинны и Риммы? Все древние авторы, от Гомера и Геродота до Страбона и Полибия, говорят о том, что Скифия имела огромные материальные богатства, но нравы здесь были дикие настолько, что ужасали даже языческий мир. Известно, что на юге Крымского полуострова, у мыса Фиолент, часто разбивались в древности греческие и финикийские суда. Некоторые моряки-торговцы всё-таки спасались от штормов, доплывая до берега. Но как только они добирались до суши, их, измождённых, тут же хватали языческие жрецы и приносили несчастных в жертву идолу. Не менее скорбно узнавать и о кровавых пирах тавроскифов: чашами им служили черепа, наполненные кровью побеждённых, потому что считалось, что такая кровь придаёт силы для новых побед.

Вот таким людям проповедовал Христианство апостол Андрей Первозванный. Сердца язычников иногда откликались истинной любовью. Неизменными спутниками апостола были Инна, Пинна и Римма. Святитель Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), исследуя жития святых мучеников, пришёл к выводу, что они были готами или тавроскифами, жившими между Алуштой и Балаклавой. Когда они услышали от апостола слово Христово, то не только уверовали, но, приняв Святое Крещение, понесли свет веры и проповеди во мрак языческой Скифии. Так они дошли до Дуная, где им и довелось мученически пострадать за верность Христу.

Святые мученики Инна, Пинна и Римма были схвачены местным князем, который вознамерился сначала обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями. Однако вопреки всем изощренным уловкам циничного и хитрого царька, они не склонились на предложенные им почести и за свою твердость веры во Христа были биты без пощады.

В то время стояла суровая зима и реки замерзли настолько, что их могли переходить по льду не только люди, но и кони с возами. Князь приказал поставить в лед большие бревна и привязать к ним святых, постепенно опуская их в студеную воду. Когда лед дошел до шеи святых, они, измученные страшной стужей, пре­дали Господу свои блаженные души.

Полагают, что местом их мучений была река Дунай. Время их страданий относят к I веку. Другие историки полагают, что их кончина могла быть в начале II века от Рождества Христова, но проповедовали они вместе с апостолом Андреем Первозванным в конце I века.

В древнем славянском месяцеслове повествуется, что нашлись христиане, которые похоронили их тела, но епископ Гедца несколько позже извлек их из могилы и, взяв на плечи свои, положил в своей церкви.

Спустя семь лет после кончины своей святые мученики явились тому же епископу и повелели ему перенести мощи их в местечко, называемое Аликс, в сухое пристанище. Аликс есть нынешняя Алушта, находящаяся на берегу Черного моря, на северо-восток от Ялты. «Сухое пристанище» означает морскую пристань.

В симферопольских архивах сохранился уникальный документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «… прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах Литургии, Вечерни и Утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это – очень древние мученики…». Этот документ подписан святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским, 30 октября 1950 года.

Сейчас возле Алуштинского храма Всех Крымских Святых возведена часовня во имя святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами. Перед иконой многочисленные туристы, паломники и жители Крыма возжигают свечи и сердечно молятся:

«Святые мученики Инна, Пинна, Римма, молите Бога о нас, грешных!».

С древних времен известно, что имя человека имеет сильное влияние на характер и судьбу. В Древней Руси принято было давать два имени. Первое - то, которое присваивалось ребенку при рождении, оно было знакомо окружающим, а второе давалось в более сознательном возрасте, когда проявлялись черты характера человека. Этим именем и крестили дитя. Интересно, что знал его только сам носитель и близкие, которым он доверял. Ведь, зная, как зовут человека, можно понять его душу. Поэтому очень важно подобрать подходящее и гармоничное имя для ребенка.

Происхождение имени

С латинского имя Инна переводится как «бурная река» или «бурный поток». Данные словосочетания очень удачно характеризуют его обладательницу. История имени очень необычна. В I веке были казнены три великомученика - Инна, Римма и Пинна, пришедшие из Малой Скифии. Они напоминали людям об имени Христовом и многих варваров обратили в христианскую веру. Из-за этого предводитель еретиков разгневался, приказал схватить проповедников и немедля казнить. Был соответственно, река полностью заледенела, когда их вывели и привязали к деревянным бревнам. Несчастные были живьем заморожены. После этого их имена внесли в список мучеников, а именины Инны начали отмечать два раза в году, зимой и летом. Интересно, что по истечении времени имя ошибочно стало приниматься за женское.

Есть предположение, что на самом деле имя имеет более раннее происхождение, уходя корнями в Возможно, оно имеет отношение к владычице небес, носившей имя Инанна - звезда утреннего восхода, которое очень схоже с современным по звучанию, а также значению. Далее некоторые ученые полагают, что Иннин - богиня плодородия, плотской любви и распри - также может иметь отношение к носительницам данного имени.

У шумеров символом Инны было кольцо с лентой, а после появилось еще два - звезда и роза.

Есть множество интересных легенд, связанных с этим именем. К примеру, один из шумерских мифов повествует, что Инанна пожаловалась своему отцу Энки, что, раздавая божественные обязанности, ее несправедливо обошли стороной, и тогда он подарил своей дочери умение привлекать к себе мужчин, а также привил любовь к войнам и крушениям.

Празднование именин

Уже много веков принято праздновать именины. Каждый день проходит под покровительством святых. Ранее довольно распространенной практикой было называть ребенка в соответствии со святцами. Считалось, если в земной юдоли помнить о святом, то и на небесах ангел не будет забывать о человеке, всегда помогая ему.

Но в последнее время так поступают все реже и реже. Взять хотя бы следующий распространённый факт: именины Инны припадают на зиму и лето, а вот астрологи советуют называть этим именем девочек, рожденных в знак Тельца (весной).

Характер

Обычно Инна отличается сильным и своевольным характером, девушка очень упряма и настырна. Бесспорно, иногда она соглашается на чужие условия, но при этом ощущает внутреннюю дисгармонию и бурю негативных эмоций, которые наносят ей урон.

По своему темпераменту Инна относится скорее к сангвиникам, поскольку она жизнерадостна, легкомысленна, беззаботна. Иногда окружающие считают, что перечисленных качеств у неё даже с избытком. Инна - настоящий оптимист и очень добрый человек. Девушки, названные этим именем, никогда не страдают депрессией или меланхолией, какие бы жизненные испытания они ни переносили. Как и любая другая сильная личность, Инна склонна к сопереживанию и сочувствию слабым, пытается помочь им, если это необходимо, но в кругу своих друзей таких людей она видеть не желает. Носительница имени помнит своих обидчиков и зло, причиненное ей, но тем не менее мстить не склонна, да и, ко всему прочему, чаще всего искренне прощает с присущей ей легкостью. Правда, она очень нетерпелива, но в этом виновно значение ее имени.

Способности

С самого детства Инна часто бывает неразлучна с матерью, пытаясь помогать ей во всем, даже если это у нее получается не совсем умело. Иногда родители, чтобы ненадолго отвлечь ребенка и заняться делами, должны давать ей увлекательные и сложные развивающие задания. Такие действия приносят неожиданные результаты: Инна, постоянно оттачивая свои способности, повышает уровень интеллекта и умений, опережая своих сверстников. В целом она зачастую наделена проницательным умом, очень находчива, идеи и высказывания девушки всегда креативны и точны, что постоянно удивляет окружающих. Обладая живым умом, она может работать практически в любой сфере, причем обучается и переключается с одного рода деятельности на другой очень быстро.

Что интересно, для Инны абсолютно безразлично, насколько престижна ее работа, но при условии, что труд будет достойно оплачиваться. Если же она имеет какие-либо творческие способности, то, скорее всего, полностью будет увлечена своим делом, возможно, никогда не выйдя замуж.

Из носительниц данного имени получаются хорошие журналисты, фоторепортеры, директора магазинов.

Личная жизнь

Быть в браке с Инной очень сложно: она требовательна и темпераментна в отношениях, будет ожидать абсолютной верности и честности от своего спутника. Поэтому семейная жизнь Инны складывается значительно лучше в случае, если она выходит замуж не слишком рано, поскольку ей необходимо созреть для этого шага. Зачастую Инна - чудесная мать, верная и заботливая супруга.

День ангела

Празднуются именины Инны по церковному календарю два раза в году - 2 февраля и 3 июля. К слову, по зимним именинам Инны обычно люди определяют, какая погода будет весной: если солнечно, то будет тепло, а если, наоборот, пасмурно, то можно ожидать заморозков. Но следует отметить, что данное имя считается мужским, а для женского варианта имени Инна день именин отсутствует. Поэтому, когда девочек крестят, родителям зачастую предлагают подобрать иное имя.

Но если отец с матерью настаивают на крещении дочери именно так, то это не возбраняется. Ведь, как говорят священнослужители, для души пол не имеет значения. Поэтому все девушки, крещеные и названные прекрасным именем, могут не беспокоиться по этому поводу и смело праздновать именины Инны два раза в году.

Похожие публикации