Институт семьи в современном израиле. Как все устроено: семья в Израиле. Отношения внутри семьи

Истории успеха и новости.

Сколько мы тратим на жизнь в Израиле?

21.12.2017

Сколько денег в месяц необходимо для жизни в Израиле. Расходы на примере обычной израильской молодой семьи из трех человек.

Всем привет, мои дорогие зрители. Я очень рада видеть вас на своем канале. Сегодня хочу рассказать о том, сколько мы тратим на жизнь в Израиле. Меня часто спрашивают, сколько уходит денег на те или иные траты и сколько нужно зарабатывать, чтобы нормально жить в Израиле.

Во-первых, мне очень сложно судить за всех, поскольку что для одного – нормальная жизнь, для другого – шикование, а для третьего – жизнь впроголодь и считание копеек. Во-вторых, я не знаю всех среднестатистических данных, сколько уходит денег на те или иные траты в обычной среднестатистической семье. Поэтому я буду говорить на нашем примере, чтобы дать вам некое сопоставление о том, сколько уходит денег на те или иные траты в обычной израильской молодой семье. А вы уже сами судите, сколько нужно зарабатывать именно вам, исходя из ваших запросов и понятий нормальной жизни.

Мы – семья из трех человек, двух взрослых и одного ребенка, также у нас есть собака. Затраты у нас каждый месяц достаточно сильно варьируются и как раз у нас закончился 2016 год. Поэтому я решила посчитать наши траты за 2016 год, то есть вывести средний арифметический показатель за последние 12 месяцев, сколько в среднем мы тратили денег за каждый месяц прошлого года.

Одна из самых основных трат – это квартира. Мы снимаем трехкомнатную квартиру 110 квадратных метров и платим за нее 2700 шекелей в месяц (710$). Многие могут удивиться почему так дешево, сейчас объясню. Во-первых, мы снимаем эту квартиру достаточно давно и хозяин квартиры очень доволен нами как жильцами, поэтому не поднимает нам арендную плату. Мы платим за эту квартиру ровно столько же, сколько платили за нее 2 года назад. Во-вторых, мы живем достаточно далеко от центра, где-то 40 км до Тель-Авива, а цены в Израиле растут прямо пропорционально близости к центру города. Поэтому и получается такая цена.

Дальше коммунальные услуги. В среднем мы платим примерно 1400 шекелей в месяц (370$). Из них: электричество – 620 шекелей (163$), арнона – 400 шекелей (106$), вода – 100 шекелей (26$). Газ – 60 шекелей (16$), ваад байт – 100 шекелей (26$) и интернет – 120 шекелей (32$) в месяц. Если вы хотите узнать подробнее обо всех коммунальных услугах, за что и как мы платим, что такое арнона, ваад байт, переходите по ссылке на видео по этой теме, я там все подробно рассказала [https://www.youtube.com/watch?v=nNjXF92RiLM ]. Кстати, счета за коммунальные услуги мы, обычно, получаем раз в 2 месяца.

Следующая категория трат – мобильная связь. Мы тратим 90 шекелей в месяц (24$). Следующее – еда и хозяйственные товары. То есть те вещи, которые мы обычно покупаем в супермаркетах, плюс я сюда еще считаю походы в рестораны и кафе, а также обеды на работе. У нас получается сумма в 4850 шекелей (1280$) в среднем за месяц. Могу сказать, что мы ни в чем себе в еде не отказываем, на еде мы совсем экономим и поесть мы любим. Однозначно можно тратить намного меньше.

Следующее – это покупки для дома, начиная от всяких мелочей и заканчивая мебелью. Естественно, эта категория трат совершенно не регулярная и бывало так, что мы долгое время ничего не покупали или покупали какие-то мелочи, а бывало и так, что мы покупали мебель. Если посчитать среднее число, получается, что в 2016 году мы тратили 500 шекелей (130$) в месяц на покупки для дома. Следующее – это одежда. На одежду мы тратим в среднем 500 шекелей (130$) в месяц.

Следующая большая категория трат – это автомобиль. Нужно сказать, что в 2016 году для нас личный автомобиль был огромной финансовой дырой, потому что мы пользовались в основном служебным автомобилем Андрея, а наши автомобиль просто стоял под окном, но платить за него нужно. Что же мы платили за автомобиль? Страховка обязательная и добровольная нам обходились примерно в 500 шекелей в месяц (130$). На бензин мы тратили в среднем 440 шекелей (115$) в месяц, потому что иногда заправляли служебный автомобиль за свой счет. Еще хотела сказать по поводу техосмотра. Так как мы нашим автомобилем практически не пользовались, в 2016 году мы техосмотр не делали. Для общего развития, техосмотр на нашу машину стоят 1150 шекелей (300$) в год, примерно 95 шекелей в месяц (25$).

Следующая одна из основных трат – это детский садик. Нашему ребенку сейчас 2 года, поэтому он у нас ходит в частный детский садик, то есть в платный детский садик. Условно бесплатными детские садики становятся только с трех лет. Наш ребенок начал ходить регулярно в детский садик только полгода назад, поэтому я вам скажу среднюю сумму за последние полгода. И так, в среднем за месяц мы платим 2500 шекелей (660$). Также мы сделали ребенку накопительный счет, которым он сможет воспользоваться, когда ему исполнится 18 лет. Каждый месяц с нашей зарплаты ему перечисляется 200 шекелей (50$) на его счет.

19 февраля в Израиле отметят День семьи. Однако не стоит путать этот праздник с Международным днем семей, который во всем мире с 1993 года отмечают 15 мая.

Празднование Дня семьи в Израиле тесно связано с именем Генриетты Сольд, которая в годы Второй мировой войны возглавила сионистскую организацию «Алия молодежная» и благодаря усилиям которой от гибели были спасены десятки тысяч подростков-евреев Германии, Австрии, Польши и других стран Европы. В 1952 году в 30-й день месяца Шват по еврейскому календарю, в годовщину смерти Генриетты Сольд, в Израиле впервые был установлен День матери. Уже в концах 80-х годах прошлого века праздник переименовали в День семьи.

Йом-ha-Мишпаха стал по-настоящему значимым праздником в Израиле, ведь семья занимает особое место среди жизненных ценностей израильтян. Израильские семьи, как правило, большие, сплоченные и дружные. Здесь нет места грубости и вражде. Израильтяне придают немало значения равновесию и гармонии в семье, что достигается благодаря уважительному отношению ко всем родным, а любые спорные вопросы и разногласия решаются мирным путем, благодаря желанию и умению услышать друг-друга.

Жизнь израильской семьи, в первую очередь, основана на любви, уважении и взаимопонимании. Однако отличительной чертой израильского воспитания является отношение родителей к каждому ребенку как к личности с самого раннего возраста. Родители в Израиле относятся к своим детям как к полноправным членам семьи. С юных лет в маленьких израильтянах стараются развить самостоятельность, предоставляя малышам право выбора в еде, одежде и развлечениях. Израильское воспитание, с одной стороны, не навязчиво, а с другой стороны – формирует в подрастающем поколении чувство ответственности за свой выбор и за свои действия. Между тем, любые формы насилия по отношению к детям категорически неприемлемы. Еще одна особенность израильского воспитания заключается в том, что родители стараются стать для своих детей не только авторитетными наставниками, но и верными друзьями и, как показывает практика, такой подход позволяет сохранять добрые отношения в семье многие поколения.

Убедиться в этом, а также перенять полезный опыт у израильтян в конце прошлого года имели возможность жители Днепропетровска. В ноябре в Израильском культурном центре прошел авторский семинар «Семейный маршрут с израильским акцентом». В течение трех дней его участники узнали много нового не только о семьях и принципах воспитания детей в Израиле, но и о себе, смогли раскрыть свои внутренние таланты и обрести вдохновение.

Многие родители, благодаря семинару, оценили важность учебного процесса и работы над собой для достижения гармонии в своей семье. Участники проекта решили продолжать общение и после окончания семинара и раз в месяц продолжают собираться вместе в днепропетровском Израильском культурном центре, чтобы закрепить полученный опыт. Следующая встреча семейного маршрута с израильским акцентом состоится 21 февраля и будет посвящена теме Дня семьи.

Подробней с информацией о деятельности Израильского культурного центра в г. Днепропетровске при посольстве Государства Израиль в Украине можно ознакомиться по телефонам: 0563703205/6,

на нашем сайте и соц. Сетях.

является одной из главных ценностей. Брак считается нормальным состоянием человека, а его отсутствие скорее свидетельствует о духовной и физической ущербности. В отличие от христианства иудаизм не связывает безбрачие со святостью, наоборот, брак - это идеал, заповеданный Торой.

Браки в еврейском обществе до сих пор играются согласно установленным традициям. Заключению брака предшествует сватовство (шидух), которое заключается в знакомстве молодых и их семей. Очень часто сватовство поручают профессионалу (шахдану), инициаторами сватовства часто выступают родители одной из сторон. Если сватовство прошло удачно, то оформляется документ (тнаим), в котором указывается день свадьбы и перечисляются все материальные обязательства, которые принимают на себя родители новобрачных для организации и обеспечения свадьбы. Сам день свадьбы имеет название "хупа" или "день хупы" (так называется свадебный балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания). Свадьба начинается с подписания ктубы - документа, в котором перечисляются права и обязанности мужа и жены, и в том числе материальные обязательства мужчины на случай развода. Документ по традиции составляется на арамейском языке, на котором в древности разговаривали евреи, но также переводится и на иврит.

В семьях Израиля права женщины довольно серьезно защищены: уже более тысячи лет существует запрет разводиться с женщиной, если она не согласна; более двух тысяч лет существует обычай выдавать женщине на свадьбе ктубу - документ, который защищает ее интересы в случае развода. В ктубе детально перечисляется приданое, которое дается за невестой. Муж имеет право пользоваться приданым, однако в случае развода он обязан вернуть его целиком, прибавив к нему еще треть его стоимости (так называемая "прибавка трети"). Ктуба должна быть подписана свидетелями (не родственниками молодых, а третьими лицами), также ее подписывают новобрачные. Ктубу зачитывает раввин после того, как жених надел невесте на палец обручальное кольцо и далее ктуба передается невесте.

В случае, если семья не складывается и дело доходит до развода, мужчина должен передать жене или ее представителю особый документ о разводе (гет). Даже в случае, если развод инициирован супругой, мужчина все равно должен передать ей данный документ, в противном случае жена не сможет выйти замуж вторично. Помимо этого, женщина не имеет право заключать повторный брак, если муж пропал, в этом случае она получает статус "агуна" (связанная).

Семьи в Израиле считаются одними из наиболее спокойных и благополучных в мире. Как правило, в израильских семьях не принято повышать голос и излишне эмоционально решать проблемы. Считается, что любой конфликт можно решить спокойным дипломатическим путем. Родители являются неоспоримым авторитетом, они передают детям все национальные и семейные традиции, прививают навыки правильного поведения и воспитания.

Что касается отношений между мужчиной и женщиной в семьях Израиля , то они основаны на определенной доле равноправия. Хотя женщина и уступает мужчине право первого и главного в семье, но израильская семейная система ценностей держится на том, что у каждого из них есть свои обязанности, которые не смог бы выполнить другой, и все обязанности являются одинаково важными для полноценного функционирования семьи.

Согласно израильским традициям, в отношениях между супругами должна быть абсолютная духовная и физическая чистота. К примеру, в тот момент, когда у женщины начинается менструальный цикл, она считается нечистой и муж не должен к ней прикасаться. Этот период, исключающий возможность интимной близости, начинается с первого дня менструации и заканчивается особым обрядом очищения. Женщина должна следить за временем начала менструации и точно знать день, когда цикл начнется. После окончания менструации необходимо отсчитать семь дней, по истечении которых женщина проходит обряд очищения. После этого вновь возможна близость между супругами. Кроме этого, считается, что если ребенок зачат во время менструального цикла или до момента очистительного обряда, что он будет иметь очень дерзкий и грубый характер. Если же ребенок был зачат в чистые дни, то он обязательно вырастет добрым и прекрасным человеком.


Существует собое отношение в семьях Израиля к воспитанию детей. Как и любые другие родители, израильтяне хотят для своих детей только самого лучшего. Помимо собственно воспитания положительных и хороших качеств в ребенке, помимо развития его ума и стремления к успеху, в израильских семьях также прививают любовь и почитание к религии и к многочисленным национальным традициям, большинство из которых имеет очень древнюю историю. Дети должны искренне и с настоящей любовью чтить не только родственников, но и историю, религию и культуру своего народа. Израильтяне не относятся к той категории родителей, которые позволяют свои детям абсолютно все. Напротив, в семьях Израиля детей держат в строгости и с ранних лет четко объясняют, что правильно и допустимо, а что непозволительно.

Израильское общество неоднородно. В целом его можно разделить на две категории: светское и религиозное. Подходы к
жизни и к воспитанию детей у данных двух категорий существенно различаются. Если светская часть еврейского народа больше похода на европейцев в жизненных ориентирах и в организации жизненного пространства, то религиозная часть общества - хасиды очень сильно ориентированы на религию, на соблюдение всех религиозных канонов и обрядов, которых в иудаизме великое множество. Для светских семей в Израиле среднее число детей примерно двое, для религиозных семей, как правило, пять или шесть. Средняя рождаемость в стране - где-то порядка трех детей на одну женщину.

В Израиле в соответствии с запросами такого неоднородного общества создана достаточно сложная система образования. Общеобразовательные школы бывают трех типов: религиозные, госудаственно-религиозные и светские. В религиозных школах светские предметы отданы на усмотрение администрации, доминирует религиозное образование, министерство образования такие школы не курирует и дипломы не выдает. Государственно-религиозные школы отличаются от первых тем, что в них присутствуют и религиозные, и светские предметы в одинаковом количестве, министерство образования осуществляет контроль за деятельностью таких школ, аттестаты в них выдаются. Светские, соответственно, ориентированы большей частью на светское образование, религиозные предметы представлены по минимуму и не являются обязательными, аттестаты также выдаются. Школы, кроме этого, подразделяются по системе оплаты. Есть полностью бесплатные школы - государственные, есть полугосударственные (родители частично участвуют в оплате), а также частные, оплата обучения в которых полностью осуществляется родителями учеников. Самое лучшее образование дается в платных школах. Для дополнительного образования также существуют вечерние частные школы с различным уклоном.

Детские сады являются бесплатными для детей с трех лет, ребенок там может находится до 13:00 - 13:30, то есть до обеда. Также в таких детских садиках существует продленка до 16:00, но за дополнительную оплату. Детские сады до трех лет - платные, также есть частные детские сады, где ребенок может оставаться на полный рабочий день. Размер оплаты муниципального детского садика составляет в среднем 9% от средней зарплаты, а частного может доходить до 30% от средней зарплаты.

Израильская семья считается самой спокойной и уравновешенной семьей в мире, здесь нет места грубости, здесь никто и никогда не повысить ни на кого голос. Считается, что в этих семьях любые вопросы можно решить мирным путем, только так можно достигнуть равновесия и идеала в семье.

Жизнь израильской семьи основана на уважение, которую она должна передать также и своим детям. Родители должны быть идеалом для своих детей, их обязанность состоит в том, чтобы передать все семейные и национальные традиции своим детям. Кроме этого детям необходимо прививать правильные черты характера и для этого нужно обладать определенными навыками и умением в воспитании.

В том, что касается отношений между мужчинами и женщиной в семье, то в израильской семье оба супруга одинаковы важны. Хотя женщина и уступает роль главы семье мужчине - это не говорит о том, что мужчина чем-то лучше или важнее женщины.

Считается, что каждому в этой жизни отведена своя роль, и мужчине, и женщине и каждый в семье выполняет свои определенные функции. Причина, по которой женщина в Израиле передает полномочия власти в семье мужчине, это всего лишь женская скромность, хотя сама женщина прекрасно понимает, что в некоторых вещах она значительно превосходит мужчину.

Мудрая израильская женщина прекрасно осознает, что она не сможет выполнить всех обязанностей мужчины и не сможет без него обойтись, того же мнения придерживается и мужчина, зная, что он не в силах выполнить всю работу, которую выполняет дома и по хозяйству женщина.

Каждый человек важен именно на своем месте, а иначе ничего в этой жизни не получится. Многие мужчины также понимают, что женщина работает намного больше и ее обязанности намного тяжелее, и ни один мужчина не сможет выполнить все эти обязанности.

В израильской семье не должно быть никакого ущемления прав женщины, она в праве поступать, так как считает нужным, но все же должна советоваться со своим супругом. Между супругами в Израиле должна сохраняться чистота отношений, тому есть один яркий пример или скорее даже давняя израильская традиция, которая относится к женскому началу.

В тот момент, когда у женщины начинается менструация, женщина считается не чистой и мужчина не может к ней прикасаться. Этот период начинается с самого первого дня менструации и до того дня пока женщина не очистится. Время, когда должен начаться цикл менструации должна знать женщина и строго следить за этим временем.

После того как закончится менструальный цикл, женщина должна отсчитать еще семь дней и пройти обряд очищения. Только после этого израильский мужчина может прикасаться к своей супруге.

Считается также, что если ребенок зачат в дни менструального цикла или до того момента, когда не будет пройден обряд очищения, он будет иметь очень грубый и дерзкий характер, а ребенок, который зачат в чистые дни, вырастает прекрасным и добрым человеком.

Особое отношение в израильской семье к воспитанию детей. Как и в любой другой семье, израильские родители также хотят для своих детей только всего самого лучшего.

Они хотят, чтобы их дети выросли добрыми и умными людьми, получили достойное образование, устроились на престижную и высокооплачиваемую работу, чтобы их дети добились настоящего успеха в жизни и в семейных делах, и чтобы их уважали и почитали везде. Однако для израильских родителей этого совсем недостаточно, всего этого мало для того, чтобы их дети выросли, такими как они хотят.

Дети в израильской семье воспитываются в любви к своей религии, и с уважением должны относится ко всем многочисленным и заложенным с давних времен национальным и религиозным традициям. Дети должны быть искренними и с настоящей любовью и нежностью относится не только к своим родителям и родным, но также с той же искренней любовью должны выполнять все религиозные обычаи и чтить свою религию.

Правда, для того, чтобы воспитать все это в детях, родители и сами должны в строгом порядке жить по обычаям и традициям своей религии и быть примером для своих детей. Говорить о том, что все израильтяне идеально выполняют все предписания никак нельзя, потому что рано или поздно каждый человек немного отклоняется от своего пути.

Однако задача стоит такая, чтобы стремиться к самосовершенствованию и израильские дети должны видеть все к чему стремятся родители и брать с них пример. Стремление исправить свои жизненные ошибки учит и детей не повторять эти же самые ошибки, которые совершали взрослые.

Не стоит бояться того, что дети видят ошибки взрослых, им очень полезно знать чего в жизни стоит избегать. Кроме того, необходимо очень близко общаться со своими детьми, чтобы установить с ними очень крепкую связь.

Самые главные черты, которые воспитывают родители в Израиле в своих детях - это любовь, глубокое доверие и страх. Любовь и доверие - это, конечно же, самые главные позиции, по которым нужно жить, доверие в семье имеет огромное значение, а также любовь ко всем окружающим и к своим родным и близким.

Зачем нужно воспитывать в детях страх? Ведь ничего хорошего это чувство принести не может. Ребенок в Израиле должен бояться последствий своего плохого поведения, он должен страшиться наказания, которое последует после того, как он совершил плохой поступок.

Хоть родители в Израиле стараются не наказывать своих детей, все-таки иногда их нужно держать в строгости, а иначе они вырастут просто избалованными и грубыми. Любовь в израильской семье обязательно необходима при воспитании, потому что отсутствие любви может оттолкнуть ребенка от родителей.

Если в семье нет доверия, это также негативно отразится на характере ребенка, и он никогда и никому не сможет доверять в своей жизни. Эти все чувства должны также относиться к религиозным традициям и обычаям.

Все вышесказанное говорит о том, что главное в израильской семье все-таки это приобщение детей к религии и несение этой религии через всю свою сознательную жизнь, для того чтобы вновь через определенное время передать все свои знания своим детям.

Мы приехали в Израиль маленькой семьей. Я, муж и двое наших детей. Дочурке было полгода, сыну год и 5 месяцев. Ни друзей, ни родных. Потихоньку стали устраиваться, врастать в общество. Первые свои шаги младшая сделала на берегу Средеземного моря, первое слово “мама” сын сказал на иврите. Вместе со всеми пережили две войны, террор. Заботы о семье переходили в заботы об Израиле.

Но настоящее наше рождение как израильтян началось позже, когда дети переженились. Первую свадьбу мы сыграли марокканскую. Cын выбрал себе жену из марроканской среды. Среди 400 гостей со стороны невесты все наши уместились за одиноким столиком. Мы утонули среди гортанных восклицаний, бесцеремонного поведения, блеска украшений. На нас посматривали с откровенным детским любопытством многочисленные гости невесты. С сочувствием и безнадегой поздравляли наши немногочисленные друзья и коллеги… Невесте и жениху было все равно. И один и другая купались во всеобщем веселье, которое исходило из сефардской среды.

Через год рухнула последняя надежда обрести близких по духу сватов. Мы обреченно сыграли вторую свадьбу. Для дочери. Она вышла замуж за парня из иракской семьи. Наш столик был таким же одиноким, но публика уже состояла из ирако-марокканской смеси. Мы уже не сидели отдельно, а были как бы соучастниками вместе с марокканской семьей. На этот раз жених подружился с сыном и через них мы как-то глаже влились в весь этот бедлам.

Из маленькой скромной семьи мы превратились в настоящий Вавилон. Объединяли нас общий язык, наши взрослые дети и праздники. Каждый праздник мы проводим вместе. Марокканский темперамент, иракские указания, русская, уже местами, интеллигенция делают наши встречи шумными, необычными и продуктивными. Каждая семья приносит на общий стол свои национальные блюда. Мы, женщины, изо всех сил стараемся перещеголять друг друга. Поэтому наш стол напоминает экзотическую выставку кухонь народов мира.

Нынешний праздник Суккот не стал исключением. Мы собрались в шикарной сукке, построенной сообща. Сдержанность русских евреев, марокканский размах и строгая иракская пунктуальность каким-то образом соединилось вместе. Получилось что-то очень хорошее, просторное, теплое.

Мужчины, как положено, произнесли благословение. За вкусной едой потекла беседа. Кто как живёт, какие проблемы, просьбы, предложение помощи, советы… Обычные семейные разговоры. В сукке должно быть веселье, поэтому к десерту обычно идут песни. Первыми начинают марокканцы, к ним присоединяются иракцы… Неуверенно вступаем в общих хор и мы.

Но вот все съедено и выпито. Отяжелевшие, с полными животами мужчины угомонились в сукке. Дети разбрелись по комнатам, гости в салоне. В доме тишина. Мы, три женщины, три матери, после уборки и мытья посуды сидим усталые на чистой кухне с чашками кофе. Такие разные. Ментальность, образование, воспитание, характер. Но мы прекрасно понимаем, что именно от нас зависит мир в нашей огромной семье. И это осознание делает наши как-будто несерьезные беседы очень значимыми.

Мы делимся рецептами блюд, на случай, если дети нагрянут в гости. Как я могу готовить то, что любит сын, не учитывая довольно сложные вкусы невестки? Поэтому Рони, мать невестки довольно подробно объясняет, как приготовить фаршированные артишоки так, что её дочь будет благодарить меня. Потом я выслушиваю от Сони, что любит зять. Потом рассказываю обеим, как делать винегрет и котлеты по-киевски. Потом решаем, что это слишком сложно и пусть кушают то, что им дают в том доме, куда они придут.

Довольные своим заговором, начинаем мечтать о будущих внуках. Распределяем очереди, когда и кто будет их няньчить. Потом понимаем, что после распределения очередей, ничего не оставили их родителям. Само приходит решение. Детям важнее мама и папа, а не бабушки с дедушками. Поэтому пусть сами растят наших внуков.

Разговор плавно переходит на положение в стране, на садики и школы, на воспитание и лечение. На то общество, в которое войдут внуки и на трудности детей. Горюем о доброте и отзывчивости, которые были когда-то в нашей юности. Вспоминаем наставления наших праотцов, жить дружно как одна семья. Мечтаем, что может через детей в стране все образуется. Дети перемешаются, как наши, и мы объединимся все в одну семью. Мечтаем о славном, сильном Израиле, в котором будут такие отношения, которые сейчас возникли у нас на кухне. Решаем, что это возможно. Главное, чтоб мы, матери, женщины, захотели это сделать.

Это совсем несложно. Особенно, если это касается счастья детей. Ведь всё начинается в наших отношениях друг к другу. С добрых пожеланий и готовности помочь. С общих праздников и общих дел. С таких простых действий, как приготовить русский винегрет, или иракский кубэ, позвонить и пожелать доброй ночи и хорошего дня. Выслушать и понять.

От таких простых действий и крепнут наши связи. Крепнет семья. Дети в таких семьях растут здоровые и счастливые. Они будут разносить этот вирус любви повсюду.

И мы сейчас на кухне в полвторого ночи сидим за чашкой кофе и шьём нашими желаниями, мечтами и заботой, одеяло, которое укроет всю нашу семью радостью и теплотой, убережет наших мужчин, детей от ссор и раздоров. Согреет весь наш разнообразный Вавилон. Сделает нас одной большой семьей, у которой общий язык и общие праздники.

Похожие публикации