Идентификация животных. Об утверждении порядка идентификации сельскохозяйственных животных на территории псковской области

30 мая 2016 года на Петербургском правовом портале был опубликован материал о перечне животных, подлежащих идентификации и учету, разработанном и утвержденном Минсельхозом России. В него закрались неточные формулировки, исказившие смысл вышеназванного документа. Мы приводим разъяснения чиновников по этому поводу.

В "Минсельхоз собирается учитывать кошек, собак, рыбок и оленей", опубликованном 30 мая 2016 года, мы написали о приказе Минсельхоза от 22.04.2016 N 161 "Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету", зарегистрированном Минюстом РФ и вступившем в силу 5 июня 2016 года. В документе содержится перечень животных, которые в соответствии с поправками в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" подлежат обязательному учету и идентификации в целях ветеринарного контроля.

Как следует из текста документа, перечень животных, утвержденный Минсельхозом, выглядит так:

  1. Лошади, ослы, мулы и лошаки
  2. Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки
  3. Олени
  4. Верблюды
  5. Свиньи
  6. Мелкий рогатый скот (овцы и козы)
  7. Собаки и кошки
  8. Домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки, цесарки, перепела, страусы)
  9. Пушные звери (лисицы, соболя, норки, хорьки, песцы, енотовидные собаки, нутрии) и кролики
  10. Пчелы
  11. Рыбы и иные водные животные

Внизу перечня указано примечание: "За исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации." Именно в результате трактовки данного примечания и закралась ошибка. Консультант плюс, а вслед за ним и СМИ, ошибочно назвали всех вышеперечисленных животных "домашними". Тогда как в Минсельхозе пояснили, что кошки и собаки, упомянутые в документе, к домашним не относятся. Это только те животные, которые работают с кинологами в армии, на таможне или в полиции, а также участвуют в выставках. В отношении таких животных и до утверждения данного перечня действовали требования об обязательном ветеринарном учете и контроле. Таким образом, Минсельхоз России не установил новых требований по учету животных, выпустив данный приказ №161.

Кроме того, хотя сам приказ вступил в силу 5 июня 2016 года, в нем перечислены только виды животных, подлежащие учету и идентификации, но не определен порядок этих процедур. Поэтому с указанной даты Минсельхоз не сможет приступить к практическому проведению учета и идентификации животных. Это может быть реализовано только после утверждения Правил осуществления идентификации и учета животных, разработкой которых специалисты Минсельхоза занимаются в настоящее время.

Петербургский правовой портал приносит свои извинения читателям и Минсельхозу за неполную информацию, поданную в первом материале, и заверяет владельцев кошек, собак и других домашних питомцев в отсутствии поводов для беспокойства в ближайшее время.

5. Областное (городов Астана и Алматы) и районное (городское) территориальное управление уполномоченного государственного органа в области ветеринарии издает приказ, предусматривающий комплекс мер, связанных с проведением идентификации сельскохозяйственных животных, включая создание компьютерной базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и закрепление кодов за районом (городом) и аульным (сельским) округом.

6. Мероприятия по идентификации сельскохозяйственных животных в аульном (сельском) округе и его населенных пунктах (далее-сельский округ) организуются районным (городским) территориальным управлением уполномоченного государственного органа в области ветеринарии (далее - районное (городское) территориальное управление) в лице государственного ветеринарного инспектора сельского округа.

7. Государственный ветеринарный инспектор сельского округа совместно с представителем акима сельского округа один раз в год (в октябре текущего года) проводят инвентаризацию сельскохозяйственных животных с обязательным внесением ее результатов в журнал учета и регистрации животных сельских административных округов.

8. По результатам инвентаризации владельцы сельскохозяйственных животных осуществляют процедуру их идентификации в соответствии с главой 3 настоящих Правил путем приобретения нужного количества ветеринарного паспорта и зооветеринарных атрибутов (пластмассовые бирки, тавро и другие приспособления) в ветеринарных клиниках, аптеках и других местах реализации. При этом владельцы сельскохозяйственных животных (далее -владельцы) должны завершить процедуру идентификации в сроки, установленные соответствующим районным (городским) территориальным управлением уполномоченного государственного органа в области ветеринарии.

9. Государственный ветеринарный инспектор сельского округа в случае необеспечения владельцами процедуры идентификации издает предписание об устранении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области ветеринарии в порядке, установленном законодательством, а также сообщает об этом в местные исполнительные органы.

10. Государственный ветеринарный инспектор сельского округа в случае невыполнения изданного им предписания владельцами издает постановление о привлечении к административной ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

11. В сельском округе все работы, связанные с проведением идентификации сельскохозяйственных животных (биркование, таврение и другие работы), за исключением оформления ветеринарного паспорта, проводятся самими владельцами или лицензированными ветеринарными специалистами под непосредственным контролем государственного ветеринарного инспектора сельского округа.


12. Процедура проведения идентификации сельскохозяйственных животных сопровождается оформлением государственным ветеринарным инспектором сельского округа ветеринарного паспорта и составлением ведомости в 2-х экземплярах, в которой владелец расписывается о получении ветеринарного паспорта.

13. Ведомости скрепляются печатью государственного ветеринарного инспектора сельского округа. Один экземпляр ведомости передается в районное (городское) территориальное управление в качестве отчета о проведенной идентификации для внесения в компьютерные базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных, а второй экземпляр остается у государственного ветеринарного инспектора сельского округа.

14. В случае приобретения, утраты, продажи или убоя (гибели) сельскохозяйственных животных владелец ставит в известность государственного ветеринарного инспектора сельского округа для постановки или снятия с учета базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и из журнала учета и регистрации животных сельских административных округов.

15. Продажа или передача животных новому владельцу осуществляется с одновременной передачей ветеринарного паспорта.

При продаже или передаче овец, коз, свиней и птиц индивидуальный носитель идентификационного номера заносится в 3 графу таблицы на 3 странице ветеринарного паспорта у нового владельца сельскохозяйственных животных и птиц.

В Москве завершилась выставка AgroFarm-2017. Одной из тем, оказавшихся в центре внимания участников деловой программы мероприятия, стала проблема идентификации животных в России. Варианты ее решения обсуждаются давно, но сдвинуть дело с мертвой точки пока не удается. На одном из заседаний за круглым столом « Идентификация и систематизация поголовья скота в России », организованном в рамках выставки, речь шла о подходах и требованиях к учету, идентификации животных и законодательных изменениях в этой сфере. Наш корреспондент выяснил, что предлагает отраслевое ведомство и какие вопросы интересуют специалистов ветеринарных служб, представителей бизнес-сообщества. В России немало компаний, готовых предлагать свои услуги по автоматизации процедур учета и идентификации сельскохозяйственных животных, ведению базы данных.

Открывая заседание, модератор круглого стола, заместитель руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников напомнил, что в России содержится 85% поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы, имеющегося на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И как это неудивительно, но только в нашей стране не урегулированы отношения в сфере идентификации животных, многое еще предстоит сделать на законодательном уровне. В Белоруссии и Кыргызстане уже приняты законы об идентификации, утверждены подзаконные акты. В Казахстане соответствующие положения включены в закон о ветеринарии, определен порядок выполнения процедур.


В России внесенные в 2015 году поправки в закон о ветеринарии предусматривают положения об идентификации. Принят перечень видов животных, подлежащих идентификации. Но этого явно недостаточно. Что не получается, почему и что предлагает отраслевое ведомство? Ответить на эти вопросы попытался заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, который представил возможные подходы к идентификации сельскохозяйственных животных в нашей стране.

По выражению чиновника, существует несколько развилок в решении поставленных задач. В свое время дискутировали, принимать отдельный закон об идентификации животных или включить соответствующие положения в закон о ветеринарии. «По логике вещей, конечно, нужно было принимать отдельный федеральный закон, поскольку эта масштабная задача касается и ветеринарии, и племенного дела, и фискальных вещей. Но ограничились положениями в закон о ветеринарии и отсылками к подзаконным актам, которые должен разработать Минсельхоз. Над этими актами идет работа. Но законотворческий процесс у нас долгий, подзаконные нормативные акты без автора, то есть непонятно, кто их сотворил, и, как правило, компромиссные, поэтому неудобные в использовании, – обрисовал положение дел Николай Власов. – И все-таки в этом году такой нормативный акт появится, мы сделаем все от нас зависящее», – пообещал чиновник.


Прежде чем перейти к сути идей Россельхознадзора, он заметил, что эти предложения чиновники пытались отрабатывать по разным связям с бизнес-сообществом и даже с ветеринарными службами России. Но попытка оказалась бесплодной – службы не отзываются на эти инициативы. Тем не менее сегодня есть понимание, что должно быть сделано. Прежде всего нужно четко разделять понятия учета животных (это общий термин) и процессов маркирования животных (снабжения их метками, позволяющими отличить одно животное от другого). Процедуры различаются в зависимости от вида животных.

Развилки маркировки

В Россельхознадзоре не стали изобретать велосипед, а предпочли следить за ситуацией в отрасли, изучали опыт соседних стран. Например, в коневодстве основной метод маркирования – чипирование, в животноводстве (крупный рогатый скот) – электронное биркование, позволяющее уменьшить количества ручного труда при выполнении ветеринарных процедур, диагностики и т. д. В ведомстве считают, что применительно к лошадям и коровам маркировка должна быть строго индивидуальной.

Способ маркирования овец и коз – еще одна из развилок в решении проблемы. Поскольку овцы живут в устойчивых группах, то теоретически возможна индивидуальная и групповая маркировка. Овец и коз, которые содержатся в ЛПХ, предлагается маркировать индивидуально. Что касается стад, то вопрос нужно обсуждать с бизнес-сообщетвом. При использовании группового маркирования придется вводить определенные ограничения, при индивидуальном маркировании таких ограничений не будет.

Свиней, содержащихся в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, следует маркировать индивидуально, для этого предлагается использовать кишечные метки (остаются в желудке, правда, дорогостоящие и не очень надежные) либо татуировку или бирку (машиночитаемые). Животных на современных свиноводческих предприятиях не нужно маркировать, считают в Росельхознадзоре, достаточно их регистрации и учета. Если хозяйство, например, торгует поросятами, то их перед выходом предлагается маркировать. В средних по масштабу свиноводческих хозяйствах возможно применение группового маркирования.

Для кошек и собак маркирование обязательное, что в интересах хозяев животных. Поскольку, например, с собакой без маркировки скоро фактически невозможно будет выехать за пределы России. Варианты маркировки – вживляемые чипы или неснимаемые ошейники. Альтернативный чипированию вариант недешевый, но выбор у владельца животного должен быть, считают в ведомстве.

Комнатных питомцев (птиц, аквариумных рыбок и т. п.) предлагается не маркировать. Птицы, которые содержатся в ЛПХ, подлежат групповому маркированию посредством кольцевания. На промышленных птицеводческих комплексах маркировать птиц не следует. Варианты маркирования племенных животных и птиц будут предлагать узкопрофильные специалисты в этой сфере.


Маркировку рыбы и других гидробионтов предлагается осуществлять исключительно в зоотехнических целях и племенной работы, отдельных гидробионтов маркировать не нужно. При этом важно обеспечить учет и идентификацию аквариумов или водоемов, в которых они содержаться. По мнению чиновников, не надо маркировать пчел и шмелей, учитывать следует ульи, обеспечив их идентификацию с пасекой.

Точность идентификации

Что касается процедуры идентификации, то Россельхознадзор предлагает следующую трактовку термина. Первичная идентификация животных – это сопоставление в информационных системах номера средства идентификации и данных конкретного животного.

На практике это означает, что по бирке или метке животного можно будет найти конкретные сведения о нем в базе данных (кто хозяин, где содержится, чем и когда привито и т. д.). Чтобы такая информация попала в базу данных, нужен уникальный идентификатор, не связанный с видом животных. Россельхознадзор предложил структуру индивидуального и стадного идентификаторов (применяются вместе или по отдельности).

Важность процедуры идентификации обусловлена тем, что во многих случаях нужно быстро получить информацию о животном и желательно точную. Введение соответствующих данных (место рождения, порода, пол, возраст, продуктивность, диагностические исследования и др.) в информационную систему в Россельхознадзоре предлагают считать учетом. С перечнем обязательных требований еще предстоит определиться.

«Битому неймется»

Когда речь зашла об информационной системе, то в очередной раз Россельхознадзор предложил использовать свою систему. По выражению Николая Власова, «битому неймется. И отдавать эту функцию бизнес-сообществу, как сделано в Германии или Голландии, нецелесообразно. Иначе пользование базами данных будет платным. Да и среднее время жизни ООО в России таково, что все это, скорее всего, будет не надолго и ненадежно. Альтернатива Россельхознадзору – Минсельхоз, Росрыболовство или Минприроды».


Чиновник заметил, что содержание базы данных выходит далеко за функции и даже за интересы надзорного ведомства. Логичный вариант – передать базу данных в ведение Минсельхоза. «Но пока у нас не заработала информационная система в сфере сельского хозяйства, когда заработает – не очень понятно», – сказал Николай Власов.

Все предложения Россельхознадзора, о которых шла речь в выступлении его представителя, уже направлены в Минсельхоз России. Сроки принятия нормативных актов Николай Власов назвать затруднился.

Специалисты департамента ветеринарии Минсельхоза, которые разрабатывают правила идентификации животных, не готовы были дать свои комментарии в день проведения этого заседания в рамках выставки.


Вопросы без ответов

Еще одна тема выст упления Николая Власова за круглым столом – электронная сертификация. Дискуссии в профессиональном сообществе по этому вопросу не прекращаются. Без идентификации не может быть прослеживаемости продукции и сертификации в электронном виде.

Ситуация в этой сфере, по данным на первую половину февраля, различается в зависимости от региона. По оценкам Россельхознадзора, 41 субъект РФ более-менее подготовлен к введению электронной сертификации. Эти регионы не «испытают шока при переходе. У всех остальных, если переход случится сегодня, будут большие проблемы», – резюмировал Николай Власов.

Вопросы к докладчику не заставили себя ждать, как только чиновник объявил о готовности на них ответить. Первым прозвучал вопрос о том, как будет решаться задача электронной сертификации в регионах, испытывающих проблемы с интернет-доступом. Николай Власов считает, что такие регионы погоду не делают и в силу их особенности на этих территориях, как правило, ничего не производится. Кроме того, в правилах есть пункт, разрешающий удаленную работу по оформлению и гашению ветеринарных сертификатов. При этом чиновник признал наличие проблемы: в некоторых российских районах нет ни цифровой электронной, ни телефонной связи.


Известно надзорному ведомству и о том, что сегодня к оформлению электронных ветеринарных сертификатов не готовы сетевые магазины, крупные торговые предприятия. Их веб-интерфейс не подходит для этих целей. Но оформлять сертификаты придется, поскольку продукция до момента ее реализации направляется в собственную товаропроводящую сеть (на склады, в распределительные центры и т. п.). Предстоит проводить интеграцию целого ряда технологических процедур. В настоящее время реализуется несколько пилотных проектов в этой сфере.

Ряд вопросов аудитории был связан с электронной идентификацией. В частности, представитель одной из коммерческих компаний, разработавшей базу данных идентифицированных животных, попытался узнать, почему остаются без ответа обращения в федеральную службу с просьбой учесть опыт компании в этой сфере. Интересна ли государственным органам практика внедрения подобных решений? И куда такие предложения можно направлять?

Ответил Николай Власов следующее: «Обращаетесь вы к нам правильно. Если вам не ответили, это не значит, что вопрос не был замечен. Нам пока ответить нечего. Для начала должен быть определен орган государственной власти, который будет поддерживать информационную систему. Пока об этом говорить преждевременно. Что касается роли бизнеса в целом в данном контексте (В подтексте вопроса бизнес интересовало именно это. – Прим. ред. ), то позиция Россельхознадзора такова. Как орган госвласти мы не стремимся стать коммерческой компанией, предоставляющей электронные услуги. Мы видим свои задачи в том, чтобы сформировать ядро федеральной системы, а интерфейс оставляем на разработку внутри бизнес-сообщества».


Вместо заключения

Несмотря на большое количество времени, отведенного для обсуждения проблемы идентификации за круглым столом, широкий спектр прозвучавших мнений и готовности коммерческих компании активно участвовать в реализации проектов по автоматизации процессов и обмену данными между создаваемыми информационными системами, расставить все точки над «i» не удалось. Мы планируем вернуться к обсуждению вариантов идентификации животных. И приглашаем к участию в разговоре на интернет-страницах портала все заинтересованные стороны.

А пока юридическая служба Ассоциации «Ветбезопасность» подготовила информацию о действующих нормативно-правовых актах, которыми регулируются в России отношения в сфере идентификации животных, а также о проектах нормативно-правовых актов, подготовка которых продолжается.


Наша справка

В настоящее время отношения в сфере идентификации регулируются рядом нормативно-правовых актов. Согласно статьям 2.1 и 2.5 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» животные (за исключением диких, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при идентификации и учете животных, являются ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных должны установить порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

Согласно информации, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проект ветеринарных правил осуществления идентификации и учета животных проходит оценку регулирующего воздействия, по итогам которой готовится заключение.

Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161. В него включены:

Лошади, ослы, мулы и лошаки

Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки

Верблюды

Интервью с Дмитрием Марковым, генеральным директором ОАО «РНИИ «Агроприбор» (часть первая)

- Как получилось, что ваш институт начат заниматься вопросами систем идентификации скота?

Институту «РНИИ «Агроприбор» более 50 лет, сейчас это открытое акционерное общество, мы некоторое время назад перестали быть ФГУПом и формально перестали быть подведомственным Минсельхозу предприятием, что уменьшило шансы на получение тематических заказов и разработок. Мы превратились в обычное коммерческое предприятие, которое должно само планировать свою жизнь и зарабатывать. Из числа НИИ, которые сегодня более или менее на плаву, мы одни из немногих, кто сохранил профессиональный коллектив, костяк.

Все время, сколько институт существовал, он был главным ведущим предприятием в области метрологии. К сожалению, в течение последних лет это направление не обрело необходимой нормативной правовой базы - пока не создана метрологическая служба АПК. Без должной нормативно-правовой базы затруднительно развивать то направление, в котором шли последние годы. Что делать в этой ситуации? Ответ очевиден - искать другие направления, другие ниши, диверсифицироваться.

У нас были и сейчас работают специалисты, которые участвовали в создании ряда национальных информационных систем государственного учета и контроля. И когда Минсельхоз предпринял первые шаги для создания национальной и учета сельскохозяйственных животных (в 2008 году была создана рабочая группа для разработки соответствующего законопроекта), наш опыт был востребован - меня пригласили войти в состав рабочей группы как технического специалиста, эксперта по таким системам. Вот так мы погрузились в проблемы создания национальной системы идентификации животных.

За эти годы мы успели изучить как аналогичные системы работают в различных странах мира и составить свое собственное понимание, как этот опыт адаптировать в условиях РФ. Разговоры о том, что можно купить готовую национальную систему учета как готовое решение и запустить в России - это утопия. Прежде всего, потому, что законодательная база разных стран очень сильно отличается. У нас в законодательной базе пока отсутствует нормы обязательного учета и идентификации животных. А вся система учета - это воспроизведение в технических решениях нормативно-правовых актов государства и отраслевых регламентов. Поэтому мы сразу сказали, что нужно одновременно начать работу и над проектом закона, и над созданием собственной национальной системы.


- В каком сейчас состоянии работы по законопроекту об идентификации скота в нашей стране?

Примерно год назад вопрос о разработке отдельного законопроекта об идентификации сельскохозяйственных животных был снят с повестки дня и исключен из планов законопроектной деятельности министерства. Появилась идея включить положения об идентификации в новую редакцию закона о ветеринарии. Одновременно изменилась концепция создания системы. Авторы законопроекта о ветеринарии видят будущую систему учета как информационную систему исключительно ветеринарного назначения. Мы всегда оппонировали такому подходу, ведь помимо нужд ветеринаров такая система должна работать на учет тех бюджетных средств, которые выделяются для поддержки животноводства, на .

Сегодня продолжается рассмотрение законопроекта о ветеринарии, который включает в себя, в том числе, и пункт об идентификации животных. Но есть как минимум два нюанса, влияющие на перспективы построения законодательного фундамента основ системы идентификации. Во-первых, все, что касается положений об обязательной идентификации животных, описано тезисно, понадобится достаточно много подзаконных нормативных актов. Как только законопроект будет вынесен на рассмотрение во втором чтении, его авторы должны будут представить проекты таких подзаконных актов, которые вызовут дебаты и затормозят процесс рассмотрения.

Второе - сам по себе законопроект о ветеринарии очень емкий. Описывается система контроля и фитосанитарного надзора, но она многократно сложнее, например системы надзора за соблюдением правил дорожного движения. Столько там различных интересов сплелось, что обсуждение проблем идентификации животных вряд ли будет поставлено во главу угла.

Я думаю, вокруг этого закона будет еще много сражений, с какой скоростью его примут, неизвестно, хотя, объективно, закон очень нужен - старая редакция не выдерживает никакой критики. Она была принята еще в ельцинские времена, и этот закон очень сильно отстал от жизни.


- Какие еще факторы влияют на принятие закона?

Если законопроект об идентификации животных раньше присутствовал в планах законотворческой деятельности Минсельхоза, то с легкой руки сторонников создания аналогичной ветеринарной системы, года полтора назад он оттуда выпал. Вернуться к необходимости разработки отдельного законопроекта пытались в середине 2012 года - в Минсельхозе была создана рабочая группа по вопросам идентификации, прошла пара заседаний, потом сменилось руководство министерства и тема идентификации ушла из числа приоритетных. Сегодня в Департамент животноводства и племенного дела поступают письма от различных научных центров и IT-компаний с предложениями вернуться к этому вопросу. И думаю, что рано или поздно министерство должно будет какую-то позицию занять, и работа возобновиться. Ускорить эти процессы может деятельность Таможенного союза.

Не так давно из департамента агропромышленной политики Таможенного союза вышли на наш институт с предложениями о совместной работе. Они сказали, что сейчас им нужно организовать работу по согласованию между тремя странами единых подходов в вопросах идентификации животных. А надо честно сказать, что и Казахстан и Беларусь ушли вперед по отношению к тому, что происходит сейчас в России. В Казахстане закон об идентификации скота существует уже достаточно давно и работа по нему идет также много лет.

Поэтому, мы в России теперь не можем строить свою национальную систему без учета тех решений, которые приняты в этих странах. Все нужно унифицировать, использовать общие подходы. Я очень надеюсь, что это поможет построить систему сверху вниз и сделать ее действительно национальной. Но, с другой стороны, придется это делать уже в спорах не только российских специалистов, а с учетом позиций стран Таможенного союза.


- Как повлияет вступление в ВТО на вопросы принятия общей системы идентификации?

Продвигая свою продукцию на внешнем рынке, мы должны хорошо документировать историю ее происхождения. Есть определенные директивы в Евросоюзе, которые описывают эти процедуры. А там все построено на идентификации, мечении и маркировке. Раз так, то они просто не пустят на свои рынки ту продукцию, которая не имеет такой системы прослеживания - трассировки.

Эффективно перестроить работу любой отрасли животноводства можно только тогда, когда ты имеешь объективные данные об этой отрасли. А эти данные у нас сегодня недостаточно достоверны, потому что они собираются путем опросов.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26.04.15 на основании постановления Администрации области
от 10.04.2015 N 183 . Официальном интернет-портал правовой информации
www.pravo.gov.ru, 15.04.15, N 6000201504150003
_____________________________________________________________________

На основании Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" , в соответствии с Законом области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области" , Положением о Главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, утвержденным постановлением Администрации области от 08 сентября 2009 г. N 342 , в целях предупреждения заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Перникова С.Г.


Губернатор области А.А. Турчак

Порядок идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области

УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации области
от 31.10.2014 N 478


1. Общие положения

Порядок идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Положением о государственной системе мечения и идентификации племенных животных (Крупный рогатый скот. Молочно-мясные породы. СНПплем Р 8-96), утвержденным начальником Департамента животноводства и племенного дела Минсельхозпрода России 31 мая 1996 г., и в целях:

установления единой системы идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области;

осуществления учета животных и сырья животного происхождения, находящихся в обращении на территории Псковской области;

обеспечения качества и безопасности сырья животного происхождения;

совершенствования контроля за передвижением сельскохозяйственных животных и сырья животного происхождения на территории Псковской области;

совершенствования методов определения путей распространения болезней животных, а также болезней, общих для человека и животных;

совершенствования учета сельскохозяйственных животных и сырья животного происхождения с возможностью ведения учета животных и сырья животного происхождения в режиме реального времени;

создания условий для оценки эффективности режимов содержания, ветеринарных обработок сельскохозяйственных животных, а также их убоя, переработки, хранения и реализации сырья животного происхождения;

совершенствования информационного обеспечения племенного животноводства;

совершенствования системы правового регулирования общественных отношений в сфере содержания, разведения и использования сельскохозяйственных животных;

гармонизации требований к содержанию и использованию сельскохозяйственных животных в хозяйствах всем форм собственности.

Настоящий Порядок устанавливает требования к идентификации сельскохозяйственных животных всех видов на территории Псковской области и подлежат применению в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях Псковской области, занимающихся разведением сельскохозяйственных животных всех видов и пчеловодством.

Идентификации подлежат все сельскохозяйственные животные, находящиеся на территории Псковской области.

В сельскохозяйственных организациях всех форм собственности молодняк крупного и мелкого рогатого скота, жеребят идентифицируют в день рождения, поросят - в течение 3-х дней с момента рождения.

Все поголовье скота, ввозимое на территорию Псковской области, идентифицируется в соответствии с настоящим Порядком.

В настоящем Порядке применяются следующие термины с соответствующими определениями:

владельцы животных - физические и юридические лица, осуществляющие обращение животных;

обращение животных - разведение, выращивание, содержание, иное использование сельскохозяйственных животных всех видов для личного использования или осуществления предпринимательской деятельности, включая их убой;

учет животных - способность на всех этапах обращения отследить информацию о происхождении, развитии и перемещении животного, заболеваниях и применяемых ветеринарных препаратах до момента забоя животного или выбытия его за пределы Псковской области;

постановка животных на учет - внесение в специальную информационную систему сведений о животном с присвоением ему уникального идентификационного номера и выдачей документа о проведении учета животного или осуществление соответствующих записей в паспорт животного;

электронная информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации об учете животных и сырья животного происхождения и обеспечивающих ее обработку информационных технологий;

база данных по идентификации сельскохозяйственных животных - совокупность ветеринарного, зоотехнического и племенного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного;

идентификация - система учета животных, включающая присвоение индивидуального номера животным путем биркования с включением сведений о животном в базу данных и выдачей ветеринарного паспорта на животное;

идентификационный номер животного - уникальный буквенно-цифровой код, присвоенный животному один раз в жизни и зафиксированный на носителе идентификационного номера, не повторяющийся в пределах племенной популяции Псковской области и Российской Федерации;

индивидуальный номер - цифровой восьмиразрядный код, присвоенный животному один раз в жизни в границах Псковской области и являющийся частью уникального идентификационного номера;

технологический номер - цифровой код, присвоенный животному в хозяйстве. Технологический номер, написанный крупными цифрами, несет пластмассовая ушная бирка большого размера;

носитель идентификационного номера - ушная бирка.

2. Общие требования к постановке сельскохозяйственных животных на учет

2.1. Основанием для постановки животного на учет является рождение животного или ввоз животного на территорию Псковской области.

Постановка животного на учет включает присвоение животному уникального идентификационного номера животного, мечение животного, выдачу документа о постановке животного на учет или внесение соответствующих отметок в паспорт животного.

2.2. Учет поголовья сельскохозяйственных животных, находящихся в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах на территории Псковской области, проводится путем установки бирки с занесением идентификационного номера каждой головы в программу по электронному учету поголовья животных.

2.3. Ведение электронного учета поголовья животных осуществляется государственным бюджетным учреждением "Псковская областная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Уполномоченный орган).

3. Виды и характеристика носителей информации

3.1. В качестве стандартных носителей идентификационного номера применяют ушные бирки из эластичных термоустойчивых полимерных материалов.

3.2. В качестве стандартного варианта рекомендуется ушная бирка из эластичных термоустойчивых полимерных материалов различных цветов с черным идентификационным номером, расположенным на одном или обоих конструктивных (соединяемых) элементах бирки.

3.3. В зависимости от вида животного, технологической группы и статуса предусмотрены различные виды, формы и цвета носителей информации.

3.4. Для крупного рогатого скота рекомендуемый тип пластмассовой ушной бирки имеет следующие размеры: ширина - 50 мм, высота - 65 мм, высота цифр технологического номера - 35 мм.

3.5. Для племенного и маточного стада свиней рекомендуется бирка со следующими размерами: ширина - 40 мм, высота - 45 мм, высота цифр технологического номера - 20 мм.

3.6. Бирка, являющаяся носителем технологического номера, устанавливается на левом ухе животного с помощью щипцов за одно движение, при котором перфоратор бирки (на обратной стороне) прокалывает ушную раковину и фиксирующую шайбу. Крупные цифры идентификационного номера должны находиться ниже нижней кормушки уха и быть видны спереди и сзади.

3.7. Допускается нанесение на ушные бирки наряду с буквенно-цифровым кодом штрихового кода.

3.8. Для идентификации животных в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности используют бирки желтого цвета; в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах животные идентифицируются красными бирками.

4. Принцип биркования и кодирования идентификационного номера

4.1. Мечение осуществляется биркованием путем прикрепления бирок на оба уха животного. Бирка размещается на средней линии ушной раковины ближе к основанию. Бирки не снимаются в течение всей жизни животного. На обеих бирках указывается один и тот же идентификационный номер, который представляет собой десятизначный код, содержащий:

код Псковской области согласно официальной кодификации субъектов Российской Федерации;

индивидуальный восьмиразрядный номер животного, уникальный в конкретном решении.

4.2. Слева от идентификационного номера ставится двухбуквенное сокращение названия страны, где родилось животное (код ISO Международной организации по стандартизации).

Например, идентификационный номер животного, родившегося в Псковской области, выглядит следующим образом:

RU - международный буквенный код России;

60 - официальный код Псковской области (регион, в котором родилось идентификационное животное);

0000 - код отрасли животноводства, код муниципального образования, код владельца животного;

000000 - индивидуальный шестиразрядный номер животного, состоящий из номера внутрихозяйственного подразделения, номера площадки и номера животного.

4.3. Идентификация крупного рогатого скота проводится согласно государственной системе идентификации крупного рогатого скота.

5. Порядок проведения идентификации сельскохозяйственных животных

Процедура идентификации животных осуществляется путем:

присвоения индивидуального номера и биркования животных;

внесения сведений в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном настоящим Порядком;

выдачи ветеринарного паспорта на животных, содержащихся в личных подсобных хозяйствах.

6. Порядок проведения идентификации животных на предприятиях всех форм собственности

6.1. Уполномоченный орган утверждает план мероприятий по проведению идентификации поголовья сельскохозяйственных животных с указанием сроков и ответственных исполнителей, обеспечивает и контролирует процесс ведения базы данных идентификации сельскохозяйственных животных, принимает отчеты об идентификации сельскохозяйственных животных на предприятии от ответственного работника предприятия.

6.2. Руководители предприятий всех форм собственности осуществляют закуп изделий и атрибутов для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, согласовывают план мероприятий по проведению идентификации поголовья сельскохозяйственных животных на предприятии, назначают ответственного работника за проведение идентификации поголовья сельскохозяйственных животных, обеспечивают и контролируют процесс ведения базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных на предприятии.

6.3. Ответственный работник предприятия осуществляет биркование животных, ведет базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных, ведет бухгалтерскую отчетность и документооборот по процедуре идентификации животных на предприятии и осуществляет подготовку и направление отчетов об идентификации сельскохозяйственных животных на предприятии Уполномоченному органу.

7. Порядок проведения идентификации животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в личных подсобных хозяйствах

7.1. Уполномоченный орган утверждает план мероприятий по проведению идентификации поголовья сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах с указанием сроков и ответственных исполнителей, обеспечивает и контролирует процесс ведения базы данных идентификации сельскохозяйственных животных, осуществляет закуп изделий и атрибутов ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, проводит процедуру биркования животных.

7.2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства или глава личного подсобного хозяйства заключают договор с Уполномоченным органом на поставку изделий и атрибутов ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных и биркования животных.

7.3. Порядок идентификации полученного приплода в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства или глава личного подсобного хозяйства в течение 3-х дней должны поставить в известность Уполномоченный орган о получении приплода сельскохозяйственных животных для включения в график идентификации;

Уполномоченный орган осуществляет идентификацию животных в личных подсобных хозяйствах граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах в соответствии с заключенными договорами на поставку изделий и атрибутов ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных и биркования животных 1 - 2 раза в месяц.

8. Порядок выдачи ветеринарного паспорта

8.1. Владельцу животных государственным ветеринарным врачом в течение трех рабочих дней с момента присвоения животным индивидуальных номеров выдается ветеринарный паспорт.

8.2. Ветеринарный паспорт выдается на все поголовье, находящееся в личном подсобном и крестьянском (фермерском) хозяйстве, с указанием индивидуального номера каждого животного.

8.3. В ветеринарный паспорт заносятся сведения о проведенных ветеринарных обработках и диагностических исследованиях животных, данные о владельце животных.

8.4. Последующее обновление данных ветеринарного паспорта осуществляется в процессе проведения ветеринарных мероприятий (диагностические исследования, профилактические обработки), смены владельца и в других случаях.

8.5. Ветеринарный паспорт скрепляется подписью и печатью ветеринарного врача ветеринарного подразделения муниципального образования.

9. Мероприятия в случае утраты бирки, ветеринарного паспорта, гибели или убоя животного

9.1. Не допускается наличие у владельцев (независимо от формы собственности) сельскохозяйственных животных с отсутствием одной из идентификационных бирок.

9.2. При утере или повреждении одной из бирок (невозможно определить индивидуальный номер) животное изолируется до проведения сверки индивидуальных номеров других животных хозяйства с ветеринарными паспортами и базы данных идентификации сельскохозяйственных животных для установления индивидуального номера животного, бирки которого были повреждены или потеряны.

9.3. Выдача дубликата ветеринарного паспорта производится при его утере или ветхости. Утерянные, испорченные ветеринарные паспорта считаются недействительными со дня подачи владельцами животных письменного заявления ветеринарному врачу с приложением документов, подтверждающих факт утери, порчи ветеринарного паспорта. Ветеринарный врач в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата ветеринарного паспорта с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу.

9.4. В ветеринарном паспорте на животное, выданном вместо утерянного или ветхого, ставится пометка "выданный повторно".

9.5. Ветеринарные паспорта, бирки животных после убоя животного на убойных площадках (площадках по убою сельскохозяйственных животных), убойных пунктах и мясоперерабатывающих предприятиях передаются ветеринарным врачом убойных площадок (площадок по убою сельскохозяйственных животных), убойных пунктов и мясоперерабатывающих предприятий, а при убое для личного потребления владельцами по описи в государственную ветеринарную службу области.

9.6. Ветеринарные паспорта, бирки при гибели животного уничтожаются комиссионно государственной ветеринарной службой области.

9.7. При перемещении идентифицированных животных от одного собственника к другому или из одного муниципального образования в другое присвоенные индивидуальные номера сохраняются с внесением сведений о перемещении животных в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.

10. Электронная информационная система

10.1. Сведения о регистрации сельскохозяйственного животного, его перемещениях, смене владельца, убое вносятся в электронную информационную систему.

Информационная система ведется в электронной программе.

10.2. Ведение электронной информационной системы на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие специальной информационной системы с иными федеральными информационными системами и сетями.

10.3. Ведение электронной информационной системы осуществляется Уполномоченным органом.

10.4. Записи вносятся в электронную программу на основании сведений о постановке животного на учет, перемещениях животного, смене владельца животного и убое животного, представляемых ветеринарными специалистами.

10.5. В случае изменения содержащихся в базах данных сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

В базах данных о зарегистрированных сельскохозяйственных животных содержатся следующие сведения и документы:

идентификационный номер животного;

биологический вид животного;

порода, пол животного;

кличка животного (при наличии);

страна происхождения животного;

фамилия, имя, отчество (для граждан), наименование (для организаций) владельца животного (сведения обо всех владельцах животных);

форма собственности (владения) на животных;

место содержания животного;

сведения обо всех перемещениях животного;

дата рождения животного;

дата смерти (убоя) животного;

сведения о прививках животного;

сведения о проведенных диагностических исследованиях;

сведения об использовании и/или утилизации туши (трупа) животного;

сведения о выдаче документа о постановке животного на учет.

В базах данных о зарегистрированных животных могут также содержаться фотографии животных.

12. Предоставление содержащихся в электронной информационной системе сведений и документов

Похожие публикации