Что такое амплуа в литературе. Что такое амплуа. Значение слова амплуа

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова амплуа

амплуа в словаре кроссвордиста

амплуа

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

амплуа

ср. несклон. франц. место, занимаемое актером, по роду игры его; место, должность, звание. Он принять в театр на амплуа (звание) героев, стариков.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

амплуа

нескл., ср. (фр. emploi). Характер ролей, исполняемых актером (театр.). Амплуа комической старухи. Амплуа первого любовника. Актер на амплуа резонера,

перен. роль, положение (в обществе), круг занятий. Амплуа секретаря. Амплуа домашней хозяйки. Амплуа остряка. Быть на амплуа кого-н. (играть роль кого-н.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

амплуа

нескл., ср. Тип актерских ролей. Л. резонера. Это не его а (также перен.: он этим не занимается, это не входит в его правила, в круг его интересов).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

амплуа

ср. нескл.

    Специализация актера на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования.

    перен. Положение, роль в обществе, круг занятий, интересов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

амплуа

АМПЛУА (франц. emploi, букв. - применение) относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой - любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.

Амплуа

(франц. emploi ≈ употребление, использование; должность), специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр. Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театра зарубежных стран.

Т. М. Родина.

Википедия

Амплуа

Амплуа́ - определённый род ролей, соответствующих внешним и внутренним данным актёра.

Примеры употребления слова амплуа в литературе.

В комнате двое - Безруков и подполковник Калинин, некогда в Москве подвизавшийся в амплуа мужа Лидии, а теперь срочно прибывший в Лондон, чтоб расхлебывать заварившуюся здесь кашу.

Наблюдавшие его много позже совсем в другом амплуа такие разные люди, как А.

Американская пресса к тому же с тревогой обнаружила, что у Советов появился лидер, способный бросить вызов Рональду Рейгану в той сфере, где он считал себя непревзойденным профессионалом: амплуа публичного политика.

Демиурга нового мира или лидера второй мировой сверхдержавы в амплуа секретаря крайкома, отвечающего за все, что происходит на подведомственной ему территории, - от заготовки кормов до обеспечения школьников учебниками.

Выбор амплуа профессионального эволюционера в приученной к бунтарям-анархистам и деспотам стране мог означать либо вопиющую наивность, в чем Горбачева не устают обвинять российские критики, либо высшую политическую мудрость, за которую его не устают превозносить главным образом западные поклонники.

О мир, где вместо падуг Над нами арки радуг, Где блещет вместо ламп Луна, Где мы, мы играем слабо, О, как бы нам хотя бы Не путать амплуа , амплуа , амплуа , амплуа , амплуа , Оп-ля-ля.

Лопе де Вега, который и создал это сценическое амплуа - амплуа ловкого или, наоборот, неповоротливого слуги, часто - смышленого и лукавого крестьянина.

Как вы смотрите на то, -- поинтересовался он, бесстрастно улыбаясь, -- чтобы испытать себя в амплуа телеведущей в программе криминальных новостей?

Для амплуа ТР-физика вы кажетесь мне, извините, слишком юной и слишком рыжеволосой.

Работаю здесь уже четыре дня и, как вы только что выразились, именно в амплуа ТР-физика.

Вчера я начала новую жизнь в непривычном для себя амплуа , в незнакомом доме, и, чтобы дебют не провалился, просто необходимо было подвести баланс моим достижениям и поражениям, ознаменовавшим эту жизнь.

Как и в китайском классическом театре, это амплуа в театре Кабуки имеет свою длинную историю и относится к высокому сценическому мастерству.

Женская роль -- оннагата, быть может, в большей степени, чем какое-либо другое амплуа , требует от исполнителя особого дара перевоплощения.

Поэтому, когда на деле мечты о трудовом хлебе разрешились тем, что ей предложили занять опереточное амплуа на подмостках одного из провинциальных театров, то, несмотря на контраст, она колебалась недолго.

Такой механизм Виго находит, возвращаясь к гротеску: начинается массовое буйство Буффон подлежит истязанию, но при этом ни на секунду не утрачивает своего амплуа .

Обычно амплуа соответствует характеру внешности актера, стилю его игры и другим его данным.

В елизаветинском театре – в эпоху расцвета английского драматического театра (конец XVI – начало XVII века), связанную в первую очередь с творчеством Вильяма Шекспира, роли исполняли юноши. При этом труппы были обычно немногочисленны, а за время спектакля один актер мог исполнять несколько самых разных (иногда даже разнополых) ролей. Поэтому рамки актерского амплуа понимались предельно широко.

В театре эпохи была принята целая классификация ролей, соответствующих различным актерским амплуа.

Согласно традициям, актер, претендующий на ту или иную роль, должен был отвечать определенным требованиям, включающим рост, телосложение, тип лица, тембр голоса и так далее.

Актер маленького роста или обладатель высокого голоса мог претендовать только на комические роли. Драматический герой должен был быть высокого роста, с правильными чертами лица, с достаточно низким тембром голоса.

В классификацию входили амплуа героинь и героев, любовников и любовниц, королей и тиранов, прислуги, субреток, наперсниц и наперсников, инженю, резонеров, отцов, злодеев, простаков. Переходить из одного амплуа в другое было нельзя. Единственное исключение в этом правиле – «возрастные» роли. То есть, например, исполнитель героев, состарившись, мог стать «благородным отцом».

Амплуа в современном театре и кино

Константин Станиславский и Антон Чехов считали, что амплуа лишь ограничивает развитие актерской индивидуальности и представляет собой только набор штампов.

На сегодняшний день можно выделить значительно больше вариантов амплуа, а их границы куда более размыты.

Стоит иметь в виду, что не всегда актер выступает только в рамках одного определенного амплуа. Так, например, некоторые советские актеры, которых все привыкли видеть преимущественно в комических ролях – например, Евгений Леонов, Юрий Никулин, Андрей Миронов – исполняли и замечательные драматические роли. Талантливые актеры кино с легкостью выступают в самых различных жанрах и образах.

Амплуа - тип актерских ролей. В амплуа учитываются внешние и психофизические черты персонажа и соответствующие им данные актера.

Во второй половине XV века в европейском театре появляется специализация актеров по определенному типу персонажей. Она получает название амплуа (в переводе с французского - применение).

Самые древние амплуа - трагик и комик. Они возникли из основных масок античного театра.

Возникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил, касающегося актерской игры, сложилось в эпоху театра классицизма. Согласно классицистской системе амплуа, актер, претендующий на определенную роль, должен обладать, в первую очередь, соответствующими для этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голоса и прочее). Так, если актер имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актер же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана.

Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.

Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому, Роспись (1766), составленную императрицей Екатериной II. По этой Росписи в императорской театральной труппе (Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги; резонер; подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третья трагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха, первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппы императорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже и другие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.

В 19 в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце 19 в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированные по национальным, социально- бытовым, возрастным и др. признакам. Так, в Указателе пьес для любительских спектаклей с обозначением ролей по амплуа и необходимых декораций (М., 1893) значатся национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано с возрастающим интересом театра 19 в. к человеческой индивидуальности.

Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале 20 вв. Противниками театральных амплуа выступили К.С.Станиславский, М.А.Чехов, видевшие в игре по амплуа - театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности

Амплуа (франц. emploi - употребление, использование; должность)

специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), Травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, Инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр . Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театра зарубежных стран.

Т. М. Родина.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амплуа" в других словарях:

    - (фр. emploi роль, должность, место, занятие) определенный род ролей, соответствующий внешним и внутренним данным актёра. Содержание 1 Древнегреческий театр 2 Елизаветинский театр … Википедия

    - (франц. emploi, от emplyer употреблять, давать занятие). Характер ролей, исполняемых актером: амплуа стариков, амплуа резонеров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АМПЛУА роль; напр., амплуа резонера,… … Словарь иностранных слов русского языка

    амплуа - нескл., ср. emploi m. 1. театр. Специализация актера на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования. БАС 2. Чтобы оные актеры и актрисы играли роли здесь всякия, до их амплуа принадлежащия. АТД… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АМПЛУА, нескл., ср. (франц. emploi). Характер ролей, исполняемых актером (театр.). Амплуа комической старухи. Амплуа первого любовника. Актер на амплуа резонера,. || перен. роль, положение (в обществе), круг занятий. Амплуа секретаря. Амплуа… … Толковый словарь Ушакова

    Неизм.; ср. [франц. emploi]. Специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу (обычно наиболее соответствующих внешним данным, призванию и т.п.). А. комика, трагедийного героя. // Определённый круг занятий, обязанностей,… … Энциклопедический словарь

    См … Словарь синонимов

    Характеръ роли (актера), занятія. Ср. Вотъ она, Аннинька, можетъ такъ пѣть, это ея жанръ, это ея амплуа. Салтыковъ. Г да Головлевы. Ср. Emploi (employer, доставлять занятіе, употреблять) занятіе, мѣсто, роль. Ср. Implicare (собств. впутывать)… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    АМПЛУА, нескл., ср. Тип актёрских ролей. А. резонёра. Это не его а. (также перен.: он этим не занимается, это не входит в его правила, в круг его интересов). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ср., нескл., франц. место, занимаемое актером, по роду игры его; место, должность, звание. Он принять в театр на амплуа (звание) героев, стариков. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (французское emploi, буквально применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это… … Современная энциклопедия

    - (франц. emploi букв. применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Амплуа девственницы. Брудершафт с терминатором , Полякова Татьяна Викторовна , "Амплуа девственницы" Влюбляться надо уметь. Аня Лиховицкая этим умением явно не обладает: влюбилась в симпатичного незнакомца, а в результате - гора трупов и море неприятностей. Незнакомец… Серия: Двойной авантюрный детектив (обложка) Издатель: Эксмо-Пресс ,
  • Амплуа девственницы Брудершафт с терминатором , Полякова Т. , "Амплуа девственницы" . Влюбляться надо уметь. Аня Лиховицкая этим умением явно не обладает: влюбилась в симпатичного незнакомца, а в результате - гора трупов и море неприятностей. Незнакомец…

у, меня не прекращает поражать тот факт, насколько сильным может быть влияние внешних данных (и того, как эти данные оформлены/представлены) на разные, казалось бы, не связанные с внешностью, сферы жизни - работа или нет, но я не могу удержаться, чтобы не сказать: it"s all connected.
С детства вглядываясь в глаза окружающих и в зеркала, увиденные отажения, пусть и частично, но наверняка формируют в каждом из нас определенное восприятие собственной личности. Равно как и влияют на то, как относятся к нам другие. Однако далеко не всегда мы с готовностью принимает предложенный природой/генетикой/высшими силами "мотив"/образ, нередко пытаясь противостоять, меняя цвет волос, макияж или содержимое гардеробной. Иногда и для некоторых такие маневры работают , но не всегда.
Во время работы с клиентами я неоднократно замечаю, что недовольство внешним видом связано не столько с неидеальным животом или бедрами, сколько с существующим несоответствием того, что конкретная женщина мечтает рассказать о себе окружающему миру, и что говорит за неё её внешность. В связи с этим и на злобу дня хочу показать вам сегодня один из интересных примеров.
Не думаю, что актриса Дженнифер Энистон отчаянно и откровенно не довольна собственной внешностью, но наверняка можно сказать, что её "мотив" имел и имеет прямое значительное влияние как на её стиль, так и карьеру.

Внешность Дженнифер, с её теплым и низко-контрастным колоритом, с не слишком крупными и умеренно четкими чертами лица, с общей смягченной геометрией лица и тела, не обладает ни драматичной яркостью, ни какими-либо интригующими неправильностями, которые и создают "мотив", и вокруг которых можно построить образ.
Подобный типаж не приковывает взгляд непривычными деталями, как очень крупные черты лица, не поражает с первого взгляда, как это нередко происходит с обладательницами высоких контрастов, не создает интриги контрастов .
Однако в её пользу играет утепленный колорит и отсутствие того пепельного "налета" в оттенке волос и кожи, который присущ представительницам подгрупп цветотипа Лето, и именуется "мышиным" со всеми вытекающими. Зато присутствие теплых нот колотипа делает подобную внешность "уютной", "домашней", откровенно позитивной:



Что в свою очередь из фильма в фильм позволяет актрисе правдоподобно эксплуатировать образ и стиль of True American Sweetheart, милой и доброжелательной девушки из соседнего двора. Наряд Дженнифер "в кадре" это подтверждают:

"В кадре" её внешность нередко оформляется в мягкие/приглушенные нейтральные или утепленные тона, и мягкие же [умеренно фактурные] материалы. Вот здесь, например, присутствие черного жакета смягчается распущенными волосами и присутствием у лица мягкого объемного шарфа светлого оттенка:

Что интересно, что часто и фактуры, и оттенки одежды являются так называемыми earthly - земными, природными, близкими на ассоциативном уровне скорее к американсому загородному дому (или даже ферме), нежели к бетонному мегаполису.

К слову, повседневный стиль актрисы также нередко поддерживает эту идею. Например, элементы стиля сафари, связывающего внешность опять же с природой:

А так как амплуа Дженнифер это амплуа милашки именно американской, то в оформлении её героинь часто можно встретить американо-ковбойско-фермерские мотивы:

Которые как раз её не портят, не делают простоватой, глуповатой, грубой, ибо эти детали удачно сочетаются с её личным внешним "мотивом".

И что интересно - подобные мотивы используются художниками по костюмам для оформления внешности Энистон не только напрямую - в её костюмах, но и "окольно" - при помощи "введения" их в кард посредством костюмов её партнеров. Иногда потому, что актеры подобраны с абсолютно комплиментарным типажом внешности и вместо они и их костюмы создают единую атмосферную картинку:

Но иногда это делается, дабы окольно поддержать внешность актрисы:

Что интересно - это попытки Дженнифер Энистон примерить более сильный или роковой образ в том или ином контексте.

Черный цвет скупе с прозрачной тканью, с рюшами или кружевной отделкой, отдающие образом готической принцессы явно конфликтую с "земной" и теплой внешностью актрисы. Можно сказать, что Дженнифек слишком жизнерадостна и здорова для подобных образов, которые просят болезненной бледности, впалых щек и грустных глаз на пол-лица.
Другая неоднократно применявшаяся попытка показаться - сильной женщиной, которая "рулит":

Довольно однозначные ассоциации, которые вызывает присутствие в наряде большого количества черной гладгой кожи, сделали свое дело, но не в пользу Дженнифер. Подобный контраст подчеркивает присущее ей амплуа позитивной, живущей по-соседству милашки. Получается хорошая девочка, которая решила удивить своего бойфренда, поиграв в девочку плохую - бойфренду, может быть, и понтавится, но для гармоничного образа здесь далеко.
И еще один драматичный наряд, который, на мой взгляд, мало как помог актрисе:

Такой костюм слишком рафинированный для внешности Энистон, и подчеркивает её "милую американистость" гораздо сильне, нежели рубашка в клетку, т.к. в данном случае нет гармонии, есть контрасты. Это тот наряд, который сам говорит о такой носительнице: ты не роковая, не утонченная, ты симпатичная, милая, но не больше. Почему-то мне кажется, что это не тот эффект, который задумывался изначально.

Похожие публикации