Сведения о чудесах, происходящих по молитвам перед толгским образом пресвятой богородицы. Толгская икона пресвятой богородицы

Разочаровавшись в современной медицине, люди находят исцеление около чудотворных ликов. Излечение от многих болезней дарует Толгская икона Божьей Матери.

Матерь Божья, прожившая земную жизнь, хорошо знающая человеческие нужды, не оставила без Своей защиты людей, за которых была пролита на Голгофе кровь Ее любимого Сына Иисуса Христа.

Святая Дева Мария являет Себя людям образами, которые потом воплощаются в спасающие иконы.

Не забыт Божьей милостью и Ярославский край, где появилась икона Божией Матери «Толгская».

Образ, рожденный в огне

Шел август, 1314 год. По преданию старцев, епископ ростовский Прохор объезжал вверенные ему земли Белозерских пределов, решил спуститься по реке Шексне, а затем по Волге, чтобы посетить славный город Ярославль.

Всего 7 верст оставалось святителю до Ярославля, как наступила ночь, ставшая причиной остановки. Местом ночевки был выбран правый берег Волги, а точнее участок земли, около которого в Волгу впадала речка Толга.

Была полночь, когда место ночевки озарил ярчайший свет, исходящий от столба огня. Зарево распространялось с противоположного берега, освещая неведомо откуда взявшийся мост. Небесная сила привлекла Старца к столбу, свет которого излучал образ Пресвятой Богородицы с Младенцем. К Ним епископ прошел по огненному мосту.

Часто сам Бог являет Себя людям в виде неопалимого огня, как это было с Моисеем, когда он увидел несгораемый куст.

Перед чудесным ликом Девы Марии с Дитем епископ Прохор упал на колени, провел в молитве остаток ночи.

По возвращении на место стоянки, проведя утреннюю службу, святитель обнаружил, что его жезл остался около огненного столба.

Посланные слуги быстро не только нашли оставленный жезл, но обнаружили около зарослей икону Матери Божией, о чем сообщили епископу. Святитель Прохор сразу узнал свое ночное видение. Сам епископ, все сопровождавшие его люди опустились на колени, горячо молясь, прославляя Бога, воздавая Ему хвалу за чудотворящий подарок.

Божественная сила иконы Божией Матери наполнила строителей, прибывших из Ярославля. За один день они возвели храм, который был освящен тем же вечером. По окончании службы все больные были исцелены.

Почти 6 веков стояла обитель около Тоглы, мужской монастырь около нее. Все это время не зарастала тропа страждущих, болящих, желающих получить помощь Святой Девы Марии.

С 1926 года, когда советская власть закрыла монастырь, на его месте поместила колонию малолетних преступников, до 2003 года чудотворный образ хранился в Ярославском музее. С 2003 года Светлый лик освещает Толгскую обитель, покинув ее всего 2 раза на короткое время.

Большая икона Толгской Божией Матери

Исцеляющая и освобождающая сила иконы

Об исцеляющей силе иконы Божией Матери услышал великий царь Иоанн Грозный, страдающий сильными болями в ногах. Велел царь перенести его к Толгской обители. Долго, усердно молился Иоанн перед Святым ликом, получил исцеление, выйдя к подданными своими ногами.

Каким еще иконам молятся об исцелении:

В 1392 году, после провозглашения кондака, правая рука Матери Божьей начала мироточить, через некоторое время появилось миро на левой ноге Младенца. Так Пресвятая Матерь Божья дала немощным людям Свой Божественный знак.

7 веков помогает чудотворная сила Святого лика людям, приходящим с чистым сердцем, верой в исцеляющую силу Иисуса Христа.

Благоговейная тишина царит в храме, где паломники , стоя на коленях, просят Богоматерь об исцелении духа, души, тела:

  • сохранить от безбожия;
  • защитить во время голода;
  • исцелить от болезней;
  • избавить от безбрачия;
  • освободить от зависимости: пьянства , табакокурения , блуда и наркомании.
Важно! Вера, пост и благоговение перед Богом помогают людям получать чудесное освобождение, даруемое Божьей Матерью.

Благодатная сила иконы Божьей Матери «Толгская» является защитным покровом Ярославля. Светлый лик любящей Матери дает надежду павшим духом, исцеляет и избавляет от зависимостей.

Описание Толгского лика Божьей Матери

Успенский собор Ярославля является хранителем Божьей драгоценности. Именно здесь находится Большая Толгская икона Богородицы с Дитем.

О других храмах Ярославля:

Знатоки иконографии не пришли к единому мнению об авторстве написания Святого лика, но большинство из них склоняются к ярославскому происхождению.

Икона выполнена на доске из липы.

На ней Пресвятая Дева изображена сидящей на троне, покрытая покрывалом со струящимися складкам, украшенным серебром и жемчугом. Высокая спинка трона украшена изысканным орнаментом, изображающим вьющиеся растения около проемов арок.

С первого взгляда поражают печальные глаза Девы Марии, в которых собрана вся боль за человечество. Голову Богородицы украшает знак Божественности, присущий именно этой иконе.

Младенец, в красной рубашке и синей накидке, уютно расположился на левом колене Богоматери, нежно прижавшись щекой к щеке Матери и обвив Ее ручками, как бы поддерживая Деву во время страданий.

От лика Младенца исходит умиление, Божественная любовь, наполняющая молящихся миром и покоем.

Очень часто приходящие на костылях больные получают исцеление, бросают костыли, уходят на своих ногах, постоянно благодаря Деву Марию, прославляя Отца, Сына и Святого Духа.

Исцеляются младенцы, старики, мужчины, женщины. Исцеляются по собственным молитвам, прошениям матерей и близких людей.

Сложно перечесть все чудеса , дарованные людям после неустанных молитв и веры в получение просимого, но постоянно льется к Богу молитва благодарения Святой Троице, Деве Марии и всем Святым.

Явленная икона Толгской Божией Матери

Молитва перед ликом Богоматери

Молитва и акафист перед светлым образом Девы Марии с Младенцем перекликается с молитвой «Отче наш» , произнося которую всем своим сердцем и разумом люди просят:

  • о силе Божьей;
  • защиты от стрел лукавого;
  • покрова Божьего

«О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, выше Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова Божьего.

Спаси и защити нас, Владычице, от огненных стрел лукавого врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившись от скверны греховной, возможем принести Творцу благоугодные Ему плоды добрых дел и сподобимся мирной христианской кончины и ответа правого на страшном и нелицеприятном Суде Его. Ей, Госпожа Всемилостивая!

В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступничество, поспеши тогда на помощь к нам, беспомощным, и державною рукою Твоею освободи нас от власти лютого миродержавца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничто не остановит ходатайство Твое, только восхищение. Также, на святый образ Твой умиленно взирая и пред ним, яко живей Ты сущей с нами, покланяющимися, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Богу молитвенно предаем и Тебя величаем с родившмся от Тебя Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Ему же, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Посмотрите видео о Толгской иконе Богоматери

В православии Матерь Божия почитается больше всех святых. Она помогает людям во всех благочестивых делах, иконы Богородицы есть в любом православном доме. Причем если обычно святого изображают каким-либо одним образом, то изображений Божьей Матери тысячи. называются по-разному, для того чтобы не возникало путаницы, но у каждой есть свои, только ей свойственные признаки. Таким образом, икон хоть и много, но все же их в мире определенное количество, Божью Матерь нельзя писать как угодно.

Как же появились все эти иконы и для чего их такое множество? Образа Божьей Матери - первые иконы христианского мира. По преданию, самое первое изображение написал евангелист Лука, причем писал он ее с оригинала. Но все остальные изображения не были копией с того первого образа. Они появлялись в мире самыми разными способами: писались иконописцами, а потом прославлялись чудотворениями, появлялись в самых неожиданных местах (в таких случаях образ считается нерукотворным).

Например, Казанская икона Богородицы была найдена на пожарище, а Толгская икона Божией Матери - на сучке дерева, высоко над головами всех людей. Такие образа почитаются с момента своего обретения, считаются чудотворными.

Икона Божьей Матери Толгская была обретена епископом Прохором, через короткое время рядом начал строиться монастырь.

Сама икона названа по месту явления и теперешнего пребывания. Именно неподалеку от маленькой речушки в Толге была обретена икона Божьей Матери Толгская. С момента обретения прошло почти 700 лет, образ считается очень древним и ценным.

До революции был мужским, но за десятилетия, прошедшие после начала перестройки, восстановился как женский. Начало его возрождению было положено на заре девяностых годов, община собиралась трудно. Но Толгская икона Божией Матери помогает насельницам монастыря. Постепенно все материальные трудности были преодолены, ремонтные работы закончены. Толгская икона - не единственная святыня монастыря. Здесь почивают мощи чьи книги стали вновь издавать в последние годы. Сейчас икона Божьей Матери Толгская находится в Ярославской области, в Толгском монастыре. А в советские времена икона хранилась в городском музее, но в девяностые годы была передана обратно в монастырь. Сначала ее привозили сюда по праздникам: образ древний и необычайно ценный, поэтому перевозка осуществлялась в специальной машине с охраной. Но теперь в монастыре удалось создать необходимые для хранения такой старинной иконы условия. Поэтому икона Божьей Матери Толгская теперь пребывает в храме, и к ней можно приложиться в любой день.

Монастырь живет размеренной жизнью, перед Толгской иконой ежедневно читаются акафисты, перед мощами служатся молебны, читается неусыпаемая псалтырь. Сестры-монашенки записывают свидетельства чудес, которые произошли по молитвам перед Толгской иконой.

Каждый год в монастыре празднуется Толгин день - 21 августа, в день особенного почитания Толгской иконы Матери Божией. Сюда стекается множество паломников. После Литургии сестры раздают из реликтового парка - кедровника на территории монастыря, угощают монастырским квасом. Все, кто приезжает в этот день помолиться Божьей Матери в монастырь, уезжают утешенными и радостными.

В 2018 году исполняется 27 лет со дня создания сестринства.

В монастырском храме Зачатия св. прав. Анны в иконостасе имеется большая икона «Толгской».

Для сестер Зачатьевского монастыря Толгская икона Пресвятой Богородицы является особой покровительницей, так как 21 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ о создании Сестринства в честь «Милостивой» иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденном переулке, с целью возрождения Зачатьевского женского монастыря, как переходной формы к монашеской общине. Старшей сестрой Сестринства была утверждена избранная сестрами Мария (Каледа), нынешняя настоятельница монастыря, игумения Иулиания.

Сведения о чудесах, происходящих по молитвам перед Толгским Образом Пресвятой Богородицы

Толгская икона Божией Матери - «незаменимая покровительница Ярославля, такая же драгоценная святыня для него, как для Москвы икона Иверская, для Владимира Боголюбская, для Костромы Феодоровская. Еще от глубокой древности, среди мрачной тьмы народных бедствий, возсиял благодатный свет на Толге и с тех пор целый ряд столетий неустанно сияет над страною Российской.

В продолжение целых веков святая Толгская икона являла благодатную силу для всех с верою к ней припадавших. Много было за это время поведано ей тяжких дум народных, много скорбей было положено у ея подножия, много слез было поронено при лобызании Святого лика, много недугов разрешено благодатной силой горячей веры.

Ужасные стихийные бедствия - голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно, иногда с такою силою, что заставляли несчастных жителей воображать наступление кончины мира. Но и в эти дни «туги народной» всякий раз, когда над головами смятенной, бессильной перед стихией толпы, как недремлющий спасительный страж, как Божия помощь с небес, появлялся Толгский Образ Царицы Небесной, народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость: небеса давали воду и язва прекращалась.

Подобное же наблюдалось и в частной жизни каждого из ярославцев. Всякое важное семейное событие, горе и радость, влекли его излить свои чувства пред Толгским образом Богоматери. И никогда во все времена, народная благочестивая тропа от Ярославля до «Толги» не заростала травой; в некоторых же случаях и в некоторые времена года она превращалась в широкую гладкую дорогу, протоптанную тысячами паломнических ног» .

И в настоящее время не прекращается поток всех с верою и любовию притекающих к Богородице в Толгскую обитель, также как и не оскудевает милость Пречистой Царицы Небесной, обильно изливаемая на человеческий род:

1995 г., Ярославль

Четырнадцатилетний мальчик получил исцеление от болезни позвоночника. Молитвы у Толгской иконы и помазание маслом из лампады избавили его от диагностированного в больнице вторичного перелома и горба. Чудо было настолько очевидно, что врачи, не обнаружив на снимке перелома, пришли в недоумение. Бабушка подростка написала в местную газету статью, чтобы известить ярославцев о происходящих от иконы чудесах.

1995 г., Волгоград

Избавился от болезни ног мальчик по имени Игорь из Волгограда.

Приехав в Толгский монастырь, он мог передвигаться только с помощью костылей. После молитв матери у Толгской иконы ребенок получил исцеление.

2001 г., Москва

Житель столицы В. Чунарев после посещения его матерью Толги и ее горячих молитв у монастырских святынь исцелился от болезни сердца.

О. Чунарева привезла в монастырь медицинские свидетельства и рассказала о выздоровлении сына.

2005 г., Санкт-Петербург

После приложения к частице Ризы Господней и к иконам, привезенным из Толги, у женщины перестала болеть травмированная рука и пальцы на ней обрели подвижность.

По свидетельству Марии Будажистской

2006 г., Иваново

Через день после того, как девушка побывала в Толге и попила святой монастырской воды, у нее с ладони исчезла бородавка, которую предстояло удалять лазером.

По свидетельству Марии Зориной

2007 г., Санкт-Петербург

Приложившись к Толгской иконе Божией Матери, исцелилась пожилая женщина, страдающая сильными болями, вызванными воспалением тройничного нерва.

2008 г., Калужская обл., Перемышльский р-он, с. Ахлебино

После приложения к Толгской иконе Божией Матери женщина исцелилась от пьянства.

По свидетельству Фотиния Дроновой

2008 г., Тамбов

Молитвы у Толгской иконы Божией Матери, ежедневное чтение акафиста и помазание церковным маслом больных мест помогло исцелиться супругам Михаилу и Татьяне. (Михаил страдал головными болями после перенесенного микроинсульта, у Татьяны был разрыв связок в коленном суставе).

После чудесного избавления от недугов супруги обвенчались, о чем и сообщили в монастырь.

2011 г., Рязань

После трехдневных молитв у иконы, присутствия на водосвятных молебнах, помазания маслом от иконы свт. Игнатия и Толгской иконы Божией Матери женщина избавилась от отеков на правой ноге. В благодарность за исцеление она принесла в дар иконе свой золотой перстень.

По свидетельству Ларисы Алексеевой

2014 г., Московская обл.

«Расскажу про чудо, которое случилось со мной в Толге. Оделась я тогда легкомысленно, не по погоде, а день был холодный и дождливый. Осмотрев монастырь, я, как большой любитель, еще долго гуляла у Волги и основательно промерзла. К вечеру заложило горло, и начала подниматься температура. В номере тоже было прохладно для меня заболевающей. Приуныла я, думаю - вот, завтра на службу пойду больная, да и ко Причастию готовилась.. А еще утром, по приезду я купила нардовое миро, освященное у Толгской иконы Божией Матери. Помолилась я, помазала горло болящее крестообразно.. А утром встала…совершенно здоровая! И после Причастия вообще-летала! Дивная была поездка..все задуманное исполнилось..Слава Богу за всё!»

р. Б. Екатерина

2015 г., г. Москва

Были с мужем в Монастыре 25.07.15 и после молитвы перед Толгской иконой Божьей Матери я забеременела после 17 лет безрезультатного лечения от бесплодия, при чем акушерский срок ставят с 27.07.15 г., до сих пор с мужем находимся под впечатлением, что это если не чудо?

р. Б. Наталья

2015 г., г. Наро-Фоминск

В мае 2015 г. я с женой и ребенком были в Вашем монастыре (шестидневный речной круиз). При виде Вашего монастыря меня охватило непонятное волнение. Такого величия и красоты я еще не видел. В конце экскурсии я трижды подходил к Толгской Иконе Божьей Матери и просил вылечить колено, которое болело у меня более 7 лет, и ничего мне не помогало. Удивительно, что в Монастыре много мощей Святых, но мой взор почему-то был устремлен только на Икону Божьей Матери, и неведомая сила возвращала меня к ней. Когда мы вышли из монастыря, шел проливной дождь, я взял на руки ребенка и не сразу понял, что произошло самое настоящее чудо, мое колено перестало болеть. Прошло больше полгода, а я все под впечатлением совершенного чуда. Колено не болит.

Я каждый день обращаюсь с благодарностью к Толгской Иконе Божьей Матери и хочу поблагодарить настоятельницу Монастыря и всех ее послушниц за теплый прием.

р. Б. Евгений

2015 г., г. Тихвин, Ленинградская обл.

В августе 2015 года с семьёй в частном порядке были в городе Ярославль и совсем не было в планах посещать Толгскую обитель. По чудесному стечению обстоятельств дорога привела в монастырь, после преклонения Толгской Иконе Божьей Матери на следующее утро боль в плечевом суставе, который болел почти 2 месяца, практически исчезла! После этого я сам почувствовал такую душевную благодать, непобедимое желание приехать и потрудится во благо монастыря, что и сделал в сентябре. И сейчас по прошествии уже почти 3 месяцев я до сих пор нахожусь под впечатлением от обители.

р. Б. Вячеслав

2016 г., Московская область

р. Б. Ольга

Дм. Орлов «Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914 гг. (Историко-статистический очерк)», Ярославль, Типо-Литография Н. Х. Николаевой, 1913 г.

Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл.

На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу реки, куда перешел по чудному мосту. Он рассказал о явлении и, посланные на тот берег на лодке слуги вернулись с известием, что увидели в лесу между деревьями икону Матери Божией, а рядом епископский жезл. Святитель немедленно переправился вместе со всеми людьми на тот берег и узнал явившуюся ему икону. После горячей молитвы перед иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь. Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указанное место. К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь. Скончался святитель Прохор 7 сентября 1328 года.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толгская икона Божией Матери - почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII - начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Просмотреть на карте большего размера

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 21 августа по н.с.

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы перидадученто, а В. И. Антонова грузинской школе. Обе эти версии не находят поддержки. В пользуярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII-XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе - «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля.

Иконография

Икона написана на липовой доске размером 140 на 92 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил иМихаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону: В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.

«Явленная» икона Толгской Богоматери

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и находилась в собрании Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была возвращена в монастырь.

Предание

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегуВолги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох. - Димитрий Ростовский. Жития святых 8 августа

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы - 8 августа, стал днём празднования в её часть. Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса: 16 сентября 1392 года - мироточение образа во время утрени; воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой; конец XIV - начало XV веков - чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря; 1553 год - исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор; 1766 год - спасение Ярославля от засухи.

Иконография

Икона написана на доске размером 61 на 48 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери. В колорите иконы преобладают темные краски - красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски Для предания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург). Он выполнен не столь эмоциональным, как явленная икона и в ряде деталей он имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере что на двух других списках.

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.


с. 202 ¦ 162. Богоматерь Толгская 1 .

1 Эта икона названа Толгской обнаружившими ее искусствоведами условно, по монастырю, где этот памятник был найден. В русской иконографии Толгской называется поясная Богоматерь из Введенского собора того же монастыря. Каноничность поясной композиции подтверждается копией Богоматери Толгской 1744 г., письма Ивана Андреева из Высокопетровского монастыря в Москве, теперь в ГИМ. В. Н. Лазарев (см. библ.) считает, что «Толгская I-я» - русская икона, исполненная в последней четверти XIII в.

Между тем сам В. Н. Лазарев (V. Lasareff , Studies in the iconography of the Virgin. - «The art Bulletin», vol. XX, № 1, 1938, march, стр. 54) отмечает распространение в Грузии редко встречающегося на Руси типа тронной Одигитрии, вариантом которого является Елеуса на престоле. Приводимая ниже историческая справка проливает свет на происхождение «Толгской I-й».

Симеоновская летопись сохранила известие о привозе из Грузии в 1278 г. «полона и корысти великой» ярославским князем Федором Ростиславичем Черным: «... князь Федор Ростиславичь... и инии князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером, и поможе Бог князем Русским взяша славный град Ясьскый Дедяков... и полон и корысть велику взяша... Царь же, почтив добре князей Русских и похвалив велми и одарив, отпусти всвояси с многою честью каждо в свою отчину» (цит. по кн.: А. Н. Насонов , Монголы и Русь, М.–Л., 1940, стр. 64).

Местоположение города Дедякова, под которым в 1318 г. был убит князь Михаил Ярославич Тверской, уточняется сведениями Великих Четий-Миней (ноябрь, тетрадь III, М., 1914, л. 1080б): «... за рекою Терком, на рецы на Севенцы, под городом Тетяковым, минувши все города высокие Ясьские и Черкасские, близ ворот железных...» Дедяков находился неподалеку от Дарьяльских железных ворот и реки Сунджи (иначе Севенца или Севенджа), находящихся в районе Дзауджикау (см. J. Роtосki , Voyage dans les steps d"Astrakhan et du Caucase, t. 1, Paris, 1829, стр. 339–340, а также Ф. Брун , О странствованиях царя - пресвитера Иоанна. - «Записки Новороссийского университета», Одесса, 1870, стр. 13).

Таким образом, из этого района Осетии, находящегося в XII–XIII вв. под сильным влиянием грузинской культуры (см. Ш. Я. Амиранашвили , История грузинского искусства, т. 1, М., 1950, стр. 139) могло быть вывезено произведение грузинской живописи, исполненное до 1278 г., превратившееся в наши дни в Толгскую I-ю.

Русские поясные иконы «Толгская II-я » (1314 г., Ярославский областной краеведческий музей) и «Толгская III-я » (первая половина XIV в., ГРМ) написаны в Ярославле под воздействием художественного образа этого произведения, определяемого мною как редчайший образец грузинской станковой живописи третьей четверти XIII в. В русских иконах XIV в. композиция «Толгской I-й» приближена к популярной в то время иконографии поясного Умиления. В дальнейшем эта композиция еще более видоизменяется, порождая далекие от оригинала варианты (см. напр., поясную «Толгскую Подкубенскую » XIV в. в Вологодском музее).

XIII век. Ростово-суздальская школа (?).

Богоматерь представлена на троне. Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах младенца, Мария склоняет к нему голову. Иисус обнимает ее, прижимаясь к щеке матери. В верхних углах - ангелы в рост, предстоящие Богоматери с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков. Белые обильные пробела лучше сохранились на синих частях одежды. Подбитый красной тканью, изображенной у лба, красновато-коричневый мафорий Богоматери украшен серебряной каймой и запоной с жемчугом и цветными камнями. Охряной трон, расписанный желтым растительным орнаментом, изображен с аркатурой в три ряда (верхние два - сквозные); трон усажен жемчугом и цветными камнями по обрамляющей его черной полосе. На троне лежит ярко-зеленая подушка, внизу виднеется завеса этого же цвета. Под подушкой подостлан темно-коричневый ковер (?), шитый камнями и жемчугом, так же как и подножие, на которое опираются ноги Богоматери в красных туфлях. Вохрение плотное, глинисто-коричневое с подрумянкой, по желтому санкирю. Оливковые и темно-красные тени приплеснуты, так же как и белильные высветления у рта, на носу и под глазами. Глаза темно-коричневые, почти черные, с ярким белильным белком. Волосы Спаса исполнены исчерна-коричневой краской по зеленоватой подготовке; на крещатом нимбе - следы написанных красками драгоценных камней. Предстоящие ангелы представлены в розовых и синих одеждах. Слева вверху над ангелом следы киноварной надписи (грузинской (?)). Звезда на лбу Богоматери, орнамент трона и крылья ангелов прописаны в XVI веке. В немногих местах утрат древней живописи (на одежде Богоматери и подушках трона) оставлены позднейшие вставки. Фон и поля серебряные, исполненные, возможно, оловом. Верхнее и нижнее поле опилены; валикообразные утолщения на боковых полях стесаны.

Доска тонкая кипарисовая, шпонки набивные на кованых гвоздях, загнанных с оборотной и с лицевой стороны 2 . Паволока крупнозернистая, левкас, яичная темпера. 140 × 92.

2 Эти признаки - порода дерева доски и способ прикрепления шпонок - также говорят в пользу грузинского происхождения иконы.

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля, затем Ярославский областной музей искусств.

Раскрыта в ЦГРМ в 1925 году Г. О. Чириковым, П. И. Юкиным и И. И. Сусловым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. с. 202
¦


Лазарев 2000/1


с. 168 ¦ 25. Большая икона Толгской Богоматери (Толгская I)

Последняя четверть XIII века. 140×92. Третьяковская галерея, Москва .

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля. Сохранность в целом хорошая. Наибольшие утраты на нимбе и фоне, серебро которого окислилось. Имеются вставки нового левкаса на одежде. Верхнее и особенно нижнее поля укорочены. Иконографический тип Богоматери Умиления со стоящим младенцем позаимствован из византийских источников. Он встречается на двух синайских иконах XII–XIII веков (Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 148, 201). Изображение сидящей на троне Богоматери также было хорошо известно византийцам (ibid., fig. 54, 157, 171, 191, 222, 232), хотя получило более широкое распространение в живописи дученто. Но отсюда было бы неверно делать вывод об итальянских влияниях на икону. Наиболее близкие для нее иконографические аналогии - воспроизводящая греческий оригинал миниатюра свитка Экзультет в парижской Национальной библиотеке (Nlles Acq. lat., no. 710, около 1115 года: Bertaux L. L"art dans l"Italie Méridionale. Paris, 1904, p. 228–229; ср. со свитками Экзультет pl. II, 11 s), византийский рельеф XIII века в Сан Марко (Demus О. The Church of San Marco in Venice, p. 121, fig. 35), золотая иконка XIII века в Эрмитаже (Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1967, ил. 247, с. 374). Но на толгской иконе вся композиция оплощена. Попытка В. И. Антоновой приписать икону Толгской Богоматери грузинской школе носит фантастический характер. Икона написана не на кипарисовой доске, а на липовой, что говорит против ее южного происхождения. с. 168
¦

Похожие публикации