Скачать индастриал крафт 2 для майнкрафт пе

Просмотров: 6856 | Дата: 16-03-2018, 00:13

IndustrialCraft PE-это глобальный мод для MCPE,который является очень точной копией IndustrialCraft. Он содержит основные механизмы, генераторы и энергию.

Особенности:

1. Текстура, интерфейс и механизмы выполнены точно так же, как в ic2 classic;
2. Совместимость со всеми другими модами ядра двигателя, включая THAUMCRAFT PE.
3. Это бета-версия. Он содержит относительно небольшое недочеты и может содержать ошибки.

Новости развития:

Все это будет добавлено в следующей версии, пожалуйста, будьте терпеливы.
- Исправлена экономия энергии во время крафта.
- Рецепты изготовления солнечной панели, геотермального генератора, индукционной печи очень похожи на MCPC.
- Исправлен рецепт экстрактора, теперь вы не можете использовать для него ранее использованные древовиды.
- Исправлена невозможность взимать elec-treetap. - Правильное отображение электрических вещей в творчестве.

v2.0 - Pre-Release 2:

Добавлен насос. На данный момент он может извлечь только блок воды под себя, в будущем функциональность будет расширена. Потребляемая мощность - 1 Eu/t, время работы - 1 сек. Если вы добавляете улучшение выталкивателю жидкости, то оно может послать воду к заводу штуфа.

Добавлена термическая центрифуга. Используется для переработки измельченной руды от примесей других металлов. Это единственный способ получить серебро.
Панель солнечных батарей имеет интерфейс, в котором вы можете заряжать предметы.
Генератор вещества можно отключить с помощью сигнала редстоуна.
Возможность слива жидкости (лава,вода) из капсул.
Генерация медных и оловянных руд стала ближе к ПК-версии.
Батбокс можно получить вручную, также исправлена ошибка, когда гаечный ключ не тратил силы, а электрический ключ не тратил энергию на его демонтаж.

Нововведения:

Добавлены дробленые руды, рафинированные дробленые руды, мелкие отвалы пыли, серебро.
Добавлен обогатительный комбинат. Позволяет получать больше ресурсов из измельченной руды, использует воду. Потребляет 8 Eu / t.
Добавлена анимация для механизмов. Он меняется при включении механизма.
Добавлены рецепты получения каучука из семян гевеи и отбеливания шерсти в экстракторе.
Добавлены рецепты сжатия ресурсов и кирпичей в блоки и песка в песчаник для компрессора.
Добавлен рецепт дробления льда на 4 Снежка.
Исправление ошибок и оптимизация.

Насос, термальная центробежка, блоки развертки и лазер минирования в творческом inv, тем не менее их нельзя произвести и использовать пока.

Кроме того, все непрозрачные блоки заменяются на другую специальность, поэтому они не будут конфликтовать с блоками из других модов IC (например, лесное хозяйство), они больше не исчезают на расстоянии и различных объектах (двери, пластины и т. д.).) можно поставить на них, однако такие перемены сломают ваши старые миры.

Добавлена библиотека ChargeItem для совместимости предметов, хранящих энергию, из разных модов.
- Методы для рендера моделей механизмов вынесены в библиотеку MachineRender.
- Теперь генерация руд в моде будет отключаться, если она уже добавлена другим модом, использующим библиотеку Flags для добавления уникальных действий.
- Увеличено количество свинцовой и урановой руды в мире.
- Исправление багов.

IndustrialCraft PE 2.0 - pre-release 2

Добавлена помпа
Пока что может добывать только блок воды под собой, в будущем функционал будет расширен. Энергопотребление - 1 еЭ/т, время работы - 1 секунда. С помощью улучшения «Выталкиватель жидкости» может подавать воду в рудопромывочную машину.
- Добавлена термальная центрифуга
Используется для очистки измельчённой руды от примесей других металлов. Единственный способ получения серебра.
- Для крафта стекловолокна требуется серебряная пыль.
- У солнечной панели появился интерфейс, в котором можно заряжать предметы.
- Генератор материи можно выключить с помощью сигнала редстоуна.
- Из капсул можно выливать жидкость.
- Генерация медной и оловянной руды стала более близкой к ПК версии.
- Бат-бокс можно добыть рукой, также исправлен баг из-за которого ключ не тратил прочность, а электроключ не тратил энергию на его демонтаж.
- Исправлено переполнение слотов в рудопромывочной машине.
- Обновлена библиотека ToolType:
> Исправлен баг, из-за которого мечи и инструменты не ломались при ударе ими по мобам.
> Исправлено время ломания блоков мечом и иридиевым буром в режиме 3х3
- Исправление множества других багов и различные улучшения

Сканеры, шахтёрский лазер и буровая установка будут доделаны в релизной версии.

IndustrialCraft PE 2.0 - релиз

В релизе обновления 2.0 будут добавлены как нововведения, планировавшиеся ещё в обновлении 1.10:

Помпа
- Буровая установка (сейчас есть лишь её прототип)
- Шахтёрский лазер

Так и обработка руд, являющаяся одним из основных нововведений экспериментальной версии на ПК:

- Уран добывается в виде руды

Добавлено серебро, используется в крафте оптоволокна. Можно получить только в термальной центрифуге. Однако если какой-то мод добавляет серебряную руду, её можно будет обработать в механизмах.

При дроблении руды вместо пыли получается измельчённая руда, её также можно переплавить в слитки.

- Рудопромывочная машина

Использует воду для промывки измельчённой руды, получая очищенную измельчённую руду, каменную пыль (пока что применения не имеет), и 2 маленьких кучки пыли того же металла, за исключением свинцовой и урановой руды, где получается 3 кучки серной пыли и 2 кучки свинцовой пыли соответственно. Из 9 кучек пыли можно скрафтить 1 пыль.

- Термальная центрифуга

Используется для очистки измельчённой руды от примесей других металлов. В будущем будет использоваться и для обогащения урана.
Рецепты:
Измельченная медная руда -> медная пыль, кучка оловянной пыли
Измельченная оловянная руда -> оловянная пыль, кучка железной пыли
Измельченная железная руда -> железная пыль, кучка золотой пыли
Измельченная золотая руда -> золотая пыль, кучка железной пыли
Измельченная свинцовая руда -> свинцовая пыль, кучка медной пыли
Измельченная серебряная руда -> серебряная пыль, кучка свинцовой пыли
Если измельчённая руда не промыта, то получается ещё и каменная пыль.

Измельченную оловянную и медную руду можно использовать для крафта бронзовой пыли.

Релиз IndustrialCraft PE 2.0 - лишь этап в разработке мода. Далее будут выходить обновления на ядерную энергетику, агропромышленность и т. д.

IndustrialCraft PE 2.0 beta 6

Исправлен баг с энергоранцами
- Исправлены названия хранящих энергию предметов в верстаке.
- Исправлено улучшение «Загрузчик»
- Исправлено изменение защиты нано и квантовой брони при разрядке/зарядке

Как IndustrialCraft на ПК в своё время, IndustrialCraft на телефоне переходит в версию 2.0. Если раньше он был чем-то средним между классической и экспериментальной версией IC² для ПК, то теперь он будет полностью портом экспериментальной версии благодаря возможностям .

Нововведения:

Новая система энергии
Из-за отсутствия ограничений по дате, энергия хранится прямо в ней, без перевода (раньше 1 дамагу присваивалось какое-то количество энергии). Это делает вычисления с энергией более точными и убирает ограничения на размер хранилища предмета. В связи с этим я перенёс все основные изменения экспериментальной версии, связанные с энергией:
1) Увеличение хранилища энергокристалла, лазуротронного кристалла и всего, что из них крафтится, в 10 раз.
2) Увеличение хранилища МФЭ до 4М энергии, а МФСУ до 40М
3) Продвинутый аккумулятор на 100К энергии и бронзовый энергохранитель на 300К.
Так же в скором времени будут добавлены новые ранцы: бронзовый (600К) и энергокристальный (2М).

Сера, нужна для крафта продвинутого аккумулятора, получается в экстракторе из пороха.
- Кусочки руд удалены, так как Inner Core позволяет добавлять в печку рецепты с блоками из модов. Теперь дропаются сами блоки. Кроме того, это облегчает добавление рудопромывочной машины и термальной центрифуги в будущем.

Более тонкие модели проводов, как в пк версии, при этом ходить сквозь них нельзя, как это было раньше с оптоволокном, так как физическая форма не привязана к их толщине.
- Все механизмы имеют текстуры из экспериментальной версии.
- У геотермального генератора появилось хранилище на 10 000 еЭ, а скоро появится и слот для зарядки предметов.

Стоит отметить, что это бета-версия, да и Inner Core ещё сырой, поэтому баги есть и их много, но играть можно.

Предыдущие обновления (архив):

В этом обновлении исправлена ошибка при разрушении компрессора, солнечной панели, гидро- и ветрогенератора.

1. Добавлен ключ и электроключ.
Теперь рукой/киркой можно добыть только генератор, батбокс и железную печь. При ломании всех остальных механизмов выпадает генератор, железная печь, машинный или улучшенный машинный блок в зависимости от того, из чего крафтился механизм. Чтобы получить механизм целиком его нужно демонтировать с помощью ключа или электроключа:
- Гаечный ключ
Прочности хватает на 17 демонтажей. С вероятностью 20% демонтаж окажется неудачным и механизм сломается.
- Электроключ
Хранит 10 000 еЭ, на демонтаж тратит 500 еЭ. В отличие от гаечного ключа, может демонтировать любой механизм без потерь.

2. Добавлена композитная броня из моего аддона Hi-techCraft. Имеет защиту как у алмазной и прочность близкую к ней.

3. Добавлены укреплённые блоки (камень и стекло). Могут выдержать любой взрыв, даже ядерного реактора (когда он будет добавлен). Кроме того, используются в крафтах мода и аддонов, в частности, для крафта квантового шлема.

4. Исправлено:
- Майнкрафтовские кирки не ломались. (Баг CE)
- При атаке моба разряженным электроинструментом он ломался. (Баг CE)
- Брёвна акации и тёмного дуба нельзя было жарить в печи. (Баг CE)
- Защита бронзовой брони. Кроме того, прочность теперь на 10% меньше, чем у железной, аналогично инструментам.
- При атаке мобов мечи ломались в 2 раза быстрее, чем должны.
- Аддонам не импортировался UpgradeAPI.

Мод переведён на библиотеку energyLib, теперь распределение энергии намного более оптимизировано и есть возможность взаимодействия с другими модами.
- Обновлена библиотека на типы инструментов: исправлен баг, из-за которого инструменты одного типа имели одинаковые свойства.
- Электроключ крафтиться разряженным.

Поддержка версии (аддон на рендер)
Добавлена квантовая броня со всеми ее возможностями (полет, бег и прыжки), управляемыми с помощью кнопок. Каждый элемент брони хранит по 1 000 000 еЭ. Полный сет даёт неуязвимость.
Добавлена нано-сабля.
Энергохранилище - 100 000 еЭ, урон - 20 хп. Разряжается когда находится в руке.
Добавлены бронзовые инструменты, аналогичны железным, но прочность на 10% меньше.
Добавлены электрические инструменты (не ломаются, но тратят энергию. Хранят по 30 000 еЭ.):
- Шахтёрский бур. Может добыть те же блоки, что и железная лопата и кирка. Скорость добычи как у алмазной кирки. Расход энергии - 50 еЭ.
- Алмазный бур. Улучшенная версия обычного бура: в 2 раза быстрее и может добыть обсидиан. асход энергии - 80 еЭ.
- Электропила.
Аналог топора. Является также хорошим оружием (урон - 9 хп). Расход энергии - 50 еЭ.
Новые компоненты крафта: катушка, электродвигатель и силовой агрегат.
Добавлена русская локализация блоков и предметов.
Теперь для крафта композитного слитка требуются пластины.
Добавлено получение лазуритовой пыли в дробителе и её использование.
Незначительные исправления и доработки.
Добавлена библиотека стандартных типов инструментов для ToolAPI.

Что планируется ближайших обновлениях:

Добавление оставшихся электрических инструментов и брони.
- Буровая установка.
- Фиксы багов.

Мод будет достаточно быстро развиваться, а так же представляет из себя проект с открытым исходным кодом и API для дополнений. Ссылка на github:

Мод IndustrialCraft представляет из себя очень точный порт одного из самых популярных модов для Minecraft на ПК. В нем присутствуют основные механизмы, генераторы и энергия.

Статья ниже возможно неактуальна для клиента Inner Core и версии мода 2.0. Все свои вопросы задавайте в группу разработчиков - vk.com/factorisation2_script .

Введение

Для начала Вам нужно начать развиваться также, как в обычном выживании Minecraft PE . Найдите и получите дерево и шерсть, чтобы сделать кровать, сделайте верстак и печку, а также необходимые инструменты (топор, кирку, лопату). Но не забудьте про своё жилище, в котором Вы сможете переночевать от монстров!

После этого Вы можете начать с поиска резинового дерева (гевеи). Из каучука можно получить резину, которая является одним из самых важных компонентом с данным модом! Не стоит ломать стволы гевеи, ведь через некоторое время каучук снова появится.

Для получения каучука нужно получить краник.

Тапните краником по каучуку, чтобы получить его.


Вы также можете попробовать получить саженец гевеи из листвы и посадить его возле своего домика, чтобы создать некую ферму резиновых деревьев.

Новые руды можно найти глубоко в пещерах и под землей. Каждую руду можно переработать в печке, чтобы получить определённый слиток.


Но не стоит забывать и про обычные руды МКПЕ . Железо является самым важным ресурсом в моде IC, так как из него изготавливается практически всё.

Используйте железо и другие компоненты, чтобы получить железную печку. Отличается от обычной тем, что одно плавление в ней происходит не за 10 секунд, а за 8.





Развитие промышленности

Электротехника

После того, как вы получить достаточное количество каучука, красной пыли, меди, железа и олова, можно приступать к изготовлению генератора - первого источника электрической энергии и первого потребителя электроэнегии - электропечки (электрическая печка). Отличие данной печки заключается в том, что она работает почти вдвое быстрее обычной.


  • 5 new ores.
  • 39 mechanisms and a variety of items.
  • Beautiful and user friendly interface of many mechanisms.
  • Automatic extraction of any resource.
  • The work and storage of liquids (barrels, pipes and pumps).
  • The possibility of transporting items between chests and mechanisms will connect the mechanisms to the network.
  • The energy from which most of the works. Produced by the generators t is transported on the wire.
  • Electrical tools, weapons and quantum armour.
  • Beekeeping.
  • Nuclear bomb.
  • 6 new fluids, 1 of them you can pour into the world like water.

    Hevea or rubber tree:
    Generated in the world with a small probability, only in biomes where there is grass. In the new versions very frequently generated in the forests, jungles and swamps. Is used to produce latex and rubber. Can be grown artificially. Most often appears in the woods, jungles or swamps.
    The seedling of rubber trees (486) - drops out of the foliage of rubber tree. Used in the grower of rubber trees for cultivation new gevey. Grows about 10 minutes.

    Oil:
    Rarely is generated in the world because lakes with a fountain in the middle, generation more often in deserts. Looks like a dark liquid, possesses the properties of water: flowing, it is possible to swim and drown, in contact with the lava turns to stone. You can transfer using a bucket or pump to pump. Appear more frequently in the deserts.

    Wild hives:
    Rarely is generated on the surface. Tapping on it will take off 2 bees. Break it out then the bees will drop the Queen and the drone.
    Bees can exist only with difficulty!

    Mixed ore - rarely generated, average deposits of no higher than level 20, mined iron or diamond pickaxe or drill. Redstone"m dropping iron dust, gold dust, uranium and rare lapis lazuli.

    Uranium ore - rarely generated, small deposits of no higher than level 48, mined iron or diamond pickaxe or drill. Uranium"m dropping and 50% of iron dust. Uranium is needed to craft effective uranium rods.

    Iridium ore - rarely generated, 1 small field in 3-4 chunks. If you find it you are very lucky. mined iron or diamond pickaxe or drill. "m dropping a piece of iridium and 50% gold dust, 2 pieces is 1 iridium ingot.

    Copper is very common below level 30. mined by a stone pickaxe and above

    Tin is often found below level 30. mined by a stone pickaxe and above

    Bees - sometimes only appear on difficulty. Fly low, if they strike will begin very quickly fly away from the player. When the death of them falls bee drone(drone). Health - 5.

    Mechanisms:
    Mechanisms are blocks that perform some action, being in the world. For example to produce energy, handle the objects, collect resources, etc.

    GUI Mechanisms:
    Some mechanisms have interface. With it the movement you can put items or take them from him. The interface can be one or more slots. In order to access the interface, simply click on the mechanism. To put an item in the slot mechanism, we must first choose the slot, and then press the button with the blue arrow. To take an item from the first slot select the slot and then press it.

    Left in the interface has an energy bar that shows how filled the internal storage mechanism.

    The interface has masticator, electric furnace, extractor, centrifuge, heat exchanger, fuel, generator, geothermal generator, barrels, bee hives, bat boxes, and MFE.

    If the mechanism to break, then the items will fall out.

    Energy:
    The energy produced by the mechanisms-generators, and is transmitted through the wires attached to the mechanisms. Several wired devices form a network. All the energy produced is evenly distributed on all the mechanisms in the network that are not the generator resistance.
    Mechanisms are not able to transfer energy without wires, even if you are next!
    Many use energy mechanisms there are internal store at which to stock up on unused energy and later be used by the mechanism. The amount of stored energy in the mechanism, click on it with the key or looking at the scale in the GUI, if it has one mechanism.
    Each generator has a parameter output - its voltage. The voltage is determined by the maximum voltage of the generator. If the voltage is above the limit of any device or wires, they will burn.
    The voltage can be changed using transformers. The transformer has one high voltage output and low voltage 5, deploy them by using the key. The transformer changes the voltage with the passage of energy through it. If the voltage of more high voltage output, the transformer will burn.

    Types of transformers:
    Low-voltage 32V 128В
    Medium voltage 128В 512В
    High voltage 512В 2048В
    Voltage and resistance by default is disabled how to enable, read the end of the instructions!

    Wire - sets the power wire, chains of these blocks connect mechanisms in power grid. The wire has resistance, which will determine the energy loss per unit wire.
    Types of wires:
    Copper - limit voltage 32V, resistance - 1/5.
    Golden - limit voltage 128В, resistance - 2/5.
    Crystal limit voltage 512В, resistance - 1/20.
    Steel - limit voltage 2048В, resistance - 1.
    Superprotonic - no limit voltage and resistance

    Storage of energy (bat-box, id 210, MFE, id 235, MFSU, id 252) - can store energy 40000 baht-Boxing, 600000 - MFE, 10000000 - MPS. Transmits power to the grid until it fills the internal energy storage of all devices. Too there are single-slot interface, need to charge the items.
    The output voltage, limit voltage:
    bat-box 32V
    MPE 128В
    MFSU exit 256, the limit 512В

    The key (wrench, id 500) - allows you to watch the energy levels in the mechanisms. At the reactor shows the heat, at the lighthouse toggles between the generator of matter shows the process of creating matter, etc.
    Allows you to enable and disable mechanisms. By default, all mechanisms are enabled. For on/off tap the key on the mechanism or just hover over it. Top button will appear that will show enabled or disabled. With it happening on/off.
    Pressing the key turns the mechanism. Turn performs only a decorative role!

    The generator is a mechanism that produces energy and sends it to the network. The generator can"t generate power, only to give.

    Solar panel (solar pannel, id 209) is the simplest generator produces a day 20 energy/sec, if no top blocks, takarajimasha light. Voltage 20V

    Fuel generator (fuel generator, id 211) - Has an interface with 1 slot for fuel. Works like the furnace, only produces energy. Internal storage - 10000 energy. The boards/wood is 750 energy per unit of fuel, poles/saplings - 250, coal - 4000, a bucket of lava - 10000. Voltage 32V.

    Nuclear reactor, about him below ...

    Windmill (windmill, id 219)- installation height above 64 (above sea level) produces the more energy, the more air units in the area 9х9х9 around the wind turbine and the higher it is. A maximum of 100 energy/sec. Does not store energy. Voltage from 0 to 100V

    Water mill (watermill, id 220) - produces the more energy, the more blocks of water in the area 3х3х3 around her. A maximum of 8 energy/sec. Does not store energy. The voltage of 8V.

    Geothermal generator - (geotermal generator, id 221) - has an internal storage of 16 lava buckets. Uses 1 bucket of lava within 50 seconds and generates 20 energy/sec. Stops if energy has nowhere to pass. Can pour lava from the barrel above it in yourself, or lava can be poured through the interface, putting in its slot of the bucket with lava. Voltage 32V.

    Oil generator has internal storage for any liquid in 16 buckets. Uses some liquid to generate energy. 1 bucket is processed 50 seconds. Has an interface with 1 slot for a bucket of liquid. Can receive liquid from the barrel above it.
    Oil 8000 energy/bucket
    Lava 5000 energy/bucket
    Petrol 16000 energy/bucket
    Biomass 10000 energy/bucket
    Voltage 32V

    Spanner - allows you to view information about the mechanisms and enable/disable them - just hover the mouse pointer over mechanism with the key in hand, in the upper right corner there will be information button. Also allows you to configure some of the mechanisms and rotate them with a tap on it.

    Capsules - the subject in which you can store any liquid, as capsules, as empty stakeouts of 16 pieces. Capsules can be used as buckets/bottles in any of the mechanisms. But to drink from the capsules and pour the liquid from them is impossible.
    Iron, gold tin and copper dust in the masticator is obtained from the ore. melted into ingots, are also a component of lights and elements of the reactor.

    Copper and tin ingots and components, craft wire and some machinery.

    Steel ingot - the most basic element of crafting. Need to craft a machine block, circuits and many mechanisms. Is obtained from steel ingot.

    Engine block component of most mechanisms. Can be disassembled into steel ingots.

    Conventional and improved chip - craft components of tools and objects.

    Wire - sets the power wire, also falls with him. Now the wire in the inventory is subject. Is also a component for crafting circuits.

    The reactor module (reactor module, 507) - is used for crafting advanced tools and items.

    Matter (uu-matter, 508) is produced in the generator matter. It can be crafted very much, but the main focus is the crafting of iridium.

    Iridium (iridium, 496), a component for crafting nanocable and iridium plates

    Iridium plate - component quantum armor.

    Latex (485) is going through the faucet from rubber trees, is used to obtain rubber.

    Rubber(488) - material for the wires and rubber helmet.

    The coal dust obtained in the masticator from coal, we need to create guledani.

    The composite ingot is needed to create the composite in the compressor

    Carbon - need for creation of carbon in the compressor.

    Not a frozen concrete - is necessary for the creation of the compressed concrete in the compressor

    Composite - needed for crafting of laser and iridium composite.

    The fiber - needed for crafting of nanobone

    Compressed concrete is needed to fill a concrete paver on the bench

    Coal ball (coal ball) - need for crafting coal blocks.

    Lump of coal (rock coal) - is used in the compressor to create diamonds.

    Features of the script and how to troubleshoot:

    In any unclear situation return in the world.
    No the device does not support double chests. Ie the trunk will be considered complete if will be filled first 27 slots. the remaining slots will not participate in the treatment.
    If you press the movement key that is written "not activated", or the mechanism simply does not work, click on the Redstone mechanism.
    If you think that the energy is not transmitted by wire or objects on the pipes, then reinstall the pipes/wires that transmit energy
    When you install a script during the game (not main menu) it will not work, appears that the script is disabled. To activate the reset world.
    If the GUI does not appear, or does not work correctly use the app from the archive with the mod. It correctly installs the files GUI regardless of whether there is Internet or not.

    Working with configuration file:

    The configuration file of the mod is located at /games/com.mojang/factorization.options
    Each adjustment has 3 values:
    true - enabled
    false - disabled
    fancy - depends on the configuration of the improved graphics
    The settings:
    -armor_safe_mode is a very important setting, enabled by default. Off quantum/nano armor, because that armor may crash on many devices. Can try to turn it off.
    version_code version of the configuration file. The change will restore the configuration by default.
    barrel_liquid_animation - shows whether the liquid in the barrels
    pipe_item_animation - animation of objects in the pipes
    test_pipe_liquid_animation - test animation of the fluid in the pipes. Disabled by default, so it causes strain and it has bugs.
    liquid_engine_animation animation work liquid-fuel generator
    overpowered_machine_explosion - enables/disables the explosion of the mechanisms and wires at tall voltage
    resistance - enables/disables the resistance
    debug - enables/disables debug mode (in debug mode shows the performance time of one tick, the tick mechanism etc in milliseconds

    Features:

  • armor will not work with connected players
  • any animation will be visible only to the host
  • many add-ons work in multiplayer
  • Installation Factorization / IndustrialCraft:

  • Install
  • Put "industrial-craft" to the folder "games/com.mojang/mods"
  • Install ICRender.apk
  • Restart
  • Представляем вам новую версию мода Factorization 5.0.0 для Minecraft PE в которую входят моды из ПК версии Industrial craft 2 и Buildcraft, а так же элементы из Forestry и Greg tech. Благодаря этому моду весь игровой процесс становится совершенно новым, так как модификация очень обширна и включает в себя более 40 механизмов, пчеловодство, 5 новых руд и многое другое. Благодаря всему этому играть в Майнкрафт ПЕ становится куда интересней и разнообразней.
    Что добавляет мод:
    1. более 40 механизмов и ещё больше предметов.
    2. 5 новых руд
    3. Провода и проработаная энергия, как в industrial craft 2, генераторы и ядерный реактор.
    4. Удобный и красивый интерфейс у большенства механизмов
    5. работа с жидкостями, из которых 6 - новые, в частности нефть, которая течет, как вода
    6. Пчеловодство!
    7. Авто-фермы животных и растений
    8. Автоматическая добыча руды
    9. 2 вида новой брони
    10 Новые способы обработки ресурсов
    11. Оружие и инструменты, работающие от энергии.
    12. Дополненния (аддоны) к основному моду
    13. Хорошая (для майнкрафта) графика

    Благодаря моду Factorization 5.0.0 для Pocket Edition выживать станет куда проще, благодаря большому количеству новых механизмов благодаря которым обрабатывать руду будет куда проще и намного быстрей. Затем вы можете выбрать направление в котором будит происходить дальнейшее развитие в игре, можете пойти по пути высоких технологий, материи и кванта. А можете пойти по более мирному пути и заняться пчеловодством и строительством автоматизированных ферм в MCPE



    В этой версии добавлены капсулы для жидкости, рыболовные сети, а так же множество фиксов и улучшений.

    Что нового:
    - Капсулы - предмет, в котором можно хранить любую жидкость и при этом полные капсулы, как и пустые стакаются по 16 штук. Капсулы могут быть использованы так же как и ведра/бутыли в любых механизмах. Но пить из капсул и выливать из них жидкость нельзя.
    - Рыболовная сеть - ставится над водой, после чего на ней может с маленькой вероятностью появляться рыба. Шанс зависит от глубины, максимальная вероятность достигается при 5 блоках воды под сетью.
    - Помпа использует энергию, 50 энергии на перекачку 1 ведра.
    - Исправлен баг с помпой, когда она не перекачивала жидкость из бочки под ней.
    - Жидкую материю из генератора материи можно забрать, положив в слот ведро.
    - Жидкотопливный двигатель имеет модель и анимацию работы, анимация будет происходить на включенной улучшенной графике. Настраивается в файле конфигурации.
    - Гевеи будут теперь появляться в лесах, джунглях и на болотах с большой вероятностью, особенно на последних.
    - Нефть чаще появляется в пустынях.
    - Новая текстура дикого улья
    - Исправление некоторых русских названий
    -Доработан бур (он не ломал некоторые блоки, например спавнеры и полублоки)


    Глобальное обновление с кучей улучшений.
    - Поддержка большинства аддонов в локальном мультиплеере
    - Полностью переписан код, отвечающий за использование предметов и блоков, а так же тик механизмов, что оптимизирует мод, так же исправлены многие баги (вероятно новые тоже добавлены, но бета-тестеры не обнаружили их)
    - Энергия не может передаваться от механизма к механизму без проводов, даже если они стоят рядом, учтите это!
    - Помпа может работать не только с бочками, но и со всеми механизмами, в которых хранится жидкость
    - !!! Обновлен файл конфигурации, по умолчанию ОТКЛЮЧЕНЫ НАПРЯЖЕНИЕ И СОПРОТИВЛЕНИЕ, но их МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ, кроме этого ОТКЛЮЧЕН безопасный режим брони.
    - добавлено меню мода с полезными опциями, а конкретно: открытие конфиг-файла, фикс краша (если он происходит), проверка и загрузка файлов ГУИ, список дополнений.
    - новые методы в FactAPI
    - исправление текстур ломания блока.

    НОВЫЕ НАСТРОЙКИ В КОНФИГУРАЦИИ ===
    - overpowered_machine_explosion - включает/выключает взрыв механизмов и проводов при высоком напряжении
    - resistance - включает/выключает сопротивление
    - debug - включает/выключает режим отладки (в режиме отладки показана производительность, время одного тика, время тика механизма и т.д в миллисекундах)

    ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ВЫЛЕТА ===
    1. Открываем меню мода
    2. Входим в раздел CRASHES
    3. Наживаем FIX, это отключит проверку брони в конфигурации, с которой связан вылет.

    ВОЗМОЖНОСТИ МЕНЮ ===
    1. Проверка файлов интерфейса и загрузка именно той части, которой не хватает.
    2. Просмотр списка установленных дополнений
    3. Быстрое открытие файла конфигурации для изменения.
    4. Быстрое справление вылета от проверки брони.

    ВКЛЮЧИТЬ НАПРЯЖЕНИЕ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ===
    Если быть точным, то напряжение и так включено, а вот взрыв механизмов от него - нет
    1. Открываем меню и заходим в раздел CONFIGURATION
    2. Нажимаем OPEN CONFIG FILE и выбираем текстовый редактор.
    3. Устанавливаем overpowered_machine_explosion:true
    4. Устанавливаем resistancd:true
    5. Сохраняем.

    ИГРА В ЛОКАЛЬНОМ МУЛЬТИПЛЕЕРЕ ===
    Добавлена поддержка мультиплеера в локальной сети. Находится в бета-тестировании, могут быть баги и недоработки. Добавлен отдельный скрипт-клиент для подключаемых игроков.
    Инструкция по использованию:
    1. Установка для игрока, который будет сервером в локальном мультиплеере такая же, как и для одиночной игры.
    2. Для игроков, которые будут подключаться к хосту следует отключить скрипт factorization 4.X.js и поставить FZ multiplayer client 4.X.js!
    ВАЖНО!! Клиент мультиплеера не будет работать в одиночной игре, только при подключении к миру, где стоит основной скрипт!

    УСТАНОВКА ДОПОЛНЕНИЙ: ===
    1. Для установки дополнения распакуйте архив с ним по адресу games/com.mojang/FactorizationAddons
    2. Используйте только дополнения из официальной страницы мода - https://vk.com/factorisation2_script
    3. После установки дополнения, установите приложенные текстуры.


    Много фиксов версии 4.6, которая была неиграбельна в выживании.
    - Фикс дропа с блоков.
    - Фикс дропа дикой пчелы.
    - Фикс текстур руд и ядерной бомбы, а так же текстур ломания блоков!
    - Механизмы в обычном мире не будут работать, пока игрок находится в нижнем мире и наоборот, так что теперь никаких багов при использвании портала не будет.
    - Фикс вылетов при ломании блоков, транспортировке предметов по трубам и ломании вагонетки.
    - Фикс раздела загрузки интерфейса в меню мода (прокрутка).
    - Фикс конфликта id разметочного забора с головами мобов.
    - Другие незначительные фиксы (карьер, FactAPI и т.д)

    ОБ ОСНОВНОЙ ВЕРСИИ - 4.6 ==
    - Поддержка версии 0.12.1, !!! используйте только блоклаунчер не ниже версии 1.10.3 !!!
    - Абослютно новый ядерный реактор, об этом читать ниже.
    - Анимация ядерного взрыва (вспышка и ядерный гриб)

    Конфиг-файл обновлен.
    - фикс меню мода (прокрутка)
    - Механизмы могут некорректно работать после телепорта между измерениями.


    ЧТО НОВОГО =====
    1. Система труб, как в BuildCraft на pc
    2. Полное обновление исходного кода и движка - это уберет многие старые баги, повысит производительность и упростит установку, но большая вероятность появления новых багов. Так же теперь все обязательные файлы мода хранятся в текстурпаке и загружаются небольшим скриптом.
    3. Файлы интерфейса теперь загружаются из текстурпака, как и весь мод.
    4. Добавлены подсказки, которые стоит читать тем, кто плохо разбирается в моде.
    5. Обновление меню мода.
    6. Раздельная зарядка инструментов, оружия и брони. Кванотвая броня - только в МФСУ, энергокристалл, наноброня и наносабля - МФЕ и МФСУ.

    НОВЫЕ ТРУБЫ ====
    Трубы позволяют транспортировать предметы из контейнеров (сундуков или механизмов) в другие контейнеры, при этом ещё сортируя, корректируя направление и ускоряя. Предметы в трубах движутся по этим правилам:
    1. На развилках в обычных трубах предметы выбирают рандомное направление.
    2. Предмет выпадет из трубы, если её сломать во время его движения или если труба закончится.
    3. В ускоряющих (золотых) трубах предмет будет набирать скорость, в остальных - терять, но при этом скорость не может упасть до нуля или подняться выше определенного предела.
    4. В железных (направляющих) трубах предмет пойдет только в том направлении, в котором повернута труба, т.е он может даже развернуться
    5. В трубах из красного камня (фильтрующих) предмет пройдёт, только если такой же предмет есть в интерфейсе трубы, иначе он развернется назад. Если в интерфейсе не указан ни один предмет, то труба пропустит любой предмет.
    6. Если предмет войдет в сундук, то он положится туда, если же места не хватает, то положится часть стака, или не положится ничего и предмет развернется. С механизмами все происходит так же, но предмет будет класться только в определенные слоты (обычно это слоты для обрабатываемых предметов)
    7. Деревянная труба будет доставать предметы из сундука или механизма с любой стороны от нее по 1 штуке.


    Полезные нововведения, а так же множество исправлений и улучшений.
    - добавлены новые модели укрепленного стекла и забора карьера.
    - добавлена редкая генерация месторождений металлических руд на поверхности.
    - добавлено яйцо спавна пчел
    - добавлена возможность отключить подсказки в файле конфигурации
    - оптимизирован и ускорен генератор мира.
    - теперь цепную реакцию в ядерном реакторе можно остановить, полностью опустив стержни. После того, как стержни будут опущены, реакция будет спадать, пока не сойдет на нет.
    - добавлена кнопка аварийного сброса стержней в реакторе, которая полностью опустит графитовые стержни за короткое время
    - исправлен баг, при котором пчелы изредка дропали слизь
    - исправлены баги с интерфейсом: ошибка `checkCoordsInSlot` и баг, при котором кнопки иногда не отрисовывались.
    - исправлена потеря зачарований брони
    - исправлена руда иридия
    - исправлен баг с рендером укрепленного стекла, а так же его конфликт с невидимым бедроком
    - исправлен рендер рыболовной сети
    - исправлен баг бура, он не ломал и не дропал руду кварца
    - обновлены иконки интерфейса и некоторые текстуры (с этим помог Влад Грызунов)


    ПЧЕЛОВОДСТВО
    Пчелы делятся на королев и дронов, для работы нужна хотя бы одна королева и дрон, найти королев можно в диких ульях, которые генерируются по миру. Активировать улей нужно тапнув по нему, из него вылетят пчелы, а дальше его можно сломать.
    Для ловли свободных пчел-дронов создайте сачок из палок и шерсти. Для разведения пчел используйте пасеку.
    Рядом с пасекой разметите цветы. В интерфейсе пасеки в левой части есть 3 слота, верхний - для дронов, средний - для королевы, нижний - для устройства климат контроля, последнее нужно только если пчелы не могут работать в данном биоме. Чем больше будет дронов, тем быстрее будет производиться продукт пчел.

    ВИДЫ ПЧЕЛ
    - Обычные - встречаются везде, используют обычные рамки, работают днем, в любом биоме. Дают обычные рамки с медом.
    - Луговые - встречаются на равнинах, используют обычные рамки, вдвое эффективнее обычных, с большим шансом дают каплю меда в дополнение к сотам, работают днем, только на равнинах.
    - Болотные - встречаются на болотах, производят болотные соты с биомассой, используют обычные рамки, работают в любом биоме кроме пустыни, только днем.
    - Тропические - производят какао-соты, используют обычные рамки, работают и встречаются в джунглях, могут работать только днем.
    - Адские - встречаются и работают в аду, используют обычные рамки, используют адский нарост как цветы, производят адские соты, работают медленно.
    - Драгоценные - редко встречаются в горах, используют обычные рамки, производят соты, которые дают пыли металлов, редстоуна и с небольшим шансом осколок алмаза, работают медленно, только в горах, только днем.
    - Мудрые - встречаются очень редко в любом биоме, работают только днем, очень медленно, заполняют пустые пузырьки опыта (которые можно скрафтить из стекла и редстоуна).
    - Легендарные - встречаются чрезвычайно редко (менее 1%) в любом биоме, работают только днем, очень медленно, используют нано-рамки, заполняют их материей. Из заполненной нано-рамки можно получить кусочек материи, из 8 кусочков - полную материю.

    ПРЕДМЕТЫ
    - Пустая рамка - используется в пасеке для образования сот большинства пчел
    - Пустая нано-рамка - создается из карбоновых пластин, нужна для великих пчел
    - Рамки с сотами (Медовые соты, болотные соты, адские соты, драгоценные соты) - получаются при работе одноименных пчёл на пустых рамках. Перерабатываются в центрифуге:
    - Медовые соты дают мед и 1-2 капли меда.
    - Болотные соты дают биомассу
    - Адские соты дают уголь + 50% порох + 50% 1-2 светопыли + 25% 1-2 порошка ифрита
    - Драгоценные соты 1-2 любой пыли (шанс дропа каждой 25%) или алмазный осколок
    - Капля меда - служит для получения бутерброда с медом, 8 каплями можно наполнить капсулу на верстаке.
    - Бутерброд с медом - создается из хлеба и 8 капель меда, восстанавливает 12 единиц здоровья.
    - Осколок алмаза - из 8 можно сделать целый алмаз.
    - Сачок - позволяет ловить свободных дронов пчел.
    - Пустой пузырек опыта - нужен для получения опыта от мудрых пчёл
    - Кусочек материи - получается в центрифуге из заполненных нанорамок, из 8 кусочков материи можно сделать одну материю
    - Устройство климат-контроля - позволяет пчелам работать в любых биомах и условиях, тратит 0.4 Еэ в секунду на работу.

    МУТАЦИЯ
    Механизм мутаций таков: Вы кладете 2 пчёл разных видов, королеву и дрона в слоты пасеки, после чего они начинают мутировать, этот процесс занимает около полутора минут.
    У многих видов пчёл есть шансы мутировать в какой то другой вид. При мутации эти шансы перемножаются, получается, что если у нас одна пчела может мутировать в легендарную с шансом 50% (1/2) и другая с тем же шансом (1/2), то шанс мутации - 25% (1/4).
    После мутации вы получите королеву и дрона нового вида.
    Если не удается мутировать в другой вид, то после мутации с будет получена королева и дрон вида старой королевы и с шансом 20% - вида дрона.

    БРОНЗА, ИНСТРУМЕНТЫ ИЗ НЕЁ И ToolAPI
    Бронза - сплав меди и олова, получается при переплавке бронзовой пыли, крафтящейся из 3 медных и 1 оловянной пыли. Участвует в крафте ключа, композитного слитка и автоверстака.
    Бронзовые инструменты и броня аналогичны железным, но прочность на 10% меньше. После того, как инструмент сломается, то у вас в руке останется сломанный вариант данного инструмента, который можно переплавить в бронзовый слиток, если это не сломанная лопата, для неё это было бы читерно, поэтому из 2 сломанных бронзовых лопат крафтится 1 бронзовая пыль.
    Добавлен шахтёрский бур:
    Энергохранилище - 10 000 еЭ
    Расход энергии - 50 еЭ на блок
    Урон - 4 хп
    Может добыть блоки, добываемые железной киркой или лопатой, немного быстрее алмазной кирки.
    Требуется для крафта алмазного бура, который, кстати в 2 раза быстрее шахтёрского, поэтому и энергопотребление больше - 80 еЭ на блок, урон - 5 хп.
    Factorization ToolAPI - это набор методов для создания инструментов, созданный Владиславом Грызуновым, используется для добавления инструментов в моде, его смогут использовать и аддоноделы. Позволяет добавить, как обычные инструменты (мечи, лопаты, кирки, топоры, мотыги), поддерживающие зачарования и механику сломанных инструментов, так и буры с электропилой.

    Установка:
    Для корректной работы мода нужен

    Похожие публикации