Игорь Сикорский: почему гениальный конструктор сбежал из России. Авиатор, забытый родиной – Игорь Иванович Сикорский

25 мая 1889 года, 120 лет назад, в Киеве, в семье доктора медицины, профессора университета им. Св. Владимира Ивана Сикорского родился пятый ребенок. При крещении малыш получил имя Игорь, и рос, можно сказать, в обстановке наибольшего благоприятствования. Во-первых, старшие дети уже подросли, и у мамы, Марии Стефановны (урожденной Темрюк-Черкасовой), было достаточно времени на младшего, а, во-вторых, сам Игорь был любознательным и разносторонним. Очень любил читать, музицировать, мог оценить картину художника не только на предмет сюжета, но и прекрасно разбирался в композиции…

Надо сказать, что к тому времени, как Игорь подрос, у отца стало больше свободного времени. Если старших детей он всецело доверил попечительству супруги, то из младшего решил «вылепить» гения.

Достаточно сказать, что Иван Алексеевич сам составил подробную программу развития Игоря и следил за тем, чтобы младший сын все выполнял неукоснительно. Единственное, за чем отец следил тщательно – за тем, чтобы мальчишка не испытывал перегрузок.


Игорь с справа с братом и сестрами

Мама и здесь постаралась. У нее был свой рецепт – интересные книги. Когда человек читает, он мысленно переносится в другой мир, подчас другую эпоху, оставляя какие-то негативные эмоции и нервное истощение в настоящем. Хорошая книга – всегда релаксация. А какие лучшие книги для мальчишек? Те, в которых рассказывается о путешествиях, романтических и героических поступках. В домашней библиотеке было много томов Вальтера Скотта, Роберта Стивенсона, Майн Рида, Жюля Верна. Последний очень нравился Игорю. Особенно роман «Робур-завоеватель», в котором рассказывалось о гигантском воздушном корабле. Однажды Сикорскому-младшему приснился сон: его пригласили на этот корабль, доверили его управление. Этот полет получится таким незабываемым по ощущениям, сон был таким ярким, что Игорь несколько дней ходил под впечатлением этого неземного путешествия…


Уж не тогда ли, в детстве, у него и зародилась мечта: стать конструктором летательных аппаратов? И даже больше: свой первый полет на сконструированном и построенном летательном судне Игорь Иванович не доверял никому. Любую первую, образцовую модель, он испытывал только сам. Даже став знаменитым. И когда друзья упрекали его в том, что вряд ли стоило рисковать своей жизнью, для этого есть испытатели, Сикорский неизменно отвечал: кто лучше меня знает все конструктивные особенности? И потом, есть такая традиция: мостостроитель всегда первым вступает на построенный мост. Так почему у пилотов все должно быть иначе?!
Корпус, где готовили элиту общества


Но это будет уже десятилетия спустя. Мечты требуют одного, а жизнь, подчас, совсем другого. Игорю нравилось учиться в 1-й гимназии г. Киева, но из столицы российской империи, Петербурга, ему написал старший брат: а давай-ка к нам, в Морской кадетский корпус. Будешь гардемарином, а потом пойдешь учиться дальше, на морского офицера. Где-где, а на флоте романтики всегда хватает.

Этот поворот судьбы явно выбивался из плана Ивана Алексеевича, который очень надеялся, что хотя бы младший сын пойдет по его стопам и станет профессиональным психиатром. Но и противиться желанию Игоря отец не стал: в конце концов, в психиатрию можно прийти не только с парадного входа. Главное – иметь такую цель.


…Морской кадетский корпус был в то время одним из элитнейших учебных заведений страны, насчитывающий 170-летнюю историю. Здесь преподавали ученые с мировыми именами, да и сам отбор был очень жестким, достаточно сказать, что число учащихся было всего 320 человек, разбитых на 6 классов. То есть в год принимали чуть более 50 человек. Знания давали обширнейшие. И не случайно Морской кадетский корпус гордится такими своими выпускниками, как адмиралы Ушаков, Лазарев, Корнилов, Истомин, Колчак. Великие исследователи морских просторов и открыватели новых земель – Крузенштерн, Лисянский, братья Челюскины. А есть и вообще выдающиеся люди, о которых трудно подумать, что они «основы основ» получили именно здесь: например, составитель «Толкового словаря» Владимир Даль, композитор Николай Римский-Корсаков, художник Василий Верещагин, писатель Константин Станюкович, авиаконструктор Александр Можайский.


Игорю Сикорскому предсказывали блестящую морскую карьеру. Но у него-то была другая мечта – конструировать летательные аппараты. А для этого нужно было подумать о получении дополнительного инженерного образования. К сожалению, время на дворе для этого было не совсем подходящее: шел 1906 год, страна переживала революционные настроения, многие учебные заведения работали крайне сбивчиво: сегодня занятия есть, а завтра господа студенты затеяли какую-нибудь заварушку и лекции проигнорировали. Оставался один путь – отправиться туда, где революцией и не пахнет. Иван Алексеевич дал сыну такой совет: поезжай в Париж!

Так Игорь оказался в Технической школе Дювиньо де Лано. Но проучился в ней что-то около года – по сравнению с Морским кадетским корпусом это была едва ли не начальная школа. Сикорский вернулся в Киев, стал студентом политехнического института. Но и здесь ему было не совсем интересно: пока вчерашние гимназисты «грызли гранит науки», будущий авиаконструктор вместе с двумя друзьями, переоборудовал сарай в мастерскую и начал конструировать и собирать бипланы.


Первый из них он сделал в 1909 году, но, как ни бился, этот биплан в воздух так и не поднялся. Надо отдать должное конструктору, он разобрал свой «БиС-1», как говорится, «по косточкам», но нашел причину. И даже больше – сумел в короткий срок ее устранить.


«С-2» (то есть вторая модель) в воздух поднялась. И управлял ею сам Игорь. Но летательные характеристики были не очень высокими, а потому один за другим появились С-3, С-4 и С-5.


На последней модели Сикорский даже отважился взять пассажиров. На нем же он установил всероссийские рекорды по дальности, продолжительности и высоте полета. Аэроплан поднялся на высоту 450 метров и пробыл в воздухе около часа.


Так в возрасте чуть больше 20 лет Игорь Сикорский стал знаменитостью.



А дальше он взялся за многомоторный самолет. Назвал его «Русский витязь». У него было уже четыре мотора. Молва о воздушном гиганте покатилась по России. Император Николай II выразил желание осмотреть его. Самолет перегнали в Красное Село, где царь поднялся на борт.


Вскоре Сикорскому передали от него памятный подарок – золотые часы.


Позже на его базе был создан новый самолет – «Илья Муромец», который использовался в годы Первой мировой войны в качестве тяжелого бомбардировщика и для разведывательных полетов.



Великую Октябрьскую социалистическую революцию авиаконструктор встретил без особой радости, но и без огорчения. Он посчитал, что те люди, которые вчера с восторгом отзывались об его полетах и самолетах, вряд ли помешают ему продолжать свое дело. Но оказался прав только в одном: один из почитателей его таланта, служивший в ЧК, как-то пришел в дом к своему кумиру поздно ночью и сказал: «Я видел Вашу фамилию в «расстрельных списках». Вас придут брать либо завтра утром, либо завтра вечером». «Помилуйте, – не поверил Сикорский, – меня знает вся Россия, вся Европа! Они не посмеют меня расстрелять!» «А Вы забыли, что Вас знает не только вся Россия, но и царь-узурпатор? Это же он Вам вручал золотые часы…»


Сикорский молча обхватил голову руками. С большевиками ему шутить не хотелось. Но как бросить любимую жену и крохотную дочь? Рисковать здоровьем и жизнью малышки не очень-то хотелось…

«Если Вы беспокоитесь о судьбе семьи – напрасно. Их не тронут. Они ни в чем не виноваты, – продолжил ночной гость. – А Вам бы я советовал незамедлительно бежать. Но лучше не к царским сатрапам, их дни сочтены. Попробуйте переждать лихие годы за границей…»
Так Сикорский и поступил. Вначале он, по старой памяти, оказался во Франции, но парижанам было не до летательных аппаратов, только-только было подписано соглашение о мире в Компьенском лесу. Оставалось надеяться на менее затронутую войной» заокеанскую страну – Америку. Туда Сикорский и отправился. Но в Нью-Йорке работы тоже не нашлось, четыре года авиаконструктору пришлось преподавать в вечерней школе.
Он всегда мечтал вернуться в Россию...

Но жизнь как-то наладилась. Со своими единомышленниками Игорь Иванович создал самолетостроительную фирму, из СССР приехали две сестры и дочь (жена наотрез отказалась покидать Киев). Сикорский женился во второй раз, его новая супруга Елизавета Алексеевна Семенова одного за другим родила мужу четырех сыновей: Сергея, Николая, Игоря и Георгия.


Николай Сикорский, Игорь Сикорский-старший, Сергей Сикорский и Игорь Сикорский-младшийФото Igor I. Sikorsky (из архива Historical Archives, Inc)

Гений, обретя семейное и творческое счастье, продолжал творить, создавая все новые и новые летательные аппараты.

Бежав от большевиков в 1919 году за океан, Сикорский через тернии скепсиса и жесткой конкуренции фантастически быстро пробился на самый-самый технологический олимп Америки. Он стал изготавливать амфибии, «летающие лодки», первенцы пассажирской авиации. И вопреки неверию коллег в 1939 году поднял в воздух геликоптер VS-300, первый из знаменитых вертолетов Sikorsky, вернувшись - на другом, конечно, уровне - к осуществлению своих дерзновенных юношеских экспериментов.


Парадокс, но и в Америке, и в Европе Игоря Сикорского знают только как конструктора первых вертолетов. И почему-то забывают, что, живя еще в России, именно он первым в мире построил четырехмоторные самолеты, а переехав в Америку, сконструировал амфибии. Sikorsky сегодня - всемирно известный бренд.
Дело великого воздухоплавателя, всегда считавшего себя сыном России, продолжают его сыновья.

Сергей Сикорский:
«Мы уже лет пятьдесят выпускаем специальные модификации наших вертолетов для Белого дома. Началось это, между прочим, с президента Эйзенхауэра. Он даже один раз прокатил Никиту Сергеевича Хрущева, когда тот прилетал в Америку. Советский лидер не очень охотно согласился лететь, видимо, не верил в полную безопасность машины. Сейчас в президентском воздушном флоте состоят на службе два типа вертолета Сикорского - S-61 и S‑70, последний является специальным гражданским вариантом боевой машины «Черный ястреб». Этот вертолет прекрасно показал себя в ходе боевых операций в Ираке и Афганистане.»

Остается добавить два факта. Первый – Игорь Иванович всегда любил Россию, любил русский народ. Мечтал дожить до того дня, когда ему можно будет безопасно туда приехать. Но так и не определил для себя эту «дату». И второй – великий авиаконструктор скончался 26 октября 1972 года, на 84-м году жизни.


Памятник И. Сикорскому в Киеве

«Отец многомоторной авиации» Игорь Сикорский - талантливый русский конструктор, вынужденный в годы революции покинуть свою Родину, поскольку был признан ею политическим предателем. Вся жизнь этого талантливого человека была посвящена конструированию сначала в царской России, а затем в США. В лице Сикорского наша страна потеряла одного из лучших конструкторов первой половины двадцатого века, и отрицать данный факт не имеет смысла.


Игорь родился в семье психотерапевта Сикорского и вырос в Киеве. Подросшего мальчика отдали на обучение в Киевскую гимназию, а затем в Морской кадетский корпус города Петербурга. В 17 лет Игорь поступает в Парижскую техническую школу Дювиньо де Лано, а через год снова в Киеве продолжает учебу в политехническом институте. Можно сказать, что образование Сикорского было блестящим, его родные прочили ему успешную карьеру, но Сикорский с 11 лет мечтал о небе. Вернее, он был одержим идеей строительства летательного аппарата. Свой первый вертолет он смастерил во дворе дома в 1909 году. Его детище – геликоптер мог поднимать только собственный вес в девять пудов, но с пилотом оторваться от земли не мог. Через год появляется еще один вертолет по этой же схеме. Одновременно молодой студент проектирует аэросани с воздушными винтами.

Со своим другом студентом Былинкиным Игорь Сикорский построил небольшой навес на Куреневском аэродроме, который служил юным авиаконструкторам строительным цехом. Здесь родился первый БиС-1, но и этот биплан не смог взлететь - двигатель оказался слаб. Упрямый конструктор не отступал, в июне 1910 года машина БиС-2, наконец, взлетела.

В 1911 году биплан БиС-5 не только взлетел, но и устроил показательные выступления, прокатив пассажиров. Этот легкий самолет принес большой успех талантливому юноше. По модели пятой машины Игорь Иванович построил несколько самолетов, сам их испытывал, участвовал в военных маневрах, сдал экзамен на звание пилота. В этом же году была разработана шестая более мощная модель для трех пассажиров С-6, установившая мировой рекорд по скорости. Новый усовершенствованный самолет получил в 1912 году золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки и почетную медаль «За труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана».

Еще до окончания института, молодой Сикорский получает приглашение стать главным инженером военно-морской авиации и еще одно приглашение в воздухоплавательное отделение на « Русско-Балтийский вагонный завод». Конструктор покидает Киев и переезжает в столицу, получив возможность с головой окунуться в авиастроение и реализовать свои способности. Благодаря поддержке могущественного организатора российского машиностроения председателя управления РБВЗ Шидловского М.В., Сикорский добивается больших успехов в создании ряда машин нового класса: гидросамолет, специальный самолет для обучения летчиков, серийный, монококовый и пилотажный. В международных конкурсах военных бипланов в жесткой борьбе лучшими были признаны три самолета Сикорского. Модель разведчика С-10 стала основной машиной в Балтийской морской авиации. Самолет С-12, обладающий большой маневренностью, стал производиться для фронта. Было также организовано производство лицензионных иностранных типов самолетов.

Постоянно работая над повышением надежности, вначале 1913 года авиаконструктор проектирует четырехмоторный аппарат на несколько человек. Император Николай, поднявшись на гигант, который назвали «Русским Витязем», пожаловал Игорю Ивановичу наградные золотые часы. Так Сикорский стал родоначальником многомоторной авиации. По схеме Витязя, другое название «Гранд», начали строить тяжелые бомбардировщики и транспортные машины, позволяющие производить ремонт в условиях полета. Именно «Русский Витязь» прославил инженера–конструктора, сделав его национальным героем. За рубежом подобные конструкции стали производиться много позже.

В конце 1913г. создается еще одна модель гидросамолета, также с четырьмя моторами. В то время самолет считался самым большим в мире и был назван «Илья Муромец». В годы мировой войны Сикорский создавал русскую авиацию своими гениальными разработками. Целая воздушная эскадра самолетов разных типов участвовала в боях, инженер постоянно находился на фронте, исследуя работу механизмов и дорабатывая конструкции. За годы войны им было сконструировано более восьмидесяти тяжелых воздушных кораблей разнообразных модификаций. Строились заводы для авиастроения, развитие отечественной промышленности сделало большой рывок благодаря молодому конструктору. Сикорский был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени.

Производство новых шести моделей было прервано революцией. Массовые волнения в стране выбили из колеи всех специалистов и соратников Сикорского. Командующего авиационными войсками генерала Шидловского зверски убили разбушевавшиеся матросы на финской границе. Со дня на день ожидал ареста и сам Сикорский. Он был предан Государю, свято верил в Бога и понимал, что в живых его не оставят. Расположение Императора к Сикорскому было общеизвестным фактом, поэтому весной 1918 года конструктор покинул Россию, оставив молодую жену и маленькую дочь. Проработав год во Франции и создав копию четырехмоторного гиганта, Игорь Иванович намеревался вернуться на Родину. Россия была охвачена пламенем гражданской войны, политическая обстановка была неясна, поэтому конструктор посчитал целесообразным продолжить свою деятельность за границей.

В 1919 году он уезжает в США, где начинаются тяжелые годы борьбы за существование. Несмотря на все трудности, Сикорский не отказался от конструирования. Через четыре года инженер находит единомышленников среди русских эмигрантов и открывает маленькую самолетную компанию «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн». Скромный, но регулярный доход позволяет конструктору вызвать из России дочь и двух своих сестер. Через некоторое время Игорь Иванович вновь женится на русской эмигрантке Семеновой Елизавете. Во втором браке появляются четверо сыновей.

Первый самолет, построенный в тяжелейших условиях, двухмоторный S-29 для Лонг Айленда был самым лучшим. Модель сразу стала востребованной, а компания Сикорского получила постоянные заказы. В 1924 году имя славного конструктора приобрело известность и в США, а Советская Россия назвала его политическим предателем.

Самолетостроительная фирма начала заниматься созданием и продажей легких одно и двухмоторных бипланов. Так появились модели S-31, S-32, S-33 и S34, но Сикорскому хотелось создать машину, способную перелететь Атлантику. Конструктор вновь принимается за разработки тяжелого многомоторного корабля S-35. Неизвестно, что именно повлияло на результат, но Сикорского постигла неудача – самолет загорелся на старте. Впоследствии ошибки были исправлены и конструкция взлетела, но гигант не приобрел популярности, поскольку время было упущено, а перелет через Атлантический океан уже состоялся. Для поддержания авторитета фирмы требовалось срочно создать что-то совершенно новое и функциональное. Спасительным шедевром авиастроения стала амфибия S-38 - корабль на 10 пассажирских мест с двумя моторами. Чудо-корабль летал и легко держался на воде, был надежен и безопасен. Теперь фирма Сикорского крепко стояла на ногах, заказы поступали регулярно. На гребне популярности конструктором совместно с компаньонами было решено поднять завод в Стратфорде штата Коннектикут. Получила фирма и новое название - «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн».

Команда под руководством Сикорского работала «на износ», и уже в 1929 году фирма вошла в огромную и сильную корпорацию «Юнайтед Эйркрафт энд Транспорт», в которой находится и сегодня. Отныне русские самолетостроители могли не заботиться о рынке сбыта. Заводы увеличивали мощности и расширяли штат, но основными инженерами оставались русские эмигранты. Заместителем Игоря Ивановича был выдающийся ученый, специалист в области аэродинамики Глухарев М.Е. Брат Глухарева также трудился у Сикорского в качестве конструктора. Русских талантливых инженеров, летчиков и рабочих в команде оказалось много, и все они были близкими друзьями главного конструктора.

Благодаря Игорю Ивановичу в Стратфорде образовалась большая русская диаспора. Беглецы из Советской России старались селиться именно в этом городе. При заводе отстроили церковь, а пост архиепископа Западной Канады получил первый русский священник Антонюк. Сикорский занимался благотворительностью, и с его помощью были построены русская школа, клуб, опера и православный храм в честь Святого Николая.

Наладилось производство тяжелых самолетов-амфибий, многоместных пассажирских лайнеров для перевозок через океан. Летающий корабль S-42, созданный в 1934 году, летал через Тихий Океан, установил много рекордов и, несмотря на большую грузоподъемность, был скоростным лайнером. Еще одна летающая лодка S-43, приобретенная страной Советов, прекрасно зарекомендовала себя в поисках пропавшего русского экипажа Леваневского в северных льдах. Именно эту лодку сняли в известном советском кино «Волга-Волга». Последним тяжелым кораблем в 1937 году стал S-44. После чего спрос на большие самолеты неожиданно упал.

Главному конструктору было 50 лет, когда все пришлось начать сначала. Игорь Сикорский вновь вернулся к вертолетам. Свой первый вертолет он сам поднял в воздух в 1939 году. Классическая схема новой конструкции сегодня является основной для всех моделей вертолетов. Через несколько лет появились усовершенствованные варианты, занявшие ведущие позиции в непростой конкуренции вертолетного строения. Аппарат S-52 смог совершить перелет через Атлантику с дозаправкой непосредственно в воздухе в 1952 году. Далее стали производиться многотонные вертолеты, доказав возможность их полета с любым весом. Никто не мог повторить модель машин русского конструктора. Сикорского стали называть « Мистер Вертолет». Последним и лучшим его вертолетом стал S-58. В 1958 году, достигнув пика славы, Сикорский вышел на пенсию, оставив за собой место советника.

Сегодня парящие в небе многотонные самолеты и вертолеты стали привычным для обывателей зрелищем. Однако чуть более 100 лет назад, когда подобное чудо могли себе представить только исследователи и поклонники Леонардо да Винчи и Жюля Верна, находились лишь единицы смельчаков, готовых воплотить мечту о небе в жизнь.

Среди пионеров авиастроения одной из наиболее значимых и ключевых фигур стал наш соотечественник, великий русский авиаконструктор, вынужденный бежать от власти большевиков в Америку, Игорь Иванович Сикорский. Биография авиаконструктора была непростой. Он переживал взлеты и падения, жизнь на чужбине и великое признание. А началось все в Российской Империи.

Юность

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889-го года в Киеве, в интеллигентной семье. Отец – Иван Алексеевич Сикорский, был известным психиатром и профессором Киевского университета. По происхождению был русским.

Национальность была важным фактором для отца Сикорского, который состоял в «Союзе русского народа» – правой черносотенной организации и даже выступал экспертом и свидетелем обвинения по делу Бейлиса (когда черносотенцы пытались объявить еврея в ритуальном убийстве мальчика и спровоцировать антисемитские восстания).

Мать, Мария Стефановна, была медиком по образованию. Она старалась с ранних лет дать сыну образование и привить любовь к культуре и науке. Именно от нее сын узнал о «летательных» опытах Леонардо да Винчи.

Мальчиком Игорь Сикорский обучался в Киевской гимназии, но вскоре его привлекла среда морских офицеров и он поступил в Морской кадетский корпус. Окончив общеобразовательные классы, Сикорский решает поступить в технический институт.

В раздираемой революционными событиями России учебные заведения закрывались и возможности получить образование на родине не было.

17-ти летний Игорь уезжает в Париж и поступает в техническую школу, а через год возвращается в Киев и продолжает обучение в местном политехническом институте. Однако охваченный идей строительства летательных аппаратов, Сикорский забрасывает учебу.

Первые конструкции

С раннего детства Сикорский мечтал конструировать летающие машины. Более всего его интересовала тема вертикального полета, когда аппарат может не только планировать, но и зависать в воздухе.

В 12 лет он построил свою первую модель геликоптера.

В 20 лет, набравшись опыта и посетив французских и немецких специалистов, Сикорский конструирует первый в России вертолет, способный проводить испытания, в том числе и с живым пилотом.

Однако подъемная сила первых моделей была недостаточной и они могли поднимать лишь собственный незначительный вес. Им суждено было стать выставочными экспонатам.


Параллельно этому Сикорский – самодвижущиеся сани, снабженные толкающим пропеллером.

Все это дало опыт создания воздушных винтов, который он смог впоследствии применять при строительстве самолетов. Первые конструкции вышли из сарайного помещения на Киевском аэродроме, где он трудился со своим другом и студентом Киевского политеха Ф. И. Былинкиным.

Впервые в воздух Сикорский поднялся на собственном биплане БИС-2(Былинкин, Иордан, Сикорский) 3 июня 1910 года.

Спустя год новая модель БИС-5 уже смогла провести показательные выступления с пассажирами. На нем же Сикорский сдал экзамены и получил удостоверение пилота.


Также в 1911 году выходит модель С-6, вмещающая 3-х пассажиров. На нем Сикорский установил мировой скоростной рекорд. Модернизированная модель самолета С-6-А получила золотую медаль Московской выставки.

Признание

Недоучившись в институте, 23-х летний Сикорский приезжает в Санкт-Петербург по приглашению «Русско-Балтийского Вагонного Завода» (РБВЗ).

Кроме того, Сикорский получает место главного инженера учреждаемой авиации военно-морского флота. В столице он полностью погружается в авиастроительство.

При его работе в РБВЗ один за другим выходят новые инновационные самолеты: гидросамолеты, учебные модели, бипланы и монопланы.

Самолеты Сикорского участвовали в международных выставках, занимали призовые места и продавались иностранным государствам. Большую поддержку ему оказывал председатель РБВЗ Шилдовский М.В.

Модели С-10 и С-12 стали выпускаться и поставляться на фронт и на флот. Разведчик С-10 занимал основное место в вооружении военного флота на начало Первой Мировой войны.

В период с 1912 по 1914 гг были созданы двухмоторный самолет «Гранд», первый в мире в своем роде; за ним последовала модификация «Русский витязь» – уже четырехмоторный самолет.


Самолет стал праотцом всего тяжелого авиастроения. Сам Николай 2 захотел его осмотреть и забрался в кабину вместе с Сикорским. За заслуги царь наградил молодого авиаконструктора именными часами.

Создание гиганта “Илья Муромец”

Еще в студенческие годы Сикорский заразился идеей создания самолета-гиганта. В те времена подобные рассуждения не принимались всерьез и казались фантастическими.

По прошествии времени, в связи с удачным запуском «Витязя», в конце 1913 года появился 19-ти метровый « », который приснился ему в детстве.

До 1917 года этот самолет считался самым большим в мире.

Весной 1914 года он был переконструирован (прикреплены поплавки) в гидроплан. Вторая модель самолета совершила прорыв, подняв на высоту 2000 метров десятерых пассажиров и перенеся их по маршруту Санкт-Петербург-Киев и обратно.

В эпоху зарождения авиации, когда активная гонка авиаконструкторов шла по всему миру и рекорды сменялись один за другим, в России «Илье Муромцу» не было равных до 1923.

С 1915 года «Илья Муромец» вышел в серийное производство. В военные годы страна получила свыше 80-ти тяжелых авиалайнеров различной модификации.

Эмиграция

С 1917 года работа РБВЗ практически прекратилась. Охваченная революционными волнениями, забастовками и митингами страна не могла создать условия для масштабного производства.

Когда к власти окончательно пришли большевики, Сикорский мог стать жертвой «красного террора». Преданному монархисту часто поступали угрозы.

Конечным толчком к эмиграции стало предупреждение одного из рабочих завода.

Он пришел к Игорю Ивановичу домой и сказал, что его имя уже числится в расстрельных списках.

Сначала Сикорский отправился в Париж, где занялся строительством французской версии «Ильи Муромца» на заводах союзников, затем, в 1919 году, перебрался в США.

В России у него остались жена, отказавшаяся эмигрировать, и маленькая дочь. Там, в эпоху «Великой депрессии», у него начался период борьбы за выживание.

Сначала он подрабатывал учителем математики и астрономии в среде эмигрантов, затем, 4 года спустя, совместно с рядом русских инженеров открыл конструкторскую авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation».


Фирма конструировала и продавала легкие бипланы, а ее финансовое положение было нестабильным. Важную роль в жизни Сикорского сыграл выдающийся композитор Сергей Рахманинов. Он посетил предприятие Игоря Ивановича и провел с ним пятнадцатиминутную беседу.

Сикорский рассчитывал, что Рахманинов пожертвует ему около 200 долларов, но вместо этого получил чек на 5000$ – огромные деньги по тем временам. Когда экономическое состояние компании Сикорского стабилизировалось, он вернул Рахманинову деньги и даже добавил проценты.

Прорывом для компании стала конструкция двухмоторного гидросамолета S-38. Надежные амфибии ходили по воде легко и заказы в компанию Сикорского стали поступать регулярно.


В 1929 году «Sikorsky Aero Engineering Corporation» вошла в «United Technologies Corporation» – одну из крупнейших промышленных корпораций Америки, частью которой пробыла до 2015 года.

Игорь Сикорский занимался благотворительностью, строил русские школы, клубы, православные храмы. Основал Толстовский и Пушкинский фонды. В Стратфорде, где жил Сикорский, создалась большая русская община.

Там же, в Америке, он повторно женился на русской девушке Елизавете Семеновой. В браке родилось четверо сыновей. Будучи семьей эмигрантов, они отвергли, казалось бы заманчивые предложения Советского руководства о возвращении на родину.

Так, лично Иосиф Сталин написал Сикорскому письмо с содержанием «возвращайтесь, вы нужны родине».

Причиной этому стала неприязнь к «красному» режиму и трагическая судьба многих неугодных власти ученых в СССР.

«Американский клипер» Сикорского

В 1931 году Сикорский запускает в производство летающую лодку S-40 «Американский клипер». Она представляла собою тяжелый самолет-амфибию, способный осуществлять перевозку людей через океан.

Лайнеры этого типа обслуживали панамериканские почтово-пассажирские перевозки по тихоокеанским маршрутам. Наиболее выдающимися моделями серии были скоростные лайнеры S-42, S-43 и S-44. Их прототипом, во многом, стал ранний, произведенный еще в царской России «Гранд».


Однако лодка S-44, созданная в 1937 году, завершила серию и спрос на летающие лодки снизился. К этому времени Сикорский сумел создать 15 моделей самолетов.

И снова в вертолеты

В 1938 году Игорь Иванович Сикорский, вместе со своим другом Чарльзом Линдбергом посещает Гитлеровскую Германию. Там он идет на завод вертолетостроения немецкого инженера Фокке и знакомится с инновациями в этой области.

В США он вернулся уже с твердым желанием возвратиться к интересу своей юности и начать производить вертолеты.

К тому моменту конструкторская мысль уже достигла определенных успехов в области вертолетостроения. Теоретические наработки по технологии и аэродинамике позволили 50-ти летнему Игорю Ивановичу реализовать свою давнюю мечту и он приступает к проектировке одновинтового вертолета VS-300.

Правительство США выделило на эти разработки 3 миллиона долларов и 20 мая 1940 состоялась премьера первого вертолета Сикорского

Аппарат летал взад и вбок, крутился на месте. Единственное, он не мог лететь вперед. Сикорский, сам управлявший вертолетом, был очень рад испытаниям и сказал, что все недочеты легко исправить.

Доработанная версия получила название R-4. Американское правительство не сомневалось в качестве моделей и заказало для армии 400 единиц, применявшихся во время Второй Мировой войны.


Вертолет Сикорского попал в серийное производства, а конструкторский тип стал классическим образцом для всего вертолетостроения.

Следующие 25 лет своей жизни Сикорский посвятил вертолетостроению. Он разработал вертолеты-амфибии, вертолеты-краны, с высокой грузоподъемностью, двухэтажные вертолеты и др. Всего – более 50 типов.

Его машины положили начало новому веку авиаконструкции.

Они применялись в военной и гражданской авиации, а также для гуманитарных целей. Модель S-58 служила для спасательных операций во время войны во Вьетнаме и была востребована во многих странах мира.

Модель S-65 представляла собой большой тяжелый вертолет, способный перевезти на высокой скорости большую группу пассажиров, например – десантный отряд.


С 1958 года Игорь Иванович Сикорский уходит на пенсию, оставляя за собой лишь роль советника компании. Он посвящает свою жизнь религиозно-философским трудам, поддержанию своих благотворительных начинаний и увлечениям, таким как стрельба. Он любил удивлять своих гостей умением выстрелом из пистолета сбить пламя свечи.

Незадолго до своего 75-летия Сикорский дал интервью «Голосу Америки», в котором передал послание мира своей родине и выразил надежду, что войны и потрясения в его любимой России кончатся. Умер 26 октября 1972 года в Истоне.

Летательные аппараты, созданные Сикорским

Свой вклад в историю Игорь Иванович оставил в виде созданной им еще в царские годы научной школы, давшей множество кадров; компании, успешно-функционирующей в США по сей день и множества типов самолетов и вертолетов, ставших классическими образцами для всей мировой авиации.

Модель Описание Год выпуска
S-6 Трехместный биплан 1912
S-21 Русский Витязь Крупный четырехдвигательный биплан 1913
S-22 Илья Муромец Крупный четырехдвигательный биплан-амфибия 1913
S-29 Двухдвигательный биплан 1924
S-42 Clipper Востребованная летающая лодка 1934
VS-300 Эксперементальная конструкция вертолета 1939
VS-44 Excambian Летающая лодка 1942
R-4 Первый серийный вертолет 1942
S-58 Транспортный вертолет 1954
S-65 Тяжелый транспортный вертолет 1964

Видео

Игорь Иванович Сикорский прославился в первую очередь как авиаконструктор. Кроме этого он известен как общественный деятель, учёный и философ. Четыре страны: Россия, Украина, Польша и США – считают его своим великим гражданином. Большая часть его наследия сохранилась в США.

Ранние годы Сикорского

Игорь Сикорский родился 25 мая 1889 года в в семье обрусевшего шляхтича Ивана Сикорского, известного в то время медика, профессора психиатрии, работавшего в Университете святого Владимира (ныне Киевский университет имени Шевченко). В 1900 году во время поездки в Германию мальчик впервые узнал о воздухоплавании и увлёкся авиамоделями. В 1903 году 14-летний Сикорский уехал в Петербург и поступил в Морское училище.

Юноша не закончил обучение: через три года понял, что хочет заниматься авиаконструированием и вернулся в Киев, чтобы учиться в Киевском политехническом институте. Кроме основного курса, молодой человек посещал «Воздухоплавательную секцию». Свои первые простейшие модели вертолётов Сикорский создал в 1908 году.

Карьера Сикорского И.И. в России

В 1908 году старшая сестра Игоря Сикорского Ольга оплатила его обучение в парижской школе воздухоплавательной техники (ныне школа ESTACA). После года обучения, молодой конструктор вернулся в Россию и начал работу над своим первым проектом вертолёта. Первые модели Сикорского обладали небольшой грузоподъёмностью и не имели надёжной системы управления.

В 1911 году Сикорский получил лицензию на осуществление полётов. В том же году инженер провёл показательный полёт своей модели S-5, который длился около 30 секунд. Следующая модель, S-6, была принята на вооружение Российской армией в феврале 1912 года. В то же время Сикорский получил должность главного инженере авиационного отделения завода «Руссо-Балт».

На его мощностях в 1913 году был выпущен самолёт S-23 «Русский витязь» с четырьмя двигателями и грузоподъёмностью 600 кг. Он стал основой для производства серийных бомбардировщиков «Илья Муромец», принятых на вооружение в 1914 году. Производство самолётов «Илья Муромец» продолжалось до 1917 года.

Жизнь Игоря Сикорского в эмиграции

Игорь Сикорский не поддержал революцию. Короткое время он сотрудничал с французскими интервентами, а в феврале 1918 года навсегда покинул Россию. В 1923 году он основал в США компанию «Sikorsky Aero Engineering» (ныне «Sikorsky Aircraft»). Сначала эта фирма занималась проектированием самолётов и гидросамолётов, а затем перестроилась на создание вертолётов. Развитие технической мысли позволило Сикорскому вернуться к реализации идеи, которую он отбросил в 1910 году как невозможную.

Первый успешный вертолёт Сикорского (S-43 он же VS-300) был представлен публике в 1939 году. В 1942 году вертолёты Сикорского R-4 были приняты на вооружение авиации США и Великобритании. Позднее на вооружение США и их союзников поступали и другие модели вертолётов Сикорского.

В послевоенные годы вертолёты Сикорского поставили ряд авиационных рекордов: модель S-61 первой из вертолётов совершила трансатлантический перелёт, а S-65 – первый перелёт через Тихий океан. Игорь Сикорский работал в своей компании до 1954 года. Затем он передал дела своему сыну и вышел на пенсию.

Общественная деятельность

Проживая в США и являясь гражданином этой страны (с 1929 года), Игорь Сикорский оставался активным деятелем эмиграции. Он поддерживал дружеские отношения с Сергеем Рахманиновым, который помогал изобретателю в первые годы существования Sikorsky Aircraft. Общественная деятельность Сикорского включала такие аспекты:

  • работу в «Государевом совещании», созданном князем Кириллом Владимировичем;
  • участие в работе Фонда Толстого в качестве члена совета директоров;
  • издание работ по христианской философии («Молитва Господня», «Эволюция души»);
  • выступление с публичными лекциями.

Великий изобретатель умер 26 октября 1972 года. Его память увековечена во многих объектах, находящихся в России, на Украине и в США.

Сикорский Игорь Иванович - (англ. Igor Sikorsky, 25 мая 1889, Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 в Киеве в семье известного психотерапевта, профессора Киевского университета — Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919). Внук православного священника.

В 1900 году в возрасте 11 лет, мне приснился удивительный сон. Я увидел себя идущим по узкому коридору. По обеим сторонам были двери, отделанные орехом, как на пароходе, на полу лежал изумительный ковёр. Сверху падал мягкий голубой свет электрических светильников. Когда я шёл, пол под ногами слегка вибрировал, и вибрация эта была похожа на качку парохода. Я был убеждён во сне, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек ещё никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно.

Сикорский Игорь Иванович

С 1903 по 1906 гг. учился в Петербургском морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт.

В 1908—1911 гг. построил свои первые два простейших вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Грузоподъемность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 9 пудов. Он был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года. Ни один из построенных вертолетов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолётов.

В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции.

В 1910 г. поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2.

В 1911 году получил диплом лётчика.

В 1912—1914 гг. создал самолёты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1914 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч. На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолетов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик — хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж. Модернизированный таким образом самолет С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 г. В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолетов противника. Последующие конструкции Сикорского — истребители С-XVII, C-XVIII не были удачными и существовали лишь в опытных экземплярах.

Похожие публикации