Перевод календаря на новый стиль. Православный календарь — старый и новый стиль

13 января последний день года по юлианскому календарю. С чем вас и поздравляем! Самое время разобраться с причинах временного кретинизма, которым веками "хворают" жители России.

Как все начиналось

Древнеримский юлианский календарь был введен в Риме в результате реформы, осуществленной по инициативе Юлия Цезаря в 46 году до н.э. В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича практически сразу с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летоисчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н.э. - византийский вариант этой даты. А начало нового года постановили исчислять с 1 марта – в соответствии с древним славянским календарем.

Двоекалендарие

Явного восторга от нововведения народ, мягко говоря, не испытывал, умудряясь жить по двум календарям. Сохранилось достаточное количество образцов деревянных народных календарей, на которых можно найти одновременное обозначение церковных праздников по юлианскому летоисчислению, и местных событий, основанных на языческом народном календаре.

Юлианский календарь использовали в первую очередь в тех случаях, когда необходимо было узнать о дате церковных праздников.

Старый же календарь, основанный на лунных фазах, солнечном цикле и смене времен года, сообщал о датах жизненно важных дел, в первую очередь, о начале или завершении полевых работ. В современной жизни сохранились, например, такие языческие праздники, как Масленица, связанная с лунным циклом, или «солнечные» чествования – Коляда и Купала.

Попытка - пытка

На протяжении почти 500 лет Русь пыталась жить по юлианскому календарю. Кроме большого количества разночтений, проблему представляла и путаница, которая возникала в летописях: русские летописцы опирались на датировку по славянскому календарю, а приглашенные греки использовали даты нового календаря.

Никакие запреты старого календаря, вплоть до казней особенно рьяных его приверженцев, не помогали.

Царствующий Великий князь Московский Иван III попытался «утрясти» разночтения. В Лето 7000 года от Сотворения Мира, то есть в 1492 году, Московский церковный собор утвердил перенос начала года с 1 марта на 1 сентября (решение, которое действует в Русской православной церкви и поныне).

Самый короткий год

Еще одну попытку трансформировать летоисчисление предпринял Петр I. Своим указом от 1699 года он перенес начало года с 1 сентября на 1 января. Таким образом, 1699 год длился всего 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Был сокращен год и советской властью, которая 24 января 1918 года исправила погрешность юлианского календаря в 13 суток, введя григорианский календарь, по которому католическая Европа жила с 1582 года. После 31 января 1918 года наступило не 1 февраля, а сразу 14.

Гуляют все!

Опасаясь быть в очередной раз непонятым, Петр I предпринял попытку «замаскировать» введение нового летоисчисления грандиозными гуляниями.

«Царствующий град» велено было украсить «от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых» и организовать «огненные потехи»: запуск «ракетов, у кого сколько случится» да стрельбу из пушек, мушкетов и «инаго мелкаго ружья».

В канун Нового года царь лично дал сигнал к началу торжеств. Кроме зрелищ Петр предложил народу «различные евствы и чаны с вином и пивом» - угощение было организовано перед дворцом и у трех триумфальных ворот. Согласно царскому указу неделю гулял честной народ, а когда пришел в себя после шумных затей, по Москве «поднялся довольно значительный ропот». Многие удивлялись: «Как мог царь переменить солнечное течение?»

Многие из тех, кто был твердо убежден, что «Бог сотворил свет в сентябре месяце», по-прежнему жили по старому летоисчислению.

Петр решил не неволить народ, сделав в указе оговорку: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно».

Старый стиль

Сегодня по юлианскому календарю живут всего четыре православные церкви: Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская. Попытка заменить календарь была предпринята патриархом Тихоном 15 октября 1923 года.

Правда, прожил «новый стиль» в Церкви всего 24 дня, так как уже 8 ноября 1923 года патриарх распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Современный православный церковный календарь (Пасхалия) состоит из двух частей: неподвижного Месяцеслова, связанного с солнечным циклом, и подвижной Пасхалии, основанной на Лунном календаре. Юлианский календарь, имеющий расхождения с григорианским в 13 дней, составляет основу неподвижной части – он включает непереходящие Православные праздники и дни поминания святых. Пасхалия определяет меняющуюся ежегодно дату Пасхи, а вместе с этим и зависящие от нее переходящие праздники.

Граждане советской страны, отправившись спать 31 января 1918 года, проснулись 14 февраля. Вступил в силу "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Большевистская Россия перешла на так называемый новый, или гражданский, стиль исчисления времени, который совпадал с церковным григорианским календарем, которым пользовались в Европе. Эти перемены не коснулись нашей Церкви: она продолжала отмечать свои праздники по старому, юлианскому календарю.

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени"...". На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Компетентно

Историк религии Алексей Юдин - о том, как христианские церкви празднуют Рождество:

Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января - некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что "это задумано в Риме". А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря (1925 год). Фото: Wikipedia.org

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу "восток-запад", но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "новоюлианский" календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Опасается ли Церковь очередного раскола? Безусловно, какие-то ультраконсервативные группы внутри Церкви будут говорить: "Предали священное время". Любая Церковь - очень консервативный институт, особенно что касается обихода и богослужебных практик. А они упираются в календарь. И церковно-административный ресурс в таких вопросах неэффективен.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

Православные церкви можно условно разделить на три категории: те, что служат все церковные праздники по новому (григорианскому) календарю, те, что служат только по старому (юлианскому) календарю, и те, которые смешивают стили: к примеру, в Греции Пасха отмечается по старому календарю, а все остальные праздники - по-новому. Наши церкви (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри) никогда не меняли церковный календарь и не смешивали его с григорианским, чтобы не было никакой путаницы в праздниках. У нас единая календарная система, которая привязана к Пасхе. Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то "съедаются" две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость.

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, "не будет прогибаться под изменчивый мир". Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Большевики ввели новый календарь "в целях одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени". Фото: Издательский проект Владимира Лисина "Дни 1917-го 100 лет тому назад"

Старый и новый стиль календаря в наше время имеет отличие в 13 дней. Такое различие произошло в 1582 году, когда цивилизованные европейцы по настоянию папы Римского сменили Юлианский календарь на Григорианский.

Вообще, вся история с календарями и летоисчислением тянется в седую древность. От времени года очень сильно зависели крестьяне, которые занимались земледелием. Вот они первыми и начали пытаться систематизировать и упорядочивать время.

Больших значений в точности календарных вычислений добилась великая цивилизация Майя. Они точно определяли дни летнего и зимнего солнцестояния и могли просчитать время на несколько тысячелетий вперёд. Но мы не приняли их достижений, а переняли Римский (Юлианский) календарь.

Когда Рим был центром цивилизации и просвещения, в период правления Юлия Цезаря, когда государство было на пике развития – римский сенат принял решение о замене старого греческого календаря, в котором насчитывалось всего десять месяцев, на Юлианский, который Цезарь, по советам Египетских звездочётов, принял за наиболее удобный вариант. Дело в том, что летоисчислением в Риме занимались жрецы.

Началом года считался месяц март, названный в честь Марса (греческого бога плодородия). И раз в четыре года добавлялся дополнительный месяц мерцедоний. Во-первых, никто не знал, когда наступит конец мерцедония, во-вторых, уплата налогов и возвращение долгов слишком затягивалась в связи с добавочным месяцем.

Есть информация, что жрецы получали солидные дары и награды за отсрочку конца года. Вот как раз из-за нестабильности пополнения государственного бюджета (казны) и произошли коренные изменения.

Когда был введен в России Юлианский календарь

Это событие случилось в 1918 году. В этом году просто не было дат: 1, 2, 3 и т. д. до 13 февраля. Было 31 января, а на следующий день наступило 14 февраля.

Это делалось для сближения с Европой. Партийное руководство надеялось на всемирный коммунизм и старалось как можно ближе слиться с западом.

Какое сегодня число по старому стилю

С каждым столетием растёт разрыв между Григорианским и Юлианским календарями, если номер предыдущего столетия не делится с целым результатом на 4.

Например, с 1700 по 1800 года для определения даты события по новому стилю следует добавлять 11 дней, с 1800 по 1900 – 12 суток, а с 1900 по 2100 – 13. После 2100 года разрыв повысится ещё на один день и будет составлять 14 суток.

Разница между Юлианским и Григорианским календарями

Особого отличия в этих системах измерения времени нет, но православные христиане напрочь отказались от применения Григорианского календаря для определения дат праздников.

В 1923 году Советская власть оказывала сильное давление на святейшего Патриарха Тихона, но так и не смогла добиться от Церкви согласия на использование Григорианского календаря (нового стиля).

Как легко осуществить перевод дат с Юлианского на Григорианский календарь

Для этого следует знать дату события. Если дата ранее 1700 года, то необходимо добавить 10 дней, если с 1700 до 1800 – 11, с 1800 до 1900 – 12, а с 1900 по 2100 – 13 суток. Но стоит заметить, что в России в связи с переходом на новый стиль летоисчисления чисел с 1.02.1918 г. до 13.02.1918 года не было вовсе.

Поменяли старый стиль календаря на новый после революции. Декрет о введении новой календарной системы был предложен на заседании совнаркома и утверждён лично В. Лениным.

Примеры перевода на новый стиль исчисления

Например, давайте разберёмся с днём рождения Тараса Шевченко. Всем известно, что он родился 25 февраля 1814 года по старому стилю. Этот год не был високосным и имел 28 дней февраля. Прибавляем к этой дате 12 дней и получаем 9 марта по новому стилю (Григорианскому).

Ошибки с переводами дат на новый стиль

При переводе на новый стиль событий давно минувших дней допускается колоссальное число ошибок. Люди не задумывались о растущей разнице между Григорианским и Юлианским календарями.

Сейчас такие ошибки можно увидеть в очень авторитетных источниках – Википедия не исключение. Но теперь вы знаете, как можно легко и быстро вычислить дату события, зная лишь его дату по старому стилю.

С 46 года до нашей эры, в большинстве стран мира, использовался юлианский календарь. Однако, в 1582 г. по решению папы Григория XIII он был заменен на григорианский. В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.

Причины принятия григорианского календаря

Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта.

Ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы летоисчисления. Еще в XIV веке Никифор Григора, ученый из Византии, сообщил об этом императору Андронику II. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако, император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви.

В дальнейшем, о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам.

К XVI веку проблема стала настолько актуальной, что необходимость ее решения уже не вызывала сомнений. В результате папа Григорий XIII собрал комиссию, которой было поручено произвести все необходимые исследования и создать новую календарную систему. Полученные результаты были отображены в булле «Среди важнейших». Именно она стала документом, с которой началось принятие новой календарной системы.

Главным недостатком юлианского календаря является его недостаточная точность по отношению к тропическому календарю. В юлианском календаре, високосными считаются все годы, которые делятся на 100 без остатка. В результате с каждым годом разница с тропическим календарем возрастает. Примерно через каждые полтора столетия она увеличивается на 1 день.

Григорианский календарь гораздо более точен. В нем меньше високосных лет. Високосными в этой системе летоисчисления считаются годы, которые:

  1. без остатка делятся на 400;
  2. без остатка делятся на 4, но при этом без остатка не делятся на 100.

Таким образом, 1100 или 1700 годы в юлианском календаре считаются високосными, поскольку они делятся на 4 без остатка. В григорианском же календаре, из уже прошедших, после его принятия, високосными считаются 1600 и 2000 годы.

Сразу после введения новой системы удалось устранить разницу между тропическим и календарным годом, которая составляла на тот момент уже 10 суток. В противном случае из-за погрешностей в расчетах лишний год набегал бы каждые 128 лет. В григорианском календаре лишний день набегает лишь каждые 10 000 лет.

Далеко не во всех современных государствах новая система летоисчисления была принята сразу. Первыми на нее перешли католические государства. В этих странах григорианский календарь был официально принят либо в 1582 году, либо в скором времени после указа папы Григория XIII.

В ряде государств переход на новую календарную систему был сопряжен с народными волнениями. Наиболее серьезные из них имели место в Риге. Они продолжались целых пять лет – с 1584 по 1589 гг.

Не обошлось и без курьезных ситуаций. Так, к примеру, в Голландии и Бельгии из-за официального принятия нового календаря после 21 декабря 1582 г. наступило 1 января 1583 года. В результате жители этих стран остались в 1582 году без Рождества.

Россия приняла григорианский календарь одной из последних. Новая система была официально введена на территории РСФСР 26.01.1918 г. декретом Совнаркома. В соответствии с этим документом, сразу после 31 января того года на территории государства наступило 14 февраля.

Позже, чем в России, григорианский календарь был введен лишь в немногих странах, среди которых – Греция, Турция и Китай.

После официального принятия новой системы летоисчисления, папа Григорий XIII отправил в Константинополь предложение о переходе на новый календарь. Однако, она была встречена отказом. Основной ее причиной было несоответствие календаря канонам празднования Пасхи. Однако в дальнейшем большинство православных церквей все же перешли на григорианский календарь.

На сегодняшний день только четыре православных церкви пользуются юлианским календарем: русская, сербская, грузинская и иерусалимская.

Правила указания дат

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в кавычках. Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем (т. е. календарем, используемым для обозначения более ранних дат, нежели дата появления календаря). В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было – по пролептическому григорианскому.

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Похожие публикации