Как одежда, которую вы носите, влияет на вашу жизнь. Как стиль одежды влияет на человека

Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде может привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования. Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действует не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а так же признаки подготовленности к встрече.

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ «Я», точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному).

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий - с моральной чистотой и стойкостью; тесность, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы – военные, полиция, прокуроры и др. ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме – по меньшей мере нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – это неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы...

Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

----------------

Реферат по психологии на тему

Человек как объект восприятия: одежда

1. Введение

2. Стили одежды

3. Цвет одежды

4. Заключение

5. Список литературы

Введение

Одежда, как фактор, от которого зависит первое впечатление.

Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

Манера одеваться в значительной мере определяется индивидуальными психологическими особенностями человека. Поэтому одежда человека должна отвечать его внутреннему содержанию.

Внешний вид может много сказать о человеке. Как показывают социологические исследования, в 85 случаях из 100 первые впечатления о людях создаются их внешним видом. Итак, даже умному порядочному человеку следует быть внимательным к своему виду, если он хочет иметь добрые отношения с окружением.

В прошлые времена одежда отображала принадлежности человека к определенной социальной группе, профессии. Во многих случаях форма одежды строго регламентировалась. Особенно суровые требования были при дворах.
В наше время требования к одежде не такие категоричные. Но и теперь в развитых демократических странах, руководители фирм, офисов придают большое значение внешнему виду своих работников. Практика показывает, что к аккуратно одетым людям оказывается более внимательное отношение окружающих.

Ныне модная одежда более демократическая. Каждый может одеваться, как он считает за нужное. Но именно это делает человека ответственным за свой внешний вид. Широкий выбор одежды позволяет каждому в полной мере проявить свой вкус, чувство прекрасного, в конце концов, чувства меры, а также подчеркнуть преимущества или припрятать недостатки своей фигуры. Однако многие ситуации современной жизни требуют определенном формы одежды.

При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде может привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования. Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действует не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а так же признаки подготовленности к встрече.

Нередеки случаи, когда мужчин или женщин, которые приходили к послам по разным делам, но были одеты в потертые джинсы, шорты или мини-юбки, не допускали в посольство. Принято не пускать в рестораны посетителей в шортах, без галстука.

Повышенные требования к одежде людей, которые отправляются в театр, на концерты классической музыки и, конечно, на официальный прием. Строгим должна быть одежда для посещения мероприятий, которые объединяют в себе праздничный и официальный характер.

Стили одежды

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ «Я», точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному).

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий - с моральной чистотой и стойкостью; тесность, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы – военные, полиция, прокуроры и др. ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме – по меньшей мере нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – это неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы...

Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость.Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

Оформление внешности свидетельствует о том, как хочет выглядеть человек в глазах других, како впечатление желает производить, и связано с самооценкой, уровнем притязаний и эстетическим развитием личности.
С психологической точки зрения – это то, что позволяет человеку произвести впечатление на партнера. Чрезмерное внимание к оформлению внешности – признак невроза: работает механизм компенсации (здесь я первый!).

Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Таким образом, общая цель – повысить ценность и значимость человека (приподнять себя в глазах окружающих – назначение одежды).

Одежда говорит:

О национальности;
- о профессии;
- о возрасте;
- о поле;
- об уровне материальной обеспеченности;
- об уровне эстетического развития;
- о личностных свойствах человека.

Виды стилей:

1. традиционный;
2. модный;
3. экстравагантный;
4. классический;
5. оригинальный;
6. разнообразный;
7. консервативный;
8. эксклюзивный;
9. сексуальный (раздражающий).

Характеристика стилей:

1. Дань традиции, профессиональная форма, традиционная национальная одежда говорит о принадлежности к какой-либо группе, членством в которой человек гордится и афиширует его посредством одежды.
2. Человек стремится быть современным, боится отстать от моды (конформизм).
3. Необычный, вычурный, человек производит шокирующее впечатление (глубокий вырез, яркий цвет, нетрадиционный фасон). Высокий уровень притязаний, тщеславие, честолюбие. Это жажда признания (или сознательное или бессознательное чувство ущемленности в признании, ощущение собственной незначимости, непризнанности порождает чрезмерные притязания на значимость).
4. Стиль противоположный 3 – просто, скромно (простота покроя, в расцветке, спокойные мягкие тона). Так одеваются люди, которые хотят выглядеть авторитетными и претендуют на престижную позицию, уверенные в том, сто достойны уважения (высокая самооценка). Это последовательное, но скрытое притязание на значимость.
5. Одежда сшита по собственному замыслу. Стремление к оригинальности, та одеваются восторженные люди, склонные к сильным эротическим переживаниям.
6. Если любит менять одежду, – это внутренняя пустота, но такой человек хочет произвести впечатление оригинальности, не терпит однообразия в жизни.
7. Отрицание мотовства, эротики, потребность в стабильности, защите, безопасности, уверенности.
8. Исключительный, единственный в своем роде, изысканный свидетельствует о тонком вкусе, эстетической потребности.
9. Обтягиваются обнажаются эрогенные зоны (джинсы узкие, обтягивающий свитер, вырезы, разрезы). Яркие расцветки, кричащие. Прорези в ткани, ее прозрачность. Непосредственный контакт заменяется визуальным, оптическим. Сфера интересов сконцентрирована в сексуальной области.

Цвет одежды

Не только стиль вашей одежды, а также и ее цвет может оказывать значительное влияние на восприятие вас другими людьми.

Однако в разных мировых культурах одни и те же цвета могут иметь различную символику: необходимо помнить об этом во время путешествий за границу и при ведении бизнеса с иностранцами.

Черный цвет

В западной культуре черный цвет прежде всего считается официальным, солидным и сдержанным, но это далеко не все связанные с ним ассоциации. Черное часто надевают на похороны; черная одежда - обязательный знак киношных злодеев и ведьм. Священники носят черное в знак своего смирения перед Богом, и, как утверждают некоторые эксперты моды, черная одежда на женщине означает ее покорность мужчине! Однако многие женщины предпочитают черный цвет в одежде полагая, что он делает фигуру зрительно более стройной. Как бы то ни было, это очень тяжелый, полностью поглощающий лучи цвет, эффект которого для полных людей оказывается абсолютно противоположным: черное делает их еще массивнее и тяжелее, отчего окружающие чувствуют себя в их компании весьма неуютно.

Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Это действительно так, но только в том случае, если он действительно идет. Мужчины в абсолютно черных, или черных в тонкую полоску, костюмах, в сочетании с белой сорочкой, выглядят действительно впечатляюще, однако такая одежда придает им чересчур начальственный вид.

Официанты носят черно-белую униформу в знак того, что наделены определенными полномочиями в пределах ресторана, а также для того, чтобы посетители могли сразу их увидеть. Строго и элегантно одетые официанты делают обстановку в ресторане степенно-аристократичной, придавая заведению солидность и респектабельность. Однако если женщина придет в черном костюме и белой блузке на собеседование, то у нее будет очень мало шансов получить работу. Почему?

Потому что сочетание белого и черного кажется слишком авторитарным, холодным и враждебным, а это может вызвать неприятие у человека, проводящего собеседование.

Красный

Красный цвет символизирует энергию и физическую силу. Это также цвет агрессии и опасности: не случайно, например, пожарные машины всегда красного цвета. Согласно статистике красные машины попадают в ДТП гораздо чаще, чем какие-либо другие. Тем не менее красные машины очень популярны. Почему? Потому что красный цвет также выступает символом могущества. Это очень яркий цвет, и вещи красного цвета помогают их обладателям чувствовать себя увереннее. Однако, стоит помнить, что красный цвет символизирует власть, поэтому красная одежда будет восприниматься коллегами-мужчинами как знак стремления этой женщины над ними доминировать. Если вы руководитель, то тут все в порядке, если же нет - вы можете выпасть из коллектива или вызвать к себе недоброжелательное отношение. Мужчины, как правило, не носят красные пиджаки, если только это не часть корпоративной униформы.

Для ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации красная одежда далеко не самая подходящая: красный цвет агрессивен, а поэтому неуместен тогда, когда от собеседника вам нужно добиться сотрудничества.

Розовый

Розовый - более спокойный, мягкий и женственный цвет. Все пастельные тона (розовый, голубой, сиреневый) символизируют умиротворенность и женственность. Поэтому, прежде чем одеваться в этот цвет, следует подумать, с кем вы встречаетесь, и какое впечатление хотите произвести. Какова цель встречи? Если вам необходимо показать свою солидность и энергичность, добиться повышения в должности или принятия на работу, одежда в постельных тонах вряд ли поможет вам в этом, поскольку в ней вы не сможете произвести впечатление уверенного в себе и очень напористого человека. Это относится также и мужчинам, которые любят сорочки и галстуки пастельных тонов.

Зеленый

Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе, однако излишняя любовь к зеленому цвету в одежде может сказать о том, что вы ленивы и безвольны. Зеленый цвет не очень годится для самоутверждения - особенно это справедливо для грязно-зеленого (цвета хаки), который обычно ассоциируется со смертью. Зеленый цвет также может символизировать зависть, обиду и стяжательство. Некоторые люди вообще считают зеленый цвет несчастливым и поэтому не носят зеленой одежды и предпочитают не иметь дома ничего зеленого. В средние века английские невесты надевали зеленое как символ плодовитости и успешного чадородия.

Желтый

Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и может ассоциироваться с трезво и ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако избыток желтого цвета в одежде действует подавляюще.

Желтый цвет способствует обретению уверенности в себе, повышает собранность и улучшает организаторские способности, но следует избегать использовать в одежде грязно- желтый цвет: он может ассоциироваться с желчностью.

Синий

Синий цвет олицетворяет рассудительность и ясность ума. Он также ассоциируется с творческим началом. Это цвет неба и океана. Он несет в себе безмятежность и спокойствие, но также может быть холодным и отчужденным.

Синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как этот цвет символизирует надежность и работоспособность. Как показывают некоторые исследования, в синем костюме штангисты способны поднять больший вес. Однако переизбыток темно-синего может действовать угнетающе.

Бирюзовый

Бирюзовый цвет воодушевляет и вселяет энергию, освежает и бодрит. Кроме этого он способствует общению, проявлению чувств и творчеству.

Коричневый

Коричневый цвет несет в себе ощущение основательности и надежности: это цвет земли, а значит - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью. Коричневый цвет больше любят мужчины.

Серый

Серый цвет способен вызывать отрицательные ощущения, поскольку ассоциируется с плохой погодой, серыми тучами, мрачным небом, тяжестью и скукой. Серый цвет - не белый, не черный - цвет бегства от реальности, вызывающий чувство неуверенности и одиночества.

Что означают цветовые предпочтения в одежде?

Голубой: Люди, которые часто носят одежду светло-голубых оттенков, креативны, чувствительны и полны воображения. Им необходима атмосфера умиротворения.

Синий: Те, кто предпочитает темно-синюю одежду, слывут людьми независимыми и умными. У них сильно развито чувство ответственности. Эти люди стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием и лаской.

Желтый: Предпочитающие желтую одежду - очень интересные личности. Среди них мало ведомых, в основном это ведущие. Им присущ активный образ жизни, они часто бросают вызов жизни. Эти люди ищут счастья.

Оранжевый: Те, кто часто одевает оранжевую одежду, являются людьми действия, они компетентны и сведущи во многих сферах. Но они часто нетерпеливы. Это независимые, хорошо организованные, целеустремленные люди. Это также креативные и практичные личности, у них много энергии и они не могут стоять на одном месте.

Красный: Предпочитающие красный цвет в одежде - фигуры амбициозные, импульсивные, легко возбудимые и энергичные. Они часто бывают смелыми, их деятельность весьма продуктивна. Это экстраверты. Такие качества могут сформировать лидера.

Зеленый: Предпочитающие зеленый цвет в одежде - люди осторожные, им свойственно наблюдать, а не действовать. Но с другой стороны, это гуманисты, готовые прийти на помощь и оказать услугу. Они чувствительны. Часто замечают то, что скрыто от глаз других людей.

Фиолетовый: Людей, которые любят фиолетовый цвет в одежде, можно охарактеризовать как обладающих хорошей интуицией, милосердных и тонко чувствующих. Их чувственная природа может сделать их уязвимыми, поэтому часто цветотерапевты рекомендуют таким людям носить одежду цвета маджента - цвета, который помимо фиолетового содержит красный и может помочь им укрепить веру в себя.

Черный: Если вы носите одежду черного цвета от случая к случаю, то такой выбор означает, что вы хотите контролировать себя и создаете имидж авторитетного и дисциплинированного человека, у которого сильная воля и сложившееся мнение. Люди же, которые практически всегда носят черную одежду, часто являются противоречивыми натурами. Такой выбор может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться.

Белый: Означает начало. Люди, предпочитающие белый в одежде, часто наделены чувством справедливости, они стремятся к согласию и миру с другими людьми. Часто хотят нравиться и даже очаровывать. Но если белого в одежде слишком много, можно говорить о чувстве превосходства, собственной неполноценности или о болезни.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что при выборе одежды следует:

отдавать предпочтение одежде тех цветов, которые, по мнению окружающих, идут вам и делают вас привлекательней;

выбирать цвета, в которых вы сами чувствуете себя комфортно и уверенно;

выбирать цвет одежды в зависимости от конкретной ситуации.

Золотое правило Дональда Трампа «одеваться следует для той работы, которую вы хотите иметь, а не для той, которую имеете» – это, пожалуй, одно из тех высказываний, где 45-ый президент действительно знает, о чем говорит.

О том, как правильно подобранный аутфит может повлиять на наше настроение, самоощущение и уверенность в себе, проведено немало исследований. Одно из последних, однако, дает оговорку: оценка вашего образа должна исходить, прежде всего, от вас. Хороший наряд может считаться действительно таким, если вы и правда хорошо в нем себя чувствуете. «Все люди разные, и мера успеха у всех – тоже разная», – комментирует профессор психологии моды Лондонского колледжа моды Каролин Майер. Так что вполне может случиться так, что великолепно скроенный дорогой наряд попросту начнет вас сковывать, и ни о какой уверенности в себе не будет и речи.

Более того, здесь за или против вас может сработать и еще один фактор – обстановка. К примеру, костюм-тройка – эдакий символ успеха делового человека – может вполне помочь вам чувствовать себя увереннее, если вам предстоит бизнес-презентация перед специалистами выше вас по должности. Между тем, наденьте такой аутфит на совещание команды, запускающей техно-стартап, в какой-нибудь лофт (где все вокруг носят худи и джинсы), – и конфуз обеспечен.

Брюки Motivi; тренч Max Mara; сумка Versace; часы DKNY; ботинки Ralf Ringer.

В психологии данный эффект носит название «enclothed cognition». На русский язык этот термин еще не переведен, но суть его заключается в том, что наши способности (cognition) напрямую зависят от того, во что мы одеты (enclothed). Профессор менеджмента и административного управления Адам Галински (Adam Galinsky) из Колумбийской школы бизнеса утверждает, что для того, чтобы эффект от того или иного образа возымел свое позитивное действие, человеку необходимо придать своей одежде некое символическое значение.

Именно профессор Галински с коллегами провел первое тестирование этой гипотезы в 2012 году. Эксперимент заключался в следующем: двум группам студентов дали одинаковые тесты на проверку их интеллектуальных способностей. Одной из них ученые выдали лабораторные халаты, тогда как другой – просто позволили решать задачки в своей привычной одежде. Результаты показали, что группа, одетая в халаты, справилась с заданиями гораздо лучше второй.

Платье Acne Studios; жакет Stella McCartney; лоферы Clarks; сумка Roberto Cavalli; фуражка Marks&Spencer.

Но и на этом эксперимент не закончился. Затем белые халаты выдали обеим группам. Первой компании сказали, что их одежда принадлежит ученым, второй же – объяснили, что их халаты принадлежат художникам. И вновь результаты показали, что студенты в «ученых» халатах выполнили тест быстрее и более качественно.

Смысл эксперимента, подытожил профессор Галински, заключался в том, чтобы показать, что одежда действительно влияет на то, как мы мыслим и как функционируем в социуме – но только при том условии, что мы верно интерпретируем ее символическое значение. В конечном итоге, у студентов на подсознательном уровне сработала установка, что ученый с тестом на интеллект справится лучше художника. Правильно подобранная одежда в этом случае просто помогла закрепить этот шаблон.

Переводя кальку эксперимента Галински на наш вечный вопрос «что надеть?», получаем следующее: неважно, насколько модный и дорогой у вас аутфит, главное – это внутренне ощущение того, что ваш лук действительно подходит вам и той ситуации, в которой вы оказались в конкретный момент.

Как это применить на себя? На сегодняшний день существует, как минимум, 9 шагов на этом пути:

1. Сверьтесь с собой

«Утром, прежде чем открыть шкаф, подумайте о том, что вам предстоит сегодня сделать», – предлагает Донн Карен, психолог моды из нью-йоркского Технологического института моды. В каком вы настроении? Как вы хотите, чтобы вас воспринимали окружающие? Если вы чувствуете усталость и апатию, то, возможно, вам даже будет полезно немного принарядиться. С другой стороны, чтобы слегка ослабить груз напряжения перед предстоящим рабочим днем, можно уйти чуть в стиль casual.

«Речь идет о постановке некого баланса между нашим настроением, одеждой и тем, как мы хотим выглядеть перед другими», ­– продолжает миссис Карен. Всем нам порой приходят мысли вроде «Как же хочется поскорее снять с себя этот костюм», но этого легко можно избежать, дав себе с утра минутку для самоанализа.

2. Подумайте о комфорте

И речь не о том, что надо выходить из дома в любимой растянутой кофте и трениках. Подумайте о ткани – она должна быть максимально приятной коже. Подумайте и о том, насколько ваш аутфит коррелирует с обстановкой, в которой вы сегодня окажетесь. «Чувствовать комфорт – это очень важно. Ведь, в конце концов, ваша цель – выполнить план на день, а не думать постоянно о том, во что вы сегодня одеты», – считает Донн Карен. Обратите внимание на свои любимые цвета (при условии, что они действительно вам идут), фасоны, бренды и стройте свой базовый гардероб на тех вещах, которые вы уж точно будете носить.

Сорочка Paul Smith; жакет ralph Lauren; туфли Aquazzura; сумка Blumarine; часы Calvin Klein.

3. Носите одежду, которая на вас хорошо сидит

4. Выделяйтесь правильно

Маленькое черное платье – это всегда удачный выбор, когда вы идете на коктейль, но все же в нем риск слиться с толпой возрастает в разы. Иногда нужно выделяться – в хорошем смысле этого слова. К примеру, если вы проходите собеседование на работу, очень важно, чтобы вас запомнили. Так что не бойтесь надеть яркую вещь или интересный фасон – конечно же, при условии, что конкретно в этом цвете или в этом фасоне вы чувствуете себя уверенно.

Вот еще один эксперимент для вдохновения. На сегодняшний день учеными установлено: люди, носящие красный, всегда чувствуют себя увереннее остальных. Во время одного из тестирований, к примеру, одной группе людей предлагалось сформулировать свои впечатления относительно другой группы. Как можно догадаться, некоторые члены последней были одеты в красный. Между тем, вся соль эксперимента состояла в том, что первая группа не видела, какую одежду носит вторая, оценивая только их лицо и манеру держать себя. Так вот люди, в чьем образе были вещи красного цвета, были оценены как более уверенные и привлекательные.

Пончо Burberry; ботильоны Geox; брюки MSGM; белье Oysho; сумка Fendi.

5. Не бойтесь меняться

Рекламные кампании всевозможных брендов часто используют такие фразы, как «вневременная классика», «вечный фасон», «всегда модный оттенок». «Но это не верно, – считает Адам Галински, – времена меняются, стили тоже. И надо уметь это правильно воспринимать. К примеру, раньше толстовка считалась одеждой бездельников и лопухов, а теперь – это настоящая униформа модных фриков и молодых ученых». Так что всегда оценивайте каждую вещь своего гардероба с точки зрения актуальности и соответствия той эпохе, в которой вы сейчас существуете.

6. Одевайтесь по случаю

Чувство уверенности, исходящее от того или иного аутфита, зависит от многих переменных: вашего настроения, от ситуации, от норм, царящих в вашем обществе, и даже от роли, которую вы играете на том или ином событии. Всегда проводите параллели со свадьбой – ведь здесь не бывает универсального наряда. Невеста оденется в одно, ее подружка – в другое, мама жениха – в третье, а ведущий – в четвертое.

Брюки «Ли-Лу»; туфли Malone Souliers; сорочка Comme Des Garcons; сумка Michael Kors Collection; часы Raymond Weil.

7. Не одевайтесь по возрасту

Именно так. На самом деле, это даже установка не адептов anti-age, а психологов, которые советуют одеваться так, «как чувствуется», а не «как требует возраст».

Скорее всего, вы сами не будете комфортно чувствовать себя в одном и том же аутфите в 20, в 30, в 40 и в 50 лет. Но если вам все же хочется надеть мини в 50, не отказывайте себе в этом. Если вам действительно все в себе нравится, это заметят и другие. Берите пример с Бриджит Макрон.

8. Найдите одежду, которая будет работать на вас

«Одежда должна помогать вам чувствовать себя уверенно и самим собой», - считает Адам Галински. Так что если, к примеру, деловой костюм ассоциируется у вас с нечестными на руку людьми, он вам никогда не поможет почувствовать себя сильнее и, мягко скажем, «выше остальных».

Одежда будет работать на вас, только если вы правильно соотнесете ваш выбор с вашей индивидуальностью, настроением, личными предпочтениями и так далее. Некоторые, например, могут продуктивно работать, не вылезая из постели, с ноутбуком на коленках и в любимой пижаме. А некоторые, напротив, тоже могут работать из дома, но перед этим они обязательно примут душ, приведут себя в порядок, строго оденутся и уже тогда приступят к делам. И то, и то имеет место быть – главное, понять, что подходит вам.

Кому-то такая стратегия покажется довольно полезной, ведь, окончательно выработав свой идеальный аутфит, вы исключаете возможность ошибки. С другой стороны, мы уже предвидим «фи» от заядлых fashionistas. Что ж, в этом случае можно хотя бы заранее продумать для себя несколько базовых шаблонов, в который вполне допускаются модные вариации.

Жакет Patrizia Pepe; рубашка H&M Studio; подвеска Salvatore Ferragamo; туфли Michael Kors Collection; сумка Marks&Spencer.

Известно, что цвет одежды влияет на нас, на наши эмоции и отношения. А Вы знаете, почему вам нравится какой-то определенный цвет? Ответ может Вас удивить...

Так почему же Вам нравится определенный цвет? Это связано с вашим опытом. Возможно, если у Вас в детстве была любимая игрушка розового цвета, или, когда у вашей мамы было хорошее настроение, она носила блузку розового цвета, то именно этот цвет является вашим любимым.

Большинство людей связывают краски с общепринятыми вещами - голубое небо, зеленый лес и т.д. именно поэтому восприятие цвета и реакция на него похожа у многих людей. И в результате одежда может влиять на эмоции и отношения людей.

КРАСНЫЙ

Красный наряд придаст уверенности в себе и привлечет внимание окружающих, т.к. он символизирует энергию. Будет ли это внимание таким, каким нужно, другой вопрос. У этого цвета огромный ряд ассоциаций. Красный цвет также выступает символом могущества и силы.

Выбирая платье в этом цвете, помните, что сочетание красного цвета с черным - это известная классика. А белый или бежевый уравновесят образ и сделают его более спокойным.

СИНИЙ

Как противоположность красного синий цвет имеет свои плюсы, например, он снижает кровяное давление. Если выдался тяжелый день или предстоит первое свидание, то смело примеряйте одежду синих оттенков. Так вам удастся создать отличное первое впечатление и расслабить собеседника. Также синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как символизирует надежность и работоспособность.
Если оттенок синего очень темный, то превосходный вариант - смягчить его пастельными или светлыми цветами.

ЗЕЛЕНЫЙ

Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе и помогает сконцентрироваться. Цвет богат оттенками и подходит любому типу кожи. Если хочется сделать акцент на зеленом, подойдут нейтральные аксессуары.


ЖЕЛТЫЙ

Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и с ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако его, как и красный, необходимо правильно подобрать под тип кожи. Если Вы не уверенны, что оттенок подойдет, то можно скомбинировать образ с желтыми аксессуарами или юбкой, чтобы цвет не оказался у лица.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Если хочется произвести впечатление уверенного в себе человека, например, на собеседовании, надевайте одежду фиолетового цвета. Он способен придать молодому лицу более зрелый вид. Также этот цвет освежит даже самый будничный образ. Отлично сочетается с пастельными тонами.


ЧЕРНЫЙ

Цвет, который «стройнит» и подходит практически всем. Черный может вызвать две различные эмоции: грусть или то, что мы сегодня очень элегантны. Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Чтобы черный цвет помогал чувствовать себя превосходно, достаточно одной оттеняющей детали или орнамента.


В современном обществе внешний вид становится все более важен в любой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. Как одежда влияет на жизнь человека? При первой встрече мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

0 184626

Фотогалерея: Как одежда влияет на жизнь человека

В личной жизни внешний вид имеет огромное значение, в первую очередь, в момент знакомства. Когда видите на улице симпатичного вам человека, хочется привлечь его внимание, можно, конечно, налететь на него и в минуту рассказать о себе все, но этим можно разве что напугать человека, вряд ли он сразу оценит неповторимость вашего внутреннего мира и заинтересуется представившимся знакомством. Предоставьте это своему внешнему виду: прекрасно уложенным волосам, белоснежной улыбке, отлично сидящей одежде, чистой обуви и правильно подобранным аксессуарам.

Необходимо отметить, что неважно какой внешностью наградила природа, вся суть в том, как вы себя подадите: природная красота может проиграть яркой привлекательности, обаятельности и харизме, вовсе не обязательно иметь правильные черты, чтобы очаровать окружающих. Не забывайте также и то, что постоянное нытье из-за неудовлетворенности своей внешностью, комплексы только оттолкнут людей, несомненно, вы можете найти достоинства в себе и подчеркнуть их.

Подумайте и о том, с кем вам приятнее находиться? Можно предположить, что перед вашими глазами возник образ человека ухоженной внешности, стильно одетого, уверенного в себе. Каждому мужчине хочется видеть рядом с собой шикарную девушку, а женщин привлекают ухоженные, стильные мужчины. Это вполне естественно, все в природе стремится к гармонии, симметрии, красоте.

Имеет ли значение внешний вид в работе? Можно, конечно заявлять, что работника нужно оценивать только по результатам его профессиональной деятельности и уровню образования, а не по тому, сколько времени он тратит на свою внешность, но это совсем не так. Опрятный, стильно одетый человек вызывает больше доверия у компании, как в общем-то и у всех нормальных людей: грязные оборванцы настораживают, таких мы стараемся сторониться. Когда человек хорошо выглядит, он и чувствует себя увереннее, и его успешность очевидна и клиентам и работодателям. Потому, начиная с собеседования по вакансии, ответственных мероприятий компании, заканчивая обычными днями рабочей недели - всегда следует держать марку, соблюдать стиль компании и подчеркивать собственную индивидуальность в какой-то мере, давая понять, что являетесь членом целой команды и сами представляете собой достойного сотрудника.

Особенно важно продумать оригинальные детали собственного стиля людям креативных профессий, продемонстрировав тем самым свой творческий потенциал. Образ нужно продумывать до мельчайших подробностей: работодатели и клиенты будут смотреть оценивающим взглядом, и общая красивость и интересность может быть испорчена неухоженностью рук или неправильно подобранным аксессуаром.

Если какое-то время назад дизайнеры, архитекторы, актеры и журналисты придумывали себе яркие, насыщенные деталями, безумные образы, чтобы привлечь внимание заказчиков и проявить свою супер нестандартную индивидуальность, то в настоящее время существует тенденция к простоте, ясности линий, сдержанности, и именно это является показателем истинного стиля. Цветные шарфы художников, сумасшедшие решения платьев и костюмов уступили место одежде простого кроя, аккуратным аксессуарам и спокойным цветам с отдельными яркими деталями. Еще одной тенденцией можно назвать все большую популярность посещения тренажерных залов, тренировок и танцевальных занятий, способствующих формированию здорового и красивого тела. Здоровые люди также более привлекательны во всех смыслах для работодателей, да и просто для окружающих, это в нас заложено природой.

Все это отнюдь не означает, что нужно срочно бежать к пластическому хирургу и переделать все операции из его каталога! В современном мире, где можно найти одежду и обувь всех стилей, моделей и разновидностей, в выборе которых вам поможет стилист или имиджмейкер, салоны красоты предлагают множество услуг, начиная от косметических и парикмахерских, заканчивая спортивными занятиями, которые помогут вам измениться, создать нужный образ и произвести впечатление на окружающих. При этом постарайтесь не переборщить и не стать одержимыми стремлением похудеть или набрать невероятную мышечную массу, это может вызвать заболевания, от которых будет сложно излечиться.

Как одежда влияет на жизнь человека? Как говорится, красивый человек красив во всем, при этом красота - это сочетание ваших внутренних качеств и внешней привлекательности, потому следить за своим видом очень важно.

Похожие публикации