Деятельность первых киевских князей кратко таблица. Русские князья iх—хi вв

Князь Рюрик. (даты правления 862-879). Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрика отождествляют иногда с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик -- представитель княжеского рода ободритов, а его имя -- это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Именно при этом князе происходило вхождение племенных образований в состав Древней Руси. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей» - наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

В это же время - в 862 году (дата приблизительна, согласно ранней хронологии Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В дальнейшем формируется центр будущей Киевской Руси.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Олег (Вещий Олег) (годы правления: 879-912 гг.)-- князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. Собственно началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве, захватом Смоленска и Любеча. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

Еще один важный политический шаг Олега - поход на Константинополь. Согласно летописным источником, в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега (по преданию, Олег умер от укуса змеи) около 912 и правил до 945.

Княжеский род традиционно считается по прямой мужской линии, поэтому для первых русских князей генеалогическое древо будет выглядеть так:

Деятельность первых русских князей: внутренняя и внешняя политика.

Рюрик.

Первый из русских князей, положивший начало династии. Пришел на Русь по призыву новгородских старейшин вместе с братьями, Трувором и Синеусом, а после их гибели правил всеми землями вокруг Новгорода. К сожалению, о свершениях Рюрика почти ничего не известно - летописей того времени не сохранилось.

Олег.

После смерти Рюрика в 879 году княжение перешло к одному из его военачальников - Олегу, поскольку сын Рюрика был еще слишком мал. Князь Олег внес большой вклад в создание русского государства: при нем в 882 году был присоединен Киев, затем Смоленск, открыт путь «из варяг в греки», присоединены древлянские и некоторые другие племена.

Занимался Олег и развитием экономических отношений - его поход на Царьград, или Константинополь, закончился подписание мирного торгового договора. За мудрость и проницательность князя Олега прозвали «вещим».

Игорь.

Сын Рюрика, вступивший в княжение в 912 году после смерти Олега. Наиболее известна история его гибели - попытавшись собрать дань с древлян во второй раз, Игорь поплатился за жадность и был убит. Однако к годам правления этого князя относятся также новые походы на Византию - в 941 и 944 годах - еще один мирный договор с этой державой, присоединение племен угличей, успешная оборона границ от печенежских набегов.

Ольга.

Вдова князя Игоря стала первой женщиной-княгиней на Руси. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, она тем не менее установила четкий размер дани и места для ее сбора. Первой попыталась привести христианство на Русь, однако Святослав и его дружина воспротивились новой вере. Христианство было принято только при князе Владимире - внуке Ольги.

Святослав.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав, вошел в историю, как правитель-воин, правитель-солдат. Все его правление состояло из непрерывных военных походов - на вятичей, на хазар, на Византию, на печенегов. Военная мощь Руси при нем окрепла, и тогда Византия, объединившись с печенегами, атаковала войско князя на Днепре, когда Святослав возвращался домой из очередного похода. Князь был убит, а из его черепа предводитель печенегов сделал чашу.

Итоги правления первых князей.

Всех первых правителей Руси объединяет одно - так или иначе они занимались расширением и укреплением молодого государства. Менялись границы, заключались экономические союзы, князья старались навести порядок внутри страны, устанавливая первые законы.

Описание истории в учебниках и многомиллионных тиражах художественных произведений в последние десятилетия подвергается, мягко говоря, сомнению. Огромное значение в изучении давних времен имеют правители России в хронологическом порядке. Интересующиеся родной историей люди начинают понимать, что, на самом деле, её настоящей, написанной на бумаге не существует, есть версии, из которых каждый выбирает свою, отвечающую его представлениям. История из учебников годится только на роль точки отсчета.

Правители Руси в период наивысшего подъема Древнего государства

Многое из того, что известно об истории Руси – России, почерпнуто из «списков» летописей, оригиналы которых не сохранились. Кроме этого даже копии часто противоречат сами себе и элементарной логике событий. Часто историки вынуждают принимать только свое мнение и утверждают его единственно верным.

Первыми легендарными правителями Руси, которых относят ко времени 2,5 тыс. лет до н.э., были братья Словен и Рус . Ведут свой род они от сына Ноя Яфета (отсюда же Вандал, Ободрит и др.). Народ Руса – русичи, русы, народ Словена – словены, славяне. На оз. Ильмень братья построили города Словенск и Руса (в настоящее время Старая Руса). На месте сгоревшего Словенска позже построен Великий Новгород.

Известны потомки Словена – Буривой и Гостомысл – сын Буривого, то ли посадник, то ли старшина Новгорода, который потеряв в боях всех своих сыновей, призвал на Русь из родственного племени русь (конкретно с острова Рюген) своего внука Рюрика.

Далее идут версии, прописанные немецкими «историографами» (Байер, Миллер, Шлетцер) на русской службе. В немецкой историографии Руси поражает, что её писали люди, не знавшие русского языка, традиций и верований. Которые cобирали и переписывали летописи, не сохраняя, а часто намеренно уничтожая, подгоняя факты под какую-то уже готовую версию. Интересно, что российские историографы на протяжении нескольких сотен лет вместо опровержения немецкой версии истории всячески подгоняли под нее новые факты и исследования.

Правители Руси по исторической традиции:

1. Рюрик (862 – 879) – призван дедом для наведения порядка и прекращения междоусобиц между славянскими и фино-угорскими племенами на территории современных Ленинградской и Новгородской областей. Основал или восстановил г. Ладога (Старая Ладога). Правил в Новгороде. После Новгородского восстания 864 года под руководством воеводы Вадима Храброго объединил под своим началом северо-западную Русь.

По легенде отправил (или они сами ушли) дружинников Аскольда и Дира водным путем воевать в Константинополь. Они по дороге захватили Киев.

Как умер родоначальник династии Рюриковичей точно неизвестно.

2. Олег Вещий (879 – 912) – родственник или преемник Рюрика, оставшийся во главе новгородского государства то ли в качестве опекуна сына Рюрика – Игоря, то ли на правах правомочного князя.

В 882 году идет на Киев. По дороге мирным путем присоединяет к княжеству множество родоплеменных славянских земель вдоль Днепра, в том числе земли Смоленских кривичей. В Киеве убивает Аскольда и Дира, делает Киев столицей.

В 907 году проводит победоносную войну с Византией – подписан выгодный для Руси торговый договор. Прибивает свой щит на ворота Царьграда. Совершает множество удачных и не очень военных походов (в том числе защищая интересы Хазарского каганата), став создателем государства Киевская Русь. По легенде умирает от укуса змеи.

3. Игорь (912 – 945) – борется за единство государства, постоянно усмиряя и присоединяя окружающие киевские земли, славянские племена. Воюет с 920 года с печенегами. Совершает два похода на Царьград: в 941 году - неудачный, в 944 - с заключением на более благоприятных для Руси условиях договора, чем у Олега. Погибает от руки древлян, отправившись за повторной данью.

4. Ольга (945 – после 959) – регент при трехлетнем Святославе. Дата рождения и происхождение точно не установлены - не то незнатная варяжка, не то дочь Олега. Жестоко и изощренно отомстила древлянам за убийство мужа. Четко установила размеры дани. Разделила Русь на управляемые тиунами части. Ввела систему погостов – мест торговли и обмена. Строила крепости и города. В 955 году приняла крещение в Константинополе.

Время ее правления характеризуется миром с окружающими странами и развитием государства во всех отношениях. Первая русская святая. Умерла в 969 году.

5. Святослав Игоревич (959 – март 972) – дата начала правления относительна – страной управляла до своей смерти мать, сам же Святослав предпочитал воевать и в Киеве бывал редко и не долго. Даже первый набег печенегов и осаду Киева встречала Ольга.

Святослав разгромил в результате двух походов Хазарский каганат, которому Русь долгое время платила дань своими воинами. Покорил и обложил данью Волжскую Булгарию. Поддерживая древние традиции и в согласии с дружиной, презирал христиан, мусульман и иудеев. Покорил Тьмутаракань и сделал вятичей данниками. В период с 967 по 969 годы успешно воевал в Болгарии по договору с Византийской империей. В 969 году распределил Русь между сыновьями на уделы: Ярополку - Киев, Олегу - древлянские земли, Владимиру (побочному сыну от ключницы) - Новгород. Сам же отправился в новую столицу своего государства – Переяславец на Дунае. В 970 - 971 годах воюет с Византийской империей с переменным успехом. Убит печенегами, подкупленными Царьградом, по дороге в Киев, так как стал слишком сильным противником для Византии.

6. Ярополк Святославич (972 – 11.06.978) – пытался установить взаимоотношения со Священной Римской империей и Папой. Поддерживал христиан в Киеве. Чеканил собственную монету.

В 978 году разбил печенегов. С 977 года, по наущению бояр, начал междоусобную войну с братьями. Олег погиб затоптанный лошадьми во время осады крепости, Владимир сбежал «за море» и вернулся с наемным войском. В результате войны Ярополк, приглашенный на переговоры, убит, и Владимир занял великокняжеское место.

7. Владимир Святославич (11.06.978 – 15.07.1015) – проводил попытки реформирования славянского ведического культа, применяя человеческие жертвы. Отвоевал у поляков Червенскую Русь и Перемышль. Покорил ятвягов, чем открыл путь для Руси к Балтийскому морю. Обложил данью вятичей и родимичей, объединив при этом Новгородские и Киевские земли. Заключил выгодный мир с Волжской Булгарией.

Захватил в 988 году Корсунь в Крыму и угрожал пойти на Константинополь, если в жены не получит сестру императора Византии. Получив жену, там же в Корсуни крестился и начал «огнем и мечом» насаждать христианство на Руси. Во время насильственной христианизации страна обезлюдела – из 12 миллионов осталось 3. Только Ростово – Суздальская земля смогла избежать насильственной христианизации.

Много внимания уделял признанию Киевской Руси на Западе. Построил несколько крепостей для обороны княжества от половцев. С военными походами доходил до Северного Кавказа.

8. Святополк Владимирович (1015 – 1016, 1018 – 1019) – пользуясь поддержкой народа и бояр, занял киевский престол. В скором времени погибают три брата – Борис, Глеб, Святослав. Открытую борьбу за великокняжеский престол начинает вести родной брат, новгородский князь Ярослав. После поражения от Ярослава Святополк бежит к тестю, королю Польши Болеславу I Храброму. В 1018 году с польскими войсками разбивает Ярослава. Поляки, начавшие грабить Киев, вызывают народное возмущение, и Святополк вынужден их разогнать, оставшись без войск.

Вернувшийся с новыми войсками Ярослав без труда берет Киев. Святополк с помощью печенегов пытается вернуть себе власть, но безуспешно. Умирает, решив уйти к печенегам.

За приписанные ему убийства братьев прозван Окаянным.

9. Ярослав Мудрый (1016 – 1018, 1019 – 20.02.1054) – впервые обосновался в Киеве во время войны с братом Святополком. Поддержку получил от новгородцев, а кроме них имел наемное войско.

Начало второго периода правления ознаменовалось княжескими усобицами с братом Мстиславом, разбившим войска Ярослава и захватившим левобережье Днепра с Черниговом. Между братьями был заключен мир, они ходили в совместные походы на ясов и на поляков, но великий князь Ярослав до смерти брата пребывал в Новгороде, а не в стольном Киеве.

В 1030 году разгромил чудь и заложил г. Юрьев. Сразу после смерти Мстислава, опасаясь конкуренции, заключает в тюрьму своего последнего брата Судислава и переезжает в Киев.

В 1036 году разбивает печенегов, освобождая Русь от набегов. В последующие годы совершает походы на ятвягов, Литву и Мазовию. В 1043 - 1046 годах воюет с византийской империей из-за убийства знатного русского в Константинополе. Разрывает союз с Польшей и выдает за французского короля дочь Анну.

Основывает монастыри и строит храмы, в т.ч. Софийский собор, возводит каменные стены Киеву. По приказу Ярослава переводят и переписывают множество книг. Открывает первую школу для детей священников и сельских старост в Новгороде. При нем появляется первый митрополит русского происхождения – Илларион.

Издает Церковный устав и первый известный свод законов Руси «Русскую правду».

10. Изяслав Ярославич (20.02.1054 – 14.09.1068, 2.05.1069 – март 1073, 15 .06.1077 – 3.10.1078) – не любимый киевлянами князь, вынужденный периодически прятаться за пределами княжества. Совместно с братьями создает свод законов «Правда Ярославичей». Первое правление характеризуется совместным принятием решений всеми братьями Ярославичами – Триумвират.

В 1055 году братья разбивают торков под Переяславлем и устанавливают границы с Землей половецкой. Изяслав оказывает помощь Византии в Армении, захватывает земли балтского народа - голядь. В 1067 году в результате войны с Полоцким княжеством обманом захватывает в плен князя Всеслава Чародея.

В 1068 году Изяслав отказывается вооружить киевлян против половцев, за что его изгоняют из Киева. Возвращается с польскими войсками.

В 1073 году в результате заговора, составленного младшими братьями, оставляет Киев и долго скитается по Европе в поисках союзников. Престол возвращает после того, как умирает Святослав Ярославович.

Погиб в битве с племянниками под Черниговом.

11. Всеслав Брячиславич (14.09.1068 – апрель 1069) – полоцкий князь, выпущенный из под ареста киевлянами, восставшими против Изяслава и возведенный на великокняжеский престол. Покинул Киев, когда Изяслав приближался с поляками. Княжил в Полоцке еще более 30 лет, не прекращая борьбу с Ярославичами.

12.Святослав Ярославич (22.03.1073 – 27.12.1076) – пришел к власти в Киеве в результате заговора против старшего брата, при поддержке киевлян. Много внимания и средств уделял на поддержание духовенства и церкви. Умер в результате хирургической операции.

13.Всеволод Ярославич (1.01.1077 – июль 1077, октябрь 1078 – 13.04.1093) – первый период закончился добровольной передачей власти брату Изяславу. Второй раз занял великокняжеское место после гибели последнего в междоусобной войне.

Практически весь период правления отмечалась ожесточенная междоусобная борьба, особенно с Полоцким княжеством. Отличился в этой междоусобице Владимир Мономах – сын Всеволода, который с помощью половцев провел несколько опустошительных походов на полоцкие земли.

Всеволодом и Мономахом проведены походы на вятичей и половцев.

Всеволод выдал дочь Евпраксию за императора Римской империи. Освященный церковью брак закончился скандалом и обвинением императора в проведении сатанинских ритуалов.

14. Святополк Изяславич (24.04.1093 – 16.04.1113) – первым делом, вступив на престол, арестовал половецких послов, развязав войну. В результате вместе с В. Мономахом разбит половцами на Стугне и Желани, сожжен Торческ и разграблены три основных киевских монастыря.

Княжеские междоусобицы не прекратил состоявшийся в 1097 году съезд князей в Любече, закрепивший владения за ответвлениями княжеских династий. Святополк Изяславич остался великим князем и владетелем Киева и Турова. Сразу после съезда оклеветал В. Мономаха и других князей. Они ответили осадой Киева, закончившейся перемирием.

В 1100 году на съезде князей в Уветчицах Святополк получил Волынь.

В 1104 году Святополком организован поход на минского князя Глеба.

В 1103 – 1111 годах коалиция князей во главе со Святополком и Владимиром Мономахом с успехом провела войну против половцев.

Смерть Святополка сопровождалась восстанием в Киеве против ближайших к нему бояр и ростовщиков.

15. Владимир Мономах (20.04.1113 – 19.05.1125) – приглашен на княжение во время восстания в Киеве против администрации Святополка. Создал вошедший в «Русскую правду» «Устав о резах», который облегчал положение должников при полном сохранении феодальных отношений.

Не обошлось начало правления без междоусобиц: претендовавшего на киевский престол Ярослава Святополчича пришлось изгнать из Волыни. Период правления Мономаха стал последним периодом усиления великокняжеской власти в Киеве. Вместе с сыновьями великий князь владел 75 % территории летописной Руси.

Для укрепления государства Мономах часто использовал династические браки и свой авторитет военачальника – победителя половцев. Во время его правления сыновья победили чудь, разгромили волжских булгар.

В 1116 – 1119 годах Владимир Всеволодович успешно воевал с Византией. В результате войны, как откупное, получил от императора титул «царь всея Руси», скипетр, державу, царский венец (шапка Мономаха). По итогам переговоров, Мономах выдал свою внучку за императора.

16. Мстислав Великий (20.05.1125 – 15.04.1132) – первоначально владел только Киевской землей, но признавался старшим среди князей. Постепенно стал контролировать через династические браки и сыновей города Новгород, Чернигов, Курск, Муром, Рязань, Смоленск и Туров.

В 1129 году разграбил Полоцкие земли. В 1131 году лишил уделов и изгнал полоцких князей во главе с сыном Всеслава Чародея - Давыдом.

В период с 1130 по 1132 годы совершил несколько походов с переменным успехом на прибалтийские племена, в том числе на чудь и Литву.

Государство Мстислава – последнее неформальное объединение княжеств Киевской Руси. Он контролировал все крупные города, весь путь «из варяг в греки», накопленная военная сила дала ему право называться в летописях Великим.

Правители Древнерусского государства в период раздробленности и упадка Киева

Князья на Киевском престоле в этот период сменяются часто и правят недолго, в большинстве своем ничем замечательным себя не проявляя:

1. Ярополк Владимирович (17.04.1132 – 18.02.1139) – князь переяславский призван на правление киевлянами, но первое же его решение о передаче Переяславля Изяславу Мстиславичу, правившему до этого в Полоцке, вызвало возмущение среди киевлян и изгнание Ярополка. В этом же году киевляне призвали Ярополка повторно, но Полоцк, в который вернулась династия Всеслава Чародея, отложился от Киевской Руси.

В начавшейся междоусобной борьбе между различными ветвями Рюриковичей великий князь не смог проявить твердости и к моменту своей смерти потерял контроль, кроме Полоцка, над Новгородом и Черниговом. Номинально ему подчинялась только Ростово – Суздальская земля.

2. Вячеслав Владимирович (22.02 – 4.03.1139, апрель 1151 – 6.02.1154) – первый, полуторанедельный период правления закончился свержением с престола Всеволодом Ольговичем, черниговским князем.

Во второй период был только официальной вывеской, настоящая власть принадлежала Изяславу Мстиславичу.

3. Всеволод Ольгович (5 .03.1139 – 1.08.1146) – черниговский князь, силой сместил с трона Вячеслава Владимировича, прервав правление в Киеве Мономашичей. Не был любим киевлянами. Весь период правления искусно лавировал между Мстиславовичами и Мономашичами. Постоянно воевал с последними, старался не подпускать к великокняжеской власти собственных родичей.

4. Игорь Ольгович (1 – 13.08.1146) – получил Киев по завещанию брата, что возмутило жителей города. Горожане призвали на престол из Переславля Изяслава Мстиславича. После битвы между претендентами Игорь был посажен в поруб, где тяжело заболел. Выпущенный оттуда, постригся в монахи, но в 1147 году по подозрению в заговоре против Изяслава казнен мстительными киевлянами только потому, что Ольгович.

5. Изяслав Мстиславич (13.08.1146 – 23.08.1149, 1151 – 13.11.1154) – в первый период напрямую кроме Киева, правил Переяславлем, Туровом, Волынью. В междоусобной борьбе с Юрием Долгоруким и его союзниками пользовался поддержкой новгородцев, смолян и рязанцев. Часто привлекал в свои ряды союзных половцев, венгров, чехов, поляков.

За попытку избрания русского митрополита без одобрения патриарха из Константинополя отлучен от церкви.

Имел поддержку киевлян в борьбе с суздальскими князьями.

6. Юрий Долгорукий (28.08.1149 – лето 1150, лето 1150 – нач. 1151, 20.03.1155 – 15.05.1157) – суздальский князь, сын В. Мономаха. Три раза садился на великокняжеский престол. Первые два раза изгнан из Киева Изяславом и киевлянами. В своей борьбе за права Мономашичей опирался на поддержку новгород – северского князя Святослава (брата казненного в Киеве Игоря), галичан и половцев. Решающей в борьбе с Изяславом стала битва на Руте в 1151 году. Проиграв которую, Юрий по одиночке лишился и всех своих союзников на юге.

Третий раз подчинил Киев после того, как Изяслав и его соправитель Вячеслав умерли. В 1157 году совершил неудачный поход на Волынь, где обосновались сыновья Изяслава.

Предположительно, отравлен киевлянами.

На юге смог закрепиться в обособившемся от Киева Переяславльском княжестве только один сын Юрия Долгорукого - Глеб.

7. Ростислав Мстиславич (1154 – 1155, 12.04.1159 – 8.02.1161, март 1161 – 14.03.1167) – в течение 40 лет смоленский князь. Основал Великое княжество Смоленское. Первый раз занял киевский престол по приглашению Вячеслава Владимировича, призвавшего его в соправители, но вскоре умершего. Ростислав Мстиславич был вынужден выступить навстречу Юрию Долгорукому. Встретившись с дядей, смоленский князь уступил Киев старшему родственнику.

Второй и третий сроки правления в Киеве разделило нападение Изяслава Давыдовича с половцами, вынудившее Ростислава Мстиславовича прятаться в Белгороде, ожидая союзников.

Правление отличалось спокойствием, незначительностью междоусобиц и мирным решением конфликтов. Всячески пресекались попытки половцев нарушить спокойствие на Руси.

При помощи династического брака присоединил Витебск к Смоленскому княжеству.

8. Изяслав Давыдович (зима 1155, 19.05.1157 – декабрь 1158, 12.02 – 6.03.1161) – первый раз великим князем стал, разбив войска Ростислава Мстиславича, но вынужден был уступить престол Юрию Долгорукому.

Второй раз занял престол после смерти Долгорукого, но был разбит под Киевом волынским и галичским князьями за отказ выдать претендента на галицкий престол.

Третий раз захватил Киев, но был разбит союзниками Ростислава Мстиславича.

9. Мстислав Изяславич (22.12.1158 – весна 1159, 19.05.1167 – 12.03.1169, февраль – 13.04.1170) – первый раз стал киевским князем, изгнав Изяслава Давыдовича, но уступил великое княжение Ростиславу Мстиславичу, как старшему в роду.

Второй раз на правление призван киевлянами после смерти Ростислава Мстиславича. Не смог удержать правление против армии Андрея Боголюбского.

Третий раз обосновался в Киеве без боя, используя любовь к себе киевлян и изгнав Глеба Юрьевича, которого посадил в Киеве Андрей Боголюбский. Однако, покинутый союзниками, вынужден был вернуться на Волынь.

Прославился победой над половцами во главе коалиционных войск в 1168 году.

Считается последним великим киевским князем, обладавшим реальной властью над Русью.

С возвышением Владимиро – Суздальского княжества Киев все больше становится обычным удельным, хотя и сохраняет название «великого». Проблемы, скорее всего, нужно искать в том, что и как делали правители России, в хронологическом порядке наследования ими власти. Десятилетия междоусобиц принесли плоды – княжество ослабло и потеряло свое значение для Руси. Княжение в Киеве , чем главным. Часто киевских князей назначал или менял великий князь из Владимира.

После смерти новгородского князя Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу (ум. 912 г.), с деятельностью которого связано формирование ядра будущего государства. (Сын Рюрика – Игорь был в малолетнем возрасте).

Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882 г. подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира захватил Киев. Так произошло объединение под одной властью двух крупнейших государственных образований Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату - 882 г. г. принято считать (условно) датой образования Древнерусского государства. Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских» (находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом). Именно поэтому древнерусское государство принять называть Киевская Русь.

Древнерусское государство прошло в своем развитии три этапа

    Становление (начальный период)

  • Упадок и распад

Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в районе реки Рось, южнее Киева.

    объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью киевского князя: Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, Игорь – уличей, дреговичей, Святослав – вятичей, расширил границы Древнерусского государства до Крыма и Таманского полуострова.

    защита границ русской земли от нападений степных кочевников: Игорь, Святослав отражали набеги печенегов. 965 г. разгром Хазарского каганата.

    приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; Олег в 907 г. совершил успешный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911). Игорь в 944 г. заключил взаимовыгодный торговый договор с Византией, 971 г. Святослав воевал с Константинополем.

    В обмен за эту службу князья с дружиной получили право сбора дани с подвластного населения. Способами сбора дани были «полюдье» и «повоз».

    Князья во время «полюдья» разрешали конфликты между соплеменниками, вершили суд, регулировали пограничные споры, назначали наместников. Но это не означало, что князь мог самоуправствовать. Вспомните, чем закончилось полюдье в древлянской земле для князя Игоря (945 г). Самовластье древних князей ограничивалось волей дружины, особенно старшей, а также вечевыми собраниями свободных граждан.

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования. Крещение Руси

Одним из первых реформаторов Древнерусского государства являлась княгиня Ольга (945–964) – жена второго киевского князя Игоря (912–945).(правила в период малолетства сына Святослава)

В 945 г. князь Игорь с дружиной собрал один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и добрать еще. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд, жестоко казнили самого князя Игоря.

Княгиня Ольга организовала кровавую карательную экспедицию в землю древлян и отомстила за мужа. Но это было одной частью реакции Ольги на восстание древлян. Другую часть составили изменения системы сбора дани. Суть ее заключалась в том, что в 946 г. она определила размеры дани («уроки») и установила твердый порядок ее сбора. На местах сбора дани создавались «погосты», которые стали административными центрами. Таким образом, дань – полюдье превратилось в фиксированный налог. Теперь дань собиралась не путем объезда, а путем повоза в специальные места – «погосты».

Н.М.Карамзин отмечал, что если первые киевские князья были главным образом воинами-завоевателями, то первой управительницей на русской земле была княгиня Ольга. Помимо реформы сбора дани, Ольга предприняла длительную поездку в Византию (955-957гг.) и первая из великих киевских князей лично приняла христианство под именем Елена, в 968 г. руководила защитой Киева от печенегов во время военных походов Святослава в Дунайскую Болгарию.

При Святославе произошло дальнейшее расширение территорий Киевской Руси, изменилось ее международное положение. Однако первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь военной силой. Можно сказать, что первые киевские князья создали лишь тело древнерусского государства, но только Владимир Святославич с принятием христианства вдохнул душу в тело.

Крупнейшим преобразователем Киевской Руси был внук княгини Ольги – князь Владимир I (980–1015). В годы княжения Владимира Святославича окончательно сложилась территория Древнерусского государства, он создал систему обороны страны от печенегов; покончил с остатками старого племенного сепаратизма, рассадив своих многочисленных сыновей (их было 12) по основным центрам Руси в качестве наместников киевского князя. Именно со времен Владимира I Русь стала управляться всем кланом князей-рюриковичей.

Введение Владимиром христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, которое определило на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Они верили в леших, домовых, русалок. Наиболее значительную фигуру в языческих верованиях славян представлял культ Рода, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. Поэтому не случайно, корень «род» является основой многих понятий (народ, природа, родина, родник, родной, урожай, родить и т. п.).

Кроме того, в языческих символах отражены три сферы:

    небесная – поклонение явлениям природы;

    земная - земледельческие культы (урожай, рог изобилия)

    подземная - культ предков

Главное предназначение богов – покровительствовать человеку, создавая в пространстве вокруг него (под землей, на земле, над землей) своеобразный систематизированный мир, синтезирующий отдельные сферы бытия.

Таким образом, верования древних славян представляли собой достаточно стройную систему воззрений, обобщающих накопленные знания социального, духовного, нравственного содержания.

Однако верования славян носили первобытный, доклассовый характер. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. К тому же языческие религиозные представления постепенно входили в противоречие с политическими тенденциями развития Руси и ее взаимоотношениями с крупнейшим и могущественным соседом – Византийской империей, для которой языческая Русь оставалась не более чем младшим партнером, отсталым варварским государством.

Сначала Владимир попытался усовершенствовать старую религию, приспособить язычество к новым условиям, а для этого – создать единый общерусский религиозный культ и единый пантеон богов. Это была первая реформа Владимира (983 г.). Ее символом явилось размещение на холме в Киеве вблизи княжеского двора пантеона с деревянными идолами («кумирами»), всех – теперь уже общерусских – богов: Перуна (который стал главным божеством, и поэтому идол имел серебряную голову и «ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Всем этим божествам приносились жертвы.

Но вскоре стало ясно, что реформированное язычество не годится. Киевская Русь нуждалась в новой, монотеистической религии способной укрепить государство.

Ближние и дальние соседи древнерусского государства уже исповедовали такие монорелигии. Например, Волжская Болгария и часть хазар исповедовали ислам, другая часть Хазарского каганата – иудаизм, страны центральной Европы – христианство в католическом варианте, Византийская империя и южные славяне – православие. Поэтому Владимир приступил к проведению второй религиозной реформы.

Причины принятия христианства

    Необходимость объединения племен на новой духовной основе и укрепление власти киевского князя

    Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, повышение международного авторитета Руси

    Приобщение к европейским (византийским) духовным и культурным ценностям

    Оправдание социального неравенства

В 988 г. Русь приняла христианство (в византийском варианте, православие) в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Конечно, в таком процессе как христианизация огромной страны, всякая дата будет достаточно условна. Дело в том, что христианство появилось в восточнославянских землях задолго до официального крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного (брата апостола Петра) на Русь еще в I веке н.э. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-е гг. IX в. Немало христиан было и среди купцов и дружинников Игоря, христианкой была и княгиня Ольга.

Почему же Владимир остановился именно на христианстве «восточного образца» - православии?

Греческая (византийская) православная религия в значительной мере устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера:

    У Руси с Византией были налажены долгосрочные экономические и торговые связи (путь из «варяг в греки»)

    Русь нуждалась в сильном и мощном союзнике для защиты своих границ от кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала для борьбы со своим северным соседом

    Византия находилась на пике своего культурного и духовного развития, и Русь могла многое позаимствовать от греческой культуры (письменность, архитектура, новые ремесла - более 60)

    Болгария приняла христианство в IX веке и византийские проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели всю церковную литературу на славянский язык, так что можно было распространять религию на живом, понятном языке, а не на книжном - латинском

    христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечающее становлению единой государственной власти в лице киевского князя (хотя и язычестве тоже присутствовало верховенство одного бога Рода, однако христианство выражало эту идею более осмысленно).

    православие во многом совпадало с духовно-нравст-венными устремлениями русского народа, отражавшимися в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Красота и великолепие церковной службы!

Однако перед этим важным шагом Владимир совершил поход в Крым на Корсунь, принадлежавший Византии, захватил его и потребовал себе в жены сестру византийских императоров, братьев-соправителей. В качестве условия этого брака греческая сторона выдвинула переход Владимира в православие. Поскольку сам уже князь до похода на Корсунь оценил христианскую веру, он согласился. В 988 г. в Корсуне Владимир стал христианином и мужем принцессы («царицы») из могущественной Византийской империи. Вернувшись после свадьбы в Киев, Владимир приказал сбросить с холма деревянных идолов языческих богов, одного изрубить, а других сжечь. И только после этого было объявлено всеобщее крещение киевлян в Днепре. Итак, в 988 г. в Киевской Руси была введена государственная религия – христианство в его православном варианте. Общество получило новую идеологию.

Принятие христианства - важнейший рубеж европеизации Руси. Замена традиционных верований на религию, предпочитавшую родству по крови родство по «духу» (единоверие), придала Древней Руси действительное единство. Это не только вера в бога, это проблема выбора духовных и нравственных приоритетов. Это колоссальная духовная революция.

Крещение Руси во многом носило насильственный характер. Насилие действительно применялось довольно широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс в любой стране. Не был он простым и на Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни - от семейных до общественных отношений. Это была революция во всех сферах жизни.

В то же время важно заметить, что введение христианства на Руси принципиально отличалось от крещения, например, языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки - испанцами. В двух последних случаях смена веры происходила с помощью иностранного вмешательства. Распространение христианства в Киевской Руси было внутренним делом государства. Внешнего насильственного напора страна не испытывала.

Русь была крещена примерно за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома (для сравнения - Норвегии для этого понадобилось 150 лет, Швеции-250). Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского государства, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезала граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех, постепенно объединила общая духовная основа.

С принятием христианства на Руси появился новый институт -церковь. Первое время она формально подчинялась византийской церкви, митрополит на Руси назначался константинопольским патриархом. Русская митрополия состояла первоначально из 9 епархий. Появилось белое с (семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри. В пользу церкви население платило налог - десятину (1/10 часть налога).

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Усилился авторитет великокняжеской власти, т.к. на киевского князя духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка: владычествовать по закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же призывался к повиновению властям.

С самого принятия христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной, власти в Русском государстве, которую Русь заимствовала у Византии. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К концу XП в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права, церковного права и др.

Высокий уровень материальной и духовной культуры Киевской Руси являлся основанием и предпосылкой развития православной церкви, которая в свою очередь создала благоприятные условия для развития русской культуры.

Крещение имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расши-рились.

Оно способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство, человеческое жертвоприношение. Призывало «возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной храмовой архитектуры и живописи, развитию ремесел, чеканки монет, культурному просвещению, созданию школ, библиотек при монастырях и т.п.

Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, т.е. истинная вера. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а затем и Россия считала себя частью христианского мира, всегда сравнивала себя с ним. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.

1054 г. – распад единой христианской церкви на православную и римско-католическую. Приняв восточный вариант христианства, Русь отгородилась от столбовой дороги христианской цивилизации, которая вела на Запад. После крещения Руси Византия медленно пришла в упадок, а Рим пошел в гору.

С ослаблением и падением Византии (1453 г.) русская православная церковь и русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда – отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами, например, с татаро-монгольскими, а в последствии и с другими завоевателями.







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • ознакомить учащихся с правлением первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава;
  • рассказать об их роли в складывании русского государства;
  • проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;
  • развивать умение сопоставлять деятельность исторических личностей, анализировать и сравнивать их правление;
  • продолжать формировать умение самостоятельно выделять главную мысль, делать вывод;
  • продолжать формировать умения работать с проверочным материалом в форме теста.
  • пробудить у учащихся интерес к отечественной истории;
  • воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.

Тип урока: с лайдовая презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, материалы для индивидуальной работы учащихся (анкеты), карта.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя: (учитель знакомит с темой и целью урока и напоминает предыдущую тему).

II. Вопросы на повторение

– Когда у восточных славян сформировалось государство? (IX в.)

– Что такое государство? (Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов или традиций, присутствует общая экономика, культура, религия, единый язык, осуществляется охрана границ армией)

– Как формируется государство? (Это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный и закономерный результат разложения родоплеменного строя).

– Назовите предпосылки создания государства на Руси.
(1. Экономическое развитие: общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от земледелия. Развитие торговли привело к формированию рыночных отношений и возникновению городов, кА центров торговли. Города – Новгород и Киев расположены на торговом пути «из варяг в греки».
2. Социальные процессы в период военной демократии:

  • родовую общину сменила соседская община(территориальная),
  • развитие частной собственности привело к имущественному неравенству и формированию классов
  • верхушка общины группируется вокруг князя, создает дружину и захватывает власть в племени.
  • родовой общинник становится хлебопашцем. Князь и его дружина занимаются ведением войны.

3. Следующими причинами формирования государства являются религиозная и культурная общность племенных союзов славян.
4. Необходимость защиты от внешних нападений.
5. Осуществление завоевательной политики).

– В 8-9 вв. у восточных славян складывается общественное устройство. Как оно называлось и что собой представляло? (Это «Военная демократия». Во главе племени или союза племен стоял князь. Управлять племенем ему помогали: воевода – предводитель племенного войска, дружина – группа воинов лично преданных князю, их профессия – война; вече – племенное собрание. Князь и воеводы еще выбираются народом, но уже видно стремление сделать их власть наследственной.)

– Таким образом в начале 9 века появилось Русское государство. Как это произошло, сам исторический факт? (В Киеве княжили варяги Аскольд и Дир, в Новгороде стал править Рюрик. Появились два государственных центра, через которые проходил торговый путь «из варяг в греки». В 882 г. князь Олег, который стал княжить после смерти Рюрика, убил Аскольда и Дира, занял киевский престол, объединил Русь, сделав столицей государства – Киев. Государство стало называться Киевская Русь.)

– Откуда русский народ узнал о своей истории? (Нестор «Повесть временных лет»)

– Существуют различные теории создания Древнерусского государства, назовите их. (1. Норманнская – призвание новгородцами в 862 году 3-х братьев-варягов (Рюрика, Синеуса, Трувора). Рюрику удалось объединить племена кривичей, меря, весь, мурома вокруг Новгорода. 2. Антинорманнская (Ломоносов) – складывание государственности у славян произошло до прихода варягов).

Вывод: В 9 в. Благодаря политическим, экономическим, социальным а также культурным предпосылкам сформировалось единое государство – Киевская Русь.

Еще один вывод – в стихах:

1 учащийся

Помним мы Отечества историю?
Почему так названа страна?
Много есть гипотез и теорий
Русь – Россия с древности одна.
Говорят от Рюриков. От шведов,
От сарматских Русь пошла племен,
Ну а вот я думаю, что предок
Рослым был, отважен и силен.
Именно от мужества и роста
Нам пришло название страны
Корень «Рос» тут выделить так просто,
Сразу все понятия видны.
Геродот известен был ученостью,
Видел предков в древние века,
Восхищался силой, непокорностью,
Говорил: «Рост, сила велика»,
Знали печенеги да и половцы
Русскую отвагу, доблесть, честь,
Разгромили их уж наши молодцы
Нам победных встреч не перечесть.
Пусть твердят, кому уж так угодно,
Что Россия – слово от чужих,
Я же верю в силу, рост народа,
Для меня теорий нет иных.

III. Объяснение нового материала

Слайд (тема урока и эпиграф)

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!

Н.П. Кончаловская .

Слайд (задачи урока)

  • Ознакомиться с деятельностью первых русских князей.
  • Оценить их вклад в развитие нашего государства.
  • Систематизировать знания.

План. (Слайд)

  1. Князь Рюрик.
  2. Деятельность Олега.
  3. Игорь Рюрикович.
  4. Княгиня Ольга.
  5. Святослав Игоревич.
  6. Особенности правления первых русских князей.

Вступительное слово учителя: знакомство с темой и задачами урока.

– Наш урок пройдет в виде слайдовых презентаций, которые подготовили ваши одноклассники.
Перед вами задача: внимательно слушая каждого докладчика, фиксируйте основные события и деятельность князей в следующую таблицу.
После доклада можете задавать докладчику вопросы по данной теме.
По ходу внимательно следите за их выступлениями и по окончании слайдовой презентации вы, ребята сделаете собственную оценку работ ваших одноклассников по «5» бальной системе. Но это чуть позже.

Таблица: «Деятельность первых князей»

Идут выступления докладчиков. По ходу выступления записываем в тетради термины:

Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
Уроки – точный размер дани.
Погосты – места сбора дани.

Учитель раздает анкеты, комиссия из учащихся подсчитывает анкеты (оценка работ выступающих) собирает.

Пример анкеты:

– Перед вами таблица. Вы систематизировали новую тему. Скажите, в чем особенности правления князей?
– Что общего в их правлении?

Общее в деятельности князей: (записать)

Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям:

1. Они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена.
2. Поддерживать выгодные торговые связи с другими странами, особенно с Византией.

Вывод: Каждый из этих князей внес огромный вклад в развитие Российского государства, они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания.

2 учащийся.

И снова память в прошлое зовет,
И вечностью кружится голова.
Тысячелетье – вот оно, живет
В металле, в камне, в мыслях и словах.
И оживает книга бытия,
Я с трепетом листать ее берусь.
Таинственная Родина моя,
Прадедовская Киевская Русь!
Открытая и светлая душой,
Добру и правде кровная сестра,
Уверенно шагала в мир большой
Друзьям на радость и врагам на страх.
Здесь наши боль и гнев плечу к плечем
Вставали на обидчиков мечем,
Здесь наша радость песней родилась
И птицей вольной в небо поднялась.
Священные славянские места,
Здесь и поныне дышится легко,
И тешит глаз земная красота,
И чуть слышна мелодия веков.
И фрески улыбаются со стен
Роднею нашей ласковой, большой.
И снова поднимают нас с колен…
Да, кто сказал, что все былое тлен?
Мы к прошлому припаяны душой!

IV. Домашнее задание: параграфы 5, 6. Эссе «Слава нашей стороне…»

Собрать тетради с таблицами.

Похожие публикации