Власть как категория политической науки. ресурсы власти. I.1. Власть как центральная категория политологии

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае не подчинения. Важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Политологию интересует политическая власть как ядро политической системы общества, ее организационное и регулятивно-контрольное начало. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной и др.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

* верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

* всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего народа;

* легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

* моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

* широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.



Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей (в том числе ради стабильности и общественного согласия).

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится основаниям политической власти, т.е. обоснованию ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль.

В политологии данная характеристика обозначается понятием “легитимность”. В данном случае речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах.

В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.



Власть возникла вместе с развитием человека и вместе с ним прошла длительный путь своего становления и постоянного совершенствования. В современным условиях также идут процессы развития власти. Отметим ряд новых тенденций, характерных для m`xhu дней. Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества. Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Третья тенденция связана с разукрупнением политической власти, со становлением системы разделения властей.

Мир политики представляет собой особый вид социальной реальности, состоящий условно: из а) мира политических артефактов – политических институтов, организаций, традиций и б) мира субъективных представлений, смыслов, задающих направление деятельности политических акторов (субъектов). Политическое пространство оказывается сложным миром взаимодействий по поводу политической власти, ее организации, распределения, реализации описывается политической наукой с помощью набора категорий (понятий), составляющих язык науки. Каждая категория (власть, господство, легальность, суверенитет, элиты, партии и т.д.) описывает вполне определенную совокупность реальных политических явлений и процессов, сохраняя за собой конкретное содержание. С помощью этих понятий и парадигм объясняется мир политики, осуществляется его интерпретация.

Предметное поле политической науки охватывает проблемные комплексы, связанные с выявлением целей и смыслов существования групп и общностей, распознания общих интересов субъектов политики, их стратификации, выработкой общеобязательных правил поведения всех субъектов, распределением между ними ролей и функций, созданием общепонятного языка, способного обеспечить эффективную коммуникацию между всеми участниками политического процесса. Тем самым политическая наука призвана опережающе отвечать на вызовы времени, осуществлять теоретическую рефлексию политической практики и тех проблем, которые нуждаются в решении.

ВЛАСТЬ, ГОСПОДСТВО, ЛЕГАЛЬНОСТЬ

Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Однако власть оказывается и самым таинственным, загадочным явлением в политике. Как справедливо заметил французский философ Э. Шартье, "власть необъяснима, и в этом – ее сила". Тем не менее потребности общественного развития требуют выяснения, является ли власть абстракцией, символом или реальным действием. Не одно поколение философов, социологов, политологов пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, что заставляет общество, группу, личность подчиняться власти авантюриста, коварного честолюбца, бездарного правителя, тирана: боязнь насилия или желание повиноваться? Естественно, власть не обязательно связана с насилием: можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т.д. Кроме того, носителями политической власти выступают отдельные личности, группы, классы, партии, государства.

Власть как категория политической науки

Природа и назначение власти в обществе

Еще в XVIII в. французский мыслитель Г. де Мабли (1709– 1785) так определил социальное назначение власти: "Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц" . В те времена публичная власть рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения ее социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы (рис. 5.1).

Рис. 5.1.

По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила повеления. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие – не очень, одни активны, другие пассивны и т.д.

Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, публичное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза, паники и недоверия с помощью пропагандистских мифов о "военной угрозе" или наличии "внутреннего врага" заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочения социальных взаимосвязей может быть осуществлена и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Таким образом, политическая власть внутренне присуща всякому обществу, поскольку: а) заставляет уважать существующий политический порядок и основывающие его правила; б) защищает общество от его собственных несовершенств и слабостей; в) ограничивает внутри него результаты соперничества между группами и индивидами, предохраняя общество от энтропии и хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию и равновесие.

Политическая власть и ее формы

Политическая власть – это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам – от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Формой осуществления власти является авторитет – способность субъекта власти оказывать влияние на объект, других людей в нужном направлении без принуждения, угрозы санкций. Авторитет предполагает неформальность влияния и добровольность подчинения. Он основан на уважении к носителю авторитета, согласии выполнять его указания, признании руководимыми права субъекта авторитета на управление вследствие обладания им какими-либо выдающимися качествами: умом, знаниями, опытом, святостью, нравственными добродетелями и т.д.

В противоположность авторитету господство – это возможность добиться повиновения со стороны определенной группы лиц, опираясь на силу, могущество, принуждение, веру, харизму и т.д. Господство представляет собой форму, способ проявления политической власти. Истинное отношение господства включает в себя внешнюю или внутреннюю заинтересованность в том, чтобы подчиниться: страх подвластного, внешнюю угрозу, опасность санкций, лишений и т.д.

Однако внутренняя потребность общества во власти не исключает определения границ и средств ее осуществления. Власть требует согласия, общественного признания и некоторой взаимности. Согласие общества включает принцип законности и механизмы, которые сдерживают злоупотребления власти. Отражением принципа законности является легальность власти – юридическое обоснование правомерности формирования и осуществления власти в точном соответствии с законом. Легальность власти отражается в официальном признании власти или претензии на ее признание.

В отличие от легальности легитимность – неофициальное, психологическое одобрение власти населением в силу ее притягательных черт. Никакое господство согласно М. Веберу не удовлетворялось чистой покорностью, оно стремилось преобразовать дисциплину в привязанность к истине, которую оно представляет или претендует представлять. Вебер разработал типологию законного господства, классифицировав типы в соответствии с тремя способами его легитимации: харизматическое, рациональное и традиционное господство . В этом случае власть можно рассматривать как право, признанное за личностью (лидером) или группой (элитой) с согласия общества, принимать решения, касающиеся других членов общества.

Таким образом, власть многолика: она предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона. Именно поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов – каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.

  • Мабли Г. О законодательстве // Избранные произведения. М., I960. С. 149.
  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646–647.

Принципы организации и функционирования власти.

Теория разделения властей.

Проблема власти и властных отношений изучается рядом наук, в том числе и политологией. В центре внимания политологии находятся особенности власти вообще и политической власти в частности, условия ее стабильности, адекватного достижения общественно значимых целей.

Все эти проблемы в той или иной степени ставились уже античными мыслителями. Так Платон, размышляя о источниках власти, формах ее осуществления и типах государственного устройства, выделил правильные и неправильные формы правления. Аристотель впервые выдвинул идею естественного происхождения политической власти, считая, что человек от природы существо политическое.

Расцвет социально-политических исследований в эпоху Возрождения и в Новое Время связан с исследованиями сущности политической и прежде всего государственной власти в трудах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Б.Спинозы, Дж.Локка, Ш.Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Именно в это время возникают основные направления политической идеологии – либерализм (Ш.Л.Монтескье), консерватизм (Э.Берк), тоталитаризм (Ж.Ж.Руссо).

Огромный вклад в исследование нравственных основ государства и права внесли представители немецкой классической философии И.Кант, Г.Гегель. Не утратило своей актуальности марксистское учение о роли материального и политического интереса в борьбе за политическую власть. Важный вклад в разработку теории власти внес немецкий социолог М.Вебер, для которого власть – это принуждение человека к действию помимо его воли.

Особый интерес представляют исследования представителей русской школы – М.Бакунина, П.Кропоткина, В.Ленина.

Таким образом, власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве – и в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Власть многолика, она предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна из ее сторон. Именно поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов – каждый из которых акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.

Телеологическая трактовка власти характеризует ее как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. В частности Бертран Рассел в «Очерках современной политической философии Запада» пишет: «Власть может быть определена как реализация намеченных целей». Однако, телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миров – в этом смысле говорят, например, о власти над природой.


Бихевиористские определения власти рассматривают ее как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Данный подход индивидуализирует понимание власти и сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. В частности Г.Лассуэл считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.д.

Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. В частности сторонники психоанализа считают, что стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функции субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней – одних и готовности к подчинению других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.

Системная трактовка власти. Если бихевиористский и психологический подходы к определению природы власти требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивида к обществу, то системный подход исходит от производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривая власть как «способность системы обеспечивать ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луманн) трактуют власть как средство социального общения, позволяющего регулировать социальные конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Структурно-функциональный подход рассматривает власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. В частности Т.Парсонс рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющего или управляемого). При этом предполагается, что социальная роль определяет тип ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе.

Реляционистский подход рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Так М.Вебер определил власть, как способность и возможность субъекта власти реализовывать свою волю вопреки сопротивлению других.

Субъект и объект непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, или даже мировое сообщество. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение, в котором предписывается поведение объекта власти, указываются поощрения и наказания за выполнение или невыполнение распоряжения.

Власть явление двустроннее, ассиметричное явление, она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

Однако преобладание в обществе людей готовых к беспрекословному повиновению является благоприятной средой для установления деспотических режимов.

Власть, как способность и возможность субъекта власти реализовывать свою волю вопреки сопротивлению других, базируется на использовании разнообразных средств и методов. Совокупность реальных и потенциальных средств, которые могут быть использованы для обеспечения влияния субъекта власти на ее объект называются ресурсами власти.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Китайский философ Конфуций считал ресурсами власти правителя – его личный пример, следование моральным принципам, справедливости, гуманности, мудрости. Итальянский политический деятель эпохи Возрождения Н.Макиавелли выделил два главных ресурса власти – любовь и страх, он считал, что человек которого боятся может управлять так же эффективно, как и тот, которого любят.

По мере развития общества и самой структуры власти изменялись и средства ее осуществления. В примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя. С появлением имущественного неравенства ресурсами власти становятся богатство и сила, причем на этом этапе власть практически отождествляется с господством. В индустриальных обществах ресурсами власти становятся организации: политические партии, профсоюзы, бюрократия. На современном этапе развития, в условиях постиндустриального общества, при сохранении роли других ресурсов, на первое место выходит информация, которая становится важнейшим ресурсом властвования.

Политическая власть как политологический феномен: о категории, сущности и функциях

Глава I. Политическая власть - основополагающая категория политологии

Политическая власть является основополагающей категорией политологии. Она предоставляет ключ к пониманию предназначения политической системы общества. Именно поэтому настолько необходимо знать сущность данной категории, ее ресурсы и источники, функции, которые она выполняет. Важно понимать роль экономических факторов. влияющих на становлении и развитии политической власти, знание современных тенденций в ее развитии.

Политическая власть является осью, вокруг которой в любой стране вращается политическая жизнь. Это основополагающее и разнообразное понятие, явление. Его содержание развивается в различных политических категориях. Наиболее значимые из них конкретизируют и раскрывают ту или иную грань, сторону политической власти.

Власть неразрывно связанна с политикой. Именно через нее выражается потребность людей в организации и саморегуляции. В обществе всегда существуют разнообразные групповые и индивидуальные интересы, которые необходимо, снимая социальную напряженность, соподчинять и регулировать.

Политическая власть исторически развивается с государством и неразрывно связана с ним. Усложнение социально-политических институтов, развитие всех сфер общества, усиление взаимодействия между общественными и государственными образованиями влечет и усложнение по формам выражения политической власти и по своей структуре.

Следовательно, властные отношения служат механизмом для регулирования жизни общества, древнейшей формой организации различных обществ, гарантом их целостности.

В условиях гражданского общества, где развитая правовая система функционирует, созданы конкретные предпосылки для политического и идеологического плюрализма (то есть разнообразие), гарантии свободного развития личности и самостоятельности и независимости органом местного самоуправления. Политическая власть на определенных уровнях обладает тройственной формой проявления: она существует в виде государственно - политической власти, также общественно - политической власти, власти муниципальных образований.

Любая власть нуждается в поддержке со стороны граждан и общества. Политическая система не может эффективно действовать без поддержки основного элемента политической жизни, которым является индивид, Она не способна обеспечивать собственную жизнеспособность. Политическая система функционирует, пока она способна и может поддерживать веру индивидов в ее законность и справедливость. Именно поэтому политической системе важно и необходимо способствовать добровольному принятию людьми политических целей, которые она предлагает, формировать положительные установки личности на систему.

Вклад Т. Парсонса в формирование методологии сравнительной политологии

Власть в данном сочинении Т. Парсонса понимается здесь как посредник, тождественный деньгам, циркулирующий внутри того, что мы называем политической системой...

Власть в современном обществе

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть разума», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии»...

Власть как социальный феномен

Власть. Легитимность политической власти в России

Власть - ключевой вопрос политики, занимающий центральную позицию в политической науке. Поэтому для понимания политических процессов, ориентации в происходящих в политике явлениях необходимо понимать сущность данной категории...

Политичекая власть

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от её содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов...

Политическая власть

Политическая власть

Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества...

Политическая власть

Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них. Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы...

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Похожие публикации