Значение слова отцы-пилигримы в словаре кольера. Пилигримы - это кто? Дорога пилигримов История пилигримов

У И. Бродского есть стихотворение «Пилигримы». Оно рассказывает о нищих паломниках, идущих сквозь века своей дорогой. Образ настолько яркий, что так стали называть туристические клубы. Особенно с преимущественно пешим уклоном, хотя в Саратове клуб с таким названием занимается водным туризмом : сплавом на байдарках. В Арзамасе есть такое рекламное агентство. Что такое пилигрим? Вернее, кто такой? Обратимся к словарям.

Что говорят словари

У славян не было слова «пилигрим», значение и происхождение его можно увидеть в справочниках:

  • Словарь Крылова определяет это слово, как образованное от латинского peregrimus, что значит «чужестранец, путешественник».
  • Словарь Шанского добавляет, что слово это было заимствовано не позднее восемнадцатого века из немецкого языка.
  • Словарь Даля толкует слово, как «странник, ходящий по святым местам».
  • Словарь Ожегова определяет его, как «путешественник, скиталец».

Средневековая Европа и пилигримы

Что такое паломничество к святым местам, сейчас знает каждый. О нем известно из письменных источников еще третьего века. Первые пилигримы и были паломниками. Они шли по зову сердца, надеясь на Бога. Но с одиннадцатого века церковь заменяет покаяние пилигримством. С этого момента, согрешившие идут за прощением в Иерусалим, получив особое разрешение епископа (посох странника). Пилигрим получал по пути приют в монастырях, которые называли «госпитали».

Добравшись до Святого города, пилигрим должен был заплатить за вход в него. Часто ограбленные и голодные, оборванные и разочарованные люди так и умирали под его стенами.

Позже богатые вельможи снаряжали целую экспедицию. Тут были и воины, охранявшие знатную особу, и примкнувшая толпа простолюдинов. Называли они себя «войско Господне» и их начинали побаиваться. Известно, что епископ Камбрэ Лиутберт возглавлял три тысячи пилигримов.

Появлялись организации помощи странникам - рыцарские ордена. Потом уже, будто забыв о цели, эти паломничества превратились в крестовые походы.

Путь пилигрима

В семнадцатом веке каждая английская семья имела Библию, а рядом, на полке, стояла книга Джона Буньяна «Путешествие пилигрима». Что такое Библия, объяснять не надо. А вот о Джоне Буньяне можно сказать пару слов. Этот нонконформистский пастор был подвергнут гонениям и посажен в тюрьму. Там за пять лет он и написал свою книгу. Его называли «Шекспиром проповеди». Сюжет книги - приключения человека по имени Христианин.

Он, получив напутствие от Евангелиста, отправился в путь через тесные врата. Его поджидала топь уныния, смущал мирской мудрец, он преодолел гору затруднения. На пути из города Гибель на гору Сион ему встретилась Долина смертной тени, после была Ярмарка суеты, где к нему присоединился Уповающий. Вместе они пришли к Замку сомнения, в котором жил великан Отчаяние… Ему они представились пилигримами.

С первых страниц становится понятно, что автор составляет повествование на основе библейских притч. Поэтому не остается и тени сомнения, что такое пилигрим. Это странствующий проповедник. Кстати, в Библии есть свидетельство, что учение первых христиан называли Путем. Вот по этому жизненному пути и идет Христианин.

Отцы-пилигримы

В 1620 году «Мейфлауэр», английское судно, достигло берегов Америки. Новыми колонистами были пуритане, которых преследовали на родине: закрывали молитвенные дома, арестовывали пасторов. Летописец Уильям Брэдфорд писал: «Они знали, что они пилигримы».

Так, сто два человека, бежав от религиозных гонений, стали основателями города Плимут. А слово «пилигрим», значение которого раньше было «странствующий», приобрело новый смысл: отправившиеся в путешествие в поисках обетованной земли.

Сейчас это слово используют редко. Но, поскольку оно несет романтический оттенок, оно встречается в поэтической речи или в ироничном замечании. В таком случае оно употребляется в переносном значении.

) на территории современных Соединённых Штатов Америки . Будучи глубоко религиозными людьми, поселенцы Плимутской колонии отличались пуританскими нравами и приверженностью традициям. Некоторые из их традиций стали неотъемлемой частью американской культуры . К числу таковых относится обычай праздновать День благодарения (впервые отмечался пилигримами в Новом Плимуте в ). История Отцов-пилигримов, ищущих религиозную свободу, стала центральной темой истории и культуры Соединённых Штатов Америки.

История

Основную часть поселенцев составляли члены радикальной секты английских пуритан , религиозные диссиденты. Они были недовольны тем, что господствующая Англиканская церковь склоняется к идеям католицизма и желали создать независимую церковь. Одна из подпольных общин собиралась в деревушке Скруби графства Йорк . Её лидерами были проповедники Ричард Клифтон и Джон Моррисон.

Из-за преследования со стороны властей, сепаратисты перебрались из Англии в Голландию , где к их взглядам относились более терпимо, в г. - в Амстердам , а в г. - в Лейден . К г. община прочно обосновалась на новой земле и выросла до 300 членов. Однако, некоторые обстоятельства вынуждали переселенцев искать новое, более подходящее для себя место. Многие не смогли найти работу в Голландии, и некоторые, не выдержав тяжелых условий жизни и культурных различий, уезжали обратно в Англию. Новое поколение, родившееся на голландской земле, забывало традиции и обычаи предков. Колонии грозила постепенная ассимиляция .

После долгих размышлений было решено обосноваться в Америке, на земле уже существующей Вирджинской колонии. Она должна была поддержать новых поселенцев и защитить их от враждебных местных племен. С другой стороны, территория Вирджинской колонии была достаточно большой, чтобы вновь прибывшие поселились на некотором расстоянии от прежних поселений и чувствовали себя относительно независимо. Для переезда и обустройства населения пуританам был нужен кредитор и разрешение на строительство жилья. Они стали сотрудничать с Томасом Вестоном, лондонским торговцем скобяными товарами.

В наши дни десятки миллионов жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.

Происхождение названия

Первоначально у пилигримов не было собственного названия. Иногда они называли себя святыми, богоизбранным народом. Другие их названия - сепаратисты или браунисты (от имени автора идеи сепаратизма Роберта Брауна). Название - библейского происхождения, восходит к посланию ап. Павла к евреям (Евр. 11:13-14). Впервые оно появляется в книге Уильяма Брэдфорда «Плимутское поселение». В 1793 году на празднике «Дня отцов-первопоселенцев» в Плимуте преподобный Чарльз Роббинс употребил это название в проповеди, а в 1820 году в своей речи - известный политик и оратор Дэниэл Уэбстер. В 1825 году была опубликована поэма англичанки Фелиции Хеманс «Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию». К 1840 году название «Отцы-Пилигримы» стало общеупотребительным.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Энциклопедия Кругосвет . Архивировано
  • Энциклопедия Британия (на английском языке) . Архивировано из первоисточника 11 апреля 2012.
  • Уильям Брэдфорд Плимутское поселение (на английском языке) . Архивировано из первоисточника 11 апреля 2012.
  • Дэниел Бурстин. Американцы: колониальный опыт - М.: изд. группа «Прогресс» - «Литера», 1993

Wikimedia Foundation . 2010 .



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Происхождение названия
  • Примечания
    Литература

Введение

Роберт Уир (Robert W. Weir). Отцы-пилигримы садятся на корабль. 1844 год.

Отцы́-пилигри́мы - название первых поселенцев, прибывших для создания новой колонии в Северной Америке - Плимутской колонии (в настоящее время Плимут, штат Массачусетс). Колония, основанная в 1620, стала первым английским поселением с постоянным населением и первым крупным поселением в Новой Англии, вторым успешным английским поселением (после основанного в 1607 Джеймстауна в Вирджинии) на территории современных Соединенных Штатов Америки. Будучи глубоко религиозными людьми, поселенцы Плимутской колонии отличались пуританскими нравами и приверженностью традициям. Некоторые из их традиций стали неотъемлемой частью американской культуры. К числу таковых относится обычай праздновать День благодарения (впервые отмечался пилигримами в Новом Плимуте в 1621). История Отцов-пилигримов, ищущих религиозную свободу, стала центральной темой истории и культуры Соединенных Штатов Америки.


1. История

Основную часть поселенцев составляли члены радикальной секты английских пуритан, религиозные диссиденты. Они были недовольны тем, что господствующая Англиканская церковь склоняется к идеям католицизма и желали создать независимую церковь. Одна из подпольных общин собиралась в деревушке Скруби графства Йорк. Ее лидерами были проповедники Ричард Клифтон и Джон Моррисон.

Из-за преследования со стороны властей, сепаратисты перебрались из Англии в Голландию, где к их взглядам относились более терпимо, в 1608 г. - в Амстердам, а в 1609 г. - в Лейден. К 1617 г. община прочно обосновалась на новой земле и выросла до 300 членов. Однако, некоторые обстоятельства вынуждали переселенцев искать новое, более подходящее для себя место. Многие не смогли найти работу в Голландии, и некоторые, не выдержав тяжелых условий жизни и культурных различий, уезжали обратно в Англию. Новое поколение, родившееся на голландской земле, забывало традиции и обычаи предков. Колонии грозила постепенная ассимиляция.

После долгих размышлений было решено обосноваться в Америке, на земле уже существующей Вирджинской колонии. Она должна была поддержать новых поселенцев и защитить их от враждебных местных племен. С другой стороны, территория Вирджинской колонии была достаточно большой, чтобы вновь прибывшие поселились на некотором расстоянии от прежних поселений и чувствовали себя относительно независимо. Для переезда и обустройства населения пуританам был нужен кредитор и разрешение на строительство жилья. Они стали сотрудничать с Томасом Вестоном, лондонским торговцем скобяными товарами.

В 1620 г. пуритане получили от «Вирджиния Компани» право на землю на территории колонии Вирджиния в Северной Америке. На корабле «Спидвел» они отправились из Голландии в Англию, в Саутгемптон, где присоединились к еще одной партии на корабле «Мэйфлауер». Оба корабля отплыли из порта 15 августа. Вскоре оказалось, что «Спидвел» непригоден для длительного морского плавания. Его пассажиры сели на борт «Мэйфлауэра», и 16 сентября 1620 г. корабль, на борту которого находились 102 человека, отплыл из порта в Плимут.

Путешествие через океан продолжалось около двух месяцев и было тяжелым. Корабль сопровождали бури и шторма, из-за которых его курс отклонился далеко на север. В пути двое человек умерло и один родился (его назвали Океанус Хопкинс).

21 ноября 1620 г. пассажиры «Мэйфлауэра» бросили якорь у мыса Код (сейчас - штат Массачусетс). Среди наиболее известных пассажиров «Мейфлауэра» были Уильям Брэдфорд, Уильям Брюстер, Джон Карвер и капитан пилигримов Майлз Стэндиш.

Корабль Мейфлауэр, который перевез «пилигримов» в Новый Свет. Полотно Уильяма Холсалла, 1882 год.

Сразу по прибытии среди пуритан возник конфликт. Из-за ошибки в курсе колонисты оказались севернее участка земли в Вирджинии, который они получили. Некоторые из них не захотели подчиниться условиям контракта с Вирджинской Компанией. В результате переговоров 21 ноября 1620 года 41 человек подписали т. н. «Мэйфлауэрское соглашение». В этом соглашении они закрепили намерение основать колонию и обязались подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии» . Позднее соглашение стало символом демократического самоуправления. После подписания губернатором был назначен Джон Карвер. В 1621 году, после его смерти, губернатором стал Уильям Брэдфорд, который занимал этот пост 11 лет, и до смерти в 1657 году его избирали на различные должности. В 1650 году он опубликовал книгу «Плимутское поселение» - достоверное свидетельство очевидца жизни колонии, один из первых образцов американской историографии.

С 25 ноября небольшие партии начали высаживаться на берегу и исследовать новые земли. Почти сразу же они столкнулись с индейскими племенами, которые имели печальный опыт общения с белыми колонистами. Благодаря огнестрельному оружию поселенцы вышли победителями из вооруженного конфликта.

Скванто обучает колонистов

25 декабря, в Рождество колонисты начали строить Дом собраний, положив этим начало поселению Нью-Плимут. Зимовали они на корабле, страдая от холода и болезней. Лишь половина прибывших пережила тяжелую первую зиму. Однако остальные не пали духом. Индеец по имени Тискуантум, которого пилигримы называли Скуанто, ранее знакомый с английскими моряками и умевший разговаривать по-английски, научил их выращивать кукурузу и тыквы, показал, где ловить рыбу и как охотиться на дичь. С его помощью пилигримы выжили среди дикой природы, и они оценили Скуанто как «помощника, неожиданно посланного Богом для их благополучия». Уже в cледующем году колонисты были обеспечены зерном на зиму. По этому поводу губернатор колонии Брэдфорд объявил один день днем благодарения Богу. Этот обычай позже распространился по всем колониям Новой Англии, а в 1789 году Джордж Вашингтон, первый президент США, объявил 26 ноября общенациональным праздником - Днем Благодарения.


2. Происхождение названия

Первоначально у пилигримов не было собственного названия. Иногда они называли себя святыми, богоизбранным народом. Другие их названия - сепаратисты или браунисты (от имени автора идеи сепаратизма Роберта Брауна). Название - библейского происхождения, восходит к посланию ап. Павла к евреям (Евр. 11:13-14). Впервые оно появляется в книге Уильяма Брэдфорда «Плимутское поселение». В 1793 году на празднике «Дня отцов-первопоселенцев» в Плимуте преподобный Чарльз Роббинс употребил это название в проповеди, а в 1820 году в своей речи - известный политик и оратор Дэниэл Уэбстер. В 1825 году была опубликована поэма англичанки Фелиции Хеманс «Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию». К 1840 году название «Отцы-Пилигримы» стало общеупотребительным.


Примечания

  1. Ульрике Мозер. С Богом в Америку - GEO, февраль 2009, с. 91

Литература

  • Энциклопедия Кругосвет - www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OTTSI-PILIGRIMI.html.
  • Энциклопедия Британия (на английском языке) - www.britannia.com/history/pilgrim.html.
  • Уильям Брэдфорд Плимутское поселение (на английском языке) - www.archive.org/details/historyofplimoth00braduoft.
  • Дэниел Бурстин. Американцы: колониальный опыт - М.: изд. группа "Прогресс" - "Литера", 1993

Отцы-пилигримы (Pilgrim Fathers), так в 19 в. стали называть 102 основателей Плимутской колонии в Америке, к-рые отплыли из Плимута (Англия) в 1620 г. на корабле «Мейфлауэр». Нек-рые О.-п. ранее подвергались преследованиям за отделение от англиканской церкви; в 1608 г. они бежали из Скруби (Ноттингемшир) в Голландию и позже присоединились к остальным. В 1618 г. О.-п. заручились поддержкой синдиката лондонских купцов и получили разрешение поселиться в Вирджинии. Во время плавания они подписали Мейфлауэрское соглашение - договор о самоуправлении. Колонисты высадились у Кейп-Кода (Массачусетс) в декабре и решили здесь же остаться. Лишь половина из них пережила первую суровую зиму. Яркое описание невзгод О.-п. оставил Уильям Брадфорд. Торговля пушниной с индейцами обернулась прибыльным делом, но колония развивалась медленно. Сказывался и огромный наплыв в Массачусетс в 30-е гг. 17 в. переселенцев-пуритан. В 1643 г. Плимутская колония присоединилась к Конфедерации Новой Англии ив 1691 г. вошла в состав Массачусетса. Хотя О.-п. не сыграли сколько-нибудь значит, роли в истории Новой Англии, они стали важным символом европ. колонизации Сев. Америки.

Пилигрим - что это такое? Каждый хоть раз в жизни, но слышал это слово. Может быть, по телевизору или от родителей. Но все ли знают его истинное значение? А ведь с ним связан целый пласт средневековой культуры. Хотя кто-то из молодых скажет, что это название рок-группы или художественного фильма.

Обратимся к словарю

Вообще, пилигримы - это, конечно, странники. Путешественники по святым местам, глубоко верующие скитальцы. Произошло слово от латинского peregrinus, что в переводе означает «странствующий». В царской Руси это слово тоже встречалось, но чаще он видоизменялось в пилигримище.

Эдакий русский вариант. Называли так благочестивого могучего странника. Слагали о нем и сказки. В принципе, пилигрим - это синоним слова «паломник».

В наше время

В современном мире также существуют пилигримы. Христиане путешествуют по святым местам и по сей день. Но об этом - позже. И каждый мусульманин должен хоть раз совершить паломничество в Мекку. Кроме того, значительная часть жителей Соединенных Штатов считает себя потомками пилигримов. Почему?

Экскурс в историю

В строгом смысле слова отцы-пилигримы - это вовсе и не паломники, и не в святые места они отправлялись. На самом деле так прозвали одних из первых европейцев, высадившихся и основавших колонию на территории, которая сейчас называется Соединенными Штатами Америки. А случилось это в начале семнадцатого века. Тогда, в 1620 году, преследуемая за инакомыслие англиканской церковью группа британских пуритан решила найти себе новое место для жизни. В составе ста двух человек (среди которых были также женщины и дети) они отправились к берегам Нового Света. Но путешествовать самим в те времена было сложно, и потому они заручились поддержкой крупной торговой компании. Не безвозмездно, конечно.

Они должны были отработать свою дорогу. Однако получилось так, что после долгого путешествия корабль пристал совсем не там, где планировалось. И, недолго думая, пуритане основали поселение на месте современного Плимута. Они были первыми переселенцами в истории Новой Англии. А решив, что раз на место, о котором они договаривались, все равно не попали, путешественники посчитали себя полностью свободными от каких-либо обязательств. Они подписали так называемое Мейфлауэрское соглашение. Последнее представляло собой договор о самоуправлении колонией.

Жизнь им, конечно, предстояла нелегкая. Первую зиму перенесла лишь половина переселенцев. Почти сразу же начались столкновения с местными индейскими племенами. Но благодаря более совершенному оружию европейцам удалось закрепиться на занятой территории. Не все туземцы, конечно, отнеслись к ним враждебно. Один из индейцев, ставший впоследствии легендой, даже помог поселению выжить. Он научил пуритан выращивать злаки на новом для них месте.

Удачно подобранное слово

Но почему все эти люди стали называться пилигримами? А все началось с «красного словца». В 1793 году на празднике, посвященном первым переселенцам, преподобный отец Ч. Роббинс читал проповедь. В ней он и назвал колонистов, прибывших туда, отцами-пилигримами. Мысль его, в принципе, ясна: люди искали свободу вероисповедания. И совершили для этого долгое и трудное путешествие. Затем это название прижилось уже у политиков. А еще через некоторое время английская поэтесса Ф. Д. Хэманз написала свою поэму «Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию». Но это, конечно же, не вся история. Первые настоящие пилигримы появились еще в средневековой Европе. Путешествовали они в основном на Святую землю, в Иерусалим.

Дорога пилигримов - что это?

Её еще называют путь Святого Иакова. И ведет она паломников всего мира к могиле этого апостола, что находится в испанском Сантьяго-де-Компостела. Но есть и еще один путь пилигримов. Так называют древнюю каменную дорогу в Иерусалиме. По ней верующие ходили на

Давным-давно

Чем же так прославился этот человек, что тысячи паломников, идущих к нему, смогла остановить только черная чума. Последняя, как известно, убила половину населения средневековой Европы. Настоящие пилигримы это, без сомнения, уже знают.

Если верить преданию, умер апостол мученической смертью в 44 году от Рождества Христова на Святой земле. А его останки поместили в лодку и выпустили в Средиземное море. Так случилось, что это судно прибило к берегам Испании, где вышеупомянутый святой и проповедовал при жизни. Там это посчитали чудом. Правда, случилось это только в 813 году. Тогда на берегу ковчег с нетленными мощами обнаружил монах-отшельник по имени Пелайо.

Спустя полвека на этом месте по указу короля Альфонса Третьего была построена церковь. А место это стали именовать не иначе как Компостела («место, обозначенное звездой»).

Ходят легенды, что апостол чудесным образом являлся и помогал во время битв с маврами. Так или иначе, но он стал считаться покровителем Испании. При жизни Святой Иаков совершил также далекое путешествие, как пилигрим. Что это сделает его покровителем всех паломников, он вряд ли мог тогда и предполагать. Он, кстати, прошел от Святой земли до Испании.

Между тем уже город Компостела, поскольку на его территории был захоронен один из двенадцати апостолов, становится святыней не только Испании, но и всего католического мира.

Существует легенда о том, что императору Карлу Великому приснился сон. В нем Господь показал ему дорогу до святыни - Млечный путь, который шел через Францию и Испанию. И Бог повелел ему очистить дорогу пилигримов от мавров. Последнее имело немалое значение для установления традиции. Император направил туда войска и, можно сказать, проложил дорогу.

А когда в двенадцатом веке испанской короной был учрежден военно-рыцарский орден Святого Иакова, в задачу которого входило защищать паломников, путь этот стал еще более «комфортным».

Компостелу приравняли к Риму и Иерусалиму - папа Каликст Второй даровал верующим, идущим туда, право на индульгенцию. С тех пор место стало очень популярным. Паломники направлялись туда со всех концов света. А дорога пилигримов обросла церквями и постоялыми дворами, что положительно сказалось и на экономическом положении региона.

Тем временем дорогу проложили таким образом, что паломники по пути могли посетить и другие святыни - мощи Святой Веры, Марии Магдалены и многих других. Проходили по этой дороге и известные пилигримы. Это, например, епископ Годескальк.

В девятнадцатом веке дорога была открыта заново. И с каждым годом количество паломников, идущих по ней, только растет.

Маршрут

Дорога начинается на юге Франции и Пиреней, по ней можно пройти через перевалы Ронсеваль либо Сомпорт. А вот в Испании этот путь проходит от Памплоны и до Сантьяго-де-Компостелы. Его там еще называют «дорогой французских королей».

В средние века паломники, идущие туда, ориентировались по Млечному пути. Его, по преданию, прочертил на небе сам святой. Так он показал дорогу сюда императору Карлу Великому. Потому это скопление звезд на небе также часто называют «путем Святого Иакова».

В заключение

Итак, пилигрим - кто это? Прежде всего верующий человек. У него есть цель и путь, по которому он должен пройти, чтобы достичь ее. Пилигримы были в прошлом, есть в настоящем и, по всей вероятности, будут и в будущем. Вызывает уважение, что многие американцы помнят и гордятся тем, что их предки были глубоко верующими людьми. Возможно, так же когда-нибудь нарекут себя и первые переселенцы на далекие планеты.

Похожие публикации