Свобода и необходимость обществознание. Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности? Основные сферы общественной жизни

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Ограничителями свободы в обществе выступают

1) поведение
2) чувства
3) обязанности
4) эмоции

2. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать всё то, что закон не запрещает»?

1) Платон
2) Цицерон
3) Ш. Монтескьё
4) Ж.-Ж. Руссо

3. Самостоятельность личности, выраженная в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

4. Абсолютизация свободы воли, доведение её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорирование объективных условий и закономерностей - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

5. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства, - это

1) фатализм
2) права
3) обязанности
4) ответственность

6. Соблюдение правил дорожного движения - это

1) патриотизм
2) свобода
3) обязанность
4) волюнтаризм

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼


1 - 3. 2 - 3. 3 - 1. 4 - 2. 5 - 3. 6 - 3.


Теоретический материал

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода - способность человека говорить и действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено ещё в древние времена. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества - свобода политическая, экономическая, религиозная, интеллектуальная и т. д.

Свободе противопоставлена необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем ходом их предшествующего развития. Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он её раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение «со знанием дела». Трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учёт человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний и обогащением опыта расширение этих пределов.

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живёт. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества. Границей такой свободы могут быть права и свободы других людей.

Свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть свободным без других людей или за их счёт. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра. Это называется моральным выбором. Без моральных ограничений подлинной свободы нет. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Человек свободен, когда у него имеется выбор, в частности

Целей деятельности;
средств, ведущих к их достижению;
действий в определённой жизненной ситуации.

Свобода является подлинной только в том случае, когда выбор между альтернативными вариантами действительно реален, а не полностью предопределён.

Свободу понимают в нескольких смыслах. Рассмотрим некоторые из них.

1. Свобода как самодетерминированность личности, т. е. когда действия человека определяются только им и никоим образом не зависят от влияния внешних факторов.

2. Свобода как способность человека к выбору одного из двух путей: или подчиниться голосу своих инстинктов и желаний, или направить свои усилия в сторону высших ценностей - истины, добра, справедливости и др. Выдающийся философ XX в. Эрих Фромм отмечал, что такая форма свободы - это необходимый этап в процессе становления человеческой личности. В самом деле, данный выбор актуален не для всех людей (большинство их уже его сделало), а лишь для тех, кто колеблется, т. е. до конца ещё не определился со своими жизненными ценностями и предпочтениями.

3. Свобода как осознанный выбор личности, окончательно вставшей на путь следования «образу человеческому». Это означает в любых условиях и при любых обстоятельствах оставаться человеком, ориентируясь исключительно на добро и сознательно обрекая себя на «невыносимую тяжесть свободы».

В истории философии существовали различные подходы к трактовке понятия «свобода». Античные мыслители (Сократ, Сенека и др.) рассматривали свободу как цель человеческого существования. Средневековые философы (Фома Аквинский, Альберт Великий и др.) полагали, что свобода возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами представляет собой лишь тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения, согласно которой свобода является естественным состоянием человека (Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.)* В начале XX века русский философ Николай Бердяев рассматривал свободу прежде всего как творчество. Что же касается современных философских концепций, то в них значительное внимание уделяется свободе коммуникации, свободе интерпретации и т. п.

На идее свободы базируется либерализм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. По мнению либералов, этот принцип должен лежать в основе общественного и экономического порядка. В экономике это проявляется как неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства, в юридических вопросах - как верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом. При этом главная задача общества и государства - поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни.
По словам одного из основоположников либерализма Ш. Монтескьё, свобода - это право делать всё, что не запрещено законом. В то же время многие люди считают, что неограниченный индивидуализм опасен для человечества, поэтому личная свобода должна сочетаться

с ответственностью личности перед обществом. Ведь самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на общественном опыте, совместном решении проблем, создании общих благ.

Для лучшего понимания сущности понятия «свобода» целесообразно рассмотреть два подхода - детерминизм и индетерминизм. Детерминисты, отстаивающие идею причинной обусловленности человеческого поведения, понимают свободу как следование человеком в своих действиях некой объективной необходимости, внешней по отношению к нему. Крайним проявлением детерминизма является фатализм , согласно которому существует жёсткая предопределённость всех событий.

Индетерминисты, наоборот, не признают причинную обусловленность, вплоть до утверждения, что всё происходящее носит случайный характер. Этот принцип отрицают сторонники волюнтаризма, т. е. учения об абсолютной свободе, основанной исключительно на воле человека как первопричине всех его действий. Таким образом, в крайних проявлениях детерминизма (все события неизбежны) и индетерминизма (все события случайны) места свободе фактически не остается.

Современные представления о свободе и необходимости располагаются между этими двумя крайностями. Сейчас полагают, что необходимость не является неизбежной, а носит вероятностный характер. Человек же в своей деятельности выбирает между различными альтернативными вариантами, опираясь на свои знания и представления об окружающем мире.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой – наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей.

Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное (независимое от воли и сознания человека) условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Свобода – 1) это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2) это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости и исключают всякую возможность выбора и случайности.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.

Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление).

Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Библия БДСМ. Полное руководство автора Таормино Тристан

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора Грицанов Александр Алексеевич

“ЭМПИРИЗМ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ: ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПО ЮМУ” (“Empirisme et subjectivite: Essai sur la nature humaine selon Hume”) - книга Ж. Делёза (см.), опубликованная в 1953.Согласно Делёзу (первая глава “Проблема познания и проблема морали”), “Юм предполагает создать науку о человеке. В чем же

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

3. Понимание человеческой речи О способности собак понимать речь людей сложено множество легенд. Но, к сожалению, это всего лишь легенды. Собака воспринимает человеческую речь совершенно иначе, чем сам человек, это в значительной степени именно восприятие, а не понимание.

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Искусство обмана [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

7.1 Взаимодействие человеческой самки с разными самцами С точки зрения биологии, если вас что-нибудь кусает, то оно, скорее всего, женского пола. Скотт Круз Как мы показали в предыдущих главах, биологическая роль человеческой самки заключается в поиске генетически

автора Автор неизвестен

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

автора Автор неизвестен

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

Из книги Энциклопедия резервных возможностей человека автора Багдыков Георгий Минасович

Феномен человеческой памяти По мнению ученых, человеческий мозг может вместить 1020 единиц информации. В переводе на общепринятый знак это означает - каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире библиотеки имени Ленина в

Из книги Большая книга афоризмов автора

автора Душенко Константин Васильевич

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,

Новости:

Деятельность человека предполагает выбор средств способов, приёмов, желаемых результатов деятельности. В этом праве – проявление свободы человека. Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно – эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отторгнет. В древности такие люди подвергались остракизму – изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.).

Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» - для саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п. Тем не менее, в обществе пока понимание свободы не устоялось. Можно выделить две крайности в понимании этого термина:
- фатализм– представление о подчинении всех процессов в мире необходимости; свобода в этом понимании иллюзорна, в реальности не существует;
- волюнтаризм– представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека; воля в этом понимании – первооснова всего сущего; свобода абсолютна и изначально границ не имеет.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости – т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.) Противоречит ли это свободе? На первый взгляд да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем, человек же по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом тоже проявляется свобода – в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это т.н. бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто даётся нелегко. Известна немецкая пословица - "Wer die Wahl hat, hat die Qual" ("Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения"). Основа этого выбора - ответственность. Ответственность- субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы ответственности быть не может, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека.

Свобода относится к общечеловеческим ценностям, присущим всем народам во все эпохи. Человеку свойственно стремление к свободе - это одно из самых сильных человеческих чувств - естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения.

Но не всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения, когда все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности отвергались. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более прогрессивные идеи, связанные с признанием данной человеку Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества.

О значении свободы для самореализации человека размышлял еще Аристотель, который утверждал, что свобода присутствует только в природе благородных людей, а раб обладает рабской природой. Правда, добавлял он, иногда и благородные люди попадают в рабство из-за денежных долгов, но это несправедливо.

С особой силой стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Каждый политический лидер и революционный вождь клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе. Но в разное время смысл, вкладываемый в понятие «свобода», был различным. По мере прогресса человечества представление о свободе постоянно расширялось: росло число свободных людей, сфера их свободы, свободного выбора, самоопределения.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли, или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Крайностям в решении этой проблемы были волюнтаризм, согласно которому человек свободен, волен поступать так, как ему заблагорассудится, это его родовое качество, и фатализм, который утверждал, что мире все предопределено, каждое действие человека, даже его своевольное действие, есть лишь неосознаваемое им звено в цепи причинно-следственной связи.

В повседневной жизни человек сталкивается не с абстрактной необходимостью, не с фатализмом в виде судьбы и рока, а с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства - воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности, наличности своего природного бытия, выражаемого конкретностью своей вещественности и телесности. Но в то же время бытие человека - это не одномерная линия из прошлого в будущее, а всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами их реализации.

В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора и человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, как наследие всей предыдущей истории развития человечества, с другой - наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Человек, который живет и не знает, что можно жить по-другому, существует как бы вне проблемы свободы и необходимости. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Философы выделяют следующие этапы развития идеи свободы. Первый этап осознания свободы проявляется, когда человек начинает размышлять над своей жизнью или жизнью окружающих и понимает, что ее изменить нельзя из-за ограниченности материальных или духовных возможностей. Тогда он добровольно подчиняется необходимости жить так, как жил до этого. Второй этап развития идеи свободы - возможность и способность выбирать. Чем больше материальных и духовных средств человек имеет в своем распоряжении, тем больше у него возможностей выбирать. Третий, высший этап развития идеи свободы, по мнению современных философов, заключается в следующем: когда все существующие варианты выбора человека не устраивают и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Эти два положения просто исключают друг друга. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отвергает. В древности такие люди подвергались остракизму - изгнанию из общины.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости - в силу внешних причин (требования законодательства, указания).

На первый взгляд это противоречит свободе. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Однако человек по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом проявляется свобода - в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это бремя выбора. Основа выбора - ответственность - субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также за определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы не может быть ответственности, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека .

Общество, общественные условия - необходимое условие свободы личности. Общества, где господствуют произвол, тирания, попирается законность, осуществляется тотальный контроль государства за жизнью сограждан, нельзя отнести к свободным. Свободу может обеспечить только общество, где существуют демократические принципы.

Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, возникает вопрос: есть ли подлинная свобода и может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки? Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Следовательно, личная свобода непосредственно связана с ответственностью человека - готовностью личности отвечать за себя, свои дела и поступки. Свобода многогранна: можно говорить о внешней свободе (свободе «от») и внутренней (свободе «для») поступать не по принуждению, а согласно своим желаниям, самостоятельно осуществлять выбор и действие. Свобода проявляется не только в том, чем человек живет, но и в том, как он живет, и в том, что делает он это свободно.

  • Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 158.

Свобода – наиболее часто употребляемое в повседневной жизни понятие. На свободу выходят люди после отбытия наказания, или, как ещё говорят «из мест лишения свободы». О свободе слова, собраний, волеизъявления говорят основные законы государств, гарантируя тем самым конституционные права граждан. Экономическая свобода является основой рыночной хозяйственной системы, на которой базируется современная экономика практически всех государств мира. Свободу воспевают поэты и художники, политики и революционеры, призывающие общество освободиться от рабства, социальной, материальной и моральной зависимости. Художники, писатели, дизайнеры часто обращаются к теме свободы самовыражения.

Свобода, таким образом, понятие многозначное, понимаемое по-разному в зависимости от контекста. В повседневной, бытовой трактовке свобода означает возможность поступать так, как хочется. В более точной формулировке свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей .

Различают внутреннюю и внешнюю свободу. Под внутренней свободой подразумеваются моральные устои и нравственные ограничения, через которые человек разрешает или не разрешает себе преступать по ходу движения по карьерной лестнице, в дружбе, любви, бизнесе, взаимоотношениях с родственниками, коллегами, незнакомыми людьми. Позволяет ли человеку его совесть, внутренний мир, принципы совершать предательство, применять насилие, обманывать родителей или работодателя, присваивать чужое, устранять конкурентов любыми методами? На что готов «свободный человек», освобождённый вождём от нравственных принципов, говоря, что только к людям своей национальности ты должен относиться надлежащим образом, уважая их чувства и права. Если мы уважаем человеческие права других людей, невзирая на своё право сильного, то мы самоограничиваем себя внутренне, преобразуя вседозволенность в относительную свободу .

Помимо внутренних ограничителей на человека оказывают влияние внешние обстоятельства – правовые нормы, обычаи, традиции, правила хорошего тона, трудового распорядка, социального или криминального контроля. За нарушение писаных или неписаных норм каждый человек несёт ответственность – моральную, административную, уголовную.

Когда человек реализует свою внутреннюю или внешнюю свободу, он неизбежно становится перед выбором – какой из имеющегося вариантов действий предпринять, какую альтернативу воплощать в жизнь. Например, стоит ли уступить в транспорте место старушке или сделать вид, что ты её не заметил? Следует ли включать громко музыку, заведомо зная, что она мешает соседям, среди которых есть дети и больные? Анализируя подобные ситуации, мы приходим к выводу о том, что, живя в обществе, мы не можем быть свободными от него — наши свободы и права ограничиваются такими же правами и свободами других граждан. И если мы игнорируем права окружающих, то и они начинают действовать аналогично. Формируется ситуация, которую английский мыслитель Томас Гоббс назвал «войной всех против всех». Из сказанного вытекает принцип, что свобода – это «познание необходимости», согласно которому свобода – это не воображаемая независимость от законов, а способность выбирать, принимать решения со знанием дела.

Свобода и необходимость занимают особое место в религиозных системах мира. Одни из них учат, что свободы человека и свободы воли на самом деле нет, это не более, чем иллюзия; всеми процессами на земле управляет фатум , высшие силы. Этому учению противостоит вера в то, что человек ответствен за свои поступки, он сам осуществляет свой выбор. Эти две концепции – детерминизма и свободы выбора – составляют основу миропонимания в религиозной философии.

Похожие публикации