Спецкомиссия начала расследование причин авиакатастрофы в калачево

15:10 — REGNUM В Челябинске выяснять причины и обстоятельства крушения спортивно-тренировочного самолета Як-52, приписанного к местному аэроклубу ДОСААФ в поселке Калачёво будет специально созданная московская комиссия. Как доложил сегодня, 11 апреля, главе области министр Олег Климов, столичные специалисты уже прибыли в Челябинск и приступили к работе, передает корреспондент ИА REGNUM.

Также Олег Климов сообщил, что по факту происшествия военно-следственным отделом Следственного комитета по Челябинскому гарнизону возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух человек»).

Как сообщили в пресс-службе губернатора Челябинской области, о случившейся трагедии Борис Дубровский был информирован незамедлительно. Он дал поручение контролировать ход расследования и в случае необходимости оказать помощь.

«Самолет принадлежал летному клубу ДОСААФ, пилотировал его начальник клуба. Виктор Михайлович Илюхин был очень опытным пилотом, прошел Чечню, летал на боевых самолетах. С ним находилась пилот-спортсмен Лариса Скоба. О причинах происшествия пока сложно говорить. Сегодня из Москвы в Челябинск прибыла специальная комиссия, которая будет вести расследование» — доложил заместитель губернатора Олег Климов.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM , Як-52 упал во время выполнения учебно-тренировочного полета в минувшее воскресенье, 10 апреля, около 15 часов по местному времени. Позже обломки самолета Як-52 и тела двух человек были обнаружены в 8 километрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома Калачёво. Установлено, что погибли пилот-инструктор и начальник аэроклуба Виктор Илюхин 1953 года рождения и пилот-спортсмен Лариса Скоба 1978 года рождения. По данным регионального управления МЧС РФ, в результате авиакатастрофы жертв и разрушений на земле нет.

Отметим, что для калачевского аэроклуба случившаяся трагедия, к сожалению, уже не первая. Так в мае 2008 года на территории аэродрома Калачево потерпел катастрофу спортивный самолет Р-96, принадлежал аэроклубу РОСТО и выполнял учебно-тренировочный полет. В результате аварии погибли заместитель начальника аэроклуба, пилот Амелин 1957 года рождения и курсант аэроклуба Михайловский 1974 года рождения.

В декабре 2009 года авиакатастрофа спортивного самолета СМ-92Т унесла жизни уже семи человек. Самолет разбился, упав с высоты 150 метров через несколько минут после взлета с аэродрома Калачёво. На его борту находились пилот, инструктор и шестеро парашютистов, в числе который были две женщины, 20 и 21 года.

Очередное крушение, которое также не обошлось без человеческих жертв произошло в сентябре 2014 года. Тогда при выполнении тренировочного полета погиб челябинский пилот спортивного самолета Як-52. сорвался в штопор при выполнении фигуры высшего пилотажа. Пилот вывел самолет из штопора, однако высота была слишком мала, и машина рухнула. В связи с произошедшей катастрофой был отменен Чемпионат России по пилотажу на самолетах Як-52, который должен был проводиться с 22 по 28 сентября на аэродроме Калачёво в Челябинске.

Бывший военный летчик готовил профессиональную спортсменку к соревнованиям, но что-то пошло не так. Хроника событий, версии причин падения самолета и мистическая история человека, который должен был лететь в тот день на рухнувшем ЯКе, но в последний момент отказался от этой затеи, далее в материале.

ОТ АВТОРА: информация о крушении под Челябинском двухместного спортивного самолета ЯК-52, на борту которого находились два человека, появилась на сайте ГУ МЧС РФ по Челябинской области 10 апреля. В сообщении говорилось о том, что ведутся поиски места крушения. И уже через полчаса - новая строка в сводке: обнаружены обломки самолета, худшие опасения подтвердились - люди не выжили.

В понедельник, 11 апреля, я позвонила в пресс-службу ГУ МЧС РФ по Челябинской области Ирине КАЛМАКОВОЙ, которая восстановила картину произошедшего. По ее словам, легкомоторный самолет ЯК-52 вылетел с аэродрома в поселке Калачево и в 14 часов 55 минут пропал с экранов радаров, а пилот прекратил выходить на связь с диспетчером. Одновременно очевидцы сообщили в службу спасения о том, что видели, как воздушное судно спикировало на землю. Из аэропорта Баландино на место предполагаемого крушения вылетел АН-2, пилоты которого уже через 20 минут передали точные координаты зоны авиакатастрофы.

Как пояснила мне Ирина Калмакова, ЯК-52 упал в лесной местности примерно в семи километрах юго-восточнее аэродрома Калачево. На место происшествия выехали несколько отрядов спасателей и сотрудники правоохранительных органов.

Первыми на месте крушения оказались пожарные ПЧ № 37 города Коркино. Они подали ствол воды, поскольку части самолета загорелись, возможно, в результате удара о землю, - уточнила Ирина Калмакова.

По словам собеседницы, вдоль периметра места падения ЯК-52 было выставлено оцепление. К работе приступили следователи.

В тот же день, 11 апреля, я позвонила в Главное военное следственное управление РФ, сотрудники которого занимаются расследованием причин этой авиакатастрофы. Старший следователь управления Евгения МАЛЬЦЕВА уточнила мне, что по факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух человек».

Самолет ЯК-52, принадлежащий Челябинскому аэроклубу «ДОСААФ России», выполнял учебно-тренировочный полет. Находившиеся на борту 62-летний пилот и 37-летняя женщина-курсант погибли. Обломки самолета разбросаны в радиусе 700 метров. Военные следователи приступили к осмотру места происшествия. Изымается полетная документация. Опрашиваются свидетели, - прокомментировала Евгения Мальцева.

По словам собеседницы, также проводится проверка по признакам преступления, предусмотренного статьей уголовного кодекса «Нарушение правил полетов или подготовки к ним».

Обсуждая новости в соцсети «ВКонтакте», пользователи предположили, что, судя по радиусу разброса обломков самолета, он мог разлететься еще в воздухе. И что, скорее всего, решающую роль сыграли возраст судна и качество его обслуживания. Пользователь сети Сергей ВЯТКИН, с которым я познакомилась в соцсети 11 апреля, закончил аэрокосмический факультет ЮУрГУ, до 2009 года был членом аэроклуба ДОСААФ, а сейчас работает пилотом в США, также не усомнился в профессионализме погибшего летчика и предположил, что причина авиакатастрофы кроется именно в возможной технической неисправности. «Як-52 достаточно надежные самолеты, и эксплуатируются по всему миру. Такие самолеты не падают даже из-за отказа двигателя, а прекрасно планируют. Здесь, возможно, случилась какая-то другая поломка, так как на обслуживании самолетов «экономят», в свое время по этому поводу даже дела антикоррупционные заводили на руководителей аэроклуба», - написал он мне.

Сотрудник Челябинского отделения ДОСААФ Юрий БАРАНОВ, который ответил мне по телефону 11 апреля, уточнил, что погибший летчик Виктор Илюхин был начальником отдела летной подготовки.

В настоящее время со всеми нашими сотрудниками работают следователи и прокуратура, и пока, до выяснения всех обстоятельств, говорить о чем-либо преждевременно. Единственное, что я могу сказать точно, самолет прошел предполетную подготовку, он был исправлен и годен к полету. Виктор Илюхин, бывший военный летчик, был пилотом от бога, профессионал с большой буквы. В тот день он готовил спортсменку-летчицу к соревнованиям по самолетному спорту, - рассказал мне Юрий Баранов.

В тот же день, 11 апреля, во ВКонтакте я нашла отзывы знакомых о погибшем летчике. Светлана МАРКИНА написала, что он был не только первоклассным пилотом, но и замечательным человеком, очень дружил с ее отцом - тоже летчиком. Еще одна девушка Юлия ЗАБЕЛИНА написала мне 11 апреля в личном сообщении, что 19 марта она совершила с Виктором Илюхиным на этом самом самолете ЯК-52 свой первый в жизни полет. «Испытала неописуемый восторг от выполнения фигур высшего пилотажа. А вчера узнала, что человек, который подарил мне эти незабываемые ощущения, погиб. Очень тяжело на душе», - написала Юлия.

Другой мой собеседник, с которым я познакомилась 11 апреля в соцсети - Алексей ШУНАЙЛОВ, сообщил мне при личной переписке, что в тот день, когда произошла авиакатастрофа, он работал в огороде на своем участке под Челябинском. «Поднял голову и увидел в небе ЯК-52, ползущий вверх по направлению к югу. Самолеты там летают часто, но на этот я обратил внимание, потому что он летел медленно, максимально набирая высоту и забирая вправо, очевидно, компенсируя боковой ветер. Обычно так на максимуме ползет вверх кукурузник. Подумал, что набирает высоту для пилотажа, но это мое предположение. А утром в новостях прочитал, что ЯК-52 разбился как раз примерно в это самое время - было около трех дня», - написал мне Алексей. По его словам, самого падения самолета он не видел, но сопоставив факты, понял, что он был, возможно, одним из последних, кто видел этот ЯК-52 в полете.

А вот Александр ПЛЕШКОВ, с которым я также познакомилась во «ВКонтакте» 11 апреля и созвонилась в тот же день, рассказал мне и вовсе мистическую историю с упавшим самолетом. По его словам, 10 апреля он собирался совершить на этом самолете туристический полет. «Когда прочитал на сайте авиаклуба про фигуры высшего пилотажа, прямо загорелся этой идеей, - рассказал Александр. - В пятницу, 8 апреля, мне должны были перечислить зарплату, но деньги на счет не поступили. Хотел отложить, потом думаю, все равно полечу. Занял нужную сумму. И вот снится мне с субботы на воскресенье странный сон, как знакомая девушка-стоматолог выдирает мне зуб. Я проснулся в холодном поту, потому что для меня это была плохая примета. Однажды мне уже снился такой сон - после этого у меня умер отец. Я все утро раздумывал, лететь или нет. И в конце концов решил отложить полет».

По словам Александра, когда вечером он прочитал в новостях, что тот самый ЯК-52 разбился, понял, что от трагедии его отвела судьба.

На момент сдачи газеты в типографию 11 апреля эксперты не выдвигали официальных версий причин авиакатастрофы. Между тем, из неофициальных источников стало известно, что пилот перед падением успел передать диспетчеру о неисправности в рулях. Так это или нет, будет ясно после расследования. По этому случаю в понедельник, 11 апреля, в Челябинск пребыла спецкомиссия из столицы.

Елена ФАЗЫЛОВА, Челябинск - Калачево

Это был первый полет учебного экипажа после зимы. За штурвалом сидел опытный пилот военной авиации, в пассажирском кресле - летчик-любитель. Они выполняли стандартное задание: имитировали посадку самолета при выключенном двигателе. Но через несколько минут после взлета машина рухнула на землю, пилот и его пассажир погибли.

Калачево - это небольшой государственный аэродром недалеко от Копейска . Вот уже несколько лет здесь обучают на коммерческой основе парашютистов и пилотов-любителей. Словом, захотел состоятельный горожанин покорить небо - плати деньги, проходи полный курс обучения, сдавай экзамен, получай корочки - и вперед. Так было и в этот раз. Для погибшего 35-летнего Максима Михайловского, руководителя Копейского предприятия, отца двоих детей, самолеты были увлечением.

Что привело к крушению судна, разбираются транспортная прокуратура и следственный комитет.

По версии компании «Челавиа», которая сдает в аренду самолеты аэроклубу, пилот не справился с управлением. Во время разворота в сторону взлетно-посадочной полосы машина сильно накренилась, из-за этого потеряла скорость и стремительно полетела вниз. Все было на малой высоте, экипаж не успел выйти из пике.

За штурвалом сидел пилот первого класса Александр Амелин , летчик военной авиации, - говорит начальник аэроклуба РОСТО Олег БАСКОВ. - В нашем клубе работал более пяти лет. Саша любил этот самолет и отлетал на нем 200 часов.

Вторая версия следствия - поломка воздушного судна. Но и тут не сходится: двухместный «итальянец» «P-96» Golf 100 - самый молодой агрегат на аэродроме, ему всего четыре года. А самолеты верно служат по 30-45 лет.

Возбуждено уголовное дело по статье 263 «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее смерть людей», - сообщил челябинский транспортный прокурор Виктор ЛОМАКИН . - У нас были претензии к руководству Калачево: аэродром не огражден, контрольно-пропускного пункта нет, на территорию может попасть любой. Суд запретил полеты на этом аэродроме с февраля до 30 апреля. На днях мы собирались их проверить, дать санкцию на полеты. Но дирекция не дождалась разрешения.

Именно этот длительный застой аэродрома в Калачево считают роковым. Летчикам нельзя так долго простаивать…

Кстати, восемь лет назад в Калачево уже была подобная трагедия. В кабине также были двое - инструктор и курсант. Отрабатывали «мертвую петлю». В двадцати километрах от аэродрома «Як-52» поднялся в пике, но из-за большой нагрузки заглох двигатель. Они так и не смогли его запустить и рухнули на берег озера. Оба погибли.

Через несколько минут после взлета машина рухнула на землю.Фото: МЧС по Челябинской области.

Днем в воскресенье, 10 апреля, под Челябинском разбился спортивный самолет Як-52, выполнявший учебный полет с аэродрома Калачево. Погибли начальник аэроклуба ДОСААФ 62-летний Виктор Илюхин и курсант Лариса Скоба. Смертельная катастрофа с аналогичным воздушным судном произошла в этом же районе менее полутора лет назад. 74.ru вел текстовую трансляцию обстоятельств новой трагедии. Подробности и хроника событий - на нашем сайте.

20:05. По данным следствия, 10 апреля в период с 15:00 до 16:00 самолет Як-52, принадлежащий челябинскому аэроклубу ДОСААФ России, выполняя учебно-тренировочный полет, пропал с экранов радара. Некоторое время спустя было обнаружено место крушения воздушного судна, находящееся примерно в семи километрах от аэродрома, в лесистой местности, вблизи поселка Калачево. Пилот и курсант погибли.

Обломки самолета разбросало в радиусе 700 м. «Военные следователи приступили к осмотру места происшествия, - говорится в сообщении ГВСУ. - Изымается полетная документация. Расследование продолжается».

20:01. По факту крушения Як-52 под Челябинском возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух человек (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Об этом сообщается на сайте Главного военно-следственного управления СКР.

18:07. Периметр вокруг места трагедии, восемь километров юго-восточнее аэродрома Калачево и дорога до ближайшей деревни перекрыты экипажами ДПС. Полицейские ссылаются на приказ начальника ОМВД Копейска и не пропускают представителей прессы. Военный следователь, работающий на месте крушения Як-52, в течение часа-полутора прояснит вопрос с возбуждением уголовного дела. Возле оцепления катаются на велосипедах мальчишки из окрестных населенных пунктов и просто слоняются зеваки.

17:34. МЧС обнародовало первые видеокадры с месте крушения Як-52 в восьми километрах юго-восточнее аэродрома Калачево. На место происшествия также отправилась съемочная группа 74.ru.

16:55. По факту крушения спортивного самолета Як-52 под Челябинском, в результате которого погибли два человека, организована доследственная проверка в рамках наличия состава преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»). Об этом 74.ru сообщил руководитель военно-следственного отдела по челябинскому гарнизону Андрей Матюхов.

«На место выехала следственно-оперативная группа, организована доследственная проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение», - сказал Андрей Матюхов.

16:57. Стали известны некоторые детали биографии Виктора Илюхина. Он родился 28 ноября 1953 года, выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков 1976 года. После вуза был направлен в распоряжение командования в/ч 20104 в Минске. Возглавлял челябинский аэроклуб ДОСААФ России, летал на Як-52 и Ан-2.

1 / 4

Виктор Илюхин и Ирик Сайфутдинов Виктор Илюхин

16:32. Самолетом Як-52, который разбился под Челябинском, управлял начальник аэроклуба ДОСААФ 62-летний Виктор Илюхин, в прошлом военный летчик. Вместе с ним на борту находилась пилот-спортсмен Лариса Скоба. Оба погибли при падении воздушного судна, сообщает LifeNews .

1 / 4

Виктор Илюхин

Между тем, как уточнили в ГУ МЧС региона, от очевидцев поступила информация о крушении воздушного судна в районе поля юго-восточнее аэродрома Калачево. Для обследования территории по маршруту полета и определения местонахождения Як-52 вылетел поисково-спасательный самолет АН-2 из аэропорта Баландино.

15:55. Воздушное судно обнаружили спустя 20 минут после исчезновения в восьми километрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома Калачево. Самолет полностью разрушен. Два человека, находившиеся на борту, погибли, сообщает LifeNews.

15:09. В районе аэродрома Калачево под Челябинском перестал выходить на связь самолет Як-52, сообщает ГУ МЧС по региону. Сигнал о том, что борт, выполнявший учебно-тренировочный полет, исчез с радаров и перестал выходить на связь, поступил в чрезвычайное ведомство в 14:55. На место направлены силы и средства МЧС. Информация уточняется.

Похожие публикации