Пластилинография в детском саду: как проводить уроки творчества. Пластилинография в детском саду. Мастер-класс

Конспект занятия «Рисуем пластилином» (техника пластилинография)

Цель: создание в технике пластилинографии рисунка. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Познакомить с приемом «смешения» двух цветов пластилина.

Задачи: Закреплять умение учащихся работать с пластилином на горизонтальной плоскости: отщипывание, скатывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца

Материалы и оборудование :

Плотный цветной картон;

Пластилин разных цветов;

Стека;

Влажная салфетка;

Трафарет рисунка.

Ход:

    Организационный момент

Здравствуйте!

Мы с вами будем раскрашивать трафареты, но раскрашивать мы будем не карандашами и фломастерами, а пластилином. Это техника называется пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого выполняется работа, а «графия» - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых предметов.

    Практическая часть.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть трафарет, который лежит у них на столе, и обращает внимание на нарисованное. На демонстрационной доске педагог показывает « закрашивание » рисунка, используя прием « растирание » ( от предварительно разогретого в руках пластилина отщипываются маленькие кусочки и растираются по поверхности трафарета, не выходя за контуры рисунка).Начинать раскрашивание нужно с мелких деталей рисунка.

Учащиеся выполняют это задание, педагог следит за процессом выполнения, помогает затрудняющимся.

Вот все раскрасили свои рисунки. Теперь будем их оформлять. У вас на столе лежит картон и цветная бумага. С начало к трафарету со стороны пластилина приклеиваем цветную бумагу, затем к цветной бумаге приклеиваем картон. Задник нашей картины готов. Переворачиваем. Будем украшать лицевую часть картины. Делать рамочку. Из гофрированного картона вырезаем полоски шириной 1 см. По длине вашего картона. У вас 2 полоски короткие, а две длинные. Приклеиваем их на края трафарета. Все наша картина готова.

    Итог занятия:

После завершения педагог предлагает учащимся выложить свои работы на демонстрационный стол, где их рассматривают, оценивают. Отмечаются наиболее удачные варианты выполнения, аккуратность выполнения работы.

Рождение младенца — это всегда прекрасно. Благодушные родители не находят себе места от счастья, думая о том, как будут любить его, заботиться, правильно воспитывать. А у крохи одна забота — познать окружающий мир — глазами, и на зуб. Маленький человечек знакомится с нами и со всем миром посредством манипуляций, изучает свойства предметов, проявляет тактильную активность.

Ценным помощником в этом направлении будет пластилин , а именно рисование пластилином на картоне, которое дает:

— развитие фантазии

— становление интеллекта

— формирование речевого аппарата

— фундамент для творческого развития

— рисование пластилином

— подготовка кисти рук к письму

Манипулируя пластической массой, будь то просто шарик или палочка, малыш создаёт образы. Этот вид деятельности учит ребёнка различать величину, форму предмета. Много работ уже написано о взаимосвязи между подвижностью рук и развитием речи. В детском возрасте руки малыша – это как дублирующий речевой аппарат. Ничто так сильно не развивает пальчики ребёнка, как пластилин. Движение кистей вялое, мало развивающееся, и как результат, отставание в речевом развитии.

Ребёнок растёт, и стараемся развить творческие навыки. Хотим научить его рисовать, танцевать и петь. Это все хорошо, он должен вырасти всесторонне развитым. Но не надо сбрасывать со счетов и увлечение пластилином. В процессе лепки он создаёт объёмные фигурки, а этого нет при рисовании и аппликации. Ребёнка можно научить рисовать пластилином. Это совсем молодой вид живописи.

Нарисовать пластилиновую картину несложно. В раннем возрасте дети, как правило, изображают только предметы. И только при помощи взрослых можно осваивать различные сюжеты.

Основой для рисования картин пластилином, как правило, служат стекло, плотный картон, пластик.

Сначала научите малыша скатывать небольшие шарики, затем размазывать их по стеклу или картону. Следующий момент – создание рельефного объекта.

Три этапа обучения

— надавливание

— размазывание

— сочетание обоих приёмов

Конечно, к занятию надо подготовиться, но оно того стоит. Изобразите вместе с ребёнком (вот где пригодятся о навыки художника, если он обучается рисованию) простой сюжет на той основе, что есть. Например, солнце, озеро, рыбку с большим хвостом. Далее показываете, как очертить круг для солнца, а дети дорисовывают лучики. Контур озера рисуете сами, а они заполняют его пластилином. Формируя навык надавливания, приучаете работать пальчиком, поворачивать его в нужном направлении.


При размазывании пластилина палец или рука ребёнка активно двигается, а родитель следит, чтобы он действовал пальцами или только ладошкой.

И лишь когда он освоит первые два приёма, можно смело рисовать картину.

Научиться владеть рукой, это, значит подготовить кисть руки к письму. А этим надо заниматься задолго до похода в школу.

Таким образом, пластилин имеет большое значение в творческом развитии ребёнка первых лет жизни. Воспитывая малыша, помните, что не бывает мелочей.

Светлана Грибанова

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

Освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

Развитие мелкой моторики;

Ознакомление с окружающим миром;

Развитие эмоций и фантазии

Развитие пространственного мышления и творческих способностей;

Воспитание у детей художественного вкуса;

Развитие моторики пальцев рук детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Во избежание деформации картины, в качестве основы следует использовать плотный картон;

Предотвратить появление на картоне жирных пятен, поможет нанесенная на нее клейкая пленка (скотч);

Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести контур рисунка под пленку (скотч);

Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

(используем лак для волос)

Материалы для создания пластилиновой картины:

Картон с контурным рисунком, покрытый скотчем

Набор пластилина

Салфетка для рук

Стеки, зубочистки

Бросовый и природный материалы

Доска для лепки

Лак для волос

Дети научатся нетрадиционным техникам работы с пластилином - размазывание,

Выкладывание картинки пластилиновыми шариками

Катание шариков

Рисование картин шариками

Рисование полосками пластилина

Рисование по контуру

Работа с затвердевающим пластилином

Размазывание с объёмным эффектом

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Детям моей группы очень нравиться рисовать пластилином, они постепенно справляются с этой сложной техникой. Вот некоторые наши работы.

"Животные жарких стран"

"Подводный мир"


"Пожарная машина"

"Снеговик"


"Фигуристка"

"Кот в сапогах"

"Незнайка"

Публикации по теме:

"Зимний лес"Рисование методом тычка. Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело,.

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.

Мастер - класс по работе с пластилином (пластилинография). «Полевой натюрморт»

Мастер - класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.

Назначение мастер - класса : украшение интерьера, изготовление подарков.

Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.

Задачи :

Обучать приёмам работы с пластилином;

Развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса;

Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.

Не так давно меня очень заинтересовала методика рисования пластилином - пластилинография.

Рисуя с помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Перед работой мне бы хотелось предложить вашему вниманию сказку про дружбу, которую можно использовать на занятиях.

Сказка о дружбе

Давным-давно жила на свете девочка по имени Колосок. Она была прекрасной особенно ее волосы, которые, развиваясь по ветру, напоминали золото. И был у нее любимый друг - Роман. Они очень любили вместе играть, у них были свои тайны, о которых знали только они. Каждый день они встречались в одном и том же месте - на солнечном поле. Однажды Роман принес своей подруге цветок. Девочка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, такая простота и нежность исходила от цветка, что девочке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девочка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и мальчик согласился. Девочка предложила: «Почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем добрым людям!» Роман согласился и отправился в дальний путь. Долго он искал эти цветы. Нашел их на краю света, в Царстве снов. Царь снов предложил ему обмен - мальчик должен был остаться навсегда в его царстве, а Царь подарит девочке поле цветов. И мальчик согласился, ради своей подруги по имени Колосок, он был готов на все!

Девочка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девочка, что жив ее Ромашек, но далеко он, и нужно его спасать! Колосок подарила людям цветы Ромашки. И люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность. Почувствовав бескрайнюю любовь девочки, Роман освободился от злых чар Царя снов. И невредимым вернулся домой к своей любимой подруге.

И теперь мы нередко можем увидеть, как на солнечном поле стоят и любуются друг другом золотистый Колосок и нежная Ромашка.

Для работы необходимо:

Картон с контурным рисунком или без него;

Набор пластилина;

Салфетка для рук;

Доска для раскатывания пластилина;

Бросовый материал (коробка из под конфет, стержень от ручки);

Лак для волос (для лакирования).

Перед работой следует слегка разогреть пластилин.

Лепка колосьев . Скатать 4 колбаски из жёлтого пластилина (2 - стебля, 2 - для зерен). Прокатать колбаски так, чтобы они утончались.

Наметить расположение стебля на пространстве фона картины. Уложить стебель в намеченное место, прижать и слегка размазать.

Вышедшие края стебля можно с легкостью исправить с помощью стеки.

Из двух оставшихся колбасок нарезаем - зернышки (скатываем овальную форму овальной формы).

Сформировать из зерен колос, маленькие зерна располагать ближе к его вершине.

Вдоль каждого зерна сделать стекой неглубокую насечку.

Скатать очень тонкие колбаски из желтого пластилина длиной 2 -3 см - это будут остья, которые нужно расположить между зернами, направляя их к вершине колоса.

Из тонких длинных желтых колбасок формируем листья. Сначала их надо прижать, а затем немного размазать, сделав плоскими.

Лепка ромашки . Скатать из белого пластилина 8 одинаковых шариков и расположить по кругу нужного размера.

Теперь каждый шарик нужно особым образом примазать, оставляя внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к центру круга(получится примазанная пластилиновая капелька).

В середину цветков прижать шарики из желтого пластилина.

В середине цветка « рисуем» точки с помощью стержня от ручки.

Из пластилина зеленого цвета скатываем длинную колбаску - стебель цветка, прижать ее к фону. Из этого же пластилина формируем листья и с помощью стеки вырезаем « зубчики», характерные листику ромашки и « рисуем» прожилки.

Готовую работу сбрызгиваем лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль.

Готовую работу помещаем в рамку из - под шоколадных конфет. Рамку можно оставить в первоначальном виде или украсить её на свой вкус

(макаронами, зернами, косточками, семенами, выпуклыми волнистыми линиями и т.д.)

Лариса Савчук

Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал - пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

В конце апреля мне предстоит провести с педагогами нашего детского сада мастер-класс по пластилинографии. В связи с чем, мне пришлось осваивать эту новую для меня технику. Сначала я училась сама, не включая в эту деятельность детей, а затем стала обучать и их.

Сегодня, дорогие коллеги представляю Вашему вниманию мои первые работы в технике "Пластилинография" и небольшие мастер-классы по ним. Может кому пригодится в работе.

Материал: плотный картон, контурные рисунки, хороший пластилин, салфетки для рук, вода в мисочке, стеки, доска для лепки.

Итак, приступаем.

"Оленёнок"

1. На картон наносится рисунок (можно использовать картинки с раскрасок).

2. Делаем фон картинки. Сначала определить цвет фона.

От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.

3. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.

4. Затем скатываются небольшие жгутики, выкладываются по контуру рисунка, прижимаются и размазываются пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка.

6. Контур рисунка выкладываем тонкими жгутиками чёрного цвета.

Готовую работу оформляем в рамку.

Аналогичным образом делаются и другие работы.

"Подводное царство"

1. На плотный картон в виде мазков нужного цвета наносим пластилин.


2. Пальцами размазываем пластилин по всей поверхности в направлении слева - направо.


3. "Заселяем" воду обитателями, растениями и т. д.


"Божья коровка на ромашке"

1. На плотном картоне делаем эскиз изображения.

2. Аналогичным образом пластилином заполняем фон.


3. Изображаем ромашку, затем божью коровку.

4. С помощью стеков, фигурных палочек, печаток - украшаем работу.


Вот такие первые работы в технике "пластилинография" у меня получились. С другими работами в этой технике и с работами моих воспитанников познакомлю Вас в следующих постах.

Похожие публикации