Храм рождества пресвятой богородицы. Икона божией матери «моздокская

На Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. Эта икона была написана в Грузии неизвестным иконописцем по образцу древней Иверской иконы.
Икона Иверской Богоматери была подарена осетинскому народу, принявшему христианство задолго до крещения Руси, боголюбивой грузинской царицей Тамарой. Из истории известно, что она по кончине первого супруга своего князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом – Сосланом. В дар осетинскому храму в селении Майрамыкау ею была преподнесена икона – 1 аршин и 12 вершков в высоту и 1 аршин, 7 вершков в ширину. Она была написана по золотому фону. Черты лица Божьей Матери – строгие и величественные, характер письма – грузинский. Согласно преданию, иконописец царицы Тамары готовился к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневной молитвой. Может быть, поэтому и стало это изображение Девы Марии и Младенца Иисуса своеобразной молитвой в красках, созерцанием Небесного духовного мира, открывшегося его внутреннему взору.

Шестьсот лет икона пребывала в Куртатинском ущелье. И немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма.

В конце XVIII столетия, когда магометанство при посредстве турецких миссионеров, главною задачей которых было внушение горцам, что их единственным законным государем является турецкий султан, вторглось с величайшим фанатизмом, более политическим, нежели религиозным, в Кавказские горы, икона Иверской Божьей Матери сохранила верными христианству многие семьи не только осетин, но и черкесов. И сохранила посредством дивных знамений.

В 1763 году правительство России пригласило горцев – христиан и горцев, желавших принять христианство, переселиться с гор на равнину близ Моздока, который предполагалось сделать центром распространения христианства на Северном Кавказе. В 1799 году партия осетин, прибывших из Куртатинского ущелья к Моздоку, привезла с собой икону Иверской Божьей Матери. И вновь икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город.

По дороге остановившиеся на ночлег в предместье Моздока переселенцы, как повествует сказание об иконе, видели во мраке ночи необыкновенный свет, сиявший над арбой, на которой находилась икона. По утру один из осетин рассказал, что слышал ночью голос, повелевший им оставить икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расставаться с горячо любимой святынею, горцы не ослушались Божьего веления и оставили икону на указанном месте. Вскоре там, по велению преосвещенного Гая, епископа Моздокского и Маджарского (узнав о прибытии в Моздок знаменитой на Кавказе святыни, он вышел к ней для поклонения с духовенством, крестами и хоругвями) была сооружена часовня. А позже – сначала деревянная церковь, а потом собор во имя Успения Божьей Матери.

Кроме осетин, икону Иверской Божьей Матери почитало множество горцев, даже магометан, которые, пораженные чудесами, совершавшимися при ней, принимали христианство, тогда как другие, испытывая доверие к иконе, испытывали доверие и к христианству. На поклонение чудотворной иконе в Моздок шли и армяне-григориане, и раскольники из гребенских казачьих станиц, чествовавшие ее наравне с православными, а также тысячи верующих с берегов Дона, из Астраханской, Екатеринославской, Харьковской и других, более отдаленных губерний.

Икона совершила множество чудесных исцелений. Под ней на шнуре висели многочисленные серебряные изображения частей человеческого тела, привешенные в знак благодарности распрощавшимися со своими болезнями верующими.

Икона Иверской Божьей Матери (именно так в последствии называли ее) не только творила чудеса исцеления, но и пробуждала в людях такое редкое сегодня качество, как веротерпимость. Епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром был описан весьма любопытный случай, произошедший в 1899 году во время посещения им паствы своей епархии. В Беслане после молебствия с акафистом, совершенным перед чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери, он вел беседу с прихожанами на текст Евангелия, которую закончил научением молитвы к Богородице на русском и осетинском языках. В это время магометане, присутствовавшие в храме на службе, но стоявшие в стороне, начали постепенно приближаться к христианам, слились с ними, жадно вслушиваясь в слова православного епископа. Некоторые из осетинок-мусульманок даже подошли к чудотворной иконе, приложились к ней и зажгли восковые свечи. А, молясь, они громко просили: «Хотя мы и магометанки, но Пресвятая Богородица Мария и для нас Всесвятая. И мы, внимая словам Вашего Преосвященства, припадаем перед её святой иконой и умильно просим: да помилует она и нас». В это самое время подошёл к чудотворной иконе и местный мулла-осетин, зажёг перед ней свечи и опустил свою лепту в сборную кружку.

Тот факт, что к крестному ходу - этому церковному торжеству - было причастно не только христианское население края, констатировался и в журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» за октябрь 1901 года. «Даже магометане и то отнеслись весьма сочувственно к нашему торжеству и, насколько было для них, возможно, выражали самим делом своё сочувствие, - писалось в журнале. - На пути в ст. Горячеисточненскую сопровождавшие святую икону были свидетелями весьма отрадного и трогательного факта. Люди под лучами палящего солнца изнемогали от жажды. И вот Аллах посылает своих лучших поклонников - жителей аула Старый Юрт, мимо которого несли святую икону, с кувшинами и чашами холодной воды, дабы утолить жажду трудящихся в честь Приснодевы, родившей Христа. И с каким усердием они исполняли это служение ближнему!».

Не только чеченцы относились с почитанием к иконе Моздокской Богоматери, но и кабардинцы, которые по пути следования иконы накрывали столы для проголодавшихся верующих, совершавших крестный ход.

В сентябре ежегодно икона Моздокской Божьей Матери прибывала во Владикавказ. Встречать её, как правило, выходил епископ Владикавказский и Моздокский с духовенством и святынями всех городских церквей. По пути следования иконы от вокзала до Михаило-Архангельского кафедрального собора можно было видеть войска и громадное скопление народа. Под колокольный перезвон и церковные песнопения святая икона переносилась в городской кафедральный собор. Там она оставлялась на некоторое время, дабы благочестивые владикавказцы могли прикоснуться к святыне и обратить свои молитвы к Богородице.

28 сентября 1915 года произошло ещё одно чудесное происшествие, связанное с иконой. В этот день в кафедральном соборе вспыхнул пожар. До прибытия пожарных сильно обуглились и местами прогорели пол и лестница, обуглилась и внутренняя сторона левого иконостаса, иконы подпортились. Однако тут же, у левого клироса, стоявшая чудотворная икона Моздокской Божьей Матери осталась совершенно невредимой.

Из истории известно, что перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он на обратном пути с турецкой границы (шла война, и государь побывал в Закавказье, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию) посетил Владикавказ. Специально по этому случаю в Михайло–Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память императору о его пребывании в Терской области была подарена копия Моздокской иконы, державы российского покрова и заступницы. Вслед за этим епископ Антонин благославил высокого гостя иконою святого великомученика Георгия Победоносца и от лица осетинского духовенства сообщил, что Моздокская икона Божьей Матери по происхождению осетинская, что осетины приняли веру Христову на 200 лет раньше великого князя Владимира.

И никто из присутствовавших тогда в храме не мог даже предположить, что спустя каких-то три года произойдет в России государственный переворот, канет в Лету самодержавие, и религия будет объявлена «опиумом для народа». Успенский собор в Моздоке в 30 – годы будет взорван. Во время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена и святыня Куртатинского ущелья – чудотворная икона Иверской Моздокской Божьей Матери.

Все, что напоминает о былой славе и о событиях давно минувших дней, - это Харисджин – место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, под облаками, над пропастью, стоит скромная каменная горская церковь – деревянный крест на крыше, старая береза у западной стены. Невдалеке – обезглавленная сторожевая башня. Вот все, что осталось от старинного осетинского селения Майрамыкау. Согласно преданию, здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на протяжении шести веков хранилась великая святыня осетинского народа - чудотворная икона Иверской Богоматери.

Сегодня сюда совершают крестный ход верующие – прихожане хидикусской церкви Жен-мироносиц, которые первыми возвестили о воскресении Христа Спасителя. Церковь эта, оскверненная и поруганная в годы лихолетья, была восстановлена в прошлом году стараниями монахов Свято – Успенского Аланского мужского монастыря. Вот только совершают крестный ход ныне не с чудотворной иконой, некогда хранившейся в селении Майрамыкау, а с ее копией.

Православные священники говорят, что чудотворные иконы по своей воле покидают те места, где ухудшается обстановка. То есть, где люди перестают жить в любви с любовью, забывая о том, что Бог есть Любовь. Томимые жаждой духовной, воспитанные в стране тотального атеизма, они грабят и убивают, прелюбодействуют и поклоняются золотому тельцу, не раскаиваются в совершенных злодеяниях, не любят ближнего, как и себя самого, совершают самый тяжкий из грехов – убийство Любви. Посмотрите, это творится сегодня на территории нашего родного Северного Кавказа. Войны, кровь, терроризм, коррупция – Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия…

Говорят, что святыня может вернуться обратно так же внезапно, как и исчезнуть. Но не искать ее нужно, а, очищаясь, изменяться нам, живущим здесь, на Северном Кавказе, Осетии (ведь чудотворная икона Иверской Божьей Матери прежде всего осетинская) – всем вместе и каждому в отдельности. Тогда, быть может, будто случайно (хотя случайностей не бывает) и неожиданно мы найдем пропавшую в лихолетье икону – земли северокавказской Покрова и Заступницу. И это будет означать, что благодать вернулась на нашу землю. Но а пока… Пока мы остались без Берегини. И в то же время все в наших руках.

_________________________________________________

Описание иконы Божьей Матери Моздокская:
Список (копия) афонской ИВЕРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы был передан осетинскому народу святой равноапостольной царицей Тамарой в конце XII, начале XIII веков. С 1768 года образ находится в городе Моздоке. По преданию, Моздокская чудотворная икона БогоМатери спасла город от нашествия войск имама Шамиля в XIХ веке. Особо чтится православными кавказскими народностями.

После революции Моздокская икона Божией Матери исчезла, сейчас а Моздоке находится список (копия) древнего образа.

Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в Успенской церкви города Моздока 1 Терской области, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою. Благодатною своею силою она прославилась на Кавказе издавна и в настоящее время благоговейно почитается как чудотворная икона не только православными христианами, но и неправославными. С Кавказа ея слава распространилась в землю Войска Донского и в губернию Воронежскую, перешла и через Кавказские горы в Закавказье.

Приступая к изданию настоящего сказания, изложим кратко историю Моздокско-Иверской иконы БогоМатери, опишем некоторые чудеса, от неё истекшие, покажем, каким образом в настоящее время по преданию и местным обычаям воздается сей святыне достойное почтение.

В конце XII и в начале XIII столетия в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара 2 , время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии. С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры между подвластными ей народами. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Созидая св. храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Буджуханы и, по разводу с первым мужем своим, русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, имела вторым супругом осетинского князя Давида Сослана 3 . Эта двойная родственная связь Тамары с осетинским народом внушала ей особенную заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами. К осетинам посылала она из Грузии священнослужителей и учителей. По свидетельству предания, в один из храмов 4 , построенных около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе, Тамара прислала от себя икону Божией Матери, писанную находившимся при дворе иконописцем, по преданию, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и св. икону каждый раз во время пожара, находили целою на горе, неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Богородицы от огня послужило первою причиною чествования, какое осетины стали воздавать ей, как чудотворной иконе. Чингисхан и Тамерлан, проходя через Кавказ из Азии в Европу со своими полчищами, ознаменовали свое шествие опустошением городов, разрушением св. храмов и избиением христиан. Разделение царства Грузинского на отдельные самостоятельные княжества и взаимные распри князей еще более ослабили его. Персы и турки, споря за обладание несчастной страной, вносили в нее новые опустошения. Внешние и внутренние бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, бывших под ее властью. Осетины уже не попадали под влияние пастырей церкви, которых они получали от церкви грузинской: к этому времени Осетия отошла от Грузии, и их не стало. Вместо них явились к осетинам с проповедью магометанства мусульманские муллы. Народ, еще младенчествовавший в христианской вере, без руководства и поддержки учителей церкви, под влиянием проповедников Корана начал впадать в прежние заблуждения язычества и примешивать к ним магометанские верования. Свет веры христовой начал погасать в осетинах, но они сохранили уважение к святым христианским храмам и, по преданию, продолжали почитать Пресвятую Деву Марию, Илью пророка Георгия Победоносца и других святых Божьих, сохранили некоторые христианские праздники и обряды. К иконе БогоМатери, присланной Тамарою, продолжали питать, за чудеса ея, особое уважение. В 1567 году царь Иоанн Васильевич Грозный построил на реке Терек русский город Терки, и вслед за сим образовалось на Кавказе русское воеводство. Горские жители начали принимать от русских христианство и селиться между ними под именем новокрещенных.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских народов Кавказа и преимущественно для осетин под именем Осетинской Комиссии. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их, переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Некоторые из новопросвещенных, следуя этому внушению, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горских выходцев, принявших христианство, образовалось целое поселение. В 1793 году императрица Екатерина II, для удобства в управлении разноплеменною Кавказскою паствою и для усиления Евангельской проповеди между Кавказскими народами, учредила в Моздоке епископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия 5 , грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев. Переселенцы были из Куртатинского округа. Они везли с собой на новое место жительства икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. Оставляя родной аул, они не хотели расставаться со своею древнею святынею. Прибыв к Моздоку, переселенцы остановились на ночлег в его предместии, в котором жили их единоплеменники. Во время ужина, в сумерки, они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона БогоМатери, исходит какой-то чудный свет, освещающий всю окрестность, свет этот не переставал сиять целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов, в арбу, в которой находилась икона БогоМатери, но, несмотря на все понуждения и побои хозяев, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что в таком случае делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить св. икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расстаться с дорогою святынею, однако осетины вынули святую икону из арбы, поставили на указанном месте и отправились в путь (по направлению к Кизляру). Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе БогоМатери толпами и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии. Скоро узнал о иконе преосвященный из города и с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил было ее в кафедральном Моздокском соборе, полагая представить ей здесь почетное место для постоянного пребывания. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что она желает пребывать своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону.

В 1797 году на месте часовни уже был и построен, и освящен храм во имя Успенской Божией Матери. Лес для постройки его доставили жители Луковской станицы, а сама постройка и внутренняя отделка произведены на сумму, собранную от отдельных добровольных жертвователей.

Успенская церковь, сооруженная усердием бедных жителей станицы Луковской при пособии пожертвований, не отличилась ни обширностью размеров, ни богатством утвари и украшений. Деревянные стены ее забраны были в столбы, на тесовой кровле без купола стоял железный крест. Внутри церкви на потолке был изображен Господь Саваоф, на ставнях было две иконы: храмовая - Успения Божией Матери и другая небольшая икона БогоМатери - обе в серебряных ризах. Иконостас состоял из двух местных икон, писанных на полотне, и деревянного креста над царскими вратами с иконами святых апостолов. Священные сосуды - потир, дискос, звездица, два блюдца - были оловянные.

Около Успенской церкви был основан женский Успенский монастырь. Императрица Екатерина II в именном указе своем, данном Святейшему Синоду об открытии Моздокской епархии, повелевала открыть около Моздока два монастыря: мужской и женский, оба второго класса. В последнем, по предначертанию мудрой Государыни, должны были учиться дети женского пола закону Божиему и мастерствам, в жизни потребным и находить прибежище беспомощные вдовы, которые бы надзирали за воспитанием детей. Святейший Синод, вследствие Высочайшего указа, сделал со своей стороны распоряжения и подробные наставления новопоставленному епископу Гаию касательно управления епархией и евангельской проповеди горским народам, а также помещения для епископа, штата консистории и устройства мужского монастыря. Но об основании женской обители в этой инструкции Святейшего Синода епископу Гаию не было сказано ни слова. Вероятно, основание ее и изыскание средств к ее содержанию представлялось последующему времени и благоприятным обстоятельствам. Прибытие в Моздок чудотворной иконы приблизило это время, а благочестивое усердие жертвователей обещало средства к поддержанию монастыря. Успенский монастырь действительно имел вид обители, возникающей на свет за счет добровольных пожертвований поклонников, приходивших в Успенскую церковь помолиться пред чудотворной иконой.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена 6 , а с нею вместе был закрыт Успенский монастырь. В следующем году настоятельница монастыря Евфимия и три послушницы, оставшихся еще в закрытом монастыре, переведены в Астраханский Благовещенский монастырь. Преосвященный Астраханский Платон 7 , в непосредственное ведение которого поступила Кавказская паства, распорядился было о закрытии монастыря. Вследствие просьбы Моздокских грузин передать им Успенскую церковь, а святые иконы и церковную утварь из нее передать в Моздокский собор, казаки Луковской станицы, осетины и черкесы просили Преосвященного оставить им Успенскую церковь на том же месте, потому что она построена их усердием и для них. В другом прошении они присовокупили к этому, что если нельзя изменить решения о продаже церкви, то они готовы внести за нее куда следует предлагаемые грузинами 360 рублей. Видя ревность новопросвещенных христиан о сохранении дорогой для них святыни, Преосвященный Платон от продажи Успенской церкви велел удержаться и потом обратил ее в приходскую для жителей Луковской станицы, а также для осетин и черкес. Таким образом Иверская икона Божией Матери после второй попытки перенести ее в собор осталась опять на прежнем месте. Монастырь Успенский опустел, здания его постепенно разрушились. Несмотря на это, в Моздок, в бедную Успенскую церковь, стоявшую в его предместьи, продолжали стекаться богомольцы 8 . Их влекла сюда слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах, благочестивое усердие исполнить данный обет молитвы и поста, и покаяния пред чудотворным образом Приснодевы.

Разнообразные приношения и вклады свидетельствуют о том, что к чудотворной иконе Иверской БогоМатери с самого начала пребывания в Моздоке стекались различные богомольцы, которые проявляли свое усердие. С течением времени чудеса Божией Матери, совершаемые Ею посредством Иверской Моздокской иконы, делались более известными. Некоторые из этих чудес записаны со слов получивших благодатную помощь от чудотворной иконы и переданы на память благочестивым христианам. Вот краткие сказания о таких чудесах.

1. Жившая в городе Моздоке грузинка, вдова поручика, Елизавета Павловна Медведева, дочь умершего священника Моздокской Успенской церкви Павла Накашидзева, 47 лет, рассказывала, что в 1824 году, после обедни в первый день Пасхи, ей так свело челюсти, что она не могла раскрыть рта, несмотря на все усилия. Домашние, видя это, старались всеми средствами разнять ей рот, но не могли ничего сделать и только сломали один зуб. В таком состоянии она была три дня, на четвертый день, когда она уже лежала в постели, все тело ее вдруг онемело, так что она не могла двинуть ни одним членом, сохранив между тем полное сознание. Родные ее, видя, что болезнь усиливается, решили пригласить одного армянского священника, славившегося отчитыванием больных. Но чтение Евангелия не облегчило больную, ей делалось все хуже. По уходу священника, больная заснула и во сне слышала голос, укорявший ее за недоверие к иконе Божией Матери и в доказательство силы ее обещавшей сначала исцеление правой ноги, а потом и всего тела. Проснувшись, больная почувствовала, что правая нога совершенно здорова. Она тот час же возблагодарила Божию Матерь.

2. Моздокского армянина Ивана Баендурова дочь, девица Шогокана, в 1838 году почувствовала сильную боль в глазах, на которых образовались бельма, лишившие ее зрения. Целый год она лечилась различными средствами, прибегала к лекарям, но все было безуспешно. Наконец, по совету одной своей родственницы, она обратилась с молитвою к БогоМатери и просила отвести ее в церковь Успения. Когда она пришла туда и приложилась к иконе БогоМатери, сторож церковный посоветовал ей помазать глаза пылью с иконы и отереть их потом пеленою, бывшей на иконе. Шогокана исполнила это и тотчас начала видеть неясно, а потом яснее и яснее. В короткое время бельма на ея глазах совершенно уничтожились.

В сказании о чудотворной иконе Иверской БогоМатери, по которому мы ведём повествование о чудесах, замечено: «обе эти женщины, упомянутые в двух рассказах, долгое время жили в Моздоке и отличались усердием к иконе БогоМатери. Шогокана в благодарность за исцеление посвятила свое девство Богородице. Часто она приходила в Успенскую церковь босыми ногами, несмотря на отдаленность от церкви, не обращая никакого внимания ни на дождь, ни на холод, снег, грязь». Ныне обе (женщины) покойницы.

Но Матерь Божия, именуемая «Иверская» - «Моздокская», не оставляет сей град и святой храм без своего покровительства. Люди, имеющие веру, приходящие к Ней с чистым сердцем, всегда уходят из храма умиротворённые. Не утихает молва о столь чудесных событиях, проявляются все новые и новые знамения милости Божией. А за дерзновение и не послушание Матери Божией многие подвергались тяжкому наказанию.

В память Чудесного Явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Гедеоном митрополитом Ставропольским и Бакинским совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.

Молебное пение совершается по средам в 11 часов.

________________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы Моздокская-Иверская молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Моздокская
чтомая в Моздокском Успенском соборе, Владикавказской епархии

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

______________________________________________

АКАФИСТ Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «МОЗДОКСКАЯ»

КОНДАК 1

Взбра=нной Воево=де, Влады=чице на=шей Богоро=дице, похва=льная пе=ния прино=сим Ти раби= Твои=, я=ко честны=м о=бразом Твои=м ми=лости исто=чник стяжа=вшии, Ты же, Госпоже=, я=ко благосе=рдая Ма=ти, бу=ди неотсту=пна ми=лостию Твое=ю от на=с, да зове=м Ти:

ИКОС 1

Ангелов ли=цы сопредста=ша, Небе=сная Цари=це, о=крест святы=я ико=ны Твоея=, благода=тию Тобо=ю просла=вленныя. Тем же и мы, взира=юще на ико=ну Твою=, в боже=ственных хра=мах нас осеня=ющую, почита=ем ю, преклоня=ем коле=на пред вели=чеством Твои=м, Влады=чице, и уми=льно воспева=ем си=це:

Ра=дуйся, Небе=сная Цари=це, Ма=ти Го=спода небеси= и земли=,

Ра=дуйся, арха=нгелов и а=нгелов Влады=чице,

Ра=дуйся, го=рних си=л велича=ние,

Ра=дуйся, челове=ческих ликостоя=ний похвале=ние,

Ра=дуйся, пра=ведных ду=ш сла=досте,

Ра=дуйся, живу=щих в Бо=зе умиле=ние,

Ра=дуйся, о нас пред Бо=гом предста=тельнице,

Ра=дуйся, боже=ственныя бла=гости пода=тельнице,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 2

Вмести=лище свято=е си=лы Бо=жия ико=ну Твою=, Богома=ти, Тама=ра, цари=ца Иверская, принесе= лю=дям Осе=тии. Прише=ствием у=бо о=браза сего= Ты, Пречи=стая Богоро=дице, всели=лася еси= в ни=х, я=ко благосе=рдая Ма=ти, ущедря=ющи благоче=стно почита=-ющих Тя= и воздвиза=ющи их воспева=ти Бо=гу: аллилу=иа.

ИКОС 2

Разу=мне испове=дуем ди=вное промышле=ние Бо=жие о стране= на=шей, ей же подо=бие Иверския ико=ны Богома=тере, благода=тию просла=вленное, дарова=ся. Тем же, благодаря=ще Тя=, Влады=чице, за ми=лость твою к ро=ду на=шему, воспева=ем си=це:

Ра=дуйся, щедро=ты Твоя= на нас излива=ющая,

Ра=дуйся, Твое=ю благосты=нею нам благоде=ющая,

Ра=дуйся, во вся=кой нужде= нам помога=ющая,

Ра=дуйся, наде=жду нас недосто=йных не отверга=ющая,

Ра=дуйся, упова=ющих на Тя по=мощию не оставля=ющая,

Ра=дуйся, силою врачева=ния икону Твою= знамену=ющая,

Ра=дуйся, то=ю исто=чники чуде=с источа=ющая,

Ра=дуйся, е=ю же не=мощи на=ша исцеля=ющая,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 3

Си=ла Вы=шняго осеня=ше страну= осети=нскую, егда= ико=на Пречи=стыя Богома=тере прии=де в ню, пребыва=нием освяща=ющая зе=млю, к созда=нию хра=мов святы=х воздвиза=ющи, да сла=вится имя Триипоста=снаго Бо=га, явле=нием Твои=м, Влады=чице, и да воспева=ют Ему=: аллилу=иа.

ИКОС 3

Иму=щи премно=гую ми=лость к Кавка=зу, Пресвята=я Влады=чице, устро=ила еси= в стране= на=шей ико=ны Твоея= благода=тное утвержде=ние. Охраня=й у=бо о=бласть сию= и всю= держа=ву Росси=йскую, да в ми=ре и тишине= воспева=ем Ти си=це:

Ра=дуйся, предста=тельнице к Бо=гу, мир спаса=ющая,

Ра=дуйся, храни=тельнице, держа=ву Росси=йскую покрыва=ющая,

Ра=дуйся, христиа=н во благоче=стии утвержда=ющая,

Ра=дуйся, земно=е житие= на=ше до=бре устроя=ющая,

Ра=дуйся, пра=ведно дви=жимый на ны гне=в Бо=жий утоля=ющая,

Ра=дуйся, Го=спода на ми=лость к нам преклоня=ющая,

Ра=дуйся, Благода=тию Сы=на Твоего= нас осеня=ющая,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 4

Бу=ря злострада=ний и бед опустоша=ше страну= осети=нскую, егда= нечести=вии тата=ры огне=м и мече=м по ней прохожда=ху. Ищуще спасе=ния от них, лю=дие Куртати=нския о=бласти от гор под сень державы Росси=йския преселя=хуся, гряду=ще на но=вое местожи=тельства, взя=ша с собо=ю ико=ну Твою=, Богома=ти, да и о=ное Тобо=ю освяти=тся, огражда=й у=бо, Влады=чице, Твои=м покро=вом и на=ше жи=тельство, да, осеня=еми Тобо=ю, взыва=ем к Бо=гу: аллилу=иа.

ИКОС 4

Слы=шав па=стырь па=ствы своея= прише=ствие к Моздо=ку ико=ны Бо=жия Ма=тере, устроя=ет це=рковь, в ней же поставля=ет святу=ю ико=ну и свяще=нники утвержда=ет, да вы=ну прославля=юще Богома=терь, вопию=т Ей:

Ра=дуйся, святы=х хра=мов благода=тию наполне=ние,

Ра=дуйся, домо=в на=ших небе=сное благослове=ние,

Ра=дуйся, святы=х оби=телей покро=в и защище=ние,

Ра=дуйся, всех ве=рных прибе=жище и утеше=ние,

Ра=дуйся, спаси=тельную ве=ру в стране= на=шей утвержда=ющая,

Ра=дуйся, благоче=стие в земли= на=шей насажда=ющая,

Ра=дуйся, во благонра=вии возраста=ти нам помога=ющая,

Ра=дуйся, в до=брых де=лех преспева=ющих укрепля=ющая,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 5

Боготе=чная звезда= яви=ся ико=на Твоя=, Богома=ти, страну= кавка=зскую обтека=ющи и су=щих во тьме= неве=дения све=том Богове=дения озаря=юще, скорбя=щих ра=достию исполня=ющи, ищу=щих по=мощи Твоея= утеша=ющи благода=тию Сы=на Твоего= и Бо=га, Ему же благода=рственне вопие=м: аллилу=иа.

ИКОС 5

Ви=девше лю=дие гра=да Моздо=ка ико=ну Твою=, от ме=ста их не дви=гшуюся, со умиле=нием уразуме=ша, я=ко сим прояви=ся вели=кое Твое= к ним благоволе=ние и тем показу=еши святу=ю во=лю Твою=. Благоволи= у=бо, Пречи=стая, показа=ти и нам ми=лость Твою=, да е=ю ущедря=еми, со благодаре=нием воспева=ем Ти хвалы= сия=:

Ра=дуйся, ма=тернею любо=вию нас возлюби=вшая,

Ра=дуйся, ико=ною Твое=ю нас сла=дце утеша=ющая,

Ра=дуйся, исто=чник благода=ти То=ю открыва=ющая,

Ра=дуйся, милосе=рдия две=ри нам отверза=ющая,

Ра=дуйся, оби=лие ми=лости нам излива=ющая,

Ра=дуйся, усе=рдныя на=ша моли=твы прие=млющая,

Ра=дуйся, воздыха=ния серде=чная послу=шающая,

Ра=дуйся, ско=рое утеше=ние пода=ти поспеша=ющая,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 6

Пропове=дует чудеса= Твоя= и ми=лости о=бласть кавка=зская, я=ко ди=вно огради=ла еси покро=вом Твои=м чудотво=рную ико=ну Твою= от о=гненнаго запале=ния, объя=вшаго це=рковь, в ней же свята=я ико=на пребыва=ше. Три=жды бо, це=ркви возгора=емей, лю=дие ико=ну Твою= на горе= близ це=ркви неврежде=нну обрета=ху. Тем же и мы Тебе= вопие=м: о, Пресвята=я Влады=чице, при=зри всеми=лостивым о=ком Твои=м и на нас, предстоя=щих пред пречи=стым о=бразом Твои=м, и моли=твами Твои=ми изба=ви нас от запале=ния бед и от пла=мене огня= ве=чнаго, да с весе=лием пое=м Бо=гу: аллилу=иа.

ИКОС 6

Возсия=ти све=ту богове=дения в дре=вней Осе=тии изволя=ющи, руко=ю цари=цы Тама=ры святу=ю ико=ну Твою= в ню посла=ла еси= и по сих си=лою и чудесы= Ту=ю просла=вила еси=, и та=ко уве=рившеся о Твое=м промышле=нии, Пречи=стая, лю=ди Твоя= соблюда=ющем, благода=рственне прославля=ем Тя си=це:

Ра=дуйся, ико=ну Твою= из пла=мене чуде=сно сохрани=вшая,

Ра=дуйся, сию= мно=гими чудесы= в стране= на=шей просла=вившая,

Ра=дуйся, моля=щимся пред ико=ною Твое=ю здра=вие подава=ющая,

Ра=дуйся, упова=ющим на Тя спасе=ние да=рующая,

Ра=дуйся, от христиа=нских родо=в ублажа=емая,

Ра=дуйся, прославля=ющих Тя прославля=ющая,

Ра=дуйся, благочести=вых чу=вства услажда=ющая,

Ра=дуйся, подвиза=ющихся в ве=ре благода=тне посеща=ющая,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 7

Хотя=ще лю=дие осети=нстии в кавка=зскую о=бласть пресели=тися достиго=ша гра=да Моздо=ка, нося=ще чудотво=рную ико=ну Твою=, Богома=ти. Но=щию от колесни=цы, вней же свята=я ико=на пребыва=ше, небе=сный свет возсия=, и то слы=шав, епископ Га=ий со мно=жеством наро=да исше=д, поклоня=шеся пред не=ю до земли=, я=ко Тебе= Саме=й, Пречи=стая Богоро=дице, моле=бное пе=ние творя= и взыва=я Бо=гу: аллилу=иа.

ИКОС 7

Но=вое ме=сто пребыва=ния святы=я ико=ны Твоея= чуде=сным зна=мением и открове=нием епи=скопу Га=ию уве=рила еси=. Ка=ко у=бо изрече=м Твою= к нам любо=вь, Богоро=дице, и кто возглаго=лет си=лы Твоя=, дарова=нныя ико=не Твое=й? Оба=че приими= песнь хвалы= и благодаре=ния сицеву=ю:

Ра=дуйся, во гра=де Моздо=ке чудотво=рною ико=ною пребыва=ти благоволи=вшая,

Ра=дуйся, и про=чия гра=ды и ве=си пренесе=нием ико=ны заступле=нием Твои=м не оставля=ющая,

Ра=дуйся, е=ю на Тя наде=ющихся возвеселя=ющая,

Ра=дуйся, ико=ною Твое=ю от вся=каго зла нас сохраня=ющая,

Ра=дуйся, то=ю а=ки о=блаком све=тлым на=с покрыва=ющая,

Ра=дуйся, любы= к нам неиссяка=ющая,

Ра=дуйся, ми=лости Своя= к нам умножа=ющая,

Ра=дуйся, грехи= на=ша бла=гостию побежда=ющая,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 8

Стра=нное чу=до избра=ния Тобо=ю, Влады=чице, но=ваго ме=ста вселе=ния ико=ны Твоея= удивля=ет умы=. Не то=чию бо све=т в нощи= облиста= ме=сто стоя=ния колесни=цы с ико=ною Твое=ю, но и нау=трие, егда= лю=дие, воздви=гшеся дале=чайше идти=, волы= своя= в колесни=цу впряго=ша, ти=и не мого=ша повлещи= ю, а=ще и мно=го бие=ни бя=ху. И слы=шавше о=крест живу=щии о такове=м зна=мении на ме=сте пребыва=ния Твоего=, стеко=шася во мно=жестве, поклоня=ющеся ико=не Твое=й и воспева=юще Бо=гу: аллилу=иа.

ИКОС 8

Вси правосла=внии лю=дие сла=вят и=мя Твое=, Богоро=дице, честны=м бо предста=тельством Твои=м чуде=сную по=мощь нам явля=еши. Ди=вна суть дела= Твоя=, и ди=вна пресвята=я ико=на Твоя=, пред не=ю же припа=дающе, с ве=рою и упова=нием глаго=лем Ти си=це:

Ра=дуйся, засту=пнице ро=ду христиа=нскому, от Бо=га дарова=нная,

Ра=дуйся, пред Го=сподем о нас хода=тайствующая,

Ра=дуйся, моли=твы о нас Тому= простира=ющая,

Ра=дуйся, проше=ния ве=рных к Сы=ну Своему= и Бо=гу принося=щая,

Ра=дуйся, престо=лу бла=гости Его= ма=терски о нас предстоя=щая,

Ра=дуйся, благода=ть смире=ния и терпе=ния нам подава=ющая,

Ра=дуйся, Бо=жие к нам гре=шным благоволе=ние,

Ра=дуйся, нас недосто=йных пред Бо=гом дерзнове=ние,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 9

Вся=кое естество= а=нгельское, ви=дя Тя, Богороди=тельнице, у престо=ла Сы=на Твоего= предстоя=щую и за христиа=н моля=щуюся, восхваля=ет Тя, лю=дие же града Моздо=ка, прия=ше святу=ю ико=ну Твою= а=ки не=кое небе=сное сокро=вище, прославля=ют Всевы=шняго Го=спода, чудотво=рную си=лу ей дарова=вшаго, и воспева=ют Ему=: аллилу=иа.

ИКОС 9

Вити=йство челове=ческое не возмо=жет по достоя=нию благохвали=ти Тя, Пресвята=я Богоро=дице, и воспева=ти чудеса= Твоя=, от ико=ны явля=емая, оба=че, блага=я су=щи, приими= от нас за премно=гую любо=вь к нам и ми=лость хвале=бное пе=ние сие=:

Ра=дуйся, ве=рующих блага=я Засту=пнице,

Ра=дуйся, призыва=ющих Тя непосты=дное упова=ние,

Ра=дуйся, благочести=вых всевеселя=щее ра=дование,

Ра=дуйся, тружда=ющихся по=мощь и укрепле=ние,

Ра=дуйся, оби=димых ско=рое заступле=ние,

Ра=дуйся, гони=мых покро=в и защище=ние,

Ра=дуйся, изнемога=ющих кре=пость и утвержде=ние,

Ра=дуйся, боля=щих благонаде=жное посеще=ние,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 10

Спасти= хотя=щи мно=ги лю=ди от бед и скорбе=й, источа=еши, Богома=ти, неоску=дный исто=чник ми=лости от Твоея= Ико=ны ро=ду на=шему, тою=, а=ки Тебе= Саме=й су=щей, гра=ды и ве=си о=бласти на=шея обтека=ющи и в них чту=щим Тя поле=зное проше=ние исполня=ющи, тем же, прославля=юще Бо=га, да=вшаго нам благода=ть такову=ю, вопие=м Ему=: аллилу=иа.

ИКОС 10

Стена= еси= ве=рным, Богоро=дице Де=во, и заступле=ние всем к Тебе= прибега=ющим, и=бо небесе= и земли= Творе=ц, на руку= Твое=ю носи=тися благоволи=вый, прие=млет Тя, о лю=дех моле=бне ру=це простира=ющую. Бу=ди у=бо стена= и покро=в от всех враго=в ви=димых и неви=димых и нам, ко пречестне=й ико=не Твое=й с ве=рою припа=дающим, да вопие=м Тебе=:

Ра=дуйся, от обстоя=ний и бед нас сохраня=ющая,

Ра=дуйся, от потопле=ния скорбе=й нас изыма=ющая,

Ра=дуйся, искуше=ния душевре=дная дале=че отгоня=ющая,

Ра=дуйся, вражды= на благосе=рдие прелага=ющая,

Ра=дуйся, на милосе=рдие нас подвиза=ющая,

Ра=дуйся, люби=ти друг дру=га наставля=ющая,

Ра=дуйся, во непоро=чном житии= ве=рных укрепля=ющая,

Ра=дуйся, присноблаже=нная, блаже=нство и нам уготовля=ющая,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 11

Пе=ние вся=кое побежда=ется, спростре=тися тща=щееся к явле=нием благода=ти, при=сно быва=емым от святы=я и чудотво=рныя ико=ны Твоея=, Богоро=дице, я=коже бо ско=рая помо=щница, неду=ги исцеля=еши, от бед избавля=еши на вся=ком ме=сте с ве=рою Тя призыва=ющих и вопию=щих Богу: аллилу=иа.

ИКОС 11

Светоприе=мную свещу= зри=м святу=ю ико=ну Твою=, Богома=ти, во о=бласти кавка=зстей благода=тию Твое=ю возже=нную, всю страну= просвеща=ющую и мно=гих к све=ту Своему= на спасе=ние душ и теле=с привлека=ющую, тем же вопие=м Ти си=це:

Ра=дуйся, Бо=га с челове=ки соединя=ющая,

Ра=дуйся, нас земноро=дных к Бо=гу приближа=ющая,

Ра=дуйся, о ка=ющихся пред Бо=гом предста=тельствующая,

Ра=дуйся, призыва=ющих Тя сохраня=ющая и спаса=ющая,

Ра=дуйся, па=дших Твое=ю бла=гостию возставля=ющая,

Ра=дуйся, отча=янным наде=жду возвраща=ющая,

Ра=дуйся, скорбьми= грехи= на=ша очища=ющая,

Ра=дуйся, печа=ли на=ша благода=тию утоля=ющая,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 12

Благода=тию Твое=ю, Пресвята=я Богоро=дице, я=коже дре=вле, и ны=не притека=ющих к цельбоно=сней ико=не Твое=й не оставля=еши, призыва=ющим Тя благопоспе=шне вспомоществу=еши, в печа=лех бе=дствующим помога=еши, и мы у=бо Твои=м Заступле=нием спаса=еми благода=рными усты= пое=м Бо=гу: аллилу=иа.

ИКОС 12

Пою=ще чудеса= Твоя= и ми=лости, ро=ду на=шему явле=нныя, уми=льно припа=даем к Пречи=стому о=бразу Твоему=, Влады=чице, и благогове=йно лобыза=юще той, мо=лим Тя: наста=ви нас на путь спасе=ния, бу=ди Помо=щница и Засту=пница нам, вопию=щим Тебе=:

Ра=дуйся, ве=рным утвержде=ние и защище=ние,

Ра=дуйся, неду=жным и немощны=м исцеле=ние,

Ра=дуйся, вдов и сиро=т покро=в и соблюде=ние,

Ра=дуйся, в ну=ждах су=щих вспоможе=ние,

Ра=дуйся, лише=ния терпя=щих дово=льством исполне=ние,

Ра=дуйся, ско=рбных матере=й утеше=ние,

Ра=дуйся, сиро=тствующих чад неви=димое охране=ние,

Ра=дуйся, прибега=ющих к Тебе ско=рое посеще=ние,

Ра=дуйся, Милосе=рдая, ми=лости нам ико=ною явля=ющая.

КОНДАК 13

О, Всеблага=я и Всемилосе=рдая Ма=ти, Пречи=стая Госпоже= Богоро=дице, приими= моле=ние сие=, ны=не Тебе= приноси=мое, от нас гре=шных и недосто=йных рабо=в Твои=х, ко о=бразу Твоему=, а=ки к Тебе= Саме=й припа=дающих, при=зри ми=лостивно на ве=ру и упова=ние на=ше, изба=ви нас от бед и скорбе=й, пода=ждь нам ру=ку по=мощи в жи=зни сей и бу=дущия изми= му=ки, да спаса=еми Тобою вы=ну вопие=м: аллилу=иа, аллилу=иа, аллилу=иа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1) - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи - Сборник небольших притч (историй)

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Описания иконы

Описание иконы Моздокская
Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII – начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель. До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, за[...]

Икона Моздокская - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
Список (копия) афонской ИВЕРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы был передан осетинскому народу святой равноапостольной царицей Тамарой в конце XII – начале XIII веков. С 1768 года образ находился в городе Моздок. По преданию, чудотворная икона спасла город от нашествия войск имама Шамиля в XIХ веке. Особо чтится православными кавказскими народностями. После революции икона исчезла, сейчас в Моздоке находится список (копия) древнего образа.

Описание иконы Иверская Моздокская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон"
В конце XII и начале XIII века жила в Грузии святая царица Тамара. Она распространяла по Кавказу христианство, воздвигала много храмов в горах и ущельях Кавказа и снабжала их утварью и ризами. В один из этих храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с Иверской афонской иконы в дар новопросвещенным христианам. Писана была эта икона благочестивым человеком, который перед тем, как начать свою работу, постился шесть недель. До 1768 года эта икона Богоматери сохранялась в Куртатинском округе. В этом месте она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В 1768 г., по настоянию императрицы Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправляясь в дорогу, они взяли с собой Иверскую икону. Путники-осетины заночевали на берегу реки Терека, у города Моздока. Всю ночь от святой иконы лился яркий свет, освещавший всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжать свой путь, волы, запряженные в [...]

У города Моздок сегодня особый статус. Это город, в котором находятся штабы силовых структур, действующей армии России и ВВ МВД России. Как ни странно, но и возник наш маленький городок именно как пограничная зона, "фильтр", чрез который проходили народы, желающие от мятеджного жительства перейти "под сень державы Российской" .

Город Моздок (в переводе с кабардинского диалекта адыгейского языка - "густой лес", "дебри") находится под благодатным покровом Пресвятой Богородицы. О ней мы и поведем наш рассказ.

История этого образа начинается задолго до того, как на месте "дебрей" образовалось маленькое поселение обращенных в христианство адыгов из местности Кабарда, которые играли в XVIII в. России роль пограничников.

В то время, как в Грузии христианство стало государственной религией, маленький осетинский народ еще служил языческой тьме. Осетины - эта один из "осколков" великого Аланского племени, которое в VIII-X вв. было доминирующим на Кавказе и имело своих христиснских пастырей и свою митрополию в составе Константинопольского Патриархата . Под ударами внешних врагов и внутренней междуусобицы аланская цивилизация распалась, а кланы разошлись каждый своим путем. Те, кто ушел дальше в горы, очень скоро забыли о христиансвте, обратившись к обожествлению природных сил: огня, воды, камней и священных деревьев. Памятники Грузинской Церкви свидетельствуют, что ее епископы не щадили сил для миссии апостольства в разных племенах. Но среди племен были и такие, которые жили сильным национальным сознанием, не желая принять не только кровь и язык, но и веру в Истинного Бога от иноязычных людей. Были и такие, которые просто находились в таких местах, куда мог дойти не каждый миссионер. Замкнутая жизнь маленьких кланов не позволяла им принять культуру соседних племен, а соседям - ввиду незнания языка горских "затворников" - было проблематичным донести Благовестие людям, седящем во тьме.

Но вот, к XII в. возобновились отношения между соседями: огорченные и загнанные в ущелья осколки аланского племени с годами изживали свою боль и обиду на сосейдей и уже протягивали им руку общения. А тем времнем в нач. XIII в. на престол Грузии восходит знаменитая царица Тамара, дочь осетинской княгини Буджуханы (ее мать - как и сама Тамара в начале - была язычницей).

Тамара, как это часто бывает с детьми от смешенных браков, оказалась весьма универсальным человеком: она быстро преодолела узости языческого мировоззрения и приняла свет христианства, блииставший в ее грузинсой ветви (отец Тамары). С другой стороны не будучи чистокровной грузинкой, она могла уже выйти и за рамки личных национальных интересов и узких политических расчетов грузин: ее первым мужем был кн. Георгий - сын Андрея Боголюбского.

Тамара начала заниматься миссионерством и среди своих осетинских сородичей. Она посылала к ним священнослужителей, богослужебную литературу и утварь. Для храма осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе она прриподнесла в дар Иверскую Икону Богородицы, писанную ее личным придворным иконописцем с греческого подлинника Иверской Иконы. Сама Богородица Приснодева, возжелавшая "свету Боговедения возсияти в древней Осетии, рукою царицы Тамара послала в ню икону Свою и сию многими чудесы ту прославила есть" . Храм, видимо, был деревянный, а место - доступное для огня. Но "Трижды церкви возгараемей, людие икону на горе, близ Церкви, неврежденну обретаху" .

Однако огненное запаление храма оказалось пророческим: вскоре "буря злостраданий и бед опустошила страну остинскую, егда нечестивии татары огнем и мечем по ней прохождаху" . Огненное запаление рукотворного храма предзнаменовало запаления и беды Церкви в земле Оситинской, которые она притерпела во ремя нашествия полчишь Чингис-хана и Тамерлана. А вскоре шукур неубитого медведя решили поделить между собою турки и персы: кому будут принадлежать горы осетии, которые и по сей день славятся соими минеральными источниками?

Но Матерь Божия предзнаменовала и Другое: Она - Покровительница Кавказа невредимостью от огненного запаления указала на то, что люди, которые прибегнут под ее благодатный кров с Ее иконой чудотворной безбедно "грядут на новое место жительства - под сень державы российския" . Сколько городов и весей было для них новым местом жительсва на протяжении многих лет - с середины 13 до 18 века?

Так кочевали они, переселяясь с места на место.

В 1763 г. "Высочайшим указом" устраивается город-крепость Моздок, "в поселение для новокрещенных горских жителей" . Уже в 1764 г. в городе была открыта школа, усилиями прибывших в город членов Кавказской миссии, которую еще в 1745г. открыла импер.Елисавета Петровна (Подворье миссии находилось в районе с.Майрамадага (по течению реки Фиаг-Дон)). В устроенной в Моздоке школе "обучали детей русской и осетинской грамоте, чтению церковных книг и церковному пнеию. Часть воспитанников школы по ее окончании поступала в Астраханскую Духовную семинарию… В архивах Северной Осетиии есть сведения, что в 1770г. католикос Антон Грузинский с разрешения Св.Синода открыл в самом Моздоке первую осетинскую типографию для издания богослужебных книг на русском языке" .

Но тогда Российская миссия среди горцев осложнялась тем, что по Осетия по Белградскому мирному договору России с Турцией считалась находящейся под зависимостью от Кабардинского Независимого Княжества. Поэтому все первые миссионеры были грузины: это обеспечивало России алиби, если вдруг Турецкая Порта заявит, что миссия христианская етсь политический трюк России на Кавказской территории. Но в 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому договору Кабарда вошла окончательно в состав Российской империи.

В 1793 г. имератирица Екатерина Вторая учредила викарную епископскую Моздокско-Маджарскую кафедру в составе Астраханской епархии, на которую был поставлен ревностный миссионер, ученый монах-архимандрит Гай (Бараташвили-Такаов), ставший ее первым епископом. В его владения входил и г.Кизляр. Епископ был "личностью яркой", глубокообразованной (переводил с греческого на грузинский классиков античности); "прибыв в 1793г. в Моздок в сане епископа на Праздник Вознесения Христова, он тут же совершил первую епископскую литургию" . Ревностный, энергичный труженник на ниве Христовой. Даже Синод иногда именовал Моздокско-Маджарскую епархию без упоминания о ее "викарном" положении на Астраханском дворе: епископу доверяли и давали много самостоятельности. Ему и было суждено Промыслом Божиим встретить и принять на свои длани великую святыню Кавказа - Иверский образ Богоматери, который потом станет именоваться "Моздокским".

Откуда-то из гор все дальше и дальше уходят от притеснений языческих и мусульманских соседей потомки древних обитателей аула Марьямка в Кураттинском округе. В их колеснице стоит икона Богоматери. На ночлег они остановились в находящейся на их пути новосооруженной крепости Моздока. Ночью колесницу озаряет небесный свет, а на утро волы, впряженные в колесницу не могут совершить ни одного движения, несмотря на то, что были усердно стегаемы кнутами. "Видевше люди града Моздока Икону Твою, богомати, от места их не двигшуюся со умилением разумеша, яко сим проявися великое Твое к ним благоволение и тем показуеши святую волю Твою" . Со всей округи сошелся народ со своим епископом Гаем, совершив молебствие, приняли Икону и утсановили ее в часовне, а в 1797г. икона была перенесена в отсроенный для нее специально собор, ставший тогда же и кафедральным. Но уже через два года указом Св.Синода епархия была упразднена...

Были зафиксированы и чудеса от этой иконы Богородицы:

Армянская девушка Шогокана почуствовала сильную боль в глазах; очи ее покрыли два бельма, которые лишили ее зрения. Она пришла в Успенскую церковь, в которой стоял образ Богородицы, и приложившись к иконе, помазала пылью веки и отерла их покрывавшей икону пеленой. И тотчас стала видеть, - сначала как в тумане, а потом яснее и яснее и чрез какое-то время ни от одного бельма не осталось и следа.

И по сей день можно увидеть множество паломников в Моздоке на Преполовение Пятидесятницы и на Успение Богородицы - два дня, когда положено праздновать и память Моздокской Иконы Богородицы. Но нужно помнить, что и тот Великий дар, который мы ныне имеем - не есть та икона, о которой идет речь, а лишь список с нее. Оригинал утерян после революции 1917 года.

Описание иконы Божьей Матери Моздокская: Список (копия) афонской ИВЕРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы был передан осетинскому народу святой равноапостольной царицей Тамарой в конце XII, начале XIII веков. С 1768 года образ находится в городе Моздоке. По преданию, Моздокская чудотворная икона Богоматери спасла город от нашествия войск имама Шамиля в XIХ веке. Особо чтится православными кавказскими народностями.

После революции Моздокская икона Божией Матери исчезла, сейчас а Моздоке находится список (копия) древнего образа.

Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в Успенской церкви города Моздока Терской области, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою. Благодатною своею силою она прославилась на Кавказе издавна и в настоящее время благоговейно почитается как чудотворная икона не только православными христианами, но и неправославными. С Кавказа ея слава распространилась в землю Войска Донского и в губернию Воронежскую, перешла и через Кавказские горы в Закавказье.

Приступая к изданию настоящего сказания, изложим кратко историю Моздокско-Иверской иконы БогоМатери, опишем некоторые чудеса, от неё истекшие, покажем, каким образом в настоящее время по преданию и местным обычаям воздается сей святыне достойное почтение.

В конце XII и в начале XIII столетия в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии. С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры между подвластными ей народами. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Созидая св. храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Буджуханы и, по разводу с первым мужем своим, русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, имела вторым супругом осетинского князя Давида Сослана. Эта двойная родственная связь Тамары с осетинским народом внушала ей особенную заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами. К осетинам посылала она из Грузии священнослужителей и учителей. По свидетельству предания, в один из храмов, построенных около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе, Тамара прислала от себя икону Божией Матери, писанную находившимся при дворе иконописцем, по преданию, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и св. икону каждый раз во время пожара, находили целою на горе, неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Богородицы от огня послужило первою причиною чествования, какое осетины стали воздавать ей, как чудотворной иконе. Чингисхан и Тамерлан, проходя через Кавказ из Азии в Европу со своими полчищами, ознаменовали свое шествие опустошением городов, разрушением св. храмов и избиением христиан. Разделение царства Грузинского на отдельные самостоятельные княжества и взаимные распри князей еще более ослабили его. Персы и турки, споря за обладание несчастной страной, вносили в нее новые опустошения. Внешние и внутренние бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, бывших под ее властью. Осетины уже не попадали под влияние пастырей церкви, которых они получали от церкви грузинской: к этому времени Осетия отошла от Грузии, и их не стало. Вместо них явились к осетинам с проповедью магометанства мусульманские муллы. Народ, еще младенчествовавший в христианской вере, без руководства и поддержки учителей церкви, под влиянием проповедников Корана начал впадать в прежние заблуждения язычества и примешивать к ним магометанские верования. Свет веры христовой начал погасать в осетинах, но они сохранили уважение к святым христианским храмам и, по преданию, продолжали почитать Пресвятую Деву Марию, Илью пророка Георгия Победоносца и других святых Божьих, сохранили некоторые христианские праздники и обряды. К иконе БогоМатери, присланной Тамарою, продолжали питать, за чудеса ея, особое уважение. В 1567 году царь Иоанн Васильевич Грозный построил на реке Терек русский город Терки, и вслед за сим образовалось на Кавказе русское воеводство. Горские жители начали принимать от русских христианство и селиться между ними под именем новокрещенных.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских народов Кавказа и преимущественно для осетин под именем Осетинской Комиссии. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их, переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Некоторые из новопросвещенных, следуя этому внушению, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горских выходцев, принявших христианство, образовалось целое поселение. В 1793 году императрица Екатерина II, для удобства в управлении разноплеменною Кавказскою паствою и для усиления Евангельской проповеди между Кавказскими народами, учредила в Моздоке епископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев. Переселенцы были из Куртатинского округа. Они везли с собой на новое место жительства икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. Оставляя родной аул, они не хотели расставаться со своею древнею святынею. Прибыв к Моздоку, переселенцы остановились на ночлег в его предместии, в котором жили их единоплеменники. Во время ужина, в сумерки, они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богоматери, исходит какой-то чудный свет, освещающий всю окрестность, свет этот не переставал сиять целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов, в арбу, в которой находилась икона Богоматери, но, несмотря на все понуждения и побои хозяев, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что в таком случае делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить св. икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расстаться с дорогою святынею, однако осетины вынули святую икону из арбы, поставили на указанном месте и отправились в путь (по направлению к Кизляру). Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе Богоматери толпами и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии. Скоро узнал о иконе преосвященный из города и с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил было ее в кафедральном Моздокском соборе, полагая представить ей здесь почетное место для постоянного пребывания. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что она желает пребывать своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону.

В 1797 году на месте часовни уже был и построен, и освящен храм во имя Успенской Божией Матери. Лес для постройки его доставили жители Луковской станицы, а сама постройка и внутренняя отделка произведены на сумму, собранную от отдельных добровольных жертвователей.

Успенская церковь, сооруженная усердием бедных жителей станицы Луковской при пособии пожертвований, не отличилась ни обширностью размеров, ни богатством утвари и украшений. Деревянные стены ее забраны были в столбы, на тесовой кровле без купола стоял железный крест. Внутри церкви на потолке был изображен Господь Саваоф, на ставнях было две иконы: храмовая - Успения Божией Матери и другая небольшая икона Богоматери - обе в серебряных ризах. Иконостас состоял из двух местных икон, писанных на полотне, и деревянного креста над царскими вратами с иконами святых апостолов. Священные сосуды - потир, дискос, звездица, два блюдца - были оловянные.

Около Успенской церкви был основан женский Успенский монастырь. Императрица Екатерина II в именном указе своем, данном Святейшему Синоду об открытии Моздокской епархии, повелевала открыть около Моздока два монастыря: мужской и женский, оба второго класса. В последнем, по предначертанию мудрой Государыни, должны были учиться дети женского пола закону Божиему и мастерствам, в жизни потребным и находить прибежище беспомощные вдовы, которые бы надзирали за воспитанием детей. Святейший Синод, вследствие Высочайшего указа, сделал со своей стороны распоряжения и подробные наставления новопоставленному епископу Гаию касательно управления епархией и евангельской проповеди горским народам, а также помещения для епископа, штата консистории и устройства мужского монастыря. Но об основании женской обители в этой инструкции Святейшего Синода епископу Гаию не было сказано ни слова. Вероятно, основание ее и изыскание средств к ее содержанию представлялось последующему времени и благоприятным обстоятельствам. Прибытие в Моздок чудотворной иконы приблизило это время, а благочестивое усердие жертвователей обещало средства к поддержанию монастыря. Успенский монастырь действительно имел вид обители, возникающей на свет за счет добровольных пожертвований поклонников, приходивших в Успенскую церковь помолиться пред чудотворной иконой.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, а с нею вместе был закрыт Успенский монастырь. В следующем году настоятельница монастыря Евфимия и три послушницы, оставшихся еще в закрытом монастыре, переведены в Астраханский Благовещенский монастырь. Преосвященный Астраханский Платон, в непосредственное ведение которого поступила Кавказская паства, распорядился было о закрытии монастыря. Вследствие просьбы Моздокских грузин передать им Успенскую церковь, а святые иконы и церковную утварь из нее передать в Моздокский собор, казаки Луковской станицы, осетины и черкесы просили Преосвященного оставить им Успенскую церковь на том же месте, потому что она построена их усердием и для них. В другом прошении они присовокупили к этому, что если нельзя изменить решения о продаже церкви, то они готовы внести за нее куда следует предлагаемые грузинами 360 рублей. Видя ревность новопросвещенных христиан о сохранении дорогой для них святыни, Преосвященный Платон от продажи Успенской церкви велел удержаться и потом обратил ее в приходскую для жителей Луковской станицы, а также для осетин и черкес. Таким образом Иверская икона Божией Матери после второй попытки перенести ее в собор осталась опять на прежнем месте. Монастырь Успенский опустел, здания его постепенно разрушились. Несмотря на это, в Моздок, в бедную Успенскую церковь, стоявшую в его предместьи, продолжали стекаться богомольцы. Их влекла сюда слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах, благочестивое усердие исполнить данный обет молитвы и поста, и покаяния пред чудотворным образом Приснодевы.

Разнообразные приношения и вклады свидетельствуют о том, что к чудотворной иконе Иверской Богоматери с самого начала пребывания в Моздоке стекались различные богомольцы, которые проявляли свое усердие. С течением времени чудеса Божией Матери, совершаемые Ею посредством Иверской Моздокской иконы, делались более известными. Некоторые из этих чудес записаны со слов получивших благодатную помощь от чудотворной иконы и переданы на память благочестивым христианам. Вот краткие сказания о таких чудесах.

1. Жившая в городе Моздоке грузинка, вдова поручика, Елизавета Павловна Медведева, дочь умершего священника Моздокской Успенской церкви Павла Накашидзева, 47 лет, рассказывала, что в 1824 году, после обедни в первый день Пасхи, ей так свело челюсти, что она не могла раскрыть рта, несмотря на все усилия. Домашние, видя это, старались всеми средствами разнять ей рот, но не могли ничего сделать и только сломали один зуб. В таком состоянии она была три дня, на четвертый день, когда она уже лежала в постели, все тело ее вдруг онемело, так что она не могла двинуть ни одним членом, сохранив между тем полное сознание. Родные ее, видя, что болезнь усиливается, решили пригласить одного армянского священника, славившегося отчитыванием больных. Но чтение Евангелия не облегчило больную, ей делалось все хуже. По уходу священника, больная заснула и во сне слышала голос, укорявший ее за недоверие к иконе Божией Матери и в доказательство силы ее обещавшей сначала исцеление правой ноги, а потом и всего тела. Проснувшись, больная почувствовала, что правая нога совершенно здорова. Она тот час же возблагодарила Божию Матерь.

2. Моздокского армянина Ивана Баендурова дочь, девица Шогокана, в 1838 году почувствовала сильную боль в глазах, на которых образовались бельма, лишившие ее зрения. Целый год она лечилась различными средствами, прибегала к лекарям, но все было безуспешно. Наконец, по совету одной своей родственницы, она обратилась с молитвою к Богоматери и просила отвести ее в церковь Успения. Когда она пришла туда и приложилась к иконе Богоматери, сторож церковный посоветовал ей помазать глаза пылью с иконы и отереть их потом пеленою, бывшей на иконе. Шогокана исполнила это и тотчас начала видеть неясно, а потом яснее и яснее. В короткое время бельма на ея глазах совершенно уничтожились.

В сказании о чудотворной иконе Иверской Богоматери, по которому мы ведём повествование о чудесах, замечено: «обе эти женщины, упомянутые в двух рассказах, долгое время жили в Моздоке и отличались усердием к иконе Богоматери. Шогокана в благодарность за исцеление посвятила свое девство Богородице. Часто она приходила в Успенскую церковь босыми ногами, несмотря на отдаленность от церкви, не обращая никакого внимания ни на дождь, ни на холод, снег, грязь». Ныне обе (женщины) покойницы.

Но Матерь Божия, именуемая «Иверская» - «Моздокская», не оставляет сей град и святой храм без своего покровительства. Люди, имеющие веру, приходящие к Ней с чистым сердцем, всегда уходят из храма умиротворённые. Не утихает молва о столь чудесных событиях, проявляются все новые и новые знамения милости Божией. А за дерзновение и не послушание Матери Божией многие подвергались тяжкому наказанию.
В память Чудесного Явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Гедеоном митрополитом Ставропольским и Бакинским совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.

Молебное пение совершается по средам в 11 часов.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Моздокская-Иверская молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Моздокская
чтомая в Моздокском Успенском соборе, Владикавказской епархии

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Похожие публикации