Ефрем сирин - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Преподобный ефрем сирин (†373) Ефрем сирин житие

«Господи и Владыко живота моего…» Любой христианин, хоть раз бывавший в храме Великим постом, без труда назовет автора этой молитвы - преподобный . Святой, живший в IV веке, оставил после себя текст, который в русской культуре является столь же значимым символом покаяния, как и 50-й псалом.

Благодаря стихотворному переложению Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» об этой молитве слышали люди, которые никогда не заходили в церковь и не подозревали о существовании преподобного Ефрема.

Для средневековых христиан ситуация была противоположной: Ефрема Сирина знали практически все, а вот список его трудов установить было невозможно. Историк Церкви Созомен рассказывает, что сочинения преподобного состоят из трех миллионов строк.

Авторитет преподобного Ефрема был столь велик, что больше тысячи лет ему продолжали приписывать авторство все новых и новых сочинений. В те времена считалось нормальным приписывать важные идеи авторитетному святому, чтобы доверие к последнему делало аргументацию более убедительной.

По сравнению с этим обилием произведений биографические сведения о святом весьма скудны. На русском языке до сих пор не издано ни одного древнего жития подвижника. В самом популярном агиографическом многотомнике - Житиях святых по святителю Димитрию Ростовскому Ефрема Сирина представляет собой искусственное объединение разных источников, в том числе и весьма поздних. Если же обратиться к текстам самого преподобного Ефрема, то можно найти интересные сведения из его жизни, которые не попали в популярные жизнеописания.

Непосредственным поводом для обращения молодого человека, родившегося в самом начале IV века, стало ложное обвинение в краже овец. В ожидании приговора судьи святой провел в заключении больше двух месяцев и получил несколько откровений от Бога, в которых ему напомнили старый грех - шутки ради он до смерти загнал корову бедняка-соседа. Впоследствии размышления о покаянии и плач о грехах станут излюбленными темами его проповедей и молитв.

Верующие очень рано оценили значение текстов святого. Еще при его жизни многочисленные проповеди, толкования Священного писания, антиеретические сочинения и молитвы переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Почти сразу у святого появились и подражатели. Его авторитет был столь высок, что его творения фактически приравнивались к библейским текстам. Блаженный Иероним, составлявший в 392 году жизнеописания святых мужей, отмечает, что сочинения Ефрема пользовались большой славой: их читали гласно, в церкви, тотчас после Священного Писания.

Литературная слава была предначертана святому с самого рождения. Один из агиографических памятников рассказывает о виноградной лозе, выросшей во рту ребенка. Этот сон видели родители преподобного Ефрема. В древнем сирийском житии есть сходный эпизод - видение старца, в котором ангелы просят преподобного Ефрема съесть свиток.

Несмотря на то что поедание свитка в качестве символа красноречия было традиционным житийным топосом (достаточно вспомнить поговорку «Твоими устами бы да мед пить»), в случае с преподобным Ефремом эта метафора как никогда уместна. Святой был величайшим представителем сирийской литературы и в своих творениях использовал изощренную литературную технику, основанную на повторах, использовании устной речи и созвучий. Сергей Аверинцев в статье, посвященной преподобному Ефрему, называл его поэзию «пророческой», находил ей аналогии в текстах Ветхого и Нового Завета, а также приводил примеры каламбурного построения фраз на сирийском языке.

Использование каламбуров в поэзии Ефрема Сирина позволяло ему бороться с распространением лжеучений. Некий еретик проповедовал свое учение с помощью песен, сложенных на популярный мотив. Святой использовал этот стихотворный размер для проповеди Православия, о чем специально говорил в заглавии своих сочинений. Более того, будучи музыкантом, преподобный Ефрем иногда указывал, на какой мотив нужно исполнять тот или иной гимн.

До сих пор исследователи спорят, знал ли сирийский подвижник греческий язык. По одной из версий преподобный Ефрем знал его с молодости и даже оставил на нем несколько текстов, по другой - святой чудесным образом стал понимать и разговаривать на греческом языке во время беседы со святителем Василием Великим.

О самой встрече прославленного сирийского аскета с архиепископом Кесарийским также рассказывают поразному. Все началось с того, что преподобный Ефрем в молитве получил откровение встретиться со столпом веры по имени Василий. Святой вместе с одним спутником прибыл в Кесарию и пошел в храм, где совершал . В житии, изложенном по творениям святителя Димитрия Ростовского, рассказывается, что преподобный Ефрем стал громко восхвалять архиепископа в церкви, и окружающие люди говорили: «Этот монах хочет что-то получить от епископа».

Ближе к реальной ситуации более древняя версия. Святой мысленно выразил недоумение, как столпом веры может быть человек, одетый в столь пышные одежды и пользующийся таким почитанием. В этот момент святитель Василий посылает своего архидиакона с просьбой к преподобному Ефрему пройти в алтарь. Первый раз святой отказывается, во второй идет в алтарь и уже там произносит фразу «Воистину велик Василий».

Подвижники наслаждаются беседой друг с другом, и, по одной из версий, святитель Василий совершает диаконскую хиротонию преподобного Ефрема. От иерейской хиротонии монах по смирению отказался.

Отметим, что древние источники сохранили не только упоминание о диаконском сане сирийского подвижника, но и его словесный портрет. По словам Сергея Аверинцева, «о нем сохранилась живая память как о низкорослом, лысом и безбородом человеке с необычайно сосредоточенным выражением лица, которого невозможно было развлечь или рассмешить».

Последняя фраза - скорее часть образа преподобного, чем его реальная черта. Автор многочисленных молитв и покаянных слов, по мысли средневековых христиан, просто не мог быть веселым человеком.

О молитвах Ефрема Сирина нам известно и много, и мало. Автор «Толкового Типикона» Михаил Скабалланович пишет: «В “Актах (житии) св. Ефрема” говорится, что “он возвышенными и духовными песнями (odas) своими преподал учение о Рождестве Христовом, Крещении, посте, страдании (Христовом), Воскресении, Вознесении и прочих таинствах оного Божественного промышления; сюда он присоединил и другие гимны - о мучениках, о покаянии, об умерших”». По мнению Скабаллановича, преподобному Ефрему принадлежит и еще целый ряд молитв, включая и Великопостную молитву Ефрема Сирина.

Первые достоверные письменные сведения о том, что «Господи и Владыко живота моего» должна читаться Великим постом, восходят к Иерусалимскому типикону Х века, но, скорее всего, текст этот был известен в Церкви гораздо раньше. Значение главной молитвы Великого поста она приобрела лишь в Русской Церкви, когда ее стали многократно и гласно повторять. Достаточно открыть Постную триодь, чтобы убедиться в частотности ее употребления.

К сожалению, в тексте жития преподобного Ефрема не удалось найти обстоятельств написания этой проникновенной молитвы, зато можно привести косвенное доказательство того, что текст принадлежит перу «сирийского пророка». Некоторые древние памятники рассказывают о том, что сирийский отшельник просил у Бога умерить в нем умиление - «ослаби ми волны благодати Твоея». Просьба очень странная для обычного христианина и очень характерная для преподобного Ефрема, который большую часть жизни так искренне говорил о покаянии, что его проповеди на эту тему до сих пор остаются излюбленным чтением монахов и мирян.


Ефрема Сирина, св. прп.); Византия; XVI в.; местонахождение: . Метеоры. Монастырь Николая Анапафсаса

Наследие преподобного Ефрема Сирина чрезвычайно обширно и включает в себя толкования на Священное Писание , проповеди и поучения, многочисленные гимны и молитвы, вошедшие отчасти в современное богослужение. Еще при жизни преподобного они были переведены на греческий язык.

Ефрем Сирин отчетливо избегал всякого философствования, большее внимание он уделял нравственному учению. Именно в проповедях он раскрывает свой талант оратора, не используя излишние риторические формы, но неизменно переводя разговор в практическое русло. Часть его проповедей написаны в форме диалога учителя и ученика, часть – как последовательное объяснение того или иного фрагмента Священного Писания .

На русский язык до сих пор переведена лишь незначительная часть его наследия.

Память святого преподобного Ефрема Сирина 28 января / 10 февраля

Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрему Сирину, глас 2

Час присно провидя Суда, / рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, / делателен же был еси в делех учитель, преподобне. // Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Ефреме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

] . Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напоившая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели плоды винограда и, сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего, подобно Ангелам, мужа. Он

держал в руке исписанный свиток и спрашивал:

“Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего”.

Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем, вскоре после этого, начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиление каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаяния, как это ясно из его боговдохновенных книг. Равным образом и другой великий и святой старец имел подобное же видение во сне о святом Ефреме. Он видел сонмы Ангелов, сходивших с неба по повелению Божию и имевших в руках свиток, исписанный внутри и извне. Они говорили друг другу

:

“Кто может этот свиток принять?”

В ответ одни называли одно имя, другие вспоминали другое, а некоторые говорили:

“Поистине святы и праведны упомянутые мужи, но ни один из них не может принять этого свитка, а только Ефрем, кроткий и смиренный сердцем”.

Затем старец видел, как Ефрему был отдан этот свиток. Встав наутро, он слышал, как блаженный Ефрем предлагал братии поучительные назидания. Как будто источник истекал из уст! Из них исходили речи, исполненные великой пользы. Он уверовал, что все. исходящее

из уст святого Ефрема, внушается Духом Святым, и прославил Бога, подающего такую благодать рабам Своим.

В 363 году Низибия подпала под власть персов, и многие из христиан оставили Низибию. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Эдессу . Он обратился к Богу с такою молитвою:

“Господи, Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой и, когда я буду входить в него, пошли мне навстречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня”.

Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:

“Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?”

Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:

“Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?”

Женщина отвечала:

“Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят

”.

Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его. Вошедши в город, он жил в нем много времени .

Случайно близ того дома, в котором обитал святой, жила другая женщина, блудница, бывшая его соседкою. Подстрекаемая бесовским лукавством, она хотела оскорбить старца. Открыв оконце, откуда был вид на жилище святого, она увидела, что Ефрем стоит и варит себе пищу. Женщина громко обратилась к нему:

“Благослови, господин!”

Преподобный посмотрел на оконце н, заметив, что она наблюдает, сказал ей:

“Господь да благословит тебя”.

Тогда женщина продолжала:

“Чего недостает для твоей пищи?”

Святой ответил:

“Три камня и немного песку необходимо, чтобы заградить оконце, из которого ты смотришь сюда”.

Женщина бесстыдно сказала ему на это:

“Я обратилась к тебе с речью первая, и ты ответил мне. Я хочу лечь с тобою, а ты отказываешься с первого слова”.

Раб Божий

отвечал ей:

“Если ты хочешь лечь со мною, то иди на то место, какое я тебе укажу”.

Блудница сказала:

“Укажи мне это место, и я приду”.

Святой сказал:

“Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на каком другом месте, как только среди города”.

Блудница изумилась:

“Разве не стыдно нам будет людей?”

Святой ответил:

Если нам стыдно людей, то насколько больше должно стыдиться, а вместе и бояться Бога, знающего все тайны человеческие! Ведь Он будет судить весь мир и воздаст каждому но делам его”.

Услышав это, блудница умилилась речами святого Ефрема. Она пришла и припала к ногам его, плача и говоря:

“Раб Божий! наставь меня на путь спасения, чтобы я могла избавиться от многих моих злых деяний”.

Преподобный Ефрем, преподав ей много наставлений из Священного Писания, утвердил ее в покаянии и, отдав ее в женский монастырь, спас душу ее от беззаконий и греха.

Затем еще одна блудница, подошедши к преподобному Ефрему, когда он куда-то шел, соблазняла его на грех, чтобы по крайней мере рассердить его, так как никто и никогда не видел его гневающимся.

Преподобный сказал ей:

“Иди за мною”.

Женщина пошла за ним. Когда они подошли к одному многолюдному месту, святой сказал ей:

“Здесь ляжем и совершим грех”.

Она же, видя народ, сказала ему:

“Как можно здесь остановиться, когда кругом столько народу! Разве не стыдно?”

Преподобный ответил ей:

“Если ты стыдишься людей, то насколько больше мы должны стыдиться Бога, знающего сокровенные тайны?”

Так женщина отошла от него, посрамленная, не будучи в состоянии ни прельстить святого ко греху, ни возбудить в нем гнев, ибо он был муж поистине незлобивый и кроткий и совершенно не способный гневаться.

О его добросердечии рассказывают следующее. Когда он постился в пустыне, ученик его в обычное время приносил ему пищу. Однажды, когда он нес пищу, то случайно разбил на пути сосуд, в котором была пища. Он боялся гнева старца, но последний, увидев смущенного ученика, сказал:

“Не скорби, брат, если пища не захотела к нам прийти, то мы пойдем к ней”.

Затем, подошедши, он сел у разбитого сосуда и, собирая пищу, стал есть. Так он был незлобив! О нем рассказывали, что с тех пор, как он стал иноком, никогда ни на кого не гневался.

Преподобному Ефрему было однажды откровение о Василии Великом. Он видел в сонном видении огненный столп, достигавший до неба, и слышал голос:

“Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий”.

Тогда Ефрем пожелал видеть святого Василия. Взяв с собою переводчика,- ибо он не умел говорить по-гречески, - святой Ефрем пошел в Кесарию Каппадокийскую. Он нашел святого Василия в церкви, поучающим людей, и начал славить его громким голосом, говоря:

“Воистину велик Василий! Воистину он есть столп огненный! Воистину Дух Святой говорит его устами!”

Тогда некоторые из народа стали говорить:

“Кто этот странник, так восхваляющий архиепископа? Не льстит ли он ему, чтобы получить что-либо из рук его?”

После отпуста церковного, когда преподобный Ефрем вступил в дружескую беседу со святым Василием, последний спросил его:

“Почему ты так прославлял меня?”

Преподобный Ефрем ответил:

“Потому что я видел белого голубя, сидевшего на правом плече твоем и говорившего тебе на ухо то, что ты внушал людям. Кроме того, огненный язык вещал твоими устами”.

На это святой Василий сказал ему:

“Поистине я вику ныне то, что слышал о тебе, житель пустыни и любитель безмолвия! Так пишется и у пророка Давида: “Ефрем - крепость главы моей” . Поистине к тебе относятся эти пророческие слова, ибо ты многих наставил на путь добродетели и укрепил в ней. Кротость же твоя и незлобие сердца сияют для всех, как свет”.

После того Василий Великий сказал:

“Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его?”

“Потому что я грешен, владыка!” - отвечал ему Ефрем через переводчика.

“О если бы и я имел грехи твои! - сказал Василий и прибавил: - Сотворим земной поклон”.

Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Преподобный Ефрем пробыл после того со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во диакона, а переводчика его - в пресвитера и потом с миром отпустил их.

Преподобный Ефрем имел великую любовь к преподобному Аврамию- затворнику, память которого празднуется 29 октября. Они часто посещали друг друга и умилялись взаимно назидательными дружескими беседами. А когда блаженная Мария, племянница Аврамия, подверглась обольщению врага, преподобный Ефрем своими молитвами много содействовал спасению ее. Он много болел сердцем о согрешающих и много заботился об исправлении их.

Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне , в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, то, по повелению Божию, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божией, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако речи его не становились короче, тем более что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума . Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегая человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить во епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, - схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить. В молитве

снятой пребывал непрестанно,- днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая День Суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи - только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства, как и сам говорит о себе в своем завещании:

“Ефрем никогда не имел ни золота, ни серебра, ни какого-либо хранилища, исполняя волю Благого Учителя Христа, заповедовавшего: ничего на земле не приобретайте” .

В те годы жил еретик Аполлинарий , ложно мудрствовавший о воплощении Господнем. Он находчив был в словах и искусен в Еллинской премудрости, вследствие чего сильно смущал Церковь Божию и многих увлек в свою ересь. Этот еретик весь труд свой и все старание, от самой юности своей и до старости, прилагал к тому, чтобы развращать православных и увлекать их в свое заблуждение. Он написал много книг против православных, из коих особенно замечательны две, так как в них наиболее полно выражено все его душевредное учение. Их он и употреблял, как оружие, ведя борьбу с православными путем словесных состязаний. Эти его книги были положены на сохранение у одной женщины, сожительницы его. Преподобный Ефрем, узнав об этих книгах, изобрел против еретической хитрости свою, еще более изумительную: он пришел к той женщине тайно и весьма хвалил Аполлинария, называя себя при этом учеником последнего. Как бы желая научиться неизвестной ему мудрости, он просил женщину дать ему на малое время Аполлинариевы книги, которые она хранила, чтобы из них списать вкратце наиболее замечательные места. Женщина, будучи уверена, что это действительно ученик ее друга, дала ему обе книги, с условием, чтобы он поскорее возвратил их и никому о них не говорил. Святой Ефрем, взяв книги, отнес в свою обитель и, приготовив клей, все листы в них, отгибая по одному, склеивал, пока наконец не склеил всех их так, что книги стали как бы одним куском дерева или камнем, причем ни одного листа нельзя было отделить от другого. Затем он отнес книги женщине. Она же, взяв их и не посмотрев внутрь, положила на свое место. Случился потом спор православных с еретиком Аполлинарием, состарившимся уже. Не обладая уже прежнею находчивостью в спорах и имея слабую память, по причине старости, он хотел достигнуть победы над православными при помощи тех своих книг; но, взяв их, он не мог их раскрыть, так как листы были крепко склеены и окаменели. Он исполнился великого стыда и вышел с Собора побежденным и посрамленным, а затем скоро от скорби и великого стыда он лишился жизни, с позором извергнув свою окаянную душу.

Преподобный отец наш Ефрем, прожив

богоугодно много лет и приведши многих к спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел ко Господу . Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских, в Сирии, а святая душа его предстоит ныне Престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатию и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава вовеки. Аминь.

Преподобный был между прочим и в египетских пустынях; так, он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия, описывает и беседы Паисия с “великим между сирийскими подвижниками отцом”. “Был у нас здесь человек Божий, Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем”, - так говорит Иоанн Колов.

Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он – толкователь Священного Писания (святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги), в других – обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных – учитель христианской жизни и, в частности, проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода составляют как бы печать души преп. Ефрема и вместе его славу на все века. Святой Григорий Нисский говорит, что “плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, - день и ночь лились у него слезы, но лицо Ефрема цвело и сияло радостию, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслию к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему”. Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинает Ефрем: “Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, соделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Приидите, братия мои, приидите, рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним день и ночь. Приидите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем за тем нашем осуждении”. В этом чувстве сокрушения обыкновенные предметы бесед святого Ефрема: покаяние, память о смерти и суде, страх Божий, внимание к самому себе, смирение, против гордости и проч. За свои высокие поучения святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. Блаженный Иероним пишет: “Ефрем, диакон Эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после Св. Писания”. Прославлять мне надобно того, - говорит Григорий Нисский, - кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире”. Святой Ефрем оставил после себя много и догматических сочинений. Все они писаны против заблуждений того времени. Таковы: а) 80 слов против дерзких испытателей, то есть против аэтиан и евномиан; б) 56 поучений против ересей с обличениями и увещаниями вардесанитам (последователям еретика Вардесана), маркионитам и мессалианам; в) о жемчужине, или о том, что в одном лице Иисуса Христа соединены два естества, против Маркиона и Манеса; г) три слова о вере и против иудеев; д) о свободе и против защитников слепой судьбы; о покаянии, где против новатиан говорит о власти Церкви прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; о священстве; о рае и суде. Строгий ревнитель веры и благочестия, святой Ефрем не мог оставаться равнодушным к смутам, какие произвели в Эдессе и Месопотамии секты Вардесана и Ария. Противодействуя еретикам, которые свои заблуждения излагали в поэтической форме песни, и привлекая неопытных изяществом стихотворного размера, легко и надолго укореняли еретическое содержание их, святой Ефрем и сам начал излагать на основании Св. Писания истинное учение о Боге и Его отношениях к нам в такой же поэтической форме. Народ с жадностию внимал песнопениям святого отшельника и забывал песни еретические. Еретики так были раздражены успехами святого Ефрема, что раз напали на него с камнями и оружием и едва не убили его, но это нисколько не ослабило его ревности к вере. Все эти сочинения писаны святым Ефремом в виде благоговейных размышлений. Они назначались им для народного употребления, а частию и для пения в храме и написаны стихами. Святой Ефрем составил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностию; ему же принадлежат глубоко трогательные стихиры, поемые при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая во дни Великого поста. “Господи и Владыко живота моего! дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего: яко благословен еси во веки веков. Аминь”.

Сам Ефрем называет себя человеком "неученым и малосмысленным"; однако его учености "удивлялся", по выражению Феодорита, Василий Великий .

Тропарь Ефрему Сирину

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с "эллинской мудростью", с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях преподобный Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, "выше богатства".

Сочинения преподобного Ефрема еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского . Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана .

Русский перевод творений преподобного Ефрема (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий).

Первое место между сочинениями Ефрема занимают его толкования на Священное Писание , дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины .

Гораздо ниже по достоинству догматствование преподобного Ефрема. По умственному развитию церкви сирийской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с "эллинской мудростью" он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрема Сирина составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. "Сирский пророк" (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он - истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях - умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их - учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы - диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые - настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

Литература

  • Ассемани, "Ephremi Syri opera, quae exstant graece, syriace, latine" (Рим, 1732-1746, с приложением древних биографий Е. - Метафраста, Амфилохия, Палладия, неизвестного автора).
  • Перечень позднейших исследований см. в статье профессора Н. Барсова в "Христианском Чтении" за 1886 г.: "Ефрем, как проповедник".

Издания сочинений прп. Ефрема Сирина

  • Фосса (Рим, 1589-1597), в трех томах;
  • упомянутое выше - Ассемани (критическая оценка этого издания у Филарета, "Историческое учение об отцах церкви", § 130),
  • Aucher, "Ephremi commentarii in epistol. Pauli" (Венеция, 1833).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Отдаленные предки Ефрема Сирина принадлежали к беднейшим социальным слоям, и жили на подаяние милостыни. А его деды и родители были земледельцами, сумевшими достичь некоторого материального достатка. Время рождения преподобного Ефрема приблизительно определяется 306 годом, а место рождения более точно — городом Низибия, располагавшимся в северо-восточной области Месопотамии.

Начатки христианского воспитания Ефрем получил от родителей. Помимо родителей нравственному становлению способствовало и его окружение. Впоследствии святой вспоминал, что пример благочестия и страха Божия он имел не только в лице отца и матери, но и в лице соседей и родственников, и даже отмечал, что является родственником мучеников.

Несмотря на обилие внешних наставлений и примеров, в юношеские годы у Ефрема обнаруживались, всё же, такие черты как горячность, нестойкость, несдержанность и порывистость. А однажды он совершил столь неблаговидный поступок, что впоследствии долго о нём сожалел.

Как-то раз, то ли из шалости, то ли из молодецкой удали, он выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате её, обессилившую от холода, настиг и растерзал хищный зверь. Этот случай какое-то время оставался неизвестным для окружающих, но не для Бога. Немного спустя Господь преподал Ефрему, по этому поводу, незабываемый урок.

Однажды, когда он, по просьбе родителей, отправился за город, ему пришлось заночевать в лесу совместно с пастырем овец. Ночью, когда оба спали, стадо, по недосмотру, сделалось добычей волков. Владельцы овец, узнав о случившемся, не поверили объяснениям и поспешили обвинить Ефрема в том, что он привёл воров, которые и расхитили скот.

Не виновный в этом событии Ефрем был представлен судье, который заточил его на время разбирательства в темницу. Шанс пострадать за пастуха был очень велик. Между тем в это время в темницу были заключены ещё несколько человек, кои также, как и Ефрем, обвинялись в том, чего в действительности не совершали. Вдруг Ефрему явился во сне некий таинственный муж и посоветовал обратиться к воспоминаниям, исследовать прошлые дела.

Тогда Ефрем вспомнил о выпущенной из загона корове, за смерть которой он избежал наказания, хотя и заслуживал. Сейчас же он незаслуженно страдал из-за гибели скота. Разговаривая с товарищами по заключению, он выяснил, что один из них, ложно обвинявшийся в убийстве, когда-то не помог утопающему человеку, хотя и мог, а другой, ложно обвиненный в прелюбодеянии, когда-то, из-за корысти, оговорил невиновную вдову, обвинив её в прелюбодеянии, чем лишил её законного права на наследство.

Видение преподавалось Ефрему несколько раз, и он осознал, что есть во всём этом определенное справедливое воздаяние. В конце концов, по обетованию являвшегося, невиновные, и среди них сам Ефрем, были освобождены, а настоящие виновники найдены и наказаны (по его делу — пастух, пребывавший в ту ночь в состоянии сильного алкогольного опьянения).

Это событие так сильно врезалось в сердце Ефрема, что способствовало самому искреннему покаянию, переосмыслению отношения к собственной жизни и вручению себя Промыслу Божию.

Подвижническая жизнь преподобного Ефрема Сирина

Вскоре Ефрем отложился от благ мира сего и удалился к отшельникам. Шаг за шагом он всё более укреплялся в подвиге, возрастал духом. Большое влияние оказал на него праведный Иаков, впоследствии прославленный святитель Иаков Низибийский.

Касаясь этого периода биографии святого, жизнеописание особо выделяет такой случай. Некий член клира Низибийской Церкви, также носивший имя Ефрем, имел блудную связь с дочерью влиятельного господина. Когда эта порочная связь привела запутавшуюся девицу к закономерной беременности, та, по совету виновника позора, опасавшегося публичного разоблачения, переложила ответственность за случившееся на его тёзку, Ефрема Сирина.

Вскоре молва о происшествии распространилась по округе, и родители девицы обратились с жалобой к епископу. Как ни тяжело было Ефрему Сирину принимать на себя роль блудника и растлителя, он не оправдывался, а смиренно доверился Высшему Судье. Отец пострадавшей принес младенца мнимому виновнику, вручив его Ефрему пред лицом собрания верующих, с тем, чтобы тот воспитывал его сам.

Божий суд не заставил себя долго ждать. Однажды Ефрем, испросив благословения у епископа, взошел на амвон вместе с младенцем и, заклиная его именем Иисуса Христа, потребовал озвучить имя настоящего плотского отца. Тот трижды произнес: «Ефрем, церковный эконом», после чего умер. Бывшие обвинители, став свидетелями Божьего чуда, просили у святого прощения. Так Господь прославил Своего угодника.

Когда в Никее собирался I Вселенский Собор епископ Низибийский, Иаков отправился туда вместе с Ефремом. На Соборе Ефрем проявил себя как ревностный защитник Божественных догматов.

После смерти императора Константина (337 г.) персидский царь Сапор, воспользовавшись ситуацией, решил овладеть Низибией, подвел к ней войска и осадил. Епископ Иаков воодушевлял защитников города личным примером упования на Бога, ободрял, утешал. Ефрем же, по его благословению, молился на стене. Вдруг воинство персов атаковали полчища насекомых, отчего в стане возникло сильное замешательство и Сапор был вынужден снять осаду и отойти.

Пребывание в Едессе

После смерти Иакова Низибийского преподобный Ефрем перебрался в Едессу — город, как отмечал он в своем завещании, благословленный устами Спасителя через ученика: по Преданию, там находился священный образ «Спас Нерукотворный», а после Вознесения Христа туда, по благословению Божию, отправился проповедовать Евангелие апостол Фаддей. Кроме того, город Едесса славился тем, что в его окрестностях процветала богоугодная иноческая жизнь.

Существует предание, что приближаясь к Едессе, Ефрем молил Бога о том, чтобы встретить благоразумного мужа, с кем он мог бы вести душеспасительные беседы, но встретил женщину. А когда та принялась его разглядывать, он вознегодовал и спросил, почему она так беззастенчиво смотрит на него, мужчину, а не опускает свой взор в землю? Вместо ожидаемых извинений та ответила, что поскольку жена взята от мужа, постольку она и смотрит на мужа; муж же взят (сотворен, не из ребра женщины, а) из земли, и стало быть, именно ему, то есть Ефрему, а не ей подобает смотреть в землю. Будучи вразумлен таким остроумным ответом, Ефрем прославил Бога.

Не имея материальных средств к существованию, он, остановившись в городе, вынужден быть искать заработка и устроился наёмником к владельцу местной бани. Здесь одна непристойная женщина проявляла к нему сильное внимание. Когда её домогательства переполнили меру дозволенного, святой, в целях её вразумления, согласился было исполнить то, о чём она просит, но при условии, что грех будет совершаться посреди города на глазах у зевак. Когда та возразила, что стыдится людей, он ответил, что прежде всего нужно стыдиться Всевидящего Бога. Рассказывают, что обескураженная этой краткой проповедью женщина стала просить у Ефрема более глубоких наставлений, а затем удалилась в одну из окрестных обителей.

В то время в Едессе жило много язычников, и Ефрем, движимый желанием распространения веры, часто вступал с ними в диалог. Как-то раз свидетелем беседы стал один праведный старец из расположенного неподалёку монастыря. Удивленный знаниями преподобного Ефрема, он спросил его о его жизни. Выяснив, что тот желает присоединиться к местному иночеству, старец отвел его на одну гору, где спасались подвижники. Так для него начался новый этап христианских подвигов.

Жизнь местных подвижников проходила в трудах и молитвах. Кельями им служили пещеры, а едой — местная растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. То постоянное слёзное сокрушение, благодатное умиление, с каким Иулиан приступал к чтению Божественных Писаний и молитве, служило для Ефрема примером для подражания. Существует мнение, что старцем, заметившим Ефрема, и был Иулиан.

В то время Ефрем много читал и слыл достаточно образованным человеком, однако пока ещё не прибегал к писательской деятельности. Считается, что он приступил к этой стезе лишь тогда, когда получил Божье благословение, преподанное через откровение прозорливцу.

Деятельность святого Ефрема как наставника иноков и просветителя

Составив толкование на Пятикнижие Моисея, преподобный Ефрем обрёл уважение и признание как писатель. Между тем, не желая себе земной славы и желая уединения он поспешил перейти в густой лес, на безлюдную гору. Сообщается, что тогда ему явился ангел и запретил уклоняться от назначенного Богом служения людям. По указанию небожителя святой стал активно участвовать в просветительской деятельности, а также в борьбе против терзавших тогда Церковь Христову еретических заблуждений (арианства, гностических лжеучений и пр.).

Сфера предметов его проповеднической деятельности включала толкование на Священное Писание, общие и частные наставления инокам и мирянам, ответы на насущные вопросы, рекомендации, обличения греховных пороков (см.: ).

Со временем преподобный Ефрем стал собирать вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое продолжало существовать и после его преставления.

Путешествие преподобного Ефрема в Египет и Кесарию

Желая лично увидеть прославленных подвижников Египта, перенять от них высшие знания и духовный опыт, преподобный Ефрем, взяв с собой ученика, знавшего греческий, достиг Средиземноморского побережья, сел на корабль и отплыл. Нитрийские богомольцы приняли святого с радушием. По Промыслу Божию он имел счастье побеседовать и с таким выдающимся мужем как инок Паисий. Рассказывают, что пребывая в Египте, Ефрем исцелил одного арианина, изгнав из него лукавого духа.

На пути из Египта, преподобный решил осуществить ещё одно желание — посетить Кесарию Каппадокийскую, чтобы встретиться с Василием Великим. К тому времени святитель Василий заслужил славу ревнителя Православия. В рамках встречи, состоявшейся в храме, святые Ефрем и Василий обсудили важнейшие животрепещущие вопросы. Сообщают, что во время визита Ефрема к Василию Великому тот рукоположил его во диакона, а впоследствии, после возвращения Ефрема в Едессу, приглашал его, предлагая занять кафедру епископа. Однако Ефрем, почитая себя недостойным такого высокого звания, предложение отклонил.

Последние годы земного пути преподобного

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин предполагал до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Бог распорядился иначе. В то время Едессу потряс сильный голод и святой, силой своего увещевания принялся убеждать богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Ещё одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

После нормализации ситуации Ефрем удалился в пещеру. Вскоре он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью Ефрем написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Вскоре сердце святого остановилось, и он мирно отошел ко Господу. Считается, что это произошло в 372 или 373 году.

Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрему Сирину, глас 2

Час присно провидя Суда, / рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, / делателен же был еси в делех учитель, преподобне. // Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Ефреме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.


7 (20) апреля - день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, - упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города


27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.


Строгий аскет и талантливый писатель, святой, который поддерживал сожжение заживо «жидовствующих» и много лет ухаживал в своей келье за парализованным отцом, – об одном из самых удивительных подвижников Руси рассказывает доктор церковной истории Владислав ПЕТРУШКО.


19 января (1 февраля) 391 года скончался Макарий Великий – один из известнейших подвижников древности, стоявший у истоков христианского монашества. Одна из многочисленных историй про него актуальна и сегодня: ученик преподобного встретил языческого жреца, обругал его и подрался с ним, а преподобный Макарий добрым словом обратил жреца в христианство


Англичанин говорит «добрая старая Англия», француз – «прекрасная Франция», итальянец – «сладостная Италия». Русь – она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о «Святой Руси». И это вовсе не случайно.


"Алтарники глумились над цветом его кожи и кричали «вон отсюда, чтобы нога твоя не переступала порог Божиего алтаря». Двухметровый черный великан встал перед ними на колени и сказал: «Вы не подозреваете, насколько вы правы. Я – окаянный грешник, не достоин не только у алтаря служить, но даже и переступать порог святой церкви». Моисей горько заплакал и вышел на улицу," -- священник Вадим АРЕФЬЕВ из Нью-Йорка в день памяти чернокожего святого, бывшего раба и главаря шайки разбойников, рассказывает его историю


Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие


Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?


Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь - после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»


На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.


Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»


В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус - это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства


В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ

Похожие публикации