В разгоне митинга навального участвовали казаки из крыма - варламов. Чем запомнились казаки на митинге «Он нам не царь»

5 мая в ряде городов России прошли антиправительственные митинги «Он вам не царь». Они запомнились не только тем, что люди впервые за много лет вышли протестовать против действующего президента, но и тем, как разгоняли митингующих. Против народа, словно в царские времена, вышли казаки, а вернее, люди, одетые, как казаки. Они нападали на протестующих, били кулаками и стегали нагайками. Позднее СМИ выяснили, что отряды казаков могут быть связаны со столичной мэрией. Medialeaks рассказывает, как в России появилось современное провластное казачество, какие у его представителей полномочия, откуда они берут деньги и, главное, по какому праву вместе с полицией выходят разгонять демонстрантов.

Чем запомнились казаки на митинге «Он нам не царь»

Во время антиправительственных митингов, прошедших 5 мая в городах России, особое возмущение у народа вызвало не только , но и то, что в разгоне масс принимали участие люди, одетые как казаки. Они нападали на демонстрантов, били их кулаками и нагайами. Досталось даже сотруднику «Комсомольской правды», который очень возмущался этим фактом.

Роман Голованов

Работал на митинге Навального. Его сучье племя закидывало ОМОН камнями, мне прилетело бутылкой по голове. Дикари залезали на остановки и фонари. Просто подонки! Какие-то ряженые мрази, одетые в казаков, захерачили нагайкой и саданули кулаком. Вот морда нападавшего. Вдруг найдут.

Простым митингующим тоже доставалось. Люди, одетые, как казаки, не стеснялись пускать в ход плети. А удар настоящей нагайкой по степени болезненности может превосходить и полицейскую дубинку (из личного опыта автора).

Поведение людей, одетых, как казаки, стало одной из самых обсуждаемых тем во время митинга. Агрессии «ряженых» поражались едва ли не больше, чем работе полицейских, которые, впрочем, тоже не упускали шанса угостить протестующего дубинкой по спине.

Смутное время

- Бэрримор, что это там за вой на болотах?
- Это русские, сэр, радуются, что их президент в цари коронуется.
- А чего ж они воют-то?
- Им казаки нагайками радоваться помогают.

Oksana Baulina ‏

Давайте называть вещи своими именами. В центре Москвы ряженые казаки и ОМОН совместно избивают мирных людей. #ОнНамНеЦарь

шило в стенку ‏

А почему многие СМИ пишут, что казаки «самовольно занимались охраной порядка»?
Они людей избивали. Под защитой Росгвардии.

Действия казаков на митинге «Он нам не царь» сравнивали с царскими временами, когда казачьи отряды так же разгоняли антиправительственные шествия.

Абдалла ‏


В России за сто лет ничего не поменялось. Казаки опять лупцуют чернь.

серб и молод ‏

2018-й, казаки бьют демонстрантов в Москве. 100 лет прошло, ничего не изменилось.

Член российского Совета по правам человека Максим Шевченко после событий 5 мая даже призвал созвать экстренное заседание. Казаки стали одной из причин.

Максим Шевченко

Требую срочного созыва СПЧ в полном составе!
События в Москве и в других городах России 5 мая, в ходе которых власть бросила против митингующих помимо ОМОНа полувоенные неофициальные формирования (так называемых «казаков»), вынуждают к срочному созыву Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ.
Использование властью черносотенных и фашиствующих боевиков для жестокого избиения студентов и журналистов - открытое и доказанное явление.

Откуда казаки появились на митинге

Сами казаки уверяют, что не разгоняли демонстрантов 5 мая по чьему-то указанию и вообще пришли с миром. По их словам, в стычку пришлось вступить из-за того, что митингующие якобы мешали им отдыхать. Центральное казачье войско заявило, что их члены просто «высказали свою позицию», пишет «Интерфакс» .

Несколько казаков пришли на концерт «Московская весна», где было запланировано выступление коллектива с казачьим репертуаром. «Рядом проходил неразрешённый митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками отечества, - говорится в сообщении ЦКВ.

Фото «Коммерсантъ»

В российском Совете по правам человека заявили, что обратились в МВД с требованием выяснить, что за люди в казачьем наряде били протестующих во время митинга и по какому праву это делали, пишет «Коммерсантъ» . По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, запрос будет направлен не только в МВД Москвы, но и в другие города, где акция была согласована.

Также казакам не упустили возможности припомнить печально известную Кущёвку - казачью станицу, которую длительное время терроризировала банда из 30 человек. Тогда в интервью журналистам атаман Кущёвского районного казачьего общества рассказывал , что казаки ничего не могли поделать, так как не имели права.

Но если бы даже мы решили приструнить негодяев - как это сделать? Нагайкой? Она лишь часть одежды казака, мы не имеем права применять силу. Казак на Кубани до сих пор не защищён!

Казакам также до сих пор припоминают другой громкий случай, произошедший на Ставрополье. Там на одном из хуторов сосед-дагестанец изнасиловал казака за не отданный долг.

Казаков, занимающихся охраной правопорядка, также подозревают в распиле и отмывании денег. Как писала «Русская планета» , в 2016 году казачьи объединения получили практически монополию, например, .

Ловили казаков и на совсем смешных правонарушениях, например, на открытии массажного салона в кабинете для патриотической работы. Но чаще казачьи объединения называют практически узаконенными ОПГ. Центральное казачье войско из Москвы тоже обвиняли в бандитизме в 2014 году, говорится на сайте «Казачий Информационно-Аналитический Центр».

Тогда помощник руководителя фракции КПРФ в МГД Юрий Урсу заявил, что московские казаки занимаются рейдерством и нападением на оппозиционных агитаторов. «Казачий Информационно-Аналитический Центр» тогда отметил, что московские реестровые казаки пустили к себе «волков в овечьей шкуре», которые под видом казаков занимаются преступной деятельностью.

Стало очевидным, что при попустительстве чиновников и представителей органов, призванных вести работу по предупреждению нарушений правопорядка и Закона, действительно созревает преступная группировка. Группировка, незаконно присвоившая себе право носить форму реестрового Центрального казачьего войска и представляться его членами, каковыми они, по сути, не являются, - говорится в статье.

В нескольких городах России 5 мая прошли акции протеста «Он нам не царь», в ходе которых было задержано более тысячи человек. Некоторые акции, например, в Москве, были несогласованны с властями. Как рассказывали очевидцы, люди в форме казаков помогали полиции разгонять толпу — били мирных демонстрантов кулаками и нагайками.

«На площади, находились люди, одетые в военную и полувоенную форму и казачьи папахи. У этих людей при себе были палки и нагайки, — говорится в заявлении одного из пострадавших в СК, — Когда появился Навальный, эти люди двинулись в мою сторону, толкая и избивая при этом находившихся там других граждан,

целенаправленно провоцировали возникновение давки, умышленно наносили удары окружающим кулаками, ногами, палками, нагайками по различным частям тела. На своем пути эти «казаки» несколько раз толкнули меня, ударили кулаком в плечо и нагайкой по ногам (позже в травмпункте был зафиксирован ушиб мягких тканей бедер — «Газета.Ru»).

Эти люди ярко выделялись среди всех присутствующих на площади своей одеждой и экипировкой».

Примерно через 4-5 минут после этого появились сотрудники полиции, которые направились к Навальному, продолжает пострадавший участник несогласованной акции. «При этом сотрудники полиции не предпринимали никаких мер к предотвращению описанных хулиганских действий, характеризуемых пренебрежением к наступлению последствий в виде травм и увечий окружающих, совершаемых организованной группой, в общественном месте. Также не пытались задержать нападавших на людей лиц».

«В настоящее время мы направили в СК порядка 10 заявлений от пострадавших о привлечении к уголовной ответственности сотрудников полиции и так называемых казаков.

Каждый из них имеет медицинский документ, подтверждающий наличие телесных повреждений. По их словам, их били руками, ногами, а также дубинкой и нагайкой. Эта информация должна быть изучена в рамках доследственной проверки», — сообщил «Газете.Ru» координатор правозащитной организации «Зона права» .

Впрочем, к определенной ответственности казаков уже привлекли — их же «коллеги». Как рассказал казачий блогер Василий Ящиков, после произошедшего состоялся специальный сход, казаки провели внутреннее расследование и наказали тех, кто реагировал на провокации слишком горячо. «Собрались, сделали выводы, разбирались, как так могло получиться, что довели до такого. Понятно, что были провокаторы. Но тем не менее мы наказали тех, кто дал отпор нагайками. Наказали по своим, казачьим обычаям и традициям.

Выпороли. Нагайкой и получили, чтобы знали в следующий раз», — сказал Ящиков.

При этом он отметил, что факт порки провинившихся казаков совершенно не означает, что в следующий раз при столкновении с оппонентами они будут терпеть оскорбления и реагировать как-то иначе.

Суд оштрафовал одного из казаков, принимавших участие в столкновениях 5 мая на Пушкинской, Евгения Федорченко. Однако он должен будет заплатить тысячу рублей не за драку, а за нецензурную брань.

Ранее Центральное казачье войско (ЦКВ) подтвердило присутствие своих людей на Пушкинской в указанное время. «Несколько казаков Центрального казачьего войска пришли на концерт «Московская весна», где было запланировано выступление коллектива с казачьим репертуаром, — говорится в заявлении ЦКВ,

— Рядом проходил неразрешенный митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. В каких-либо противоправных действиях казаки Центрального казачьего войска не участвовали».

Заявили, что казаки не привлекались к охране правопорядка. «В расчете сил и средств по обеспечению безопасности никаких казаков, естественно, не было. Они не привлекались ни властью, ни полицией для обеспечения общественного порядка», — сообщал глава департамента региональной безопасности Москвы . Он также добавил, что власти поддерживают большое количество общественных движений, в том числе казачьи объединения, которые действительно участвуют «в охранной деятельности».

Сегодня в центре Москвы в ходе несанкционированного митинга, устроенного Алексеем Навальным, произошло столкновение противников и сторонников Владимира Путина. Среди сторонников президента оказались казаки с нашивками "Крымский казачий полк" и "Вежливые люди". Блогер Илья Варламов публикует их фото и сообщает, что казаки помогали полиции разгонять незаконную акцию.


Власти Москвы дали Навальному разрешение на проведение акции на проспекте Академика Сахарова, пишет Варламов. Однако Навальный отверг этот вариант, заявив, что соберет своих сторонников на Тверской улице.

Начало акции было назначено на 14:00. Но уже за час до начала пятачок около памятника Пушкину заняли НОДовцы во главе с депутатом Федоровым и Катасоновой, люди из движения SERB и много казаков с георгиевскими лентами, сообщает Варламов. Они начали скандировать, что поддерживают Путина.

Вначале все было довольно мирно, продолжает блогер. Сторонники Навального стояли бок о бок с активистами НОД и перекрикивали друг друга. Но уже вскоре начались мелкие стычки. Казаки начали оттаскивать сторонников Навального, те им отвечали.

Казаков было около полусотни, в том числе из Крыма, у некоторых были нашивки «Вежливые люди», пишет Варламов. Как только полиция начала разгонять незаконный митинг, казаки стали ей помогать. Блогер утверждает, что они били демонстрантов, били по камерам журналистов, угрожали. Под нагайку попал и корреспонент "Комсомольской правды" Роман Голованов.

Через час казаки и НОД организовано покинули площадь, сообщает Варламов. Он же публикует серию фотографий казаков с "крымскими" нашивками:

О том, что казачество становится все более заметным фактором общественно-политической жизни Крыма и Севастополя, "Примечания" уже сообщали. Еще в 2016 году Алексей Чалый указывал Сергею Меняйло на чужеродность «станиц» и «куреней» для военно-морской крепости России, а сейчас казаки замещают полицию в охране мероприятий всех уровней - от визита президента до массовых народных гуляний.

В 2014 году на площади Нахимова казаки попытались разогнать согласованный с властями города митинг в поддержку Новороссии, утверждает один из его организаторов Валерий Большаков. Позже за негативный отзыв в соцсети о терских казаках в отношении Большакова завели уголовное дело.

Известность получило также видео, на котором 1 мая 2015 года в Севастополе мужчины, одетые как казаки, пытаются отобрать у участников первомайской демонстрации плакаты с лозунгами за отставку губернатора Сергея Меняйло.

Разгон казаками демонстрации в честь открытия Второй Государственной думы, 1906 год Фото: ljwanderer.livejournal.com

Зрелище хулиганья в кубанках, нагайками участников мирной акции, напомнило кадры из советских фильмов про революцию: как казаки разгоняли демонстрации рабочих. Заговорили о том, что нынешняя власть возвращается к опыту Российской империи. Между тем этот опыт совершенно недосягаем для Кремля. В царской России казаки представляли собой отдельное сословие воинов-крестьян, которые даже в мирное время сохраняли военную организацию и были готовы немедленно выступить в поход без дополнительных мобилизационных мероприятий. Казаки стали символом побед русского оружия в XIX веке. А борьба с врагами «внутренними» составляла отнюдь не главную функцию казачества. Между тем с момента развала СССР российская власть безуспешно пытается включить казачьи «сообщества» в существующую систему власти, которая хотя бы по форме является демократической.

Права без обязанностей

В 1990-е годы многие люди стали ассоциировать себя с казаками, обнаруживая у себя казачьих предков. Практически во всех районах страны возникли казачьи организации. При этом их члены не смущались тем, что казачьи сообщества никогда не жили ни в Петербурге, ни в Москве, ни в Калининграде. Самое же главное, эти люди требовали себе привилегий: разрешение носить оружие, военную форму, иметь особые первоочередные права на получение земли на Юге России, там, где недвижимость особенно дорогая. Фактически они требовали себе особых сословных прав.

Надо сказать, что власть предприняла немало усилий, чтобы как-то встроить казачьи организации в существующую систему государства. Были, в частности, приняты законы, которые подчеркивают, что «казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы». То есть речь идет всего лишь о неких некоммерческих добровольных объединениях, чьи члены добровольно принимают на себя обязанности, но с точки зрения закона не должны иметь больше прав, чем участники кружков филателистов.


Конный поход астраханских казаков Фото: gbpltw.astrobl.ru

Тем не менее построена структура, напоминающая армейскую. Существует Совет по делам казачества при президенте. Он координирует деятельность 11 крупных региональных организаций (войск). Президент наделил эти «войска» гербами и знаменами, а самих казаков утвержденной формой, званиями, а также специальными удостоверениями, похожими на военный билет. Верховный главнокомандующий присваивает казачьим начальникам генеральские звания. А старшие офицерские звания казакам присваивает представитель президента в федеральном округе.

На создание системы государственно-общественного партнерства с российским казачеством планируется направить из федерального бюджета 765 млн руб. до 2025 года. Как сообщает «Вестник Кавказа», Ростовская область потратит на казаков за три года - с 2017 по 2019-й - более 2 млрд руб.

В ближайшее время централизация будет усилена. Кремль предложил руководителям казаков объединиться во Всероссийское казачье войско. Президент будет назначать всероссийского атамана. При нем будет существовать постоянный штаб. Государство тратит немалые средства на содержание казачьих «сообществ», по сравнении с которыми 15 млн руб., выделенные московской мэрией местным «казакам», выглядят совершенно мизерными. В частности, на создание системы государственно-общественного партнерства с российским казачеством планируется направить из федерального бюджета 765 млн руб. до 2025 года. Как сообщает «Вестник Кавказа», одна лишь Ростовская область потратит на казаков за три года - с 2017 по 2019-й - более 2 млрд руб.

На учет встану, а воевать не пойду

Ирония, однако, заключается в том, что структура, устроенная по армейскому принципу, не имеет явного отношения к Вооруженным силам. Постоянные заявления руководителей казачества о том, что их организации осуществляют подготовку молодежи к службе в Вооруженных силах, так и остаются пустыми словами. В 1990-е годы несколько воинских частей получили наименование казачьих. Но в 2010-м, в ходе военной реформы, 13 из них были расформированы. По одной причине - представителей так называемого «реестрового казачества» там не было вовсе. По словам тогдашнего начальника Генерального штаба Николая Макарова, в реестрах Всевеликого войска Донского тогда были около 30 тыс. парней призывного возраста. А в армию пошли всего пятьсот человек. Неназванный источник в Минобороны сообщал «Интерфаксу», что общее укомплектование казачьих частей выходцами из казачьих обществ «составляло чуть более 2%, а в целом ряде подразделений вообще не служило ни одного казака».

При общей численности казачьего общества более 650 тыс. человек, были включены в списки на военную службу 270 человек, а направлены в войска 189 человек

В 2007-м в Институте военной истории проходила официозная конференция «Казачество в истории России». Один пафосный доклад следовал за другим. В конце концов, генерал-майор Александр Валяев, представлявший Генштаб, не выдержал и начал резать правду-матку. По его словам, среди так называемых казаков было в десять раз больше «уклонистов», чем в среднем по России: «В 2006 году подлежало призыву из числа казаков 823 человека, в именные списки на призыв казачьей части было включено 680, а реально призвано на военную службу - 110 человек». Валяев подчеркнул, что «весной 2007 года, при общей численности казачьего общества более 650 тыс. человек, были включены в списки на военную службу 270 человек, а направлены в войска 189 человек». С середины 2000-х сообщения о формировании «казачьих» частей казаками практически исчезают из печати. Очевидно, что и теперь они не формируются за счет казаков, внесенных в списки. Одним словом, наследники воинов руководствуются ныне принципами Шарикова: «На учет встану, а воевать не пойду».

Таким образом, государство содержит военизированную структуру, не получая взамен того, что давали казаки русским царям - готовность служить в армии. Впрочем, казаки ценны Кремлю тем, что всегда готовы иным образом продемонстрировать свой «патриотизм». Они готовы участвовать в нападениях на представителей оппозиции. Казаки участвовали в аннексии Крыма. Их региональные организации вербовали добровольцев для отправки на Донбасс и в Сирию.

Однако при этом казаки вовсе не считают необходимым пополнять Вооруженные силы. Вместо военной службы они испытывают гораздо больший интерес к «правоохранительной» деятельности, которая оплачивается местными властями. Так, в городах Краснодарского края несколько тысяч казаков выходят на патрулирование, при этом рядовой казак получает около 20 тыс. руб. в месяц. Особенно нравится казачьим сообществам «поддерживать порядок» в торговых центрах и на рынках. Совершенно очевидно, что там они вымогают деньги у предпринимателей на «защиту». В Москве они даже заключили договор с районными военкоматами по розыску призывников, уклоняющихся от службы армии.

В этом году стало известно об еще одной попытке соединить любовь современных казаков к правоохранительству с реальной службой. Атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда сообщил, что в одном из районов Краснодарского края из казаков формируется взвод Российской гвардии, а в скором времени предполагается сформировать роту, батальон и даже полк. Однако не факт, что объявленный эксперимент удастся. Необходимо выполнять приказы, нести «тяготы и лишения». Но возможность столкнуться с вооруженными преступниками или, не дай бог, террористами явно не по нутру обладателям нагаек. Им сподручнее полосовать безоружных, имея для страховки индульгенцию от властей.

Потомственный казак рассказывает Радио Свобода, как связаны с ФСБ и о том, как и под чьим руководством они готовились к акции сторонников Алексея Навального "Он нам не царь".

Казаки, избивавшие нагайками участников акции "Он нам не царь" на Пушкинской площади, не новый инструмент российских властей для подавления протестной активности. Нападения на ЛГБТ-активистов, обливание зеленкой участников школьного конкурса правозащитного общества "Мемориал", избиение участниц группы Pussy Riot в Сочи – вот лишь некоторые эпизоды их деятельности за последние годы. 5 мая, однако, казаки впервые вступили в открытое силовое противостояние с участниками столь массового митинга, каким оказалась акция сторонников Алексея Навального.

Журналисты уже выяснили , что пришедшие на Пушкинскую площадь казаки тренировались подавлять массовые беспорядки на деньги московской мэрии, а некоторые наблюдатели связали их с Крымом из-за нашивок "Крымский казачий полк". Позже выяснилось , что к аннексированному Россией полуострову как минимум один из них прямого отношения не имеет – он является гражданином России, живущим в Москве уроженцем Краснодарского края, воевавшим в Донбассе на стороне самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР". Кто-то узнал в числе казаков активистов радикальных прокремлевских движений НОД ("Национальное освободительное движение") и . Присутствие своих людей в районе проведения митинга признали и в "Центральном казачьем войске", шевроны которого были на рукавах некоторых казаков.

Совет по правам человека при президенте России, как стало известно в понедельник, обратится в правоохранительные органы, чтобы установить, почему казаки "участвовали в охране порядка" на акциях протеста 5 мая. "Я уже говорил, что присутствие казаков и нодовцев на акции обострило ситуацию и привело к тем сценам насилия, которые там имели место. Важно понять, почему они там оказались и кто были эти люди", – цитирует "Интерфакс" главу СПЧ Михаила Федотова.

Вскоре после жесткого разгона полицией акции "Он нам не царь" общественная организация "Всеказачий общественный центр" выпустила заявление , в котором избивавшие демонстрантов казаки называются "хунвейбинствующей группировкой" и "привластными опричниками". Глава Центра, потомственный казак Александр Дзиковицкий , в 2012 году был приговорен к году колонии-поселения за признанные экстремистскими публикации в возглавляемой им газете "Казачий взгляд". По просьбе Радио Свобода он рассказал о том, как устроено современное российское казачество, как его лидеры связаны с ФСБ, кто конкретно принимал участие в избиении протестующих на Пушкинской площади и как, по сведениям информаторов Дзиковицкого в рядах пропутинских "казаков", готовилась эта акция.

– Расскажите немного о себе. Что такое "Всеказачий общественный центр", который вы возглавляете? Как устроено российское казачество в 2018 году? Что представляет из себя Государственный реестр казачьих обществ ? Входит ли ваш казачий центр в этот реестр?

– В казачьем движении я нахожусь с лета 1991 года, то есть с начала организации нового союза – Союза казачьих войск России. Он был организован в противовес предыдущему, прокоммунистическому, который появился за год до этого, под руководством Александра Гавриловича Мартынова . Я был на учредительном съезде в Москве, после этого организовывал казаков у себя в городе. Я живу в Обнинске, в Калужской области. Стал здесь городским атаманом. Потом, поскольку назрели события в Приднестровье, во главе отряда добровольцев из нашего города и нашей области (несколько человек) ездил в Приднестровье. Потом мы вернулись домой. Дальше, уже перескакиваю через несколько лет, был организован Государственный реестр казачьих обществ. В 1996 году, по всем устойчивым преданиям, этот реестр был организован с подачи Бориса Березовского, поскольку в середине 90-х годов казачье движение стало выходить, скажем так, из берегов: нарастали протестные акции, происходили перекрытия дорог. Казаки требовали автономии, требовали создания своих республик, требовали оружия, поскольку начинались кровавые кавказские события.

Чтобы как-то расколоть казачье движение, и был придуман этот реестр, он был организован для раскола казаков и выделения из них лояльной части. Это удалось. Реестр составлялся из тех же самых казаков, то есть из "природных", но со временем он превратился в свою дикую противоположность. Сейчас он стал не казачьим. Там единицы "природных", а основной контингент – это всевозможный "интернационал". Прежде всего, конечно, это русские, но там присутствуют и другие национальности. Сейчас это фактически не казачье формирование, а нечто сродни той самой опричнине, которую в свое время ввел на Руси Иван Грозный.

– Что означают слова "природный казак"?

– Природный казак – это казак, который имеет в своем роду кого-то из казаков (хоть по материнской, хоть по отцовской линии), то есть имеющий казачьи корни и казачье самосознание. Для него нахождение в каких-то казачьих организациях – это прежде всего способ удержать саму казачью культуру, самосознание, наследственность, обычаи, традиции. В общем, способ поддерживать на плаву казачью жизнь. Для реестра все это по фигу. Они просто занимаются реконструкцией, им просто интересно поносить форму, они получают за это какие-то преференции. Мотивы могут быть разные, но никак не связанные с казачьим народом.

– В вашем роду были казаки? Вы – "природный" казак?

– У меня по одной линии, да. Сейчас не так много осталось тех, у кого казаки в роду по обеим линиям. Бурные события ХХ века очень сильно разметали и перемешали потомков. Сейчас основная масса казаков, которые считают себя наследственными казаками, имеют кого-то в роду по одной линии.

– Знакомы ли вам лично лица людей, участвовавших в избиении протестующих на Пушкинской площади?

– Нет, этих людей я не знаю, но их уже многие опознали, не всех, конечно, но часть из них. Могу вам даже назвать некоторые фамилии. Например, на той картинке, которую я прикрепил к заявлению от нашего центра, справа на переднем плане стоит некто Дмитрий Воронов. Он из Москвы, но шеврон у него "Крымского полка". Этот "Крымский полк" в количестве 450 человек был сформирован в Севастополе в 2014 году, весной, в основном из числа приехавших из России. Сейчас он является заместителем атамана Виктора Петровича Водолацкого . Это, скажем так, главный карманный атаман Путина.

Error rendering VK.

–​ Что про него известно?

– Для того, кто варится в казачьей каше, это имя очень известно. Он вышел из чиновничьей среды. Непонятно, есть ли у него вообще казачьи корни. Он утверждает, что есть. Его противники утверждают, что нет. В 90-е годы он возглавлял реестровое Всевеликое войско Донское. Потом пару лет назад случилась перестановка: туда поставили нового атамана, а Водолацкому поручили сформировать якобы нереестровое казачье общество, "Союз казаков-воинов" . Тем не менее, там фактически собрался весь реестр, может быть, небольшая часть свободных вольных казаков туда попала, но это была та же самая структура, что и раньше, только под другим названием. В Москве, однако, они не были главными. Главную скрипку в Москве играли казаки Центрального казачьего войска (ЦКВ).

Эта организация (тоже реестровая) охватывает 18 областей Центра России. По их данным, в этих 18 областях в результате всяких миграций образовалось около 200 тысяч казаков. Я не знаю, насколько можно верить этой цифре, но во всяком случае, это новодельное войско. Я сам видел, как его организовывали, видел эту инициативную группу. Организовывали ее генералы и полковники разных структур, военные, милицейские и эфэсбэшные. Это было в начале 90-х. Я в то время был городским атаманом. Уж не помню, кто меня пригласил, но я каким-то образом тоже попал на одно из их собраний, поскольку оно проходило на даче у одного из генералов в Ворсино. Ворсино – это Боровский район Калужской области, самый север границы с Московской областью. И вот, на даче они обсуждали, что и как будет. С самого начала все генералы были не казачьего происхождения. Может быть, там кто-то и был из них казаком, но все они в основном говорили о своем, о служебном. Так что ЦКВ – это изначально была служебная структура. Первым атаманом ее стал, по-моему, где-то в начале 1995 года Борис Борисович Игнатьев . Про него известно, что он тоже был в ФСБ: занимался не оперативной работой, а был чуть ли не комсоргом. Он долгие годы возглавлял это ЦКВ, я с ним периодически встречался. Потом был перерыв. В 2005 году я увидел его в Белой Даче, есть такой населенный пункт в Подмосковье. Я его совершенно не узнал. Он был лысый, худой. Подошел ко мне и говорит: "Ты меня не узнаешь?" Я говорю: "Нет, извините, не узнаю". Он говорит: "Это я, Игнатьев". И только тогда я его узнал. У него рак оказался, его изъела болезнь.

Как я потом узнал, буквально через полгода после этого он умер. Новым атаманом в феврале 2006 года стал Валерий Иванович Налимов , который с 2000 по 2006 год был у Игнатьева замом. Он был из гражданских, по-моему, заместителем министра внешнеэкономических связей в правительстве Московской области. При нем в 2010 году ЦКВ получило официальный статус, было признано как существующее реестровое войско. Но в 2013 году (я не знаю почему: то ли это специально было все спланировано, то ли это случайно так получилось перед Крымом) руками священников Московской патриархии власть начала борьбу со своими собственными, послушными, готовыми все ей вылизать атаманами. Началось это на Тереке. Там был такой атаман [Сергей Александрович] Клименко (тоже, кстати, больших чинов милицейских, он чуть ли не начальником УВД города был). Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл-маленький, как его казаки называют, в отличие от Кирилла-большого, патриарха, вынес ему епитимью , запретив занимать пост до того, как тот не покается.

Было большое возмущение: как это так – попы уже вмешиваются в деятельность казаков! Тем не менее, у Клименко был свой бизнес, поэтому он пошел на попятную, сдал свою должность. Началась долгая сумятица с передачами атаманства из рук в руки. Продолжение было такое. Такую же точно епитимью сунули новому атаману [Валерию Ивановичу] Налимову, сделал тот же самый Кирилл. Налимов повел себя чисто по-казачьи: он смял бумажку, на которой была написана епитимья, выбросил ее в ближайшую урну и приказал епископу больше не являться к нему на порог. Тем не менее, его все равно скрутили, поскольку за этими епископскими наездами стоял Кремль, а также Совет по делам казачества при президенте. В общем, совместными усилиями они просто взяли и удалили Налимова от атаманства. Он снимал большое помещение под штаб ЦКВ в Москве. В один из дней подъехал к штабу на машине, а дверь оказалась опечатанной, то есть местный ЖЭК, несмотря на регулярную уплату арендной платы, просто ее опечатал и запретил пользоваться помещением.

Где-то в феврале 2014 года руководить ЦКВ был назначен нынешний атаман Иван Кузьмич Миронов . И вот тут начинается новая эпоха существования того войска. Новый атаман являлся генерал-лейтенантом ФСБ в запасе. Раньше он был начальником Оперативно-розыскного управления ФСБ, заместителем руководителя Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ до 2007 года. А с 2007 года он находился в правительстве Самарской области, где курировал работу по взаимодействию со всеми правоохранительными органами , региональными и федеральными. После того как он встал во главе ЦКВ, естественно, началось его переформатирование. Если там еще и находились какие-то казаки (я вам уже сказал, что в реестре казаков меньшинство, а тем более в центральных районах, в основном там опричники), то с его приходом часть из них добровольно ушла с Налимовым, а часть была отодвинута. И во главе МОКО, то есть Московского областного казачьего отдела ЦКВ, который включает город Москву и Московскую область, был поставлен Шустров Андрей Евгеньевич , тоже бывший полковник ФСБ, который служил в спецподразделении ФСБ "Вымпел". Он и был техническим организатором казаков 5 мая.

Структура ЦКВ стала фактически эфэсбэшной, это уже не казачья структура. И задачи они стали выполнять, естественно, формируемые не на каких-то там гипотетических казачьих кругах, где казаки что-то решают. Они стали выполнять просто инструкции ФСБ. Мне много пишут: "Вот вы там такие-сякие, это ваши казаки, пока вы их там всех не перевешаете, этих сволочей, вы и сами такие же сволочи". То ли люди совсем не понимают ситуации, то ли толкают нас на что-то нереальное, пытаясь нас столкнуть с ФСБ.

Структура ЦКВ стала фактически эфэсбэшной

Те "казаки", что были на Пушкинской... Я не знаю, какой там процент действительно казаков. Предварительно, перед этим мероприятием, у них был развод. На разводе их стояло человек 60–70: треть была в парадной форме, треть – в камуфляже и еще треть – в "полугражданской" одежде, как тот, который нос разбил одному парню. Кубанку одели и все, достаточно для них, чтобы считаться казаком.

Интересно, что на разводе присутствовало 20 человек калмыков! Сбор этот проходил внутри метро. Они были в пиксельном камуфляже без опознавательных знаков. Все молодые, как говорят мои ребята, похожи на обычных военных, изображавших из себя "калмыцких казаков". Они потом, правда, куда-то делись, не выступали вместе с этими основными казаками. Кроме этих 60–70, часть могла просто опоздать на развод и присоединиться позже, то есть, ну, человек 100, наверное, могло быть всех.

– Этот развод был в день акции?

Да. Его проводил этот Шустров. Он проводил инструктаж, как себя вести. Кстати, он тогда уже, видимо, имел какие-то указания ведомства, поскольку предупредил, что "возможно, будут стычки, вы не опасайтесь силовых методов. Нас отмажут".

"Возможно, будут стычки, вы не опасайтесь силовых методов. Нас отмажут"

– У вас есть какие-то свои источники информации внутри его организации?

Да.

– Что еще вам удалось узнать о том, как они готовились к этому митингу?

Как сообщают мои источники, заранее никого из этих рядовых казаков не предупреждали, они не были в курсе, что что-то предполагается. Из-за этого примерно треть и пришла в парадной форме, то есть они не готовы были к тому, что придется драться или махать нагайкой. Некоторые вообще без нагаек были. Потом оказалось, что там были ребята из Рязани, из Калуги, "залетные", но все они находились под командой Шустрова. Крайний стрелочник на всю эту операцию – это он. И он знает, кто у него там был. Из установленных – вот этот Дмитрий Воронов, который был у Водолацкого... Кстати, Шустров тоже был какое-то время представителем Водолацкого в Москве и возглавлял некую "Зимовую станицу" , численность которой была всего 20–25 человек. Ну, а потом, когда ЦКВ возглавил его "брат по крови", эфэсбэшный генерал Миронов, Шустров всей своей станицей перешел в ЦКВ.

Из тех, кого удалось выявить [на Пушкинской], – Дмитрий Зайцев , 1979 года рождения, из Ярославля, воевал на Донбассе. Это он сломал кости носа Александру Иванову, который собирается сейчас подавать на него исковое заявление. Правда, лично я глубоко убежден, что никаких последствий от этого заявления Зайцеву не будет. Опознан Анатолий Яковлев , тоже воевал на Донбассе. Опознан Сергей Серебряков , реестровый атаман города Троицка Московской области. Опознан Павел Решетников из Сергиева Посада Московской области и Евгений Данилов из города Малоярославец Калужской области, он тоже воевал на Донбассе.

Интересно еще то, что все эти ребята были хорошо подготовлены, то есть это не были просто так собранные добровольцы-казаки под эфэсбэшные задачи. С 2016 года ЦКВ получало деньги из бюджета московской мэрии, а точнее от Департамента национальной политики межрегиональных связей правительства Москвы. Они заключили три контракта на общую сумму 15,9 млн рублей. На эти деньги как раз проводились тренировки. Тренировались они в деревне Кузенево, это 37 км к югу от Московской кольцевой дороги. Там три раза в год по три дня группы по 100 человек осваивали приемы борьбы с людьми на массовых мероприятиях.

– Как вы и ваши товарищи относитесь к практике участия казаков в массовых акциях на стороне полиции, на стороне властей?

– Конечно, отрицательно! В 1905 году казаков очень широко применяли для разгона манифестаций. Но в отличие от того, что сейчас говорят, тогда казакам запрещали применять огнестрельное оружие. Их единственным оружием была нагайка. Из-за этого-то и родилось их прозвище – "нагаечники". Это им очень даже потом аукнулось: когда началась сумятица Гражданской войны, анархиствующие матросы Балтийского флота, рабочие, желавшие пограбить или просто поживиться в более богатых казачьих областях, все это им припоминали.

Сейчас подобный стиль поведения демонстрируют очень многие, в частности, есть такой совершенно комический персонаж в Санкт-Петербурге, у него община "Ирбис", Андрей Поляков . Он напоминает шута: то он ваяет бюст Путина в виде римского императора, то он присваивает после выборов Трампу какой-то казачий чин, есаула, что ли. Теперь, когда Трамп с Путиным поругались, он его лишает этого чина. Черт-те что! Тем не менее, он официально предлагал властям Санкт-Петербурга профинансировать создание конных казачьих отрядов для борьбы, как он выразился, "с хулиганствующими элементами во время проведения массовых мероприятий".

– Одобряете ли вы другие акции этих казаков, например избиение участниц Pussy Riot в Сочи, нападение на участников детского конкурса "Мемориал", нападения на выставки, на акции ЛГБТ-активистов?

Конечно нет! Даже странно слышать такой вопрос. Это все одного поля ягоды: и по личностям, и по методам, и по поведению. Некоторые пишут: "А почему вы не пришли тогда на сам митинг 5 мая?" А потому что мы и не за Навального тоже. Навальный нам тоже никто, но мы против таких методов ведения дискуссии, выражения мнений.

Навальный нам тоже никто, но мы против таких методов ведения дискуссии

– Должны ли вообще казаки, с вашей точки зрения, принимать участие в охране общественного порядка? По одной из версий, в рамках этого контракта с московской мэрией казаки ЦКВ будут охранять общественный порядок во время чемпионата мира по футболу.

На мой взгляд, не должны. Казаки это народ. Мы исходим из этого. Если смотреть на казаков как на какое-то служебное сословие, которое власть пытается возродить, то можно придумать что угодно. Но сами казаки – нормальные казаки, а не эти опричники – смотрят на себя как на народ, который имеет право возрождаться именно как один из народов, проживающих на этой территории. Кстати, одно из главных требований, которое зафиксировано во Всеказачьем общественном центре, – это требование предоставления точно таких же автономных территориальных прав, какие имеют многие другие народы, в частности татары, чечены, ингуши, буряты и даже евреи. Говорят, раньше в Еврейской АО евреев было около 3%, а после открытия границы их вообще осталось менее 1%, тем не менее, у них своя автономная область имеется. У казаков – нет. Большевики лишили дореволюционные области казачьих войск автономии, это все-таки были автономии, хоть и с ограниченными правами.

– Атрибут казака, который стал знаковым после акции 5 мая, – это нагайка. Какое место она занимает в иерархии казачьих атрибутов? Для чего она может применяться?

Нагайка – это символ власти мужчины в семье. Она висела у входа в спальню, фактически ею не пользовались, за исключением охоты. Раньше была такая казачья забава – охота на волков, не с каким-то там оружием, а с нагайкой: на коне догоняли волка и одним ударом рассекали ему череп. Как оружие нагайка стала применяться только в 1905 году, когда вроде бы разгонять манифестации надо было по приказу сверху, а оружие применять было не положено, ни шашки, ни тем более огнестрельное. В Гражданскую войну, конечно, нагайка уже стала ходовым инструментом. Если, например, приходили красные, то просто отстреливали всех, а белые и казаки в составе белых частей приходили – пороли этих красных, редко стреляли по сравнению с ними, чаще ограничивались нагайкой. То, чем нагайка стала сейчас, – это от малого знания истории, казачьих обычаев. Сейчас, по идее, если возрождать старое отношение к нагайке, она должна быть чем-то вроде пернача или бунчука у казачьего атамана. Как пернач и бунчук были символами атаманской власти, так нагайка – символ мужской власти, власти казака в семье, где за семью отвечает ее глава. Бить нагайкой демонстрантов – этого не было в ходу, это не прописано никакими обычаями. Это новодел, скажем так, новый стиль поведения, это гопота, одетая под казаков, использует эти нагайки совсем неподобающим образом.

– Вы сказали, что Навальный и его сторонники вам тоже не близки. Можно предположить, что и ваши взгляды не окажутся близки им. Тем не менее, у вас есть общие темы, на которых вы сходитесь, например, 282-я статья, по которой вы сидели и за отмену которой выступает Навальный. Готовы ли вы и члены вашего общества, например, выйти на следующий оппозиционный митинг, чтобы помочь протестующим противостоять ряженым казакам?

– Я не знаю. Это дело каждого. Я пытался наладить личный контакт с Навальным, чтобы выяснить, где мы с ним можем расходиться, а где можем найти точки соприкосновения. Я, наверное, год или полгода назад закидывал в его штаб предложения встретиться и переговорить, но от самого Навального вообще никакого ответа не было. Одна женщина из его штаба и один раз кто-то из мужчин ответили что-то, вроде "что вы там хотите, как-нибудь, чего-нибудь". Они не проявили заинтересованности. Ну, не проявили, так не проявили. Они, значит, предпочитают быть сами по себе, и нам не остается ничего иного, как быть самим по себе.

– Как вы думаете, зачем власти впервые вывели казаков для активных действий против многотысячной демонстрации?

– Тут достаточно просто посмотреть в давнюю и недавнюю историю. Зачем Ивану Грозному надо было создавать опричнину, зачем в Германии 1930-х годов надо было создавать отряды штурмовиков, зачем в маоистском Китае нужны были хунвейбины, зачем в Украине культивировали титушек? Это всё явления одного плана, порождаемые одной причиной и нацеленные на одно и то же – на раскол очерченного в целом врага и превращение его части в своего вооруженного (пусть пока и нагайками, хотя в Крыму в 2014-м таким "казакам" выдавали и автоматы) и в чем-то привилегированного союзника, руками которого "гасится" и подавляется другая, большая часть. Вытаскиванием таких псевдоказаков на такие акции отвлекается внимание всего казачьего народа от его основной стратегической цели – обретения субъектности в качестве самобытного народа и от стремлений к достижению собственного национально-государственного образования. Казакам подсовывается некая отвлекающая мишень в виде симулякров-опричников и предлагается озаботиться выяснением отношений с ними. А в этих бесплодных спорах утонет и главное. Тактически это шаг довольно верный.

Радио Свобода дозвонилось атаману МОКО ЦКВ Андрею Шустрову, однако он отказался отвечать на вопрос о своей роли в организации выступления казаков на Пушкинской площади. Вместо этого Шустров переадресовал Радио Свобода к официальному заявлению на сайте Центрального казачьего войска. В нем говорится, что 5 мая казаки ЦКВ "не осуществляли охрану общественного порядка на территории г. Москвы, в том числе на Пушкинской площади". В то же время в заявлении отмечается, что "несколько казаков" Центрального казачьего войска пришли на концерт "Московская весна", где было запланировано вступление коллектива "с казачьим репертуаром". "Рядом проходил неразрешенный митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками Отечества. В каких-либо противоправных действиях казаки Центрального казачьего войска не участвовали".

Похожие публикации