Игры, в которые играют дети. Дети, с которыми играют в игры

» появилась новая статья ««. Это статья про «зависимость» детей от компьютерных игр (и как с ней справиться). Многие считают увлечение детей компьютерными играми чрезмерным, а пристрастие приравнивают к болезни. Отсюда практически единственное решение — ЗАПРЕТ, наказание и отчуждение.

Которые, как вы догадываетесь, не срабатывают (иначе проблема не была бы проблемой).

Но есть . О которой рассказывают наши читатели на своём собственном практическом многолетнем опыте работы с группами детей.

Известный факт: большинство детей обожают компьютерные игры. Ещё один, менее известный факт: без компьютера и телефона дети создают аналоги компьютерных игр (о чём подробнее — далее). То есть, налицо явление, попахивающее игроманией и зависимостью .

Реальный пример: дело в детском палаточном лагере. Полно интересных занятий:

  1. Можно изучать разные виды костров.
  2. Печь картошку и шашлык.
  3. Петь песни и рассматривать созвездия.
  4. Тренировать выживание.
  5. Купаться и загорать.
  6. Проходить тренинги, курсы и всячески развивать способности.
  7. Рукоделить, рисовать, творить.
  8. Можно играть в десятки других реальных и полезных на практике игр.

В лагере правило: Днём нельзя играть на телефонах. Значит, полно свободного времени. Как раз можно заняться делом…

Но нет. В любое свободное время дети играют в имитацию компьютерной игры. Например, по мотивам компьютерной игры про зомби играется похожая игра, сюжет сочиняется по ходу одним из детей по одним им известным правилам. Точно так же создаются игры про космос, пиратов и пр.

Почему это происходит? Почему бы не отвлечься и не заняться жизнью? Попробуем разобраться.

Первое, что бросается в глаза:

дети не играют в настоящие игры, так как не могут.

Есть лишь подмена настоящих игр (комп или устная игра) — насколько хватает способностей.

Простейший выход – запретить любую форму подмены настоящих игр. Тогда, в теории , детям придётся играть в реальные жизненные игры, и всё будет ок.

Но, обратите внимание: подмена — не от хорошей жизни.

По тем или иным причинам детьми утрачена способность играть в жизнь . Поэтому запрет любой подмены уничтожает остатки способностей — становится не к чему приложить оставшиеся крохи. А способности без применения, как известно, постепенно отмирают.

Что делать? Налицо дилемма:

  1. Запретить – не выход.
  2. Не запрещать – оставить проблему без решения.

Кстати, почему дети находятся на уровне «подмена настоящей игры», а не «иметь настоящую игру» или «создавать настоящую игру»? Хороший вопрос с простым ответом.

Очень многим детям с рождения не позволено играть в жизнь.

Контакт, в основном, лишь с подменой:

  • игрушки как имитация настоящих вещей,
  • общение со стороны старших – как с неполноценными недоумками,
  • общение со сверстниками – пародия взрослого общения со всеми подсмотренными драматизациями.

Вдобавок, в большинстве случаев:

  1. Настоящая помощь родителям (например, по дому) исключена по причине «косорукости» и неумения работать.
  2. Тренировка полезных для жизни навыков (общаться, решать проблемы, договариваться, любить, распознавать ложь и так далее) отсутствует как класс.
  3. Зато идёт обучение бесполезным в реальной игре умениям типа писать сочинения или зазубривать стихи.

Итак, с рождения, в течение десятилетия, а то и двух, доступна лишь подмена настоящей игры.

Детям некогда было научиться – не было доступа к игре в жизнь!

О каком переходе от подмены к реальности может идти речь? Даже дома подростки с боем заставляемы выносить мусор и худо-бедно мыть посуду. Что говорить про детский лагерь…

В лучшем случае – человек годам к тридцати наберётся опыт для настоящих игр (как раз потерянное десятилетие набежит).

Но с правильным подходом освоить игру в жизнь можно и раньше.

Практический пример: в лагере уже шесть лет постоянно действуют два правила:

  1. Увеличить ответственность детей (они – причины над состоянием своих тел, они отвечают за сухость вещей, за обгорание на пляже и т.д.)
  2. Общаться с детьми как с равными полноценными людьми, отлично и самостоятельно решающими проблемы, а не как с источниками проблем.

В обычных условиях двух правил целиком достаточно для создания хорошей спокойной обстановки и сотрудничества. Но участия в реальных играх правила сами по себе не добавляют. Поэтому в последних лагерях введено новое правило:

  1. Мягко и постепенно добавлять реальные игры в жизнь.

Обычные, стандартные игры в жизнь:

  • дежурство на кухне (самая сложная игра, даже 12-13-летние к ней совершенно не приспособлены),
  • мытьё посуды в полевых условиях,
  • душ-топтун,
  • нанесение воды в бочку,
  • обучение,
  • рукоделие,
  • пробежки,
  • стирка вещей,
  • походы,
  • борьба со стихией
  • и так далее.

В принципе, это то, что родители пытаются навязать детям (примерно к подростковому возрасту). Но «навязать» после полного отсутствия игр в жизнь в течение десяти лет и «мягко и постепенно добавлять» — это разные вещи. Ключ — постепенность. Когда освоен один пункт — добавляется второй. После второго — третий. Когда освоены пять-шесть практических жизненных навыков, можно вводить по два-три пункта за раз.

Очень важно: отсутствуют подавление, наказание, обесценивание, негативное сравнение и другие способы навязывания. Присутствуют

  • поддержка
  • ободрение
  • помощь
  • приязнь
  • радость и лёгкость

Да, сначала дети могут ходить грязноватыми и спать в слегка влажной палатке. Вначале обед готовится 3 часа, а завтрак (рекорд) — 2,5 часа. Да, вначале 90 % свободного времени — игра в имитацию компьютерной игры. Вначале постоянные попытки играть в игры на телефоне.

Но постепенно, мягко, ко второй неделе лагеря ослабела тяга к подмене игры :

  1. Намного реже пришлось «арестовывать» телефоны.
  2. Дети реже играли в устную игру.
  3. В игру включены не только разговоры, но и палки, пробежки, засады – больше реальных действий .
  4. Каждый из детей вырубил палку (что в начале лагеря делать отказались).
  5. Они тренировались с палками на зарядке, чего в начале боялись (несмотря на опасность столкновения с палкой).
  6. Больше общения между собой и с воспитателями не на игровые темы (без усилий общаться со стороны воспитателей).
  7. Сон под звёздами (по собственному желанию).
  8. Костры, шашлык и картошка.
  9. Под конец в ход пошли даже песни у костра (дети пели, по своему желанию, свои песни 🙂).

И, самое важное:

Дети начали создавать собственные игры в жизнь.

Один из примеров: найденная собака накормлена, напоена и не хотела уходить. Другой пример — помощь потерявшейся девочке. Третий пример — отличные фото-задания типа «лучшая текстура» или «лучший экстремальный раккурс».

Налицо переход к большему количеству настоящих игр в реальной вселенной. Выводы на будущее:

Не запрещать подмену настоящих игр. Просто добавлять больше игр в жизнь

И, главное – добавить большую сложную цель, общую игру для всех для совместной работы. И, как минимум, просто не будет времени на подмену настоящих игр 🙂

Само собой, тем, кто добавляет игры в жизнь, стоит самим уметь в них играть. Но это не проблема, всегда можно научиться или усовершенствоваться. Особенно когда есть большая цель для совместной работы.

Надеемся, наш опыт «отучения» от «игромании» вам пригодится 🙂

Надежда Кутор

В последнее время укрепляется тенденция увеличения в дошкольных учреждениях детей с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это патологическое состояние, проявляющееся двигательной расторможенностью (гиперактивностью, снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, предлагаю некоторые примеры игр, в которые мы играем с гиперактивными детьми, которые подобраны в следующих направлениях:

- игры на развитие внимания;

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

Игры, способствующие закреплению умения общаться.

«Дрессированная муха»

Поместите вашу "муху" на какую-либо клетку игрового поля. Взрослый дает команду, на сколько клеточек и в каком направлении "мухе" нужно перемещаться. Ребенок 5 - 7 лет должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз, попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Дети 3 - 5 лет выполняют шаги по игровому полю "мухой", называя цвет последней клеточки.

«Рисование со слов»




Взрослый показывает картинку одному из играющих и затем прячет её. Тот, кто её увидел, шёпотом рассказывает второму участнику, что на ней изображено. Второй шёпотом пересказывает Третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет её изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

«Путешествие» (релаксация под музыку)

Используется как элемент игрового сеанса. Под тематическую музыку дети расслабляются, совершая путешествие в сказочный лес или на морское дно, или на таинственный остров.

«Вода – берег»


На полу с помощью скакалки либо каната обозначается озеро или река. Между этими линиями -«вода», а по краям - «берег». Все ребята стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все ребята прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ» все выпрыгивают на «берег». Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих.

"Робот"

Взрослый оговаривает правила игры с ребенком: "Ты робот, а я твой хозяин. Поскольку робот делает только то, на что его запрограммировали, сейчас ты попробуешь выполнить мои команды". Так предлагаются команды, направленные на передвижение ребенка в пространстве и др.

«Волк и семеро козлят»


В этой игре детям раздаются карточки с изображением одного волка, козы и семерых козлят. Показывать картинки друг другу запрещается. По сюжету сказки известно, что коза уходит из дома, а козлята остаются одни. Дети с карточками козлят занимают импровизированный домик. «Волк» хочет попасть в дом, а козлята не должны его впускать. Но никто не знает, кто «волк», а кто «коза», ведь она скоро тоже захочет в дом. Задача «козлят» не впустить «волка», а впустить «козу» (тогда козлята выигрывают, а задача «козы» и «волка» доказать, что они «коза», используя различные способы убеждения. Если в дом попадет «волк», то «козлята» будут съедены им, они проиграли.

В заключении хотелось бы отметить, что детям очень нравится играть, хотя им бывает иногда очень трудно придерживаться правил и временного регламента.

Источники:

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001.

2.http://adalin.mospsy.ru

Публикации по теме:

«Играют дети, играем вместе». Родительское собрание в средней группе «ИГРАЮТ ДЕТИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» Родительское собрание в средней группе Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас. Вот.

Артотека игр. 1. «Клубочек» Цель: Игра полезна в компании малознакомых детей: способствует снижению мышечного напряжения, созданию доверительных.

Рисование- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.

Игровой образовательный проект во второй младшей группе «Играют мальчики. Играют девочки» ТЕМА ПРОЕКТА: «Играют мальчики. Играют девочки.» Возрастная группа: 2 младшая группа (3 – 4 года). Цель проекта: развитие социального поведения;.

Как играют дети в нашей группе Как играют дети нашей группы. Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается.

Конспект досуга по ПДД в подготовительной группе на тему: «Внимание дети!» (игра путешествие) Цель: формирование знаний, умений и практических.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 НИЖНЕКАМИСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ НАШИ ДЕТИ

Выступление на родительской субботе 2-х классов.

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Глухарева И.С.

г.Нижнекамск, 2013

Роль игры для младших школьников

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С приходом ребенка в школу его сознательная позиция изменяется, ведущая деятельность превращается из игровой в учебную. Основным видом деятельности становится учение.

Урок – основная форма учебного процесса в начальной школе. Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации, призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, способствует более легкому вхождению ребенка в новый коллектив. Игра – это важный развивающий элемент. Участвуя в игре, ребенок не только прорабатывает какие-то навыки, но и обогащает свой внутренний мир, стремится узнать, что будет дальше.

Однако, младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».

Игра – это также и средство воспитания. В каждой игре ненавязчиво должны звучать идеи доброты и милосердия.

Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание.

Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

Игра для ребенка не просто развлечение. В игре ребенок воссоздает тот мир, который видит в реальности и, наоборот, мир игры переносит в реальность.

Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения основано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Практическая работа:

Социологический опрос учащихся 2 –х классов

Любят ли дети играть? Этот вопрос мы задали 46 учащимся 2 – х классов нашей школы. Положительно на этот вопрос ответили 45 учащихся (97,8%).

Конечно, наши дети любят играть!

В какие же игры играют наши дети?

    В футбол, хоккей – 5 чел (10,8%)

    В компьютерные игры -14 чел.(30,43%)

    В подвижные игры(прядки, догонялки, салки, снежки) – 28 чел. (60,8%)

    Настольные игры (шашки, шахматы, лото и др.) – 4 чел. (8,6%)

    Любят играть с игрушками(куклы, машинки, конструкторы и т.п.)- 4 чел.(8,6%)

Как видно из диаграммы, 60,8% опрошенных учащихся любят играть в подвижные игры. Это очень радует, так как подвижные игры являются сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль.

Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.

На втором месте среди любимых игр наших детей стоят разнообразные компьютерные игры , в которые дети играют на телефонах, планшетных компьютерах или стационарных компьютерах. Это 30,43% респондентов. К сожалению, в настоящее время мы замечаем тенденцию увеличения роли компьютерных игры среди любимых игр наших детей.

В младшем школьном возрасте компьютерные игры оказывают следующее положительное влияние на ребенка:

    Позволяют расслабиться Многие игры ярко иллюстрированы, интерактивны, с юмором, что создает положительный эмоциональный настрой во время игры.

    Позволяют освоить различные формы общения. Младшие школьники любят играть в компьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников.

    Оказывают психотерапевтическое воздействие.. Используя компьютер, многие младшие школьники начинают петь, рисовать, даже сочинять стихи. Учебные и игровые программы с доброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.

    Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Подобные эксперименты позволяют ребенку "проиграть" множество ситуаций, которые он в последующем мог бы реализовать в жизни.

    Игры могут помочь ребенку в самореализации. Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертые любят раскраски и т. п.

    Коррекционный эффект при работе с детьми с ограниченными возможностями. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития.

    Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса.

Интернет-сайты с обучающими и развивающими играми:
www.logozavr.ru;
www.samouchka.com.ua;
www.detskieigri.ucoz.ru;
www.hunter-hamster.com;
.

Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры-симуляторы, т. к. они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей. По времени игра для младших школьников не должна превышать 10–15 мин, либо должна предусматривать запись промежуточных результатов работы с последующей возможностью ее продолжения.

Однако в западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". Признаки компьютерной зависимости у человека:

Психологические признаки

Физические признаки

Хорошее самочувствие, эйфория во время работы за компьютером.

Невозможность остановиться.

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

Пренебрежение семьей и друзьями.

Ощущения пустоты, депрессии, раздражения вне времени,

проводимого за компьютером.

Ложь членам семьи о своей деятельности.

Проблемы с работой или учебой

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных

стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

Сухость в глазах.

Головные боли по типу мигрени.

Боли в спине.

Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.

Пренебрежение личной гигиеной.

Расстройства сна, изменение режима сна

Анализируя диаграмму «В какие игры играют наши дети», мы видим, что все интересными для детей младшего школьного возраста стают настольные игры и игры с игрушками.

Следующий вопрос, который мы задали нашим детям звучал так: «Любите ли вы играть с родителями?» Мы получили следующие ответы:

    Да – 43 чел (93,47%)

    Нет (6,5%)

Как видно из диаграммы, 93,5% опрошенных детей любят играть с родителями.

На вопрос «Играют ли с тобой родители?» мы получили следующие ответы:

    Да – 36 чел.(78,3%)

    Нет – 10 чел. (21,7%)

К сожалению, из представленной выше диаграммы, мы видим, что родители не всегда играют со своими детьми. А вель для ребенка это так важно!

Было очень интересно узнать, в какие игры играют наши родители с детьми?

Учащиеся ответили следующим образом:

    В подвижные игры – 24 чел. (52,2%)

    В интеллектуальные игры – 3 чел. (6,5%)

    В сюжетно-ролевые игры, игры с игрушками, конструктор – 4чел. (8,6%)

    Настольные игры – 10 чел. (21,7%)

    Компьютерные игры – чел. (6,5%)

Как видно из диаграммы, 52,2 % опрошенных учащихся ответили, что родители играют с ними в подвижные игры. Это замечательно!

Очень часто, родители не знают, какую игрушку хочет их ребенок. Мир детства наполнен игрушками. Обратим внимание какими игрушками играют наши дети. «На полках (в коробке, в уголке и т.д) столько всего!» иногда отмечаем про себя. Один папа как-то в разговоре обмолвился «Покупаем чемоданами каждый месяц, каждый месяц столько же выносим» Зачем? Зачем ребенку столько игрушек? С одной стороны, чем больше ребенок испытывает положительных эмоций, тем ярче и богаче его внутренний мир. Помните рассказ В. Драгунского «Друг детства»? Сколько положительных эмоций всколыхнул вид старого мишки у героя рассказа! Как он спал с ним, как кормил его кашей, как говорил ему свои тайны… Тогда у него не было груши для тренировки и мама достала этого медведя… Не смог мальчишка «обидеть» старого друга. И не стал заниматься боксом… Вероятно, не было у него очень-очень много игрушек, но были любимые.

Психологи советуют, не покупать много игрушек детям. Если даже игровой уголок в вашем доме будет заполнен всевозможными игрушками, ребенок будет утверждать, что ему нечем играть. В этом случае, часть игрушек просто убираем в недоступное для детей место. Спустя некоторое время ребенок с удовольствием будет играть в эти, ставшие для него снова интересными, игры.

Итак, какую игрушку наши дети мечтают получить на Новый год?

    Планшет- 22 чел. (47,8%)

    Сенсорный телефон, смартфон – 7 чел. (15,2%)

    Книга, энциклопедия – 2чел.(4,3%)

    Игрушка (кукла, р\у машина, конструктор) – 19 чел. (41,3%)

    Коньки- 1 чел. (2,1%)

    Елку – 1 чел. (2,1%)

Как видно из диаграммы, наши дети мечтают о планшетном компьютере (47,8%), на втором месте все же мечта о хорошей игрушке (кукле, р\у машинке, конструкторе и т.п.).

А есть ли у наших детей любимая игрушка и нужна ли она ребенку?

Вот так ответили наши дети:

    Телефон – 4 чел. (8,6 %)

    Кукла – 8 чел. (17,3%)

    Портфель – 1 чел. (2,1%)

    Планшет – 10 чел. (21,7%)

    Кошка – 1 чел. (2,1%)

    Шайба- 1 чел. (2,1%)

    Мяч – 2 чел. (4,3 %)

    Конструктор Лего – 5 чел. (10,8%)

    Машинка – 3 чел. (6,5%)

    Мягкая игрушка – 7 чел. (15,2%)

Таким образом, любимые игрушки есть у 43 чел. (93,5%) опрошенных. Нет любимой игрушки – 3 чел. (6,5%).

Любимая игрушка ребенка

Психологи настоятельно рекомендуют, чтобы у ребенка была любимая игрушка. Ей он доверит свои тайны, с ней преодолеет некоторые препятствия. Например, когда родителей нет дома, игрушка поможет преодолеть страх одиночества. В минуты злости, он может выбросить игрушку, даже сломать ее, но вскоре достанет ее… постарается починить, утешит ее. Чаще это происходит в минуты детского горя. А если нет? Это повод задуматься….

Игрушка помогает выразить чувства, учит общаться, помогает переживать события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Т.о., в какие игрушки играет ребенок, можно судить об его эмоциональном состоянии… Так, пугливый и неуверенный малыш предпочтет поиграть с мягкой игрушкой, которая вызывает чувство защищенности и тепла, выражение мордочки такой игрушки доброе и спокойное. Придет время, малыш поймет, что надо быть сильным! Шаг за шагом он научится преодолевать препятствия.

Но и игрушка тоже передает эмоции! Недаром, покемоны, куклы Барби, игрушки, изображающие свирепых чудовищ запрещены и сняты с производства ряда европейских стран, Японии, США. Ведь если вы подарите ребенку легион воинов со свирепыми лицами, ничего, кроме ужаса ваш малыш не испытает. Может быть, он будет перебирать их, даже расставлять, но какие чувства они вызовут у него… Стоит ли удивляться полемики педагогов, родителей: почему молодые люди такие жестокие, агрессивные, циничные… Это результат их детского мировосприятия, потому что классическая фраза «Все мы родом из детства» будет актуальна всегда.

Лучшие игрушки удивляют и забавляют, развивают интеллект, мыслительную деятельность, физическую активность, психо-эмоциональную сферу ребенка, внимание, память, воображение, творческие способности, художественно-эстетическое восприятие.

Посмотрите на игрушки, которыми играют ваши дети… Посмотрите отношение ребенка к игрушкам. Обратите внимание на количество игрушек в детском уголке. На первый взгляд такие простые вопросы! Но сколько ответов они могут дать на ваши сложные ситуации.

Литература и Интернет источники

    Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М., 2001 - С. 199.

    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

Понятие «игра» имеет много толкований. У древних греков слово «играть» трактовалось как «предаваться ребячеству», у римлян игра означала веселье, а у древнегерманских народов она представлялась как ряд движений, доставляющих радость.

Впоследствии на всех европейских языках слово «игра» стало обозначать обширный круг человеческих действий, доставляющих удовольствие.
Игра в жизни ребенка занимает важное место. До семи-восьми лет она является основным видом занятий, и только позже ее сменяет учебная деятельность. С помощью игры ребенок познает и исследует мир, применяет новые навыки, возможности, общается со сверстниками, усваивает правила и социальные роли. В одной игре он доктор, лечащий пациентов, в другой – продавец камушков и цветных фантиков, в третьей – учитель. Игра – это уникальный мир, где стираются грани между фантазией и действительностью, раскрываются те возможности ребенка, которые не реализуются в его обыденной жизни. Дети живут в этом необыкновенно увлекательном мире и радуются каждому мгновению.

Игра формирует познавательные способности, развивает воображение, умение импровизировать, творчески мыслить. В игре ребенок приобретает множество полезных качеств: ловкость, наблюдательность, память, а также учится сравнивать, размышлять, анализировать. Ребенок, с которым много играют, быстрее становится самостоятельным, поскольку со временем сам начинает придумывать себе занятия и игры.

Все игры, помимо развлекательной роли, априори значимы, полезны для ребенка, ведь они развивают в нем различные качества, черты характера, обучают чему-то новому. Так, например, игры с мячом развивают у детей ловкость, выносливость, тренируют координацию движений и внимание. Игры на воображение способствуют формированию умения творчески, нестандартно мыслить, фантазировать.

Игры с мячом
«Картошка».

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится в центр круга, а игра продолжается. Любой из игроков по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. Тот, кого коснулись мячом, вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга также стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

«Одиннадцать».
Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом «Один!». Дальше мячиком перебрасываются молча, отсчитывая про себя броски до десяти. Тот игрок, которому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривая громко «Одиннадцать!». Если одиннадцатый игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках. Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им провинившегося игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если нет – игрок присоединяется к «штрафникам». Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч о землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.

«Смешинки»
Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет, например, кастрюля. Игроку, поймавшему мяч, необходимо быстро придумать этому предмету смешное название, допустим «варилка».

Игры, развивающие воображение

«Угадай-ка» (от 2 до 5 лет)
Сложите в небольшой непрозрачный матерчатый мешочек разные предметы: теннисный мячик, зубную щетку, массажную расческу, конфету, тюбик крема, катушку ниток, резиновую игрушку и т.д. Ребенок опускает руку в мешок и, держа предмет в руке, говорит вам, что он поймал, а также из чего это сделано. Эта простая игра развивает воображение и тренирует память.

«Угадай рисунок»
Игроки разбиваются на две команды. Первая команда загадывает рисунок. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза, и команда противников начинает говорить, куда вести карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Художник выполняет команды и старается угадать, что за рисунок в конечном итоге должен получиться. Как только художник угадывает рисунок, его команда получает очко. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

Игры на внимание

«Самый внимательный»
Участники конкурса становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» – назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова на водную тематику, например, море, река, залив, океан. Вместо слова «суша» – берег, остров. Прыгающие невпопад выбывают; победителем становится последний игрок – самый внимательный.

«Только зеленого цвета!»
Играющие садятся в кружок. Выбирается какой-нибудь цвет, например зеленый.
Буква «М», – говорит ведущий, а затем называет игрока. Участник, которого он выбрал, в течение минуты должен назвать десять предметов зеленого цвета, чье название начинается на букву «М».
Если игрок справляется с заданием, он получает один балл, а ведущий называет другую букву и другого игрока.

Игры на развитие памяти

«Все помню»
Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут произноситься слова (например, города, растения, животные и т.д.). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. И так по цепочке: следующие игроки называют свое слово и уже прозвучавшие слова. Допустивший ошибку выбывает из игры.

«Волшебный мешок с подарками»
На полу раскладывают десять-пятнадцать предметов разной формы, цвета, функциональной принадлежности. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает вещи обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах. Например, какого цвета был брелок? Или сколько резинок для волос лежало на полу? Тот, кто правильно отвечает, получает предмет в подарок.

«Что исчезло?»
На столе лежат несколько предметов или картинок, на которых изображены предметы. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается, в это время взрослый убирает один предмет или картинку. Малыш должен отгадать, что исчезло.

Каждый новый день ребенок познает мир. Еще, будучи в младенческом возрасте, он тянет в рот попавшиеся под руку предметы, исследует маленькими пальчиками яркую игрушку. Становясь постарше, через игру малыш открывает для себя свойства окружающих предметов, усваивает систему социальных ролей, развивает творческие способности. Главное – чтобы у ребенка не угасал интерес к тому, что его окружает. И поддержанию этого интереса способствует детский способ познания мира – игра, ведь играть – это так увлекательно, весело и познавательно!

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно
Похожие публикации