Характеристика братьев из сказки "Конек-горбунок": Данило, Гаврило и Иван. Характеристика братьев из сказки "Конек-горбунок": Данило, Гаврило и Иван «Морской Царь и Василиса Премудрая»

Иван-царевич - всем нам известный и любимый с детства персонаж. Будучи главным героем огромного количества волшебных историй, он, бесспорно, влияет на события, переплетённые в их сюжетных линиях. Незамысловатый герой делает фольклорный рассказ интересным благодаря непосредственности своего характера и особенностям речи. В каких сказках есть Иван-царевич? Безусловно, в доброй их половине. Краткое содержание этих историй, их смысловая нагрузка, идея и посыл, а также особенности образа юноши и других героев - обо всем этом и пойдёт речь в представленной вашему вниманию статье.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других - не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Как уже говорилось, Иван-царевич - воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного или И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший - умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление - такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки - славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Иван-царевич - добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру - символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт - не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация - схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк - один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично "зоологической" Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь - всё становится на свои места.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» - одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой - волк - показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, - Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена - заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц - супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, - щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя - помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло - в виде Кощея или другой нечисти - будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» - предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж - за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет - злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание - залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности - именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания - помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история - уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, - любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.

Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери - те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Известная детская сказка «Конек-горбунок», написанная в 1830 году Петром Ершовым, содержит множество сказочных элементов. Сам автор постоянно указывал на то, что записал эту сказку со слов рассказчика, который был простым крестьянином. Но, безусловно, Петр Ершов внес и свои литературные изменения. Характеристика трех братьев из сказки "Конек-горбунок" будет интересна и детям младшего возраста, и школьникам. Безусловно, у каждого из них своя роль.

Характеристика братьев из сказки «Конек-горбунок»: Данило

Данило и Гаврило жили вместе со своим старым отцом и младшим братом Иваном в небольшом селе и занимались крестьянским трудом. Все члены семьи работали на поле с утра до вечера, сеяли пшеницу. А после того, как урожай был собран, возили ее в город, где и продавали.

Автор про старшего брата пишет, что он был "умным детиной". Но полную характеристику братьев из сказки "Конек-горбунок" можно увидеть, проанализировав те поступки, которые они совершают. Например, когда кто-то повадился на поле ходить и пшеницу шевелить, то отец решил, что каждую ночь по одному из братьев будут охранять. И Данило, и Гаврило честно уходили в караул, но вот службу несли безответственно.

Старший брат, взяв в дозор вилы и топор, смело ушел охранять поле пшеницы. Но как только наступила ненастная ночь, то сразу же на него боязнь напала. Так он сильно испугался, что даже от страхов решил закопаться под сенник. Только через сутки старший брат вернулся домой, предварительно облив себя водой. Но он обманул, сказав, что не уснул и промок под сильным дождем. За его отличную службу отец похвалил старшего брата.

Гаврило - средний брат в сказке

Петр Ершов пишет, что средний брат был «и так и сяк». На вторую ночь в дозор отправился Гаврило, взяв тоже топор и вилы. Но как только ночь наступила, он тоже, как и старший брат, испугался. И провел всю ночь средний брат под забором у соседки. Как раз в эту ночь был мороз. Утром он постучался домой и тоже стал обманывать о том, что всю ночь не спал, вора не видал и всю ночь ходил вокруг поля. И его отец похвалил.

Нечестно поступают братья и по отношению к младшему брату. Когда Данило увидел двух прекрасных лошадей, которых вырастил Иван, то он тихонечко решает с братом их забрать, отогнать в город и продать.

Характеристика младшего брата

Младший брат, по словам автора, был и вовсе «дурак». Но именно ему приходится пройти множество испытаний. В первой части он даже поле пшеницы сторожил правдиво и поэтому смог поймать вора. Волшебная кобылица за его доброту щедро отблагодарила его. Даже когда братья обманывают его, украв жеребцов, он прощает их. Честно он служит и царю в конюшнях.

Много подвигов совершает Иван, когда выполняет поручения Жар-птицы. А ведь вначале главный герой сказки кажется таким ленивым, ведь отец его с трудом уговаривает пойти охранять поля, пообещав дать гороху и бобов. С развитием сказочного сюжета по-другому воспринимается и главный герой, который может проявить и смелость, и смекалку. В финале сказки он становится новым царем в сказочном царстве-государстве.

ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Викторина по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» часть 1

Цель : Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова и его сказке «Конёк-горбунок» .

Задачи :

Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.

Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Повышение эмоционального настроя.

Предварительная работа : знакомство с писателем. Знакомство со сказкой : чтение и пересказ , рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки . Подготовить грамоты, призы, рисунки детей по сказке .

Зал оформлен рисунками детей. Установлена мультимедиа, ширма для кукольного театра. Участвуют команды по 10 детей из каждого детского сада, остальные болельщики.

Слайд №1 (конек-горбунок )

Ход викторины:

Слайд №2 (П. П. Ершов )

Вед : Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты. В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова . Всем известна сказка «Конек-горбунок » (1834 г., которой год назад исполнилось 180лет. Поэт и сказочник П . П. Ершов , наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.

Слайд №3 (обложка книги)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе…

Так начинается сказка «Конек-Горбунок . Эта сказка известна всем . Ее издают на английском, французском, немецком, польском и даже на японском языках! Бесспорно, она украшает русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.

Девятнадцатилетним студентом написал Петр Ершов эту удивительную сказку . На создание «Конька-Горбунка» Ершова вдохновили появившиеся в то время волшебные сказки А . С. Пушкина. Впоследствии Александр Сергеевич высоко оценил сказку Ершова ,написав автору : «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» Со временем сказка «Конек-Горбунок » завоевала сердца читателей всей России.

Слайд№ 4 (заставка викторина )

И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие с героями этой сказки . Активными участниками нашей викторины являются команда «___» (аплодисменты, «___» (аплодисменты) и «___» (аплодисменты) . (команды садятся полукругом за столы, болельщики по обе стороны зала, стол жури за командами.) Все остальные – активные болельщики. Болельщики покажите, как вы умеете хлопать, топать. Молодцы! Хлопаем на правильный ответ команды, топаем на неверный ответ. Самые ответственные гости –это наше жюри в составе :

Поприветствуем их аплодисментами.

А команды приступают к первому заданию.

Слайд №5 (картинка по сказке )

1тур «Разминка»

Предлагаю вспомнить сюжет сказки «Конек-горбунок » , для этого командам надо поочередно отвечать на мои вопросы. Если команда дает неправильный ответ. Вопрос переходит к соперникам. Готовы?

1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? (Два. Данила и Гаврила)

2. Чем занимались Иван с братьями (Сеяли и продавали пшеницу)

3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? (Один закопался в сене, а другой «ходил дозором у соседки под забором» )

4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? (Белую кобылицу с золотой гривой; сказал , что дьявол воровал их пшеницу)

5. Сколько коней было у Ивана , и откуда они взялись? (Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица)

6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у Ивана коней )

7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? (Перо Жар-птицы)

8. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? (Завернул в тряпицу и в шапку спрятал)

9. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана ? (Царь, за 10 шапок серебра)

10. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались)

11. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? (Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана)

12. Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)

13. Где Иван ловил Жар-птицу? (На горе из серебра)

14. Какое второе задание дал царь Ивану? (Найти и привезти Царь-девицу)

15. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? (На океяне; два раза)

16. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? (На шлюпке; на гуслях)

17. Чем Иван заманил Царь-девицу? (Золотым шатром с угощением)

18. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? (Уснул)

19. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? (Колол себя острыми гвоздями и камнями)

20. Какое третье задание царь дал Ивану? (Достать перстень Царь-девицы со дна океана)

21. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана (Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш)

22. Кто были родственники Царь-девицы? (Мать-Месяц (Луна, брат-Солнце)

23. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? (За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей)

24. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? (Дать свободу кораблям)

25. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? (Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах : кипятке, в кипящем молоке, студёной воде)

26. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? (Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)

27. Что стало с царём и с Иваном? (Царь, сварился, а Иван стал красавцем)

На этом первый тур закончен. Уважаемое жури подводит итоги первого ура.

Слайд№6 (картинка жар-птицы)

А вас, прошу внимания.

Я узнал, что ты Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

Если б вздумал приказать,

Похваляешься достать.

Ну, смотри ж, не отпирайся

И достать ее старайся".

Тут Иван волчком вскочил.

"Я того не говорил! -

Закричал он утираясь. -

О пере не запираюсь,

Но о птице, как ты хошь,

Ты напраслину ведешь".

Царь,затрясши бородою :

"Что? Рядиться мне с тобою! -

Закричал он. - Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь мне Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

То, клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной….

Слайд №7 (жар-птица)

В : Предлагаю помочь Ивану. А следующим заданием нашей викторина будет конкурс «Собрать картинку жар-птицы из пазлов» (на время по 2-3 участника )

Слайд№8 (герои сказок )

«Кто герои ты узнаешь,

Коль загадку отгадаешь»

(картинки с героями появляются на экране после отгадки)

Кому принадлежат слова :

1.«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождем я весь промок

С головы до самых ног".

Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье

Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…»

Слайд № 8 (Старшего брата Данило)

2."Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать , примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем,

Не ударил в грязь лицом".

Слайд №8 (Отец)

3. «Ну, Иван, - ему сказала -

Коль сумел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.»

Слайд №8 (Кобылицы.)

4."Всю я ноченьку не спал,

Да, к моей судьбе несчастной ,

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал;

Всю я ночку проскакал;

Слишком было несподручно.

Впрочем, все благополучно".

Слайд №8 (Гаврило – средний брат)

5. «Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.»

Слайд №8 (Спальника.)

6."Путь-дорога, господа!

Вы откуда, и куда?" –

Слайд №8 (кит)

7. «И поведай мне вину

В нашу светлую страну

Твоего с земли прихода;

Из какого ты народа,

Как попал ты в этот край, -

Все скажи мне, не утаи»

Слайд №8 (Месяц)

8. «Царь великий! не гневись!

Мы все море уж, кажись,

Исходили и изрыли,

Но и знаку не открыли.»

Слайд №8 (Двое белых осетров)

9. «Эй, хозяин, полно спать!

Время службу исполнять!»

Слайд №8 (Конёк-горбунок)

10.«А такая в том нужда,

Что не выйду никогда

За дурного, за седого,

За беззубого такого!»

Слайд №8 (Царь-девица)

11. «Поезжай на окиян;

В окияне том хранится

Перстень, слышь ты, Царь-девицы».

Слайд №8 (Царь)

12. «Надо, царь, мне два корыта

Белоярова пшена

Да заморского вина».

Слайд №8 (Иван)

Вед : Молодцы! Хорошо справились. Жури подводит итог 3тура. И мы переходим к следующим испытаниям.

Слайд №9 (кит говорит с иваном)

Вед. : Внимание!

(показ отрывка кукольного театра)

"Путь-дорога, господа!

Вы откуда, и куда?" -

"Мы послы от Царь-девицы,

Едем оба из столицы, -

Говорит киту конек , -

К солнцу прямо на восток,

Во хоромы золотые". -

"Так нельзя ль, отцы родные,

Вам у солнышка спросить :

Долго ль мне в опале быть,

И за кои прегрешенья

Я терплю беды-мученья?" -

"Ладно, ладно, рыба-кит!" -

Наш Иван ему кричит.

"Будь отец мне милосердный!

Вишь, как мучуся я, бедный!

Десять лет уж тут лежу.

Я и сам те услужу. " -

Кит Ивана умоляет,

Сам же горько воздыхает.

"Ладно-ладно, рыба-кит!" -

Наш Иван ему кричит.

Вед : Ребята, что необходимо сделать киту, чтоб освободиться? (выпустить корабли)

Поможем? Конкурс «Кораблики» (вынуть из пасти кита бумажные кораблики)

Макеты трех китов, в них кораблики. Команды по сигналу по одному участнику достают по одному кораблику. Конкурс на время.

Вед. : Молодцы! И с этим заданием справились. И мы переходим к следующему туру.

Описание игры: В игре участвуют три команды, которые придумывают названия, соответствующие теме игры. Это могут быть такие, как «Перо Жар-птицы», «Конек-Горбунок» и другие. Команды отвечают на вопросы конкурсов по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

ХОД ИГРЫ.

Учитель . Петр Павлович Ершов – один из самых знаменитых писателей. Он прославился одной своей сказкой – сказкой «Конек-Горбунок». По своей значимости и популярности она превзошла многие произведения литературы. Сказка Ершова, как и сказки А.С.Пушкина, написана в стихах. О своей сказке сам автор, несмотря на успех, отозвался очень скромно: «На «Коньке-Горбунке» воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга в том, что мне удалось попасть в народную жилу». Однако критика и читатели оценили заслуги автора по-другому, отметив близость сказки к народному творчеству и по содержанию, и по красоте, поэтичности народного языка, и по точности изображения деталей быта.

Вопросы.

1. Прочитай начало сказки наизусть. («Начинается сказка сказываться. За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе.»)
2. Сколько детей было у крестьянина? (У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак .)
3. Какую сельскохозяйственную культуру выращивали братья? (Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу. )

Конкурс «Узнай героя»

Представителям каждой команды вручается конверты с карточкой, содержащие описание героя из сказки «Конек-Горбунок»:

А) Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он об братьях, об отце
В государевом дворце.

Б) К… та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива – в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.

В) Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Ответы: А) Иван-дурак, Б) Кобылица; В) Конек-Горбунок

Конкурс «Подскажи словечко»

Вставить пропущенные слова в строку стихотворения:

А) Двух коней, коль хошь, ….,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за черную, слышь, бабку.

Б) На земле и под землей
Он … будет твой;
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет;
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.

В) «Вдруг приходит …сам
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то что те плошки!»

Ответы: а) продай б) товарищ в) дьявол.

«Говорят герои»

Определите, кто и кому так говорил.

А) «Посмотри, каких красивых
Двух коней золотогривых
Наш дурак себе достал:
Ты и слыхом не слыхал».

Б) «… Ну, брат,
Пара нашим не дается;
Делать нечего, придется
Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю».

В) «…Помилуй!
Вот те истинный Христос,
Справедлив мой, царь, донос.
Наш Иван, то всякий знает,
От тебя, отец, скрывает,
Но не злато, не сребро –
Жароптицево перо…»

А) Вот Данило в дом бежит
И Гавриле говорит:

Б) Царь отправился назад,
Говорит ему (Ивану):

В) Спальник наш, собравшись с силой,
Говорит царю.

Конкурс «Чье это жилище?»

А) Что за поле! Зелень тут
Словно камень-изумруд;
Ветерок над нею веет,
Так вот искорки и сеет;
А по зелени цветы
Несказанной красоты.
Посреди же той поляны,
Словно облачные станы,
Возвышается гора
Вся из чистого сребра.
Солнце летними лучами
Красит всю ее зарями,
В сгибах золотом бежит,
На вербах свечой горит.

Б) Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке
И серебряным веслом
Самолично правит в нём;
Разны песни попевает
И на гусельцах играет…

В) Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.

А) поляна Жар-птиц
Б) прекрасная Царь-девица
В) чудо-юдо рыба-кит.

Конкурс «Заполни кроссворд»

По горизонтали:

1. Как называется сказка П.П.Ершова? (Конек-Горбунок)
3. Какая вещь царь-девицы хранилась в океане? (перстень )
6. Сколько горбов у конька горбунка? (два)
8. Как зовут старшего брата Ивана? (Данило)
9. Кем является месяц для красавицы царь-девицы? (мать)

По вертикали:

2. На ком хотел жениться царь-отец в сказке? (царь-девица)
4. Как зовут среднего брата Ивана? (Гаврило)
5. Куда Иван поместил кобылицу? (балаган, т.е. сарай)
7. Синоним слова СОДОМ. (беспорядок)
6. Сколько лет страдает чудо-юдо рыба-кит? (десять)
10. Кем является солнце для красавицы царь-девицы? (брат)

Конкурс «Толковый словарь»

В сказке встречаются необычные слова. От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает «перевести» «народные» слова на современный русский язык. Задание выполняется устно или письменно на доске.

Задание 1 . Яхонт, седмица, бояре, басурманить, тишком, школить. (рубин и сапфир, воскресенье, знатные дворяне, обращать в чужую веру, тихо и незаметно, учить).

Задание 2. Сенник,соглядать, несподручно, малахай, буерак, трепак. (сеновал; подсмотреть, увидеть; неудобно, трудно; длинная, широкая одежда без пояса; овраг, русский народный танец)

Задание 3. Обнова, курево, станичники, давёж, сафьян, порука. (новая вещь; , огонь, костер; разбойники; давка, теснота; мягкая, дорогая кожа; ручательство, подтверждение).

Подведение итогов игры.

«Сказка ложь, да в ней намёк…»:

игра – викторина по сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»

для 4-5 классов

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить »,- заметил А.С. Пушкин вскоре после выхода в свет сказки в стихах «Конёк-горбунок» в 1834г. Её автором был студент философско-юридического факультета Санкт-Петербургского университета П.П. Ершов , который и написал свою сказку под впечатлением пушкинских сказок. И была она курсовой работой по русской словесности студента Петра Ершова, которую, вместо положенной лекции, в один из учебных дней прочитал своим студентам профессор поэт Пётр Плетнёв. В одночасье никому неизвестный девятнадцатилетний студент стал знаменитым на всю Россию литератором. Так появилась весёлая сказка, полная удивительных приключений и сказочных чудес и в то же время очень правдиво отображающая трудности крестьянской жизни. В «Коньке-горбунке», как и в старинных народных сказках, остроумно высмеиваются глупый царь, его завистливые приближённые и жадные слуги, а прославляется смелый, честный крестьянский сын. И написана сказка русским народным языком, ярким и метким.

Однако профессиональным литератором Ершов не стал. После университета в 1836г. он возвращается на родину, в Сибирь, где в 1815 году он родился в селе Безруково в семье мелкого чиновника. П.П. Ершов поселяется в Тобольске, где когда-то учился в здешней гимназии, а теперь стал работать преподавателем, затем её инспектором и директором. На педагогическом поприще он проявил себя настоящим профессионалом, о чем свидетельствуют отзывы его учеников, среди которых был будущий знаменитый химик Д.И. Менделеев, вспоминавший Ершова с благодарностью и выхлопотавший ему впоследствии пенсию, а также помог в переиздании «Конька-горбунка».

Ершов мечтал о просвещении народов Сибири, но обстоятельства – смерть родных – матери, жены, детей, непонимание гимназического начальства сменяются тягостным чувством одиночества. Среди немногих радостей – гимназический театр. Не оставляет Ершов и поэтическое творчество. Но ни одному из последующих произведений – многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм – не удалось даже приблизиться к славе «Конька-горбунка».

В 1869 г оду в возрасте 54 лет П.П. Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске стоит памятник с примечательной надписью – «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк – горбунок» . Можно ли более высоко оценить то, что создано поэтом!

Вопросы викторины :

    Сколько братьев было у Ивана и как их звали? / Два. Данила и Гаврила/

    Чем занимались Иван с братьями?/ Сеяли и продавали пшеницу/

    Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? /Один закопался в сене, а другой « ходил дозором у соседки под забором»/

    Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? /Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу/

    Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? /Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица/

    Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? /Догнал братьев, укравших у Ивана коней/

    Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? /Перо Жар-птицы/

    Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы? /Много непокою принесёт оно с собою/

    Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? /Завернул в тряпицу и в шапку спрятал/

    Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? /Царь, за 10 шапок серебра/

    Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? /Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались/

    Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? /Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана/

    Какое первое задание царь дал Ивану? /Поймать жар-птицу/

    Где Иван ловил Жар-птицу? /На горе из серебра/

    Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки? /Под корыто, наполненное зерном с вином/

    Какое второе задание дал царь Ивану? / Найти и привезти Царь-девицу/

    Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? /На океяне; два раза/

    На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? /На шлюпке; на гуслях/

    Чем Иван заманил Царь-девицу? /Золотым шатром с угощением/

    Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? /Уснул/

    Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? /Колол себя острыми гвоздями и камнями/

    Какое третье задание царь дал Ивану? /Достать перстень Царь-девицы со дна океана/

    Кто помог Ивану найти перстень на дне океана /Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш/

    Кто были родственники Царь-девицы? /Мать-Месяц (Луна), брат-Солнце/

    За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? /За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей /

    Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? /Дать свободу кораблям/

    Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? /Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде /

    Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? /Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул/

    Что стало с царём и с Иваном? /Царь, сварился, а Иван стал красавцем/

    Сколько братьев было у Ивана и как их звали?

    Чем занимались Иван с братьями?/

    Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана?

    Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы?

    Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись?

    Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану?

    Какую первую чудесную вещь нашёл Иван?

    Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы?

    Куда спрятал перо Жар-птицы Иван?

    Кто и почём купил златогривых коней у Ивана?

    Как попал Иван конюхом на царскую конюшню?

    Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем?

    Какое первое задание царь дал Ивану?

    Где Иван ловил Жар-птицу?

    Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки?

    Какое второе задание дал царь Ивану?

    Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю?

    На чём плавала Царь-девица?

    На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица?

    Чем Иван заманил Царь-девицу?

    Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу?

    Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу?

    Какое третье задание царь дал Ивану?

    Кто помог Ивану найти перстень на дне океана

    Кто были родственники Царь-девицы?

    За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит?

    Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения?

    Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие?

    Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок?

    Что стало с царём и с Иваном?

Похожие публикации