Новопреставленный что заказывают в церкви. Поминовение усопших (панихида, сорокоуст)

Для верующих людей церковные обряды играют важную роль на протяжении всей жизни. При рождении проводят крещение, отдавая ребенка в руки Всевышнего, затем идет первое причастие, далее венчание и исповедание, а после смерти служится панихида. Под панихидой понимают особую службу, которая совершается над усопшим на 3, 9 и 40 день после ухода в мир иной, в годовщину, а также в дни памяти – день рождения либо день ангела. Как правильно заказать панихиду в церкви – тот вопрос, который интересует многих родственников умершего, ведь, как и любые церковные ритуалы, эта служба требует соблюдения некоторых правил.

Где и как заказать панихиду по усопшим

Для решения вопросов относительно организации панихиды следует отправиться в храм и подойти к «свечному ящику», где продаются свечи, крестики и церковные книги. Обратившись к служителю, следует передать ему поминальную записку и просфору для богослужения, дабы священник упомянул усопшего при литургии. Желательно прийти в церковь заранее, до начала совершения службы. Поминальная записка заполняется в произвольной форме и представляет собой список имен умерших (в родительном падеже), по которым заказывается панихида.

Если вы не знаете, как заказать панихиду в церкви, или по каким-либо причинам не в состоянии посетить храм, можно воспользоваться уникальной возможностью и обратиться с прошением через сайт Rpconline.ru . Священнослужители хорошо понимают, что сразу же после смерти близкого человека родственники заняты приготовлениями к похоронам, поэтому не всегда могут посетить храм самостоятельно. Панихида, заказанная онлайн, ничем не отличается от традиционной, поскольку выполняется в любой выбранной церкви согласно установленным канонам.

Если вы решите заказать службы лично, следует знать, что принести с собой на панихиду. Как правило, в храм берут определенный набор продуктов, который следует оставить на панихидном столе. В корзину можно положить фрукты, овощи, сладости, яйца, вино, хлеб или масло. Под запретом находятся мясные и колбасные изделия, а также порченые продукты. Следует помнить, что все приносимое в храм – это дары Господу, поэтому они должны быть свежими и хорошего качества.

Как часто можно заказывать панихиду


Отвечая на вопрос, как часто можно заказывать панихиду, стоит отметить, что количество служб не имеет ограничений. Если вы постоянно вспоминаете об усопшем или он приходит во сне, значит, ему необходимы молитвы, облегчающие его существование в потустороннем мире. Особо выделяются три богослужения, которые освящены стародавним церковным обычаем:

  • На 3-ий день после упокоения – совершается в честь воскресения Христа и совпадает с тем днем, когда душа умершего возносится на поклонение Богу.
  • На 9-ый день – выполняется в честь ангельских чинов, которые ходатайствуют перед Всевышним о помиловании усопшего.
  • На 40-ой день – проводится для того, чтобы душа удостоилась Божьего лицезрения и водворилась на небесах вместе с праведниками.

Кроме того, в церкви ежегодно служат вселенские панихиды, которые совершаются в строго установленные дни – перед празднованием Святой Троицы, в субботы накануне Масленицы, а также второй, третьей и четвертой недели Великого Поста, и перед поминовением святого Дмитрия Солунского.

Зная, как заказать панихиду по усопшим, следует учитывать, что подобные служения не проводятся на временном промежутке от четверга Страстной седмицы до первого воскресенья, следующего за Пасхой. В этот период допускается только очное отпевание, которое обычно отличается от традиционного.

В России принято отмечать важные даты - при жизни это дни рождения, а после смерти - вспоминать и день ухода. Особенно важна эта дата для христиан. Ведь они верят в воскресение и последующую вечную жизнь с Богом. Поэтому существование души не имеет окончания для верующих. Как же достойно, по христиански, помянуть усопшего в годовщину смерти?


Поминальные традиции

В православии принято поминать усопших, был такой обряд и у древних славян. Совершается он в сам день похорон, затем спустя 9, 40 дней. В годовщину смерти тоже принято собираться за особой трапезой. Как помянуть усопшего, если он был христианином? Самое главное - конечно, молитва. Также необходимо воздержаться от обильных возлияний, а лучше вообще от спиртного. Ни в коем случае торжественные поминки не должны превратиться в буйное веселье. Это весьма далеко от христианских традиций.

Помимо частной молитвы, на годовщину смерти в церкви заказывают:

  • особое поминание во время Литургии - утреннее богослужение, во время которого из освященного хлеба вынимают частички за усопших. Принято заказывать так называемый «сорокоуст» - поминать будут на сорока службах;
  • панихиду - служится обычно по субботам, но можно договориться со священником на другой день. Можно приходить на панихиду еженедельно, но годовщина - особо важный день;
  • лития - еще один вид заупокойной службы, она несколько короче панихиды. Служится в любое время, для ее совершения можно привезти священника на кладбище.

Обязательно на любом этом поминовении должны молиться сами члены семьи, друзья покойного. Ведь батюшка не может вложить те чувства и эмоции, которые испытывают близкие. Он выступает как исполнитель обряда. Конечно, его молитва имеет силу, но нельзя вся передоверять другим. Ведь речь идет о посмертной участи родного человека.

Но и это не все, что заказывают в церкви. На годовщину смерти уместна Псалтырь. Обычно ее заказывают в монастырях, делается это на длительный срок. В зависимости от пожертвования на месяц, на полгода или на целый год. Опять же - обязательно самим вспоминать умершего каждый день. Для этого в утреннем правиле есть особые краткие молитвы.

В церковных лавках продаются специальные книжечки, куда можно вписать всех, кого необходимо поминать. Эту книжку можно брать в храм, чтобы при подаче записок никого не забыть. Когда дьякон или священник будут читать записки, обязательно самим молиться.


Другие дни поминовения

Существуют как частные поминки, так и специальные церковные праздники, когда принято ехать на кладбища. Это так называемый «родительский день», отмечается он несколько раз. В эти дни тоже надо поминать умерших, независимо от того, когда они отошли в мир иной.

  • 2-й вторник после Пасхи - переходящий день. В некоторых российских регионах есть традиция посещать могилы прямо в день Христова Воскресения, хотя официально это не одобряется - настолько Пасха светлый день, считается, что в этот день мертвых нет.

Пусть даже это не годовщина смерти, радостные слова «Христос Воскресе!» должны услышать все усопшие. Название у памятного дня соответствующее - Радоница. Для всех есть надежда на вечность с Богом, поэтому день этот предназначен для совместной радости - в небесах и на земле. На могилках принято совершать трапезу, приносить крашеные яйца, блины, остатки трапезы раздавать бедным.

Поминают всех усопших также в другие дни:

  • Троицкая суббота - субботний день перед Пятидесятницей;
  • Мясопустная суббота - перед началом Великого Поста;
  • Субботы во время Великого Поста - 2-я, 3-я, 4-я.

Умерший человек все равно остается членом вселенской церкви, поэтому заказывать поминальные службы можно постоянно.


Как провести печальную годовщину

Достойная кончина - это венец жизни верующего. В ежедневных молитвах есть прошения, чтобы Бог сподобил непостыдной смерти. Православные стремятся исповедоваться и причаститься перед встречей с Создателем. Существуют особые обряды, которые совершаются над умирающим. После смерти они уже не повторяются.

Чтобы годовщина смерти была отмечена достойно, начать поминовение необходимо в храме. Это может быть присутствие на Литургии, затем на панихиде, либо просто заранее заказанная лития. После этого проехать на кладбище, там совершить гражданскую панихиду, либо прочесть 17 кафизму. После этого совершить трапезу, вспомнить покойного, совершить уборку на могиле. Пить водку, тем более лить ее на могилу - не православный обычай, который ничем не поможет умершему!

На могилы лучше приносить живые цветы, это соответствует христианским традициям. В храмах никогда не бывает искусственной зелени, ведь у Бога нет мертвых. Одно время церковь даже пыталась запретить традицию украшать гробы венками с надписями, но победить ее оказалось непросто. Такой обычай вызван не столько жадностью или язычеством, сколько направлен против вандализма, который, к сожалению, часто встречается на российских кладбищах.

А вот воздержаться от выпивки можно и нужно. Боль от потери велика, но надо найти другие способы справиться с ней. Вряд ли усопшего обрадует подобное поведение. Лучше деньги не тратить на горячительное, а раздать их нищим на помин души.

Как поминать усопшего на год после смерти дома

Поминать в годовщину смерти можно и дома. Бывает, что выехать на кладбище невозможно в силу разных обстоятельств. Тогда необходимо пригласить всех, кто захочет участвовать, подготовить особую трапезу. Обычаи ставить прибор для покойника, занавешивать зеркала не являются православными.

Перед тем, как сесть за стол, необходимо помолиться. Один из родственников должен прочесть 17 кафизму, либо чин панихиды. Во время молитвы возжигаются свечи. Затем можно приступать к трапезе. Она должна пройти достойно, разговоры должны быть приличными, шутки и смех неуместны.

Языческие трапезы по покойным проводились с большой помпой. Считалось, что чем дороже и пышней будет поминальный пир, тем лучше будет за гробом новопреставленному. Тризны сопровождались не только обильными возлияниями, но и танцами, песнями, соревнованиями. Смысл христианских похорон и поминок совсем иной. Они должны поддерживать молитвенную память о человеке, который даже не считается мертвым, а перешедшим в иной мир.

К столу подаются особые блюда. Обязательно в их число входит кутья. Это пшеничная каша, которую иногда заменяют рисовой. Но главная ее особенность - она готовится сладкой, заправляется изюмом, другими сухофруктами, медом. Желательно эту пищу освятить во время службы. Сладость символизирует радость, которая ждет праведников на небесах.

  • Также традиционным поминальным кушаньем являются блины, которые принято запивать киселем.
  • Сервировка стола должна быть обычной. Можно поставить на стол свежие еловые ветви, края скатерти украсить черными кружевами.
  • Каждая смена блюд должна сопровождаться молитвой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя)». Помолиться следует и после трапезы. А вот благодарить хозяев за поминальную трапезу не принято.

Когда прочитаны все необходимые молитвы, кто-то может прочесть и стихи на годовщину смерти. Никаких церковных запретов на этот счет нет. Стихи должны напоминать о достоинствах усопшего, о его духовных качествах. Конечно, у всех есть недостатки, но христиане уповают на милость Божию, стараются не вспоминать о них, а молиться о том, чтобы грехи были прощены.

Год со дня смерти принято отмечать не только в Росси. Поминают усопших также в азиатских странах. В Японии, Вьетнаме, Корее и Китае существуют собственные традиции. Последователи иудаизма поминают умерших родителей, братьев, детей. Правда, дата годовщины у них не совпадает с общепринятым календарем. Во время поминок принято поститься, мясо и вино под запретом.

Как почтить покойного самостоятельно

Какие молитвы в годовщину смерти читаются дома, чтобы поминать покойного? Лучше всего подходит Псалтирь, устав чтения указан в каждом православном издании. Между псалмами идут в таком случае особые молитвы, где упоминаются имена усопших. Это самый лучший вариант. Можно читать и акафисты, но Псалмы написаны намного раньше. Также все христианские церкви признают их богодухновенность.

Существуют случаи, когда Церковный устав запрещает поминать покойных за Литургией, заказывать за них панихиды, проводить отпевание. Это распространяется на тех, кто был крещен, но не ходил регулярно в храм, то есть не был воцерковлен. Воцерковленным считается человек, который принимает участие в исповеди и Причастии, все остальные считаются «захожанами».

Правда, на практике часто от этого правила делаются отступления. Тут все зависит от правящего архиерея. В любом случае, необходимо уточнить этот вопрос у духовенства.

Также однозначно запрещено от лица Церкви поминать тех, кто свел счеты с жизнью добровольно. Если человек погиб на войне, защищая других, это не считается самоубийством. Вообще смерть на войне - одна из самых почетных. А вот смерть от передозировки наркотиков - это вид самоубийства.

Однако святые отцы учат надеяться на милость Божию. За таких людей разрешается молиться келейно, даже существует особый акафист за самоубийц, составленный в прошлом столетии. Также можно добавить что-то от себя, но слишком усердствовать тоже не стоит. Нам неведомы все духовные законы, подобные молитвы могут окончиться расстройством психики для того, кто хочет сделать доброе дело.

Зачем поминать усопших

Когда человек окончил земной путь, ему не нужны ни пышные похороны, ни дорогой гроб или мраморный памятник. Молитва - вот главная помощь, которую мы можем оказать своим усопшим близким. Это не просто дань традиции, а спасительная нить, которая может довести человека до Царства Божия. Особенно важно молиться в первые дни, когда душа проходит мытарства. Но и после того, как прошел год или два, делать это необходимо.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Каждый верующий христианин испытывает глубокую внутреннюю потребность молиться не только лично за себя, но и за своих родных и близких. И молитва эта может быть как о живых людях, так и об уже умерших. Православие учит, что душа человеческая жива, и после физической смерти тела она не исчезает, а отправляется к Богу ждать решения своей участи в Вечности. И вот в этом ожидании молитвы еще живых близких людей могут очень помочь душе умершего человека. Для того, чтобы обратиться к Господу об усопших, существуют специальные заупокойные службы - панихиды.

Что такое панихида

Такое название носит специальная заупокойная служба, на которой в церковной молитве испрошается прощение грехов умершего человека и упокоение его в Царстве Божием. Служатся такие службы не только в храме, священник может отслужить и на кладбище во время или после похорон, и дома у родственников умершего. Но чаще всего, заказывают такое поминовение в церкви, а сам чин происходит после Литургии.

Панихида — это специальная заупокойная служба

Значение такого поминовения для души умершего очень велико. Поскольку умирает только тело, а душа вечно жива, она ждет решения своей участи и проходит мытарства. Согласно Преданию нашей церкви, на мытарствах душа отвечает за все совершенные за жизнь грехи, а их у каждого человека набирается немало. И вот именно молитва любящих людей очень облегчает это прохождение, вплоть до спасения даже практически безнадежных душ.

Чаще всего панихиды заказываются перед похоронами умершего, а затем на 3, 9, 40 день. Кроме того, важными датами поминовения является годовщина смерти, а также даты рождения, именин умершего.

Важно! В течение всего церковного года, если есть возможность и духовная потребность родственников, можно заказывать служение панихид в храме после окончания Литургии.

Очень желательно не просто написать записочку с именами поминаемых родных, но и лично присутствовать на служении. Церковная молитва тогда имеет особую силу, когда она соединяется с личным прошением близкого человека о судьбе умершего. Кроме того, и живым родственникам такое молитвенное поминовение будет приносить большую духовную пользу и утешение в своей скорби от потери близкого.

Правила служения панихиды

Для того, чтобы по вашему умершему близкому человеку была отслужена панихида, нужно подойти в храм, в свечную лавку. Там можно на специальном бланке или обыкновенном листке бумаги написать перечень имен умерших родственников. Как правило, в одной записке можно указывать до 10 имен, но можно и одно - если вы хотите сугубо помолиться именно об этом человеке.

Продукты питания на панихиду приносят в в дар священнику

При подаче записок на поминовение принято приносить какие-либо продукты на специальный панихидный столик (канун). В народе считается, что это еда для покойников, чтобы якобы они не голодали на том свете. Конечно же, такие суеверия не имеют ничего общего с православием - покойникам совершенно не нужна обычная еда, которой питалось их тело при жизни. Лучшая «еда» для человека, ушедшего в мир иной - это молитва ближних и милостыня.

Продукты питания и еду приносят в жертву, в дар храму и священнику, который совершает службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих храмах раздаются бедным и неимущим. Поэтому желательно также следовать этой традиции и приносить продукты на панихидный стол, как милостыню. Приносить желательно постные продукты длительного срока годности - подсолнечное масло, кагор, крупы, печенье и т.д. Не приносят на панихидный стол мясные блюда.

Совет! В записках на панихиду можно указывать только имена людей, крещенных в православии. Недопустимо заказывать эту службу об умерших еретиках, откровенных гонителях Церкви, самоубийцах.

Это очень важный момент, который часто не принимается во внимание. Многие убитые горем родственники думают, что если они скроют от батюшки факт отлучения своего умершего от Церкви и Бога и будет отслужена панихида, то они смогут облегчить участь грешной души. На самом деле, если человек сознательно при своей жизни гнал Господа, то какое значение будут иметь посмертные молитвы о нем? Такое делание не только бессмысленно, но и грешно.

Во время служения заупокойной службы родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую, как пламя, будущую жизнь. По окончании моления свечи тушатся в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас также рано или поздно потухнет.

Панихиды вселенские

Для того чтобы заупокойная молитва охватила всех «от века почивших христиан», т.е. всех тех, кто когда-либо умер в православной вере, установлены специальные дни всеобщего поминовения усопших. Они носят название «вселенских родительских суббот». Понятие «родительская суббота» вовсе не означает, что поминать можно только умерших родителей, но всех родственников, весь род, который жил до нас и исповедовал православие.

Панихиду можно совершать не только в храме, но и на кладбище

В церковном году выделяют такие дни для служения вселенских панихид:

  • Мясопустная суббота . Она припадает на конец мясопустной недели, следом за которой начинается Масленица, а далее Великий пост. Это первая вселенская поминальная суббота, когда Церковь во время службы воспоминает о том, что каждого человека ждет Страшный Суд перед Богом. И для того, чтобы облегчить загробную участь уже умерших до этого дня христиан, служится эта большая заупокойная служба.
  • Троицкая суббота . Перед пятидесятым днем по Воскресению, когда вся Церковь празднует сошествие Святого Духа, принято поминать умерших в знак того, что они также ждут спасения своей души. В молитвах этого дня мы просим, чтобы дары Духа Святого снизошли не только на живых, но и на почивших братьев и сестер в вере.
  • Родительские субботы Великого поста . Они отмечаются на 2, 3 и 4 неделе Святой Четыредесятницы. Время Великого поста - самый скорбный и покаянный период всего церковного года, когда человеку необходимо отложить все мирские дела и максимально постараться посвятить мысли Богу и служению ближним. Конечно же, мы не можем в эти дни забывать о наших умерших родных, которые очень нуждаются в молитвенной поддержке.
  • Радоница, или Антипасха . Это так называемая Пасха для умерших, когда радостная весть о Воскресении Христовом разносится и тем, кто уже покинул этот мир. Христос после своей смерти на Кресте спустился в ад, и даровал спасение уже умершим прежде праведникам. Поэтому весть о Светлом Христовом Воскресении несет радость жизни вечной не только для еще живых людей, но и для умерших христиан. Поскольку на Светлой седмице сразу после Пасхи панихиды не служат, на Радоницу все верные христиане спешат помянуть своих умерших родных.

Что такое панихида об усопших

Когда уходит кто-то из близких, необходимо принять массу важных решений, организовать прощание. Но если покойный был крещеным человеком, обязательно надо позаботиться о его душе, заказать отпевание и панихиду по усопшим. Это очень важные прощальные обряды в православии, в которых должны участвовать все близкие.


Для чего нужно церковное прощание

Христианская вера заключается в том, что после телесной смерти душа человека переселяется в иной мир, духовный, который на этой земле нам невидим. В первые дни ей приходится особенно непросто, потому что надо пройти мытарства - злые духи мешают ей попасть в рай. Поэтому церковная молитва за умерших христиан - обязательна. Надо и перед смертью приглашать священника, чтобы он прочитал все молитвы на отход души от тела, исповедовал и причастил. Это лучшая кончина для верующего!

Панихида по усопшим служится до похорон, для этого батюшку можно позвать домой. Обычно требуется машина, чтобы забрать его из храма и привезти обратно, о сумме пожертвования надо договариваться индивидуально (певчие обычно приходят только за оплату, а вот священник может денег не взять, если умерший часто ходил в храм). Все присутствующие должны молиться, по традиции в руках держатся зажженные свечи. По времени обряд занимает около получаса.

  • Если следовать традициям, тело должно переночевать в храме, над ним должны читаться псалмы. Либо, по возможности, сама панихида по усопшему служится в церкви, а не на кладбище или дома. Конечно, это дополнительные хлопоты, но надо сделать все возможное, ведь речь идет о вечной участи.

Нельзя сильно плакать над телом, чтобы не удерживать душу покойного. Лучше больше времени проводить в молитвах. Кто-то из родственников может почитать псалтирь дома, если нет возможности всю ночь провести около тела.

Чтобы заказать панихиду по усопшим, необходимо приехать в храм. Намного проще, если вся семья является воцерковленной, или можно обратиться к тому, кто часто посещает церковь. Если таких знакомых нет - подойти в церковную лавку, как правило все требы заказываются там. Священнику все передадут, либо дадут номер, по которому можно с ним связаться.

Во время Великого поста панихиды по усопшим служатся по предварительной договоренности. Вообще для поминовения там предусмотрены особые дни, но обычно в подобных вопросах всегда идут навстречу.


Святая обязанность

Хотя человек оканчивает земной путь, душа его пребывает в вечности. Поэтому обязательно надо молиться об усопших, лучше ежедневно. Очень хорошо прочитывать кафизмы - это несколько псалмов, они сопровождаются особыми молитвами, где и называется имя покойного (покойных). В молитвословах можно найти и краткий вариант, он тоже будет на пользу.

Текст панихиды по усопшим содержит обычные начальные молитвы, 90-й псалом. Далее идут тропари, также поется особый канон. Читаются особый ектеньи (прошения). Существует вариант для мирян, который можно читать самостоятельно на кладбище или дома, если не удалось пригласить священника.

Поминовение усопших принято совершать:

  • День 3-й - традиция установлена в память того, что Иисус воскрес на третий день. Считается, что первые 2 дня душа посещает дорогие сердцу места. Именно в 3-й день начинается вознесение на небо.
  • День 9-й - по количеству ангельских чинов. До этого дня усопший путешествует по райским обителям. Если он много грешил, то будет сокрушаться о том, что мало времени провел в служении Богу.
  • 40-й день - это число часто встречается в Библии, необходимое время должного очищения человека. Считается, что в этот день определяется место души, где она будет до страшного суда.

Также принято отмечать годовщину, сделать это необходимо с молитвой, добрыми делами, избегая алкоголя (как и на любых христианских поминках). Хорошо раздавать милостыню за покойного. Также принято часть поминальной трапезы раздавать бедным, или приносить в храм. Ее оставляют на специальном столике возле кануна (низкий подсвечник квадратной формы, возле которого совершаются панихиды) - нельзя оставлять только мясные продукты.

Существуют и другие формы молитвы, к ним можно прибегать постоянно, не только в определенные даты. Лучше всего заказывать поминовение на Литургии - за усопших вынимают частицы из просфор, которые затем омывают в Чаше с причастным вином, которое есть Кровь Христова.

Считается, что души грешников, которые покаялись, но не успели совершить добрых дел, будут терпеть муки, которые могут облегчаться по молитвам близких. Только не надо думать, что достаточно лишь подать записку. Надо обязательно быть на богослужении и молиться. Достойное поминание необходимо любому христианину. Молитва - церковная и личная - это лучшее, что живые могут сделать для души покойного.

Панихида по усопшим Текст

Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Текст повторяется трижды.

Слушать панихиду по усопшим онлайн

Панихида по усопшим (текст) - как заказать в церкви или во время поста was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Похожие публикации